ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 октября 2021 года N 687-п
Об утверждении основных направлений
государственной долговой политики
Ярославской области на 2022 год и на
плановый период 2023 и 2024 годов
В соответствии со статьей 107.1 Бюджетного
кодекса Российской Федерации,
постановлением Правительства
Российской Федерации от 21 декабря 2020 г. N
2196 "О соглашениях, которые
предусматривают меры по
социально-экономическому развитию и
оздоровлению государственных финансов
субъектов Российской Федерации" и
Законом Ярославской области от 26 июня 2008
г. N 28-з "О бюджетном процессе"
ПРАВИТЕЛЬСТВО ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемые основные
направления государственной долговой
политики Ярославской области на 2022 год и
на плановый период 2023 и 2024 годов.
2. Контроль за исполнением постановления
возложить на заместителя Губернатора
области, курирующего вопросы
организации деятельности администрации
Губернатора области.
3. Постановление вступает в силу с
момента подписания.
Исполняющий обязанности
Председателя
Правительства области
М.А.АВДЕЕВ
Утверждены
постановлением
Правительства области
от 05.10.2021 N 687-п
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2022 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2023 И 2024
ГОДОВ
1. Общие положения
Основные направления государственной
долговой политики Ярославской области
на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024
годов (далее - долговая политика)
определяют основные направления
деятельности по управлению
государственным долгом Ярославской
области (далее - государственный долг).
2. Итоги реализации государственной
долговой политики Ярославской области
за 2020 год и истекший период 2021 года
В условиях осложнения в 2020 году
экономической ситуации из-за влияния
последствий распространения
коронавирусной инфекции
государственная долговая политика
области была нацелена на поддержание
государственного долга на уровне,
позволяющем обеспечить исполнение
расходных обязательств областного
бюджета и долговых обязательств
области.
По итогам 2020 года объем государственного
долга составил 39592,6 млн. рублей, или 67,8
процента доходов областного бюджета, без
учета безвозмездных поступлений.
Основные показатели, характеризующие
государственный долг, приведены в
таблице:
N п/п |
Наименование показателя |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
Дефицит областного бюджета, млн. руб. |
4487,4 |
2152,2 |
1190,4 |
873,4 |
1896,9 |
2 |
Отношение дефицита областного бюджета к объему доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений, % |
9,6 |
4,3 |
2,1 |
1,5 |
3,2 |
3 |
Государственный долг на конец года, млн. руб. |
35609,2 |
36166,0 |
37174,0 |
37483,2 |
39592,6 |
4 |
Отношение объема государственного долга к объему доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений, % |
76,5 |
71,7 |
66,4 |
65,9 |
67,8 |
5 |
Отношение объема "рыночного" долга к объему доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений, % |
45,3 |
41,3 |
40,3 |
41,5 |
40,6 |
Погашение и обслуживание долговых
обязательств области осуществлялось в
установленный срок и в полном объеме.
Расходы на обслуживание
государственного долга за 2020 год
составили 2022,8 млн. рублей, или 2,4 процента
расходов областного бюджета (за 2019 год -
2178,9 млн. рублей, или 3,1 процента расходов
областного бюджета).
В 2020 году в соответствии с
постановлением Правительства
Российской Федерации от 13 декабря 2017 г. N
1531 "О проведении в 2017 году
реструктуризации обязательств
(задолженности) субъектов Российской
Федерации перед Российской Федерацией
по бюджетным кредитам" область
приняла участие во втором этапе
реструктуризации задолженности по
бюджетным кредитам в общей сумме 13065,0
млн. рублей, предоставленным из
федерального бюджета для частичного
покрытия дефицита областного бюджета.
Период погашения реструктурированной
задолженности был продлен с 2024 до 2029 года
включительно с изменением графика
погашения.
В декабре 2020 года была использована
возможность привлечения бюджетного
кредита из федерального бюджета в сумме
2000 млн. рублей для погашения бюджетного
кредита на пополнение остатков средств
на счете бюджета, что позволило досрочно
погасить кредиты кредитных организаций
в этой же сумме и сократить расходы на
обслуживание государственного долга в
2020 и 2021 годах на 56,5 млн. рублей.
В текущем году в соответствии с
постановлением Правительства
Российской Федерации от 28 июня 2021 г. N 1029
"Об утверждении Правил проведения в 2021
году реструктуризации обязательств
(задолженности) субъектов Российской
Федерации перед Российской Федерацией
по бюджетным кредитам" проведена
реструктуризация задолженности по
указанному бюджетному кредиту.
Погашение задолженности перенесено с
01.07.2021 на период с 2021 по 2029 год
включительно.
Проведение реструктуризации
задолженности по бюджетным кредитам из
федерального бюджета в общей сумме 15 065,0
млн. рублей позволило снизить нагрузку
на областной бюджет по погашению
долговых обязательств области в 2020 - 2024
годах.
