ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО
АВТОНОМНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 декабря 2021 года N 24/222-7
О работе избирательных комиссий в
Ямало-Ненецком автономном округе по
обеспечению реализации пассивного и
активного избирательного права граждан
Российской Федерации, являющихся
инвалидами, при подготовке и проведении
выборов в единый день голосования 19
сентября 2021 года на территории
Ямало-Ненецкого автономного округа
В соответствии с пунктом 4.9 плана
мероприятий по обеспечению реализации
пассивного и активного избирательного
права граждан Российской Федерации,
являющихся инвалидами, при подготовке и
проведении выборов в единый день
голосования 19 сентября 2021 года на
территории Ямало-Ненецкого автономного
округа, утвержденного постановлением
Избирательной комиссии Ямало-Ненецкого
автономного округа от 12 февраля 2021 года N
165/1633-6, Избирательная комиссия
Ямало-Ненецкого автономного округа
постановляет:
1. Принять к сведению информацию о работе
избирательных комиссий в Ямало-Ненецком
автономном округе по обеспечению
реализации пассивного и активного
избирательного права граждан Российской
Федерации, являющихся инвалидами, при
подготовке и проведении выборов в единый
день голосования 19 сентября 2021 года на
территории Ямало-Ненецкого автономного
округа (прилагается).
2. Отметить конструктивный опыт
взаимодействия избирательных комиссий в
Ямало-Ненецком автономном округе с
органами социальной защиты населения
Ямало-Ненецкого автономного округа и
государственными учреждениями
социального обслуживания
Ямало-Ненецкого автономного округа по
обеспечению реализации избирательных
прав граждан Российской Федерации,
являющихся инвалидами.
3. Рекомендовать избирательным комиссиям
в Ямало-Ненецком автономном округе,
организующим выборы в 2022 году,
заблаговременно, до официального
опубликования решения о назначении
выборов разработать и принять план
мероприятий по обеспечению реализации
пассивного и активного избирательного
права граждан Российской Федерации,
являющихся инвалидами, и возложить
контроль за его исполнением на одного
или нескольких членов соответствующей
избирательной комиссии с правом
решающего голоса.
4. Рекомендовать учебному центру
Избирательной комиссии Ямало-Ненецкого
автономного округа по обучению кадров
избирательных комиссий и других
участников избирательного
(референдумного) процесса,
территориальным избирательным
комиссиям в Ямало-Ненецком автономном
округе включить в учебные программы для
членов территориальных и участковых
избирательных комиссий в Ямало-Ненецком
автономном округе темы по обучению
особенностям работы с избирателями,
являющимися инвалидами.
5. Рекомендовать территориальным
избирательным комиссиям в
Ямало-Ненецком автономном округе
организовать и провести на площадках
общественных организаций инвалидов,
зарегистрированных на территории
Ямало-Ненецкого автономного округа,
мероприятия
информационно-просветительского
характера об особенностях
избирательного процесса.
6. Отделу контрактной службы и
организационных вопросов Аппарата
Избирательной комиссии Ямало-Ненецкого
автономного округа (Н.М. Артеева) до 1
апреля 2022 года изучить потребность в
приобретении специальных
увеличительных стекол для избирателей,
являющихся инвалидами по зрению, и
коммерческие предложения для включения
в бюджетную смету на 2023 год.
7. Направить настоящее постановление в:
7.1. территориальные избирательные
комиссии в Ямало-Ненецком автономном
округе;
7.2. департамент социальной защиты
населения Ямало-Ненецкого автономного
округа;
7.3. департамент здравоохранения
Ямало-Ненецкого автономного округа;
7.4. департамент молодежной политики и
туризма Ямало-Ненецкого автономного
округа;
7.5. Государственное учреждение -
Отделение Пенсионного фонда Российской
Федерации по Ямало-Ненецкому
автономному округу;
7.6. Региональную общественную
организацию инвалидов Ямало-Ненецкого
автономного округа "Надежда".
8. Опубликовать настоящее постановление
в журнале "Вестник Избирательной
комиссии Ямало-Ненецкого автономного
округа".
9. Контроль за исполнением настоящего
постановления возложить на заместителя
Председателя Избирательной комиссии
Ямало-Ненецкого автономного округа И.М.
Горелика.
