Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь


ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 14 сентября 2021 года N 541-РП


О государственном докладе "О состоянии окружающей среды на территории Свердловской области в 2020 году"



В соответствии с Законом Свердловской области от 20 марта 2006 года N 12-ОЗ "Об охране окружающей среды на территории Свердловской области", Постановлением Правительства Свердловской области от 28.05.2020 N 353-ПП "Об утверждении Стратегии природопользования и экологической безопасности Свердловской области на период до 2035 года", в целях обеспечения населения достоверной информацией о состоянии окружающей среды на территории Свердловской области, рассмотрев государственный доклад "О состоянии окружающей среды на территории Свердловской области в 2020 году", подготовленный Министерством природных ресурсов и экологии Свердловской области совместно с государственным казенным учреждением Свердловской области "Центр экологического мониторинга и контроля":


1. Принять к сведению государственный доклад "О состоянии окружающей среды на территории Свердловской области в 2020 году" (далее - государственный доклад).


2. Согласиться с выводами государственного доклада (приложение).


3. Исполнительным органам государственной власти Свердловской области учитывать в своей деятельности выводы государственного доклада.


4. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, руководителям хозяйствующих субъектов, расположенных на территории Свердловской области, использовать в своей деятельности выводы государственного доклада.


5. Министерству природных ресурсов и экологии Свердловской области разместить государственный доклад на официальном сайте Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области (www.mprso.midural.ru) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".


6. Контроль за исполнением настоящего Распоряжения возложить на Заместителя Губернатора Свердловской области А.В. Шмыкова.


7. Настоящее Распоряжение опубликовать на "Официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области" (www.pravo.gov66.ru).



Губернатор
Свердловской области
Е.В.КУЙВАШЕВ



Приложение
к Распоряжению Правительства
Свердловской области
от 14 сентября 2021 г. N 541-РП



ВЫВОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОКЛАДА "О СОСТОЯНИИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ТЕРРИТОРИИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ В 2020 ГОДУ"


В 2020 году деятельность исполнительных органов государственной власти Свердловской области, хозяйствующих субъектов, научно-исследовательских и проектных организаций, общественных организаций была направлена на осуществление комплекса мероприятий по снижению уровня негативного воздействия на окружающую среду и улучшению ее качества, рациональное использование природных ресурсов, что обеспечило возможность стабилизации и (или) снижения антропогенной нагрузки на окружающую среду в Свердловской области по целому ряду показателей.


Ключевые направления деятельности в области охраны окружающей среды:


1) применение программно-целевых методов в планировании и реализации экологической политики;


2) совершенствование природоохранного законодательства Свердловской области и практики регулирования отношений в этой сфере;


3) дальнейшая экологизация сферы материального производства;


4) участие широких слоев населения в природоохранной деятельности.



Раздел 1. КАЧЕСТВО ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И СОСТОЯНИЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ



Глава 1. АТМОСФЕРНЫЙ ВОЗДУХ


По данным государственной наблюдательной сети, в 2020 году в городах Свердловской области наблюдался следующий уровень загрязнения атмосферного воздуха: в городах Нижний Тагил и Каменске-Уральском - высокий, городах Екатеринбурге, Краснотурьинске и Первоуральске - низкий. По сравнению с 2020 годом уровень загрязнения атмосферного воздуха изменился в городе Краснотурьинске с повышенного до низкого уровня, городе Нижний Тагил - с повышенного до высокого уровня, городах Каменске-Уральском, Екатеринбурге и Первоуральске остался на уровне 2019 года.


Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников на территории Свердловской области в 2020 году, по данным раздела 2 ТП (воздух) официального сайта Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", составили 783,9 тыс. т, что на 113,7 тыс. т (12,7%) меньше, чем в 2019 году.


Основной вклад в суммарный объем выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников вносили предприятия по обеспечению электрической энергией, газом, паром и кондиционированием воздуха (33,9%), производству металлургическому (22,6%), добыче металлургических руд (16,5%).


На долю остальных видов экономической деятельности приходится 27% от суммарного объема выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников.


Уменьшение суммарного объема выбросов в атмосферный воздух произошло в основном в связи с уменьшением объемов выработки электроэнергии, расхода топлива, уменьшением объемов производства на ряде предприятий, уменьшением объема ремонтных работ на линейных частях магистральных газопроводов.


В 2020 году выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от автотранспорта по Свердловской области в целом, по данным официального сайта Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", составили 140,33 тыс. т.


В 2020 году предприятиями Свердловской области на проведение мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух затрачено 1246,887 млн. рублей, выбросы в атмосферный воздух после реализации мероприятий сократились на 84,771 тыс. т.



Глава 2. ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ


Забор воды из природных водных объектов в 2020 году по Свердловской области составил 978,34 млн. куб. м. По сравнению с 2019 годом забор воды из природных водных объектов по Свердловской области уменьшился на 11,79 млн. куб. м (1,2%).


В Свердловской области основные потребности населения и промышленности удовлетворяются за счет поверхностного, в основном зарегулированного, стока. Забор воды из поверхностных водных объектов составил 626,84 млн. куб. м (64% от общего забора воды) и уменьшился по сравнению с 2019 годом на 7,72 млн. куб. м (1,2%). Забор воды из подземных водных объектов в 2020 году составил 351,5 млн. куб. м, что на 4,07 млн. куб. м (1,1%) меньше, чем в 2019 году.


Использование воды составило 645,59 млн. куб. м воды, что на 2,34 млн. куб. м (0,4%) меньше, чем в 2019 году. Использование воды на хозяйственно-питьевые нужды сократилось на 19,89 млн. куб. м (6,4%) и составило 288,97 млн. куб. м. Использование воды на производственные нужды увеличилось на 17,95 млн. куб. м (5,5%) и составило 345,52 млн. куб. м.


По сравнению с 2016 годом объем использованной воды в 2020 году сократился на 67,12 млн. куб. м (9,4%), производственное водоснабжение - на 17,68 млн. куб. м (4,9%), хозяйственно-питьевое водоснабжение - на 50,32 млн. куб. м (14,8%).


Сброс сточных вод, включая шахтные и коллекторно-дренажные воды, в поверхностные водные объекты Свердловской области уменьшился на 9,69 млн. куб. м (1,4%) и составил 693,85 млн. куб. м.


Сброс загрязненных сточных вод по сравнению с 2019 годом сократился на 10,09 млн. куб. м (1,8%) и составил 556,42 млн. куб. м. Сброс загрязненных сточных вод в общем объеме сброса в поверхностные водные объекты составил 80,2%.


За период 2016 - 2020 годов сброс загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты сократился на 60,18 млн. куб. м (9,8%).


Потери воды при транспортировке в 2020 году составили 108,74 млн. куб. м, что больше, чем в 2019 году, на 12,52 млн. куб. м (13%).



