Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПРИКАЗ

от 26 июля 2021 года N 1116


Об утверждении Концепции системы работы со школами с низкими результатами обучения и школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях, в Удмуртской Республике



В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2021 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" приказываю:


1. Утвердить прилагаемую Концепцию системы работы со школами с низкими результатами обучения и школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях, в Удмуртской Республике (далее - Концепция).


2. Сектор оценки качества образования Управления оценки качества образования и государственного контроля (надзора) в сфере образования Министерства образования и науки Удмуртской Республики (Н.Н. Канакова) назначить региональным координатором реализации Концепции.


3. Автономному учреждению Удмуртской Республики "Региональный центр оценки качества образования" (Д.С. Дектерев) на основе результатов Всероссийских проверочных работ, государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в форме основного государственного экзамена обеспечить ежегодное формирование списка общеобразовательных организаций, в которых обучающиеся по основным образовательным программам начального общего и основного общего образования не достигли минимального уровня базовой подготовки по русскому языку и математике.


4. Автономному образовательному учреждению дополнительного профессионального образования Удмуртской Республики "Институт развития образования" (Н.А. Сударикова) обеспечить:


ежегодное формирование списков школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, в Удмуртской Республике;


ежегодное проведение мониторинга показателей, направленных на повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения и школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях;


реализацию мероприятий по повышению качества образования в школах с низкими результатами обучения в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях.


5. Рекомендовать органам местного самоуправления Удмуртской Республики, осуществляющим управление в сфере образования, руководствоваться настоящей Концепцией в организации работы со школами с низкими результатами обучения и школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях.


6. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.



И.о. министра
И.Г.КРОХИНА



Утверждена
приказом
Министерства
образования и науки
Удмуртской Республики
от 26 июля 2021 г. N 1116



КОНЦЕПЦИЯ СИСТЕМЫ РАБОТЫ СО ШКОЛАМИ С НИЗКИМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОБУЧЕНИЯ И ШКОЛАМИ, ФУНКЦИОНИРУЮЩИМИ В НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ, В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ


I. Общие положения


Высокое качество общего образования - один из важнейших факторов поступательного социально-экономического развития Российской Федерации. Именно поэтому приоритетным направлением государственной политики в сфере образования является повышение качества образования, о чем свидетельствует одна из основных целей национального проекта "Образование" - вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.


Особого внимания в этой связи требуют школы с низкими образовательными результатами обучающихся и школы, функционирующие в неблагоприятных социальных условиях, поскольку именно они в первую очередь должны стать "точками роста" качества образования как в Удмуртской Республике, так и в Российской Федерации в целом. Поэтому преодоление факторов, обуславливающих низкие образовательные результаты, является одной из ключевых задач развития региональной системы образования. Ее актуальность обусловлена необходимостью:


- создания условий, обеспечивающих высокое качество общего образования как фактора поступательного социально-экономического развития Российской Федерации;


- обеспечения права обучающихся на получение качественного общего образования вне зависимости от места жительства и условий обучения (часть 1 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации");


- повышения позиций Российской Федерации в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) в соответствии с целями государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" и национального проекта "Образование".


Решение этой задачи связано:


- с дальнейшей реализацией в системе образования Удмуртской Республики регионального комплексного проекта по повышению качества образования, предусматривающего системное обновление деятельности школ с низкими результатами обучения (далее - НРО) и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях (далее - ФНСУ), за счет реализации программ перехода в эффективный режим работы, внедрения механизмов кадрового и материально-технического обеспечения, научно-методического сопровождения данных школ, оказания методической помощи педагогам и психолого-педагогической поддержки обучающихся;


- дальнейшим внедрением механизмов управления качеством образования на региональном, муниципальном, школьном уровнях.


Концепция системы работы со школами с низкими результатами обучения и школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях, в Удмуртской Республике (далее - Концепция) является методологической основой для разработки региональных, муниципальных и институциональных (на уровне образовательной организации) программ, дорожных карт, нормативных правовых актов, регламентирующих содержание деятельности по повышению качества образования в школах с НРО и школах ФНСУ.


Концепция определяет:


- цели и задачи деятельности по повышению качества образования в общеобразовательных организациях в Удмуртской Республике;


- подходы к определению понятий "низкие результаты обучения" и "школа с низкими результатами обучения"; "неблагоприятные социальные условия" и "школа, функционирующая в неблагоприятных социальных условиях";


- нормативные основы, организационную структуру и содержание адресной поддержки школ с НРО и школ ФНСУ;


- механизмы управления деятельностью по повышению качества образования в системе образования Удмуртской Республики;


- ожидаемые результаты, показатели результативности мероприятий, направленных на повышение качества образования в школах с НРО и школах ФНСУ.



II. Обоснование актуальности системы работы со школами с низкими результатами обучения и школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях, в Удмуртской Республике


Предоставление обучающимся равных прав в получении качественного образования независимо от места жительства и условий обучения требует системной работы, направленной на повышение качества общего образования и предусматривающей системное обновление деятельности школ с ПРО и школ ФНСУ.


Государственная программа Удмуртской Республики "Развитие образования" на 2013 - 2024 годы предусматривает реализацию комплекса мероприятий, направленных на повышение качества образования в школах с НРО и в школах ФНСУ, начиная с 2020 года в отношении 100% данных школ.


Начиная с 2016 года в Удмуртской Республике реализуется комплексный региональный проект по повышению качества образования в школах с НРО и школах ФНСУ.