Председатель
Избирательной комиссии
Ямало-Ненецкого автономного округа
А.Н.ГИБЕРТ
Секретарь
Избирательной комиссии
Ямало-Ненецкого автономного округа
О.А.ТАРАСОВА
Приложение
к постановлению Избирательной
комиссии
Ямало-Ненецкого автономного округа
от 24 декабря 2021 года N 24/222-7
ИНФОРМАЦИЯ О РАБОТЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ
КОМИССИЙ В ЯМАЛО-НЕНЕЦКОМ АВТОНОМНОМ
ОКРУГЕ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ РЕАЛИЗАЦИИ
ПАССИВНОГО И АКТИВНОГО ИЗБИРАТЕЛЬНОГО
ПРАВА ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
ЯВЛЯЮЩИХСЯ ИНВАЛИДАМИ, ПРИ ПОДГОТОВКЕ И
ПРОВЕДЕНИИ ВЫБОРОВ В ЕДИНЫЙ ДЕНЬ
ГОЛОСОВАНИЯ 19 СЕНТЯБРЯ 2021 ГОДА НА
ТЕРРИТОРИИ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО
ОКРУГА
В электоральном цикле 2021 года в период
подготовки и проведения избирательных
кампаний по выборам депутатов
Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации восьмого
созыва, депутатов Тюменской областной
Думы седьмого созыва и совмещенных с
ними выборов в органы местного
самоуправления работа избирательных
комиссий в Ямало-Ненецком автономном
округе (далее - избирательные комиссии,
ТИК, автономный округ, ЯНАО) с гражданами
Российской Федерации, являющимися
инвалидами (далее - инвалиды, избиратели
с инвалидностью, граждане с
инвалидностью, избиратели, являющиеся
инвалидами, граждане, являющиеся
инвалидами, избиратели-инвалиды),
проводилась в соответствии с
Рекомендациями по обеспечению и
реализации избирательных прав граждан
Российской Федерации, являющихся
инвалидами, при проведении выборов в
Российской Федерации, утвержденными
постановлением ЦИК России от 29 июля 2020
года N 262/1933-7 (в ред. постановления ЦИК
России от 9 июня 2021 года N 9/78-8), планом
мероприятий по обеспечению реализации
пассивного и активного избирательного
права граждан Российской Федерации,
являющихся инвалидами, при подготовке и
проведении выборов в единый день
голосования 19 сентября 2021 года на
территории Ямало-Ненецкого автономного
округа, утвержденным постановлением
Избирательной комиссии Ямало-Ненецкого
автономного округа от 12 февраля 2021 года N
165/1633-6, а также планами мероприятий ТИК по
обеспечению избирательных прав
инвалидов (далее - План), принятых
заблаговременно, до официального
опубликования решения о назначении
выборов.
В Планах были предусмотрены мероприятия,
направленные на:
- уточнение сведений об избирателях,
являющихся инвалидами;
- обеспечение дополнительным
оборудованием помещений для голосования
избирателей с инвалидностью;
- информирование и правовое просвещение
данной категории избирателей;
- определение способа голосования
избирателей-инвалидов (на избирательном
участке и вне помещения для
голосования);
- обучение членов участковых
избирательных комиссий;
- изготовление информационных
материалов;
- информирование избирателей-инвалидов.
Для исполнения запланированных
мероприятий избирательные комиссии
автономного округа осуществляли
взаимодействие с Государственным
учреждением - Отделением Пенсионного
фонда Российской Федерации по ЯНАО,
департаментом молодежной политики ЯНАО,
департаментом здравоохранения ЯНАО,
департаментом социальной защиты
населения ЯНАО, органами социальной
защиты населения муниципальных
образований в ЯНАО и государственными
организациями социального обслуживания
ЯНАО, органами местного самоуправления,
общественными организациями инвалидов,
зарегистрированными на территории ЯНАО
(далее - организации инвалидов).
Для эффективного взаимодействия ТИК с
органами местного самоуправления в ЯНАО
были включены в состав Координационных
советов по делам инвалидов при главах
муниципальных образований в ЯНАО
представители всех ТИК.
Работа в коллегиальном органе позволяет
в течение избирательной кампании
скоординировать действия и выработать
более детальные предложения, связанные с
решением проблем по обеспечению
избирательных прав граждан с
инвалидностью.
Первостепенной задачей, стоящей перед
избирательными комиссиями на выборах в
единый день голосования 19 сентября 2021
года, стала работа по уточнению списков
избирателей, являющихся инвалидами, во
всех муниципальных образованиях ЯНАО.
В соответствии с пунктом 16.1 статьи 20
Федерального закона от 12 июня 2002 года N
67-ФЗ "Об основных гарантиях
избирательных прав и права на участие в
референдуме граждан Российской
Федерации" сведения о численности на
соответствующей территории избирателей,
участников референдума, являющихся
инвалидами, включая инвалидов,
использующих кресла-коляски и
собак-проводников, по группам
инвалидности и следующим видам стойких
расстройств функций организма: зрения
(слепые и слабовидящие), слуха (глухие),
опорно-двигательного аппарата (лица,
имеющие значительно выраженные
нарушения функций верхних конечностей
или нижних конечностей), - представляются
по состоянию на 1 января и 1 июля каждого
года в течение соответствующего месяца
Пенсионным фондом Российской Федерации
на основании сведений федерального
реестра инвалидов.
Численность избирателей в
Ямало-Ненецком автономном округе по
состоянию на 1 июля 2021 года составляет 354
936 человек.
На основании сведений, поступивших в
Избирательную комиссию ЯНАО из
Государственного учреждения - Отделения
Пенсионного фонда Российской Федерации
по ЯНАО и выгруженных из федеральной
информационной системы "Федеральный
реестр инвалидов" (далее - Федеральный
реестр), численность инвалидов в ЯНАО по
состоянию на 1 июля 2021 года составила 2614
человек, что на 75 человек больше, чем по
состоянию на 1 января 2021 года (таблицы 1, 2,
диаграмма 1).
