Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь


Трехстороннее соглашение между Правительством Республики Хакасия, Хакасским республиканским союзом организаций профсоюзов "Федерация профсоюзов Республики Хакасия" и Региональным объединением работодателей "Союз промышленников и предпринимателей Республики Хакасия"

от 27 декабря 2021 года N 62-д

(с изменениями на 29 июня 2022 года)

(в ред. Дополнительного соглашения N 1 от 29.06.2022 N 17-д)



Правительство Республики Хакасия в лице Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия Коновалова Валентина Олеговича, действующего на основании Закона Республики Хакасия от 19.09.1995 N 48 "О Правительстве Республики Хакасия" (далее - Правительство), с одной стороны, Хакасский республиканский союз организаций профсоюзов "Федерация профсоюзов Республики Хакасия" в лице председателя Ольховской Евгении Васильевны, действующей на основании Устава Хакасского республиканского союза организаций профсоюзов "Федерация профсоюзов Республики Хакасия" от 26.10.1995 (далее - Профсоюз), с другой стороны, и Региональное объединение работодателей "Союз промышленников и предпринимателей Республики Хакасия" в лице председателя правления Манжулы Алексея Валерьевича, действующего на основании Устава Регионального объединения работодателей "Союз промышленников и предпринимателей Республики Хакасия" от 06.04.2018 (далее - Работодатели), с третьей стороны, вместе именуемые в дальнейшем "Стороны", руководствуясь нормами Трудового кодекса Российской Федерации, Закона Республики Хакасия от 26.02.2006 N 7-ЗРХ "О социальном партнерстве в Республике Хакасия", заключили настоящее трехстороннее соглашение (далее - Соглашение), устанавливающее общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений в Республике Хакасия и совместные действия Сторон по их осуществлению.


Стороны ставят в числе приоритетных целей Соглашения проведение в предстоящий период социально-экономической политики, обеспечивающей право граждан на достойный труд, повышение уровня и качества жизни работников и их семей, сокращение масштабов бедности на основе устойчивого развития социально ориентированной экономики, повышения ее конкурентоспособности и увеличения прибыльности хозяйствующих субъектов, роста производительности труда, обеспечения стабильной занятости и гибкости рынка труда, безопасности рабочих мест, расширения возможностей профессионального и карьерного роста работников.


Стороны способствуют обеспечению реализации Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".


Соглашение служит основой для переговоров и заключения республиканских отраслевых (межотраслевых) соглашений, территориальных соглашений, коллективных договоров в организациях и у индивидуальных предпринимателей.


Стороны рассматривают обязательства Соглашения как минимальные, которые должны быть обеспечены, дополнены и развиты в рамках заключения и реализации отраслевых и территориальных соглашений и коллективных договоров.


Для обеспечения реализации Соглашения и его дальнейшего развития Стороны на основе взаимных консультаций готовят соответствующие документы и материалы, принимают необходимые решения в пределах своих полномочий, формируют предложения в адрес органов государственной власти и местного самоуправления, профсоюзных органов, работодателей и добиваются их реализации.


Обязательства работодателей принимают на себя также две другие Стороны в той мере, в которой они осуществляют эти функции.


Соглашение открыто для присоединения к нему других объединений работодателей в порядке, определяемом действующим законодательством.


Стороны принимают на себя в рамках своих полномочий нижеследующие обязательства.



1. В области экономической политики


1.1. Стороны:


1) проводят мониторинг сведений о деятельности организаций для предупреждения их возможного банкротства, осуществляя при необходимости социальную поддержку работников указанных организаций. С учетом мнения трудовых коллективов разрабатывают меры по сохранению и оздоровлению хозяйствующих субъектов, находящихся в той или иной стадии банкротства;


2) содействуют увеличению объема валового регионального продукта, производства промышленной и сельскохозяйственной продукции, строительства жилья в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Республики Хакасия до 2030 года, утвержденной Законом Республики Хакасия от 12.02.2020 N 01-ЗРХ;


3) принимают меры по созданию благоприятного инвестиционного климата в целях привлечения отечественных и иностранных инвестиций в экономику и инфраструктуру республики;


4) содействуют формированию эффективной бюджетной системы, ориентированной на устойчивое развитие, модернизацию и диверсификацию экономики, повышение сбалансированности всех уровней бюджетной системы. Проводят совместные консультации по основным направлениям бюджетной политики на среднесрочную перспективу;


5) создают условия и внедряют методы, обеспечивающие ежегодный рост производительности труда;


6) принимают меры по выполнению соглашений о сотрудничестве по развитию экономики Республики Хакасия, предусматривающих взаимовыгодное партнерство в структуризации и модернизации производственного потенциала, реализации государственной региональной политики по устойчивому развитию промышленности Республики Хакасия в целях повышения конкурентоспособности и эффективности работы хозяйствующих субъектов всех форм собственности, развития их социальной инфраструктуры. Способствуют развитию всех форм государственно-частного партнерства в Республике Хакасия.


