ПРАВИТЕЛЬСТВО ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 29 октября 2021 года N 620-рП
Об Основных направлениях бюджетной и
налоговой политики Пензенской области
на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024
годов
(с изменениями на 31 октября 2022 года)
(в ред. распоряжения Правительства Пензенской области от 31.10.2022 N 785-рП)
Рассмотрев проект основных направлений
бюджетной и налоговой политики
Пензенской области на 2022 год и на
плановый период 2023 и 2024 годов,
руководствуясь Законом Пензенской
области от 22.12.2005 N 906-ЗПО "О
Правительстве Пензенской области" (с
последующими изменениями) и
постановлением Правительства
Пензенской области от 29.11.2007 N 803-пП "Об
утверждении порядка и сроков
составления проекта бюджета Пензенской
области и проекта бюджета
Территориального фонда обязательного
медицинского страхования Пензенской
области" (с последующими изменениями):
1. Одобрить прилагаемые Основные
направления бюджетной и налоговой
политики Пензенской области на 2022 год и
на плановый период 2023 и 2024 годов.
2. Исполнительным органам Пензенской
области руководствоваться Основными
направлениями бюджетной и налоговой
политики Пензенской области на 2022 год и
на плановый период 2023 и 2024 годов.
(в ред. распоряжения Правительства
Пензенской области от 31.10.2022 N 785-рП)
3. Рекомендовать органам местного
самоуправления муниципальных
образований Пензенской области
руководствоваться Основными
направлениями бюджетной и налоговой
политики Пензенской области при
формировании проектов бюджетов
муниципальных образований Пензенской
области.
4. Настоящее распоряжение опубликовать в
газете "Пензенские губернские
ведомости" и разместить (опубликовать)
на официальном сайте Правительства
Пензенской области в
информационно-телекоммуникационной
сети "Интернет".
5. Контроль за исполнением настоящего
распоряжения возложить на Председателя
Правительства Пензенской области.
Губернатор
Пензенской области
О.В.МЕЛЬНИЧЕНКО
Одобрены
распоряжением
Правительства Пензенской области
от 29 октября 2021 г. N 620-рП
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ И
НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2022 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2023 И 2024
ГОДОВ
(в ред. распоряжения Правительства Пензенской области от 31.10.2022 N 785-рП)
1. Общие положения
Основные направления бюджетной и
налоговой политики Пензенской области
на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024
годов (далее - Основные направления)
разработаны в соответствии со статьями
172, 184.2 Бюджетного кодекса Российской
Федерации, статьями 25, 30, 37 Закона
Пензенской области от 07.04.2003 N 463-ЗПО "О
бюджетном устройстве и бюджетном
процессе в Пензенской области" (с
последующими изменениями) с учетом
итогов реализации бюджетной и налоговой
политики Пензенской области на период 2021
- 2023 годов.
За базу при подготовке Основных
направлений приняты ключевые ориентиры,
обозначенные Президентом Российской
Федерации в Послании Федеральному
Собранию от 21.04.2021, указах от 07.05.2018 N 204
"О национальных целях и
стратегических задачах развития
Российской Федерации на период до 2024
года" (с последующими изменениями)
(далее - Указ N 204) и от 21.07.2020 N 474 "О
национальных целях развития Российской
Федерации на период до 2030 года" (далее -
Указ N 474), "майских" указах 2012 года и
определенные Стратегией
социально-экономического развития
Пензенской области на период до 2035 года,
утвержденной Законом Пензенской области
от 15.05.2019 N 3323-ЗПО (с последующими
изменениями), а также необходимость
выполнения показателей, установленных
Указом Президента Российской Федерации
от 04.02.2021 N 68 "Об оценке эффективности
деятельности высших должностных лиц
субъектов Российской Федерации и
деятельности исполнительных органов
субъектов Российской Федерации" (с
последующими изменениями).
(в ред. распоряжения Правительства
Пензенской области от 31.10.2022 N 785-рП)
Целью разработки Основных направлений
является определение приоритетов и
перспектив развития финансовой системы
региона в бюджетном цикле 2022 - 2024 годов
исходя из текущих экономических условий
и необходимости обеспечения
сбалансированности бюджета в
долгосрочной перспективе.
2. Бюджетная политика Пензенской области
на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024
годов
Формирование бюджета на 2021 - 2023 годы
осуществлялось в условиях жестких
ресурсных ограничений: незначительный
первоначально запланированный прирост
налоговых и неналоговых доходов,
снижение относительно 2020 года
совокупного объема дотаций из
федерального бюджета, а также
необходимость направления части
собственных средств на погашение
государственного долга для выполнения
обязательств по его снижению, принятых в
рамках соглашений с Минфином России. В
результате ряд расходных обязательств, в
том числе по оплате труда работников
бюджетной сферы, предоставлению мер
социальной поддержки отдельным
категориям граждан, финансированию
Территориальной программы оказания
гражданам бесплатной медицинской
помощи, были включены в бюджет в объеме
ниже расчетной потребности. Наряду с
этим, в условиях продолжающейся пандемии
потребовались дополнительные средства
на реализацию мер по укреплению
региональной системы здравоохранения, в
том числе в рамках программы
модернизации первичного звена. Высокая
изношенность и ветхое состояние
объектов коммунальной и социальной
инфраструктуры в населенных пунктах
области, привели также к необходимости
изыскания ресурсов на устранение
аварийных и предаварийных ситуаций,
исполнение предписаний надзорных
органов.
