ПРАВИТЕЛЬСТВО ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 октября 2021 года N 716
Об утверждении основных направлений
государственной долговой политики
Тульской области на 2022 год и на плановый
период 2023 и 2024 годов
(с изменениями на 15 ноября 2022 года)
(в ред. Постановления Правительства Тульской области от 15.11.2022 N 714)
В соответствии со статьей 107.1 Бюджетного
кодекса Российской Федерации, на
основании статьи 46 Устава (Основного
Закона) Тульской области правительство
Тульской области постановляет:
(в ред. Постановления Правительства
Тульской области от 15.11.2022 N 714)
1. Утвердить основные направления
государственной долговой политики
Тульской области на 2022 год и на плановый
период 2023 и 2024 годов (приложение).
2. Признать утратившим силу пункт 1
Постановления правительства Тульской
области от 12.10.2020 N 626 "Об утверждении
основных направлений государственной
долговой политики Тульской области на 2021
год и на плановый период 2022 и 2023
годов".
3. Постановление вступает в силу со дня
официального опубликования, за
исключением пункта 2 Постановления,
вступающего в силу с 1 января 2022 года.
Первый заместитель Губернатора
Тульской области - председатель
правительства Тульской области
В.В.ШЕРИН
Приложение
к Постановлению правительства
Тульской области
от 27.10.2021 N 716
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2022
ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2023 И 2024 ГОДОВ
(в ред. Постановления Правительства Тульской области от 15.11.2022 N 714)
1. Общие положения
Долговая политика Тульской области
является частью бюджетной политики
Тульской области. Управление
государственным долгом Тульской области
непосредственно связано с бюджетным
процессом Тульской области.
Долговая политика Тульской области
направлена на обеспечение
сбалансированности и устойчивости
бюджета Тульской области (далее - бюджет
области), поддержание объема
государственного долга на экономически
безопасном уровне не выше предельно
допустимых значений, установленных
Бюджетным кодексом Российской
Федерации, своевременное исполнение
долговых обязательств Тульской области.
2. Итоги реализации государственной
долговой политики Тульской области
По итогам 2020 года объем государственного
долга Тульской области увеличился на 559,5
млн рублей и составил 16513,3 млн. рублей.
На исполнение бюджета области в 2020 году
значительное влияние оказало снижение
экономической активности вследствие
распространения новой коронавирусной
инфекции (COVID-19).
Необходимость преодоления кризисных
явлений в экономике, оказавших
значительное влияние на равномерность и
динамику поступлений налоговых доходов
в бюджет области, привела к потребности в
привлечении коммерческих кредитов в
целях покрытия образовавшихся кассовых
разрывов и обеспечения
сбалансированности бюджета области.
В сложившихся условиях в 2020 году было
организовано более 40 электронных
аукционов на оказание услуг по
предоставлению кредитов для
финансирования дефицита бюджета области
и погашения государственных долговых
обязательств.
Привлеченные по итогам проведенных
аукционов кредиты в сумме 13600,0 млн.
рублей в 2020 году были направлены на
погашение задолженности по действующим
кредитам и перекредитование банковских
кредитов с более высокими процентными
ставками.
Кредитные ставки по действующим
государственным контрактам снижены с 7,85
процента до 5,57 процента.
В 2020 году осуществлялось привлечение
кредитных ресурсов в форме
возобновляемых кредитных линий, а также
краткосрочных бюджетных кредитов по
ставке 0,1% годовых сроком на 180 дней в
размере 3700,0 млн. рублей на пополнение
остатков средств на едином счете бюджета
области в Управлении Федерального
казначейства по Тульской области.
