Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь

ГЛАВА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

УКАЗ

от 29 октября 2021 года N 338-УГ


Об утверждении Инвестиционной декларации Республики Мордовия

(с изменениями на 17 июля 2023 года)

(в ред. Указов Главы Республики Мордовия от 20.12.2021 N 399-УГ, от 17.07.2023 N 205-УГ)




В целях формирования системы поддержки новых инвестиционных проектов в субъектах Российской Федерации и реализации Указа Президента Российской Федерации от 4 февраля 2021 г. N 68 "Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации" постановляю:


1. Утвердить прилагаемую Инвестиционную декларацию Республики Мордовия.


2. Признать утратившим силу Указ Главы Республики Мордовия от 26 июля 2013 г. N 155-УГ "Об утверждении Инвестиционной декларации Республики Мордовия" ("Известия Мордовии" от 30 июля 2013 г. N 108).


3. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.



Глава Республики Мордовия
А.ЗДУНОВ


г. Саранск
29 октября 2021 года
N 338-УГ



Утверждена
Указом Главы Республики Мордовия
от 29 октября 2021 г. N 338-УГ



ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

(в ред. Указа Главы Республики Мордовия от 17.07.2023 N 205-УГ)




Глава 1. ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ ЦЕЛЕЙ ИНВЕСТИЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ


1. Настоящая Инвестиционная декларация Республики Мордовия (далее - Декларация) разработана в целях:


1) создания условий для опережающего инвестиционного развития Республики Мордовия;


2) достижения национальных целей развития Российской Федерации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";


3) формирования благоприятного инвестиционного климата в Республике Мордовия, а также взаимодействия органов государственной власти Республики Мордовия с инвесторами при реализации инвестиционных проектов на ее территории.


Главной целью инвестиционного развития Республики Мордовия является увеличение реального роста инвестиций в основной капитал в качестве вклада в достижение национальной цели развития на 70% до 2030 года по сравнению с 2020 годом в соответствии с положениями Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".


2. При разработке Декларации учитывались следующие принципы:


1) принцип ответственности - Декларация является обязательством Республики Мордовия перед инвестором о незыблемости мер государственной поддержки и условий для ведения бизнеса;


2) принцип системности - Декларация является основным элементом системы поддержки новых инвестиционных проектов ("Региональный инвестиционный стандарт"), закрепляющим принципы работы и взаимосвязь других элементов Регионального инвестиционного стандарта (далее - Стандарт), иных инструментов поддержки инвесторов в Республике Мордовия;


3) принцип достоверности - обеспечение соответствия информации, содержащейся в Декларации, нормативным правовым актам Республики Мордовия, а также государственным информационным ресурсам, являющимся первоисточниками такой информации;


4) принцип проактивности - обеспечение максимального вовлечения в процесс подготовки Декларации всех заинтересованных лиц, включая представителей бизнеса, предпринимательских объединений и экспертных сообществ;


5) принцип неухудшения положения инвестора при утверждении новой инвестиционной декларации;


6) принцип открытости и доступности информации;


7) принцип гарантированности исполнения обязательств, указанных в соглашении между Республикой Мордовия и инвестором, по предоставлению мер государственной поддержки инвестиционной деятельности в Республике Мордовия;


8) принцип эффективности использования мер государственной поддержки инвестиционной деятельности.


При разработке Декларации учитывалась инвестиционная декларация Республики Мордовия, ранее утвержденная Указом Главы Республики Мордовия от 26 июля 2013 г. N 155-УГ "Об утверждении Инвестиционной декларации Республики Мордовия".


3. В качестве основных перспектив развития Республики Мордовия можно выделить следующие направления:


1) сельское хозяйство. В современный период регион входит в семерку лидеров страны по производству сельскохозяйственной продукции на душу населения. Развиваются тепличные комплексы по выращиванию свежих овощей, зелени и цветов. Республика Мордовия занимает 2 место в России по производству яйца на 1 жителя, 2 место в России по производству молока на 1 жителя, 7 место в России по производству мяса скота и птицы на 1 жителя. 15% российских роз выращены в Мордовии;


2) кабельное производство. Развитие производства кабельной продукции в Мордовии стало возможным благодаря работе крупных и узкоспециализированных заводов, продукция которых востребована на экспортном рынке. Организации производят широкий спектр продукции: от алюминиевой катанки до различных видов и типов оптических кабелей. В настоящее время кабельная продукция, произведенная в Республике Мордовия, занимает 2,3% рынка России;


3) светотехника. Производство в Республике Мордовия светотехнической продукции охватывает 10% всей производимой светотехнической продукции в России и имеет самый большой ассортимент в стране с широкой сбытовой сетью в России и СНГ. Данный инновационный кластер обладает устойчивыми связями с ведущими научными центрами страны;


4) вагоностроение. Вагоностроение Республики Мордовия охватывает полный цикл производства грузового подвижного состава для железных дорог, а также оборудования для нефтегазовой и нефтехимической промышленности, вертикальных резервуаров, блочно-каркасных модулей, крупного, среднего и мелкого литья. Предприятия данного кластера входят в топ-3 производителей подвижных составов в России. Ведутся работы по созданию инновационного подвижного состава;


5) фармацевтика. Фармацевтические предприятия в Республике Мордовия являются надежными партнерами государства, активно участвующими в решении важнейших задач по обеспечению лекарственной безопасности страны. Фармацевтика региона является лидером по производству противовирусных препаратов, в том числе для лечения COVID-19 (1000000 упаковок "Арепливира" в месяц), и в сегменте производства препаратов для регулирования веса. Осуществляется выпуск препаратов 150 наименований, 200 новых препаратов находятся в разработке. Благодаря достигнутым результатам предприятия входят в топ-5 российских производителей антибиотиков и топ-3 работодателей в России в своей отрасли;


6) производство строительных материалов. В республике работают предприятия по производству цемента, фиброцементных плит, кирпича, железобетонных изделий, строительной керамики и облицовочных материалов. Производство строительных материалов мордовскими предприятиями охватывает 8% строительного рынка России, в настоящее время продукция поставляется в 13 зарубежных стран;


7) важное значение придается вопросам развития внешнеэкономической деятельности и увеличения несырьевого высокотехнологичного экспорта. Республика экспортирует свою продукцию в 73 страны. Действуют соглашения о сотрудничестве с Китаем, Венгрией, Беларусью и Бурунди. Рост экспорта обеспечивается за счет поставок высокотехнологичной продукции собственного производства.


