Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь


ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 декабря 2021 года N 871-п


О внесении изменений в постановление Правительства области от 09.11.2020 N 879-п



ПРАВИТЕЛЬСТВО ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЯЕТ:


1. Внести в постановление Правительства области от 09.11.2020 N 879-п "Об утверждении Стратегии по обеспечению благоприятных условий для развития экспортной деятельности в Ярославской области до 2025 года" следующие изменения:


1.1. В заголовке, пункте 1 цифры "2025" заменить цифрами "2030".


1.2. В преамбуле слово "среднесрочную" заменить словом "долгосрочную".


1.3. Стратегию по обеспечению благоприятных условий для развития экспортной деятельности в Ярославской области до 2025 года, утвержденную постановлением, изложить в новой редакции (прилагается).


2. Постановление вступает в силу с момента подписания.



Исполняющий обязанности
Председателя
Правительства области
Р.А.КОЛЕСОВ



Утверждена
постановлением
Правительства области
от 09.11.2020 N 879-п
(в редакции постановления
Правительства области
от 09.12.2021 N 871-п)



СТРАТЕГИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЛАГОПРИЯТНЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЭКСПОРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2030 ГОДА



1. Общие положения


1.1. Назначение документа.


Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" определена задача по достижению реального роста экспорта несырьевых неэнергетических товаров не менее 70 процентов по сравнению с показателем 2020 года. Во исполнение положений Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", а также в соответствии со сводным планом приоритетного проекта "Системные меры развития международной кооперации и экспорта" разработан Стандарт деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятных условий для развития экспортной деятельности (далее - Региональный экспортный стандарт).


В 2019 году по указанию Министерства промышленности и торговли Российской Федерации акционерным обществом (далее - АО) "Российский экспортный центр", выступающим в качестве оператора национального проекта "Международная кооперация и экспорт", проведена работа по актуализации методологических основ Регионального экспортного стандарта. Результатом данной работы стала разработка Регионального экспортного стандарта 2.0, который включает 5 основных разделов и 15 инструментов поддержки экспортной деятельности в субъектах Российской Федерации.


Региональный экспортный стандарт 2.0 предусматривает внедрение комплекса мер по активизации экспортной деятельности в регионе, успешная реализация которых позволит сформировать эффективную инфраструктуру поддержки экспорта и обеспечить вовлечение органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и представителей бизнес-сообщества в процесс реализации региональной политики в области поддержки и развития экспортной деятельности. В перечень инструментов поддержки экспорта в соответствии с положениями Регионального экспортного стандарта 2.0 также входит создание документов планирования развития экспорта в субъекте Российской Федерации.


Необходимость формирования нормативно-правовой базы в сфере планирования внешнеэкономической деятельности на уровне субъекта Российской Федерации обусловлена возникновением новых экономических и геополитических вызовов, нестабильностью мировых финансовых и товарных рынков, а также сложившейся эпидемиологической ситуацией, оказывающей негативное воздействие на реальный сектор экономики и осуществление внешнеторговых операций. Создание комплексной инфраструктуры поддержки экспорта, включая финансовые инструменты развития, является необходимым условием повышения устойчивости региональной экономики и увеличения доходности областного бюджета.


Целью Стратегии по обеспечению благоприятных условий для развития экспортной деятельности в Ярославской области до 2030 года (далее - Стратегия) является создание условий для увеличения объема несырьевого неэнергетического экспорта и экспорта услуг предприятий и организаций Ярославской области в 2030 году на 70 процентов по отношению к 2020 году.


1.2. Основания для разработки Стратегии.


Основополагающими документами, определяющими правовую основу разработки Стратегии и ключевые направления региональной промышленной политики, являются:


- Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";


- Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";


- государственная программа Российской Федерации "Развитие внешнеэкономической деятельности", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 330 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие внешнеэкономической деятельности";


- паспорт национального проекта (программы) "Международная кооперация и экспорт", утвержденного решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. N 16);


- распоряжение Правительства Российской Федерации от 1 октября 2021 г. N 2765-р;


- государственная программа Ярославской области "Развитие промышленности в Ярославской области и повышение ее конкурентоспособности" на 2021 - 2025 годы, утвержденная постановлением Правительства области от 28.12.2020 N 1028-п "Об утверждении государственной программы Ярославской области "Развитие промышленности в Ярославской области и повышение ее конкурентоспособности" на 2021 - 2025 годы";


- Стратегия социально-экономического развития Ярославской области до 2025 года, утвержденная постановлением Правительства области от 06.03.2014 N 188-п "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2025 года";


- Региональный экспортный стандарт 2.0, утвержденный протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту "Международная кооперация и экспорт" от 30 июля 2020 года N 6.


1.3. Стратегия направлена на решение следующих задач в сфере внешнеэкономической деятельности Ярославской области:


- создание экосистемы поддержки экспорта в регионе;


- вовлечение предприятий в экспортную деятельность, в том числе через привлечение предприятий и организаций реального сектора экономики Ярославской области к участию в программах обучения и акселерации экспортной деятельности;


- комплексное стимулирование внешнеторговой деятельности предприятий и организаций Ярославской области и содействие в освоении новых рынков сбыта продукции;


- развитие международных экономических связей Ярославской области;


- создание и продвижение ориентированного на экспорт регионального бренда;


- развитие кадрового потенциала Ярославской области в сфере внешнеэкономической деятельности.