Он включает в себя следующие виды работ:


- идентификация школ с НРО и школ ФНСУ, выявление среди них школ, находящихся в зоне риска и в кризисной ситуации;


- создание региональной и муниципальной инфраструктуры - учебно-научно-методических кластеров (далее - УНМК), цель которых - объединение организационного управленческого и научно-методического потенциала входящих в него структур для создания системы адресной методической поддержки школ с НРО и школ ФНСУ, а также непрерывного сопровождения профессионального развития педагогов данных школ;


- информационно-методическое обеспечение школ с НРО и ФНСУ, которое включает издание методических пособий по методике обучения, по формированию метапредметных и личностных результатов, по оказанию психолого-педагогической помощи обучающимся с трудностями в учении; формирование и пополнение контента Республиканского банка педагогических инноваций и лучших практик, Республиканского банка видеоуроков "Учусь учиться" по наиболее трудным темам и разделам школьных предметов и др.;


- ряд проектов, ориентированных на различные категории школ и педагогических работников, нуждающихся в адресной поддержке для повышения качества образовательных результатов обучающихся:


1) 3 краткосрочных проекта по оказанию адресной методической помощи педагогам и психолого-педагогической поддержки обучающихся, испытывающих трудности в изучении математики, географии, обществознания; реализуются ежегодно с 2017 по 2021 гг. с различным составом участников. За этот период в них приняли участие 20 учителей математики, 21 учитель обществознания, 19 учителей географии (2017 г.), 44 учителя математики из 26 школ республики, 25 учителей географии из 24 школ, 32 учителя обществознания из 26 школ (2018 г.), 33 учителя математики из 33 школ, 33 учителя географии из 33 школ, 34 учителя обществознания из 34 школ республики (2019 г.), 48 учителей математики из 48 школ, 31 учитель географии из 31 школы, 41 учитель обществознания из 41 школы республики (2020 - 2021 гг.);


2) долгосрочный проект по разработке и реализации программ перехода школ с НРО и школ ФНСУ в эффективный режим работы; реализуется 1 раз в 3 года с различным составом участников: 2017 - 2019 гг., 2019 - 2021 гг. В долгосрочном проекте 2017 - 2019 гг. приняли участие 85 руководящих и педагогических работников 17 школ с НРО из 16 муниципалитетов УР, второй долгосрочный проект (2019 - 2021 гг.) объединил 15 школьных команд из 15 муниципалитетов УР;


3) проект по повышению качества начального общего образования; реализован в 2018 - 2019 гг. В проекте приняли участие 64 педагогических работника - заместители директоров и учителя третьих классов из 27 школ с НРО;


4) проект "Эффективная малокомплектная школа"; реализуется в 2019 - 2021 гг. В проекте участвует 15 школ с НРО и 14 малокомплектных школ-партнеров, работающих в аналогичных условиях, но с более высокими результатами обучения;


5) участие в федеральном проекте адресной методической помощи общеобразовательным организациям, имеющим низкие образовательные результаты обучающихся, "500+"; реализуется в 2021 году. В проекте принимают участие управленческие и педагогические команды 28 школ с НРО.


Участие школ с НРО в комплексном региональном проекте по повышению качества образования обеспечило положительную динамику результатов ОГЭ обучающихся школ - участников краткосрочных и долгосрочных проектов. Повысили результаты ОГЭ:


в 2017 году - 59,7% школ с НРО;


в 2018 году - 70,8% школ с НРО;


в 2019 году - 85,8% школ с НРО.


Индекс низких результатов ОГЭ и ЕГЭ в образовательных организациях Удмуртской Республики в целом показал тенденцию к уменьшению: по результатам ОГЭ он составил в 2018 году 18,1%, в 2019 году - 16,4%; по результатам ЕГЭ в 2019 году - 10,1%, в 2020 году - 7,8%.


(Подведение итогов проекта по повышению качества начального общего образования по итогам всероссийских проверочных работ (далее - ВПР) 2020 года не проводилось в силу объективных причин, связанных с переходом школ в режим дистанционного обучения в условиях распространения новой коронавирусной инфекции и переносом сроков проведения ВПР на следующий учебный год).


Таким образом, представленная статистика показывает, с одной стороны, положительную динамику качества образования, что свидетельствует об эффективности предпринимаемых в республике мер, но, с другой стороны, свидетельствует о необходимости дальнейшей планомерной работы в указанном направлении.


Особое внимание необходимо уделить повышению качества образования в начальной школе и 5 - 8 классах основной школы. Так, по данным мониторинга качества образования, проведенного Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (далее - Рособрнадзор) в 2019 году по результатам ВПР в 5 - 6 классах, в Удмуртской Республике выявлено 85 школ, обучающиеся которых показали отрицательную динамику образовательных результатов по русскому языку и математике. В 2020 году существенно повысился индекс низких результатов ВПР в 4 классах (2019 год - 8,1%, 2020 год - 20,9%), а также в 5 - 7 классах (5 класс - 29,8% и 43,8%; 6 класс - 41,8% и 58,3%; 7 класс - 37,8% и 53,8% в 2019 и 2020 годах соответственно). Представленные данные свидетельствуют о необходимости анализа факторов, обуславливающих снижение качества образования, и принятия мер, препятствующих этой негативной тенденции.



III. Цели и задачи деятельности по повышению качества образования в школах с низкими результатами обучения и школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях


Целью деятельности по повышению качества образования в школах с НРО и школах ФНСУ в рамках регионального комплексного проекта является обеспечение положительной динамики образовательных результатов обучающихся в Удмуртской Республике.


Задачами деятельности являются:


1. Определение содержания понятий "Низкие результаты обучения" и "неблагоприятные социальные условия", что послужит основанием для выявления школ, которые нуждаются в кадровой, методической, материально-технической поддержке, направленной на преодоление факторов, обуславливающих низкие результаты обучения и неблагоприятные социальные условия.


2. Идентификация школ с НРО и школ ФНСУ, выявление школ, находящихся в зоне риска и в кризисной ситуации. Решение данной задачи позволит выявить проблемные зоны каждой конкретной школы, создать ее "рисковый профиль" и на этой основе обеспечить адресный характер методической и иной поддержки школ, направленной на преодоление факторов неуспешности.


