Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь


СОГЛАШЕНИЕ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ И СВЯЗАННЫХ С НИМИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ, РЕГИОНАЛЬНЫМ СОЮЗОМ "ИВАНОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЙ ПРОФСОЮЗОВ", ИВАНОВСКИМ ОБЛАСТНЫМ ОБЪЕДИНЕНИЕМ РАБОТОДАТЕЛЕЙ "СОЮЗ ПРОМЫШЛЕННИКОВ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2019 - 2024 ГОДЫ

от 25 декабря 2018 года N 42-с

(с изменениями на 27 апреля 2023 года)
(в ред. Дополнительных соглашений от 24.03.2022 N 5-с, от 27.04.2023 N 14-с)



Правительство Ивановской области, именуемое в дальнейшем "Правительство", в лице Губернатора Ивановской области Воскресенского Станислава Сергеевича, действующего на основании Устава Ивановской области, Региональный союз "Ивановское областное объединение организаций профсоюзов", именуемый в дальнейшем "Профсоюзы", в лице Председателя Регионального союза "Ивановское областное объединение организаций профсоюзов" Мирского Александра Николаевича, действующего на основании Устава, и Ивановское областное объединение работодателей "Союз промышленников и предпринимателей Ивановской области", именуемое в дальнейшем "Работодатели", в лице Председателя Правления Ивановского областного объединения работодателей "Союз промышленников и предпринимателей Ивановской области" Токаева Юрия Алимбековича, действующего на основании Устава, совместно именуемые "Стороны", действуя в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", законами Ивановской области от 10.12.2016 N 117-ОЗ "Об органах социального партнерства в сфере труда в Ивановской области", от 08.06.2012 N 35-ОЗ "О правах профессиональных союзов в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), другими общественными объединениями и гарантиях их деятельности в Ивановской области", иными законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации и Ивановской области, конвенциями Международной организации труда, заключили настоящее Соглашение в целях проведения согласованной политики по социальной и правовой защите населения и дальнейшего развития социального партнерства.


Стороны признают необходимым заключение отраслевых (межотраслевых), территориальных и иных соглашений по вопросам регулирования социально-трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, коллективных договоров в организациях любой формы собственности и у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории Ивановской области.


Стороны ставят в числе приоритетных целей Соглашения создание условий, содействующих развитию экономики, повышению ее конкурентоспособности, росту производительности труда, стабильной занятости и развитию эффективной инфраструктуры рынка труда, подготовке квалифицированной рабочей силы, безопасности рабочих мест, проведению социально-экономической политики, направленной на повышение качества жизни работников и их семей, сокращению масштабов бедности, поддержанию социальной стабильности и обеспечению социальной защиты населения.


Стороны рассматривают обязательства Соглашения как минимальные, которые должны быть обеспечены и могут быть дополнены и развиты при заключении и реализации отраслевых (межотраслевых), территориальных и иных соглашений по вопросам регулирования социально-трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, коллективных договоров, заключаемых на территории Ивановской области, только в сторону повышения уровня социальной и экономической защищенности работников.


Соглашение является составной частью коллективно-договорного процесса в системе социального партнерства и служит основой для разработки и заключения отраслевых (межотраслевых), территориальных и иных соглашений по вопросам регулирования социально-трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, коллективных договоров в организациях любой формы собственности и у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории Ивановской области.


Стороны в пределах своих полномочий принимают меры по реализации Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации и Соглашения между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Центрального федерального округа, Ассоциацией территориальных объединений организаций профсоюзов Центрального федерального округа, Координационным Советом Российского союза промышленников и предпринимателей Центрального федерального округа.


Обязательства Работодателей принимают на себя две другие Стороны в той мере, в которой они осуществляют функции Работодателей.


Стороны признают необходимыми совместные усилия, направленные на преодоление экономических, социальных и иных последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).


(абзац введен Дополнительным соглашением от 24.03.2022 N 5-с)



1. В ОБЛАСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ


Стороны совместно:


1.1. Принимают меры по реализации Стратегии социально-экономического развития Ивановской области, плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Ивановской области, инвестиционной стратегии Ивановской области.


1.2. Добиваются устойчивого экономического развития Ивановской области, укрепления экономического и финансового положения организаций, развития инновационной и предпринимательской активности и на этой основе повышения жизненного уровня населения Ивановской области.


1.3. Способствуют реализации промышленной и инвестиционной политики, обеспечивающей:


1.3.1. Рост объемов производства продукции (работ, услуг) в секторах экономики Ивановской области.


1.3.2. Насыщение потребительского рынка качественными товарами и услугами, в том числе производимыми в Ивановской области.


1.3.3. Увеличение спроса населения на продукцию, производимую в Ивановской области.


1.3.4. Развитие малого и среднего бизнеса, вовлечение его представителей в систему социального партнерства.


1.4. Разрабатывают и реализуют меры, направленные на повышение эффективности агропромышленного комплекса, развитие сельского хозяйства, способного обеспечить продовольственную безопасность Ивановской области.


1.5. Содействуют развитию крестьянско-фермерских хозяйств и сельскохозяйственной потребительской кооперации, способствуют созданию новых рабочих мест в агропромышленном комплексе.


(в ред. Дополнительного соглашения от 24.03.2022 N 5-с)


1.6. Способствуют цифровизации экономики, созданию условий для развития новых секторов экономики, обеспечению максимально благоприятных условий для внедрения инноваций.


1.7. Организуют конкурсы профессионального мастерства с целью повышения производительности труда как основы роста эффективности экономики Ивановской области.


1.8. Принимают меры, направленные на увеличение уровня налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и объема иных обязательных платежей, легализацию "теневой" заработной платы, противодействие схемам ухода от налогообложения.


1.9. Проводят взаимные консультации по основным показателям прогноза социально-экономического развития Ивановской области, проекта областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период, основным социально-экономическим показателям мониторинга качества и уровня жизни населения (в соответствии с приложениями 1 и 2 к настоящему Соглашению).


1.10. Проводят согласованную политику в вопросах установления тарифов на энергоносители и услуги коммунального хозяйства, содействуют соблюдению регулируемых цен, тарифов, наценок, порядка ценообразования хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере регулируемого ценообразования.


1.11. При рассмотрении вопросов, связанных с предстоящей реорганизацией и ликвидацией организаций, осуществляющих деятельность на территории области, своевременно информируют социальных партнеров для принятия мер по соблюдению трудовых прав работников.


Правительство:


1.12. Осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития Ивановской области; разрабатывает прогноз социально-экономического развития Ивановской области, государственные программы Ивановской области; участвует в разработке разделов государственных программ Российской Федерации, федеральных целевых программ.


1.13. Осуществляет мониторинг и прогнозирует развитие социально-экономической ситуации в области с целью определения приоритетных направлений и перспектив развития.


1.14. Совершенствует инвестиционную политику и оказывает организациям государственную поддержку при реализации высокоэффективных инвестиционных и инновационных проектов в соответствии с действующим законодательством Ивановской области.


1.15. Организует реализацию государственных программ развития сельского хозяйства с целью обеспечения продовольственной безопасности населения Ивановской области на основе ускоренного развития и повышения эффективности производства продукции сельского хозяйства.


1.16. Организует проведение выставочно-ярмарочных мероприятий, в том числе на межрегиональных и международных выставках, в целях насыщения потребительского рынка качественными товарами и услугами.


1.17. Создает условия для развития и увеличения объемов жилищного строительства, привлечения внебюджетных источников в строительство жилья в целях обеспечения доступности и снижения стоимости жилья.


1.18. Осуществляет меры, направленные на развитие малого и среднего бизнеса, вовлечение его представителей в систему социального партнерства.


1.19. Принимает меры по содействию развитию конкуренции в Ивановской области.


1.20. Осуществляет государственное регулирование цен (тарифов) на энергоносители, тепловую и электрическую энергию, топливные ресурсы, транспорт и услуги жилищно-коммунального хозяйства.


Правительство и Работодатели:


1.21. Рассматривают совместно вопросы оказания государственной поддержки, направленной на инновационное обновление и стабилизацию работы экономики, конкретных организаций, поддержки развития среднего и малого предпринимательства, решения социальных задач.