2. Анализ состояния основных направлений внешнеэкономической деятельности Ярославской области за период 2010 - 2020 годов


2.1. Основные показатели внешнеэкономического оборота Ярославской области.


По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ярославской области, Федеральной таможенной службы, за период 2020 года внешнеторговый оборот Ярославской области составил 1575,7 млн. долларов США и по сравнению с 2019 годом снизился на 11,15 процента. Объем экспорта снизился на 8,64 процента и составил 949,7 млн. долларов США за счет сокращения поставок продукции в страны Содружества Независимых Государств (далее - СНГ) на 6,95 процента, в страны дальнего зарубежья - на 9,19 процента. Стоимостные объемы импорта по отношению к 2019 году снизились на 14,71 процента и составили 626,0 млн. долларов США.



Таблица 1



Основные показатели внешнеэкономического оборота Ярославской области за период 2010 - 2020 годов

Показатель

Годы

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

Товарооборот, млн. долларов США

1237,7

1893,7

1988,8

2948,6

1920,9

1391,6

1277,7

1600,3

1991,2

1773,5

1575,7

Экспорт, млн. долларов США

687,7

933,3

1031,7

1999,2

1029,2

811,5

626,6

825,4

1213,2

1039,5

949,7

Импорт, млн. долларов США

550

960,4

957,1

949,4

891,7

580,1

651,1

774,9

778

734,0

626,0

Сальдо, млн. долларов США

137,7

-27,1

74,6

1049,8

137,5

231,4

-24,5

50,5

435,2

305,5

323,7

Коэффициент покрытия экспорта импортом, процентов

125,04

97,18

107,79

210,58

115,42

139,89

96,24

106,52

155,94

141,62

151,71


В 2019 году наблюдалось значительное снижение темпов роста показателей внешнеэкономической деятельности предприятий и организаций Ярославской области. В 2020 году отмечено дальнейшее снижение оборотов внешней торговли, обусловленное спадом объемов мирового промышленного производства, нарушением логистических связей и наличием ограничений, связанных с противодействием распространению новой коронавирусной инфекции.


С 2017 года Ярославская область сохраняет устойчивое положительное сальдо торгового баланса. В 2020 году данный показатель составил 323,7 млн. долларов США.


2.2. Внешнеторговые партнеры Ярославской области.


В рамках исследования внешнеэкономической деятельности региона проведен анализ динамики ключевых показателей и структуры внешнеторговых операций с основными странами-партнерами. По данным таможенной статистики, в 2020 году предприятия и организации, зарегистрированные на территории Ярославской области, осуществляли торговлю со 105 странами мира. Их количество по отношению к 2019 году снизилось на 3,7 процента (4 страны).


Товарооборот Ярославской области со странами дальнего зарубежья за 2020 год составил 1291,1 млн. долларов США и по сравнению с 2019 годом снизился на 10,88 процента. Оборот внешней торговли со странами дальнего зарубежья в 4,5 раза превышает оборот со странами СНГ.


Экспорт в страны дальнего зарубежья сократился на 9,19 процента и составил 711,3 млн. долларов США. Импорт из стран дальнего зарубежья составил 579,8 млн. долларов США и по отношению к показателям 2019 года снизился на 12,86 процента. По итогам 2020 года внешняя торговля со странами дальнего зарубежья характеризуется положительным сальдо - 131,5 млн. долларов США. При этом положительное сальдо торгового баланса со странами дальнего зарубежья формировалось только в 2013, 2015, 2018 и 2019 годах.


В настоящее время в связи со сложившейся эпидемиологической и геополитической обстановкой наблюдается тенденция к снижению объемов импорта из стран дальнего зарубежья.



Таблица 2



Внешнеторговые отношения Ярославской области со странами СНГ и дальнего зарубежья за период 2010 - 2020 годов

