ПРАВИТЕЛЬСТВО ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ
ОБЛАСТИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 13 декабря 2021 года N 421-рп
Об утверждении основных направлений
долговой политики Еврейской автономной
области на 2022 год и на плановый период 2023
и 2024 годов
В соответствии со статьей 107.1 Бюджетного
кодекса Российской Федерации и в целях
эффективного управления
государственным долгом Еврейской
автономной области, а также принятия мер
по снижению долговой нагрузки:
1. Утвердить прилагаемые основные
направления долговой политики Еврейской
автономной области на 2022 год и на
плановый период 2023 и 2024 годов.
2. Настоящее распоряжение вступает в силу
со дня его подписания.
Губернатор области
Р.Э.ГОЛЬДШТЕЙН
УТВЕРЖДЕНЫ
распоряжением правительства
Еврейской автономной области
от 13.12.2021 N 421-рп
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ
ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ НА 2022 ГОД И
НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2023 И 2024 ГОДОВ
1. Общие положения
Основные направления долговой политики
Еврейской автономной области на 2022 год и
на плановый период 2023 и 2024 годов
определяют цель и задачи деятельности
правительства Еврейской автономной
области в сфере управления
государственным долгом Еврейской
автономной области (далее - область),
основаны на необходимости поддержания
объема государственного долга области
на экономически безопасном уровне,
обеспечивающем возможность
гарантированного выполнения
правительством области обязательств по
его погашению и обслуживанию и при этом
позволяющем обеспечивать принятые
расходные обязательства области.
Долговая политика области является
производной от бюджетной политики
области и определяется текущими
особенностями развития экономики
области и Российской Федерации в целом.
2. Итоги реализации долговой политики
области за 2020 год
Реализация долговой политики области на
2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов
позволила снизить долю общего объема
государственного долга области к
доходам областного бюджета без учета
безвозмездных поступлений с 85 процентов
на начало 2020 года до 78,6 процента на конец
2020 года.
Общий объем государственного долга
области по состоянию на 1 января 2021 года
составил 5006,1 млн. рублей и не превысил
ограничений, установленных статьей 107
Бюджетного кодекса Российской
Федерации. Долговые обязательства перед
кредитными организациями за 2020 год
составили 2350,0 млн. рублей, или 47
процентов в структуре государственного
долга области, что меньше уровня 2019 года
на 352,8 млн. рублей. Бюджетные кредиты за
2020 год составили 2656,1 млн. рублей, или 53
процента в структуре государственного
долга области.
В 2020 году привлечено кредитов от
кредитных организаций в сумме 5052,8 млн.
рублей. Заимствования осуществлялись на
период до 3 лет путем проведения
аукционов в электронной форме. Кредиты
привлекались с целью частичного
рефинансирования долговых обязательств
области, в том числе для досрочного
рефинансирования долговых обязательств
области в целях снижения расходов на их
обслуживание - 3490,7 млн. рублей.
Регулярный мониторинг процентных ставок
по кредитам кредитных организаций,
досрочное погашение кредитов кредитных
организаций, изменение сроков их
привлечения, замещение кредитов
кредитных организаций краткосрочными
бюджетными кредитами позволили
сократить расходы на обслуживание
долговых обязательств области от
первоначально запланированных средств
на эти цели на 95,6 млн. рублей. Всего в 2020
году на процентные платежи по кредитам
потрачено 192,1 млн. рублей, или 1,1 процента
от расходов областного бюджета (без
учета расходов, осуществляемых за счет
субвенций).
В 2020 году реализован комплекс
мероприятий, позволивших продлить
период погашения реструктурированной в
2017 году задолженности по бюджетным
кредитам перед Российской Федерацией до
2029 года включительно, а также перенести
период погашения реструктурированных в
2013 году обязательств (задолженности) по
бюджетному кредиту, предоставленному
для финансового обеспечения мероприятий
по ликвидации последствий
крупномасштабного наводнения на
территории области, и предусмотреть
погашение задолженности с 2025 года по 2034
год включительно.
Продление периода погашения
реструктурированной задолженности по
бюджетным кредитам позволило уменьшить
текущую долговую нагрузку на областной
бюджет, направить высвобожденные в 2020
году ассигнования в сумме 228,5 млн. рублей
на финансовое обеспечение мероприятий,
связанных с предотвращением влияния
ухудшения экономической ситуации на
развитие отраслей экономики области,
мероприятий, связанных с профилактикой и
устранением последствий
распространения новой коронавирусной
инфекции, а также на компенсацию
снижения по итогам 2020 года налоговых и
неналоговых доходов областного бюджета
по сравнению с 2019 годом.
В 2020 году государственные гарантии
области не предоставлялись.
Погашение и обслуживание долговых
обязательств области осуществлялись в
установленный срок и в полном объеме.
Возникновения просроченных долговых
обязательств области не допущено.
Информация о величине и структуре
долговых обязательств области
размещается на Официальном
интернет-портале органов
государственной власти области.
