МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ, НАЦИОНАЛЬНОЙ
ПОЛИТИКИ И АРХИВНОГО ДЕЛА РЕСПУБЛИКИ
МОРДОВИЯ
ПРИКАЗ
от 17 декабря 2021 года N 394
Об утверждении программы профилактики
рисков причинения вреда (ущерба)
охраняемым законом ценностям при
осуществлении регионального
государственного контроля (надзора) за
состоянием, содержанием, сохранением,
использованием, популяризацией и
государственной охраной объектов
культурного наследия на 2022 год
В соответствии с частью 2 статьи 44
Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ
"О государственном контроле (надзоре)
и муниципальном контроле в Российской
Федерации", постановлением
Правительства Российской Федерации от 25
июня 2021 г. N 990 "Об утверждении Правил
разработки и утверждения контрольными
(надзорными) органами программы
профилактики рисков причинения вреда
(ущерба) охраняемым законом ценностям"
приказываю:
1. Утвердить прилагаемую программу
профилактики рисков причинения вреда
(ущерба) охраняемым законом ценностям
при осуществлении регионального
государственного контроля (надзора) за
состоянием, содержанием, сохранением,
использованием, популяризацией и
государственной охраной объектов
культурного наследия на 2022 год.
2. Разместить настоящий приказ на
официальном портале органов
государственной власти Республики
Мордовия в
информационно-телекоммуникационной
сети "Интернет" на странице
Министерства культуры, национальной
политики и архивного дела Республики
Мордовия.
3. Контроль за исполнением настоящего
приказа возложить на Первого
заместителя Министра культуры,
национальной политики и архивного дела
Республики Мордовия А.И.Карьгина.
Министр
С.Н.БАУЛИНА
Утверждена
приказом Министра
культуры, национальной
политики и архивного дела
Республики Мордовия
от 17 декабря 2021 г. N 394
ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ РИСКОВ
ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА (УЩЕРБА) ОХРАНЯЕМЫМ
ЗАКОНОМ ЦЕННОСТЯМ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ
РЕГИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) ЗА СОСТОЯНИЕМ,
СОДЕРЖАНИЕМ, СОХРАНЕНИЕМ,
ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ, ПОПУЛЯРИЗАЦИЕЙ И
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОХРАНОЙ ОБЪЕКТОВ
КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ НА 2022 ГОД
1. Анализ текущего состояния
осуществления регионального
государственного контроля (надзора) за
состоянием, содержанием, сохранением,
использованием, популяризацией и
государственной охраной объектов
культурного наследия
1. Программа профилактики рисков
причинения вреда (ущерба) охраняемым
законом ценностям при осуществлении
регионального государственного
контроля (надзора) за состоянием,
содержанием, сохранением,
использованием, популяризацией и
государственной охраной объектов
культурного наследия (далее - Программа
профилактики) разработана в
соответствии с частью 2 статьи 44
Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О
государственном контроле (надзоре) и
муниципальном контроле в Российской
Федерации", постановлением
Правительства Российской Федерации от
25.06.2021 N 990 "Об утверждении Правил
разработки и утверждения контрольными
(надзорными) органами программы
профилактики рисков причинения вреда
(ущерба) охраняемым законом
ценностям", постановлением
Правительства Республики Мордовия "Об
утверждении Положения о региональном
государственном контроле (надзоре) за
состоянием, содержанием, сохранением,
использованием, популяризацией и
государственной охраной объектов
культурного наследия".
2. При осуществлении регионального
государственного контроля (надзора) за
состоянием, содержанием, сохранением,
использованием, популяризацией и
государственной охраной объектов
культурного наследия (далее -
региональный государственный контроль
(надзор) в области охраны объектов
культурного наследия) должностные лица
Министерства культуры, национальной
политики и архивного дела Республики
Мордовия руководствуются федеральными и
региональными нормативными правовыми
актами. Эффективность деятельности
напрямую зависит от полноты,
гармоничности и системности
законодательной базы.