Положительная динамика поступлений
налоговых и неналоговых доходов,
опережающая заложенные в бюджете темпы,
а также своевременно оказанная
поддержка из федерального бюджета (в
виде дополнительной дотации на
поддержку мер по обеспечению
сбалансированности бюджета и гранта за
достижение показателей эффективности
деятельности исполнительных органов
Пензенской области) позволили
обеспечить финансовыми ресурсами все
первоочередные задачи, а также довести
до расчетной потребности недозаложенные
расходы.
(в ред. распоряжения Правительства
Пензенской области от 31.10.2022 N 785-рП)
В 2021 году проведена масштабная работа по
оптимизации структуры государственного
долга региона. В результате замещения
дорогостоящих коммерческих кредитов в
общем объеме 5,3 млрд рублей бюджетным
кредитом из федерального бюджета в 2021 -
2024 годах высвобождено более 800 млн рублей
за счет экономии по расходам на
обслуживание долговых обязательств,
которые будут направлены на погашение
муниципального коммерческого долга, в
целях снижения консолидированного
рыночного долга региона до уровня 25%
налоговых и неналоговых доходов
консолидированного бюджета.
За счет реструктуризации и пролонгации в
2020 - 2021 годах задолженности по бюджетным
кредитам из федерального бюджета в
бюджетном цикле 2022 - 2024 годов средства в
объеме 4,2 млрд рублей подлежат
направлению на создание или
реконструкцию объектов инфраструктуры в
рамках реализации новых инвестиционных
проектов, что поспособствует развитию
экономики региона.
Существенное увеличение "бюджета
развития" в структуре расходов
регионального бюджета в планируемом
периоде в условиях сохраняющейся
непредсказуемости ситуации с
распространением коронавирусной
инфекции, постоянного роста публичных
обязательств потребует рационального и
эффективного использования бюджетных
средств всеми участниками бюджетного
процесса, проведения взвешенной и
ответственной бюджетной политики по
следующим направлениям:
1) стратегическая приоритизация расходов
бюджета Пензенской области;
2) повышение операционной эффективности
использования бюджетных средств;
3) повышение качества регулирования
межбюджетных отношений с муниципальными
образованиями;
4) открытость бюджета и инициативное
бюджетирование.
2.1. Стратегическая приоритизация
расходов бюджета Пензенской области
Несмотря на вызовы, обусловленные
последствиями глобальной пандемии,
ключевой задачей бюджетной политики
продолжает оставаться достижение
целевых ориентиров развития,
определенных на федеральном уровне, а
также региональными документами
стратегического планирования, в том
числе по следующим ключевым
направлениям:
2.1.1. Сохранение населения, здоровья и
благополучия людей - для обеспечения
устойчивого роста численности
населения, увеличения средней
продолжительности жизни, укрепления
социальных гарантий планируется:
1) оказание содействия повышению
рождаемости и защите детства, включая:
- адресную финансовую поддержку семей с
детьми, в том числе предоставление
ежемесячных выплат в связи с рождением
(усыновлением) первого ребенка, на
третьего и последующих детей в возрасте
до 3 лет, на детей в возрасте от 3 до 7 лет
включительно), единовременного пособия
при рождении двоен и троен;
- создание условий для трудовой
деятельности родителей малолетних
детей, включая развитие
профессиональной подготовки и
переподготовки родителей;
- повышение доступности
экстракорпорального оплодотворения
семьям, страдающим бесплодием, за счет
средств базовой программы обязательного
медицинского страхования;
- повышение доступности жилья для семей с
детьми путем предоставления социальных
выплат на приобретение (строительство)
жилья при рождении первого ребенка;
2) принятие мер по снижению смертности и
повышению качества и доступности
медицинской помощи, среди которых:
- повышение доступности и качества
первичной медико-санитарной помощи, в
том числе профилактика, диагностика и
раннее выявление заболеваний;
- модернизация первичного звена
здравоохранения (включая строительство
(реконструкцию), капитальный ремонт,
оснащение оборудованием и транспортное
обеспечение);
- совершенствование системы оказания
специализированной медицинской помощи
лицам с болезнями системы
кровообращения, злокачественными
новообразованиями, ВИЧ-инфекцией;
- развитие высокотехнологичной
медицинской помощи;
- повышение доступности и качества
медицинской помощи матерям и детям,
снижение уровня первичной инвалидности
детей, профилактика абортов;
- повышение доступности лекарственного
обеспечения для отдельных категорий
граждан;
- оснащение больниц современным
медицинским оборудованием;
- создание благоприятных условий для
граждан пожилого возраста, развитие
системы предоставления медицинской
помощи и социальных услуг;
- адресная поддержка лиц с ограниченными
возможностями здоровья, включая их
обеспечение техническими средствами
реабилитации, развитие безбарьерной
среды, создание условий для
профессионального развития и повышения
занятости;
- снижение дефицита медицинских кадров в
результате проведения
профориентационной работы для повышения
