ПРАВИТЕЛЬСТВО КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ
РЕСПУБЛИКИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 20 декабря 2021 года N 581-рп
[Об утверждении Стратегии развития
туризма на территории
Кабардино-Балкарской Республики до 2035
года]
1. Утвердить прилагаемую Стратегию
развития туризма на территории
Кабардино-Балкарской Республики до 2035
года (далее - Стратегия).
2. Исполнительным органам
государственной власти
Кабардино-Балкарской Республики,
рекомендовать органам местного
самоуправления руководствоваться
положениями Стратегии при разработке и
реализации государственных программ
Кабардино-Балкарской Республики и иных
документов.
3. Министерству курортов и туризма
Кабардино-Балкарской Республики в
6-месячный срок подготовить с участием
заинтересованных исполнительных
органов государственной власти
Кабардино-Балкарской Республики и
представить в Правительство
Кабардино-Балкарской Республики план
мероприятий по реализации Стратегии.
Председатель Правительства
Кабардино-Балкарской Республики
А.МУСУКОВ
Утверждена
распоряжением
Правительства
Кабардино-Балкарской Республики
от 20 декабря 2021 г. N 581-рп
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА НА
ТЕРРИТОРИИ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ
РЕСПУБЛИКИ ДО 2035 ГОДА
I. Общие положения
В настоящее время туризм является одним
из значимых и развивающихся секторов
мировой экономики. В Российской
Федерации сфера туризма играет
социальную и экономическую роли
одновременно - с одной стороны туризм
выступает в качестве инструмента,
удовлетворяющего потребности населения
в отдыхе, оздоровлении, является
способом ознакомления с культурой,
традициями и бытом народов Российской
Федерации, сохранения культурного и
исторического потенциала страны, с
другой стороны - имеет важное значение
для социально-экономического развития
страны за счет привлечения и мотивации
источников инвестирования различного
уровня, увеличения количества рабочих
мест, повышения качества жизни граждан,
роста доходов и увеличения базы
налогообложения. Туризм оказывает
мультипликативный эффект на развитие
таких секторов экономики, как транспорт,
торговля, строительство, сельское
хозяйство, производство товаров
народного потребления и прочих.
Кабардино-Балкарская Республика
благодаря географическому положению
славится богатством природных,
культурно-исторических и рекреационных
ресурсов. Живописные ландшафты, целебный
климат, множество памятников природы,
национальный парк, заповедник, реки и
озера, особая ценность природных
ресурсов, таких, как климат, лечебные
минеральные воды, лечебные грязи,
используемых для лечения и отдыха, а
также многое другое в совокупности
позволяют развивать в
Кабардино-Балкарской Республике
туристско-рекреационную отрасль.
Уникальные климатические условия,
наличие большого количества природных
лечебных факторов позволяют
Кабардино-Балкарской Республике
конкурировать со всемирно известными
курортными центрами Европы.
На сегодняшний день сфера туризма в
Кабардино-Балкарской Республике
стабильно развивается. Растет интерес
как со стороны жителей Российской
Федерации, так и со стороны иностранных
туристов. Большинство дестинаций
демонстрируют планомерный рост
туристского потока, несмотря на
"вызовы" современности - негативное
влияние на отрасль пандемии, вызванной
распространением новой коронавирусной
инфекции.
Вместе с тем потенциал
туристско-рекреационной отрасли
Кабардино-Балкарской Республики
используется не в полном объеме.
Полноценное развитие сферы туризма в
целом сдерживается недостаточным
уровнем:
качества и количества объектов
туристской инфраструктуры;
подготовки кадров для туристской
индустрии;
качества оказываемых туристам услуг;
эффективности межведомственного
взаимодействия и предпринимательской
кооперации;
осведомленности российских и
иностранных туристов о возможностях
санаторно-курортного и
туристско-рекреационного комплексов
Кабардино-Балкарской Республики.
Стратегия развития туризма на
территории Кабардино-Балкарской
Республики (далее - Стратегия) направлена
на комплексное развитие туризма в
Кабардино-Балкарской Республике,
выявление приоритетных направлений
развития туризма, решение задач по
каждому направлению.
Стратегия разработана в соответствии с
федеральными законами от 24 ноября 1996 г. N
132-ФЗ "Об основах туристской
деятельности в Российской Федерации",
от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих
принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных
органов государственной власти
субъектов Российской Федерации" и
Законом Кабардино-Балкарской Республики
от 29 февраля 2008 г. N 14-РЗ "О туристской
деятельности в Кабардино-Балкарской
Республике".
В настоящей Стратегии учтены положения:
Стратегии развития санаторно-курортного
комплекса Российской Федерации,
утвержденной распоряжением
Правительства Российской Федерации от 26
ноября 2018 г. N 2581-р;
Стратегии пространственного развития
Российской Федерации на период до 2025
года, утвержденной распоряжением
Правительства Российской Федерации от 13
февраля 2019 г. N 207-р;
Стратегии развития туризма на
территории Северо-Кавказского
федерального округа до 2035 года,
утвержденной распоряжением
Правительства Российской Федерации от 7
марта 2019 г. N 369-р;
Стратегии развития экспорта услуг до 2025
года, утвержденной распоряжением
Правительства Российской Федерации от 14
августа 2019 г. N 1797-р;
Стратегии развития туризма в Российской
Федерации на период до 2035 года,
утвержденной распоряжением
Правительства Российской Федерации от 20
сентября 2019 г. N 2129-р;
Стратегии социально-экономического
развития Кабардино-Балкарской
Республики до 2040 года, утвержденной
распоряжением Правительства
Кабардино-Балкарской Республики от 17
сентября 2021 г. N 384-рп.
II. Основные тенденции и современное
состояние развития туризма в Российской
Федерации и Кабардино-Балкарской
Республике
1. Тенденции развития туризма в
Российской Федерации
Туристский сектор Российской Федерации
сохраняет значительный потенциал для
ускорения темпов роста и усиления роли в
развитии экономики. По данным Комитета
по туризму Организации экономического
сотрудничества и развития, в последние
годы отрасль формирует 3,8% валового
внутреннего продукта страны и 0,7%
процента общей численности занятых, что
значительно ниже, чем в ряде развитых
стран мира.
Экономическая отдача от созданных в
последние годы туристских организаций
стабильна. По данным Федеральной службы
государственной статистики, объем
платных туристских услуг, реализованных
в стране турфирмами, в последние 3 года
сохраняется на уровне около 160 млрд
рублей. Динамика развития отрасли в
последние годы характеризуется ростом
большинства показателей. Номерной фонд и
вместимость коллективных средств
размещения по сравнению с 2011 годом
выросли почти в 1,7 раза.
Субъекты малого и среднего
предпринимательства играют важную роль
в развитии туристской отрасли. Благодаря
усилиям органов власти, общероссийских
некоммерческих организаций, выражающих
интересы предпринимателей, а также
институтов развития по внедрению мер
поддержки создаются благоприятные
условия для развития субъектов малого и
среднего предпринимательства в сфере
туризма.
Сохраняется значительный потенциал
роста роли туризма в
социально-экономическом развитии
субъектов Российской Федерации.
За последние годы отмечается рост
внутреннего туризма (65 млн российских
граждан, пребывавших в коллективных
средствах размещения в 2019 году, против 32,5
млн граждан в 2013 году). Места размещения,
имеющиеся в регионах, заполняются в
среднем не более чем на 35%.
По данным Федеральной службы
государственной статистики, около 60%
туристских пакетов российских турфирм
реализуются в иностранные государства,
составляя конкуренцию отечественным
туристским направлениям. Тем не менее
это свидетельствует о платежеспособном
спросе, который может быть
переориентирован на внутренний рынок
при формировании конкурентного
предложения.
Ключевыми конкурентными преимуществами
развития туризма в Российской Федерации
являются наличие множества точек
притяжения для внутренних и въездных
туристов, имеющих в том числе
общемировое значение для развития
разнообразных видов туризма,
ориентированных практически на любые
группы потребителей.
Ощутимо ограничивает спрос на
туристский продукт в Российской
Федерации высокая стоимость
транспортировки туристов, связанная как
с длительностью (протяженностью)
поездки, так и с централизацией
авиаперевозок через московский
транспортный узел, недостаточным
уровнем развития прямых чартерных
перевозок внутри страны и др.
