Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь


ПРАВИТЕЛЬСТВО НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 8 октября 2021 года N 247-рг


Об утверждении основных направлений долговой политики Новгородской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов

(с изменениями на 6 сентября 2022 года)

(в ред. Распоряжения Правительства Новгородской области от 06.09.2022 N 327-рг)



Во исполнение статьи 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2020 года N 2196 "О соглашениях, которые предусматривают меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов бюджетам субъектов Российской Федерации":


1. Утвердить прилагаемые основные направления долговой политики Новгородской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов.


2. Опубликовать распоряжение в газете "Новгородские ведомости".



Губернатор Новгородской области
А.С.НИКИТИН



Утверждены
распоряжением
Правительства Новгородской области
от 08.10.2021 N 247-рг



ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2022 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2023 И 2024 ГОДОВ

(в ред. Распоряжения Правительства Новгородской области от 06.09.2022 N 327-рг)


Основные направления долговой политики Новгородской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов принимаются в целях:


обеспечения финансирования дефицита областного бюджета;


своевременного и полного исполнения долговых обязательств Новгородской области;


обеспечения поддержания объема государственного долга Новгородской области в пределах, установленных федеральным законодательством, и в соответствии с областным законом об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период;


обеспечения поддержания расходов на обслуживание государственного долга Новгородской области в пределах, установленных федеральным законодательством, и в соответствии с областным законом об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период;


минимизации стоимости обслуживания государственного долга Новгородской области;


поддержания объема долговой нагрузки на областной бюджет на экономически безопасном уровне с учетом всех возможных рисков.



1. Итоги реализации долговой политики Новгородской области за 2020 год и текущее состояние государственного долга Новгородской области


Объем государственного внутреннего долга Новгородской области по состоянию на 1 января 2021 года составил 18509,9 млн. рублей, в том числе задолженность по бюджетным кредитам - 11617,1 млн. рублей (62,8 %), задолженность по кредитам банков - 6892,8 млн. рублей (37,2 %).


За 2020 год объем государственного долга Новгородской области увеличился на 2980,0 млн. рублей, долговая нагрузка областного бюджета по сравнению с 2019 годом - на 13,9 %.


По итогам исполнения областного бюджета за 2020 год выполнены условия дополнительных соглашений, заключенных с Министерством финансов Российской Федерации в рамках реструктуризации задолженности Новгородской области перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, проведенной в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2017 года N 1531 "О проведении в 2017 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам" (далее дополнительное соглашение), в части ограничения процентной ставки по кредитам от кредитных организаций.


Кредиты от кредитных организаций в областной бюджет привлекались исключительно по ставкам на уровне не более чем уровень ключевой ставки, установленный Центральным банком Российской Федерации, увеличенный на 1,0 % годовых.


Ставка по вновь заключенным в 2020 году государственным контрактам составила:


на получение кредита в сумме 4900,0 млн. рублей 6,7 % (на дату заключения государственного контракта ключевая ставка Центрального банка Российской Федерации составила 6,25 %);


на получение кредитов на общую сумму 9113,1 млн. рублей 5,25 % (на дату заключения государственных контрактов ключевая ставка Центрального банка Российской Федерации составила 4,25 %).


Доля расходов областного бюджета на обслуживание государственного долга Новгородской области за 2020 год составила 0,9 % от объема расходов областного бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, при максимальном размере, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, в 15,0 %.


Расходы на обслуживание государственного внутреннего долга Новгородской области за 2020 год произведены в сумме 382,6 млн. рублей.


В целях сокращения расходов на обслуживание государственного долга Новгородской области приняты следующие меры:


кредит Сбербанка России в сумме 4900,0 млн. рублей со ставкой 7,7 % годовых, полученный в 2019 году, заменен кредитом Сбербанка России со ставкой 6,7 % годовых;


кредит Сбербанка России в сумме 4900,0 млн. рублей со ставкой 6,7 % годовых, полученный в 2020 году, и кредит Сбербанка России в сумме 692,8 млн. рублей со ставкой 6,7125 % годовых, полученный в 2019 году, заменены кредитами Сбербанка России со ставкой 5,25 % годовых;


в областной бюджет привлекались остатки средств с лицевых счетов государственных областных учреждений, открытых в Управлении Федерального казначейства по Новгородской области;


привлечены бюджетные кредиты на пополнение остатков средств на счете областного бюджета в сумме 4360,0 млн. рублей.