престижа медицинских профессий, целевой
подготовки с учетом потребности во
врачах и средних медицинских работниках,
повышение эффективности
трудоустройства и закрепления
медицинского персонала;
- цифровизация здравоохранения, включая
широкий доступ населения к данным о
собственном здоровье, развитие
телемедицины;
- развитие устойчивой системы
предупреждения, выявления и
реагирования на угрозы
санитарно-эпидемиологическому
благополучию;
- увеличение продолжительности активной
жизни населения за счет формирования
здорового образа жизни и профилактики
заболеваний;
3) реализация мероприятий, направленных
на снижение уровня бедности и поддержку
доходов населения, в том числе:
- поддержание достигнутых уровней
заработной платы отдельных категорий
работников социальной сферы, а по другим
категориям работников бюджетной сферы -
проведение ежегодной индексации
заработной платы и гарантированный
размер оплаты труда на уровне МРОТ;
- социальная поддержка безработных
граждан;
- снижение безработицы путем организации
профессионального обучения безработных
граждан, временного трудоустройства,
стажировки выпускников
профессиональных образовательных
организаций, возмещения работодателям
затрат, связанных с трудоустройством
инвалидов;
- поддержка малоимущих граждан путем
активного внедрения практики применения
на территории Пензенской области
оказания государственной социальной
помощи на основании социального
контракта, расширение круга получателей
данной меры социальной поддержки,
создание условий для нуждающихся семей
по выходу из трудной жизненной ситуации.
2.1.2. Расширение возможностей для
самореализации и развития талантов
молодого поколения, повышения качества
общего образования, формирования
эффективной системы выявления,
поддержки и развития способностей и
талантов у детей и молодежи, которые
планируется обеспечить за счет:
- строительства школ (планируется
строительство 4 школ на 4450 мест);
- обновления материально-технической
базы образовательных организаций, в том
числе для внедрения целевой модели
цифровой образовательной среды;
- обновления парка школьных автобусов;
- предоставления дополнительных выплат
классным руководителям и кураторам
учебных групп техникумов и колледжей;
- обеспечения горячим питанием
обучающихся в начальных классах;
- создания условий для обучения лиц с
ограниченными возможностями, в том числе
обеспечения двухразовым горячим
питанием обучающихся на дому;
- развития системы конкурсов,
олимпиадных движений, поддержки
талантливых детей;
- организации комплекса мероприятий
ранней профориентации, а также
вовлечения отраслевых предприятий в
подготовку рабочих кадров;
- развития системы повышения
квалификации преподавателей, включая
развитие экспертного сообщества
"Ворлдскиллс Россия";
- проведения итоговой аттестации
студентов профессиональных
образовательных организаций в формате
демонстрационного экзамена по
стандартам "Ворлдскиллс Россия",
повышения уровня знаний, умений, навыков,
позволяющих вести профессиональную
деятельность и выполнять работу по
конкретным специальностям;
- повышения образовательных результатов
обучающихся, освоения новых компетенций,
развития технической грамотности и
популяризации инженерных профессий;
- внедрения методологии наставничества в
системе среднего профессионального
образования,
- создания дополнительных бюджетных мест
в профессиональных образовательных
организациях, в том числе по наиболее
дефицитным специальностям;
- обновления домов культуры, библиотек,
музеев в сельской местности;
- капитального ремонта, реконструкции и
оснащения детских музыкальных школ и
школ искусств;
- создания, модернизации, реновации
учреждений культуры, в том числе в
сельской местности;
- обеспечения возможностей творческого
развития и самореализации и продвижения
талантливой молодежи в сфере искусства;
- развития туристической инфраструктуры,
а также создания и развития национальных
брендовых маршрутов;
- приобретения для учреждений культуры
специализированного автотранспорта
(автоклубы);
- создания виртуального концертного
зала, модельных муниципальных
библиотек.
2.1.3. Создание комфортной и безопасной
среды для жизни, обеспечивающей
улучшение качества городской среды,
экологии и жилищных условий граждан,
создание современной инфраструктуры для
жилищного строительства путем
реализации следующих мероприятий:
- сокращения непригодного для проживания
аварийного жилищного фонда;
- поэтапной ликвидации накопившейся на
01.01.2020 очередности по обеспечению жильем
детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей;
- реализации проекта по модернизации
транспортной инфраструктуры в
Пензенской городской агломерации за
счет средств бюджетного кредита из
федерального бюджета;
- повышения качества дорожной сети,
приведения к концу 2024 года в нормативное
состояние не менее 50% региональных
автомобильных дорог и 85% дорог
Пензенской городской агломерации;
- повышения качества и комфорта дворовых,
общественных территорий населенных
пунктов, городских парков Пензенской
области.