В товарной структуре экспорта преобладают:


машины, оборудование и транспортные средства;


металлы и изделия из них;


продукция химической промышленности, каучук;


древесина и целлюлозно-бумажные изделия;


продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье.


В Республике Мордовия действует Центр координации поддержки экспортоориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства, который безвозмездно помогает местным компаниям выйти на международный рынок и оказывает следующие услуги:


организация участия в международных выставках и бизнес-миссиях в другие страны;


адаптация сайтов и презентационных материалов (перевод на другие языки);


исследование зарубежных рынков;


патентование и сертификация;


консультации по вопросам ВЭД;


организация приемов иностранных делегаций в Республике Мордовия.



Глава 2. ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ СТАНДАРТА, РЕАЛИЗУЕМОГО В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ


4. Стандарт - инструмент по созданию благоприятных условий для ведения бизнеса в Республике Мордовия, который призван систематизировать работу по привлечению инвесторов.


Основные элементы Стандарта:


1) Инвестиционная декларация - перечень обязательств Республики Мордовия перед инвестором о неухудшении условий реализации инвестиционных проектов;


2) Комитет по улучшению инвестиционного климата - площадка для разрешения разногласий между инвесторами, исполнительными органами государственной власти Республики Мордовия, органами местного самоуправления, уполномоченными организациями в досудебном порядке;


3) Агентство инвестиционного развития - операционный центр поддержки и сопровождения инвестиционных проектов;


4) Свод инвестиционных правил - оптимальный алгоритм действия инвестора для обеспечения доступа к ключевым элементам инфраструктуры на территории Республики Мордовия;


5) Инвестиционная карта Республики Мордовия - информационная база, содержащая информацию о ресурсной базе, инфраструктуре и мерах поддержки на территории Республики Мордовия.


5. Основная задача Стандарта - сократить путь инвестора от возникновения идеи до осуществления капиталовложений. Пять элементов Стандарта формируют базовый инструментарий для привлечения бизнеса и призваны устранить типовые барьеры на пути инвестора.



Глава 3. КЛЮЧЕВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ


6. Общая площадь Республики Мордовия составляет 26128 кв. километров. Протяженность территории - 140 км с севера на юг и 280 км с запада на восток.


Республика Мордовия входит в состав Приволжского федерального округа и граничит с пятью регионами Российской Федерации: Чувашской Республикой, Ульяновской, Нижегородской, Пензенской и Рязанской областями.


Республика расположена в 642 км от Москвы. Конкурентные преимущества региона: выгодное экономико-географическое положение, близость к основным центрам потребления продукции (логистическая составляющая - федеральная трасса М5, проходящая через территорию Республики Мордовии и являющаяся частью важного трансконтинентального маршрута), развитая инфраструктура (газификация на уровне 94,18%, сеть автомобильных дорог общей протяженностью более 14 тыс. километров, территория полностью охвачена всеми видами связи, включая цифровое телевидение и доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"), благоприятный инвестиционный климат (действуют преференции для инвесторов, функционирует территория опережающего развития).


По территории Республики Мордовия проходят 7 магистральных газопроводов (от месторождений в северной части Западной Сибири).


Инфраструктура аэропортового комплекса г. Саранска соответствует международным требованиям.


Республика Мордовия не располагает стратегическими полезными ископаемыми. Среди природных ископаемых промышленное значение имеют месторождения сырья для производства строительных материалов - мергелево-меловых пород и опоки (разведанные запасы - 603 тыс. тонн), а также диатомитового сырья (21 млн. куб. метров), строительных песков, кирпично-черепичного сырья, торфа.


Площадь земель лесного фонда составляет 27% территории Республики Мордовия (681 тыс. гектаров), основную долю (56%) занимают мягколиственные породы.


Численность населения, постоянно проживающего в республике, составляет 776,4 тыс. человек, в том числе городское население - 493,1 тыс. человек, сельское - 283,3 тыс. рублей. Более 44% населения проживает в городском округе Саранск. Территория Республики Мордовия разграничена на 272 муниципальных образования, среди которых 1 городской округ, 22 муниципальных района, 16 городских и 233 сельских поселения.


Мордовия по численности населения занимает 59 место в России и 13 место в Приволжском федеральном округе.


7. Республика Мордовия - индустриально-аграрный регион.


В структуре экономики (по данным 2020 года) наибольшую долю занимает промышленность - 26,7%. На долю сельского, лесного хозяйства приходится 15,7%, торговли оптовой и розничной, ремонта автотранспортных средств и мотоциклов - 8,7%, строительства - 5%, транспортировки и хранения - 4,6%, информации и связи - 2,3%.


В 2020 году валовой региональный продукт Республики Мордовия составил 269 млрд. рублей - 99,3% к предыдущему году. По оценке в 2021 году ВРП составил 302,9 млрд. рублей - 103,1% к 2020 году, в 2022 году - 329 млрд. рублей - 100,6% к пред. году.


В общем объеме промышленного производства (по данным 2022 года) 95% составляют обрабатывающие отрасли. Наиболее значимыми являются пищевая промышленность - в структуре промышленного производства Республики Мордовия занимает более 35% (вместе с производством напитков - около 40%), производство прочих транспортных средств и оборудования (вагоностроение) - 13%, производство электрического оборудования - 13,6%, металлургическое производство - 5,6%, производство строительных материалов - более 8%, производство электронных и оптических изделий - более 2%.