3. Организация работы по повышению качества образования в школах с НРО и школах ФНСУ на основе реализации комплексного регионального проекта. Решение данной задачи обеспечит системный характер работы, направленной на преодоление факторов, обуславливающих низкие результаты обучения и/или неблагоприятные социальные условия.


4. Оказание адресной методической помощи управленческим командам и педагогам школ с НРО и школ ФНСУ, научно-методическое и тьюторское сопровождение реализации школами с НРО и ФНСУ программ перехода в эффективный режим работы. Адресная направленность методической и иной поддержки школ с НРО и школ ФНСУ будет способствовать максимальной эффективности мероприятий, направленных на повышение качества образования в данных образовательных организациях.


5. Совершенствование предметных и иных профессиональных компетенций педагогических работников школ с НРО и школ ФНСУ. Уровень профессионального мастерства педагогических работников является одним из основных условий, обеспечивающих достижение обучающимися образовательных результатов, максимально соответствующих их учебным возможностям. Таким образом, решение данной задачи становится важнейшим условием достижения конечной цели регионального комплексного проекта - обеспечения положительной динамики образовательных результатов обучающихся и, таким образом, реализации права обучающихся на получение качественного общего образования вне зависимости от места жительства и условий обучения.


6. Организация сетевого взаимодействия участников комплексного регионального проекта по повышению качества образования. Преодоление негативных факторов, влияющих на качество образовательных результатов в школах с НРО и школах ФНСУ, невозможно усилиями только самих школ. Объединение усилий всего педагогического сообщества, привлечение иных заинтересованных субъектов для успешной реализаций школами с НРО и ФНСУ программ перехода в эффективный режим работы существенно облегчит достижение ими поставленных целей.



IV. Нормативные основы реализации мероприятий по повышению качества образования в школах с низкими результатами обучения и школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях


Государственная программа Удмуртской Республики "Развитие образования" на 2013 - 2024 годы предусматривает реализацию комплекса мероприятий, направленных на повышение качества образования в школах с НРО и в школах ФНСУ: начиная с 2020 года - в отношении 100% данных школ.


Для реализаций данного комплекса мероприятий в Удмуртской Республике создана нормативная правовая основа. Ежегодно приказом министра образования и науки Удмуртской Республики утверждаются списки школ - участников региональных проектов в рамках комплексного регионального проекта по повышению качества образования. АОУ ДНО УР ИРО составляет план-график работ по реализации мероприятий, направленных на повышение качества образования в школах с НРО и школах ФНСУ. Ежегодно утверждается "План мероприятий (дорожная карта) развития механизмов управления качеством образования в Удмуртской Республике", который включает в себя раздел "Система работы со школами с низкими результатами обучения и школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях".



V. Организационная структура адресной методической поддержки школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях


Деятельность по организации и мониторингу реализации мероприятий по повышению качества образования осуществляет рабочая группа (далее - Рабочая группа), созданная Министерством образования и науки Удмуртской Республики (далее - Министерство). Основными исполнителями работ являются АОУ ДПО УР "Институт развития образования" (далее - АОУ ДПО УР ИРО) и АУ УР "Региональный центр оценки качества образования" (далее - АУ УР "РЦОКО").


Механизмом, обеспечивающим реализацию указанного направления деятельности, является создание и функционирование регионального и сети муниципальных учебно-научно-методических кластеров (далее - УНМК), цель которых - объединение организационно-управленческого и научно-методического потенциала входящих в него субъектов для создания системы непрерывного сопровождения реализации программ перехода школ с НРО и школ ФНСУ в эффективный режим работы и профессионального развития педагогов школ с НРО и школ ФНСУ.


Внутри каждого УНМК обеспечивается сетевое взаимодействие участников проектов по повышению качества образования. Это достигается за счет создания сетевых сообществ, объединяющих:


- педагогов школ с НРО по отдельным учебным предметам;


- управленческие команды школ с НРО;


- сетевые пары: школа с НРО и школа-партнер, работающая в аналогичных социальных условиях, но с более высокими результатами обучения, и имеющая статус стажировочной площадки;


- сетевые наставники для молодых педагогов и педагогов, имеющих профессиональные дефициты, способные негативно влиять на образовательные результаты обучающихся;


- сеть муниципальных УНМК в структуре регионального УНМК.



VI. Определение содержания понятий "низкие результаты обучения", "неблагоприятные социальные условия"


Содержание понятия "низкие образовательные результаты" определяется в данной Концепции в соответствии с "Методикой выявления общеобразовательных организаций, имеющих низкие образовательные результаты обучающихся, на основе комплексного анализа данных об образовательных организациях, в том числе данных о качестве образования", утвержденной приказом Рособрнадзора от 19 августа 2020 года N 847 (далее - Методика Рособрнадзора).


Объектом анализа в данной Концепции являются результаты двух оценочных процедур: оценки качества образования посредством всероссийских проверочных работ (далее - ВПР) и государственной итоговой аттестации в форме основного государственного экзамена (далее - ОГЭ) по русскому языку и математике. Предметом анализа является доля участников оценочной процедуры, не достигших минимального уровня базовой подготовки по предмету (получивших отметку "2") по результатам ВПР или не достигших минимального уровня базовой подготовки по предмету по результатам ОГЭ (не преодолевших минимальный порог, предусмотренный спецификацией соответствующей оценочной процедуры).


Таким образом, понятие "низкие образовательные результаты" в соответствии с Методикой Рособрнадзора определяется в данной Концепции как результаты оценочной процедуры, при которых не менее 30% от общего числа участников оценочных процедур ВПР, ОГЭ не достигли минимального уровня базовой подготовки по предмету. При анализе данных ОГЭ учитываются результаты участников, полученные до пересдач.


Содержание понятия "неблагоприятные социальные условия" определяется в данной Концепции исходя из комплексного анализа и оценки социальных условий, в которых функционирует конкретная школа.