Это позволило сократить процентные платежи за 2020 год по сравнению с первоначальным бюджетом на 49,1 млн. рублей.


Погашение и обслуживание долговых обязательств Новгородской области осуществлялось в установленные государственными контрактами (соглашениями) сроки и в полном объеме.


В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июня 2021 года N 1029 "Об утверждении Правил проведения в 2021 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам" между Министерством финансов Российской Федерации и министерством финансов Новгородской области заключено дополнительное соглашение к Соглашению о предоставлении бюджету Новгородской области из федерального бюджета бюджетного кредита для погашения бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации, предусматривающее продление сроков погашения задолженности по бюджетному кредиту, предоставленному Новгородской области из федерального бюджета для погашения бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации в декабре 2020 года, с 2021 года по 2029 год (включительно), что позволит в 2021 году сократить объемы погашения бюджетных кредитов и направить в 2021 - 2024 годах высвободившиеся средства в сумме 1358,5 млн. рублей на осуществление бюджетных инвестиций в объекты инфраструктуры в целях реализации новых инвестиционных проектов.


По результатам оценки долговой устойчивости субъектов Российской Федерации, проведенной Министерством финансов Российской Федерации в 2020 году, Новгородская область отнесена к группе заемщиков со средним уровнем долговой устойчивости.


Аналитическое Кредитное Рейтинговое агентство (Акционерное общество) в 2020 - 2021 годах подтвердило Новгородской области рейтинг кредитоспособности на уровне BBB(RU) - прогноз "Стабильный".


По состоянию на 1 сентября 2021 года объем государственного долга Новгородской области составил 17716,6 млн. рублей и по сравнению с 2020 годом уменьшился на 893,3 млн. рублей.


Просроченная задолженность по долговым обязательствам Новгородской области отсутствует.



2. Основные факторы, влияющие на характер и направления долговой политики Новгородской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов


Основными факторами, влияющими на характер и направления долговой политики Новгородской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, являются:


проводимая Центральным банком Российской Федерации денежно-кредитная политика, принимаемые решения по уровню ключевой ставки;


высокая зависимость налоговых доходов областного бюджета от поступлений налогов от крупнейших налогоплательщиков, в частности от поступлений налога на прибыль организаций;


рост расходных обязательств Новгородской области в целях сохранения достигнутого соотношения заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы, определенных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 1 июня 2012 года N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", от 28 декабря 2012 года N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", к среднемесячной заработной плате наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц в Новгородской области (среднемесячному доходу от трудовой деятельности);


рост расходных обязательств Новгородской области вследствие принятия Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";


необходимость ежегодной индексации расходов областного бюджета на выплату заработной платы работников бюджетной сферы и оплату коммунальных услуг;


необходимость обеспечения выполнения условий реструктуризации задолженности Новгородской области перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, проведенной в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2017 года N 1531 "О проведении в 2017 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам";


необходимость обеспечения выполнения условий предоставления бюджету Новгородской области бюджетного кредита в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2021 года N 1206 "Об утверждении Правил предоставления, использования и возврата субъектами Российской Федерации бюджетных кредитов, полученных из федерального бюджета для погашения долговых обязательств субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в виде обязательств по государственным (муниципальным) ценным бумагам и кредитам, полученным субъектом Российской Федерации (муниципальным образованием) от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, на 2021 год";


увеличение расходов социального характера, связанных с последствиями распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19);


рост дефицита областного бюджета и объема государственного долга в 2020 году;


необходимость продления моратория на предоставление Новгородской областью государственных гарантий.



3. Цели и задачи долговой политики Новгородской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов


3.1. Целями долговой политики Новгородской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов являются:


поддержание объема долговых обязательств Новгородской области на экономически безопасном уровне с учетом всех возможных рисков;


обеспечение исполнения долговых обязательств Новгородской области в полном объеме;


обеспечение минимально возможной стоимости обслуживания прямых долговых обязательств Новгородской области.


