Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь


ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 ноября 2021 года N 521


Об основных направлениях государственной долговой политики Республики Мордовия на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов



В соответствии с пунктом 13 статьи 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и в целях реализации ответственной долговой политики Республики Мордовия и повышения ее эффективности Правительство Республики Мордовия постановляет:


1. Утвердить прилагаемые основные направления государственной долговой политики Республики Мордовия на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов.


2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.



Председатель Правительства
Республики Мордовия
В.СИДОРОВ



Утверждены
постановлением Правительства
Республики Мордовия
от 15 ноября 2021 г. N 521



ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ НА 2022 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2023 И 2024 ГОДОВ


Основные направления государственной долговой политики на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов определяют приоритеты долговой политики при составлении проекта республиканского бюджета Республики Мордовия на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов.


При подготовке основных направлений государственной долговой политики были учтены положения Государственной программы повышения эффективности управления государственными финансами в Республике Мордовия, рекомендации Министерства финансов Российской Федерации по проведению субъектами Российской Федерации ответственной заемной (долговой) политики.



1. Итоги реализации долговой политики Республики Мордовия


Наметившаяся в 2019 году тенденция снижения уровня государственного долга сохранилась и по итогам исполнения республиканского бюджета Республики Мордовия (далее - бюджет Республики Мордовия) за 2020 год. Несмотря на сложности с исполнением бюджета Республики Мордовия в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), бюджет Республики Мордовия в 2020 году исполнен с профицитом. Сокращение государственного долга Республики Мордовия за 2020 год составило 1973406,7 тыс. рублей (3,9%), долговая нагрузка по отношению к доходам бюджета без учета безвозмездных поступлений сократилась с 211% до 195%.


По состоянию на 1 января 2021 г. государственный долг республики составил 49115278,6 тыс. рублей.


По итогам 2020 года наибольший удельный вес в структуре госдолга занимают бюджетные кредиты, полученные из федерального бюджета - 54%, рыночный долг составил 46% (кредиты кредитных организаций - 42%, облигации - 4%), государственные гарантии отсутствуют.


Структура государственного долга в течение 2020 года претерпевала следующие изменения.


Существенно снизился объем задолженности по рыночным заимствованиям (снижение объема государственных облигаций на 2400000,0 тыс. рублей в связи с осуществлением амортизационных платежей, незначительное увеличение долга по полученным кредитам кредитных организаций (на 504836,4 тыс. рублей).


Незначительно снизился объем бюджетных кредитов в абсолютном выражении (78243,1 тыс. рублей) в связи с осуществлением погашений по графикам и исполнением бюджетной меры принуждения в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июня 2020 г. N 858 "О продлении срока продления исполнения бюджетной меры принуждения и внесении изменений в общие требования к установлению случаев и условий продления срока исполнения бюджетной меры принуждения".


Рефинансированы кредиты кредитных организаций на более выгодных для республики условиях. Так, если по состоянию на 1 января 2020 г. средневзвешенная ставка по кредитам коммерческих банков составляла 9,0% годовых, то по состоянию на 1 января 2021 г. средневзвешенная ставка по кредитам коммерческих банков составила 7,6% годовых.


По состоянию на 1 сентября 2021 года сохраняются достигнутые позитивные тенденции в управлении государственным долгом Республики Мордовия.


1. За счет собственных доходов бюджета снижен объем кредитов кредитных организаций на 129,8 млн. рублей.


2. Произведено погашение "дорогих" облигаций Республики Мордовия выпуска 2016 года (ставка купона 11,7% годовых)


3. Снижена средневзвешенная ставка по кредитам кредитных организаций с 7,6% годовых по состоянию на 1 января 2021 года до 6,1% годовых по состоянию на 1 сентября 2021 года.


По итогам работы в 2020 году и 8 месяцев 2021 года произведено существенное повышение кредитного рейтинга Республики Мордовия на три ступени, с уровня В (RU) до уровня ВВ (RU).



2. Основные факторы, определяющие характер и направления долговой политики Республики Мордовия


Основные факторы, определяющие условия реализации государственной политики в области управления государственным долгом в 2022 - 2024 годах, установлены:


постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июня 2021 г. N 1029 "Об утверждении Правил проведения в 2021 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам";


постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2021 г. N 1206 "Об утверждении Правил предоставления, использования и возврата субъектами Российской Федерации бюджетных кредитов, полученных из федерального бюджета для погашения долговых обязательств субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в виде обязательств по государственным (муниципальным) ценным бумагам и кредитам, полученным субъектом Российской Федерации (муниципальным образованием) от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, на 2021 год";


соглашением об условиях продления Республике Мордовия исполнения бюджетной меры принуждения на срок более одного года, заключенным с Министерством финансов Российской Федерации.


