Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь


ПРАВИТЕЛЬСТВО УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 28 октября 2021 года N 1168-р


О Прогнозе социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов



Одобрить прилагаемый Прогноз социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов и направить его в Государственный Совет Удмуртской Республики.



Председатель Правительства
Удмуртской Республики
Я.В.СЕМЕНОВ



Приложение
к распоряжению
Правительства
Удмуртской Республики
от 28 октября 2021 г. N 1168-р



ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА 2022 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2023 И 2024 ГОДОВ

N п/п

Показатели

Единица измерения

2020 год

2021 год

2022 год, прогноз

2023 год, прогноз

2024 год, прогноз

факт

оценка

1 вариант

2 вариант

1 вариант

2 вариант

1 вариант

2 вариант

1

Численность постоянного населения (в среднегодовом исчислении)

тыс. чел.

1497,2

1488,6

1479,8

1482,2

1477,0

1479,9

1469,7

1476,1

2

Валовой региональный продукт:

номинальный объем

млн. рублей

683715 <*>

730329

755082

762617

787282

799247

818674

842337

темп роста в сопоставимых ценах

в процентах к предыдущему году

95,1 <*>

100,7

99,7

100,5

100,2

100,6

99,9

101,2

3

Объем отгруженной продукции (работ, услуг):

номинальный объем

млн. рублей

589032

699823

714727

722513

744309

755020

768261

792615

индекс промышленного производства

в процентах к предыдущему году

95,2

100,4

99,4

100,2

100,1

100,3

99,0

100,4

4

Продукция сельского хозяйства:

номинальный объем

млн. рублей

71476

75683

80384

81478

85344

87359

90821

94231

темп роста в сопоставимых ценах

в процентах к предыдущему году

104,3

100,4

101,5

102,3

101,5

102,5

101,6

103,0

5

Объем работ, выполненных по виду экономической деятельности "Строительство":

номинальный объем

млн. рублей

53986

56933

60272

60510

63998

64313

68283

68620

темп роста в сопоставимых ценах

в процентах к предыдущему году

100,9

101,5

101,5

102,0

102,0

102,0

102,2

102,2

6

Ввод в действие жилых домов

тыс. кв. м общей площади

803

850

803

875,5

803

820

826

844

темп роста

в процентах к предыдущему году

105,6

105,9

94,4

103,0

100,0

93,7

102,9

102,9

7

Индекс потребительских цен:

на конец года

к декабрю предыдущего года

105,2

107,4

104,7

104,4

104,3

104,1

104,3

104,1

в среднем за год

в процентах к предыдущему году

103,3

106,4

106,1

106,0

104,6

104,4

104,2

104,0

8

Оборот розничной торговли:

номинальный объем

млн. рублей

239672

262690

276627

278561

289641

293144

302107

307309

темп роста в сопоставимых ценах

в процентах к предыдущему году

95,4

103,0

100,1

100,8

100,1

100,8

100,1

100,8

9

Объем платных услуг населению:

номинальный объем

млн. рублей

63653

70373

75071

75825

79843

80906

84758

85993

темп роста в сопоставимых ценах

в процентах к предыдущему году

89,7

106,5

101,3

102,4

101,9

102,3

102,0

102,4

10

Экспорт

млн. дол. США

496,8

537,8

544,3

562,6

558,4

582,3

571,3

606,7

11

Импорт

млн. дол. США

357,6

526,4

559,0

565,4

590,9

599,3

621,6

631,6

12

Инвестиции в основной капитал:

номинальный объем

млн. рублей

109439

118816

130367

131745

143039

146079

157244

162435

темп роста в сопоставимых ценах

в процентах к предыдущему году

97,1

103,3

104,1

105,3

104,0

105,1

104,2

105,3

13

Прибыль прибыльных организаций

млн. рублей

101033

116880

118423

121495

122752

127615

127150

133993

14

Реальные располагаемые денежные доходы населения

процентов

97,2

102,0

100,0

101,0

100,5

101,5

100,9

102,0

15

Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума к общей численности населения

процентов

11,9

11,2

10,7

10,5

10,0

9,8

9,4

9,2

16

Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата одного работника (в среднем за период)

рублей

36380

39109

41456

41651

44026

44442

46712

47375

темп роста

в процентах к предыдущему году

106,8

107,5

106,0

106,5

106,2

106,7

106,1

106,6

17

Реальная заработная плата работников организаций

процентов

103,4

101,0

99,9

100,5

101,5

102,2

101,8

102,5

18

Уровень официально зарегистрированной безработицы (на конец года)

процентов

2,1

1,4

1,2

1,2

1,0

1,0

1,0

0,9

19

Общая численность безработных (по методологии МОТ)

процентов

6,3

5,4

5,2

5,1

4,7

4,6

4,4

4,3

20

Среднесписочная численность работников организаций

тыс. чел.

468,0

466,8

467,6

467,6

468,2

468,2

468,9

468,9

21

Фонд заработной платы

млн. рублей

204329

219073

232618

233712

247356

249693

262839

266570



* Оценка.



Приложение
к Прогнозу
социально-экономического развития
Удмуртской Республики
на 2022 год и плановый
период 2023 и 2024 годов



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ОСНОВНЫМ ПОКАЗАТЕЛЯМ ПРОГНОЗА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА 2022 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2023 И 2024 ГОДОВ


Разработка Прогноза социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов осуществлялась на основе методических рекомендаций Министерства экономического развития Российской Федерации, сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2022 год и на период 2023 и 2024 годов.


При разработке прогноза учитывались:


статистическая информация о социально-экономическом развитии Удмуртской Республики за 2017 - 2020 годы и январь - август 2021 года;


План мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Удмуртской Республики на период до 2025 года, утвержденный постановлением Правительства Удмуртской Республики от 10 октября 2014 года N 383;


материалы исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики, разработанные с учетом производственных и инвестиционных планов развития предприятий Удмуртской Республики;


статистическая и аналитическая информация Управления Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике.


Прогноз социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2022 год плановый период 2023 и 2024 годов разработан в двух вариантах, рекомендованных для разработки Министерством экономического развития Российской Федерации.


Консервативный вариант (вариант 1) предполагает длительное сохранение пониженной деловой активности в отраслях, деятельность которых была ограничена; затяжное восстановление экономики и замедление темпов ее роста в среднесрочной перспективе.


Базовый вариант (вариант 2) предполагает сдержанный внутренний спрос - как потребительский, так и инвестиционный, обусловленный сохранением части ограничений, направленных на борьбу с распространением новой коронавирусной инфекции; постепенный восстановительный рост экономики.


Скорость восстановления экономики в прогнозируемом периоде будет определять санитарно-эпидемиологическая обстановка, она же остается ключевым источником риска для параметров прогноза.



Оценка достигнутого уровня социально-экономического развития, факторов и ограничений экономического роста Удмуртской Республики на среднесрочный период. Направления социально-экономического развития Удмуртской Республики


Экономическая ситуация 2020 года характеризовалась сложной эпидемиологической обстановкой, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции, что оказало влияние на динамику валового регионального продукта. Темп роста в сопоставимых ценах оценочно составит 95,1% (в 2019 году - 100,4%).


Объем отгруженных промышленных товаров собственного производства в 2020 году составил 589 млрд. рублей, что на 17,1% ниже уровня 2019 года. Индекс промышленного производства составил 95,2%.


В обрабатывающем секторе также отмечена небольшая отрицательная динамика. Индекс производства по обрабатывающим отраслям составил 99,9%. Спад производства наблюдается в производстве прочих транспортных средств и оборудования на 43,5%, в полиграфической деятельности - на 24,6%, в производстве автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов - на 16,7%. Наиболее значительный рост отмечен в отраслях по производству бумаги и бумажных изделий (185,2%), производстве машин и оборудования, не включенных в другие группировки (134,4%), производстве прочей неметаллической минеральной продукции (109,5%), производстве химических веществ (109,2%).


Объем продукции сельского хозяйства составил 71,5 млрд. рублей, или 104,3% в сопоставимых ценах к уровню 2019 года.