Год

Страны дальнего зарубежья

Темп роста по странам дальнего зарубежья

Страны СНГ

Темп роста по странам СНГ

экспорт, млн. долларов США

импорт, млн. долларов США

экспорт, процентов

импорт, процентов

экспорт, млн. долларов США

импорт, млн. долларов США

экспорт, процентов

импорт, процентов

2010

331,8

431,5

-

-

355,9

118,5

-

-

2011

471,6

805,5

142,13

186,67

461,7

154,9

129,73

130,72

2012

520,1

823,3

110,28

102,21

511,6

133,8

110,81

86,38

2013

1520,7

802,3

292,39

97,45

478,5

147,1

93,53

109,94

2014

667,3

804,5

43,88

100,27

361,9

85,1

75,63

57,85

2015

605,3

536,1

90,71

66,64

206,2

44

56,98

51,70

2016

406,1

612,9

67,09

114,33

220,6

38,1

106,98

86,59

2017

535,8

723,3

131,94

118,01

289,6

51,6

131,28

135,43

2018

813,3

707,6

151,79

97,83

399,9

70,4

138,09

136,43

2019

783,3

665,4

96,31

94,04

256,2

68,6

64,07

97,44

2020

711,3

579,8

90,81

87,14

238,4

46,2

93,05

67,35


Объем внешней торговли Ярославской области с государствами СНГ (с учетом стран - членов Евразийского экономического союза) за 2020 год составил 284,6 млн. долларов США, что на 12,38 процента меньше показателей 2019 года, в том числе экспорт - 238,4 млн. долларов США (снижение на 6,95 процента), импорт - 46,2 млн. долларов США (снижение на 32,65 процента). На сокращение стоимости экспорта повлияло снижение стоимостных объемов вывоза российских товаров в Украину (на 6,6 млн. долларов США, или на 23,3 процента), Беларусь (на 4,0 млн. долларов США, или на 3,0 процента) и Армению (на 3,0 млн. долларов США, или на 46,1 процента). Снижение стоимостных объемов импорта обусловлено в основном сокращением поставок из Беларуси (на 15,9 млн. долларов США, или на 34,0 процента), Украины (на 3,6 млн. долларов США, или на 30,4 процента) и Молдовы (на 3,4 млн. долларов США, или на 93,1 процента). Положительное сальдо торгового баланса составило 192,2 млн. долларов США. Сокращение объемов экспорта и импорта вызвано также глобальным экономическим кризисом на фоне пандемии новой коронавирусной инфекции.



Таблица 3



Крупнейшие торговые партнеры Ярославской области за период 2016 - 2020 годов

Место

Годы

2016

2017

2018

2019

2020

1

Китай

Китай

Китай

Китай

Китай

2

Франция

Беларусь

Беларусь

Беларусь

Беларусь

3

Беларусь

Франция

Франция

Польша

Польша

4

Германия

Польша

Польша

Франция

Италия

5

Польша

Германия

Германия

Италия

Франция

6

Казахстан

Италия

Италия

Германия

Казахстан

7

Италия

Казахстан

Казахстан

Япония

США

8

Япония

Япония

Япония

США

Германия

9

США

Индонезия

Венгрия

Казахстан

Венгрия

10

Индонезия

Финляндия

Финляндия

Венгрия

Индия


Состав основных внешнеторговых партнеров Ярославской области остается неизменным на протяжении длительного времени. Китай, Беларусь, Польша и Франция стабильно являются крупнейшими торговыми контрагентами региона и формируют значительную часть всего внешнеторгового оборота Ярославской области.



Рисунок 1



Объем экспорта с крупнейшими зарубежными партнерами Ярославской области в 2016 - 2020 годах




Географическая структура внешнеторговых отношений Ярославской области в 2020 году была представлена следующими основными странами-партнерами:


- Китай - 27,1 процента от всего товарооборота Ярославской области (в 2019 году - 20,9 процента);


- Беларусь - 10,0 процента (в 2019 году - 10,0 процента);


- Польша - 6,5 процента (в 2019 году - 8,2 процента);


- Италия - 5,3 процента (в 2019 году - 4,9 процента);


- Франция - 4,3 процента (в 2019 году - 7,1 процента);


- США - 3,5 процента (в 2019 году - 3,4 процента);


- Германия - 3,4 процента (в 2019 году - 3,7 процента);


- Венгрия - 2,8 процента (в 2019 году - 2,8 процента);


- Индия - 2,7 процента (в 2019 году - 0,8 процента);


- Казахстан - 3,3 процента (в 2019 году - 3,3 процента).


2.3. Структура экспорта Ярославской области.


В структуре экспорта Ярославской области традиционно преобладают 2 основные категории товаров: продукция машиностроительной отрасли и химической промышленности. В совокупности товары обозначенных отраслей составляют около 80 процентов от общего объема регионального экспорта.



Рисунок 2



Структура экспорта товаров из Ярославской области в 2020 году




Совокупный объем экспорта из Ярославской области за 2020 год составил 949,7 млн. долларов США, объем несырьевого неэнергетического экспорта достиг значения в 891,4 млн. долларов США, что сопоставимо с аналогичными показателями 2014 года. По официальным данным Федеральной таможенной службы, в 2020 году в структуре экспорта Ярославской области преобладали продукция машиностроительной отрасли (51,1 процента) и продукция химической промышленности (27,8 процента). Кроме того, значительную долю экспорта составили минеральные продукты (7,3 процента) и древесина и целлюлозно-бумажные изделия (5,1 процента). Доля несырьевых неэнергетических товаров в совокупном объеме экспорта Ярославской области в 2020 году составила 93,86 процента. В структуре несырьевого неэнергетического экспорта Ярославской области наибольший вес имели механическое оборудование и техника, компьютеры (46,98 процента), технический углерод (19,73 процента), шины пневматические (3,85 процента), кабельная продукция (3,5 процента), древесина и целлюлозно-бумажные изделия (2,44 процента).


Важно отметить, что значительная часть экспортируемых товаров представляет собой не конечную продукцию, а комплектующие части или продукты первичной обработки, в связи с чем приоритетными задачами развития экспортной деятельности на уровне субъекта Российской Федерации должны стать повышение качества и технологичности продукции предприятий Ярославской области, а также увеличение доли несырьевой продукции в общем объеме регионального экспорта.


