ПРАВИТЕЛЬСТВО КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ
РЕСПУБЛИКИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 22 октября 2021 года N 467-рп
[Об утверждении основных направлений
государственной долговой политики
Кабардино-Балкарской Республики на 2022
год и на плановый период 2023 и 2024 годов]
В соответствии с постановлением
Правительства Российской Федерации от 21
декабря 2020 г. N 2196 "О соглашениях,
которые предусматривают меры по
социально-экономическому развитию и
оздоровлению государственных финансов
субъектов Российской Федерации",
Соглашением от 6 декабря 2017 г. N 01-01-06/06-304 о
предоставлении бюджету
Кабардино-Балкарской Республики из
федерального бюджета бюджетного кредита
для частичного покрытия дефицита
бюджета Кабардино-Балкарской Республики
и Соглашением от 5 февраля 2021 г. N 01-01-06/06-84
о мерах по социально-экономическому
развитию и оздоровлению государственных
финансов Кабардино-Балкарской
Республики утвердить прилагаемые
основные направления государственной
долговой политики Кабардино-Балкарской
Республики на 2022 год и на плановый период
2023 и 2024 годов.
Председатель Правительства
Кабардино-Балкарской Республики
А.МУСУКОВ
Утверждены
распоряжением
Правительства
Кабардино-Балкарской Республики
от 22 октября 2021 г. N 467-рп
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ
РЕСПУБЛИКИ НА 2022 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД
2023 И 2024 ГОДОВ
Под государственной долговой политикой
Кабардино-Балкарской Республики
понимается деятельность исполнительных
органов государственной власти
Кабардино-Балкарской Республики,
направленная на обеспечение
потребностей Кабардино-Балкарской
Республики в заемном финансировании,
своевременном и полном исполнении
долговых обязательств при минимизации
расходов на обслуживание долга,
поддержание объема и структуры
обязательств, исключающих их
неисполнение.
Государственная долговая политика
Кабардино-Балкарской Республики на 2022
год и на плановый период 2023 и 2024 годов
(далее - долговая политика) определяет
основные факторы, характер и направления
долговой политики, цели и задачи
долговой политики, инструменты ее
реализации, риски для республиканского
бюджета Кабардино-Балкарской Республики
(далее - республиканский бюджет),
возникающие в процессе управления
государственным долгом
Кабардино-Балкарской Республики.
1. Итоги реализации долговой политики
По итогам 2020 года государственный долг
Кабардино-Балкарской Республики
составил 7,3 млрд рублей, или 60,6% от
максимально возможной величины,
установленной Бюджетным кодексом
Российской Федерации. За 2020 год долговые
обязательства уменьшились на 720,3 млн
рублей.
95,0% объема государственного долга
составили долговые обязательства в виде
бюджетных кредитов, полученных из
федерального бюджета по ставке 0,1%
годовых.
Снижение уровня долговой нагрузки в 2020
году было обеспечено в результате
положительной динамики исполнения
республиканского бюджета. В истекшем
году профицит республиканского бюджета
составил 2,1 млрд рублей.
В целях экономии бюджетных средств в 2020
году привлекался краткосрочный
бюджетный кредит на пополнение остатков
средств на счете бюджета
Кабардино-Балкарской Республики в
объеме 1900,0 млн рублей. В рамках поддержки
регионов Министерством финансов
Российской Федерации
Кабардино-Балкарской Республике
предоставлен бюджетный кредит в размере
1900,0 млн рублей, из которых 500 млн рублей
погашены досрочно.
Привлеченная у публичного акционерного
общества "Сбербанк России" в 2019 году
возобновляемая банковская кредитная
линия в объеме 3,0 млрд рублей была
досрочно закрыта в 2021 году.
В результате принятых мер расходы на
обслуживание государственного долга в
2020 году снизились на 118,2 млн рублей (почти
в 5 раз) по сравнению с 2019 годом и
составили 31,4 млн рублей.
2. Основные факторы, определяющие
характер и направления долговой
политики
Характер и направления долговой
политики определяются уровнем
государственного долга
Кабардино-Балкарской Республики,
требованиями бюджетного
законодательства, а также условиями
заключенных соглашений о предоставлении
республиканскому бюджету из
федерального бюджета бюджетного кредита
для частичного покрытия дефицита
республиканского бюджета в 2017 году и о
предоставлении республиканском бюджету
из федерального бюджета бюджетного
кредита для погашения бюджетных
кредитов на пополнение остатков средств
на счетах бюджетов субъектов Российской
Федерации в 2020 году.
