Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь


Соглашение между союзом организаций профсоюзов - Вологодская областная федерация профсоюзов, региональным объединением работодателей - союз промышленников и предпринимателей Вологодской области и Правительством Вологодской области по вопросам социально-экономической политики на 2022 - 2024 годы (далее - Соглашение)

от 14 января 2022 года
Вологда

(с изменениями на 29 декабря 2022 года)

(в ред. Дополнительного соглашения от 29.12.2022 N 1)




1. Общие положения


1.1. Союз организаций профсоюзов - Вологодская областная Федерация профсоюзов (далее - Профсоюзы), Региональное объединение работодателей - Союз промышленников и предпринимателей Вологодской области (далее - Работодатели) и Правительство Вологодской области (далее - Правительство области), именуемые в дальнейшем Стороны, в соответствии с:


Трудовым кодексом Российской Федерации;


Федеральным законом от 12 января 1996 года N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности";


Федеральным законом от 27 ноября 2002 года N 156-ФЗ "Об объединениях работодателей";


законом области от 7 июня 2018 года N 4352-ОЗ "О социальном партнерстве в Вологодской области";


федеральными отраслевыми соглашениями и иными договоренностями сторон социального партнерства заключили настоящее Соглашение, устанавливающее общие принципы согласованного проведения социально-экономической политики в области.


1.2. Настоящее Соглашение является правовым актом, регулирующим социально-трудовые отношения и связанные с ними экономические отношения.


1.3. В числе приоритетных целей настоящего Соглашения Стороны ставят:


проведение в предстоящие три года социально-экономической политики, направленной на повышение уровня и качества жизни населения на основе устойчивого развития и укрепления конкурентоспособности экономики;


сохранение кадрового потенциала и обеспечение эффективной занятости;


создание высокопроизводительных и безопасных рабочих мест;


рост производительности труда;


совершенствование профессиональной подготовки молодежи;


конкурентоспособность работников на рынке труда;


повышение социальной ответственности работодателей;


функционирование эффективной системы социального партнерства.


1.4. Настоящее Соглашение служит основой для переговоров и заключения региональных отраслевых (межотраслевых) соглашений (далее - региональные отраслевые соглашения), территориальных, территориальных отраслевых (межотраслевых) соглашений (далее - территориальные соглашения) и коллективных договоров организаций, индивидуальных предпринимателей (далее - коллективные договоры) области.


1.5. Обязательства настоящего Соглашения являются минимальными и могут быть дополнены и развиты в рамках заключения и реализации региональных отраслевых и территориальных соглашений, коллективных договоров.


1.6. Обязательства Правительства области, вытекающие из настоящего Соглашения, реализуются следующими органами исполнительной государственной власти области:


Департаментом финансов области;


Департаментом стратегического планирования Правительства области;


Департаментом образования области;


Департаментом экономического развития области;


департаментом здравоохранения области;


Департаментом социальной защиты населения области;


Департаментом лесного комплекса области;


Департаментом строительства области;


Департаментом дорожного хозяйства и транспорта области;


Департаментом топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования области;


Департаментом сельского хозяйства и продовольственных ресурсов области;


Департаментом труда и занятости населения области;


Департаментом культуры и туризма области;


Департаментом цифрового развития области;


Департаментом по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира области;


Департаментом имущественных отношений области;


Департаментом физической культуры и спорта области;


Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды области;


Управлением ветеринарии с государственной ветеринарной инспекцией области;


Комитетом по регулированию контрактной системы области;


Комитетом гражданской защиты и социальной безопасности области;


Комитетом градостроительства и архитектуры области


и учитываются при принятии законов и иных нормативных правовых актов области. Средства, необходимые на реализацию принятых обязательств, предусматриваются в соответствующих бюджетах.


1.7. Стороны принимают на себя обязательства развивать взаимоотношения на основе принципов социального партнерства, коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений.


1.8. Стороны в пределах своих полномочий принимают на себя обязательства, закрепленные Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профессиональных союзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации, отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями федерального уровня и настоящим Соглашением.


1.9. Стороны в той мере, в которой они исполняют функции работодателя, осуществляют обязательства работодателя, возложенные на них действующим законодательством.


Исходя из необходимости развития экономики, обеспечения социальной и правовой поддержки жителей области Стороны принимают на себя следующие обязательства.



2. Экономическая политика


Стороны обязуются:


2.1. Содействовать созданию благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих свою деятельность на территории области, и становлению в этих субъектах коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений.


2.2. Разрабатывать и реализовывать проекты (программы), предусмотренные Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" и Стратегией социально-экономического развития Вологодской области на период до 2030 года.


2.3. В пределах представленных полномочий проводить согласованную политику по вопросам формирования тарифов в сфере транспортного обслуживания, а также в областях (сферах) электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения (водоотведения).


2.4. Содействовать созданию новых и модернизации действующих ресурсоэффективных производств.


2.5. Содействовать созданию высокотехнологичных кластеров по различным направлениям из числа научных, промышленных организаций, субъектов малого и среднего предпринимательства.


2.6. Содействовать в рамках своих полномочий реализации мер по росту производительности труда, улучшению качества предоставляемых услуг и выпускаемой организациями и индивидуальными предпринимателями области продукции.


2.7. Обеспечивать своевременное взаимное информирование о наличии признаков преднамеренного или фиктивного банкротства, рейдерства в отношении собственности организаций и индивидуальных предпринимателей области.


2.8. В случае банкротства, ликвидации (прекращения деятельности) работодателя, принятия работодателем решений, связанных с высвобождением работников, заключать региональные отраслевые и территориальные соглашения между работодателями и профессиональными союзами с обязательным согласованием с отраслевыми органами исполнительной государственной власти области вопросов трудоустройства, гарантий и компенсаций высвобождаемым работникам.


2.9. Развивать системы трудового и профессионального соревнования, направленные на рациональное использование режимов труда и отдыха, повышение качества производимой продукции, работ и услуг, укрепление трудовой и производственной дисциплины.


2.10. В целях модернизации производства и внедрения наукоемких технологий содействовать развитию научно-технического потенциала образовательных организаций профессионального образования, научных организаций; содействовать выполнению научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ, в том числе инновационной направленности.


2.11. Содействовать развитию сферы бытовых услуг, жилищно-коммунального хозяйства, торговли, транспорта, связи, здравоохранения, социальной защиты населения, образования, культуры и спорта.


2.12. Рассматривать актуальные вопросы основных направлений бюджетной политики Вологодской области на текущий год и плановый период.


2.13. При подготовке проекта областного бюджета исходить из приоритетности сфер, направленных на сохранение и развитие человеческого капитала, обеспечение стабильной занятости, включая сферы здравоохранения, образования, науки, культуры, активной занятости, транспортной и социальной инфраструктуры.


2.14. Содействовать сохранению и развитию народных художественных промыслов и ремесел Вологодской области.


2.15. Содействовать в проведении комплекса мероприятий по благоустройству территорий, в том числе общественных и дворовых территорий, озеленению территорий.


2.16. Рассматривать вопросы развития лесного комплекса области в целях обеспечения многоцелевого, рационального, непрерывного и неистощительного использования лесов.


Правительство области обязуется:


2.17. При формировании налоговой политики создавать благоприятные условия для инвестиционной деятельности.


2.18. Обеспечивать разработку и реализацию мер, направленных на привлечение инвестиций в реальный сектор экономики.


2.19. Способствовать созданию условий для расширения продаж продукции организаций и индивидуальных предпринимателей области как на областном рынке, так и за его пределами.


2.20. Содействовать внедрению новых разработок (технологий, образцов), расширению производств организаций и индивидуальных предпринимателей области, характеристики которых сопоставимы с характеристиками лучших иностранных образцов или превосходят их.


2.21. Принимать меры по недопущению задолженности перед организациями и индивидуальными предпринимателями области.


2.22. С целью создания условий для дальнейшего развития предпринимательской деятельности на территории области считать приоритетной задачей увеличение объема закупок для обеспечения государственных нужд у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем 25% совокупного годового объема закупок.


2.23. Принимать меры по устранению административных барьеров на пути развития предпринимательства.


