ГЛАВА УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 31 марта 2022 года N 78-РГ
Об утверждении Целевого прогнозного
топливно-энергетического баланса
Удмуртской Республики на плановый
период до 2030 года
Во исполнение поручения Президента
Российской Федерации от 2 мая 2021 года N
Пр-753 и в целях обеспечения граждан
доступными и экологичными источниками
энергии:
1. Утвердить прилагаемый Целевой
прогнозный топливно-энергетический
баланс Удмуртской Республики на
плановый период до 2030 года.
2. Настоящее распоряжение вступает в силу
со дня его подписания.
Глава
Удмуртской Республики
А.В.БРЕЧАЛОВ
г. Ижевск
31 марта 2022 года
N 78-РГ
Утвержден
распоряжением
Главы
Удмуртской Республики
от 31 марта 2022 г. N 78-РГ
ЦЕЛЕВОЙ ПРОГНОЗНЫЙ
ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ БАЛАНС
УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА ПЛАНОВЫЙ
ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА
в тоннах условного топлива
Строки топливно-энергетического баланса |
Номер строк баланса |
Уголь |
Сырая нефть |
Нефтепродукты |
Природный газ |
Прочее твердое топливо |
Гидроэнергия и НВИЭ |
Атомная энергия |
Электрическая энергия |
Тепловая энергия |
Всего |
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Производство энергетических ресурсов |
1 |
0 |
14989260 |
12105 |
102709 |
32782 |
0 |
0 |
0 |
0 |
15136857 |
Ввоз |
2 |
92991 |
0 |
1094695 |
6186348 |
0 |
0 |
0 |
1237962 |
0 |
8611996 |
Вывоз |
3 |
0 |
- 14984824 |
-372011 |
-1162713 |
0 |
0 |
0 |
-498298 |
0 |
-17017846 |
Изменение запасов |
4 |
-35461 |
0 |
15135 |
-35 |
-9297 |
0 |
0 |
0 |
0 |
-29658 |
Потребление первичной энергии |
5 |
57531 |
4436 |
749924 |
5126310 |
23485 |
0 |
0 |
1246201 |
0 |
7207886 |
Статистическое расхождение |
6 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Производство электрической энергии |
7 |
0 |
0 |
-216 |
-711900 |
0 |
0 |
0 |
-29208 |
0 |
-741324 |
Производство тепловой энергии |
8 |
-10504 |
-4436 |
-9488 |
-2685575 |
-20107 |
0 |
0 |
-44924 |
1710684 |
-1064351 |
Теплоэлектростанции |
8.1 |
0 |
0 |
-548 |
-1147045 |
0 |
0 |
0 |
-44924 |
947427 |
-245091 |
Выработка тепловой энергии на котельных |
8.2 |
-10504 |
-4436 |
-9156 |
-1538530 |
-20107 |
0 |
0 |
0 |
751221 |
-831513 |
Электрокотельные и теплоутилизационные установки |
8.3 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
12037 |
12037 |
Преобразование энергетических ресурсов |
9 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Переработка нефти |
9.1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Переработка газа |
9.2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Обогащение угля |
9.3 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Собственные нужды |
10 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
-49161 |
-85534 |
-134695 |
Потери при передаче |
11 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
-83620 |
-205282 |
-288902 |
Конечное потребление энергетических ресурсов |
12 |
47027 |
0 |
740220 |
