Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь


МИНИСТЕРСТВО АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА И ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ

от 18 марта 2022 года N 113


Об утверждении Обзора правоприменительной практики при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Свердловской области за 2021 год



В соответствии со статьей 47 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном региональном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", статьей 95 Областного закона от 10 марта 1999 года N 4-ОЗ "О правовых актах в Свердловской области" приказываю:


1. Утвердить Обзор правоприменительной практики при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Свердловской области за 2021 год (прилагается).


2. Отделу государственной службы, кадровой и организационной работы Министерства агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области (Т.А. Сандакова) разместить настоящий Приказ на официальном сайте Министерства агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".


3. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на Заместителя Министра агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области С.В. Островскую.



Министр
А.А.БАХТЕРЕВ



Утвержден
Приказом Министерства
агропромышленного комплекса
и потребительского рынка
Свердловской области
от 18 марта 2022 г. N 113
"Об утверждении Обзора
правоприменительной практики
при осуществлении регионального
государственного контроля (надзора)
в области розничной продажи
алкогольной и спиртосодержащей продукции
на территории Свердловской области
за 2021 год"



ОБЗОР ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ РЕГИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) В ОБЛАСТИ РОЗНИЧНОЙ ПРОДАЖИ АЛКОГОЛЬНОЙ И СПИРТОСОДЕРЖАЩЕЙ ПРОДУКЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА 2021 ГОД


Настоящий обзор правоприменительной практики при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Свердловской области за 2021 год подготовлен Министерством агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области (далее - Министерство) во исполнение требований статьи 47 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном региональном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", пункта 14 Положения о региональном государственном контроле (надзоре) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Свердловской области, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 11.11.2021 N 784-ПП "О региональном государственном контроле (надзоре) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Свердловской области".


Обзор правоприменительной практики подготовлен по результатам проведения контрольных (надзорных) мероприятий в рамках осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции в 2021 году.



I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Российской Федерации, а также осуществление контроля за их соблюдением установлены Федеральным законом от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ).


В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции относится осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - региональный государственный контроль (надзор)).


Предметом регионального государственного контроля (надзора), установленным пунктом 2 статьи 23.1 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ, является:


1) соблюдение организациями лицензионных требований к розничной продаже алкогольной продукции и розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (за исключением лицензионных требований к производству, поставкам, хранению и розничной продаже произведенной сельскохозяйственными товаропроизводителями винодельческой продукции);


2) соблюдение организациями, индивидуальными предпринимателями обязательных требований к розничной продаже алкогольной продукции и розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, установленных статьей 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ, обязательных требований к розничной продаже спиртосодержащей продукции, обязательных требований к фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - ЕГАИС) сведений об обороте алкогольной продукции лицами, осуществляющими ее розничную продажу, за исключением обязательных требований, установленных техническими регламентами;


3) соблюдение организациями, индивидуальными предпринимателями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами обязательных требований к декларированию объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, объема собранного винограда для производства винодельческой продукции.


Полномочия по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) закреплены в Положении о Министерстве, утвержденном Постановлением Правительства Свердловской области от 02.08.2012 N 834-ПП "Об утверждении положения, структуры и предельного лимита штатной численности Министерства агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области".


Региональный государственный контроль (надзор) осуществляется в соответствии с:


1) Конституцией Российской Федерации, принятой на всенародном голосовании 12.12.1993 ("Российская газета", 1993, 25 декабря, N 237);


2) Гражданским кодексом Российской Федерации, часть первая от 30.11.1994 N 51-ФЗ ("Собрание законодательства РФ", 1994, N 32, ст. 3301);


3) Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ ("Российская газета", 31.12.2001, N 256);


4) Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ ("Собрание законодательства Российской Федерации", 09.03.2015, N 10, ст. 1391);


5) Федеральным законом от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" ("Собрание законодательства Российской Федерации", 1995, N 48, ст. 4553);


6) Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" ("Собрание законодательства Российской Федерации", 18.10.1999, N 42, ст. 5005);


7) Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном региональном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" ("Собрание законодательства Российской Федерации", 03.08.2020, N 32 (ч. 1), ст. 5007);


8) Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.2017 N 166 "Об утверждении Правил составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения" ("Собрание законодательства Российской Федерации", 20.02.2017, N 8, ст. 1239);


9) Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.11.2018 N 1398 "Об утверждении правил организации и проведения контрольной закупки при осуществлении отдельных видов государственного контроля (надзора)" ("Собрание законодательства Российской Федерации", 03.12.2018, N 49 (ч. 4), ст. 7603);


10) Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2021 N 338 "О межведомственном информационном взаимодействии в рамках осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" ("Собрание законодательства Российской Федерации", 15.03.2021, N 11, ст. 1830);


11) Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.05.2021 N 990 "Об утверждении правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям" ("Собрание законодательства Российской Федерации", 05.07.2021, N 27 (ч. 2), ст. 5378);


12) Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2021 N 1844 "Об утверждении требований к разработке, содержанию, общественному обсуждению проектов форм проверочных листов, утверждению, применению, актуализации форм проверочных листов, а также случаев обязательного применения проверочных листов" ("Собрание законодательства Российской Федерации", 01.11.2021, N 44 (ч. 3), ст. 7443);


13) Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.04.2016 N 724-р "Об утверждении перечня документов и (или) информации, запрашиваемых и получаемых в рамках межведомственного информационного взаимодействия органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля (надзора) при организации и проведении проверок от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация" ("Собрание законодательства Российской Федерации", 02.05.2016, N 18, ст. 2647);


14) Приказом Генеральной прокуратуры от 02.06.2021 N 294 "О реализации Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" ("Законность", 2021, N 7);


15) Законом Свердловской области от 29.10.2013 N 103-ОЗ "О регулировании отдельных отношений в сфере розничной продажи алкогольной продукции и ограничения ее потребления на территории Свердловской области" ("Областная газета", N 496-498, 01.11.2013);


16) Постановлением Правительства Свердловской области от 02.08.2012 N 834-ПП "Об утверждении Положения, структуры и предельного лимита штатной численности Министерства агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области" ("Областная газета", N 315-316, 10.08.2012);


17) Постановлением Правительства Свердловской области от 11.11.2021 N 784-ПП "О региональном государственном контроле (надзоре) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Свердловской области" (Официальный интернет-портал правовой информации Свердловской области http://www.pravo.gov66.ru, 12.11.2021);


18) Приказом Министерства от 18.06.2018 N 270 "Об утверждении Порядка оформления и содержания заданий на проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и оформления результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции" (Официальный интернет-портал правовой информации Свердловской области http://www.pravo.gov66.ru, 2018, 26 июня, N 18005);


19) Приказом Министерства от 07.11.2018 N 488 "Об утверждении формы проверочного листа (списка контрольных вопросов), используемого при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции" (Официальный интернет-портал правовой информации Свердловской области http://www.pravo.gov66.ru, 2018, 12 ноября, N 19333).


Перечень нормативных правовых актов (с указанием их реквизитов и источников официального опубликования) размещен на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), в региональной государственной информационной системе "Реестр государственных услуг и муниципальных услуг (функций) Свердловской области" и федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".


В 2021 году специфика осуществления контрольной (надзорной) деятельности обусловлена санитарно-эпидемиологической ситуацией, сложившейся в связи с возникновением и распространением новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV). Правительством Российской Федерации принят ряд мер поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.


В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.11.2020 N 1969 "Об особенностях формирования ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год, проведения проверок в 2021 году и внесении изменений в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в 2021 году могли проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе аудио- или видеосвязи, что исключает непосредственное общение сотрудников Министерства с проверяемыми лицами.


Кроме того, Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 440 "О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 и 2021 годах" сроки действия лицензий на осуществление деятельности по розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, которые истекают (истекли) в период с 1 января по 31 декабря 2021 года, продлены на 12 месяцев без проведения дополнительных проверочных мероприятий, в том числе лицензий и разрешений, которые продлены в 2020 году.


В ходе осуществления регионального государственного контроля (надзора) в 2021 году проведено 875 (2020 год - 859) контрольных (надзорных) мероприятий:


- 434 внеплановых выездных проверки (в том числе в первом полугодии - 165, во втором полугодии - 269), по результатам 129 проверок выявлены нарушения лицензионных требований (в том числе в первом полугодии 44 проверок, во втором полугодии 85 проверок);


- 101 внеплановая документарная проверка (в том числе в первом полугодии - 65, во втором полугодии - 36), по результатам 34 проверок выявлены нарушения лицензионных требований (в том числе в первом полугодии 23 проверок, во втором полугодии 11 проверок);


- 340 контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с подконтрольными субъектами (наблюдение).


Общее количество проверок в 2021 году составило 535, что выше показателя 2020 года на 52,4% (в 2020 году проведена 351 проверка). Увеличение числа внеплановых проверок связано с отменой моратория на проведение внеплановых проверок. Так, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 440 "О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 и 2021 годах" сроки действия лицензий на осуществление деятельности по розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, которые истекают (истекли) в период с 1 января по 31 декабря 2021 года продлены на 12 месяцев без проведения дополнительных проверочных мероприятий, в 2020 году аналогичное продление сроков действия было проведено как в отношении лицензий на осуществление деятельности по розничной продаже алкогольной продукции, так и в отношении лицензий на осуществление деятельности по розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.


Количество мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, в 2021 году снизилось на 33,1% и составило 340 (в 2020 году проведено 508 наблюдений).