На данный момент структура внешнеторговых отношений сопоставима с докризисным уровнем 2013 года.


Под воздействием геополитических факторов и в связи с нарушением сложившихся товарно-экономических отношений с контрагентами из стран дальнего зарубежья и СНГ с конца 2014 года до 2016 года внешнеторговый оборот Ярославской области демонстрирует отрицательную динамику. Снижение мировых цен на нефть и санкционная политика ряда стран мира также негативно сказываются на внешнеторговой деятельности экспортно ориентированных предприятий всех субъектов Российской Федерации. При этом сложившаяся эпидемиологическая ситуация обусловливает риск дальнейшего равномерного снижения объемов экспорта и импорта.


В настоящее время в рамках государственной политики импортозамещения на уровне субъектов Российской Федерации проводится системная работа по развитию внутренней производственной кооперации и оказанию предприятиям реального сектора экономики содействия в освоении производства новых видов продукции и внедрении передовых производственных технологий. Отдельное внимание уделяется вопросам развития высокотехнологичных и наукоемких производств, а также диверсификации производственных портфелей предприятий оборонно-промышленного комплекса в целях выпуска продукции гражданского назначения с уникальными потребительскими свойствами и высоким экспортным потенциалом. Указанные меры поддержки региональных производителей должны оказать стимулирующее воздействие на повышение глобальной конкурентоспособности производимой продукции на мировых рынках и обеспечение продуктовой и технологической независимости страны.


2.4. Экспорт услуг в Ярославской области.


В числе направлений развития региональной экспортной деятельности отдельно следует отметить экспорт услуг. В 2020 году объем экспорта услуг из Ярославской области составил 72,3 млн. долларов США.



Таблица 4



Экспорт услуг в Ярославской области в 2020 году

Вид услуги

Млн. долларов США

Доля от общего числа, процентов

1

2

3

Всего

72,3

100

Транспортные услуги

1,4

1,94

Поездки

всего

7,36

10,18

деловые

4,71

6,51

личные

2,66

3,68

туристические

0,15

0,21

Услуги по переработке товаров, принадлежащих другим сторонам

1,4

1,94

Услуги по техническому обслуживанию и ремонту товаров

27,64

38,23

Строительство

6,25

8,64

Телекоммуникационные, компьютерные, информационные услуги

11,14

15,41

Финансовые услуги

2,19

3,03

Плата за пользование интеллектуальной собственностью

0,23

0,32

Прочие деловые услуги

14,62

20,22

Услуги частным лицам и услуги в сфере культуры и отдыха

0,06

0,08


По объему экспорта услуг Ярославская область занимает 9-е место в Центральном федеральном округе и 40-е место по Российской Федерации. Наибольший удельный вес в структуре экспорта услуг в Ярославской области занимают услуги по техническому обслуживанию и ремонту товаров.


2.5. Позиции Ярославской области по экспорту.


В рамках оценки состояния внешнеэкономической деятельности Ярославской области был проведен сравнительный анализ показателей Ярославской области и отдельных регионов Центрального федерального округа, обладающих сходным географическим положением, включая Владимирскую, Курскую, Рязанскую, Костромскую и Тверскую области.



Таблица 5



Сравнение показателей экспортной деятельности Ярославской области и регионов Центрального федерального округа по данным 2020 года

Показатель

Ярославская область

Владимирская область

Рязанская область

Курская область

Костромская область

Тверская область

1

2

3

4

5

6

7

Место по объему экспорта в Российской Федерации

44

50

54

45

21

59

Объем экспорта, млрд. долларов США

0,95

0,72

0,5

0,83

3,67

0,44

Объем несырьевого неэнергетического экспорта, млрд. долларов США

0,89

0,71

0,48

0,38

3,66

0,43

Доля несырьевого неэнергетического экспорта, процентов

93,86

99,19

94,53

45,07

99,86

98,14

Экспорт верхних переделов, процентов

68,81

68,04

35,86

31,21

1,8

69,69

Экспорт средних переделов, процентов

23,13

30,45

54,42

48,11

4,77

15,26

Экспорт нижних переделов, процентов

8,05

1,51

9,72

20,68

93,43

15,05

Темп роста экспорта, процентов

91,4

111,8

38,4

105,2

507,8

115,7

Экспорт услуг, млн. долларов США

72,3

47,5

49,79

28,62

5,28

39,05



Таблица 6



Позиции Ярославской области по показателям внешнеэкономического оборота в 2020 году

Критерий

Внешнеторговый оборот

Экспорт

Импорт

Экспорт со странами дальнего зарубежья

Импорт со странами дальнего зарубежья

Экспорт со странами СНГ

Импорт со странами СНГ

Место Ярославской области в Российской Федерации

43

44

35

40

31

35

46

Место Ярославской области в Центральном федеральном округе

11

9

12

7

10

10

17


По совокупному объему экспорта в 2020 году Ярославская область занимает 44-е место среди регионов Российской Федерации, по несырьевому неэнергетическому экспорту - 35-е место в Российской Федерации и 10-е место в Центральном федеральном округе. Регион занимает 15-ю позицию по экспорту продукции верхних переделов среди субъектов Российской Федерации и 51-е место - по экспорту продукции средних переделов.