1728835 |
3378 |
0 |
0 |
1101849 |
1419868 |
5041177 |
Сельское хозяйство, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство |
13 |
108 |
0 |
57717 |
4497 |
0 |
0 |
0 |
34395 |
74388 |
171105 |
Промышленность |
14 |
985 |
0 |
75121 |
182 |
0 |
0 |
0 |
656374 |
451577 |
1184239 |
Добыча полезных ископаемых |
14.1 |
0 |
0 |
26401 |
18 |
0 |
0 |
0 |
341708 |
17856 |
385984 |
Обрабатывающие производства |
14.2 |
3340 |
0 |
38748 |
3 |
0 |
0 |
0 |
209611 |
379254 |
630956 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
14.3 |
0 |
0 |
7240 |
160 |
0 |
0 |
0 |
82249 |
49205 |
138854 |
Водоснабжение, водоотведение, орг. сбора отходов |
14.4 |
0 |
0 |
2731 |
0 |
0 |
0 |
0 |
22805 |
5263 |
30800 |
Прочие виды экономической деятельности |
14.5 |
37453 |
0 |
23582 |
7011 |
0 |
0 |
0 |
115274 |
0 |
183320 |
Строительство |
15 |
0 |
0 |
21638 |
0 |
0 |
0 |
0 |
8225 |
12363 |
42226 |
Транспорт и связь |
16 |
1893 |
0 |
136081 |
883456 |
0 |
0 |
0 |
125991 |
72468 |
1219889 |
Деятельность железнодорожного транспорта: междугородные и международные пассажирские перевозки |
16.1 |
0 |
0 |
449 |
0 |
0 |
0 |
0 |
94626 |
0 |
95075 |
Деятельность сухопутного и трубопроводного транспорта |
16.2 |
0 |
0 |
61691 |
441585 |
0 |
0 |
0 |
0 |
31996 |
535272 |
Деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта |
16.3 |
0 |
0 |
14610 |
441585 |
0 |
0 |
0 |
7993 |
3232 |
467420 |
Деятельность автомобильного грузового транспорта и услуги по перевозкам |
16.4 |
0 |
0 |
41271 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
6804 |
48075 |
Деятельность трубопроводного транспорта |
16.5 |
0 |
0 |
5245 |
0 |
0 |
0 |
0 |
17 |
21618 |
26881 |
Складское хозяйство и вспомогательная транспортная деятельность |
16.6 |
1893 |
0 |
11594 |
0 |
0 |
0 |
0 |
6002 |
5047 |
24537 |
Информация и связь |
16.7 |
0 |
0 |
1219 |
286 |
0 |
0 |
0 |
8474 |
3771 |
13751 |
Сфера услуг + торговля |
17 |
3248 |
0 |
14097 |
32 |
0 |
0 |
0 |
43991 |
171700 |
233067 |
Население |
18 |
0 |
0 |
406756 |
792898 |
3306 |
0 |
0 |
117600 |
637372 |
1957932 |
Использование ТЭР в качестве сырья и на нетопливные нужды |
19 |
3340 |
0 |
5228 |
40758 |
72 |
0 |
0 |
0 |
0 |
49398 |
Настоящий Целевой прогнозный
топливно-энергетический баланс
Удмуртской Республики на плановый
период до 2030 года (далее - Целевой
прогнозный ТЭБ) разработан в
соответствии с пунктом 12 перечня
поручений по реализации Послания
Президента Российской Федерации
Федеральному Собранию Российской
Федерации от 2 мая 2021 года N Пр-753, Порядком
составления топливно-энергетических
балансов субъектов Российской
Федерации, муниципальных образований,
утвержденным приказом Министерства
энергетики Российской Федерации от 29
октября 2021 года N 1169 "Об утверждении
Порядка составления
топливно-энергетических балансов
субъектов Российской Федерации,
муниципальных образований" (далее -
Порядок).
Целью разработки Целевого прогнозного
ТЭБ является обеспечение граждан
доступными и экологичными источниками
энергии.