Правовые основы государственной
политики в области охраны объектов
культурного наследия определены
положениями Федерального закона от
25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного
наследия (памятниках истории и культуры)
народов Российской Федерации". Кроме
указанного Федерального закона, к
нормативным правовым актам,
устанавливающим обязательные и
подлежащие проверке требования к
осуществлению деятельности юридических
лиц и индивидуальных предпринимателей,
относятся:
Градостроительный кодекс Российской
Федерации;
Постановление Правительства Российской
Федерации от 30.06.2021 N 1093 "О федеральном
государственном контроле (надзоре) за
состоянием, содержанием, сохранением,
использованием, популяризацией и
государственной охраной объектов
культурного наследия";
Постановление Правительства Российской
Федерации от 19.04.2012 N 349 "О
лицензировании деятельности по
сохранению объектов культурного
наследия (памятников истории и культуры)
народов Российской Федерации";
Положение о государственной
историко-культурной экспертизе,
утвержденное Постановлением
Правительства Российской Федерации от
15.07.2009 N 569;
Положение о зонах охраны объектов
культурного наследия (памятников
истории и культуры) народов Российской
Федерации и о признании утратившими силу
отдельных положений нормативных
правовых актов Правительства Российской
Федерации, утвержденное Постановлением
Правительства Российской Федерации от
12.09.2015 N 972;
Правила установки информационных
надписей и обозначений на объекты
культурного наследия (памятники истории
и культуры) народов Российской
Федерации, содержания этих
информационных надписей и обозначений, а
также требований к составу проектов
установки и содержания информационных
надписей и обозначений, на основании
которых осуществляется такая установка,
утвержденные Постановлением
Правительства РФ от 10.09.2019 N 1178;
Порядок обеспечения условий доступности
для инвалидов объектов культурного
наследия, включенных в единый
государственный реестр объектов
культурного наследия (памятников
истории и культуры) народов Российской
Федерации", утвержденный приказом
Министерства культуры Российской
Федерации от 20.11.2015 N 2834;
Требования к составлению проектов
границ территорий объектов культурного
наследия", утвержденные приказом
Министерства культуры Российской
Федерации от 04.06.2015 N 1745;
Закон Республики Мордовия от 07.09.2011 N 54-З
"О государственной охране,
использовании, сохранении,
популяризации объектов культурного
наследия (памятников истории и культуры)
в Республике Мордовия";
Постановление Правительства Республики
Мордовия от 04.04.2008 N 127 "Об
уполномоченном органе исполнительной
власти Республики Мордовия по
реализации переданных Российской
Федерации полномочий в области
сохранения, использования,
популяризации и государственной охраны
объектов культурного наследия";
Постановление Правительства Республики
Мордовия "Об утверждении Положения о
региональном государственном контроле
(надзоре) за состоянием, содержанием,
сохранением, использованием,
популяризацией и государственной
охраной объектов культурного
наследия".
Перечень нормативных правовых актов,
содержащих обязательные требования, с
указанием их реквизитов и источников
официального опубликования размещен на
странице Министерства официального
сайта органов государственной власти
Республики Мордовия:
http://www.e-mordovia.ru/gosudarstvennaya-vlast-rm/ministerstva-i-vedomstva/ministerstvo-ktrm/.
3. В 2020 году:
- плановые проверки в отношении
юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей не проводились в целях
защиты здоровья населения и
нераспространения коронавирусной
инфекции (COVID-19) на территории Российской
Федерации;
- были проведены мероприятия по контролю
и систематическому наблюдению в
отношении 79 объектов культурного
наследия, из них 30 объектов федерального
значения. По результатам проведенных
мероприятий выдано 2 предписания об
устранении нарушений законодательства, 1
определение об административном
расследовании, выявлено 20 бесхозяйных
объектов;
- составлено 2 протокола об
административных правонарушениях,
предусмотренных статьей 7.14 Кодекса об
административных правонарушениях
Российской Федерации. Решением суда к
административной ответственности
привлечены 1 должностное и 1 юридическое
лицо;
- были проведены следующие
профилактические мероприятия:
на официальном сайте Министерства
размещены перечни правовых актов,
содержащих обязательные требования,
оценка соблюдения которых является
предметом государственного надзора;
приказом Министра культуры,
национальной политики и архивного дела
Республики Мордовия от 21.09.2020 N 285
утверждено и размещено на официальном
сайте Министерства руководство по
соблюдению обязательных требований
законодательства о государственной
охране, использовании, сохранении,
популяризации объектов культурного
наследия (памятников истории и культуры)
в Республике Мордовия;
подготовлено и размещено на официальном
сайте Министерства обобщение
правоприменительной практики
Министерства по осуществлению
государственного надзора за 2020 год;
работа по профилактике нарушений
обязательных требований в 2020 году
реализовывалась Министерством путем
информирования подконтрольных
субъектов о существующих актуальных
обязательных требованиях, выдачи
подконтрольным субъектам
предостережений о недопустимости
нарушений обязательных требований;
перечни обязательных требований
размещены на официальном сайте
Министерства;
разъяснительная работа проводилась в
форме устных или, при необходимости,
письменных разъяснений, которые
предоставляются подконтрольному
субъекту в рамках рассмотрения
индивидуальных обращений, а также, в
случаях проведения мероприятий по
надзору, предполагающих взаимодействие
с подконтрольным субъектом,
непосредственно перед началом
проведения, и, при необходимости, вовремя
и после проведения таких мероприятий.
