Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь


ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 декабря 2021 года N 24/222-7


О работе избирательных комиссий в Ямало-Ненецком автономном округе по обеспечению реализации пассивного и активного избирательного права граждан Российской Федерации, являющихся инвалидами, при подготовке и проведении выборов в единый день голосования 19 сентября 2021 года на территории Ямало-Ненецкого автономного округа



В соответствии с пунктом 4.9 плана мероприятий по обеспечению реализации пассивного и активного избирательного права граждан Российской Федерации, являющихся инвалидами, при подготовке и проведении выборов в единый день голосования 19 сентября 2021 года на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, утвержденного постановлением Избирательной комиссии Ямало-Ненецкого автономного округа от 12 февраля 2021 года N 165/1633-6, Избирательная комиссия Ямало-Ненецкого автономного округа постановляет:


1. Принять к сведению информацию о работе избирательных комиссий в Ямало-Ненецком автономном округе по обеспечению реализации пассивного и активного избирательного права граждан Российской Федерации, являющихся инвалидами, при подготовке и проведении выборов в единый день голосования 19 сентября 2021 года на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (прилагается).


2. Отметить конструктивный опыт взаимодействия избирательных комиссий в Ямало-Ненецком автономном округе с органами социальной защиты населения Ямало-Ненецкого автономного округа и государственными учреждениями социального обслуживания Ямало-Ненецкого автономного округа по обеспечению реализации избирательных прав граждан Российской Федерации, являющихся инвалидами.


3. Рекомендовать избирательным комиссиям в Ямало-Ненецком автономном округе, организующим выборы в 2022 году, заблаговременно, до официального опубликования решения о назначении выборов разработать и принять план мероприятий по обеспечению реализации пассивного и активного избирательного права граждан Российской Федерации, являющихся инвалидами, и возложить контроль за его исполнением на одного или нескольких членов соответствующей избирательной комиссии с правом решающего голоса.


4. Рекомендовать учебному центру Избирательной комиссии Ямало-Ненецкого автономного округа по обучению кадров избирательных комиссий и других участников избирательного (референдумного) процесса, территориальным избирательным комиссиям в Ямало-Ненецком автономном округе включить в учебные программы для членов территориальных и участковых избирательных комиссий в Ямало-Ненецком автономном округе темы по обучению особенностям работы с избирателями, являющимися инвалидами.


5. Рекомендовать территориальным избирательным комиссиям в Ямало-Ненецком автономном округе организовать и провести на площадках общественных организаций инвалидов, зарегистрированных на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, мероприятия информационно-просветительского характера об особенностях избирательного процесса.


6. Отделу контрактной службы и организационных вопросов Аппарата Избирательной комиссии Ямало-Ненецкого автономного округа (Н.М. Артеева) до 1 апреля 2022 года изучить потребность в приобретении специальных увеличительных стекол для избирателей, являющихся инвалидами по зрению, и коммерческие предложения для включения в бюджетную смету на 2023 год.


7. Направить настоящее постановление в:


7.1. территориальные избирательные комиссии в Ямало-Ненецком автономном округе;


7.2. департамент социальной защиты населения Ямало-Ненецкого автономного округа;


7.3. департамент здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа;


7.4. департамент молодежной политики и туризма Ямало-Ненецкого автономного округа;


7.5. Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу;


7.6. Региональную общественную организацию инвалидов Ямало-Ненецкого автономного округа "Надежда".


8. Опубликовать настоящее постановление в журнале "Вестник Избирательной комиссии Ямало-Ненецкого автономного округа".


9. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Избирательной комиссии Ямало-Ненецкого автономного округа И.М. Горелика.



Председатель
Избирательной комиссии
Ямало-Ненецкого автономного округа
А.Н.ГИБЕРТ



Секретарь
Избирательной комиссии
Ямало-Ненецкого автономного округа
О.А.ТАРАСОВА



Приложение
к постановлению Избирательной комиссии
Ямало-Ненецкого автономного округа
от 24 декабря 2021 года N 24/222-7



ИНФОРМАЦИЯ О РАБОТЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ В ЯМАЛО-НЕНЕЦКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ РЕАЛИЗАЦИИ ПАССИВНОГО И АКТИВНОГО ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ЯВЛЯЮЩИХСЯ ИНВАЛИДАМИ, ПРИ ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИИ ВЫБОРОВ В ЕДИНЫЙ ДЕНЬ ГОЛОСОВАНИЯ 19 СЕНТЯБРЯ 2021 ГОДА НА ТЕРРИТОРИИ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА


В электоральном цикле 2021 года в период подготовки и проведения избирательных кампаний по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, депутатов Тюменской областной Думы седьмого созыва и совмещенных с ними выборов в органы местного самоуправления работа избирательных комиссий в Ямало-Ненецком автономном округе (далее - избирательные комиссии, ТИК, автономный округ, ЯНАО) с гражданами Российской Федерации, являющимися инвалидами (далее - инвалиды, избиратели с инвалидностью, граждане с инвалидностью, избиратели, являющиеся инвалидами, граждане, являющиеся инвалидами, избиратели-инвалиды), проводилась в соответствии с Рекомендациями по обеспечению и реализации избирательных прав граждан Российской Федерации, являющихся инвалидами, при проведении выборов в Российской Федерации, утвержденными постановлением ЦИК России от 29 июля 2020 года N 262/1933-7 (в ред. постановления ЦИК России от 9 июня 2021 года N 9/78-8), планом мероприятий по обеспечению реализации пассивного и активного избирательного права граждан Российской Федерации, являющихся инвалидами, при подготовке и проведении выборов в единый день голосования 19 сентября 2021 года на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, утвержденным постановлением Избирательной комиссии Ямало-Ненецкого автономного округа от 12 февраля 2021 года N 165/1633-6, а также планами мероприятий ТИК по обеспечению избирательных прав инвалидов (далее - План), принятых заблаговременно, до официального опубликования решения о назначении выборов.


В Планах были предусмотрены мероприятия, направленные на:


- уточнение сведений об избирателях, являющихся инвалидами;


- обеспечение дополнительным оборудованием помещений для голосования избирателей с инвалидностью;


- информирование и правовое просвещение данной категории избирателей;


- определение способа голосования избирателей-инвалидов (на избирательном участке и вне помещения для голосования);


- обучение членов участковых избирательных комиссий;


- изготовление информационных материалов;


- информирование избирателей-инвалидов.


Для исполнения запланированных мероприятий избирательные комиссии автономного округа осуществляли взаимодействие с Государственным учреждением - Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по ЯНАО, департаментом молодежной политики ЯНАО, департаментом здравоохранения ЯНАО, департаментом социальной защиты населения ЯНАО, органами социальной защиты населения муниципальных образований в ЯНАО и государственными организациями социального обслуживания ЯНАО, органами местного самоуправления, общественными организациями инвалидов, зарегистрированными на территории ЯНАО (далее - организации инвалидов).


Для эффективного взаимодействия ТИК с органами местного самоуправления в ЯНАО были включены в состав Координационных советов по делам инвалидов при главах муниципальных образований в ЯНАО представители всех ТИК.


Работа в коллегиальном органе позволяет в течение избирательной кампании скоординировать действия и выработать более детальные предложения, связанные с решением проблем по обеспечению избирательных прав граждан с инвалидностью.


Первостепенной задачей, стоящей перед избирательными комиссиями на выборах в единый день голосования 19 сентября 2021 года, стала работа по уточнению списков избирателей, являющихся инвалидами, во всех муниципальных образованиях ЯНАО.


В соответствии с пунктом 16.1 статьи 20 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" сведения о численности на соответствующей территории избирателей, участников референдума, являющихся инвалидами, включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников, по группам инвалидности и следующим видам стойких расстройств функций организма: зрения (слепые и слабовидящие), слуха (глухие), опорно-двигательного аппарата (лица, имеющие значительно выраженные нарушения функций верхних конечностей или нижних конечностей), - представляются по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года в течение соответствующего месяца Пенсионным фондом Российской Федерации на основании сведений федерального реестра инвалидов.


Численность избирателей в Ямало-Ненецком автономном округе по состоянию на 1 июля 2021 года составляет 354 936 человек.


На основании сведений, поступивших в Избирательную комиссию ЯНАО из Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по ЯНАО и выгруженных из федеральной информационной системы "Федеральный реестр инвалидов" (далее - Федеральный реестр), численность инвалидов в ЯНАО по состоянию на 1 июля 2021 года составила 2614 человек, что на 75 человек больше, чем по состоянию на 1 января 2021 года (таблицы 1, 2, диаграмма 1).



Таблица 1


Изменение численности инвалидов на территории ЯНАО в период с 01 января по 01 июля 2021 года

N п/п

Наименование муниципального образования ЯНАО

Количество избирателей-инвалидов по состоянию на 1 января 2021 года

Количество избирателей-инвалидов по состоянию на 1 июля 2021 года

Разница

1.