Параметрами для оценки социальных условий согласно методике, разработанной и рекомендованной НИУ "Высшая школа экономики", являются следующие:


- доля семей, где оба родителя имеют высшее образование;


- доля семей, где работают оба родителя;


- доля полных семей;


- доля детей, состоящих на внутришкольном учете;


- доля детей, состоящих на учете в органах внутренних дел (далее - ОВД);


- доля детей, состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних (далее - КДН);


- доля семей, находящихся в социально опасном положении;


- доля семей, проживающих в благоустроенных квартирах (домах).


Каждый показатель оценивается в баллах: "1" - высокий уровень; "0" - средний уровень; "-1" - низкий уровень.


Присвоенные значения по всем показателям суммируются. В результате получается шкала от -8 до 8. Значениям индекса в пределах от 3 до 8 соответствует "социально благополучная среда", значениям индекса в пределах от -2 до 2 - "социально нейтральная среда", в пределах от -8, до -3 - "социально неблагополучная среда".


На основе анализа полученных данных определяется индекс социального благополучия или социальный статус каждой образовательной организации.


Таким образом, понятие "неблагоприятные социальные условия" определяется в данной Концепции как совокупность условий, суммарная оценка (индекс социального благополучия) которых имеет значения в пределах от -8 до -3 и характеризуется как "социально неблагополучная среда".



VII. Методика выявления и идентификации школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях


Выявление школ с низкими результатами обучения проводится на основе оценки достижения обучающимися каждой конкретной школы минимального уровня базовой подготовки по русскому языку и математике на основе результатов ВПР в 4 классе и результатов ОГЭ в 9 классе, т.е. по завершении обучения на уровне начального общего образования и на уровне основного общего образования. Образовательные организации, в которых доля обучающихся, не достигших минимального уровня базовой подготовки по русскому языку и математике по результатам ВПР в 4 классе и ОГЭ, составляет более 30%, относятся к категории школ с НРО.


Таким образом, в данной Концепции под школой с низкими результатами обучения понимается образовательная организация, в которой не менее 30% обучающихся показали низкие образовательные результаты по русскому языку и математике по завершении обучения на уровне начального общего образования и на уровне основного общего образования.


Методика выявления школ с низкими результатами обучения на основе анализа результатов оценочных процедур (ВПР, ОГЭ) включает следующие этапы:


- анализ результатов ВПР в 4 классе и ОГЭ по русскому языку и математике в 100% общеобразовательных организаций;


- определение доли обучающихся, не достигших минимального уровня базовой подготовки по русскому языку и математике по результатам ВПР в 4 классе и ОГЭ;


- формирование перечня общеобразовательных организаций, отнесенных к категории "школ с низкими результатами обучения".


Анализ социальных условий и идентификация школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, осуществляется методом сбора и анализа данных социального паспорта 100% школ республики в соответствии с параметрами для оценки социальных условий по методике НИУ ВШЭ.


В соответствии с данными социального паспорта определяется индекс социального благополучия и социальный статус каждой образовательной организации. На основе этих данных формируется выборка школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, - образовательных организаций, имеющих неблагоприятный социальный статус, чей индекс социального благополучия имеет значение в интервале от -8 до -3.



VIII. Методика определения мер адресной поддержки школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях


Для определения мер адресной поддержки школ с НРО и школ ФНСУ проводятся следующие процедуры:


- сопоставительный анализ результатов идентификации школ с низкими образовательными результатами и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, позволяющий выявить резильентные школы, школы, находящиеся в зоне риска и школы, находящиеся в кризисной ситуации (авторы методики - А.Г. Варначева, И.В. Макарова, канд. пед. наук, доценты кафедры воспитания и профилактики асоциального поведения АОУ ДПО УР "Институт развития образования");


- анализ образовательной среды данных школ по методике В.А. Ясвина, позволяющий: в резильентных школах - выявить факторы, обеспечивающие положительные результаты обучения при наличии негативных факторов социальной среды; в школах, находящихся в зоне риска и в кризисной ситуаций, - создать их "рисковый профиль" для принятия мер по снижению факторов риска и улучшению образовательных результатов;


- анализ контекстных данных по Методике Рособрнадзора, позволяющий дополнить либо уточнить "рисковый профиль" школы;


- диагностика профессиональных дефицитов педагогических работников, позволяющая определить содержание деятельности по повышению профессионального мастерства педагогов школ с НРО.


Методика сопоставительного анализа предусматривает сопоставление образовательных результатов школ по ВПР в 4 классе и ОГЭ с индексом социального благополучия данных школ.


За основу берутся 3 группы школ исходя из их социального статуса:


1. Школы с благоприятным социально-экономическим статусом.


2. Школы с неблагоприятным социально-экономическим статусом.


3. Школы с нейтральным статусом.


Затем внутри каждой из 3 групп в зависимости от общего уровня учебных достижений обучающихся определяются подгруппы:


1. Школы с высоким уровнем образовательных результатов;


2. Школы со средним уровнем образовательных результатов;


3. Школы с низким уровнем образовательных результатов.


Таким образом, все общеобразовательные организации в Удмуртской Республике распределяются между 9 кластерами. Для решения региональной задачи повышения качества общего образования среди них определяются резильентные школы, школы, находящиеся в зоне риска, и школы, находящиеся в кризисной ситуации.


К первой группе - резильентным школам - отнесены школы, имеющие при нейтральном или неблагоприятном социально-экономическом статусе высокие образовательные результаты обучающихся. Резильентные школы при оказании адресных мер методической помощи школам с НРО и школам ФИСУ выступают в качестве школ-партнеров, им присваивается статус стажировочных площадок муниципального или регионального уровней.


Ко второй группе - школам, находящимся в зоне риска, - относятся школы с нейтральным или неблагоприятным социально-экономическим статусом и средним уровнем образовательных результатов обучающихся.


К третьей группе - школам, находящимся в кризисной ситуации, - отнесены все школы с низким уровнем образовательных результатов, имеющие как благоприятный либо нейтральный, так и неблагоприятный социально-экономический статус.