2.24. В пределах полномочий осуществлять организацию транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в межмуниципальном сообщении и железнодорожным транспортом в пригородном сообщении.


2.25. Приглашать представителей профессиональных союзов и объединений работодателей на заседания совещательных органов по вопросам социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений.


2.26. Обеспечивать государственную поддержку агропромышленного и лесопромышленного комплексов области. Осуществлять мероприятия по своевременному доведению средств областного и федерального бюджетов до получателей. Предусматривать финансирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов и сельскохозяйственных угодий.


2.27. Реализовывать мероприятия, направленные на социальную поддержку и закрепление молодых специалистов на территории Вологодской области, в том числе по обеспечению жильем.


2.28. В период действия на территории Вологодской области режима повышенной готовности, предусматривающего введение ограничительных мер в сфере экономики, рассматривать возможность предоставления мер государственной поддержки наиболее пострадавшим категориям организаций (в том числе социально ориентированным некоммерческим организациям), индивидуальным предпринимателям области.


Работодатели обязуются:


2.29. Способствовать увеличению объемов договоров на поставку сырья, комплектующих, оборудования и услуг для собственного производства организациями и индивидуальными предпринимателями области.


2.30. Обеспечивать действенные меры по стабилизации и развитию производства, улучшению финансового положения организаций и индивидуальных предпринимателей области, наиболее полному использованию мощностей и площадей, выпуску конкурентоспособной продукции.


Инвестировать собственные и заемные средства в новые технологии, расширение и перевооружение производства и сферы услуг.


2.31. Способствовать реализации эффективной промышленной и аграрной политики, принимать активное участие в формировании эффективного делового и инвестиционного климата на территории области.


Принимать меры по сохранению и наращиванию объемов производства продукции, повышению конкурентоспособности выпускаемой продукции в целях удовлетворения потребностей внутреннего рынка и роста продаж на экспорт.


Разрабатывать и вносить в органы исполнительной государственной власти, органы местного самоуправления области предложения по стимулированию производства, поддержке отечественных товаропроизводителей, подготовке и переподготовке рабочих кадров и повышению квалификации специалистов.


2.32. Содействовать деятельности сельхозтоваропроизводителей по обеспечению населения области качественной, экологически чистой сельскохозяйственной продукцией.


2.33. Продолжать работу по созданию вертикально интегрированных систем в агропромышленном комплексе области (организации перерабатывающей промышленности, сельскохозяйственные организации, организации торговли) по отраслевому и территориальному принципам.


2.34. Улучшать организацию труда и повышать его мотивацию за счет внедрения новых технологий и инноваций в целях увеличения эффективности работы и роста прибыли, обеспечивать работника объемами необходимых работ в соответствии с его трудовыми функциями и нормами труда.


2.35. Обеспечивать реализацию права соответствующих профсоюзных органов знакомиться с документами в области социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений, в том числе с проектами локально-нормативных актов, до момента их утверждения.


2.36. Осуществлять оказание технической помощи работникам, в том числе изобретателям и рационализаторам, по внедрению в производство изобретений и рацпредложений с целью увеличения производительности труда.


2.37. Организовывать выставочно-ярмарочные, конгрессные мероприятия, конкурсы профессионального мастерства среди работников и обучающихся профильных образовательных организаций, проводимые в области и за ее пределами, в том числе в рамках реализации государственных программ, и оказывать содействие организациям и индивидуальным предпринимателям области, принимающим в них участие.


2.38. Предупреждать незаконные (рейдерские) схемы передела собственности.


2.39. Способствовать осуществлению бесперебойного теплоснабжения для нужд отопления и горячего водоснабжения жилого сектора, социальной сферы и жизнеобеспечения.


2.40. Принимать меры по недопущению задолженности по налогам и сборам, налоговым санкциям и страховым взносам в бюджетную систему Российской Федерации.


2.41. Проводить информационно-разъяснительную работу с работниками организаций и индивидуальных предпринимателей области о необходимости своевременной и полной уплаты имущественных налогов.


Профсоюзы обязуются:


2.42. Участвовать в организаторской работе в трудовых коллективах, направленной на укрепление дисциплины труда, рациональное использование рабочего времени, повышение качества продукции, создание и развитие системы трудового и профессионального соревнования.


2.43. В пределах своих полномочий осуществлять профсоюзный контроль реализации приоритетных национальных проектов и государственных программ, а также контроль соблюдения законодательных и иных нормативных правовых актов, затрагивающих права и свободы работников.


2.44. Проводить совместную работу с Правительством области по формированию социально ориентированного областного бюджета.


2.45. Отстаивать и защищать социально-трудовые интересы населения, права трудовых коллективов при изменениях социально-экономической ситуации. В установленном порядке участвовать в работе постоянно действующих областных комиссий по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, занятости трудоспособного населения.


2.46. Способствовать участию работников в управлении организацией. Оказывать практическую помощь в заключении коллективных договоров, соглашений и контролировать их выполнение.


Правительство области и Работодатели обязуются:


2.47. Создавать условия для обеспечения инвестиционной привлекательности субъектов предпринимательства области.


2.48. Систематически анализировать состояние дел и прогнозировать экономическую ситуацию в отраслях экономики области.


2.49. Разрабатывать и реализовывать комплекс мероприятий, направленных на создание условий для обеспечения энергосбережения и повышения энергетической эффективности в части обеспечения энергетической эффективности при обороте товаров, в системах коммунальной инфраструктуры области и обеспечения энергетической эффективности зданий, строений, сооружений.


2.50. Содействовать разработке и практическому внедрению инновационных и современных информационных технологий, механизмов сертификации продукции и производственных процессов, позволяющих увеличить рост производства и выпуск конкурентоспособной продукции.


2.51. Развивать и принимать меры по повышению эффективности изобретательской и рационализаторской деятельности. Обеспечивать благоприятные условия для творческой деятельности изобретателей и рационализаторов, оказывать им всестороннюю помощь.


2.52. Содействовать обеспечению постоянного информационного обмена между организациями, индивидуальными предпринимателями области с целью развития внутриобластной кооперации, увеличения объемов заключаемых договоров на поставку сырья, комплектующих, оборудования и услуг для нужд собственного производства.


2.53. Не допускать необоснованного повышения цен и тарифов на энергоносители, тепловую и электрическую энергию в соответствии с действующим законодательством.


Профсоюзы и Работодатели обязуются:


2.54. Активно привлекать работников к деятельности, способствующей росту эффективности производства, в том числе проведению конкурсов профессионального мастерства.


2.55. Вносить предложения в Правительство области по вопросам предоставления мер государственной поддержки, в том числе социально ориентированным некоммерческим организациям, при введении на территории области режима повышенной готовности.


2.56. Создавать условия, обеспечивающие участие работников в управлении организацией, в том числе способствовать организации и работе постоянно действующих комиссий по регулированию социально трудовых отношений, ведению коллективных переговоров по заключению коллективных договоров, а также организации контроля за их выполнением.



3. Заработная плата, доходы и уровень жизни населения


Стороны обязуются:


3.1. На всех уровнях социального партнерства совместно стремиться к:


соответствию оплаты труда его результатам и сложности;


уменьшению доли населения с доходами ниже величины прожиточного минимума на душу населения, сокращению уровня дифференциации населения по доходам;


повышению реальных доходов работающего населения, в том числе реальной заработной платы.


3.2. Считать приоритетными в сфере регулирования оплаты труда следующие направления:


ежегодное повышение уровня реальной заработной платы работников;


максимальное снижение численности населения с доходами ниже прожиточного минимума трудоспособного населения;


ликвидацию "теневых" зарплат;


увеличение доли фонда оплаты труда в валовом региональном продукте;


снижение дифференциации доходов различных групп населения;


снижение неформальной занятости.


3.3. Публиковать в средствах массовой информации Сторон установленную Правительством области величину прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Вологодской области.


Правительство области обязуется:


3.4. Обеспечивать финансирование расходов на образование, здравоохранение, культуру и социальную защиту населения в соответствии с утвержденной сводной бюджетной росписью и предельными объемами финансирования.


