Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь


Соглашение между Правительством Республики Марий Эл, Союзом "объединение организаций профсоюзов Республики Марий Эл" и республиканским объединением работодателей на 2022 - 2024 годы

от 7 октября 2021 года
г.Йошкар-Ола



Стороны социального партнерства (далее - Стороны): Правительство Республики Марий Эл (далее - Правительство), Союз "Объединение организаций профсоюзов Республики Марий Эл" (далее - Профсоюзы), республиканское объединение работодателей (далее - Работодатели) заключили настоящее Соглашение, устанавливающее общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений на республиканском уровне в 2022 - 2024 годах и совместные действия Сторон по его реализации.


Стороны признают, что главной стратегической целью социально-экономического развития Республики Марий Эл является повышение уровня и качества жизни населения на основе внедрения принципов достойного труда, устойчивого развития и укрепления конкурентоспособности экономики, улучшения демографической ситуации, совершенствования профессиональной подготовки молодежи, улучшения условий труда, обеспечения эффективной занятости, роста производительности труда, заработной платы работающих, доходов населения и сокращения доли малоимущих, снижения дифференциации в сфере доходов и заработной платы, совершенствования социальной сферы при рациональном использовании средств республиканского бюджета Республики Марий Эл.


Договаривающиеся Стороны, заключая Соглашение, руководствуются Трудовым кодексом Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Марий Эл, в пределах своих полномочий принимают на себя обязательства, закрепленные Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2021 - 2023 годы (далее - Генеральное соглашение).


Условия Соглашения обеспечивают минимальный уровень прав и гарантий работников, который не может быть изменен в сторону снижения социальной защищенности работников.


Соглашение является основой для заключения территориальных в муниципальных образованиях в Республике Марий Эл (далее - муниципальные образования), отраслевых (наряду с общероссийскими тарифными соглашениями) соглашений, а также коллективных договоров организаций.


Стороны намерены развивать свои взаимоотношения на основе принципов социального партнерства, коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений, соблюдать определенные Соглашением обязательства и договоренности.


В связи с реализацией мер противодействия распространению новой коронавирусной инфекции COVID-19 и их влиянием на рынок труда Стороны принимают на себя обязательства оперативного формирования предложений, направленных на сохранение организаций, обеспечения их деятельности и конкурентоспособности, защиту трудовых прав работников, обеспечение стабильности на рынке труда, поддержание уровня доходов граждан.


В случаях возникновения необходимости принятия неотложных решений в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 Стороны договорились осуществлять оперативное взаимодействие с учетом требований законодательства о социальном партнерстве для реализации соответствующих мер по защите прав работников и обеспечения деятельности организаций.



1. В сфере экономики



Стороны


Содействуют повышению эффективности стратегического планирования в Республике Марий Эл, включая участие работодателей и профсоюзов в подготовке, экспертизе, реализации и оценке эффективности выполнения стратегических документов, а также в формировании документов стратегического планирования, реализация которых затрагивает социально-трудовые и связанные с ними отношения, и осуществляют анализ их исполнения.


В условиях распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 проводят анализ влияния пандемии на социально-экономическое развитие республики и мониторинг реализации мер поддержки граждан и организаций в период пандемии, а также на их основе формируют предложения о дополнительных мерах поддержки граждан и бизнеса.


1.1. Осуществляют взаимодействие при выработке приоритетов и разработке документов стратегического планирования.


1.2. Принимают меры по достижению целевых показателей региональных проектов в рамках реализации национальных проектов, разработанных в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".


Обеспечивают достижение стратегических целей социально-экономического развития республики: повышение уровня и качества жизни населения, создание условий, обеспечивающих конкурентоспособность и рост экономики.


1.3. Содействуют:


повышению эффективности работы государственных служащих Республики Марий Эл и их ориентированности на достижение результатов, использованию проектных принципов в государственном управлении;


цифровизации государственного управления, максимальному переходу на электронное взаимодействие с органами власти;


развитию конкуренции и сокращению масштабов прямого участия государства в конкурентных секторах экономики;


снижению избыточных административных барьеров в экономике;


совместному обсуждению проектов законодательных, иных нормативных правовых и других актов органов государственной власти, касающихся законодательства о банкротстве и регулирования деятельности арбитражных управляющих, с целью усиления реабилитационной направленности применения процедур банкротства для развития экономики.


1.4. Содействуют осуществлению мер по развитию сельского хозяйства, способного обеспечивать продовольственную безопасность и повышение эффективности агропромышленного комплекса республики.


1.5. Содействуют созданию благоприятных условий для развития малых и средних предприятий и индивидуальных предпринимателей, осуществлению в них коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений. Участвуют в реализации подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства" государственной программы Республики Марий Эл "Экономическое развитие и инвестиционная деятельность (2013 - 2025 годы)".


1.6. Систематически анализируют состояние дел и прогнозируют социально-экономическую ситуацию в республике.


1.7. Проводят консультации по основным показателям прогноза социально-экономического развития и проекта республиканского бюджета Республики Марий Эл на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов.


Рассматривают социальные аспекты проекта республиканского бюджета Республики Марий Эл на заседании Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (далее - Комиссия) до его внесения в Государственное Собрание Республики Марий Эл.


В установленном порядке запрашивают информацию у Сторон, а также у соответствующих отраслевых и территориальных комиссий по вопросам социально-экономического развития республики.


Проводят консультации по основным направлениям государственной политики в области государственного регулирования цен (тарифов) на стадии их разработки с оценкой последствий повышения тарифов для населения и отдельных видов субъектов экономической деятельности и с подготовкой предложений для минимизации негативного влияния повышения цен и регулируемых тарифов на уровень жизни населения.


1.8. Содействуют участию организаций во Всероссийском конкурсе "Российская организация высокой социальной эффективности" и в иных конкурсах социальной направленности некоммерческого характера.


1.9. Обеспечивают соблюдение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профсоюзах, выполнение условий соглашений и коллективных договоров.



Правительство


1.10. Принимает меры по достижению показателей прогноза социально-экономического развития Республики Марий Эл на долгосрочный период до 2030 года.


1.11. Проводит комплекс мер, направленных на стимулирование работы организаций, обеспечивающих рост производства и повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции, создание новых производств на базе передовых технологий, сохранение и создание рабочих мест с достойной оплатой труда, оказывает им государственную поддержку в реализации эффективных инвестиционных проектов.


1.12. Реализует механизм государственной поддержки инвестиционных проектов, направленных на развитие производства, оказывает государственную поддержку малому и среднему предпринимательству.


1.13. Содействует интеграции сельских товаропроизводителей и предприятий перерабатывающей промышленности, совершенствованию механизма их экономических взаимоотношений.


1.14. Оказывает содействие организациям, зарегистрированным и осуществляющим деятельность на территории Республики Марий Эл, в решении социально значимых проблем, в том числе путем предоставления льгот для соответствующих категорий налогоплательщиков в рамках действующего налогового и бюджетного законодательства.


1.15. Содействует организациям всех форм собственности и индивидуальным предпринимателям в формировании и проведении региональных, общероссийских и международных выставочно-ярмарочных и иных мероприятий.


1.16. Осуществляет составление проекта республиканского закона о республиканском бюджете Республики Марий Эл, основываясь на положениях Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, определяющих бюджетную политику в Российской Федерации, прогнозе социально-экономического развития Республики Марий Эл и основных направлениях бюджетной и налоговой политики Республики Марий Эл.


1.17. Поддерживает жилищное строительство как одно из основных направлений развития экономики республики, принимает меры по привлечению внебюджетных средств финансирования отрасли.


1.18. Предпринимает меры по созданию эффективной системы обеспечения граждан с различным уровнем доходов доступным по стоимости жильем в рамках государственной программы Республики Марий Эл "Обеспечение качественным жильем и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Республики Марий Эл на 2013 - 2025 годы", поддержки отдельных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.


1.19. В соответствии с Федеральными законами от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении", а также постановлениями Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", от 29 декабря 2011 г. N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", от 13 мая 2013 г. N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" и от 30 мая 2016 г. N 484 "О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами" осуществляет государственное регулирование цен (тарифов) на территории Республики Марий Эл, обеспечивая при этом баланс экономических интересов поставщиков и потребителей энергетических ресурсов.


1.20. Оказывает содействие ассоциациям, отраслевым союзам, гильдиям и организациям в решении проблем товаропроизводителей и предпринимателей, реализации промышленной, бюджетной, инвестиционной, налоговой и ценовой политики.