Между Министерством финансов Российской
Федерации и министерством финансов
Тульской области на основании
Постановления Правительства Российской
Федерации от 13 декабря 2017 г. N 1531 "О
проведении в 2017 году реструктуризации
обязательств (задолженности) субъектов
Российской Федерации перед Российской
Федерацией по бюджетным кредитам" (с
учетом изменений, предусмотренных
Постановлением Правительства
Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 619
"О внесении изменений в некоторые акты
Правительства Российской Федерации")
было заключено дополнительное
соглашение от 7 сентября 2020 года N 7/7/5/5/5/5 к
соглашениям о предоставлении бюджету
Тульской области из федерального
бюджета бюджетных кредитов для
частичного покрытия дефицита бюджета
Тульской области, которым предусмотрено
продление сроков погашения
реструктурированной задолженности по
бюджетным кредитам, предоставленным
Тульской области из федерального
бюджета, с 2024 года по 2029 год и
освобождение от выплат задолженности по
бюджетным кредитам в 2020 году.
Заключение дополнительного соглашения
позволило не привлекать в бюджет области
средства кредитных организаций на сумму
972,6 млн. рублей.
Экономия бюджетных средств в 2020 году по
итогам перечисленных мероприятий
составила 114,9 млн. рублей.
Расходы на обслуживание
государственного долга Тульской области
в 2020 году снизились по сравнению с
уровнем 2019 года на 241,1 млн. рублей, или на
35,3 процента, и составили 442,6 млн. рублей.
Сокращение расходов обусловлено
отсутствием выплат купонного дохода по
облигационному займу со ставкой купона
12,2% (выпуск полностью погашен 15 мая 2019
года), а также снижением доли
коммерческих займов.
Доля объема расходов на обслуживание
государственного долга Тульской области
в общем объеме расходов бюджета области
(без учета объема субвенций) - 0,5 процента,
что ниже значения показателя,
установленного на 2020 год (5,0 процента).
В 2020 году соблюдены ограничения по
уровню дефицита бюджета области и
государственного долга Тульской
области, установленные бюджетным
законодательством Российской Федерации
и условиями соглашений, заключенных с
Министерством финансов Российской
Федерации в рамках реструктуризации
бюджетных кредитов для частичного
покрытия дефицита бюджета области.
Дефицит бюджета области по итогам 2020
года составил 1829,0 млн. рублей, или 2,8
процента от общего годового объема
доходов бюджета области (без учета
объема безвозмездных поступлений), что
ниже значения показателя,
установленного на 2020 год (10,0 процента).
Отношение общего объема
государственного долга к объему
налоговых и неналоговых доходов бюджета
области на 1 января 2021 года составило 25,4
процента, отношение рыночных
заимствований к объему налоговых и
неналоговых доходов бюджета области - 7,7
процента.
Достигнутые параметры ниже значений
соответствующих целевых показателей,
установленных на 2020 год дополнительными
соглашениями, заключенными с
Министерством финансов Российской
Федерации в целях проведения
реструктуризации задолженности по
бюджетным кредитам из федерального
бюджета (36,0 процента и 23,0 процента
соответственно).
При ранжировании субъектов Российской
Федерации по уровню долговой нагрузки по
состоянию на 1 января 2021 года Тульская
область входит в число субъектов с
уровнем долговой нагрузки ниже среднего
значения по России (27,3 процента) и
занимает 21 место по России и 4 место по
Центральному федеральному округу.
В структуре государственного долга
Тульской области по состоянию на 1 января
2021 года отсутствуют краткосрочные
обязательства.
Погашение и обслуживание долговых
обязательств Тульской области
производилось своевременно и в полном
объеме.
Просроченная задолженность по долговым
обязательствам Тульской области
отсутствует.
В 2020 году значительно улучшилась
структура государственного долга
Тульской области - доля коммерческих
заимствований снизилась с 45,0 процента до
30,3 процента, доля бюджетных кредитов
возросла с 55,0 процента до 69,7 процента.
Соотношение коммерческих заимствований
и бюджетных кредитов изменилось на 14,7
процента.
В соответствии с оценкой долговой
устойчивости, проведенной Министерством
финансов Российской Федерации с
использованием показателей,
предусмотренных статьей 107.1 Бюджетного
кодекса Российской Федерации и
Постановлением Правительства
Российской Федерации от 4 марта 2020 г. N 227
"Об утверждении Правил проведения
оценки долговой устойчивости субъектов
Российской Федерации", по результатам
2020 года Тульская область отнесена к
группе заемщиков с высоким уровнем
долговой устойчивости.
