АДМИНИСТРАЦИЯ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 4 октября 2021 года N 587-ра
Об утверждении основных направлений
долговой политики Курской области на 2022
год и на плановый период 2023 и 2024 годов
В соответствии с Бюджетным кодексом
Российской Федерации:
1. Утвердить прилагаемые основные
направления долговой политики Курской
области на 2022 год и на плановый период 2023
и 2024 годов (далее - долговая политика).
2. Комитету финансов Курской области (А.А.
Авилов) обеспечить формирование проекта
областного бюджета на 2022 год и на
плановый период 2023 и 2024 годов с учетом
основных направлений долговой политики.
3. Рекомендовать органам местного
самоуправления муниципальных
образований Курской области с целью
проведения единой бюджетной политики
Курской области при формировании
местных бюджетов на 2022 год и на плановый
период 2023 и 2024 годов разработать
основные направления долговой политики
муниципального образования.
4. Распоряжение вступает в силу со дня его
подписания.
Губернатор
Курской области
Р.СТАРОВОЙТ
Утверждены
распоряжением
Администрации Курской области
от 4 октября 2021 г. N 587-ра
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ
КУРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2022 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ
ПЕРИОД 2023 И 2024 ГОДОВ
I. Итоги реализации долговой политики
По итогам исполнения областного бюджета
за 2020 год ограничения по уровню дефицита
и параметров объема государственного
долга, установленные бюджетным
законодательством Российской Федерации
и законодательством Курской области,
соблюдены.
Бюджетным кодексом Российской Федерации
установлены значения показателей для
отнесения субъектов Российской
Федерации к группам долговой
устойчивости. Показатели долговой
устойчивости Курской области за 2020 год
представлены в таблице 1.
Таблица 1
N п/п |
Наименование показателя |
Исполнение областного бюджета за 2020 год |
1. |
Отношение объема государственного долга к общему объему доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений, % |
25,9 |
2. |
Доля объема расходов на обслуживание государственного долга в общем объеме расходов областного бюджета без учета объема расходов, осуществляемых за счет субвенций из федерального бюджета, % |
0,2 |
3. |
Отношение годового объема платежей по погашению и обслуживанию государственного долга к общему объему налоговых, неналоговых доходов областного бюджета и дотаций из федерального бюджета, % |
5,8 |
Показатели Курской области
соответствуют группе заемщиков
(субъектов) с высокой долговой
устойчивостью.
В рамках мероприятий, проводимых
Правительством Российской Федерации по
поддержке регионов в период пандемии в
2020 году, Курской области предоставлен
бюджетный кредит для погашения
бюджетных кредитов на пополнение
остатков средств на счетах бюджетов
субъектов Российской Федерации в сумме
3200000000 рублей по ставке 0,1 процент
годовых. В результате государственный
долг Курской области увеличился на 28,8% и
по состоянию на 1 января 2021 года составил
11539652,7 тыс. рублей, долговая нагрузка 2020
года - 25,9%, что на 6,3% выше данного
показателя 2019 года (19,6%). Все показатели
не превысили ограничения, установленные
дополнительными соглашениями.
Государственный долг Курской области
представлен бюджетными кредитами,
кредитами кредитных организаций и
ценными бумагами (таблица 2).
Таблица 2
N п/п |
Наименование |
Государственный долг на 01.01.2021 | |
|
|
тыс. руб. |
% |
1. |
Бюджетные кредиты, привлеченные из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации |
8256652,7 |
71,6 |
2. |
Кредиты, привлеченные от кредитных организаций |
2308000,0 |
20,0 |
3. |
Государственные ценные бумаги |
975000,0 |
8,4 |
|
Итого |
11539652,7 |
100,0 |
В структуре государственного долга
региона большую долю составляют
бюджетные кредиты, привлеченные из
федерального бюджета. Это обеспечивает
возможность привлечения долговых
обязательств по минимальной процентной
ставке 0,1 процент годовых.
Привлечение заемных ресурсов кредитных
организаций осуществлялось по ставкам,
не превышающим установленное
Правительством Российской Федерации
ограничение для субъектов Российской
Федерации (ключевая ставка Банка России +
1 процент).
