Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь


ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 30 декабря 2021 года N 824-р
г. Улан-Удэ


[Об утверждении Основных направлений долговой политики Республики Бурятия на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов]



В соответствии со статьей 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и в целях реализации ответственной долговой политики Республики Бурятия:


1. Утвердить Основные направления долговой политики Республики Бурятия на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов согласно приложению к настоящему распоряжению.


2. Настоящее распоряжение вступает в силу с 1 января 2022 года.



Глава Республики Бурятия -
Председатель Правительства
Республики Бурятия
А.ЦЫДЕНОВ



Утверждены
распоряжением Правительства
Республики Бурятия
от 30.12.2021 N 824-р



ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ НА 2022 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2023 И 2024 ГОДОВ



1. Итоги реализации долговой политики Республики Бурятия предыдущего периода и предварительные итоги 2021 года


Основными целями долговой политики Республики Бурятия в прошедшем периоде являлись обеспечение сбалансированности и долговой устойчивости республиканского бюджета, поддержание объема государственного долга на экономически безопасном уровне, своевременное исполнение долговых обязательств Республики Бурятия.


По итогам 2017 - 2020 годов объем государственного внутреннего долга Республики Бурятия не превышал 50,0% от налоговых и неналоговых доходов республиканского бюджета.


Объем государственного долга на 1 января 2021 года составил 13913,3 млн. рублей, или 49,4% к общему объему доходов республиканского бюджета без учета безвозмездных поступлений. Наблюдавшиеся тенденции сдержанной политики государственных заимствований в 2018 - 2019 годах не стали устойчивыми из-за ситуации, сложившейся в 2020 году, необходимости увеличения расходов в целях финансового обеспечения мер по противодействию новой коронавирусной инфекции и преодолению ее последствий.


Рост государственного долга по итогам 2020 года по отношению к началу года составил 6,1%.


Оказанная государственная поддержка из федерального бюджета Республике Бурятия в декабре 2020 года в виде бюджетного кредита для погашения бюджетного кредита на пополнение остатков средств на счете бюджета региона в сумме 4352,4 млн. рублей позволила снизить долю рыночных долгов в общем объеме государственного долга с 80,0% на 1 января 2020 года до 51,6% на 1 января 2021 года, сократить процентные расходы республиканского бюджета, долговую нагрузку по рыночным заимствованиям.


Также в 2020 году Республикой Бурятия подписано дополнительное соглашение о реструктуризации предоставленных в 2015 - 2017 годах бюджетных кредитов из федерального бюджета, что позволило перенести определенную часть долговой нагрузки на бюджет с 2020 - 2024 годов на 2025 - 2029 годы.


Доля выданных государственных гарантий в общем объеме долговых обязательств Республики Бурятия незначительно сократилась с 1,8% по состоянию на 1 января 2020 года до 1,3% на 1 января 2021 года. Принципалами исполнение обязательств перед кредитной организацией осуществлялось самостоятельно.


Исполнение долговых обязательств Республикой Бурятия осуществляется в полном объеме и своевременно.


Объем расходов на обслуживание государственного долга республики в указанный период не превышал 0,8% от общего объема расходов республиканского бюджета, за исключением объема расходов, осуществляемых за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе в 2018 году - 0,77%, в 2019 году - 0,74%, в 2020 году - 0,5%.


В целях снижения долговой нагрузки на республиканский бюджет в виде выплаты процентных платежей и, в частности, выполнения рекомендаций Правительства Российской Федерации в части возможности привлечения в бюджет кредитов от кредитных организаций по процентным ставкам на уровне не более чем уровень ключевой ставки, устанавливаемый Банком России, увеличенный на 1 процент годовых, в течение как предыдущего периода, так и в текущем году осуществляется работа по следующим направлениям:


- принятие решений о привлечении заемных средств, исходя из фактического исполнения республиканского бюджета, потребности в привлечении заемных средств;


- осуществление активных операций по управлению остатками средств на едином счете республиканского бюджета;


- замещение ранее привлеченных кредитов кредитных организаций на кредиты под более низкие процентные ставки при наличии благоприятной рыночной конъюнктуры;


- использование возобновляемых кредитных линий со свободным графиком выборки и погашения.


Ключевые показатели по итогам 2019 - 2020 годов находились в пределах безопасных уровней.



Таблица

NN п/п

Показатель (индикатор)

2019 год, факт

2020 год, факт

1.

Уровень дефицита республиканского бюджета от суммы доходов республиканского бюджета без учета безвозмездных поступлений, %

0,07%

7,44%

2.

Отношение объема долговых обязательств Республики Бурятия по кредитам, полученным от кредитных организаций, и государственным ценным бумагам Республики Бурятия к общему годовому объему доходов республиканского бюджета в отчетном финансовом году (без учета объемов безвозмездных поступлений), %

34,67%

25,5%

3.

Отношение объема государственного долга Республики Бурятия к общему объему доходов республиканского бюджета без учета безвозмездных поступлений, %

43,28%

49,4%

4.