Глава 3. ПОЧВЫ И ЗЕМЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ


По данным государственного статистического учета земель площадь Свердловской области по состоянию на 1 января 2021 года составила 19422,6 тыс. га.


В структуре земельного фонда Свердловской области преобладают земли категории лесного фонда (70,1% всей территории) и сельскохозяйственного назначения (20,8%).


В 2020 году произошли изменения в площадях всех категорий земельного фонда Свердловской области.


Площадь земель сельскохозяйственного назначения в 2020 году по сравнению с 2019 годом уменьшилась на 27,8 тыс. га (0,68%) и составила 4049,2 тыс. га. В структуре земель сельскохозяйственного назначения преобладают сельскохозяйственные угодья (1990,5 тыс. га), в составе которых наибольшие площади заняты пашней (1305,4 тыс. га).


Площадь земель, отнесенных к категории земель населенных пунктов, в 2020 году уменьшилась на 1,4 тыс. га (0,19%) и составила 741,5 тыс. га. В структуре земель населенных пунктов наибольшие площади заняты сельскохозяйственными угодьями (259,9 тыс. га), лесными землями (171,4 тыс. га), землями застройки (133,2 тыс. га).


Площадь земель промышленности и иного специального назначения в 2020 году по сравнению с 2019 годом увеличилась на 5,4 тыс. га (1,19%) и составила 447,5 тыс. га. В структуре земель данной категории преобладают лесные земли (271,3 тыс. га), основная доля которых числится в составе земель обороны и безопасности (230,5 тыс. га).


Площадь земель особо охраняемых территорий и объектов в течение 2020 года изменилась на 49,4 тыс. га (42,3%) в сторону увеличения и на 1 января 2021 года составила 166,2 тыс. га. В структуре земель данной категории преобладают лесные земли (149,9 тыс. га), большая часть площади которых принадлежит государственным заповедникам федерального значения "Висимский" и "Денежкин Камень", а также национальному парку "Припышминские боры".


Площадь земель лесного фонда в 2020 году составила 13612,5 тыс. га (70,1%). По сравнению с данными 2019 года площадь земель лесного фонда уменьшилась на 21,8 тыс. га (0,16%). В структуре земель лесного фонда 83% составляют лесные земли (11298,1 тыс. га) и 13% - болота (1768,6 тыс. га).


Площадь земель водного фонда за 2020 год уменьшилась на 0,1 тыс. га (0,1%) и на 1 января 2021 года составила 92,4 тыс. га (0,5% площади земельного фонда Свердловской области).


Площадь категории земель запаса уменьшилась на 1 тыс. га (0,3%) и составила на 1 января 2021 года 313,3 тыс. га. Наибольшую часть в их составе занимают лесные земли - 158,2 тыс. га (50,5%) и сельскохозяйственные угодья - 79 тыс. га (25,2%).


На территории Свердловской области в 2020 году площадь сельскохозяйственных угодий, на долю которых приходится 13,23% всего земельного фонда области, в совокупности по всем категориям земель составила 2568,7 тыс. га. В структуре сельскохозяйственных угодий преобладают пахотные угодья (1468,8 тыс. га, или 57,2% площади сельскохозяйственных угодий).


В Свердловской области наблюдается ежегодное сокращение площади сельскохозяйственных угодий. Так, за период с 2016 по 2020 год уменьшение площади сельскохозяйственных угодий составило 9,7 тыс. га (0,4%), за 2020 год - 2,2 тыс. га.


Площадь земель, используемых под пашню, за период с 2016 по 2020 год увеличилась на 3,1 тыс. га (0,21%), за отчетный 2020 год уменьшилась на 1,3 тыс. га (0,09%).


Площадь кормовых угодий в 2020 году уменьшилась в целом по области на 0,8 тыс. га (0,08%), из них площадь сенокосов уменьшилась на 0,3 тыс. га, пастбищ - на 0,5 тыс. га. За период с 2016 по 2020 год уменьшение площади кормовых угодий составило 6,1 тыс. га.


Площадь земель, занятых залежью, уменьшилась за период с 2016 по 2020 годы на 7,5 тыс. га (7,72%), за отчетный 2020 год - на 0,3 тыс. га (0,3%).


В 2020 году произошло увеличение площади лесных земель на 0,7 тыс. га (0,005%), земель застройки - на 5,4 тыс. га (3,31%), земель, занятых болотами, - на 0,1 тыс. га (0,01%). Площадь земель под дорогами в течение 2020 года увеличилась на 0,2 тыс. га (0,09%). Также произошло увеличение площади прочих земель (полигоны отходов, свалки, пески, овраги и иные) на 0,4 тыс. га (0,17%).


Земли под лесными насаждениями, под водой уменьшились соответственно на 0,13% (0,3 тыс. га), на 0,04% (0,1 тыс. га). Уменьшение площади земель, нарушенных при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, выполнении геологоразведочных, изыскательских, строительных и других работ, в 2020 году составило 0,1 тыс. га (0,16%).


Данные мониторинга земель свидетельствуют об активизации на территории Свердловской области негативных процессов, приводящих к деградации земель.


Основными негативными процессами, приводящими к деградации земель, являются: водная и ветровая эрозия, переувлажнение и заболачивание, подтопление, засоление и осолонцевание, загрязнение и захламление, нарушение земель.


Водной и ветровой эрозии подвержено 4,4% площади сельскохозяйственных угодий. Переувлажненные и заболоченные земли занимают 33,1%, засоленные и солонцеватые - 1,3% сельскохозяйственных угодий.


Загрязнение и захламление земель промышленными и бытовыми отходами наиболее характерно для урбанизированных территорий Свердловской области. Значительные площади земель нарушены при добыче полезных ископаемых открытым способом, в процессе производства геологоразведочных, строительных и других работ.


По информации Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора), отчеты по форме N 2-ТП (рекультивация) за 2020 год представило 264 предприятия. По данным отчетов 2-ТП (рекультивация), площадь нарушенных земель по состоянию на 1 января 2021 года составила 30834,7 га, в 2020 году нарушено 942,7 га земель, рекультивировано 698,4 га земель.


В 2020 году ФГБУ "Уральское Управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" (далее - ФГБУ "Уральское УГМС") была проведена работа по обследованию техногенного загрязнения почвы городов Екатеринбурга и Артемовского. Почвы городов Екатеринбурга и Артемовского относятся к допустимой категории загрязнения почв.



Глава 4. ОТХОДЫ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ


В 2020 году хозяйствующими субъектами образовано 147,7 млн. т отходов производства и потребления, что составляет 106% от уровня 2019 года (139,3 млн. т). Объем образования отходов I - IV классов опасности составил 6,78 млн. т (в 2019 году - 6,47 млн. т).