Таблица 1
Изменение численности инвалидов на
территории ЯНАО в период с 01 января по 01
июля 2021 года
N п/п |
Наименование муниципального образования ЯНАО |
Количество избирателей-инвалидов по состоянию на 1 января 2021 года |
Количество избирателей-инвалидов по состоянию на 1 июля 2021 года |
Разница |
1. |
город Губкинский |
68 |
69 |
+1 |
2. |
город Лабытнанги |
212 |
226 |
+14 |
3. |
город Муравленко |
122 |
132 |
+10 |
4. |
город Новый Уренгой |
407 |
383 |
-24 |
5. |
город Ноябрьск |
533 |
548 |
+15 |
6. |
город Салехард |
312 |
310 |
-2 |
7. |
город Надым |
155 |
163 |
+8 |
8. |
Красноселькупский район |
42 |
48 |
+6 |
9. |
Надымский район |
94 |
89 |
-5 |
10. |
Приуральский район |
100 |
99 |
-1 |
11. |
Пуровский район |
236 |
228 |
-8 |
12. |
Тазовский район |
110 |
121 |
+14 |
13. |
Шурышкарский район |
61 |
75 |
+1 |
14. |
Ямальский район |
87 |
93 |
-6 |
Итого по ЯНАО: |
2539 |
2614 |
+75 |
Таблица 2
Изменение численности избирателей с инвалидностью (по категориям инвалидности) в период с 01 июля 2020 года по 01 июля 2021 года
Период |
Численность лиц, использующих кресла-коляски |
Численность лиц, использующих протезы |
Численность лиц, являющихся инвалидами по зрению |
Численность лиц, использующих собак-поводырей |
Численность лиц, являющихся инвалидами по слуху |
2020 |
1063 |
300 |
692 |
10 |
520 |
2021 |
1082 |
303 |
680 |
8 |
541 |
Разница |
+19 |
+3 |
-12 |
-2 |
+21 |
Диаграмма 1
Изменение численности избирателей с инвалидностью (по категориям инвалидности) в период с 01 июля 2020 года по 01 июля 2021 года*
* Рисунок не приводится. - Примечание
изготовителя базы данных.
В соответствии с требованиями
избирательного законодательства все
данные о численности, категориях и
группах избирателей с инвалидностью
были переданы Избирательной комиссией
ЯНАО ТИК для использования в работе.
Проводя мероприятия по уточнению
сведений об избирателях-инвалидах, ТИК
оказывали существенную помощь органы
социальной защиты населения
муниципальных образований в ЯНАО и
государственные организации
социального обслуживания ЯНАО (далее -
органы социальной защиты).
Так, например:
- проводили сбор и обобщение информации о
персональных данных избирателей,
являющихся инвалидами, с целью
формирования списка избирателей, в том
числе по категориям инвалидности;
- разработали индивидуальные
Паспорта-маршруты избирателя-инвалида
на избирательный участок;
- принимали заявления на голосование вне
помещения для голосования от
избирателей-инвалидов, желающих
голосовать на дому;
- организовали работу "Горячей
линии" связи для работы с избирателями
с инвалидностью.
По итогам проведенных ТИК мероприятий по
уточнению сведений о гражданах,
являющихся инвалидами, в списки
участников избирателей было включено 5272
инвалида, что на 2658 избирателей больше,
чем в Федеральном реестре. Таким образом,
доля граждан с инвалидностью в общем
числе избирателей на территории ЯНАО
составляет 1,48%.
При проведении работы по уточнению
списков избирателей-инвалидов ТИК
единогласно отмечают множественные
случаи несоответствия фактического
места жительства и регистрации по месту
жительства граждан с инвалидностью, а
также не всегда точная и актуальная
информация в базах данных ведомств и
учреждений, работающих с инвалидами.
Данная проблема остается актуальной на
протяжении нескольких электоральных
циклов.
Важную роль в реализации мероприятий,
связанных с уточнением списков
избирателей с инвалидностью, имеет
представительство органов социальной
защиты, организаций инвалидов в составах
участковых избирательных комиссий
(далее - УИК).
Всего в составы УИК, образованных на
территории ЯНАО на пятилетний срок
полномочий, входят 83 таких представителя
(таблица 3).
Таблица 3
Представительство органов социальной
защиты в составах УИК
N п/п |
Наименование муниципального образования в ЯНАО |
Количество представителей |
1. |
город Губкинский |
3 |
2. |
Красноселькупский район |
3 |
3. |
город Лабытнанги |
3 |
4. |
город Муравленко |
4 |
5. |
Надымский район |
34 |
6. |
город Новый Уренгой |
2 |
7. |
город Ноябрьск |
6 |
8. |
Приуральский район |
3 |
9. |
Пуровский район |
7 |
10. |
город Салехард |
3 |
11. |
Тазовский район |
5 |
12. |
Шурышкарский район |
8 |
13. |
Ямальский район |
2 |
|
Итого по ЯНАО: |
83 |
В свою очередь ТИК проводят работу с
организациями инвалидов и органами
социальной защиты по включению их
представителей в резерв составов УИК.
Всего в резерв составов УИК включено 33
представителя органов социальной защиты
(таблица 4). Кроме того, в резерв составов
УИК в городе Ноябрьске включено 2
представителя Ноябрьской общественной
организации инвалидов, в Надымском
районе - 5 представителей
Государственного учреждения - Отделения
Пенсионного фонда Российской Федерации
по ЯНАО и 8 представителей ГБУЗ ЯНАО
"Надымская центральная районная
больница".