При разработке Целевого прогнозного ТЭБ
учтены:
Энергетическая стратегия Российской
Федерации на период до 2035 года,
утвержденная распоряжением
Правительства Российской Федерации от 9
июня 2020 года N 1523-р;
Схема и программа перспективного
развития электроэнергетики Удмуртской
Республики на 2022 - 2026 годы, утвержденные
распоряжением Главы Удмуртской
Республики от 28 апреля 2021 года N 106-РГ
"Об утверждении Схемы и программы
перспективного развития
электроэнергетики Удмуртской
Республики на 2022 - 2026 годы";
программа газификации
жилищно-коммунального хозяйства,
промышленных и иных организаций в
Удмуртской Республике на 2018 - 2022 годы,
утвержденная постановлением
Правительства Удмуртской Республики от
29 декабря 2017 года "Об утверждении
региональной программы "Газификация
жилищно-коммунального хозяйства,
промышленных и иных организаций в
Удмуртской Республике на 2018 - 2022 годы"
(далее - Региональная программа
газификации на 2018 - 2022 годы);
государственная программа Удмуртской
Республики "Энергоэффективность и
развитие энергетики в Удмуртской
Республике", утвержденная
постановлением Правительства
Удмуртской Республики от 29 апреля 2015
года N 213 "Об утверждении
государственной программы Удмуртской
Республики "Энергоэффективность и
развитие энергетики в Удмуртской
Республике" (далее - государственная
программа "Энергоэффективность и
развитие энергетики в Удмуртской
Республике");
Прогноз социально-экономического
развития Удмуртской Республики на 2022 год
и плановый период 2023 и 2024 годов,
утвержденный распоряжением
Правительства Удмуртской Республики от
28 октября 2021 года N 1168-р "О Прогнозе
социально-экономического развития
Удмуртской Республики на 2022 год и
плановый период 2023 и 2024 годов";
формы статистического наблюдения
Территориального органа Федеральной
службы государственной статистики по
Удмуртской Республике;
топливно-энергетические балансы
Удмуртской Республики 2018, 2019, 2020 годов,
утвержденные министром строительства,
жилищно-коммунального хозяйства и
энергетики Удмуртской Республики;
паспорта газового хозяйства Удмуртской
Республики 2018, 2019, 2020 годов, утвержденные
министром строительства,
жилищно-коммунального хозяйства и
энергетики Удмуртской Республики;
данные, предоставленные тепловыми
электростанциями и блок-станциями,
расположенными в Удмуртской Республике,
по установленным Порядком формам;
данные, предоставленные администрациями
муниципальных образований в Удмуртской
Республике, по установленным Порядком
формам;
данные, предоставленные организациями,
расположенными в Удмуртской Республике,
по установленным Порядком формам.
Характеристика текущего состояния
топливно-энергетического комплекса
Удмуртской Республики
I. Газоснабжение и газификация
1. Характеристика текущего состояния и
анализ основных показателей
газоснабжения и газификации Удмуртской
Республики природным газом
Уровень газификации природным газом
Удмуртской Республики является
важнейшим фактором жизнеобеспечения
населения, способствующим стабильности
социально-экономического развития
республики.
Учитывая природно-климатические условия
Удмуртской Республики, расходы на
отопление и горячее водоснабжение
объектов жилищно-коммунального
хозяйства и социальной сферы составляют
значительную долю расходов
республиканского бюджета, бюджетов
муниципальных образований в Удмуртской
Республике, населения. Расходы на
энергоснабжение оказывают существенное
влияние на себестоимость продукции,
производимой промышленными и иными
организациями, осуществляющими свою
деятельность в Удмуртской Республике.
При существующем положении природный
газ по-прежнему является наиболее
выгодным видом топлива.
Территорию Удмуртской Республики
пересекают 12 магистральных
газопроводов, обеспечивающих газом
центральную и западную части
европейской части Российской Федерации,
а также значительную долю экспортных
поставок в страны Восточной и Западной
Европы.
По состоянию на 1 января 2021 года из 1964
населенных пунктов Удмуртской
Республики газифицирован 801 населенный
пункт.
Уровень газификации Удмуртской
Республики по состоянию на 1 января 2021
года составлял 71,7%, в городах республики -
82,3%, в сельской местности - 53,6%.
2. Характеристика текущего состояния и
анализ основных показателей рынка
газомоторного топлива
В Удмуртской Республике в рамках
подпрограммы "Развитие рынка
газомоторного топлива в Удмуртской
Республике" государственной
программы "Энергоэффективность и
развитие энергетики в Удмуртской
Республике" реализуются мероприятия
по расширению газозаправочной
инфраструктуры и переоборудованию
транспортных средств на использование
природного газа в качестве моторного
топлива.