В 2020 году объем подрядных работ составил 53,9 млрд. рублей, или 100,9% в сопоставимых ценах к 2019 году. Введено в действие 802,6 тыс. кв. м жилых домов, что на 5,6% больше, чем в 2019 году.


Объем инвестиций в основной капитал в Удмуртской Республике в 2020 году составил 109,4 млрд. рублей, или 97,1% в сопоставимых ценах.


Оборот розничной торговли составил 239,7 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах на 4,6% меньше уровня 2019 года. Объем платных услуг населению сократился на 10,3%, составив 63,7 млрд. рублей.


Инфляция на потребительском рынке Удмуртии в 2020 году (на конец года) сложилась на уровне 105,2%. Среднегодовой индекс потребительских цен составил 103,3%.


В 2020 году реальная заработная плата выросла на 3,4%, среднемесячная начисленная заработная плата составила 36380 рублей (106,8% к уровню 2019 года), при этом реальные располагаемые денежные доходы населения снизились на 2,8%.


За 8 месяцев текущего года объем промышленного производства составил 449,4 млрд. рублей, индекс промышленного производства - 100,1%.


Сельскохозяйственной продукции произведено на сумму 47,9 млрд. рублей, или 104,2% к январю - августу 2020 года.


В строительной отрасли объем подрядных работ вырос на 13,6% по сравнению с январем - августом 2020 года и составил 38,3 млрд. рублей. Введено 517,9 тыс. кв. м жилья, что на 19,5% больше, чем в соответствующем периоде 2020 года.


Оборот розничной торговли вырос на 6%, оборот общественного питания - на 25,2%, объем платных услуг - на 12,1% в сопоставимых ценах.


Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата одного работника (далее - номинальная заработная плата) за январь - июль 2021 года выросла на 6,3% к аналогичному периоду 2020 года и составила 37730 рублей, реальная заработная плата выросла на 0,4%.



Численность постоянного населения в среднегодовом исчислении


С 2017 года естественный прирост населения в республике сменился естественной убылью в результате заметного снижения рождаемости.


По итогам 2020 года в Удмуртской Республике родились 14454 ребенка (на 147 меньше, чем в 2019 году). В то же время значительно увеличилась смертность населения - в 2020 году умерли 17870 человек, что на 3310 человек больше, чем в предыдущем году. Естественная убыль населения в 2020 году выросла, достигнув 6726 человек (2019 год - 3269 человек).


Помимо естественной убыли численность населения республики уменьшается и за счет миграционного оттока. За 2020 год миграционная убыль населения составила 873 человека, что в 3,6 раза меньше, чем в 2019 году (3166 человек). В результате среднегодовая численность населения в 2020 году сократилась на 7,0 тыс. человек, или на 0,5%, и составила 1497,2 тыс. человек.


Сложившиеся в демографической ситуации тенденции сохраняются и в 2021 году. За январь - август 2021 года рождаемость в республике в сравнении с аналогичным периодом 2020 года сократилась (9440 новорожденных против 9579), при этом увеличилась смертность (14104 человек против 12358). Естественная убыль населения возросла, составив 4664 человека (за аналогичный период 2020 года - 2779 человек).


В миграционных процессах с июня 2020 года наметилась положительная тенденция: наблюдавшаяся с 1999 года миграционная убыль населения (превышение числа выбывших над числом прибывших) сменилась на миграционный прирост. По итогам января - августа миграционный прирост составил 525 человек.


По оценке, в ближайшее время не предвидится существенного изменения сложившихся демографических тенденций.


По данным Федеральной службы государственной статистики и Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Удмуртской Республике, прогнозируется ухудшение демографической ситуации, ожидается сохранение процесса естественной убыли населения. Тенденция снижения численности женщин фертильного возраста будет носить устойчивый характер еще в течение длительного периода. Вследствие снижения рождаемости, риска увеличения смертности, обусловленной старением населения, а также миграционной убыли населения ожидается ежегодное сокращение численности населения.


Однако в долгосрочной перспективе есть основания предполагать, что негативные демографические тенденции частично нивелируются мерами по улучшению демографической ситуации, реализуемыми в рамках Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", а также дополненными мерами, направленными на усиление государственной поддержки семей с детьми, разработанными в соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации.


В 2024 году численность населения республики составит по базовому варианту - 1476,1 тыс. человек.



Валовой региональный продукт


В 2020 году объем валового регионального продукта (далее - ВРП) оценочно составит 683,7 млрд. рублей, или 95,1% к уровню 2019 года (в 2019 году ВРП увеличился на 0,4%).


Основной вклад в формирование ВРП вносят промышленное производство (42,1%), оптовая и розничная торговля (8,4%), сельское хозяйство (6,7%), строительство (5,5%).


На снижение темпов роста ВРП значительно повлияло снижение объемов производства в промышленности на 4,9%, в том числе в добыче полезных ископаемых на 9% и в обрабатывающих производствах на 0,1%, а также снижение оборота розничной и оптовой торговли на 4,6% и 14,9% соответственно.


Некоторое нивелирующее воздействие на снижение ВРП оказал рост производства сельского хозяйства на 4,3%, услуг в области информатизации и связи на 4,1%, строительных работ - на 0,9%.


С учетом итогов развития основных отраслей экономики за 8 месяцев текущего года объем ВРП в 2021 году оценивается на уровне 730,3 млрд. рублей, или 100,7% к уровню 2020 года.


Положительный вклад в формирование ВРП в 2021 году внесет промышленность (100,4%), сельское хозяйство (100,4%), оптовая и розничная торговля (108,9%), строительство (101,5%).


В среднесрочной перспективе по базовому варианту развития прогнозируется дальнейшее восстановление экономики республики. В 2022 году темп роста валового регионального продукта в сопоставимых ценах ожидается на уровне 100,5%, далее в 2023 - 2023 годах в пределах 100,6% - 101,2%.


Рост ВРП будет основываться на расширении внутреннего спроса - как потребительского, так и инвестиционного. В 2021 году ожидается восстановительный рост потребления домашних хозяйств: оборот розничной торговли увеличится на 3%, объем платных услуг населению - на 6,5%. В 2022 - 2024 годах оборот розничной торговли продолжит расти темпом 0,8%, объем платных услуг населению - темпом 2,4%.


Одним из факторов увеличения ВРП также станет отрасль сельского хозяйства, рост которой в 2022 году составит 2,3%, в 2023 - 2024 годах продолжит расти темпом 2,5% - 3,0%.


Определяющим фактором экономического роста станет повышение темпов роста инвестиций в основной капитал в 2022 - 2024 годах. Ежегодно он прогнозируется на уровне 5,1% - 5,3%, или 120,4% в 2024 году к 2020 году. Доля инвестиций в объеме ВРП увеличится с 16,3% в 2021 году до 19,3% в 2024 году.


В прогнозном периоде не планируется существенного изменения отраслевой структуры валового регионального продукта.


Наибольший вклад в прирост ВРП в 2022 - 2024 годах будут вносить базовые несырьевые отрасли (обрабатывающие производства, строительство, транспортировка и хранение, сельское хозяйство).


С учетом вышеперечисленных факторов в 2024 году темп роста ВРП в сопоставимых ценах к уровню 2020 года составит по базовому варианту 103%.


Прогноз объема валового регионального продукта на 2022 год относительно предыдущего прогноза по базовому варианту выше на 8,3% в связи с изменением методики расчета показателя, темп роста в сопоставимых ценах по базовому варианту ниже на 1,2 процентного пункта.



Промышленное производство


В 2020 году в промышленном производстве наблюдалась отрицательная динамика. Объем промышленного производства составил 589 млрд. рублей, темп роста - 82,9% по отношению к 2019 году. Индекс промышленного производства, характеризующий изменение физического объема производимой продукции, составил 95,2%.


