МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ
ПРИКАЗ
от 2 февраля 2021 года N 119
Об утверждении Обзора практики
осуществления государственного
контроля (надзора), лицензионного
контроля в сфере образования
Министерством образования и науки
Республики Калмыкия за 2020 год
В соответствии с требованиями статьи 8.2
Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О
защите прав юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей при
осуществлении государственного
контроля (надзора) и муниципального
контроля", Постановления
Правительства РФ от 26.12.2018 N 1680 "Об
утверждении общих требований к
организации и осуществлению органами
государственного контроля (надзора),
органами муниципального контроля
мероприятий по профилактике нарушений
обязательных требований, требований,
установленных муниципальными правовыми
актами" приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Обзор практики
осуществления государственного
контроля (надзора), лицензионного
контроля в сфере образования
Министерством образования и науки
Республики Калмыкия за 2020 год.
2. Разместить настоящий приказ на
официальном сайте Министерства
образования и науки Республики Калмыкия
в информационно-телекоммуникационной
сети "Интернет".
3. Контроль за исполнением настоящего
приказа возложить на Питкиеву Т.И.,
заместителя министра.
Исполняющий обязанности
Министра образования и науки
Республики Калмыкия
Э.БАРИНОВ
Утвержден
Приказом
Министерства образования и науки
Республики Калмыкия
от 2 февраля 2021 г. N 119
ОБЗОР ПРАКТИКИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА),
ЛИЦЕНЗИОННОГО КОНТРОЛЯ В СФЕРЕ
ОБРАЗОВАНИЯ МИНИСТЕРСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ И
НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ ЗА 2020 ГОД
Введение
Обзор практики осуществления
государственного контроля (надзора),
лицензионного контроля в сфере
образования Министерством образования и
науки Республики Калмыкия за 2020 год
(далее - Обзор практики) подготовлен во
исполнение пункта 3 части 2 статьи 8.2
Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О
защите прав юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей при
осуществлении государственного
контроля (надзора) и муниципального
контроля" (далее - Федеральный закон N
294-ФЗ), с учетом Методических
рекомендаций по обобщению и анализу
правоприменительной практики
контрольно-надзорной деятельности,
одобренных на заседании подкомиссии по
совершенствованию контрольных
(надзорных) и разрешительных функций
федеральных органов исполнительной
власти Правительственной комиссии по
проведению административной реформы от
09.09.2016 N 7, в соответствии с приказом
Министерства образования и науки
Республики Калмыкия от 16.12.2019 N 1770 "Об
утверждении порядка организации
профилактической работы по
государственному контролю (надзору) в
сфере образования и лицензионному
контролю в Министерстве образования и
науки Республики Калмыкия".
Настоящий Обзор практики содержит
аналитические материалы по результатам
контрольно-надзорной деятельности за 2020
год, в том числе при осуществлении
федерального государственного надзора в
сфере образования, федерального
государственного контроля качества
образования, лицензионного контроля за
образовательной деятельностью. Обзор
практики сформирован по двум основным
направлениям:
правоприменительная практика
организации и проведения
государственного контроля (надзора);
правоприменительная практика
соблюдения обязательных требований.
Министерством образования и науки
Республики Калмыкия (далее -
Министерство) обобщены вопросы
соблюдения юридическими лицами и
индивидуальными предпринимателями
обязательных требований, нарушения
обязательных требований юридическими
лицами и индивидуальными
предпринимателями.
Статистические данные, используемые в
Обзоре практики, представлены по
состоянию на 31 декабря 2020 года.
I. Общие положения
Министерство в соответствии со ст. 7
Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации"
(далее - Федеральный закон N 273-ФЗ),
Положением о Министерстве образования и
науки Республики Калмыкия, утвержденным
постановлением Правительства
Республики Калмыкия от 16.12.2013 N 570,
осуществляет переданные полномочия
Российской Федерации в сфере
образования, в том числе государственный
контроль (надзор) в сфере образования за
деятельностью организаций,
осуществляющих образовательную
деятельность на территории Республики
Калмыкия, за исключением организаций,
государственный контроль (надзор) в
отношении которых отнесен к полномочиям
федеральных органов государственной
власти в сфере образования, органов
местного самоуправления, осуществляющих
управление в сфере образования на
соответствующей территории, а также
лицензионный контроль за
образовательной деятельностью.
При реализации функций по осуществлению
федерального государственного надзора в
сфере образования, федерального
государственного контроля качества
образования, лицензионного контроля за
образовательной деятельностью
Министерство руководствуется
Конституцией Российской Федерации,
федеральными законами и иными
нормативными правовыми актами
федерального и регионального уровней,
регулирующими правоотношения в сфере
образования.