Дополнительные факторы, которые подлежат учету при реализации долговой политики Республики Мордовия:


кредитно-денежная политика Центрального банка Российской Федерации;


необходимость выполнения положений Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";


необходимость реализации новых инвестиционных проектов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19.10.2020 N 1704 "Об утверждении Правил определения новых инвестиционных проектов, в целях реализации которых средства бюджета субъекта Российской Федерации, высвобождаемые в результате снижения объема погашения задолженности субъекта Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, подлежат направлению на осуществление субъектом Российской Федерации бюджетных инвестиций в объекты инфраструктуры".


Также необходимо учитывать влияние возможного дальнейшего ухудшения экономической ситуации, в том числе вследствие распространения коронавирусной инфекции COVID-19, что может привести к ухудшению динамики основных макроэкономических показателей, в том числе снижению темпов экономического роста, снижению доходов, и, как следствие, негативно отразиться на возможности осуществления государственных заимствований в нужных объемах и на приемлемых условиях.



3. Цели и задачи долговой политики


Реализация долговой политики Республики Мордовия в 2022 - 2024 годах будет осуществляться в соответствии со следующими целями и критериями (показателями) их достижения:

Цель реализации

долговой политики

Критерий (показатель)

достижения цели

Обеспечение исполнения долговых обязательств в полном объеме и в установленные сроки

отсутствие просроченной задолженности по долговым обязательствам Республики Мордовия

Соблюдение условий соглашения об условиях продления Республике Мордовия исполнения бюджетной меры принуждения на срок более одного года, заключенного с Министерством финансов Российской Федерации

отсутствие фактов нарушения условий соглашения об условиях продления Республике Мордовия исполнения бюджетной меры принуждения на срок более одного года

Поддержание присвоенных кредитных рейтингов и создание предпосылок к их увеличению

кредитный рейтинг Республики Мордовия не ниже уровня "BB (RU)" по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации

Снижение расходов на обслуживание государственного долга

снижение объема расходов на обслуживание государственного долга Республики Мордовия в 2022 году не менее чем на 50% (к предыдущему году)

Оптимизация структуры государственного долга по срокам его погашения

увеличение в объеме государственного долга в форме кредитов кредитных организаций доли задолженности со сроком погашения более одного года



4. Инструменты реализации государственной долговой политики Республики Мордовия


Инструментами реализации долговой политики будут являться:


кредиты кредитных организаций;


бюджетные кредиты, получаемые от бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.


Целесообразно продолжить привлечение кредитов кредитных организаций (при наличии соответствующей рыночной конъюнктуры) по ставкам на уровне не более чем уровень ключевой ставки, установленный Центральным банком Российской Федерации, увеличенный на 1% годовых.


При снятии ограничений для субъектов с высоким уровнем государственного долга возможно принятие участия в отборе субъектов Российской Федерации для получения инфраструктурных бюджетных кредитов.


При возникновении потребности в финансировании кассовых разрывов возможно привлечение бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации.



5. Анализ рисков для бюджета, возникающих в процессе управления государственным долгом Республики Мордовия


Основными рисками, связанными с управлением государственным долгом в период 2022 - 2024 годов, являются:


риск рефинансирования;


процентный риск;


риск несоблюдения условий соглашения об условиях продления Республике Мордовия исполнения бюджетной меры принуждения на срок более одного года, заключенного с Министерством финансов Российской Федерации.


В связи с сохраняющимся ограничением по ставке кредитования для субъектов Российской Федерации, имеющих реструктурированные бюджетные кредиты, существует риск неполучения денежных средств на рефинансирование долговых обязательств Республики Мордовия в необходимых объемах в связи с отказом кредитных организаций предоставить заемные средства на приемлемых для республики условиях.


Наметившаяся тенденция по повышению ключевой ставки Банка России в 2021 году создает риск роста процентных ставок на рынке заимствований, и как следствие, может привести к росту расходов на обслуживание государственного долга.


Утверждение нового графика погашения бюджетной меры принуждения существенно снижает риск несоблюдения условий соглашения об условиях продления Республике Мордовия исполнения бюджетной меры принуждения на срок более одного года, заключенного с Министерством финансов Российской Федерации.


Долговая политика Республики Мордовия в предстоящий период будет направлена на последовательное снижение уровня государственного долга за счет формирования профицитного бюджета, осуществления заимствований в объемах, необходимых для рефинансирования долга независимо от конъюнктуры рынков капитала, а также на повышение кредитного рейтинга республики.


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