1.21. Содействует комплексному развитию систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований.


1.22. Принимает меры по сокращению дифференциации по уровню жизни населения, проживающего в различных муниципальных образованиях, формированию системы государственной поддержки развития территорий, обеспечивающей условия для ускоренного развития муниципальных образований, социально-экономические показатели которых ниже среднереспубликанских.


1.23. Совершенствует систему управления собственностью Республики Марий Эл, механизм усиления ответственности руководителей организаций, находящихся в ведении Республики Марий Эл, за неэффективное управление государственной собственностью.


1.24. Принимает меры по содействию развития конкуренции в Республике Марий Эл.


1.25. Направляет в федеральные органы исполнительной власти в рамках полномочий, предоставленных Республике Марий Эл, предложения по формированию предельных уровней тарифов и индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги с учетом мнения Комиссии, не допуская превышение темпов их роста над темпами роста заработной платы работающих.


1.26. Обеспечивает открытость и гласность при формировании и реализации бюджетной политики республики.



Профсоюзы


1.27. Содействуют реализации программ, направленных на сохранение и рост объемов выпускаемой продукции, работ, услуг, способствуют соблюдению работниками правил внутреннего трудового распорядка, созданию и сохранению благоприятного климата в трудовых коллективах.


1.28. Разрабатывают и вносят в органы исполнительной власти Республики Марий Эл, работодателям и в Комиссию предложения, направленные на развитие экономического потенциала Республики Марий Эл, и организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Республики Марий Эл.


1.29. Принимают участие в подготовке предложений при разработке документов стратегического планирования, содействуют их реализации.


1.30. Выступают инициаторами заключения отраслевых, территориальных соглашений, коллективных договоров, способствуют формированию социального пакета организаций, созданию необходимых условий, обеспечивающих эффективный производственный процесс.


1.31. Представляют и защищают законные права и интересы членов профсоюзов в органах власти, объединениях работодателей, добиваются социальной направленности экономической политики, проводимой в республике по решению вопросов в сферах труда, занятости, формирования тарифов на оказываемые населению услуги и в других социально-экономических сферах, касающихся уровня жизни работников.


Оказывают бесплатную юридическую помощь членам профсоюзов по вопросам соблюдения трудового и жилищного законодательства, социального и медицинского страхования, пенсионного обеспечения.


1.32. Участвуют в анализе и обсуждении вопросов формирования социальной составляющей республиканского бюджета Республики Марий Эл.


1.33. Добиваются осуществления конкретных мер по предупреждению банкротств организаций, в том числе умышленных. Обеспечивают своевременное информирование Правительства и Работодателей о наличии признаков преднамеренного или фиктивного банкротства организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Республики Марий Эл.



Работодатели


1.34. Разрабатывают перспективные планы социально-экономического развития организаций, информируют трудовые коллективы об их исполнении.


1.35. Реализуют меры, направленные на техническое перевооружение организаций, поиск и привлечение инвесторов, повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции, работ, услуг.


1.36. Обеспечивают участие профсоюзов в рассмотрении среднесрочных программ развития организаций, предусматривающих их устойчивый экономический рост и стабильную работу.


1.37. Обеспечивают сохранение и рост объемов выпускаемой продукции, работ, услуг.


1.38. Разрабатывают инвестиционные проекты, принимают участие в отборе инвестиционных проектов, претендующих на государственную поддержку в виде субсидирования части лизинговых платежей и части процентных расходов по кредитам, привлеченным в кредитных организациях для реализации инвестиционных проектов.


1.39. Предусматривают в коллективных договорах меры по эффективной работе организаций, своевременному техническому перевооружению, внедрению передовых технологий, созданию новых рабочих мест, обеспечению безопасности и охраны труда.


1.40. Изучают потребительский спрос населения с целью увеличения на рынке качественной и доступной по цене широким слоям населения продукции.


1.41. Содействуют развитию инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, расширению их взаимодействия с крупными и средними предприятиями.


1.42. Обеспечивают полное и своевременное перечисление налоговых платежей в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды.


1.43. Участвуют в решении социально значимых проблем региона и осуществляют предпринимательскую деятельность на принципах социальной ответственности.


1.44. Обеспечивают участие представителей работников в управлении организациями в соответствии со статьей 53 Трудового кодекса Российской Федерации.


1.45. Способствуют росту квалификации работников, организации трудового соперничества в коллективах. Содействуют и принимают участие в подготовке профессиональных праздников, организации конкурсов профессионального мастерства, выполнении программ социально-экономического развития области.


1.46. Соблюдают в соответствии с законодательством Российской Федерации трудовые права работников при проведении процедур банкротства и разработке мероприятий по финансовому оздоровлению организаций-должников.



2. В сфере обеспечения занятости и развития рынка труда



Стороны


Стороны считают создание достойных рабочих мест, обеспечение полной, продуктивной и свободно избранной занятости населения Республики Марий Эл одними из основных приоритетов.


В этих целях Стороны считают необходимым осуществлять взаимодействие, направленное на:


содействие созданию новых современных эффективных рабочих мест с безопасными условиями труда и достойной заработной платой, повышение качества действующих и ликвидацию непроизводительных рабочих мест;


совершенствование системы информации о рынке труда;


повышение эффективности государственной политики занятости, качества и доступности государственных услуг в сфере содействия занятости населения;


повышение качества рабочей силы и развитие ее профессиональной и территориальной мобильности;


расширение возможностей трудоустройства для молодежи, женщин, имеющих несовершеннолетних детей, лиц с ограниченными физическими возможностями;


совершенствование системы государственных гарантий защиты от безработицы;


снижение численности граждан, занятых наемным трудом без оформления трудовых отношений или регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;


содействие самозанятости безработных граждан.


2.1. В целях содействия занятости населения реализуют меры по развитию рынка квалифицированного труда, добиваются достижения показателей, определенных государственной программой Республики Марий Эл "Содействие занятости населения на 2013 - 2025 годы".


Ежегодно рассматривают на заседании Комиссии ход выполнения государственной программы Республики Марий Эл "Содействие занятости населения на 2013 - 2025 годы".


Участвуют при необходимости в разработке и реализации дополнительных мероприятий по стабилизации рынка труда.


2.2. Вырабатывают согласованные подходы к решению вопросов, связанных с привлечением в республику иностранных работников.


Проводят консультации с целью безусловного приоритета для трудоустройства местных работников.


Рассматривают результаты мониторинга по привлечению иностранных работников на Комиссии.


2.3. Содействуют обеспечению временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, в том числе в организациях малого и среднего предпринимательства.


2.4. Содействуют трудоустройству выпускников общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций и их закреплению на рабочих местах.


2.5. Участвуют в разработке системы взаимодействия образовательных организаций высшего образования с работодателями в вопросах трудоустройства выпускников этих образовательных организаций.


2.6. Считают критериями массового увольнения:


высвобождение работников в результате ликвидации организации любой организационно-правовой формы с численностью работающих 15 и более человек;


сокращение численности или штата работников организации в количестве: 50 и более человек в течение 30 календарных дней, 200 и более человек в течение 60 календарных дней, 500 и более человек в течение 90 календарных дней.


2.7. Уделяют особое внимание:


обеспечению взаимосвязи требований к рабочему месту, уровня профессионального образования работников и роста заработной платы в зависимости от повышения уровня квалификации работников;


совершенствованию мер по защите прав работающих в условиях нестандартных форм занятости.


2.8. Принимают меры по снижению численности граждан, занятых наемным трудом без оформления трудовых отношений или без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, в том числе:


повышение уровня информированности граждан об их трудовых правах;


повышение эффективности контроля и надзора за исполнением установленных законодательством норм в сфере регулирования рынка труда и трудовых отношений, в том числе с расширением участия правовой инспекции труда профсоюзов.



Правительство


2.9. При составлении проекта республиканского бюджета Республики Марий Эл предусматривает бюджетные ассигнования на реализацию государственной программы Республики Марий Эл "Содействие занятости населения на 2013 - 2025 годы" с учетом возможностей доходной части республиканского бюджета Республики Марий Эл.


2.10. Проводит мониторинг ситуации на рынке труда, принимает меры по обеспечению занятости населения в населенных пунктах, уровень безработицы которых значительно превышает среднереспубликанское значение.