По доле инновационной продукции Республика Мордовия имеет лучшие показатели в стране по отраслям экономики в целом - 31,7% (по данным 2021 года), в промышленности - 24,5%.


8. Второй по значимости отраслью экономики является сельское хозяйство, которое специализируется на животноводстве мясомолочного направления, птицеводстве и выращивании зерна. Республика Мордовия полностью обеспечивает себя экологически чистыми продуктами питания собственного производства, около 80% продукции вывозит за пределы Республики Мордовия. По объему производимой сельскохозяйственной продукции Республика Мордовия занимает 32-е место в России и 8 место в Приволжском федеральном округе. На протяжении многих лет занимает лидирующие позиции среди регионов страны по производству мяса скота и птицы, молока и яиц в расчете на одного жителя: по итогам 2022 года - 1 место по производству яиц, 3 место - по производству молока и 4 место - по производству мяса скота и птицы.


9. Доля республики в экономике страны составляет: в сумме валового регионального продукта России - 0,3%; в объеме промышленности - 0,3%; в продукции сельского хозяйства - 1,25%, в инвестициях - 0,2%; в объеме строительных работ - 0,28%, в объеме введенного жилья - 0,33%.


10. Промышленный комплекс представлен отраслями машиностроения, металлургическим, химическим и нефтехимическим производством, производством строительных материалов, фармацевтической, деревообрабатывающей, пищевой и легкой промышленностью.


Наиболее крупные предприятия:


производство пищевых продуктов: ООО МПК "Атяшевский", ООО "Сыродельный комбинат "Ичалковский", ООО Сыроваренный завод "Сармич", ОАО "Консервный завод "Саранский", филиал "Молочный комбинат "Саранский" АО "Данон Россия", ООО "Ромодановосахар", ОО "Мечта", ООО "КомбиС" и др.;


производство электрического оборудования: ООО "Сарансккабель", ПАО "Электровыпрямитель", ООО "Сарансккабель-Оптика", ООО "ЭМ-Кабель", ООО "Кабельный завод "Цветлит", АО "КЭТЗ", ОАО "АСТЗ", АО "Оптиковолоконные системы", ПАО "Ковылкинский электромеханический завод";


производство прочих транспортных средств и оборудования - основное предприятие отрасли АО "Рузхиммаш";


производство электронных и оптических изделий: АО "Орбита", АО "Саранский телевизионный завод";


производство прочей неметаллической минеральной продукции: АО "Мордовцемент", АО "Лато", ООО "Магма" и другие;


металлургическое производство: ООО "ВКМ-Сталь", ООО "ЭМ-КАТ" и др.;


производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях - АО "Биохимик";


производство резиновых и пластмассовых изделий - ОАО "Саранский завод "Резинотехника";


обработка древесины, производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения - ЗАО "Плайтерра".


11. Республика Мордовия имеет современную развитую систему энергообеспечения. Электроэнергетика республики включена в единую энергосистему России. До 50% потребляемой в Республике Мордовия электроэнергии производится электростанциями, расположенными на территории республики, остальная потребность удовлетворяется за счет поставок объединенной энергосистемы Средней Волги (ПАО "МРСК Волги").


Установленная электрическая мощность электростанций республики составляет 388 МВт, в том числе филиал "Мордовский" ПАО "Т Плюс" - 280 МВт, ТЭЦ ПАО "Мордовцемент" - 73 МВт, АО "ГТ Энеро" - 18 МВт, ТЭЦ ООО "Ромодановосахар" - 12 МВт, филиал ООО "Газпром Трансгаз Нижний Новгород" Торбеевский ЛПУМГ - 5 МВт.


Основное технологическое топливо - природный газ, резервное - мазут.


Установленная тепловая мощность филиала "Мордовский" ПАО "Т Плюс" - 1120 Гкал/час, установленная тепловая мощность предприятий коммунальной энергетики республики - 1180 Гкал/час".



Валовой региональный продукт (ВРП) Республики Мордовия



Таблица 1

2017 год

2018 год

2019 год

2020 год

ВРП Республики Мордовия, млрд. руб.

236,1

245,7

262,8

269,0

ВРП Республики Мордовия в сопоставимых ценах к предыдущему году, %

102,8

100,0

102,4

99,3

ВВП Российской Федерации в сопоставимых ценах к предыдущему году, %

101,8

102,8

102,0

97,0


Социально-экономическое развитие в Республике Мордовия в 2022 года характеризовалась положительной динамикой объемов отгруженной промышленной продукции, сельскохозяйственного производства, объема строительных работ и ввода в действие жилых домов, реальной и номинальной начисленной заработной платы.


В 2022 году объем ВРП (по оценке) составил 329 млрд. рублей - 100,6% к уровню предыдущего года (в сопоставимых ценах).



Структура производства ВРП по видам экономической деятельности



Таблица 2

2020 год факт

2021 год оценка

2022 год оценка

Промышленность

30,0

32,4

32,2

Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство

15,7

16,5

17,1

Строительство

5,0

4,9

5,2

Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов

8,7

9,1

9,6

Транспортировка и хранение

4,6

3,9

4,0

Деятельность в области информации и связи

2,3

2,1

2,1

Прочие виды деятельности

33,7

31,1

29,8



ВРП на душу населения



Таблица 3

2017 год

2018 год

2019 год

2020 год

ВРП на душу населения,

тыс. рублей

292,6

307,0

331,4

342,8


Объем валового регионального продукта на душу населения в 2020 году составил 342,8 тыс. рублей, увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 3,4%.