3.5. Обеспечивать полное и своевременное направление средств областного бюджета в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (до 28-го числа ежемесячно) на медицинское страхование неработающего населения области.


3.6. Обеспечивать предоставление мер социальной поддержки педагогическим и медицинским работникам в целях привлечения их к работе в организациях, расположенных в сельской местности, в соответствии с законодательством области.


3.7. Предоставлять по запросам профессиональных союзов информацию о наличии или об отсутствии задолженности по заработной плате у работодателей.


3.8. Обеспечивать реализацию Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Вологодской области.


3.9. Предусматривать в областном бюджете расходы на оплату труда работникам бюджетной сферы в соответствии с действующим законодательством.


3.10. Предусматривать в областном бюджете в полном объеме расходы бюджетной сферы на уплату (перечисление) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации.


3.11. Обеспечивать полноту и своевременность уплаты (перечисления) государственными учреждениями области страховых взносов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации в пределах полномочий.


3.12. Осуществлять в пределах полномочий государственное регулирование тарифов в сфере предоставления электрической и тепловой энергии. Не допускать установления для отдельных категорий потребителей льготных цен (тарифов) за счет повышения цен (тарифов) для других потребителей.


Осуществлять мониторинг соблюдения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях области.


3.13. Проводить мероприятия, направленные на обеспечение достойного уровня жизни работников, в том числе на обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы, в порядке, установленном действующим законодательством.


Работодатели обязуются:


3.14. Принимать меры, направленные на установление размера минимальной заработной платы в организациях и у индивидуальных предпринимателей области не ниже величины прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленной на территории области.


3.15. Обеспечивать начисление и выплаты компенсации за задержку выплаты заработной платы в соответствии с положениями трудового законодательства и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (далее - трудовое законодательство).


3.16. В пределах своих полномочий устанавливать системы оплаты труда, включая конкретные размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования в коллективных договорах, соглашениях, локальных нормативных актах в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.


Системы оплаты труда в государственных учреждениях устанавливаются работодателями в пределах полномочий, предусмотренных также законом области от 17 октября 2008 года N 1862-ОЗ "Об оплате труда работников государственных учреждений области", положениями об оплате труда в государственных учреждениях области, утвержденными постановлениями Правительства области; в муниципальных учреждениях - в пределах полномочий, предусмотренных также муниципальными правовыми актами.


3.17. Определять в коллективных договорах долю тарифной оплаты труда в общей заработной плате работника в соответствии с региональными отраслевыми и территориальными соглашениями.


Устанавливать системы оплаты труда в организациях и у индивидуальных предпринимателей области, принимать локальные нормативные акты, предусматривающие введение, замену и пересмотр норм труда, порядок повышения и (или) индексации заработной платы с учетом мнения выборного профсоюзного органа.


3.18. Доводить до сведения первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников изменения норм труда (норм выработки, времени), тарификации работ не позднее чем за два месяца до их введения, предоставлять подробное обоснование изменений норм труда.


О введении новых норм труда извещать работников не позднее чем за два месяца.


3.19. Применять месячные тарифные ставки (оклады) рабочих первого разряда при работе в нормальных условиях в размере не ниже принятых в региональных отраслевых и федеральных отраслевых соглашениях.


3.20. Не допускать незаконных схем оплаты труда.


3.21. При расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя увольняемому работнику выплачивать выходное пособие в размере среднего месячного заработка без учета периода работы в режиме неполного рабочего времени, введенного по инициативе работодателя в соответствии с нормами трудового законодательства, предусмотрев в коллективном договоре, локальном нормативном акте иной период для расчета средней заработной платы для указанного случая.


3.22. Предусматривать в коллективных договорах выплату денежной компенсации работникам за задержку выплаты заработной платы в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.


В случае приостановления работником работы в порядке, установленном статьей 142 Трудового кодекса Российской Федерации, на период приостановления работы за работником сохранять средний заработок.


3.23. Оплачивать время простоя по вине работодателя в размере не менее двух третей средней заработной платы работника.


Оплачивать время простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника, в размере не менее двух третей тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя.


3.24. Работнику, нуждающемуся в соответствии с медицинским заключением во временном переводе на другую работу на срок до четырех месяцев и отстраненному из-за отсутствия соответствующей работы, производить выплаты из расчета минимального размера оплаты труда по Российской Федерации за все время отстранения.


3.25. В случае гибели работника в результате несчастного случая на производстве или острого отравления, связь с производственной деятельностью которого подтверждена материалами акта установленной формы, в качестве возмещения морального вреда выплачивать семье погибшего сверх установленных законодательством сумм единовременное пособие. Порядок, размер и сроки выплаты пособия определить коллективным договором или локальным нормативным актом организации, индивидуального предпринимателя области.


3.26. В случае утраты профессиональной трудоспособности от несчастных случаев на производстве или профессионального заболевания в качестве возмещения морального вреда выплачивать пострадавшему единовременное пособие. Порядок, размер и сроки выплаты пособия определить коллективным договором или локальным нормативным актом организации, индивидуального предпринимателя области.


3.27. В случае смерти работника в рабочее время от общего заболевания семье умершего помимо установленного законодательством пособия выплачивать дополнительную материальную помощь. Порядок, размер и сроки выплаты материальной помощи установить коллективным договором или локальным нормативным актом организации, индивидуального предпринимателя области.


3.28. Предусматривать в коллективных договорах, региональных отраслевых и территориальных соглашениях средства в размере не менее 0,15% от фонда оплаты труда на проведение социальной, в том числе культурно-массовой и физкультурно-оздоровительной, работы.


3.29. Осуществлять своевременную и полную выплату пособий работникам в установленных законодательством и коллективными договорами случаях.


3.30. Исходя из финансовых возможностей предусматривать в коллективных договорах дополнительные социальные гарантии и компенсации сверх предусмотренных законодательством Российской Федерации и региональными отраслевыми соглашениями.


3.31. Выплачивать дополнительное вознаграждение работникам, за исключением работников, получающих оклад (должностной оклад), за нерабочие праздничные дни, в которые они не привлекались к работе.


Размер и порядок выплаты указанного вознаграждения определяются коллективным договором, региональными отраслевыми и территориальными соглашениями, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, трудовым договором.


Суммы расходов на выплату дополнительного вознаграждения за нерабочие праздничные дни относятся к расходам на оплату труда в полном размере.


3.32. Оказывать с учетом возможностей необходимую социальную и материальную помощь ветеранам и инвалидам из числа пенсионеров, работавших в организации, у индивидуального предпринимателя области, а также поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в сфере социальной защиты населения.


3.33. Обеспечивать санитарно-бытовые условия для принятия горячего питания на рабочем месте, в том числе в ночные смены.


3.34. Проводить индексацию заработной платы работников через увеличение ставок (окладов) не реже одного раза за календарный год одновременно для всех категорий работников на величину выше индекса потребительских цен на товары и услуги с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. В случаях, когда экономическое состояние и финансовая возможность не позволяют работодателю обеспечить индексацию заработной платы выше индекса потребительских цен на товары и услуги в отчетном году, представлять мотивированное обоснование выборному органу первичной профсоюзной организации.


3.35. Не допускать необоснованно высокой дифференциации заработной платы управленческого персонала и заработной платы иных категорий работников.


3.36. Предусматривать возможность выполнения работником трудовых функций в дистанционном (удаленном) режиме с учетом требований главы 49(1) Трудового кодекса Российской Федерации при наличии технических и организационных возможностей. Порядок организации удаленной, дистанционной работы, условия оплаты труда, продолжительность рабочего дня, способы взаимодействия работодателя и работников, в том числе посредством электронной почты и иных мобильных и веб-сервисов, обмена электронными документами устанавливаются коллективным договором или локальными нормативными актами с учетом требований трудового законодательства.


Профсоюзы обязуются:


3.37. Осуществлять профсоюзный контроль своевременной и в полном объеме выплаты заработной платы, своевременного проведения индексации заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги работникам организаций всех форм собственности, индивидуальных предпринимателей области, в которых действуют первичные профсоюзные организации.


Правительство области и Работодатели обязуются:


3.38. При реорганизации организаций способствовать сохранению работникам гарантий, установленных региональными отраслевыми соглашениями и коллективными договорами.