1.2. Правительство:


1) систематически анализирует и прогнозирует экономическую ситуацию в отраслях экономики Республики Хакасия. Ежегодно представляет результаты анализа экономической ситуации в Республиканскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений;


2) осуществляет координацию и проводит мониторинг реализации государственных программ Республики Хакасия, региональных проектов, разработанных в рамках национальных проектов;


3) ежегодно информирует общественность через средства массовой информации об эффективности управления республиканской собственностью;


4) разрабатывает меры государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Хакасия;


5) принимает меры по созданию условий для проведения единой экономической и социальной политики. Обеспечивает финансирование социальной сферы в целом, а также поддержку социально значимых отраслей в пределах средств, предусмотренных республиканским бюджетом Республики Хакасия;


6) содействует модернизации жилищно-коммунального комплекса и финансовой стабильности его организаций в целях повышения доступности и качества предоставляемых услуг;


7) содействует созданию благоприятных условий для развития потребительского рынка, насыщения его качественными, прежде всего социально значимыми и востребованными товарами и услугами. Содействует в установленном порядке продвижению продукции местных товаропроизводителей на региональный и межрегиональные рынки;


8) обеспечивает реализацию инфраструктурных и социальных инвестиционных проектов в соответствии с действующим законодательством;


9) создает условия для развития массового жилищного строительства, в том числе малоэтажного. Продолжает развивать систему ипотечного кредитования в целях повышения доступности приобретения жилья для населения;


10) создает условия для развития инновационной деятельности;


11) оказывает государственную поддержку инвестиционной деятельности, а также субъектам малого и среднего предпринимательства в соответствии с действующим законодательством;


12) при оказании финансовой поддержки организациям учитывает в качестве основных критериев участие в системе социального партнерства, соблюдение законодательства о труде, выполнение обязательств коллективных договоров и соглашений;


13) в пределах своей компетенции способствуют созданию режима наибольшего благоприятствования и преференций, в том числе за счет предоставления налоговых льгот организациям, сохраняющим и создающим рабочие места, инвестирующим средства в строительство жилья, участвующим в укреплении материальной базы учреждений здравоохранения, образования, культуры и спорта.


1.3. Работодатели:


1) совершенствуют производство и расширяют выпуск продукции на основе внедрения современной техники и эффективных технологий, прогрессивных форм организации и культуры труда, соблюдения требований охраны труда и эффективного управления бизнесом;


2) обеспечивают целевое использование амортизационных отчислений;


3) осуществляют меры по неукоснительному соблюдению налогового законодательства, своевременной оплате текущих платежей, погашению задолженности в бюджеты всех уровней;


4) информируют работников о финансово-хозяйственной деятельности организации, принимаемых мерах по стабилизации и развитию производства;


5) обеспечивают реализацию проектов по своевременному обновлению основных фондов, а также расширению производственной и иной хозяйственной деятельности;


6) обеспечивают по запросу исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия и органов местного самоуправления Республики Хакасия представление необходимой информации для совместной разработки и реализации стратегий, программ, прогнозов и мониторинга социально-экономического развития Республики Хакасия;


7) участвуют в инвестиционных проектах и программах в части предоставления внебюджетных инвестиций;


8) принимают меры по повышению качества предоставляемых услуг и производимой продукции;


9) обеспечивают эффективное использование оборотных средств;


10) принимают меры по предупреждению возникновения банкротства;


11) содействуют созданию первичных профсоюзных организаций, исключают деятельность, препятствующую реализации права работников на членство в профсоюзной организации;


12) принимают меры по созданию высокопроизводительных рабочих мест;


13) содействуют созданию условий, обеспечивающих правовое оформление трудовых отношений и развитие коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений.


1.4. Профсоюзы:


1) способствуют укреплению в трудовых коллективах, осуществляющих свою деятельность на территории Республики Хакасия, трудовой дисциплины и организации соревновательного движения за повышение производительности труда и эффективности производства;


2) вносят предложения в органы государственной власти Республики Хакасия об оказании (о форме оказания) юридическим лицам государственной поддержки инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений на территории Республики Хакасия, об установлении налоговых льгот для отдельных категорий налогоплательщиков в части налоговых платежей в республиканский бюджет Республики Хакасия в целях организации производства социально значимых товаров и оказания доступных и качественных услуг населению;


3) выходят с инициативой о включении в коллективные договоры и соглашения взаимных обязательств, направленных на сохранение и развитие производства, на повышение производительности труда и модернизацию производства;


4) принимают меры по созданию первичных профсоюзных организаций у работодателей Республики Хакасия и координационных советов организаций профсоюзов с целью обеспечения социальной защиты и защиты трудовых прав работников;


5) способствуют участию работников в управлении производством;


6) осуществляют профсоюзный контроль за соблюдением законодательных актов, обеспечивающих защиту интересов трудовых коллективов, работников при реорганизации, ликвидации организаций независимо от организационно-правовой формы.