город Губкинский

68

69

+1

2.

город Лабытнанги

212

226

+14

3.

город Муравленко

122

132

+10

4.

город Новый Уренгой

407

383

-24

5.

город Ноябрьск

533

548

+15

6.

город Салехард

312

310

-2

7.

город Надым

155

163

+8

8.

Красноселькупский район

42

48

+6

9.

Надымский район

94

89

-5

10.

Приуральский район

100

99

-1

11.

Пуровский район

236

228

-8

12.

Тазовский район

110

121

+14

13.

Шурышкарский район

61

75

+1

14.

Ямальский район

87

93

-6

Итого по ЯНАО:

2539

2614

+75



Таблица 2

Изменение численности избирателей с инвалидностью (по категориям инвалидности) в период с 01 июля 2020 года по 01 июля 2021 года


Период

Численность лиц, использующих кресла-коляски

Численность лиц, использующих протезы

Численность лиц, являющихся инвалидами по зрению

Численность лиц, использующих собак-поводырей

Численность лиц, являющихся инвалидами по слуху

2020

1063

300

692

10

520

2021

1082

303

680

8

541

Разница

+19

+3

-12

-2

+21



Диаграмма 1

Изменение численности избирателей с инвалидностью (по категориям инвалидности) в период с 01 июля 2020 года по 01 июля 2021 года*


* Рисунок не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.


В соответствии с требованиями избирательного законодательства все данные о численности, категориях и группах избирателей с инвалидностью были переданы Избирательной комиссией ЯНАО ТИК для использования в работе.


Проводя мероприятия по уточнению сведений об избирателях-инвалидах, ТИК оказывали существенную помощь органы социальной защиты населения муниципальных образований в ЯНАО и государственные организации социального обслуживания ЯНАО (далее - органы социальной защиты).


Так, например:


- проводили сбор и обобщение информации о персональных данных избирателей, являющихся инвалидами, с целью формирования списка избирателей, в том числе по категориям инвалидности;


- разработали индивидуальные Паспорта-маршруты избирателя-инвалида на избирательный участок;


- принимали заявления на голосование вне помещения для голосования от избирателей-инвалидов, желающих голосовать на дому;


- организовали работу "Горячей линии" связи для работы с избирателями с инвалидностью.


По итогам проведенных ТИК мероприятий по уточнению сведений о гражданах, являющихся инвалидами, в списки участников избирателей было включено 5272 инвалида, что на 2658 избирателей больше, чем в Федеральном реестре. Таким образом, доля граждан с инвалидностью в общем числе избирателей на территории ЯНАО составляет 1,48%.


При проведении работы по уточнению списков избирателей-инвалидов ТИК единогласно отмечают множественные случаи несоответствия фактического места жительства и регистрации по месту жительства граждан с инвалидностью, а также не всегда точная и актуальная информация в базах данных ведомств и учреждений, работающих с инвалидами. Данная проблема остается актуальной на протяжении нескольких электоральных циклов.


Важную роль в реализации мероприятий, связанных с уточнением списков избирателей с инвалидностью, имеет представительство органов социальной защиты, организаций инвалидов в составах участковых избирательных комиссий (далее - УИК).


Всего в составы УИК, образованных на территории ЯНАО на пятилетний срок полномочий, входят 83 таких представителя (таблица 3).



Таблица 3


Представительство органов социальной защиты в составах УИК

N п/п

Наименование муниципального образования в ЯНАО

Количество представителей

1.

город Губкинский

3

2.

Красноселькупский район

3

3.

город Лабытнанги

3

4.

город Муравленко

4

5.

Надымский район

34

6.

город Новый Уренгой

2

7.

город Ноябрьск

6

8.

Приуральский район

3

9.

Пуровский район

7

10.

город Салехард

3

11.

Тазовский район

5

12.

Шурышкарский район

8

13.

Ямальский район

2

Итого по ЯНАО:

83


В свою очередь ТИК проводят работу с организациями инвалидов и органами социальной защиты по включению их представителей в резерв составов УИК. Всего в резерв составов УИК включено 33 представителя органов социальной защиты (таблица 4). Кроме того, в резерв составов УИК в городе Ноябрьске включено 2 представителя Ноябрьской общественной организации инвалидов, в Надымском районе - 5 представителей Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по ЯНАО и 8 представителей ГБУЗ ЯНАО "Надымская центральная районная больница".