С целью создания условий для
приоритетного использования
автотранспортными средствами
природного газа в качестве моторного
топлива и увеличения объема потребления
природного газа в республике
осуществляется развитие сети
автомобильных газонаполнительных
компрессорных станций (далее - АГНКС).
В 2019 году Удмуртская Республика вошла в
число 27 регионов Российской Федерации, в
которых формирование заправочной
инфраструктуры компримированного
природного газа (метана) осуществляется
в первоочередном порядке.
На финансирование мероприятий по
строительству объектов газозаправочной
инфраструктуры и переоборудованию
транспортных средств на использование
природного газа в качестве моторного
топлива предусмотрены средства из
федерального и регионального бюджетов.
За 2019 - 2020 годы в республике построено и
введено в эксплуатацию три объекта
АГНКС.
В настоящее время на территории
Удмуртской Республики осуществляют
деятельность 12 АГНКС, из них: 2 - в городе
Ижевске, 2 - в городе Глазове, 1 - в городе
Воткинске, 1 - в городе Можге, 1 - в городе
Сарапуле, 2 - в муниципальном образовании
"Муниципальный округ Воткинский район
Удмуртской Республики", 1 - в
муниципальном образовании
"Муниципальный округ Завьяловский
район Удмуртской Республики", 1 - в
поселке Игра, 1 - в муниципальном
образовании "Муниципальный округ
Можгинский район Удмуртской
Республики".
Начиная с 2022 года до 2024 года включительно
в республике запланировано ежегодно
строительство трех АГНКС мощностью не
менее 500 куб. м в час каждая. К 2024 году
количество объектов заправки
транспортных средств компримированным
природным газом, введенных в
эксплуатацию, составит 21 единицу.
Распоряжением Правительства Удмуртской
Республики от 29 ноября 2019 года N 1421-р "О
местах размещения объектов
инфраструктуры в целях развития рынка
газомоторного топлива на территории
Удмуртской Республики" утверждены
перечень мест, планируемых для
размещения объектов инфраструктуры в
целях развития рынка газомоторного
топлива на территории Удмуртской
Республики, и перечень автомобильных
газонаполнительных компрессорных
станций, действующих на территории
Удмуртской Республики.
Перечни ежегодно актуализируются
Министерством промышленности и торговли
Удмуртской Республики по результатам
реализованных администрациями
муниципальных образований в Удмуртской
Республике мероприятий по формированию
земельных участков для строительства
АГНКС. На текущую дату по предложениям
администраций муниципальных
образований в Удмуртской Республике
сформирован перечень 26 мест, планируемых
для размещения объектов инфраструктуры
в целях развития рынка газомоторного
топлива на территории Удмуртской
Республики.
Для земельных участков, выбранных
инвесторами для строительства АГНКС,
требуется обеспечить технологическое
присоединение объекта заправки к
газораспределительной сети.
Количество транспортных средств,
использующих природный газ (метан) в
качестве моторного топлива, к концу 2024
года планируется увеличить до 4152 единиц.
В перспективе перевод транспортных
средств на использование природного
газа планируется осуществить
применительно к транспорту
дорожно-коммунальных служб,
сельскохозяйственной технике, школьным
автобусам, также рассматривается
возможность переоборудования
транспорта, находящегося на балансе
государственных и муниципальных
учреждений.
3. Характеристика текущего состояния и
анализ основных показателей
газоснабжения и газификации Удмуртской
Республики сжиженным углеводородным
газом
Характеристика газификации
потребителей сжиженным углеводородным
газом (далее - СУГ) по состоянию на 1
января 2022 года:
количество населенных пунктов,
газифицированных СУГ, - 682;
количество потребителей,
газифицированных СУГ, - 55226 человек;
перевод котельных на СУГ не планируется.