Структурные изменения в производстве в 2020 году определялись сокращением роли отрасли добычи полезных ископаемых и ориентированной на нее инфраструктуры. Доля сырьевого сектора в промышленности сократилась на 2,2% к 2019 году в текущих ценах и составила 33,5%, при этом снизилась добыча нефти - на 1023 тыс. тонн к 2019 году и составила 9471,2 тыс. тонн. Снижение объемов добычи углеводородного сырья связано с действием соглашения крупнейших стран-производителей в рамках сделки ОПЕК+ об ограничении добычи нефти, направленного на поддержку ценовой конъюнктуры мирового рынка. Снижение объемов добычи углеводородного сырья связано также с тем, что основная часть нефтегазовых месторождений Удмуртской Республики находятся на поздней стадии разработки, характеризующиеся естественным падением уровней добычи нефти, обводнением добываемой продукции и фактической выработанности запасов.


Показатели обрабатывающего сектора остались практически на прежнем уровне. Индекс производства по обрабатывающим отраслям сложился на уровне 99,9%. Рост индекса производства отмечен в производстве пищевых продуктов (101,8%), обработке древесины и производстве изделий из дерева (104,8%), производстве лекарственных средств и материалов, используемых в медицинских целях (133,4%), производстве резиновых и пластмассовых изделий (103,2%), производстве прочей неметаллической минеральной продукции (109,5%). Спад наблюдается в производстве прочих транспортных средств и оборудования (56,5%), производстве текстильных изделий (60,3%), деятельности полиграфической и носителей информации (75,4%), производстве автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов (83,3%), металлургическом производстве (96,5%).


За 8 месяцев 2021 года промышленными предприятиями Удмуртской Республики отгружено товаров собственного производства на сумму 449,4 млрд. рублей. Индекс промышленного производства составил 100,1%.


Наибольший вклад в объем отгруженной продукции по итогам 8 месяцев 2020 года вносят такие отрасли, как добыча полезных ископаемых (44,7%) и обрабатывающие производства (47,3%): производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования (9,7%), металлургическое производство (6,1%), производство пищевых продуктов (9,4%).


Исходя из опросов организаций Удмуртской Республики, стабильно слабый спрос остается привычным для большинства предприятий. Кроме этого, отмечается снижение заказов на рынке, а также уменьшение уровня загрузки производственных мощностей.


В условиях продолжающейся санкционной политики западных стран, складывающейся конъюнктуры цен на сырьевых и валютных рынках, снижением государственного оборонного заказа индекс промышленного производства по итогам 2021 года оценивается на уровне 100,4%.


В среднесрочной перспективе в 2022 - 2024 годах ожидаются умеренные темпы роста промышленного производства - 100,2%, 100,3%, 100,4% по базовому варианту соответственно.



Добыча полезных ископаемых


Объем отгруженных товаров предприятиями добывающей отрасли в 2020 году составил 197,2 млрд. рублей, индекс производства - 91%.


За январь - август 2021 года объем отгрузки по добыче полезных ископаемых составил 200,9 млрд. рублей, (темп роста 172,9%), индекс промышленного производства - 98,9%. Предприятиями отрасли добыто 6 млн. 347 тыс. тонн нефти (98,2% к уровню января - августа 2020 года).


Добычу нефти в республике осуществляют 12 компаний. Крупнейшими предприятиями по добыче углеводородного сырья в республике остаются ОАО "Удмуртнефть" и АО "Белкамнефть" им А.А. Волкова, на долю которых приходится порядка 93% добычи нефти в регионе, 7% приходится на малые нефтедобывающие компании.


На прогнозируемый период нефтяными компаниями осуществлена переоценка запасов нефти и пересмотрены плановые показатели ее извлечения в сторону уменьшения с учетом естественного истощения природных ресурсов и фактической выработанности запасов, а также в связи с исполнением условий соглашения ОПЕК+. Тем не менее, нефтедобывающие предприятия вводят в разработку низкорентабельные запасы, увеличивают коэффициент извлечения нефти на "зрелых" месторождениях, за счет увеличения объемов разбуривания месторождений, внедряют новые технологии и методы интенсификации добычи нефти, проводят геологоразведочные работы. Данные мероприятия не допускают сильного снижения объемов добычи нефти.


С учетом падения мировых цен на нефть, заключения сделки ОПЕК+, а также выработанности основной части нефтегазовых месторождений республики по итогам 2021 года объем добычи оценивается на уровне 9,3 млн. тонн, или 98,6% к уровню 2020 года. К 2024 году прогнозируется снижение добычи нефти до 9,1 млн. тонн в год (до 96% к уровню 2020 года).


Для повышения конкурентоспособности российской нефтедобычи необходимым условием становится снижение себестоимости добычи и геологоразведки нефти, с привлечением новых, более экономичных технологий и реализация мероприятий по импортозамещению нефтегазового оборудования.


Основные задачи, стоящие перед нефтяной отраслью республики на перспективу, - сохранение достигнутых объемов добычи; повышение коэффициента нефтеотдачи; реализация программ геологоразведочных работ.



Обрабатывающие производства


Основным сектором развития промышленности Удмуртской Республики являются обрабатывающие производства, производящие более 56% объема отгруженной промышленной продукции Удмуртской Республики.


В 2020 году объем отгруженных товаров предприятиями обрабатывающей промышленности составил 334,8 млрд. рублей, индекс производства сложился на уровне 99,9%.


Наиболее значимыми (имеющими наибольший удельный вес) в структуре обрабатывающих производств являются:


производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования;


производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов;


производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки;


производство компьютеров, электронных и оптических изделий;


металлургическое производство;


производство пищевых продуктов.


За 8 месяцев 2021 года предприятиями обрабатывающей промышленности отгружено товаров на сумму 212,6 млрд. рублей (темп роста 108,9%), индекс промышленного производства составил 100,7%.


Среди обрабатывающих производств рост индекса промышленной продукции наблюдается в производстве бумаги и бумажных изделий - на 65,6%, в производстве кожи, изделий из кожи и производстве обуви - на 64,8%, производстве автотранспортных средств - на 42,4%, производстве электрооборудования - на 16,7%.


Наибольшее снижение индекса промышленного производства отмечается в деятельности полиграфической и копировании носителей информации - на 64,9%, в производстве текстильных изделий - на 33%, в производстве прочих транспортных средств и оборудования - на 21,9%, в производстве прочей неметаллической минеральной продукции - на 10,1%, в металлургическом производстве - на 4%.


По итогам 2021 года по обрабатывающим отраслям ожидается небольшой восстановительный рост. Несмотря на сохраняющееся санкционное давление, а также сложившуюся в стране санитарно-эпидемиологическую обстановку, основными лидерами роста в обрабатывающий промышленности станут машиностроительный комплекс и деревообработка.


Спад производства в 2021 году, с учетом сложившихся ограничений, будет наблюдаться в производстве напитков, производстве пищевых продуктов, производстве готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования, производстве прочей неметаллической минеральной продукции.


Для преодоления негативных тенденций предприятиями реализуются мероприятия по разработке новой продукции, в том числе предприятиями ОПК, поиск новых партнеров, совершенствование производственных систем.


С учетом сложившихся тенденций развития промышленного производства рост объемов производства обрабатывающих отраслей в 2022 году по базовому варианту в сопоставимых ценах сохранится на уровне текущего года. Динамика и объем обрабатывающих производств будет определяться производством продукции машиностроительного комплекса.


Постепенный рост объемов производства в 2022 - 2024 годах ожидается в металлургическом производстве, производстве электрооборудования, производстве машин и оборудования, не включенных в другие группировки, а также производстве прочих транспортных средств и оборудования.