Таблица 4


Представительство органов социальной защиты в резерве составов УИК

N п/п

Наименование муниципального образования в ЯНАО

Количество представителей

1.

город Губкинский

2

2.

Красноселькупский район

1

3.

город Лабытнанги

0

4.

город Муравленко

3

5.

Надымский район

7

6.

город Новый Уренгой

0

7.

город Ноябрьск

3

8.

Приуральский район

1

9.

Пуровский район

3

10.

город Салехард

4

11.

Тазовский район

2

12.

Шурышкарский район

2

13.

Ямальский район

5

Итого по ЯНАО:

33


В период подготовки и проведения избирательных кампаний избирательными комиссиями совместно с органами местного самоуправления были созданы условия для беспрепятственного доступа к помещениям для голосования избирателей, являющихся инвалидами.


Следует отметить, что в ЯНАО 92% помещений для голосования находятся на первых этажах зданий, 8% или 17 помещений для голосования остаются на вторых этажах: в г. Ноябрьске - 14, Приуральском районе - 1, г. Новом Уренгое - 1, г. Салехарде - 1.


Помещения для голосования, расположенные на втором этаже зданий, при проведении выборов в единый день голосования 19 сентября 2021 года были обеспечены лестничными мобильными подъемниками (скаломобилями).


При обеспечении доступности избирательных участков, оснащенных скаломобилями, дополнительно использовались кресла-коляски для подъема на скаломобиле маломобильных избирателей, не использующих кресло-коляску для передвижения.


Перед стартом избирательной кампании был проведен мониторинг доступности избирательных участков на предмет обеспечения условий для беспрепятственного доступа к помещению для голосования избирателей, участников референдума, являющихся инвалидами, и голосования в нем.


Наибольшей информативностью о проведенном обследовании избирательных участков обладали материалы ТИК городов Лабытнанги, Ноябрьска, Губкинского, Нового Уренгоя, Салехарда и Шурышкарского района.


По информации, поступившей от ТИК в адрес ИК ЯНАО, в мониторинге доступности избирательных участков участвовали члены ТИК и УИК, Координационных Советов по делам инвалидов, представители органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований ЯНАО, органов и учреждений социальной защиты населения ЯНАО.


В обследовании избирательных участков приняли участие представители общественных организаций инвалидов. Так, в городе Губкинском в обследовании избирательных участков принял участие председатель Губкинской общественной организации инвалидов "Возможности без границ", в городе Ноябрьске - председатель Ноябрьской общественной организации инвалидов, в городе Салехарде - председатель общественной организации семей, воспитывающих детей-инвалидов "Мынико", в Надымском районе - представители Надымской местной общественной организации инвалидов "Созидание", в Шурышкарском районе - председатель Шурышкарского отделения региональной общественной организации инвалидов "Надежда".


В Надымском районе в проведении мониторинга избирательных участков также приняли участие инвалиды-колясочники.


В городе Губкинском, Пуровском районе для мониторинга на предмет доступности участков была использована инвалидная коляска.


В ходе мониторинга особое внимание уделялось наличию на избирательных участках пандусов, кнопок вызова, вспомогательных перил, а также парковочных мест вблизи участка.


По итогам проведенных обследований ТИК городов Лабытнанги, Губкинского, Нового Уренгоя, Ноябрьска, Салехарда и Приуральского района направили в адрес глав муниципальных образований в автономном округе письма с информацией о выявленных в ходе обследования избирательных участков недостатках в обеспечении условий для беспрепятственного доступа к помещениям для голосования граждан, являющихся инвалидами, и обращением об оказании содействия в устранении выявленных недостатков.


Имеющиеся замечания были устранены и проведено повторное обследование избирательных участков перед началом голосования.


Избирательными комиссиями в ЯНАО при оборудовании избирательных участков и помещений для голосования в обязательном порядке учитывалось, что инвалиды участвуют в выборах на равных условиях с иными гражданами, также учитывались потребности граждан с ограничениями жизнедеятельности, не признанных инвалидами.


На избирательных участках на территории ЯНАО для избирателей-инвалидов были организованы:


1. Средства оптической коррекции и дополнительное освещение;


2. Оборудованы информационные стенды, на которых размещалась информация в формате, доступном для инвалидов по зрению;


3. Установлены специальные кабины, предназначенные для голосования инвалидов-колясочников.