Основной объем образования, утилизации и накопления отходов сосредоточен у хозяйствующих субъектов, занимающихся добычей полезных ископаемых (образование отходов от общего объема образованных отходов на территории Свердловской области - 84,63%, утилизация отходов - 84,57%, наличие отходов на конец 2020 года - 90,86%). Значительный объем образования отходов отмечался у хозяйствующих субъектов, занимающихся обрабатывающими производствами (9,72%), а также обеспечением электрической энергией, газом и паром (2,77%).


Объем утилизации и обезвреживания отходов в 2020 году составил 62,2 млн. т, или 42,1% от объема образования отходов по Свердловской области в целом (в 2019 году - 37,6%).


Объем размещения отходов в 2020 году составил 89,2 млн. т, что на 2,2% больше по сравнению с 2019 годом (87,3 млн. т).


Объем образования коммунальных отходов в 2020 году составил 1806,9 тыс. т. Обработано, утилизировано и обезврежено 190,80 тыс. т коммунальных отходов в 2020 году.


На территории области на 31 декабря 2020 года зарегистрирован 681 объект размещения отходов производства и потребления, из них 675 - действующих и выведенных из эксплуатации, 6 - временно не эксплуатируемых объектов размещения отходов. Объекты размещения отходов производства и потребления имеются в собственности, владении или пользовании у 226 хозяйствующих субъектов.


Из 362 объектов размещения промышленных и сельскохозяйственных отходов 45 объектов являются бесхозяйными, из которых 16 - объекты размещения сельскохозяйственных отходов. Наличие отходов на бесхозяйных объектах составляет 107298 тыс. т, площадь, занимаемая объектами, - 391,5 га.


Из 319 объектов размещения коммунальных отходов представлены сведения о размещении отходов производства и потребления в 2020 году на 63 объектах, из них в Государственный реестр объектов размещения отходов включены 37 объектов размещения коммунальных отходов.



Глава 5. РАДИАЦИОННАЯ ОБСТАНОВКА


Среднее за 2020 год значение суммарной бета-активности аэрозолей приземного слоя воздуха в поселке городского типа Верхнее Дуброво (29,9 x 10-5 Бк/куб. м) в 1,7 раза выше прошлогоднего значения (17,9 x 10-5 Бк/куб. м) и в 1,5 раза выше среднегодовой концентрации суммарной бета-активности в воздухе по территории азиатской части Российской Федерации в 2019 году (20,6 x 10-5 Бк/куб. м). Средние за 2020 год концентрации Cs-137 и Sr-90 в аэрозолях приземного слоя воздуха составили 0,019 x 10-5 Бк/куб. м и 0,018 x 10-5 Бк/куб. м. В 2020 году концентрация Cs-137 в приземной атмосфере увеличилась в 1,2 раза по сравнению со среднегодовой концентрацией данного радионуклида в 2019 году (0,016 x 10-5 Бк/куб. м). Среднегодовая концентрация Sr-90 в аэрозолях приземного слоя воздуха уменьшилась в 1,8 раза по сравнению со среднегодовым значением концентрации Sr-90 в 2019 году (0,032 x 10-5 Бк/куб. м).


Среднегодовая суммарная бета-активность атмосферных выпадений по Свердловской области за 2020 год (0,74 Бк/кв. м в сутки) выше среднегодовой суммарной бета-активности за 2019 год (0,68 Бк/кв. м в сутки) в 1,1 раза и в 1,5 раза ниже уровня атмосферных выпадений за 2019 год по территории азиатской части Российской Федерации (1,09 Бк/кв. м в сутки).


Пределы концентраций Cs-137 в водных объектах, подверженных влиянию Белоярской атомной станции, в 2020 году составили 0,001 - 0,159 Бк/л. Среднегодовая концентрация Cs-137 в воде реки Ольховки составила 0,049 Бк/л, реки Пышмы - 0,010 Бк/л, Белоярском водохранилище - 0,009 Бк/л. Концентрации Cs-137 в воде были существенно ниже уровня вмешательства (11 Бк/л), максимальное значение концентрации Cs-137 отмечено в реке Ольховке.


По результатам наблюдений в Белоярском водохранилище и реках Пышме и Ольховке, подверженных влиянию Белоярской атомной станции, пределы концентраций Sr-90 в 2020 году составили 0,007 - 0,135 Бк/л. Среднегодовая концентрация Sr-90 в воде реки Ольховки (0,058 Бк/л) была выше среднего значения концентрации для рек Российской Федерации в 2019 году (0,0036 Бк/л) в 16,1 раза, в воде реки Пышмы (0,014 Бк/л) и в Белоярском водохранилище (0,014 Бк/л) - выше среднего значения в реках Российской Федерации в 2019 году в 3,9 раза. Максимальное значение концентрации Sr-90, отмеченное в реке Ольховке, существенно ниже уровня вмешательства, установленного Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в СанПиН 2.6.1.2523-09 "Нормы радиационной безопасности (НРБ-99/2009)", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 7.07.2009 N 47 "Об утверждении СанПиН 2.6.1.2523-09" (4,9 Бк/л).


В 2020 году мощность амбиентного эквивалента дозы гамма-излучения по территории Свердловской области составила 0,10 мкЗв/ч, что несколько ниже значения регионального гамма-фона в 2019 году (0,11 мкЗв/ч).


По данным многолетних наблюдений ФГБУ "Уральское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды", радиационная обстановка на территории Свердловской области за 2020 год существенно не изменилась и остается удовлетворительной.



Глава 6. ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЕ. ЛЕСОВОССТАНОВЛЕНИЕ


Общая площадь лесов на территории Свердловской области, по данным государственного лесного реестра, по состоянию на 1 января 2021 года составила 16021 тыс. га (82% от общей площади Свердловской области).


В 2020 году объем ежегодного пользования лесным фондом (по всем видам рубок) составил 23,84 млн. куб. м, в том числе 9,79 млн. куб. м по хвойному хозяйству.


Фактическая рубка в 2020 году составила 7,1 млн. куб. м, или 29,7% от расчетной лесосеки и 111% к уровню фактической заготовки в 2019 году. Из общего объема фактической рубки 2020 года 3,7 млн. куб. м вырублено по хвойному хозяйству, что составило 38% от расчетной лесосеки по хвойному хозяйству и 108% к уровню фактической заготовки 2019 года.


На арендованных лесных участках в 2020 году заготовлено 5,8 млн. куб. м древесины, или 61% от установленного объема по договорам аренды и 118% к уровню 2019 года.


Всего в 2020 году на территории Свердловской области по всем видам использования лесов действовали 1633 договора аренды лесных участков на общей площади 5,4 млн. га, что составило 35,5% от площади земель лесного фонда Свердловской области. По сравнению с данными 2019 года площадь арендуемых лесных участков увеличилась на 0,2 млн. га.


В 2020 году зарегистрировано 513 лесных пожаров площадью 10090,84 га.


Лесопатологическое обследование в 2020 году проведено на площади 17819,2 га при годовом плане 7000 га.