Увеличению объемов производства в отрасли будет способствовать реализация инвестиционных проектов и организация новых направлений деятельности:


с 2018 года "Организация серийного производства лифтов" ООО "ТЭС (стоимость проекта 117,7 млн. рублей);


"Организация производства изделия "Дефибриллятор автоматический наружный ДАН" ООО Концерн "Аксион" (стоимость проекта 1532 млн. руб., срок реализации проекта 2019 - 2024 годы);


"Организация серийного производства озонаторов воздуха и портативного диагностического комплекса" ООО "ЗМТ";


"Организация производства радиопередающего устройства "Аксион-1";


"Организация производства унифицированного цифрового возбудительного устройства "Аксион-2";


"Создание автоматизированной системы контроля монтажно-коммутационных изделий в модульном исполнении" АО "Ижевский мотозавод "Аксион-холдинг";


инвестиционные проекты АО "ИЭМЗ "Купол":


2016 - 2021 годы - "Разработка универсального мишенно-тренировочного комплекса" (продукт - универсальный мишенно-тренировочный комплекс "Адъютант"). Объем инвестиций при реализации инвестиционного проекта составит 375,2 млн. рублей;


2018 - 2025 годы - "Диверсификация производства АО "ИЭМЗ "Купол" (продукты - теплообменная аппаратура, климатотехника, оборудование для АЭС, НПО, изделия торцевой раскатки, биохимическая очистка, продукция малотоннажной химии). Объем инвестиций при реализации инвестиционного проекта составит 211 млн. рублей;


2019 - 2025 годы - "Организация специализированного производства гироскопов" (продукт - гироскопические системы специального, гражданского и двойного назначения). Объем инвестиций при реализации инвестиционного проекта составит 1000 млн. рублей;


2021 - 2025 годы - "Организация производства оребренной трубы методом навивки" (продукт - труба оребреная). Объем инвестиций при реализации инвестиционного проекта составит 140,3 млн. рублей;


2022 - 2024 годы - "Организация производства двухкомпонентных растворов для перитонеального диализа (продукт - двухкомпонентные растворы для перитонеального диализа). Объем инвестиций при реализации инвестиционного проекта составит 1365 млн. рублей;


2020 - 2024 годы - "Создание промышленного комплекса по производству импортозамещающих климатических систем". Объем инвестиций при реализации инвестиционного проекта составит 1570 млн. рублей;


"Организация производства станций управления на ПАО "Ижнефтемаш" с вентильным двигателем на 250/400 (стоимость проекта 12 млн. рублей).


Кроме этого, в условиях сложной эпидемиологической обстановки, промышленными предприятиями организованы новые направления деятельности:


ООО Концерн "Аксион" получено регистрационное удостоверение и организовано производство аппаратов ИВЛ.


Также ГК "Калашников" на постоянной основе разрабатываются новые виды изделий, одни из последних примеров:


шарико-винтовые передачи;


гибридный станок IZH H600 - первый произведенный в России гибридный обрабатывающий центр, сочетающий аддитивные технологии и механическую обработку в одном станке. Работы по его созданию велись совместно с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и Фондом развития промышленности;


первое в России ружье с возможностью синхронизации с гаджетами.


В 2020 году АО "Элеконд" запустил в городе Сарапуле серийное производство чип-конденсаторов для различной электроники, которые также способствуют развитию отрасли. Основными потребителями являются предприятия РЖД и "Росатома".


В обработке древесины и производстве изделий из дерева индекс производства в 2022 - 2024 годах составит 100,5% - 101,5% в сопоставимых ценах. Развитию отрасли будет способствовать ввод в эксплуатацию лесопильного завода ООО "Увадрев-Холдинг" в 2021 году, часть продукции которого будет отправляться на экспорт, а также реализация инвестиционных проектов предприятий по модернизации инфраструктуры производства, расширению глубокой переработки древесины, улучшению качества продукции, росту объемов производства.


В производстве химических веществ и химических продуктов не ожидается существенного роста объемов производства. Планируется ежегодное значение индекса промышленного производства в сопоставимых ценах на уровне 100% - 100,8%. Рост производства будет достигнут за счет модернизации и увеличения производственных мощностей на базе существующих промышленных площадей предприятий.


В производстве прочей неметаллической минеральной продукции и производстве резиновых и пластмассовых изделий индексы производства в 2022 - 2024 годах сохранятся на прежнем уровне. В целом, на основных крупных предприятиях по производству строительных материалов в 2021 году ожидается умеренный рост объемов производства.


Основной вклад в развитие легкой промышленности вносит производство одежды, определяя динамику развития отрасли в целом. По итогам 2021 года объем производства сохранится не ниже уровня 2020 года. Сохранению объемов производства в отрасли будет способствовать расширение номенклатуры выпускаемой продукции за счет выпуска средств индивидуальной защиты в условиях пандемии. По данным предприятий до 2024 года прогнозируется умеренный рост объемов производства. По прогнозам, в 2022 - 2024 годах индекс производства отрасли будет варьироваться в диапазонах 101% - 102%.



Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха


В 2020 году объем производства отрасли составил 41,5 млрд. рублей, или 96,5% в сопоставимых ценах к уровню 2019 года.


В Удмуртской Республике производство электроэнергии в 2020 году по сравнению с 2019 годом уменьшилось на 5% и составило 3594,8 тыс. кВт.часов. Потребление электроэнергии сложилось в размере 8474,6 тысячи МВт часов, это на 7,2% ниже показателя 2019 года, что объясняется расширением применения энергосберегающих и энергоэффективных технологий.


Основными потребителями электроэнергии являются организации экономики. В 2020 году на их долю пришлось 79,5% потребленной электроэнергии. Для нужд населения республики использовано 13,7% всей потребленной электроэнергии. Потери электроэнергии в сетях общего пользования при ее транспортировке и распределении составили 6,8% от общего объема электроэнергии, отпущенной потребителям.


К наиболее энергоемким видам деятельности относятся добыча полезных ископаемых (26,6% от общего объема потребления электроэнергии в 2020 году), обрабатывающие производства (17,8%), транспортировка и хранение (9,6%), обеспечение электроэнергией, газом и паром; кондиционирование воздуха (6,7%).


Удмуртская Республика остается энергодефицитной, 57,6% электроэнергии закуплено у других субъектов Российской Федерации и на Федеральном оптовом рынке электрической энергии и мощности.


За 8 месяцев 2021 года объем отгруженных товаров предприятиями отрасли составил 25,5 млрд. рублей, темп роста к соответствующему периоду 2019 года - 111,0% в фактических ценах, индекс производства - 106,7%.


В 2022 - 2024 годах не прогнозируется какого-либо значительного ввода энергетических мощностей. С учетом плановых значений производства электроэнергии индекс производства планируется в среднем 106% по базовому варианту прогноза.



Сельское хозяйство


Несмотря на неблагоприятные экономические условия по итогам 2020 года, отрасль сельского хозяйства демонстрирует уверенный рост. Объем производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий увеличился на 4,3% по сравнению с уровнем 2019 года и составил 71,5 млрд. рублей.


Благоприятные погодные условия позволили собрать второй по величине урожай зерна в республике за последние 20 лет - 647,7 тыс. тонн в весе после доработки (на 3,5% больше, чем в 2019 году). Однако по причине сокращения посевных площадей валовой сбор картофеля уменьшился на 7,8%, овощей - на 9,0%.


Положительный вклад в развитие отрасли также внесла продукция животноводства: производство молока увеличилось на 6,2% по сравнению с уровнем 2019 года (877,4 тыс. тонн), мяса - на 2,3% (187,5 тыс. тонн), яиц - около 1% (1090,3 млн. штук).


За 8 месяцев 2021 года производство продукции сельского хозяйства составило 47,9 млрд. рублей, что на 4,2% выше уровня аналогичного периода прошлого года. Удмуртия сохраняет лидирующие позиции среди регионов Приволжского федерального округа по производству молока (3 место), продуктивности коров и кур-несушек в сельскохозяйственных организациях (4 место и 2 место соответственно).


Вместе с тем, в июне - июле текущего года в Удмуртской Республике сложились неблагоприятные погодные условия для роста и развития сельскохозяйственных культур. В связи с возникновением в период активной вегетации сельскохозяйственных культур почвенной засухи в целях предотвращения угрозы продовольственной безопасности распоряжением Главы Удмуртской Республики от 23 июля 2021 года N 176-РГ с 23 июля 2021 года в регионе введен режим чрезвычайной ситуации.


По итогам 2021 года ожидается снижение валового сбора зерновых культур до 496,2 тыс. тонн (-30,0% к уровню 2020 года), картофеля - до 345,5 тыс. тонн (-4,6%), овощей - до 93,9 тыс. тонн (-11,0%). В связи с чем, по предварительной оценке, в 2021 году ожидается умеренный рост производства продукции сельского хозяйства на 0,4%, выпуск продукции сельхозтоваропроизводителями составит 75,7 млрд. рублей.


