АДМИНИСТРАЦИЯ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 ноября 2021 года N 812
Об утверждении основных направлений
долговой политики Тамбовской области на
2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов
В соответствии со статьей 107.1 Бюджетного
кодекса Российской Федерации, а также в
целях эффективного управления
государственным долгом Тамбовской
области в 2022 - 2024 годах и обеспечения
выполнения постановления Правительства
Российской Федерации от 21.12.2020 N 2196 "О
соглашениях, которые предусматривают
меры по социально-экономическому
развитию и оздоровлению государственных
финансов субъектов Российской
Федерации" администрация области
постановляет:
1. Утвердить основные направления
долговой политики Тамбовской области на
2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов
согласно приложению.
2. Опубликовать настоящее постановление
на сайте сетевого издания "Тамбовская
жизнь" (www.tamlife.ru).
Временно исполняющий обязанности
главы администрации области
М.Б.Егоров
Утверждены
постановлением
администрации Тамбовской области
от 01.11.2021 N 812
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ
ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2022 ГОД И НА
ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2023 И 2024 ГОДОВ
Общие положения
Основные направления долговой политики
Тамбовской области на 2022 год и на
плановый период 2023 и 2024 годов (далее -
основные направления долговой политики)
основаны на приоритетных для субъектов
Российской Федерации направлениях по
сокращению дефицитов бюджетов,
мобилизации дополнительных доходных
источников, оптимизации расходных
обязательств и снижению
государственного долга.
Государственная долговая политика
Тамбовской области является составной
частью бюджетной политики Тамбовской
области.
Долговая политика Тамбовской области
направлена на создание целостной
эффективной системы управления
государственным долгом Тамбовской
области для обеспечения финансирования
расходов бюджета Тамбовской области за
счет заемных источников при сохранении
объема долговых обязательств на
экономически безопасном уровне, с учетом
минимизации всех возможных рисков, а
также обеспечение своевременного
погашения долговых обязательств в
полном объеме и поддержание минимально
возможной стоимости обслуживания
долговых обязательств.
Итоги реализации долговой политики
Тамбовской области
Государственная долговая политика
Тамбовской области в 2020 году была
ориентирована на решение таких задач,
как снижение долговой нагрузки на бюджет
Тамбовской области, сдерживание роста
расходов на обслуживание
государственного долга, мобилизацию
финансовых ресурсов с целью
своевременного исполнения принятых
долговых обязательств области,
соблюдение ограничений, установленных
нормативными правовыми актами
Правительства Российской Федерации и
соглашениями с Министерством финансов
Российской Федерации о предоставлении
бюджету Тамбовской области из
федерального бюджета бюджетного кредита
для частичного покрытия дефицита
бюджета Тамбовской области.
В сложных экономических условиях 2020 года
администрацией Тамбовской области
принимались активные меры по
обеспечению сбалансированности
регионального бюджета и снижению его
рыночного долга. В результате принятых
мер поступления налоговых и неналоговых
доходов (от плановых назначений) в
региональный бюджет составили 103,8%,
дефицит снизился в 7,5 раза и составил 326,7
млн. рублей, рыночный долг сократился на
1233,5 млн. рублей.
Государственный долг Тамбовской области
на 1 января 2021 года составил 19027,9 млн.
рублей, что ниже первоначально
утвержденного его размера на 3003,8 млн.
рублей, уточненного размера - на 1646,1 млн.
рублей, уровня 2019 года - на 46,5 млн. рублей.
За 2020 год произошло снижение долговой
нагрузки на бюджет по общему размеру
долга на 5,6 процентных пункта (с 79,4% на
начало года до 73,8% на конец года к объему
доходов бюджета Тамбовской области без
учета безвозмездных поступлений), по
рыночному долгу на 9,1 процентных пункта
(с 63,6% до 54,5%). Снижение долга перед
кредитными организациями обусловлено
привлечением бюджетного кредита в
размере 1539,4 млн. рублей,
предоставленного из федерального
бюджета.
Структура долгового портфеля Тамбовской
области сбалансирована: государственные
ценные бумаги составляют 40,5%, кредиты,
привлеченные в коммерческих банках - 33,4%,
бюджетные кредиты - 26,1%. Из состава
государственного долга Тамбовской
области исключены наиболее рисковые
краткосрочные обязательства, профиль
государственного долга продлен до 2021 - 2034
годов.