В ходе проведения мероприятий по контролю в 2021 году было отказано в предоставлении лицензий на осуществление деятельности по розничной продаже алкогольной продукции в 157 случаях, по итогам 2020 года этот показатель составлял 70, что в 2,2 раза меньше в сравнении с 2021 годом.


Удельный вес принятых решений об отказе в предоставлении лицензий к общему количеству заявлений о предоставлении лицензии в сравнении с 2020 годом вырос на 4,1% и составил 15,6%.


Кроме того, по итогам контрольных (надзорных) мероприятий в 2021 году количество выданных предписаний увеличилось в 6 раз и составило 12 (исполнено в срок - 10, не исполнено в срок 2 предписания). Количество лицензий, действие которых было приостановлено в связи с допущенными нарушениями обязательных (лицензионных) требований к осуществлению деятельности по розничной продаже алкогольной продукции, увеличилось в 3 раза и составило 31 (в 2020 году - 10).


В арбитражные суды направлено 9 заявлений об аннулировании лицензий на осуществление деятельности по розничной продаже алкогольной продукции, по 7 заявлениям судами принято решение об аннулировании лицензий.


В 2021 году составлено 76 протоколов об административных правонарушениях, рассмотрено 78 административных дел, привлечено к административной ответственности 77 юридических лиц. Сумма наложенных административных штрафов в 2021 году составила 1300 тыс. рублей.


С учетом изложенного принимаемые Министерством меры по повышению эффективности осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции в первую очередь носили профилактический характер и были направлены на предупреждение нарушений обязательных требований к розничной продаже алкогольной продукции, в том числе при оказании услуг общественного питания.


Информация об осуществлении регионального государственного контроля (надзора) приведена в таблице:

Номер строки

Наименование показателя

2019 год

2020 год

2021 год

1

2

3

4

5

1.

Проведено плановых выездных проверок

0

1

0

2.

Проведено внеплановых проверок (документарных и выездных)

711

350

535

3.

Выявлено нарушений (количество проверок)

105

93

163

4.

Количество отказов в выдаче, продлении, переоформлении лицензий

110

70

157

5.

Аннулировано лицензий по решению суда

2

5

7

6.

Приостановлено действие лицензий

32

10

31

7.

Рассмотрено дел об административных правонарушениях

241

221

78

8.

Сумма наложенных штрафов, тыс. рублей

1200

2750

1300

9.

Проведено контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с подконтрольными субъектами (наблюдение)

793

508

340

10.

Выдано предостережений

537

273

84



II. НАРУШЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ, НАИБОЛЕЕ ЧАСТО ВЫЯВЛЯЕМЫЕ ПРИ РАССМОТРЕНИИ ЗАЯВЛЕНИЙ НА ВЫДАЧУ, ПРОДЛЕНИЕ СРОКА ДЕЙСТВИЯ, ПЕРЕОФОРМЛЕНИЕ ЛИЦЕНЗИЙ НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ РОЗНИЧНОЙ ПРОДАЖИ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ, РОЗНИЧНОЙ ПРОДАЖИ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ ПРИ ОКАЗАНИИ УСЛУГ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ


В 2021 году рассмотрено 1004 заявления о предоставлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания. По результатам проведения мероприятий по контролю отказано в предоставлении лицензии по 157 заявлениям.


Удельный вес принятых решений об отказе в предоставлении лицензии к общему количеству заявлений о предоставлении лицензии вырос в сравнении с 2020 годом на 4,1% и составил 15,6%.


Эксперты к проведению мероприятий по контролю не привлекались, финансирование работы экспертов не предусмотрено.


Анализ практики вынесения решений об отказе в выдаче, продлении срока действия, переоформлении лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания выявил следующие основания для принятия указанных решений:


1. Несоответствие заявителя лицензионным требованиям, установленным в соответствии с положениями статей 2, 8, 9, 10.1, 11, 14.1, 16, 19, 20, 25 и 26 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ и выявление в представленных документах недостоверной, искаженной, а также неполной информации в случае, если такая неполная информация не позволяет установить соответствие заявителя лицензионным требованиям, установленным в соответствии с положениями вышеуказанных статей, либо представление заявителем неполного комплекта документов, предусмотренных для выдачи соответствующей лицензии на осуществление одного из видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.


Предусмотрены в качестве самостоятельных оснований для отказа в предоставлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания подпунктами 1 и 6 соответственно пункта 9 статьи 19 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ и являются наиболее часто встречающимся, применялись Министерством в 90% случаях принятия решения об отказе в предоставлении лицензий.


Как правило, несоответствие заявителя лицензионным требованиям сопровождается предоставлением им недостоверной, искаженной, а также неполной информации.