Увеличение внутреннего производства сельскохозяйственной продукции, наращивание экспорта, а также стабилизация платежеспособности населения будут способствовать дальнейшему росту сельскохозяйственного производства.


В растениеводстве основную долю в объеме произведенной продукции занимает производство зерновых и зернобобовых культур. В перспективе до 2024 года производство зерна за счет роста урожайности и площади сева увеличится до 667,2 тыс. тонн (+3,0% к уровню 2020 года). В целом индекс производства продукции растениеводства в прогнозируемом периоде ожидается на уровне 101,3% - 103,5%.


Молочное животноводство является ключевым направлением сельскохозяйственного производства Удмуртской Республики, которое дает более 60% валового объема продукции. К 2024 году планируется достижение производства 1 млн. тонн молока в год (+16,1% к уровню 2020 года). Ежегодное наращивание производства молока позволяет обеспечивать рост объемов поставок сырья на промышленную переработку. Прирост производства скота и птицы на убой в живом весе к 2024 году составит 6,7%, яиц - 6,8%.


На развитие отрасли животноводства в среднесрочной перспективе будут оказывать влияние технологическая модернизация и повышение эффективности производства. Ежегодный рост производства продукции животноводства прогнозируется на уровне 103,8% - 104,0%.


С учетом вышеперечисленных факторов в 2022 - 2024 годы ожидается стабильный рост производства продукции сельского хозяйства на уровне 102,3% - 103,0% (по базовому варианту).


Прогноз объема продукции сельского хозяйства на 2022 год относительно предыдущего прогноза по базовому варианту выше на 6,8%, темп роста в сопоставимых ценах по базовому варианту выше предыдущего прогноза на 0,2 процентного пункта.



Строительство. Ввод жилья


Предварительная годовая оценка объема работ, выполненных собственными силами по виду деятельности "Строительство" с учетом досчета на малые предприятия и неформальную деятельность, за 2020 год составила 54 млрд. рублей, или 100,9% (в сопоставимых ценах) к 2019 году. Крупными и средними организациями выполнено работ на сумму 9,8 млрд. рублей, что на 0,9% выше 2019 года. Строительно-монтажные работы хозяйственным способом выполнены на 620,4 млн. рублей, что составляет 102,4% к объему работ 2019 года.


За 8 месяцев 2021 года объем строительных работ составил 38,3 млрд. рублей и вырос на 13,6% по отношению к аналогичному периоду 2020 года.


Ожидается, что при существующих темпах общий объем работ по отрасли "Строительство" в 2021 году составит 56,9 млрд. рублей, темп рост в сопоставимой оценке - 101,5%.


В прогнозном периоде при росте объемов строительства и увеличении инвестиционной активности прогнозируется положительная динамика 102,0% - 102,2% в соответствии с базовым вариантом прогноза.


Прогноз объема подрядных работ на 2022 год относительно предыдущего прогноза по базовому варианту выше на 21,6%. Это связано как с увеличением объемов строительства, так и эффектом низкой базы. Темп роста в сопоставимых ценах по базовому варианту ниже на 2,5 процентного пункта за счет значительного роста индекса цен производителей.


В 2020 году введено в эксплуатацию 802,6 тыс. кв. м жилья, что на 5,6% больше, чем в 2020 году. Ввод жилья в республике обеспечивается, в том числе за счет комплексной застройки жилых микрорайонов и строительства жилых комплексов. В январе - декабре 2020 года в республике введено 4081 здание жилого и нежилого назначения общим строительным объемом 5267,7 тыс. куб. м, из него на жилье приходится 3548,7 тыс. куб. м (67,4%).


За 8 месяцев 2021 года сдано в эксплуатацию 517,9 тыс. кв. м общей площади жилых домов, что на 19,5% больше, чем в январе - августе 2020 года.


В настоящее время на территории Удмуртской Республики 72 застройщика осуществляют строительство 139 многоквартирных жилых домов (98 проектов) общей площадью 2062,0 тыс. кв. метров (жилая площадь 1317 тыс. кв. м), которые будут введены в эксплуатацию в сроки, установленные разрешениями на строительство (в том числе по счетам эскроу 70 застройщиков по 95 проектам (136 домов), жилая площадь 1265 тыс. кв. м, что составляет 98%).


Соглашением о реализации регионального проекта "Жилье" на территории Удмуртской Республики значение показателя "Объем жилищного строительства" на 2021 год установлено в размере 850,0 тыс. кв. метров, что составит 105,9% к 2020 году.


В 2022 - 2024 годах ежегодный ввод жилья в эксплуатацию по базовому варианту прогнозируется на уровне 820,0 - 875,5 тыс. кв. метров.


Прогноз ввода в действие жилых домов на 2022 год по базовому варианту выше на 1,2% по отношению к предыдущему прогнозу.



Инвестиции


По итогам 2020 года объем инвестиций в основной капитал по полному кругу составил 109,4 млрд. рублей, что на 3,7 млрд. рублей больше по сравнению с 2019 годом, но в сопоставимых ценах на 2,9% ниже 2019 года.


Тенденция к снижению объема инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах наблюдается в большинстве регионов Российской Федерации. Основной причиной снижения послужила сложная экономическая ситуация, вызванная распространением новой коронавирусной инфекции, и введенными в связи с этим ограничениями и карантинными мерами.


Преобладающую часть - 68,3% объема инвестиций составили собственные средства предприятий; 17,1% - бюджетные средства; 6,7% - кредиты банков.


Наибольший объем инвестиций - 16,1 млрд. рублей был направлен на добычу полезных ископаемых; 14,0 млрд. рублей - в обрабатывающие производства; 7,7 млрд. рублей - на транспортировку и хранение.


Несмотря на некоторый спад инвестиционной деятельности, в Удмуртской Республике реализуется федеральная мера поддержки в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 октября 2020 года N 1704 "Об утверждении Правил определения новых инвестиционных проектов, в целях реализации которых средства бюджета субъекта Российской Федерации, высвобождаемые в результате снижения объема погашения задолженности субъекта Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, подлежат направлению на осуществление субъектом Российской Федерации бюджетных инвестиций в объекты инфраструктуры", в результате которой ожидается рост инвестиционной активности в 2021 году. Индекс физического объема инвестиций в основной капитал, по оценке, составит 103,3%.


В прогнозный период до 2024 года ожидается рост индекса физического объема инвестиций в основной капитал по базовому варианту в среднем 5,2% ежегодно. Рост в 2024 году к 2020 году составит 116,5%.


Значения показателей планируется достичь за счет:


1) реализации мер государственной политики, направленных на поддержку инвестиционной деятельности;


2) активного применения инструментов поддержки инвестиционной деятельности на территориях опережающего социально-экономического развития республики "Город Сарапул" и "Город Глазов";


3) расширения перечня видов экономической деятельности, разрешенных на территориях опережающего социально-экономического развития;


4) сопровождения инвестиционных проектов по принципу "одного окна" специализированной организацией по привлечению инвестиций и работе с инвесторами;


5) импортозамещения (рост спроса на продукцию российского производства, увеличение количества современных инновационных товаров российского производства хорошего качества);


6) развития механизма государственно-частного партнерства;


7) реализации на территории региона инвестиционных инициатив (более 50 проектов в разных отраслях экономики).


Прогноз объема инвестиций на 2022 год относительно предыдущего прогноза по базовому варианту выше на 12,7%. Темп роста в сопоставимых ценах по базовому варианту ниже на 0,3 процентного пункта.



Внешнеэкономическая деятельность


За 2020 год внешнеторговый оборот Удмуртской Республики составил 854,4 млн. долларов США и по сравнению с 2019 годом уменьшился на 150,9 млн. долларов США (-15,0%). При этом экспорт уменьшился на 19,9% и составил 496,8 млн. долларов США, импорт уменьшился на 7,2% и был равен 357,6 млн. долларов США.


Сальдо торгового баланса Удмуртской Республики за 2020 год сложилось положительное и составило 139,2 млн. долларов США.


Доля внешнеторгового оборота за 2020 год Удмуртской Республики во внешней торговле Приволжского федерального округа составила 1,9%.