Другими сдерживающими спрос факторами
являются: низкая узнаваемость
российских туристских брендов на
зарубежных рынках и внутри России, в том
числе наличие нереализованных
возможностей по развитию системы
продвижения с применением современных
информационных, маркетинговых и иных
технологий, предубеждения (стереотипов)
иностранных граждан о туризме в
Российской Федерации -
"небезопасность", "языковой
барьер", "негативный
геополитический образ" и др.; сложная
система получения виз Российской
Федерации для большинства стран с
потенциально высоким потоком въездных
туристов, а также недостаточное
количество возможных инструментов для
обеспечения краткосрочного пребывания
въезжающих туристов, в том числе для
посетителей крупных спортивных и
культурных мероприятий.
По данным Всемирной туристской
организации, в 2019 году в Российской
Федерации было зафиксировано снижение
расходов на зарубежные поездки. Кроме
того, в условиях пандемии и закрытия
границ необходимость переориентации
потока выездного туризма на развитие
внутреннего стала еще более актуальной.
2. Текущее состояние и потенциал развития
туризма в Кабардино-Балкарской
Республике (SWOT-анализ)
Кабардино-Балкарская Республика была и
остается одним из наиболее популярных и
значимых территорий отдыха в Российской
Федерации.
Благодаря географическому положению
республика славится богатством
природных, культурно-исторических и
рекреационных ресурсов, что в
совокупности определяет уникальность
региона и делает его
конкурентоспособным на туристском
рынке.
На территории республики можно выделить
11 основных туристско-рекреационных зон:
горно-рекреационный комплекс
"Приэльбрусье";
многопрофильный курорт федерального
значения Нальчик;
альпинистский комплекс "Безенги";
лечебно-оздоровительные комплексы
"Джылы-Су", "Аушигер",
"Тамбукан";
экскурсионно-туристские комплексы
"Чегемские водопады", "Голубые
озера", "Долина нарзанов";
археолого-туристские комплексы
"Верхняя Балкария" и "Верхний
Чегем".
В настоящее время в Кабардино-Балкарии в
сфере туризма и курортов функционирует
свыше 220 предприятий, из них 195 -
коллективные средства размещения.
Имеется возможность единовременного
размещения свыше 15 тыс. туристов и
отдыхающих. Ежегодно на территории
республики возводятся новые объекты,
модернизируется уже имеющаяся
инфраструктура
туристско-рекреационного комплекса.
В последние годы наблюдается тенденция
активного роста туристского потока. За
последние 5 лет количество туристов,
посетивших Кабардино-Балкарскую
Республику, выросло более чем в 2 раза (до
пандемии в 2019 году туристский поток
составил 602 тыс. чел.). Высокий темп
прироста туристского потока к 2019 году
также был отмечен Федеральным
агентством по туризму.
Наибольшей популярностью в республике
пользуется горнолыжный курорт
"Приэльбрусье", который генерирует
около 70% туристского потока республики.
По итогам первого полугодия 2021 г.
туристский поток в республике составил
520 тыс. человек, что на 43,6% больше, чем в
первом полугодии 2019 года. С учетом
достигнутых в первом полугодии 2021 г.
показателей прогнозируется увеличение
туристского потока до 1 млн человек к
концу года.
Кабардино-Балкарская Республика
обладает потенциалом для формирования
конкурентоспособного туристского
продукта, стимулирующего развитие
региона в туристско-рекреационном
векторе.
Росту конкурентоспособности и раскрытию
потенциала туристского продукта
Кабардино-Балкарской Республики будут
способствовать:
повышение качества туристской и
дорожной инфраструктуры, развитие
транспортной доступности;
увеличение уровня загрузки и снижение
влияния фактора сезонности в
использовании туристской
инфраструктуры;
увеличение инвестиционной
привлекательности региона;
повышение уровня сервиса и кадрового
обеспечения туристской отрасли;
достижение высокого уровня в развитии
цифровой инфраструктуры и сервисов,
развитие цифровых платформ продвижения
туристских продуктов и брендов, цифровых
средств навигации и формирования
туристского продукта;
преодоление ограничений безопасности
туристской деятельности, связанных с
недостаточной информированностью
туристов о рисках, а также с устаревшими
требованиями к безопасности отдельных
видов туризма, состоянию окружающей
среды туристских территорий.
SWOT-анализ туристско-рекреационного
потенциала Кабардино-Балкарской
Республики (таблица 1) демонстрирует
значительный перевес в сторону
"Сильных сторон". Вместе с тем
туристско-рекреационный комплекс
республики развивается без желаемого
темпа роста ряда количественных и
качественных показателей. В связи с этим
можно сделать вывод об актуальности и
обоснованной необходимости наличия
Стратегии развития туризма в
Кабардино-Балкарской Республике.
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ |
СЛАБЫЕ СТОРОНЫ |
1. Богатые природные и культурно-исторические ресурсы. 2. Расположение на территории Кабардино-Балкарской Республики высочайшей точки Европы - горы Эльбрус. 3. Расположение на территории Кабардино-Балкарской Республики семи вершин из восьми существующих в Российской Федерации с отметкой выше 5 тыс. м.н.у.м. 4. Выгодные предложения в низкий сезон. 5. Большое количество потенциальных туристских маршрутов. 6. Компактное расположение основных достопримечательностей Кабардино-Балкарской Республики (можно посетить несколько из них за один день (1 - 2 часа езды). 7. Удобное логистическое расположение (транспортная доступность по СКФО). 8. Значительное количество классифицированных средств размещения. 9. Низкие цены относительно аналогичных курортов |
1. Недостаточно развитая туристская инфраструктура. 2. Низкая материально-техническая база. 3. Низкий уровень узнаваемости регионального туристского бренда. 4. Низкий уровень маркетингового продвижения региона на российском и международном туристских рынках. 5. Низкий уровень обслуживания. 6. Влияние фактора сезонности |
ВОЗМОЖНОСТИ |
УГРОЗЫ |
1. Развитие туризма путем включения в различные государственные программы Российской Федерации. 2. Широкий диапазон экскурсионных туров. 3. Большое количество предложений в сфере экстремального туризма. 4. Развитие туризма ввиду переориентированности российского туриста на внутренний туризм |
1. Высокая стоимость перелетов/перевозок по стране. 2. Высокая конкуренция в сфере санаторно-курортного оздоровления с учреждениями Кавказских Минеральных вод. 3. Антропогенная нагрузка на природно-рекреационный комплекс. 4. Режим пограничной зоны на определенных маршрутах |
Таблица 1. SWOT-АНАЛИЗ
туристско-рекреационного потенциала
Кабардино-Балкарской Республики
III. Цели и задачи реализации Стратегии
Основными целями Стратегии являются:
комплексное развитие туризма, в том
числе санаторно-курортной отрасли в
Кабардино-Балкарской Республике, за счет
создания условий для формирования и
продвижения качественного,
конкурентоспособного туристского
продукта;
усиление социальной роли туризма,
увеличение доступности услуг туризма,
отдыха и оздоровления для граждан.
Достижение указанных целей
обуславливается решением следующих
задач:
обеспечение создания и развития
современной туристской инфраструктуры,
обеспечение безопасности туристов;
создание условий для формирования
конкурентоспособного туристского
предложения и повышения качества
туристских услуг;
стимулирование спроса и продвижения
туристских продуктов
Кабардино-Балкарской Республики;
формирование современной
нормативно-правовой базы;
создание современного многопрофильного
курорта мирового уровня на базе
горно-рекреационного комплекса
"Приэльбрусье";
развитие и благоустройство курорта
федерального значения Нальчик;
создание, реконструкция и развитие
материально-технической базы
лечебно-оздоровительных местностей
Аушигер и Джылы-Су;
развитие рекреационных местностей
республики, в том числе альпинистского
комплекса "Безенги",
экскурсионно-туристских комплексов
"Чегемские водопады", "Голубые
озера", "Долина нарзанов",
археолого-туристских комплексов
"Верхняя Балкария" и "Верхний
Чегем";
разработка и реализация плана
маркетинговых мероприятий, направленных
на популяризацию туристского продукта
Кабардино-Балкарской Республики на
внутреннем и международном рынках
услуг;
создание новых рабочих мест в
учреждениях туристско-рекреационного
комплекса и индустрии гостеприимства;
создание условий для увеличения
налоговых поступлений в
консолидированный бюджет
Кабардино-Балкарской Республики от
туристско-рекреационного комплекса.
