ПРАВИТЕЛЬСТВО ПРИМОРСКОГО КРАЯ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 13 апреля 2022 года N 166-рп
Об утверждении долгосрочной программы
содействия занятости молодежи
Приморского края на 2022 - 2030 годы
На основании Устава Приморского края, в
целях исполнения пункта 5 Распоряжения
Правительства Российской Федерации от 14
декабря 2021 года N 3581-р:
1. Утвердить прилагаемую долгосрочную
программу содействия занятости молодежи
Приморского края на 2022 - 2030 годы.
2. Департаменту информационной политики
Приморского края обеспечить официальное
опубликование настоящего распоряжения.
Первый вице-губернатор
Приморского края -
председатель Правительства
Приморского края
В.Г.ЩЕРБИНА
Утверждена
распоряжением
Правительства
Приморского края
от 13.04.2022 N 166-рп
ДОЛГОСРОЧНАЯ ПРОГРАММА СОДЕЙСТВИЯ
ЗАНЯТОСТИ МОЛОДЕЖИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ НА
2022 - 2030 ГОДЫ
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Молодежь представляет собой
социально-демографическую группу от 14 до
35 лет, выделяемую на основе возрастных
особенностей, социального положения и
характеризующуюся специфическими
интересами и ценностями.
Содействие занятости молодежи в
Приморском крае реализуется на основе:
системы доступной профессиональной
ориентации, гарантированного общего и
профессионального образования и
профессиональной подготовки,
направленных на приобретение
востребованных навыков;
создания достойных рабочих мест для
молодежи и временных рабочих мест для
приобретения практического опыта;
реализации комплекса мер по содействию
трудоустройству молодежи, развитию
молодежного предпринимательства и
самозанятости;
совершенствования государственной
политики в сфере труда, защищающей права
молодых людей;
совершенствования мотивации
работодателей по трудоустройству
молодежи.
Долгосрочная программа содействия
занятости молодежи Приморского края на
2022 - 2030 годы (далее - Программа)
разработана во исполнение пункта 5
Распоряжения Правительства Российской
Федерации от 14 декабря 2021 года N 3581-р
"Об утверждении Долгосрочной
программы содействия занятости молодежи
на период до 2030 года".
II. ПОЛОЖЕНИЕ МОЛОДЕЖИ НА РЫНКЕ ТРУДА В
ПРИМОРСКОМ КРАЕ
Уровень занятости молодежи в Приморском
крае в возрасте 15 - 24 лет ниже уровня
занятости населения края и
характеризуется в последние годы
тенденцией к снижению. В 2017 - 2020 годах
уровень занятости молодежи в возрасте 15 -
29 лет снизился с 20,3 до 17,9 процента, а в
группе 15 - 24 года с 6,3 до 5,6 процента, что
более чем в 10,6 раза ниже значения уровня
занятости населения - 59,9 процента в 2020
году.
При этом наиболее высок уровень
занятости в возрастных группах 30 - 34 года
и 25 - 29 лет. За счет этого уровень
занятости в целом в возрастной группе 15 -
34 лет выше среднего уровня занятости
населения в Приморском крае. Низкие
показатели уровня занятости молодежи в
возрасте 15 - 24 лет объясняются прежде
всего высоким уровнем вовлеченности
молодежи этого возраста в обучение по
программам общего, среднего
профессионального и высшего образования
(школьники и студенты очной формы
обучения относятся к лицам, не входящим в
состав рабочей силы). При этом
значительную часть рабочей силы в
молодежном сегменте составляют лица в
возрасте 25 - 34 лет. В 2020 году снижение
уровня занятости затронуло и эти
возрастные группы (минимальные уровни -
5,1 процента в возрастной группе 15 - 19 лет и
47,2 процентов в возрастной группе 20 - 24
года).
Уровень безработицы молодежи в возрасте
15 - 24 года почти в 3,45 раза выше среднего
уровня безработицы населения
Приморского края, в то время как в
возрастной группе 15 - 34 лет он превышает
средний уровень безработицы менее чем в
1,5 раза. В 2020 году уровень безработицы
среди молодежи достиг 8,6 процента, а в
возрастной группе 15 - 24 года - 19,0 процента
по отношению к среднего уровня
Приморского края 5,5 процента.
Традиционно наиболее высокий уровень
безработицы был характерен для
молодежной группы 15 - 19 лет. Если до 2019
года он непрерывно снижался (с 42,0
процента - в 2017 году до 18,4 процента - в 2019
году), то в 2020 году увеличился до 26,0
процента. Заметно вырос и уровень
безработицы среди молодежи в возрасте 20 -
24 лет (с 15,2 до 18,3 процента).