1.5. Работодатели и Профсоюзы в ходе проведения процедур приватизации, банкротства или ликвидации организации совместно разрабатывают комплекс мер, позволяющих обеспечить сохранение за работниками прав и социальных гарантий, установленных действующим законодательством, в том числе права на своевременную выплату заработной платы.



2. Заработная плата, доходы и уровень жизни населения


2.1. Стороны совместно:


1) обеспечивают уровень заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы не ниже достигнутого в 2018 году в результате реализации указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 01.06.2012 N 761 "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", от 28.12.2012 N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";


2) на основе модернизации и повышения эффективности экономики и сферы услуг добиваются роста заработной платы, разрабатывают и реализуют совместные меры по обеспечению своевременной выплаты заработной платы, стипендий и пособий, ликвидации задолженности по заработной плате в хозяйствующих субъектах всех форм собственности, не допускают возникновения задолженности по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды;


3) проводят согласованную политику по повышению уровня и качества жизни населения республики, принимают меры по обеспечению конституционных прав и свобод граждан, выполнению законодательства Российской Федерации и Республики Хакасия социальной направленности;


4) обеспечивают начисление заработной платы не ниже минимальной заработной платы, установленной Региональным соглашением о минимальной заработной плате в Республике Хакасия;


5) обеспечивают начисление районного коэффициента к заработной плате на территории Республики Хакасия не ниже 1,3 и процентной надбавки за стаж работы - до 30%.


2.2. Правительство:


1) содействует повышению реальных денежных доходов населения и сокращению уровня бедности населения на основе устойчивого экономического роста и увеличения валового регионального продукта, наращивания инвестиционного потенциала, повышения эффективности социальных программ, обеспечения занятости населения, развития и совершенствования социального партнерства, оптимизации бюджетных расходов;


2) принимает исчерпывающие меры по обеспечению повышения заработной платы, ее индексации и своевременной выплате работникам государственных учреждений, находящихся в ведении исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия, согласно принимаемым на федеральном и региональном уровнях нормативным актам.


2.3. Работодатели:


1) ежегодно индексируют заработную плату работников в порядке, установленном действующим законодательством;


2) выплачивают заработную плату работникам в сроки, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации, коллективными договорами и трудовыми договорами;


3) в случае приостановки работы работниками в связи с задержкой выплаты заработной платы сохраняют на этот период за работниками средний заработок;


4) создают условия для роста уровня заработной платы за счет модернизации производства: передовых технологий и эффективной организации труда, а также снижения неэффективных, непроизводственных материальных расходов;


5) используют часть дополнительных доходов хозяйствующих субъектов всех форм собственности на повышение заработной платы работников;


6) при возникновении задолженности по выплате заработной платы направляют на ее погашение любые доступные средства организации вплоть до продажи имущества;


7) при доведении заработной платы до минимальной в состав заработной платы не включают повышенную оплату сверхурочной работы, работы в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, дополнительной оплаты работы, выполняемой в порядке совмещения профессий (должностей), расширения зоны обслуживания, увеличения объема работ.


2.4. Профсоюзы:


1) осуществляют контроль за своевременной выплатой заработной платы, уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, оказывают необходимую правовую помощь работникам в отстаивании их трудовых прав и интересов, в том числе в судебном порядке;


2) осуществляют контроль за соблюдением законодательных и других нормативных актов по оплате и условиям труда;


3) ежеквартально публикуют в средствах массовой информации сведения о работодателях, не выполняющих обязательства перед работниками по своевременной выплате заработной платы.


2.5. Работодатели и Профсоюзы предусматривают в коллективных договорах:


1) гарантии работнику по уплате и представлению работодателем информации об исчисленных, удержанных и перечисленных страховых взносах застрахованных лиц, а также о взносах работодателя, уплаченных за счет собственных средств, в случае их уплаты в пользу работников;


2) размер и порядок выплаты работникам вознаграждения за нерабочие праздничные дни в соответствии со статьей 112 Трудового кодекса Российской Федерации.



