АДМИНИСТРАЦИЯ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 октября 2021 года N 752
Об утверждении основных направлений
бюджетной и налоговой политики
Тамбовской области на 2022 год и на
плановый период 2023 и 2024 годов
В целях реализации бюджетного процесса в
Тамбовской области, разработки проекта
бюджета Тамбовской области и проекта
бюджета территориального фонда
обязательного медицинского страхования
Тамбовской области на 2022 год и на
плановый период 2023 и 2024 годов, в
соответствии с требованиями статьи 172
Бюджетного кодекса Российской Федерации
и статьи 54 Закона области от 28.10.2005 N 369-З
"О бюджетном устройстве и бюджетном
процессе в Тамбовской области" (в
редакции от 30.04.2021) администрация области
постановляет:
1. Утвердить основные направления
бюджетной и налоговой политики
Тамбовской области на 2022 год и на
плановый период 2023 и 2024 годов (далее -
Основные направления) согласно
приложению.
2. Исполнительным органам
государственной власти области
осуществлять формирование доходов,
бюджетных ассигнований бюджета
Тамбовской области на исполнение
расходных обязательств Тамбовской
области на 2022 год и на плановый период 2023
и 2024 годов, а также распределять
предельные объемы бюджетных
ассигнований бюджета Тамбовской области
на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024
годов в соответствии с Основными
направлениями.
3. Рекомендовать органам местного
самоуправления области организовать
работу по составлению проектов местных
бюджетов на 2022 год и на плановый период
2023 и 2024 годов в соответствии с Основными
направлениями.
4. Опубликовать настоящее постановление
на сайте сетевого издания "Тамбовская
жизнь" (www.tamlife.ru).
Временно исполняющий обязанности
главы администрации области
М.Б.Егоров
Утверждены
постановлением
администрации Тамбовской области
от 12.10.2021 N 752
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ И
НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2022 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2023 И 2024
ГОДОВ
Основные направления бюджетной и
налоговой политики Тамбовской области
на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024
годов подготовлены:
на основе бюджетного законодательства
Российской Федерации и Тамбовской
области, положений Послания Президента
Российской Федерации Федеральному
Собранию Российской Федерации от 21
апреля 2021 г., с учетом обеспечения
реализации мероприятий, направленных на
достижение целей, целевых показателей и
решение задач в соответствии с указами
Президента Российской Федерации от
07.05.2018 N 204 "О национальных целях и
стратегических задачах развития
Российской Федерации на период до 2024
года", от 21.07.2020 N 474 "О национальных
целях развития Российской Федерации на
период до 2030 года";
с учетом необходимости выполнения
обязательств, вытекающих из участия
региона в предложенных Президентом
Российской Федерации В.В.Путиным
программах поддержки субъектов
Российской Федерации по
реструктуризации задолженности по
бюджетным кредитам и замещению
рыночного долга бюджетными кредитами, а
также обязательств, предусматриваемых
соглашением о мерах по
социально-экономическому развитию и
оздоровлению государственных финансов
субъектов Российской Федерации,
заключаемым ежегодно между
Министерством финансов Российской
Федерации и главой администрации
Тамбовской области в соответствии со
статьей 131 Бюджетного кодекса Российской
Федерации;
исходя из задач и приоритетов
социально-экономического развития
Тамбовской области, определенных
Стратегией социально-экономического
развития Тамбовской области до 2035 года,
утвержденной Законом области от 04.06.2018 N
246-З.
Основные направления бюджетной и
налоговой политики сохраняют
преемственность в отношении
определенных ранее приоритетов,
сформированы в условиях экономической
ситуации, сложившейся с
распространением с 2020 года новой
коронавирусной инфекции и определяют
основные подходы к формированию
консолидированного бюджета Тамбовской
области на 2022 год и на плановый период 2023
и 2024 годов (далее - консолидированный
бюджет области).
Основные направления бюджетной и
налоговой политики Тамбовской области
ориентированы на создание условий для
эффективного управления
государственными и муниципальными
финансами, сохранение устойчивости
бюджетной системы Тамбовской области,
снижение долговой нагрузки на бюджеты
всех уровней Тамбовской области.
Основные направления налоговой политики
Тамбовской области на 2022 год и на
плановый период 2023 и 2024 годов
Основные направления налоговой политики
Тамбовской области на 2022 год и плановый
период 2023 и 2024 годов сохраняют
преемственность реализуемых мер по
повышению эффективности использования
доходного потенциала на основе
экономического роста и увеличению
доходов консолидированного бюджета.