Санитарно-оздоровительные мероприятия выполнены на площади 2159,3 га с вырубленным объемом древесины 169,3 тыс. куб. м при плане 5700 га.


В 2020 году лесовосстановление выполнено в объеме 29074 га (103,5% от годового плана).


В бюджетную систему Российской Федерации в 2020 году поступило 1654 млн. рублей от использования лесов на территории Свердловской области.



Глава 7. ВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ


В Свердловской области по результатам факторно-типологического анализа влиянию санитарно-гигиенических факторов подвержено 75,9% населения, проживающего в 30 муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области (далее - муниципальные образования) (в 2019 году - 78%), или 3271,5 тыс. человек, социально-экономических факторов - 52,7% населения, проживающего в 52 муниципальных образованиях (в 2018 году - 45,7%), или 2269,6 тыс. человек. В 2020 году отмечается увеличение доли населения под влиянием социально-экономических факторов на состояние здоровья населения.


В условиях комплексной химической нагрузки проживает 74,7% населения области или более 3224,3 тыс. человек (76,7% в 2019 году). При ранжировании факторов риска комплексной химической нагрузки лидирует химическая нагрузка на население, связанная с загрязнением атмосферного воздуха, второе и третье место делят нагрузка, связанная с загрязнением почвы и питьевой воды, четвертое место по итогам 2020 года занимает химическая нагрузка, связанная с загрязнением продуктов питания.


К территориям риска по комплексному химическому загрязнению относятся муниципальные образования: МО "город Екатеринбург", город Нижний Тагил, ГО Краснотурьинск, ГО Красноуральск, Арамильский ГО Свердловской области, Кушвинский ГО, ГО Карпинск, Невьянский ГО, Верхнесалдинский ГО, Артемовский ГО, МО город Алапаевск, Березовский ГО, Ивдельский ГО, ГО Нижняя Салда, Ачитский ГО, ГО Богданович.


Приоритетными загрязнителями атмосферного воздуха селитебных территорий области являются: взвешенные вещества, взвешенные частицы РМ2,5, взвешенные частицы РМ10, различные виды пыли, диоксид азота, оксид азота, диоксид серы, оксид углерода, сажа, гидроксибензол, формальдегид, бенз(а)пирен, фтор, гидрохлорид, серная кислота, сероводород, аммиак, железо, свинец, мышьяк, марганец, медь, кадмий, ртуть, алюминий, титана диоксид, ванадия пятиокись, хром+6, хром+3, бензол, этенилбензол, нафталин, толуол, ксилол, этилбензол, бутилацетат, ацетон, акролеин, бензин, масло минеральное, углеводороды.


Наиболее значимыми рисками для здоровья населения в связи с загрязнением атмосферного воздуха являются: риск дополнительной смертности в связи с воздействием тонких фракций пыли и диоксида серы; канцерогенный риск бенз(а)пирена и формальдегида; риск проявления неблагоприятных эффектов при остром и хроническом воздействии диоксида азота на органы дыхания и систему крови. Уровни аэрогенного риска для здоровья населения города Нижний Тагил превышают допустимые значения в различной степени для всех городских зон.


В 2020 году уровень почвенного загрязнения по санитарно-химическим показателям уменьшился, при этом наблюдается увеличение количества неудовлетворительных проб на содержание тяжелых металлов по сравнению с 2019 годом, что в первую очередь связано с ростом этих показателей в почве селитебных территорий, территорий детских образовательных учреждений.


Территории риска по химическому загрязнению почвы: Кировградский ГО (Zc 178,96), ГО Верх-Нейвинский (Zc 56,03), ГО Красноуральск (Zc 48,80), ГО Первоуральск (Zc 33,64), ГО Краснотурьинск (Zc 30,53), ГО Карпинск (Zc 24,80), Режевской ГО (Zc 22,88), город Нижний Тагил (Zc 22,49), Волчанский ГО (Zc 21,69), Невьянский ГО (Zc 21,63), ГО Верхняя Пышма (Zc 20,37).


В 2020 году отмечается снижение процента неудовлетворительных проб почвы по микробиологическим показателям в сравнении с прошлым годом с 17% до 14,3%. Территории риска по микробиологическому загрязнению почв: Нижнесергинский муниципальный район Свердловской области (100%), Нижнетуринский ГО (100%), Каменский ГО (100%), Кушвинский ГО (62,5%), Красноуральский ГО (57,1%), Качканарский ГО Свердловской области (53,8%), Режевской ГО (52,0%), ГО Сухой Лог (43,5%), МО город Алапаевск (36,8%), ГО ЗАТО Уральский Свердловской области (30,0%), ГО Богданович (26,9%).


Динамика качества воды источников централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения по санитарно-химическим показателям с 2016 года по 2018 год имела тенденцию к улучшению, однако в 2019 и 2020 годах процент неудовлетворительных проб по сравнению с предыдущим годом увеличился. Качество питьевой воды в распределительной водопроводной сети по санитарно-химическим показателям остается стабильным.


Территории риска по комплексному санитарно-токсикологическому показателю качества питьевой воды ранжируются следующим образом: Туринский ГО - 12,43, Талицкий ГО - 9,2, Байкаловский муниципальный район Свердловской области - 4,85, МО "город Екатеринбург" - 3,6, Ирбитское МО - 2,97, ГО "город Ирбит" Свердловской области - 2,86. Среднеобластное значение данного показателя составляет 1,5 (в 2019 году - 1,48, в 2018 году - 1,21, в 2017 году - 1,49, в 2016 году - 1,55).


На территории Свердловской области с 2016 года наметилась тенденция улучшения качества воды в источниках централизованного питьевого водоснабжения по микробиологическим показателям. Качество воды в распределительной сети централизованных систем питьевого водоснабжения по микробиологическим показателям на протяжении последних пяти лет остается стабильным.


Территории риска по качеству воды распределительной сети по микробиологическим показателям в 2020 году: Туринский ГО - 25,64% проб не соответствовало установленным нормативам, Ирбитское МО - 13,3%, Нижнесалдинский ГО - 12,8%, Кушвинский ГО - 11,81%, ГО Богданович - 10,39%, ГО Сухой Лог - 9,2%.


Радиационная обстановка на территории Свердловской области в 2020 году оставалась удовлетворительной, превышения основных дозовых пределов не отмечено, прямых эффектов от воздействия радиационного фактора на население и персонал в 2020 году не отмечалось.



Глава 8. ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ, ЖИВОТНЫЙ МИР, ВОДНЫЕ БИОРЕСУРСЫ


В 2020 году на территории Свердловской области существовала 531 ООПТ общей площадью 1349550,47 га, что составляло 6,93% от площади Свердловской области.