3. Развитие рынка труда и содействие занятости населения


3.1. Стороны:


1) проводят активные совместные действия на рынке труда, в том числе по организации профессиональной подготовки и переподготовки трудоспособного населения Республики Хакасия, и способствуют недопущению уровня регистрируемой безработицы в среднем за год по республике более 2% от численности рабочей силы;


2) создают условия по социальной адаптации на рынке труда женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста, граждан пенсионного и предпенсионного возраста. Информируют о возможности профессионального обучения и дополнительного профессионального образования по востребованным на рынке труда профессиям в рамках федерального проекта "Содействие занятости" национального проекта "Демография", внедряют гибкие формы занятости, в том числе неполный рабочий день;


3) осуществляют контроль за привлечением и использованием иностранной рабочей силы на территории Республики Хакасия и обеспечивают российским гражданам приоритетное право на замещение вакантных рабочих мест;


4) используют механизмы социального партнерства при планировании и подготовке рабочих кадров для экономики Республики Хакасия;


5) при отсутствии отраслевых, территориальных соглашений либо отсутствии в действующих отраслевых, территориальных соглашениях критериев массового увольнения работников в качестве таковых считают:


ликвидацию организации (прекращение деятельности работодателем - физическим лицом) с численностью работающих 15 и более человек;


увольнение в связи с сокращением численности или штата работников в следующем количестве:


30 и более человек в течение 30 календарных дней;


100 и более человек в течение 60 календарных дней;


250 и более человек в течение 90 календарных дней;


6) содействуют предупреждению безработицы среди молодежи, повышению конкурентоспособности граждан на рынке труда через различные формы профориентационной работы: информирование, консультирование, тестирование, профориентационные экскурсии к работодателям, программы социальной адаптации на рынке труда, а также через проведение ярмарок вакансий;


7) проводят согласованные действия по закреплению в сельской местности выпускников средних профессиональных и высших профессиональных образовательных организаций;


8) разрабатывают дополнительные меры по обеспечению занятости населения, созданию новых и сохранению действующих рабочих мест в населенных пунктах с напряженной ситуацией на рынке труда;


9) осуществляют меры по улучшению качества рабочей силы и развитию ее профессиональной мобильности на основе обновления системы профессионального образования всех уровней, развития систем непрерывного профессионального обучения, профессиональной подготовки и переподготовки кадров с учетом приоритетов развития экономики;


10) содействуют трудоустройству инвалидов, в том числе на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места, и обеспечивают доступность профессионального образования для детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;


11) содействуют развитию системы профессиональных квалификаций в республике, становлению системы независимой оценки квалификаций;


12) содействуют решению задачи профессионального образования населения Республики Хакасия исходя из потребности регионального рынка труда;


13) организуют реализацию мер, направленных на снижение неформальной занятости.


3.2. Правительство:


1) организует единую систему мониторинга и прогнозирования потребности в трудовых ресурсах с целью получения максимально полной и объективной информации об обеспеченности кадрами работодателей Республики Хакасия, в том числе посредством разработки прогноза баланса трудовых ресурсов и формирования прогноза потребности экономики республики в специалистах и рабочих;


2) оказывает содействие хозяйствующим субъектам всех форм собственности в реализации программ подбора и подготовки кадров для производства;


3) обеспечивает контроль за соответствием структуры и объемов подготовки кадров в учреждениях профессионального образования потребности экономики Республики Хакасия;


4) обеспечивает реализацию мероприятий, направленных на снижение неформальной занятости;


5) способствует проведению работы по квотированию рабочих мест в организациях всех форм собственности для приема на работу инвалидов;


6) исходя из потребности республики, содействует организации общественных работ для обеспечения временной занятости и материальной поддержки безработных в период поиска постоянного рабочего места;


7) содействует развитию системы профессиональной ориентации обучающихся в общеобразовательных организациях с целью мотивации их профессионального самоопределения и выбора профессии или специальности, востребованной на рынке труда;


8) содействует началу осуществления предпринимательской деятельности безработных граждан в качестве индивидуального предпринимателя, физического лица - налогоплательщика налога на профессиональный доход, а также при регистрации юридического лица или крестьянского (фермерского) хозяйства.


3.3. Работодатели:


1) принимают меры по модернизации производства и наиболее эффективному использованию производственных мощностей, созданию новых и сохранению имеющихся рабочих мест с достойной оплатой труда, переквалификации кадров и обеспечению выполнения квоты по трудоустройству инвалидов;


2) участвуют в организации и финансировании проведения общественных работ, временного трудоустройства безработных граждан и граждан, испытывающих трудности в поиске работы;


3) содействуют трудоустройству высвобождаемых работников предприятий-банкротов или сохраняют возможность их занятости на предприятиях, вновь образуемых на базе их имущества;


4) при ликвидации хозяйствующего субъекта или сокращении численности работников предоставляют работникам в период срока предупреждения один день в неделю с сохранением среднего заработка для поиска нового места работы.