Таблица 4
Представительство органов социальной
защиты в резерве составов УИК
N п/п |
Наименование муниципального образования в ЯНАО |
Количество представителей |
1. |
город Губкинский |
2 |
2. |
Красноселькупский район |
1 |
3. |
город Лабытнанги |
0 |
4. |
город Муравленко |
3 |
5. |
Надымский район |
7 |
6. |
город Новый Уренгой |
0 |
7. |
город Ноябрьск |
3 |
8. |
Приуральский район |
1 |
9. |
Пуровский район |
3 |
10. |
город Салехард |
4 |
11. |
Тазовский район |
2 |
12. |
Шурышкарский район |
2 |
13. |
Ямальский район |
5 |
|
Итого по ЯНАО: |
33 |
В период подготовки и проведения
избирательных кампаний избирательными
комиссиями совместно с органами
местного самоуправления были созданы
условия для беспрепятственного доступа
к помещениям для голосования
избирателей, являющихся инвалидами.
Следует отметить, что в ЯНАО 92% помещений
для голосования находятся на первых
этажах зданий, 8% или 17 помещений для
голосования остаются на вторых этажах: в
г. Ноябрьске - 14, Приуральском районе - 1, г.
Новом Уренгое - 1, г. Салехарде - 1.
Помещения для голосования,
расположенные на втором этаже зданий,
при проведении выборов в единый день
голосования 19 сентября 2021 года были
обеспечены лестничными мобильными
подъемниками (скаломобилями).
При обеспечении доступности
избирательных участков, оснащенных
скаломобилями, дополнительно
использовались кресла-коляски для
подъема на скаломобиле маломобильных
избирателей, не использующих
кресло-коляску для передвижения.
Перед стартом избирательной кампании
был проведен мониторинг доступности
избирательных участков на предмет
обеспечения условий для
беспрепятственного доступа к помещению
для голосования избирателей, участников
референдума, являющихся инвалидами, и
голосования в нем.
Наибольшей информативностью о
проведенном обследовании избирательных
участков обладали материалы ТИК городов
Лабытнанги, Ноябрьска, Губкинского,
Нового Уренгоя, Салехарда и
Шурышкарского района.
По информации, поступившей от ТИК в адрес
ИК ЯНАО, в мониторинге доступности
избирательных участков участвовали
члены ТИК и УИК, Координационных Советов
по делам инвалидов, представители
органов местного самоуправления
соответствующих муниципальных
образований ЯНАО, органов и учреждений
социальной защиты населения ЯНАО.
В обследовании избирательных участков
приняли участие представители
общественных организаций инвалидов. Так,
в городе Губкинском в обследовании
избирательных участков принял участие
председатель Губкинской общественной
организации инвалидов "Возможности
без границ", в городе Ноябрьске -
председатель Ноябрьской общественной
организации инвалидов, в городе
Салехарде - председатель общественной
организации семей, воспитывающих
детей-инвалидов "Мынико", в
Надымском районе - представители
Надымской местной общественной
организации инвалидов "Созидание",
в Шурышкарском районе - председатель
Шурышкарского отделения региональной
общественной организации инвалидов
"Надежда".
В Надымском районе в проведении
мониторинга избирательных участков
также приняли участие
инвалиды-колясочники.
В городе Губкинском, Пуровском районе
для мониторинга на предмет доступности
участков была использована инвалидная
коляска.
В ходе мониторинга особое внимание
уделялось наличию на избирательных
участках пандусов, кнопок вызова,
вспомогательных перил, а также
парковочных мест вблизи участка.
По итогам проведенных обследований ТИК
городов Лабытнанги, Губкинского, Нового
Уренгоя, Ноябрьска, Салехарда и
Приуральского района направили в адрес
глав муниципальных образований в
автономном округе письма с информацией о
выявленных в ходе обследования
избирательных участков недостатках в
обеспечении условий для
беспрепятственного доступа к помещениям
для голосования граждан, являющихся
инвалидами, и обращением об оказании
содействия в устранении выявленных
недостатков.
Имеющиеся замечания были устранены и
проведено повторное обследование
избирательных участков перед началом
голосования.
Избирательными комиссиями в ЯНАО при
оборудовании избирательных участков и
помещений для голосования в
обязательном порядке учитывалось, что
инвалиды участвуют в выборах на равных
условиях с иными гражданами, также
учитывались потребности граждан с
ограничениями жизнедеятельности, не
признанных инвалидами.
На избирательных участках на территории
ЯНАО для избирателей-инвалидов были
организованы:
1. Средства оптической коррекции и
дополнительное освещение;
2. Оборудованы информационные стенды, на
которых размещалась информация в
формате, доступном для инвалидов по
зрению;
3. Установлены специальные кабины,
предназначенные для голосования
инвалидов-колясочников.
Вместе с тем по отзывам избирателей с
инвалидностью на некоторых
избирательных участках города Салехарда
в кабинах для голосования отсутствовало
дополнительное освещение, имеющиеся
средства оптической коррекции (лупа с
низким уровнем кратности),
предназначенные для избирателей,
являющихся инвалидами по зрению, не
позволяли в полной мере увидеть текст на
бланках бюллетеней, на ступенях внешних
и внутренних лестниц отсутствовала
контрастная маркировка крайних
ступеней.