Цели анализа правоприменительной
практики контрольно-надзорной
деятельности в сфере образования:
обеспечение доступности и открытости
сведений о правоприменительной практике
путем публикации материалов на
официальном сайте Министерства для
сведения подконтрольных субъектов;
обеспечение единства практики
применения федеральных законов и иных
нормативных правовых актов Российской
Федерации, нормативных правовых актов
Республики Калмыкия, нормативных
правовых актов органов местного
самоуправления, иных нормативных
документов, обязательность применения
которых установлена законодательством
Российской Федерации;
снижение количества нарушений
обязательных требований
законодательства в сфере образования.
Задачи анализа и обобщения
правоприменительной практики:
выявление проблемных вопросов
применения обязательных требований
законодательства в сфере образования;
подготовка предложений по
совершенствованию законодательства;
выявление типичных нарушений
обязательных требований и подготовка
предложений по реализации
профилактических мероприятий для их
предупреждения.
II. Правоприменительная практика
законодательства об организации и
проведении государственного контроля
(надзора) в сфере образования
1. Составление ежегодных планов
проведения плановых проверок
юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей, органов местного
самоуправления и должностных лиц
местного самоуправления
План проведения плановых проверок
юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей на 2020 год (далее - План
проверок) сформирован в соответствии с
требованиями статей 9, 26.1 Федерального
закона N 294-ФЗ, Федерального закона N 273-ФЗ,
Правилами подготовки органами
государственного контроля (надзора) и
органами муниципального контроля
ежегодных планов проведения плановых
проверок юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей,
утвержденными постановлением
Правительства Российской Федерации от
30.06.2010 N 489. В План проверок на 2020 год были
включены 75 юридических лиц, что
составляет 20,8% от общего количества
объектов контроля (361 объект).
В целях защиты здоровья населения и
нераспространения коронавирусной
инфекции (COVID-19), поддержки и обеспечения
законных интересов субъектов
предпринимательской и иной
экономической деятельности Федеральным
законом от 01.04.2020 N 98-ФЗ "О внесении
изменений в отдельные законодательные
акты Российской Федерации по вопросам
предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций" установлен
мораторий на проведение с 01.04.2020 по 31.12.2020
контролирующими органами проверок в
отношении субъектов малого и среднего
предпринимательства.
На основании постановления
Правительства Российской Федерации от
03.04.2020 N 438 "Об особенностях
осуществления в 2020 году
государственного контроля (надзора),
муниципального контроля и о внесении
изменения в пункт 7 Правил подготовки
органами государственного контроля
(надзора) и органами муниципального
контроля ежегодных планов проведения
плановых проверок юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей"
Министерством были отменены 60
запланированных проверок юридических
лиц.
Количество юридических лиц, включенных в
План проверок на 2020 год, в разрезе типов
организаций, осуществляющих
образовательную деятельность,
представлено в таблице 1.
Таблица 1.
N |
Типы организаций, осуществляющих образовательную деятельность, включенных в План проверок на 2020 год |
Количество |
1 |
Дошкольные |
2 |
2 |
Общеобразовательные |
7 |
3 |
Организации дополнительного образования |
5 |
4 |
Иные юридические лица |
1 |
5 |
Итого |
15 |
План проведения плановых проверок
органов местного самоуправления и
должностных лиц органов местного
самоуправления на 2020 год (далее - План
проверок ОМСУ) сформирован и утвержден с
учетом требований статьи 77 Федерального
закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих
принципах организации местного
самоуправления в Российской
Федерации" (далее - Федеральный закон N
131-ФЗ). В указанный План проверок ОМСУ
включены 5 органов местного
самоуправления, осуществляющих
управление в сфере образования.
Утвержденные Планы проверок на 2020 год
размещены на официальном сайте
Министерства http://monrk.ru.
В отношении всех проверенных
организаций, осуществляющих
образовательную деятельность, проведены
комплексные проверки:
в рамках федерального государственного
контроля качества образования,
федерального государственного надзора в
сфере образования и лицензионного
контроля - в отношении 7 организаций,
осуществляющих образовательную
деятельность по образовательным
программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования;
в рамках федерального государственного
надзора в сфере образования и
лицензионного контроля - в отношении 8
организаций, осуществляющих
образовательную деятельность по
образовательным программам дошкольного
образования, дополнительного
образования детей и взрослых,
дополнительного профессионального
образования и профессионального
обучения.
Кроме того, были проведены 5 внеплановых
проверок юридических лиц. Таким образом,
всего в 2020 году Министерством были
проведены, включая плановые и
внеплановые проверки, 25 проверок
юридических лиц.
Распределение подконтрольных объектов,
в отношении которых были проведены
проверки в 2020 году, представлено в
таблице 2.
Таблица 2.