До проведения мероприятий по ликвидации или сокращению численности работников предоставляют высвобождаемым работникам возможность прохождения курсовой подготовки, переподготовки или повышения квалификации за счет средств работодателя.


Сохраняют за высвобождаемыми работниками в течение полугода со дня увольнения приоритетное право на прием на работу в случаях восстановления производственной деятельности, возникновения потребностей в дополнительной рабочей силе, создания новых рабочих мест в соответствующей организации;


5) не допускают массового увольнения работников, связанного с совершенствованием организации труда, ликвидацией, реорганизацией, перепрофилированием организации или частичной приостановкой производства по инициативе работодателя, без предварительного (не менее чем за три месяца) уведомления в письменной форме соответствующих профсоюзных органов или иных представителей работников (далее - профсоюзные органы) и проведения с ними переговоров о соблюдении прав и интересов работников;


6) решают вопросы смягчения негативных последствий сокращения рабочих мест;


7) разрабатывают меры материальной и моральной поддержки ветеранов труда и работников, проработавших у работодателя длительное время, в том числе посредством привлечения их в качестве наставников на платной основе на неполный рабочий день;


8) не допускают ограничения трудовых прав и свобод граждан в зависимости от возраста;


9) реализуют меры, направленные на сохранение и развитие занятости граждан предпенсионного возраста;


10) принимают организационные усилия для скорейшего и эффективного перехода на применение в работе профессиональных стандартов;


11) обеспечивают сохранение мест работы (должностей) за гражданами, добровольно изъявившими желание принять участие в специальной военной операции по денацификации и демилитаризации Украины, в течение всего срока службы до момента увольнения с военной службы.


(пп. 11 введен Дополнительным соглашением N 1 от 29.06.2022 N 17-д)


3.4. Профсоюзы:


1) предоставляют бесплатную правовую и консультационную помощь, защиту прав членов профсоюзов в вопросах занятости и социально-трудовых отношений;


2) осуществляют анализ заявлений и обращений граждан, на основе которого разрабатывают и представляют в Правительство предложения по совершенствованию правового и договорного регулирования вопросов содействия занятости населения;


3) сотрудничают с работодателями в решении задач профессионального развития персонала, обеспечивая защиту прав работников, повышение их квалификации, подготовку и переподготовку кадров по профессиям и специальностям;


4) осуществляют контроль за соблюдением трудового законодательства в вопросах приема на работу, предоставления льгот и гарантий при высвобождении работников;


5) добиваются через коллективные договоры организаций, соответствующие отраслевые соглашения в установленном законодательством порядке:


создания необходимых условий для подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, в том числе намеченных к высвобождению;


выработки предложений по материальной поддержке работников, высвобождаемых в организациях;


содействия предоставлению дополнительных льгот и гарантий высвобождаемым работникам в результате банкротства организаций.



4. Социальная защита населения Республики Хакасия


4.1. Стороны:


1) разрабатывают и реализуют комплекс мер, направленных на социальную защиту социально уязвимых категорий населения, обеспечение охраны материнства и детства, социальную поддержку женщин и лиц с семейными обязанностями, улучшение демографической ситуации;


2) проводят совместную работу по эффективному использованию бюджетных средств и средств предприятий, учреждений на организацию отдыха и лечения работников;


3) разрабатывают и реализуют мероприятия по организации круглогодичного отдыха и оздоровления детей. Обеспечивают сохранение и развитие сети детских оздоровительных организаций всех видов и типов, доступность зданий и сооружений оздоровительных организаций для детей-инвалидов. Принимают меры по недопущению перепрофилирования детских оздоровительных организаций независимо от форм собственности;


4) добиваются обеспечения пенсионных прав работников в условиях ведения персонифицированного учета, включения в коллективные договоры (соглашения) обязательств, связанных с организацией этого учета, своевременным и обоснованным представлением в Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Хакасия полных сведений о застрахованных лицах;


5) осуществляют работу по пропаганде здорового образа жизни. Способствуют с этой целью проведению различных культурно-спортивных мероприятий (олимпиад, фестивалей, смотров-конкурсов, корпоративных спортивных лиг);


6) обеспечивают выполнение комплекса мероприятий по развитию институтов самоуправления и принятию кодексов профессиональной этики работников, оказывающих услуги в социальной сфере;


7) содействуют распространению опыта реализации корпоративных социальных программ, направленных на поддержание здоровья на рабочем месте, принимают меры по профилактике социально значимых заболеваний, в том числе заболеваний, вызванных вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции);


8) создают условия по реализации мер, установленных Правительством, по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), предусматривающих исходя из финансово-экономического положения работодателя стимулирование работников к прохождению вакцинации от новой коронавирусной инфекции (COVID-19) посредством предоставления повышенных или дополнительных гарантий и компенсаций, в том числе:


предоставление работникам, прошедшим вакцинацию против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), двух дней отдыха с сохранением заработной платы: непосредственно в день вакцинации и следующий за ним;


предоставление ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, прошедшим вакцинацию против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в количестве не менее двух календарных дней;


предоставление работникам в случае вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, в выходной или нерабочий праздничный день по желанию другого дня отдыха с сохранением среднего заработка;


установление работникам, прошедшим вакцинацию против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), дополнительных поощрительных выплат.