В число ООПТ входят 5 территорий федерального значения (ФГБУ "Висимский государственный природный биосферный заповедник", ФГБУ "Государственный природный заповедник "Денежкин Камень", ФГБУ "Национальный парк "Припышминские боры", ФГБУ науки Ботанический сад Уральского отделения Российской академии наук, ФГБУ Ботанический сад федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина"), 506 территорий областного значения, включая 4 природных парка (ГБУ СО "Природный парк "Оленьи ручьи", ГБУ СО "Природный парк "Река Чусовая", Природный парк "Малый Исток", ГБУ СО "Природный парк "Бажовские места"), и 20 территорий местного значения.


В 2020 году мероприятия по сохранению и развитию сети ООПТ выполнялись Министерством природных ресурсов и экологии Свердловской области (далее - Министерство) в рамках подпрограммы "Экологическая безопасность Свердловской области" на 2019 - 2024 годы государственной программы Свердловской области "Обеспечение рационального, безопасного природопользования и развития лесного хозяйства на территории Свердловской области до 2024 года", утвержденной Постановлением Правительства Свердловской области от 20.06.2019 N 375-ПП "Об утверждении государственной программы Свердловской области "Обеспечение рационального, безопасного природопользования и развития лесного хозяйства на территории Свердловской области до 2024 года".


По итогам 2020 года мероприятия по сохранению и развитию сети ООПТ выполнены на общую сумму 406728,9 тыс. рублей, из них 314053,5 тыс. рублей было направлено на обеспечение основных видов деятельности в ООПТ, 92675,4 тыс. рублей - на предоставление субсидий на выполнение государственного задания 6 государственным бюджетным и одному казенному учреждениям в сфере охраны и развития ООПТ областного значения.


На территории Свердловской области обитают 66 видов млекопитающих, 254 вида птиц, 6 видов рептилий и 9 видов амфибий.


В Красной книге Российской Федерации находятся 1 вид млекопитающих и 20 видов птиц, обитающих в Свердловской области. В Красную книгу Свердловской области занесено 11 видов млекопитающих, 45 видов птиц, 4 вида амфибий, 2 вида рептилий. К охотничьим ресурсам отнесены 79 видов животных, из них млекопитающих - 30, птиц - 49 видов. В Свердловской области в 2020 году площадь охотничьих угодий, закрепленных за охотпользователями, составила 10340,4118 тыс. га, площадь участков общедоступных охотничьих угодий - 7516,5782 тыс. га.


В Свердловской области осуществляли охотхозяйственную деятельность 186 охотпользователей (185 охотпользователей осуществляли свою деятельность на основании охотхозяйственных соглашений, 1 - на основании долгосрочной лицензии) на территориях 260 охотничьих хозяйств.



Глава 9. ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ


В 2020 году локальных (местных) чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, которые могли бы привести к экологической катастрофе в Свердловской области, не зарегистрировано. В течение 2020 года произошло 13 аварийных ситуаций, не достигших критерия чрезвычайной ситуации. В 2020 году на территории Свердловской области зарегистрировано 10 радиационных происшествий. Радиоактивного загрязнения окружающей среды и доз облучения персонала и ликвидаторов аварийных ситуаций выше установленных безопасных значений не отмечено.



Раздел 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ


Государственное регулирование охраны окружающей среды и природопользования осуществлялось в соответствии с разграничением полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, определяемым законодательством Российской Федерации.


В 2020 году в Свердловской области принято 35 нормативных правовых актов в сфере охраны окружающей среды, водного, лесного законодательства, законодательства о недрах (в 2019 году - 62 нормативных правовых акта).


Основополагающим стратегическим документом, определяющим приоритетные направления деятельности в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности в Свердловской области, является Стратегия природопользования и экологической безопасности Свердловской области на период до 2035 года, утвержденная Постановлением Правительства Свердловской области от 28.05.2020 N 353-ПП "Об утверждении Стратегии природопользования и экологической безопасности Свердловской области на период до 2035 года".



Глава 10. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОГРАММЫ И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ


В 2020 году в рамках реализации мероприятий подпрограммы "Экологическая безопасность Свердловской области" государственной программы "Обеспечение рационального, безопасного природопользования и развития лесного хозяйства на территории Свердловской области до 2024 года", утвержденной Постановлением Правительства Свердловской области от 20.06.2019 N 375-ПП "Об утверждении государственной программы Свердловской области "Обеспечение рационального, безопасного природопользования и развития лесного хозяйства на территории Свердловской области до 2024 года":


1) в рамках регионального проекта "Чистый воздух" (Свердловская область) национального проекта "Экология" осуществлена поставка одного модульного здания автоматической станции контроля за загрязнением атмосферного воздуха для города Нижний Тагил и одного анализатора пыли в атмосферном воздухе для автоматической станции контроля за загрязнением атмосферного воздуха в городе Нижний Тагил;


2) в рамках регионального проекта "Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма в Свердловской области" выполнены работы по обеспечению охраны, развитию и благоустройству ООПТ, зарыблению Невьянского пруда, озера Балтым и Верхне-Сысертского водохранилища, разработаны 3 проектных документации по благоустройству территорий Калиновского, Юго-Западного, Мало-Истокского лесных парков;


3) нейтрализовано 8348,52 тыс. куб. м кислых шахтных вод, образующихся на объектах накопленного экологического ущерба, связанного с прошлой хозяйственной деятельностью Дегтярского, Ломовского, Карпушихинского, Белореченского и Левихинского рудников;


4) выполнен сбор и обезвреживание 45750 штук ртутных ламп, 200 штук медицинских термометров из областных учреждений социальной сферы, проведены работы по демеркуризации на местах хранения ртутьсодержащих отходов (52 кв. м);


5) проведены работы по ведению мониторинга на ООПТ Свердловской области: в ландшафтном заказнике "Черноисточинский пруд с Ушковской канавой и окружающими лесами", природно-минералогическом заказнике "Режевской", Шарташском лесном парке;


6) обеспечено безопасное хранение радиоактивного монацитового концентрата и продуктов его переработки, проведен мониторинг гидрогеологической среды на базе хранения монацитового концентрата в МО Красноуфимский округ;


7) проведены массовые экологические мероприятия по экологическому просвещению населения Свердловской области с участием более 4500 человек;


8) обустроено 18 источников нецентрализованного водоснабжения;


9) подготовлены печатные издания: 1000 экземпляров книги "Природный парк "Оленьи ручьи" Романтика дикой природы", 100 экземпляров книги "Каменные кладовые Самоцветной полосы Урала. Природно-минералогический заказник "Режевской", 850 экземпляров буклета "Родники Свердловской области".



Глава 11. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР В СФЕРЕ ОТНОШЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ОХРАНОЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕМ


В 2020 году государственный надзор в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды и природопользованием, в Свердловской области осуществляли Уральское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области, Уральское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Министерство, Департамент по охране, контролю и регулированию использования животного мира Свердловской области, ФГБУ "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Уральскому федеральному округу", отдел государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по Свердловской области Нижнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству.


На территории Свердловской области Уральским межрегиональным управлением Росприроднадзора проведена 421 проверка, в том числе 17 плановых и 404 внеплановых, 306 рейдовых мероприятий и принято участие в 11 проверках, проводимых органами прокуратуры.