При решении указанных задач необходимо
руководствоваться следующими
принципами, определяющими социальную
значимость развития туризма в
Кабардино-Балкарской Республике:
использование комплексного подхода при
развитии туризма, учитывающего
региональные экономические, социальные,
культурные, экологические и другие
аспекты развития туристской
деятельности;
обеспечение межкультурной коммуникации,
межрегионального и международного
взаимодействия при развитии туризма.
IV. Развитие отдельных видов туризма в
Кабардино-Балкарской Республике
Для целей Стратегии необходимо
определение ключевых видов туризма, для
развития которых требуется формирование
специальных мер государственной
поддержки.
К ключевым видам туризма, характерным
для Кабардино-Балкарской Республики,
которые аккумулируют основной доход от
туристской деятельности, относятся
культурно-познавательный,
лечебно-оздоровительный, активный,
экологический, сельский,
гастрономический и детско-юношеский
туризм.
1. Культурно-познавательный туризм
На территории Кабардино-Балкарской
Республики насчитывается 418 объектов
культурного наследия, из них 116 объектов
федерального значения (в том числе 88
памятников археологии), 302 -
регионального значения. Наиболее
популярными являются объекты
культурного наследия -
историко-архитектурные комплексы эпохи
позднего средневековья: феодальные
резиденции, боевые башни, наземные и
подземные мавзолеи-усыпальницы.
Большинство этих объектов имеют статус
памятников федерального
(общероссийского) значения. С ними
гармонично сочетаются ледники и
скальные массивы.
К наиболее посещаемым объектам
культурно-познавательного показа
относятся Национальный музей
Кабардино-Балкарской Республики в г.
Нальчике, музей Кайсына Кулиева в г.
Чегеме, боевые башни Абаевых и
Амирхановых, укрепления Зылгы-кала,
Малкар-кала, Карча-кала, Болат-кала,
боевая башня Балкаруковых и наземные
склепы усыпальницы "Фардык-кешене"
(XIV - XVII), комплекс оборонительно-жилых
сооружений в поселке Кулиевых и прочие.
Для дальнейшего развития
культурно-познавательного туризма
необходимо реализовать комплекс мер, в
том числе:
нормативно закрепить понятие
"культурно-познавательный туризм";
реализовать комплекс мероприятий,
направленных на повышение
привлекательности объектов культурного
наследия и учреждений культуры, для
вовлечения в программы
культурно-познавательного туризма
(реставрация и ремонт зданий, подготовка
экспозиций и интерактивных программ с
применением современных технологий);
обеспечить профессиональную
подготовку/переподготовку и повышение
квалификации кадров сферы культуры,
работников объектов туристского показа,
в том числе с применением мультимедийных
технологий;
совершенствовать образовательные
стандарты и программы по направлениям
подготовки "гид (экскурсовод)",
"гид-переводчик";
провести инвентаризацию объектов
культурного показа на территории
республики, в том числе для дальнейшей
популяризации через цифровые сервисы
(аудио- и видеогидов);
решить проблемы транспортной
доступности объектов
культурно-познавательного туризма,
включая организацию подъездных путей и
парковочных мест для туристских
автобусов и личного транспорта
туристов;
обновить культурно-познавательные
туристские программы, регулярно вносить
разнообразие в традиционные туристские
маршруты для стимулирования повторных
визитов;
развивать краеведение путем создания и
совершенствования деятельности
краеведческих клубов и музеев.
Таким образом, культурно-познавательный
туризм может внести существенный вклад в
дело просвещения и нравственного
оздоровления общества. Важно понимать
значение разработки комплекса мер по
развитию этого направления как наиболее
конкурентоспособного, перспективного
вида туризма, отвечающего общей
государственной политике и национальным
интересам Российской Федерации.
2. Лечебно-оздоровительный туризм
Кабардино-Балкарская Республика
обладает уникальным сочетанием
природных условий, благоприятных для ее
превращения в один из
рекреационно-оздоровительных центров
Российской Федерации. По составу и
качеству своих
климатобальнеологических ресурсов,
сконцентрированных на относительно
небольшой территории, и возможностей
оздоровления и отдыха населения
республика является одним из ведущих
регионов в России.
Кабардино-Балкарская Республика
располагается в центральной части
Большого Кавказа, где имеются
значительные гидроминеральные ресурсы.
В пределах республики зарегистрировано
свыше ста минеральных источников.
Основными бальнеологическими точками в
Кабардино-Балкарской Республике
являются курорт федерального значения
Нальчик, лечебно-оздоровительные
местности Аушигер и Джылы-Су, термальные
источники в с. Кишпек (Гедуко),
минеральные воды в Приэльбрусье, а также
перспективные для развития источники в
селениях Лечинкай, Янтарное и
Светловодское.
В соответствии с постановлением
Правительства Российской Федерации от 31
октября 1999 г. N 1203 курорт Нальчик признан
курортом федерального значения. Курорт
Нальчик является бальнеогрязевым и
горноклиматическим курортом со
специализацией медицинского профиля по
лечению и профилактике болезней системы
кровообращения и нервной системы,
костно-мышечной системы и
соединительной ткани, органов
пищеварения, мочеполовой системы,
болезней эндокринной системы,
расстройств питания и нарушений обмена
веществ, а также болезней кожи и
подкожной клетчатки.
Общая площадь территории курорта в
границах округа горно-санитарной охраны
составляет 363,35 га. На сегодняшний день в
санаторно-курортном комплексе
функционирует 21 предприятие, в том числе
водолечебница. Богатые традиции
санаторно-курортного обслуживания
населения и восстановительной терапии
курорта в качестве общероссийской
здравницы насчитывают более 80 лет.
Основными средствами лечения на курорте
являются климатотерапия, бальнеотерапия
(йодо-бромные, азотно-термальные,
сероводородные минеральные воды),
гидрокарбонатно-натриевая лечебная
минеральная питьевая вода, грязелечение
(пелоидотерапия) с использованием
всемирно известной грязи Тамбуканского
озера, парафино-нафталановое лечение,
гидрокинезотерапия (комплекс физических
упражнений на минеральной воде).
На курорте имеется 10 минеральных
источников и скважин. При этом
необходимо отметить, что здесь собраны
вместе 4 вида минеральной воды разного
типа: йодобромная, азотно-термальная,
сероводородная,
гидрокарбонатно-натриевая.
Популярной туристской дестинацией также
являются термальные источники в с.
Аушигер (Черекский район). Из скважины
глубиною 1 - 1,2 км выходит
среднеминерализованная, борная
минеральная вода хлоридного натриевого
состава, температура которой составляет
около 50 градусов. Воду термальных
источников Аушигер применяют для
лечебного купания, питьевого лечения
(заболевания желудочно-кишечного тракта,
нарушения работы щитовидной железы,
болезни репродуктивной системы,
опорно-двигательного аппарата, кожного
покрова и иные).
К числу оздоровительных дестинаций
также относится лечебно-оздоровительная
местность Джылы-Су (Зольский район),
которая является курортом с большой
продолжительностью зимнего сезона и
хорошим снежным покровом (на высоте
свыше 3500 метров круглогодично), а также
уникальными высокогорными углекислыми,
термальными, минеральными источниками,
оказывающими благотворное действие при
лечении различных заболеваний.
Высокоэффективные углекислые
минеральные воды источников
способствуют в первую очередь лечению
заболеваний органов пищеварения,
кровообращения, сахарного диабета,
сердечно-сосудистой системы и нарушения
обмена веществ.
В настоящее время наиболее изученными
являются 4 источника - "Чистый",
"Желтый", "Газовый" и
"Печеночный".
Наряду с лечебно-оздоровительным
туризмом в Джылы-Су возможно развитие
горнолыжного спорта, маунтинбайка,
альпинизма, трекингов, полетов над
склонами Эльбруса на дельтаплане.
Термальные источники в с. Лечинкай
(Чегемский район) по химическому составу
относятся к гидрокарбонатно-натриевой
минеральной воде, используемой, в
основном, для профилактики болезней
желудочно-кишечного тракта. Температура
воды достигает 30 градусов).