3.2. Задачами долговой политики Новгородской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов являются:


3.2.1. Формирование структуры государственного долга Новгородской области с приоритетом среднесрочных и долгосрочных заимствований;


3.2.2. Поддержание дефицита областного бюджета в 2022, 2023 и 2024 годах на уровне не более 10,0 % суммы доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2022, 2023 и 2024 годы соответственно (утвержденный областным законом об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период и сложившийся по данным годового отчета об исполнении областного бюджета в 2022 - 2024 годах дефицит областного бюджета может быть превышен на сумму поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в областной собственности, и (или) снижения остатков средств на счетах по учету средств областного бюджета, в том числе средств Резервного фонда Новгородской области);


3.2.3. Обеспечение выполнения условий реструктуризации задолженности Новгородской области перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, проведенной в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2017 года N 1531 "О проведении в 2017 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам", в том числе:


3.2.3.1. Обеспечение:


на 1 января 2023 года - доли общего объема долговых обязательств Новгородской области не более 49,0 % от суммы доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2022 год, в том числе доли общего объема долговых обязательств Новгородской области по государственным ценным бумагам Новгородской области и кредитам, полученным Новгородской областью от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, не более 29,0 % от суммы доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2022 год;


на 1 января 2024 года - доли общего объема долговых обязательств Новгородской области не более 43,0 % от суммы доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2023 год, в том числе доли общего объема долговых обязательств Новгородской области по государственным ценным бумагам Новгородской области и кредитам, полученным Новгородской областью от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, до уровня не более 30,0 % от суммы доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2023 год;


на 1 января 2025 года - доли общего объема долговых обязательств Новгородской области не более 36,0 % от суммы доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2024 год, в том числе доли общего объема долговых обязательств Новгородской области по государственным ценным бумагам Новгородской области и кредитам, полученным Новгородской областью от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, не более 30,0 % от суммы доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2024 год;


3.2.3.2. Обеспечение возможности привлечения в областной бюджет кредитов от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций исключительно по ставкам на уровне не более чем уровень ключевой ставки, установленный Центральным банком Российской Федерации, увеличенный на 1,0 % годовых;


3.2.3.3. Включение в соглашения с органами местного самоуправления Новгородской области о предоставлении местным бюджетам бюджетных кредитов из областного бюджета обязательств органов местного самоуправления Новгородской области в части обеспечения возможности привлечения в местные бюджеты кредитов от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций исключительно по ставкам на уровне не более чем уровень ключевой ставки, установленный Центральным банком Российской Федерации, увеличенный на 1,0 % годовых;


3.2.4. Поддержание доли расходов областного бюджета на обслуживание государственного долга Новгородской области на уровне, не превышающем 5,0 % от объема расходов областного бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;


3.2.5. Обеспечение выполнения условий предоставления бюджету Новгородской области из федерального бюджета бюджетного кредита для погашения долговых обязательств Новгородской области (муниципального образования) в виде обязательств по государственным (муниципальным) ценным бумагам и кредитам, полученным Новгородской областью (муниципальным образованием) от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, в том числе обеспечение неувеличения на 1 января 2023 года, на 1 января 2024 года и на 1 января 2025 года доли общего объема долговых обязательств по рыночным заимствованиям Новгородской области и муниципальных образований Новгородской области более 25,0 % объема доходов консолидированного бюджета Новгородской области без учета безвозмездных поступлений за 2022 - 2024 годы соответственно;


3.2.6. Сокращение рисков, связанных с осуществлением заимствований;


3.2.7. Обеспечение взаимосвязи принятия решения о заимствованиях с реальными потребностями областного бюджета в привлечении заемных средств;


3.2.8. Учет информации о государственном долге Новгородской области, формирование отчетности о государственных долговых обязательствах Новгородской области;


3.2.9. Обеспечение раскрытия информации о государственном долге Новгородской области.