Доля объема расходов на обслуживание государственного долга Республики Бурятия в общем объеме расходов республиканского бюджета субъекта Российской Федерации, за исключением объема расходов, осуществляемых за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов, %

0,74%

0,5%


В 2020 году обеспечено выполнение условий дополнительных соглашений о реструктуризации бюджетных кредитов, привлеченных из федерального бюджета, по общей и рыночной долговой нагрузке на республиканский бюджет.


Присвоенный в 2018 году Республике Бурятия уровень кредитного рейтинга по национальной рейтинговой шкале подтвержден в апреле, октябре 2020 года и марте 2021 года. По итогам рейтинговых действий национального рейтингового агентства АО "Эксперт-РА" в сентябре текущего года уровень кредитного рейтинга действует на уровне ruBBB + (стабильный прогноз).


В целях выполнения послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 21 апреля 2021 года и согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 28 июня 2021 года N 1029 "Об утверждении Правил проведения в 2021 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам" проведена реструктуризация задолженности по бюджетному кредиту, полученному в декабре истекшего года, в объеме 4352,4 млн. рублей. Погашение задолженности перенесено с июля 2021 года с установлением графика погашения указанной задолженности по 2029 год включительно.


Предоставленный бюджетный кредит из федерального бюджета для погашения долговых обязательств по рыночным заимствованиям консолидированного бюджета Республики Бурятия в сумме 1258,8 млн. рублей в полном объеме направлен городскому округу "Город Улан-Удэ" для погашения муниципальных долговых обязательств перед кредитными организациями.


Оказанная государственная поддержка Российской Федерацией в текущем году по реструктуризации долговых обязательств Республики Бурятия по бюджетным кредитам, по погашению муниципальными образованиями коммерческой задолженности банкам позволила обеспечить долговую устойчивость в целом консолидированного бюджета Республики Бурятия, сформировать дополнительные источники для финансирования региональных полномочий.


Более быстрое восстановление экономики, оживление деловой активности, чем которые закладывались при формировании республиканского бюджета на 2021 - 2023 годы и первоначальной оценке поступления налоговых доходов в условиях неопределенной ситуации, вследствие пандемии коронавирусной ситуации, позволят завершить 2021 год с лучшими показателями по долговой политике Республики Бурятия. Объем государственного внутреннего долга Республики Бурятия на 1 января 2022 года оценивается в 16603,4 млн. рублей, или 46,0% к налоговым и неналоговым доходам республиканского бюджета. Рыночная долговая нагрузка на бюджет прогнозируется в размере 25,7% к доходам бюджета без учета безвозмездных поступлений из других уровней бюджетной системы Российской Федерации.


По итогам исполнения республиканского бюджета за 2021 год уровень процентных расходов в общем объеме расходов бюджета, за исключением расходов, осуществляемых за счет за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, оценивается в 0,2%.


Принятые Республикой Бурятия обязательства по дополнительным соглашениям о реструктуризации бюджетных кредитов по итогам 2021 года будут выполнены.



2. Основные факторы, определяющие характер основных направлений долговой политики


Долговая политика Республики Бурятия в 2022 - 2024 годах будет направлена на безусловное выполнение долговых обязательств Республики Бурятия, соблюдение норм, установленных федеральным законодательством, обеспечение долговой устойчивости бюджета и поддержание объема государственного долга Республики Бурятия на экономически безопасном уровне.


Основными факторами, определяющими характер долговой политики Республики Бурятия, являются:


1. Сохранение в среднесрочной перспективе потребности в финансировании дефицита республиканского бюджета, обусловленного темпами роста налоговых доходов республиканского бюджета, необходимостью финансового обеспечения расходных обязательств Республики Бурятия, принимаемых с учетом реализации Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".


2. Рост дополнительных расходов в целях поддержки населения вследствие коронавирусной инфекции.


3. Потребность в финансировании крупных инвестиционных проектов.


4. Денежно-кредитная политика Центрального банка Российской Федерации, направленная на ограничение проинфляционных факторов.


5. Обеспечение долговой устойчивости в соответствии с системой оценки, установленной в Бюджетном кодексе Российской Федерации.



3. Основные цели и задачи долговой политики Республики Бурятия


Долговая политика Республики Бурятия на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов будет направлена на достижение следующих целей:


- обеспечение сбалансированности республиканского бюджета и исполнения долговых обязательств Республики Бурятия;


- поддержание объема государственного долга республики и расходов на обслуживание государственного долга в пределах, установленных федеральным законодательством;


- укрепление репутации Республики Бурятия в качестве надежного заемщика с высоким уровнем кредитоспособности.


Реализация долговой политики Республики Бурятия на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов требует решения следующих задач:


- поддержание приемлемого, экономически обоснованного объема государственного долга Республики Бурятия;


- обеспечение своевременного исполнения и обслуживания долговых обязательств Республики Бурятия;


- диверсификация долгового портфеля Республики Бурятия за счет использования различных видов заимствований в зависимости от изменений на рынке капитала;


- повышение открытости и прозрачности долговой политики республики;


- выполнение условий соглашений о реструктуризации обязательств (задолженности) Республики Бурятия по бюджетным кредитам, привлеченным из федерального бюджета;


- сокращение рисков, связанных с осуществлением государственных заимствований;


- оптимизация расходов на обслуживание государственного долга Республики Бурятия.