При необходимости рассматривает результаты мониторинга на заседаниях Комиссии.


2.11. Осуществляет постоянный контроль за соблюдением законодательства и установленного порядка закрытия или перепрофилирования государственных образовательных организаций республики. Информирует соответствующие отраслевые профсоюзы о предполагаемой реорганизации или ликвидации государственных организаций, рекомендует администрациям муниципальных образований принимать аналогичные меры.


2.12. Принимает меры по повышению уровня занятости инвалидов и экономической заинтересованности работодателей в трудоустройстве инвалидов в целях реализации норм Конвенции ООН "О правах инвалидов" (резолюция 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 г., ратифицированной Российской Федерацией).


Устанавливает работодателям, осуществляющим свою деятельность на территории Республики Марий Эл, квоту для приема на работу инвалидов в соответствии с законодательством Российской Федерации.


2.13. Содействует повышению трудовой и профессиональной мобильности рабочей силы, ее конкурентоспособности на рынке труда путем совершенствования системы профессионального обучения и дополнительного профессионального образования.


2.14. Предусматривает меры по трудоустройству высвобождаемых работников в связи с реорганизацией или ликвидацией организаций, находящихся в ведении Республики Марий Эл, рекомендует администрациям муниципальных образований в Республике Марий Эл принимать аналогичные меры.


2.15. Создает экономические условия для развития предпринимательства, самозанятости.


2.16. Реализует меры, направленные на развитие профессиональной ориентации молодежи и взрослого населения, совершенствование государственных услуг в области содействия занятости населения, предоставляемых гражданам и работодателям.


2.17. Осуществляет стимулирование участия работодателей в развитии учебно-материальной базы профессиональных образовательных организаций.


Учитывает мнение Комиссии при формировании мотивированного предложения Председателя Правительства Республики Марий Эл в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции о приостановлении на определенный период выдачи патентов на территории Республики Марий Эл иностранным гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы.



Профсоюзы


2.18. Принимают участие в реализации государственной программы Республики Марий Эл "Содействие занятости населения на 2013 - 2025 годы", предусматривающей мероприятия по содействию трудоустройству безработных и ищущих работу граждан и обеспечению работодателей рабочей силой в соответствии с потребностями экономики; повышению конкурентоспособности безработных и ищущих работу граждан; обеспечению реализации права граждан на защиту от безработицы.


2.19. Осуществляют в пределах своих полномочий контроль за соблюдением законодательства, предоставлением гарантий и компенсаций при высвобождении работников, за обоснованностью заключения срочных трудовых договоров.


Вносят предложения о перенесении сроков или временном прекращении реализации мероприятий, связанных с массовым увольнением работников.


2.20. Добиваются через коллективные договоры и отраслевые соглашения сохранения и создания новых рабочих мест, обеспечения подготовки и переподготовки кадров, предоставления работникам дополнительных гарантий и компенсаций.


2.21. Оказывают бесплатную правовую помощь профсоюзным организациям, членам профсоюзов по вопросам применения трудового законодательства в сфере занятости.


2.22. Принимают участие в работе координационных комитетов содействия занятости населения муниципальных образований через своих представителей.


2.23. Оказывают содействие организациям в разработке социальных программ и планов развития персонала, направленных на сохранение и рациональное использование профессионального потенциала, повышение конкурентоспособности работников на рынке труда на основе создания системы непрерывного профессионального развития.



Работодатели


2.24. Принимают участие в реализации государственной программы Республики Марий Эл "Содействие занятости населения на 2013 - 2025 годы", предусматривающей мероприятия по содействию трудоустройству безработных граждан и обеспечению работодателей рабочей силой в соответствии с потребностями экономики; повышению конкурентоспособности безработных и ищущих работу граждан; обеспечению реализации права граждан на защиту от безработицы.


2.25. Разрабатывают и реализуют меры по сохранению и развитию производства, предусматривающие рациональное использование кадрового потенциала, создание новых рабочих мест, обеспечение полной занятости работников.


2.26. Принимают меры, направленные на развитие персонала, системы внутрипроизводственной подготовки и дополнительного профессионального образования работников.


2.27. Своевременно информируют органы службы занятости населения о появлении вакантных рабочих мест и их заполнении, приеме на работу безработных, возможности организации общественных работ и временной занятости.


Информируют в письменной форме органы службы занятости населения о введении режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели, а также приостановке производства в течение трех рабочих дней после дня принятия решения о проведении соответствующих мероприятий.


2.28. Принимают меры по недопущению массового увольнения работников, а в случае его угрозы не позднее чем за три месяца до начала мероприятий по массовому увольнению информируют органы службы занятости населения, профсоюзные органы, администрации муниципальных образований. Совместно с заинтересованными сторонами разрабатывают меры, направленные на смягчение социальных последствий предстоящего массового увольнения.


2.29. Предоставляют увольняемым работникам возможность переобучения новым профессиям до наступления срока расторжения трудового договора.


2.30. При проведении процедур банкротства включают в комиссию по банкротству представителей выборного профсоюзного органа и заблаговременно информируют их о проведении собраний кредиторов должника.


2.31. При проведении процедуры банкротства организации сохраняют максимально возможное число работников в организации, создаваемой на базе подвергнувшейся банкротству.


2.32. При ликвидации организации или сокращении численности или штата работников негосударственных организаций предупрежденным об увольнении работникам оплачивают время для поиска нового места работы в соответствии с заключенными коллективными договорами.


2.33. Участвуют в организации и проведении ярмарок вакансий.


2.34. Обеспечивают трудоустройство безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, в соответствии с законодательством Российской Федерации и установленными квотами участвуют в профессиональной ориентации обучающихся в общеобразовательных организациях.


Содействуют трудоустройству выпускников профессиональных образовательных организаций, ищущих работу впервые.


Привлекают высококвалифицированных рабочих и специалистов в качестве наставников выпускников профессиональных образовательных организаций.


2.35. Не допускают заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения, использование механизмов заемного труда.



3. В сфере оплаты труда, доходов и уровня жизни населения



Стороны


3.1. Разрабатывают предложения по сокращению социальной дифференциации доходов работающего населения путем повышения уровня доходов наименее оплачиваемых категорий работающих, в том числе по преодолению бедности среди работающего населения.


3.2. Обеспечивают в рамках полномочий Сторон контроль за своевременной оплатой труда в организациях независимо от форм собственности, принимают меры по ликвидации и предотвращению задолженности по выплате заработной платы.


Регулярно рассматривают на заседаниях Комиссии и других комиссиях состояние выплаты и уровня заработной платы в отраслях и организациях Республики Марий Эл.


3.3. Обеспечивают реализацию государственных гарантий по заработной плате, направленных на обеспечение достойного уровня жизни работников и их семей, в том числе:


повышение уровня реального содержания заработной платы, включая индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги, в порядке, установленном действующим законодательством.


Считают, что в минимальный размер оплаты труда не включаются компенсационные и стимулирующие выплаты в рамках реализации норм федерального закона и с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлениях от 7 декабря 2017 г. N 38-П, от 11 апреля 2019 г. N 17-П и от 16 декабря 2019 г. N 40-П.


Вправе ежегодно устанавливать размер минимальной заработной платы для работников работодателей внебюджетной сферы, расположенных на территории Республики Марий Эл, на уровне не ниже установленного федеральным законодательством минимального размера оплаты труда и с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в Республике Марий Эл, в соответствии с дополнительным соглашением между Правительством Республики Марий Эл, Союзом "Объединение организаций профсоюзов Республики Марий Эл" и республиканским объединением работодателей о минимальной заработной плате в Республике Марий Эл (далее - дополнительное соглашение).


3.4. Проводят мониторинг реализации дополнительного соглашения в муниципальных образованиях в Республике Марий Эл.


3.5. Оказывают консультирование по реализации дополнительного соглашения в муниципальных образованиях в Республике Марий Эл, в том числе для работников организаций, финансируемых из муниципальных бюджетов, республиканского бюджета Республики Марий Эл, федерального бюджета Российской Федерации.


3.6. Инициируют при составлении проекта республиканского бюджета Республики Марий Эл на очередной год и плановый период рассмотрение вопросов повышения заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы, определенных указами Президента Российской Федерации, и индексации заработной платы других категорий работников бюджетной сферы.