При осуществлении государственного надзора было выявлено 367 нарушений, выдано 281 предписание об устранении нарушений, из которых 126 выполнено. Привлечено к административной ответственности 363 юридических, 258 должностных и 18 физических лиц. Предъявлено административных штрафов на общую сумму 33,146 млн. рублей, взыскано 14,24 млн. рублей.


В 2020 году отделами регионального государственного экологического надзора Министерства проведено 138 проверок, в том числе 22 плановые и 116 внеплановых проверок, из них 100 проверок по выполнению предписаний, 14 - по обращениям граждан, 2 - по требованию органов прокуратуры.


По итогам проверок в области охраны окружающей среды и природопользования выявлено 274 нарушения законодательства Российской Федерации, из них 46 - в области обращения с отходами, 39 - в области охраны атмосферного воздуха, 7 - в области недропользования, 9 - в области использования и охраны водных объектов, 4 - в области охраны и использования ООПТ, прочие нарушения - 169. Выдано 249 предписаний, из которых выполнено 109 (с учетом ранее выданных), по 19 хозяйствующим субъектам продлены сроки исполнения по 76 предписаниям.


В 2020 году отделами регионального государственного экологического надзора Министерства возбуждено 267 дел об административных правонарушениях, рассмотрено 400 дел (с учетом материалов, направленных мировым судьям), из них 39 дел прекращено по основаниям, предусмотренным Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Основной причиной для прекращения дел является истечение срока давности привлечения к административной ответственности. По итогам рассмотрения Министерством 361 дела назначены административные наказания: 169 предупреждений, 192 административных штрафа: на юридических лиц - 81, на должностных лиц - 36, на граждан - 75.


Сумма наложенных штрафов за нарушения природоохранного законодательства с учетом материалов, подготовленных инспекторами и рассмотренных судебными органами, составила 5245,5 тыс. рублей, взыскано 2248,76 тыс. рублей.


В 2020 году Министерством в рамках осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны):


проведено 26 проверок, в том числе 10 плановых и 16 внеплановых. Из 16 внеплановых проверок 14 - по исполнению предписаний, 2 - по фактам нарушения обязательных требований лесного законодательства;


по результатам плановых и внеплановых проверок выявлено 28 нарушений, выдано 26 предписаний;


принято участие в 27 проверках, проводимых органами внутренних дел, прокуратуры по фактам нарушения обязательных требований;


проведено 208 плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков;


рассмотрено 167 обращений граждан, юридических лиц по фактам нарушений требований лесного законодательства.


Лесными инспекторами лесничеств с участием должностных лиц Министерства в 2020 году проведено 21553 патрулирования по охране лесов, что на 27% больше, чем в 2019 году, в том числе 1831 патрулирование с участием должностных лиц органов внутренних дел.


Всего в 2020 году государственными лесными инспекторами возбуждено 1036 дел об административных правонарушениях. Из органов прокуратуры и Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - МВД России) поступило на рассмотрение 47 дел об административных правонарушениях.


Рассмотрено 1029 дел об административных правонарушениях, из них судами - 214 дел, должностными лицами Министерства - 815 дел.


83 дела об административном правонарушении прекращено по основаниям, установленным административным законодательством Российской Федерации.


К административной ответственности в 2020 году привлечено 946 лиц, из них по 201 делу вынесены предупреждения, по 745 делам вынесены постановления о наложении административных штрафов на общую сумму 11331,6 тыс. рублей.


На 31 декабря 2020 года взыскано 574 административных штрафа на общую сумму 5857 тыс. рублей, что составляет 77% от общего количества наложенных административных штрафов.


В службу судебных приставов для принудительного взыскания административных штрафов в 2020 году было направлено 44 исполнительных документа на общую сумму 1983 тыс. рублей.


Всего в 2020 году выявлено 369 случаев незаконных рубок лесных насаждений объемом 35027,7 куб. м, что ниже уровня 2019 года на 10,4%.


По незаконным рубкам прошлых лет приняты судебные решения о взыскании ущерба по 57 искам на общую сумму 400,6 млн. рублей, в счет возмещения вреда поступило 19,3 млн. рублей.


В досудебном порядке добровольно возмещено вреда по 90 требованиям на общую сумму 10,82 млн. рублей, что на 25% больше, чем в 2019 году.


По результатам рассмотрения материалов о незаконных рубках в 2020 году правоохранительными органами возбуждено 157 уголовных дел, по 105 материалам вынесены решения об отказе в возбуждении уголовных дел. К уголовной ответственности по статье 260 Уголовного кодекса Российской Федерации привлечено 38 лиц.


К административной ответственности за незаконную рубку лесных насаждений, повлекшую причинение ущерба менее 5 тыс. рублей, по статье 8.28 КоАП РФ привлечено 39 лиц с наложением административных штрафов на общую сумму 401,5 тыс. рублей, 2 дела прекращено, по 13 делам осуществляется производство.


В 2020 году Департаментом по охране, контролю и регулированию использования животного мира Свердловской области проведено 4093 рейда по охране объектов животного мира. Выявлено 576 нарушений правил охоты и условий пользования животным миром, привлечено к административной ответственности 527 физических лиц.


Наложено административных штрафов на юридических и физических лиц на общую сумму 650,205 тыс. рублей.


Предъявлено исков за ущерб, причиненный охотничьим ресурсам, на сумму 6299,3 тыс. рублей. В 2020 году возмещен ущерб, причиненный охотничьим ресурсам, в сумме 10998,26 тыс. рублей.


Выявлено 154 правонарушения, рассмотрение дел по которым находится за пределами компетенции Департамента по охране, контролю и регулированию использования животного мира Свердловской области, по которым направлены сообщения в следующие уполномоченные органы:


отдел государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по Свердловской области Нижнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству - 38;


Министерство - 24;


органы прокуратуры - 4;


органы полиции - 5;


ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по Свердловской области" - 8;


ГБУ СО "Дирекция по охране государственных зоологических охотничьих заказников и охотничьих животных" - 7;


администрации муниципальных образований - 64;


иные органы - 4.


Направлено в органы МВД России 105 заявлений по фактам незаконной охоты, возбуждено 60 уголовных дел, из них в суд направлено 20 уголовных дел.


В 2020 году судом рассмотрено 16 уголовных дел в отношении 19 подозреваемых. По 8 уголовным делам в отношении 11 обвиняемых вынесены обвинительные приговоры, изъятое оружие конфисковано.


По 8 уголовным делам, в отношении 8 обвиняемых, приняты решения о применении меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа.


Сотрудниками Департамента по охране, контролю и регулированию использования животного мира Свердловской области изъято 54 единицы огнестрельного оружия, иных орудий охоты (петель, капканов) - 125 единиц. Выявлена незаконная добыча 185 особей охотничьих ресурсов (в том числе 148 особей диких копытных животных, 4 пушных зверей, 33 особей пернатой дичи).