N |
Организации |
Количество плановых проверок |
Количество внеплановых проверок | |||
|
|
Комплексные |
ФГН |
КК |
ЛК |
ФГН |
1 |
Дошкольные |
2 |
0 |
0 |
1 |
1 |
2 |
Общеобразовательные |
7 |
0 |
3 |
0 |
0 |
3 |
Организации дополнительного образования |
5 |
0 |
0 |
0 |
0 |
4 |
Иные юридические лица |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
5 |
Органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования |
0 |
5 |
0 |
0 |
0 |
6 |
Итого: |
15 |
5 |
3 |
1 |
1 |
2. Обоснование проведения внеплановых
проверок
Организация и проведение Министерством
внеплановых проверок в отношении
организаций, осуществляющих
образовательную деятельность,
осуществлялось в 2020 году в соответствии
с требованиями ст. 10 Федерального закона
N 294-ФЗ, пунктом 1 части 10 статьи 19
Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О
лицензировании отдельных видов
деятельности" (далее - Федеральный
закон N 99-ФЗ), пп. 68 - 82 Административного
регламента исполнения органами
государственной власти субъектов
Российской Федерации, осуществляющими
переданные полномочия Российской
Федерации в сфере образования,
государственной функции по
осуществлению федерального
государственного надзора в сфере
образования, утвержденного приказом
Минобрнауки России от 10.11.2017 N 1096 (далее -
Административный регламент N 1096), пп. 27 - 75
Административного регламента
исполнения органами государственной
власти субъектов Российской Федерации,
осуществляющими переданные полномочия
Российской Федерации в сфере
образования, государственной функции по
осуществлению федерального
государственного контроля качества
образования, утвержденного приказом
Минобрнауки России от 14.06.2017 N 546 (далее -
Административный регламент N 546), пп. 62 - 78
Административного регламента
исполнения органами государственной
власти субъектов Российской Федерации,
осуществляющими переданные полномочия
Российской Федерации в сфере
образования, государственной функции по
осуществлению лицензионного контроля за
образовательной деятельностью,
утвержденного приказом Минобрнауки
России от 07.12.2017 N 1197 (далее -
Административный регламент N 1197).
В 2020 году Министерством проведены 5
внеплановых документарных проверок в
целях установления факта исполнения
предписания об устранении выявленных
нарушений, которые не требовали
согласования с Прокуратурой Республики
Калмыкия.
3. Разработка и издание приказов о
проведении проверок
Приказы о проведении проверок
разрабатываются, издаются и
направляются проверяемым субъектам
уполномоченными специалистами
Министерства в соответствии с
требованиями, установленными
Административным регламентом N 546,
Административным регламентом N 1096,
Административным регламентом N 1197.
Приказы издаются Министерством в
соответствии с типовой формой,
установленной приказом
Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141
"О реализации положений Федерального
закона "О защите прав юридических лиц
и индивидуальных предпринимателей при
осуществлении государственного
контроля (надзора) и муниципального
контроля" (далее - Типовая форма
приказа).
Целями проверок в отчетный период были
определены:
выполнение плана Министерства
образования и науки Республики Калмыкия
по проведению плановых проверок
юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей на 2020 год,
утвержденного приказом Министерства
образования и науки Республики Калмыкия
от 18.10.2019 N 1451;
выполнение плана Министерства
образования и науки Республики Калмыкия
по проведению плановых проверок органов
местного самоуправления, осуществляющих
управление в сфере образования, на 2020
год, утвержденного приказом
Министерства образования и науки
Республики Калмыкия от 26.09.2019 N 1334;
истечение сроков исполнения ранее
выданных предписаний.
Правовыми основаниями проверок при
осуществлении контрольно-надзорной
деятельности являлись:
части 1, 3, 4 статьи 93 Федерального закона N
273-ФЗ;
статья 77 Федерального закона N 131-ФЗ;
статьи 9, 12 Федерального закона N 294-ФЗ;
статья 19 Федерального закона N 99-ФЗ;
пункт 21 Положения о лицензировании
образовательной деятельности,
утвержденного постановлением
Правительства Российской Федерации от
28.10.2013 N 966 (далее - постановление
Правительства Российской Федерации N 966);
пункты 2.2.1., 2.2.2. Положения о Министерстве
образования и науки Республики Калмыкия,
утвержденного постановлением
Правительства Республики Калмыкия от
16.12.2013 N 570.
В соответствии с требованиями
Федерального закона N 294-ФЗ о проведении
плановой проверки юридические лица,
индивидуальные предприниматели
уведомлялись Министерством не позднее
чем за три рабочих дня, а внеплановой
проверки - не позднее 24 часов до начала ее
проведения.
В 2020 году Министерством подготовлено 25
приказов о проведении проверок.
Содержание приказов о проведении
проверок соответствует требованиям
нормативных правовых документов,
нарушения сроков уведомления
юридических лиц о проведении проверки не
допускались.
4. Выбор формы проверки
Форма проведения плановой проверки
определяется на стадии формирования и
утверждения плана проведения плановых
проверок на предстоящий год.