Распространение новой коронавирусной
инфекции повлияло на уровень
безработицы и возрастных группах 25 - 29
лет (рост с 4,9 до 6,7 процента), 30 - 34 года
(рост с 4,0 процента до 6,4 процентов).
В 2021 году на фоне реализации активных мер
государственной поддержки наметилось
снижение масштабов безработицы
населения, однако уровень безработицы
молодежи сохраняется пока выше значений
указанного показателя 2019 года.
К основным проблемам трудоустройства
молодежи можно отнести:
ограниченное количество возможностей
для совмещения молодыми людьми обучения
и работы, что обусловливает сравнительно
невысокий уровень молодежной занятости
в возрастной группе 20 - 24 года;
относительно высокий по экспертным
оценкам уровень вовлеченности молодежи
в возрасте от 15 до 24 лет в отношения в
сфере труда без надлежащего оформления;
отсутствие баланса между спросом и
предложением в молодежном сегменте
рынка труда;
несоответствие количества резюме
молодых соискателей и количества
вакансий для первого рабочего места;
наличие среди молодежи категории
незанятых лиц, не имеющих
профессионального образования или
подготовки;
низкая конкурентоспособность молодежи в
сегменте квалифицированного труда;
отсутствие опыта работы у части молодежи
при выходе на рынок труда;
неудовлетворенность качеством рабочей
силы молодежи со стороны работодателей;
несформированность профессиональных
ориентаций для построения
профессиональной и трудовой карьеры.
Изменения на рынке труда, вызванные
распространением новой коронавирусной
инфекции, осложняют положение молодых
людей на рынке труда, так как молодежь
чаще людей старшего возраста находится в
условиях временной и неполной занятости,
а значит, чаще сталкивается с высоким
риском потери работы и заработка.
Решение проблем в сфере занятости
молодежи в период распространения новой
коронавирусной инфекции возможно через
формирование новой молодежной повестки
и выделение приоритетных направлений
поддержки молодежи, в том числе в сфере
получения качественного доступного
образования и первого трудоустройства
после завершения обучения, поддержки
занятости социально уязвимых групп
среди молодежи и содействия трудовой
мобильности молодежи.
III. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Целью Программы является создание
условий для реализации
профессионального, трудового и
предпринимательского потенциала
молодежи в условиях трансформационных
процессов на рынке труда.
Основными задачами Программы являются:
формирование карьерных стратегий
молодежи в соответствии с
личностно-профессиональными
способностями и потребностью рынка
труда. Мероприятия в рамках этой задачи
нацелены в первую очередь на развитие
профориентационной работы с молодежью
за счет развития публичных и
аналитических сервисов на единой
цифровой платформе в сфере занятости и
трудовых отношений "Работа в
России" (далее - портал "Работа в
России"), посвященных различным
аспектам рынка труда, развитию
промышленного туризма с целью
ознакомления с профессиями и
предприятиями и обеспечения
межведомственной координации органами
службы занятости профориентационных
мероприятий в субъектах Российской
Федерации;
обеспечение соответствия получаемого
образования молодыми людьми
профессионально-квалификационным
требованиям работодателей. В рамках этой
задачи в первую очередь
предусматривается совершенствование
системы формирования и распределения
контрольных цифр приема в
образовательные организации с целью их
приближения к потребностям рынка труда,
системы организации и прохождения
производственной практики за счет
цифровизации процессов ее прохождения
между работодателем, студентом и
образовательной организацией на портале
"Работа в России". Кроме того,
предусматривается создание условий для
освоения учащимися профессиональных
образовательных организаций
предпринимательских компетенций и
организации практического обучения на
базе индивидуальных предпринимателей;
создание условий для профессионального
развития молодых людей через совмещение
получения образования и трудовой
(предпринимательской) деятельности;
создание дополнительных механизмов
снижения рисков незанятости молодежи. В
рамках решения этой задачи
предполагается реализовывать
мероприятия по профессиональному
обучению различных категорий молодежи,
субсидированию трудоустройства, в том
числе лиц с инвалидностью и
ограниченными возможностями здоровья.
Также предусматриваются мероприятия по
совершенствованию деятельности центров
карьеры (содействия трудоустройству
выпускников) образовательных
организаций.
Кроме того, запланированы пилотная
апробация комплексного подхода по
карьерному сопровождению молодежи, а
также обеспечение адресного
сопровождения отдельных категорий
молодежи в целях трудоустройства
(занятости) органами службы занятости.