При этом за указанный период
осуществлено погашение бюджетных
кредитов в объеме 352,4 млн. рублей,
государственных ценных бумаг Тамбовской
области - 400,0 млн. рублей, а также досрочно
погашены коммерческие кредиты на сумму
1585,9 млн. рублей.
В течение 2020 года проводилась работа по
снижению расходов на обслуживание
государственного долга. За счет
рефинансирования ранее принятых
долговых обязательств с более высокими
ставками обслуживания процентные ставки
по ранее привлеченным кредитам на общую
сумму 3786,3 млн. рублей снижены с 7,75% и 7,16%
до 6,5%. В связи с неоднократным изменением
в прошлом году ключевой ставки
Центральным банком Российской
Федерации, была проведена работа по
снижению цены контрактов, итогом которой
стало снижение процентных ставок
Акционерным обществом "Акционерный
Банк "Россия" до 5,15%, что ниже
ограничений, установленных
Министерством финансов Российской
Федерации (ключевая ставка,
установленная Центральным банком
Российской Федерации, увеличенная на 1%
годовых).
Кроме того, использовалась практика
краткосрочного кредитования в
Федеральном казначействе, что
обеспечивало в течение года текущую
ликвидность счета бюджета и
способствовало сокращению временных
кассовых разрывов. Всего в 2020 году
привлечено казначейских кредитов на
сумму 6789,4 млн. рублей по цене 0,1% годовых,
что позволило не прибегать к рыночным
заемным средствам и минимизировать
процентные платежи по коммерческим
кредитам.
Проводимая в Тамбовской области
политика по снижению долговой нагрузки
на региональный бюджет позволила в
существенной степени снизить расходы на
обслуживание государственного долга
Тамбовской области: объем расходов на
обслуживание государственного долга
Тамбовской области в 2020 году составил
1033,7 млн. рублей, или 70% к бюджетным
ассигнованиям, утвержденным в бюджете
Тамбовской области первоначально.
Экономия, сложившаяся по расходам на
обслуживание государственного долга
Тамбовской области, в сумме 443,4 млн.
рублей, в полном объеме направлена на
снижение долговой нагрузки
регионального бюджета.
Удельный вес расходов на обслуживание
государственного долга составил 2,0% от
общего объема расходов регионального
бюджета, за исключением расходов,
осуществляемых за счет субвенций из
федерального бюджета, что соответствует
группе заемщиков с высоким уровнем
долговой устойчивости (не более 5%).
По оценке Министерства финансов
Российской Федерации Тамбовская область
отнесена к группе субъектов Российской
Федерации со средним уровнем долговой
устойчивости.
Отношение годового объема платежей по
погашению и обслуживанию
государственного долга к общему объему
налоговых, неналоговых доходов бюджета
Тамбовской области и дотаций из
федерального бюджета составило 11,3%, что
соответствует группе заемщиков с
высоким уровнем долговой устойчивости
(не более 13%).
В целях снижения долговой нагрузки и
исключения рисков в отношении долговых
обязательств в форме государственных
гарантий Тамбовской областью введен
мораторий на их предоставление.
Обязательства по кредитам, привлеченным
Тамбовской областью от кредитных
организаций, бюджетным кредитам,
государственным ценным бумагам
Тамбовской областью исполнены
своевременно и в полном объеме,
просроченная и неурегулированная
задолженность отсутствует.
Аналитическое Кредитное Рейтинговое
Агентство (АКРА) в апреле 2021 года
подтвердило кредитный рейтинг
Тамбовской области на уровне "BBB+(RU)",
прогноз "Стабильный" и облигаций
области - на уровне "BBB+(RU)".
В текущем году в соответствии с
постановлением Правительства
Российской Федерации от 28.06.2021 N 1029 "Об
утверждении Правил проведения в 2021 году
реструктуризации обязательств
(задолженности) субъектов Российской
Федерации перед Российской Федерацией
по бюджетным кредитам" Тамбовская
область приняла участие в программе
реструктуризации бюджетного кредита,
предоставленного Тамбовской области из
федерального бюджета в декабре 2020 года
для погашения бюджетных кредитов на
пополнение остатков средств на счетах
бюджетов субъектов Российской
Федерации, в результате задолженность по
бюджетному кредиту в сумме 1539,4 млн.
рублей рассрочена на срок 9 лет (до 2029
года).