4.2. Правительство:


1) обеспечивает реализацию социальных законов, республиканских социальных целевых программ;


2) принимает меры по снижению очередности в дошкольные образовательные организации Республики Хакасия;


3) обеспечивает финансирование организации отдыха и оздоровления детей за счет целевого финансирования из республиканского бюджета Республики Хакасия. Объем средств на финансирование организации отдыха и оздоровления детей устанавливается Законом Республики Хакасия о республиканском бюджете Республики Хакасия на соответствующий год;


4) предоставляет субсидии из республиканского бюджета Республики Хакасия бюджетам муниципальных образований Республики Хакасия на проведение ремонта загородных детских оздоровительных лагерей;


5) развивает массовую спортивно-оздоровительную работу с населением республики;


6) обеспечивает предоставление гражданам персонифицированной информации о правах, возникающих в связи с событием, наступление которого предоставляет им возможность получения мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемого в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат, а также информации об условиях их назначения и предоставления посредством информационной системы "Единый контакт-центр взаимодействия с гражданами" с использованием выделенного телефонного номера и текстового канала;


7) содействует повышению доступности мер социальной защиты (поддержки) посредством перевода в электронный вид массовых социально значимых государственных услуг;


8) участвует в реализации проектов в области цифровой трансформации социальной сферы для оптимизации деятельности и совершенствования процессов предоставления мер социальной защиты (поддержки).


4.3. Работодатели:


1) участвуют в разработке и реализации основных направлений социальной политики Республики Хакасия;


2) разрабатывают и реализуют мероприятия по предоставлению дополнительных (сверх установленных законодательными актами) социальных льгот и гарантий работникам (в том числе семьям с детьми), инвалидам, пенсионерам, бывшим работникам за счет собственных средств;


3) финансируют расходы на культурно-массовую и физкультурно-оздоровительную работу в организациях. Предусматривают в коллективных договорах обязательства по выделению средств на организацию отдыха и оздоровление детей работников организации;


4) предусматривают в расходах предприятия выплаты социального характера для женщин, находящихся в неоплачиваемых отпусках по уходу за ребенком до достижения возраста трех лет, при наличии финансовых возможностей;


5) разрабатывают и внедряют меры поощрения работников организаций, выполнивших нормативы Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" и получивших знаки отличия бронзового, серебряного и золотого достоинства в каждой возрастной ступени, а также принявших участие в корпоративных спортивных лигах;


6) поощряют работников за участие в общественно-полезных мероприятиях, в том числе организованных органами государственной власти.


4.4. Профсоюзы:


1) участвуют в разработке и реализации основных направлений социальной политики Республики Хакасия и создаваемых на их основе целевых социальных программ;


2) через отраслевые соглашения и коллективные договоры добиваются:


обязательного медицинского страхования работающих на предприятиях и в организациях всех форм собственности;


выделения организациями необходимых средств на предоставление работникам субсидий на строительство или приобретение жилья, оздоровление детей, медицинское обслуживание, организацию культурно-массовой работы и спорта.



5. Охрана труда, промышленная и экологическая безопасность


5.1. Стороны совместно:


1) оказывают содействие и помощь в создании служб охраны труда на предприятиях, осуществляющих производственную деятельность, и помощь в организации работы по вопросам охраны труда;


2) в целях привлечения внимания работодателей к вопросам охраны труда, сокращения производственного травматизма и профессиональных заболеваний и поднятия престижа института охраны труда и авторитета компаний, обеспечивающих соответствующий уровень мероприятий по охране труда, ежегодно организуют и проводят смотры-конкурсы по охране труда среди работодателей, осуществляющих свою деятельность на территории Республики Хакасия;


3) содействуют повышению квалификации специалистов по охране труда и специалистов по экологической безопасности;


4) разрабатывают проекты нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности в соответствии с федеральным законодательством.


5.2. Правительство:


1) обеспечивает на территории Республики Хакасия проведение государственной политики в сфере труда, охраны труда, экологической безопасности населения;


2) принимает меры по обеспечению финансирования мероприятий по охране труда, в том числе по проведению специальной оценки условий труда в учреждениях, оценки профессиональных рисков, финансируемых за счет средств республиканского бюджета Республики Хакасия;


3) осуществляет ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;


4) разрабатывает территориальные целевые программы улучшения условий и охраны труда, экологической безопасности населения и обеспечивает контроль за их выполнением;


5) обеспечивает систематическое информирование населения об экологической ситуации в республике и возникновении угроз экологического характера;


6) оказывает консультационную, методическую помощь работодателям по обеспечению безопасных условий труда.