Плановые проверки деятельности органов
местного самоуправления и должностных
лиц местного самоуправления проведены
Министерством в 2020 году в форме выездных
проверок. Все плановые проверки
юридических лиц в 2020 году также
проведены в форме выездных проверок.
Проведение внеплановых проверок по
основаниям, предусмотренным пунктом 1
части 2 статьи 10 Федерального закона N
294-ФЗ (в связи с истечением срока
исполнения юридическим лицом,
индивидуальным предпринимателем ранее
выданного предписания об устранении
выявленного нарушения обязательных
требований и (или) требований,
установленных муниципальными правовыми
актами), осуществлялось в документарной
форме.
5. Исчисление и соблюдение сроков
проверки
В соответствии с частью 1 статьи 13
Федерального закона N 294-ФЗ срок проверки
не может превышать двадцати рабочих
дней. Срок проверки указывается в
приказе Министерства о проведении
проверки и исчисляется с начала периода
осуществления проверки и до даты
подписания акта проверки. Срок
проведения проверки зависит от целей ее
проведения, утвержденных ежегодным
планом проведения плановых проверок
юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей (комплексная,
тематическая), количества направлений
проверки, определенных приказом о
проведении проверки.
Министерством обеспечено строгое
соблюдение сроков проведения проверок:
случаев превышения установленного срока
проведения проверок в 2020 году не
зарегистрировано.
6. Соблюдение прав юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей при
организации и проведении проверки
При организации и проведении проверок в
отношении юридических лиц Министерством
обеспечено соблюдение прав
руководителей, иных должностных лиц или
уполномоченных представителей объектов
контроля, предусмотренных статьей 21
Федерального закона N 294-ФЗ.
Обеспечено непосредственное
присутствие руководителей юридических
лиц (уполномоченных представителей
юридических лиц), которым предоставлена
возможность получения от должностных
лиц Министерства информации,
относящейся к предмету проверки и
предоставление которой предусмотрено
Федеральным законом N 294-ФЗ.
Все организации, осуществляющие
образовательную деятельность, в
отношении которых Министерством
проводились контрольно-надзорные
мероприятия в форме плановых выездных
проверок (15), ознакомлены с результатами
проверки, о чем свидетельствуют отметки
об ознакомлении в акте проверки.
По результатам проведения Министерством
контрольно-надзорных мероприятий в
документарной форме акты по результатам
проверки в установленные
законодательством сроки направлены
адресатам заказными почтовыми
отправлениями с уведомлением о
вручении.
Случаев обжалования действий
(бездействий) должностных лиц
Министерства, повлекших за собой
нарушение прав юридического лица,
индивидуального предпринимателя при
проведении проверки, в административном
и (или) судебном порядке в соответствии с
законодательством Российской Федерации,
а также отмены результатов проведенных
проверок не зарегистрировано.
7. Оформление итогов проверки и принятие
мер по ее результатам
По результатам проверки должностными
лицами Министерства, проводящими
проверку, составляется акт в двух
экземплярах в соответствии с типовой
формой, установленной приказом
Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141
"О реализации положений Федерального
закона "О защите прав юридических лиц
и индивидуальных предпринимателей при
осуществлении государственного
контроля (надзора) и муниципального
контроля".
Всего в 2020 году по результатам плановых и
внеплановых проверок в рамках
государственного контроля (надзора) за
соблюдением законодательства в сфере
образования, лицензионного контроля
составлено 25 актов проверок (в том числе 5
- по внеплановым проверкам по контролю за
исполнением предписаний). В отчетном
периоде отсутствовали случаи отказа в
ознакомлении с актом выездной проверки
подконтрольных субъектов. Во всех
случаях проверок в проверяемых
организациях имелся журнал учета
проверок юридического лица.
По итогам проведенных мероприятий по
контролю (надзору) в сфере образования в
соответствии со статьей 93 Федерального
закона N 273-ФЗ и Административными
регламентами NN 1096, 1197 Министерством при
выявлении нарушений обязательных
требований в ходе осуществления
федерального государственного надзора в
сфере образования, лицензионного
контроля за образовательной
деятельностью, готовится предписание об
устранении нарушений законодательства
об образовании, которое вручается
проверяемому лицу.
По результатам проведенных в 2020 году
проверок в отношении организаций,
осуществляющих образовательную
деятельность, и органов местного
самоуправления, осуществляющих
управление в сфере образования,
Министерством выдано 20 предписаний об
устранении выявленных нарушений:
Таблица 3.