Учитывая напряженность из-за
эпидемической обстановки на территории
ЯНАО и с целью предотвращения
распространения коронавирусной
инфекции, было организовано
одностороннее движение потока
избирателей на избирательный участок.
Для участия в голосовании на
избирательных участках вход избирателей
осуществлялся через основной вход, а
выход - через запасной выход (пути
эвакуации).
Освещенность этих выходов была
недостаточной, отсутствовала
контрастная или контрастная
фотолюминесцентная маркировка ступеней
и поручней, что, в свою очередь, не
обеспечивало безопасность передвижения
инвалидов, особенно в вечернее время.
Оборудование в помещении для
голосования (столы, кабины и ящики для
голосования) располагалось таким
образом, чтобы обеспечивалась его
доступность для инвалидов, которые
пользуются креслами-колясками или имеют
трудности при передвижении.
В свою очередь, для избирателей,
являющихся инвалидами по зрению, все
избирательные участки были обеспечены
специальными трафаретами, имеющими
прорези на месте квадратов в
избирательных бюллетенях для
проставления знака избирателем
(постановление Избирательной комиссии
ЯНАО от 21 июля 2021 года N 8/86-7), что
позволило гражданам, являющимся
инвалидами по зрению, в полной мере
самостоятельно реализовать свое
активное избирательное право, сохранив
тайну голосования.
Специальные трафареты для
самостоятельного заполнения
избирательных бюллетеней в соответствии
с пунктом 7.1 статьи 61, пунктом 2.1 статьи 63
Федерального закона от 12 июня 2002 года N
67-ФЗ "Об основных гарантиях
избирательных прав и права на участие в
референдуме граждан Российской
Федерации" были изготовлены в том
числе с применением увеличенного шрифта
и рельефно-точечного шрифта Брайля.
Дополнительно для оказания помощи
избирателям-инвалидам был продолжен
опыт добровольческого сопровождения при
проведении выборов на территории ЯНАО.
Добровольцы (волонтеры) оказывали
содействие избирателям с инвалидностью,
желающим проголосовать в помещении для
голосования избирательного участка, а
также испытывающим трудности в
самостоятельной реализации своего
активного избирательного права.
Формированием команды добровольцев
(волонтеров) занимались специалисты ГБУ
ЯНАО "Арктический центр
добровольчества".
Для оказания помощи УИК был сформирован
пул добровольцев (волонтеров) в
количестве 817 человек. В среднем на
избирательных участках посменно
работали от трех до четырех добровольцев
(волонтеров).
До начала голосования на выборах в
единый день голосования 19 сентября 2021
года все добровольцы (волонтеры)
централизованно посредством
видеоконференцсвязи с использованием
приложения ZOOM прошли обучение,
организованное Избирательной комиссией
ЯНАО.
После прохождения обучения добровольцы
(волонтеры) получили в ТИК в ЯНАО
направления и нагрудные знаки, на
основании которых они могли находиться
на избирательных участках в дни
голосования.
В дни голосования добровольцы
(волонтеры) встречали на избирательных
участках избирателей, являющихся
инвалидами, помогали им реализовать их
активное избирательное право,
обеспечивали работу санитарного пункта
при входе на участках: измеряли
температуру избирателям, обрабатывали
антисептиком руки и выдавали средства
индивидуальной защиты, а также
одноразовые шариковые ручки и помогали
сориентироваться в помещении для
голосования.
В дни голосования с 17 по 19 сентября 2021
года на каждом избирательном участке
были назначены члены комиссий,
ответственные за работу с
избирателями-инвалидами, которые
обеспечивали контроль за организацией
их голосования, а также ответственные
лица за взаимодействие с волонтерами
(добровольцами). Назначение
ответственных членов участковых
комиссий помогло выстроить работу с
избирателями, имеющими инвалидность, и
волонтерами на более качественном
уровне.
Традиционно избиратели, являющиеся
инвалидами, в зависимости от состояния
здоровья и погодных условий смогли
проголосовать как непосредственно в
помещении для голосования на
избирательном участке, так и по
заявлению - на дому.
В условиях сложившейся эпидемической
обстановки при проведении избирательных
кампаний в 2021 году для избирателей с
инвалидностью преимущественно
применялось голосование вне помещения
для голосования (на дому).
Перед началом голосования избирательные
комиссии во взаимодействии с органами
социальной защиты населения
муниципальных образований в ЯНАО и
государственными организациями
социального обслуживания ЯНАО провели
опрос избирателей с инвалидностью и
получили предварительные сведения о
количестве желающих проголосовать на
выборах в единый день голосования 19
сентября 2021 года вне помещения для
голосования избирательного участка
(диаграмма 2), а также определили
потребность в представлении
специализированного транспорта для
маломобильных избирателей, желающих
проголосовать в помещении для
голосования, и организовали выезд
специального автотранспорта (таблица 5).