В июле текущего года в соответствии
постановлением Правительства
Российской Федерации от 15.07.2021 N 1206 "Об
утверждении правил предоставления,
использования и возврата субъектами
Российской Федерации бюджетных
кредитов, полученных из федерального
бюджета для погашения долговых
обязательств субъекта Российской
Федерации (муниципального образования) в
виде обязательств по государственным
(муниципальным) ценным бумагам и
кредитам, полученным субъектом
Российской Федерации (муниципальным
образованием) от кредитных организаций,
иностранных банков и международных
финансовых организаций, на 2021 год"
Тамбовская область заключила с
Министерством финансов Российской
Федерации соглашение о предоставлении
бюджету Тамбовской области из
федерального бюджета бюджетного кредита
для погашения долговых обязательств
Тамбовской области по рыночным
заимствованиям в сумме 8440,5 млн. рублей,
из которых 840,0 млн. руб. в последующем
были предоставлены в качестве
бюджетного кредита бюджету городского
округа - город Тамбов на погашение
рыночных долговых обязательств.
В соответствии с условиями заключенного
с Министерством финансов Российской
Федерации соглашения, администрация
Тамбовской области приняла на себя
обязательство по неувеличению доли
общего объема долговых обязательств по
рыночным заимствованиям регионального
бюджета и бюджетов муниципальных
образований более 25% объема доходов
консолидированного бюджета Тамбовской
области без учета безвозмездных
поступлений за 2022 - 2029 гг.
соответственно.
На заседании президиума (штаба)
Правительственной комиссии по
региональному развитию в Российской
Федерации Тамбовской области одобрены
лимиты на финансовое обеспечение
реализации инфраструктурных проектов в
объеме 1994,8 тыс. рублей. Средства в бюджет
Тамбовской области будут привлечены
после прохождения конкурсного отбора
инфраструктурных проектов.
В 2021 году долговая политика реализуется
в условиях выполнения Тамбовской
областью обязательств по соглашениям,
заключенным с Министерством финансов
Российской Федерации в 2021 году, по ранее
заключенным соглашениям 2017 года о
реструктуризации задолженности по
бюджетным кредитам и по соглашению о
мерах по социально-экономическому
развитию и оздоровлению государственных
финансов и направлена на снижение
государственного долга.
Основные факторы, определяющие характер
и направления долговой политики
Тамбовской области на 2022 год и на
плановый период 2023 и 2024 годов
В 2022 году и в плановом периоде 2023 и 2024
годов долговая политика Тамбовской
области сохранит преемственность задач,
определенных на 2021 год и на плановый
период 2022 и 2023 годов.
В планируемом периоде одновременно
несколько факторов будут определять
характер и направления долговой
политики Тамбовской области:
необходимость ежегодного выполнения
условий соглашений, заключенных
Тамбовской областью с Министерством
финансов Российской Федерации по
реструктуризации задолженности по
бюджетным кредитам, замещению рыночного
долга бюджетными кредитами;
обеспечение реализации
инфраструктурных проектов;
реализация мер по устранению
последствий новой коронавирусной
инфекции (2019-nCoV);
рост расходных обязательств Тамбовской
области вследствие принятия решений о
реализации задач, определенных указами
Президента Российской Федерации от
07.05.2018 N 204 "О национальных целях и
стратегических задачах развития
Российской Федерации на период до 2024
года", от 21.07.2020 N 474 "О национальных
целях и стратегических задачах развития
Российской Федерации на период до 2030
года", "майскими указами" 2012 года;
необходимость соблюдения показателей
долговой устойчивости субъектов
Российской Федерации в соответствии с
системой оценки Министерства финансов
Российской Федерации.
Цели и задачи долговой политики
Тамбовской области
Долговая политика Тамбовской области в
2022 - 2024 годах будет направлена на
обеспечение сбалансированности и
долговой устойчивости бюджета
Тамбовской области посредством
эффективного управления
государственным долгом.
Целью долговой политики Тамбовской
области на ближайшие три года является
обеспечение потребностей в заемном
финансировании, своевременном
исполнении долговых обязательств при
минимизации расходов на их обслуживание,
а также поддержание объема и структуры
государственного долга на экономически
безопасном уровне, обеспечивающем
возможность гарантированного
выполнения Тамбовской областью
обязательств по его погашению и
обслуживанию, позволяющем при этом
решать задачи по достижению целей,
поставленных в посланиях и указах
Президента Российской Федерации.