3. Инструменты реализации долговой
политики области на 2022 год и на плановый
период 2023 и 2024 годов
Перечень инструментов реализации
долговой политики области на 2022 год и на
плановый период 2023 и 2024 годов (далее -
долговая политика области) включает
следующие инструменты:
3.1. Привлечение кредитов от кредитных
организаций.
Данный инструмент является наиболее
гибким и мобильным, позволяет
использовать заемные средства только в
периоды необходимости: привлекать
финансовые ресурсы при возникновении
потребности в пределах достаточно
продолжительного периода их доступности
и досрочно возвращать при наличии
возможности без излишних финансовых
потерь.
При применении этого инструмента
используется конкурентный способ
определения исполнителей финансовых
услуг в соответствии с
законодательством Российской Федерации
о контрактной системе в сфере закупок
товаров, работ, услуг для обеспечения
государственных и муниципальных нужд,
что позволяет экономить бюджетные
средства в связи со снижением начальной
максимальной цены контрактов на
привлечение финансовых ресурсов.
Ключевой задачей на данном этапе
остается обеспечение привлечения в
областной бюджет кредитов от кредитных
организаций по ставкам на уровне не
более чем уровень ключевой ставки,
установленный Центральным банком
Российской Федерации, увеличенный на 1
процент годовых.
3.2. Привлечение краткосрочных бюджетных
кредитов из федерального бюджета на
пополнение остатка средств на едином
счете областного бюджета.
Привлечение в областной бюджет
краткосрочных бюджетных кредитов из
федерального бюджета по ставке 0,1
процента годовых сроком пользования до
240 дней позволит снизить сроки и объемы
пользования кредитами от кредитных
организаций и, как следствие, обеспечить
снижение расходов на обслуживание
государственного долга области.
3.3. Привлечение долгосрочных бюджетных
кредитов из федерального бюджета на
финансовое обеспечение реализации
инфраструктурных проектов.
Привлечение долгосрочных бюджетных
кредитов из федерального бюджета (сроком
не менее 15 лет) по ставке не более 3
процентов годовых является мощным
ресурсом для реализации в регионе
инфраструктурных проектов, которые
должны пройти отбор в порядке,
установленном Правительством
Российской Федерации.
4. Основные факторы, определяющие
характер и основные направления
долговой политики области
Характер и основные направления
долговой политики области определяются
особенностями развития экономики
области и Российской Федерации в целом,
требованиями бюджетного
законодательства, а также условиями
заключенных между правительством
области и Министерством финансов
Российской Федерации соглашений о
предоставлении бюджету области из
федерального бюджета бюджетных кредитов
для частичного покрытия дефицита
бюджета области и дополнительных
соглашений к ним, в том числе заключенных
в рамках постановления Правительства
Российской Федерации от 13.12.2017 N 1531 "О
проведении в 2017 году реструктуризации
обязательств (задолженности) субъектов
Российской Федерации перед Российской
Федерацией по бюджетным кредитам"
(далее - соглашения о предоставлении
бюджетных кредитов).
4.1. Бюджетным кодексом Российской
Федерации установлены ограничения к
объему государственного долга субъектов
Российской Федерации и к объему расходов
на его обслуживание.
Объем государственного долга субъекта
Российской Федерации не должен
превышать утвержденный законом субъекта
Российской Федерации о бюджете субъекта
Российской Федерации на очередной
финансовый год и плановый период общий
объем доходов бюджета субъекта
Российской Федерации без учета
утвержденного объема безвозмездных
поступлений.
Объем расходов на обслуживание
государственного долга субъекта
Российской Федерации в очередном
финансовом году и плановом периоде,
утвержденный законом о бюджете субъекта
Российской Федерации, по данным отчета
об исполнении указанного бюджета за
отчетный финансовый год не должен
превышать 15 процентов объема расходов
бюджета субъекта Российской Федерации,
за исключением объема расходов, которые
осуществляются за счет субвенций,
предоставляемых из бюджетов бюджетной
системы Российской Федерации.
С 1 января 2020 года вступили в силу
положения Федерального закона от 02.08.2019 N
278-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный
кодекс Российской Федерации и отдельные
законодательные акты Российской
Федерации в целях совершенствования
правового регулирования отношений в
сфере государственных (муниципальных)
заимствований, управления
государственным (муниципальным) долгом и
государственными финансовыми активами
Российской Федерации и признании
утратившим силу Федерального закона
"Об особенностях эмиссии и обращения
государственных и муниципальных ценных
бумаг". Данный закон предусматривает
введение термина "долговая
устойчивость", а также определяет
механизм и показатели разделения
субъектов Российской Федерации на три
группы с высоким, средним и низким
уровнем долговой устойчивости.
По предварительной оценке показателей
долговой устойчивости за 2020 год и 8
месяцев 2021 года область отнесена к
группе заемщиков со средним уровнем
долговой устойчивости.
4.2. Соглашения о предоставлении
бюджетных кредитов устанавливают ряд
обязательств области, в том числе к
объему дефицита областного бюджета,
уровню государственного долга области, а
также стоимости кредитов от кредитных
организаций, привлечение которых
возможно по ставкам на уровне не более
чем уровень ключевой ставки,
установленный Центральным банком
Российской Федерации, увеличенный на 1
процент.