Торговыми партнерами Удмуртской Республики за 2020 год являлись 118 стран. Основными торговыми партнерами были страны дальнего зарубежья. Их доля в товарообороте составила 75,6%, в том числе в экспорте - 63,8%, в импорте - 91,9%.


За период январь - август 2021 года внешнеторговый оборот Удмуртской Республики составил 764,6 млн. долларов США и по сравнению с аналогичным периодом 2020 года увеличился на 370,4 млн. долларов США. При этом экспорт увеличился на 221 млн. долларов США и составил 399,4 млн. долларов США, импорт увеличился на 149,4 млн. долларов США и составил 365,2 млн. долларов США.


Доля внешнеторгового оборота за январь - август 2021 года Удмуртской Республики во внешней торговле Приволжского федерального округа составила 1,8%.


За январь - август 2021 года сальдо торгового баланса Удмуртской Республики сложилось положительное и составило 34,2 млн. долларов США.


Торговыми партнерами Удмуртской Республики за период январь - август 2021 года являлись 115 стран. Основными торговыми партнерами были страны дальнего зарубежья. Их доля в товарообороте составила 75,4%, в том числе в экспорте - 62,6%, в импорте - 89,3%.


По предварительной оценке в 2021 году ожидается увеличение объема экспорта по сравнению с 2020 годом на 8,3% до 537,8 млн. долларов США.


Объем импортных поставок ожидает уменьшение на 47,2% до 526,4 млн. долларов США.


Основные факторы, влияющие на стоимостные объемы экспорта и импорта в прогнозный период:


мировая эпидемиологическая обстановка;


мировые цены на нефть;


динамика курса рубля к мировым валютам;


геополитический фактор;


кризисные явления в экономике.


По базовому варианту в 2022 году увеличение объема экспорта ожидается на 4,6%, в 2023 году - на 3,5%, в 2024 году прогнозируется рост на 4,2%.


По мере укрепления рубля и увеличения потребительского спроса населения рост импорта в 2022 - 2024 годах ожидается на 7,4%, 6% и 5,4% соответственно.


Прогноз объемов экспорта на 2022 год почти в 2 раза выше предыдущего прогноза по базовому варианту. Прогноз импорта на 2021 год выше в 1,6 раза предыдущего прогноза по базовому варианту.



Потребительский рынок. Оборот розничной торговли


Оборот розничной торговли за 2020 год составил 239,7 млрд. рублей, темп роста в сопоставимых ценах составил 95,4%. Основным фактором снижения объема товарооборота стало введение ограничений, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции, в том числе введение режима самоизоляции.


На территории республики осуществляют деятельность 10,4 тысячи предприятий торговли и сферы услуг, на которых трудятся порядка 54,3 тыс. человек, или 11,6% занятого населения республики.


Структура потребления незначительно изменилась в сторону сокращения продаж непродовольственных товаров: 47,5% в январе - декабре 2020 года против 50,3% в 2019 году.


В обороте розничной торговли удельный вес коммерческих организаций, не относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства, составил 50,4%, субъектов среднего предпринимательства - 4,5%, малых (включая микро-) предприятий - 23,7%, индивидуальных предпринимателей, торгующих вне рынка, - 20%. На долю розничных рынков и ярмарок приходится 1,4% оборота розничной торговли.


Доминирующее положение среди предприятий современных форматов занимает сетевая торговля, доля которой составляет порядка 30% республиканского оборота розничной торговли. Отрасль представлена также крупными федеральными торговыми сетями: "Пятерочка", "Магнит", "Лента", "Перекресток", "Метро", "Ашан", а также представителями торговых сетей региона: "Баско", "Бахус", "Домашний гастроном", "Восточный", "Глазовская птица", "Мясное подворье".


За 8 месяцев 2021 года оборот розничной торговли вырос на 6% к аналогичному периоду прошлого года и составил 169,6 млрд. рублей.


По оценке, оборот розничной торговли в Удмуртской Республике по итогам текущего года вырастет на 3% в сопоставимой оценке и составит 262,7 млрд. рублей.


По базовому варианту прогноза в условиях стабилизации ситуации, связанной с пандемией, оборот розничной торговли будет иметь уверенную положительную динамику и темп роста в 2024 году к 2020 году составит 105,5%, или 307,3 млрд. рублей.


В качестве положительных факторов на рост оборота розничной торговли повлияет гибкость бизнеса, адаптация предприятий под спрос населения, запуск новых направлений в развитие торговли и обслуживания населения.


Основным драйвером роста отрасли по-прежнему сохраняется онлайн-торговля. В ближайшие годы также одной из ключевых тенденций развития отрасли станет развитие малоформатной торговли (ярмарки, нестационарная и мобильная торговля). Возрождение уличной торговли или стрит-ритейла обусловлено востребованностью у населения.


Факторами, которые окажут отрицательное воздействие на динамику роста оборота розничной торговли, могут стать: рост закупочных цен на потребительские товары; сдержанный потребительский спрос, обусловленный умеренным ростом реальных располагаемых доходов; изменение потребительского поведения в сторону сбережения; наличие долговой нагрузки по кредитам.



Платные услуги населению


Объем платных услуг населению в 2020 году составил 63,7 млрд. рублей, темп роста в сопоставимых ценах составил 89,7%. В среднем за год оказываемые населению платные услуги подорожали на 3,6%.


Удельный вес платных услуг в потребительских расходах населения в 2020 году составил 23,4%, сократившись на 1,4% по сравнению с 2019 годом. Структура расходов населения Удмуртской Республики на платные услуги стабильна. Ключевыми видами платных услуг остаются жилищно-коммунальные услуги (37,9%), телекоммуникационные услуги (14,5%), транспортные и бытовые услуги (9,6% и 12,8% соответственно).


В среднем по республике рост цен на жилищно-коммунальные услуги за период с января по декабрь 2020 года составил 5,6%. Рост тарифов в городе Ижевске и ряде муниципальных образований республики связан с необходимостью реализации инвестиционных и производственных программ ресурсоснабжающих организаций по модернизации теплосетевого хозяйства.


В январе - августе 2021 года наблюдалось восстановление потребительского спроса на услуги. За период с начала года населению республики оказано платных услуг на сумму 48,6 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах на 12,1% больше, чем в соответствующем периоде прошлого года.


Согласно прогнозам, объем платных услуг населению в 2021 году восстановится на 6,5%. В последующие периоды ожидается рост по базовому варианту на 102,3% - 102,4% ежегодно в сопоставимых ценах.


Прогноз объема платных услуг на 2022 год относительно предыдущего прогноза по базовому варианту выше на 2,3%, темп роста в сопоставимых ценах ниже на 0,4 процентного пункта.



Инфляция


Среднегодовая инфляция на потребительском рынке Удмуртской Республики в 2020 году сложилась на уровне 103,3%, что несколько ниже среднероссийского значения индекса потребительских цен (103,4%). Рост цен на продовольственные товары составил 3,6%, непродовольственные товары - 2,8%, услуги - 3,6%.


По итогам 9 месяцев 2021 года среднегодовой индекс потребительских цен в республике составил 106,09%, к декабрю 2020 года - 104,84% (в России - 106,14% и 105,32% соответственно).


На динамику инфляции в течение года оказывали влияние, прежде всего, напряженная ситуация на мировых рынках продовольственных товаров, а также ускорение мировой инфляции. Вместе с тем стабилизирующее влияние (прежде всего - на цены социально значимых товаров) в текущем году оказывали принятые Правительством Российской Федерации и Правительством Удмуртской Республики меры по стабилизации ситуации.


Отдельный фактор инфляции в текущем году - удорожание плодоовощной продукции. Низкий урожай прошлого года по отдельным культурам, а также существенное отставание по темпам сбора урожая в текущем году, привели к ускоренному росту цен на фрукты и овощи.


В сегменте непродовольственных товаров наблюдался ускоренный рост цен на отдельные товары с высокой импортной составляющей, а также строительные материалы.


В сфере услуг повышенными темпами росли цены на услуги гостиниц и зарубежного туризма (т.е. сегменты, наиболее пострадавшие от карантинных ограничений в 2020 году).