Динамика производства ВРП на одного занятого



Таблица 4

2017 год

2018 год

2019 год

2020 год

ВРП на одного занятого в экономике, тыс. рублей

609,9

646,7

675,8

736,1


ВРП на одного занятого в экономике (производительность труда) в 2020 году увеличился в сопоставимых ценах на 6,8% по сравнению с уровнем 2017 года и составил 736,1 тыс. рублей.


В ВРП доля малого и среднего бизнеса в 2020 году составила 24,9% - 47 место в России.


По итогам 2022 года индекс промышленного производства составил 97,3% к уровню 2021 года, объем отгруженной продукции достиг 343,9 млрд. рублей.



Индекс промышленного производства (%)



Таблица 5

2019 год

2020 год

2021 год

2022 год

Промышленное производство

106,3

111,1

97,3

обрабатывающие производства

105,7

109,2

111,6

77,7

обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха

98,2

88,9

109,4

93,4

водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений

223,0

71,9

84,5

102,1


В "Обрабатывающих производствах" в 2022 году индекс промышленного производства составил 97,7% к уровню 2021 года, по виду экономической деятельности "Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха" - 93,4%; "Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений" - 102,1%.


В обрабатывающем секторе положительная динамика обеспечена в производстве прочих транспортных средств и оборудования - 126%, производстве электронных и оптических изделий - 110,4%, производстве резиновых и пластмассовых изделий - 118,5%, производстве химических веществ и химических продуктов - 104,1%, металлургическом производстве - 103,8%, производстве строительных материалов - 101%.



Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг по видам деятельности, млн. рублей



Таблица 6

2019 год

2020 год

2021 год

2022 год

Промышленное производство

- всего

223878,0

259107,0

311154,0

343909,0

обрабатывающие производства

207256,0

242209,0

295082,0

327787,0

обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха

12354,0

12312,0

12239,0

12053,0

водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений

4172,0

4447,0

3653,0

3917,0


В 2022 году объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами составил по промышленным видам деятельности 343908,4 млн. рублей (111,8% в действующих ценах к предыдущему году прошлого года), в том числе: обрабатывающие производства - 327786,6 млн. рублей (112,4%), обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха - 12052,9 млн. рублей (98%), водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений - 3917,2 млн. рублей (110,3%), добыча полезных ископаемых - 151,6 млн. рублей.



Основные показатели строительной деятельности



Таблица 7

2019 год

2020 год

2021 год

2022 год

Объем работ по виду деятельности "Строительство", млрд. рублей

29,4

23,4

25,8

36,1

в сопоставимых ценах к предыдущему году, %

112,1

76,8

106,9

106,7

Ввод в действие жилых домов, тыс. кв. м

348,3

324,6

340,7

342,6

в % к предыдущему году

104,4

93,2

105,0

100,5


Объем строительных работ увеличился в сопоставимых ценах на 6,7% к уровню 2021 года и составил 36,1 млрд. рублей. В 2022 году введено в эксплуатацию 342,6 тыс. кв. м жилья, что на 0,5% больше уровня 2021 года.


Важная роль в реализации жилищной программы отводится проектам по строительству новых районов многоэтажной и малоэтажной комплексной жилой застройки по республике.


По оценке, в 2022 году на развитие экономики и социальной сферы республики использовано инвестиций в основной капитал в объеме 56,7 млрд. рублей - 100,3% к предыдущему году в сопоставимых ценах.



Динамика инвестиций в основной капитал



Таблица 8

2019 год

2020 год

2021 год

2022 год оценка

Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования, млн. рублей

53072,6

44674,9

50775,0

56766,9

в сопоставимых ценах к предыдущему году, %

96,4

79,8

103,7

100,3



Отношение инвестиций в основной капитал к объему валового регионального продукта



Таблица 9

2019 год

2020 год

2021 год

2022 год оценка

Отношение инвестиций в основной капитал к объему валового регионального продукта, %

20,2

16,6

16,8

17,3


Сводный индекс потребительских цен за 2022 год составил 112,6%, декабрь 2022 года к декабрю 2021 года - 110,8%, в том числе на товары - 114,6% и 110,3% соответственно, на услуги - 106,9% и 110,8%.



Динамика среднедушевых денежных доходов населения



Таблица 10

2019 год

2020 год

2021 год

2022 год <*>

Среднедушевые денежные доходы населения, рублей

19748

20635

22906

25496,9

в % к предыдущему году

105,9

104,5

111,0

111,3



* предварительные данные


В течение 2022 года в республике наблюдалась тенденция роста основных показателей, характеризующих уровень жизни населения. По предварительным данным, денежные доходы на душу населения в 2022 году составили 25496,9 рубля и превысили в номинальном выражении уровень предыдущего года на 11,3%.


Стоимостная величина прожиточного минимума на душу населения в 2022 году составила 11832 рубля в месяц и увеличилась по сравнению с предыдущим годом на 21,8%.



Динамика среднемесячной заработной платы населения



Таблица 11

2019 год

2020 год

2021 год

2022 год

Номинальная среднемесячная начисленная заработная плата, рублей

28825,6

31104,7

34498,5

39537,9

в % к предыдущему году

107,9

107,9

110,9

114,6

Реальная заработная плата, %

104,2

105,1

104,5

101,8


Номинальная среднемесячная начисленная заработная плата работающих на предприятиях и в организациях республики, включая малое предпринимательство, в 2022 году составила 39537,9 рубля и увеличилась по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 14,6%. Реальная заработная плата, рассчитанная с учетом индекса потребительских цен на товары и услуги, за этот период составила 101,8% к уровню соответствующего периода 2021 года.


По состоянию на 1 января 2022 года в государственных учреждениях службы занятости населения состояли на учете 2,6 тыс. человек, или 0,6% от численности экономически активного населения республики.