Государственный долг Тульской области
по состоянию на 1 октября 2021 года
составил 14513,3 млн. рублей и представлен
кредитами банков и бюджетными кредитами
из федерального бюджета (соответственно
20,7 процента и 79,3 процента от общего
объема государственного долга Тульской
области).
В целях оптимизации структуры
государственного долга и сокращения
стоимости его обслуживания, в
соответствии с Постановлением
Правительства Российской Федерации от 28
июня 2021 г. N 1029 "Об утверждении Правил
проведения в 2021 году реструктуризации
обязательств (задолженности) субъектов
Российской Федерации перед Российской
Федерацией по бюджетным кредитам"
между Министерством финансов Российской
Федерации и министерством финансов
Тульской области 1 июля 2021 года было
заключено дополнительное соглашение N 1 к
Соглашению от 14 декабря 2020 года N 01-01-06/06-994
о предоставлении бюджету Тульской
области из федерального бюджета
бюджетного кредита для погашения
бюджетных кредитов на пополнение
остатков средств на счетах бюджетов
субъектов Российской Федерации,
предусматривающее продление до 2029 года
срока погашения задолженности по
бюджетному кредиту, предоставленному
Тульской области в декабре 2020 года.
Заключение дополнительного соглашения
позволило не привлекать в 2021 году
кредитные средства на сумму 2759,6 млн.
рублей, что обеспечило экономию средств
бюджета области в размере 79,3 млн. рублей.
Ожидаемые по итогам 2021 года значения
показателей по верхнему пределу
государственного долга Тульской
области, по объему коммерческих
заимствований не превысят значений
показателей, установленных законом о
бюджете области, постановлением
Правительства Тульской области об
основных направлениях долговой политики
Тульской области, условиями соглашений о
реструктуризации по бюджетным кредитам,
предоставленным бюджету области из
федерального бюджета.
(в ред. Постановления Правительства
Тульской области от 15.11.2022 N 714)
Требования бюджетного законодательства
Российской Федерации к объему расходов
на обслуживание государственного долга
и структуре государственного долга
области по ожидаемым итогам исполнения
бюджета области за 2021 год будут
соблюдены.
Тульская область примет участие в
пилотном проекте по предоставлению
инфраструктурных займов на реализацию
жилищного строительства,
предоставляемых под государственные
гарантии Тульской области.
Законом Тульской области "О бюджете
Тульской области на 2021 год и на плановый
период 2022 и 2023 годов" утверждена
программа государственных гарантий
Тульской области, предусматривающая
предоставление государственных
гарантий по займу на цели
проектирования, строительства и (или)
реконструкции объектов инфраструктуры
при реализации проекта жилищного
строительства в объеме 2 млрд. рублей, а
также по займу на цели проектирования,
строительства и (или) реконструкции
объектов инфраструктуры,
осуществляемому для обеспечения
жилищного строительства и развития
городской инфраструктуры (достижения
инфраструктурной обеспеченности
территории) в объеме 2 млрд. рублей.
По решению Правительственной комиссии
по региональному развитию в Российской
Федерации, принятому в 2021 году, Тульская
область получит в 2022 - 2023 годах
инфраструктурные бюджетные кредиты из
федерального бюджета в объеме 5,2 млрд.
рублей со сроком погашения 15 лет по
ставке 3 процента годовых.
Ожидается, что по состоянию на 1 января 2022
года структура государственного долга
Тульской области будет состоять из
бюджетных кредитов, полученных из
федерального бюджета, кредитов,
предоставленных кредитными
организациями, государственных гарантий
Тульской области.
АО "Рейтинговое агентство "Эксперт
РА" 10 июня 2021 года подтвердило рейтинг
кредитоспособности Тульской области на
уровне "ruA+". По рейтингу установлен
прогноз "Стабильный". Рейтинг
присвоен по российской национальной
шкале и является долгосрочным.
Экспертами агентства отмечено, что на
протяжении последних пяти лет Тульская
область сохраняет позиции кредитного
рейтинга на уровне "ruA+", что
свидетельствует о взвешенной финансовой
политике региона.