Проведены 2 плановые проверки исполнения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями норм законодательства в области охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира, договорных условий пользования, 3 внеплановые проверки. В ходе проведения плановых и внеплановых проверок выявлено 20 нарушений, вынесено 20 предписаний, к административной ответственности привлечено 2 должностных лица.


Департаментом по охране, контролю и регулированию использования животного мира Свердловской области проведено 65 совместных рейдов по охране водных биологических ресурсов, выявлено 87 нарушений правил рыболовства, изъято и выпущено в живом виде в естественную среду обитания 425 штук водных биологических ресурсов, изъято 152 орудия лова.


Департаментом по охране, контролю и регулированию использования животного мира Свердловской области проводились совместные рейды с ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по Свердловской области", отделом государственного технического надзора Министерства агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области, МВД России, Управлением Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Свердловской области.


В 2020 году отделом государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по Свердловской области Нижнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству проведено 582 рейдовых мероприятия по контролю, в том числе на водных объектах рыбохозяйственного значения, и выявлено 841 административное нарушение.


В 2020 году на водных объектах, расположенных на территории Свердловской области, незаконно выловлено 0,07 т водных биологических ресурсов.


В 2020 году проведено 15 проверок по соблюдению природоохранного законодательства, из них 7 внеплановых проверок. По результатам данных проверок было выявлено 55 нарушений законодательства о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, привлечено к административной ответственности 9 юридических лиц, наложено административных штрафов на сумму 350 тыс. рублей, взыскано штрафов на сумму 330 тыс. рублей.


Уральским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в 2020 году проведено 403 проверки. Выявлено 774 нарушения законодательства Свердловской области, выдано 284 предписания, составлено 76 протоколов, вынесено 78 постановлений о назначении административного наказания в отношении нарушителей законодательства: в отношении юридических лиц - на общую сумму 4870 тыс. рублей, в отношении должностных лиц - на общую сумму 588 тыс. рублей. Взыскано 3529 тыс. рублей, 8 материалов проверок передано в суд.


В 2020 году Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области проведено 24215 проверок по соблюдению требований санитарного законодательства, выявлено 7844 нарушений санитарного законодательства, выдано 1713 предписаний, составлено 2718 протоколов, вынесено 2300 постановлений о назначении административного наказания в отношении нарушителей законодательства: в отношении юридических лиц - на общую сумму 41533,1 тыс. рублей; в отношении должностных лиц - на общую сумму 4483,7 тыс. рублей, в отношении гражданских лиц - 99,8 тыс. рублей, взыскано административных штрафов - 42540,3 тыс. рублей, в суд передано 328 материалов по проверкам.


В 2020 году органами прокуратуры выявлено свыше 5400 экологических правонарушений, в целях устранения которых внесено 1000 представлений, принесен 171 протест, подано более 580 исковых заявлений. В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 37 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в органы предварительного расследования направлено 43 материала проверки, по которым возбуждено 38 уголовных дел. В результате принятых прокурорами мер 315 лиц привлечены к административной ответственности, свыше 450 - к дисциплинарной. В целях профилактики экологических правонарушений 232 должностным лицам прокурорами направлены предостережения.



Глава 12. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА, НОРМИРОВАНИЕ И ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ


В 2020 году Уральским межрегиональным управлением Росприроднадзора по поручению Центрального аппарата Росприроднадзора проведена государственная экологическая экспертиза по 5 объектам, расположенным на территории Свердловской области: по 2 объектам государственной экологической экспертизы даны положительные заключения, по 3 объектам - отрицательные заключения.


В Министерство в 2020 году на государственную экологическую экспертизу представлены материалы по 9 объектам регионального уровня с учетом одного объекта, переходящего с 2019 года. За 2020 год завершено проведение экологической экспертизы по 7 объектам регионального уровня, из них по результатам рассмотрения по 6 объектам даны положительные заключения государственной экологической экспертизы, по одному объекту - отрицательное заключение государственной экологической экспертизы. По одному объекту отказано в проведении государственной экологической экспертизы ввиду некомплектности документации. На рассмотрении находятся материалы по одному объекту государственной экологической экспертизы (объекты, переходящие на 2021 год). Поступления от оплаты за проведение государственной экологической экспертизы за 2020 год составили 570,047 тыс. рублей.


Министерством в 2020 году проведена государственная экспертиза 537 проектов освоения лесов (в 2019 году - 852).


В 2020 году в Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора поступило 9 заявок о выдаче комплексного экологического разрешения по объектам, отнесенным к областям применения наилучших доступных технологий, расположенных на территории Свердловской области. Выдано одно комплексное экологическое разрешение для объекта "Известково-обжиговое производство" ООО "Уральское карьероуправление", по 5 заявкам направлены отказы в приеме к рассмотрению. В Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора поступило 232 декларации о воздействии на окружающую среду объектов II категории, 1202 отчета производственного экологического контроля по объектам III категории.


Уральским межрегиональным управлением Росприроднадзора рассмотрено 76 проектов нормативов предельно допустимых выбросов (с учетом материалов, поступивших в 2019 году), из них утверждено 16, отклонено 60, выдано 18 разрешений на выбросы, согласовано 23 проекта нормативов допустимого сброса веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, выдано 23 разрешения на сброс загрязняющих веществ со сточными водами, рассмотрено 82 проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также 271 технический отчет о неизменности производственного процесса, утверждено 37 лимитов на размещение отходов.


В 2020 году Министерством рассмотрено 88 и принято 47 деклараций о воздействии на окружающую среду объектов II категории, поступил 821 отчет производственного экологического контроля по объектам III категории.


В 2020 году Министерством рассмотрено 179 планов мероприятий по сокращению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.


В 2020 году Уральским межрегиональным управлением Росприроднадзора предоставлено 55 лицензий на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, переоформлена 51 лицензия.



Глава 13. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


В 2020 году в областной бюджет планировалось поступление доходов от платежей за пользование природными ресурсами и загрязнение окружающей среды в сумме 2379,21 млн. рублей. Фактически поступили доходы в сумме 2686,41 млн. рублей, в том числе от платы за негативное воздействие на окружающую среду - 418,63 млн. рублей, процент исполнения прогнозных показателей - 151,93%; пользование недрами - 19,32 млн. рублей, процент исполнения прогнозных показателей - 74,62; использование лесов - 312,4 млн. рублей, процент исполнения прогнозных показателей - 92,96; налог на добычу полезных ископаемых - 1936,06 млн. рублей, процент исполнения прогнозных показателей - 111,15.


Поступления денежных взысканий (штрафов) за нарушение природоохранного законодательства в 2020 году в Свердловской области составили 5,81 млн. рублей.