Таблица 5
Информация о количестве состоявшихся выездов специального автотранспорта на выборах в единый день голосования 19 сентября 2021 года на территории ЯНАО
N п/п |
Наименование муниципального образования в ЯНАО |
Количество состоявшихся выездов специального автотранспорта |
Количество маломобильных избирателей, воспользовавшихся специальным автотранспортом |
1. |
город Губкинский |
0 |
0 |
2. |
Красноселькупский район |
0 |
0 |
3. |
город Лабытнанги |
0 |
0 |
4. |
город Муравленко |
0 |
0 |
5. |
Надымский район |
2 |
7 |
6. |
город Новый Уренгой |
0 |
0 |
7. |
город Ноябрьск |
2 |
2 |
8. |
Приуральский район |
0 |
0 |
9. |
Пуровский район |
0 |
0 |
10. |
город Салехард |
0 |
0 |
11. |
Тазовский район |
0 |
0 |
12. |
Шурышкарский район |
|
|
13. |
Ямальский район |
0 |
0 |
|
|
4 |
9 |
Диаграмма 2
Информация о количестве избирателей-инвалидов, проголосовавших вне помещения для голосования избирательного участка на выборах в единый день голосования 19 сентября 2021 года*
* Рисунок не приводится. - Примечание
изготовителя базы данных.
Важную роль в реализации мероприятий,
направленных на обеспечение
избирательных прав граждан с
инвалидностью, имеет опыт составления
Паспорта-маршрута избирателя,
являющегося инвалидом, на избирательный
участок.
Составление паспорта-маршрута позволяет
найти индивидуальный подход к каждому
требующему внимания избирателю с
инвалидностью, уточнить количество
инвалидов определенных категорий
(нарушения опорно-двигательного
аппарата, глухие и слабослышащие, слепые
и слабовидящие), места их реального
проживания, наиболее предпочитаемые ими
формы голосования (вне помещения для
голосования (на дому) или на
избирательном участке), а также выявить
трудности, с которыми инвалиды
сталкиваются по пути на избирательный
участок и во время голосования.
При подготовке и проведении выборов,
назначенных на единый день голосования 19
сентября 2021 года, были составлены 968
"Паспортов-маршрутов избирателей,
являющихся инвалидами, на избирательные
участки" (таблица 6).
Таблица 6
Информация о количестве "Паспортов-маршрутов избирателей, являющихся инвалидами, на избирательные участки", составленных на территории муниципальных образований в ЯНАО при подготовке к выборам в единый день голосования 19 сентября 2021 года
N п/п |
Наименование муниципального образования в ЯНАО |
Всего избирателей, являющихся инвалидами, на территории муниципального образования |
Количество "Паспортов-маршрутов избирателей, являющихся инвалидами, на избирательные участки", составленных на территории муниципального образования |
1. |
город Губкинский |
91 |
54 |
2. |
Красноселькупский район |
190 |
30 |
3. |
город Лабытнанги |
225 |
88 |
4. |
город Муравленко |
637 |
176 |
5. |
Надымский район |
1158 |
200 |
6. |
город Новый Уренгой |
413 |
25 |
7. |
город Ноябрьск |
860 |
82 |
8. |
Приуральский район |
203 |
51 |
9. |
Пуровский район |
147 |
32 |
10. |
город Салехард |
89 |
89 |
11. |
Тазовский район |
678 |
48 |
12. |
Шурышкарский район |
267 |
20 |
13. |
Ямальский район |
310 |
73 |
|
ИТОГО: |
5272 |
968 |
Отдельное внимание избирательные
комиссии уделяли работе с
избирателями-инвалидами, находящимися в
специализированных учреждениях (таблица
7).
Таблица 7
Количество избирателей-инвалидов,
содержащихся и проголосовавших в
специализированных учреждениях ЯНАО
N п/п |
Наименование специализированного учреждения |
Численность избирателей, содержащихся в специализированных учреждениях |
Количество проголосовавших избирателей, содержащихся в специализированных учреждениях |
1. |
ГБУ ЯНАО "Харпский дом-интернат для престарелых и инвалидов "Мядико" |
65 |
65 |
2. |
ГБУ ЯНАО "Дом-интернат малой вместимости для престарелых и инвалидов "Милосердие", Тазовский район |
9 |
9 |
|
Итого по ЯНАО: |
74 |
74 |
При организации досрочного голосования
избирателей с инвалидностью в
труднодоступных или отдаленных
местностях ЯНАО члены комиссий,
организующие досрочное голосование,
были обеспечены информационными
материалами, изготовленными крупным
шрифтом, трафаретами для заполнения
избирательных бюллетеней, лупами, что
позволило гражданам с инвалидностью в
полной мере реализовать активное
избирательное право (таблица 8).
Таблица 8
Количество избирателей-инвалидов,
проголосовавших в труднодоступных и
отдаленных местностях ЯНАО
N п/п |
Наименование муниципального образования в ЯНАО |
Количество проголосовавших избирателей-инвалидов |
1. |
Красноселькупский район |
142 |
2. |
Надымский район |
23 |
3. |
Приуральский район |
30 |
4. |
Тазовский район |
230 |
5. |
Ямальский район |
57 |
|
Итого по ЯНАО: |
482 |
Не менее важной задачей избирательных
комиссий является информирование
граждан о возможных формах и способах
голосования, предусмотренных
законодательством о выборах, об
избирательных процедурах, а также о
кандидатах и избирательных
объединениях.
