Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь


ПРАВИТЕЛЬСТВО МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 декабря 2021 года N 1064-пп


О прогнозе социально-экономического развития Магаданской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов



     Правительство Магаданской области постановляет:


     1. Одобрить прилагаемый прогноз социально-экономического развития Магаданской области на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов.


     2. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.



И.о. губернатора
Магаданской области
Ю.А.БОДЯЕВ



Приложение
к постановлению
Правительства Магаданской области
от 29 декабря 2021 г. N 1064-пп



ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2022 И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2023 И 2024 ГОДОВ


     Прогноз социально-экономического развития Магаданской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов разработан с учетом основных параметров сценарных условий, основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и прогнозируемых изменений цен (тарифов) на товары им услуги хозяйствующих субъектов, осуществляющих регулируемый виды деятельности в инфраструктурном секторе, на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов, исходя из приоритетов и задач, намеченных в указах Президента Российской Федерации, с учетом состояния и динамики мировой экономики, конъюнктуры мировых товарно-сырьевых рынков, а также состояния и тенденций развития российской и региональной экономики. Прогноз социально-экономического развития Магаданской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов разработан в составе двух вариантов:


     вариант 1 - консервативный;


     вариант 2 - базовый.


     Консервативный вариант: прогнозируется замедление темпов роста основных макроэкономических показателей (валового регионального продукта (далее - ВРП), промышленного производства, инвестиций в основной капитал, средней заработной платы, доходов населения и других), проведение консервативной политики, в том числе в части государственных обязательств, что формирует риски недостижения ряда целевых показателей социально-экономического развития в установленные сроки. В 2024 году совокупный прирост ВРП в сопоставимых ценах прогнозируется на уровне 12,2% к уровню 2020 года.


     Базовый вариант: сохранение темпов роста экономики, умеренные темпы деловой инвестиционной активности. В среднесрочной перспективе прогнозируется умеренный рост ВРП, в 2024 году совокупный прирост ВРП составит 13,6% к уровню 2020 года.


Сценарии прогноза социально-экономического развития Магаданской области

2020 год

2021 год

2022 год

2023 год

2024 год

факт

оценка

прогноз

1. Валовой региональный продукт, % к предыдущему году

консервативный вариант

105,2

103,8

102,9

102,5

102,5

базовый вариант

103,2

103,0

103,0

2. Индекс промышленного производства, % к предыдущему году в сопоставимых ценах

консервативный вариант

105,6

103,4

101,0

103,0

103,8

базовый вариант

101,9

104,5

106,0

3. Инвестиции в основной капитал, % к предыдущему году в сопоставимых ценах

консервативный вариант

99,6

104,5

101,5

101,0

101,0

базовый вариант

102,5

101,6

101,9

4. Оборот розничной торговли, % к предыдущему году в сопоставимых ценах

консервативный вариант

97,3

108,4

102,4

102,3

102,3

базовый вариант

103,0

102,9

102,9

5. Среднемесячная заработная плата, рублей

консервативный вариант

102 843,0

112 706,1

120 032,0

127 473,9

135 504,8

базовый вариант

120 482,8

128 314,2

136 782,9

6. Индекс потребительских цен в среднем за год, % к предыдущему году в сопоставимых ценах

консервативный вариант

103,2

105,2

103,6

103,8

104,0

базовый вариант

103,8

104,0

104,0


     В соответствии с исходными условиями основным вариантом для разработки параметров прогноза бюджетов субъектов Российской Федерации на 2022-2024 годы предлагается базовый вариант.



Оценка достигнутого уровня социально-экономического развития Магаданской области


     Магаданская область относится к районам Крайнего Севера, характеризуется суровым климатом, значительной удаленностью территории от экономических и культурных центров страны. Разница во времени между Магаданом и Москвой - 8 часов, расстояние до Москвы - 7110 км. Продолжительность зимнего периода от 6 до 7,5 месяцев. Среднегодовая температура по всей территории отрицательная. По площади территория области занимает 9-е место в Российской Федерации (462,4 тыс. кв. км), по численности населения - 84 место (139,0 тыс. человек на 01.01.2021).


     На территории области сосредоточено более 11% запасов разведанного россыпного золота, 15% - рудного золота и около 50% серебра - от общих запасов этих металлов в России. Прогнозные ресурсы благородных металлов в 3-6 раз превышают разведанные запасы.


     Недра региона богаты медью, молибденом, полиметаллическими рудами. Имеются запасы и ресурсы нефти, торфа, газового конденсата, редкоземельного сырья.


     Перспективы развития территории связаны с выявлением новых коренных месторождений золота и серебра, промышленных месторождений меди, молибдена, олова и вольфрама, разведкой и освоением примагаданского нефтегазоносного шельфа.


     Основу производственной сферы области составляют предприятия по добыче металлических руд, организации по производству, передаче и распределению электроэнергии.


     ВРП - один из основных показателей, характеризующих уровень экономического развития области. По оценке, в 2020 году по сравнению с предыдущим годом валовой региональный продукт вырос на 5,2% и составил 287,2 млрд рублей.


     В структуре экономики Магаданской области основное место по вкладу в ВРП занимает добыча полезных ископаемых. В последние годы влияние этой отрасли на формирование объема ВРП усиливается: в 2004 году - 17,2%, в 2015 - 28,6%. Начиная с 2016 года, добыче драгоценных металлов принадлежит 38-45% в валовом региональном продукте.


     Индекс промышленного производства в 2020 году составил 105,6%, в 2021 году, по оценке, составит 103,4% к уровню предыдущего года. С начала текущего года в Магаданской области отмечалась положительная динамика промышленного производства в большинстве основных видов экономической деятельности.


     Объем производства продукции сельского хозяйства в 2020 году составил 3 150,2 млн рублей, в сопоставимой оценке 103,5% к уровню 2019 года. В структуре сельскохозяйственного производства преобладало растениеводство, доля которого составила 58,9%; доля животноводства - 41,1%.


     Объем работ, выполненных по виду деятельности "Строительство", в 2020 году составил 27,8 млрд рублей, что составляет 119,5% к предшествующему году в сопоставимых ценах. В 2020 году в области введено 9,0 тыс. квадратных метров жилья.


     Оборот розничной торговли за 2020 год сложился в сумме 34,3 млрд рублей и по сравнению с предшествующим годом в товарной массе снизился на 2,7%.


     Населению предоставлено платных услуг на сумму 14,8 млрд рублей, или 87,1% к уровню 2019 года.


     Индекс потребительских цен в среднем за 2020 по отношению к 2019 году увеличился на 3,2%.


     Среднемесячная номинальная заработная плата работников по полному кругу организаций Магаданской области за 2020 год составила 102 843,0 рубля, что выше уровня 2019 года на 8,4%.


     Реальная заработная плата за 2020 год, рассчитанная с учетом изменения индекса потребительских цен, составила 104,5% к 2019 году.


     Реальные располагаемые денежные доходы (доходы за вычетом обязательных платежей с учетом изменения потребительских цен на товары и услуги) в 2020 году выросли на 0,8% по отношению к уровню 2019 года.


     Среднегодовое значение величины прожиточного минимума в среднем на душу населения за 2020 год составило 20629,0 рублей, что на 4,8% выше уровня 2019 года.


     Учитывая применение умеренного подхода к расчету прогноза социально-экономического развития по базовому варианту, а также то, что в нем учтены сложившиеся тенденции изменения внешних факторов при сбалансированной бюджетной политике, выполнении принятых и принимаемых бюджетных обязательств, считаем его исходным при формировании проекта закона о бюджете Магаданской области.