3.39. Обеспечивать своевременную и в полном объеме выплату заработной платы работникам организаций и индивидуальных предпринимателей области не реже чем каждые полмесяца в сроки, установленные правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена.


Правительство области и Профсоюзы обязуются:


3.40. Продолжать работу по совершенствованию системы оплаты труда работников бюджетной сферы области.


Профсоюзы и Работодатели обязуются:


3.41. При заключении коллективных договоров на локальном уровне устанавливать конкретные сроки выплаты заработной платы.


В случае возникновения задолженности по заработной плате сроки и графики ее ликвидации устанавливать локальным актом работодателя с учетом мнения выборных профсоюзных органов работников организации и индивидуального предпринимателя.


3.42. Устанавливать в коллективном договоре положение о том, что в случае нарушения установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат причитающихся работнику сумм при увольнении и в иных случаях выплачивается денежная компенсация за каждый календарный день задержки в размере не ниже 1/150 действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.


3.43. При проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников преимущественное право на оставление на работе при условии равной производительности труда и квалификации предоставлять лицам предпенсионного возраста, а также лицам, имеющим трех и более детей в возрасте до 18 лет.



4. Развитие рынка труда и содействие занятости населения


Стороны обязуются:


4.1. Принимать меры, обеспечивающие:


повышение сбалансированности спроса и предложения рабочей силы на региональном, отраслевом и территориальном рынках труда;


повышение качества рабочей силы и ее конкурентоспособности на рынке труда;


оптимизацию привлечения иностранной рабочей силы с учетом развития экономики области и роста производительности труда, соблюдая приоритет трудоустройства российских граждан;


развитие трудовой мобильности рабочей силы;


расширение сфер занятости;


создание новых, модернизацию действующих рабочих мест для жителей области;


развитие механизмов социального партнерства на рынке труда;


снижение социальной напряженности в территориях, в которых сложилась критическая ситуация на рынке труда;


сокращение неформальной занятости и легализацию трудовых отношений.


4.2. Прогнозировать и предупреждать ситуации, которые могут привести к массовым увольнениям работников.


4.3. В случае предстоящего массового увольнения работников проводить взаимные консультации представителей сторон социального партнерства по вопросам занятости высвобождаемых работников. По итогам консультаций заключать региональные отраслевые и территориальные соглашения, предусматривающие мероприятия, направленные на содействие занятости населения и определяющие источники и объемы их финансирования.


4.4. Организовывать проведение мероприятий, способствующих повышению престижа рабочих профессий, включая разъяснительную и информационную работу о возможности подготовки квалифицированных рабочих кадров путем организации профессионального обучения или дополнительного профессионального образования, использование возможностей социальной рекламы, проведение акций, конкурсов профессионального мастерства.


4.5. Участвовать в развитии системы профессиональных квалификаций на территории области, включая совместные мероприятия по реализации независимой оценки квалификаций в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 238-ФЗ "О независимой оценке квалификаций" и содействию внедрения профессиональных стандартов в организациях и у индивидуальных предпринимателей области.


4.6. Формировать гендерно ориентированную политику в сфере развития рынка труда, занятости населения и подготовки кадров.


4.7. Обеспечивать реализацию мероприятий, направленных на развитие системы профессиональной ориентации молодежи.


4.8. Разрабатывать мероприятия, направленные на создание условий для совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью, проводить мероприятия по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком.


4.9. Разрабатывать и реализовывать систему мер, направленных на содействие трудоустройству инвалидов.


4.10. Обеспечивать формирование социального заказа на подготовку кадров в системе среднего профессионального образования. Содействовать увеличению количества мест по целевому набору студентов в образовательные организации высшего образования.


Правительство области обязуется:


4.11. Предоставлять для областных объединений работодателей рекомендации по развитию системы целевой подготовки кадров с целью трудоустройства молодых специалистов в организациях, у индивидуальных предпринимателей области.


Развивать систему профессиональной ориентации среди обучающихся школ и профессиональных образовательных организаций.


4.12. Обеспечивать право на получение образования детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья.


4.13. Организовывать и проводить областные конкурсы профессионального мастерства, региональный чемпионат "Ворлдскиллс" с внедрением международных стандартов профессиональной подготовки, в том числе среди студентов профессиональных образовательных организаций по профессиям и специальностям, востребованным как в реальном секторе экономики, так и в бюджетной сфере.


4.14. При осложнении ситуации, касающейся занятости населения, разрабатывать и реализовывать мероприятия по стабилизации положения на рынке труда, в том числе по предупреждению массовых увольнений, по сохранению рабочих мест, по организации временных и общественных работ и других мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда.


Работодатели обязуются:


4.15. Принимать меры по сохранению и эффективному использованию имеющихся и созданию новых рабочих мест, развитию внутрипроизводственного обучения и профессионального образования, предотвращению массовых увольнений, переобучению и переквалификации высвобождаемых работников. При принятии решения о сокращении численности или штата не допускать увольнения работника, являющегося единственным кормильцем в семье.


4.16. В случае банкротства работодателей области предусматривать во вновь образуемых на базе их имущества производствах не менее 75% рабочих мест высвобождаемым работникам.


4.17. Обеспечивать соблюдение квоты для приема на работу инвалидов. Создавать и сохранять квотированные рабочие места для инвалидов. Создавать условия для трудовой деятельности инвалидов путем оборудования (оснащения) рабочих мест для трудоустройства незанятых инвалидов с учетом индивидуальных программ реабилитации или абилитации, в том числе на условиях надомной и дистанционной занятости.


4.18. Информировать органы службы занятости населения области о применении процедур несостоятельности (банкротства) в случаях:


принятия решения о ликвидации организации либо прекращении деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращении численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя и возможном расторжении трудовых договоров (работодатель-организация не позднее чем за два месяца, а работодатель - индивидуальный предприниматель - не позднее чем за две недели) до начала проведения соответствующих мероприятий в письменной форме, указав должность, профессию, специальность и квалификационные требования к ним, условия оплаты труда каждого конкретного работника, а в случае, если решение о сокращении численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя области может привести к массовому увольнению работников, - не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий;


введения режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели, а также о приостановке производства в течение трех рабочих дней после принятия решения о проведении соответствующих мероприятий.


4.19. В случае принятия решения о сокращении численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя и возможном расторжении трудовых договоров с работниками в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации в обязательном порядке в письменной форме сообщать об этом выборному органу первичной профсоюзной организации не позднее чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий, а в случае, если решение о сокращении численности или штата работников может привести к массовому увольнению работников, - не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий.


4.20. Предоставлять органам службы занятости населения в порядке, определенном действующим законодательством:


сведения о наличии вакантных рабочих мест (должностей);


информацию о выполнении квоты для приема на работу инвалидов.


4.21. Уведомлять работников и первичную профсоюзную организацию о возможном банкротстве работодателя, а при рассмотрении судом дела о банкротстве должника-работодателя уведомлять их также о проводимых процедурах (наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление и т.д.).


4.22. Развивать корпоративное обучение работников.


4.23. Организовывать профессиональное обучение (профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации) работников организаций, индивидуальных предпринимателей области, находящихся под риском увольнения, в том числе в монопрофильных населенных пунктах.


4.24. Предоставлять временные и сезонные рабочие места для работы несовершеннолетних граждан и граждан, нуждающихся в социальной защите.


4.25. Предусматривать в коллективных договорах мероприятия, направленные на сохранение и развитие рабочих мест, стимулирование прохождения работниками профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, в том числе и для работников предпенсионного возраста.


4.26. Принимать участие в соответствии с законом области от 17 июля 2013 года N 3141-ОЗ "О среднем профессиональном образовании в Вологодской области" в формировании социального заказа на подготовку кадров и в модернизации учебно-материальной базы профессиональных образовательных организаций в соответствии с современными требованиями. Способствовать внедрению практико-ориентированной модели профессионального обучения молодежи через содействие в осуществлении практического обучения в организации, у индивидуальных предпринимателей области.