Вместе с тем по отзывам избирателей с инвалидностью на некоторых избирательных участках города Салехарда в кабинах для голосования отсутствовало дополнительное освещение, имеющиеся средства оптической коррекции (лупа с низким уровнем кратности), предназначенные для избирателей, являющихся инвалидами по зрению, не позволяли в полной мере увидеть текст на бланках бюллетеней, на ступенях внешних и внутренних лестниц отсутствовала контрастная маркировка крайних ступеней.


Учитывая напряженность из-за эпидемической обстановки на территории ЯНАО и с целью предотвращения распространения коронавирусной инфекции, было организовано одностороннее движение потока избирателей на избирательный участок. Для участия в голосовании на избирательных участках вход избирателей осуществлялся через основной вход, а выход - через запасной выход (пути эвакуации).


Освещенность этих выходов была недостаточной, отсутствовала контрастная или контрастная фотолюминесцентная маркировка ступеней и поручней, что, в свою очередь, не обеспечивало безопасность передвижения инвалидов, особенно в вечернее время.


Оборудование в помещении для голосования (столы, кабины и ящики для голосования) располагалось таким образом, чтобы обеспечивалась его доступность для инвалидов, которые пользуются креслами-колясками или имеют трудности при передвижении.


В свою очередь, для избирателей, являющихся инвалидами по зрению, все избирательные участки были обеспечены специальными трафаретами, имеющими прорези на месте квадратов в избирательных бюллетенях для проставления знака избирателем (постановление Избирательной комиссии ЯНАО от 21 июля 2021 года N 8/86-7), что позволило гражданам, являющимся инвалидами по зрению, в полной мере самостоятельно реализовать свое активное избирательное право, сохранив тайну голосования.


Специальные трафареты для самостоятельного заполнения избирательных бюллетеней в соответствии с пунктом 7.1 статьи 61, пунктом 2.1 статьи 63 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" были изготовлены в том числе с применением увеличенного шрифта и рельефно-точечного шрифта Брайля.


Дополнительно для оказания помощи избирателям-инвалидам был продолжен опыт добровольческого сопровождения при проведении выборов на территории ЯНАО.


Добровольцы (волонтеры) оказывали содействие избирателям с инвалидностью, желающим проголосовать в помещении для голосования избирательного участка, а также испытывающим трудности в самостоятельной реализации своего активного избирательного права.


Формированием команды добровольцев (волонтеров) занимались специалисты ГБУ ЯНАО "Арктический центр добровольчества".


Для оказания помощи УИК был сформирован пул добровольцев (волонтеров) в количестве 817 человек. В среднем на избирательных участках посменно работали от трех до четырех добровольцев (волонтеров).


До начала голосования на выборах в единый день голосования 19 сентября 2021 года все добровольцы (волонтеры) централизованно посредством видеоконференцсвязи с использованием приложения ZOOM прошли обучение, организованное Избирательной комиссией ЯНАО.


После прохождения обучения добровольцы (волонтеры) получили в ТИК в ЯНАО направления и нагрудные знаки, на основании которых они могли находиться на избирательных участках в дни голосования.


В дни голосования добровольцы (волонтеры) встречали на избирательных участках избирателей, являющихся инвалидами, помогали им реализовать их активное избирательное право, обеспечивали работу санитарного пункта при входе на участках: измеряли температуру избирателям, обрабатывали антисептиком руки и выдавали средства индивидуальной защиты, а также одноразовые шариковые ручки и помогали сориентироваться в помещении для голосования.


В дни голосования с 17 по 19 сентября 2021 года на каждом избирательном участке были назначены члены комиссий, ответственные за работу с избирателями-инвалидами, которые обеспечивали контроль за организацией их голосования, а также ответственные лица за взаимодействие с волонтерами (добровольцами). Назначение ответственных членов участковых комиссий помогло выстроить работу с избирателями, имеющими инвалидность, и волонтерами на более качественном уровне.


Традиционно избиратели, являющиеся инвалидами, в зависимости от состояния здоровья и погодных условий смогли проголосовать как непосредственно в помещении для голосования на избирательном участке, так и по заявлению - на дому.


В условиях сложившейся эпидемической обстановки при проведении избирательных кампаний в 2021 году для избирателей с инвалидностью преимущественно применялось голосование вне помещения для голосования (на дому).


Перед началом голосования избирательные комиссии во взаимодействии с органами социальной защиты населения муниципальных образований в ЯНАО и государственными организациями социального обслуживания ЯНАО провели опрос избирателей с инвалидностью и получили предварительные сведения о количестве желающих проголосовать на выборах в единый день голосования 19 сентября 2021 года вне помещения для голосования избирательного участка (диаграмма 2), а также определили потребность в представлении специализированного транспорта для маломобильных избирателей, желающих проголосовать в помещении для голосования, и организовали выезд специального автотранспорта (таблица 5).