В приоритетном порядке мероприятия
Программы будут направлены на
содействие занятости обучающихся и
выпускников, чьи направления подготовки
(специальности) будут находиться в зоне
рисков, связанных с незанятостью.
IV. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Программа разработана на 2022 - 2030 годы.
Первый этап реализации Программы
запланирован на 2022 - 2024 годы, в рамках
которого предусматривается:
участие в развитии отдельных подсистем
портала "Работа в России" в целях
совершенствования профориентационной
работы с молодежью путем формирования
публичных и аналитических сведений о
состоянии рынка труда и прогнозах его
развития;
подготовка предложений по запросу
Министерства труда и социальной защиты
Российской Федерации по
совершенствованию законодательства
Российской Федерации в целях расширения
возможности для занятости молодежи;
реализация мероприятий, направленных на
развитие предпринимательской
инициативы молодежи;
совершенствование порядка формирования
и распределения контрольных цифр приема
по образовательным программам среднего
профессионального образования и высшего
образования и другие мероприятия.
Второй этап реализации Программы
запланирован на 2025 - 2030 годы.
Мероприятия второго этапа
предполагается реализовать с учетом
анализа и оценки эффективности
реализации мероприятий первого этапа.
V. УПРАВЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ
Контроль за ходом реализации Программы и
общая координация реализации Программы
осуществляется министерством
профессионального образования и
занятости населения Приморского края.
План мероприятий по реализации
Программы приведен в приложении N 1.
Целевые показатели реализации Программы
приведены в приложении N 2.
VI. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Реализация Программы позволит достичь
следующих результатов:
повышение вовлеченности молодежи в
занятость;
снижение уровня безработицы среди
молодежи;
повышение уровня трудоустройства
выпускников образовательных
организаций;
снижение рисков незанятости молодежи из
социально уязвимых групп населения.
VII. РИСКИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
На достижение показателей
предусмотренных Программой могут
повлиять следующие факторы:
сокращение рабочих мест, увеличение
численности высвобождаемых работников в
связи с введением санкций в отношении
Российской Федерации, что повлияет на
уровень занятости населения Приморского
края, в том числе молодежи;
недостаточное финансирование
государственных программ Приморского
края "Содействия занятости населения
Приморского края на 2020 - 2027 годы",
"Развитие образования Приморского
края" на 2020 - 2027 годы".
Приложение N 1
к долгосрочной программе
содействия занятости
молодежи Приморского края
на 2022 - 2030 годы
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ
ДОЛГОСРОЧНОЙ ПРОГРАММЫ СОДЕЙСТВИЯ
ЗАНЯТОСТИ МОЛОДЕЖИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ НА
2022 - 2030 ГОДЫ
N п/п |
Наименование мероприятия |
Вид документа |
Ожидаемый результат |
Срок реализации |
Ответственные исполнители |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Цель - создание условий для реализации профессионального, трудового и предпринимательского потенциала молодежи | |||||
Задача 1. Формирование карьерных стратегий молодежи в соответствии с личностно-профессиональными наклонностями | |||||
1.1. |
Обеспечение органами службы занятости межведомственной координации мероприятий по профессиональной ориентации молодежи в целях выбора профессии и построения карьеры |
отчет в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - Минтруд РФ) |
охват не менее 14000. человек ежегодно услугами по профессиональной ориентации в центре занятости населения и профориентационными мероприятиями, организованными центром занятости населения |
2023 - 2030 годы |
Министерство профессионального образования и занятости населения Приморского края (далее - Минпроф ПК), министерство образования Приморского края (далее - Минобр ПК) |
1.2. |
Проведение мероприятий по технологии поиска работы для учащихся средних профессиональных образовательных учреждений |
график проведения мероприятий |
не менее 1200 ежегодно |
2023 - 2030 годы |
Минпроф ПК, КГКУ "Приморский центр занятости населения" (далее - КГКУ "ПЦЗН") |
1.3. |
Проведение массовых и групповых мероприятий для учащихся школ (Экскурсии на предприятия, Дни профориентации) |
график проведения мероприятий |
не менее 2000 ежегодно |
2023 - 2030 годы |
Минобр ПК, Минпроф ПК, КГКУ "ПЦЗН" |
1.4. |
Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование отдельных категорий молодежи |