Осуществляют совершенствование систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений с учетом недопущения снижения установленных Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" и от 28 декабря 2012 г. N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" показателей оплаты труда отдельных категорий работников государственных и муниципальных учреждений.


3.7. Рекомендуют органам местного самоуправления:


производить повышение заработной платы работников муниципальных учреждений социальной сферы в размерах и в сроки, установленные для работников соответствующих государственных учреждений Республики Марий Эл, а также в соответствии с указами Президента Российской Федерации и принятыми в отраслях социальной сферы планами мероприятий, обеспечивать единые подходы к регулированию заработной платы для работников учреждений социальной сферы, финансируемых из республиканского бюджета Республики Марий Эл и учреждений социальной сферы, финансируемых из местных бюджетов;


предусматривать средства для увеличения фондов оплаты труда работников муниципальных организаций при повышении уровня минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы), а также на индексацию заработной платы работников муниципальных организаций, не охваченных указами Президента Российской Федерации, с учетом уровня инфляции;


разрабатывать Положения об оплате труда работников учреждений социальной сферы по согласованию с соответствующими профсоюзными органами;


обеспечивать контроль за недопущением необоснованной дифференциации в заработной плате руководителей и работников учреждений социальной сферы;


совершенствовать с участием местных территориальных организаций профсоюзов нормативную правовую базу по оплате труда, в том числе руководителей учреждений, соблюдая принцип недопущения снижения достигнутого уровня заработной платы и условий ее выплаты, а также доведения гарантированной ее части для работников образовательных учреждений не ниже 70 процентов от общего размера;


осуществлять совместный мониторинг и вырабатывать меры по ликвидации теневой заработной платы.


3.8. Проводят работу, направленную на увеличение доли ставок заработной платы (должностных окладов) в структуре заработной платы работников организаций бюджетной сферы в соответствии с Едиными рекомендациями по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, утверждаемыми Комиссией.



Правительство


3.9. Своевременно и в полном объеме выделяет средства на выплату заработной платы работникам организаций, финансируемых из республиканского бюджета Республики Марий Эл.


Руководствуясь законом Республики Марий Эл о республиканском бюджете Республики Марий Эл на соответствующий год, проводит индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен.


3.10. Принимает меры по повышению заработной платы работников государственных организаций в соответствии с рекомендациями Правительства Российской Федерации с учетом возможностей доходной части республиканского бюджета Республики Марий Эл.


3.11. Обеспечивает контроль за недопущением необоснованной дифференциации в заработной плате руководителей и работников государственных организаций Республики Марий Эл в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Марий Эл.


3.12. В трудовых договорах с руководителями государственных организаций предусматривает ответственность руководителей за нарушения в оплате труда работников.


Рекомендует принимать аналогичные меры администрациям муниципальных образований при заключении трудовых договоров с руководителями муниципальных организаций.


Принимает меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в отношении руководителей организаций, занижающих реальный размер заработной платы.


3.13. Совершенствует отраслевые системы оплаты труда работников государственных организаций, финансируемых из республиканского бюджета Республики Марий Эл, в соответствии с законодательством Российской Федерации.


3.14. Направляет средства, высвобожденные в результате оптимизации сети государственных учреждений социальной сферы Республики Марий Эл, приведения численности работников к соотношению, установленному отраслевыми планами мероприятий, по возможности на повышение заработной платы работников.


3.15. Определяет в полном объеме фонд оплаты труда для работников государственных учреждений, финансируемых из республиканского бюджета Республики Марий Эл, исходя из окладов, ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам, выплат компенсационного и стимулирующего характера.


3.16. Координирует деятельность по погашению задолженности по заработной плате, оплате отпусков, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, привлекает профессиональные союзы и отраслевые объединения работодателей к участию в совещаниях, межведомственных комиссиях по вопросам невыплаты заработной платы, консультативных и совещательных органах.


3.17. Ежегодно устанавливает и публикует в средствах массовой информации величину прожиточного минимума для основных социально-демографических групп населения.



Профсоюзы


3.18. Осуществляют профсоюзный контроль за соблюдением работодателями, должностными лицами действующего законодательства по оплате труда, взаимодействуя с государственными контрольными и надзорными органами.


3.19. Добиваются включения в республиканские и муниципальные отраслевые соглашения, коллективные договоры обязательств, принятых в настоящем Соглашении, по:


индексации заработной платы работников с учетом уровня инфляции;


увеличению доли тарифных ставок, ставок заработной платы, окладов (должностных окладов) в структуре заработной платы;


установлению размеров компенсаций в случае задержки выплаты заработной платы.


3.20. Выходят с инициативой по привлечению должностных лиц к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, принимают участие в работе примирительных комиссий, трудовых арбитражей, судебных заседаний.


3.21. Оказывают бесплатную юридическую помощь членам профсоюзов по вопросам трудового законодательства, оплаты труда, в досудебном и судебном решении трудовых споров.


3.22. Осуществляют контроль за:


соблюдением предельного по организациям бюджетной сферы и оптимального по иным организациям уровня соотношения средней заработной платы руководителя организации к средней заработной плате работников организации;


сроками выплаты заработной платы;


выполнением указов Президента Российской Федерации в части повышения заработной платы работникам учреждений социальной сферы.



Работодатели


3.23. Обеспечивают определенный трудовым законодательством порядок выплаты заработной платы в установленные коллективным договором сроки.


В случае нарушения установленного срока выплачивают денежную компенсацию в размерах, определенных коллективным договором, но не ниже предусмотренных статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации.


Погашают задолженность за предыдущие периоды в соответствии с графиками, согласованными с выборными коллегиальными органами профсоюзных организаций, создают условия для предотвращения возникновения задолженности в дальнейшем.


3.24. Заключая коллективные договоры в организациях предусматривают в них:


порядок индексации заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги в размерах, установленных отраслевыми тарифными соглашениями, Генеральным соглашением;


обязательства по организации оздоровления и отдыха работников и их детей, в том числе финансируемые из средств организаций.


3.25. Обеспечивают своевременную и в полном объеме выплату заработной платы, выходных пособий и других выплат, причитающихся работнику, включая случаи временного выполнения трудовых функций вне стационарного рабочего места в соответствии с трудовым законодательством, соглашениями, коллективными и трудовыми договорами. Не допускают задолженности по уплате социальных страховых взносов и членских профсоюзных взносов, удержанных из заработной платы работников.


3.26. Принимают меры, обеспечивающие установление минимального размера тарифной ставки (минимальной оплаты труда) работников работодателей внебюджетной сферы в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями, но не ниже величины минимального размера оплаты труда.


При начислении заработной платы на уровне минимального размера оплаты труда учитывают нормы федерального закона с учетом правовой позиции Конституционного суда, изложенные в постановлении от 11 апреля 2019 г. N 17-П.


3.27. Добиваются ежегодного роста средней заработной платы работников работодателей внебюджетной сферы не ниже 8 процентов.


3.28. Предусматривают в коллективных договорах в соответствии с действующим законодательством оплату праздничных нерабочих дней сдельщикам, а также повременщикам с часовой оплатой труда, исходя из расчета средней заработной платы.


3.29. Сохраняют средний заработок на период приостановления работы вследствие задержки работодателем выплаты заработной платы на срок более 15 дней, если работник в письменной форме известил работодателя о приостановке работы.


3.30. При работе в режиме неполного рабочего времени, а также в случае, если работник находился на больничном, в ежегодном отпуске, оплата труда проводится пропорционально отработанному работником времени из расчета не менее минимального размера оплаты труда.


Условия и порядок установления заработной платы в зависимости от минимального размера оплаты труда должны быть отражены в отраслевом соглашении, коллективном договоре, локальном нормативном акте организации.


Устанавливают в коллективных договорах размер заработной платы за первую половину месяца с учетом компенсационных выплат.


3.31. Работу в выходной или нерабочий праздничный день оплачивают в соответствии с трудовым законодательством, включая компенсационные и стимулирующие выплаты с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации (постановление от 28 июня 2018 г. N 26-П).


3.32. При заключении коллективных договоров предусматривают соотношение тарифной части заработка на уровне не ниже 60 процентов от общего его размера, а также увеличение доли оплаты труда в структуре затрат на производство продукции, оказание услуг.


3.33. Представляют Сторонам по их обращению информацию о величине средней заработной платы, в том числе по категориям работников, задолженности по заработной плате, о принимаемых мерах по погашению долгов по оплате труда.