Оценка факторов и ограничений экономического роста Магаданской области на среднесрочный период


     Основа региональной экономики - добыча металлических руд. Объем валового регионального продукта находится в прямой зависимости от уровня добычи драгоценных металлов.


     В 2015 году введено в эксплуатацию крупное золоторудное месторождение - Павлик. Освоение объекта осуществляет АО "Золоторудная компания "Павлик" (ИК "АРЛАН"). Запасы золота на месторождении утверждены в количестве 154 т, серебра - 39,7 т.


     В 2017 году введено в эксплуатацию крупное золоторудное месторождение "Наталкинское", разработку которого осуществляет АО "Полюс Магадан".


     В области происходит плановое снижение добычи серебра, что обусловлено производственной программой компании Полиметалл, которая обеспечивает более 97% добычи серебра в области.


     В плановом периоде продолжится промышленная эксплуатация россыпных и рудных месторождений золота и серебра в Магаданской области.


     В среднесрочной перспективе АО "Золоторудная компания "Павлик" планирует развитие минерально-сырьевой базы месторождений "Павлик", "Родионовское" с общим приростом запасов 200-250 т.


     Добычу россыпного золота осуществляют порядка 100-110 предприятий, крупнейшими из них являются АО "Сусуманзолото", ООО Концерн "Арбат" (ООО "Конго" и ООО "Энергия"), АО "ГДК Берелех", ООО "Статус", ООО "Т-Цемент", ООО "Полевая", ООО Артель старателей "Кривбасс", ООО "Райз", АО "Колымская россыпь".


     АО "Сусуманзолото" приступило к освоению Штурмовского золоторудного месторождения. На месторождении произведено строительство первой очереди золотоизвлекательной фабрики с гравитационной схемой обогащения производительностью 200 тыс. тонн руды в год, с потенциалом увеличения переработки до 400 тыс. тонн руды в год. Планируемый среднегодовой объем производства товарного золота - около 0,6 тонны.


     ООО "Омолонская золоторудная компания" в 2020 году введено в промышленное освоение золоторудного месторождения "Елочка" в Северо-Эвенском городском округе.


     Правительство Магаданской области приступило к реализации масштабного инвестиционного проекта по освоению медно-порфировых объектов Приохотской перспективной площади, ресурсный потенциал которой около 23,5 млн тонн меди. Выделено около 40 площадей, перспективных на выявление медно-молибден-порфировых рудных объектов на территории области.


     Спрос на электроэнергию в перспективе будет определяться внутренними потребностями региона. Основной прирост электропотребления произойдет в горнодобывающей промышленности за счет освоения новых месторождений цветных металлов и месторождений угля и за счет перевода огневых котельных, использующих в качестве печного топлива мазут, на выработку тепловой энергии с использованием электрокотлов индукционного типа.


     В целом, строительство электросетевых объектов 110-220 кВ в регионе сориентировано на решение следующих задач:


     1. Обеспечение надежным внешним электроснабжением перспективных потребителей Яно-Колымской золоторудной провинции, северной части Магаданской области.


     2. Повышением надежности электроснабжения южной части Магаданской области и Магаданской энергосистемы в целом.


     3. Обеспечение выдачи мощности Усть-Среднеканской ГЭС исходя из пропускной способности существующих и перспективных линий электропередачи.


     Земельный фонд Магаданской области относится к холодному тундрово-таежному поясу оленеводства, пушного, рыбного и морского зверобойного промыслов, лесного хозяйства, животноводства, очагового и выборочного земледелия.


     Магаданская область - это регион, зависимый от поставок продовольствия. Наибольшая зависимость, по сельскохозяйственной продукции, производство которой возможно на территории области, отмечается по мясу и мясопродуктам и овощам. В среднем жители области потребляют около 49% от рекомендованных НИИ питания РАМН норм потребления огурцов, томатов и зеленных культур. Доля собственного производства этой продукции в балансе потребления составляет 48%.


     Развитие агропромышленного комплекса Магаданской области ориентировано на обеспечение населения качественным продовольствием, промышленности - сырьем, а также содействие занятости сельского и городского населения.


     В сельском хозяйстве планируется проведение технической и технологической модернизации отрасли, строительство объектов сельскохозяйственного назначения, развитие инфраструктуры агропродовольственного рынка. Реализация крупных инвестиционных проектов позволит, посредством создания новых производств и оснащения реконструируемых объектов подотраслей сельского хозяйства и перерабатывающей отрасли современным технологическим оборудованием, существенно повысить эффективность сельскохозяйственного производства, расширить ассортимент продуктов питания, вырабатываемых из сельскохозяйственной продукции местного производства, повысить уровень обеспеченности области основной сельскохозяйственной продукцией.


     В целях обеспечения населения региона овощами защищенного грунта в настоящее время в области сельского хозяйства на территории Магаданской области реализуются следующие инвестиционные проекты по строительству тепличных комплексов:


     - "Тепличный комплекс площадью 1,55 га, расположенный по адресу: Хасынский район, поселок Талая". Реализация проекта позволит повысить уровень самообеспеченности Магаданской области по овощам на 9%, а по овощам защищенного грунта на 33% и сократить ввоз на 62%.


     Тепличный комплекс в п. Талая площадью 1,55 га построен в период 2020-2021 г. на средства инициатора проекта, запущен в эксплуатацию с 01.07.2021 и со второй половины текущего года поставляет продукцию на рынок области.


     - "Строительство круглогодичного тепличного комплекса "Агро-Инвест" на площади 3 га в городе Магадане". Стоимость проекта оценочно составляет 0,965 млрд рублей, без учета оборотных средств. Проектом предусмотрено производство овощей в защищенном грунте до 1680 тонн в год. Инвестиционный проект находится в стадии строительства. Ход реализации напрямую зависит от получения кредитных средств. К продолжению реализации проекта планируется приступить в августе - сентябре 2021 года. Ввод в эксплуатацию тепличного комплекса планируется осуществить в конце 2022 - начале 2023 года.


     Проблемами развития сельского хозяйства области является опережающий рост цен на промышленную продукцию, энергоносители и услуги, а также высокая доля транспортной составляющей в продукции, используемой в сельскохозяйственном производстве.


     В строительстве консервативный прогноз основан на постепенном наращивании объемов выполняемых работ за счет роста объемов государственных капитальных вложений, направляемых на строительство социальных объектов, жилищное строительство и дорожно-транспортное строительство.


     Базовый прогноз предусматривает интенсивный рост частных капитальных вложений в производственные объекты: горнорудные и иные промышленные предприятия, туристско-рекреационные объекты, объекты транспортной инфраструктуры и т.д.


     Особенности развития жилищного рынка Магаданской области во многом определяются особенностями ее социально-экономического развития. В первую очередь это неблагоприятные природно-климатические условия, повышенные затраты на производство продукции, работ, услуг и высокие транспортные расходы, ресурсная специализация и монопрофильность экономики, временный характер проживания на Севере, неравномерность расселения, дотационность бюджета и зависимость от федерального центра.


     Потребительский рынок Магаданской области в основном формируется за счет ввоза товаров народного потребления из других регионов и импорта. Оборот розничной торговли более, чем на 99% формируется торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность вне рынка. Доля розничных рынков и ярмарок составляет 0,01%.


     Вынужденные временные карантинные ограничения на ведение экономической деятельности в 2020 году снизили предпринимательскую и потребительскую активность, что соответственно повлияло на показатели оборота торговли и платных услуг.