4.26(1). Обеспечить не менее 70% трудоустройства выпускников образовательных организаций, реализующих образовательные программы высшего образования и среднего профессионального образования, обучавшихся по договорам о целевом обучении.


(п. 4.26(1) введен Дополнительным соглашением от 29.12.2022 N 1)


4.27. При сокращении работников предоставлять им 4 часа в неделю для поиска новой работы с сохранением рабочего места и среднего заработка до наступления срока расторжения трудового договора.


4.28. Не допускать неформальной занятости работников.


4.29. Вступать в договорные отношения только с теми подрядными организациями, которые соблюдают требования трудового законодательства. При принятии решения о передаче обязательств по договору другой организации, индивидуальному предпринимателю области заблаговременно, не менее чем за три месяца, известить об этом представителей профсоюзной организации работодателя. Учитывать социальную ответственность и обязательства участников тендерных процедур без права необоснованного сокращения числа участников.


4.30. Оказывать содействие в адаптации иностранных работников в социальной среде и в обеспечении их досуга.


4.31. Содействовать трудоустройству граждан предпенсионного возраста.


4.32. При осуществлении организационно-штатных мероприятий использовать переподготовку кадров, их перемещение внутри организации, предоставление высвобождаемым работникам организаций возможности переобучения новым профессиям до наступления срока расторжения трудового договора с сохранением средней заработной платы на весь срок обучения в качестве возможностей для минимизации сокращения численности или штата работников.


Профсоюзы обязуются:


4.33. Вносить в Правительство области предложения о присвоении звания "Ветеран труда Вологодской области" работникам, имеющим награды профсоюзных органов.


Правительство области и Работодатели обязуются:


4.34. При разработке и реализации инвестиционных проектов на территории области предусматривать создание высокопроизводительных рабочих мест для трудоустройства высококвалифицированных специалистов из числа местного населения.


4.35. Осуществлять прогнозирование и мониторинг кадровой потребности экономики области в разрезе видов экономической деятельности, уровня профессионального образования, укрупненных групп специальностей и направлений подготовки с целью определения объемов подготовки специалистов в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования.


4.36. Содействовать заключению региональных отраслевых и территориальных соглашений между работодателями и научными организациями, образовательными организациями высшего образования, предусматривающих возможность использования материально-технической базы работодателей для проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, стажировки молодых специалистов.


4.37. Создавать условия и содействовать организации производственной практики обучающихся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, развитию наставничества.


4.38. Создавать условия и содействовать трудоустройству выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования по полученной специальности (профессии) и их закреплению в организациях, у индивидуальных предпринимателей области.


4.39. Содействовать организации временных рабочих мест, обеспечивающих занятость лиц, испытывающих трудности в поиске работы, включая несовершеннолетних, и организацию оплачиваемых общественных работ.


4.40. Содействовать трудоустройству граждан, испытывающих трудности в поиске работы (категории предусмотрены действующим законодательством), в том числе трудоустройству инвалидов в пределах установленной квоты на созданные оборудованные (оснащенные) рабочие места.


4.41. Соблюдать запрет на ограничение трудовых прав граждан в зависимости от возраста.


4.42. Принимать меры, направленные на смягчение негативных социальных последствий высвобождения работников в территориях, в которых сложилась критическая ситуация на рынке труда; участвовать в создании новых рабочих мест при высвобождении работников.


Профсоюзы и Работодатели обязуются:


4.43. Включать в коллективные договоры:


обязательства по профессиональному обучению, дополнительному профессиональному образованию работников;


мероприятия, способствующие повышению привлекательности рабочих мест;


льготы и преимущества для лиц с семейными обязанностями, имеющих детей до 18 лет, сверх установленных законодательством в целях создания условий для совмещения обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью.



5. Социальная политика


Стороны обязуются:


5.1. Эффективно использовать средства Фонда социального страхования Российской Федерации, бюджетные средства, средства организаций, индивидуальных предпринимателей и профессиональных союзов области на организацию отдыха и лечения работников и членов их семей, отдыха и оздоровления студентов, детей и иных категорий населения в соответствии с действующим законодательством.


5.2. Способствовать развитию и реализации государственной политики в сфере культуры, создавать для работников условия для участия в культурной жизни.


5.3. Оказывать содействие работодателям в организации мероприятий по пропаганде здорового образа жизни, в проведении социальной, культурно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы с работниками и членами их семей.


5.4. Ежегодно организовывать и проводить спартакиады и другие культурно-массовые мероприятия среди работников организаций и индивидуальных предпринимателей области.


Оказывать содействие по организации мероприятий, направленных на подготовку и выполнение нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО) для лиц, осуществляющих трудовую деятельность.


5.5. Участвовать в разработке и реализации государственных программ в сфере образования, культуры, физической культуры и спорта, здравоохранения, социальной защиты, содействия занятости населения.


5.6. Создавать условия для социальной адаптации на рынке труда женщин, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва, связанного с уходом за малолетними детьми, обеспечивать обучение по профессиям и специальностям, востребованным на рынке труда.


5.7. Осуществлять комплекс мероприятий, направленных на обеспечение доступности профессионального обучения и дополнительного профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом их индивидуальных возможностей.


5.8. Создавать условия для проведения информационно-разъяснительной работы по вопросам пенсионного обеспечения и соблюдения запрета на ограничение трудовых прав и свобод граждан в зависимости от возраста.


5.9. Участвовать в реализации государственной молодежной политики на территории области. Поддерживать молодежные программы и инициативы по развитию профессиональных и личностных качеств молодых работников.


5.10. Участвовать в реализации проектов тендерной направленности.


5.11. Уделять особое внимание вопросам социальной поддержки семей с детьми, в том числе многодетных семей, семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, с целью укрепления авторитета семьи, развития базовых семейных ценностей.


5.12. Принимать меры по созданию доступной среды жизнедеятельности для лиц с ограниченными возможностями.


5.13. Расширять практику сотрудничества с общественными организациями в решении проблем семьи, материнства, отцовства и детства, активнее использовать социальные инициативы по обеспечению социальной защиты прав детей-инвалидов, по профилактике социального сиротства и безнадзорности.


5.14. Содействовать распространению опыта реализации корпоративных социальных программ.


5.15. Создавать условия для отдыха, профилактики и лечения работников, членов их семей, оплаты путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление, включая внедрение системы мотивации работников к ведению здорового образа жизни.


5.16. Принимать меры, направленные на повышение качества медицинской реабилитации, повышение охвата санаторно-курортным лечением, реабилитацией работников (населения).


Правительство области обязуется:


5.17. Продолжать работу по:


совершенствованию деятельности сети государственных организаций социального обслуживания области, укреплению их материально-технической базы, улучшению качества социальных услуг, предоставляемых различным категориям граждан;


расширению спектра социальных услуг, в том числе способствующих предотвращению направления детей в интернатные учреждения: организация работы реабилитационных групп дневного пребывания детей и сопровождения детей-инвалидов, организация работы служб социальной реабилитации и профессионального сопровождения семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, замещающих семей;


обеспечению доступности социальной реабилитации и адаптации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, в том числе развитие служб постинтернатного сопровождения выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;


оказанию государственной социальной помощи малоимущим гражданам (семьям), в том числе на основании социального контракта, а также иным гражданам (семьям), оказавшимся в трудной жизненной ситуации.


5.18. Осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению жильем работников бюджетной сферы государственных областных учреждений в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете.


Принимать меры по предоставлению служебного жилья работникам бюджетной сферы.


5.19. Предоставлять меры социальной поддержки детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа указанных категорий детей в соответствии с действующим законодательством.


5.20. Обеспечивать развитие современной социальной сферы и повышение качества жизни населения в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Вологодской области на период до 2030 года.


5.21. Принимать меры по развитию спорта высших достижений, подготовке спортивного резерва для спортивных сборных команд России по различным видам спорта.


5.22. Обеспечивать предоставление и своевременную выплату пособий, компенсаций и иных социальных выплат, установленных действующим законодательством.


5.23. Обеспечивать предоставление субсидии в целях возмещения части затрат юридическому лицу, оказавшему услуги по санаторно-курортному лечению работников бюджетной сферы, в размере 50% полной стоимости путевки.