В соответствии с распоряжением
Правительства Удмуртской Республики от
29 декабря 2014 года N 1027-р "О
газораспределительной организации,
уполномоченной на поставку сжиженных
углеводородных газов для бытовых нужд
населению в Удмуртской Республике"
газораспределительной организацией,
уполномоченной на поставку сжиженных
углеводородных газов для бытовых нужд
населению в Удмуртской Республике,
является общество с ограниченной
ответственностью "Мобиль-газ".
Для принятия СУГ железнодорожным
транспортом и его последующей
переработки на территории Удмуртской
Республики осуществляют свою
деятельность газонаполнительная
станция в городе Сарапуле и районный
пункт наполнения баллонов в поселке
Балезино.
Для осуществления деятельности по
обеспечению населения СУГ общество с
ограниченной ответственностью
"Мобиль-газ" располагает обменным
фондом 50-литровых и 5-литровых баллонов,
специализированным транспортом для
перевозки баллонов, обученным и
аттестованным персоналом.
Реализация СУГ производится также через
сеть автомобильных газозаправочных
станций и топливо-заправочных пунктов.
4. Мероприятия по догазификации в
Удмуртской Республике
В целях осуществления подключения
(технологического присоединения) к
газораспределительным сетям
газоиспользующего оборудования,
расположенного в домовладении,
принадлежащем физическим лицам,
намеревающимся использовать газ для
удовлетворения личных, семейных,
домашних и иных нужд, не связанных с
осуществлением предпринимательской
(профессиональной) деятельности, с
учетом выполнения мероприятий в рамках
такого подключения (технологического
присоединения) до границ земельных
участков, принадлежащих указанным
физическим лицам, без взимания средств с
физического лица при условии, что в
населенном пункте, в котором
располагается домовладение физического
лица, проложены газораспределительные
сети и осуществляется транспортировка
газа (далее - догазификация), формируется
сводный план-график догазификации и
пообъектный план-график догазификации.
В Удмуртской Республике сформированы и
утверждены Главой Удмуртской Республики
Сводный план-график догазификации
Удмуртской Республики на 2021 - 2026 годы и
пообъектный план-график догазификации
Удмуртской Республики на 2021 - 2026 годы.
Сводный план-график догазификации
Удмуртской Республики на 2021 - 2026 годы и
пообъектный план-график догазификации
Удмуртской Республики на 2021 - 2026 годы
формируются Министерством
строительства, жилищно-коммунального
хозяйства и энергетики Удмуртской
Республики с учетом мероприятий в
отношении всех газифицированных
населенных пунктов Удмуртской
Республики.
В соответствии со Сводным
планом-графиком догазификации
Удмуртской Республики на 2021 - 2026 годы
планируется осуществить
технологическое присоединение к
газораспределительным сетям
газоиспользующего оборудования,
расположенного в 54507 домовладениях.
Планируемое увеличение расхода
природного газа на догазификацию
составит ориентировочно 272535 тысяч куб.
м.
Для осуществления мероприятий по
догазификации в Удмуртской Республике
реализуется Программа развития
газоснабжения и газификации Удмуртской
Республики на период 2021 - 2025 годов,
утвержденная 8 декабря 2020 года Главой
Удмуртской Республики и председателем
Правления публичного акционерного
общества "Газпром" (далее -
программа развития газоснабжения и
газификации Удмуртской Республики на
период 2021 - 2025 годов). В рамках данной
программы планируется газифицировать 139
населенных пунктов, 8564 домовладений, 57
котельных промышленных или
сельскохозяйственных предприятий.
Планируемое увеличение потребления
природного газа после ввода объектов в
эксплуатацию составит 33532 тысячи куб. м, в
том числе потребление природного газа
населением увеличится на 29357 тысяч куб. м,
котельными 4178 тысяч куб. м.
5. Сжиженный природный газ
Рынок сжиженного природного газа (далее -
СПГ) в Удмуртской Республике не развит,
так как на территории республики
расположены 12 магистральных
газопроводов, а также имеется
разветвленная газораспределительная
сеть для транспортировки природного
газа. Использование СПГ экономически
нецелесообразно.