Термальные воды кишпекского источника
"Гедуко" (Баксанский район) обладают
противовоспалительными и
обезболивающими свойствами,
усиливающими кровоснабжение органов и
тканей. Подобного вида воды
рекомендованы для наружного применения
при лечении заболеваний
опорно-двигательного аппарата, нервной
системы, сосудов, гинекологических и
кожных заболеваний.
Источник в с. Янтарное (Прохладненский
район) - один из немногих йодо-бромных
источников в Кабардино-Балкарии. Из-под
земли бьет высокоминерализованная
минеральная вода хлоридного натриевого
состава с повышенным содержанием
кремниевой кислоты. Характерным
свойством йодо-бромных ванн является их
способность оказывать лечебное действие
в первую очередь на нервную систему. В
состав комплекса входят открытые
бассейны, крытый мужской зал, крытый
женский зал, большие и малые кабины с
бассейнами.
Перспективной площадкой являются
термальные источники в с. Светловодское
(Зольский район). Вода
слабоминерализованная,
гидрокарбонатно-сульфатная
кальциево-натриевая (температура воды 48
градусов), подходит для лечения
заболеваний центральной нервной
системы, костно-мышечной системы,
оказывает общеукрепляющее воздействие
на иммунитет в целом.
Подземные воды Приэльбрусского
месторождения (Эльбрусский район)
относятся к слабоуглекислым,
маломинерализованным борным,
кремнистым, железистым минеральным
водам хлоридно-гидрокарбонатного
магниево-кальциево-натриевого состава,
которые рекомендуется использовать в
качестве лечебно-столовых.
Грязелечение относится к наиболее
древним методам лечения различных
заболеваний, а тамбуканские грязи
издавна славятся своими целебными
свойствами. Лечебное и косметическое
действие тамбуканских грязей
чрезвычайно многообразно и активно
используется десятки лет при лечении
самого широкого спектра заболеваний в
санаторно-курортных учреждениях
региона.
Необходимо реализовать комплекс мер,
который позволит сохранить,
восстановить, рационально и эффективно
использовать природные богатства
Кабардино-Балкарской Республики с
соблюдением природоохранных требований,
повысить инвестиционную
привлекательность экономики.
3. Активный туризм
На сегодняшний день в
Кабардино-Балкарской Республике
набирают популярность активные виды
туризма, включающие альпинизм,
горнолыжный спорт, парапланеризм,
пешеходный, конный и велотуризм.
У туристов, отдающих предпочтение
активным экстремальным видам туризма,
большой интерес вызывает Голубое озеро
глубиной 279 метров, где более 10 лет
успешно функционирует дайвинг-центр, на
базе которого ежегодно совершаются
более тысячи погружений. Температура
воды в озере неизменна и составляет 9
градусов круглый год. Место перспективно
для развития дайвинга, рафтинга
(сентябрь - октябрь), трекингов по
среднегорью. Возможно использование
батискафа.
В Чегемском районе функционирует
уникальный горный парадром и дельтадром
"Флайчегем". Широкий диапазон
погодных условий делает это место
интересным для пилотов любой
квалификации. Также в парке
предоставляется возможность совершить
скоростной спуск по тросу от скалы к
скале над бурлящей горной рекой
(зипплайн) или совершить прыжок со
свободным падением со скалы высотой 50
метров (роупджампинг).
Главной достопримечательностью
Кабардино-Балкарской Республики
является гора Эльбрус - жемчужина
Кавказа, самая высокая горная вершина
России и Европы, входящая в список
высочайших вершин планеты, ежегодно
привлекающая тысячи туристов.
Ежегодно на склонах Эльбруса проводятся
соревнования всероссийского и мирового
уровня: Открытый чемпионат по фрирайду,
чемпионат России по трейлраннингу,
горному триатлону, чемпионат России и
Кабардино-Балкарской Республики по
слалому и параллельному слалому и другим
видам спорта.
Горно-рекреационный курорт Приэльбрусье
является одной из динамично
развивающихся и перспективных
туристско-рекреационных зон
Кабардино-Балкарии и Северного Кавказа в
целом. Всесезонный
туристско-рекреационный комплекс
"Эльбрус" (ВТРК "Эльбрус")
является излюбленным местом для
горнолыжников и альпинистов всего мира.
В соответствии с постановлением
Правительства Российской Федерации от 14
октября 2010 г. N 833 "О создании
туристического кластера в
Северо-Кавказском федеральном округе"
на территории Эльбрусского района
Кабардино-Балкарской Республики создана
особая экономическая зона
туристско-рекреационного типа.
Деятельность туристских объектов носит
ярко выраженный сезонный характер: в
период высокого курортного сезона,
преимущественно в зимние месяцы, спрос
на туристские услуги превышает
возможности имеющихся гостиниц и баз
отдыха, в остальное время года поток
туристов резко снижается. Вместе с тем
особые условия предгорий (1000 - 2000 м над
уровнем моря) позволяют создать
уникальные возможности для лечения и
профилактики многих заболеваний,
развития различных видов туризма:
экологического, познавательного,
делового, социального, что поможет
решить проблему сезонности туристского
потока.
Кабардино-Балкария наиболее известна
как центр спортивного туризма,
альпинизма. Все пятитысячники Кавказа,
за исключением Эльбруса и Казбека,
расположены в знаменитой Безенгийской
стене и Северном массиве. "Безенги" -
самая высокогорная альпинистская база в
России, которая расположена в 104 км от г.
Нальчика на высоте 2200 м, в верховьях
живописного Безенгийского ущелья, где
стоят вершины Безенгийской стены и
Северного массива.
4. Экологический туризм
Экологический туризм является одним из
востребованных туристских направлений
по всему миру, так как сохранение
природного и экологического богатства
является одной из важнейших задач. В
Кабардино-Балкарской Республике
экологический туризм также приобретает
все большую популярность. Создается сеть
экологических троп, в том числе
доступных для детей и граждан старшего
поколения.
Учитывая наличие природно-климатических
ресурсов, имеется богатый потенциал для
развития экологического туризма. На
территории республики расположены:
национальный парк "Приэльбрусье"
общей площадью 101,2 тыс. га;
государственный высокогорный природный
заповедник общей площадью 53,3 тыс. га;
государственные природные заказники,
памятники природы.
Для обеспечения развития экологического
туризма необходимо уделить внимание
вопросам:
совершенствования системы планирования,
контроля и мониторинга деятельности в
сфере экологического туризма на особо
охраняемых природных территориях;
предельно допустимых нагрузок и
минимизации негативного воздействия на
природные экологические системы;
обустройства (в том числе
информационного) экологических троп и
туристских маршрутов, смотровых
площадок, мест наблюдения за дикими
животными.
Кроме того, требуется уделить внимание
созданию условий для реализации моделей
привлечения туристского потока на особо
охраняемые природные территории,
которые позволяют за счет получаемой
прибыли компенсировать антропогенную
нагрузку на территорию, а также
развивать инфраструктуру,
ограничивающую воздействие туристов на
окружающую среду.
5. Сельский туризм
Сельский туризм развивается в
Российской Федерации уже несколько лет,
но в силу специфичности не является
лидером туристского рынка. Доля
сельского туризма в Российской
Федерации пока невелика и составляет 1,5 -
2%. Однако есть все предпосылки для
развития данного вида туризма. Интерес к
сельскому туризму устойчиво растет как
со стороны российских туристов, так и со
стороны иностранных туристов.
Одним из приоритетных секторов
экономики в Кабардино-Балкарской
Республике является
сельскохозяйственное производство.
Значительная часть популярных
туристских дестинаций находится рядом
или непосредственно в пределах сельских
поселений. Разнообразие этих дестинаций
диктует более широкую чем обычно сферу
развития туризма в сельской местности. В
сельских поселениях развивается
необходимая инфраструктура,
увеличивается количество гостевых домов
и гостиниц, пунктов питания с
национальной кухней, магазинов
сувениров и изделий традиционных
промыслов и ремесел народов республики.
Сельский туризм, объединяя сразу
несколько видов отдыха, проживание на
частных фермах, гастрономические туры,
сельскохозяйственные работы,
этнографические туры, туристские походы,
может стать дополнительным источником
дохода для сельской местности и
способствовать общему развитию сельских
территорий.