При предоставлении субсидий руководствоваться установленным порядком предоставления субсидии юридическим лицам, оказывающим услуги по санаторно-курортному лечению, в целях возмещения затрат на санаторно-курортное лечение работников бюджетной сферы.


5.24. Обсуждать с профессиональными союзами вопросы оптимизации и реорганизации организаций социальной сферы области. Принимать решение о реорганизации организаций социальной сферы (учреждения здравоохранения, культуры, социального обслуживания, образования, физической культуры и спорта, занятости населения) после обсуждения данного вопроса на общественном совете при органе исполнительной государственной власти области, осуществляющем функции и полномочия учредителя соответствующей организации.


5.25. Обеспечивать реализацию мероприятий по формированию современной городской среды и проведение капитальных ремонтов многоквартирных домов.


5.26. Способствовать развитию наиболее эффективных форм организации детского отдыха в каникулярный период - загородных и оздоровительных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, профильных лагерей различной направленности; созданию условий творческого развития, оздоровления и временной занятости детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; эффективному использованию средств, направляемых на финансирование детской оздоровительной кампании.


Продолжать работу над совершенствованием механизма финансирования детского отдыха и оздоровления с целью поддержания и развития отрасли и максимального охвата данной категории населения.


5.27. Совершенствовать нормативную правовую базу системы профилактики семейного неблагополучия, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав.


5.28. Содействовать социальным партнерам в проведении конкурсов среди работодателей области, направленных на выявление лучших практик по социальной защите работниц, работников, воспитывающих детей, распространению передового опыта.


Работодатели обязуются:


5.29. При заключении коллективных договоров, региональных отраслевых и территориальных соглашений предусматривать возможность:


организации оздоровления и отдыха детей в оздоровительных и санаторно-курортных организациях, выделение средств для укрепления их материальной базы; полной или частичной оплаты путевок работникам и членам их семей за счет средств организаций, независимо от форм собственности, индивидуальных предпринимателей области;


предоставления гарантий и компенсаций работникам, совмещающим работу с обучением в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования;


негосударственного пенсионного обеспечения своих работников.


5.30. Принимать меры по сохранению и надлежащему содержанию находящихся на балансе объектов социально-культурной сферы, санаториев-профилакториев, обеспечивать их доступность для лиц с ограниченными возможностями здоровья.


5.31. Создавать условия для профилактики распространения инфекционных заболеваний работников, в том числе в части соблюдения санитарных норм и правил.


Профсоюзы обязуются:


5.32. Осуществлять профсоюзный контроль своевременного и в полном объеме перечисления работодателем страховых взносов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации.


5.33. Оказывать консультационную и правовую помощь по вопросам социальной защиты и трудовых прав граждан.


5.34. Организовывать в соответствии с заключенными региональными отраслевыми и территориальными соглашениями с участием специалистов Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации обучение профсоюзного актива и проводить разъяснительную работу с застрахованными лицами по вопросам пенсионного законодательства и законодательства об обязательном социальном страховании, в том числе через профсоюзные средства массовой информации.


5.35. Распространять опыт использования корпоративных социальных программ, направленных на поддержку здоровья на рабочем месте, включая профилактику социально значимых заболеваний, в том числе заболеваний, вызванных вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), проведение вакцинации работников от вирусных инфекционных заболеваний.


Правительство области и Профсоюзы обязуются:


5.36. В соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" обеспечивать участие социальных партнеров в управлении территориальными государственными внебюджетными фондами.


Профсоюзы и Работодатели обязуются:


5.37. Предусматривать в коллективных договорах раздел о работе с молодежью.


Создавать совместно с профсоюзной организацией общественные советы, комиссии по работе с молодежью, советы наставников. Поощрять морально и материально молодежь, эффективно совмещающую трудовую деятельность и общественную работу.


5.38. Создавать для работников условия для занятий физической культурой и спортом, проводить физкультурные, спортивные, реабилитационные и другие связанные с занятиями граждан физической культурой и спортом мероприятия.


Включать в региональные отраслевые соглашения, коллективные договоры разделы (пункты), отражающие особенности регулирования и охраны труда женщин, предоставления дополнительных социальных выплат, льгот и гарантий беременным женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком, одиноким матерям, одиноким отцам, многодетным семьям, опекунам и другим лицам с семейными обязанностями.


5.39. Разрабатывать и реализовывать корпоративные социальные программы.


5.40. Проводить конкурсы среди работодателей области, направленные на выявление лучших практик по социальной защите работниц/работников, воспитывающих детей.


5.41. Участвовать в реализации на территории Вологодской области Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО).


Вносить в коллективные договоры позиции о поощрении работников организаций, индивидуальных предпринимателей области, занимающихся физкультурой и спортом, выполняющих нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО).


5.42. Внедрять информационно-профилактические программы по вопросам ВИЧ-инфекции на рабочих местах, включать в коллективные договоры позицию:


"Стороны обязуются препятствовать нарушениям основополагающих трудовых прав, которые могут выражаться в дискриминации и стигматизации работников, живущих с ВИЧ/СПИДом или пострадавших от него (реальный или воспринимаемый статус ВИЧ-инфицированных лиц не должен служить основанием, препятствующим их приему на работу, причиной прекращения трудовых отношений), проводить, при необходимости, разъяснительную работу по профилактике подобных нарушений трудовых прав работников. Служба работодателя, занимающаяся вопросами охраны и гигиены труда, не реже одного раза в год рассматривает вопросы, связанные с профилактикой ВИЧ/СПИДа на рабочих местах, получает статистические данные о развитии эпидемии в регионе путем обращения на официальный сайт БУЗ ВО "Центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями".



6. Условия и охрана труда, промышленная и экологическая безопасность


Стороны обязуются:


6.1. Содействовать развитию обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда и пожарной безопасности работодателей, специалистов и работников организаций и индивидуальных предпринимателей области.


6.2. Проводить семинары-совещания по вопросам охраны труда с участием представителей органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов области, организаций и индивидуальных предпринимателей области.


6.3. Содействовать внедрению концепции "нулевого травматизма", современных методов управления охраной труда, проведению специальной оценки условий труда и оценки профессиональных рисков на рабочих местах. Распространять передовой опыт работы в сфере охраны труда.


6.4. Содействовать развитию института уполномоченных лиц по охране труда в организациях и у индивидуальных предпринимателей области.


6.5. Организовывать мероприятия по пропаганде и распространению передового опыта работы в сфере охраны труда и экологической безопасности. Осуществлять работу, направленную на информирование работодателей и работников о возможности обеспечения санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, в том числе работников пенсионного и предпенсионного возраста, в том числе за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.


6.6. Осуществлять разработку, принятие и выполнение мероприятий, направленных на безопасное выполнение работ, предупреждение производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также на сокращение численности рабочих мест, не отвечающих требованиям охраны и условий труда.


6.7. Организовывать проведение мероприятий по привлечению внимания к проблемам безопасности труда в рамках Всемирного дня охраны труда.


6.8. Содействовать проведению районных, городских праздников, областных отраслевых смотров-конкурсов, пропагандирующих сферу охраны труда, промышленной и экологической безопасности.


Правительство области обязуется:


6.9. Организовывать реализацию основных направлений государственной политики в сфере охраны труда, в том числе согласованными действиями органов исполнительной государственной власти области, органов местного самоуправления области, объединений работодателей и профессиональных союзов, а также реализацию мероприятий по улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.


6.10. Координировать через систему аккредитованных обучающих организаций обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда руководителей и специалистов, в том числе руководителей организаций, а также работодателей - индивидуальных предпринимателей области.


Работодатели обязуются:


6.11. Обеспечивать реализацию мероприятий по охране труда и улучшению условий труда на рабочих местах в организациях и у индивидуальных предпринимателей области в соответствии с трудовым законодательством.


6.12. Выделять средства в размере не менее 0,2% суммы затрат на производство продукции (работ, услуг) на мероприятия по улучшению условий и охраны труда, предусмотренные работодателями в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 1 марта 2012 года N 181н "Об утверждении Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков" (с 1 марта 2022 года - в соответствии с приказом Минтруда России от 29 октября 2021 года N 771н "Об утверждении Примерного перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда, ликвидации или снижению уровней профессиональных рисков либо недопущению повышения их уровней").