Динамика показателей занятости населения



Таблица 12

2019 год

2020 год

2021 год

2022 год

Численность официально зарегистрированных безработных, тыс. человек

3,7

11,2

3,7

2,6

Уровень зарегистрированной безработицы, %

0,9

2,6

0,9

0,6



Основные макроэкономические показатели Республики Мордовия



Таблица 13

Показатели

2021 год

2022 год

1. Валовой региональный продукт (в основных ценах), млн. рублей

302889,1 <*>

329000,6 <*>

в сопоставимых ценах к предыдущему году, %

103,1 <*>

100,6 <*>

2. Индекс потребительских цен

в среднем за год, в % к пред. году

106,1

112,6

в % к декабрю предыдущего года

107,8

110,8

3. Объем отгруженной продукции (работ, услуг) в действующих ценах, млн. рублей

311154,0

343908,4

Индекс промышленного производства, % к предыдущему году

111,1

97,3

4. Валовая продукция сельского хозяйства в действующих ценах каждого года, млн. рублей

91700,0

110695,3

в сопоставимых ценах к предыдущему году, %

98,4

113,4

5. Объем инвестиций (в основной капитал) по территории за счет всех источников финансирования в действующих ценах каждого года, млн. рублей

49690,2

33760,1 <**>

в сопоставимых ценах к предыдущему году, %

106,8

102,5 <**>

6. Объем работ, выполненных по виду деятельности "Строительство", млн. рублей

25770,0

36138,8

в сопоставимых ценах к предыдущему году, %

106,9

106,7

7. Ввод в эксплуатацию жилых домов за счет всех источников финансирования, тыс. кв. м

340,7

342,6

в % к предыдущему году

105,0

100,5

8. Оборот розничной торговли в действующих ценах каждого года, млн. рублей

116697,7

133005,0

в сопоставимых ценах к предыдущему году, %

109,1

99,6

9. Среднемесячная заработная плата (в среднем за год), рублей

34498,5

38542,4 <***>

в % к предыдущему году

110,9

113,8 <***>

10. Реальная заработная плата, в % к предыдущему году

104,5

100,9 <***>

11. Доходы на душу населения, в среднем за месяц, рублей

22906

24424 <**>

в % к предыдущему году

111,0

111,9 <**>

12. Численность зарегистрированных безработных (на конец периода), тыс. человек

3,7

2,6

13. Доля безработных в общей численности экономически активного населения, %

0,9

0,6



* Оценка.


** Январь - сентябрь.


*** Январь - ноябрь.



Сравнительные показатели социально-экономического развития Республики Мордовия и Российской Федерации



Таблица 14

Показатели

Российская Федерация

Республика Мордовия

2021 год

2022 год

2021 год

2022 год

1. Валовой внутренний продукт (ВВП)/Валовой региональный продукт (ВРП) в сопоставимых ценах к предыдущему году, %

102,0 <*>

97,0 <**>

102,4 <*>

102,0 <**>

2. Индекс потребительских цен в среднем за год, в % к предыдущему году

106,7

113,8

106,1

112,6

2.1 Индекс потребительских цен, в % к декабрю предыдущего года

108,4

111,9

107,8

110,8

3. Индекс промышленного производства, в % к предыдущему году

106,3

99,4

111,1

97,3

4. Объем продукции сельского хозяйства всех сельхозпроизводителей в сопоставимых ценах к предыдущему году, %

99,1

110,2

98,4

113,4

5. Объем инвестиций (в основной капитал) по территории за счет всех источников финансирования в сопоставимых ценах к предыдущему году, %

108,6

105,9 <**>

103,7

102,5 <**>

6. Объем работ, выполненных по виду деятельности "Строительство", в сопоставимых ценах к предыдущему году, %

107,0

105,2

106,9

106,7

7. Ввод в эксплуатацию жилых домов за счет всех источников финансирования, в % к предыдущему году

112,7

111,0

105,0

100,5

8. Оборот розничной торговли в сопоставимых ценах к предыдущему году, %

107,8

93,3

109,1

99,6

9. Реальная начисленная заработная плата, в % к предыдущему году

104,5

100,3

104,5

101,8

10. Среднемесячная заработная плата, в среднем за год, в % к предыдущему году

111,5

114,1

110,9

114,6

11. Денежные доходы на душу населения, в % к предыдущему году

111,1

112,4

111,0

111,9 <**>



* 2019 г.


** 2020 г.


12. Территория Республики Мордовия обладает всей необходимой инфраструктурой для реализации инвестиционных проектов.


В республике расположены инвестиционные площадки для размещения индустриальных парков типа гринфилд и браунфилд.


На территории монопрофильного муниципального образования Российской Федерации (моногорода) городского поселения Рузаевка Рузаевского муниципального района Республики Мордовия создана территория опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) "Рузаевка".


В настоящее время в регионе ведется работа по подготовке заявки на создание Особой экономической зоны (далее - ОЭЗ). В границы ОЭЗ планируется включить четыре земельных участка, расположенных на территории двух муниципальных районов Республики Мордовия (г.о. Саранск и Лямбирский муниципальный район), общей площадью 260,3 га. Дополнительно в качестве перспективных земельных участков рассматриваются территория Индустриального парка "Светотехника" и отдельный земельный участок в г.о. Саранск площадью 400 га.


На базе АУ "Технопарк-Мордовия" созданы благоприятные условия для разработки и коммерциализации инноваций, где объединены научные организации, высшие учебные заведения и производственные предприятия. Основная задача АУ "Технопарк-Мордовия" - организация инновационного цикла экономики республики. Технопарк в сотрудничестве с ведущими промышленными компаниями республики оказывает поддержку по развитию и продвижению инновационных продуктов и технологий, взаимодействует с венчурными фондами, компаниями, банками, частными инвесторами с целью привлечения финансирования инновационных проектов на различных стадиях их развития: от зарождения идеи до выхода на массовый рынок.