В качестве нарушений лицензионных требований наиболее часто встречается несоответствие заявителя пунктам 4 и 10 статьи 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ, согласно которым организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) в городских (сельских) населенных пунктах, должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, стационарные торговые объекты и складские помещения общей площадью не менее 50 (25) квадратных метров по каждому месту нахождения обособленного подразделения, в котором осуществляется розничная продажа алкогольной продукции; а организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции в городских и (или) сельских населенных пунктах (за исключением алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 16,5 процента объема готовой продукции), при оказании услуг общественного питания должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, стационарные объекты общественного питания по каждому месту осуществления указанной деятельности, при этом розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания на основании лицензии осуществляется только в объектах организации общественного питания, таких как рестораны, бары, кафе, буфеты, имеющих зал обслуживания посетителей; кроме того запрещена розничная продажа алкогольной продукции в случае осуществления розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания по одному месту осуществления лицензируемой деятельности.


1.1. У юридического лица отсутствует зарегистрированная сроком на один год и более аренда стационарного торгового объекта и складских помещений либо объекта общественного питания.


Общество обратилось в Министерство с заявлением о выдаче лицензии с целью осуществления деятельности по розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в обособленном подразделении - объекте общественного питания "бар", расположенном по адресу: город Н., улица Л., дом 79, помещения для целей лицензирования в заявлении не идентифицированы.


С заявлением Обществом в лицензирующий орган представлена копия договора субаренды нежилого здания N 2 от 09.01.2020 между ООО "Д" (арендодатель) и Обществом (арендатор). Согласно договору Обществу предоставлены в аренду объекты нежилого фонда - нежилая площадь второго этажа здания, помещения согласно плану: N 1, N 2, N 11, N 25, N 40 - 42, N 44, N 49, расположенные в здании досугового центра по адресу: город Н., улица Л., дом 79, которые должны использоваться в качестве объектов общественного питания и досуговой деятельности.


В ходе рассмотрения заявления о выдаче лицензии Обществу, Министерством в рамках межведомственного взаимодействия из филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Уральскому федеральному округу получена выписка из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, согласно которой право аренды Общества на объект недвижимости не зарегистрировано.


Согласно части 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.


При этом государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество и является единственным доказательством существования зарегистрированного права (части 2, 4 и 5 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").


Таким образом, для осуществления розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания Общество не имеет в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде стационарного объекта общественного питания установленного типа с залом обслуживания посетителей, предусмотренного Федеральным законом от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ, а в представленных документах выявлена недостоверная, искаженная, а также неполная информация, не позволяющая установить соответствие заявителя лицензионным требованиям, установленным в соответствии с положениями пунктов 4 и 10 статьи 16, статьи 26 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ.


1.2. У юридического лица отсутствует 50 или 25 квадратных метров торгового объекта и складских помещений.


Общество обратилось в Министерство с заявлением о переоформлении лицензии на осуществление деятельности по розничной продаже алкогольной продукции в обособленных подразделениях - магазины, расположенных по адресам:


1. Поселок городского типа В., улица П., дом 18, общая площадь 109,3 кв. м (далее - магазин N 1).


2. Поселок городского типа В, улица О, дом 14, общая площадь 81,7 кв. м (далее - магазин N 2).


В качестве документов, подтверждающих наличие у Общества стационарных торговых объектов и складских помещений общей площадью не менее 50 квадратных метров в городских населенных пунктах для целей розничной продажи алкогольной продукции в отношении магазинов, Обществом представлены документы.


По магазину N 1:


- договор аренды от 24.09.2021, в соответствии с которым индивидуальный предприниматель Б. (арендодатель) передает Обществу (арендатору) в аренду нежилое помещение общей площадью 65,9 кв. м;


- технический паспорт нежилого помещения, согласно экспликации помещения N 1 - 9 первого этажа общей площадью 109,3 кв. м;


- справка Филиала "БТИ Белоярского района" об идентификации.


По магазину N 2:


- договор аренды от 24.09.2021, в соответствии с которым индивидуальный предприниматель Б. передает Обществу (арендатору) в аренду нежилое помещение общей площадью 78,9 кв. м;


- технический паспорт нежилого помещения, согласно экспликации помещения N 1 - 5 первого этажа общей площадью 81,7 кв. м;


- справка Филиала "БТИ Белоярского района" об идентификации.


Из представленных документов невозможно достоверно установить, что помещения, арендованные Обществом согласно договору аренды, и помещения, указанные в техническом паспорте, представляют собой один и тот же объект недвижимости.


На основании приказа Министерства в отношении Общества проведена внеплановая выездная проверка на соответствие лицензионным требованиям, установленным Федеральным законом от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ, с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе аудио- и видеосвязи.


При проведении осмотра помещений установлено следующее.


Магазин N 1.


Заявленные помещения расположены в нежилых помещениях первого этажа трехэтажного жилого дома и одноэтажного пристроя к жилому дому.