1.22. Содействуют привлечению инвестиций для развития экономики области.


1.23. Содействуют обеспечению и повышению уровня занятости населения путем создания новых постоянных рабочих мест в организациях всех форм собственности.


Работодатели:


1.24. Оказывают помощь организациям в установлении деловых контактов и создании совместных производств с заинтересованными организациями других стран и регионов, развитии межрегиональной и внутриобластной коопераций.


1.25. Принимают необходимые меры по улучшению экономического и финансового положения организаций, обеспечивают их стабильную работу по увеличению объемов производства, выпуску конкурентоспособной продукции.


1.26. Активно занимаются привлечением в организации инвестиционных ресурсов для создания новых и модернизации действующих производств, создания новых рабочих мест и увеличения налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.


1.27. Представляют Сторонам имеющуюся информацию о предстоящих изменениях: реорганизации, смене собственника, перепрофилировании, банкротстве или ликвидации организаций.


1.28. Обеспечивают участие представителей работников в заседаниях коллегиального органа управления организации с правом совещательного голоса в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами, учредительным документом организации, внутренним регламентом, иным внутренним документом организации, коллективным договором, соглашениями.


Профсоюзы:


1.29. Осуществляют профсоюзный контроль соблюдения Работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обеспечивающих защиту интересов работников, в том числе при смене собственников организаций, изменении организационно-правовых форм, сокращении численности или штата, введении неполного рабочего времени.


1.30. Предоставляют бесплатную консультационную и правовую помощь профсоюзным организациям, членам профсоюза, в том числе защищают их права и интересы при смене собственника, изменении подведомственности организации, ее реорганизации.


1.31. Принимают участие в заседаниях коллегиального органа управления организации с правом совещательного голоса в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами, учредительным документом организации, внутренним регламентом, иным внутренним документом организации, коллективным договором, соглашениями.



2. В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ РЫНКА ТРУДА, ЗАНЯТОСТИ И КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ


Стороны совместно:


2.1. Содействуют занятости населения, обеспечивают права граждан на достойный труд и защиту от безработицы.


2.2. Способствуют сохранению и модернизации действующих и созданию новых рабочих мест.


2.3. Проводят согласованную политику в области регулирования вопросов привлечения к трудовой деятельности иностранных граждан.


2.4. Принимают меры по обеспечению занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы, в том числе трудоустройству инвалидов в пределах установленной квоты, выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования по полученной специальности (профессии), граждан предпенсионного и пенсионного возраста.


2.5. Проводят анализ и взаимные консультации по перспективной потребности в кадрах для формирования заказа на их подготовку в системе среднего профессионального и высшего образования; принимают меры по обеспечению подготовки и дополнительного профессионального образования работников, в том числе непосредственно на производстве, в соответствии с потребностями регионального рынка труда.


2.6. Совершенствуют и развивают систему профессиональной ориентации молодежи с целью повышения мотивации к трудовой деятельности по профессиям и специальностям, востребованным на рынке труда.


2.7. Содействуют развитию практики стажировки студентов и выпускников среднего профессионального и высшего образования в целях их последующего трудоустройства на постоянные рабочие места.


2.8. Организуют конкурсы профессионального мастерства с целью популяризации рабочих профессий с обязательным освещением во всех региональных средствах массовой информации.


2.9. Считают критерием массового высвобождения:


2.9.1. Ликвидацию организации (прекращение деятельности индивидуального предпринимателя) с численностью работников 15 и более человек.


2.9.2. Увольнение в связи с сокращением численности или штата 15% списочного состава работников в течение 90 календарных дней.


2.10. Принимают меры по снижению неформальной занятости и повышению собираемости страховых взносов во внебюджетные фонды.


2.11. Рекомендуют представителям работников и работодателей устанавливать критерии массового увольнения работников в отраслевых (межотраслевых), территориальных и иных соглашениях по вопросам регулирования социально-трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений при их заключении.


Правительство:


2.12. Организует и координирует оказание государственных услуг в области содействия занятости населения.


2.13. Осуществляет координацию деятельности заинтересованных организаций по вопросам занятости населения.


2.14. Обеспечивает реализацию мер, направленных на совершенствование системы подготовки квалифицированных кадров в профессиональных образовательных организациях, с учетом потребности рынка труда и требований работодателей.


2.15. Предусматривает меры по созданию условий для интеграции в трудовую деятельность лиц с ограниченными физическими возможностями.


2.16. Организует работу по содействию добровольному переселению в Ивановскую область соотечественников, проживающих за рубежом, для социально-экономического и демографического развития Ивановской области.


Работодатели:


2.17. Принимают меры по сохранению и повышению качества действующих, созданию новых рабочих мест с привлекательными и безопасными условиями труда.


2.18. Обеспечивают своевременное представление информации в органы службы занятости населения о свободных рабочих местах и вакантных должностях в организациях, у индивидуальных предпринимателей и выполнении установленной квоты для трудоустройства инвалидов.


2.19. Не допускают массового увольнения работников, принимают меры по минимальному высвобождению работников за счет перепрофилирования производств, опережающего переобучения, введения режима неполного рабочего времени и других мер, предусмотренных законодательством. Не допускают в течение года увольнения работников - членов одной семьи по сокращению численности или штата работников.


2.20. Предоставляют возможность первоочередного трудоустройства при появлении вакантных рабочих мест и (или) на вновь вводимые рабочие места ранее высвобожденным в связи с сокращением численности или штата работникам при соответствии их квалификации требованиям производства.


2.21. Осуществляют профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников на условиях и в порядке, установленных коллективными договорами, отраслевыми (межотраслевыми), территориальными и иными соглашениями по вопросам регулирования социально-трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, способствуют повышению доли высококвалифицированных работников.


2.22. Обеспечивают заключение трудовых договоров с работниками в письменной форме и не допускают случаев привлечения работников к трудовой деятельности без надлежащего оформления трудовых отношений.


2.23. Информируют в случае угрозы массового увольнения профсоюзные органы, органы местного самоуправления соответствующего муниципального образования Ивановской области, органы службы занятости не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий. Разрабатывают меры, направленные на поддержку увольняемых работников, в том числе путем предоставления восьми часов оплачиваемого времени в течение недели с сохранением средней заработной платы для поиска нового места работы.


2.24. Организуют в случае необходимости профессиональную переподготовку и повышение квалификации работников.


Работодатели и Профсоюзы:


2.25. Предусматривают в коллективных договорах, соглашениях с учетом финансово-экономического положения организации:


2.25.1. Дополнительные по сравнению с трудовым законодательством льготы и компенсации при сокращении численности или штата работников за пять лет до достижения ими возраста, дающего право выхода на пенсию.


2.25.2. Дополнительные гарантии для совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью.


2.25.3. Оказание материальной помощи работникам, потерявшим работу вследствие реорганизации, сокращения численности или штата работников организации.


2.25.4. Меры материальной поддержки и социального обеспечения выпускников профессиональных образовательных организаций области при трудоустройстве.


2.25.5. Обеспечение детей работников новогодними подарками.


2.25.6. Возможность для поиска нового места работы работникам, получившим уведомление о предстоящем расторжении трудового договора по инициативе работодателя в связи с сокращением численности или штата работников организации, с сохранением средней заработной платы.


Профсоюзы:


2.26. Осуществляют профсоюзный контроль соблюдения работодателями и их представителями трудового законодательства, локальных нормативных и правовых актов, в том числе по вопросам приема и увольнения работников, предоставления им гарантий и компенсаций в связи с расторжением трудового договора.


2.27. Предоставляют бесплатную консультационную и правовую помощь профсоюзным организациям, членам профсоюзов, а также малообеспеченным гражданам по вопросам трудового законодательства.



3. В ОБЛАСТИ ОПЛАТЫ ТРУДА, ДОХОДОВ И УРОВНЯ ЖИЗНИ


Стороны совместно:


3.1. Обеспечивают соблюдение государственных гарантий по оплате труда, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.


3.2. Способствуют совершенствованию организации труда и систем оплаты труда, обеспечивающих повышение эффективности производства, рост производительности труда и устойчивое развитие экономики.


3.3. Осуществляют постоянный контроль за своевременностью и полнотой выплаты заработной платы, перечислением страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.