N |
Организации |
Количество выданных предписаний |
1 |
Дошкольные |
2 |
2 |
Общеобразовательные |
7 |
3 |
Организации дополнительного образования |
5 |
4 |
Иные юридические лица |
1 |
5 |
Органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования |
5 |
6 |
Итого: |
20 |
В связи с невозможностью исполнения
предписания в полном объеме в указанный
Министерством срок, в соответствии с
постановлением Правительства
Российской Федерации от 03.04.2020 N 438 "Об
особенностях осуществления в 2020 году
государственного контроля (надзора),
муниципального контроля и о внесении
изменения в пункт 7 Правил подготовки
органами государственного контроля
(надзора) и органами муниципального
контроля ежегодных планов проведения
плановых проверок юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей", на
основании представленных ходатайств,
продлен срок исполнения предписаний 3-м
юридическим лицам.
В случае выявления несоответствия
содержания и качества подготовки
обучающихся по имеющим государственную
аккредитацию образовательным
программам федеральным государственным
образовательным стандартам в
соответствии со статьей 93 Федерального
закона N 273-ФЗ и Административным
регламентом N 546 приостанавливается
действие государственной аккредитации
полностью или частично.
По итогам проверок по федеральному
государственному контролю качества
образования было приостановлено
действие государственной аккредитации в
МКОУ "Верхнеяшкульская средняя
общеобразовательная школа имени А.Д.
Емченова". По состоянию на 31.12.2020
действие государственной аккредитации в
общеобразовательной организации
возобновлено в связи с устранением
выявленного несоответствия.
15 образовательными организациями и 3
органами местного самоуправления,
осуществляющими управление в сфере
образования, представлены в
Министерство отчеты об исполнении
предписаний, по результатам
рассмотрения которых направлены
уведомления о снятии предписаний с
контроля. Срок исполнения 2 предписаний,
выданных органам местного
самоуправления, осуществляющим
управление в сфере образования, истекает
в 2021 году.
8. Организация и проведение иных
мероприятий по контролю, в том числе
осуществляемых без взаимодействия с
юридическими лицами и индивидуальными
предпринимателями
В соответствии со статьей 8.3
Федерального закона N 294-ФЗ Министерством
в 2020 году осуществлялось проведение
мероприятий по контролю без
взаимодействия с юридическими лицами,
индивидуальными предпринимателями:
наблюдение за соблюдением обязательных
требований при размещении информации в
сети "Интернет" и средствах
массовой информации, в том числе при
подготовке к осуществлению
контрольно-надзорных мероприятий и
непосредственно в ходе проверок, а также
при рассмотрении обращений, поступивших
в адрес Министерства;
наблюдение за соблюдением обязательных
требований посредством анализа
информации о деятельности либо
действиях юридического лица и
индивидуального предпринимателя,
которая предоставляется такими лицами (в
том числе посредством использования
федеральной информационной системы
"Федеральный реестр сведений о
документах об образовании и (или) о
квалификации, документах об обучении")
в соответствии с федеральными законами и
принимаемыми в соответствии с ними иными
нормативными правовыми актами
Российской Федерации.
По итогам указанной работы в 2020 году
предостережения о недопустимости
нарушения обязательных требований
Министерством не выдавались.
9. Работа с заявлениями и обращениями
граждан, содержащими сведения о
нарушении обязательных требований
В 2020 году в Министерство поступили 2
обращения по вопросам соблюдения
обязательных требований
законодательства в сфере образования.
Указанные обращения рассмотрены в
соответствии с Федеральным законом от
02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения
обращений граждан Российской
Федерации". Нарушения порядка и сроков
рассмотрения обращений граждан не
зарегистрированы.
10. Привлечение юридических лиц, их
должностных лиц, индивидуальных
предпринимателей к административной
ответственности за административные
правонарушения, выявленные при
осуществлении государственного
контроля (надзора)
В 2020 году Министерством принимались
предусмотренные законодательством
Российской Федерации меры по
привлечению к ответственности лиц,
допустивших административные
правонарушения. Были составлены
протоколы по статьям 19.20, 19.30 Кодекса
Российской Федерации об
административных правонарушениях (далее
- КоАП РФ):
по части 2 статьи 19.20 КоАП РФ
(осуществление деятельности, не
связанной с извлечением прибыли, с
нарушением требований или условий
лицензии, если такое разрешение
(лицензия) обязательно) - 1 (5,3%);
по части 5 статьи 19.30 КоАП РФ (нарушение
установленного законодательством об
образовании порядка приема в
образовательную организацию) - 1 (5,3%);
по части 4 статьи 19.30 КоАП РФ (умышленное
искажение результатов государственной
итоговой аттестации и предусмотренных
законодательством об образовании
олимпиад школьников, а равно нарушение
установленного законодательством об
образовании порядка проведения
государственной итоговой аттестации) - 17
(89,4%).
По результатам исполнения
государственных функций Министерством
за отчетный период всего возбуждено 19
дел об административных правонарушениях
путем составления протоколов об
административных правонарушениях, в том
числе, в отношении должностных лиц - 2
протокола, в отношении физических лиц - 17
протоколов. Из общего числа составленных
протоколов 18 протоколов (94,7%) составлено
в рамках федерального государственного
надзора в сфере образования.