5.3. Работодатели:


1) обеспечивают безопасные условия и охрану труда для работников в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, правилами, инструкциями по охране труда, федеральными и отраслевыми программами;


2) в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения установленных законодательством Российской Федерации требований в области охраны окружающей среды организуют и осуществляют производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль);


3) наименования работ, производств, профессий, должностей и специальностей, при выполнении которых работники имеют право на досрочное назначение трудовой пенсии, устанавливают в соответствии с профессиональными стандартами, квалификационными справочниками, утверждаемыми в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации;


4) разрабатывают необходимую нормативно-техническую документацию, проводят организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические и другие необходимые мероприятия по предотвращению или снижению воздействия вредных и (или) опасных факторов производственной среды на работников;


5) обеспечивают разработку и исполнение мероприятий по улучшению условий и охраны труда, а также санитарно-оздоровительных мероприятий с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа;


6) в сроки, определенные коллективными договорами, но не реже одного раза в пять лет, проводят с участием представителя(ей) выборного профсоюзного органа специальную оценку условий труда с измерением параметров опасных и вредных производственных факторов с оценкой травмобезопасности производственного оборудования, обеспеченности средствами индивидуальной защиты и т.д.;


7) обеспечивают информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и правилах применения средств индивидуальной защиты;


8) осуществляют управление охраной труда на локальном уровне во взаимодействии с совместными комиссиями по охране труда, профсоюзными органами и уполномоченными лицами по охране труда профсоюзных органов;


9) укомплектовывают службы по охране труда в соответствии с межотраслевыми (отраслевыми) нормативами и не допускают их сокращения и ликвидации. Внедряют системы управления охраной труда в организации в соответствии с ГОСТом 12.0.230-2007 "Системы стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования";


10) устанавливают работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, соответствующие льготы и компенсации, предусмотренные федеральным законодательством, иными нормативными правовыми актами;


11) разрабатывают совместно с профсоюзными органами и реализуют систему материального и морального поощрения работников за снижение производственного травматизма, безаварийную работу, улучшение условий и охраны труда;


12) обеспечивают гарантии и компенсации работникам за работу на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, взносы во внебюджетные фонды в соответствии с классами вредности;


13) систематически выявляют и анализируют профессиональные риски и опасности. Стремятся к снижению уровней профессиональных рисков или недопущению их повышения;


14) разрабатывают и реализуют мероприятия по охране окружающей природной среды.


5.4. Профсоюзы:


1) участвуют в системе управления охраной труда, принимают меры к включению в коллективные договоры и соглашения мероприятий по охране труда, окружающей природной среды и финансирования этих мероприятий, а также осуществляют контроль за их исполнением;


2) организуют защиту интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и получивших профессиональные заболевания;


3) организуют подготовку и инструктирование уполномоченных лиц профсоюзных комитетов по охране труда;


4) организуют общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;


5) взаимодействуют с Государственной инспекцией труда в Республике Хакасия по вопросам соблюдения законодательства Российской Федерации и Республики Хакасия в сфере охраны труда.



6. В области молодежной политики


6.1. Стороны:


1) способствуют реализации государственной молодежной политики в республике;


2) содействуют увеличению представительства трудоспособной молодежи в исполнительных органах государственной власти Республики Хакасия, органах местного самоуправления, в органах объединений профсоюзов и работодателей.


6.2. Работодатели:


1) принимают участие в договорных отношениях с профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования по подготовке молодых специалистов, обеспечивают реализацию практической подготовки обучающихся и последующее их трудоустройство;


2) в целях закрепления работников на производстве оказывают материальную поддержку молодым специалистам в соответствии с действующим законодательством и локальными нормативными актами;


3) проводят работу по закреплению на производстве молодых специалистов, используя институт наставничества;


4) организуют проведение общественных работ, временного трудоустройства несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан в возрасте до 25 лет из числа выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, ищущих работу впервые;


5) разрабатывают и реализуют меры по закреплению и поддержке молодых специалистов и решению их социально-бытовых проблем;


6) предусматривают в коллективных договорах для семей с детьми, в том числе молодых семей при рождении первого ребенка, мероприятия по созданию благоприятных условий для совмещения профессиональных и семейных обязанностей, а также меры по оказанию содействия беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет;


7) содействуют созданию условий для профессионального роста молодых работников, участвуют в развитии целевого обучения специалистов для организаций.