Средства областного бюджета,
образовавшиеся в результате снижения
объемов погашения реструктурированной
задолженности, были направлены в 2020 году
на финансовое обеспечение мероприятий,
связанных с предотвращением влияния
ухудшения экономической ситуации на
развитие отраслей экономики области, с
профилактикой и устранением последствий
распространения коронавирусной
инфекции.
В 2021 году указанные средства будут
направлены на обеспечение расходных
обязательств области, связанных с
реализацией региональных проектов,
обеспечивающих достижение целей,
показателей и результатов федеральных
проектов.
Было продолжено использование
бюджетного кредита на пополнение
остатков средств на счете бюджета,
предоставляемого Управлением
Федерального казначейства по
Ярославской области.
В рамках реализации Послания Президента
Российской Федерации В.В. Путина
Федеральному Собранию Российской
Федерации от 21 апреля 2021 года был
предоставлен бюджетный кредит из
федерального бюджета в сумме 14068,9 млн.
рублей для погашения долговых
обязательств по рыночным
заимствованиям, что позволит
значительно сократить расходы на
обслуживание как государственного долга
области, так и муниципального долга
муниципальных образований области.
В качестве долгосрочного долгового
инструмента использовались
государственные облигации области. В 2020
году было осуществлено размещение
государственных облигаций области в
объеме 4000,0 млн. рублей сроком обращения
около 6 лет и ставкой купонного дохода 6,0
процента годовых. Досрочное погашение за
счет средств от размещения
облигационного займа кредитов кредитных
организаций позволило сократить расходы
на обслуживание государственного долга
в 2020 и 2021 годах на 25,9 млн. рублей.
Было обеспечено привлечение в областной
бюджет кредитов от кредитных
организаций по ставкам, не превышающим
уровень ключевой ставки, установленный
Центральным банком Российской
Федерации, увеличенный на 1 процент
годовых.
В результате работы с кредитными
организациями по снижению процентных
ставок по кредитам экономия расходов на
обслуживание государственного долга за
2020 год составила 6,0 млн. рублей.
Структура государственного долга
области за 2020 год сложилась следующим
образом: государственные облигации
области составляют в общем объеме
государственного долга 57,3 процента,
бюджетные кредиты из федерального
бюджета и кредиты кредитных организаций
- 40,2 процента и 2,5 процента
соответственно. В структуре
государственного долга за 2020 год
долгосрочные заимствования составляют
92,4 процента, среднесрочные - 2,5 процента,
краткосрочные - 5,1 процента.
В структуре государственного долга
области на 01.10.2021 государственные
облигации области составляют 42,0
процента, бюджетные кредиты из
федерального бюджета - 58,0 процента,
кредиты кредитных организаций -
отсутствуют.
В 2020 году международное рейтинговое
агентство "Fitch Ratings" и национальное
рейтинговое агентство "Эксперт РА"
повысили кредитные рейтинги Ярославской
области по международной и национальной
рейтинговой шкале до уровней "ВВ" и
"ruВВВ+" соответственно, а в текущем
году подтвердили вышеуказанные
рейтинги.
3. Основные факторы, определяющие
характер и направления долговой
политики
Долговая политика определяется
макроэкономической ситуацией,
сложившейся в Российской Федерации и
Ярославской области, а также действующим
налоговым и бюджетным законодательством
Российской Федерации.
Макроэкономическая ситуация оказывает
непосредственное влияние на основные
параметры областного бюджета, а
следовательно, объем привлекаемых
кредитных ресурсов.
К макроэкономическим факторам относится
и проводимая Центральным банком
Российской Федерации денежно-кредитная
политика, в том числе принимаемые
решения по уровню ключевой ставки, что
влияет на стоимость заемных средств.
Основными факторами, определяющими
характер и направления долговой
политики, являются:
- условия соглашений с Министерством
финансов Российской Федерации о
предоставлении области бюджетных
кредитов из федерального бюджета, в том
числе с учетом заключенных
дополнительных соглашений о
реструктуризации задолженности по
бюджетным кредитам;
- требования Бюджетного кодекса
Российской Федерации в части долговой
устойчивости субъектов Российской
Федерации;
- необходимость реализации приоритетных
расходных обязательств, в том числе
определенных Указом Президента
Российской Федерации от 21 июля 2020 года N
474 "О национальных целях развития
Российской Федерации на период до 2030
года" и Посланием Президента
Российской Федерации В.В. Путина
Федеральному Собранию Российской
Федерации от 21 апреля 2021 года.
4. Цели и задачи долговой политики
Основной целью долговой политики
является поддержание объема и структуры
государственного долга на уровне,
позволяющем обеспечить
сбалансированность областного бюджета,
своевременное исполнение долговых
обязательств и возможность
социально-экономического развития
области.