II. Электроэнергетика
1. Тепловые электростанции, блок-станции,
мини-ТЭЦ
На территории Удмуртской Республики
функционируют объекты генерации
суммарной установленной электрической
мощностью 719,276 МВт (по состоянию на 1
января 2021 года). Основными генерирующими
источниками на территории Удмуртской
Республики являются:
Ижевская ТЭЦ-1 филиала "Удмуртский"
ПАО "Т Плюс";
Ижевская ТЭЦ-2 филиала "Удмуртский"
ПАО "Т Плюс";
мини-ТЭЦ по ул. Дружбы, 2в, города Ижевска
филиала "Удмуртский" ПАО "Т
Плюс";
Глазовская ТЭЦ АО "Чепецкий
механический завод";
Воткинская ТЭЦ АО "Воткинский
завод";
ТЭС ООО "Автокотельная";
Сарапульская ТЭЦ ООО "Губахинская
энергетическая компания".
Производство электроэнергии в 2020 году
составило 3594,8 млн. кВт.ч, что меньше на 5,0%
по сравнению с 2019 годом. Потребление
электроэнергии составило 8474,6 млн. кВт.ч,
это на 7,2% ниже показателя 2019 года.
Снижение потребления электроэнергии
связано с пандемией COVID-19. Экономическая
ситуация 2020 года характеризовалась
сложной эпидемиологической обстановкой,
связанной с распространением новой
коронавирусной инфекции, что оказало
влияние на динамику валового
регионального продукта. Темп роста в
сопоставимых ценах оценочно составил 95,1%
(в 2019 году - 100,4%).
Удмуртская Республика является
энергодефицитным регионом. В 2020 году 57,6%
электроэнергии было закуплено у других
субъектов Российской Федерации и на
федеральном оптовом рынке электрической
энергии и мощности.
Основными потребителями электроэнергии
в 2020 году являлись организации
экономики. На их долю пришлось 79,5%
потребленной электроэнергии. Для нужд
населения республики использовано 13,7%
всей потребленной электроэнергии.
Потери электроэнергии в сетях общего
пользования при ее транспортировке и
распределении составили 6,8% от общего
объема электроэнергии, отпущенной
потребителям. Наиболее энергоемкими
видами экономической деятельности в
Удмуртской Республике являются добыча
полезных ископаемых (26,6% от общего объема
потребления электроэнергии в 2020 году),
обрабатывающие производства (17,8%),
транспортировка и хранение (9,6%),
обеспечение электроэнергией, газом и
паром; кондиционирование воздуха (6,7%).
В соответствии с Энергетической
стратегией Российской Федерации на
период до 2035 года, утвержденной
распоряжением Правительства Российской
Федерации от 9 июня 2020 года N 1523-р,
прогнозируется рост производства
электрической энергии к 2030 году в
размере 108,8% от уровня 2019 года по
сценарию, соответствующему нижней
границе диапазона развития
топливно-энергетического комплекса.
Производство электроэнергии в 2030 году
составит 4118,189 млн. кВт.ч. Потребление
электроэнергии прогнозируется на уровне
110,9% от потребления электроэнергии 2019
года и составит 10131,713 млн. кВт.ч.
Увеличение потребления электроэнергии
ожидается по отраслям добыча полезных
ископаемых и обрабатывающие
производства. Динамика и объем
обрабатывающих производств будет
определяться производством продукции
машиностроительного комплекса.
Увеличению объемов производства в
отрасли будет способствовать реализация
инвестиционных проектов и организация
новых направлений деятельности в
обществе с ограниченной
ответственностью "Концерн
"Аксион", группе компаний
"Калашников", акционерном обществе
"Ижевский мотозавод
"Аксион-холдинг", акционерном
обществе "ИЭМЗ "Купол",
акционерном обществе "Элеконд",
лесопильном заводе общества с
ограниченной ответственностью
"Увадрев-Холдинг" в соответствии с
Прогнозом социально-экономического
развития Удмуртской Республики на 2022 год
и плановый период 2023 и 2024 годов,
утвержденным распоряжением
Правительства Удмуртской Республики от
28 октября 2021 года N 1168-р "О Прогнозе
социально-экономического развития
Удмуртской Республики на 2022 год и
плановый период 2023 и 2024 годов".