3. Анализ потенциала и барьеров развития внешнеэкономической деятельности Ярославской области


По экспертным оценкам АО "Российский экспортный центр", продукция машиностроительного комплекса и химической промышленности, являющихся традиционными отраслями специализации Ярославской области, демонстрирует наиболее высокий экспортный потенциал в долгосрочной перспективе как на рынках стран СНГ, так и среди потребителей из стран дальнего зарубежья. Кроме того, повышение потребительского спроса наблюдается в отраслях фармацевтики, парфюмерии и косметики, а также агропромышленного комплекса, включая мясное животноводство.


К числу основных перспективных направлений развития внешнеэкономической деятельности Ярославской области на долгосрочную перспективу следует отнести:


- расширение географии поставок продукции региональных производителей, поиск новых зарубежных контрагентов и рынков сбыта;


- расширение взаимовыгодных партнерских отношений с существующими зарубежными контрагентами;


- частичную локализацию производств на территории зарубежных стран с целью получения дополнительных преференций для производителей и выхода на локальные отраслевые рынки.


По результатам проведения анализа сложившейся структуры региональных экспортных поставок, конъюнктуры мировых отраслевых рынков и перспективных направлений развития внешнеэкономической деятельности были определены потенциальные рынки сбыта продукции экспортно ориентированных предприятий Ярославской области на период до 2030 года.


В числе перспективных рынков сбыта продукции региональных производителей следует особо отметить Индию, Малайзию, страны Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (далее - АСЕАН), Германию, Азербайджан и Турцию. При этом существует возможность увеличения товарооборота с существующими контрагентами, включая такие страны, как Япония, Вьетнам, Польша, Казахстан, Узбекистан и другие.



Таблица 7



Перспективные рынки сбыта продукции предприятий региона

Вид экономической деятельности/продуктовое направление

Потенциальные контрагенты

1

2

Машиностроение

- Китай;

- Казахстан;

- Беларусь;

- Индия;

- Узбекистан;

- Германия;

- Турция;

- Италия;

- Малайзия и страны АСЕАН

Химическая промышленность

- Китай;

- Казахстан;

- Беларусь;

- Германия

Агропромышленный комплекс

- Китай;

- Казахстан;

- Беларусь;

- Азербайджан;

- Узбекистан

Металлопродукция

- Германия;

- Казахстан;

- Китай


В соответствии с благоприятным вариантом прогнозных оценок внешние условия развития внешнеэкономической деятельности Ярославской области в период до 2030 года будут определяться следующими тенденциями:


- масштабная переориентация мирового производства на тихоокеанский и индо-азиатский регионы, послужившая причиной усиления конкуренции на мировом рынке обрабатывающей промышленности;


- увеличение объемов внешнеторговых отношений с азиатским регионом, переориентация экспорта на азиатский рынок, а также усиленный поиск новых партнеров в связи с активизацией санкционной политики, продуктовым эмбарго и прочими глобальными внешнеполитическими факторами. Прогнозируется увеличение объемов внешней торговли с Китаем, Индией и странами АСЕАН за счет развития локальной инфраструктуры поддержки экспорта;


- увеличение емкости рынков крупных развивающихся стран в латиноамериканском, ближневосточном и африканском регионах (Бразилия, Мексика, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Южно-Африканская Республика, Египет, Малайзия и т.д.). Росту экспорта в страны Африки будут также способствовать дополнительные преференциальные условия для российских экспортеров, доступные при частичной локализации в Российской промышленной зоне в Египте, позволяющей совершать беспошлинную поставку в 72 страны мира (Африка, Южная Европа, страны Персидского залива). Кроме того, экспортерам, осуществляющим поставки в страны Африки, будут доступны финансовые и страховые инструменты АО "Российский экспортный центр", кредиты и банковские гарантии Афрэксимбанка и АО "Росэксимбанк", страховые продукты АО "ЭКСАР" и прочее;


- усиление процессов глобализации и роли активно развивающихся стран, таких как Китай и Индия, в которых сосредоточена значительная часть мировых производственных и финансовых активов;


- усиление политики протекционизма в ряде стран мира на фоне роста глобальной конкуренции, установление новых торговых и инвестиционных барьеров для доступа на внешние рынки, включая ужесточение требований к сертификации и омологации продукции;


- изменения в институциональном устройстве мировой экономики и мировой торгово-политической системе в целом, усиление роли глобальных регуляторов и дальнейшая либерализация международной торговли в рамках отдельных интеграционных объединений, что является причиной затрудненного доступа игроков третьих стран на глобальные рынки;


- осложненная санитарно-эпидемиологическая обстановка, послужившая причиной мирового экономического кризиса и приостановки внешнеторговых отношений.


Целевые показатели сценариев реализации Стратегии приведены в приложении к Стратегии.


В рамках проведения оценки перспектив и барьеров развития условий для осуществления экспортной деятельности предприятий и организаций Ярославской области был проведен четырехфакторный анализ состояния внутренней и внешней среды по модели SWOT (от англ. strengths - "сильные стороны", weaknesses - "слабые стороны", opportunities - "возможности", threats - "угрозы").