2.1.4. Создание условий для эффективного
труда и успешного предпринимательства
планируется обеспечить за счет:
- равного доступа субъектов МСП к
кредитным и иным финансовым ресурсам;
- сопровождения инвестиционных проектов
на территории области;
- субсидирования расходов предприятий по
приобретению оборудования в целях
модернизации производства;
- содействия объединению регионального
бизнес-сообщества на основе кластерного
подхода;
- содействия осуществлению деятельности
детей и молодежи в сфере высоких
технологий;
- субсидирования
сельхозтоваропроизводителей в отраслях
растениеводства и животноводства,
мероприятий в области мелиорации земель
сельскохозяйственного назначения,
развития системы поддержки фермеров и
сельской кооперации.
2.1.5. Обеспечение цифровой трансформации
ключевых отраслей экономики и
социальной сферы путем:
- перевода массовых социально значимых
государственных и муниципальных услуг в
электронный вид;
- обучения государственных
(муниципальных) служащих компетенциям в
сфере цифровой трансформации
государственного и муниципального
управления;
- развития системы межведомственного
электронного взаимодействия и
документооборота;
- автоматизации контрольно-надзорной
деятельности;
- информирования региональных IT-компаний
малого и среднего бизнеса о конкурсных
отборах получателей грантов Российского
фонда развития информационных
технологий (РФРИТ) Фонда содействия
инновациям на реализацию проектов по
разработке отечественного программного
обеспечения.
2.2. Повышение операционной эффективности
использования бюджетных средств
В плановом периоде продолжится
совершенствование существующих
инструментов и механизмов повышения
эффективности бюджетных расходов,
устранение неэффективного и нецелевого
использования бюджетных средств, в том
числе путем совершенствования
казначейской системы исполнения бюджета
и государственного финансового
контроля, развития проектных принципов
управления, а также повышения качества
регулирования межбюджетных отношений с
муниципальными образованиями.
2.2.1. Совершенствование системы
казначейского исполнения регионального
бюджета
Основным направлением
совершенствования системы
казначейского исполнения регионального
бюджета в 2021 году стали:
- переход на новую систему казначейского
обслуживания и систему казначейских
платежей, внедренную Федеральным
казначейством
Аккумуляция на казначейских счетах
средств регионального бюджета, средств
во временном распоряжении, средств
бюджетных, автономных учреждений и
юридических лиц, являющихся
получателями бюджетных средств,
способствует сокращению сроков
зачисления средств в бюджет, их перевода
между бюджетами и участниками системы
казначейских платежей, повышению
оперативности управления ликвидностью.
Размещение УФК временно свободных
остатков средств единого казначейского
счета на банковских депозитах за 9
месяцев 2021 году позволило получить
дополнительные доходы в бюджет области в
объеме более 85 млн. рублей;
- внедрение механизма консолидации в
бюджете области экономии, полученной по
результатам конкурсных процедур
За 9 месяцев текущего года в ходе
проведения конкурсных процедур получена
экономия средств в объеме 102 млн. рублей,
которые направлены на финансирование
расходов бюджета.
В рамках дальнейшего совершенствования
системы казначейского исполнения
регионального бюджета, осуществления
строгого контроля первоочередности и
приоритетности расходов при
ограниченности денежных ресурсов,
целевого и эффективного использования
бюджетных средств на базе комплексной
автоматизации бюджетного процесса в 2022
году планируется:
- переход от "смешанного" варианта
казначейского обслуживания с передачей
функций по учету федеральных целевых
средств Управлению Федерального
казначейства к полному казначейскому
обслуживанию в финансовом органе
региона;
- дальнейшее развитие и
совершенствование действующего в
регионе с 2016 года механизма
казначейского сопровождения с учетом
изменений Бюджетного кодекса и
требований, установленных на
федеральном уровне.
В целях реализации указанных положений в
текущем году осуществляется доработка
нормативной базы, регламентирующей
порядок исполнения бюджета по расходам
(включая разработку новых документов -
порядок казначейского сопровождения
целевых средств, предоставляемых
участникам казначейского сопровождения,
и порядок санкционирования операций с
целевыми средствами, предоставляемыми
участникам казначейского
сопровождения), а также программного
продукта АСУ БП "АЦК-Финансы" в
целях регламентации дополнительных
функций по постановке на учет бюджетных
и денежных обязательств и
санкционированию расходов за счет
средств федерального бюджета.
С 2022 года в соответствии с внесенными
изменениями в Федеральный закон от 05.04.2013
N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере
закупок товаров, работ, услуг для
обеспечения государственных и
муниципальных нужд" для заказчиков и
поставщиков станет обязательным
использование функционала единой
информационной системы в сфере закупок -
электронное актирование. Министерством
финансов Пензенской области данный
механизм будет применяться при
постановке на учет и санкционировании
денежных обязательств. Новый инструмент
нацелен на цифровизацию процесса
приемки исполнения и оплаты контрактов и
в перспективе - на уход от бумажного
документооборота, что позволит получать
достоверные данные о закупках, снизит
риск технических ошибок, повысит
прозрачность системы закупок.