4. В сфере социальной политики



Стороны


4.1. Проводят согласованную политику, направленную на повышение уровня жизни работников и членов их семей, соблюдение их социальных, трудовых гарантий и компенсаций, предусмотренных трудовым законодательством, осуществляют меры по социальной поддержке малообеспеченной части населения.


4.2. Способствуют в пределах полномочий Сторон сохранению, развитию существующей социальной сферы в организациях, расположенных и действующих на территории Республики Марий Эл, и обеспечению ее финансирования в рамках действующего законодательства.


Проводят согласованную политику в области развития культуры, спорта, туризма, санаторно-курортного лечения работников и членов их семей, а также сохранения и укрепления сети спортивных, социально-культурных, санаторных объектов.


4.3. Способствуют развитию наиболее эффективных форм организации детского отдыха: загородных и санаторно-оздоровительных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, профильных лагерей различной направленности; созданию условий творческого развития, оздоровления и временной занятости детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; эффективному использованию средств, направляемых на финансирование детской оздоровительной кампании.


4.4. Разрабатывают и осуществляют меры, направленные на улучшение демографической ситуации в республике.


4.5. Содействуют развитию различных форм привлечения в строительство жилья кредитных ресурсов, ипотечного кредитования и средств населения.


4.6. Рассматривают на заседаниях Комиссии:


вопросы организации санаторно-курортного лечения и оздоровления работающих и членов их семей, отдыха и оздоровления детей и подростков;


информацию о поступлении и расходовании страховых средств внебюджетных государственных фондов;


обоснованность установления величины республиканских стандартов по оплате жилищно-коммунальных услуг.


4.7. Способствуют своевременному получению территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования, информированию граждан об их пенсионных правах.


4.8. Проводят информационную работу среди трудовых коллективов по разъяснению основных положений принятых федеральных законов по вопросам развития обязательного пенсионного страхования, совершенствованию пенсионной системы.


4.9. Добиваются поэтапного снижения норматива максимально допустимой доли расходов на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.


4.10. Осуществляют комплекс мероприятий, направленных на обеспечение доступности профессионального обучения и профессиональные образования инвалидов и граждан с ограниченными возможностями здоровья с учетом их индивидуальных возможностей.



Правительство


4.11. Разрабатывает и обеспечивает реализацию программ социальной поддержки отдельных категорий населения, их финансирование и адресную направленность.


4.12. При составлении республиканского бюджета Республики Марий Эл по отраслям социальной сферы предусматривает бюджетные ассигнования на оплату с учетом возможностей доходной части республиканского бюджета Республики Марий Эл:


труда работников бюджетной сферы Республики Марий Эл в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации;


других социальных расходов в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами Республики Марий Эл;


коммунальных услуг в соответствии с лимитами потребления и утвержденными тарифами на тепловую и электрическую энергию для организаций социальной сферы;


других расходов с учетом возможностей доходной части республиканского бюджета Республики Марий Эл.


4.13. Осуществляет финансирование государственных учреждений здравоохранения, образования, культуры, обеспечивающее сохранение объемов и качества бесплатно предоставляемых услуг.


4.14. Принимает меры по участию в федеральных целевых социальных программах, в том числе по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, молодых семей.


4.15. Принимает меры по внедрению новых технологий обучения, развитию единой образовательной информационной среды, оснащению общеобразовательных организаций современной компьютерной техникой, школьными автобусами.


4.16. Реализует в установленном порядке меры по социальной защите детей, нуждающихся в социальной поддержке.


4.17. Разрабатывает и реализует комплекс мер, направленных на улучшение демографической ситуации, обеспечение охраны материнства и детства, социальную поддержку женщин.


4.18. Реализует меры, обеспечивающие повышение доступности для граждан ипотечных кредитов. Предусматривает в республиканском бюджете Республики Марий Эл средства на предоставление гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, субсидий на строительство и приобретение жилья с учетом возможностей доходной части республиканского бюджета Республики Марий Эл.


4.19. Обеспечивает предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилья и коммунальных услуг, включая специалистов, проживающих и работающих в сельской местности, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Марий Эл.


4.20. Осуществляет поддержку молодых специалистов, направленных после окончания образовательных организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций на работу в учреждения бюджетных отраслей.


4.21. В пределах своей компетенции принимает меры, направленные на совершенствование нормативной правовой базы по профилактике семейного неблагополучия, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав, применяет механизм межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти Республики Марий Эл в сфере социального обслуживания семьи и детей.



Профсоюзы


4.23. Осуществляют контроль за своевременным и полным перечислением работодателями страховых взносов и представлением индивидуальных сведений, расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации, расходованием средств социального страхования, а также передачу работникам копий индивидуальных сведений.


4.24. Создают комиссии по обязательному социальному страхованию (социальные комиссии) в профкомах организаций республики в целях широкого информирования работников об их правах и создания условий для улучшения социально-экономического положения работников.


4.25. Сохраняют и развивают сеть профсоюзных учреждений санаторно-курортного лечения и отдыха.


4.26. Добиваются включения в коллективные договоры и соглашения и реализации положений, предусматривающих:


дополнительные социальные льготы и компенсации работникам, неработающим пенсионерам, ветеранам труда, инвалидам, многодетным и неполным семьям, молодежи, совмещающей работу с обучением;


проведение профилактических медицинских осмотров работающих граждан за счет средств организации;


проведение диспансеризации работающих граждан с сохранением среднего заработка.


4.27. Организуют консультации по оказанию помощи застрахованным лицам в реализации прав на пенсионное обеспечение.


4.28. Совместно с работодателями осуществляют в организациях оздоровительную, физкультурно-спортивную, культурно-массовую работу.


Оказывают консультационную и правовую помощь по вопросам социальной защиты пенсионеров, инвалидов, женщин и детей.


4.29. Проводят мониторинг соотношения роста заработной платы и тарифов на жилищно-коммунальные услуги.



Работодатели


4.30. Своевременно и в полном объеме осуществляют уплату налоговых платежей в бюджетную систему, страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации - на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - на обязательное медицинское страхование, в Пенсионный фонд Российской Федерации - на обязательное пенсионное страхование, обеспечивают погашение задолженности прошлых лет.


4.31. Обеспечивают своевременную и качественную подготовку и представление в Пенсионный фонд Российской Федерации индивидуальных сведений работников, расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования с учетом возможностей использования телекоммуникационных каналов связи и цифровой подписи.


Своевременно передают работнику копию сведений, представленных в Пенсионный фонд Российской Федерации, для включения их в его лицевой счет.


4.32. Разрабатывают и реализуют социальные планы и программы, в том числе при наличии финансовой возможности, по добровольному медицинскому страхованию.


Содействуют функционированию в организациях социальных комиссий.


4.33. Обеспечивают сохранение, хозяйственное обслуживание имеющихся в организациях учреждений социально-культурной сферы, в том числе детских оздоровительных лагерей, осуществляют их своевременную подготовку к оздоровительному сезону; не допускают перепрофилирования детских оздоровительных лагерей.


Предусматривают в коллективных договорах выделение денежных средств на приобретение путевок в детские оздоровительные лагеря.


4.34. Совместно с соответствующими выборными коллегиальными органами профсоюзных организаций обеспечивают включение в коллективные договоры и соглашения положения, устанавливающего дополнительные социальные гарантии и компенсационные выплаты, предусматривают в коллективных договорах и соглашениях выделение денежных средств на организацию отдыха детей и подростков во время школьных каникул, санаторно-курортное лечение работников, приобретение новогодних подарков для детей работников; полную или частичную компенсацию стоимости содержания детей в детских дошкольных организациях, оказание поддержки неработающим пенсионерам, ветеранам труда, многодетным и неполным семьям, инвалидам.


4.35. Содействуют организации физкультурно-спортивной, культурно-массовой работы, осуществляют отчисление профсоюзной организации денежных средств из внебюджетных источников на ее проведение в порядке и на условиях, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации, коллективными договорами и соглашениями.


4.36. Предусматривают в коллективных договорах выделение денежных средств за счет прибыли на строительство и приобретение жилья, предоставление льготных ссуд и кредитов работникам организаций, нуждающимся в улучшении жилищных условий. Принимают участие в реализации приоритетных национальных проектов по обеспечению работников доступным жильем, в том числе молодых специалистов на селе.