Задачами долговой политики Тамбовской
области в 2022 - 2024 годах будут являться:
обеспечение выполнения условий
реструктуризации задолженности
Тамбовской области перед Российской
Федерацией по бюджетным кредитам,
проведенной в соответствии с
Постановлением Правительства
Российской Федерации от 13.12.2017 N 1531 "О
проведении в 2017 году реструктуризации
обязательств (задолженности) субъектов
Российской Федерации перед Российской
Федерацией по бюджетным кредитам" в
том числе:
обеспечение в 2022 - 2024 годах дефицита
бюджета Тамбовской области на уровне не
более 10% от суммы доходов бюджета
Тамбовской области без учета
безвозмездных поступлений за
соответствующий финансовый год (с
возможным превышением на сумму
поступлений от продажи акций и иных форм
участия в капитале, находящихся в
собственности Тамбовской области, и (или)
снижения остатков средств на счетах по
учету средств бюджета Тамбовской
области, в том числе средств Резервного
фонда Тамбовской области);
обеспечение поэтапного сокращения доли
общего объема государственного долга
Тамбовской области в целях достижения
следующих показателей:
на 01 января 2023 г. - не более 58% от суммы
доходов бюджета Тамбовской области без
учета безвозмездных поступлений за 2022
год;
на 01 января 2024 г. - не более 55% от суммы
доходов бюджета Тамбовской области без
учета безвозмездных поступлений за 2023
год;
на 01 января 2025 г. - не более 52% от суммы
доходов бюджета Тамбовской области без
учета безвозмездных поступлений за 2024
год;
обеспечение выполнения условий
соглашения о предоставлении бюджету
Тамбовской области из федерального
бюджета бюджетного кредита в
соответствии с постановлением
Правительства Российской Федерации от
15.07.2021 N 1206 "Об утверждении правил
предоставления, использования и
возврата субъектами Российской
Федерации бюджетных кредитов,
полученных из федерального бюджета для
погашения долговых обязательств
субъекта Российской Федерации
(муниципального образования) в виде
обязательств по государственным
(муниципальным) ценным бумагам и
кредитам, полученным субъектом
Российской Федерации (муниципальным
образованием) от кредитных организаций,
иностранных банков и международных
финансовых организаций, на 2021 год" в
том числе:
обеспечение неувеличения на 1 января 2023
г., на 1 января 2024 г., на 1 января 2025 г. доли
общего объема долговых обязательств по
рыночным заимствованиям субъекта
Российской Федерации и муниципальных
образований более 25% объема доходов
консолидированного бюджета субъекта
Российской Федерации без учета
безвозмездных поступлений за 2022 - 2024
годы;
обеспечение выполнения условий
реструктуризации задолженности
Тамбовской области перед Российской
Федерацией по бюджетному кредиту,
проведенной в соответствии и
постановлением Правительства
Российской Федерации от 28.06.2021 N 1029 "Об
утверждении Правил проведения в 2021 году
реструктуризации обязательств
(задолженности) субъектов Российской
Федерации перед Российской Федерацией
по бюджетным кредитам", в том числе:
направление в 2021 - 2024 годах средств
бюджета Тамбовской области,
высвобождаемых в 2021 году в результате
снижения объема погашения задолженности
по бюджетным кредитам, на осуществление
субъектом Российской Федерации
бюджетных инвестиций в объекты
инфраструктуры в целях реализации новых
инвестиционных проектов, определяемых в
соответствии с частью 3 статьи 3
Федерального закона от 28.06.2021 N 228-ФЗ "О
внесении изменений в Бюджетный кодекс
Российской Федерации и о
приостановлении действия отдельных
положений Бюджетного кодекса Российской
Федерации" в порядке, предусмотренном
Правительством Российской Федерации;
выполнение постановлений Правительства
Российской Федерации:
от 18.12.2012 N 1325 "О дополнительных
условиях и порядке проведения
реструктуризации обязательств
(задолженности) субъектов Российской
Федерации перед Российской Федерацией
по бюджетным кредитам";
от 30.03.2015 N 292 "О дополнительных
условиях и порядке проведения в 2015 году
реструктуризации обязательств
(задолженности) субъектов Российской
Федерации перед Российской Федерацией
по бюджетным кредитам";
привлечение из федерального бюджета
бюджетных кредитов на финансовое
обеспечение реализации
инфраструктурных проектов, прошедших
отбор в установленном Правительством
Российской Федерации порядке;
поддержание предельного объема расходов
на обслуживание государственного долга
в объеме не выше 5% от суммы расходов
бюджета Тамбовской области, за
исключением расходов, осуществляемых за
счет субвенций, предоставляемых из
федерального бюджета;
обеспечение мер, направленных на