Основными направлениями налоговой
политики Тамбовской области в
среднесрочной перспективе являются:
совершенствование налогового
законодательства области с учетом
изменений в налоговом законодательстве
Российской Федерации;
оказание содействия среднему и малому
бизнесу для развития
предпринимательской деятельности;
реализация механизмов налогового
стимулирования в рамках приоритетных
направлений промышленной и
инвестиционной политики области;
обеспечение оценки эффективности
налоговых расходов области;
усиление мер по укреплению налоговой
дисциплины налогоплательщиков;
повышение эффективности управления
государственным имуществом Тамбовской
области.
В трехлетней перспективе будет
продолжена работа по укреплению
доходной базы консолидированного
бюджета области за счет наращивания
стабильных доходных источников и
мобилизации в бюджет имеющихся
резервов.
Рост бюджетных поступлений планируется
достичь за счет:
роста инвестиционной и инновационной
активности посредством оказания
государственной поддержки инвесторам, в
том числе путем направления бюджетных
инвестиций в объекты инфраструктуры за
счет средств бюджета Тамбовской области,
высвобождаемых в результате проведенной
реструктуризации бюджетных кредитов,
предоставленных Тамбовской области из
федерального бюджета, а также за счет
инфраструктурных бюджетных кредитов;
совершенствования применения
специальных налоговых режимов для
развития малого и среднего
предпринимательства;
выявления и пресечения схем минимизации
налогов, совершенствования методов
контроля легализации "теневой"
заработной платы;
расширения налоговой базы по
имущественным налогам, в том числе за
счет выявления правообладателей ранее
учтенных объектов недвижимости в рамках
реализации Федерального закона от 30.12.2020
N 518-ФЗ "О внесении изменений в
отдельные законодательные акты
Российской Федерации", а также путем
проведения кадастровой оценки;
совершенствования методов налогового
администрирования, повышения уровня
ответственности главных
администраторов доходов за эффективное
прогнозирование, своевременность,
полноту поступления и сокращение
задолженности администрируемых
платежей;
оптимизации налоговых льгот с учетом
результатов сводной оценки налоговых
расходов на основе данных,
предоставленных кураторами налоговых
расходов;
совершенствования управления
государственной и муниципальной
собственностью.
В соответствии со статьей 174.3 Бюджетного
кодекса Российской Федерации и общими
требованиями к оценке налоговых
расходов субъектов Российской Федерации
и муниципальных образований,
утвержденными постановлением
Правительства Российской Федерации от
22.06.2019 N 796, будет проводиться ежегодная
оценка эффективности использования
налоговых расходов (налоговых льгот),
установленных законами Тамбовской
области и решениями представительных
органов муниципальных образований
области.
В целях минимизации риска
предоставления неэффективных налоговых
расходов исполнительным органам
государственной власти области
(кураторам налоговых расходов)
необходимо продолжить работу по
внедрению механизма оценки
целесообразности и результативности
налоговых расходов.
В соответствии со статьей 47.1 Бюджетного
кодекса Российской Федерации будет
продолжена реализация мероприятий по
наполнению информацией перечня
источников доходов консолидированного
бюджета области, представляющего собой
единый информационный ресурс о доходах
бюджетов бюджетной системы Российской
Федерации, систематизирующий информацию
о правовых основаниях возникновения
источников доходов, порядках расчета
(размеры, ставки, льготы) и иных
характеристиках источников доходов
бюджетов.
В связи с изменением бюджетного
законодательства, начиная с
формирования бюджета на 2022 год и на
плановый период 2023 и 2024 годов, перечни
главных администраторов доходов бюджета
субъекта Российской Федерации, бюджета
территориального фонда обязательного
медицинского страхования, главных
администраторов источников
финансирования дефицита бюджета
субъекта Российской Федерации, бюджета
территориального фонда обязательного
медицинского страхования, главных
администраторов доходов местного
бюджета и главных администраторов
источников финансирования дефицита
местного бюджета должны утверждаться
соответственно высшим исполнительным
органом власти субъекта Российской
Федерации, местной администрацией в
соответствии с общими требованиями,
установленными Правительством
Российской Федерации.
В рамках деятельности межведомственных
комиссий и рабочих групп по платежам в
бюджеты всех уровней продолжится
взаимодействие исполнительных органов
государственной власти области, органов
местного самоуправления и
территориальных органов федеральных
органов исполнительной власти в части
администрирования доходных источников
бюджетов, повышения уровня их
собираемости, сокращения недоимки,
легализации налоговой базы.