4.37. Обеспечивают сохранность и своевременную передачу на архивное хранение документов по заработной плате работников, стажу и работе с вредными и (или) опасными условиями труда, дающих право на льготное пенсионное обеспечение.



5. В области условий и охраны труда, экологической безопасности



Стороны


5.1. Считают сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности одним из приоритетов в своей работе и рассматривают его в неразрывной связи с решением задач по улучшению условий и охраны труда, промышленной и экологической безопасности.


5.2. Проводят целенаправленную работу по обеспечению конституционного права работников на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Добиваются организации работы и управления охраной труда в соответствии с требованиями федерального законодательства.


5.3. Осуществляют мероприятия в целях реализации профилактических мер, направленных на противодействие распространению новой коронавирусной инфекции, на предприятиях и организациях всех форм собственности.


5.4. Совершенствуют контрольно-надзорную деятельность, в том числе на основе: внедрения риск-ориентированного подхода при планировании контрольно-надзорной деятельности в сфере труда, исключения дублирования контрольных мероприятий надзорными органами, уточнения перечня правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере труда, исключения практики применения "мультипликационного" эффекта при наложении взыскания.


5.5. Обеспечивают повышение эффективности государственного, административного и общественного контроля за выполнением требований охраны труда, безопасностью выполнения работ и применением средств коллективной и индивидуальной защиты.


5.6. Способствуют объективности при проведении специальной оценки условий труда, правильности предоставления компенсаций за работу с вредными и опасными условиями труда, досудебному рассмотрению возникающих споров.


5.7. Содействуют внедрению системы управления охраной труда на муниципальном уровне. Обеспечивают участие своих представителей в работе координационных советов по охране труда.


5.8. Информируют работников через средства массовой информации о состоянии условий труда, производственного травматизма в республике и принимаемых мерах по обеспечению безопасного труда, о вновь принятых нормативных правовых актах по вопросам охраны труда.


5.9. Участвуют в реализации подпрограммы "Улучшение условий и охраны труда в Республике Марий Эл" государственной программы Республики Марий Эл "Содействие занятости населения на 2013 - 2025 годы".


5.10. Рекомендуют к внедрению в организациях систем управления охраной труда с учетом требований ГОСТ 12.0230-2007, ГОСТ Р 12.0.007-2009, ГОСТ 12.0.230.1-2015, ГОСТ 12.0.230.2-2015.


5.11. Содействуют внедрению принципов Концепции нулевого травматизма и эффективному функционированию Систем управления охраны труда предприятий и организаций республики.



Правительство


5.12. Обеспечивает реализацию государственной политики в области охраны труда и финансирование государственной программы Республики Марий Эл "Содействие занятости населения на 2013 - 2025 годы".


5.13. Обеспечивает подготовку, направление Сторонам и другим заинтересованным органам ежегодного доклада о состоянии условий и охраны труда работников в Республике Марий Эл и принимаемых мерах по их улучшению.


5.14. Содействует проведению специальной оценки условий труда в организациях республики независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, в том числе в организациях, финансируемых из республиканского бюджета Республики Марий Эл.


5.15. Включает представителей выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций и (или) их объединений в качестве наблюдателей в состав технических комиссий по установлению причин нарушения законодательства о градостроительной деятельности в случае причинения вреда жизни или здоровью работников.


5.16. Осуществляет государственную экспертизу условий труда на основании определений судебных органов, обращений органов исполнительной власти, работодателей, объединений работодателей, работников, профсоюзов, органов отделений Фонда социального страхования Российской Федерации в Республике Марий Эл, а также иных страховщиков, организаций, проводивших специальную оценку условий труда.


5.17. Организует проведение республиканских семинаров, смотров, конкурсов, тематических выставок и других организационно-просветительских мероприятий по охране труда с привлечением органов исполнительной власти Республики Марий Эл, органов местного самоуправления, профсоюзных органов и организаций, расположенных на территории Республики Марий Эл.



Профсоюзы


5.18. Повышают эффективность профсоюзного контроля за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда; принимают меры по повышению эффективности деятельности Технической инспекции труда Профобъединения Республики Марий Эл и увеличению числа избранных в организациях уполномоченных (доверенных) лиц профсоюзов по охране труда; с целью защиты их прав добиваются включения в коллективные договоры раздела "Гарантии деятельности уполномоченных (доверенных) лиц профсоюзов по охране труда", учитывая охрану здоровья, моральное и материальное поощрение за обеспечение работы без травм и аварий на своем производственном участке (структурном подразделении).


5.19. Взаимодействуют с государственными органами в работе по контролю по соблюдению правил и норм охраны труда, недопущению фактов сокрытия несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, участвуют в расследовании несчастных случаев на производстве.


5.20. Защищают права и интересы работников по охране труда, отстаивают интересы пострадавших от несчастных случаев на производстве и получивших профессиональное заболевание.


5.21. Инициируют создание на паритетных началах комитетов (комиссий) по охране труда, организуют проведение выборов в профсоюзных организациях уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда и повышают их роль в системе управления охраной труда организаций.


5.22. Участвуют в работе комиссий по специальной оценке условий труда.


5.23. В Центре охраны труда Союза "Объединение организаций профсоюзов Республики Марий Эл" проводят обучение по охране труда руководителей и специалистов организаций, расположенных на территории Республики Марий Эл, оказывают услуги малым предприятиям и индивидуальным предпринимателям по осуществлению функций службы охраны труда на основании заключенных договоров, проводят независимую экспертизу материалов специальной оценки условий труда, систематически проводят дни охраны труда в муниципальных образованиях.


5.24. Проводят анализ состояния условий и охраны труда, причин несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в организациях, расположенных на территории Республики Марий Эл, и разрабатывают предложения по их предупреждению. Принимают меры по повышению информированности работников организаций об условиях и охране труда, производственном травматизме и профессиональной заболеваемости.



Работодатели


5.25. Осуществляют работу по охране труда в организациях в соответствии с законодательством Российской Федерации. Разрабатывают и утверждают Положения об организации работы по охране труда с определением роли представительных органов работников.


5.26. Ежегодно проводят расчет потребности в средствах на финансирование мероприятий по охране труда, совместно с выборными коллегиальными органами профсоюзных организаций определяют приоритеты и заключают соглашения по охране труда на предстоящий финансовый год.


5.27. Принимают меры по выводу из эксплуатации оборудования, производственных зданий и сооружений, угрожающих жизни и здоровью работников, внедрению технологических процессов, исключающих воздействие на работника неблагоприятных факторов производственной среды и трудового процесса.


5.28. Обеспечивают недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке инструктаж и (или) обучение по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда.


5.29. Организуют проведение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) соответствующих категорий работников.


5.30. Проводят специальную оценку условий труда и обеспечивают реализацию разработанных мероприятий на работах с вредными и опасными условиями труда.


Организуют и обеспечивают проведение специальной оценки условий труда на вновь организованных рабочих местах не позднее шести месяцев с момента ввода их в эксплуатацию.


5.31. Осуществляют мероприятия, направленные на установление работникам повышенных по сравнению с установленными законодательством компенсаций на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, в том числе путем заключения коллективных договоров и соглашений.


5.32. Возмещают вред, причиненный жизни и здоровью работника в результате несчастного случая или профессионального заболевания при исполнении им своих трудовых обязанностей, сверх выплат, предусмотренных действующим законодательством, на условиях, установленных коллективным договором.


5.33. Создают уполномоченным (доверенным) лицам по охране труда выборного коллегиального органа профсоюзной организации или трудового коллектива, членам совместных комиссий (комитетов) по охране труда необходимые условия для работы, организуют их обучение по охране труда, обеспечивают необходимыми нормативными документами и справочными материалами за счет средств организаций.


5.34. Работникам, работающим в холодное время года на открытом воздухе или в закрытых необогреваемых помещениях, в необходимых случаях предоставляют специальные перерывы для обогревания и отдыха. Время таких перерывов включают в рабочее время. Продолжительность и порядок предоставления таких перерывов устанавливают правилами внутреннего трудового распорядка организации.


5.35. Продолжают практику заключения договоров, соглашений о взаимодействии с органами государственного надзора и контроля по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.


5.36. Обеспечивают выполнение государственных нормативных требований охраны труда, создание и функционирование системы управления охраной труда, проводят системные мероприятия по управлению профессиональными рисками на рабочих местах, связанные с выявлением опасностей, оценкой и снижением профессиональных рисков, организуют работу служб охраны труда на основе ГОСТ 12.0230-2007, ГОСТ Р 12.0.007-2009, ГОСТ 12.0.2302015, ГОСТ 12.0.230.2-2015.



