МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА И ДОРОЖНОГО
ХОЗЯЙСТВА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПРИКАЗ
от 19 января 2022 года N 02-03/4
Об утверждении доклада по итогам
обобщения правоприменительной практики
нарушений регионального
государственного контроля (надзора) в
сфере перевозок пассажиров и багажа
легковым такси на территории Чувашской
Республики за 2021 год
Приказываю:
1. Утвердить доклад по итогам обобщения
правоприменительной практики нарушений
регионального государственного
контроля (надзора) в сфере перевозок
пассажиров и багажа легковым такси на
территории Чувашской Республики за 2021
год.
2. Начальнику отдела
контрольно-надзорной деятельности и
безопасности дорожного движения
(Э.А.Королевой) разместить настоящий
приказ с приложением на официальном
сайте министерства.
3. Контроль за исполнением приказа
оставляю за собой.
Министр
В.М.ОСИПОВ
Утверждена
приказом
Министерства транспорта
и дорожного хозяйства
Чувашской Республики
от 19.01.2022 N 02-03/4
ДОКЛАД ПО ИТОГАМ ОБОБЩЕНИЯ
ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ НАРУШЕНИЙ
РЕГИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) В СФЕРЕ ПЕРЕВОЗОК
ПАССАЖИРОВ И БАГАЖА ЛЕГКОВЫМ ТАКСИ НА
ТЕРРИТОРИИ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ЗА 2021
ГОД
Обобщение и анализ правоприменительной
практики контрольно-надзорной
деятельности министерства транспорта и
дорожного хозяйства Чувашской
Республики (далее - Минтранс Чувашии) за
2021 год подготовлено во исполнение статьи
47 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ
"О государственном контроле (надзоре)
и муниципальном контроле в Российской
Федерации".
Минтрансом Чувашии осуществляется
исполнение государственной функции по
осуществлению регионального
государственного контроля (надзора) в
сфере перевозок пассажиров и багажа
легковым такси на территории Чувашской
Республики требований, предусмотренных
частями 1.4 и 16 (за исключением
правоотношений, возникающих при
осуществлении контроля за соблюдением
указанных требований непосредственно в
процессе перевозки пассажиров и багажа
легковым такси) статьи 9 Федерального
закона от 21.04.2011 N 69-ФЗ "О внесении
изменений в отдельные законодательные
акты Российской Федерации", а также
правилами перевозок пассажиров и багажа
легковым такси.
По указанному виду контрольно-надзорной
деятельности утверждено постановление
Кабинета Министров Чувашской Республики
от 08.09.2021 N 434 "Об утверждении Положения
о региональном государственном контроле
(надзоре) в сфере перевозок пассажиров и
багажа легковым такси на территории
Чувашской Республики", а также приказы
Минтранса Чувашии об утверждении
руководства по соблюдению обязательных
требований законодательства в сфере
перевозок пассажиров и багажа легковым
такси на территории Чувашской
Республики и паспорта ключевых
показателей результативности
контрольно-надзорной деятельности,
относящихся к группе "А" при
осуществлении регионального
государственного контроля в области
перевозок пассажиров и багажа легковым
такси.