13. Развитие инновационных отраслей экономики в Республике Мордовия осуществляется по следующим направлениям:


1) реализация проектов в сфере IT, которые позволяют оптимизировать работу государственных и коммерческих организаций, помогающих им выполнить стоящие перед ними задачи, стать эффективнее, используя возможности современных информационных технологий. Кроме того, создаются программные продукты в области бизнес-аналитики, помогающие в реальном времени преобразить бизнес, повысить эффективность и выйти на новый уровень конкурентоспособности;


2) развитие кластера волоконной оптики и оптоэлектроники. В регионе осуществляется разработка технологий производства специального оптического волокна и приборов на его основе. Перспективными проектами в данном направлении являются:


организация производства высокочистых кварцевых материалов;


создание Инжинирингового центра волоконной оптики;


создание региональной цифровой платформы распределенного проектирования изделий машино- и приборостроения, интегрированной в национальную и мировую сеть цифровых фабрик на базе Центра проектирования инноваций;


организация производства преформ.



Глава 4. ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ


14. Правительство Республики Мордовия в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации гарантирует защиту инвестиций, а также прав и интересов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, в том числе:


неухудшение условий реализации инвестиционных проектов;


соблюдение алгоритмов действий инвестора по присоединению к инфраструктуре в рамках Свода инвестиционных правил, разработанного в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации;


оперативное рассмотрение споров, возникающих при реализации инвестиционных проектов на территории субъекта Российской Федерации, в досудебном порядке;


общедоступность информации о мерах государственной поддержки инвестиционной деятельности на территории Республики Мордовия, за исключением информации, составляющей государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, для инвесторов;


неукоснительное соблюдение условий предоставления мер поддержки инвесторов в Республике Мордовия;


обеспечение конкурентного распределения ресурсов для целей реализации инвестиционных проектов на территории Республики Мордовия;


стремление в рамках стимулирования инвестиционной деятельности обеспечить повышение уровня доходов населения Республики Мордовия.


Соблюдение установленных принципов относится к региональным приоритетам и контролируется уполномоченными органами государственной власти Республики Мордовия, органами местного самоуправления в Республике Мордовия и организациями Республики Мордовия.


15. Правительство Республики Мордовия проводит активную работу по формированию благоприятного инвестиционного климата региона и повышению его инвестиционной привлекательности.


Для привлечения инвестиций в республике действуют следующие меры государственной поддержки:


1) присвоение статуса приоритетного инвестиционного проекта Республики Мордовия в соответствии с Законом Республики Мордовия от 20 февраля 2006 г. N 6-З "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Республике Мордовия". В соответствии с Законом Республики Мордовия от 27 ноября 2003 г. N 54-З "О налоге на имущество организаций" и Законом Республики Мордовия от 25 ноября 2004 г. N 77-З "О снижении ставок по налогу на прибыль организаций" данный статус позволяет получить налоговые льготы на период окупаемости приоритетного инвестиционного проекта, но не более чем на десять лет с даты включения указанного инвестиционного проекта в Перечень приоритетных инвестиционных проектов Республики Мордовия, в виде снижения ставки налога на прибыль организаций до 13,5% и освобождения от налога на имущество организаций. Объем инвестиций в инвестиционный проект должен составлять не менее 100 млн. рублей;


2) постановлением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2017 г. N 1165 "О создании территории опережающего социально-экономического развития "Рузаевка" создана территория опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) "Рузаевка". В соответствии с Законом Республики Мордовия от 27 ноября 2003 г. N 54-З "О налоге на имущество организаций" и Законом Республики Мордовия от 25 ноября 2004 г. N 77-З "О снижении ставок по налогу на прибыль организаций" резиденту ТОСЭР предоставляются следующие налоговые льготы и преференции: снижение региональной части ставки налога на прибыль организаций до 5% в течение первых пяти лет и до 10% в течение следующих пяти лет, снижение федеральной части ставки налога на прибыль организаций до 0% в течение первых пяти лет; освобождение от уплаты налога на имущество организаций в течение 10 лет; освобождение от уплаты земельного налога в течение 10 лет; снижение ставки страховых взносов до 7,6% в течение 10 лет (для юридических лиц, получивших статус резидента в течение трех лет со дня создания ТОСЭР);


3) предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности, муниципальной собственности, юридическим лицам на праве аренды без проведения торгов для реализации масштабных инвестиционных проектов, включенных в государственные программы Российской Федерации, Республики Мордовия или в муниципальные программы комплексного социально-экономического развития муниципального образования в соответствии с Законом Республики Мордовия от 12 марта 2009 г. N 23-З "О регулировании земельных отношений на территории Республики Мордовия". Суммарный объем вложений внебюджетных средств в инвестиционный проект должен составлять не менее 150 млн. рублей, если он реализуется на территории городского округа Саранск, и (или) не менее 25 млн. рублей, если он реализуется на территории муниципальных районов в Республике Мордовия;


4) соглашение о защите и поощрении капиталовложений (далее - СЗПК). В соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 2020 г. N 69-ФЗ "О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации" Правительство Республики Мордовия предоставляет инвесторам, заключившим СЗПК, гарантии не применять в отношении инвестора актов, которые могут ухудшить его положение. В рамках СЗПК также возможно возмещение понесенных затрат на строительство, модернизацию, реконструкцию объектов инфраструктуры, но не более размера налоговых платежей, исчисленных организацией в связи с реализацией инвестиционного проекта;


5) субсидирование процентной ставки по кредитам. В соответствии с постановлением Правительства Республики Мордовия от 28 марта 2022 г. N 287 "Об утверждении Порядка предоставления из республиканского бюджета Республики Мордовия субсидий юридическим лицам (кроме некоммерческих организаций), индивидуальным предпринимателям на реализацию мероприятий "Программы социально-экономического развития Республики Мордовия на 2022 - 2026 годы" (субсидирование процентной ставки по кредитам)" субсидируются проценты, уплаченные за пользование кредитом по кредитным договорам, заключенным не ранее 1 января 2022 г., в размере 2/3 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации на дату уплаты процентов, но не более 2/3 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации на дату заключения кредитного договора, а также не более общей суммы уплаченных процентов за соответствующий период.