В 2020 году на новое строительство, расширение и реконструкцию природоохранных объектов использовано 4,9 млрд. рублей, или 1,7% от общего объема инвестиций в основной капитал организаций Свердловской области (без субъектов малого предпринимательства и объема инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами).


48,9% объема инвестиций в основной капитал организациями Свердловской области было направлено на охрану атмосферного воздуха, на охрану и рациональное использование водных ресурсов в 2020 году израсходовано 34,1% инвестиций в основной капитал.


89,3% инвестиций на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов были направлены организациями обрабатывающих производств и организациями по добыче полезных ископаемых.


Основным источником инвестиций в 2020 году были собственные средства организаций (77,8%). Из бюджета Свердловской области и местных бюджетов на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов использовано 22,2%.


Текущие затраты на охрану окружающей среды в 2020 году увеличились к уровню 2019 года на 6,3% и составили 19,9 млрд. рублей.


В 2020 году общий размер затрат на капитальный ремонт основных производственных фондов по охране окружающей среды составил 1064,9 млн. рублей и увеличился на 27,2% к уровню 2019 года.


За 2016 - 2020 годы в общем объеме затрат на охрану окружающей среды устойчиво преобладали текущие затраты (в 2020 году - 76,9%). Доля инвестиций в основной капитал, направленных на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, в 2020 году увеличилась к уровню 2019 года на 0,9%.


В 2020 году суммарные затраты на охрану окружающей среды (природоохранные инвестиции, текущие затраты и затраты на капитальный ремонт основных производственных фондов по охране окружающей среды) составили на предприятиях, в организациях и у индивидуальных предпринимателей всех видов экономической деятельности 25,9 млрд. рублей (97,1% к уровню 2019 года).



Глава 14. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ


Работа в сфере экологического образования и воспитания в 2020 году проводилась в соответствии со Стратегией природопользования и экологической безопасности Свердловской области на период до 2035 года, утвержденной Постановлением Правительства Свердловской области от 28.05.2020 N 353-ПП "Об утверждении Стратегии природопользования и экологической безопасности Свердловской области на период до 2035 года".


Свердловской региональной общественной экологической организацией "ЭКА-Екатеринбург" проведена областная массовая экологическая акция "Марш парков - 2020", интерактивные экологическое уроки для школьников и дошкольников.


На протяжении 20 лет в Свердловской области действует и развивается движение "Родники". В 2020 году в мероприятиях по обустройству, использованию и охране источников нецентрализованного водоснабжения на территории Свердловской области приняли участие 475 детско-юношеских коллективов.


С 2008 года на базе ФГБОУ ВО "Уральский государственный экономический университет" действует международное движение "Евразийский экономический форум молодежи". В 2020 году в конкурсе приняли участие студенты, аспиранты, молодые ученые и практики из разных городов Российской Федерации (Екатеринбург, Саратов, Тюмень, Чита, Ростов-на-Дону, Шахты, Перевоз, Томск, Москва), а также из следующих стран: Республика Казахстан, Республика Колумбия, Китайская Народная Республика, Монголия, Кыргызская Республика, которые представили 53 проекта по направлениям "Экологическая ответственность власти и бизнеса", "И словом, и делом".


С целью экологического и патриотического воспитания в Свердловской области была реализована акция "Всероссийский день посадки леса". В 2020 году акция приурочена к 75-летию годовщины Победы в Великой Отечественной войне и названа "Сад памяти".


С 2018 года в Свердловской области реализуется проект "Чистые игры". В 2020 году проведено 2 игры на территории города Екатеринбурга.


Совместно с автономной некоммерческой организацией "Уралроспромэко" с июня по декабрь 2020 года в Свердловской области проведены V Всероссийский конгресс "Промышленная экология регионов" и 7 межконгрессных научно-практических мероприятий.


В целях исполнения Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 N 16 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" и в соответствии с Указом Губернатора Свердловской области от 18.03.2020 N 100-УГ "О введении на территории Свердловской области режима повышенной готовности и принятии дополнительных мер по защите населения от новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)" международный конкурс научно-исследовательских проектов "Eurasia Green", международная экологическая акция "Марш парков", серия интерактивных экологических уроков для детей дошкольного и школьного возраста и Всероссийский конгресс "Промышленная экология регионов" проведены в формате онлайн.


Региональным центром детско-юношеского туризма и краеведения государственного автономного нетипового образовательного учреждения Свердловской области "Дворец молодежи" проведено более 20 областных мероприятий естественно-научной направленности с участием более 5000 детей из различных территорий Свердловской области. По 7 программам дополнительного экологического образования прошли обучение 750 детей.


В 2020 году Свердловское областное отделение общероссийской общественной организации "Всероссийское общество охраны природы" организовало и осуществило следующие программы и акции:


1) "Операция "Ч". Экологическая программа "Операция "Ч", названная в честь одноименной книги известного уральского писателя и ревностного защитника природы Бориса Рябинина, стартовала летом 2017 года и в 2020 году активно продолжена организацией ряда мероприятий по очистке и озеленению бассейна реки Чусовой;


2) озеленение городов Свердловской области.


Высшие учебные заведения Свердловской области реализовывали свои профессионально-образовательные программы по подготовке специалистов экологического и природоохранного профиля.


В Свердловской области работают на профессиональной основе общественные экологические организации, деятельность которых направлена на реализацию программ по повышению экологической культуры населения: Свердловское областное отделение Общероссийской общественной организации "Всероссийское общество охраны природы", Свердловская региональная общественная экологическая организация "ЭКА-Екатеринбург" и другие.


Важную роль в образовательном экологическом пространстве города Екатеринбурга Свердловской области занимает Музей воды, организованный в ФГБУ "Российский научно-исследовательский институт комплексного использования и охраны водных ресурсов". В музее регулярно проводятся тематические экскурсии для лиц разных возрастных категорий. К 75-летию Победы в Великой Отечественной войне ФГБУ "Российский научно-исследовательский институт комплексного использования и охраны водных ресурсов" подготовило видеопрезентацию "Вода для фронта и тыла. 1941 - 1945", посвященную вопросам водоснабжения армии и тыла в тяжелейших условиях военных действий.



СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ СОКРАЩЕНИЙ


Бк/кв. м - беккерель/квадратный метр;


Бк/куб. м - беккерель/кубический метр;


Бк/л - беккерель/литр;


га - гектар;


ГО - городской округ;


ГБУ СО - государственное бюджетное учреждение Свердловской области;


мкЗв/ч - микрозиверт/час;


МО - муниципальное образование (муниципальные образования);


НРБ - нормы радиационной безопасности;


ООО - общество с ограниченной ответственностью;


ООПТ - особо охраняемая природная территория (особо охраняемые природные территории);


ФГБОУ ВО - федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования;


ФГБУ - федеральное государственное бюджетное учреждение;


ФКУ - федеральное казенное учреждение;


Cs-137 - цезий-137;


Sr-90 - стронций-90.

Ссылается на


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