Нормативно-правовое регулирование в
сфере деятельности оказания услуг по
перевозке пассажиров и багажа легковым
такси
Исполнение государственной функции
осуществляется в соответствии со
следующими нормативно-правовыми актами,
устанавливающими обязательные
требования к осуществлению деятельности
юридическими лицами и индивидуальными
предпринимателями, соблюдение которых
подлежит проверке при проведении
регионального государственного
контроля (надзора):
1) Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О
безопасности дорожного движения";
2) Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ
"Устав автомобильного транспорта и
городского наземного электрического
транспорта";
3) Федеральный закон от 21.04.2011 N 69-ФЗ "О
внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской
Федерации" (далее - Федеральный закон N
69-ФЗ);
4) Постановление Правительства
Российской Федерации от 01.10.2020 N 1586 "Об
утверждении Правил перевозок пассажиров
и багажа автомобильным транспортом и
городским наземным электрически
транспортом" (далее - Правила
перевозок пассажиров);
5) Приказ Минтранса России от 11.09.2020 N 368
"Об утверждении обязательных
реквизитов и порядка заполнения путевых
листов";
6) Приказ Минтранса России от 01.12.2015 N 347
"Об утверждении Порядка обеспечения
условий доступности для пассажиров из
числа инвалидов транспортных средств
автомобильного транспорта и городского
наземного электрического транспорта,
автовокзалов, автостанций и
предоставляемых услуг, а также оказания
им при этом необходимой помощи";
7) Приказ Минздрава России от 15.12.2014 N 835н
"Об утверждении Порядка проведения
предсменных, предрейсовых и
послесменных, послерейсовых медицинских
осмотров";
8) Письмо Минздрава России от 21.08.2003 N
2510/9468-03-32 "О предрейсовых медицинских
осмотрах водителей транспортных
средств".
Нормативные правовые акты имеются в
свободном доступе и в полном объеме в
информационно-правовых справочниках
"Гарант" и "Консультант Плюс",
приняты после прохождения в
установленном порядке соответствующих
процедур оценки регулирующего
воздействия и антикоррупционной
экспертизы.
Правоприменительная практика Минтранса
Чувашии, а также анализ действующих
нормативных правовых актов показывают,
что для соблюдения обязательных
требований в области безопасности
дорожного движения и правил перевозок
поднадзорным субъектам
предпринимательской деятельности
необходимы определенные финансовые,
материальные и трудовые ресурсы.
Только отдельные юридические лица и
индивидуальные предприниматели в
республике в состоянии соблюдать
минимальный перечень обязательных
требований: имеют собственную
производственную базу, проходят в
установленном порядке медицинские
осмотры водителей, предрейсовый
контроль технического состояния
транспортных средств и т.п.
Часть предпринимательского сообщества в
сфере такси составляют индивидуальные
предприниматели, во владении которых
находится одно или несколько
транспортных средств, используемых в
качестве легкового такси. Для них весьма
проблематично соблюдать весь набор
обязательных требований.
Остальные субъекты предпринимательской
деятельности (имеющие до нескольких
десятков и более, в основном,
арендованных транспортных средств и
сдающие "нулевую отчетность") имеют
все признаки "фирм-однодневок",
специализирующихся на "продаже
разрешений" водителям.
Мониторинг состояния рынка в сфере
перевозок такси в Чувашской Республике
показывает, что реализация Федерального
закона N 69-ФЗ создает среду неравной
конкуренции между легальными и
нелегальными перевозчиками. Легальные
перевозчики (получившие в установленном
порядке разрешения) подвергаются
проверкам на соответствие обязательных
требований со стороны различных
контрольно-надзорных органов, в то время
как нелегальные перевозчики (без
разрешения) не подпадают под контрольные
мероприятия, им нет необходимости
вкладывать финансовые средства в
медицинское и техническое обеспечение
безопасности дорожного движения. Кроме
того, в рамках существующего
законодательства отсутствует
возможность дифференциации размера
штрафа к субъектам предпринимательской
деятельности, в первую очередь, в
зависимости от количества транспортных
средств, находящихся во владении и в
эксплуатации у перевозчика
(административная ответственность за
несоблюдение обязательных требований,
как для крупного автопарка, так и для
индивидуального предпринимателя с одним
легковым автомобилем - одинаковая).
Учитывая изложенное, можно
прогнозировать сохранение тенденции
дальнейшего перехода легальных
перевозчиков в "нелегалы".
Одной их главных проблем в нормативном
правовом регулировании в сфере
перевозок пассажиров и багажа легковым
такси является отсутствие
государственного регулирования
деятельности служб заказа такси, так
называемых агрегаторов (диспетчерских
служб), которые в настоящее время
являются основными организациями
перевозочного процесса, т.е.