В настоящее время формируется заявка по созданию особой экономической зоны промышленно-производственного типа (далее - ОЭЗ ППТ) на территории Республики Мордовия для последующего направления в Минэкономразвития России.


ОЭЗ ППТ в Республике Мордовия предполагается на 2 территориях: индустриальный парк "Светотехника и Лямбирский муниципальный район Республики Мордовия.


Также в заявке будет учтен перспективный земельный участок в г.о. Саранск (р.п. Луховка).


Расположение особой экономической зоны на обособленных площадках позволяет обеспечить размещение предприятий по объединяющему типу, сгруппировав их по отраслевой принадлежности, по схожести технологий и сырьевой базы.


На территории ОЭЗ ППТ будет действовать преференциальный режим предпринимательской деятельности, предполагающий для резидентов следующие налоговые льготы:


освобождение от уплаты налога на имущество и транспортного налога (в отношении автомобилей грузовых, автобусов и других самоходных машин и механизмов на пневматическом и гусеничном ходу, зарегистрированных в установленном законодательством Российской Федерации порядке не ранее даты внесения в реестр резидентов ОЭЗ записи о регистрации указанной организации) на срок до 10 лет;


НДС на ввозимое и используемое в ОЭЗ ППТ оборудование - 0% на период действия ОЭЗ ППТ;


земельный налог - 0% на срок 5 лет с момента регистрации права собственности;


налог на прибыль - 0% на срок до 5 лет, 2% - после 5 лет, 13,5% - после 10 лет.


Резидентом ОЭЗ ППТ может быть юридическое лицо, зарегистрированное на территории муниципального образования, в котором находится ОЭЗ ППТ, осуществляющее при этом любую деятельность по производству и переработке товаров, кроме:


разработки месторождений полезных ископаемых, за исключением разработки месторождений минеральных вод и других природных лечебных ресурсов;


производства и переработки подакцизных товаров (за исключением производства легковых автомобилей, мотоциклов, производства и переработки этана, сжиженных углеводородных газов и стали жидкой).


В регионе функционируют агентства развития субъекта, которые являются региональными институтами, направленными на создание максимально комфортной бизнес-среды для привлечения инвестиций в экономику региона.


Ключевыми задачами агентств являются:


развитие промышленных парков;


привлечение инвестиций;


финансирование инвестиционных проектов;


развитие механизмов государственно-частного партнерства (далее - гчп);


инвестиционный маркетинг региона.


В регионе действует коллегиальный орган при Главе Республики Мордовия, образованный в целях содействия созданию благоприятного инвестиционного климата, обеспечению стабильных условий осуществления инвестиционной деятельности на территории Республики Мордовия.


В Республике Мордовия функционируют информационные ресурсы, содержащие всю необходимую для инвестора информацию, а именно:


инженерно-топографические планы (геоподоснова);


инженерная инфраструктура (существующая, планируемая);


транспортная инфраструктура региона;


территориальные (земельные) ресурсы перспективного инвестиционного развития;


инвестиционные площадки и преференциальные режимы;


меры поддержки (включая налоги);


тарифы;


полезные ископаемые.


Свод инвестиционных правил описывает конкретные пошаговые алгоритмы для решения типовых задач инвестора, таких как получение необходимых разрешений, подключение к инфраструктуре, получение льгот и финансовой поддержки, наем персонала.


Функции по поиску и сопровождению инвестиционных проектов по принципу "одного окна" выполняет специализированная организация ООО "Корпорация развития Республики Мордовия". Институт развития на безвозмездной основе оказывает содействие по упаковке бизнес-идей в проект, поиску инвесторов, организации бизнес-миссий, переводу на иностранный язык, подбору инвестиционных площадок, сопровождению проектов, реализуемых на территории Республики, от поиска необходимых инвестиций до открытия предприятия и запуска производства, консультирует по вопросам получения государственной поддержки, а также предоставляет иное содействие, в т.ч. при реализации инфраструктурных проектов с применением механизмов гчп.


Для улучшения инвестиционного климата в республике реализуются мероприятия по упрощению процедур ведения бизнеса и снятию административных барьеров.



Глава 5. ИНВЕСТИЦИОННАЯ КОМАНДА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ


16. В состав инвестиционной команды Республики Мордовия (далее - Команда) входят:


Глава Республики Мордовия;


Председатель и члены Правительства Республики Мордовия;


Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Мордовия;


руководитель Общества с ограниченной ответственностью "Корпорация развития Республики Мордовия";


председатель Союза "Торгово-промышленная палата Республики Мордовия";


руководитель Микрокредитной компании "Фонд поддержки предпринимательства Республики Мордовия";


руководитель Регионального отделения Общероссийской общественной организации "Российский союз промышленников и предпринимателей";


руководитель Мордовского регионального отделения "ОПОРА РОССИИ";


руководитель Автономного учреждения "Агентство инновационного развития Республики Мордовия";


руководитель Мордовского республиканского регионального отделения общероссийской общественной организации "Деловая Россия";


руководитель Автономного учреждения "Технопарк-Мордовия";


руководитель Инновационно-технологического комплекса МГУ им. Н.П.Огарева;


руководитель Центра координации поддержки экспортоориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства;


Руководители региональных подразделений финансовых организаций в Республике Мордовия (по согласованию).


17. Сопровождение инвестиционных проектов в Республике Мордовия осуществляется в соответствии с Регламентом сопровождения инвестиционных проектов, реализуемых на территории Республики Мордовия по принципу "одного окна". Представители Команды привлекаются к решению проблем реализации проекта в рамках своих компетенций.