На сегодняшний день создается
нормативная правовая база, позволяющая в
будущем структурировать развитие
сельского туризма, а также обеспечить
государственную поддержку развития
данного направления.
6. Гастрономический туризм
Гастрономический туризм как вид отдыха -
явление новое, и его развитие в России
только начинается.
С учетом разнообразия национальных
традиций народов Кабардино-Балкарской
Республики потенциал развития
гастрономического туризма в регионе
достаточно высок. Здесь главная цель
туристов - познакомиться с историей и
культурой региона через местные
уникальные продукты.
Комплексные туристские продукты в
рамках гастрономического туризма только
начинают формироваться, вместе с тем
отдельные компоненты гастрономических
туров добавляют в основные программы.
Это могут быть посещение местных
продовольственных рынков, экскурсии на
различные производства, прогулка по
фермерскому участку или саду,
обязательно включающие в себя
дегустации и всевозможные мастер-классы
по приготовлению национальных блюд.
Хорошим примером может служить
гастро-этнографическая программа
"Урок тамады", реализуемая одним из
ресторанов г. Нальчика. Рынок
"Центральный" и ярмарка выходного
дня стали обязательными для посещения
туристами объектами. Национальные блюда
можно продегустировать на основных
туристских дестинациях региона.
Еще один фактор развития - проведение
массовых мероприятий гастрономической
направленности. Уже стал традиционным
Осенний гастрофест, посвященный
яблочной тематике, ежегодно планируется
к проведению Праздник хычина. Важную
роль в организации праздников играют
гастрономические профессиональные
сообщества-ассоциации, участники
которых делятся секретами мастерства,
проводят мастер-классы.
Вместе с тем для государственной
поддержки гастрономического туризма
необходимо прежде всего нормативное
закрепление понятия
"гастрономический туризм" в
Федеральном законе от 24 ноября 1996 г. N
132-ФЗ "Об основах туристской
деятельности в Российской Федерации",
после чего при участии специалистов
сферы туризма и индустрии
гостеприимства разработать и утвердить
методические рекомендаций по
организации гастрономического туризма.
Ежегодное проведение на различных
уровнях фестивалей, конкурсов
шеф-поваров, работающих с региональной и
локальной кухней, на территории
субъектов Северо-Кавказского
федерального округа также может стать
хорошим инструментом не только для
продвижения гастрономической
составляющей регионов округа, но и для
укрепления межрегиональных отношений.
7. Детско-юношеский туризм
Детский туризм в Российской Федерации
является одним из самых массовых видов
туризма. Он выполняет образовательную,
воспитательную, оздоровительную и
другие социально значимые функции и
представлен экскурсиями для школьников,
спортивным туризмом (в том числе
спортивно-туристские соревнования),
познавательными и рекреационными
детскими турами, оздоровлением и отдыхом
в детских лагерях и т.д.
В России детский туризм имеет статус
социально значимого и регламентируется
нормативными правовыми актами на
федеральном и на региональном уровнях.
Наиболее развитыми видами детского
туризма в Кабардино-Балкарской
Республике являются оздоровительный и
культурно-познавательный туризм.
Основным мероприятием по развитию
детского туризма в Кабардино-Балкарской
Республике является ежегодная летняя
оздоровительная кампания. Ежегодно
около 5 тысяч детей, в том числе из
различных субъектов Российской
Федерации, проходят оздоровление в
организациях отдыха детей и их
оздоровления в Кабардино-Балкарской
Республике.
Вместе с тем на сегодняшний день детский
туризм сталкивается с некоторыми
проблемами в своем развитии.
Необходимо расширить спектр
предлагаемых туроператорами детских
туров, в том числе включить
"семейные" туры, а также разработать
и реализовать туристские экскурсионные
проекты для детей с ограниченными
возможностями здоровья и
детей-инвалидов.
В связи с недостаточным уровнем
материально-технической оснащенности
детских оздоровительных лагерей и
отсутствием финансовых средств за
последнее десятилетие наблюдается
сокращение числа загородных
оздоровительных лагерей.
Систематически проводится поиск
инвесторов для реализации
инвестиционных проектов на базе детских
оздоровительных лагерей, требующих
финансовых вложений.
Необходимо совместно с уполномоченными
и иными заинтересованными органами
исполнительной власти и организациями
разработать и реализовать комплекс мер,
направленных на поддержку развития
детского туризма в Кабардино-Балкарской
Республике, в том числе в рамках развития
смежных видов туризма (например,
социального туризма - субсидирование
туристическим операторам части затрат,
связанных с оказанием услуг гражданам из
наиболее незащищенных групп населения
(несовершеннолетние в возрасте от 7 до 14
лет, состоящие на профилактическом учете
в комиссии по делам несовершеннолетних,
дети-сироты и дети, оставшиеся без
попечения родителей в возрасте от 7 до 14
лет).
Детский туризм является одним из самых
устойчивых сегментов туристского рынка,
и при грамотном взаимодействии
государства, субъектов
предпринимательской деятельности и
инвесторов есть все предпосылки для его
дальнейшего развития.
V. Инструменты развития туризма
1. Основные направления развития туризма
в Кабардино-Балкарской Республике
Исходя из современных тенденций
развития внутреннего и въездного
туризма, географических и
социально-экономических особенностей
Кабардино-Балкарской Республики, а также
целей и задач Стратегии, можно выделить
следующие инструменты развития:
повышение конкурентоспособности
регионального туристского продукта на
внутреннем и международном туристских
рынках и качества предоставляемых
туристских услуг;
системное продвижение регионального
туристского продукта на российском и
международном рынках с учетом
использования обновленного туристского
бренда республики, применения
современных маркетинговых инструментов
и цифровых технологий;
развитие конкуренции на региональном
рынке туристских услуг за счет
совершенствования механизмов
государственной поддержки туристского
бизнеса, развития туристской
инфраструктуры, в том числе через
повышение инвестиционной
привлекательности региона в сфере
туризма, развития кадрового потенциала
отрасли;
планирование развития приоритетных
туристских территорий, включая
синхронизацию мер государственной
поддержки развития туристской,
обеспечивающей и транспортной
инфраструктуры, объектов туристского
показа и других объектов индустрии
туризма, разработку специальных
документов (схемы территориального
планирования, мастер-планы, финансовые
планы и т.п.), развитие системы анализа
статистических данных о развитии
туристской отрасли.
Достижение целей Стратегии потребует
выявления потенциала соответствия
туристского продукта ожиданиям целевых
аудиторий, определения ключевых видов
туризма, приносящих наибольший вклад в
достижение целевых показателей
Стратегии, системного развития
приоритетных туристских территорий за
счет внедрения комплексного подхода к
его планированию и применения
конкретных мер государственной
поддержки.
2. Формирование конкурентоспособного
туристского продукта
Конкурентоспособность туристского
продукта формируется через раскрытие
потенциала туристских ресурсов и
определяется качеством и доступностью
транспортной инфраструктуры, качеством
обеспечивающей инфраструктуры,
состоянием и стоимостью использования
туристской инфраструктуры, качеством
обслуживания и стоимостью сервиса, а
также узнаваемостью и
привлекательностью бренда республики и
отдельных туристских дестинаций.
Основу повышения конкурентоспособности
туристского продукта
Кабардино-Балкарской Республики
составляют развитие узнаваемости и
привлекательности бренда, улучшение
качества туристских услуг и повышение их
доступности для внутренних и въездных
туристов. Улучшению качества
туристского продукта будут
способствовать модернизация и развитие
туристской инфраструктуры, городской и
сельской среды, повышение качества
подготовки кадров, работающих в
туристской индустрии, комплексное
обеспечение безопасности туристской
деятельности, создание комфортной
предпринимательской среды, координация
представителей бизнеса для совместного
планирования развития туристских
территорий, мониторинг качества
туристского продукта и распространение
лучших практик и стандартов сервиса.
Важным направлением стимулирования
инвестиционной активности в отрасли
должна стать проработка мер по
совершенствованию системы
налогообложения в сфере туристской
индустрии.