2. Гидроэнергия и НВИЭ (нетрадиционные и
возобновляемые источники энергии)
Производство электрической энергии на
установках, использующих в качестве
первичных ресурсов нетрадиционные и
возобновляемые источники энергии, в том
числе гидравлические, геотермальные,
солнечные и ветроэлектрические
установки, в республике не развито и в
отчетных статистических данных не
учитывается.
На установках, использующих
нетрадиционные и возобновляемые
источники энергии, производится
тепловая энергия. На территории
Удмуртской Республики функционируют 25
котельных, суммарной установленной
мощностью 3,2 Гкал/час, в которых пеллеты
используются в качестве основного
топлива. Дальнейшее использование
пеллет и отходов деревообработки в
качестве котельно-печного топлива
ожидается на уровне 2019 года.
3. Атомная энергия
Атомные электростанции на территории
Удмуртской Республики отсутствуют.
III. Добыча полезных ископаемых
Добычу нефти в республике осуществляют 12
компаний. Крупнейшими предприятиями по
добыче углеводородного сырья в
республике остаются публичное
акционерное общество "Удмуртнефть"
и акционерное общество
"Белкамнефть" им. А.А. Волкова, на
долю которых приходится порядка 93%
добычи нефти в регионе, 7% приходится на
малые нефтедобывающие компании. По
итогам 2021 года объем добычи нефти
оценивается на уровне 9,3 млн. тонн, или 98,6%
к уровню 2020 года. Основные задачи,
стоящие перед нефтяной отраслью
республики на перспективу, - сохранение
достигнутых объемов добычи; повышение
коэффициента нефтеотдачи; реализация
программ геологоразведочных работ. В
Целевом прогнозном ТЭБ объем добычи
нефти ожидается на уровне 2019 года.
Отрасли промышленности, связанные с
переработкой нефти, природного газа и
обогащением угля, в Удмуртской
Республике не развиты.
IV. Состав Целевого прогнозного
топливно-энергетического баланса
Удмуртской Республики на плановый
период до 2030 года
Целевой прогнозный ТЭБ формируется в
единых энергетических единицах - тоннах
условного топлива (далее - т у.т.).
Целевой прогнозный ТЭБ состоит из девяти
групп данных об отдельных видах
топливно-энергетических ресурсов (далее
- ТЭР): уголь, сырая нефть, нефтепродукты,
природный газ, прочее твердое топливо,
гидроэнергия и НВИЭ (нетрадиционные и
возобновляемые источники энергии),
атомная энергия, электрическая энергия,
тепловая энергия, которые формируются на
основе однопродуктовых балансов.
В столбец "Уголь" Целевого
прогнозного ТЭБ включаются данные об
угле, о сланцах, об угольном концентрате,
о коксе металлургическом, о коксике и
коксовой мелочи, о продуктах переработки
угля, об отходящих газах, в том числе газе
горючем искусственном доменном и газе
горючем искусственном коксовом.
В столбец "Сырая нефть" Целевого
прогнозного ТЭБ включаются данные о
нефти, в том числе о газовом конденсате.
В столбец "Нефтепродукты" Целевого
прогнозного ТЭБ включаются данные о
нефтепродуктах, в том числе газе
нефтеперерабатывающих предприятий
сухом, газе сжиженном, автомобильном и
авиационном бензине, керосинах,
дизельном топливе, мазуте топочном,
топливе печном бытовом, мазуте флотском,
газотурбинном и моторном топливе.
В столбец "Природный газ" Целевого
прогнозного ТЭБ включаются данные о газе
газовых и газоконденсатных
месторождений и попутном нефтяном газе,
а также метане, улавливаемом из угольных
пластов и выработанного пространства
шахт, биогазе, газе сточных вод.