В 2020 году в целях оценки и контроля
эффективности управления
государственным долгом Курской области,
а также в целях соблюдения условий
дополнительных соглашений к соглашениям
о предоставлении бюджету Курской
области из федерального бюджета
бюджетного кредита для частичного
покрытия дефицита бюджета Курской
области, заключенных Администрацией
Курской области в декабре 2017 года с
Министерством финансов Российской
Федерации, были установлены и исполнены
следующие количественные показатели
(индикаторы) (таблица 3).
Таблица 3
N п/п |
Показатель (индикатор) |
2020 год | ||
|
|
установлено доп. соглашением |
Закон Курской области (план) |
факт |
1. |
Уровень дефицита бюджета от суммы доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений, % |
<= 10,0 |
13,3 |
1,4 |
2. |
Отношение объема долговых обязательств по кредитам, полученным от кредитных организаций, и государственным ценным бумагам к общему годовому объему доходов бюджета субъекта Российской Федерации в отчетном финансовом году (без учета объемов безвозмездных поступлений), % |
<= 14,0 |
15,1 |
7,4 |
3. |
Отношение объема государственного долга к общему объему доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений, % |
<= 26,0 |
27,0 |
25,9 |
В 2017 году в рамках реализации
мероприятий, направленных на
совершенствование долговой политики
Курской области, произведены
структурные изменения государственного
долга, а именно: часть кредитов кредитных
организаций замещена ценными бумагами. В
октябре 2017 года успешно размещен
облигационный заем Курской области в
объеме 1300000,0 тыс. рублей по ставке купона
7,96% годовых. Данный выпуск стал первым в
практике региона.
Репутацию Курской области как заемщика
подтвердил рейтинг кредитоспособности:
30 августа 2017 года рейтинговое агентство
АКРА присвоило региону кредитный
рейтинг на уровне "A(RU)", прогноз
"Стабильный". Рейтинг
государственных облигаций Курской
области присвоен 10 октября 2017 года также
на уровне "A(RU)".
11 июня 2021 года агентство АКРА в очередной
раз подтвердило кредитный рейтинг
Курской области на уровне "A + (RU)",
прогноз "Стабильный", и облигаций
Курской области - на уровне "A + (RU)".
Уровень кредитных рейтингов Курской
области соответствует условиям
включения ценных бумаг Курской области в
Ломбардный список Банка России.
По данным РИА "Рейтинг" по итогам 2020
года Курская область по уровню долговой
нагрузки находится на 23 месте в списке
субъектов Российской Федерации.
II. Основные факторы, определяющие
характер и направления долговой
политики на 2022 - 2024 годы
Долговая политика принимается в
соответствии с текущими особенностями
развития экономики региона и Российской
Федерации в целом, а также требованиями
бюджетного законодательства Российской
Федерации.
Основным фактором, определяющим
долговую политику Курской области,
остается соблюдение условий
дополнительных соглашений к соглашениям
о предоставлении бюджету Курской
области из федерального бюджета
бюджетного кредита для частичного
покрытия дефицита бюджета Курской
области, заключенных между
Администрацией Курской области и
Министерством финансов Российской
Федерации в соответствии с
постановлением Правительства
Российской Федерации от 13 декабря 2017 г. N
1531 "О проведении в 2017 году
реструктуризации обязательств
(задолженности) субъектов Российской
Федерации перед Российской Федерацией
по бюджетным кредитам".
В целях соблюдения условий соглашений
определены следующие значения
показателей долговой устойчивости
Курской области (индикаторы) (таблица 4).
Таблица 4
N п/п |
Показатель (индикатор) |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
1. |
Уровень дефицита бюджета от суммы доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений, % |
<= 10,0 |
<= 10,0 |
<= 10,0 |
2. |
Отношение объема долговых обязательств по кредитам, полученным от кредитных организаций, и государственным ценным бумагам к общему годовому объему доходов бюджета субъекта Российской Федерации в отчетном финансовом году (без учета объемов безвозмездных поступлений), % |
<= 16,0 |
<= 18,0 |
<= 19,0 |
3. |
Отношение объема государственного долга Курской области к общему объему доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений, % |
<= 24,0 |
<= 23,0 |
<= 22,0 |
Следующим фактором является обеспечение
возможности привлечения в областной
бюджет кредитов от кредитных
организаций исключительно по ставке на
уровне не более чем уровень ключевой
ставки, установленный Банком России,
увеличенный на 1 процент годовых, а также
установление аналогичных норм в акте
высшего исполнительного органа
государственной власти Курской области,
устанавливающем порядок предоставления
бюджетных кредитов из областного
бюджета местным бюджетам.