Несоблюдение условий соглашений о
предоставлении бюджетных кредитов
является нарушением бюджетного
законодательства Российской Федерации и
влечет применение бюджетных мер
принуждения, предусмотренных Бюджетным
кодексом Российской Федерации.
5. Цель и задачи долговой политики
области
Цель долговой политики области
заключается в эффективном управлении
государственным долгом области,
предполагающем поддержание умеренной
долговой нагрузки на областной бюджет и
последующее снижение темпов роста
объема долговых обязательств области, а
также расходов на обслуживание
государственного долга области.
Умеренная долговая нагрузка на
областной бюджет означает способность
правительства области обеспечить
исполнение всех принятых расходных
обязательств области и сохранить при
этом устойчивость областного бюджета в
соответствии с требованиями Бюджетного
кодекса Российской Федерации.
Долговая политика области направлена на
обеспечение способности правительства
области осуществлять заимствования в
объемах, необходимых для решения
поставленных социально-экономических
задач, и на условиях, приемлемых для
правительства области как надежного
заемщика.
Задачами долговой политики области,
направленными на достижение цели
долговой политики области, являются:
- обеспечение экономически обоснованных
объема и структуры государственного
долга области при безусловном
выполнении принятых расходных
обязательств области;
- минимизация расходов на обслуживание
государственного долга области;
- обеспечение своевременных расчетов по
долговым обязательствам области в
полном объеме, недопущение
возникновения просроченных
обязательств области;
- повышение прозрачности управления
государственным долгом области и
доступности информации о
государственном долге области.
6. Основные направления деятельности по
достижению поставленных цели и задач
долговой политики области
Реализация долговой политики области
будет осуществляться в рамках решения
поставленных задач с достижением
показателей (индикаторов),
предусмотренных государственной
программой области "Управление
государственными финансами Еврейской
автономной области" на 2020 - 2025 годы,
утвержденной постановлением
правительства области от 25.10.2019 N 348-пп.
В связи с тем, что привлечение кредитов
от кредитных организаций является
наиболее доступным и маневренным
инструментом долговой политики, его
применение при осуществлении
государственных заимствований области
будет продолжено.
В целях минимизации расходов на
обслуживание государственного долга
области также будет продолжена работа с
кредитными организациями по снижению
процентных ставок за пользование
кредитными ресурсами.
В 2022 году и плановом периоде 2023 и 2024 годов
будет проводиться работа, направленная
на выполнение условий соглашений о
предоставлении бюджетных кредитов,
которая включает осуществление
регулярного анализа бюджетных рисков.
Для минимизации расходов областного
бюджета на обслуживание
государственного долга области
планируется проводить регулярный
мониторинг финансового рынка, заключать
государственные контракты по
привлечению кредитных ресурсов от
кредитных организаций со свободной
датой выборки (открывать кредитные
линии), позволяющие привлекать заемные
средства по мере возникновения
потребности областного бюджета и
предусматривать возможность досрочного
погашения кредитов без взимания
комиссий.
В целях обеспечения своевременных
расчетов по долговым обязательствам
области в полном объеме, недопущения
риска возникновения просроченных
обязательств области в 2022 году и
плановом периоде 2023 и 2024 годов
планируется осуществлять равномерное
распределение долговой нагрузки на
областной бюджет и повышать его
устойчивость путем заключения
государственных контрактов по
привлечению кредитов со сроками
возврата основного долга до трех лет.
В целях повышения прозрачности
управления государственным долгом
области и обеспечения доступности
информации о государственном долге
области планируется продолжить работу
по осуществлению публичного раскрытия
информации о величине и структуре
долговых обязательств области путем
размещения данной информации на
Официальном интернет-портале органов
государственной власти области.
Повышению уровня долговой устойчивости
области будет способствовать реализация
правительством области Плана
мероприятий по росту доходного
потенциала области, оптимизации
расходов бюджета области и
совершенствованию долговой политики
области на 2019 - 2024 годы, утвержденного
распоряжением правительства области от
12.11.2019 N 461-рп "Об утверждении Плана
мероприятий по росту доходного
потенциала Еврейской автономной
области, оптимизации расходов бюджета
Еврейской автономной области и
совершенствованию долговой политики
Еврейской автономной области на 2019 - 2024
годы".
7. Анализ рисков для бюджета области,
возникающих в процессе управления
государственным долгом области
Основными рисками для бюджета области,
связанными с управлением
государственным долгом области,
являются:
- риск рефинансирования - отсутствие
возможности осуществить на приемлемых
условиях новые государственные
заимствования для своевременного
погашения долговых обязательств
области;
- процентный риск - вероятность
увеличения суммы расходов областного
бюджета на обслуживание
государственного долга вследствие
увеличения процентных ставок по
кредитам кредитных организаций;
- риск ликвидности - риск, связанный с
отсутствием у областного бюджета
финансовых средств для полного
исполнения своих обязательств в срок.
Своевременное выявление, оценка и анализ
рисков для областного бюджета,
возникающих в процессе управления
государственным долгом области, снижают
вероятность их наступления и
обеспечивают долговую устойчивость
области.