Наряду с новыми методами исполнения
бюджета будут использоваться
традиционные механизмы, подтвердившие
свою эффективность в условиях
ограниченности ресурсов:
- перечисление под фактическую
потребность межбюджетных трансфертов
целевого характера местным бюджетам,
субсидий бюджетным и автономным
учреждениям на иные цели, на
осуществление капитальных вложений в
объекты капитального строительства и
приобретение объектов недвижимого
имущества в государственную
собственность;
- контроль за сроками оплаты заработной
платы и других социально значимых и
первоочередных расходов, недопущение
задолженности по ним;
- мониторинг состояния просроченной
кредиторской задолженности за счет всех
источников финансирования в целях ее
сокращения и недопущения образования;
- казначейский контроль в сфере закупок,
предусмотренный частью 5 статьи 99
Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О
контрактной системе в сфере закупок
товаров, работ, услуг для обеспечения
государственных и муниципальных
нужд".
Сочетание новых и проверенных практикой
подходов казначейского исполнения
бюджета будет способствовать его
дальнейшему совершенствованию и
выполнению основной задачи - обеспечению
непрерывности бюджетного процесса,
своевременному финансированию принятых
бюджетных обязательств, эффективному
использованию бюджетных средств,
стабилизации экономики в условиях
кризиса, обеспечению эффективного
распределения ресурсов.
2.2.2. Развитие и совершенствование
системы финансового контроля
В целях обеспечения контроля за
правомерным, результативным и экономным
использованием средств бюджетов
бюджетной системы на федеральном уровне
завершено создание единой системы
стандартов осуществления внутреннего
государственного финансового контроля:
- установлены единые требования и
процедуры государственного финансового
контроля для всех уровней власти;
- принят единый подход к реализации
результатов внутреннего
государственного финансового контроля;
- внедрен риск-ориентированный подход
при выборе объектов контроля,
направлений их деятельности.
Кроме того, установлены случаи
освобождения субъектов Российской
Федерации, муниципальных образований, в
отношении которых принято решение о
продлении исполнения бюджетной меры
принуждения на срок более одного года, от
принятых обязательств по итогам
отчетного года.
В целях повышения эффективности
внутреннего государственного
финансового контроля планируется:
- применение риск-ориентированного
подхода при планировании и проведении
контрольных мероприятий;
- совершенствование правоприменения
федеральных стандартов при реализации
результатов контрольных мероприятий с
целью принятия исчерпывающих мер по
устранению выявленных нарушений и
недопущению их в дальнейшем;
- развитие системы взаимодействия с
главными распорядителями бюджетных
средств (учредителями) с целью
формирования полной и достоверной
информации о деятельности объекта
контроля и его имущественном положении.
2.2.3. Развитие проектных принципов
управления
В рамках развития проектных принципов
управления в Пензенской области в 2021
году реализованы следующие мероприятия:
- проведена синхронизация паспортов
региональных проектов с федеральными и
национальными проектами в целях
приведения в соответствие с Указом от
21.07.2020 N 474;
- разработаны рабочие планы региональных
проектов, детализирующие результаты до
конечных объектов с установлением по ним
ответственных исполнителей (держателей
соответствующих контрактов);
- государственными (муниципальными)
учреждениями детализирована информация
о финансовом обеспечении закупок при
реализации региональных проектов в
разрезе кодов целевых статей в планах
финансово-хозяйственной деятельности,
планах-графиках закупок и реестре
контрактов;
- обеспечено формирование в ГИИС
"Электронный бюджет" регулярной
отчетности о ходе реализации 44
региональных проектов по 11 направлениям
реализации Указа N 204 в увязке с данными о
финансовом обеспечении соответствующих
мероприятий, размещаемыми финансовыми
органами региона на едином портале
бюджетной системы Российской Федерации;
- обеспечено направление аналитической
информации о ходе реализации
региональных проектов руководителям
федеральных проектов, в Департамент
проектной деятельности Правительства
Российской Федерации, аппарат
полномочного представителя Президента
Российской Федерации в Приволжском
федеральном округе, Росфинмониторинг,
Управление Федеральной налоговой службы
и другие инстанции.
В целях повышения эффективности
взаимодействия участников проектной
деятельности, дальнейшего
совершенствования и развития проектных
принципов управления планируется
внесение изменений в Положение об
организации проектной деятельности в
Пензенской области, утвержденной
постановлением Правительства
Пензенской области от 13.10.2020 N 709-пП "Об
организации проектной деятельности в
Правительстве Пензенской области".
2.3. Повышение качества регулирования
межбюджетных отношений с муниципальными
образованиями
Основные задачи бюджетной политики в
сфере межбюджетных отношений
сфокусированы на поддержании финансовой
устойчивости местных бюджетов, снижении
рисков неисполнения ими первоочередных
расходных обязательств, сокращении
муниципального долга.