Диагностика образовательной среды позволяет выявить факторы, негативно влияющие на уровень образовательных результатов обучающихся, и направить усилия на их нейтрализацию либо устранение. Она может быть дополнена комплексным анализом контекстных данных, который осуществляется по следующим параметрам:


- территориальная принадлежность школы (городская/сельская) с учетом размера населенного пункта;


- удаленность от региональных центров концентрации культуры и позитивного опыта;


- дефицит педагогических кадров;


- дефицит базовой инфраструктуры: устойчивого доступа в Интернет и достаточного количества компьютерной техники.


Оценка предметных компетенций педагогов школ с НРО проводится различными способами.


На региональном уровне:


- анализ типичных затруднений обучающихся при выполнении заданий ВПР и ОГЭ;


- организация самодиагностики педагогами собственных затруднений и дефицитов;


- тестирование педагогов школ с НРО.


На муниципальном и школьном уровне:


- посещение и анализ открытых уроков педагогов школ с НРО руководителями школьного и муниципального методических объединений учителей, зам. директора по УВР, педагогами школ-партнеров, учителями-наставниками, методистами ММС и др.


В результате указанных диагностических процедур создается "рисковый профиль" данных школ - характеристика факторов, негативно влияющих на образовательные результаты обучающихся, и с учетом этого определяются меры адресной поддержки.


Так, меры адресной поддержки школ, находящихся в зоне риска, носят преимущественно профилактический характер и заключаются в выявлении невостребованных и поиске новых ресурсов, способных положительно повлиять на образовательную среду и, как следствие, на качество образовательных результатов данных школ.


Меры адресной поддержки школ, находящихся в кризисной ситуации, определяются с учетом их "рискового профиля". Все эти школы становятся объектами поддержки прежде всего на муниципальном уровне, так как преодоление факторов риска, связанных с нейтральным либо неблагоприятным социальным статусом данных школ, а также кадровыми, материально-техническими дефицитами, является задачей муниципальных органов управления образованием, а также школьных управленческих команд.


Необходимость методического сопровождения школ, находящихся в кризисной ситуации, на региональном уровне возникает в том случае, если одним из факторов риска данных школ является недостаточный уровень профессиональных компетенций педагогических работников. Такие школы становятся участниками комплексного регионального проекта по повышению качества образования, рассчитанного на период от 3 до 5 лет.



IX. Методика определения динамики образовательных результатов школ - участниц регионального комплексного проекта по повышению качества образования


Для определения динамики образовательных результатов школ - участниц комплексного регионального проекта используются результаты ВПР по русскому языку и математике в 5 - 8 классах данных школ. Ежегодно рассматриваются результаты только одной параллели обучающихся, начиная с 5-го класса, что позволяет отслеживать динамику образовательных результатов одних и тех же школьников, обучающихся, как правило, у одного и того же педагога.


На основе анализа данных ВПР выявляются:


- школы, демонстрирующие положительную динамику образовательных результатов;


- школы, демонстрирующие отрицательную динамику образовательных результатов;


- школы, демонстрирующие отсутствие положительной динамики (стабильность) образовательных результатов.


При оценке динамики результатов ВПР в 5 - 8 классах также учитывается уровень объективности результатов образовательной организации в ВПР по русскому языку и математике.


С учетом ежегодного анализа результатов ВПР и определения их динамики осуществляется, при необходимости, корректировка мер адресной помощи данным школам.


Динамика образовательных результатов обучающихся начальной школы анализируется методом сбора качественных и количественных данных о сформированности у младших школьников базовых знаний, умений и навыков по русскому языку и математике, которые создают фундамент для их дальнейшего успешного обучения и в том числе проверяются в заданиях ВПР в 4 классе.



X. Региональные показатели и методы сбора информации о мероприятиях, направленных на повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения и школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях

N

Показатели

Методы сбора и обработки информации

1

Для выявления школ с низкими результатами обучения и/или школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях

1.1

Доля обучающихся конкретной школы, не достигших минимального уровня базовой подготовки по русскому языку и математике по результатам ВПР в 4 классе и ОГЭ, в общем количестве обучающихся, участвовавших в соответствующих оценочных процедурах

Сбор статистических данных о результатах ВПР, ОГЭ, предоставляемых Рособрнадзором, в текущем году, формирование сводных таблиц;

анализ и обработка статистических данных о результатах ВПР, ОГЭ в текущем году, выявление школ с низкими результатами обучения

1.2

Доля школ, имеющих значение индекса социального благополучия от -8 до -3, в общем количестве школ в УР

Сбор информации посредством запроса в 100% образовательных организаций о предоставлении социального паспорта школы;

анализ и обработка данных социальных паспортов школ: определение индекса социального благополучия каждой школы; распределение школ на 3 группы исходя из значений индекса социального благополучия; выявление школ, имеющих неблагоприятный социальный статус

1.3

Доля школ, находящихся в кризисной ситуации, и школ, находящихся в зоне риска, в общем количестве школ в УР

Кластерирование школ по результатам сопоставительного анализа данных, полученных в результате применения двух предыдущих методик

2

Для выявления динамики образовательных результатов в школах с низкими результатами обучения и/или школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях

2.1

Доля школ - участниц регионального комплексного проекта, показывающих положительную динамику образовательных результатов ВПР по русскому языку и математике в 5 - 8 классах, в общем количестве школ - участниц проекта

Сбор статистических данных о результатах ВПР школ - участниц проекта: последовательно, по годам - с 5 по 8 класс; формирование сводных таблиц;

анализ и обработка статистических данных о результатах ВПР данных школ, ежегодно, начиная с 5 класса; формирование выборки школ, имеющих положительную динамику образовательных результатов

2.2

Доля школ - участниц регионального комплексного проекта, показывающих отрицательную динамику образовательных результатов ВПР по русскому языку и математике в 5 - 8 классах, в общем количестве школ - участниц проекта