Ускорение среднегодовой инфляции по продовольственным товарам в сентябре текущего года, приведет к формированию годовой инфляции на уровне 107,4% к декабрю 2020 года, в среднегодовом исчислении - 106,4%.


В базовом варианте прогноза в 2022 году среднегодовая инфляция оценивается на уровне 6,0%, в 2023 - 2024 годах - в пределах 4,0% - 4,4%.


Прогноз среднегодового уровня инфляции на 2022 год относительно предыдущего прогноза по базовому варианту выше на 2,3 процентного пункта.



Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата одного работника


В 2020 году среднемесячная начисленная заработная плата работников полного круга организаций в республике составила 36380 рублей, увеличившись на 6,8% к уровню 2019 года.


Традиционно на рост уровня заработных плат в республике влияют стабильные темпы роста уровня начисленной заработной платы в таких отраслях, как сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство (115,8% за 2020 год), деятельность в области здравоохранения и социальных услуг (111,7% за 2020 год), торговля оптовая и розничная (109,6% за 2020 год), ежегодные мероприятия по сохранению достигнутых в 2018 году значений целевых показателей по оплате труда медицинских, педагогических, социальных работников и работников учреждений культуры, по индексации заработных плат "неуказных" категорий работников бюджетной сферы.


По итогам января - июля 2021 года номинальная начисленная заработная плата работников организаций сложилась на уровне 37730 рублей, что на 6,3% выше аналогичного периода прошлого года.


Сохраняется традиционная дифференциация заработной платы по видам экономической деятельности. Так, выше среднереспубликанского значения средняя заработная плата сложилась в организациях таких видов экономической деятельности, как добыча полезных ископаемых (76263 рубля), деятельности в области информации и связи (46961,3 рубля), обеспечения электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха (40149,6 рубля). Вместе с тем средняя заработная плата работников организаций сельского, лесного хозяйства, охоты, рыболовства и рыбоводства, а также гостиниц и предприятий общественного питания составила соответственно 76% и 61,8% от среднереспубликанского уровня.


В планируемом периоде в Удмуртской Республике ожидается сохранение темпов роста заработных плат работников. При определении оценки значения данного показателя в республике на 2021 год использованы данные по уровню среднемесячной заработной платы работников организаций республики за предыдущие годы. Учитывая сложившуюся динамику за 2013 - 2020 годы и тенденции за 1 полугодие 2021 года, ожидается, что увеличение размера среднемесячной заработной платы в Удмуртской Республике в 2021 году будет идти более низкими темпами, чем в целом по Российской Федерации. Так, оценка номинальной начисленной среднемесячной заработной платы работников в Удмуртской Республике в 2021 году составит 39109 рублей (темп роста - 107,5%). Далее в среднесрочном периоде до 2024 года прогнозируются устойчивые темпы роста заработной платы на уровне общероссийских значений.


Таким образом, среднемесячная заработная плата одного работника по базовому варианту прогноза к 2024 году увеличится на 30,2% по сравнению с 2020 годом и составит 47375 рублей.


Прогноз номинальной заработной платы на 2022 год относительно предыдущего прогноза по базовому варианту выше на 3,7%.



Реальная заработная плата работников организаций


По итогам 2020 года реальная заработная плата работников, рассчитанная с учетом индекса потребительских цен, составила 103,4%, в январе - июле 2021 года - 100,4%.


В условиях восстановления рынка труда уровень реальной заработной платы в 2021 году продолжит расти (прогнозируется увеличение на 1% к уровню 2020 года). Далее, учитывая прогнозируемый уровень инфляции в Удмуртской Республике, реальная заработная плата в среднесрочный период до 2024 года продолжит расти на 0,5% - 2,5% по базовому варианту прогноза.


Росту заработной платы в прогнозируемом периоде также будет способствовать реализация мер, направленных на обеспечение роста производительности труда в экономике, которые предусматривают, в том числе, повышение квалификации работников, а также стабилизация инфляционных процессов.



Фонд заработной платы


В 2020 году фонд заработной платы увеличился на 3,5% и составил 204,3 млрд. рублей. В 2021 году фонд оплаты труда оценочно составит 219,1 млрд. рублей и увеличится к предыдущему году на 7,2%.


По итогам 7 месяцев 2021 года фонд оплаты труда работников организаций составил 123 млрд. рублей, увеличившись на 4,1% к аналогичному периоду прошлого года.


Прогноз размера фонда заработной платы рассчитан исходя из прогноза номинальной начисленной среднемесячной заработной платы работников организаций и их среднесписочной численности. Начиная с 2022 года, с учетом прогнозируемого увеличения номинальной начисленной среднемесячной заработной платы и численности работников организаций, по базовому варианту прогноза рост фонда заработной платы составит 6,7% - 6,8% ежегодно.


Фонд заработной платы к 2024 году по сравнению с 2020 годом увеличится по базовому варианту на 30,5% и составит 266,6 млрд. рублей.


Прогноз фонда заработной платы на 2022 год относительно предыдущего прогноза по базовому варианту выше на 7,2%, что обусловлено прогнозируемым ростом численности работников организаций и уровня номинальной заработной платы работников.



Баланс трудовых ресурсов. Среднесписочная численность работников организаций


В 2024 году согласно демографическому прогнозу численность трудовых ресурсов составит 857,5 тысячи человек, увеличившись по сравнению с 2020 годом на 1,7% в соответствии с Федеральным законом от 3 октября 2018 года N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий".


В 2022 - 2024 годах численность населения Удмуртской Республики, в т.ч. трудоспособного в трудоспособном возрасте, увеличится на 1,7% к 2020 году и составит в 2024 году 795,7 человека. При этом по оценке численность иностранных трудовых мигрантов в 2024 году увеличится в 1,6 раза по сравнению с 2020 годом и на 4,8% по сравнению с 2019 годом.


В среднесрочном периоде распределение численности занятых в экономике области не претерпит значительных изменений.


В 2020 году среднесписочная численность работников организаций составила 468,0 тыс. человек, сократившись по отношению к предыдущему году на 14,9 тыс. человек, или на 3,1%.


В январе - июле 2021 года тенденция не изменилась, среднесписочная численность работников организаций уменьшилась на 2,1% к аналогичному периоду предыдущего года, составив 465,9 тыс. человек.


Наибольшее сокращение числа работников отмечено в организациях таких видов деятельности, как обрабатывающие производства (на 2,4 тыс. человек, или 2,1%), государственное управление и обеспечение военной безопасности, социальное обеспечение (на 1,2 тыс. человек, или 3,8%), строительство (на 1,7 тыс. человек, или на 8,6%), деятельность по операциям с недвижимым имуществом (на 0,5 тыс. человек, или 5,9%), сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство (на 1,9 тыс. человек, или 7,0%), добыча полезных ископаемых (на 0,4 тыс. человек, или 3,7%).


Одновременно увеличилась занятость в организациях таких видов экономической деятельности как деятельность гостиниц и предприятий общественного питания (на 0,8 тыс. человек, или 12,7%).


В последние годы наблюдалось снижение предложения рабочей силы: отмечалось сокращение численности трудовых ресурсов и численности занятых в экономике, в значительной мере обусловленное сокращением численности населения в трудоспособном возрасте. В прогнозном периоде до 2024 года ожидается увеличение численности занятого в экономике населения, а также среднесписочной численности работников организаций, связанно это, в первую очередь, с изменениями в пенсионном законодательстве в соответствии с Федеральным законом от 3 октября 2018 года N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий".


В 2021 году значение показателя оценивается в 466,8 тыс. человек. В прогнозный период 2022 - 2024 годов по обоим вариантам планируется ежегодный прирост среднесписочной численности в среднем на 0,15%.


Прогноз среднесписочной численности работников организаций на 2022 год по базовому варианту выше на 3,4%.



Реальные располагаемые денежные доходы населения


Реальные располагаемые денежные доходы населения по данным статистики в 2020 году в Удмуртской Республике составили 97,2% к уровню 2019 года.


По итогам 2021 года при прогнозируемом темпе роста номинальной заработной платы в 107,5% и инфляции на уровне 106,4% реальные денежные доходы населения оценочно составят к уровню 2020 года 102% за счет компенсационного роста номинальных денежных доходов.