4. Типичными нарушениями обязательных
требований законодательства Российской
Федерации в области охраны объектов
культурного наследия являются:
не проведение собственником
(пользователем) объекта культурного
наследия работ по сохранению объекта
культурного наследия при наличии
необходимости проведения таких работ;
несвоевременное извещение органа охраны
объектов культурного наследия
собственником (пользователем) объекта
культурного наследия о повреждениях,
авариях (иных обстоятельствах),
причинивших вред объекту культурного
наследия и не принятие мер по
предотвращению дальнейшего разрушения
(повреждения) такого объекта;
проведение работ, изменяющих предмет
охраны объекта культурного наследия
либо ухудшающих условия, необходимые для
сохранности объекта культурного
наследия (размещение кондиционеров,
вывесок и т.д.);
проведение работ по сохранению объекта
культурного наследия без разрешения и
согласования органа охраны объектов
культурного наследия;
проведение строительных и иных работ
вблизи объекта культурного наследия в
отсутствие в проектной документации
разделов, предусматривающих мероприятия
по обеспечению сохранности объектов
культурного наследия, согласованной
органом объектов культурного наследия.
5. Проведенный анализ подконтрольной
сферы показал, что основными причинами,
факторами и условиями, способствующими
нарушению обязательных требований
подконтрольными субъектами Республики
Мордовия, являются:
недостаточно сформированное понимание
исполнения обязательных требований у
подконтрольных субъектов;
необходимость информирования
подконтрольных субъектов по вопросам
соблюдения обязательных требований.
2. Цели и задачи реализации Программы
профилактики
6. Цели Программы профилактики:
предупреждение нарушений
подконтрольными субъектами
обязательных требований (снижение числа
нарушений обязательных требований);
предотвращение причинения вреда либо
угрозы причинения вреда охраняемым
законом ценностям вследствие нарушений
обязательных требований;
повышение прозрачности деятельности
Министерства при осуществлении
государственного контроля;
формирование моделей
социально-ответственного,
добросовестного правового поведения
подконтрольных субъектов.
7. Задачи Программы профилактики:
выявление причин, факторов и условий,
способствующих возможному нарушению
обязательных требований;
устранение причин, факторов и условий,
способствующих возможному нарушению
обязательных требований;
повышение уровня правовой грамотности
подконтрольных субъектов;
формирование единого понимания
обязательных требований у всех
участников отношений в области
государственного надзора, в том числе
путем разъяснения подконтрольным
субъектам обязательных требований;
мотивация подконтрольных субъектов к
добросовестному поведению и, как
следствие, снижение вреда, причиняемого
охраняемым законом ценностям;
оценка состояния подконтрольной среды и
особенностей подконтрольных субъектов
(объектов);
проведение профилактических
мероприятий с учетом данных состояния
подконтрольной среды и особенностей
конкретных подконтрольных субъектов
(объектов);
сбор и анализ статистических данных,
необходимых для организации
профилактической работы, в том числе для
определения видов, форм и интенсивности
профилактических мероприятий;
повышение квалификации сотрудников
Министерства, уполномоченных на
осуществление государственного
надзора;
создание системы взаимодействия между
подконтрольными субъектами и
Министерством, обеспечивающей наиболее
полное информирование подконтрольных
субъектов по вопросам соблюдения
обязательных требований и проводимой
Министерством профилактической работы,
в том числе с использованием современных
информационно-телекоммуникационных
технологий.