Основные направления бюджетной политики
Тамбовской области на 2022 год и на
плановый период 2023 и 2024 годов
Основные направления бюджетной политики
Тамбовской области на 2022 год и на
плановый период 2023 и 2024 годов сохраняют
преемственность целей и задач,
определенных в предшествующем периоде.
Бюджет Тамбовской области на очередной
бюджетный цикл формируется в условиях
ограниченных доходных источников с
учетом соблюдения требований Бюджетного
кодекса Российской Федерации и
обеспечения выполнения обязательств,
вытекающих из заключенных с
Министерством финансов Российской
Федерации соглашений в рамках участия
региона в предложенных Президентом
Российской Федерации программах
поддержки субъектов Российской
Федерации по реструктуризации
задолженности по бюджетным кредитам,
замещению рыночного долга бюджетными
кредитами, в числе которых снижение
объема рыночного долга и не превышение
предусмотренного уровня долговой
нагрузки.
К бюджету Тамбовской области, как
получателю дотации на выравнивание
бюджетной обеспеченности, применяются
ограничения, установленные пунктом 3
статьи 130 Бюджетного кодекса Российской
Федерации.
Обеспечение устойчивости и
сбалансированности бюджета Тамбовской
области и местных бюджетов в условиях
ограниченности доходных источников
является базовым принципом
ответственной бюджетной политики.
Основными направлениями бюджетной
политики Тамбовской области на 2022 год и
на плановый период 2023 и 2024 годов
являются:
приоритизация расходов в целях
финансового обеспечения действующих
расходных обязательств, связанных:
с достижением целевых показателей
федеральных (региональных) проектов,
направленных на реализацию национальных
проектов и выполнение задач,
поставленных в указах Президента
Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О
национальных целях и стратегических
задачах развития Российской Федерации
на период до 2024 года" и от 21.07.2020 N 474
"О национальных целях развития
Российской Федерации на период до 2030
года";
с сохранением социальной направленности
бюджета Тамбовской области;
выполнение условий соглашений,
заключенных от имени Тамбовской
области:
по реструктуризации задолженности перед
Российской Федерацией по бюджетным
кредитам, по бюджетному кредиту,
полученному из федерального бюджета для
погашения долговых обязательств
субъекта Российской Федерации
(муниципального образования) в виде
обязательств по государственным
(муниципальным) ценным бумагам и
кредитам, полученным субъектом
Российской Федерации (муниципальным
образованием) от кредитных организаций,
иностранных банков и международных
финансовых организаций;
неустановление расходных обязательств,
не связанных с решением вопросов,
отнесенных Конституцией Российской
Федерации и федеральными законами к
полномочиям органов государственной
власти субъектов Российской Федерации;
принятие новых расходных обязательств
области в рамках установленных пунктом 3
статьи 130 Бюджетного кодекса Российской
Федерации ограничений и исключительно
после финансового обеспечения
действующих расходных обязательств
исходя из возможностей доходов бюджета
Тамбовской области, ограниченных
условиями реструктуризации бюджетных
кредитов из федерального бюджета и
условиями замещения бюджетным кредитом
из федерального бюджета долговых
обязательств Тамбовской области и
муниципального образования по рыночным
заимствованиям;
обеспечение соблюдения норматива
формирования расходов на содержание
органов государственной власти субъекта
Российской Федерации, установленного
Правительством Российской Федерации;
стимулирование инвестиционной
привлекательности, развитие
государственно-частного партнерства,
муниципально-частного партнерства для
решения задач бюджетной сферы, а также
привлечение негосударственных
организаций к оказанию государственных
и муниципальных услуг населению;
обеспечение контроля за законностью,
своевременностью, достижением целей,
показателей и результатов реализации
государственных программ Тамбовской
области, региональных проектов
(программ), направленных на достижение
целей федеральных и национальных
проектов (программ);
обеспечение проведения главными
распорядителями средств бюджета
Тамбовской области ведомственного
контроля в сфере закупок в отношении
подведомственных им заказчиков;
обеспечение организации и проведения
эффективного внутреннего финансового
аудита в соответствии с федеральными
стандартами;
обеспечение публичности информации о
субсидиях, предоставляемых из бюджетов
бюджетной системы, с учетом актуальных
требований бюджетного законодательства
Российской Федерации;
реализация мероприятий, способствующих
сохранению безопасного уровня
государственного долга Тамбовской
области и расходов на его обслуживание;
обеспечение реализации Программы
оздоровления государственных финансов
(оптимизации расходов) Тамбовской
области на 2017 - 2024 годы, утвержденной
постановлением администрации области от
30.03.2017 N 275 (с изменениями);
повышение качества управления
государственными финансами;
обеспечение открытости и прозрачности
бюджетного процесса.