Таблица 5

Информация о количестве состоявшихся выездов специального автотранспорта на выборах в единый день голосования 19 сентября 2021 года на территории ЯНАО


N п/п

Наименование муниципального образования в ЯНАО

Количество состоявшихся выездов специального автотранспорта

Количество маломобильных избирателей, воспользовавшихся специальным автотранспортом

1.

город Губкинский

0

0

2.

Красноселькупский район

0

0

3.

город Лабытнанги

0

0

4.

город Муравленко

0

0

5.

Надымский район

2

7

6.

город Новый Уренгой

0

0

7.

город Ноябрьск

2

2

8.

Приуральский район

0

0

9.

Пуровский район

0

0

10.

город Салехард

0

0

11.

Тазовский район

0

0

12.

Шурышкарский район

13.

Ямальский район

0

0

4

9



Диаграмма 2

Информация о количестве избирателей-инвалидов, проголосовавших вне помещения для голосования избирательного участка на выборах в единый день голосования 19 сентября 2021 года*


* Рисунок не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.


Важную роль в реализации мероприятий, направленных на обеспечение избирательных прав граждан с инвалидностью, имеет опыт составления Паспорта-маршрута избирателя, являющегося инвалидом, на избирательный участок.


Составление паспорта-маршрута позволяет найти индивидуальный подход к каждому требующему внимания избирателю с инвалидностью, уточнить количество инвалидов определенных категорий (нарушения опорно-двигательного аппарата, глухие и слабослышащие, слепые и слабовидящие), места их реального проживания, наиболее предпочитаемые ими формы голосования (вне помещения для голосования (на дому) или на избирательном участке), а также выявить трудности, с которыми инвалиды сталкиваются по пути на избирательный участок и во время голосования.


При подготовке и проведении выборов, назначенных на единый день голосования 19 сентября 2021 года, были составлены 968 "Паспортов-маршрутов избирателей, являющихся инвалидами, на избирательные участки" (таблица 6).



Таблица 6

Информация о количестве "Паспортов-маршрутов избирателей, являющихся инвалидами, на избирательные участки", составленных на территории муниципальных образований в ЯНАО при подготовке к выборам в единый день голосования 19 сентября 2021 года


N п/п

Наименование муниципального образования в ЯНАО

Всего избирателей, являющихся инвалидами, на территории муниципального образования

Количество "Паспортов-маршрутов избирателей, являющихся инвалидами, на избирательные участки", составленных на территории муниципального образования

1.

город Губкинский

91

54

2.

Красноселькупский район

190

30

3.

город Лабытнанги

225

88

4.

город Муравленко

637

176

5.

Надымский район

1158

200

6.

город Новый Уренгой

413

25

7.

город Ноябрьск

860

82

8.

Приуральский район

203

51

9.

Пуровский район

147

32

10.

город Салехард

89

89

11.

Тазовский район

678

48

12.

Шурышкарский район

267

20

13.

Ямальский район

310

73

ИТОГО:

5272

968


Отдельное внимание избирательные комиссии уделяли работе с избирателями-инвалидами, находящимися в специализированных учреждениях (таблица 7).



Таблица 7


Количество избирателей-инвалидов, содержащихся и проголосовавших в специализированных учреждениях ЯНАО

N п/п

Наименование специализированного учреждения

Численность избирателей, содержащихся в специализированных учреждениях

Количество проголосовавших избирателей, содержащихся в специализированных учреждениях

1.

ГБУ ЯНАО "Харпский дом-интернат для престарелых и инвалидов "Мядико"

65

65

2.

ГБУ ЯНАО "Дом-интернат малой вместимости для престарелых и инвалидов "Милосердие", Тазовский район

9

9

Итого по ЯНАО:

74

74


При организации досрочного голосования избирателей с инвалидностью в труднодоступных или отдаленных местностях ЯНАО члены комиссий, организующие досрочное голосование, были обеспечены информационными материалами, изготовленными крупным шрифтом, трафаретами для заполнения избирательных бюллетеней, лупами, что позволило гражданам с инвалидностью в полной мере реализовать активное избирательное право (таблица 8).



Таблица 8


Количество избирателей-инвалидов, проголосовавших в труднодоступных и отдаленных местностях ЯНАО

N п/п

Наименование муниципального образования в ЯНАО

Количество проголосовавших избирателей-инвалидов

1.