     Учитывая сложную экономическую, внешнеполитическую и эпидемиологическую ситуацию в мире, сохранение действия финансовых и экономических санкций в отношении российской экономики, а также ответных мер, в прогнозном периоде ожидается умеренный темп роста объема внешнеторгового оборота Магаданской области.


     На увеличение объемов экспорта окажет влияние реализация национального проекта "Международная кооперация и экспорт", в рамках которого предусмотрены региональные и федеральные меры поддержки компаний-экспортеров.


     Ключевыми инвестиционными проектами в период 2021-2024 являются:


     - увеличение производственной мощности ГОКа на базе золоторудного месторождения Павлик;


     - строительство комплекса добычи и переработки руды на основании технологии кучного выщелачивания на базе месторождений Ирбычан, Сопка Кварцевая, Ороч и Дальнее;


     - комплекс мероприятий по реконструкции и модернизации аэропортовой инфраструктуры международного аэропорта Магадан;


     - строительство завода по производству капсулированного рыбьего жира;


     - создание рекреационно-оздоровительного центра "Талая";


     - строительство Усть-Среднеканской ГЭС;


     - строительство многоквартирной жилой застройки в бухте Нагаева;


     - комплексная застройка "Горохового поля" в г. Магадане;


     - строительство универсального спортивно-оздоровительного комплекса "Президентский" в г. Магадане;


     - реконструкция родильного дома в городе Магадане под гинекологическое отделение на 50 коек со строительством акушерского корпуса на 100 коек ("под ключ").



Направления социально-экономического развития Магаданской области и целевые показатели вариантов прогноза социально-экономического развития Магаданской области на среднесрочный период, включая количественные показатели и качественные характеристики социально-экономического развития



Население


     По сравнению с началом 2021 года ожидается снижение численности населения Магаданской области на 2,1 тыс. до 136,9 тыс. человек на 1 января 2024 года.


     Ожидается улучшение показателей естественного движения населения (коэффициент естественной убыли снизится с -3,1 человек в 2020 году до -2,8 человек на 1000 населения в 2024 году), а также сокращение миграционного оттока (коэффициент миграционной убыли снизится с -0,5 человек в 2020 году до -0,2 человек на 1000 населения в 2024 году).


     По сравнению с 2020 годом в Магаданской области прогнозируется рост ожидаемой продолжительности жизни на 2,5 года до 71,5 лет в 2024 году.



Валовой региональный продукт


     В 2021 году структура ВРП останется аналогичной предыдущему году с незначительными изменениями. Динамика темпов роста ВРП в действующих ценах будет по-прежнему обусловлена темпами роста добычи полезных ископаемых.


     По предварительной оценке, валовой региональный продукт Магаданской области в 2021 году по сравнению с предыдущим годом в сопоставимых ценах вырастет на 3,8% и составит 359,8 млрд рублей.


     В среднесрочной перспективе прогнозируется умеренный рост ВРП, в 2024 году совокупный прирост ВРП составит 12,2% и 13,6% к уровню 2020 года по консервативному и базовому вариантам прогноза соответственно.



Промышленность


     По оценке, объем отгруженной продукции промышленности в 2021 году составит 276,9 млрд рублей, индекс промышленного производства - 103,4% к 2020 году.


     В прогнозном периоде предполагается увеличение объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по полному кругу организаций промышленного производства до 346,1 млрд рублей в 2024 году по консервативному варианту прогноза и до 354,2 млрд рублей по базовому варианту прогноза. В консервативном варианте прогноза прирост производства относительно уровня 2020 года составит 11,6%, в базовом варианте - 16,7%.



Сельское хозяйство


     По оценке, в 2021 году объем сельскохозяйственного производства составит 3 196,8 млн рублей, что выше уровня 2020 года в сопоставимых ценах на 1,5%.


     В структуре агропромышленного комплекса удельный вес продукции растениеводства в общем объеме продукции сельского хозяйства составит порядка 59%, животноводства - 41%.


     В 2024 году прогнозируется прирост валовой продукции сельского хозяйства к уровню 2020 года по консервативному варианту прогноза на 13,4%, по базовому варианту - на 22,0%. Объем сельскохозяйственного производства составит 3584,6 млн рублей и 3840,4 млн рублей по вариантам прогнозирования соответственно.



Строительство


     По оценке, в 2021 году объем работ, выполненных по виду деятельности "Строительство", составит 32993,7 млн рублей, что выше уровня 2020 года на 14,4% (в сопоставимой оценке).


     Объем вводимого жилья в 2021 году составит 12,6 тыс. кв. метров, в том числе индивидуальное жилищное строительство - 3,6 тыс. кв. метров, многоквартирные дома - 9,0 тыс. кв. метров. Достижение указанного значения будет достигнуто за счет ввода многоквартирных жилых домов в городе Магадане.


     На 2022-2024 годы консервативный прогноз по вводу жилых помещений установлен на уровне показателя по вводу жилья, доведенного до субъектов Российской Федерации Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Для Магаданской области значение показателя составляет: 2022 год - 9,3 тыс. кв. метров, 2023 год - 8,0 тыс. кв. метров, 2024 год - 9,0 тыс. кв. метров.


     Базовый вариант жилищного строительства на 2022-2024 годы предусматривает:


     - завершение строительства четвертого многоквартирного жилого дома в ЖК "Нагаевский" в городе Магадане;


     - завершение строительства ЖК "Радость" по ул. Клубная в г. Магадане;


     - завершение реконструкции многоквартирных жилых домов в пос. Сокол;


     - реконструкцию двух общежитий по ул. Кирова в пос. Ола;


     - завершение строительства 9-этажного жилого дома по ул. Колымской в г. Магадане;


     - строительство четырех многоквартирных жилых домов в г. Сусумане;


     - строительство общежитий вахтового поселка АО "Павлик";


     - строительство арендного жилья на "Гороховом поле" в г. Магадане;


     - ежегодное индивидуальное строительство в объеме 2,5-3,0 тыс. кв. метров.



Торговля и услуги населению


     По оценке, в 2021 году оборот розничной торговли составит 39577,1 млн рублей и увеличится по сравнению с 2020 годом на 8,4% в сопоставимых ценах.


     В 2024 году оборот розничной торговли по консервативному варианту прогнозируется в объеме 47892,1 млн рублей, по базовому варианту - 48645,7 млн рублей, что в сопоставимой оценке относительно 2020 года составит 116,2% и 118,2% соответственно.


     В структуре платных услуг в прогнозируемом периоде основную долю будут по-прежнему будут занимать транспортные, коммунальные и телекоммуникационные услуги связи.


     По прогнозу, в текущем году объем платных услуг населению составит 16328,3 млн рублей и увеличится по сравнению с 2020 на 6,9% в сопоставимых ценах.


     По прогнозу, в 2024 году объем платных услуг населению по консервативному варианту прогноза составит 19992,7 млн рублей, по базовому варианту прогноза - 20758,0 млн рублей, что в сопоставимых ценах относительно 2020 года составит 117,7% и 120,5% (по вариантам прогноза соответственно).


     По оценке индекс потребительских цен в среднем за 2021 год по отношению к 2020 году составит 105,2%.


     В 2024 году индекс потребительских цен ожидается на уровне 104,0% по всем вариантам прогноза.



Внешнеэкономическая деятельность


     По консервативному варианту прогноза к 2024 году экспорт товаров прогнозируется в размере 566,0 млн долларов США, по базовому варианту 579,2 млн долларов США.



Инвестиции


     По итогам 2020 года инвестиции за счет всех источников финансирования составили 47192,7 млн рублей.


     В 2021 году ожидается рост объема инвестиций в основной капитал на 4,5% в сопоставимой оценке. К 2024 году рост объема инвестиций составит 110,9% к уровню 2020 года.