Таблица 8



SWOT-анализ условий осуществления внешнеэкономической деятельности на территории Ярославской области

Сильные стороны (преимущества)

Слабые стороны (недостатки)

- ряд предприятий обрабатывающей промышленности Ярославской области обладает необходимыми компетенциями для выпуска конкурентоспособной продукции с высоким экспортным потенциалом и занимает лидирующие позиции среди российских компаний обрабатывающей промышленности;

- высокая доля несырьевого неэнергетического экспорта в общем объеме экспорта региона;

- наличие эффективного механизма коммуникации с внешнеторговыми контрагентами и устойчивых связей с корпоративными зарубежными потребителями;

- наличие в регионе инфраструктуры государственной поддержки экспортной деятельности (департамент регионального развития и внешнеэкономической деятельности Ярославской области, автономная некоммерческая организация "Центр экспорта Ярославской области");

- высокий экспортный потенциал региона, подтвержденный присвоением Ярославской области категории "А-" в рейтинге регионов по экспортному потенциалу по версии АО "Российский экспортный центр";

- наличие эффективных механизмов, направленных на проведение оперативного анализа международных отраслевых рынков и нахождение зарубежных контрагентов в соответствии с запросами региональных предприятий-экспортеров;

- устойчивое положение Ярославской области в рейтинге регионов по объемам экспорта среди субъектов Центрального федерального округа и Российской Федерации в целом

- ограниченность бюджетных средств;

- недостаточная информированность потенциальных потребителей о производимых на территории региона продуктах и оказываемых услугах;

- затруднения при поиске потенциальных потребителей продукции для экспортеров, в том числе из числа субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - МСП);

- сложности с оформлением разрешительной документации, сертификацией и омологацией, дополнительные издержки на адаптацию продукции с учетом требований региональных рынков;

- недостаток доступной информации для масштабного анализа зарубежных рынков;

- языковые и культурные барьеры;

- ограниченность доступного финансирования экспортных проектов;

- отсутствие (несовместимость систем) электронного документооборота в ряде стран экспорта

Возможности

Угрозы

- увеличение объемов внешнеторговых отношений со странами азиатского региона, расширение географии сбыта продукции предприятий региона, переориентация экспорта на азиатские рынки, а также усиленный поиск новых партнеров в связи с активизацией санкционной политики, продуктовым эмбарго и прочими глобальными внешнеполитическими факторами;

- увеличение емкости рынков крупных развивающихся стран в латиноамериканском, ближневосточном и африканском регионах (Бразилия, Мексика, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Южно-Африканская Республика, Египет, Малайзия и т.д.). Росту экспорта в страны Африки будут также способствовать дополнительные преференциальные условия для российских экспортеров, доступные при частичной локализации в Российской промышленной зоне в Египте, позволяющей совершать беспошлинную поставку в 72 страны мира. Экспортерам, осуществляющим поставки в страны Африки, будут также доступны финансовые и страховые инструменты АО "Российский экспортный центр", кредиты и банковские гарантии Афрэксимбанка и АО "Росэксимбанк", страховые продукты АО "ЭКСАР" и прочее

- усиление политики протекционизма в ряде стран мира на фоне роста глобальной конкуренции, установление новых торговых и инвестиционных барьеров для доступа на внешние рынки, включая ужесточение требований к сертификации и омологации продукции;

- изменения в институциональном устройстве мировой экономики и мировой торгово-политической системе в целом, усиление роли глобальных регуляторов и дальнейшая либерализация международной торговли в рамках отдельных интеграционных объединений, что является причиной затрудненного доступа игроков третьих стран на глобальные рынки;

- осложненная санитарно-эпидемиологическая обстановка, послужившая причиной мирового экономического кризиса и приостановки внешнеторговых отношений;

- наличие политических рисков (внутренний протекционизм, санкционное давление, нестабильность политической обстановки в ряде стран мира)


Обозначенные барьеры обусловливают необходимость разработки новых направлений государственной внешнеэкономической политики и мер поддержки региональных экспортеров на федеральном уровне, включая предоставление экспортно ориентированным организациям дополнительных преференций в виде налоговых каникул, сниженных процентных ставок по отдельным налогам, реализацию масштабных образовательных программ для предприятий-экспортеров, субсидирование участия экспортеров в международных конгрессно-выставочных мероприятиях, разработку механизмов продвижения услуг и сервиса на внешние рынки, создание новых суперсервисов и пр.


Основными условиями развития внешнеторговой деятельности региона в условиях сложившейся конкурентной конъюнктуры мировых рынков, действующих ограничений и барьеров также являются:


- развитие перспективных отраслей производственного сектора экономики;


- развитие высокотехнологичных производств, ориентированных на выпуск глобально конкурентоспособной продукции с высоким экспортным потенциалом;


- текущая модернизация и повышение технологического уровня действующих промышленных производств;


- освоение экспортно ориентированными предприятиями наилучших доступных технологий (в том числе наукоемких и ресурсосберегающих), направленных на повышение качества выпускаемой продукции при снижении конечной себестоимости.