фактическими работодателями для
водителей легковых такси, имеющих
разрешение, и нелегалов.
Организация регионального
государственного контроля (надзора)
Исполнительным органом государственной
власти Чувашской Республики,
осуществляющими государственную
функцию по региональному
государственному контролю (надзору) в
сфере перевозок пассажиров и багажа
легковым такси, является Минтранс
Чувашии.
В структуре Минтранса Чувашии данные
контрольные полномочия осуществляют
должностные лица отдела
контрольно-надзорной деятельности и
безопасности дорожного движения.
Исполнение государственной функции
осуществляется в соответствии с
законодательством Российской Федерации,
Чувашской Республики и
нормативно-правовыми актами Минтранса
Чувашии.
При исполнений государственной функции
Минтранс Чувашии осуществляет
взаимодействие с контрольно-надзорными
органами, расположенными на территории
республики, по вопросам согласования
сроков проведения совместных плановых
проверок, а также направляет на
согласование проект ежегодного плана
проведения плановых проверок,
информацию и основания для проведения
внеплановых выездных проверок в
прокуратуру Чувашской Республики.
У Минтранса Чувашии отсутствует
необходимость привлечения к проведению
мероприятий по контролю каких-либо
экспертов, так как должностные лица
Минтранса Чувашии имеют достаточный
объем специальных знаний в
установленной сфере деятельности для
выполнения вышеуказанных полномочий.
Проведение регионального
государственного контроля (надзора)
В 2021 году (как и в 2020 году) Минтранс
Чувашии не имел возможности проводить
плановые проверки.
Все хозяйствующие субъекты, получившие
разрешения на осуществление
деятельности по перевозке пассажиров и
багажа легковым такси на территории
республики, относятся к категории малого
бизнеса и микропредприятиям, в отношении
которых законодательством не
предусмотрено проведение плановых
проверок (постановление Правительства
Российской Федерации от 30.11.2020 N 1969 "Об
особенностях формирования ежегодных
планов проведения плановых проверок
юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей на 2021 год, проведения
проверок в 2021 году и внесении изменений в
пункт 7 Правил подготовки органами
государственного контроля (надзора) и
органами муниципального контроля
ежегодных планов проведения плановых
проверок юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей").
Действия органов государственного
регионального контроля (надзора) по
пресечению нарушений обязательных
требований и (или) устранению
последствий таких нарушений
При осуществлении регионального
государственного контроля (надзора) в
сфере перевозок пассажиров и багажа
легковым такси повышенное внимание
уделяется вопросам соблюдения
перевозчиками обязательных требований
безопасности дорожного движения и
правил перевозок пассажиров.
За отчетный период до введения
ограничительных мер, связанных с
распространением новой коронавирусной
инфекции на территории Чувашской
Республики, специалистами Минтранса
Чувашии проведено 12 совместных
мероприятий, в которых проверено более 100
автобусов и легковых такси. По
результатам за 12 месяцев 2021 года к
административной ответственности
привлечено 15 водителей. При этом
наложено штрафов на общую сумму 41,0 тыс.
рублей, которые направлены в доход
республиканского бюджета Чувашской
Республики.
Основными правонарушениями явились:
- отсутствие предрейсового технического
и предрейсового медицинского осмотра;
- отсутствие опознавательного фонаря
оранжевого цвета на крыше транспортного
средства;
- отсутствие в салоне легкового такси
информации, предусмотренной правилами
перевозок пассажиров и багажа
автомобильным транспортом;
- осуществление предпринимательской
деятельности без государственной
регистрации или без специального
разрешения.