3. Перечень профилактических
мероприятий, сроки (периодичность) их
проведения
8. С целью предотвращения нарушения
контролируемыми лицами обязательных
требований проводятся следующие
профилактические мероприятия:
информирование;
обобщение правоприменительной
практики;
объявление предостережения;
консультирование;
профилактический визит.
9. Периодичность проведения
профилактических мероприятий:
информирование - постоянно в течение
года;
обобщение правоприменительной практики
- один раз в год;
объявление предостережения - по мере
необходимости;
консультирование - по мере
необходимости;
профилактический визит - для категории
высокого риска - 1 раз в год; для категории
значительного риска - 1 раз в 3 года; для
категории низкого риска - 1 раз в 5 лет.
3.1 Информирование
9. Информирование контролируемых лиц по
вопросам соблюдения обязательных
требований осуществляется посредством
размещения соответствующих сведений на
официальном сайте Министерства в сети
"Интернет" и в средствах массовой
информации, в том числе следующей
информации и документов:
тексты нормативных правовых актов,
регулирующих осуществление
регионального государственного
контроля;
сведения об изменениях, внесенных в
нормативные правовые акты, регулирующие
осуществление регионального
государственного контроля, о сроках и
порядке их вступления в силу;
перечень нормативных правовых актов с
указанием структурных единиц этих актов,
содержащих обязательные требования,
оценка соблюдения которых является
предметом контроля, а также информация о
мерах ответственности, применяемых при
нарушении обязательных требований, с
приведением текстов указанных актов в
действующей редакции;
руководства по соблюдению обязательных
требований, разработанные и
утвержденные в соответствии с
Федеральным законом "Об обязательных
требованиях в Российской Федерации";
перечень индикаторов риска нарушения
обязательных требований, порядок
отнесения объектов контроля к
категориям риска;
программа профилактики рисков
причинения вреда и план проведения
плановых контрольных (надзорных)
мероприятий;
исчерпывающий перечень сведений,
которые могут запрашиваться
уполномоченным органом у
контролируемого лица;
сведения о способах получения
консультаций по вопросам соблюдения
обязательных требований;
сведения о порядке досудебного
обжалования решения уполномоченного
органа, действий (бездействия)
должностных лиц уполномоченного органа;
доклады, содержащие результаты
обобщения правоприменительной практики
уполномоченного органа;
доклады о региональном государственном
контроле;
иные сведения, предусмотренные
нормативными правовыми актами
Российской Федерации и (или) программой
профилактики.
10. Информирование контролируемых лиц по
вопросам соблюдения обязательных
требований осуществляется должностными
лицами Министерства, уполномоченными на
осуществление регионального
государственного контроля (надзора) в
области охраны объектов культурного
наследия.
11. Информирование контролируемых лиц по
вопросам соблюдения обязательных
требований осуществляется постоянно.
3.2 Обобщение правоприменительной
практики
12. Обобщение правоприменительной
практики организации и проведения
регионального государственного
контроля осуществляется Министерством
один раз в год.
13. Должностные лица Министерства,
уполномоченные на осуществление
регионального государственного
контроля (надзора) в области охраны
объектов культурного наследия,
обеспечивают подготовку проекта доклада
о результатах правоприменительной
практики при осуществлении
регионального государственного
контроля.
14. Доклад о правоприменительной практике
утверждается Министром и размещается на
официальном сайте Министерства в сети
"Интернет" не позднее 1 февраля года,
следующего за отчетным.
3.3 Объявление предостережения
15. При наличии у Министерства сведений о
готовящихся нарушениях обязательных
требований или признаках нарушений
обязательных требований и (или) в случае
отсутствия подтвержденных данных о том,
что нарушение обязательных требований
причинило вред (ущерб) охраняемым
законом ценностям либо создало угрозу
причинения вреда (ущерба) охраняемым
законом ценностям, Министерство
объявляет контролируемому лицу
предостережение о недопустимости
нарушения обязательных требований
(далее - предостережение), предлагает ему
принять меры по обеспечению соблюдения
обязательных требований.