3. Основные факторы, определяющие
характер и направления долговой
политики Тульской области на 2022 год и на
плановый период 2023 и 2024 годов
В 2022 - 2024 годы долговая политика Тульской
области будет реализовываться на фоне
восстановления экономики страны после
кризиса, вызванного распространением
новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
В планируемом периоде одновременно
несколько факторов будут определять
характер и направления долговой
политики Тульской области:
соблюдение условий, установленных
соглашениями с Министерством финансов
Российской Федерации о предоставлении
Тульской области из федерального
бюджета бюджетных кредитов для
частичного покрытия дефицита бюджета;
изменения, вносимые в бюджетное
законодательство Российской Федерации и
законодательство Российской Федерации о
налогах и сборах;
высокая зависимость налоговых доходов
бюджета области от поступлений налогов
от крупнейших налогоплательщиков, в
частности, от поступлений налога на
прибыль организаций;
финансовое обеспечение расходных
обязательств Тульской области
вследствие принятия решений о
реализации задач, определенных Указом
Президента Российской Федерации от 7 мая
2018 года N 204 "О национальных целях и
стратегических задачах развития
Российской Федерации на период до 2024
года";
необходимость ежегодной индексации
расходов бюджета области на выплату
заработной платы работников бюджетной
сферы и оплату коммунальных услуг
бюджетными учреждениями, на
предоставление мер социальной
поддержки;
сохранение целевых показателей оплаты
труда отдельных категорий работников
бюджетной сферы, установленных Указом
Президента Российской Федерации от 7 мая
2012 года N 597 "О мероприятиях по
реализации государственной социальной
политики";
необходимость завершения принятых к
реализации масштабных инвестиционных
проектов на территории Тульской
области;
реализация инфраструктурных проектов;
исполнение государственных гарантий
Тульской области.
Накопление указанных факторов может
повлиять на уровень долговой нагрузки и
дальнейший рост расходов на
обслуживание государственного долга.
Реализация долговой политики в 2022 - 2024
годах будет осуществляться в условиях
умеренного ускорения темпов роста
экономики области, стабильного уровня
инфляции, привлечения инвестиций в
экономику региона, поддержки и развития
малого и среднего бизнеса, оптимизации
налоговых расходов Тульской области.
В связи с тем, что предоставление
бюджетных кредитов из федерального
бюджета на финансирование дефицита
бюджета области не предусматривается,
основными источниками финансирования
дефицита бюджета области продолжат
оставаться рыночные заимствования.
4. Цели и задачи государственной долговой
политики
Основной целью государственной долговой
политики Тульской области является
обеспечение сбалансированности и
устойчивости бюджета области,
поддержание объема государственного
долга Тульской области на экономически
безопасном уровне.
Основными задачами государственной
долговой политики Тульской области
являются:
обеспечение сохранения высокого уровня
долговой устойчивости Тульской области;
оптимизация структуры государственного
долга Тульской области по видам и срокам
заимствований в целях минимизации
стоимости его обслуживания;
обеспечение равномерного распределения
долговой нагрузки на бюджет области,
связанной с погашением долговых
обязательств Тульской области;
обеспечение исполнения долговых
обязательств Тульской области в полном
объеме и в установленные сроки;
управление рисками, связанными с
осуществлением заимствований и
управлением государственным долгом;
укрепление репутации Тульской области в
качестве надежного заемщика с высоким
уровнем кредитоспособности.
5. Инструменты реализации
государственной долговой политики
Основными инструментами реализации
государственной долговой политики
Тульской области предполагаются
государственные ценные бумаги Тульской
области, кредиты кредитных организаций,
бюджетные кредиты на пополнение
остатков средств на счетах бюджетов
субъектов Российской Федерации.