Денежные доходы населения


     Прогнозируется положительная динамика показателей, характеризующих уровень жизни населения, в том числе роста уровня оплаты труда в реальном секторе экономики.


     По оценке, среднемесячная номинальная начисленная заработная плата за 2021 год составит 112706,1 рублей - 109,6% к уровню 2020 года.


     В 2024 году реальные располагаемые денежные доходы населения Магаданской области составят 102,0 по консервативному варианту прогноза; 103,3 - по базовому варианту.


     В прогнозном периоде умеренному темпу роста реальных располагаемых денежных доходов населения будет способствовать стабильный невысокий уровень инфляции, а также постепенное увеличение наиболее весомых доходных компонентов за счет мер государственной политики (оплата руда, пенсионное обеспечение, социальные выплаты) и снижение расходных компонентов (процентная ставка по ипотечному кредитованию).


     Также ожидается, что будут сохранены все действующие гарантии на рынке труда со стороны государства.


     В 2024 году прирост величин прожиточного минимума по отношению к 2021 году по консервативному варианту прогноза составит: на душу населения - 15%, для трудоспособного населения - 18,5%, для пенсионеров - 18,9%, для детей - 17,4%; по базовому варианту прогноза: на душу населения - 16,1%, для трудоспособного населения - 19,6%, для пенсионеров - 20%, для детей - 17,4%.


     Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в 2020 году составляет 8,7%. Предварительная прогнозная оценка величины показателя "Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в общей численности населения" на 2021 год - 8,3%. К 2024 году ожидается снижение показателя до 7,2% по консервативному и базовому варианту.


     Снижению уровня бедности в регионе будут способствовать рост среднемесячной заработной платы, ежегодная индексация социальных выплат с учетом инфляции, обеспечение адресности социальных выплат, проведение ответственной социальной политики.



Основные параметры государственных программ Магаданской области


     В соответствии с постановлением Правительства Магаданской области от 26 февраля 2014 г. N 151-пп "Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Магаданской области" и постановлением администрации Магаданской области от 22 августа 2013 г. N 792-па "Об утверждении Перечня государственных программ Магаданской области" всего на территории Магаданской области в 2021 г. предусмотрено к реализации 37 государственных программ и 1 ведомственная программа.


     В 2020 году на реализацию программ Магаданской области, в соответствии с Законом Магаданской области от 26 декабря 2019 г. N 2452-ОЗ "Об областном бюджете на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов" предусмотрено 47,7 млрд рублей, включая средства федерального бюджета в размере 10,0 млрд рублей.


     По состоянию на 31 декабря 2020 года исполнение составило 45,3 млрд рублей или 95,0% от запланированного объема, в том числе 9,1 млрд рублей - средства федерального бюджета.


     В 2021 году на реализацию программ Магаданской области предусмотрено 51,6 млрд рублей, включая средства федерального бюджета в размере 10,5 млрд рублей.



Прогноз баланса трудовых ресурсов, в том числе потребность в привлечении иностранных работников по отдельным видам экономической деятельности


     В прогнозном периоде до 2024 года ситуация на рынке труда будет определятся состоянием экономики региона в условиях дальнейшего развития и модернизации промышленного сектора, роста производительности труда.


     Развитие рынка труда Магаданской области в среднесрочной перспективе обусловлено влиянием пандемического кризиса на развитие экономики, демографическими факторами, реализацией мер инвестиционной политик и сохранения социальной стабильности.


     Федеральный закон от 3 октября 2018 года N 305-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсии", который определяет порядок передвижки возрастной границы выхода на пенсию, создает условия для смягчения дефицита рабочей силы, вызванного объективными демографическими тенденциями.


     Так, в прогнозном периоде до 2024 года ожидается, что численность рабочей силы останется на уровне 87 тыс. человек.


     Угроза распространения коронавирусной инфекции и ограничительные меры внесли существенные коррективы и сказались на ситуации в сфере труда и занятости населения. Введение дополнительных мер поддержки для безработных способствовало росту количества обращений граждан в органы службы занятости населения, и, как следствие, привело к увеличению уровня регистрируемой безработицы в 2020 году.


     По мере отмены ограничительных мер, возобновления личного приема в центрах занятости населения Магаданской области, окончания сроков действия дополнительных мер поддержки граждан, потерявших работу, и стабилизации ситуации на рынке труда наблюдается сокращение числа безработных, зарегистрированных в органах службы занятости. Однако из-за значительной абсолютной величины этого показателя снижение его будет постепенным.


     По оценке, в 2021 году уровень безработицы (по методологии МРОТ) составит 5,2% рабочей силы в среднем за год; численность безработных, зарегистрированных в службе занятости населения, составит 1,2 тыс. человек на конец года; уровень регистрируемой безработицы - 1,4% рабочей силы на конец года.


     К 2024 году уровень безработицы (по методологии МРОТ) по консервативному варианту составит 5,3%, по базовому варианту - 4,8% к рабочей силе.


     В прогнозном периоде будут сохранены достигнутые уровни заработной платы отдельных категорий работников, определенных указами Президента Российской Федерации от 2012 года. Росту заработной платы будут способствовать экономический рост и увеличение производительности труда.


     По оценке, среднемесячная заработная плата по полному кругу организаций Магаданской области за 2021 год составит 112706,1 рублей - 109,6% к уровню 2020 года. С учетом динамики, заложенной в сценарных условиях Российской Федерации, и достижений показателей социально-экономического развития Магаданской области в 2024 году среднемесячная заработная плата по полному кругу организаций Магаданской области по консервативному варианту составит 135504,8 рубля; по базовому варианту - 136782,9 рубля и увеличится относительно 2020 года на 31,8% и 33,0% в соответствии с вариантами прогноза.



Привлечение иностранной рабочей силы


     Для решения проблем нехватки собственных квалифицированных трудовых ресурсов, в соответствии с действующим законодательством принимаются меры по привлечению и использованию иностранных работников. Основное количество иностранных работников привлекается на горнодобывающие предприятия (46% от общего количества иностранных работников), в торговлю (18%), в строительство (10%), из которых 83% - квалифицированные работники (руководители, специалисты высшего и среднего звена, неквалифицированные рабочие кадры около 17%).


     Иностранные работники в целом не оказывают заметного воздействия на сферу занятости населения области из-за сравнительно небольших масштабов их привлечения, объемы и структура привлечения иностранной рабочей силы в целом соответствуют интересам и потребностям Магаданской области.


     Кроме того, по профессиям, специалистов по которым в регионе нет, привлекаются переселяющиеся в область соотечественники, реализуется программа повышения мобильности трудовых ресурсов, целью которой является содействие работодателям, реализующим инвестиционные проекты, в привлечении трудовых ресурсов из других субъектов Российской Федерации.



Прогноз социально-экономического развития Магаданской области на 2022 год и на плановый период 2023-2024 годов Магаданская область

N п/п

Показатели

Единица измерения

отчет <*>

отчет <*>

отчет <*>

прогноз

2019

2020

2021

2022

2023

2024

консервативный

базовый

консервативный

базовый

консервативный

базовый

1 вариант

2 вариант

1 вариант

2 вариант

1 вариант

2 вариант

1.

Население

1.1

Численность населения (в среднегодовом исчислении)

тыс. чел.

140,70

139,59

138,70

136,00

138,20

134,20

136,00

132,40

134,30

1.2

Численность населения (на 1 января года)

тыс. чел.

141,20

140,10

139,03

136,90

138,40

135,10

137,60

133,30

136,90

1.3

Численность населения трудоспособного возраста (на 1 января года)

тыс. чел.