В целях предупреждения и снижения
тяжести последствий
дорожно-транспортных происшествий на
пассажирском автотранспорте, в
соответствии с Планом совместных
выездных мероприятий по контролю и
предупреждению нарушений действующего
законодательства при осуществлении
перевозок пассажиров автомобильным
транспортом на территории Чувашской
Республики на 2021 год, Минтрансом Чувашии
совместно с Территориальным отделом
госавтодорнадзора Средне-Волжского
МУГАДН, Управление ГИБДД МВД по
Чувашской Республике и УФНС России по
Чувашской Республике проведено 85
совместных профилактических
мероприятий, а также
общереспубликанские мероприятия
"Автобус", в том числе по
предупреждению нарушений водителями
транспортных средств, осуществляющих
нелегальную перевозку.
Анализ причин и условий, способствующих
совершению правонарушений, показывает,
что подконтрольные субъекты в
большинстве случаев не в состоянии
обеспечить соблюдение обязательных
требований в силу слабого знания норм
законодательства, что препятствует их
эффективному исполнению с грамотным
распределением материальных, финансовых
и трудовых затрат, а также в силу
безразличного отношения к вопросам
безопасности пассажиров легкового такси
и иных участников дорожного движения.
Минтрансом Чувашии проводятся
регулярные мероприятия совместно с
УГИБДД МВД по Чувашской Республике по
выявлению и пресечению нелегальных
перевозок пассажиров и багажа легковым
такси на территории Чувашской
Республики. Кроме того, Минтрансом
Чувашии ведется профилактическая работа
с водителями и пассажирами о соблюдении
всех требований законодательства, в том
числе с привлечением СМИ.
Целью проводимых мероприятий является
повышение уровня информированности
субъектов предпринимательской
деятельности в сфере такси по вопросам
соблюдения обязательных требований,
повышение правовой грамотности
перевозчиков, формирование
ответственного отношения к проблемам
безопасности пассажиров легкового такси
для снижения количества нарушений
обязательных требований и минимизации
угрозы причинения вреда охраняемым
законом ценностям.
Выводы и предложения по результатам
регионального государственного
контроля (надзора)
Результаты осуществления регионального
государственного контроля (надзора) в
сфере перевозок пассажиров легковым
такси в Чувашской Республике показывают
значимость данного направления
контрольно-надзорной деятельности.
Эффективность регионального
государственного контроля (надзора)
заключается в достижении показателей,
характеризующих улучшение состояния
исполнения субъектами
предпринимательской деятельности
обязательных требований по обеспечению
безопасности дорожного движения и
соблюдению правил перевозки пассажиров.
Легальные такси легко идентифицировать
в потоке легковых такси автомобилей, и
соответственно, они чаще проверяются
сотрудниками ГИБДД. Нелегальные
перевозчики, напротив, не подпадают под
контрольные мероприятия в силу того, что
не оборудованы опознавательными
знаками.
Анализ правоприменительной практики по
пресечению нелегального извоза в сфере
перевозок пассажиров и багажа легковым
такси показывает, что административные
меры, предусмотренные КоАП РФ (ст. 14.1. ч. 2
"Осуществление предпринимательской
деятельности без специального
разрешении (лицензии), если такое
разрешение (такая лицензия) обязательно
(обязательна) малоэффективны. В
результате подвергаются наказанию
единицы водителей, а для организаторов
нелегального извоза не предусмотрена
административная ответственность.
На сегодняшний день крупные агрегаторы
фактически вытеснили с рынка
таксомоторных перевозок
законопослушных профессиональных
перевозчиков. Кроме того, на условиях
монопольного положения и за счет
привлечения нелегальных перевозчиков,
устанавливают по своему усмотрению
оплату за перевозку такси, тем самым
создавая нездоровую конкуренцию
легальным перевозчикам легкового такси.
Таким образом, агрегаторы (диспетчерские
службы) являются основными
организаторами перевозочного процесса,
т.е. фактическими работодателями для
водителей легковых такси, имеющих
разрешение, и нелегалов, и в настоящее
время не несут никакой ответственности
за несоблюдение обязательных
требований, предъявляемых к
деятельности по оказанию услуг по
перевозке пассажиров и багажа легковым
такси.