3.4. Способствуют увеличению реальных доходов работников, принимают меры, направленные на опережение темпов роста заработной платы относительно индекса потребительских цен.


3.5. Проводят регулярный мониторинг численности низкооплачиваемых групп работников в области и предпринимают меры к снижению их доли.


3.6. Принимают меры по недопущению выплаты заработной платы без начисления на нее необходимых налогов и страховых взносов, установленных законодательством.


3.7. Принимают меры по установлению тарифной (базовой, гарантированной, постоянной) части заработной платы работников организаций Ивановской области на уровне не ниже 60% от ее общего размера.


3.8. Принимают меры по выявлению случаев дискриминации в отношении работающих пенсионеров или работников предпенсионного возраста, предотвращению увольнений, сокращений и иных случаев нарушения трудовых прав граждан.


Правительство:


3.9. Реализует государственную социальную политику в части обеспечения роста заработной платы.


3.10. Обеспечивает реализацию Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" в пределах своих полномочий.


3.11. Принимает меры по ежегодному увеличению фонда оплаты труда и минимальных окладов работников бюджетной сферы Ивановской области, учитывая уровень инфляции. Проводит (не реже одного раза в полугодие) анализ складывающегося уровня оплаты труда в бюджетной сфере области и информирует областную трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений в рамках отчета о выполнении Соглашения.


3.12. Обеспечивает осуществление мониторинга организаций, имеющих просроченную задолженность по выплате заработной платы, и принимает меры по ее ликвидации.


3.13. Рассматривает вопросы роста заработной платы и ликвидации задолженности по ее выплате на заседаниях Правительства, областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, межведомственной комиссии по соблюдению требований законодательства в вопросах оплаты труда в организациях Ивановской области с участием контрольных (надзорных) органов, руководителей органов местного самоуправления муниципальных образований Ивановской области, организаций, профсоюзов.


3.14. Координирует и осуществляет работу по установлению условий оплаты труда работников бюджетных организаций с учетом Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, утвержденных Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений.


3.15. Обеспечивает проведение оценки уровня жизни населения, осуществление расчетов прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам населения, публикацию в средствах массовой информации постановления Правительства Ивановской области об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Ивановской области.


(п. 3.15 в ред. Дополнительного соглашения от 24.03.2022 N 5-с)


Работодатели и Профсоюзы:


3.16. Заключают коллективные договоры, соглашения, предусматривая в них в пределах финансовых возможностей организации:


3.16.1. Ежегодную индексацию заработной платы на уровне не ниже индекса потребительских цен, сложившихся на территории области, определяемого органом статистики.


3.16.2. Размер денежной компенсации за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, выше, чем предусмотрено статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации.


3.16.3. Размер и порядок выплаты работникам вознаграждения за нерабочие праздничные дни в соответствии со статьей 112 Трудового кодекса Российской Федерации на уровне средней заработной платы работника.


3.16.4. Обязательства по организации оздоровления и отдыха работников и их детей, в том числе финансовые, из средств организаций.


3.16.5. Условия обучения специалистов и профактива по вопросам трудового законодательства.


3.16.6. Средства на социальную поддержку работников и членов их семей.


3.16.7. Безвозмездные субсидии и займы на строительство или приобретение жилья.


Работодатели:


3.17. Обеспечивают безусловное исполнение всех норм трудового законодательства, коллективных договоров организаций, областного, отраслевых (межотраслевых), территориальных и иных соглашений по вопросам регулирования социально-трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, регламентирующих отношения работников и работодателей в области заработной платы, усиление ответственности работодателей за задержку выплаты заработной платы.


3.18. Принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в случаях, предусмотренных коллективными договорами, по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации.


3.19. Устанавливают во внебюджетном секторе экономики размер месячной тарифной ставки 1 разряда (минимального должностного оклада) работников, занятых в нормальных условиях труда, за работу, не требующую специальной профессиональной подготовки, знаний, умений и профессиональных навыков и опыта работы, не ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.


3.20. Обеспечивают повышение уровня реальной заработной платы в соответствии с ростом потребительских цен.


3.21. Устанавливают в коллективных договорах организаций:


3.21.1. Порядок оплаты нерабочих праздничных дней.


3.21.2. Размеры выплат компенсационного характера, но не ниже уровня, определенного трудовым законодательством.


3.21.3. Порядок определения выплат стимулирующего характера и критерии их установления.


3.21.4. Порядок индексации заработной платы в связи с ростом потребительских цен.


3.22. При проведении мероприятий по реорганизации сохраняют уровень заработной платы и социальные гарантии, действовавшие до ее начала.


Профсоюзы:


3.23. Участвуют в обсуждении и согласовании проектов законов и иных нормативных правовых актов в сфере труда, в том числе оплаты труда и уровня жизни населения.


3.24. Осуществляют контроль выполнения положений коллективных договоров организаций, в частности, положений по оплате труда и материальному стимулированию работников организаций.


3.25. Оказывают бесплатную консультационную помощь членам профсоюза по вопросам трудового законодательства, представляют их интересы при разрешении трудовых споров (конфликтов), в том числе в судебном порядке.



4. В ОБЛАСТИ УЛУЧШЕНИЯ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА, ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ


Стороны совместно:


4.1. Обеспечивают реализацию основных направлений государственной политики в области охраны труда и экологической безопасности, признавая приоритетным направлением своей деятельности сохранение жизни и здоровья работников.


4.2. Участвуют в нормотворческой деятельности на областном уровне в сфере охраны труда и экологической безопасности.


4.3. В пределах компетенции участвуют в реализации мероприятий действующих государственных программ, обеспечивающих улучшение условий и охраны труда в организациях Ивановской области.


4.4. Содействуют проведению специальной оценки условий труда.


4.5. Разрабатывают меры по сокращению использования труда женщин на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.


4.6. Организуют проведение региональных конкурсов в сфере охраны труда.


4.7. Проводят семинары, совещания, круглые столы и другие мероприятия по вопросам условий и охраны труда.


4.8. Оказывают содействие работникам в прохождении диспансеризации, а также добровольного тестирования на ВИЧ.


Правительство:


4.9. Реализует государственную политику в области охраны труда и экологической безопасности, обеспечивает деятельность областной межведомственной комиссии по охране труда.


4.10. Обеспечивает реализацию подпрограммы "Улучшение условий и охраны труда в Ивановской области" государственной программы Ивановской области "Содействие занятости населения Ивановской области".


4.11. Предоставляет возможность участия Профсоюзов и Работодателей в разработке государственных программ улучшения условий и охраны труда.


4.12. Обеспечивает предоставление государственной услуги по осуществлению на территории Ивановской области государственной экспертизы условий труда.


4.13. Принимает меры по информированию населения о состоянии окружающей природной среды, состоянии условий труда, производственного травматизма и принимаемых мерах по охране здоровья работающих граждан, освещению проводимых мероприятий в области охраны труда и экологической безопасности.


4.14. Развивает систему мониторинга состояния условий и охраны труда.


4.15. Содействует совершенствованию комплексной подготовки персонала по охране труда.


4.16. Координирует проведение на территории области обучения по охране труда работников, в том числе руководителей организаций, а также работодателей - индивидуальных предпринимателей, проверки знания ими требований охраны труда.


4.17. Обеспечивает оказание консультативной и методической помощи организациям Ивановской области по вопросам практического применения норм трудового законодательства и совершенствования работы служб охраны труда.


4.18. Обеспечивает ежегодное проведение тематических мероприятий в рамках Всемирного дня охраны труда.


4.19. Обеспечивает организацию проведения конференций, семинаров - совещаний по вопросам охраны труда, а также регионального этапа всероссийского конкурса "Российская организация высокой социальной эффективности" в номинации "За сокращение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости".


4.20. Содействует наблюдательному участию представителей профсоюза в государственной экологической экспертизе объектов областного уровня.


Работодатели:


4.21. Обеспечивают улучшение условий и охраны труда, предупреждение и снижение уровня производственного травматизма и профессиональных заболеваний в организациях.


4.22. Реализуют предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников.


4.23. Принимают меры по сокращению численности работников основных видов производств, занятых на работах, условия труда которых не отвечают санитарно-гигиеническим нормам, а также сокращению использования труда женщин на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.