III. Цели и задачи долговой политики на 2022 -
2024 годы
Основной целью долговой политики на 2022 -
2024 годы, как и в предыдущие периоды,
является эффективное управление
государственным долгом Курской области
для обеспечения сбалансированности
бюджета Курской области при сохранении
высокого уровня долговой устойчивости.
Долговая политика Курской области
основывается на следующих принципах:
сохранение объема государственного
долга на экономически безопасном уровне
в пределах ограничений, установленных
законодательством Российской Федерации
и Курской области;
сохранение условий для снижения
стоимости и оптимальных сроков
заимствований;
полнота и своевременность исполнения
долговых обязательств области.
Основными задачами долговой политики
являются:
достижение приемлемых и экономически
обоснованных показателей объема и
структуры государственного долга
Курской области;
минимизация стоимости заимствований;
мониторинг состояния муниципального
долга муниципальных образований Курской
области;
обеспечение прозрачности информации о
государственном долге Курской области.
Программы государственных внутренних
заимствований Курской области на 2022 год
и плановый период 2023 - 2024 годов будут
формироваться исходя из необходимости
продолжения решений основных задач
долговой политики с учетом условий
дополнительных соглашений к соглашениям
о предоставлении бюджету Курской
области из федерального бюджета
бюджетного кредита для частичного
покрытия дефицита бюджета Курской
области, заключенных между
Администрацией Курской области и
Министерством финансов Российской
Федерации, а также с учетом поручений
Президента Российской Федерации,
озвученных в Послании Президента
Федеральному Собранию 21 апреля 2021 года
об инфраструктурном меню.
Курская область в 2021 году приняла
участие в очередной реструктуризации
обязательств (задолженности) по
бюджетным кредитам для погашения
бюджетных кредитов на пополнение
остатков средств на счетах бюджетов
субъектов Российской Федерации. Это
позволило продлить срок возврата
долгового обязательства Курской области
по бюджетному кредиту Министерства
финансов Российской Федерации до 2029
года.
Приоритетной задачей остается
поддержание и повышение кредитного
рейтинга Курской области.
Раскрытие информации о долговых
обязательствах Курской области и
проводимая Курской областью сдержанная
заемная политика являются важными
элементами формирования благоприятной
кредитной истории региона. Последняя
создает предпосылки для снижения
стоимости заимствований и улучшения
структуры государственного долга.
Долговая политика региона должна быть
предсказуема и понятна рынку. В этой
связи на официальном сайте
Администрации Курской области будет
продолжена практика опубликования
информации об объеме государственного
долга Курской области, о кредитных
рейтингах региона и рейтингах
государственных ценных бумаг Курской
области.
IV. Инструменты реализации долговой
политики
Перечень инструментов долговой политики
Курской области на 2022 год и на плановый
период 2023 и 2024 годов сформирован в
структуре государственного долга и
включает в себя:
1. Привлечение бюджетных кредитов из
других бюджетов бюджетной системы
Российской Федерации.
Преимуществом использования данного
инструмента являются низкие процентные
ставки, позволяющие сократить расходы
бюджета на обслуживание
государственного долга.
Сохранится возможность привлечения
бюджетного кредита на пополнение
остатков средств на счете областного
бюджета в Управлении Федерального
казначейства по Курской области на
условиях, установленных действующим
законодательством.
2. Привлечение кредитов от кредитных
организаций.
Привлечение Курской областью кредитных
ресурсов планируется осуществлять с
учетом складывающейся на рынке
конъюнктуры, в основном, в форме
возобновляемых кредитных линий, что
позволит в случае возникновения
кассовых разрывов привлекать и погашать
кредитные ресурсы в кратчайшие сроки, а
также обеспечить экономию средств
областного бюджета на обслуживание
государственного долга.
Заключение контрактов осуществляется
путем проведения открытых аукционов в
электронной форме на оказание услуг по
предоставлению кредитов кредитной
организации с целью финансирования
дефицита областного бюджета и погашения
долговых обязательств Курской области
по процентным ставкам не более, чем
уровень ключевой ставки, установленный
Банком России, увеличенный на 1 процент
годовых.
3. Размещение государственных займов.
Эмиссия государственных ценных бумаг
позволяет привлечь финансовые ресурсы
на длительный период и дает возможность
диверсифицировать государственный долг
по видам заимствований и кредиторам.