Условиями формирования Команды являются:


добровольность вхождения;


коллективная ответственность;


повышенная исполнительская дисциплина;


отсутствие конфликтов интересов.


В состав Команды входят представители исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия и организаций, указанных в пункте 16 настоящей Декларации, независимо от их организационно-правовой формы.


При формировании состава Команды для участия в заседании Команды учитывается область компетенции членов Команды в соответствии с рассматриваемыми вопросами заседания для эффективного достижения целей инвестиционной декларации.


Состав Команды состоит из членов Команды с правом решающего голоса и правом совещательного голоса.


Руководитель Команды, члены Команды, а также приглашенные к работе эксперты осуществляют свою деятельность в Команде на общественных началах.


18. Руководителем Команды является Глава Республики Мордовия. В отсутствие Руководителя Команды его обязанности исполняет Председатель Правительства Республики Мордовия или один из заместителей Председателя Правительства Республики Мордовия по поручению Руководителя Команды.


Руководитель Команды:


руководит деятельностью Команды;


направляет в соответствующие государственные органы Республики Мордовия и организации, независимо от их организационно-правовой формы, предложения, ходатайства, обращения от имени Команды;


определяет план работы, повестки и даты проведения заседаний Команды;


осуществляет контроль за исполнением решений, принятых Командой;


утверждает положение и состав рабочих и экспертных групп.


Члены Команды:


участвуют лично в заседании Команды;


выполняют поручения Руководителя Команды;


выносят на обсуждение предложения по вопросам, находящимся в компетенции Команды;


знакомятся с материалами по вопросам, рассматриваемым Командой;


участвуют в разработке проектов нормативных правовых актов в части инвестиционной политики Республики Мордовия;


осуществляют необходимые мероприятия по подготовке, выполнению, контролю за выполнением решений Команды;


осуществляют методическую поддержку инвесторов и сопровождение инвестиционных проектов на территории Республики Мордовия;


проводят работу с потенциальными инвесторами в целях привлечения инвестиций путем продвижения имиджа и инвестиционного потенциала Республики Мордовия.


В случае невозможности присутствия члена Команды на заседании в работе Команды принимает участие уполномоченный представитель по поручению руководителя соответствующего органа (организации).


19. Перечень нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере инвестиционной деятельности на территории Республики Мордовия, приведен в приложении к Инвестиционной декларации.



Приложение
к Инвестиционной декларации
Республики Мордовия



ПЕРЕЧЕНЬ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ, РЕГУЛИРУЮЩИХ ОТНОШЕНИЯ В СФЕРЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ


Закон Республики Мордовия от 27 ноября 2003 г. N 54-З "О налоге на имущество организаций";


Закон Республики Мордовия от 25 ноября 2004 г. N 77-З "О снижении ставок по налогу на прибыль организаций";


Закон Республики Мордовия от 20 февраля 2006 г. N 6-З "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Республике Мордовия";


Закон Республики Мордовия от 12 марта 2009 г. N 23-З "О регулировании земельных отношений на территории Республики Мордовия";


Закон Республики Мордовия от 20 октября 2015 г. N 83-З "О регулировании отдельных вопросов в сферах государственно-частного партнерства, концессионных соглашений на территории Республики Мордовия";


постановление Правительства Республики Мордовия от 23 ноября 2006 г. N 510 "Об утверждении Порядка проведения конкурсного отбора инвестиционных проектов и ведения перечня приоритетных инвестиционных проектов Республики Мордовия";


постановление Правительства Республики Мордовия от 8 октября 2012 г. N 363 "О Республиканской целевой программе развития Республики Мордовия на 2013 - 2023 годы";


постановление Правительства Республики Мордовия от 18 марта 2013 г. N 88 "О некоторых вопросах реализации Республиканской целевой программы развития Республики Мордовия на 2013 - 2022 годы";


постановление Правительства Республики Мордовия от 15 июля 2013 г. N 285 "О порядке проведения проверки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств республиканского бюджета Республики Мордовия, направляемых на капитальные вложения";


постановление Правительства Республики Мордовия от 27 октября 2017 г. N 568 "О Порядке заключения соглашений об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития, создаваемой на территории монопрофильного муниципального образования (моногорода) в Республике Мордовия";


постановление Правительства Республики Мордовия от 3 августа 2020 г. N 445 "Об определении органа государственной власти Республики Мордовия, уполномоченного на подписание от имени Республики Мордовия соглашений о защите и поощрении капиталовложений, и о внесении изменений в пункт 11 Положения о Министерстве экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия";


постановление Правительства Республики Мордовия от 16 декабря 2021 г. N 573 "Об утверждении перечня законов и иных нормативных правовых актов Республики Мордовия, которые применяются с учетом особенностей, установленных статьей 9 Федерального закона от 1 апреля 2020 г. N 69-ФЗ "О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации";


постановление Правительства Республики Мордовия от 26 октября 2022 г. N 704 "Об утверждении Порядка предоставления из республиканского бюджета Республики Мордовия субсидий юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений, государственных (муниципальных) предприятий) на возмещение затрат на создание (строительство), модернизацию и (или) реконструкцию обеспечивающей и (или) сопутствующей инфраструктур, необходимых для реализации инвестиционного проекта, в отношении которого заключено соглашение о защите и поощрении капиталовложений, а также затрат на уплату процентов по кредитам и займам, купонных платежей по облигационным займам, привлеченным на указанные цели, и определения объема возмещения указанных затрат";


постановление Правительства Республики Мордовия от 7 ноября 2022 г. N 725 "Об утверждении Правил заключения соглашений о защите и поощрении капиталовложений, стороной которых является Республика Мордовия и не является Российская Федерация, изменения и прекращения действия таких соглашений";


приказ Министерства экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия от 26 октября 2017 г. N 200-П "О Комиссии по инвестиционным конкурсам при Министерстве экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия".


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