16. Составление и оформление
предостережения осуществляется
должностными лицами Министерства,
уполномоченными на осуществление
регионального государственного
контроля (надзора) в области охраны
объектов культурного наследия по
типовой форме не позднее 30 календарных
дней со дня получения Министерством
сведений о готовящихся нарушениях либо
признаков нарушения обязательных
требований.
17. Предостережение направляется
контролируемому лицу в порядке,
установленном частями 4 - 5 статьи 21 и
частью 3 статьи 49 Федерального закона N
248-ФЗ.
3.4 Консультирование
18. Должностные лица Министерства,
уполномоченные на осуществление
регионального государственного
контроля (надзора) в области охраны
объектов культурного наследия, по
обращениям контролируемых лиц и их
представителей осуществляют
консультирование в соответствии со
статьей 50 Федерального закона N 248-ФЗ.
19. Консультирование может
осуществляться уполномоченными
должностными лицами по телефону,
посредством видео-конференц-связи, на
личном приеме по следующим вопросам:
наличие и (или) содержание обязательных
требований;
периодичность и порядок проведения
контрольных (надзорных) мероприятий;
порядок выполнения обязательных
требований;
порядок выполнения предписания,
выданного по итогам контрольного
мероприятия.
20. По порядку выполнения предписания,
выданного по итогам контрольного
мероприятия, уполномоченными
должностными лицами осуществляется
также письменное консультирование.
21. Время консультирования по телефону,
посредством видеоконференцсвязи, при
личном приеме одного контролируемого
лица (его представителя) не может
превышать 15 минут.
22. При консультировании по письменным
запросам ответ направляется в адрес
заявителя в течение 10 рабочих дней с
момента поступления письменного
запроса.
3.5 Профилактический визит
23. Профилактический визит проводится
должностными лицами Министерства,
уполномоченными на осуществление
регионального государственного
контроля (надзора) в области охраны
объектов культурного наследия в форме
профилактической беседы по месту
осуществления деятельности
контролируемого лица либо путем
использования видео-конференц-связи.
24. Обязательный профилактический визит
проводится в отношении лиц, приступающих
к осуществлению контролируемого вида
деятельности, в течение одного года с
момента начала такой деятельности, а в
отношении объектов контроля, отнесенных
к категории высокого риска 1 раз в год
ежегодно.
Обязательные профилактические визиты
проводятся в периоды - апрель - май и
сентябрь - октябрь.
25.0 проведении обязательного
профилактического визита
контролируемое лицо должно быть
уведомлено не позднее чем за 5 рабочих
дней до дня его проведения.
26. Контролируемое лицо вправе отказаться
от проведения обязательного
профилактического визита, уведомив об
этом Министерство не позднее чем за 3
рабочих дня до дня его проведения.
27. Профилактический визит проводится в
рабочее время, в период, устанавливаемый
уведомлением о проведении обязательного
профилактического визита, и не может
превышать 8 часов.
4. Показатели результативности и
эффективности программы профилактики
28. Оценка результативности и
эффективности программы профилактики
рассчитывается ежегодно по итогам
календарного года.
29. Для оценки результативности
профилактических мероприятий
используются следующие показатели:
1) доля объектов культурного наследия,
находящихся в удовлетворительном
состоянии, в общем количестве объектов
культурного наследия регионального
значения, выявленных объектов
культурного наследия, расположенных на
территории Республики Мордовия;
2) количество выявленных нарушений
обязательных требований при проведении
контрольно-надзорных мероприятий после
проведенных в отношении объектов
контроля профилактических мероприятий.
30. Целевые значения показателей оценки
результативности профилактических
мероприятий:
N п/п |
Наименование показателя |
Единица измерения |
Целевое значение |
1. |
Доля объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Республики Мордовия |
% |
70 |
2. |
Количество выявленных нарушений обязательных требований при проведении контрольно-надзорных мероприятий после проведенных в отношении объектов контроля профилактических мероприятий |
ед. |
< 3 |
Ссылается на
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (с изменениями на 12 ноября 2024 года) (редакция, действующая с 20 ноября 2024 года)
- Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации (с изменениями на 8 августа 2024 года)
- Градостроительный кодекс Российской Федерации (с изменениями на 8 августа 2024 года) (редакция, действующая с 1 сентября 2024 года)