4.24. Организуют и обеспечивают проведение специальной оценки условий труда в организациях.


4.25. Проводят обучение руководителей, специалистов и работников по охране труда.


4.26. Обеспечивают работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, сертифицированной специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами.


4.27. Организуют проведение обязательных медицинских осмотров (обследований) соответствующих категорий работников, а в случаях, предусмотренных коллективными договорами, добровольного тестирования на ВИЧ (за счет средств работодателя).


4.28. С учетом финансовых возможностей организации предоставляют дополнительные или повышенные гарантии и компенсации работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также работникам, пострадавшим от несчастного случая на производстве.


4.29. Представляют возможность участия представителей выборных органов первичных профсоюзных организаций, уполномоченных по охране труда, и профсоюзных инспекторов по охране труда в комиссиях по расследованию несчастных случаев на производстве.


4.30. Создают с учетом производственных возможностей за счет собственных средств рабочие места для трудоустройства инвалидов, получивших трудовые увечья или профессиональные заболевания при выполнении трудовых обязанностей в данной организации и имеющих рекомендации к труду.


4.31. Обеспечивают при наличии финансовых возможностей финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в объеме не менее 0,2% от суммы затрат на производство продукции, работ и услуг.


4.32. Освобождают от основной работы с сохранением среднего заработка представителей профсоюза в комитетах (комиссиях) по охране труда, уполномоченных и инспекторов профсоюза по охране труда для выполнения профсоюзных обязанностей, а также на время краткосрочной профсоюзной учебы. Суммарное время освобождения от основной работы в месяц - в пределах 8 рабочих часов.


Профсоюзы:


4.33. Проводят анализ состояния и причин производственного травматизма и разрабатывают предложения по его профилактике.


4.34. Взаимодействуют с исполнительными органами государственной власти Ивановской области, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, осуществляющими надзор и контроль в сфере охраны труда.


4.35. Контролируют включение в коллективные договоры обязательств по приведению условий труда работников в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда, проведение специальной оценки условий труда.


4.36. Добиваются включения в коллективные договоры и соглашения мероприятий по охране труда и защите окружающей среды.


4.37. Обеспечивают правовую защиту интересов членов профсоюза, трудовых прав работников, в том числе лиц, пострадавших от несчастных случаев на производстве или получивших профессиональное заболевание.


4.38. Осуществляют общественный контроль соблюдения природоохранного законодательства и требований норм экологической безопасности в организациях.



4.1. В области преодоления последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)

(введен Дополнительным соглашением от 24.03.2022 N 5-с)


Стороны совместно:


4.1.1. Обеспечивают деятельность рабочей группы областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений по преодолению последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).


4.1.2. Рекомендуют сторонам социального партнерства отраслевого и территориального уровней включать в соглашения по регулированию социально-трудовых отношений положения, учитывающие последствия распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).


4.1.3. Осуществляют обмен информацией между Сторонами по вопросам, связанным с преодолением последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в сокращенные сроки.


Правительство:


4.1.4. Сохраняет меры поддержки промышленности, сельского хозяйства, транспорта и социальной сферы.


4.1.5. Обеспечивает поддержку устойчивого и бесперебойного функционирования предприятий отрасли жизнеобеспечения, принимает меры по своевременной подготовке их к очередному зимнему периоду.


4.1.6. Обеспечивает предоставление медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция (COVID-19), дополнительных социальных гарантий, в том числе по обеспечению детей таких работников путевками в санаторно-оздоровительные детские лагеря круглогодичного действия, загородные оздоровительные лагеря, в соответствии с требованиями федерального и регионального законодательства.


4.1.7. Принимает меры по восстановлению санаторно-курортного лечения и оздоровления населения региона, в том числе граждан, переболевших новой коронавирусной инфекцией (COVID-19).


4.1.8. Включает профсоюзные организации в перечень организаций, осуществляющих деятельность в условиях режима повышенной готовности (в случае утверждения такого перечня).


Работодатели:


4.1.9. Принимают меры по сохранению здоровья и безопасности работников в период пандемии в соответствии с установленными санитарно-эпидемиологическими требованиями и требованиями законодательства по обеспечению безопасных условий труда.


4.1.10. Предусматривают в коллективных договорах (соглашениях), локальных нормативных актах организации установление работникам, которые прошли полный курс вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), вызываемой вирусом SARS-CoV-2, с использованием вакцины, прошедшей государственную регистрацию, дополнительной гарантии в виде двух дополнительных оплачиваемых дней отдыха с соблюдением требований, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации.


4.1.11. В период объявления режима повышенной готовности выполняют установленные требования федерального и регионального законодательства, а также обязательные требования санитарных врачей по режиму труда работников в возрасте 65 лет и старше, работников, страдающих сердечно-сосудистыми, онкологическими заболеваниями, сахарным диабетом, хроническими заболеваниями органов дыхания, беременных женщин, не прошедших вакцинацию с использованием вакцин для профилактики новой коронавирусной инфекции (COVID-19), прошедших государственную регистрацию, либо не имеющих медицинский документ, подтверждающий перенесенное заболевание новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) или выявление у них антител класса G (IgG) к вирусу SARS-CoV-2.


4.1.12. Обеспечивают исполнение установленных требований и рекомендаций по работе в условиях риска распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).


4.1.13. Содействуют обследованию работников на новую коронавирусную инфекцию (COVID-19) и прохождению ими вакцинации с использованием вакцин для профилактики новой коронавирусной инфекции (COVID-19), прошедших государственную регистрацию (с учетом ограничений, действующих в связи с режимом повышенной готовности).


4.1.14. В целях соблюдения прав работников, предусмотренных статьями 188 и 312.6 Трудового кодекса Российской Федерации, устанавливают порядок, сроки выплаты и размер компенсации за использование личного или арендованного имущества (использование оборудования, программно-технических средств, средств защиты информации и иных средств, а также расходов, связанных с их использованием) работникам, осуществляющим и (или) осуществлявшим трудовую деятельность в период действия режима повышенной готовности на территории Ивановской области, в дистанционном (удаленном) режиме.


4.1.15. Включают представителя первичной профсоюзной организации (при наличии) в состав комиссии по расследованию заражения врачей, социальных работников, непосредственно участвующих в оказании медицинской и социальной помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция (COVID-19), и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией (COVID-19).


4.1.16. Соблюдают сроки расследования случаев причинения вреда здоровью медицинских и социальных работников в связи с развитием полученного при исполнении трудовых обязанностей заболевания (синдрома) или осложнения, вызванного новой коронавирусной инфекцией (COVID-19).


4.1.18. Проводят в областных учреждениях здравоохранения внеплановую специальную оценку условий труда на рабочих местах по биологическому фактору новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в случаях и порядке, установленных Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда".


4.1.19. Производят в случаях, предусмотренных федеральным и региональным законодательством, социальные выплаты медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция (COVID-19).


Профсоюзы:


4.1.20. Проводят профсоюзный контроль за обеспечением работников средствами индивидуальной защиты.


4.1.21. Проводят профсоюзный мониторинг соблюдения трудовых прав работников, в том числе своевременной и в полном объеме выплаты заработной платы на предприятиях и в организациях, сокращения численности и штата работников, введения простоев и режимов неполного рабочего времени.


4.1.22. Проводят разъяснительную работу с членами профсоюзов о правилах безопасного труда в условиях рисков распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а также о необходимости вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19).


4.1.23. Информируют работников об особенностях трудовых отношений в условиях режима повышенной готовности, о мерах государственной поддержки.


4.1.24. Инициируют проведение внеплановой специальной оценки условий труда для оценки факторов трудового процесса в условиях рисков распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).


4.1.25. Содействуют проведению реабилитации и санаторно-курортному лечению членов профсоюзов, переболевших новой коронавирусной инфекцией (COVID-19).


Работодатели и Профсоюзы:


4.1.26. Разрабатывают профилактические меры по защите работников от рисков заражения новой коронавирусной инфекцией (COVID-19).


4.1.27. Принимают меры по повышению технической оснащенности предприятий и организаций для проведения мероприятий в онлайн-режиме.