Постановление Правительства Российской Федерации (далее - Правительство РФ) от 27 мая 2021 года N 800 |
не менее 690 человек ежегодно |
2022 - 2024 годы |
Минпроф ПК, КГКУ "ПЦЗН" |
1.5. |
Содействие в обеспечении занятости несовершеннолетних, не обучающихся и не работающих, в отношении которых органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводится индивидуальная профилактическая работа |
отчет в Минтруд РФ |
снижение численности несовершеннолетних, не обучающихся и не работающих, совершивших преступления |
не позднее 30 марта 2023 г., далее - ежеквартально |
Минобр ПК, Минпроф ПК |
1.6. |
Подготовка предложений по совершенствованию норм трудового и пенсионного законодательства в части условий привлечения к трудовой деятельности несовершеннолетних граждан, в том числе получающих пенсию по потере кормильца, детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья |
подготовка предложений по запросу Минтруда РФ |
временное трудоустройство несовершеннолетних не менее 0.5 процентов от числа несовершеннолетних граждан обратившихся в КГКУ "ПЦЗН" |
в сроки указанные в запросе Минтруда РФ |
Минобр ПК, Минпроф ПК |
Задача 2. Обеспечение соответствия получаемого образования профессионально - квалификационным требованиям работодателей и предпринимательской деятельности | |||||
2.1. |
Совершенствование порядка формирования и распределения контрольных цифр приема по профессиям, специальностям среднего профессионального образования за счет средств краевого бюджета в части формирования органами службы занятости заключения о соответствии проекта контрольных цифр приема перспективным потребностям регионального рынка труда |
проект постановления Правительства Приморского края о внесении изменений в постановление Администрации Приморского края от 1 декабря 2015 года N 458-па |
обеспечение соответствия структуры и объема подготовки кадров по профессиям, специальностям среднего профессионального образования потребностям рынка труда, в том числе кадровым потребностям инвестиционных проектов |
30 мая 2022 г. |
Минпроф ПК |
2.2. |
Учет уровня трудоустройства выпускников профессиональных образовательных организаций в числе показателей, используемых при проведении конкурса по распределению контрольных цифр приема |
внесение изменений в нормативные правовые акты Приморского края |
|
30 мая 2022 г. |
Минпроф ПК |
2.3. |
Участие в развитии, апробации и обеспечение функционирования на единой цифровой платформе в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России" подсистемы по осуществлению в электронном виде процедур организации и прохождения производственной практики (фиксация рабочих мест для производственной практики, заключение соглашений на прохождение производственной практики, документы, связанные с прохождением производственной практики, отчетность) |
отчет Минтруд РФ |
организация 100 процентов производственных практик в государственных образовательных организациях к 2024 году с использованием единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России" |
ежегодно, начиная с 30 декабря 2023 г. |
Минпроф ПК, КГКУ "ПЦЗН", профессиональные образовательные учреждения (далее - ПОУ) |
2.4. |
Создание условий для приобретения в рамках освоения образовательных программ среднего профессионального образования предпринимательских компетенций, а также знаний и умений, необходимых для ведения предпринимательской деятельности, осуществления деятельности в форме самозанятости |
отчет в Минтруд РФ |
занятость не менее 5 процентов выпускников, завершивших обучение по программам среднего профессионального образования, из числа осуществляющих профессиональную деятельность по окончании обучения в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход к 2030 году |
в сроки установленные Минтрудом РФ, но не позднее 30 декабря 2022 г., далее - ежегодно |
Минпроф ПК; ПОУ |
Задача 3. Создание дополнительных механизмов снижения рисков незанятости молодежи | |||||
3.1. |
Субсидирование трудоустройства отдельных категорий молодежи, включая лиц с инвалидностью и лиц с ограниченными возможностями здоровья |
предложения по запросу Минтруда РФ |
расширение возможностей для трудоустройства |
в сроки указанные в запросе Минтруда РФ, но не позднее 30 декабря 2022 г. |
Минпроф ПК |
3.2. |
Создание условий для освоения обучающимися общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций навыков и компетенций по личному самоопределению, планированию профессиональной деятельности и профессионального развития |
предложения по запросу Минпросвещения РФ |
обладание указанными компетенциями к 2030 году 100 процентов обучающихся государственных общеобразовательных организаций и государственных профессиональных образовательных организаций |