Красноселькупский район

142

2.

Надымский район

23

3.

Приуральский район

30

4.

Тазовский район

230

5.

Ямальский район

57

Итого по ЯНАО:

482


Не менее важной задачей избирательных комиссий является информирование граждан о возможных формах и способах голосования, предусмотренных законодательством о выборах, об избирательных процедурах, а также о кандидатах и избирательных объединениях.


Избирательные комиссии обеспечили информирование избирателей с инвалидностью о порядке и сроках подачи заявлений о включении в список избирателей по месту нахождения, в том числе о порядке голосования вне помещения для голосования, о местах расположения и режиме работы соответствующих комиссий.


Информационно-разъяснительная деятельность среди избирателей, являющихся инвалидами, была направлена на обеспечение доступности информации о выборах для инвалидов.


Сложившаяся эпидемическая обстановка изменила вектор информирования, переведя его преимущественно в дистанционный режим, который предусматривал:


- активное распространение через социальные сети информации о ходе избирательных кампаний;


- трансляцию видеороликов на телеканалах, в том числе с использованием "бегущей строки", светодиодных информационных табло, звуковой дорожки в городских автобусах;


- информирование посредством сайтов избирательной комиссии и общественных организаций инвалидов о ходе подготовки к выборам;


- использование наружной рекламы;


- публикацию информационных статей о ходе избирательной кампании.


Для информирования избирателей были также организованы поквартирные обходы, которые проводились в две волны. В ходе первой волны с соблюдением всех мер безопасности члены участковых избирательных комиссий через почтовые ящики распространяли листовки и буклеты о выборах, в ходе второй - приглашения на выборы и развешивали дорхенгеры на дверные ручки избирателей, в том числе с инвалидностью. При необходимости члены избирательных комиссий проводили для избирателей-инвалидов индивидуальную разъяснительную работу.


Избирательные комиссии при подготовке и проведении выборов в 2021 году для оказания консультативной, юридической помощи активно использовали возможности "Горячей линии" связи с избирателями, в том числе являющимися инвалидами.


Также специалисты органов социальной защиты населения ЯНАО и государственных учреждений социального обслуживания ЯНАО, работая в формате колл-центра, информировали избирателей о проведении выборов на территории ЯНАО.


Более того, ТИК города Нового Уренгоя взамен традиционной "Горячей линии" связи с избирателями запустила сервис по взаимодействию с избирателями "Единая линия НурТИК", где избиратели могли получить интересующую их информацию о ходе подготовки и проведения выборов в единый день голосования 19 сентября 2021 года. Голосовой помощник круглосуточно рассказывал избирателям, как проголосовать на дому, как воспользоваться технологией "Мобильный избиратель", дополнительно специалисты ТИК отвечали на все интересующие вопросы о выборах.


Основная масса обращений от избирателей, являющихся инвалидами, поступивших на "Горячую линию", касалась уточнений о возможности проголосовать вне помещения для голосования (на дому), участия в выборах, будучи за пределами своего постоянного места жительства.


Помимо дистанционного формата информирования ТИК старались использовать и другие формы и методы информирования избирателей, являющихся инвалидами.


Так, в целях информирования избирателей-инвалидов ТИК города Ноябрьска провела встречу с представителями Ноябрьской общественной организации инвалидов, в ходе которой обсудили реализацию прав инвалидов в период избирательной кампании. На базе Ноябрьской общественной организации инвалидов была проведена викторина-кроссворд по вопросам избирательного права, а на площадке молодежного центра "Современник" был организован и проведен конкурс "Мозговой штурм" с участием граждан, являющихся инвалидами.


Представители ТИК города Нового Уренгоя посетили Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов и центр "Милосердие", где встретились с избирателями с инвалидностью, а также с родителями, воспитывающими детей-инвалидов, и проинформировали их об особенностях сентябрьских выборов, рассказали о доступной среде на избирательных участках.


На основании отчетов, представленных ТИК, в выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва приняли участие 3549 или 67,32% избирателей-инвалидов, включенных в списки избирателей (таблица 9).


Следует отметить, что в помещении для голосования проголосовало 2264 избирателя с инвалидностью или 63,7% от общего количества проголосовавших инвалидов, вне помещения для голосования (на дому) - 1285 или 36,3% избирателей, являющихся инвалидами.


Таким образом, итоги выборов, состоявшихся в 2021 году, указывают, что проделанная избирательными комиссиями комплексная работа с избирателями, являющимися инвалидами, дает определенные положительные результаты.