4. Инструменты реализации долговой политики Республики Бурятия


Реализация долговой политики Республики Бурятия включает следующие инструменты:


1) кредиты кредитных организаций.


Данный инструмент, преимущественно в форме возобновляемой кредитной линии, позволяет использовать заемные средства только в периоды необходимости - привлекать финансовые ресурсы при возникновении потребности, в том числе на рефинансирование долговых обязательств, и досрочно возвращать при наличии возможности без излишних финансовых потерь.


При применении этого инструмента используется конкурентный способ определения исполнителей в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", что позволяет экономить бюджетные средства в связи со снижением начальной (максимальной) цены контрактов на привлечение кредитных ресурсов.


Для обеспечения исполнения Программы государственных внутренних заимствований Республики Бурятия в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 6 октября 2016 года N 1009 "О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 13 января 1014 года N 19" государственные закупки на предоставление кредита для финансирования дефицита республиканского бюджета и/или погашения долговых обязательств Республики Бурятия могут размещаться с установлением в контракте процентной ставки, рассчитываемой как сумма ключевой ставки, устанавливаемой Банком России, и надбавки, определяемой в контракте;


2) в рамках решения минимизации расходов на обслуживание долговых обязательств Республики Бурятия и обеспечения текущей ликвидности республиканского бюджета будет продолжена работа по привлечению бюджетного кредита на пополнение остатков средств на едином счете республиканского бюджета;


3) государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг.


Эмиссия государственных ценных бумаг при благоприятной рыночной конъюнктуре позволит единовременно и в необходимом объеме привлечь внебюджетные средства для исполнения принятых расходных обязательств.


Проведение регулярного мониторинга финансового рынка позволит рассматривать целесообразность выпуска государственных ценных бумаг исходя из сложившейся рыночной конъюнктуры.


Объемы и параметры рыночных заимствований будут определяться таким образом, чтобы обеспечить сбалансированность республиканского бюджета, срочность долговых обязательств Республики Бурятия была равномерной, перенести пиковые нагрузки по погашению и обслуживанию с 2022 года на последующие годы;


4) государственные гарантии.


В предстоящем бюджетном цикле применение данного инструмента будет направлено, прежде всего, на решение социальных задач.


В дальнейшем выдача государственных гарантий будет направлена на поддержку приоритетных инвестиционных проектов, реализуемых на территории республики, при этом их предоставление будет осуществляться с правом регрессного требования гаранта к принципалу, что позволит возместить потери бюджета при наступлении гарантийного случая;


5) привлекаемые на срок не менее 15 лет из федерального бюджета бюджетные кредиты на финансовое обеспечение расходов по реализации инфраструктурных проектов во взаимосвязи с условиями их предоставления.


В целом реализация долговой политики Республики Бурятия требует взвешенного сочетания и применения указанных инструментов.



5. Риски, возникающие в процессе управления государственным долгом Республики Бурятия


При реализации долговой политики Республики Бурятия могут возникнуть следующие риски:


- ухудшение макроэкономической ситуации, в том числе рост инфляции в средне- и долгосрочном периоде времени;


- нестабильность банковской системы, ужесточение процентной политики Банком России и кредитными организациями;


- изменение налогового законодательства Российской Федерации, пересмотр распределения доходных источников между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;


- недостаточное поступление доходов в республиканский бюджет вследствие снижения налоговой базы по основным доходным источникам республиканского бюджета;


- риск наступления гарантийного случая - неплатежи принципалов по обязательствам, обеспеченным государственными гарантиями Республики Бурятия.


Основные меры, принимаемые в отношении управления рисками:


- осуществление мониторинга конъюнктуры финансового рынка и ключевой ставки, устанавливаемой Банком России; взвешенные и экономически обоснованные решения по рыночным заимствованиям, в том числе для рефинансирования накопленных долговых обязательств;


- работа с федеральными органами власти по компенсации недопоступления доходов в республиканский бюджет путем дополнительной финансовой поддержки в виде дотации на обеспечение сбалансированности республиканского бюджета.



6. Показатели реализации мероприятий долговой политики Республики Бурятия. Дополнительные меры, способствующие реализации долговой политики Республики Бурятия


Для оценки и контроля эффективности управления государственным долгом Республики Бурятия ведение долговой политики Республики Бурятия в 2022 - 2024 годах будет направлено на соблюдение условий бюджетного законодательства Российской Федерации, предусматривающих обеспечение показателей долговой устойчивости бюджета.


Реализации эффективной долговой политики должно способствовать выполнение плана мероприятий по оздоровлению государственных финансов, включая мероприятия, направленные на рост собственных доходов, оптимизацию расходов, а также оптимизации государственного долга Республики Бурятия.


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