6. Условия труда и социальные гарантии молодежи



Стороны


6.1. Стороны признают молодыми работниками (молодежью) для целей настоящего Соглашения лиц в возрасте до 35 лет.


6.2. В работе с молодежью Стороны считают приоритетными задачами обеспечение защиты и социально-экономических прав работающей и обучающейся молодежи, создание условий, стимулирующих к созидательному, активному участию в жизни организации, города (района), в профсоюзном, молодежном движении.


6.3. Содействуют по привлечению представителей профсоюзных молодежных организаций к разработке и совершенствованию нормативных правовых актов в сфере социально-трудовых отношений, в том числе соглашений и коллективных договоров, в целях защиты трудовых прав и социально-экономических интересов молодежи.


6.4. Поддерживают молодежь на этапах социального, духовного и физического развития, выбора жизненного пути, образования, начала профессионально-трудовой и предпринимательской деятельности, создания и укрепления семьи.


6.5. Содействуют развитию научно-технического потенциала молодежи, предпринимательской активности молодежи, патриотического воспитания молодежи и волонтерской деятельности, стимулированию ее к инновационной деятельности, обучению и повышению уровня профессиональной подготовки, проведению различных мероприятий.


Способствуют вовлечению молодежи в общественно-полезную деятельность.


6.6. Содействуют созданию в организациях всех форм собственности советов молодых специалистов, молодежных советов (комиссий).


6.7. Рассматривают на заседаниях территориальных (в муниципальных образованиях) трех (двух) сторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений вопросы работы с молодежью и меры по улучшению социально-экономической и правовой защиты молодых людей.


6.8. Оказывают содействие формированию и развитию структур по работе с молодежью в организациях всех форм собственности.


Проводят работу по пропаганде здорового образа жизни и способствуют проведению различных культурно-спортивных мероприятий (олимпиад, фестивалей, смотров-конкурсов, конференций и другое).


Осуществляют социально-экономическую поддержку молодых семей. Способствуют решению жилищных проблем молодежи в соответствии с законодательством и на основе коллективно-договорного регулирования.


Создают условия для социальной адаптации на рынке труда молодых женщин, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва, связанного с уходом за малолетними детьми, обеспечивают профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по профессиям (квалификациям), востребованным на рынке труда.



Правительство


6.9. Разрабатывает и реализует программы в области молодежной политики, занятия молодежи физической культурой и спортом, улучшения жилищных условий молодых семей.


6.10. При составлении республиканского бюджета Республики Марий Эл предусматривает бюджетные ассигнования на реализацию программ в области молодежной политики, поддержку творческих инициатив молодежи, профилактику асоциальных явлений в молодежной среде с учетом возможностей доходной части республиканского бюджета Республики Марий Эл.


6.11. Разрабатывает и реализует меры по поддержке инициатив молодых граждан по созданию молодежных жилищных кооперативов, других молодежных объединений по строительству доступного жилья для молодежи.


6.12. Участвует в разработке и реализации программ по работе с молодежью, целевой подготовке специалистов в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, работе с молодыми специалистами, профессиональному росту и адаптации молодых работников на производстве.


6.13. Обеспечивает меры по поддержке молодых граждан в области охраны труда и здоровья, в профилактике опасных заболеваний и формировании здорового образа жизни.


6.14. Обеспечивает поддержку талантливой молодежи, способствует организации и проведению конкурсов, смотров, выставок и других мероприятий в научной, общественно-политической, социально-культурной сферах.


6.15. Контролирует предоставление гарантированных законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Марий Эл льгот и социальных гарантий молодежи.



Профсоюзы


6.16. Проводят работу по реализации положений раздела "Мотивация и вовлечение - молодежная стратегия Профобъединения" основных направлений деятельности Союза "Объединение организаций профсоюзов Республики Марий Эл" на 2020 - 2024 годы в свете решений X съезда Федерации Независимых Профсоюзов России.


6.17. Участвуют в разработке и реализации программ по поддержке молодежи, занятости и профессионального обучения.


6.18. Формируют специальные разделы по вопросам защиты социально-трудовых прав молодежи в коллективных договорах организаций.


Поддерживают развитие проектной деятельности как средства мотивации профсоюзного членства, укрепления единства и повышения эффективности деятельности профсоюзов.


6.19. Создают в профсоюзных организациях общественные молодежные советы (комиссии), советы молодых специалистов. Совместно с работодателем участвуют в организации трудового соперничества среди молодежи, конкурсов профессионального мастерства.


6.20. Участвуют в создании и развитии в организациях института наставничества.


6.21. Способствуют привлечению в ряды профсоюзов новых членов из числа работающей и учащейся молодежи, созданию первичных профсоюзных организаций в новых секторах экономики, где трудится большое количество молодых людей.


Обеспечивают участие представителей молодежи в комиссиях при ведении переговоров по заключению соглашений всех уровней и коллективных договоров.


Способствуют через соглашения и коллективные договоры обеспечению гарантий и расширению прав молодежи на обучение, занятость, достойную заработную плату, участие в управлении организацией.


6.22. Предусматривают в коллективных договорах разделы, связанные с реализацией социальных программ для молодых работников, в том числе условия закрепления за работником рабочего места и должности на случай его призыва в Вооруженные Силы Российской Федерации, профессиональный рост, организацию спортивных и культурных мероприятий, досуга, отдыха и оздоровления, участвуют в их реализации.


6.23. Предусматривают в коллективных договорах с учетом финансово-экономического положения организации:


социально-экономическую поддержку молодых работников при создании семьи, рождении ребенка;


выплату единовременных пособий молодым работникам, вернувшимся в организацию после прохождения срочной военной службы;


гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с получением образования по не имеющим государственной аккредитации образовательным программам среднего профессионального и высшего образования.



Работодатели


6.24. При наличии финансовых возможностей и с учетом норм Трудового кодекса Российской Федерации предусматривают в коллективных договорах выплаты молодым работникам единовременного пособия, доплаты к зарплате, предоставление ссуд, займов, других компенсационных выплат в связи с обучением в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, созданием семьи и рождением ребенка, приобретением (строительством) жилья, обзаведением домашним хозяйством, содержанием детей в детских дошкольных организациях.


6.25. Содействуют работе общественных молодежных советов (комиссий), советов молодых специалистов, направленной на активизацию общественной деятельности молодежи.


6.26. Развивают современные формы подготовки кадров, получения дополнительного профессионального образования:


заключают договоры о сотрудничестве с профессиональными образовательными организациями, образовательными организациями высшего образования и дополнительного профессионального образования на получение профессионального образования и дополнительного профессионального образования молодыми работниками;


участвуют в разработке учебных планов, программ, контрольно-оценочных средств;


выделяют средства на получение профессионального образования и дополнительного профессионального образования молодыми работниками.


6.27. Проводят конкурсы профессионального мастерства "Лучший молодой рабочий по профессии", "Лучший молодой специалист".


6.28. Создают и развивают институт наставничества.


6.29. Способствуют организации работы с молодежью, проживающей в общежитиях, предоставляемых работодателями.


6.30. Содействуют организации спортивных, культурно-массовых, оздоровительных мероприятий.


6.31. Предусматривают в коллективных договорах выделение денежных средств для работы с молодежью.


Проводят дни открытых дверей, экскурсии в организации с целью ознакомления с профессиями (квалификациями), востребованными на рынке труда.


6.32. Содействуют проведению дополнительной иммунизации, вакцинопрофилактике молодых работников, обеспечивают проведение их медицинских осмотров за счет средств организации, осуществляют профилактические меры противодействия распространению наркомании и алкоголизма среди молодежи.



7. Развитие социального партнерства и координация действий Сторон Соглашения



Стороны


Определяя в качестве стратегического направления развития социального партнерства в Республике Марий Эл реализацию принципа согласования интересов работников, работодателей и органов государственной власти и распределение между основными субъектами экономики социальной ответственности за благосостояние населения республики, Стороны считают необходимым обеспечить максимальное использование возможностей социального партнерства в сфере труда при принятии решений по основным вопросам социального и экономического развития, по вопросам регулирования трудовых отношений, а также гарантируют безусловное выполнение обязательств, содержащихся в Соглашении. В этих целях:


7.1. Проводят консультации по вопросам разработки и реализации основных направлений социально-экономического развития и бюджетной политики республики.