В столбец "Прочее твердое топливо"
Целевого прогнозного ТЭБ включаются
данные о видах твердого топлива, в том
числе о торфе, торфяных топливных
брикетах и полубрикетах, дровах для
отопления, твердых бытовых и
промышленных отходах.
В столбец "Гидроэнергия и НВИЭ
(нетрадиционные и возобновляемые
источники энергии)" Целевого
прогнозного ТЭБ включаются данные об
электрической энергии, произведенной на
установках, использующих в качестве
первичных ресурсов нетрадиционные и
возобновляемые источники энергии, в том
числе на гидравлических, геотермальных,
солнечных и ветроэлектрических
установках.
В столбец "Атомная энергия"
Целевого прогнозного ТЭБ включаются
данные об электрической и тепловой
энергии, произведенной на атомных
электрических станциях.
В столбец "Электрическая энергия"
Целевого прогнозного ТЭБ включаются
данные об электрической энергии,
произведенной на электрических станциях
и предназначенной для потребления, за
исключением объемов ТЭР, учтенных в
столбцах "Атомная энергия" и
"Гидроэнергия и НВИЭ (нетрадиционные и
возобновляемые источники энергии)".
В столбец "Тепловая энергия"
Целевого прогнозного ТЭБ включаются
данные о тепловой энергии, произведенной
тепловыми и атомными электрическими
станциями, котельными, утилизационными
установками, получаемой из
геотермальных источников,
нетрадиционных и возобновляемых
источников энергии, а также
предназначенной для потребления
потребителями тепловой энергии, за
исключением объемов тепловой энергии,
произведенной на атомных электрических
станциях, учтенных в столбце "Атомная
энергия".
Для обеспечения граждан доступными и
экологичными источниками энергии в
рамках догазификации к 2026 году ожидается
увеличение потребления природного газа
населением на 314505 т у.т. в соответствии с
поданными населением заявками на
технологическое присоединение к
газораспределительным сетям.
Для расчета количества природного газа,
необходимого для отопления, горячего
водоснабжения, пищеприготовления в
домовладении, выполнен теплотехнический
расчет для одноэтажного жилого дома
площадью 100 кв. метров с высотой потолков
2,5 метра, средней температурой воздуха в
жилом помещении 22 град. C, расчетной
температурой наружного воздуха минус 33
град. C, продолжительностью
отопительного периода 219 дней, средним
коэффициентом полезного действия котла
92,5%. В результате расчета получено
значение 5000 куб. м газа на одно
домовладение в год.
В рамках программы развития
газоснабжения и газификации Удмуртской
Республики на период 2021 - 2025 годов
ожидается увеличение потребления
природного газа населением на 33876 т у.т.,
увеличение расхода природного газа по
котельным составит 4821 т у.т.
В 15% жилых домов, которые планируется
подключить к системе газораспределения
в рамках догазификации (8176 домовладений),
ранее использовалась электрическая
энергия для отопления, горячего
водоснабжения, пищеприготовления, в 85%
жилых домов (46330 домовладений)
использовались дрова. Часть населения
использовала сжиженный углеводородный
газ для пищеприготовления.
В рамках подпрограммы "Развитие рынка
газомоторного топлива в Удмуртской
Республике" государственной
программы "Энергоэффективность и
развитие энергетики в Удмуртской
Республике" ожидается увеличение
потребления природного газа на АГНКС на
58001 т у.т. Увеличение потребления
природного газа обусловлено планируемым
строительством новых АГНКС, переводом
автотранспорта предприятий и населения
на сжатый метан. На 65% автотранспорта,
который планируется перевести на сжатый
метан, ранее в качестве топлива
использовался бензин, на 35%
автотранспорта использовалось
дизельное топливо.
Для определения количества природного
газа, необходимого для заправки
автотранспорта сжатым метаном, выполнен
расчет для АГНКС производительностью 500
куб. м в час. Количество АГНКС принято
равным 9 единицам. Количество заправок в
сутки принято равным 180. Объем условной
заправки составляет 85 куб. м природного
газа.