В 2020 - 2021 годах внесены ряд изменений в
региональное законодательство,
направленных на повышение
сбалансированности бюджетов
муниципалитетов, оперативности
финансирования расходных обязательств
местного значения и совершенствование
межбюджетных отношений, в том числе:
- смягчены обязательства
муниципалитетов по соглашениям о мерах
по социально-экономическому развитию и
оздоровлению муниципальных финансов, а
также исключена финансовая
ответственность за их невыполнение по
итогам 2020 и 2021 годов;
- предусмотрены дополнительные
основания для распределения субсидий
между муниципалитетами без внесения
изменений в закон о бюджете области;
- установлены сроки заключения
соглашений о предоставлении субсидий и
иных межбюджетных трансфертов (до 15
февраля очередного финансового года
либо не позднее 30 дней после дня
вступления в силу соответствующих
изменений в закон о бюджете), а также
санкции за их нарушение;
- введена обязательность заключения
соглашений на срок не менее срока, на
который утверждено распределение иных
межбюджетных трансфертов, по типовой
форме, утверждаемой Министерством
финансов Пензенской области;
- регламентированы случаи
предоставления местным бюджетам иных
межбюджетных трансфертов из
регионального бюджета при сохранении
права устанавливать дополнительные
случаи законами Пензенской области;
- установлен срок распределения иных
межбюджетных трансфертов - до 15 февраля
очередного финансового года (за
исключением трансфертов,
предоставляемых за счет
зарезервированных средств и
дополнительно поступивших доходов; в
целях поощрения муниципальных
образований; на возмещение фактических
расходов местных бюджетов; на конкурсной
основе; в соответствии с поправками в
областной бюджет и подлежащих
распределению актами Правительства
области - по которым определены
отдельные сроки);
- установлено ограничение
нераспределенного между муниципальными
образованиями объема по каждому иному
межбюджетному трансферту в размере не
более 5% и 10% от его общего объема на
первый и второй годы планового периода
соответственно;
- исключена необходимость повторного
распределения остатка неиспользованных
целевых трансфертов прошлого года.
В целях сбалансированности местных
бюджетов в плановом периоде общий объем
дотации на выравнивание бюджетной
обеспеченности увеличен в 2022 году - на 5%,
что выше индекса инфляции (4%), на 2023 и 2024
годы - на 4% ежегодно и соответствует
индексу инфляции. При распределении
дотации:
- увеличена доля показателей,
рассчитанных по принципу формирования
"модельных бюджетов" с 45% до 50%, с
соответственным сокращением доли
показателей, рассчитанных по
традиционной методике с 55% до 50%;
- проведено дополнительное выравнивание
для муниципалитетов с низкой бюджетной
обеспеченностью (менее 0,9) в целях
сохранения для них существенных темпов
роста дотации, сложившихся в 2021 году.
В 2022 - 2024 годах сохранены отчисления в
местные бюджеты от налога, взимаемого в
связи с применением упрощенной системы
налогообложения (в бюджеты
муниципальных районов - 5%, в бюджеты
городских округов - 11%), переданные с
регионального уровня на местный в целях
компенсации потерь в результате отмены
единого налога на вмененный доход для
отдельных видов деятельности, а также в
связи с отменой городским округам
дотации на выравнивание бюджетной
обеспеченности поселений.
Важнейшим направлением работы в сфере
межбюджетных отношений является
оказание содействия муниципалитетам в
снижении долговой нагрузки, в целях
снижения уровня консолидированного
коммерческого долга региона до уровня 25%
консолидированных налоговых и
неналоговых доходов.
Так, в 2021 году предусмотрено проведение
реструктуризации бюджетных кредитов,
предоставленных муниципалитетам из
бюджета области до 01.01.2021, путем списания
99% основного долга. Высвобождаемые при
этом средства местных бюджетов в
первоочередном порядке подлежат
направлению на погашение коммерческого
долга и кредиторской задолженности,
включение расходов, предусмотренных
ниже расчетной потребности, а также в 2022
году - на обеспечение расходных
обязательств, связанных с реализацией
национальных проектов, государственных
программ Пензенской области.
Кроме того, в 2021 - 2024 годах из бюджета
Пензенской области в муниципалитеты
планируется направить дополнительно
более 800 млн. рублей в виде дотации на
погашение ими банковских кредитов.
Источником средств послужила экономия
по расходам на обслуживание
государственного долга, полученная в
результате замещения в 2021 году
дорогостоящих коммерческих кредитов на
бюджетный кредит из федерального
бюджета (5,3 млрд. руб.).
В целях повышения эффективности
деятельности органов местного
самоуправления продолжится мониторинг и
оценка качества организации и
осуществления бюджетного процесса в
муниципальных образованиях Пензенской
области с учетом актуализации перечня
показателей качества управления
муниципальными финансами и соблюдения
требований бюджетного
законодательства.
2.4. Открытость бюджета и инициативное
бюджетирование
В 2021 году внесены изменения в Закон
Пензенской области от 22.12.2005 N 906-ЗПО "О
Правительстве Пензенской области",
предусматривающие правовые основания
для реализации на территории области
инициативных проектов.
В плановом периоде для развития практик
инициативного бюджетирования в регионе
планируется разработка нормативных
правовых актов, регулирующих поддержку
инициативных проектов; формирование на
местном уровне методической базы для
разработки инициативными группами
населения проектов для участия в
региональном конкурсе; организация
контроля гражданами за реализацией
указанных проектов.