В целях предотвращения нелегальных
перевозок пассажиров и багажа легковым
такси Минтрансом Чувашии создана
межведомственная комиссия с участием
МВД по Чувашской Республике, УГИБДД МВД
по Чувашской Республике, УФНС России по
Чувашской Республике, Территориального
отдела госавтодорнадзора по Чувашской
Республике Средне-Волжского МУГАДН
Федеральной службы по надзору в сфере
транспорта.
До ноября 2020 года в рамках выездных
мероприятий к административной
ответственности привлекались лица, не
имеющие официального разрешения на
перевозку пассажиров и багажа только по
статье 14.1 ("Осуществление
предпринимательской деятельности без
государственной регистрации или без
специального разрешения (лицензии)")
КоАП РФ, предусматривающей наложение
административного штрафа в размере от
пятисот до двух тысяч рублей. В связи с
тем, что данная мера не позволяла должным
образом прекращать нелегальные
перевозки пассажиров, которые
продолжают осуществляться с грубыми
нарушениями законодательства и
представляют угрозу причинения вреда
жизни и здоровью населения, имуществу
физических и юридических лиц,
возникновения дорожно-транспортных
происшествий, принято решение
привлекать нелегальных перевозчиков по
статье 27.10 ("Изъятие вещей и
документов") КоАП РФ. Учитывая
успешный опыт в Краснодарском крае
Минтрансом Чувашии разработан алгоритм
действий при выявлении нелегальных
перевозок на территории Чувашской
Республики.
В соответствии со ст. 27.10 КоАП РФ, изъятие
транспортных средств применялось по
десяти фактам осуществления нелегальных
перевозок пассажиров (Урмарский,
Цивильский, Канашский районы и город
Канаш). В отношении водителей,
совершивших административное
правонарушение, вынесены штрафы в
размере 2000 рублей, транспортные средства
после вынесения решения судебными
органами переданы собственникам
транспортных средств.
С водителями легковых такси Минтрансом
Чувашии проводится разъяснительная
работа по вопросам организации
перевозок пассажиров и багажа легковым
такси, доводится информация о
действующих нормах и правилах при
осуществлении указанного вида
деятельности. Все проверочные
мероприятия регулярно освещаются в
информационно-телекоммуникационной
сети "Интернет" на официальном
сайте Минтранса Чувашии. Дополнительно
на официальном сайте Минтранса Чувашии
проводится опросы по удовлетворенности
качеством оказания услуг, проводится
консультации по осуществлению
регионального контроля за соблюдением
требований и правил перевозок
пассажиров и багажа легковым такси.
Необходимо отметить, что наблюдается
положительная динамика соблюдения
юридическими лицами и индивидуальными
предпринимателями требований,
установленных законодательством
Российской Федерации и
законодательством Чувашской Республики,
при осуществлении их деятельности по
перевозке пассажиров и багажа легковым
такси на территории Чувашской
Республики. Одновременно наблюдается
тенденция к легализации перевозок
пассажиров и багажа легковым такси на
территории Чувашской Республики. Кроме
того, выявлены случаи аннулирования
разрешений на осуществление
деятельности по перевозке пассажиров и
багажа легковым такси на территории
Чувашской Республики в связи с
прекращением деятельности в качестве
субъекта малого и среднего
предпринимательства.
В рамках межведомственного
взаимодействия, совместно с
заинтересованными
контрольно-надзорными органами
Чувашской Республики, контрольные
мероприятия будут продолжены в пределах
предоставленных законодательством
полномочий.
Ссылается на
- О безопасности дорожного движения (с изменениями на 8 августа 2024 года) (редакция, действующая с 1 сентября 2024 года)
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (с изменениями на 12 ноября 2024 года) (редакция, действующая с 20 ноября 2024 года)
- О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (с изменениями на 29 декабря 2022 года)