3. Планирование развития туристских
территорий
Определяющим условием реализации
Стратегии станет фокусирование усилий и
концентрация поддержки государства на
территориях, обладающих наибольшим
туристским потенциалом для создания
конкурентоспособных туристских
продуктов. На приоритетных территориях,
которым будет оказана поддержка,
необходимо сформировать качественный
специализированный туристский продукт
за счет комплексного подхода к развитию
туристской и обеспечивающей
инфраструктуры, транспортной
доступности туристских территорий,
повышения качества и сервиса услуг, а
также обеспечить рост инвестиционной
привлекательности и безопасности
туристской деятельности.
Приоритетные территории развития
туризма определяются с учетом
региональных различий в обеспеченности
туристскими ресурсами, текущей и
потенциальной роли туризма в экономике,
социальной значимости развития туризма
для населения.
Инструментами координации и
синхронизации мер по развитию
туристских территорий станут создание и
реализация планов развития приоритетных
туристских территорий, включающих
единую концепцию развития и продвижения
туристского продукта, мастер-планы
развития туристской территории,
перечень инвестиционных проектов,
проектов по развитию объектов
транспортной, обеспечивающей и
туристской инфраструктуры, запрос на
индивидуальный набор мер
государственной поддержки.
Мастер-планы разрабатываются в целях
создания конкурентоспособного
туристского продукта в отношении всей
или части территории муниципальных
образований в составе туристской
территории и являются основанием для
внесения изменений в документы
территориального планирования
муниципальных образований, а также
станут неотъемлемой частью соглашений
между уполномоченными федеральными
органами исполнительной власти,
региональными органами исполнительной
власти, органами местного
самоуправления муниципальных
образований и другими заинтересованными
организациями о создании территорий
преференциального режима.
Государственную поддержку планов
развития туристских территорий
предусматривается осуществлять с учетом
влияния их реализации на достижение
целей Стратегии и объема запрашиваемых
расходов бюджетов всех уровней.
4. Повышение инвестиционной
привлекательности
В целях повышения конкурентоспособности
туристского продукта необходимо
создание благоприятных условий для
увеличения инвестиционной
привлекательности Кабардино-Балкарской
Республики.
Меры государственной поддержки
инвестиционных проектов на региональном
уровне должны привлечь в республику
частный капитал. Формой государственной
поддержки инвестиционной деятельности в
туристском секторе являются системы
грантов, кредитно-гарантийной поддержки,
субсидирование процентных ставок по
кредитам, реализация мер по снятию
барьеров и акселерации субъектов малого
и среднего предпринимательства в сфере
туризма.
Кроме того, необходимо стимулирование
субъектов туристской индустрии, открыто
работающих на туристском рынке, в целях
снижения доли теневого сектора и
развития добросовестной конкуренции.
Формирование и реализация мер поддержки
проектов в сфере туризма в форме
снижения арендных платежей за
пользование земельными участками,
находящимися в государственной и (или)
муниципальной собственности, для
участников планов развития туристских
территорий (резидентов территорий
специальных преференциальных режимов)
могут способствовать ускорению
реализации инвестиционных проектов.
В целях дальнейшего развития
туристско-рекреационного комплекса
республики в ближайшие годы планируется
реализация следующих наиболее
перспективных инвестиционных проектов:
всесезонный горный
туристско-рекреационный
бальнеологический курорт
"Джылы-Су", санаторно-курортный
комплекс "Нальчик",
туристско-рекреационные комплексы
"Чегем" и "Чегет", всесезонные
туристско-рекреационные комплексы
"Верхние Голубые озера" и
"Эльбрус".
Инвестиционный проект "Всесезонный
горный туристско-рекреационный
бальнеологический курорт "Джылы-Су"
(далее - проект "Джылы-Су")
планируется реализовать на территории
Зольского района Кабардино-Балкарской
Республики. Общая площадь территории
комплекса составит порядка 620 га, на
которой предполагается развитие трех
зон размещения туристов:
бальнеологического, горнолыжного и
спортивно-туристского комплексов.
Реализовать проект планируется в 3 этапа
в период с 2022 по 2030 год.
Бальнеологический комплекс включает
строительство средств размещения с
общим номерным фондом 672 к/мест,
общественного бассейна/ванны, средств
общественного питания на 330 посадочных
мест.
Горнолыжный комплекс включает
строительство 2 канатных дорог, 7
горнолыжных трасс различной категории
сложности общей протяженностью 9,3 км,
средств размещения с общим номерным
фондом 750 к/мест, средств общественного
питания на 665 посадочных мест.
Спортивно-туристский комплекс включает
строительство спортивной зоны, средств
размещения для спортивных сборов и
туристов с общим коечным фондом 575 к/мест,
фестивальной площадки на 800 мест,
кемпинг-парка на 1400 мест.
Общий поток туристов по результатам
реализации проекта "Джылы-Су"
должен составить не менее 160 тыс. человек
в год.
Реализация инвестиционного проекта
"Развитие санаторно-курортного
комплекса "Курорт Нальчик"
направлена на комплексное развитие
города-курорта Нальчик путем
строительства новых и модернизации
существующих санаторно-курортных и
туристских объектов, реконструкции
минералопровода курорта, инженерных
коммуникаций и транспортной
инфраструктуры, ревитализации
набережной р. Нальчик от моста по ул.
Кешокова до моста по ул. Канукоева, и сети
озер, реновации популярного среди
горожан и отдыхающих
спортивно-оздоровительного объекта -
терренкура на гору Большая Кизиловка,
что позволит внести существенный вклад в
решение задач по увеличению количества
мест в санаториях и гостиницах до 10 тысяч
и численности отдыхающих до 400 тысяч
человек ежегодно.
В рамках инвестиционного проекта
"Туристско-рекреационный кластер
"Чегем" планируется на территории
Чегемского района Кабардино-Балкарской
Республики создать 5 туристских
комплексов, направленных на развитие
лечебно-оздоровительного,
культурно-познавательного и
экологического туризма. Предполагается
реконструкция туристских баз
"Чегем" и "Башиль", создание
глэмпинг-парка на перевале
"Актопрак", гостевого комплекса
"Эль-Тюбю", обустройство досугового
комплекса "Чегем" и строительство
оздоровительного центра "Термальный
источник "Лечинкай". Кроме того,
планируется улучшение
транспортно-логистической доступности
путем реконструкции существующей
автомобильной дороги Чегем Второй -
Булунгу. По результатам реализации
проекта планируется увеличить турпоток
до 100 тысяч человек в год.
Инвестиционный проект "Всесезонный
туристско-рекреационный кластер
"Верхние Голубые озера"
предполагает строительство и
эксплуатацию туристского кластера в
живописном месте на берегу Верхних
Голубых озер в Черекском районе
Кабардино-Балкарской Республики. На
территории кластера планируется
строительство горнолыжной трассы
протяженностью 6 км, канатной дороги
гондольного типа протяженностью 4 км, 5
объектов туристской инфраструктуры,
включающих коллективные средства
размещения, объектов общественного
питания, туристско-досуговых центров. По
результатам реализации проекта
планируется увеличить турпоток на 70
тысяч человек в год.
В рамках инвестиционного проекта
"Развитие горнолыжного комплекса
"Чегет" планируется модернизация
горнолыжной инфраструктуры,
расположенной на горе Чегет в
Эльбрусском районе Кабардино-Балкарской
Республики, путем строительства двух
очередей канатной дороги, 10 горнолыжных
трасс, благоустройство прилегающей
территории.
Реализация проекта позволит увеличить
туристский поток до 250 тысяч человек в
год.
В рамках инвестиционного проекта
"Эльбрус" с 2021 по 2024 год АО
"Курорты Северного Кавказа"
планируется реализация комплекса мер по
строительству объектов капитального
строительства: 4 канатных дорог, 11
горнолыжных трасс общей протяженностью
порядка 12 км, парковки на 800 м/мест,
сервисного центра, а также проведение
работ по благоустройству поляны Азау и
проведению сети электроснабжения
горнолыжной инфраструктуры.
С 2024 по 2025 год (3 этап) планируется
строительство 3 канатных дорог и 6
горнолыжных трасс общей протяженностью
порядка 9 км.
С 2025 по 2030 год (4 - 5 этапы) планируется
строительство 6 горнолыжных трасс и 4
канатных дорог, комплекса объектов и
сооружений системы искусственного
оснежения склонов.