5. В ОБЛАСТИ УЛУЧШЕНИЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ, ПОДДЕРЖКИ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ, МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ


Стороны совместно:


5.1. Разрабатывают мероприятия, направленные на улучшение демографической ситуации в регионе, в том числе на создание условий работающим гражданам для воспитания детей, соблюдение социально-трудовых прав работников с семейными обязанностями.


5.2. Обеспечивают соблюдение установленных законодательством прав граждан на социальную поддержку, доступность гарантируемого объема социальных услуг для населения Ивановской области, сохранение уровня социальных гарантий работающим гражданам, обеспечение здорового образа жизни.


5.3. Проводят согласованную политику в сфере развития культуры, спорта, туризма, организации семейного отдыха, оздоровления населения, сохранения и укрепления сети спортивных, социально-культурных, санаторных объектов и объектов дошкольного образования на территории Ивановской области.


5.4. Принимают меры по организации и обеспечению отдыха и оздоровления детей.


5.5. Содействуют организации и проведению диспансеризации граждан.


5.6. Проводят согласованную политику по разработке и контролю реализации государственных программ социально-экономической поддержки молодежи.


5.7. Рассматривают возможность предоставления дополнительных гарантий и льгот молодым семьям.


5.8. Содействуют трудоустройству выпускников организаций высшего и профессионального образования и снижению безработицы среди молодежи.


5.9. Создают условия, оказывают организационную, информационную поддержку для трудоустройства молодежи, в том числе на временных и сезонных рабочих местах. Содействуют пропаганде рабочих специальностей в молодежной среде.


5.10. Принимают меры по обеспечению устойчивого финансирования жилищного строительства, созданию эффективной системы обеспечения граждан с различным уровнем доходов доступным по стоимости жильем в рамках действующих жилищных программ, поддержки отдельных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с действующим законодательством.


5.11. Оказывают организационную поддержку, создают условия для развития творчества молодежи, спорта, туризма, ведут пропаганду здорового образа жизни. Содействуют привлечению молодежи к участию во всероссийских, межрегиональных культурно-спортивных мероприятиях, а также проводят региональные олимпиады, соревнования, туристические слеты, фестивали, смотры-конкурсы, конференции, форумы.


5.12. Реализуют мероприятия по профилактике ВИЧ/СПИД среди работающей молодежи.


Правительство:


5.13. Обеспечивает осуществление мониторинга демографических процессов на территории области.


5.14. Обеспечивает реализацию областных законов, устанавливающих дополнительные социальные гарантии семьям с детьми, предоставление мер социальной поддержки беременным женщинам, кормящим матерям, детям-инвалидам, детям из многодетных семей.


5.15. Обеспечивает в случаях, установленных действующим законодательством, предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.


5.16. Обеспечивает предоставление мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг.


5.17. Принимает меры по финансовому обеспечению и реализации комплекса мер, направленных на социальную поддержку, социальное обслуживание и охрану прав семьи, материнства, отцовства и детства.


5.18. Принимает меры в рамках установленных законодательством Российской Федерации полномочий по недопущению опережающего роста тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства по сравнению с ростом заработной платы.


5.19. Содействует включению в состав общественного совета, созданного при исполнительном органе государственной власти Ивановской области в сфере государственного регулирования цен (тарифов), представителей Профсоюзов и Работодателей.


5.20. Содействует наблюдательному участию представителей Профсоюзов и Работодателей в заседаниях коллегиального органа (правления), определяющего основные направления деятельности органа исполнительной власти Ивановской области в области государственного регулирования тарифов и принимающего решения об утверждении цен (тарифов) и их предельных уровней.


5.21. Рассматривает возможность выделения средств на очередной финансовый год на проезд в пассажирском транспорте общего пользования льготным категориям граждан.


5.22. Не допускает снижения установленных показателей отдыха и оздоровления детей и подростков по сравнению с предыдущим годом.


(п. 5.22 в ред. Дополнительного соглашения от 24.03.2022 N 5-с)


5.23. Разрабатывает и реализует комплекс мер, направленных на снижение числа граждан, имеющих денежные доходы ниже величины прожиточного минимума, установленного в Ивановской области.


5.24. Обеспечивает государственные гарантии на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования и среднего профессионального образования.


5.25. Предусматривает мероприятия по осуществлению молодежной политики в государственных программах Ивановской области.


5.26. Принимает меры по вовлечению молодежи в предпринимательскую деятельность, способствующие созданию новых рабочих мест и поддержке социально ответственного бизнеса.


Работодатели:


5.27. Уплачивают своевременно и в полном объеме страховые взносы. Организуют информационно-разъяснительную работу среди застрахованных лиц в реализации их прав на пенсионное обеспечение, социальное страхование и обязательное медицинское страхование.


5.28. Создают условия для успешной профессиональной и социальной адаптации молодых кадров на производстве, создания оптимальных условий труда и отдыха, предоставления социальных гарантий, развития наставничества.


5.29. Предусматривают в пределах финансовых возможностей в коллективных договорах финансирование мероприятий по созданию условий для отдыха и лечения работников, членов их семей, оплаты путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление.


5.30. Освобождают работников от работы с сохранением среднего заработка для прохождения диспансеризации в соответствии с согласованным с медучреждением планом-графиком.


5.31. Создают работникам условия для оздоровительных занятий физической культурой и спортом.


5.32. Принимают меры по созданию рабочих мест для трудоустройства инвалидов, а также женщин, воспитывающих малолетних детей и детей-инвалидов.


5.33. Предоставляют ежегодный основной и дополнительный отпуска работникам, имеющим двоих и более несовершеннолетних детей, в любое удобное для них время.


5.34. Обеспечивают детей работников путевками в загородные лагеря для отдыха и оздоровления.


Работодатели и Профсоюзы:


5.35. Содействуют развитию наставничества, закреплению рабочих кадров в организациях.


5.36. Проводят в организациях конкурсы профессионального мастерства на звание "Лучший молодой рабочий по профессии", "Лучший молодой специалист".


5.37. Предусматривают исходя из финансовых возможностей в коллективных договорах и соглашениях меры социальной защиты работников и дополнительные гарантии и льготы молодежи, молодым семьям, родителям многодетных, неполных семей, воспитывающих детей-инвалидов, одаренных детей, лицам предпенсионного возраста.


5.38. Предусматривают в коллективных договорах проведение мероприятий по оздоровлению и отдыху работников и членов их семей, особенно в местных здравницах, пансионатах, домах и базах отдыха, детских оздоровительных лагерях.


Профсоюзы:


5.39. Проводят мониторинг соотношения роста заработной платы и тарифов на жилищно-коммунальные услуги, а также доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в пределах нормативной площади жилого помещения.


5.40. Участвуют в организации и проведении оздоровительной кампании детей и подростков в период школьных каникул. Осуществляют профсоюзный контроль хода подготовки и проведения детского оздоровительного отдыха.


5.41. Защищают социально-трудовые права и интересы молодых членов профсоюза в организациях всех форм собственности.


5.42. Создают комиссии (советы) по работе с молодежью при профкомах.



5.1. В ОБЛАСТИ МЕР ПОДДЕРЖКИ ГРАЖДАН, ПРИНИМАЮЩИХ (ПРИНИМАВШИХ) УЧАСТИЕ В СПЕЦИАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ОПЕРАЦИИ, И ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ

(введен Дополнительным соглашением от 27.04.2023 N 14-с)


Стороны совместно:


5.1.1. Разрабатывают мероприятия, направленные на реализацию мер поддержки граждан, принимающих участие (принимавших участие) в специальной военной операции, проводимой с 24 февраля 2022 года, из числа военнослужащих и сотрудников федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, граждан Российской Федерации, заключивших после 21 сентября 2022 года контракт в соответствии с пунктом 7 статьи 38 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" или заключивших контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, выполняющих (выполнявших) возложенные на них задачи в период проведения специальной военной операции, а также граждан, призванных на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации (далее - участники СВО), и членов их семей, а также на соблюдение их социально-трудовых прав.


5.1.2. Рекомендуют сторонам социального партнерства отраслевого и территориального уровней включать в отраслевые региональные и территориальные соглашения по регулированию социально-трудовых отношений положения, учитывающие оказание мер поддержки участникам СВО и членам их семей, направленных на соблюдение их социально-трудовых прав.