Решение о целесообразности
использования в 2022 - 2024 годах данного
инструмента планируется принимать на
основании регулярного мониторинга
финансового рынка, исходя из сложившейся
рыночной конъюнктуры и стоимости
обслуживания данного вида
заимствования.
4. Предоставление государственных
гарантий.
Долговая политика в отношении
предоставления государственных
гарантий носит сдержанный характер.
Решение об использовании данного
инструмента принимается Администрацией
Курской области с учетом основных
параметров областного бюджета.
В 2022 - 2024 годах Курская область планирует
дополнить Перечень инструментов
долговой политики:
бюджетными кредитами на финансовое
обеспечение реализации
инфраструктурных проектов в
соответствии с механизмами
Постановлений Правительства Российской
Федерации от 14 июля 2021 г. N 1189 и N 1190 по
ставке 3 процента годовых на срок не
менее 15 лет;
государственными гарантиями в
обеспечение займов ДОМ.РФ по
инвестиционным проектам в рамках
Постановления Правительства Российской
Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2459 с
механизмом инфраструктурных облигаций
по ставке от 3 до 4 процентов годовых на
срок не более 15 лет.
V. Анализ рисков для бюджета, возникающих
в процессе управления государственным
долгом Курской области
В целях определения оптимального набора
инструментов заимствований, а также
благоприятных для привлечения заемных
ресурсов моментов выхода на рынок
необходим анализ рисков и определение
предполагаемой стоимости
заимствований.
Основными рисками, связанными с
реализацией долговой политики,
являются:
риск рефинансирования долговых
обязательств Курской области -
отсутствие возможности осуществлять на
приемлемых условиях новые заимствования
для погашения имеющихся долговых
обязательств;
риск роста процентных ставок -
возникновение непредвиденных расходов
областного бюджета, связанных с ростом
расходов на обслуживание
государственного долга и невозможностью
обеспечения выполнения условий
заключенных с Министерством финансов
Российской Федерации дополнительных
соглашений к соглашениям о
предоставлении Курской области
бюджетного кредита из федерального
бюджета, а также осуществления
заимствований исключительно по ставке
на уровне не более чем уровень ключевой
ставки, установленный Банком России,
увеличенный на 1 процент годовых;
риск снижения ликвидности - неполучение
денежных средств на финансирование
дефицита областного бюджета и на
погашение долговых обязательств Курской
области, связанное с отказом кредиторов
предоставить заемные средства в случае
наступления финансового кризиса.
С целью снижения указанных выше рисков в
рамках реализации долговой политики
необходимо осуществлять:
мониторинг конъюнктуры финансового
(долгового) рынка и на его основе
формирование количественной оценки
уровня издержек областного бюджета,
оптимизацию структуры государственного
долга Курской области, проведение
различных действий с долговыми
обязательствами (выкуп,
рефинансирование, досрочное погашение);
мониторинг состояния государственного
долга и на его основе планирование
заимствований и бюджетных ассигнований
на осуществление платежей по долговым
обязательствам Курской области;
мониторинг состояния муниципального
долга муниципальных образований Курской
области.
По результатам проведенных мониторингов
в целях минимизации рисков, возникающих
в процессе управления государственным
долгом Курской области:
принимается решение о необходимости
внесения изменений в действующую
структуру государственного долга
Курской области;
оценивается уровень расходов на
обслуживание государственного долга
Курской области и осуществляется
прогнозирование таких расходов на
среднесрочную и долгосрочную
перспективы;
устанавливаются целевые ориентиры, для
достижения которых осуществляется
управление государственными долговыми
обязательствами Курской области на
постоянной основе.
VI. Иные положения долговой политики
Долговая политика охватывает следующие
взаимосвязанные направления
деятельности:
бюджетное планирование объема
государственного долга и расходов на его
обслуживание;
осуществление заимствований,
направленных на оптимизацию структуры
государственного долга и сокращение
расходов на его обслуживание;
организацию учета долговых
обязательств;
проведение операций с долгом, исполнение
долговых обязательств в соответствии с
платежными графиками.
Долговая политика Курской области
строится в соответствии с Законом
Курской области от 17 июля 2008 года N 39-ЗКО
"Об управлении государственным долгом
Курской области", государственной
программой Курской области "Создание
условий для эффективного и
ответственного управления
региональными и муниципальными
финансами, государственным долгом и
повышения устойчивости бюджетов Курской
области".