Реализация указанных инвестиционных
проектов будет способствовать созданию
в Кабардино-Балкарской Республике
привлекательного туристского продукта,
занятости населения, увеличению
численности туристов, увеличению
налоговых поступлений в бюджет
республики.
5. Туристская и обеспечивающая
инфраструктура, формирование доступной
и комфортной туристской среды
Важной мерой повышения качества услуг в
сфере туризма является поддержка
реализации программ и проектов по
развитию туристской инфраструктуры,
придорожной инфраструктуры (придорожный
сервис, кемпинги, зоны отдыха, парковки
для туристского транспорта и другое), в
том числе на принципах
государственно-частного и
муниципально-частного партнерства.
Особые требования должны предъявляться
к туристской инфраструктуре и к
стандартам предоставления туристских
услуг с точки зрения доступности для
инвалидов и других маломобильных групп
населения.
Принятие специальных мер по улучшению
благоустройства и качества городской
среды туристских территорий, развитие
зеленых зон, парков, скверов и
общественных пространств необходимо для
комплексного развития туристского
продукта.
Разработка системы мер по поддержке
строительства и реконструкции объектов
обеспечивающей инфраструктуры на
перспективных для развития туризма
территориях будет стимулировать
инвестиционную активность в туристской
отрасли.
В части формирования доступной
туристской среды можно выделить две
основные задачи: сделать туристский
продукт доступным для всех
потенциальных пользователей и создать
благоприятные, безопасные и комфортные
условия пребывания.
Создание универсальной туристской среды
призвано расширить рамки целевой группы
проектирования и предполагает
организацию комфортного пребывания в
городе, доступа к сервису, простой и
узнаваемой системы навигации для всех
социальных групп.
Доступная среда туристской территории
должна соответствовать основным
критериям: безопасности, доступности,
информативности, комфортности.
Приобретение туристами позитивного
опыта во всех аспектах пребывания тесно
связано с созданием привлекательного
внешнего облика объектов туристского
показа. Поэтому очень важна поддержка
туристско-ориентированных
муниципальных образований по
благоустройству территорий, прилегающих
к местам туристского показа.
Перспективно в правила застройки и
землепользования туристских поселений
включать единые и обязательные к
исполнению требования к визуальному
облику строений.
6. Дорожная инфраструктура и транспорт
Степень развития дорожной
инфраструктуры в значительной мере
влияет на туристскую привлекательность
региона и темпы развития туризма.
В Кабардино-Балкарской Республике
прибытие туристов осуществляется
практически всеми общедоступными видами
транспорта: автомобильным,
железнодорожным, воздушным.
Сеть автомобильных дорог общего
пользования республики в 2020 году
составила 9742,791 км. Из них федеральных -
388,436 км, региональных - 2941,655 км, дорог
местного значения - 6412,7 км. В столице
республики функционируют Международный
аэропорт Нальчик и железнодорожный
вокзал, куда прибывают поезда дальнего
следования и пригородные поезда.
С целью развития
туристско-рекреационного комплекса
Кабардино-Балкарии и повышения
транспортной доступности региона
необходимо обеспечить развитие сети
федеральных, региональных и местных
автодорог, востребованных для развития
туризма, а также приведение их в
нормативное состояние. Кроме того,
помимо надлежащего качества дорожного
покрытия, необходимо обеспечить наличие
достаточного количества:
дорожных указателей и информационных
стендов;
автозаправочных станций;
парковочных мест;
автомобильных сервисных центров;
пунктов общественного питания;
санитарных стоянок;
устойчивой сотовой связи на протяжении
всей сети автомобильных дорог;
знаков унифицированной системы
туристской навигации.
Важным для продвижения туристского
потенциала Кабардино-Балкарской
Республики является развитие системы
воздушных сообщений между субъектами
Российской Федерации.
Учитывая тенденции роста числа туристов,
путешествующих самостоятельно
воздушным транспортом, необходимо
акцентировать внимание на развитии
инфраструктуры, в частности,
реконструкцию/строительство
аэровокзального комплекса,
международного пункта пропуска и
взлетно-посадочной полосы.
Не менее актуальными остаются вопросы
внедрения унифицированной системы
туристской навигации, обустройства
санитарных стоянок на основных
туристских маршрутах. Важно уделять
достаточное внимание состоянию и уровню
комфортности транспортных средств,
используемых для перевозки туристов.
7. Кадровая обеспеченность индустрии
туризма
Достижение высокого уровня оказываемых
услуг, сервиса и обслуживания клиентов
требует комплексного подхода, в первую
очередь в части создания условий
обеспечения отрасли достаточным
количеством квалифицированных кадров.
Для повышения эффективности
функционирования отрасли в целом за счет
обеспечения качества сервиса
оказываемых услуг, формируемых
туристских продуктов, а также
гостеприимства необходимо
осуществление долгосрочного
планирования и построения системы
подготовки кадров всех уровней.
В Кабардино-Балкарской Республике
образовательные программы по подготовке
и повышению квалификации кадров в сфере
санаторно-курортного лечения, туризма и
индустрии гостеприимства реализуют 2
образовательные организации высшего
образования (Кабардино-Балкарский
государственный университет им. Х.М.
Бербекова и Кабардино-Балкарский
государственный аграрный университет им
В.М. Кокова), а также другие
государственные образовательные
организации Кабардино-Балкарской
Республики.
Очевидно, что система профессионального
образования в сфере туризма требует
усовершенствования в части приведения в
соответствие с требованиями
работодателей, большей ориентации на
практику, повышения качества
учебно-методических материалов, учета
специфики организации туристской
деятельности в Кабардино-Балкарской
Республике.
Важно наладить прямое взаимодействие
между субъектами туристской индустрии, с
одной стороны, и образовательными
учреждениями, с другой стороны, в целях
определения "отраслевого заказа" на
подготовку, переподготовку и повышение
квалификации специалистов в сфере
туризма.
С учетом работы на перспективу и
формирования кадрового потенциала в
соответствии со стратегическими
ориентирами меры по совершенствованию
кадрового обеспечения развития туризма
в Кабардино-Балкарской Республике будут
включать:
расширение перечня образовательных
программ, например, в части подготовки
гидов-переводчиков, экскурсоводов,
инструкторов-проводников и др.;
развитие системы дополнительного
образования, повышения квалификации и
профессиональной переподготовки кадров,
в том числе на основе новых форм
образования, дистанционного
образования;
развитие системы повышения квалификации
руководителей туристских организаций,
органов власти, педагогических кадров,
работающих в сфере туризма, специальных
программ дополнительного
профессионального образования малого и
среднего предпринимательства.
8. Обеспечение безопасности в сфере
туризма
Вопросы повышения безопасности туризма
являются ключевыми на современном этапе
государственной политики в области
туризма, ориентированной на повышение
качества жизни населения.
Безопасность туристов напрямую зависит
от политики государства, мер,
принимаемых фирмами, турагентами и
туроператорами, а также от действий
самих туристов. Безопасность туризма и
уменьшение рисков при путешествии
касаются широкого круга проблем, в том
числе обеспечения медицинского
обслуживания, проверки технического и
санитарного состояния туристского
инвентаря и объектов туристской
инфраструктуры, организации работы
служб спасения и скорой помощи,
страхования, своевременного
информирования о существующих угрозах,
обеспечения немедленного отклика на
жалобы туристов, органов охраны
памятников и окружающей среды.
На сегодняшний день ввиду актуальности
данной проблемы и повышения туристского
потока как в Кабардино-Балкарскую
Республику, так и в Российскую Федерацию
в целом, Федеральным агентством по
туризму совместно с заинтересованными
проводится необходимая работа по
совершенствованию нормативной правовой
базы, регулирующей безопасность
туризма.
Вместе с тем также необходимо проводить
системную
информационно-разъяснительную работу с
населением и предприятиями отрасли о
необходимости соблюдения требований и
рекомендаций федеральных служб и
ведомств, региональных органов власти,
регламентирующих безопасность туристов
и отдыхающих.
9. Продвижение туристского продукта
Кабардино-Балкарской Республики на
внутреннем и международном рынках
Эффективное продвижение регионального
туристского продукта зависит от учета
реальных потребностей туристов и уровня
конкурентоспособности продукта. Система
продвижения и повышения узнаваемости
регионального туристского продукта
включает в себя следующие составляющие:
стратегию бренда, управление
продвижением туристского продукта,
достаточное финансирование мероприятий
по продвижению.