6.3. Профсоюзы:


1) добиваются включения в коллективные договоры и соглашения мер по закреплению молодых работников на производстве и осуществляют защиту их трудовых прав и интересов;


2) способствуют вовлечению молодых работников в профсоюзное членство в Республике Хакасия.



7. Социальное партнерство и координация действий Сторон Соглашения


7.1. Стороны:


1) обязуются соблюдать достигнутые Соглашением договоренности;


2) содействуют заключению коллективных договоров и соглашений на территории республики, их уведомительной регистрации, принимают меры по совершенствованию практики заключения коллективных договоров и соглашений;


3) способствуют предотвращению трудовых споров, а при их возникновении - принимают меры по их урегулированию;


4) проводят работу по развитию социального партнерства в трудовых коллективах, созданию новых и расширению имеющихся первичных профсоюзных организаций, а также созданию и эффективной работе координационных советов организаций профсоюзов и объединений работодателей в муниципальных образованиях республики;


5) обеспечивают участие работодателей Республики Хакасия в региональных этапах всероссийских конкурсов "Российская организация высокой социальной эффективности", "Лучший по профессии";


6) проводят трехсторонние консультации по вопросам разработки и реализации социально-экономической политики, а также предварительное обсуждение проектов законов и иных нормативных правовых актов, республиканских программ и других актов в сфере труда и социально-трудовых отношений.


7.2. Правительство:


1) ежегодно организует встречи Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия с Профсоюзом и Работодателями в рамках социального партнерства;


2) приглашает представителей Профсоюза и Работодателей для участия в проводимых мероприятиях, включает их в состав комитетов, работающих на общественных началах, советов, комиссий по социально-экономическим проблемам;


3) обеспечивает доступность и открытость (прозрачность) информации о деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия;


4) направляет проекты республиканских законов и иных нормативных правовых актов Республики Хакасия в области социально-трудовых отношений в Республиканскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений для информирования и вынесения их на обсуждение Сторон.


7.3. Работодатели:


1) при формировании годовых финансовых планов и бизнес-планов предусматривают средства, необходимые на финансирование обязательств, предусмотренных Соглашением;


2) не препятствуют деятельности первичных профсоюзных организаций, их созданию на предприятиях;


3) заключают с выборными профсоюзными органами и иными представителями работников коллективные договоры, устанавливающие конкретные условия трудовых отношений между работниками и работодателями, а также содействуют осуществляемому ими контролю за исполнением условий коллективных договоров и соблюдением трудового законодательства;


4) соблюдают права и гарантии профсоюзов в организациях независимо от форм собственности;


5) инициируют заключение коллективных договоров;


6) не реже одного раза в год на общих собраниях коллектива отчитываются о ходе выполнения коллективного договора;


7) не препятствуют деятельности технической и правовой инспекций труда профсоюзов, посещению рабочих мест представителями профсоюзов для реализации уставных задач и предоставленных профсоюзам прав по защите социально-трудовых интересов работников;


8) при участии выборного профсоюзного актива в работе выборных профсоюзных органов всех уровней работодатель сохраняет за членами выборного профсоюзного актива средний заработок на период участия в указанных мероприятиях.


7.4. Профсоюзы:


1) в течение срока действия Соглашения, при условии выполнения Сторонами содержащихся в нем обязательств, содействуют предотвращению, воздерживаются от объявления и поддержки забастовок, других массовых акций;


2) способствуют увеличению профсоюзного членства в Республике Хакасия, восстановлению и созданию новых первичных профсоюзных организаций.


7.5. Работодатели и Профсоюзы содействуют обеспечению в соответствии с законодательством Российской Федерации перечисления профсоюзных взносов одновременно с выплатой заработной платы.



8. Заключительные положения


8.1. Контроль за исполнением Соглашения осуществляют Стороны, Республиканская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений.


8.2. Республиканская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений ежегодно рассматривает ход выполнения положений Соглашения.


8.3. При невыполнении обязательств по Соглашению Стороны несут ответственность, предусмотренную действующим законодательством.


8.4. Соглашение вступает в силу с 01 января 2022 года и действует по 31 декабря 2024 года.

Подписи сторон:

Правительство Республики Хакасия:

Глава Республики Хакасия -

Председатель Правительства

Республики Хакасия

Профсоюзы:

Председатель Хакасского

республиканского союза

организаций профсоюзов

"Федерация профсоюзов

Республики Хакасия"

В.О.КОНОВАЛОВ

Е.В.ОЛЬХОВСКАЯ

Работодатели:

Председатель правления

Регионального объединения

работодателей

"Союз промышленников

и предпринимателей

Республики Хакасия"

А.В.МАНЖУЛА


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