в сроки указанные в запросе Минпросвещения РФ, но не позднее 30 декабря 2022 г., далее - ежегодно |
Минобр ПК, Минпроф ПК |
3.3. |
Взаимодействие КГКУ "Приморский центр занятости населения" и центров карьеры (центров содействия трудоустройству выпускников) организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций с социальными партнерами в целях информирования обучающихся об основах социально-трудового законодательства |
отчет в Минтруд РФ |
повышение информированности обучающихся об основах социально-трудового законодательства |
в сроки установленные Минтрудом РФ, далее ежегодно |
Минпроф ПК, КГКУ "ПЦЗН", ПОУ |
3.4. |
Совершенствование деятельности центров карьеры (центров содействия трудоустройству выпускников) организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций |
предложения по запросу Минтруда РФ |
создание условий для содействия трудоустройству в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования |
в сроки указанные в запросе Минтруда РФ, но не позднее 31 декабря 2022 г. |
Минпроф ПК, КГКУ "ПЦЗН", ПОУ, высшие учебные заведения (далее - ВУЗы) |
3.5. |
Подготовка предложений по установлению порядка деятельности центров карьеры (центров содействия трудоустройству выпускников) образовательных организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций и системы показателей эффективности их деятельности |
предложения по запросу Минобрнауки РФ |
постановление Правительства РФ |
в сроки указанные в запросе Минобрнауки РФ, но не позднее 31 декабря 2022 г. |
Минпроф ПК, ПОУ, вузы |
3.6. |
Развитие и обеспечение деятельности межвузовских и региональных (базовых) центров карьеры (центров содействия трудоустройству выпускников) в субъектах Российской Федерации |
отчет по запросу Минобрнауки РФ |
обеспечение деятельности 64 центров карьеры в ВУЗАх и ПОУ |
в сроки указанные в запросе Минобрнауки РФ, но не позднее 30 марта 2024 г. |
Минпроф ПК, ПОУ, ВУЗы |
3.7. |
Обеспечение адресного сопровождения в целях трудоустройства (занятости) отдельных категорий молодежи органами службы занятости в рамках жизненных ситуаций |
отчет по запросу Минтруда РФ |
сокращение к 2030 году в 2 раза доли лиц в возрасте до 30 лет, состоящих на регистрационном учете в органах службы занятости в качестве безработных |
в сроки указанные в запросе Минтруда РФ, но не позднее 30 декабря 2022 г., далее - ежегодно |
Минпроф ПК |
3.8. |
Апробация комплексного подхода по карьерному сопровождению молодежи, включая развитие предпринимательских инициатив |
предложения по запросу Минтруда РФ |
100 человек, которые ежегодно получили услуги по карьерному сопровождению |
в сроки указанные в запросе Минтруда РФ, но не позднее 30 декабря 2022 г., далее 1 февраля 2023 г., далее - ежегодно |
Минпроф ПК |
3.9. |
Развитие трудовой мобильности молодежи из трудоизбыточных в трудодефицитные субъекты Российской Федерации |
предложения по запросу Минтруда РФ |
содействие трудоустройству молодежи из трудоизбыточных субъектов в ПК |
в сроки указанные в запросе Минтруда РФ, но не позднее 30 декабря 2022 г. |
Минпроф ПК |
Приложение N 2
к долгосрочной программе
содействия занятости
молодежи Приморского края
на 2022 - 2030 годы
ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕАЛИЗАЦИЯ
ДОЛГОСРОЧНОЙ ПРОГРАММЫ СОДЕЙСТВИЯ
ЗАНЯТОСТИ МОЛОДЕЖИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ НА
2022 - 2030 ГОДЫ
N п/п |
Наименование показателя |
Единица измерения |
Значение показателя | |||
|
|
|
2020 год |
2024 год |
2027 год |
2030 год |
1. |
Доля трудоустроенных (занятых) выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования в общей численности выпускников таких образовательных организаций, за исключением указанных выпускников, призванных на военную службу, продолживших получение образования, осуществляющих уход за ребенком |
процентов |
н/д |
70 |
75 |
80 |
2. |
Уровень безработицы молодежи в возрасте от 15 до 29 лет |
процентов |
11 |
9 |
7 |
6 |
3. |
Уровень безработицы молодежи в возрасте от 15 до 24 лет |
процентов |
19 |
15 |
13 |
10 |
4. |
Доля несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, прошедших профессиональные пробы, в том числе в рамках временного трудоустройства, от общей численности несовершеннолетних граждан такого возраста |
процентов |
1,7 |
12 |
14 |
16 |
- О внесении изменений в постановление Администрации Приморского края от 28 декабря 2018 года N 668-па "Об утверждении стратегии социально-экономического развития Приморского края до 2030 года"
- Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Приморского края до 2030 года (с изменениями на 5 апреля 2024 года)