Тем не менее практика работы показывает, что существует немало проблем, препятствующих реализации избирательных прав инвалидов, которые отмечают ТИК:


1. Предоставляемая Государственным учреждением - Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по ЯНАО информация об избирателях-инвалидах носит количественный характер и не содержит персональных данных об избирателях-инвалидах.


2. Недостаточная доступность объектов жилья, общественного транспорта и транспортной инфраструктуры в повседневной жизни для граждан, являющихся инвалидами, и как следствие ограничение возможности доступа избирателя на избирательный участок.


3. Частые случаи несоответствия фактического места жительства и регистрации по месту жительства граждан с инвалидностью.


На основании изложенного выше в рамках подготовки к проведению предстоящих выборов на территории ЯНАО избирательным комиссиям в ЯНАО необходимо предусмотреть ряд мероприятий, которые позволят усовершенствовать реализацию избирательных прав граждан, являющихся инвалидами:


1. Продолжить работу по мониторингу избирательных участков с целью обеспечения их доступности для избирателей, являющихся инвалидами, при проведении выборов.


2. Предусмотреть в смете расходов на подготовку и проведение выборов в 2023 году приобретение специальных оптических средств коррекции (лупы, увеличители с подсветкой и увеличением от 7 до 10 крат) для избирателей, являющихся инвалидами по зрению.


3. Включить в учебные программы для членов территориальных и участковых избирательных комиссий в Ямало-Ненецком автономном округе темы по обучению особенностям работы с избирателями, являющимися инвалидами.


4. Организовать и провести на площадках общественных организаций инвалидов, зарегистрированных на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, мероприятия информационно-просветительского характера об особенностях избирательного процесса.



Диаграмма 3

Показатели участия граждан Российской Федерации, являющихся инвалидами, принявших участие в голосовании на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва в единый день голосования 19 сентября 2021 года*


* Рисунок не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.



Таблица 9

Сведения о количестве граждан Российской Федерации, являющихся инвалидами, принявших участие в голосовании на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва в единый день голосования 19 сентября 2021 года


N п/п

Наименование муниципального образования в ЯНАО

Всего избирателей, включенных в список избирателей, на территории муниципального образования в ЯНАО

Всего избирателей, являющихся инвалидами, включенных в списки избирателей, на территории муниципального образования в ЯНАО

Количество избирателей, являющихся инвалидами, проголосовавших

в помещении для голосования

вне помещения для голосования

Общее количество проголосовавших избирателей, являющихся инвалидами

Процент проголосовавших избирателей, являющихся инвалидами (от общего количества избирателей, являющихся инвалидами, включенных в списки избирателей)

слепые и слабовидящие

глухие и слабослышащие

с нарушениями опорно-двигательного аппарата

иные виды инвалидности

всего

слепые и слабовидящие

глухие и слабослышащие

с нарушениями опорно-двигательного аппарата

иные виды инвалидности

всего

1.

город Губкинский

22 971

91

1

3

12

5

21

2

0

7

3

12

33

36,26

2.

Красноселькупский район

4 821

190

1

1

5

88

95

7

2

10

28

47

142

74,74

3.

город Лабытнанги

18 992

225

7

6

15

42

70

7

3

14

47

71

141

62,67

4.

город Муравленко

22 765

637

0

0

11

34

45

3

2

28

86

119

164

25,75

5.

Надымский район

48 255

1158

21

32

30

587

670

32

8

28

237

305

975

84,20

6.

город Новый Уренгой

66 076

413

6

34

21

0

61

53

39

85

2

179

240

58,11

7.

город Ноябрьск

73 464

860

66

52

316

72

506

2

3

17

7

29

535

62,21

8.

Приуральский район

6 172

203

4

3

9

33

49

5

2

22

33

62

111

54,68

9.

Пуровский район

32 057

147

3

0

25

0

28

29

0

84

0

113

141

95,92

10.

город Салехард

32 925

93

38

6

20

5

69

5

1

4

1

11

80

86,02

11.

Тазовский район

21 446

678

6

38

123

290

457

15

14

38

39

106

563

83,04

12.

Шурышкарский район

5 846

267

2

6

18

103

129

5

2

41

73

121

250

93,63

13

Ямальский район

21 072

310

10

7

29

18

64

7

5

50

48

110

174

53,13

Итого по ЯНАО:

376 862

5 272

165

188

634

1277

2264

172

81

428

604

1285

3 549

67,32


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