Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь


ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 декабря 2021 года N 669


Об утверждении Основных направлений долговой политики Республики Башкортостан на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов



В соответствии с пунктом 13 статьи 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и в целях эффективного управления государственным долгом Республики Башкортостан Правительство Республики Башкортостан постановляет:


Утвердить прилагаемые Основные направления долговой политики Республики Башкортостан на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов.



Премьер-министр
Правительства
Республики Башкортостан
А.Г.НАЗАРОВ



Утверждены
Постановлением Правительства
Республики Башкортостан
от 14 декабря 2021 г. N 669



ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН НА 2022 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2023 И 2024 ГОДОВ


Под долговой политикой Республики Башкортостан (далее - долговая политика) понимается деятельность республиканских органов исполнительной власти, направленная на обеспечение потребности бюджета Республики Башкортостан в заемном финансировании, своевременном и полном исполнении долговых обязательств Республики Башкортостан при минимизации расходов на обслуживание государственного долга, поддержание объема и структуры обязательств, исключающих их неисполнение.


Основные направления долговой политики Республики Башкортостан на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов определяют цели и задачи, основные факторы, влияющие на характер и направления долговой политики, инструменты ее реализации, риски для бюджета, возникающие в процессе управления государственным долгом Республики Башкортостан.



1. ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ В 2020 ГОДУ


По итогам 2020 года Республика Башкортостан относится к группе заемщиков с высоким уровнем долговой устойчивости, что характеризуется следующими показателями:


объем государственного долга Республики Башкортостан (далее - государственный долг) составил 21026,1 млн. рублей, или 17,1 процента от максимально возможной величины, установленной Бюджетным кодексом Российской Федерации, и находится на безопасном уровне, несмотря на его рост к уровню 2019 года в 1,6 раза;


отношение расходов на обслуживание и погашение государственного долга к сумме налоговых и неналоговых доходов бюджета Республики Башкортостан и дотаций из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации составило 1,1 процента со снижением к уровню 2019 года на 0,7 процентного пункта;


расходы на обслуживание государственного долга составили 209,8 млн. рублей со снижением к уровню 2019 года на 19,2 процента и в общем объеме расходов бюджета Республики Башкортостан (за исключением расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации) составляют менее 0,1 процента;


отсутствуют краткосрочные обязательства в общем объеме государственного долга.


В 2020 году:


было привлечено 9000,0 млн. рублей заемных средств;


погашение долговых обязательств составило 1500,0 млн. рублей;


продлены сроки пользования бюджетными кредитами до 2029 года (по кредитам, полученным в 2014 - 2017 годах) и до 2035 года (по кредиту, полученному в 2010 году).


Рост объема государственного долга и долговой нагрузки обусловлен необходимостью финансирования дефицита бюджета Республики Башкортостан вследствие снижения его налоговых и неналоговых доходов и роста расходов, связанных с ликвидацией последствий коронавирусной инфекции.



2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ


Основными целями и задачами долговой политики Республики Башкортостан на предстоящий период являются:


обеспечение потребности бюджета Республики Башкортостан в заемных средствах для его сбалансированности и реализации инфраструктурных проектов при сохранении высокой степени долговой и финансовой устойчивости;


поддержание объема и структуры государственного долга Республики Башкортостан, позволяющих своевременно исполнять принятые обязательства;


сохранение показателей и индикаторов долговой устойчивости Республики Башкортостан в 2022 - 2024 годах в пределах значений, установленных соглашениями, заключенными с Министерством финансов Российской Федерации при реструктуризации бюджетных кредитов;


укрепление имиджа надежного заемщика.



3. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ХАРАКТЕР И НАПРАВЛЕНИЯ ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ


Долговая политика является частью бюджетной политики Республики Башкортостан.


Характер и направления долговой политики определяются особенностями развития экономики Республики Башкортостан, уровнем государственного долга, требованиями бюджетного законодательства Российской Федерации, а также условиями заключенных соглашений при реструктуризации бюджетных кредитов в 2017 году.


Основными факторами, определяющими характер и направления долговой политики, являются:


рост расходных обязательств вследствие принятия решений о реализации задач, определенных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", а также расходы, связанные с празднованием в 2024 году 450-летия основания столицы Республики Башкортостан г. Уфы;


использование предоставленной возможности получения в 2022 - 2023 годах бюджетных инфраструктурных кредитов на максимально выгодных условиях и в объемах, необходимых для финансирования инфраструктурных проектов;


увеличение стоимости заемных средств вследствие возможного роста ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации.


При этом объем и виды заимствований, предусмотренные на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, могут быть скорректированы с учетом исполнения бюджета Республики Башкортостан и конъюнктуры финансового рынка.



4. ИНСТРУМЕНТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ


В качестве основных инструментов реализации долговой политики в среднесрочной перспективе рассматриваются государственные ценные бумаги, бюджетные кредиты и кредиты кредитных организаций.


В случае потребности в краткосрочных ресурсах в течение финансового года планируется привлечение бюджетных кредитов на пополнение остатка средств на едином счете бюджета Республики Башкортостан, предоставляемых Управлением Федерального казначейства по Республике Башкортостан.


Долговая политика предусматривает реализацию следующих мероприятий:


привлечение заемных средств на основе анализа ситуации на финансовом рынке, включая выпуск государственных ценных бумаг как источника долгосрочного финансирования дефицита бюджета, в случае преимущества данного вида заимствования в сравнении с коммерческими кредитами в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 4 января 2017 года N Пр-32;


анализ сроков погашения действующих долговых обязательств и выявления пиков платежей в целях обеспечения равномерного распределения долговой нагрузки на бюджет Республики Башкортостан;


уточнение сроков привлечения заемных средств, предусмотренных программой государственных внутренних заимствований Республики Башкортостан, что означает перенос сроков привлечения новых заемных средств на более ранние или поздние периоды по сравнению с плановым распределением заимствований. Критериями определения необходимости корректировки являются реальное исполнение бюджета Республики Башкортостан, а именно фактическое поступление доходов и осуществление расходов, а также конъюнктура на рынке заимствований, когда за счет изменения ранее предусмотренных сроков привлечения заемных средств достигается сокращение расходов по обслуживанию государственного долга;


проведение работы с кредитными организациями в целях соблюдения целевого ориентира по размеру ставки - ключевая ставка Банка России плюс один процент годовых;


осуществление регулярного мониторинга соответствия параметров дефицита и государственного долга Республики Башкортостан ограничениям, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации и заключенными с Министерством финансов Российской Федерации соглашениями;


недопущение принятия новых расходных обязательств Республики Башкортостан, не обеспеченных стабильными источниками доходов.


Важнейшими условиями для успешной реализации долговой политики являются обеспечение доступности информации, прозрачности и предсказуемости проводимой долговой политики, взаимодействия республики с кредитными рейтинговыми агентствами, финансовым сообществом, инвесторами, что будет обеспечиваться в рамках ежегодных рейтинговых и иных встреч, опубликование на официальном сайте Министерства финансов Республики Башкортостан в информационно-телекоммуникационной сети Интернет информации о планировании и об исполнении бюджета Республики Башкортостан, сведений об объеме и о структуре государственного долга, а также о планируемом осуществлении закупок услуг кредитных организаций.



5. АНАЛИЗ РИСКОВ ДЛЯ БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН, ВОЗНИКАЮЩИХ В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН


Под бюджетным риском понимается возникновение финансовых потерь бюджета Республики Башкортостан в результате наступления определенных событий или совершения определенных действий, которые не могут быть заранее однозначно спрогнозированы.


К числу таковых относятся риск рефинансирования долговых обязательств и процентный риск.


Риск рефинансирования долговых обязательств подразумевает отсутствие возможности осуществить на приемлемых условиях новые заимствования для своевременного погашения долговых обязательств. В целях его минимизации планируется осуществлять постоянный мониторинг рынка финансовых услуг, учитывая складывающиеся на нем тенденции.


Процентный риск предполагает вероятность увеличения суммы расходов бюджета Республики Башкортостан на обслуживание государственного долга вследствие увеличения процентных ставок по вновь привлекаемым кредитам кредитных организаций. Минимизация риска осуществляется путем анализа стоимости обслуживания кредитов кредитных организаций при различных сценариях изменения процентных ставок на рынке финансовых услуг, использования инструментов реализации долговой политики, для которых данный риск отсутствует либо минимален.


К рискам реализации долговой политики также относятся:


ухудшение макроэкономической ситуации, в том числе повышение инфляции, снижение темпов экономического роста и, как следствие, снижение доступности заемных средств, а также рост стоимости заимствований;


недостаточное поступление доходов в бюджет Республики Башкортостан вследствие снижения налоговой базы по основным доходным источникам бюджета и отсутствие в бюджете достаточного объема средств для полного и своевременного исполнения обязательств бюджета республики.


В целях снижения вышеуказанных рисков и сохранения их на приемлемом уровне реализация долговой политики будет осуществляться на основе кассового плана поступления доходов, финансирования расходов, привлечения государственных заимствований, а также анализа исполнения бюджета Республики Башкортостан предыдущих лет.


Эффективной реализации долговой политики в 2022 году и плановом периоде 2023 и 2024 годов будет способствовать исполнение Плана оздоровления региональных финансов Республики Башкортостан, утвержденного распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 1 октября 2018 года N 936-р.


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