Механизмами продвижения региона как
туристского направления на внутреннем и
международном туристских рынках
являются следующие виды деятельности,
ориентированные как на потребителей, так
и на туристскую индустрию:
поддержка и участие в профильной
выставочной деятельности в Российской
Федерации;
участие в крупнейших международных
туристских выставках;
некоммерческое рекламное продвижение
регионального туристского продукта с
целью увеличения въездного и
внутреннего туристского потока,
создания благоприятного имиджа
республики;
изготовление рекламно-информационной
продукции;
распространение информации о республике
как о привлекательном туристском
направлении в
информационно-телекоммуникационной
сети "Интернет";
проведение иных акций, например,
информационной поддержки проводимых в
республике фестивалей и событийных
мероприятий, презентаций новых
туристских направлений, информационных
туров для туроператоров и пресс-туров
для российских и зарубежных средств
массовой информации.
Для достижения результата в продвижении
территории, турпродуктов необходимы
совместные скоординированные и
постоянно наращиваемые усилия
государственных, общественных и
предпринимательских структур при
наличии финансового сопровождения и
организационной основы.
Важным аспектом маркетинговой стратегии
является ориентирование как на
групповых туристов, так и на
самостоятельных путешественников, доля
которых растет с каждым годом.
Современными каналами продвижения
туристского продукта на рынках
являются:
реклама в средствах массовой информации
и других рекламоносителях;
связи с общественностью (PR - public relations),
меры, с помощью которых при участии
третьих лиц (пресса, спонсорство,
благотворительность, лоббирование и др.)
формируется позитивный образ региона и
ее туристского продукта.
В настоящее время туристский рынок
характеризуется высокой степенью
конкурентной борьбы, одним из главных
инструментов которой на сегодняшний
день является повышение качества
туристских и сопутствующих услуг.
Все это требует разработки долгосрочной
информационной кампании, направленной
на формирование позитивного образа
республики, в целях содействия развитию
въездного и внутреннего туризма.
В построении позитивного образа региона,
благоприятного для туризма, одним из
ведущих элементов может стать проект
"Карта гостя". По международной
практике, такие карты дают возможность
их держателям сделать посещение региона
более удобным и экономичным. Карты гостя,
как правило, имеют 3 ключевые
составляющие (музейная, транспортная и
скидочная), подразумевающие ряд бонусов
на предприятиях туристской
инфраструктуры.
10. Внедрение цифровых технологий в сфере
туризма
Внедрение цифровых технологий формирует
основные тенденции развития туристской
отрасли, все больше оказывая влияние
практически на все составные части
туристского продукта через снижение
транзакционных издержек и повышение
информированности участников цифровых
сервисов и платформ.
Цифровизация в туризме формирует
предпосылки для повышения прибыльности
отрасли, постепенного перехода
традиционных участников рынка в
онлайн-сферу с соответствующим
переключением финансовых потоков.
Тенденции развития туристских
информационных систем и платформ
показывают их возрастающую значимость
для рынка туристских услуг.
Среди важнейших цифровых решений можно
выделить:
внедрение и развитие мультиязычных
сервисов помощи туристам, включая
информационные сервисы, сервисы
навигации и самообслуживания, с целью
повышения доступности, качества и
привлекательности туристских услуг,
роста эффективности использования
туристских ресурсов;
разработку и реализацию электронной
туристской карты гостя и мобильного
приложения (аналог международных карт и
приложений для мобильных устройств,
позволяющих туристу перемещаться
общественными видами транспорта,
узнавать о культурных мероприятиях и
событиях, пользоваться скидками при
посещении объектов туристского показа, а
также предоставляющих другие льготы);
предоставление прозрачной электронной
системы оценки качества предлагаемых
туристских услуг, создание рейтинга
туристских услуг и объектов по
туристским территориям
Кабардино-Балкарской Республики;
обеспечение возможности ознакомления с
культурными и природными
достопримечательностями, экспозициями
музеев, туристскими маршрутами в
онлайн-режиме с использованием
технологий визуализации, виртуальных
экскурсий, технологий дополненной
реальности и др.;
развитие системы открытых данных в сфере
туризма для повышения прозрачности
работы организаций и системы управления
отраслью, создания условий для развития
новых видов туристских услуг;
внедрение и развитие технологий больших
данных и искусственного интеллекта для
сбора и анализа этих данных, а также
развитие системы продвижения туристских
услуг, формирование наиболее актуальных
для туриста предложений с учетом его
пожеланий;
разработку мультимедийных приложений
для объектов показа, сервисов аудио- и
видеогидов с возможностью интеграции с
GPS-навигацией, использованием QR-кодов для
формирования запросов.
VI. Ожидаемые результаты и риски
реализации Стратегии
Реализация Стратегии позволит к концу 2035
года значительно повысить
конкурентоспособность туристического
продукта Кабардино-Балкарской
Республики на российском и
международном рынках.
В результате выполнения мероприятий
Стратегии республика получит развитую
туристскую инфраструктуру, способную
удовлетворить потребности российских и
иностранных граждан.
Обеспечение эффективной реализации
Стратегии требует формирования и
развития механизмов многостороннего
взаимодействия между органами
исполнительной власти.
Реализация Стратегии будет
осуществляться на межведомственной
основе органами исполнительной власти в
рамках их компетенции, органами местного
самоуправления, общественными
объединениями и предпринимателями.
Координацию деятельности по реализации
Стратегии будет осуществлять
Министерство курортов и туризма
Кабардино-Балкарской Республики.
Ожидаемые результаты реализации
Стратегии отражены в приложении к
Стратегии.
Реализация Стратегии связана с угрозой
возникновения рисков, способных снизить
показатели ее результативности.
Основными рисками реализации Стратегии
могут стать:
макроэкономические риски, в том числе
снижение уровня доходов граждан
Российской Федерации, приводящие к
исключению расходов на путешествия и
отдых из потребительской корзины
значительной части населения, поскольку
они не носят статуса первоочередных;
финансовые риски - отсутствие мер
государственной поддержки развития
туристской инфраструктуры, в том числе в
рамках государственно-частного
партнерства;
административные барьеры;
отсутствие синхронизации мер по
развитию туристской и транспортной
инфраструктуры;
техногенные и экологические риски.
Приложение
к Стратегии
развития туризма на территории
Кабардино-Балкарской Республики
до 2035 года
ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ
ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА
КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
N п/п |
Наименование показателя |
Единица измерения |
Факт |
План | ||||
|
|
|
2019 год |
2020 год |
2021 год |
2025 год |
2030 год |
2035 год |
1 |
Туристский поток, в том числе: |
тыс. чел. |
602 |
540 |
1050,0 |
1417,5 |
1913,6 |
2583,4 |
2 |
иностранные туристы |
тыс. чел. |
24,6 |
6,1 |
8,0 |
12,0 |
16,0 |
20,0 |
3 |
экскурсанты |
тыс. чел. |
240,8 |
216 |
420,0 |
567,0 |
765,5 |
1033,4 |
4 |
Количество коллективных средств размещения граждан |
единиц |
176 |
183 |
200 |
220 |
240 |
260 |
5 |
Количество койко-мест в коллективных средствах размещения граждан |
тыс. единиц |
15,8 |
15,9 |
15,9 |
16,5 |
17,0 |
17,6 |
6 |
Численность размещенных в коллективных средствах размещения граждан |
тыс. чел. |
256,5 |
238 |
181,4 |
285,4 |
503,0 |
886,5 |
7 |
Среднесписочная численность работников туристско-рекреационного комплекса |
чел. |
4731 |
4410 |
4750,0 |
4950,0 |
5200,0 |
5450,0 |
8 |
Объем предоставленных услуг |
млн руб. |
5581,7 |
5400 |
9733,50 |
13797,24 |
18626,27 |
25145,46 |
Ссылается на
- Об основах туристской деятельности в Российской Федерации (с изменениями на 14 октября 2024 года)
- Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (с изменениями на 21 декабря 2021 года) (редакция, действующая с 1 июня 2022 года) (утратил силу с 01.01.2023 на основании Федерального закона от 21.12.2021 N 414-ФЗ)