6.13. Приобретать и выдавать работникам сертифицированную спецодежду, обувь и другие средства индивидуальной защиты, смазывающие и обезжиривающие средства в соответствии с установленными нормами. Обеспечивать выдачу дополнительных средств индивидуальной защиты для выполнения трудовых обязанностей в период сложной эпидемиологической обстановки (пандемии). Обеспечивать хранение, стирку, сушку и своевременную замену средств индивидуальной защиты. Осуществлять контроль за правильностью применения работниками средств индивидуальной защиты.


6.14. Предоставлять уполномоченным (доверенным) лицам по охране труда профессиональных союзов и членам комиссий по охране труда оплачиваемое время для осуществления контроля состояния и условий охраны труда, предусматривая систему мотивации для осуществления указанной деятельности. Включать представителей профессиональных союзов в состав комиссии по приемке вновь вводимых в эксплуатацию и реконструируемых объектов.


6.15. Обеспечивать учет предложений работников по осуществлению на рабочем месте идентификации потенциально вредных и опасных производственных факторов при проведении специальной оценки условий труда. Предоставлять работникам гарантии и компенсации за работу во вредных и (или) опасных условиях труда с учетом результатов специальной оценки условий труда на рабочих местах.


6.16. На основании региональных отраслевых и территориальных соглашений устанавливать в коллективных договорах:


продолжительность рабочего времени и максимально допустимую продолжительность ежедневной работы работников, условия труда которых на основании специальной оценки отнесены к вредным (3 и 4 степени) или опасным условиям труда;


продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работников, условия труда которых на основании специальной оценки отнесены к вредным (2, 3 и 4 степени) либо опасным условиям труда;


порядок, условия и размер предоставления денежной компенсации за часть ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, которая превышает минимальную его продолжительность, работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.


6.17. Разрабатывать и реализовывать программы, нацеленные на укрепление здоровья и профилактику заболеваний работников и членов их семей.


6.18. Информировать работников об условиях труда на их рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, а также о способах защиты от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, гарантиях и компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда.


6.19. Организовывать предоставление санитарно-бытового, лечебно-профилактического и медицинского обеспечения. Проводить мониторинг заболеваемости работников и предоставлять данные по запросу сторон социального партнерства.


Возрождать и развивать производственную медицину (здравпункты, медпункты, медицинские кабинеты и другое), спортивно-оздоровительные комплексы, организацию диетпитания.


6.20. Организовывать обучение работников в сфере безопасности труда, оказания первой медицинской помощи, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда.


6.21. Обеспечивать страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, расследование и учет несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний.


6.22. Не допускать сокрытия несчастных случаев, проводить расследование и учет несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний, учет и рассмотрение причин и обстоятельств событий, приведших к возникновению микроповреждений (микротравм), включать представителей профсоюзных органов в состав комиссий по их расследованию.


6.23. Обеспечивать своевременное проведение периодических медицинских осмотров и психиатрических освидетельствований работников, предусмотренных трудовым законодательством.


6.24. В целях предупреждения возникновения и распространения новой коронавирусной инфекции организовывать тестирование работников на COVID-19 в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами и локальными нормативными актами. Порядок и сроки тестирования определить локально-нормативным актом.


6.25. Размещать на своих официальных интернет ресурсах действующие локально-нормативные акты и документацию в области охраны труда, промышленной и экологической безопасности.


Профсоюзы обязуются:


6.26. Принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в рассмотрении трудовых споров в связи с нарушениями трудового законодательства.


6.27. Оказывать информационную, методическую и консультационную помощь профсоюзным организациям и работодателям в сфере охраны труда.


6.28. Осуществлять контроль реализации мероприятий по улучшению условий и охраны труда и своевременно направлять информацию в контрольно-надзорные органы, работодателям, в Правительство области о нарушениях в данной сфере.


6.29. Осуществлять методическое руководство работой комитетов (комиссий) по охране труда, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессионального союза и иных уполномоченных работниками представительных органов.


6.30. Проводить обучение профсоюзного актива по вопросам охраны труда, пожарной безопасности, специальной оценки условий труда и оценки профессиональных рисков.


6.31. Создавать совместно с работодателями в организациях и у индивидуальных предпринимателей области на паритетной основе комитеты (комиссии) по охране труда, организовывать выборы и обучение уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда.


Правительство области и Работодатели обязуются:


6.32. Обеспечивать финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях и у индивидуальных предпринимателей области в соответствии с действующим законодательством, а также обеспечивать введение должности специалиста по охране труда в организациях и у индивидуальных предпринимателей с численностью работников 50 и более человек.


Профсоюзы и Работодатели обязуются:


6.33. Предусматривать и обеспечивать выполнение разделов охраны труда коллективных договоров, региональных отраслевых и территориальных соглашений и иных локальных нормативных актов.


6.34. Включать в коллективные договоры или иные правовые акты мероприятия по охране труда и обеспечению защиты жизни работников в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера с финансированием затрат.


6.35. Предоставлять в соответствии с коллективными договорами дополнительные по сравнению с законодательством гарантии и компенсации работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.


6.36. Направлять на обучение уполномоченных лиц по охране труда, а также членов совместных комитетов (комиссий) по охране труда, на профильное обучение, в том числе с отрывом от производства, сохранять за ними средний заработок на время обучения.



7. Развитие социального партнерства


Стороны обязуются:


7.1. Способствовать развитию социального партнерства, созданию территориальных трехсторонних комиссий, отраслевых (межотраслевых) трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, разработке и заключению региональных отраслевых и территориальных соглашений.


7.2. Продолжать работу по повышению социальной ответственности субъектов предпринимательской деятельности, вовлечению работодателей в систему социального партнерства.


7.3. Руководствоваться настоящим Соглашением, региональными отраслевыми и территориальными соглашениями как важнейшим инструментом поддержания социального мира. Способствовать разработке и заключению коллективных договоров в организациях и у индивидуальных предпринимателей области.


7.4. Обеспечивать реализацию прав работников на участие в управлении организацией в соответствии с нормами Трудового кодекса Российской Федерации, коллективным договором и соглашениями. Привлекать в коллегиальные органы управления организациями всех форм собственности полномочных представителей первичных профсоюзных организаций или представителей работников организации с правом голоса.


7.5. Содействовать принятию локальных нормативных актов организаций и индивидуальных предпринимателей области, содержащих нормы трудового права, в том числе при установлении либо изменении условий, норм и оплаты труда, вопросам охраны труда и другое по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом.


7.6. Содействовать обучению представителей сторон социального партнерства формам и методам проведения коллективных переговоров по вопросам регулирования социально-трудовых отношений.


7.7. Принимать меры по предупреждению и урегулированию коллективных трудовых споров, содействовать организации и деятельности в организациях, у индивидуальных предпринимателей области комиссий по трудовым спорам.


7.8. Рассматривать итоги развития социального партнерства на областных мероприятиях с приглашением всех заинтересованных лиц.


7.9. Освещать в средствах массовой информации и на официальных сайтах Сторон вопросы развития социального партнерства, выпускать информационные и методические материалы, пропагандирующие принципы согласования интересов работников и работодателей.


7.10. Проводить оценку развития социального партнерства на региональном уровне с рассмотрением динамики показателей согласно приложению 1 к настоящему Соглашению на заседаниях рабочей группы областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.


7.11. Оказывать всестороннее содействие организациям, индивидуальным предпринимателям области, развивающим принципы социального партнерства.


Проводить согласованную политику по созданию новых и укреплению действующих профсоюзных организаций и объединений работодателей.


7.12. Обеспечить выполнение распоряжения Губернатора области от 30 октября 2019 года N 5950-р "О мерах по совершенствованию механизма взаимодействия органов исполнительной государственной власти области, органов местного самоуправления, объединений профсоюзов и работодателей на территории Вологодской области".


7.13. Признавать за соответствующими профсоюзами, их территориальными организациями, объединениями профессиональных союзов и объединениями территориальных организаций профессиональных союзов преимущественное право на ведение переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений, заключения коллективных договоров, соглашений, а также организации контроля за их выполнением.