Сбор статистических данных о результатах ВПР школ - участниц проекта: последовательно, по годам - с 5 по 8 класс; формирование сводных таблиц;

анализ и обработка статистических данных о результатах ВПР данных школ, ежегодно, начиная с 5 класса; формирование выборки школ, имеющих отрицательную динамику образовательных результатов

2.3

Доля школ - участниц регионального комплексного проекта, показывающих отсутствие динамики образовательных результатов ВПР по русскому языку и математике в 5 - 8 классах, в общем количестве школ - участниц проекта

Сбор статистических данных о результатах ВПР школ - участниц проекта: последовательно, по годам - с 5 по 8 класс; формирование сводных таблиц;

анализ и обработка статистических данных о результатах ВПР данных школ, ежегодно, начиная с 5 класса;

формирование выборки школ, показывающих отсутствие динамики образовательных результатов

2.4

Доля школ - участниц регионального комплексного проекта, показывающих положительную динамику образовательных результатов по русскому языку и математике во 2 - 3 классах (при наличии низких образовательных результатов в 1 классе), в общем количестве школ - участниц проекта

Сбор качественных и количественных данных о результатах успеваемости обучающихся по русскому языку и математике, начиная с 1-го и заканчивая 3-м классом.

Анализ и обработка данных о результатах успеваемости и годовых контрольных работ обучающихся последовательно с 1 по 3 классы; формирование сравнительных таблиц и графиков, отражающих динамику образовательных результатов

2.5

Доля школ - участниц регионального комплексного проекта, показывающих увеличение доли низких образовательных результатов по русскому языку и математике во 2 - 3 классах, в общем количестве школ - участниц проекта

Сбор качественных и количественных данных о результатах успеваемости обучающихся по русскому языку и математике, начиная с 1-го и заканчивая 3-м классом;

анализ и обработка данных о результатах успеваемости и годовых контрольных работ обучающихся последовательно с 1 по 3 класс; формирование сравнительных таблиц и графиков, отражающих динамику образовательных результатов

2.6

Доля школ - участниц регионального комплексного проекта, показывающих отсутствие положительной динамики образовательных результатов по русскому языку и математике во 2 - 3 классах (при наличии низких образовательных результатов в 1 классе), в общем количестве школ - участниц проекта

Сбор качественных и количественных данных о результатах успеваемости обучающихся по русскому языку и математике, начиная с 1-го и заканчивая 3-м классом;

анализ и обработка данных о результатах успеваемости обучающихся, последовательно с 1 по 3 класс; формирование сравнительных таблиц и графиков, отражающих динамику образовательных результатов

3

Для оценки предметных компетенций педагогических работников в школах с низкими результатами обучения и/или школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях

3.1

Наличие дефицитов во владении предметными компетенциями у педагогов школ с НРО и школ ФНСУ

Сбор данных о предметных дефицитах у обучающихся по результатам ВПР в 4 классе и ОГЭ, формирование сводной таблицы;

сбор данных об уровне предметных компетенций педагогов школ с НРО и ФНСУ посредством проведения самодиагностики, тестирования;

проведение выборки предметных дефицитов обучающихся на основе анализа данных сводной таблицы по результатам ВПР в 4 классе, ОГЭ;

проведение выборки предметных дефицитов у педагогов школ с НРО на основе анализа результатов самодиагностики, тестирования;

сопоставление данных о предметных дефицитах обучающихся и предметных дефицитах педагогов, определение направлений повышения квалификации и методической поддержки педагогов школ с НРО

4

Для оценки результативности мероприятий по оказанию методической помощи школам с низкими результатами обучения и школам, функционирующим в неблагоприятных социальных условиях

4.1

Доля школ - участниц комплексного регионального проекта по повышению качества образования, повысивших результаты ВПР, ОГЭ по итогам участия в проекте, в общем количестве школ - участниц проекта

Сбор статистических данных о результатах ВПР в 4 классе и ОГЭ школ - участниц проекта на момент завершения проекта;

обработка статистических данных о результатах ВПР в 4 классе и ОГЭ школ - участниц проекта, формирование сравнительных таблиц (на начало и на конец проекта)

4.2

Доля школ - участниц комплексного регионального проекта по повышению качества образования, успешно реализовавших программы перехода в эффективный режим работы, в общем количестве школ - участниц проекта

Сбор информации о наличии программ перехода в эффективный режим работы посредством изучения материалов официального сайта образовательной организации;

сбор информации посредством запроса о представлении отчетов по реализации программ перехода школ с НРО в эффективный режим работы;

анализ выполнения плана-графика работ в рамках программы каждой школы - участницы проекта по повышению качества образования;

проведение тьюториалов со школами - участницами проекта по обсуждению хода и результатов работы по реализации программ перехода в эффективный режим работы

4.3

Доля школ с НРО, в отношении которых проводились мероприятия по повышению качества образования, в общем количестве школ с НРО

Сбор информации посредством запроса о представлении отчетов о деятельности регионального и муниципальных УНМК;

анализ планов и отчетов о деятельности регионального и муниципальных УНМК

4.4

Доля муниципальных образований, в которых проводятся мероприятия по повышению качества образования в школах с НРО, в общем количестве муниципальных образований в Удмуртской Республике

Сбор информации посредством запроса о представлении отчетов о деятельности муниципальных УНМК;

анализ планов и отчетов о деятельности муниципальных УНМК



XI. Мониторинг показателей, направленных на повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения и школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях


Целью региональных мониторингов является:


- выявление школ с НРО и школ ФНСУ, идентификация школ, находящихся в зоне риска и в кризисной ситуации;


- изучение и отслеживание изменений в количественных и качественных показателях деятельности школ с НРО, реализующих программы перехода в эффективный режим работы;


- изучение профессиональных дефицитов педагогов школ с НРО, отслеживание изменений в структуре профессиональных дефицитов;


- изучение и анализ деятельности муниципальных УНМК в процессе реализации комплекса мероприятий по работе со школами с НРО и школами ФНСУ;


- анализ и оценка эффективности мероприятий комплексного регионального проекта по повышению качества образования;


- оценка эффективности принятия управленческих решений на региональном, муниципальном и институциональном уровне для повышения качества образования.