Ряд предприятий обрабатывающих отраслей промышленности Ярославской области обладает необходимыми компетенциями для выпуска глобально конкурентоспособной продукции с высоким экспортным потенциалом и занимает лидирующие отраслевые позиции среди российских производителей. При этом одной из ключевых задач профильных органов государственной власти региона является увеличение числа высокотехнологичных субъектов промышленной деятельности, в том числе малых и средних форм, и обеспечение необходимых условий для дальнейшей коммерциализации и продвижения производимой продукции на международных рынках.



4. Стратегические цели развития экспортной деятельности в Ярославской области


4.1. Целевые значения ключевых показателей, характеризующих экспортную деятельность.



Таблица 9



Целевые значения ключевых показателей, характеризующих экспортную деятельность

Показатель

Единица измерения

Фактическое значение, 2020 год

Плановые значения

2025 год

2030 год

Объем экспорта

млрд. долларов США

949,7

1100

1600

Объем несырьевого неэнергетического экспорта

млрд. долларов США

891,44

1033

1515

Количество экспортеров, являющихся субъектами МСП

единиц

525

552

1050

Объем несырьевого экспорта субъектов МСП

млн. долларов США

157,4

188,7

320,8

Доля экспорта субъектов МСП в общем объеме несырьевого экспорта

процентов

16,6

17,2

20,1

Количество стран экспорта субъекта Российской Федерации

единиц

90

100

100


4.2. Ключевые задачи и механизмы, направленные на увеличение объемов экспорта и расширение географии поставок Ярославской области.



Таблица 10



Ключевые задачи и механизмы развития внешнеэкономической деятельности Ярославской области

N

п/п

Задачи развития

Ключевые механизмы реализации задач

1

2

3

1

Определение "точек роста" несырьевого неэнергетического экспорта

определение перечня приоритетных стран-партнеров по внешнеторговым отношениям

2

Создание экспортной инфраструктуры

- создание и развитие специализированных институтов в сфере поддержки внешнеэкономической деятельности;

- формирование базы экспортеров и базы потенциальных экспортеров Ярославской области;

- создание Экспортного совета при Губернаторе Ярославской области;

- создание и обучение Управленческой команды по развитию экспортной деятельности в Ярославской области

3

Обеспечение присутствия Ярославской области на зарубежных рынках

- развитие межрегиональной торгово-производственной кооперации;

- организация взаимодействия с зарубежными представительствами общественных объединений, палат и ассоциаций;

- участие региона в межправительственных комиссиях по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству;

- заключение соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей с субъектами иностранных федеративных государств, а также административно-территориальными образованиями иностранных государств или с органами государственной власти иностранных государств в целях продвижения региональных товаров (работ, услуг) на внешние рынки

4

Развитие кадрового потенциала Ярославской области в сфере внешнеэкономической деятельности

- формирование системы подготовки кадров в сфере внешнеэкономической деятельности на базе высших учебных заведений региона;

- обеспечение возможности прохождения ознакомительной практики (стажировки) учащихся в профильных органах исполнительной власти Ярославской области, а также на базе экспортно ориентированных промышленных предприятий

5

Развитие международных экономических связей Ярославской области

- проведение международных бизнес-миссий;

- обеспечение участия бизнес-делегаций в визитах руководства субъекта Российской Федерации за рубеж;

- привлечение иностранных покупателей в рамках приоритетных направлений развития экспорта;

- обеспечение участия субъектов предпринимательства в международных выставочно-ярмарочных мероприятиях за рубежом и на территории Российской Федерации

6

Обеспечение доступа к инструментам и мерам поддержки экспортной деятельности

- реализация экспортных акселерационных программ на территории области;

- обучение экспортно ориентированных субъектов предпринимательства основам экспортной деятельности

7

Продвижение продукции региона на зарубежных рынках

- оказание содействия в освоении новых рынков сбыта продукции;

- вовлечение предприятий в экспортную деятельность, в том числе посредством социальной рекламы и проведения конкурса "Экспортер года";

- развитие экспортной деятельности через каналы электронной торговли;

- проведение регулярных презентаций товаров и услуг в торговых представительствах Российской Федерации за рубежом, бюро АО "Российский экспортный центр" за рубежом



5. Механизмы реализации Стратегии


Механизмами реализации Стратегии являются:


- Программа развития международной кооперации и экспорта Ярославской области на 2021 - 2025 годы, утвержденная постановлением Правительства области от 29.09.2020 N 786-п "Об утверждении Программы развития международной кооперации и экспорта Ярославской области на 2021 - 2025 годы";


- региональный проект "Системные меры развития международной кооперации и экспорта", утвержденный протоколом заседания регионального проектного комитета от 14.12.2018 N 2018-2 "Утверждение региональных проектов (программ)";


- экспортно ориентированные проекты (организация производства и развитие экспортных поставок маломерных судов, развитие экспортно ориентированного производства запчастей для авиационных, морских и промышленных двигателей, расширение экспорта предприятий кластера экологического машиностроения и др.).