83,40

84,20

83,10

82,00

82,90

80,90

82,40

79,80

82,00

1.4

Численность населения старше трудоспособного возраста (на 1 января года)

тыс. чел.

31,10

29,70

30,00

29,60

29,60

29,20

29,20

28,80

28,80

1.5

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении

число лет

69,66

69,00

67,56

67,77

68,46

70,18

70,89

70,82

71,52

1.6

Общий коэффициент рождаемости

число родившихся живыми на 1000 человек населения

9,1

9,4

8,7

8,7

9,2

8,3

9,5

8,1

9,7

1.7

Суммарный коэффициент рождаемости

число детей на 1 женщину

1,4

1,5

1,4

1,4

1,6

1,4

1,6

1,4

1,5

1.8

Общий коэффициент смертности

число умерших на 1000 человек населения

11,6

12,5

14,4

13,9

13,1

13,5

12,8

13,3

12,5

1.9

Коэффициент естественного прироста населения

на 1000 человек населения

-2,5

-3,1

-5,7

-5,2

-3,9

-5,3

-3,3

-5,2

-2,8

1.10

Миграционный прирост (убыль)

тыс. чел.

-0,7

-0,7

-0,5

-0,5

-0,5

-0,2

-0,2

-0,2

-0,2

2.

Валовой региональный продукт

2.1

Валовой региональный продукт

млн руб.

214 323,8

287 192,1

359 813,2

378 393,3

386 551,7

401 427,9

410 888,9

425 864,9

438 028,2

2.2

Индекс физического объема валового регионального продукта

в % к предыдущему году

105,2

105,2

103,8

102,9

103,2

102,5

103,0

102,5

103,0

2.3

Индекс-дефлятор объема валового регионального продукта

в % к предыдущему году

115,1

127,3

120,7

102,2

104,1

103,5

103,2

103,5

103,5

3.

Промышленное производство

3.1

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами

млн руб.

195 668,3

267 775,0

272 595,0

285 079,8

286 510,9

301 728,5

307 755,7

312 379,5

320 235,2

3.2

Индекс промышленного производства

% к предыдущему году в сопоставимых ценах

112,3

105,6

101,8

99,6

100,1

100,8

100,8

98,6

99,1

Индексы производства по видам экономической деятельности

3.3

Добыча полезных ископаемых (раздел B)

% к предыдущему году в сопоставимых ценах

113,6

103,8

101,7

98,5

98,7

100,9

100,9

97,5

97,8

3.4

Добыча угля (05)

% к предыдущему году в сопоставимых ценах

101,0

85,5

94,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

3.5

Добыча сырой нефти и природного газа (06)

% к предыдущему году в сопоставимых ценах

-

-

-

-

-

-

-

-

-

3.6

Добыча металлических руд (07)

% к предыдущему году в сопоставимых ценах

113,6

102,8

101,7

98,5

98,7

100,9

100,9

97,5

97,8

3.7

Добыча прочих полезных ископаемых (08)

% к предыдущему году в сопоставимых ценах

224,0

44,2

98,6

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

3.8

Предоставление услуг в области добычи полезных ископаемых (09)

% к предыдущему году в сопоставимых ценах

-

-

-

-

-

-

-

-

-

3.9

Обрабатывающие производства (раздел C)

% к предыдущему году в сопоставимых ценах

128,3

139,7

104,0

102,2

102,6

102,8

103,3

103,3

103,8

3.10

Производство пищевых продуктов (10)

% к предыдущему году в сопоставимых ценах

103,8

99,3

100,5

100,5

100,6

102,8

102,9

103,5

103,6

3.11

Производство напитков (11)

% к предыдущему году в сопоставимых ценах

101,0

95,2

101,0

100,2

100,3

100,3

100,4

100,4

100,5

3.12

Производство табачных изделий (12)

% к предыдущему году в сопоставимых ценах

-

-

-

-

-

-

-

-

-

3.13

Производство текстильных изделий (13)

% к предыдущему году в сопоставимых ценах

-

-

-

-

-

-

-

-

-

3.14

Производство одежды (14)

% к предыдущему году в сопоставимых ценах

-

-

-

-

-

-

-

-

-

3.15

Производство кожи и изделий из кожи (15)

% к предыдущему году в сопоставимых ценах

-

-

-

-

-

-

-

-

-

3.16

Обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения (16)

% к предыдущему году в сопоставимых ценах

116,0

86,3

105,5

103,1

103,4

103,4

103,8

103,9

104,3

3.17

Производство бумаги и бумажных изделий (17)

% к предыдущему году в сопоставимых ценах

-

-

-

-

-

-

-

-

-

3.18

Деятельность полиграфическая и копирование носителей информации (18)

% к предыдущему году в сопоставимых ценах

91,7

104,3

100,7

100,2

100,9

100,5

101,3

101,1

101,9

3.19

Производство кокса и нефтепродуктов (19)

% к предыдущему году в сопоставимых ценах

-

-

-

-

-

-

-

-

-

3.20

Производство химических веществ и химических продуктов (20)

% к предыдущему году в сопоставимых ценах

320,8

325,3

107,4

105,1

105,4

105,9

106,3

106,3

106,8

3.21

Производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях (21)

% к предыдущему году в сопоставимых ценах

-

-

-

-

-

-

-

-

-

3.22

Производство резиновых и пластмассовых изделий (22)

% к предыдущему году в сопоставимых ценах

107,2

100,0

100,0

103,5

103,8

104,5

105,0

105,1

105,6

3.23

Производство прочей неметаллической минеральной продукции (23)

% к предыдущему году в сопоставимых ценах

88,8

73,3

101,0

102,7

103,0

103,3

103,6

103,7

104,1

3.24

Производство металлургическое (24)

% к предыдущему году в сопоставимых ценах

69,0

83,1

103,0

100,8

101,3

101,0

101,8

101,3

102,6

3.25

Производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования (25)

% к предыдущему году в сопоставимых ценах

107,0

94,0

150,0

102,3

102,9

102,5

103,1

102,9

103,5

3.26

Производство компьютеров, электронных и оптических изделий (26)

% к предыдущему году в сопоставимых ценах

-

-

-

-

-

-

-

-

-

3.27

Производство электрического оборудования (27)

% к предыдущему году в сопоставимых ценах

-

-

-

-

-

-

-

-

-

3.28

Производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки (28)

% к предыдущему году в сопоставимых ценах

91,4

123,5

100,5

103,0

103,2

102,4

103,6

102,1

103,6

3.29

Производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов (29)

% к предыдущему году в сопоставимых ценах

-

-

-

-

-

-

-

-

-

3.30

Производство прочих транспортных средств и оборудования (30)

% к предыдущему году в сопоставимых ценах

-

-

-

-

-

-

-

-

-

3.31

Производство мебели (31)

% к предыдущему году в сопоставимых ценах

76,6

66,1

100,5

101,5

103,1

102,9

103,6

103,7

104,3

3.32

Производство прочих готовых изделий (32)

% к предыдущему году в сопоставимых ценах

100,0

100,8

101,0

101,8

102,0

102,9

103,4

103,5

104,5

3.33

Ремонт и монтаж машин и оборудования (33)

% к предыдущему году в сопоставимых ценах

91,9

91,9

140,8

103,4

103,9

104,0

104,4

105,0

105,0

3.34

Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха (35)

% к предыдущему году в сопоставимых ценах

104,4

101,7

100,0

101,3

101,6

101,5

101,7

102,1

102,3

3.35

Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений (раздел E)

% к предыдущему году в сопоставимых ценах

100,9

102,4

102,9

100,7

100,9

101,3

101,5

101,9

102,1

3.36

Потребление электроэнергии

млн кВт. ч

2780,0

2843,0

3049,0

3269,0

3320,0

3448,0

3515,0

3546,0

3753,0

3.37

Средние тарифы на электроэнергию, отпущенную различным категориям потребителей

руб./тыс. кВт. ч

7245,0

5925,2

5937,8

5880,7

5880,7

6086,5

6086,5

6330,0

6330,0

3.38

Индекс тарифов на электроэнергию, отпущенную различным категориям потребителей

за период с начала года к соотв. периоду предыдущего года, %

115,0

81,8

100,2

99,0

99,0

103,5

103,5

104,0

104,0

4.