Правительство:


5.1.3. Принимает меры по реализации нормативных правовых актов, устанавливающих дополнительные гарантии участникам СВО и членам их семей, в том числе в части обеспечения:


5.1.3.1. Предоставления меры социальной поддержки детям, пасынкам и падчерицам, в том числе совершеннолетним, участников СВО на оплату обучения в государственной образовательной организации высшего образования (ее филиале), расположенной на территории Ивановской области.


5.1.3.2. Предоставления единовременной денежной выплаты детям, пасынкам и падчерицам, в том числе совершеннолетним, участников СВО, поступающим (поступившим) на обучение по образовательным программам высшего образования (программам бакалавриата и программам специалитета) и среднего профессионального образования.


5.1.3.3. Предоставления в первоочередном порядке путевок в загородные оздоровительные лагеря детям участников СВО.


5.1.3.4. Организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования зарегистрированных в качестве ищущих работу в установленном федеральным законодательством порядке членов семей участников СВО (родителей; супругов; детей, пасынков и падчериц в возрасте от 16 до 18 лет, не обучающихся и не работающих).


5.1.3.5. Предоставления в первоочередном порядке социальных услуг в форме социального обслуживания на дому признанным нуждающимися в социальном обслуживании членам семей участников СВО (родителям, детям, пасынкам и падчерицам в возрасте до 7 лет (включительно)).


Работодатели:


5.1.4. Приостанавливают действие трудовых договоров и служебных контрактов, заключенных с работниками - участниками СВО на период прохождения работником военной службы или оказания им добровольного содействия в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, с сохранением за такими работниками рабочего места (должности).


5.1.5. Сохраняют на период приостановления действия трудового договора, предусмотренного пунктом 5.1.4 настоящего Соглашения, в отношении работника социально-трудовые гарантии, право на предоставление которых он получил до начала указанного периода (дополнительное страхование работника, негосударственное пенсионное обеспечение работника, улучшение социально-бытовых условий работника и членов его семьи).


5.1.6. Не допускают расторжения по инициативе работодателя трудового договора с работником в период приостановления действия трудового договора, предусмотренного пунктом 5.1.4 настоящего Соглашения, за исключением случаев ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем, а также истечения в указанный период срока действия трудового договора, если он был заключен на определенный срок.


5.1.7. Предоставляют преимущественное право поступления на работу по ранее занимаемой должности работнику из числа участников СВО, с которым в период приостановления действия трудового договора был расторгнут трудовой договор в связи с истечением срока его действия, с соблюдением порядка, определенного частью двенадцатой статьи 351.7 Трудового кодекса Российской Федерации.


5.1.8. Обеспечивают при сокращении численности или штата работников преимущественное право на оставление на работе работнику из числа родителей, имеющих ребенка в возрасте до восемнадцати лет, в случае, если другой родитель является участником СВО.


5.1.9. Соблюдают запрет на направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни работника из числа родителей, имеющих ребенка в возрасте до четырнадцати лет, в случае, если другой родитель является участником СВО, и допускают направление таких работников в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни только с их письменного согласия.


5.1.10. Предусматривают в пределах финансовых возможностей в коллективных договорах финансирование мероприятий по созданию условий для отдыха и лечения работников из числа участников СВО и членов их семей, оплаты путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление.


Профсоюзы:


5.1.11. Защищают социально-трудовые права и интересы членов профсоюзов, являющихся участниками СВО, и членов их семей в организациях всех форм собственности.


5.1.12. Информируют членов профсоюзов о предоставляемых мерах поддержки участникам СВО и членам их семей.


5.1.13. Осуществляют профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, в том числе по вопросам сохранения рабочих мест сотрудников, являющихся участниками СВО, предоставлением мер поддержки в сфере социально-трудовых отношений участникам СВО и членам их семей.


5.1.14. Добиваются включения в коллективные договоры в пределах финансовых возможностей организаций предоставления дополнительных мер поддержки сотрудникам, являющимся участниками СВО, и членам их семей.


5.1.15. Предоставляют санаторно-курортное лечение членам профсоюзов, являющимся участниками СВО, и членам их семей, на льготных условиях в пределах финансовых возможностей профсоюзных санаторно-курортных организаций.


5.1.16. Проводят мониторинг ситуации с предоставлением мер поддержки в сфере социально-трудовых отношений членам семей членов профсоюзов, являющихся участниками СВО.


5.1.17. Оказывают адресную помощь членам профсоюзов, являющимся участниками СВО, и членам их семей, находящимся в трудной жизненной ситуации.


5.1.18. Осуществляют сбор гуманитарной помощи для участников СВО и членов их семей.



6. В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА И КООРДИНАЦИИ ДЕЙСТВИЙ СТОРОН СОГЛАШЕНИЯ


Стороны совместно:


6.1. Принимают решения по обязательствам Соглашения после взаимных консультаций.


6.2. Обеспечивают представителям Сторон возможность участия в рассмотрении вопросов, не включенных в Соглашение, но представляющих взаимный интерес.


6.3. Информируют представителей Сторон о принимаемых решениях и нормативных правовых актах в области социально-трудовых отношений.


6.4. Обеспечивают работу областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.


6.5. Содействуют заключению отраслевых (межотраслевых), территориальных и иных соглашений по вопросам регулирования социально-трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений и коллективных договоров в организациях. Оказывают необходимую организационную и методическую помощь субъектам социального партнерства и их представителям при подготовке отраслевых (межотраслевых), территориальных и иных соглашений по вопросам регулирования социально-трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений и коллективных договоров организаций.


6.6. Способствуют предотвращению коллективных трудовых споров, участвуют в работе по их урегулированию в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.


6.7. Содействуют развитию практики коллективно-договорного регулирования трудовых отношений в организациях малого бизнеса.


6.8. Организуют проведение совещаний, семинаров, конференций, "круглых столов" и других мероприятий в целях совершенствования социального партнерства. Освещают вопросы регулирования социально-трудовых отношений в средствах массовой информации.


6.9. Проводят согласованную политику по созданию новых и укреплению действующих объединений работодателей и профсоюзных организаций.


6.10. Учитывают результаты выполнения областного, отраслевых (межотраслевых), территориальных и иных соглашений по вопросам регулирования социально-трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, коллективных договоров организаций при рассмотрении кандидатур руководителей организаций, председателей профкомов, представляемых к государственным наградам, присвоению почетных званий Российской Федерации и Ивановской области.


6.11. Осуществляют взаимный обмен информацией в сфере социально-трудовых отношений в соответствии с действующим законодательством.


Правительство:


6.12. Проводит работу по совершенствованию законодательной и нормативной правовой базы, обеспечивающей функционирование и развитие системы социального партнерства в области.


6.13. Обеспечивает согласование проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения, программ социально-экономического развития, других актов органов государственной власти в сфере труда с областной трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений.


6.14. Обеспечивает освещение выполнения настоящего Соглашения в средствах массовой информации, в том числе электронных.


6.15. Оказывает методическую и практическую помощь комиссиям по регулированию социально-трудовых отношений на отраслевом и территориальном уровнях социального партнерства.


6.16. Обеспечивает осуществление уведомительной регистрации коллективных договоров организаций, отраслевых (межотраслевых), территориальных и иных соглашений по вопросам регулирования социально-трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, контроль за их выполнением.


6.17. При рассмотрении кандидатур руководителей организаций, представляемых к государственным наградам и присвоению почетных званий, учитывает мнение профсоюзов, результаты выполнения коллективного договора, отраслевых (межотраслевых), территориальных и иных соглашений по вопросам регулирования социально-трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, настоящего Соглашения.


6.18. Рекомендует органам местного самоуправления муниципальных образований Ивановской области предоставлять коллегиальным органам территориальных (местных) профсоюзных организаций на безвозмездной основе необходимые для их деятельности помещение, оборудование, средства связи.


6.19. Проводит не реже одного раза в год встречи с профсоюзным активом.


6.20. Оказывает поддержку объединениям профсоюзов и работодателей в целях развития гражданского общества, становления института социального партнерства, развития экономики и рынка труда на территории Ивановской области.