В соответствии с инициативами
Президента Российской Федерации в
предстоящем бюджетном цикле в
Тамбовской области должна начаться
реализация инфраструктурных проектов,
источником финансового обеспечения
которых являются бюджетные кредиты из
федерального бюджета.
Основным инструментом достижения целей
бюджетной политики являются
государственные программы Тамбовской
области, включающие в себя региональные
проекты, реализуемые в рамках
национальных проектов. С 2022 года начнет
действовать новая система управления
государственными программами,
утвержденная постановлением
Правительства Российской Федерации от
26.05.2021 N 786 "О системе управления
государственными программами
Российской Федерации". На основании
указанного документа необходимо
скорректировать нормативную базу по
разработке и реализации государственных
программ Тамбовской области, в
соответствии с которой исполнительные
органы государственной власти области,
являющиеся ответственными
исполнителями государственных программ
Тамбовской области, должны обеспечить
разработку новых государственных
программ Тамбовской области согласно
установленному администрацией области
графику.
В рамках реализации постановления
Правительства Российской Федерации от
18.09.2020 N 1492 "Об общих требованиях к
нормативным правовым актам,
муниципальным правовым актам,
регулирующим предоставление субсидий, в
том числе грантов в форме субсидий,
юридическим лицам, индивидуальным
предпринимателям, а также физическим
лицам - производителям товаров, работ,
услуг, и о признании утратившими силу
некоторых актов Правительства
Российской Федерации и отдельных
положений некоторых актов Правительства
Российской Федерации" предстоит
повысить результативность субсидий,
предоставляемых юридическим лицам, не
являющимся государственными
учреждениями.
Главным распорядителям средств бюджета
Тамбовской области, до которых будут
доведены лимиты на предоставление
указанных субсидий, необходимо
обеспечить публичность отбора
получателей субсидий, прозрачные и
четкие процедуры отбора (конкурса или
запроса предложений) будущих
получателей субсидий, измеримые
результаты от использования субсидий.
Информация о результатах отбора должна
быть размещена на Едином портале
бюджетной системы.
Соглашения о предоставлении субсидий и
иных межбюджетных трансфертов из
бюджета Тамбовской области местным
бюджетам на 2022 - 2024 годы должны быть
заключены исполнительными органами
государственной власти области -
главными распорядителями средств
бюджета Тамбовской области с местными
администрациями до 15 февраля 2022 года.
На основании бюджетного
законодательства должны быть усилены
меры персональной ответственности
ответственных исполнителей
государственных программ за
недостижение установленных
результатов.
В области государственного управления
следует проводить политику сдерживания
расходов бюджета Тамбовской области на
обеспечение деятельности органов
государственной власти области,
дополнительно возложенные функции и
полномочия на исполнительные органы
государственной власти области
необходимо исполнять на основе
перераспределения штатной численности
государственных гражданских служащих и
работников между органами
государственной власти области, а также
с учетом численности некоммерческих
организаций (включая областные
государственные учреждения), созданных
исполнительными органами
государственной власти области.
Политика в области межбюджетных
отношений на 2022 год и на плановый период
2023 и 2024 годов
Межбюджетные отношения с муниципальными
образованиями области в 2022 - 2024 годах
будут сформированы в соответствии с
требованиями Бюджетного кодекса
Российской Федерации и Закона области от
28.10.2005 N 370-З "О межбюджетных отношениях
в Тамбовской области".
Приоритетными задачами в сфере
межбюджетных отношений являются:
проведение органами местного
самоуправления области ответственной
долговой и бюджетной политики;
содействие в обеспечении
сбалансированности местных бюджетов,
снижение рисков неисполнения
первоочередных расходных обязательств
муниципальных образований;
повышение эффективности предоставления
целевых межбюджетных трансфертов;
реализация мер по укреплению финансовой
дисциплины, соблюдению органами
местного самоуправления требований
бюджетного законодательства, переход от
финансовой к персональной
ответственности руководителей местных
администраций за невыполнение
обязательств по соглашениям,
предусматривающим меры по
социально-экономическому развитию и
оздоровлению муниципальных финансов;
вовлечение граждан в процесс обсуждения
и принятия решений по инициативному
бюджетированию.