Приложение
к Стратегии



ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ сценариев реализации Стратегии по обеспечению благоприятных условий для развития экспортной деятельности в Ярославской области до 2030 года



Таблица 1



Консервативный сценарий

Наименование цели

Результат

показатель

единица измерения

фактическое значение, 2020 год

плановые значения

2021 год

2022 год

2023 год

2024 год

2025 год

2026 год

2027 год

2028 год

2029 год

2030 год

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Увеличение объема несырьевого неэнергетического экспорта и экспорта услуг предприятий и организаций Ярославской области к 2030 году на 70 процентов по отношению к 2020 году

объем экспорта

млн. долларов США

949,7

950

960

970

990

1010

1030

1050

1070

1090

1110

объем несырьевого неэнергетического экспорта

млн. долларов США

891,44

895

905

915

935

955

975

995

1015

1035

1055

объем экспорта услуг

млн. долларов США

72,3

40

45

50

55

60

65

70

75

80

85

количество экспортеров, являющихся субъектами МСП

единиц

525

525

525

530

535

540

545

550

555

560

565

объем несырьевого экспорта субъектов МСП

млн. долларов США

157,4

157,4

158,2

159,4

161,3

163,7

166,9

172,1

178,5

187,6

200,2

доля экспорта субъектов МСП в общем объеме несырьевого экспорта

процентов

16,6

16,6

16,5

16,4

16,3

16,2

16,2

16,4

16,7

17,2

18,0

количество стран экспорта субъекта Российской Федерации

единиц

90

90

90

91

91

92

92

93

93

94

94

доля ведущей отрасли в несырьевом экспорте

процентов

51,2

<50

<50

<50

<50

<45

<45

<45

<45

<45

<40

доля 5 ведущих отраслей в несырьевом экспорте

процентов

95,7

<95

<95

<95

<90

<90

<90

<90

<90

<90

<85



Таблица 2



Благоприятный (базовый) сценарий

Наименование цели

Результат

показатель

единица измерения

фактическое значение, 2020 год

плановые значения

2021 год

2022 год

2023 год

2024 год

2025 год

2026 год

2027 год

2028 год

2029 год

2030 год

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Увеличение объема несырьевого неэнергетического экспорта и экспорта услуг предприятий и организаций Ярославской области к 2030 году на 70 процентов по отношению к 2020 году

объем экспорта

млн. долларов США

949,7

980

1000

1030

1060

1100

1130

1160

1190

1220

1250

объем несырьевого неэнергетического экспорта

млн. долларов США

891,44

905

930

960

990

1033

1070

1100

1130

1160

1190

объем экспорта услуг

млн. долларов США

72,3

50

55

60

65

70

75

80

85

90

100

количество экспортеров, являющихся субъектами МСП

единиц

525

525

530

535

540

552

560

570

600

630

660

объем несырьевого экспорта субъектов МСП

млн. долларов США

157,4

159,5

162,3

167,4

174,5

188,7

193,2

196,5

201,7

207,9

213,1

доля экспорта субъектов МСП в общем объеме несырьевого экспорта

процентов

16,6

16,3

16,2

16,3

16,5

17,2

17,1

16,9

16,9

17,0

17,0

количество стран экспорта субъекта Российской Федерации

единиц

90

91

93

95

97

100

100

100

100

100

100

доля ведущей отрасли в несырьевом экспорте

процентов

51,2

<50

<50

<45

<45

<40

<40

<40

<40

<40

<40

доля 5 ведущих отраслей в несырьевом экспорте

процентов

95,7

<95

<95

<90

<90

<85

<85

<85

<85

<85

<85



Таблица 3



Стратегический сценарий

Наименование цели

Результат

показатель

единица измерения

фактическое значение, 2020 год

плановые значения

2021 год

2022 год

2023 год

2024 год

2025 год

2026 год

2027 год

2028 год

2029 год

2030 год

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Увеличение объема несырьевого неэнергетического экспорта и экспорта услуг предприятий и организаций Ярославской области к 2030 году на 70 процентов по отношению к 2020 году

объем экспорта

млн. долларов США

949,7

1040

1050

1075

1090

1100

1210

1320

1430

1520

1600

объем несырьевого неэнергетического экспорта

млн. долларов США

891,44

910

940

970

1000

1033

1125

1235

1345

1435

1515

объем экспорта услуг

млн. долларов США

72,3

65

70

75

80

85

90

95

100

105

110

количество экспортеров, являющихся субъектами МСП

единиц

525

535

539

543

547

552

604

713

824

937

1050

объем несырьевого экспорта субъектов МСП

млн. долларов США

157,4

160,1

164,3

169,3

176,8

188,7

194,5

211,2

245,8

280,2

320,8

доля экспорта субъектов МСП в общем объеме несырьевого экспорта

процентов

16,6

15,4

15,6

15,7

16,2

17,2

16,1

16,0

17,2

18,4

20,1

количество стран экспорта субъекта Российской Федерации

единиц

90

92

94

96

98

100

100

100

100

100

100

доля ведущей отрасли в несырьевом экспорте

процентов

51,2

<45

<45

<45

<45

<40

<40

<40

<40

<40

<40

доля 5 ведущих отраслей в несырьевом экспорте

процентов

95,7

<90

<90

<90

<85

<85

<85

<85

<85

<85

<85



Список используемых сокращений


МСП - малое и среднее предпринимательство


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