Между Министерством финансов Российской
Федерации и Министерством финансов
Кабардино-Балкарской Республики
заключены дополнительные соглашения от
25 декабря 2017 г. N 1, от 29 декабря 2018 г. N 2, от 6
мая 2019 г. N 3, от 28 августа 2019 г. N 4, от 3
сентября 2020 г. N 5, от 31 декабря 2020 г. N 6, от 31
декабря 2020 г. N 7 к Соглашению от 6 декабря
2017 г. N 01-01-06/06/304 о предоставлении бюджету
Кабардино-Балкарской Республики из
федерального бюджета бюджетного кредита
для частичного покрытия дефицита
бюджета Кабардино-Балкарской Республики
(далее - дополнительные соглашения) и
Дополнительное соглашение от 1 июля 2021 г.
к Соглашению от 14 декабря 2020 г. N 01-01-06/06-1018
о предоставлении бюджету
Кабардино-Балкарской Республики из
федерального бюджета бюджетного кредита
для погашения бюджетных кредитов на
пополнение остатков средств на счетах
бюджетов субъектов Российской
Федерации, предусматривающие продление
периода погашения реструктурированных
обязательств (задолженности) субъектов
Российской Федерации перед Российской
Федерацией по бюджетным кредитам,
предоставленным субъектам Российской
Федерации для частичного покрытия
дефицитов бюджетов субъектов Российской
Федерации, освобождение от погашения
задолженности в 2020 году, погашение
задолженности в 2021 - 2024 годах в размере 5%
суммы задолженности ежегодно, в 2025 - 2029
годах ежегодно равными долями от остатка
суммы задолженности с возможностью ее
досрочного погашения.
Средства республиканского бюджета,
высвобождаемые в результате снижения
объема погашения задолженности по
бюджетным кредитам в 2021 - 2024 годах, будут
направлены на осуществление бюджетных
инвестиций в объекты инфраструктуры в
целях реализации новых инвестиционных
проектов в порядке, предусмотренном
Правительством Российской Федерации.
Указанные средства, которые составили в
2021 году 870,2 млн рублей, направлены на
финансирование мероприятий, связанных с
предотвращением влияния ухудшения
экономической ситуации на развитие
отраслей экономики Кабардино-Балкарской
Республики, с профилактикой и
устранением последствий
распространения коронавирусной
инфекции, а также на обеспечение
расходных обязательств
Кабардино-Балкарской Республики,
связанных с реализацией региональных
проектов, обеспечивающих достижение
целей, показателей и результатов
федеральных проектов.
Долговая политика определяется исходя
из необходимости соблюдения требований,
установленных Бюджетным кодексом
Российской Федерации, постановлением
Правительства Российской Федерации от 13
декабря 2017 г. N 1531 "О проведении в 2017
году реструктуризации обязательств
(задолженности) субъектов Российской
Федерации перед Российской Федерацией
по бюджетным кредитам", Соглашением
между Министерством финансов Российской
Федерации и Министерством финансов
Кабардино-Балкарской Республики о
предоставлении бюджету
Кабардино-Балкарской Республики
бюджетного кредита для частичного
покрытия дефицита бюджета
Кабардино-Балкарской Республики от 6
декабря 2017 г. N 01-01-06/06/304 с учетом
дополнительных соглашений, Соглашением
между Министерством финансов Российской
Федерации и Министерством финансов
Кабардино-Балкарской Республики о
предоставлении бюджету
Кабардино-Балкарской Республики из
федерального бюджета бюджетного кредита
для погашения бюджетных кредитов на
пополнение остатков средств на счетах
бюджетов субъектов Российской Федерации
от 14 декабря 2020 г. N 01-01-06/06-1018 с учетом
Дополнительного соглашения от 1 июля 2021
г. N 1.
3. Цели и задачи долговой политики
Целями долговой политики являются:
обеспечение сбалансированности
республиканского бюджета;
поддержание параметров
государственного долга
Кабардино-Балкарской Республики на
экономически безопасном уровне при
соблюдении ограничений, установленных
бюджетным законодательством Российской
Федерации и условиями заключенных
соглашений о предоставлении
республиканскому бюджету кредитов из
федерального бюджета;
своевременное исполнение долговых
обязательств в полном объеме;
минимизация расходов на обслуживание
государственного долга
Кабардино-Балкарской Республики.