Сельское хозяйство

4.1

Продукция сельского хозяйства

млн руб.

2 786,4

3 150,2

3 196,8

3 349,8

3 419,4

3 397,5

3 562,1

3 584,6

3 840,4

4.2

Индекс производства продукции сельского хозяйства

% к предыдущему году в сопоставимых ценах

89,4

103,5

101,5

104,4

107,0

101,4

104,2

105,5

107,8

4.3

Продукция растениеводства

млн руб.

1 470,8

1 854,4

1 896,8

1 980,2

2 051,3

2 016,5

2 180,1

2 169,0

2 423,4

4.4

Индекс производства продукции растениеводства

% к предыдущему году в сопоставимых ценах

82,2

107,1

102,3

104,4

108,1

101,8

106,3

107,6

111,2

4.5

Продукция животноводства

млн руб.

1 315,6

1 295,8

1 300,0

1 369,6

1 368,1

1 381,0

1 382,0

1 415,6

1 417,0

4.6

Индекс производства продукции животноводства

% к предыдущему году в сопоставимых ценах

97,5

99,1

100,3

105,4

105,2

100,8

101,0

102,5

102,5

5.

Строительство

5.1

Объем работ, выполненных по виду деятельности "Строительство"

в ценах соответствующих лет; млн руб.

22 426,4

27 758,1

32 993,7

34 998,3

39 574,3

37 088,2

47 760,8

38 839,1

57 895,7

5.2

Индекс физического объема работ, выполненных по виду деятельности "Строительство"

% к предыдущему году в сопоставимых ценах

143,7

119,5

114,4

101,8

115,0

101,7

115,6

100,5

116,0

5.3

Индекс-дефлятор по виду деятельности "Строительство"

% г/г

102,6

103,8

103,9

104,2

104,3

104,2

104,4

104,2

104,5

5.4

Ввод в действие жилых домов

тыс. кв. м общей площади

7,4

9,0

12,6

8,0

16,3

8,0

24,4

9,0

89,2

6.

Торговля и услуги населению

6.1

Индекс потребительских цен на товары и услуги, на конец года

% к декабрю предыдущего года

102,6

105,0

105,8

103,7

104,0

104,0

104,0

104,0

104,0

6.2

Индекс потребительских цен на товары и услуги, в среднем за год

% г/г

104,6

103,2

105,2

103,6

103,8

103,8

104,0

104,0

104,0

6.3

Оборот розничной торговли

млн рублей

33 788,9

34 314,1

39 577,1

42 188,5

42 517,2

44 971,5

45 456,5

47 892,1

48 645,7

6.4

Индекс физического объема оборота розничной торговли

% к предыдущему году в сопоставимых ценах

100,1

97,3

108,4

102,4

103,0

102,3

102,9

102,3

102,9

6.5

Индекс-дефлятор оборота розничной торговли

% г/г

104,6

104,4

106,4

104,1

104,3

104,2

103,9

104,1

104,0

6.6

Объем платных услуг населению

млн рублей

16 934,4

14 757,8

16 328,3

17 609,5

17 830,1

18 754,3

19 247,6

19 992,7

20 758,0

6.7

Индекс физического объема платных услуг населению

% к предыдущему году в сопоставимых ценах

99,5

87,1

106,9

104,2

105,2

102,8

103,5

102,8

103,5

6.8

Индекс-дефлятор объема платных услуг населению

% г/г

103,9

100,1

103,5

103,5

103,8

103,6

104,3

103,7

104,2

7.

Внешнеэкономическая деятельность

7.1

Экспорт товаров

млн долл. США

488,6

495,5

498,0

527,4

534,5

547,4

557,5

566,0

579,2

7.2

Импорт товаров

млн долл. США

88,3

101,3

107,0

111,5

112,5

116,1

117,7

120,4

122,1

Страны дальнего зарубежья

7.3

Экспорт товаров - всего

млн долл. США

275,1

245,2

246,4

261,0

264,5

270,9

275,9

280,1

286,6

7.4

Экспорт ТЭК

млн долл. США

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

7.5

Импорт товаров - всего

млн долл. США

88,0

101,1

106,8

111,2

112,3

115,9

117,5

120,2

121,8

Государства - участники СНГ

7.6

Экспорт товаров - всего

млн долл. США

213,5

250,3

251,6

266,4

270,9

276,5

281,6

285,9

292,3

7.7

Импорт товаров - всего

млн долл. США

0,3

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2

8.

Малое и среднее предпринимательство, включая микропредприятия

8.1

Количество малых и средних предприятий, включая микропредприятия (на конец года)

единиц

6 821

7 410

7 500

7 400

7 500

7 400

7 500

7 400

7 500

8.2

Среднесписочная численность работников на предприятиях малого и среднего предпринимательства (включая микропредприятия) (без внешних совместителей)

тыс. чел.

22,5

23,2

26,0

23,8

26,4

23,9

26,8

24,0

27,2

8.3

Оборот малых и средних предприятий, включая микропредприятия

млрд руб.

80,5

99,9

105,5

111,2

109,7

115,6

114,1

120,3

118,6

9.

Инвестиции

9.1

Инвестиции в основной капитал

млн рублей

41 237,0

47 192,7

51 979,5

55 608,1

55 996,2

59 253,3

59 679,8

63 137,3

63 672,0

9.2

Индекс физического объема инвестиций в основной капитал

% к предыдущему году в сопоставимых ценах

66,9

99,6

104,5

101,5

102,5

101,0

101,6

101,0

101,9

9.3

Индекс-дефлятор инвестиций в основной капитал

% г/г

106,8

105,6

105,4

105,4

105,1

105,5

104,9

105,5

104,7

9.4

Удельный вес инвестиций в основной капитал в валовом региональном продукте

%

19,3

16,4

14,4

14,7

14,5

14,8

14,5

14,8

14,5

Инвестиции в основной капитал по источникам финансирования (без субъектов малого и среднего предпринимательства и объема инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами)

9.5

Собственные средства

млн рублей

23 834,4

19 768,5

21 350,0

27 445,1

26 858,5

29 500,7

30 722,5

29 500,7

30 722,5

9.6

Привлеченные средства, из них:

млн рублей

7 566,7

14 678,2

15 542,4

28 783,1

18 400,7

18 028,7

18 977,9

18 682,2

19 740,3

9.6.1

кредиты банков, в том числе:

млн рублей

91,5

2 605,0

2 800,0

2 900,0

2 950,0

3 000,0

3 200,0

3 200,0

3 500,0

9.6.1.1

кредиты иностранных банков

млн рублей

0,0

-

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

9.6.2

заемные средства других организаций

млн рублей

4 053,7

6 526,2

6 872,1

7 243,2

7 222,6

7 641,6

7 619,8

8 061,8

8 046,5

9.6.3

бюджетные средства, в том числе:

млн рублей

3 137,0

5 119,6

5 490,0

9 119,5

3 914,2

3 482,1

3 868,2

3 487,1

3 874,2

9.6.3.1

федеральный бюджет

млн рублей

1 922,5

2 770,7

3 100,0

7 450,0

2 000,0

1 700,0

1 800,0

1 700,0

1 800,0

9.6.3.2

бюджеты субъектов Российской Федерации

млн рублей

1 043,3

1 866,1

1 900,0

1 176,5

1 420,2

1 287,1

1 572,2

1 287,1

1 572,2

9.6.3.3

из местных бюджетов

млн рублей

171,2

482,8

490,0

493,0

494,0

495,0

496,0

500,0

502,0

9.6.4

прочие

млн рублей

199,4

361,2

380,3

400,9

399,7

422,9

421,7

446,2

445,3

10.

Консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации

10.1

Доходы консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации

млн руб.

43 496,6

53 118,6

55 761,0

42 302,8

47 231,4

43 924,2

47 843,9

43 627,7

49 819,8

10.2

Налоговые и неналоговые доходы, всего

млн руб.

27 617,6

34 625,5

36 584,6

36 001,3

38 122,2

37 406,5

40 909,3

43 627,7

43 572,4

10.3

Налоговые доходы консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации всего, в том числе:

млн руб.

26 699,7

33 253,8

35 428,5

35 513,6

37 162,2

36 891,2

40 360,2

42 531,6

43 013,3

10.3.1

налог на прибыль организаций

млн руб.

7 517,4

11 325,6

11 841,5

10 841,3

12 566,5

10 841,3

13 404,9

14 184,3

14 551,0

10.3.2

налог на доходы физических лиц

млн руб.

11 104,3

12 220,7

13 124,8

14 279,3

14 241,1

15 282,1

15 145,4

16 249,1

16 097,6

10.3.3

налог на добычу полезных ископаемых

млн руб.

3 099,3

4 405,4

4 855,9

4 638,2

4 278,2

4 513,5

5 290,4

5 533,5

5 343,3

10.3.4

акцизы

млн руб.

915,9

884,7

978,9

1 258,9

1 161,6

1 420,1

1 205,1

1 420,2

1 267,9

10.3.5

налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения

млн руб.

667,8

815,3

1 115,6

878,2

1 202,2

925,6

1 286,0

925,6

1 380,3

10.3.6

налог на имущество физических лиц

млн руб.

30,5

33,1

35,7

39,2

35,7

41,4

36,4

41,4

36,7

10.3.7

налог на имущество организаций

млн руб.

2 541,9

2 740,6

2 794,1

2 943,5

2 981,3

3 202,5

3 259,1

3 202,5

3 565,3

10.3.8

налог на игорный бизнес

млн руб.

1,3

1,3

0,2

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

10.3.9

транспортный налог

млн руб.

250,3

279,3

294,6

270,7

306,8

281,5

323,1

281,5

339,7

10.3.10

земельный налог

млн руб.

48,6

60,9

53,1

51,5

61,5

51,3

63,0

51,3

64,4

10.4

Неналоговые доходы

млн руб.

917,9

1 371,7

1 156,1

487,7

960,0

515,3

549,1

1 096,1

559,1

10.5

Безвозмездные поступления всего, в том числе

млн руб.

15 879,0

18 493,1

19 176,4

6 301,5

9 109,2

6 517,7

6 934,6

6 247,4

10.5.1

субсидии из федерального бюджета

млн руб.

1 439,9

4 589,9

4 768,2

2 796,6

3 362,6

3 162,1

3 699,1

-

3 426,6

10.5.2

субвенции из федерального бюджета

млн руб.

822,5

1 072,6

1 041,0

951,4

939,8

962,9

970,5

-

584,8

10.5.3

дотации из федерального бюджета, в том числе:

млн руб.

6 971,8

5 640,3

5 468,5

2 173,0

4 492,6

2 049,1

2 049,1

0,0

2 049,1

10.5.4

дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности

млн руб.

4 729,0

4 492,6

4 492,6

2 173,0

4 492,6

2 049,1

2 049,1

0,0

2 049,1

10.6

Расходы консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации всего, в том числе по направлениям:

млн руб.

43 595,5

52 440,9

57 562,7

47 204,8

50 709,8

47 358,3

52 450,9

43 973,6

52 497,1

10.6.1

общегосударственные вопросы

млн руб.

3 265,1

4 151,5

4 722,9

4 909,0

5 174,2

4 947,8

5 093,0

4 947,5

5 868,0

10.6.2

национальная оборона

млн руб.

1,4

1,6

1,9

1,9

2,0

2,0

2,1

2,0

2,1

10.6.3

национальная безопасность и правоохранительная деятельность

млн руб.

839,3

888,0

1 066,2

1 155,6

1 164,3

1 158,3

1 083,9

1 158,3

1 050,0

10.6.4

национальная экономика

млн руб.

4 882,1

6 750,6

7 056,6

5 404,9

5 231,1

5 423,8

5 833,8

4 779,3

5 612,1

10.6.5

жилищно-коммунальное хозяйство

млн руб.

9 740,1

9 771,2

11 316,8

5 831,3

7 675,7

5 925,7

9 585,9

5 901,7

9 640,3

10.6.6

охрана окружающей среды

млн руб.

87,2

114,6

141,3

262,0

297,4

262,2

183,9

262,2

150,8

10.6.7

образование

млн руб.

9 287,0

11 318,3

12 705,9

12 028,0

12 280,0

12 282,5

12 384,9

11 538,5

12 350,7

10.6.8

культура, кинематография

млн руб.

2 182,2

2 163,4

2 701,1

2 654,9

2 957,2

2 680,5

2 713,4

2 693,5

2 830,1

10.6.9

здравоохранение

млн руб.

5 437,6

7 301,8

7 864,8

5 593,2

5 696,7

5 215,5

5 395,8

4 850,5

5 045,7

10.6.10

социальная политика

млн руб.

5 380,4

5 800,5

6 724,5

6 842,8

7 135,1

6 847,1

7 352,2

5 627,1

7 466,7

10.6.11

физическая культура и спорт

млн руб.

1 510,0

3 265,2

2 486,7

1 285,7

1 857,0

1 418,0

1 619,4

1 078,0

1 332,2

10.6.12

средства массовой информации

млн руб.

226,8

291,1

288,0

269,7

273,2

271,0

278,7

271,0

284,4

10.6.13

обслуживание государственного и муниципального долга

млн руб.

756,5

623,1

486,0

965,7

965,7

923,9

923,9

864,0

864,0

10.7

Дефицит(-), профицит(+) консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, млн рублей

млн руб.

-98,9

677,7

-1 801,7

-4 902,0

-3 478,4

-3 434,1

-4 607,1

-345,9

-2 677,3

10.8

Государственный долг субъекта Российской Федерации

млн руб.

14 136,2

13 059,9

13 058,0

16 270,0

16 270,0

16 505,6

16 505,6

16 391,2

16 391,2

10.9

Муниципальный долг муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации

млн руб.

2 320,2

2 029,0

2 137,0

2 114,0

2 114,0

2 101,0

2 101,0

1 867,2

1 867,2

11.

Денежные доходы населения

11.1

Реальные располагаемые денежные доходы населения

% г/г

102,4

100,8

103,7

102,0

103,8

102,0

103,4

102,0

103,3

11.2

Прожиточный минимум в среднем на душу населения (в среднем за год), в том числе по основным социально-демографическим группам населения:

руб./мес.