В целях содействия населению Пензенской
области в формировании финансово
грамотного поведения и ответственного
отношения к личным финансам разработана
региональная программа Повышения
финансовой грамотности населения
Пензенской области на 2021 - 2023 годы,
утвержденная постановлением
Правительства Пензенской области от
30.12.2020 N 950-пП.
В числе приоритетов региональной
программы работа с детьми и молодежью
(включая детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей), взрослым
населением и населением пенсионного
возраста, субъектами МСП; повышение
квалификации педагогических работников;
развитие движения волонтеров
финансового просвещения;
онлайн-просвещение. Главная задача
органов власти и институтов
гражданского общества - привить
гражданам навыки грамотного обращения с
финансами, научить их противостоять
"финансовым пирамидам", а также
разбираться в различных аспектах
кредитования для уменьшения числа
пострадавших от действий мошенников в
финансовой сфере и повышения доверия к
власти.
В настоящее время основными
направлениями повышения финансовой
грамотности населения в Пензенской
области являются участие в мероприятиях
Международной недели инвесторов (World
Investor Week, WIW), а также всероссийских и
региональных мероприятиях (неделя
финансовой грамотности для детей и
молодежи; неделя сбережений; Дни
финансовой грамотности в учебных
заведениях; чемпионаты, кубки,
онлайн-уроки и онлайн-зачеты по
финансовой грамотности).
За последние 7 лет охват населения
региона мероприятиями по финансовой
грамотности составил более 140 тысяч
человек.
Основными координаторами и
исполнителями данной работы являются
Министерство финансов Пензенской
области, Отделение по Пензенской области
Волго-Вятского главного управления
Центрального банка Российской
Федерации, Министерство образования
Пензенской области, ГАОУ ДПО "Институт
регионального развития Пензенской
области", с 2021 года получивший статус
регионального центра финансовой
грамотности.
По результатам ежегодно проводимого
Минфином России мониторинга за 2020 год
Пензенская область вошла в число 24-х
субъектов Российской Федерации, которым
присвоена I степень качества управления
региональными финансами. Оценка
проводилась по 8 направлениям,
охватывающим все этапы бюджетного
процесса, включая качество бюджетного
планирования, исполнения бюджета,
управления государственным долгом,
управления государственной
собственностью и оказания
государственных услуг, финансовые
взаимоотношения с муниципальными
образованиями, степень прозрачности
бюджетного процесса, выполнение указов
Президента Российской Федерации и
соблюдение бюджетного
законодательства.
Высокие результаты нацеливают на
дальнейшее совершенствование
реализуемых мер по повышению качества
осуществления бюджетных полномочий
всеми участниками бюджетного процесса
региона.
Успешная реализация бюджетной и
долговой политики подтверждается
присвоением региону в 2021 году
рейтинговым агентством АКРА рейтинга по
национальной шкале на уровне BBB+(ru) с
изменением прогноза со
"Стабильного" на "Позитивный".
3. Налоговая политика Пензенской области
на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024
годов
Основной задачей налоговой политики
Пензенской области в условиях
продолжающейся борьбы с коронавирусной
инфекцией является поддержка
налогоплательщиков, направленная на
быстрое восстановление деловой
активности организаций и индивидуальных
предпринимателей, занятости населения,
снижение фискальной нагрузки.
В целях оказания поддержки юридическим
лицам и индивидуальным предпринимателям
в регионе сохранены установленные в 2020 и
2021 году налоговые преференции. Основными
из них являются:
- снижение налоговой ставки по налогу,
взимаемому в связи с применением
упрощенной системы налогообложения (с 6%
до 2% в 2021 году и до 4% - в 2022 году в случае,
если объектом налогообложения являются
"доходы"), для отдельных отраслей
экономики (в том числе наиболее
пострадавших в результате вводимых
"карантинных" ограничений) в целях
обеспечения плавного и
"безболезненного" перехода
субъектов предпринимательства на другие
специальные налоговые режимы в связи с
отменой единого налога на вмененный
доход;
- продление до 2024 года "налоговых
каникул" в виде нулевой ставки по
упрощенной и патентной системам
налогообложения для впервые
зарегистрированных индивидуальных
предпринимателей, работающих в сельском
хозяйстве, научной, производственной,
социальной сферах, а также сфере бытовых
услуг населению;
- внесение изменений в региональное
законодательство по патентной системе
налогообложения, касающихся порядка
расчета налоговой базы по отдельным
видам экономической деятельности и
дифференциации патента по городам и
районам области;
- максимальное снижение ставок по
упрощенной системе налогообложения (до 1%
при объекте налогообложения
"доходы", до 5% при объекте
налогообложения "доходы, уменьшенные
на величину расходов") для юридических
лиц и индивидуальных предпринимателей,
которые перевели свой бизнес из других
регионов в Пензенскую область;
- на территории Пензенской области
продолжает действовать введенный с
01.07.2020 специальный налоговый режим
"Налог на профессиональный доход",
позволяющий самозанятым легально вести
бизнес, получать доход от
дополнительного заработка без рисков
наложения штрафа за незаконную
предпринимательскую деятельность.
Кроме того, в целях создания условий для
опережающего развития отечественных
компаний начиная с 2021 года для
организаций и индивидуальных
предпринимателей, осуществляющих
деятельность в области информационных
технологий, на региональном уровне по
упрощенной системе налогообложения
снижена налоговая ставка в случае, если
объектом налогообложения являются
"доходы" (с 6% до 1%), на федеральном
уровне для IT-компаний по налогу на
прибыль организаций, зачисляемого в
бюджеты субъектов Российской Федерации,
установлена нулевая ставка.