7.2. Обеспечивают эффективную работу трехсторонней Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, регулярное проведение ее заседаний.


7.3. Стороны обязуются направлять проекты законодательных актов в сфере труда, нормативных правовых и иных актов в сфере труда органов исполнительной власти Республики Марий Эл, а также документы и материалы, необходимые для их обсуждения, на рассмотрение в Комиссию до их внесения в Государственное Собрание Республики Марий Эл или до принятия по ним решения Правительством Республики Марий Эл.


7.4. Решения Комиссии, а при наличии неурегулированных разногласий - мнения ее Сторон в отношении направленных в Комиссию проектов законодательных актов в сфере труда, нормативных правовых и иных актов в сфере труда органов исполнительной власти Республики Марий Эл в обязательном порядке доводятся до сведения Государственного Собрания Республики Марий Эл и подлежат обязательному рассмотрению Правительством Республики Марий Эл и органами государственной власти Республики Марий Эл.


7.5. Реализуют меры, направленные на повышение роли Комиссии, обеспечивают участие представителей сторон Комиссии, представляющих объединение работодателей и объединение профсоюзов, в общественных советах, созданных при органах исполнительной власти Республики Марий Эл.


7.6. Добиваются того, чтобы нормативные правовые акты в сфере трудовых и иных непосредственно связанных с ними экономических отношений принимались Правительством Республики Марий Эл, органами исполнительной власти Республики Марий Эл при наличии согласованной позиции Сторон.


7.7. Совместно рассматривают проекты нормативных правовых актов Республики Марий Эл в сфере труда, программ социально-экономического развития по следующим вопросам:


социальная направленность республиканского бюджета Республики Марий Эл;


оплата и нормирование труда работников;


занятость населения;


охрана труда;


профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование работников;


регулирование цен и тарифов на социально значимые услуги, в том числе на жилищно-коммунальные услуги, услуги пассажирского транспорта;


государственное социальное страхование;


организация санаторно-курортного лечения населения, отдыха детей;


социальная поддержка отдельных категорий граждан.


7.8. Содействуют развитию социального партнерства на всех уровнях, заключению отраслевых, территориальных соглашений, а также коллективных договоров в организациях всех форм собственности.


Проводят мониторинг и анализ опыта заключения соглашений на отраслевом и территориальном уровнях, а также работы органов социального партнерства.


7.9. Способствуют предупреждению коллективных трудовых споров, возникающих в сфере социально-трудовых отношений, принимают все зависящие от них меры по их урегулированию в порядке, установленном действующим законодательством.


7.10. Предоставляют друг другу на бесплатной основе статистические данные и информацию, необходимые для контроля за выполнением Соглашения, в том числе по вопросам доходов и уровня жизни населения, занятости, охраны труда, обеспеченности жильем, соблюдения трудового законодательства, использования средств государственных внебюджетных фондов.


7.11. Содействуют повышению эффективности работы и организационному укреплению Сторон, расширению охвата системой социального партнерства основной массы хозяйствующих субъектов и прямого действия на них данного Соглашения.


7.12. Считают необходимым усиление ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов Республики Марий Эл, содержащих нормы трудового права, в организациях, где отсутствует внутренний общественный контроль в лице профсоюзов и нет принятого с соблюдением требований Трудового кодекса Российской Федерации коллективного договора.


7.13. В целях освещения хода реализации Соглашения и деятельности Комиссии Стороны обеспечивают регулярную публикацию в средствах массовой информации материалов, посвященных развитию социального партнерства и проблемам социально-трудовых отношений в республике.



Правительство


7.14. Регулярно проводит мониторинг качества и уровня жизни населения Республики Марий Эл и информирует о тенденциях их изменения Комиссию.


Обеспечивает условия для участия Комиссии в обсуждении проектов законодательных и иных нормативных правовых актов Республики Марий Эл, программ социально-экономического развития в сфере труда в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Республики Марий Эл, соглашениями.


7.15. Обеспечивает участие представителей Сторон в работе комиссий, рабочих групп, образованных для рассмотрения социально значимых вопросов.



Профсоюзы


7.16. Содействуют созданию (восстановлению) профсоюзных организаций в организациях всех форм собственности.


7.17. Инициируют заключение коллективных договоров и соглашений. Способствуют подготовке и проведению коллективно-договорной кампании. Обеспечивают экспертизу проектов соглашений и коллективных договоров на соответствие их законодательству.


Добиваются заключения коллективного договора в каждой организации, имеющей профсоюзную организацию.


7.18. Проводят обучение профсоюзного актива по вопросам социального партнерства в трудовых отношениях.


Способствуют созданию в организациях комиссий по трудовым спорам и их эффективной деятельности.


Изучают и используют опыт работы профсоюзных организаций регионов Российской Федерации в сфере социального партнерства.


Проводят республиканский конкурс "Лучший коллективный договор".


Обеспечивают информационное сопровождение вопросов социального партнерства в средствах массовой информации и на профсоюзных сайтах.



Работодатели


7.19. Принимают локальные нормативные акты, регулирующие трудовые отношения, по согласованию с выборным коллегиальным органом профсоюзной организации, а в случае отсутствия профсоюзной организации - с иным представительным органом работников в соответствии с действующим законодательством.


7.20. Содействуют инициативе работников по созданию (восстановлению) профсоюзных организаций в целях развития коллективно-договорного регулирования социально-трудовых вопросов в организациях всех форм собственности.


Гарантируют невмешательство в деятельность профсоюзных организаций, соблюдение их прав в соответствии с действующим законодательством.


7.21. Обеспечивают ежемесячное бесплатное перечисление на счета профсоюзных организаций членских профсоюзных взносов одновременно с выдачей заработной платы в соответствии с действующим законодательством и коллективным договором.


7.22. Безвозмездно предоставляют выборным коллегиальным органам профсоюзной организации необходимые условия для осуществления уставной деятельности, предусмотренные действующим законодательством и коллективным договором.


7.23. Предоставляют выборным коллегиальным органам профсоюзной организации информацию по вопросам, включенным в коллективный договор и затрагивающим интересы работников.


7.24. Обеспечивают условия для осуществления ведомственного и профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.


7.25. Создают объединения работодателей на уровне отраслей, муниципального образования.


7.26. На условиях, определенных в коллективном договоре, устанавливают в соответствии со статьей 377 Трудового кодекса Российской Федерации за счет средств работодателя доплаты за ведение социально значимой работы председателям профсоюзных организаций, не освобожденным от основной работы.



8. Заключительные положения


8.1. Настоящее Соглашение заключено на три года, вступает в действие с 1 января 2022 г.


В случае если Стороны не заключили Соглашение на последующий период, они принимают решение о продлении настоящего Соглашения.


8.2. Стороны принимают на себя обязательства соблюдать все условия настоящего Соглашения и нести предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность за нарушение и невыполнение его положений.


8.3. Стороны договариваются, что изменения вносятся в Соглашение в следующем порядке:


Сторона, проявившая инициативу по внесению изменений, направляет в Комиссию в письменной форме предложение о начале переговоров и перечень конкретных изменений;


переговоры Сторон должны быть начаты в течение одного месяца со дня получения Комиссией предложения о начале переговоров;


изменения вносятся в Соглашение по решению Комиссии.


8.4. Контроль за выполнением настоящего Соглашения осуществляется заключившими его Сторонами в соответствии с законодательством Российской Федерации. Ход его реализации рассматривается на заседаниях Комиссии в согласованные сроки.


8.5. Текст Соглашения в течение 10 календарных дней со дня его подписания публикуется в средствах массовой информации.


8.6. Совершено в г. Йошкар-Оле 7 октября 2021 г. в трех экземплярах, каждый из которых имеет одинаковую юридическую силу.



Соглашение подписали:



от Правительства
Республики Марий Эл
Заместитель Председателя
Правительства
Республики Марий Эл
О.В.ФЕДОРОВА



от Союза
"Объединение организаций профсоюзов
Республики Марий Эл"
Председатель
Союза "Объединение
организаций профсоюзов
Республики Марий Эл"
О.Н.ЦВЕТКОВА



от республиканского
объединения работодателей
Генеральный директор Союза
"Торгово-промышленная палата
Республики Марий Эл"
Г.А.ДЕМЕНТЬЕВ


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