Избирательные комиссии обеспечили
информирование избирателей с
инвалидностью о порядке и сроках подачи
заявлений о включении в список
избирателей по месту нахождения, в том
числе о порядке голосования вне
помещения для голосования, о местах
расположения и режиме работы
соответствующих комиссий.
Информационно-разъяснительная
деятельность среди избирателей,
являющихся инвалидами, была направлена
на обеспечение доступности информации о
выборах для инвалидов.
Сложившаяся эпидемическая обстановка
изменила вектор информирования,
переведя его преимущественно в
дистанционный режим, который
предусматривал:
- активное распространение через
социальные сети информации о ходе
избирательных кампаний;
- трансляцию видеороликов на
телеканалах, в том числе с
использованием "бегущей строки",
светодиодных информационных табло,
звуковой дорожки в городских автобусах;
- информирование посредством сайтов
избирательной комиссии и общественных
организаций инвалидов о ходе подготовки
к выборам;
- использование наружной рекламы;
- публикацию информационных статей о
ходе избирательной кампании.
Для информирования избирателей были
также организованы поквартирные обходы,
которые проводились в две волны. В ходе
первой волны с соблюдением всех мер
безопасности члены участковых
избирательных комиссий через почтовые
ящики распространяли листовки и буклеты
о выборах, в ходе второй - приглашения на
выборы и развешивали дорхенгеры на
дверные ручки избирателей, в том числе с
инвалидностью. При необходимости члены
избирательных комиссий проводили для
избирателей-инвалидов индивидуальную
разъяснительную работу.
Избирательные комиссии при подготовке и
проведении выборов в 2021 году для
оказания консультативной, юридической
помощи активно использовали возможности
"Горячей линии" связи с
избирателями, в том числе являющимися
инвалидами.
Также специалисты органов социальной
защиты населения ЯНАО и государственных
учреждений социального обслуживания
ЯНАО, работая в формате колл-центра,
информировали избирателей о проведении
выборов на территории ЯНАО.
Более того, ТИК города Нового Уренгоя
взамен традиционной "Горячей линии"
связи с избирателями запустила сервис по
взаимодействию с избирателями "Единая
линия НурТИК", где избиратели могли
получить интересующую их информацию о
ходе подготовки и проведения выборов в
единый день голосования 19 сентября 2021
года. Голосовой помощник круглосуточно
рассказывал избирателям, как
проголосовать на дому, как
воспользоваться технологией
"Мобильный избиратель",
дополнительно специалисты ТИК отвечали
на все интересующие вопросы о выборах.
Основная масса обращений от избирателей,
являющихся инвалидами, поступивших на
"Горячую линию", касалась уточнений
о возможности проголосовать вне
помещения для голосования (на дому),
участия в выборах, будучи за пределами
своего постоянного места жительства.
Помимо дистанционного формата
информирования ТИК старались
использовать и другие формы и методы
информирования избирателей, являющихся
инвалидами.
Так, в целях информирования
избирателей-инвалидов ТИК города
Ноябрьска провела встречу с
представителями Ноябрьской
общественной организации инвалидов, в
ходе которой обсудили реализацию прав
инвалидов в период избирательной
кампании. На базе Ноябрьской
общественной организации инвалидов была
проведена викторина-кроссворд по
вопросам избирательного права, а на
площадке молодежного центра
"Современник" был организован и
проведен конкурс "Мозговой штурм" с
участием граждан, являющихся
инвалидами.
Представители ТИК города Нового Уренгоя
посетили Центр социального обслуживания
граждан пожилого возраста и инвалидов и
центр "Милосердие", где встретились
с избирателями с инвалидностью, а также с
родителями, воспитывающими
детей-инвалидов, и проинформировали их
об особенностях сентябрьских выборов,
рассказали о доступной среде на
избирательных участках.
На основании отчетов, представленных
ТИК, в выборах депутатов Государственной
Думы Федерального Собрания Российской
Федерации восьмого созыва приняли
участие 3549 или 67,32%
избирателей-инвалидов, включенных в
списки избирателей (таблица 9).
Следует отметить, что в помещении для
голосования проголосовало 2264 избирателя
с инвалидностью или 63,7% от общего
количества проголосовавших инвалидов,
вне помещения для голосования (на дому) -
1285 или 36,3% избирателей, являющихся
инвалидами.
Таким образом, итоги выборов,
состоявшихся в 2021 году, указывают, что
проделанная избирательными комиссиями
комплексная работа с избирателями,
являющимися инвалидами, дает
определенные положительные результаты.
Тем не менее практика работы показывает,
что существует немало проблем,
препятствующих реализации
избирательных прав инвалидов, которые
отмечают ТИК:
1. Предоставляемая Государственным
учреждением - Отделением Пенсионного
фонда Российской Федерации по ЯНАО
информация об избирателях-инвалидах
носит количественный характер и не
содержит персональных данных об
избирателях-инвалидах.
2. Недостаточная доступность объектов
жилья, общественного транспорта и
транспортной инфраструктуры в
повседневной жизни для граждан,
являющихся инвалидами, и как следствие
ограничение возможности доступа
избирателя на избирательный участок.