3.3. Показатели, установленные подпунктом 3.2.3.1 основных направлений долговой политики Новгородской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, могут превысить установленные дополнительными соглашениями показатели:


на сумму бюджетных ассигнований, направленных на выполнение инженерных изысканий, проектирование, экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов инфраструктуры, а также на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в целях реализации новых инвестиционных проектов;


на остаток реструктурированной задолженности по бюджетным кредитам, предусмотренной Правилами проведения в 2021 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июня 2021 года N 1029 (в части доли общего объема долговых обязательств Новгородской области);


на объем задолженности Новгородской области перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, предоставленным из федерального бюджета бюджету Новгородской области на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов (в части доли общего объема долговых обязательств Новгородской области);


на объем задолженности местных бюджетов перед Новгородской областью по бюджетным кредитам, предоставленным из областного бюджета для погашения долговых обязательств по рыночным заимствованиям муниципальных образований за счет бюджетного кредита, предоставленного бюджету Новгородской области из федерального бюджета для погашения долговых обязательств Новгородской области (муниципального образования) в виде обязательств по государственным (муниципальным) ценным бумагам и кредитам, полученным Новгородской областью (муниципальным образованием) от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций (в части доли общего объема долговых обязательств Новгородской области).


(п. 3.3 в ред. Распоряжения Правительства Новгородской области от 06.09.2022 N 327-рг)



4. Основные направления долговой политики Новгородской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов


Основными направлениями долговой политики Новгородской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов являются:


своевременное и полное исполнение долговых обязательств;


проведение мероприятий, направленных на оздоровление государственных финансов Новгородской области, в том числе направленных на рост доходов и оптимизацию расходов областного бюджета и приводящих к сокращению дефицита областного бюджета и государственного долга Новгородской области;


мораторий на предоставление государственных гарантий Новгородской области;


осуществление мониторинга соответствия параметров государственного долга Новгородской области ограничениям, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации;


досрочное погашение долговых обязательств Новгородской области с использованием дополнительных доходов, полученных при исполнении областного бюджета, и остатков средств на счетах по учету средств областного бюджета;


проведение операций по рефинансированию (досрочному рефинансированию) долговых обязательств Новгородской области в целях сокращения расходов на обслуживание государственного долга Новгородской области;


совершенствование практики проведения электронных аукционов среди кредитных организаций на оказание услуг Новгородской области по предоставлению кредитов на покрытие дефицита областного бюджета и погашение долговых обязательств областного бюджета;


привлечение из федерального бюджета бюджетных кредитов на пополнение остатков на счете областного бюджета;


взаимодействие с рейтинговыми агентствами по присвоению и поддержанию кредитного рейтинга Новгородской области;


недопущение принятия новых расходных обязательств, не обеспеченных стабильными источниками доходов.



5. Инструменты реализации долговой политики Новгородской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов


При реализации долговой политики Новгородской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов могут использоваться все инструменты заимствований, предусмотренные Бюджетным кодексом Российской Федерации: государственные ценные бумаги, кредиты кредитных организаций и бюджетные кредиты из федерального бюджета.


Для поддержания текущей ликвидности областного бюджета будет осуществляться привлечение бюджетного кредита на пополнение остатков средств на счете бюджета.



6. Анализ рисков для областного бюджета, возникающих в процессе управления государственным долгом Новгородской области


Основными рисками для областного бюджета, возникающими в процессе управления государственным долгом Новгородской области, являются:


риск снижения поступления налоговых и неналоговых доходов в областной бюджет, влекущего увеличение потребности в осуществлении государственных заимствований и соответственно увеличение размера государственного долга Новгородской области, и невыполнения целевых показателей по уровню государственного долга и объему коммерческих заимствований;


процентный риск - вероятность увеличения суммы расходов областного бюджета на обслуживание государственного долга вследствие увеличения Центральным банком Российской Федерации ключевой ставки и (или) роста объемов привлечения кредитов для выполнения расходных обязательств;


риск рефинансирования - вероятность потерь вследствие невыгодных условий привлечения заимствований на рефинансирование уже имеющихся обязательств или невозможность рефинансировать текущие обязательства;


риск снижения ликвидности в банковском секторе и ограничения возможности привлечения заемных средств в областной бюджет.


Мерами, принимаемыми в целях управления рисками для областного бюджета, возникающими в процессе управления государственным долгом Новгородской области, будут являться:


осуществление достоверного прогнозирования доходов областного бюджета и поступлений по источникам финансирования дефицита областного бюджета;


принятие взвешенных и экономически обоснованных решений по принятию долговых обязательств Новгородской областью;


осуществление мониторинга конъюнктуры финансового рынка и ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, условий и результатов привлечения рыночных заимствований субъектами Российской Федерации.


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