В части выравнивания уровня бюджетной
обеспеченности муниципальных
образований области будет действовать
формализованный порядок определения
критерия выравнивания бюджетной
обеспеченности муниципальных районов и
городских округов и критериев
выравнивания финансовых возможностей
поселений, исходя из необходимости не
снижения значений указанных критериев
по сравнению с их значениями,
установленными законом области о
бюджете Тамбовской области на текущий
финансовый год и плановый период.
В части софинансирования расходных
обязательств муниципальных образований
области планируется выделение субсидий
из бюджета Тамбовской области, в том
числе на реализацию региональных
составляющих национальных проектов в
рамках государственных программ
области.
За счет средств Дорожного фонда
Тамбовской области, начиная с 2022 года,
будет предусмотрено предоставление
субсидий бюджетам городских округов на
содержание автомобильных дорог общего
пользования местного значения.
В целях финансового обеспечения
расходных обязательств муниципальных
образований будет продолжено
предоставление из бюджета Тамбовской
области иных межбюджетных трансфертов.
Исполнительным органам государственной
власти области необходимо разработать
проекты законов области,
устанавливающие случаи предоставления
иных межбюджетных трансфертов из
бюджета Тамбовской области местным
бюджетам на финансовое обеспечение
расходных обязательств муниципальных
образований, обеспечив их рассмотрение и
принятие до конца 2021 года.
Финансовое обеспечение осуществления
государственных полномочий, переданных
органам местного самоуправления
области, будет осуществляться за счет
субвенций, предоставляемых из бюджета
Тамбовской области.
Предоставление дотаций на обеспечение
сбалансированности местных бюджетов, не
распределенных по муниципальным
образованиям области в бюджете
Тамбовской области на 2022 год и на
плановый период 2023 и 2024 годов, будет
осуществляться в течение следующего
финансового года в процессе исполнения
местных бюджетов на основании
утвержденной методики.
В условиях ограниченности бюджетных
ресурсов и имеющихся рисков
несбалансированности бюджетов
межбюджетные отношения будут направлены
на усиление ответственности органов
местного самоуправления области за
проводимую бюджетную политику в части:
соблюдения высокодотационными
муниципальными образованиями области
условий соглашений о мерах по повышению
эффективности использования бюджетных
средств и увеличению поступлений
налоговых и неналоговых доходов в
местные бюджеты области, заключенных в
рамках выполнения условий
предоставления межбюджетных
трансфертов из бюджета Тамбовской
области;
соблюдения муниципальными
образованиями, получающими из бюджета
Тамбовской области дотации на
выравнивание бюджетной обеспеченности,
условий соглашений, предусматривающих
меры по социально-экономическому
развитию и оздоровлению муниципальных
финансов;
отказа в среднесрочной перспективе от
практики формирования местных бюджетов
с дефицитом, на финансирование которого
предусматривается привлечение кредитов
коммерческих банков;
безусловного исполнения принятых
расходных обязательств, недопущения
образования просроченной кредиторской
задолженности.
В связи с предоставлением в 2021 году
бюджету городского округа - город Тамбов
бюджетного кредита на погашение
долговых обязательств муниципального
образования по кредитам, полученным от
кредитных организаций, в рамках участия
Тамбовской области в программе по
замещению бюджетным кредитом из
федерального бюджета рыночной
задолженности в соответствии с
постановлением Правительства
Российской Федерации от 15.07.2021 N 1206 "Об
утверждении правил предоставления,
использования и возврата субъектами
Российской Федерации бюджетных
кредитов, полученных из федерального
бюджета для погашения долговых
обязательств субъекта Российской
Федерации (муниципального образования) в
виде обязательств по государственным
(муниципальным) ценным бумагам и
кредитам, полученным субъектом
Российской Федерации (муниципальным
образованием) от кредитных организаций,
иностранных банков и международных
финансовых организаций, на 2021 год"
будет осуществляться мониторинг
выполнения городским округом - город
Тамбов выполнения взятых им
обязательств в рамках заключенного
договора.
Кроме этого, в течение 2022 года будут
осуществляться мониторинги исполнения
бюджетов муниципальных образований
области, выполнения органами местного
самоуправления соглашений, которыми
предусматриваются меры по
социально-экономическому развитию и
оздоровлению муниципальных финансов, а
также утвержденных планов по
оптимизации расходов консолидированных
бюджетов муниципальных районов и
городских округов области на 2018 - 2024
годы.