Координатором мониторингов является Рабочая группа Министерства. Исполнителями мониторинговых процедур являются АОУ ДПО УР ИРО и АУ УР "РЦОКО".


Для получения информации используются аналитико-статистические данные об образовательных результатах обучающихся по итогам внешних оценочных процедур, отчеты, данные автоматизированной системы информационного обеспечения управления, данные опросов участников образовательных отношений, результаты оценки компетенций педагогических работников и др.


Мониторинги по всем видам показателей проводятся в соответствии с планом-графиком работ (дорожной картой) по повышению качества образования в школах с НРО и школах ФНСУ.


Результирующим продуктом мониторингов является база статистических данных, аналитических и методических материалов, позволяющих судить об эффективности комплекса мер адресной поддержки и оперативно принимать решения по корректировке и предупреждению нежелательных эффектов.



XII. Анализ результатов мониторинга показателей


Анализ результатов мониторинга региональных показателей предполагает:


- выявление школ с НРО и школ ФНСУ, идентификацию школ, находящихся в зоне риска и в кризисной ситуации. Результирующим продуктом данного действия является определение перечня школ с НРО и школ ФНСУ, которым будет оказываться поддержка в рамках деятельности муниципальных органов управления образованием (далее - МОУО), муниципальных УНМК либо в рамках регионального комплексного проекта по повышению качества образования;


- выявление динамики образовательных результатов школ с НРО - участниц регионального комплексного проекта по повышению качества образования. Результирующим продуктом данного действия будет разработка и/или корректировка мероприятий, направленных на поддержку данных школ;


- оценку предметных компетенций педагогических работников школ с НРО и школ ФНСУ, а также их динамику в процессе реализации мероприятий по поддержке данных школ на муниципальном и региональном уровнях. Результирующим продуктом данного действия будут адресные рекомендации субъектам регионального и муниципальных УНМК по содержанию, направлениям и видам методической поддержки педагогических работников данных школ, а также самим педагогам - по определению направлений профессионального самосовершенствования;


- получение информации о результативности реализации школьных программ по переходу в эффективный режим работы, результативности и эффективности комплекса мер поддержки школ с ПРО и школ ФНСУ, реализуемых в рамках деятельности муниципальных УНМК и регионального комплексного проекта. Результирующим продуктом данного действия будут новые управленческие решения.



XIII. Разработка адресных рекомендаций по результатам мониторинга и принятие управленческих решений


По результатам проведенного анализа результатов мониторинга региональных показателей разрабатываются адресные рекомендации для:


- школ с НРО и школ ФНСУ - по диагностике образовательной среды школы, разработке программы перехода в эффективный режим работы;


- педагогических работников школ с НРО и школ ФНСУ - по разработке и реализации индивидуальных образовательных программ профессионального развития, по улучшению качества преподавания;


- АОУ ДПО УР ИРО - по разработке и реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификаций, направленных на преодоление профессиональных дефицитов педагогических работников школ с НРО и школ ФНСУ; по организации научно-методического сопровождения и адресной помощи школам с НРО и школам ФНСУ; разработке методических пособий, рекомендаций по вопросам повышения качества образования; разработке и/или корректировке плана-графика работ в рамках регионального комплексного проекта по повышению качества образования;


- МОУО - по разработке муниципальных программ поддержки школ с НРО и школ ФНСУ;


- муниципальных УНМК - по разработке плана мероприятий (дорожной карты) по реализаций комплекса мер по повышению качества образования в школах с НРО и школах ФНСУ, оказанию адресной методической поддержки данных школ;


- Министерства - по корректировке региональной Концепции.



XIV. Система мероприятий по повышению качества образования в школах с низкими результатами обучения и школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях


Система работы со школами с НРО и школами ФНСУ включает следующие виды работ:


1. Реализация комплексного регионального проекта по повышению качества образования в школах с НРО и школах ФНСУ


Комплексный региональный проект включает в себя четыре локальных проекта, направленных на оказание научно-методической помощи управленческим командам и отдельным категориям педагогических работников школ с НРО. К ним относятся:


1.1. Проект по повышению качества начального образования.


Участниками проекта становятся учителя начальных классов школ с НРО, выпустившие в текущем году 4-е классы, а также педагоги-дефектологи, логопеды - по необходимости и при наличии в школе соответствующих специалистов. Проект реализуется в течение четырех лет - до следующего выпуска из начальной школы детей, обучавшихся у педагога - участника проекта.


Основной задачей учителей начальных классов - участников проекта является освоение более эффективных методик и технологий обучения, применение которых обеспечит достижение положительных результатов обучения, максимально возможных для конкретных обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей. Задачей специалистов - дефектологов, логопедов является оказание специальной помощи и поддержки обучающимся, испытывающим трудности в обучении.


Учителя, у которых выявлены предметные дефициты по вопросам обучения только русскому языку или только математике и соответственно получены низкие результаты обучающихся по одному из этих предметов по итогам ВПР в 4 классе, участвуют в мероприятиях проекта, посвященных вопросам обучения отдельным предметам; остальные - во всех мероприятиях проекта. Педагоги, чьи обучающиеся в течение 3 лет (с 1 по 3 класс) показывают стабильные положительные результаты либо положительную динамику образовательных результатов, могут быть освобождены от участия в проекте. Остальные педагоги участвуют в проекте до достижения положительной динамики результатов либо до выпуска обучающихся из начальной школы.


1.2. Проект по повышению качества обучения русскому языку учащихся основной школы.


Участниками проекта становятся учителя русского языка школ с НРО, которым предстоит работать в 5-х классах с обучающимися, показавшими низкие результаты ВПР в 4 классе.