6. Основные мероприятия государственной
долговой политики
Основными мероприятиями
государственной долговой политики
Тульской области являются:
учет государственных долговых
обязательств Тульской области;
осуществление мониторинга ситуации на
финансовых рынках и в случае их
благоприятной конъюнктуры проведение
мероприятий по досрочному погашению
долговых обязательств по кредитам
кредитных организаций и привлечению
заимствований в виде государственных
ценных бумаг и кредитов кредитных
организаций;
планирование государственных
заимствований Тульской области исходя
из графиков погашения долговых
обязательств, стоимости обслуживания и
влияния на платежеспособность бюджета
области;
выполнение обязательств, принятых
Тульской областью, по соглашениям о
предоставлении бюджетных кредитов из
федерального бюджета, заключенных с
Министерством финансов Российской
Федерации;
выполнение обязательств, принятых
Тульской областью, по соглашениям о
реструктуризации задолженности по
бюджетным кредитам, предоставленным
бюджету Тульской области из
федерального бюджета для частичного
покрытия дефицита бюджета области;
обеспечение возможности привлечения в
бюджет области кредитов от кредитных
организаций, иностранных банков и
международных финансовых организаций
исключительно по ставкам на уровне не
более чем уровень ключевой ставки,
установленный Центральным банком
Российской Федерации, увеличенный на 1
процент годовых;
привлечение для поддержки текущей
ликвидности бюджета области бюджетных
кредитов на пополнение остатков средств
на едином счете бюджета области;
направление дополнительных доходов,
полученных при исполнении бюджета
области, на досрочное погашение долговых
обязательств Тульской области;
ограничение на предоставление
государственных гарантий.
7. Анализ рисков, возникающих в процессе
управления государственным долгом
Тульской области
Важное место в достижении целей
государственной долговой политики
Тульской области занимает оценка
потенциальных рисков, возникающих в
процессе ее реализации.
Основными рисками, связанными с
управлением государственным долгом,
являются:
риск роста процентных ставок.
Риск роста процентных ставок на рынке
заимствований связан с ростом
непредвиденных расходов бюджета области
на обслуживание государственного долга
Тульской области, что может привести к
увеличению дефицита бюджета области;
риск недостаточного поступления доходов
в бюджет области на финансирование
расходов бюджета области.
Риск недостаточного поступления доходов
в бюджет области может привести к
неисполнению социальных обязательств
региона и необходимости рыночных
заимствований.
8. Показатели реализации мероприятий
государственной долговой политики
Тульской области
(в ред. Постановления Правительства Тульской области от 15.11.2022 N 714)
Для реализации основной цели и задач
государственной долговой политики
Тульской области необходимо обеспечить
соблюдение следующих показателей:
Показатели |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. Отношение дефицита бюджета Тульской области к общему годовому объему доходов бюджета Тульской области в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (без учета объема безвозмездных поступлений), % |
<= 10 |
<= 10 |
<= 10 |
2. Отношение объема государственного долга Тульской области к общему годовому объему доходов бюджета Тульской области с бюджетным законодательством Российской Федерации (без учета объема безвозмездных поступлений), % |
<= 31 |
<= 29 |
<= 27 |
3. Отношение объема государственного долга Тульской области по государственным ценным бумагам Тульской области и кредитам, полученным Тульской областью от кредитных организаций, к общему годовому объему доходов бюджета Тульской области (без учета объема безвозмездных поступлений) в отчетном финансовом году, % |
<= 25 |
<= 26 |
<= 27 |
4. Доля объема расходов на обслуживание государственного долга Тульской области в общем объеме расходов бюджета Тульской области (без учета объема субвенций), % |
<= 5 |
<= 5 |
<= 5 |
5. Отношение объема расходов на обслуживание государственного долга Тульской области к объему доходов бюджета Тульской области, за исключением безвозмездных поступлений |
<= 1,9 |
<= 1,9 |
<= 2,0 |
6. Годовая сумма платежей по погашению и обслуживанию государственного долга Тульской области, возникшего по состоянию на 1 января очередного финансового года, без учета платежей, направляемых на досрочное погашение долговых обязательств со сроками погашения после 1 января года, следующего за очередным финансовым годом, к общему объему налоговых и неналоговых доходов бюджета Тульской области |
<= 13 |
<= 13 |
<= 13 |