Реализация долговой политики будет
направлена на решение следующих задач:
- обеспечение исполнения долговых
обязательств в полном объеме и в
установленные сроки;
- снижение уровня долговой нагрузки на
областной бюджет в среднесрочной
перспективе;
- оптимизация структуры
государственного долга в целях
минимизации стоимости его обслуживания
и обеспечения равномерной долговой
нагрузки, связанной с погашением
долговых обязательств;
- обеспечение минимально возможной
стоимости обслуживания
государственного долга с учетом
ситуации на финансовом рынке.
5. Основные направления долговой
политики
В связи с указанными выше целями и
задачами основными направлениями
долговой политики являются:
- гибкое реагирование на изменяющиеся
условия финансового рынка и
использование наиболее оптимальных
инструментов заимствований;
- приоритет среднесрочных и долгосрочных
заимствований;
- осуществление операций по активному
управлению государственным долгом в
целях снижения расходов на его
обслуживание;
- осуществление контроля за показателями
долговой устойчивости области, а также
муниципальных образований области;
- финансовое обеспечение реализации
инвестиционных и инфраструктурных
проектов, определенных и прошедших отбор
в установленных Правительством
Российской Федерации порядках;
- использование механизма управления
остатками средств на счетах по учету
средств областного бюджета;
- поддержание кредитных рейтингов
области и создание предпосылок для их
повышения;
- открытость и прозрачность долговой
политики.
6. Инструменты реализации долговой
политики
В качестве инструментов реализации
долговой политики рассматриваются как
рыночные заимствования, так и бюджетные
кредиты из федерального бюджета.
Получение бюджетных кредитов из
федерального бюджета рассматривается во
взаимосвязи с политикой Правительства
Российской Федерации по стимулированию
в субъектах Российской Федерации
инвестиционной активности.
Привлечение долгосрочных бюджетных
кредитов из федерального бюджета на срок
не менее 15 лет по ставке 3 процента
годовых станет мощным ресурсом для
реализации в регионе инфраструктурных
проектов, которые должны пройти отбор в
порядке, установленном постановлением
Правительства Российской Федерации от 14
июля 2021 г. N 1189 "Об утверждении Правил
отбора инфраструктурных проектов,
источником финансового обеспечения
расходов на реализацию которых являются
бюджетные кредиты из федерального
бюджета бюджетам субъектов Российской
Федерации на финансовое обеспечение
реализации инфраструктурных проектов, и
о внесении изменений в Положение о
Правительственной комиссии по
региональному развитию в Российской
Федерации".
Средства областного бюджета,
образовавшиеся в результате снижения
объемов погашения реструктурированной
задолженности по бюджетным кредитам из
федерального бюджета, планируется
направить в 2022 - 2024 годах на
осуществление бюджетных инвестиций в
объекты инфраструктуры в целях
реализации новых инвестиционных
проектов, определяемых в порядке,
предусмотренном постановлением
Правительства Российской Федерации от 19
октября 2020 г. N 1704 "Об утверждении
Правил определения новых инвестиционных
проектов, в целях реализации которых
средства бюджета субъекта Российской
Федерации, высвобождаемые в результате
снижения объема погашения задолженности
субъекта Российской Федерации перед
Российской Федерацией по бюджетным
кредитам, подлежат направлению на
осуществление субъектом Российской
Федерации бюджетных инвестиций в
объекты инфраструктуры".
В связи с предоставлением бюджетного
кредита из федерального бюджета для
погашения долговых обязательств по
рыночным заимствованиям использование
государственных облигаций области в
качестве долгосрочного долгового
инструмента в среднесрочной перспективе
будет рассматриваться с учетом ситуации
на финансовом рынке в зависимости от
объемов погашения долговых обязательств
области.
Также планируется дальнейшее
привлечение кредитов кредитных
организаций в основном в форме
возобновляемых кредитных линий, что в
сочетании с бюджетным кредитом на
пополнение остатка средств на едином
счете бюджета позволит сократить
расходы на обслуживание
государственного долга.
Предоставление государственных
гарантий Ярославской области в 2022 - 2024
годах не планируется.
7. Анализ рисков для областного бюджета,
возникающих в процессе управления
государственным долгом
Наиболее существенными рисками,
связанными с реализацией долговой
политики, остаются риск
рефинансирования ранее принятых
долговых обязательств и процентный риск,
связанные с увеличением расходов на
обслуживание государственного долга
вследствие невыгодных условий
привлечения заимствований на
вынужденное рефинансирование уже
имеющихся обязательств и изменением
процентных ставок на финансовом рынке.
Также остается риск недостаточного
поступления доходов в областной бюджет
для финансирования расходов.
При реализации долговой политики будут
использоваться оперативные методы
управления государственным долгом
(корректировка сроков привлечения
заимствований, сокращение объема
заимствований с учетом результатов
исполнения областного бюджета), а также
будет продолжено осуществление
мониторинга состояния государственного
и муниципального долга, конъюнктуры
долгового рынка.