Вход в объект ведет в помещение N 1 (торговый зал площадью 42,2 кв. м). В торговом зале установлено торговое оборудование для выкладки и демонстрации товаров (стеллажи, холодильники, витрины, прилавок), оборудование для производства расчетов с покупателями (1 контрольно-кассовая машина), стенд с информацией для потребителей, включая свидетельства о постановке на учет в налоговом органе Общества, на холодильнике слева от входа. В момент проведения проверки в торговом зале реализуются продовольственные товары, информация об осуществляющем деятельность лице на ценниках на товарах отсутствует. Торговый зал N 1 в правой части переходит в помещение N 2 (складское площадью 14,8 кв. м), оборудованное стеллажами с товарами, холодильным ларем, шкафом, столом с весами, помещение не изолировано, проходное. Из помещения N 2 входы ведут в помещения N 3 - 6. Помещение N 5 - санузел, N 4 - кабинет, N 3 - складское площадью 6,3 кв. м, оборудованное стеллажами с товарами, N 6 - складское площадью 23,2 кв. м, оборудованное стеллажами и поддонами с товарами, холодильником. Помещение N 6 переходит в коридор N 7 и далее - в помещения N 8 и 9 (подсобные).


Согласно представленным Обществом документам помещения N 6 - 9, расположенные в пристрое к жилому дому, на кадастровый учет не поставлены, объектом аренды Общества не являются. Помещения N 1 - 5 первого этажа, арендуемые Обществом, не представляют собой единый стационарный торговый объект, в составе которого имеются торговые залы, подсобные, административно-бытовые и складские помещения, фактически данные помещения являются частью магазина, состоящего из помещений первого этажа N 1 - 9.


Оригиналы документов, представленных с заявлением о переоформлении лицензии, не продемонстрированы. Документы, представленные с заявлением о переоформлении лицензии: технический паспорт нежилого помещения и справка Филиала "БТИ Белоярского района" об идентификации, вызывают сомнения в их достоверности.


Магазин N 2.


Заявленные помещения расположены в нежилых помещениях одноэтажного нежилого здания.


Вход в объект ведет в помещение N 5 - тамбур и далее - в помещение N 1 (торговый зал площадью 39,8 кв. м). В торговом зале установлено торговое оборудование для выкладки и демонстрации товаров (стеллажи, холодильники, прилавок), оборудование для производства расчетов с покупателями (1 контрольно-кассовая машина), информация для потребителей, включая свидетельства о постановке на учет в налоговом органе Общества, размещена на стене справа от входа. В момент проведения проверки в торговом зале реализуются продовольственные и непродовольственные товары, информация об осуществляющем деятельность лице на ценниках на товарах отсутствует. В глубине торгового зала N 1 напротив входа с улицы расположен выход в помещение N 3 (коридор), в коридоре N 3 слева расположены два входа в помещение N 2 (согласно экспликации технического паспорта склад площадью 28,4 кв. м), оборудованное стеллажами с товарами, столом с оргтехникой и столом с микроволновой печью, чайником, продуктами питания, стульями, холодильником. Таким образом, помещение N 2 имеет признаки складского, административного и бытового помещения одновременно, назначение помещения установить не представляется возможным. В помещении N 2 расположен вход в помещение N 4 (санузел). Помещения N 1 - 5 представляют собой единый стационарный торговый объект, в составе которого отсутствуют складские помещения.


Оригиналы документов, представленных с заявлением о переоформлении лицензии, не продемонстрированы. Документы, представленные с заявлением о переоформлении лицензии: технический паспорт нежилого помещения и справка Филиала "БТИ Белоярского района" об идентификации, вызывают сомнения в их достоверности.


В результате проведенной проверки наличие у Общества магазинов, как единых стационарных торговых объектов, в составе которых имеются торговые залы, подсобные, административно-бытовые помещения и складские помещения, необходимые для осуществления лицензируемого вида деятельности, не установлено. Наличие какой-либо части торгового объекта или складского помещения в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, противоречит требованиям статьи 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ.


Таким образом, Общество не имеет для целей розничной продажи алкогольной продукции в заявленных помещениях стационарного торгового объекта и складских помещений общей площадью не менее 50 квадратных метров (для городских населенных пунктов), а представленные организацией в лицензирующий орган документы содержат недостоверную, искаженную, а также неполную информацию, не позволяющую установить соответствие заявителя лицензионным требованиям, установленным в соответствии с положениями статьи 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ.


1.3. У юридического лица отсутствует объект общественного питания установленного типа с залом для обслуживания посетителей.


Общество обратилось в Министерство с заявлением о переоформлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в обособленном подразделении - объекте общественного питания "ресторан", расположенном по адресу: село К., микрорайон "Л" (далее - Объект). Помещения, заявленные для целей лицензирования, в заявлении не идентифицированы.