Прогноз реальных располагаемых денежных доходов населения рассчитывается с учетом прогнозируемого роста заработных плат, индексации социальных выплат, увеличения минимального размера оплаты труда, мер поддержки потребительского спроса и адресной государственной поддержки отдельных категорий граждан, а также предполагаемого уровня инфляции, снижения доходности малого бизнеса, закредитованности населения, роста тарифов по обязательным платежам и сборам.


В последующих годах ожидается устойчивый рост значений данного показателя. Благодаря положительной динамике реальной заработной платы, развитию мер государственной социальной помощи, стабилизации экономической ситуации, в 2022 - 2024 годах рост реальных располагаемых доходов населения прогнозируется на 1,0% - 2,0% ежегодно.


Прогноз реальных располагаемых денежных доходов населения на 2022 год соответствует данным предыдущего прогноза по базовому варианту.



Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума к общей численности населения


По предварительным данным органов статистики, численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума к общей численности населения в 2020 году в Удмуртской Республике составила 11,9%.


Прогнозные значения данного показателя по базовому варианту прогноза на период до 2024 года рассчитаны как целевые значения в соответствии с методикой, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2021 года N 542, с учетом необходимости снижения уровня значения данного показателя к 2030 году вдвое по отношению к уровню 2017 года. Данная задача решается в рамках достижения национальных целей развития Российской Федерации "Сохранение населения, здоровье и благополучие людей" и "Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство" во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".


Снижению уровня бедности населения в регионе до целевого значения в 6,1% к 2030 году будет способствовать комплекс мер, реализуемых в рамках Региональной программы снижения доли населения Удмуртской Республики с доходами ниже величины регионального прожиточного минимума, утвержденной постановлением Правительства Удмуртской Республики от 13 октября 2020 года N 470.


По базовому варианту прогноза численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума к общей численности населения в 2024 году оценивается на уровне 9,2%.


Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума на 2022 год относительно предыдущего прогноза по базовому варианту ниже на 1,2 процентного пункта.



Уровень безработицы


На начало 2020 года ситуация на рынке труда Удмуртской Республики оставалась устойчивой. Уровень регистрируемой безработицы составлял 1%, а уровень общей безработицы - 4,3%.


В связи с экономическими трудностями, вызванными распространением новой коронавирусной инфекции начиная с апреля 2020 года значительно выросла численность безработных граждан. Увеличение численности безработных произошло во всех районах и городах Удмуртской Республики.


На 1 января 2021 года численность безработных граждан составила 16,0 тыс. человек, а уровень регистрируемой безработицы - 2,1%. Также в 2020 году увеличился уровень общей безработицы по методологии международной организации труда (далее - МОТ) до 6,3%.


Наибольший спад экономической активности наблюдается в секторах экономики, ориентированных на потребительский спрос. В процентном отношении численность безработных граждан, зарегистрированных после 1 января 2021 года, приходится на следующие виды деятельности:


оптовая и розничная торговля - более 17% от общего количества безработных граждан;


обрабатывающие производства - 16,8%;


строительство - 6,3%;


деятельность гостиниц и предприятий общественного питания - 2,9%.


В целях улучшения ситуации на рынке труда Удмуртской Республики реализуется подпрограмма "Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан" государственной программы "Развитие социально-трудовых отношений и содействие занятости населения Удмуртской Республики". Положительно на ситуацию на рынке труда влияет также и реализация мероприятий по профессиональному обучению в рамках федеральных проектов "Старшее поколение" и "Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет" национального проекта "Демография".


Ожидается, что к 2024 году уровень общей безработицы по методологии МОТ снизится с 5,4% до 4,3% при реализации базового сценария, а уровень регистрируемой безработицы уменьшится с 1,4% в 2021 году до 0,9% в 2024 году.


Прогноз уровня регистрируемой безработицы на конец 2022 года относительно предыдущего прогноза по базовому варианту ниже на 0,12 процентного пункта.


По данным мониторинга высвобождения работников из организаций Удмуртской Республики, роста безработицы за счет ожидаемого закрытия (сокращения) производства не ожидается.



Прогноз ресурсного обеспечения государственных программ Удмуртской Республики за счет всех источников финансирования на 2022 - 2024 годы

Наименование

Объем финансирования, тыс. рублей

2022 год

2023 год

2024 год

Государственная программа Удмуртской Республики "Социальная поддержка граждан"

13898872,9

14334360,0

14219685,1

Государственная программа Удмуртской Республики "Развитие здравоохранения"

32269296,0

33058187,4

34475650,6

Государственная программа Удмуртской Республики "Развитие физической культуры, спорта и молодежной политики"

921516,2

958376,9

996711,9

Государственная программа Удмуртской Республики "Развитие образования"

20693451,7

22886473,1

22775835,8

Государственная программа Удмуртской Республики "Развитие социально-трудовых отношений и содействие занятости населения Удмуртской Республики"

1410593,6

1490083,0

1384448,3

Государственная программа Удмуртской Республики "Культура Удмуртии"

1481987,0

1372468,0

1131044,5

Государственная программа Удмуртской Республики "Этносоциальное развитие и гармонизация межэтнических отношений"

28180,9

32171,9

32191,0

Государственная программа Удмуртской Республики "Окружающая среда и природные ресурсы"

894193,2

893415,0

143678,5

Государственная программа Удмуртской Республики "Развитие архивного дела"

113971,1

130149,5

129108,3

Государственная программа Удмуртской Республики "Развитие системы государственной регистрации актов гражданского состояния в Удмуртской Республике"

89110,9

87591,9

86891,2

Государственная программа Удмуртской Республики "Создание условий для устойчивого экономического развития Удмуртской Республики"

198563,4

439329,7

435817,7

Государственная программа Удмуртской Республики "Развитие промышленности и потребительского рынка"

35394,8

40827,8

25808,5

Государственная программа Удмуртской Республики "Развитие лесного хозяйства"

1133606,5

1133386,6

1178721,9

Государственная программа Удмуртской Республики "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия"

13398839,3

14138182,2

15314542,7

Государственная программа Удмуртской Республики "Энергоэффективность и развитие энергетики в Удмуртской Республике"

2773379,6

2884328,1

2987639,5

Государственная программа Удмуртской Республики "Комплексное развитие жилищно-коммунального хозяйства Удмуртской Республики"

3180515,8

2876488,7

2795811,7

Государственная программа Удмуртской Республики "Развитие транспортной системы Удмуртской Республики"

9554518,9

10081797,6

9875669,3

Государственная программа Удмуртской Республики "Развитие строительной отрасли и регулирование градостроительной деятельности в Удмуртской Республике"

29510529,9

29286763,9

29659242,5

Государственная программа Удмуртской Республики "Развитие информационного общества в Удмуртской Республике"

428731,8

296761,4

294387,3

Государственная программа Удмуртской Республики "Управление государственным имуществом"

54894,50

61139,60

60650,50

Государственная программа Удмуртской Республики "Управление государственными финансами"

7953868,7

8811266,0

7650250,7

Государственная программа Удмуртской Республики "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах в Удмуртской Республике"

386494,3

419578,2

583879,7

Государственная программа Удмуртской Республики "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Удмуртской Республике"

420988,8

402107,6

428579,9

Государственная программа Удмуртской Республики "Совершенствование системы государственного управления в Удмуртской Республике"

3438,2

3207,3

3181,6

Государственная программа Удмуртской Республики "Развитие печати и массовых коммуникаций"

218592,4

209827,6

213901,9

Государственная программа Удмуртской Республики "Развитие инвестиционной деятельности в Удмуртской Республике"

17483,4

3118,7

3093,8

Государственная программа Удмуртской Республики "Противодействие незаконному обороту наркотиков в Удмуртской Республике"

3161,2

564,6

560,1

Государственная программа Удмуртской Республики "Доступная среда"

50795,6

2289,1

2270,8

Государственная программа Удмуртской Республики "Формирование современной городской среды на территории Удмуртской Республики"

449863,8

439182,3

436690,4

Итого

141574834,4

146773423,7

147325945,7


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