привлечение в бюджет Тамбовской области
кредитов от кредитных организаций по
ставкам на уровне не более чем уровень
ключевой ставки, установленный
Центральным банком Российской
Федерации, увеличенный на 1% годовых;
обеспечение выполнения Программы
оздоровления государственных финансов
(оптимизации расходов) Тамбовской
области на 2017 - 2024 годы, утвержденной
постановлением администрации области от
30.03.2017 N 275 "Об утверждении Программы
оздоровления государственных финансов
(оптимизации расходов) Тамбовской
области на 2017 - 2024 годы";
соблюдение показателей и индикаторов,
установленных государственной
программой Тамбовской области
"Эффективное управление финансами и
оптимизация государственного долга",
утвержденной постановлением
администрации области от 25.09.2013 N 1067;
эффективное управление текущей
ликвидностью бюджета Тамбовской
области, в том числе за счет дальнейшего
использования механизма управления
свободными остатками денежных средств
на счетах по учету средств бюджета
Тамбовской области и привлечения
краткосрочных бюджетных кредитов на
пополнение остатка средств на едином
счете бюджета Тамбовской области;
обеспечение исполнения и обслуживания
долговых обязательств Тамбовской
области своевременно и в полном объеме
при различных обстоятельствах, включая
кризисные явления в экономике и на
финансовых рынках;
оптимизация структуры государственного
долга Тамбовской области по видам и
срокам заимствований в целях
минимизации стоимости его обслуживания
и обеспечения равномерной долговой
нагрузки, связанной с погашением
долговых обязательств;
управление рисками, связанными с
осуществлением заимствований и
управлением государственным долгом
Тамбовской области;
учет информации о государственном долге
Тамбовской области, формирование
отчетности о государственных долговых
обязательствах Тамбовской области;
обеспечение раскрытия информации о
государственном долге Тамбовской
области и проводимой заемной политике.
Инструменты реализации долговой
политики Тамбовской области
При реализации основных направлений
долговой политики Тамбовской области на
2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов
могут использоваться все инструменты
заимствований, предусмотренные
Бюджетным кодексом Российской
Федерации: кредиты кредитных
организаций, государственные ценные
бумаги и бюджетные кредиты из
федерального бюджета.
Анализ рисков для бюджета Тамбовской
области, возникающих в процессе
управления государственным долгом
Тамбовской области
Важнейшая задача управления
государственным долгом субъектов
Российской Федерации - своевременное
выявление и оценка долговых рисков, а
основной "инструмент" - разработка
долговой стратегии, позволяющей как
обеспечить привлечение необходимых
объемов заемных ресурсов, так и
сохранить на приемлемом уровне
принимаемые риски долгового портфеля.
Основными рисками, возникающими при
управлении государственным долгом
Тамбовской области, являются:
риск недостижения планируемых объемов
поступлений доходов регионального
бюджета, поскольку недопоступление
доходов потребует поиска альтернативных
источников для выполнения расходных
обязательств бюджета и обеспечения его
сбалансированности;
процентный риск - вероятность увеличения
суммы расходов регионального бюджета на
обслуживание государственного долга
вследствие увеличения Центральным
банком Российской Федерации ключевой
ставки и (или) роста объемов привлечения
кредитов для выполнения расходных
обязательств;
риск рефинансирования - вероятность
потерь вследствие невыгодных условий
привлечения заимствований на
рефинансирование уже имеющихся
обязательств или невозможность
рефинансировать текущие обязательства;
риск ликвидности - отсутствие в бюджете
области средств для полного исполнения
расходных и долговых обязательств
региона в срок, в том числе по причине
отсутствия участников в аукционах по
привлечению кредитных ресурсов.
Основными мерами, принимаемыми в целях
управления рисками, связанными с
реализацией долговой политики
Тамбовской области, будут являться:
осуществление достоверного
прогнозирования доходов регионального
бюджета и поступлений по источникам
финансирования дефицита бюджета
Тамбовской области;
принятие взвешенных и экономически
обоснованных решений по привлечению
рыночных заимствований для
финансирования дефицита бюджета и
погашения долговых обязательств
Тамбовской областью;
осуществление мониторинга конъюнктуры
финансового рынка и ключевой ставки
Центрального банка Российской
Федерации, условий и результатов
привлечения рыночных заимствований
субъектами Российской Федерации.