С заявлением Обществом представлена копия договора N 01/21 аренды недвижимого имущества (помещения) от 30.03.2021 между ООО "Т" (арендодатель) и Обществом (арендатор). Согласно договору Общество приняло в аренду недвижимое имущество, указанное в Приложении N 1 к договору (пункт 1.1 договора), при этом границы имущества обозначены красным цветом на плане.


Приложением N 1 к договору определено, что нежилые помещения расположены на первом этаже здания. В предмет аренды входят:


- помещение "2.1. Кухня", состоящее из помещений: 2.1.1 - коридор, 2.1.2 - комната персонала, 2.1.3 - холодный цех, 2.1.4 - котломойка, 2.1.5 - горячий цех, 2.1.6 - кондитерский цех, 2.1.7 - комната шефа, 2.1.8 - кладовая напитков, 2.1.9 - сервизная, 2.1.10 и 2.1.11 - моечная посуды, 2.1.12 - подсобное помещение бара, 2.1.13 - комната уборочного инвентаря, 2.1.14 - санузел;


- часть помещения "2.2. Ресторан": помещение 2.2.2 - бар.


Часть помещения "2.2. Ресторан", состоящая из помещений: 2.2.1. - обеденный зал, 2.2.3 - каминный зал, 2.2.4 - санузел для инвалидов, 2.2.5 - тамбур, 2.2.6 и 2.2.7 - комнаты уборочного инвентаря, в состав предмета аренды Общества не входят.


Наличие санузлов для посетителей, гардероба, входной зоны в предмете аренды не предусмотрено.


На основании приказа Министерства в отношении Общества проведены внеплановые документарная и выездная проверки на соответствие лицензионным требованиям, установленным Федеральным законом от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ.


При проведении осмотра помещений, заявленных Обществом для целей розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, установлено следующее.


Объект недвижимости расположен на земельном участке покрытом гольф-полями.


Помещения расположены на 1 этаже нежилого здания. На створке двери нанесено наименование "К" и режим работы. Входная группа ведет в помещение 2.2.1 (обеденный зал согласно договору), которое объектом аренды не является. Справа к помещению 2.2.1 примыкает согласно договору помещение 2.2.3 с назначением "каминный зал", слева - помещения 1.1.2, 1.1.5 и 1.1.6, которые объектом аренды не являются. Фактически все вышеуказанные помещения самостоятельными не являются, физических границ не имеют и представляют собой единое помещение для размещения посетителей: оборудованы диванами, столами, журнальными столами.


Помещение 2.1 "Кухня" и часть помещения 2.2 "Ресторан": помещение 2.2.2 - бар, представляют собой производственные и вспомогательные помещения объекта общественного питания, не доступные для посетителей. Помещение "бар" предназначено для выполнения технологических процессов по обслуживанию посетителей, размещения оборудования и персонала, проведения расчетов, приготовления напитков. В помещении 2.1 "Кухня" имеется санузел для персонала.


Наличие вывески, помещений с назначением: входная зона (вестибюль, холл, аванзал), гардероб, зал обслуживания посетителей, туалетные комнаты для посетителей, среди заявленных для целей лицензирования помещений, не установлено.


С учетом требований пункта 4 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ и минимальных требований к объектам общественного питания различных типов (пункт 5.18 "ГОСТ 30389-2013. Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования", введенного в действие Приказом Госстандарта от 22.11.2013 N 1676-ст (далее - ГОСТ)) объект общественного питания "ресторан", заявляемый для целей лицензирования розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, должен иметь как целостный имущественный комплекс: вывеску; входную зону (вестибюль, холл, аванзал); гардероб; зал обслуживания посетителей; туалетные комнаты для потребителей; установленный набор оснащения и оборудования.


У обособленного подразделения, заявленного Обществом для целей лицензирования розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, отсутствует совокупность признаков, характеризующих помещения, как целостный объект общественного питания разрешенного типа "ресторан", в котором может осуществляться лицензируемый вид деятельности - розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.


Общество не имеет для целей розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в заявленных помещениях в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде стационарного объекта общественного питания установленного типа "ресторан" с залом обслуживания посетителей, предусмотренного Федеральным законом от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ.


Кроме того, согласно письму Министерства физической культуры и спорта Свердловской области объект недвижимости, где размещен заявленный объект общественного питания, расположен в объекте спорта и является спортивным сооружением.


Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, полученной в рамках межведомственного взаимодействия из филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Уральскому федеральному округу объект недвижимости является спортивно-рекреационным гольф-центром с гольф-полем.


Таким образом, в ходе проверки выявлены нарушения требований подпункта 2 пункта 2, пунктов 4 и 10 статьи 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ, выразившиеся в несоответствии заявителя лицензионным требованиям, установленным в соответствии с положениями статьи 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ, согласно которым запрещается розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания на спортивных сооружениях; а организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции в городских и (или) сельских населенных пунктах (за исключением алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 16,5 процента объема готовой продукции), при оказании услуг общественного питания должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, стационарные объекты общественного питания по каждому месту осуществления указанной деятельности, при этом розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания на основании лицензии осуществляется только в объектах организации общественного питания, таких как рестораны, бары, кафе, буфеты, имеющих зал обслуживания посетителей. В представленных документах выявлена недостоверная, искаженная, а также неполная информация, не позволяющая установить соответствие заявителя лицензионным требованиям, установленным в соответствии с положениями пунктов 2, 4 и 10 статьи 16, статьи 26 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ.