19680

20629

21102

22018

22018

22824

22848

24270

24496

11.2.1

трудоспособного населения

руб./мес.

20762

21819

22319

24000

24000

24878

24904

26454

26700

11.2.2

пенсионеров

руб./мес.

15572

16350

17560

18935

18935

19629

19649

20872

21066

11.2.3

детей

руб./мес.

20911

21891

22402

24326

24326

25299

25299

26311

26311

11.6

Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума к общей численности населения

%

9,3

8,7

8,3

7,9

7,9

7,5

7,5

7,2

7,2

12.

Труд и занятость

12.1

Численность рабочей силы

тыс. человек

85,5

85,9

87,0

86,00

87,5

85,00

87,0

84,00

87,0

12.2

Численность трудовых ресурсов - всего, в том числе:

тыс. человек

105,1

104,2

105,4

105,2

105,8

104,5

105,3

103,8

104,8

12.2.1

трудоспособное население в трудоспособном возрасте

тыс. человек

83,4

84,2

84,0

84,0

84,2

83,6

84,0

83,2

83,8

12.2.2

иностранные трудовые мигранты

тыс. человек

9,4

7,5

9,0

9,2

9,3

9,2

9,3

9,2

9,3

12.2.3

численность лиц старше трудоспособного возраста и подростков, занятых в экономике, в том числе:

тыс. человек

12,3

12,5

12,4

12,0

12,3

11,7

12,0

11,4

11,7

12.2.3.1

пенсионеры старше трудоспособного возраста

тыс. человек

12,3

12,5

12,4

12,0

12,2

11,8

12,0

11,8

12,0

12.2.3.2

подростки моложе трудоспособного возраста

тыс. человек

-

-

0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

12.3

Численность занятых в экономике - всего, в том числе по разделам ОКВЭД:

тыс. человек

90,4

90,2

90,4

89,9

90,4

89,9

90,4

89,8

90,2

12.3.1

сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство

тыс. человек

2,5

2,7

2,8

2,8

2,8

2,8

2,8

2,8

2,8

12.3.2

добыча полезных ископаемых

тыс. человек

12,9

12,8

12,8

12,5

12,8

12,5

12,8

12,5

12,7

12.3.3

обрабатывающие производства

тыс. человек

2,8

2,9

3,1

3,0

3,1

3,0

3,1

3,0

3,1

12.3.4

обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха

тыс. человек

5,8

5,8

5,8

5,8

5,8

5,8

5,8

5,8

5,8

12.3.5

водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений

тыс. человек

0,6

0,6

0,6

0,6

0,6

0,6

0,6

0,6

0,6

12.3.6

строительство

тыс. человек

6,3

6,3

6,3

6,3

6,3

6,3

6,3

6,2

6,2

12.3.7

торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов

тыс. человек

12,7

12,7

12,8

12,7

12,8

12,7

12,8

12,7

12,8

12.3.8

транспортировка и хранение

тыс. человек

7,9

7,8

7,7

7,7

7,7

7,7

7,7

7,7

7,7

12.3.9

деятельность гостиниц и предприятий общественного питания

тыс. человек

1,9

1,7

1,8

1,8

1,8

1,8

1,8

1,8

1,8

12.3.10

деятельность в области информации и связи

тыс. человек

1,7

1,7

1,7

1,7

1,7

1,7

1,7

1,7

1,7

12.3.11

деятельность финансовая и страховая

тыс. человек

1,1

1,1

1,1

1,1

1,1

1,1

1,1

1,1

1,1

12.3.12

деятельность по операциям с недвижимым имуществом

тыс. человек

1,3

1,2

1,1

1,1

1,1

1,1

1,1

1,1

1,1

12.3.13

деятельность профессиональная, научная и техническая

тыс. человек

3,4

3,2

3,3

3,3

3,3

3,3

3,3

3,3

3,3

12.3.14

деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги

тыс. человек

2,0

2,1

2,1

2,1

2,1

2,1

2,1

2,1

2,1

12.3.15

государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение

тыс. человек

10,4

10,4

10,4

10,4

10,4

10,4

10,4

10,4

10,4

12.3.16

образование

тыс. человек

6,4

6,5

6,5

6,5

6,5

6,5

6,5

6,5

6,5

12.3.17

деятельность в области здравоохранения и социальных услуг

тыс. человек

7,6

7,7

7,5

7,5

7,5

7,5

7,5

7,5

7,5

12.3.18

деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений

тыс. человек

1,9

1,8

1,8

1,8

1,8

1,8

1,8

1,8

1,8

12.3.19

прочие виды экономической деятельности

тыс. человек

1,2

1,2

1,2

1,2

1,2

1,2

1,2

1,2

1,2

12.4

Численность населения в трудоспособном возрасте, не занятого в экономике - всего, в том числе:

тыс. человек

14,7

14,0

15,0

15,3

15,4

14,6

14,9

14,0

14,6

12.4.1

численность учащихся трудоспособного возраста, обучающихся с отрывом от производства

тыс. человек

5,7

5,2

5,0

5,0

5,2

5,0

5,2

5,0

5,2

12.4.2

численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости

тыс. человек

1,2

2,3

2,0

1,9

1,9

1,7

1,6

1,6

1,5

12.4.3

численность прочих категорий населения в трудоспособном возрасте, не занятого в экономике

тыс. человек

7,8

6,5

8,0

8,4

8,3

7,9

8,1

7,4

7,9

12.5

Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников организаций

рублей

94 856,4

102 843,0

112 706,1

120 032,0

120 482,8

127 473,9

128 314,2

135 504,8

136 782,9

12.6

Темп роста номинальной начисленной среднемесячной заработной платы работников организаций

% г/г

110,8

108,4

109,6

106,5

106,9

106,2

106,5

106,3

106,6

12.7

Среднемесячная начисленная заработная плата наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячный доход от трудовой деятельности)

рублей

81 106,0

87 316,0

95 707,9

98 647,8

102 311,9

104 763,9

108 962,1

111 364,0

116 153,6

12.8

Темп роста среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячный доход от трудовой деятельности)

% г/г

111,6

107,7

109,6

106,5

106,9

106,2

106,5

106,3

106,6

12.9

Реальная заработная плата работников организаций

% г/г

105,9

104,5

101,6

101,0

102,0

101,1

102,1

101,1

102,1

12.10

Индекс производительности труда

в % к предыдущему году

105,9

103,0

103,0

102,3

102,8

102,3

102,8

102,3

102,8

12.11

Уровень безработицы (по методологии МОТ)

% к раб. силе

4,6

5,6

5,2

5,6

5,0

5,5

5,0

5,3

4,8

12.12

Уровень зарегистрированной безработицы (на конец года)

%

1,4

2,6

1,4

2,0

1,4

1,7

1,3

1,4

1,3

12.13

Общая численность безработных (по методологии МОТ)

тыс. чел.

4,0

4,8

4,6

4,8

4,4

4,6

4,4

4,3

4,1

12.14

Численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения (на конец года)

тыс. чел.

1,2

2,3

1,2

1,7

1,2

1,4

1,1

1,2

1,1

12.15

Фонд заработной платы работников организаций

млн руб.

85 843,0

90642,3

98 858,7

105 383,4

105 581,1

112 233,3

112 866,2

119 752,9

120 654,0

12.16

Темп роста фонда заработной платы работников организаций

% г/г

111,8

112,6

109,1

106,6

106,8

106,5

106,9

106,7

106,9


     Примечание:


     * Используются фактические статистические данные, которые разрабатываются субъектами официального статистического учета.


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2025 Кодекс ИТ