Ключевые задачи долговой политики,
направленные на достижение целей
долговой политики Кабардино-Балкарской
Республики, - это обеспечение:
размера дефицита республиканского
бюджета, предусмотренного Соглашением
между Министерством финансов Российской
Федерации и Министерством финансов
Кабардино-Балкарской Республики о
предоставлении бюджету
Кабардино-Балкарской Республики
бюджетного кредита для частичного
покрытия дефицита бюджета
Кабардино-Балкарской Республики от 6
декабря 2017 г. N 01-01-06/06/304 (с учетом
дополнительных соглашений);
на 1 января 2023 г. доли общего объема
государственного долга
Кабардино-Балкарской Республики не
более 63% суммы доходов республиканского
бюджета без учета безвозмездных
поступлений за 2021 год, в том числе доли
общего объема долговых обязательств
Кабардино-Балкарской Республики по
государственным ценным бумагам
Кабардино-Балкарской Республики и
кредитам, полученным
Кабардино-Балкарской Республикой от
кредитных организаций, иностранных
банков и международных финансовых
организаций, не более 39% суммы доходов
республиканского бюджета без учета
безвозмездных поступлений за 2022 год;
на 1 января 2024 г. доли общего объема
государственного долга
Кабардино-Балкарской Республики не
более 54% суммы доходов республиканского
бюджета без учета безвозмездных
поступлений за 2022 год, в том числе доли
общего объема долговых обязательств
Кабардино-Балкарской Республики по
государственным ценным бумагам
Кабардино-Балкарской Республики и
кредитам, полученным
Кабардино-Балкарской Республикой от
кредитных организаций, иностранных
банков и международных финансовых
организаций, не более 39% суммы доходов
республиканского бюджета без учета
безвозмездных поступлений за 2023 год;
на 1 января 2025 г. доли общего объема
государственного долга
Кабардино-Балкарской Республики не
более 45% суммы доходов республиканского
бюджета без учета безвозмездных
поступлений за 2023 год, в том числе доли
общего объема долговых обязательств
Кабардино-Балкарской Республики по
государственным ценным бумагам
Кабардино-Балкарской Республики и
кредитам, полученным
Кабардино-Балкарской Республикой от
кредитных организаций, иностранных
банков и международных финансовых
организаций, не более 39% суммы доходов
республиканского бюджета без учета
безвозмездных поступлений за 2024 год;
возможности привлечения в
республиканский бюджет кредитов от
кредитных организаций, иностранных
банков и международных финансовых
организаций исключительно по ставкам на
уровне не более чем уровень ключевой
ставки, установленный Центральным
банком Российской Федерации,
увеличенный на 1% годовых;
минимизации расходов на обслуживание
государственного долга
Кабардино-Балкарской Республики за счет
досрочного исполнения долговых
обязательств;
соблюдения установленных
Правительством Российской Федерации
нормативов формирования расходов на
оплату труда государственных
гражданских служащих субъекта
Российской Федерации и (или) содержание
органов государственной власти субъекта
Российской Федерации.
4. Инструменты долговой политики
Реализация долговой политики будет
осуществляться с использованием
следующих мероприятий и инструментов:
направление дополнительных доходов,
полученных при исполнении
республиканского бюджета и экономии по
расходам, на досрочное погашение
долговых обязательств
Кабардино-Балкарской Республики или
замещение планируемых к привлечению
заемных средств;
недопущение принятия новых расходных
обязательств Кабардино-Балкарской
Республики, не обеспеченных стабильными
источниками доходов;
проведение анализа сроков погашения
действующих долговых обязательств и
выявления пиков платежей в целях
обеспечения равномерного распределения
платежей, связанных с погашением и
обслуживанием государственного долга, а
также оптимизации структуры
государственного долга за счет
комбинирования инструментов
среднесрочных и долгосрочных
заимствований для равномерного
распределения долговой нагрузки на
республиканский бюджет;
выполнение условий предоставления
(использования, возврата) бюджетного
кредита из федерального бюджета;
проведение работы с кредитными
организациями по снижению процентных
ставок при наличии заключенных
государственных контрактов;
минимизация привлечения кредитов
кредитных организаций с соблюдением
ограничения по их обслуживанию -
ключевая ставка Банка России плюс 1%;
воздержание от предоставления
государственных гарантий
Кабардино-Балкарской Республики,
которые в определенной степени являются
рискованными;
осуществление постоянного мониторинга
соответствия параметров дефицита и
государственного долга
Кабардино-Балкарской Республики
ограничениям, установленным Бюджетным
кодексом Российской Федерации и
заключенными с Министерством финансов
Российской Федерации соглашениями;
обеспечение информационной
прозрачности (открытости) в вопросах
долговой политики.
5. Основные риски, связанные с
реализацией долговой политики
Основными рисками при реализации
долговой политики являются:
риск роста процентной ставки в связи с
ростом ключевой ставки Банка России и
изменения стоимости заимствований в
зависимости от времени и объема
потребности в заемных ресурсах;
риск недостаточного поступления доходов
в республиканский бюджет.
В целях снижения указанных рисков и
сохранения их на приемлемом уровне
реализация долговой политики будет
осуществляться на основе прогнозов
поступления доходов, финансирования
расходов, привлечения государственных
заимствований, а также анализа
исполнения республиканского бюджета
предыдущих лет.