Работодатели и Профсоюзы:


6.21. Ведут коллективные переговоры и заключают коллективные договоры в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации. Могут предусматривать в них специальный раздел о гарантиях деятельности профсоюзной организации и льготах членам профсоюза.


Работодатели:


6.22. Исключают деятельность, препятствующую реализации права работников на вступление в профсоюзную организацию. Не препятствуют инициативе работников по созданию (восстановлению) первичных профсоюзных организаций в целях развития коллективно-договорного регулирования социально-трудовых вопросов.


6.23. Обеспечивают условия для осуществления профсоюзного контроля соблюдения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.


6.24. Представляют по запросу представителей работников полную и достоверную информацию, необходимую для заключения и подведения итогов выполнения коллективных договоров и соглашений.


6.25. Сохраняют существующий порядок перечисления профсоюзных взносов в организациях по безналичному расчету с письменного согласия работников.


Профсоюзы:


6.26. Инициируют заключение областного, отраслевых, территориальных соглашений и коллективных договоров.


6.27. Организуют работу координационных советов профсоюзов по заключению и контролю выполнения отраслевых, территориальных и иных соглашений по вопросам регулирования социально-трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений. Обеспечивают заключение коллективных договоров в организациях, где имеются профсоюзы.


6.28. Принимают меры по повышению мотивации членства в профсоюзах работников организаций различных отраслей экономики и форм собственности.


6.29. Оказывают бесплатную юридическую помощь членам профсоюзов, трудовым коллективам по вопросам защиты трудовых прав и социальных гарантий, вопросам социального партнерства, урегулирования трудовых споров.


6.30. Проводят обучение профсоюзного актива по вопросам правового регулирования трудовых отношений, социального партнерства, обеспечения прав работников, практике заключения коллективных договоров и соглашений.



7. ДЕЙСТВИЕ СОГЛАШЕНИЯ, ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНТРОЛЯ ХОДА ЕГО ВЫПОЛНЕНИЯ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН


7.1. Соглашение вступает в силу с 01.01.2019.


7.2. Стороны принимают на себя обязательства руководствоваться настоящим Соглашением и нести ответственность за нарушение или невыполнение его положений в соответствии с действующим законодательством.


7.3. Споры, возникающие между Сторонами Соглашения при его реализации, подлежат урегулированию путем переговоров или разрешаются в судебном порядке.


7.4. Областная трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений рекомендует при заключении коллективных договоров в организациях области, отраслевых (межотраслевых), территориальных и иных соглашений по вопросам регулирования социально-трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений предусматривать в них положения согласно приложению 3 к настоящему Соглашению.


7.5. Стороны договорились, что изменения или дополнения в Соглашение вносятся в следующем порядке:


7.5.1. Сторона, проявившая инициативу по внесению изменений или дополнений в Соглашение, направляет в областную трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений в письменной форме предложение о начале переговоров с перечнем конкретных изменений или дополнений.


7.5.2. После получения соответствующего предложения одной из Сторон переговоры Сторон должны быть проведены в течение одного месяца.


7.5.3. Изменения или дополнения вносятся в Соглашение по решению областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и подписываются полномочными представителями Сторон.


7.5.4. Изменения или дополнения в Соглашение могут быть внесены по результатам примирительных процедур в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.


7.6. Действие Соглашения распространяется на работников и работодателей, которые уполномочили соответствующих представителей Сторон разработать и заключить его от их имени, на органы государственной власти Ивановской области в пределах взятых ими на себя обязательств, а также на работодателей, присоединившихся к Соглашению после его заключения.


Соглашение распространяется на всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего Соглашение, а также являющихся членами объединений работодателей, иных некоммерческих организаций, входящих в объединение работодателей, заключившее Соглашение. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения настоящего Соглашения, заключенного в период его членства.


7.7. Работодатель по согласованию с представителями работников организации вправе присоединиться к Соглашению, в подготовке и заключении которого он не участвовал. Присоединяющиеся к Соглашению добровольно принимают на себя обязательства по обеспечению выполнения в полном объеме условий Соглашения.


После опубликования Соглашения исполнительный орган государственной власти Ивановской области, осуществляющий функции по выработке государственной политики в сфере трудовых отношений, предлагает работодателям, осуществляющим деятельность на территории Ивановской области и не участвовавшим в заключении Соглашения, присоединиться к нему. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации Соглашения и об источнике его опубликования.


Если работодатели, осуществляющие деятельность в Ивановской области, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к Соглашению не представили в исполнительной орган государственной власти Ивановской области, осуществляющий функции по выработке государственной политики в сфере трудовых отношений, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то Соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.


7.8. Соглашение действует в отношении всех работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями, указанными в пункте 7.6 настоящего Соглашения.


7.9. Контроль за выполнением Соглашения осуществляется Сторонами как самостоятельно в пределах их полномочий, так и совместно в рамках работы областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.


7.10. Итоги выполнения Соглашения подводятся ежегодно с заслушиванием ответственных исполнителей Сторон на заседании областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.


7.11. После подписания Соглашения каждая из Сторон разрабатывает мероприятия по его выполнению и в трехмесячный срок представляет их в областную трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений.


7.12. Соглашение заключено на 2019 - 2024 годы и действует до 31.12.2024 включительно.


(п. 7.12 в ред. Дополнительного соглашения от 24.03.2022 N 5-с)


7.13. В случае если Стороны не заключили Соглашение на последующий период, они принимают решение о продлении срока действия Соглашения на срок не более 3 лет.


7.14. Текст Соглашения подлежит официальному опубликованию в "Собрании законодательства Ивановской области" и размещению на официальных сайтах Сторон.


7.15. Текст Соглашения одобрен решением областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 24.10.2018.


7.16. Настоящее Соглашение подписано в 3 экземплярах, каждый из которых имеет одинаковую юридическую силу.



8. ПОДПИСИ СТОРОН



Губернатор Ивановской области
С.С.ВОСКРЕСЕНСКИЙ


Председатель
Регионального союза
"Ивановское областное объединение
организаций профессиональных союзов"
А.Н.МИРСКОЙ


Председатель правления
Ивановского областного объединения работодателей
"Союз промышленников и предпринимателей
Ивановской области"
Ю.А.ТОКАЕВ



Приложение 1
к Соглашению
по регулированию социально-трудовых и связанных
с ними экономических отношений
между Правительством Ивановской области,
Региональным союзом
"Ивановское областное объединение
организаций профсоюзов",
Ивановским областным объединением работодателей
"Союз промышленников и предпринимателей
Ивановской области" на 2019 - 2024 годы



ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРОГНОЗА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ И ПРОЕКТА ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА, ПО КОТОРЫМ ПРОВОДЯТСЯ КОНСУЛЬТАЦИИ СТОРОН

(в ред. Дополнительного соглашения от 24.03.2022 N 5-с)


В качестве основных показателей, характеризующих социальную направленность и результативность бюджетной политики и подлежащих обсуждению в рамках проведения Сторонами консультаций по основным социальным параметрам прогноза социально-экономического развития Ивановской области и проекта областного бюджета, предлагаются:


1. Показатели прогноза социально-экономического развития Ивановской области:


фонд заработной платы работников организаций;


номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников организаций;


реальная заработная плата работников организаций;


реальные располагаемые денежные доходы населения;


величина прожиточного минимума в расчете на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения (в среднем за год);


численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума (в процентах от общей численности населения);


общая численность безработных граждан;


уровень регистрируемой безработицы.


2. Показатели проекта областного бюджета:


расходы областного (консолидированного) бюджета на социальную сферу;


увеличение расходов областного (консолидированного) бюджета на социально-культурную сферу в сравнении с прогнозируемыми темпами инфляции;


доля социальных затрат в общей структуре расходов областного (консолидированного) бюджета (включая ее дифференциацию - на образование, здравоохранение и физическую культуру, культуру и искусство, социальное обеспечение, науку), в том числе в процентах к валовому внутреннему продукту;


минимальный размер оплаты труда (МРОТ) и его соотношение с прожиточным минимумом трудоспособного населения;


сведения об оплате труда работников областных государственных учреждений;


объем средств областного (консолидированного) бюджета, направляемых на реализацию мероприятий по содействию занятости;


социальная классификация расходов областного (консолидированного) бюджета по социальным адресам получателей государственных средств (социальная экспертиза расходов областного бюджета, направляемых на решение конкретных социальных задач, - сокращение бедности, повышение рождаемости и снижение смертности, поддержку материнства и детства, инвалидов и др.).