Материалы дел об административных
правонарушениях направлены на
рассмотрение в судебные органы и
муниципальные комиссии по делам
несовершеннолетних и защите их прав. В
отношении лиц, допустивших нарушения
обязательных требований, судебными
органами и муниципальными комиссиями по
делам несовершеннолетних и защите их
прав приняты постановления о
привлечении к административной
ответственности в виде
административного штрафа - 1 должностное
и 16 физических лиц, вынесено
предупреждение 1 должностному и 1
физическому лицу.
Общая сумма наложенных судебными
органами административных штрафов по
результатам рассмотрения дел об
административных правонарушениях,
возбужденных Министерством, по
состоянию на 31.12.2020 составила 58 000 рублей.
III. Вопросы правоприменительной практики
соблюдения обязательных требований
1. Типичные нарушения обязательных
требований
По результатам контрольно-надзорных
мероприятий, проведенных Министерством
в 2020 году в отношении организаций,
осуществляющих образовательную
деятельность (далее - организация),
выявлены следующие типичные нарушения
обязательных требований:
1. Федерального закона N 273-ФЗ:
статьи 30: прием локальных нормативных
актов, содержащих нормы, регулирующие
образовательные отношения,
осуществляется с нарушениями
законодательства, при принятии
локальных нормативных актов,
затрагивающих права обучающихся и
работников образовательной организации,
не учитывается мнение советов
обучающихся, советов родителей,
представительных органов обучающихся, а
также в порядке и случаях, которые
предусмотрены трудовым
законодательством, представительных
органов работников (при наличии таких
представительных органов);
статьи 55: прием на обучение в организацию
проводится с нарушениями
законодательства, не осуществляется
ознакомление поступающего и (или) его
родителей (законных представителей) с
уставом, со сведениями о дате
предоставления и регистрационном номере
лицензии на осуществление
образовательной деятельности,
свидетельством о государственной
аккредитации, с образовательными
программами и другими документами,
регламентирующими организацию и
осуществление образовательной
деятельности, права и обязанности
обучающихся.
2. Правил размещения на официальном сайте
образовательной организации в
информационно-телекоммуникационной
сети "Интернет" и обновления
информации об образовательной
организации, утвержденных
постановлением Правительства
Российской Федерации от 10.07.2013 N 582:
на официальном сайте организации в
информационно-телекоммуникационной
сети "Интернет" отсутствует
обязательная информация, организация не
формирует открытые и общедоступные
информационные ресурсы, содержащие
информацию о ее деятельности, и не
обеспечивает доступ к таким ресурсам
посредством размещения их на
официальном сайте.
3. Порядка проведения самообследования
образовательной организацией,
утвержденного приказом Министерства
образования и науки Российской
Федерации от 14.06.2013 N 462:
процедура проведения самообследования
организации осуществляется с
нарушениями требований, результаты
самообследования организации не
оформляются в виде отчета, включающего
аналитическую часть и результаты
анализа показателей деятельности
организации, подлежащей
самообследованию.
4. Порядка проведения государственной
итоговой аттестации по образовательным
программам основного общего
образования, утвержденного приказом
Минобрнауки России от 26.12.2013 N 1400:
наличие средства связи;
наличие справочных материалов.
5. Положения о лицензировании
образовательной деятельности,
утвержденного постановлением
Правительства Российской Федерации N 966:
пункта 15: образовательной организацией
ведется образовательная деятельность по
адресу места ее осуществления, не
указанного в приложении к действующей
лицензии на осуществление
образовательной деятельности;
пункта 17: образовательными
организациями и организациями,
осуществляющими обучение, ведется
образовательная деятельность по
реализации образовательной программы,
не указанной в приложении к лицензии на
осуществление образовательной
деятельности.
6. Федерального государственного
образовательного стандарта (далее - ФГОС)
начального общего образования (приказ
Минобрнауки РФ от 06.10.2009 N 373), ФГОС
основного общего образования (приказ
Минобрнауки РФ от 17.12.2010 N 1897):
в календарном учебном графике
образовательной организации
отсутствуют сроки проведения
промежуточной аттестации;
образовательной организацией не
проводится промежуточная аттестация, не
проводится итоговое оценивание
результатов освоения обучающимися
основной образовательной программы
начального общего образования и
основного общего образования,
результаты итоговой оценки освоения
основной образовательной программы
начального общего образования не
используются для принятия решения о
переводе обучающихся для получения
основного общего образования,
отсутствуют результаты промежуточной
аттестации обучающихся, отражающие
динамику их индивидуальных
образовательных достижений в
соответствии с планируемыми
результатами освоения основной
образовательной программы основного
общего образования.