Их первоочередной задачей в рамках проекта является ликвидация пробелов в знаниях, умениях, навыках обучающихся, выявленных на основе анализа результатов ВПР в 4 классе, а также успешное обучение своих учеников по программе основной школы. Данный проект реализуется в течение 3 - 5 лет. Педагоги, чьи обучающиеся в течение 3 лет (с 5 по 7 класс) показывают положительную динамику результатов ВПР, могут быть освобождены от участия в проекте. Остальные педагоги участвуют в проекте до достижения положительной динамики результатов либо до выпуска обучающихся из основной школы.


1.3. Проект по повышению качества обучения математике учащихся основной школы.


Участниками данного проекта становятся учителя математики школ с НРО, которым Также предстоит работать в 5-х классах с обучающимися, показавшими низкие результаты ВПР в 4 классе.


Задачи и условия участия в данном проекте для учителей математики аналогичны задачам и условиям проекта по обучению русскому языку учащихся основной школы.


1.4. Проект по разработке и реализации программ перехода школ с НРО в эффективный режим работы.


Участниками данного проекта являются управленческие команды школ с НРО, включая директора школы, его заместителей, а также специалистов: педагогов-психологов, социальных педагогов, педагогов-организаторов.


Основной задачей управленческих команд является разработка и реализация программ перехода в эффективный режим работы, рассчитанных на три года. Данные программы ориентированы на преодоление факторов риска, выявленных в ходе диагностики образовательной среды данных школ и негативно влияющих на качество образовательных результатов обучающихся.


Для эффективного взаимодействия участников локальных проектов с руководителями проекта и сетевого взаимодействия друг с другом создается специальный сайт каждого проекта, проводятся установочные и обучающие семинары, курсы повышения квалификации, стажировки, организуется психолого-педагогическое и методическое консультирование, взаимная экспертиза созданных участниками проекта моделей деятельности, а также методических и дидактических материалов.


Кроме этого, управленческие команды участвуют в смотре-конкурсе на лучшую программу перехода школы в эффективный режим работы, учителя могут принять участие в конкурсе видеоуроков по наиболее трудным темам школьного курса преподаваемых ими предметов.


2. Участие школ республики в федеральных проектах по повышению качества образования


Удмуртская Республика принимает активное участие в реализации мероприятий по повышению качества образования, предусмотренных Государственной программой РФ "Развитие образования". В 2017 - 2019 гг. республика ежегодно становилась победителем конкурсного отбора на получение федеральной субсидии, направленной на реализацию мероприятий по повышению качества образования. В 2021 году школы республики под руководством АОУ ДПО УР ИРО участвуют в федеральном проекте по оказанию адресной методической поддержки "500+".


3. Организация деятельности муниципальных УНМК


Для обеспечения непрерывного научно-методического сопровождения, оказания своевременной и адресной методической помощи, а также для организации общественной экспертизы и оценки деятельности школ с НРО и школ ФНСУ по реализации программ перехода в эффективный режим работы в 100% муниципалитетов республики созданы муниципальные МУНМК, что соответствует одному из показателей государственной программы Удмуртской Республики "Развитие образования".


В состав УНМК входят муниципальные методические службы, методические объединения и сообщества, учреждения среднего и высшего педагогического образования (находящиеся на территории отдельных муниципалитетов), а также школы-партнеры из числа резильентных школ. Деятельность УНМК регламентируется нормативными документами, созданными на основе примерных/типовых документов: Положение о муниципальном УНМК, типовой договор о сотрудничестве между школами с НРО и школами-партнерами, типовой проект приказа о создании МУНМК, типовой годовой план работы (дорожная карта) муниципального УНМК.


Основными формами работы МУНМК являются стажировки на базе школ-партнеров, методические семинары, открытые уроки педагогов школ с НРО с их последующим анализом и обсуждением результатов, публичные творческие отчеты по реализации школами с НРО программ перехода в эффективный режим работы, моделей повышения качества обучения по предмету и др.


4. Информационно-методическое обеспечение проектов по повышению качества образования


Реализация комплексного регионального проекта по повышению качества образования сопровождается изданием методических пособий по методике обучения, по формированию метапредметных и личностных результатов обучающихся. На сайте "Сообщество педагогов Удмуртской Республики" функционирует Республиканский банк педагогических инноваций и лучших практик, в котором размещаются материалы, обобщающие эффективный опыт педагогов Удмуртской Республики. На сайте АОУ ДНО УР ИРО функционирует Республиканский банк видеоуроков "Учусь учиться", создаваемых педагогами с высокими результатами обучения с целью оказания помощи педагогам школ с НРО, обучающимся, испытывающим трудности в освоении конкретных учебных предметов, и их родителям.



XV. Анализ эффективности принятых мер


По итогам работы по повышению качества образования в школах с НРО и школах ФНСУ проводится анализ эффективности принятых мер.


Заседания Рабочей группы. Не реже 1 раза в полугодие проводятся заседания Рабочей группы, на которых рассматриваются вопросы реализации мероприятий по повышению качества образования в школах с НРО и школах ФНСУ, утверждаются планы-графики работ (дорожные карты) по реализации комплексного регионального проекта по повышению качества образования, рассматриваются отчеты о реализации мероприятий дорожных карт, при необходимости выносятся рекомендации по совершенствованию работы в данном направлении.


Семинары-совещания с руководителями муниципальных УНМК. АОУ ДПО УР ИРО ежегодно проводит семинары-совещания с руководителями муниципальных УНМК по анализу результатов работы по повышению качества образования в школах с НРО и школах ФНСУ, по обобщению лучших практик адресной методической помощи школам с НРО и школам ФНСУ.


Вопросы повышения качества образования в школах с НРО и школах ФНСУ рассматриваются также на Коллегиях МОиН УР, на научно-практических конференциях и др. мероприятиях республиканского уровня.


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