3. Частые случаи несоответствия
фактического места жительства и
регистрации по месту жительства граждан
с инвалидностью.
На основании изложенного выше в рамках
подготовки к проведению предстоящих
выборов на территории ЯНАО
избирательным комиссиям в ЯНАО
необходимо предусмотреть ряд
мероприятий, которые позволят
усовершенствовать реализацию
избирательных прав граждан, являющихся
инвалидами:
1. Продолжить работу по мониторингу
избирательных участков с целью
обеспечения их доступности для
избирателей, являющихся инвалидами, при
проведении выборов.
2. Предусмотреть в смете расходов на
подготовку и проведение выборов в 2023
году приобретение специальных
оптических средств коррекции (лупы,
увеличители с подсветкой и увеличением
от 7 до 10 крат) для избирателей,
являющихся инвалидами по зрению.
3. Включить в учебные программы для
членов территориальных и участковых
избирательных комиссий в Ямало-Ненецком
автономном округе темы по обучению
особенностям работы с избирателями,
являющимися инвалидами.
4. Организовать и провести на площадках
общественных организаций инвалидов,
зарегистрированных на территории
Ямало-Ненецкого автономного округа,
мероприятия
информационно-просветительского
характера об особенностях
избирательного процесса.
Диаграмма 3
Показатели участия граждан Российской Федерации, являющихся инвалидами, принявших участие в голосовании на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва в единый день голосования 19 сентября 2021 года*
* Рисунок не приводится. - Примечание
изготовителя базы данных.
Таблица 9
Сведения о количестве граждан Российской Федерации, являющихся инвалидами, принявших участие в голосовании на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва в единый день голосования 19 сентября 2021 года
N п/п |
Наименование муниципального образования в ЯНАО |
Всего избирателей, включенных в список избирателей, на территории муниципального образования в ЯНАО |
Всего избирателей, являющихся инвалидами, включенных в списки избирателей, на территории муниципального образования в ЯНАО |
Количество избирателей, являющихся инвалидами, проголосовавших | |||||||||||
|
|
|
|
в помещении для голосования |
вне помещения для голосования |
Общее количество проголосовавших избирателей, являющихся инвалидами |
Процент проголосовавших избирателей, являющихся инвалидами (от общего количества избирателей, являющихся инвалидами, включенных в списки избирателей) | ||||||||
|
|
|
|
слепые и слабовидящие |
глухие и слабослышащие |
с нарушениями опорно-двигательного аппарата |
иные виды инвалидности |
всего |
слепые и слабовидящие |
глухие и слабослышащие |
с нарушениями опорно-двигательного аппарата |
иные виды инвалидности |
всего |
|
|
1. |
город Губкинский |
22 971 |
91 |
1 |
3 |
12 |
5 |
21 |
2 |
0 |
7 |
3 |
12 |
33 |
36,26 |
2. |
Красноселькупский район |
4 821 |
190 |
1 |
1 |
5 |
88 |
95 |
7 |
2 |
10 |
28 |
47 |
142 |
74,74 |
3. |
город Лабытнанги |
18 992 |
225 |
7 |
6 |
15 |
42 |
70 |
7 |
3 |
14 |
47 |
71 |
141 |
62,67 |
4. |
город Муравленко |
22 765 |
637 |
0 |
0 |
11 |
34 |
45 |
3 |
2 |
28 |
86 |
119 |
164 |
25,75 |
5. |
Надымский район |
48 255 |
1158 |
21 |
32 |
30 |
587 |
670 |
32 |
8 |
28 |
237 |
305 |
975 |
84,20 |
6. |
город Новый Уренгой |
66 076 |
413 |
6 |
34 |
21 |
0 |
61 |
53 |
39 |
85 |
2 |
179 |
240 |
58,11 |
7. |
город Ноябрьск |
73 464 |
860 |
66 |
52 |
316 |
72 |
506 |
2 |
3 |
17 |
7 |
29 |
535 |
62,21 |
8. |
Приуральский район |
6 172 |
203 |
4 |
3 |
9 |
33 |
49 |
5 |
2 |
22 |
33 |
62 |
111 |
54,68 |
9. |
Пуровский район |
32 057 |
147 |
3 |
0 |
25 |
0 |
28 |
29 |
0 |
84 |
0 |
113 |
141 |
95,92 |
10. |
город Салехард |
32 925 |
93 |
38 |
6 |
20 |
5 |
69 |
5 |
1 |
4 |
1 |
11 |
80 |
86,02 |
11. |
Тазовский район |
21 446 |
678 |
6 |
38 |
123 |
290 |
457 |
15 |
14 |
38 |
39 |
106 |
563 |
83,04 |
12. |
Шурышкарский район |
5 846 |
267 |
2 |
6 |
18 |
103 |
129 |
5 |
2 |
41 |
73 |
121 |
250 |
93,63 |
13 |
Ямальский район |
21 072 |
310 |
10 |
7 |
29 |
18 |
64 |
7 |
5 |
50 |
48 |
110 |
174 |
53,13 |
Итого по ЯНАО: |
376 862 |
5 272 |
165 |
188 |
634 |
1277 |
2264 |
172 |
81 |
428 |
604 |
1285 |
3 549 |
67,32 |