2. Меры, принимаемые Министерством в
отношении фактов нарушений, выявленных
при проведении проверки
Доля проверок, по итогам проведения
которых выявлены нарушения в 2020 году,
составляет 80% от общего количества
проверок по государственному контролю
(надзору) в сфере образования и
лицензионному контролю.
Министерством направлены в
муниципальные органы управления
образованием и организации 20
предписаний об устранении выявленных
нарушений законодательства в сфере
образования, приостановлено действие
государственной аккредитации в 1
общеобразовательной организации. В
соответствии с требованиями
Федерального закона N 294-ФЗ приняты меры
по контролю за устранением выявленных
нарушений.
Сведения о количестве выявленных
нарушений требований законодательства
об образовании и принятых мерах
реагирования по фактам выявленных
нарушений представлены в таблице 4.
Таблица 4.
Сведения о принятых за 2020 год мерах
реагирования по фактам выявленных
нарушений при осуществлении
государственного контроля (надзора),
лицензионного контроля
N п/п |
Показатели |
Количество |
1. |
Количество принятых решений о приостановлении действия государственной аккредитации |
1 |
2. |
Количество выданных предписаний об устранении нарушений |
20 |
о |
Доля предписаний, выданных по результатам федерального государственного надзора в сфере образования, от общего числа выданных предписаний |
100% |
4. |
Доля предписаний, выданных по результатам лицензионного контроля, от общего числа выданных предписаний |
45% |
5. |
Количество возбужденных дел об административных правонарушениях |
19 |
6. |
Количество возбужденных дел об административных правонарушениях по итогам плановых проверок |
2 |
7. |
Количество возбужденных дел об административных правонарушениях по итогам внеплановых проверок |
0 |
8. |
Количество нарушений, выявленных в ходе проведения контроля соблюдения установленного порядка проведения государственной итоговой аттестации |
17 |
9. |
Количество возбужденных дел об административных правонарушениях по итогам ГИА |
17 |
10. |
Доля проверок, по результатам которых возбуждены дела об административном правонарушении, от общего числа проведенных проверок |
8% |
11. |
Количество рассмотренных дел об административных правонарушениях |
19 |
12. |
Количество дел об административных правонарушениях, по итогам рассмотрения которых назначено административное наказание |
19 |
13. |
Доля назначенных наказаний от общего количества рассмотренных дел об административных правонарушениях |
100% |
3. Профилактика нарушений юридическими
лицами и индивидуальными
предпринимателями обязательных
требований в сфере образования
В целях предупреждения нарушений
юридическими лицами и индивидуальными
предпринимателями обязательных
требований, устранения причин, факторов
и условий, способствующих нарушениям
обязательных требований, Министерством
реализованы запланированные
профилактические мероприятия,
направленные на пресечение нарушений
требований законодательства об
образовании, устранение причин и
последствий выявленных нарушений, а
также разъяснение обязательных
требований.
В соответствии с Программой
профилактики нарушений обязательных
требований, предусматривающей
реализацию мер предупредительного и
профилактического характера,
утвержденной приказом Министерства
образования и науки Республики Калмыкия
от 18.12.2019 N 1778, проведены 2 семинара: для
руководителей образовательных
организаций, в отношении которых будут
проведены комплексные проверки в 2020
году, для экспертов, привлекаемых к
мероприятиям по контролю (надзору). В
ходе указанных семинаров специалистами
Министерства рассмотрены типичные
нарушения законодательства об
образовании и лицензионных требований,
даны разъяснения нормативных правовых
актов в подконтрольной сфере.
Кроме того, в режиме ВКС проведены 2
инструктивных совещания с
муниципальными координаторами
государственной итоговой аттестации
(далее - ГИА), членами государственной
экзаменационной комиссии Республики
Калмыкия, должностными лицами,
привлекаемыми к проведению ГИА, по
вопросам подготовки обучающихся и
объективности результатов ГИА.
Также Министерством организована работа
телефонных "горячих линий" по
вопросам организации и проведения ГИА,
приема и зачисления в
общеобразовательные организации.
Подготовлены 10
инструктивно-методических писем об
изменениях законодательства Российской
Федерации в сфере образования, о
направлении ходатайств об отсрочке
сроков исполнения ранее выданных
предписаний, о введении в действие
актуализированных Требований к
структуре официального сайта
образовательной организации в
информационно-телекоммуникационной
сети "Интернет" и формату
представления информации, о внесении
изменений в Правила формирования и
ведения федеральной информационной
системы "Федеральный реестр сведений
о документах об образовании и (или) о
квалификации, документах об обучении",
о внеплановых проверках деятельности
органов местного самоуправления и
должностных лиц местного самоуправления
в целях контроля за исполнением ранее
выданных предписаний, о типичных
нарушениях при осуществлении
государственного контроля (надзора) в
сфере образования.