По налогу на имущество организаций,
исчисляемому исходя из кадастровой
стоимости, в 2020 - 2021 годах предусмотрены
преференции в виде применения
пониженных налоговых ставок
(соответственно 1,6% - в 2020 году и 1,8% - в 2021
году) с доведением к 2022 году ставки до
максимального уровня (2%). Кроме того, в
отношении железнодорожных путей общего
пользования и сооружений, являющихся их
неотъемлемой технологической частью, по
указанному налогу (исчисляемому исходя
из остаточной балансовой стоимости) на
2022 - 2023 годы сохранена пониженная
налоговая ставка в размере 1,6% (при
максимальной - 2,2%).
В 2022 году увеличивается с 1,8 до 1,9
коэффициент, отражающий региональные
особенности рынка труда в Пензенской
области, используемый при исчислении
налога на доходы физических лиц с
доходов иностранных граждан,
осуществляющих трудовую деятельность на
территории Российской Федерации на
основании патента.
В целях улучшения социального положения
отдельных категорий граждан на
территории Пензенской области по
транспортному налогу с 2020 года расширены
льготы для инвалидов I и II групп,
предоставлены преференции для ветеранов
боевых действий, с 2021 года приняты льготы
для многодетных семей и семей с
детьми-инвалидами.
На федеральном уровне внесены изменения
в налоговое законодательство:
1) расширено применение упрощенной
системы налогообложения за счет
повышения пороговых значений доходов (со
150 млн. руб. до 200 млн. руб.) и средней
численности работников (со 100 до 130
человек);
2) по патентной системе налогообложения
предусмотрено уменьшение суммы налога
на страховые взносы, а также расширена
область применения налога на отдельные
виды предпринимательской деятельности;
3) по налогу на доходы физических лиц
введен новый социальный налоговый вычет
в размере расходов на
физкультурно-оздоровительные услуги,
фактически произведенные начиная с 1
января 2022 года;
4) по налогу на прибыль организаций:
- библиотеки, архивы, музеи и прочие
объекты культуры, а также организации,
осуществляющие творческую деятельность,
деятельность в области искусства,
организации развлечений, Федеральным
законом от 02.07.2021 N 305-ФЗ освобождены от
обязанности по исчислению и уплате
авансовых платежей в 2020 и 2021 годах, по ним
установлен новый срок уплаты - не позднее
28.03.2022;
- до конца 2024 года продлено
пятидесятипроцентное ограничение на
учет убытков прошлых лет;
- с 2023 года отменяется институт
консолидированных групп
налогоплательщиков, ранее
зарегистрированные договора действуют
не позднее 01.01.2023;
5) освобождены от уплаты земельного
налога с 2021 года религиозные организации
в отношении принадлежащих им земельных
участков, на которых расположены здания,
строения и сооружения религиозного и
благотворительного назначения.
В целях стимулирования инвестиционной
деятельности, создания комфортных
условий для привлечения в регион новых
инвесторов продолжают действовать
налоговые преференции для организаций,
заключивших с Правительством Пензенской
области инвестиционные соглашения, а
также для резидентов территорий
опережающего социально-экономического
развития.
Использование введенных в регионе
налоговых преференций находится под
государственным контролем. В
соответствии с требованиями,
установленными постановлением
Правительства Российской Федерации от
22.06.2019 N 796, а также постановлением
Правительства Пензенской области от
31.10.2019 N 679-пП, проведена оценка
эффективности действующих в Пензенской
области налоговых льгот за 2020 год, по
результатам которой все льготы были
признаны эффективными. Информация о
результатах проведенной оценки
направлена в Минфин России в рамках
исполнения обязательства по Соглашению
от 21.01.2021 N 01-01-06/06-6 о мерах по
социально-экономическому развитию и
оздоровлению государственных финансов
Пензенской области.
Меняются ставки акцизов и нормативы их
зачисления по уровням бюджетов:
- увеличение ставок на всю подакцизную
продукцию составляет:
- в 2022 году - в размерах от 3,1% до 5,2%;
- в 2023 - 2024 годах - от 3,0% до 4,9%;
- при распределении акцизов на крепкий
алкоголь в доходах регионов продолжает
увеличиваться доля поступлений от
объемов розничных продаж с доведением до
100%: с 80% (в текущем году) до 90% - в 2022 году, 100%
- с 2023 года, с одновременным уменьшением в
2021 - 2022 годах и отменой с 2023 года
норматива зачисления в регионы
указанных акцизов в целях компенсации
снижения доходов бюджетов субъектов
Российской Федерации, на территории
которых находятся заводы-изготовители
(соответственно 20% - в 2021 году, 10% - в 2022
году, 0% - с 2023 года).
Федеральным законом от 01.07.2021 N 247-ФЗ по
акцизам на нефтепродукты предусмотрено
в 2022 - 2024 годах сохранение нормативов
отчислений данных доходов в бюджеты
бюджетной системы Российской Федерации
на уровне 2021 года (25,1% - в федеральный
бюджет, 74,9% - в бюджеты субъектов
Российской Федерации).