В целях недопущения указанных нарушений заинтересованным лицам предлагается:


1) при принятии решения об осуществлении лицензируемого вида деятельности проверить фактическое наличие у юридического лица целостного торгового объекта и складских помещений общей площадью 50 квадратных метров в городских населенных пунктах и 25 - в сельских; принять во внимание, что в случае нахождения в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде только части стационарного торгового объекта и (или) частей складских помещений возможность осуществления в них деятельности по розничной продаже алкогольной продукции действующим законодательством не предусмотрена;


2) при принятии решения об осуществлении лицензируемого вида деятельности проверить фактическое наличие обособленного целостного объекта общественного питания: ресторан, кафе, бар, буфет (список исчерпывающий), соответствие требованиям к указанным объектам общественного питания, указанным в ГОСТе, и обязательное наличие зала для обслуживания посетителей;


3) проверить наличие государственной регистрации прав на торговый объект и складские помещения, объект общественного питания на момент обращения в лицензирующий орган;


4) проверить на сайте муниципального образования, расположенного на территории Свердловской области, информацию по нахождению объектов на территориях, прилегающих к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, где розничная продажа алкогольной продукции запрещена в соответствии с действующим законодательством.


2. Наличие у заявителя на первое число месяца и не погашенной на дату поступления в лицензирующий орган заявления о выдаче лицензии недоимки по налогам, сборам, страховым взносам, задолженности по пеням, штрафам, процентам, которые в совокупности (с учетом имеющейся переплаты по таким обязательным платежам) превышают 3000 рублей, не погашены на дату получения налоговым органом запроса лицензирующего органа и информация о которых направлена налоговым органом в лицензирующий орган в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".


Указанное основание для отказу в предоставлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания предусмотрено подпунктом 3 пункта 9 статьи 19 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ.


В 2021 году явилось самостоятельным основанием для отказа в предоставлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в 4% случаев.


В целях недопущения указанных нарушений заинтересованным лицам предлагается:


1) получить в налоговом органе информацию о наличии/отсутствии задолженности на первое число месяца, в котором заявитель планирует обратиться в лицензирующий орган;


2) в случае отсутствия задолженности - подать заявление в лицензирующий орган в течение месяца, в случае наличия задолженности - произвести необходимые платежи, после чего подать заявление в лицензирующий орган.


3. Наличие у заявителя на дату, соответствующую рабочему дню, следующему за днем регистрации лицензирующим органом заявления о выдаче (продлении) лицензии, не уплаченного по данным Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах административного штрафа, назначенного за правонарушения, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и совершенные в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.


Указанное основание предусмотрено подпунктом 7 пункта 9 статьи 19 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ и впервые применено Министерством в 2019 году. В 2021 году в качестве основания для отказа в предоставлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания не применялось.


В целях недопущения указанных нарушений заинтересованным лицам предлагается своевременно уплачивать административные штрафы, назначенные за правонарушения, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и совершенные в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.



III. АНАЛИЗ НАИБОЛЕЕ ЧАСТО СОВЕРШАЕМЫХ НАРУШЕНИЙ, ВЫЯВЛЕННЫХ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МИНИСТЕРСТВОМ РЕГИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) ЗА ДЕКЛАРИРОВАНИЕМ ОБЪЕМА РОЗНИЧНОЙ ПРОДАЖИ АЛКОГОЛЬНОЙ И СПИРТОСОДЕРЖАЩЕЙ ПРОДУКЦИИ


В 2021 году Министерством принято 17114 деклараций, в том числе:


деклараций об объеме розничной продажи алкогольной (за исключением пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) и спиртосодержащей продукции - 2688;


деклараций об объеме розничной продажи пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи - 14426.


Согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта (за исключением фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола)), алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет объема их производства и (или) оборота.


Порядок учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядок учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда, порядок представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, объеме собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда и форма этих деклараций устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 14 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ).


При этом в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, а также об объеме винограда, использованного для производства коньяка, вина, игристого вина (шампанского), ликерного вина и виноматериалов (пункт 1 статьи 26 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ).


Порядок представления в форме электронного документа деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей производителями пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи и формы таких деклараций (далее - Порядок) утвержден Приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 17.12.2020 N 396 "Об утверждении порядка и формата представления в форме электронного документа деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей производителями пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, форм и порядка заполнения таких деклараций".


Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи; розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания; розничную продажу алкогольной продукции, осуществляемую в населенных пунктах, в которых отсутствует доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (в том числе отсутствует точка доступа, определенная в соответствии с Федеральным законом от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ "О связи"), указанных в подпункте 3 пункта 2.1 статьи 8 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ; розничную продажу алкогольной продукции, размещенной на бортах воздушных судов в качестве припасов в соответствии с правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании, обязаны соблюдать обязательные требования к представлению деклараций об объеме розничной продажи алкогольной (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) и спиртосодержащей продукции, об объеме розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи, ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.


Основными нарушениями, допускаемыми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими розничную продажу алкогольной продукции, являются:


1) непредставление деклараций в установленный законом срок;


2) нарушение установленного законом срока представления деклараций.


В 2021 году рассмотрено 78 дел об административных правонарушениях, что ниже показателя 2020 года на 64,4%. Сумма наложенных административных штрафов в 2021 году составила 1300 тыс. руб., что ниже показателя 2020 года на 52,7%.


В целях недопущения указанных нарушений заинтересованным лицам предлагается:


1) при осуществлении деятельности по розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания обеспечить подачу деклараций по форме N 7 и форме N 8 в установленные сроки;


2) при осуществлении деятельности по розничной продаже алкогольной продукции обеспечить подачу деклараций по форме N 8 в установленные сроки;


3) в случае фактического неосуществления деятельности по розничной продаже алкогольной продукции принять меры к прекращению лицензии (если таковая имелась), исключению сведений о деятельности по розничной продаже алкогольной продукции из Единого государственного реестра юридических лиц, списанию остатков алкогольной продукции в соответствии с требованиями законодательства;


4) в случае отсутствия оборота по алкогольной продукции в отчетном периоде, при наличии остатков алкогольной продукции обеспечить составление и представление деклараций в установленные законом сроки с нулевым оборотом и указанием остатков алкогольной продукции.



IV. ДЕЙСТВИЯ МИНИСТЕРСТВА ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ И (ИЛИ) УСТРАНЕНИЮ ПОСЛЕДСТВИЙ ТАКИХ НАРУШЕНИЙ


В целях исключения фактов нарушений обязательных требований разработаны Методические рекомендации для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по вопросам организации розничной продажи алкогольной продукции, розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, рекомендации размещены на официальном сайте Министерства в сети "Интернет".


Кроме того, разработано Руководство по соблюдению обязательных требований в сфере розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.


По итогам 2021 в адрес субъектов предпринимательской деятельности в сфере розничной продажи - алкогольной продукции направлено 84 предостережения о недопустимости нарушений законодательства в рассматриваемой сфере.


Министерством на постоянной основе проводятся совещания-семинары, на которые приглашаются предприниматели, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции. На семинарах рассматриваются требования, установленные Федеральным законом от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ, изменения законодательства как вступившие, так и подлежащие вступлению в законную силу, правоприменительная практика, в том числе причины отказа в предоставлении лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, вынесения предписаний, приостановления действия лицензии, аннулирования лицензии, привлечения к административной ответственности, связанной с нарушением обязательных требований к розничной продаже алкогольной продукции, доводятся решения Арбитражного суда Свердловской области, 17 Арбитражного апелляционного суда, Арбитражного суда Уральского округа.


25 марта 2021 года Министерством совместно с Межрегиональным управлением Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Уральскому федеральному округу проведены публичные обсуждения результатов правоприменительной практики по региональному государственному контролю (надзору) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции по итогам 2020 года с подконтрольными субъектами с использованием видеосвязи. В ходе публичных обсуждений поднимались наиболее проблемные вопросы, которые возникают при проведении контрольно-надзорных мероприятий, как со стороны контролирующего органа, так и со стороны хозяйствующих субъектов.


В связи с введением ограничений, обусловленных санитарно-эпидемиологической ситуацией, сложившейся в связи с возникновением и распространением новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), в качестве мер, направленных на профилактику нарушений обязательных требований, Министерством активно применялось консультирование подконтрольных субъектов по вопросам соблюдения обязательных требований. В 2021 году проведено 1120 консультаций.



V. ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) В ОБЛАСТИ РОЗНИЧНОЙ ПРОДАЖИ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ


В результате принятых Министерством мер число погибших от отравления алкогольной продукцией, приобретенной у организаций, имеющих лицензию на розничную продажу алкогольной продукции, за 2021 год составило 0 человек, что свидетельствует о достаточной эффективности осуществления регионального государственного контроля (надзора).


В 2022 году реализация организационно-практических мероприятий будет продолжена, планируется уделить активное внимание профилактике нарушений обязательных требований в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, в том числе правовому просвещению подконтрольных субъектов, для чего разработана и внедрена Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в рамках осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Свердловской области на 2022 год, утвержденная Приказом Министерства от 17.12.2021 N 561.

Ссылается на


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