Инструктивно-методические письма наряду
с результатами проведенных проверок,
планом проведения плановых проверок
юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей, планом проведения
плановых проверок органов местного
самоуправления и должностных лиц
местного самоуправления и другими
аналитическими и статистическими
материалами размещены на официальном
сайте Министерства http://monrk.ru.
В практике Министерства также
применяется информирование учредителей
муниципальных образовательных
организаций о результатах контроля
(надзора) за деятельностью
образовательных организаций,
расположенных на территории
муниципального образования с целью
обеспечения своевременного исполнения
предписания.
Продолжено взаимодействие Министерства
с БУ ДО Республики Калмыкия "Калмыцкий
республиканский институт повышения
квалификации работников образования"
по реализации дополнительных
профессиональных программ. Выступления
специалистов Министерства,
осуществляющих государственный
контроль (надзор), включены в программу
курсов повышения квалификации для
специалистов муниципальных органов
управления образованием и руководителей
образовательных организаций.
Проводится индивидуальное
консультирование педагогических и
руководящих работников образовательных
организаций, специалистов и
руководителей муниципальных органов
управления образованием, а также
родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся по
вопросам качества образования,
соблюдения законодательства в сфере
образования. Охват индивидуальным
консультированием в 2020 году составил 100%
образовательных организаций, включенных
в план проверок на 2020 год.
4. Вопросы применения обязательных
требований в системной взаимосвязи
положений различных нормативных актов,
иных нормативных документов, в том числе
вопросы недостаточной ясности и
взаимной согласованности обязательных
требований
В практике осуществления Министерством
контрольно-надзорной деятельности имеют
место вопросы применения обязательных
требований в системной взаимосвязи
положений отдельных нормативных
правовых актов:
1. В связи с проведением комплексных
проверок образовательных организаций,
возникают вопросы применения отдельных
положений административных регламентов
по федеральному государственному
контролю качества образования,
федеральному государственному надзору в
сфере образования и лицензионному
контролю в сфере образования.
2. Отсутствие федерального
государственного образовательного
стандарта основного общего и среднего
общего образования для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья
вызывает трудности по обеспечению прав
указанной категории обучающихся на
качественное образование.
3. Постановлением Правительства
Российской Федерации от 12.12.2019 N 1648 были
внесены изменения в Положение о
лицензировании образовательной
деятельности, утвержденное
постановлением Правительства
Российской Федерации от 28.10.2013 N 966 (далее -
Положение). В пункте 21 Положения
определена норма о необходимости
проведения лицензионного контроля при
предоставлении и переоформлении
лицензии в отношении соискателя
лицензии (лицензиата), имеющих
расположенные в других субъектах
Российской Федерации филиалы, во
взаимодействии с органами
исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, осуществляющими
переданные Российской Федерацией
полномочия в сфере образования, на
территориях которых находятся
соответствующие филиалы. Вместе с тем,
процедура проведения лицензионного
контроля во взаимодействии с другим
лицензирующим органом не уточнена.
5. Предложения по совершенствованию
законодательства на основе анализа
правоприменительной практики
контрольно-надзорной деятельности
В целях совершенствования
контрольно-надзорной деятельности на
основе анализа правоприменительной
практики Министерства за 2020 год считаем
необходимым разработать на федеральном
уровне следующие нормативные правовые
акты:
1. Административный регламент исполнения
органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации,
осуществляющими переданные полномочия
Российской Федерации в сфере
образования, государственной функции по
осуществлению комплексных проверок в
части федерального государственного
контроля качества образования,
федерального государственного надзора в
сфере образования и лицензионного
контроля в сфере образования;
2. Федеральные государственные
образовательные стандарты основного
общего и среднего общего образования для
обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья;
3. Нормативный правовой акт,
детализирующий механизм взаимодействия
всех лицензирующих органов, относящихся
к различным субъектам Российской
Федерации по проведению лицензионного
контроля при оказании государственной
услуги лицензирования образовательной
деятельности.
Ссылается на
- Конституция Российской Федерации (с изменениями на 4 октября 2022 года)
- О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (с изменениями на 8 августа 2024 года)
- Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (с изменениями на 14 сентября 2020 года)
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (с изменениями на 12 ноября 2024 года) (редакция, действующая с 20 ноября 2024 года)
- Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (с изменениями на 8 августа 2024 года) (редакция, действующая с 1 сентября 2024 года)
- О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации (с изменениями на 4 августа 2023 года)
- О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (с изменениями на 8 августа 2024 года)
- О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (с изменениями на 30 сентября 2016 года) (редакция, действующая с 1 января 2017 года)
- Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (с изменениями на 8 сентября 2021 года)
- О лицензировании отдельных видов деятельности (с изменениями на 8 августа 2024 года) (редакция, действующая с 1 сентября 2024 года)
- Об образовании в Российской Федерации (с изменениями на 8 августа 2024 года) (редакция, действующая с 1 сентября 2024 года)