Приложение 2
к Соглашению
по регулированию социально-трудовых и связанных
с ними экономических отношений
между Правительством Ивановской области,
Региональным союзом
"Ивановское областное объединение
организаций профсоюзов",
Ивановским областным объединением работодателей
"Союз промышленников и предпринимателей
Ивановской области" на 2019 - 2024 годы



ОСНОВНЫЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА И УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ

(в ред. Дополнительного соглашения от 24.03.2022 N 5-с)


1. Валовый региональный продукт.


2. Инвестиции в основной капитал.


3. Расходы консолидированного бюджета Ивановской области на социально-культурные мероприятия.


4. Численность постоянного населения.


5. Продолжительность жизни.


6. Общий коэффициент рождаемости.


7. Общий коэффициент смертности.


8. Естественный прирост (убыль) населения.


9. Денежные доходы в среднем на душу населения.


10. Реальные располагаемые денежные доходы.


11. Начисленная среднемесячная заработная плата (номинальная, в целом по экономике, по видам экономической деятельности, реальная).


12. Просроченная задолженность по заработной плате.


13. Среднемесячный размер назначенных пенсий (номинальный, реальный).


14. Прожиточный минимум в среднем на душу населения, в том числе по социально-демографическим группам населения (трудоспособное население, пенсионеры, дети).


15. Отношение к прожиточному минимуму среднедушевых доходов, среднемесячной заработной платы, среднего размера назначенных месячных пенсий.


16. Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума.


17. Соотношение доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения.


18. Индекс потребительских цен.


19. Доля расходов на питание в потребительских расходах домашних хозяйств.


20. Численность экономически активного населения (на конец периода).


21. Численность занятых в экономике.


22. Распределение занятого населения по статусу, по видам экономической деятельности.


23. Общая численность безработных.


24. Численность зарегистрированных безработных.


25. Число зарегистрированных безработных на одну вакансию, заявленную организациями в органы службы занятости населения Ивановской области (на конец периода).


26. Численность граждан, трудоустроенных при содействии органов службы занятости населения Ивановской области (за период с начала года).


27. Численность граждан, направленных на профессиональное обучение органами службы занятости населения Ивановской области.


28. Число регионов с напряженной ситуацией на рынке труда.


29. Численность официальных трудовых мигрантов, в том числе из стран СНГ.


30. Удельный вес работников, занятых на работах с вредными и опасными условиями труда, в том числе женщин.


31. Уровень производственного травматизма, в том числе со смертельным исходом.


32. Основные виды профессиональных заболеваний.


33. Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами в разрезе видов экономической деятельности: "Добыча полезных ископаемых", "Обрабатывающие производства", "Производство и распределение электроэнергии, газа и воды".


34. Минимальный размер оплаты труда.



Приложение 3
к Соглашению
по регулированию социально-трудовых и связанных
с ними экономических отношений
между Правительством Ивановской области,
Региональным союзом
"Ивановское областное объединение
организаций профсоюзов",
Ивановским областным объединением работодателей
"Союз промышленников и предпринимателей
Ивановской области" на 2019 - 2024 годы



РЕКОМЕНДАЦИИ ОБЛАСТНОЙ ТРЕХСТОРОННЕЙ КОМИССИИ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМ РАБОТНИКОВ И РАБОТОДАТЕЛЕЙ ПО ВКЛЮЧЕНИЮ ПОЛОЖЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДОГОВОР ОРГАНИЗАЦИИ, ОТРАСЛЕВЫЕ (МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ), ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ И ИНЫЕ СОГЛАШЕНИЯ ПО ВОПРОСАМ РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ И ИНЫХ НЕПОСРЕДСТВЕННО СВЯЗАННЫХ С НИМИ ОТНОШЕНИЙ

(в ред. Дополнительного соглашения от 24.03.2022 N 5-с)


Областная трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений рекомендует представителям работников и работодателей при заключении коллективного договора организации, отраслевых (межотраслевых), территориальных и иных соглашений по вопросам регулирования социально-трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений предусматривать положения, касающиеся:


установления конкретных сроков и места выплаты заработной платы;


установления соотношения средней заработной платы руководителя организации к средней заработной плате работников организации;


повышения заработной платы работникам при условии повышения производительности труда;


индексации заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги;


предоставления работникам, увольняемым в связи с ликвидацией организации или сокращением численности или штата работников организации, возможности обучения новым профессиям, а также оплачиваемого времени для поиска новой работы до наступления срока расторжения трудового договора;


выплаты пособия по временной нетрудоспособности за первые три дня нетрудоспособности работника в связи с заболеванием или травмой (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) из средств работодателей, являющихся плательщиками страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством";


бесплатной выдачи молока работникам при наличии вредных веществ - продукта технологического процесса в воздухе рабочей зоны независимо от их концентрации;


осуществления контроля профсоюзной организацией за перечислением работодателем страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации своевременно и в полном объеме;


выделения финансовых средств на оплату санаторно-курортного лечения, оздоровление работников и членов их семей, а также проведение диспансеризаций с целью профилактики и выявления заболеваний (в том числе профессиональных) на ранних стадиях;


аккумулирования финансовых средств на приобретение жилой площади для улучшения жилищных условий работников, содержание объектов социальной сферы, принадлежащих организации;


сохранения объемов предоставления работникам услуг культурно-просветительного, спортивного и оздоровительного характера, услуг по организации питания (с учетом действующих норм и фактической численности работников);


отчисления средств на дополнительное негосударственное пенсионное обеспечение и добровольное медицинское страхование работников и членов их семей;


возможности выбора работниками, труд которых связан с обеспечением условий безопасной жизнедеятельности, режима сокращенного и (или) гибкого рабочего времени;


создания условий для осуществления деятельности выборного органа первичной профсоюзной организации, в том числе предоставления выборному органу первичной профсоюзной организации времени для осуществления профсоюзной деятельности в рабочее время или в нерабочее время с оплатой этого периода;


закрепления права на беспрепятственное объединение работников в профсоюзы и информирование работников о деятельности профсоюзов всех уровней;


закрепления права вышестоящих профсоюзных органов на беспрепятственное посещение организаций, где действуют первичные профсоюзные организации;


выплаты единовременного пособия молодой семье при вступлении в брак и рождении ребенка;


закрепления рабочих кадров в отраслях производства посредством восстановления традиций наставничества, обеспечивающего преемственность поколений и сохранение накопленного профессионального опыта;


материальной ответственности работодателя за вред, причиненный жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей;


закрепления права работников на достоверную и полную информацию о финансово-экономическом положении организации;


установления размера денежной компенсации за задержку выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат в соответствии со статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации;


признания времени приостановки работы в связи с задержкой выплаты заработной платы на срок более 15 дней простоем по вине работодателя, если работник в письменной форме известил работодателя о начале приостановки работы, и оплате его в размере не менее двух третей средней заработной платы работника;


установления размера и порядка выплаты работникам дополнительного вознаграждения за нерабочие праздничные дни в соответствии со статьей 112 Трудового кодекса Российской Федерации не менее двух третей средней заработной платы работника;


предоставления одного часа в неделю работнику, имеющему двух и более детей до 14 лет; имеющему ребенка-инвалида до 18 лет; работнику, одному воспитывающему ребенка до 14 лет, с оплатой этого часа не ниже средней заработной платы работника за счет средств работодателя;


запрета употреблять наркотические средства, психотропные вещества и их аналоги, а также алкоголь в течение всего периода рабочей смены в местах производства работ, на всех производственных объектах и в служебных помещениях работодателя, в местах междусменного отдыха, по пути на работу и с работы на транспорте работодателя;


материального поощрения работников, не имеющих вредной привычки табакокурения;


предоставления профсоюзным органам возможности использования оргтехники организации для создания собственных веб-сайтов в сети "Интернет" и развития информационной работы.


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