Правительство области обязуется:


7.14. Обеспечивать предоставление сторонам социального партнерства разрабатываемых органами исполнительной государственной власти области проектов нормативных правовых актов, программ социально-экономического развития и других актов в сфере труда для рассмотрения и обсуждения в соответствии с трудовым законодательством.


7.15. Обеспечивать участие представителей сторон социального партнерства в работе коллегиальных органов, образованных Правительством области, органами исполнительной государственной власти области при рассмотрении социально-трудовых и связанных с ними экономических вопросов.


7.16. Регулярно проводить мониторинг качества и уровня жизни населения по согласованному Сторонами перечню показателей согласно приложению 2 к настоящему Соглашению и один раз в год информировать областную трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений о динамике основных показателей социально-экономического развития региона, уровня и качества жизни населения.


Работодатели обязуются:


7.17. Предоставлять по запросу представителей работников полную и достоверную информацию, необходимую для заключения и выполнения коллективных договоров, региональных отраслевых и территориальных соглашений.


7.18. Признавать необходимость соблюдения прав и гарантий профсоюзной деятельности.


Оказывать содействие созданию и функционированию первичных профсоюзных организаций.


7.19. При наличии письменных заявлений работников - членов профессионального союза ежемесячно одновременно с выдачей заработной платы бесплатно перечислять на счета профессиональных союзов членские профсоюзные взносы.


7.20. Не допускать задолженности по перечислению первичным профсоюзным организациям удержанных профсоюзных взносов.


7.21. При приеме на работу знакомить работника с коллективным договором, действующим в организации, у индивидуального предпринимателя области, с региональным отраслевым, территориальным соглашениями и иными локальными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.


Профсоюзы обязуются:


7.22. При разрешении коллективных трудовых споров отдавать предпочтение проведению переговоров и примирительных процедур, рассматривая забастовку как крайний и нежелательный способ разрешения коллективного трудового спора.


7.23. Инициировать заключение коллективного договора в каждой организации, у каждого индивидуального предпринимателя области, которые имеют первичную профсоюзную организацию, осуществлять контроль его выполнения.


7.24. Не организовывать и не поддерживать проведение забастовок, коллективных трудовых споров и иных массовых выступлений, происходящих в период действия настоящего Соглашения, по включенным в него обязательствам, при условии выполнения сторонами этих обязательств.


7.25. Проводить семинары, конференции, обучение профсоюзного актива, руководителей профсоюзных организаций и работодателей по вопросам социального партнерства в сфере труда и трудового законодательства, используя возможности учебного центра профсоюзов, проведение выездных семинаров-совещаний с представителями сторон социального партнерства в муниципальных образованиях.


Правительство области и Работодатели обязуются:


7.26. Обеспечивать участие профессиональных союзов в обсуждении планов социально-экономического развития отраслей различных видов экономической деятельности.


7.27. Предусматривать при заключении коллективных договоров порядок и сроки предоставления представителям выборных профсоюзных органов времени с сохранением заработной платы для участия в качестве делегатов в работе созываемых профессиональными союзами съездов, конференций, для участия в работе выборных коллегиальных органов профессиональных союзов, краткосрочной профсоюзной учебы.


7.28. Совершенствовать процедуру присоединения к заключенному Соглашению и порядок его распространения на представителей работников и работодателей, не участвовавших в его заключении, продолжить работу по привлечению новых участников Соглашения в первую очередь из числа вертикально интегрированных компаний, используя механизмы, побуждающие руководителей к членству в объединениях работодателей.


Профсоюзы и Работодатели обязуются:


7.29. Содействовать заключению коллективных договоров в организациях всех форм собственности и у индивидуальных предпринимателей области.


7.30. Направлять денежные средства на совместное обучение специалистов организации и профсоюзного актива в целях повышения квалификации работников по вопросам правового регулирования трудовых отношений, охраны труда, заключения коллективных договоров и соглашений. Объем финансирования устанавливается коллективным договором и локальными актами работодателя.



8. Заключительные положения


Настоящее Соглашение заключено на 2022 - 2024 годы, вступает в силу со дня его подписания и действует до 31 декабря 2024 года (включительно). Стороны договорились распространить действие настоящего Соглашения на отношения Сторон, возникшие с 1 января 2022 года.


Настоящее Соглашение действует в отношении:


всех работодателей, являющихся членами объединений работодателей, заключивших настоящее Соглашение. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения настоящего Соглашения, заключенного в период его членства. Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия настоящего Соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим Соглашением;


работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего настоящее Соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить Соглашение, либо присоединились к настоящему Соглашению после его заключения;


органов исполнительной государственной власти области в пределах взятых ими на себя обязательств;


всех работников, состоящих в трудовых отношениях с вышеуказанными работодателями.


Контроль выполнения настоящего Соглашения, разрешение разногласий, возникающих в ходе его выполнения, осуществляет областная трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (далее - Комиссия), Департамент труда и занятости населения области.


Ни одна из Сторон, заключивших настоящее Соглашение, не вправе в течение срока его действия прекратить выполнение принятых на себя обязательств в одностороннем порядке.


В период действия настоящего Соглашения изменения и дополнения в него вносятся по взаимному согласию Сторон.


Комиссия ежегодно рассматривает результаты выполнения настоящего Соглашения.


Настоящее Соглашение открыто для присоединения всеми работодателями области.


Стороны несут ответственность за нарушение или невыполнение настоящего Соглашения в соответствии с действующим законодательством.


Текст настоящего Соглашения подписали:



от Правительства области:
Губернатор Вологодской области
О.А.КУВШИННИКОВ



от Профсоюзов:
Председатель Союза организаций
профсоюзов - Вологодская областная
Федерация профсоюзов
Ю.А.ИЗОТОВ



от Работодателей:
Президент Регионального объединения
работодателей - Союз промышленников
и предпринимателей Вологодской области
С.А.ДОБРОДЕЙ



Приложение 1
к Соглашению



ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В ОБЛАСТИ


1. Количество действующих региональных отраслевых соглашений, ед.


2. Количество региональных отраслевых соглашений, включающих в себя обязательства работодателей по улучшению условий труда работников, ед.


3. Количество действующих территориальных отраслевых соглашений по муниципальным районам (городским округам), ед.


4. Количество действующих коллективных договоров в организациях и у индивидуальных предпринимателей области, ед.


5. Охват работающих действием коллективных договоров, чел.



Приложение 2
к Соглашению



ПОКАЗАТЕЛИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА, КАЧЕСТВА И УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ ОБЛАСТИ

(в ред. Дополнительного соглашения от 29.12.2022 N 1)



1. Численность постоянного населения (среднегодовая), тыс. человек, % к предыдущему году.


2. Численность населения, занятого в экономике (среднегодовая), тыс. человек, % к предыдущему году.


3. Доходы консолидированного бюджета области, млн. рублей.


4. Расходы консолидированного бюджета области, млн. рублей.


5. Валовый региональный продукт на душу населения, тыс. рублей.


6. Индекс промышленного производства, % к предыдущему году.


7. Индекс производства продукции сельского хозяйства, % к предыдущему году в сопоставимых ценах.


8. Среднемесячная заработная плата:


- номинальная, рублей;


- реальная заработная плата, % к предыдущему году.


9. Объем платных услуг населению, млн. рублей.


10. Индекс потребительских цен, % год к году.


11. Среднедушевой денежный доход, рублей.


12. Реальные располагаемые денежные доходы, в % к предыдущему году.


13. Доля населения с денежными доходами ниже региональной величины прожиточного минимума в общей численности населения, %.


14. Количество детей работающих граждан, отдохнувших в загородных оздоровительных организациях, всего, % к предыдущему году.


15. Уровень общей безработицы, % к численности рабочей силы.


16. Производственный травматизм в области, количество человек.


17. Трудоустройство выпускников образовательных организаций, реализующих образовательные программы высшего образования и среднего профессионального образования, обучавшихся по договорам о целевом обучении, не менее 70%.


(п. 17 введен Дополнительным соглашением от 29.12.2022 N 1)


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