ПРАВИТЕЛЬСТВО СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 30 августа 2021 года N 338-рп
Об утверждении основных направлений
долговой политики Ставропольского края
на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов
1. В соответствии с Законом
Ставропольского края "О бюджетном
процессе в Ставропольском крае"
утвердить прилагаемые основные
направления долговой политики
Ставропольского края на 2022 год и
плановый период 2023 и 2024 годов (далее -
основные направления долговой
политики).
2. Рекомендовать органам местного
самоуправления муниципальных
образований Ставропольского края с
целью проведения единой долговой
политики на территории Ставропольского
края при формировании местных бюджетов
на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов
учитывать основные направления долговой
политики.
3. Контроль за выполнением настоящего
распоряжения возложить на заместителя
председателя Правительства
Ставропольского края - министра финансов
Ставропольского края Калинченко Л.А.
4. Настоящее распоряжение вступает в силу
со дня его подписания.
Губернатор
Ставропольского края
В.В.ВЛАДИМИРОВ
Утверждены
распоряжением
Правительства Ставропольского края
от 30 августа 2021 г. N 338-рп
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ
СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ НА 2022 ГОД И
ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2023 И 2024 ГОДОВ
I. Общие положения
Основные направления долговой политики
Ставропольского края на 2022 год и
плановый период 2023 и 2024 годов (далее -
долговая политика) разработаны в
соответствии со статьей 107_1 Бюджетного
кодекса Российской Федерации,
Программой консолидации бюджетных
средств в целях оздоровления
государственных финансов
Ставропольского края на 2018 - 2024 годы,
утвержденной распоряжением
Правительства Ставропольского края от 28
сентября 2018 г. N 402-рп, и государственной
программой Ставропольского края
"Управление финансами",
утвержденной постановлением
Правительства Ставропольского края от 26
декабря 2018 г. N 598-п.
Долговая политика направлена на
обеспечение сбалансированности и
долговой устойчивости бюджета
Ставропольского края (далее - краевой
бюджет) путем сохранения объема
государственного долга Ставропольского
края (далее - государственный долг) на
безопасном уровне и минимизации
стоимости обслуживания
государственного долга.
II. Реализация долговой политики по
итогам 2018 - 2020 годов и анализ текущего
состояния государственного долга
Государственный долг за период 2018 - 2019
годов сократился на 1536,5 млн рублей и
составил на 01 января 2020 года 31414,4 млн
рублей или 45,6 процента к общему объему
доходов краевого бюджета без учета
безвозмездных поступлений за 2019 год.
По итогам 2020 года в связи с увеличением
объема расходов, направленных на
финансовое обеспечение мероприятий,
связанных с предотвращением влияния
ухудшения экономической ситуации на
развитие отраслей экономики, с
профилактикой и устранением последствий
распространения коронавирусной
инфекции, объем государственного долга
увеличился на 5073,0 млн рублей и составил
36487,4 млн рублей или 54,9 процента к общему
объему доходов краевого бюджета без
учета безвозмездных поступлений за 2020
год.
Объем и структура государственного
долга в 2018 - 2021 годах приведены в таблице
1.
Таблица 1
ОБЪЕМ И СТРУКТУРА государственного
долга в 2018 - 2021 годах
N п/п |
Наименование показателя |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
2021 год | ||||
|
|
сумма (млн рублей) |
удельный вес в объеме государственного долга (процентов) |
сумма (млн рублей) |
удельный вес в объеме государственного долга (процентов) |
сумма (млн рублей) |
удельный вес в объеме государственного долга (процентов) |
сумма (млн рублей) |
удельный вес в объеме государственного долга (процентов) |
1. |
Кредиты кредитных организаций |
11250,0 |
34,1 |
11000,0 |
35,0 |
4343,0 |
11,9 |
5505,5 |
16,9 |
2. |
Государственные облигации Ставропольского края |
5800,0 |
17,6 |
5300,0 |
16,9 |
10600,0 |
29,1 |
12400,0 |
38,0 |
3. |
Кредиты из федерального бюджета |
15900,3 |
48,3 |
15114,4 |
48,1 |
20814,4 |
57,0 |
14328,0 |
43,8 |
4. |
Государственные гарантии Ставропольского края |
0,0 |
- |
0,0 |
- |
730,0 |
2,0 |
420,0 |
1,3 |
|
Всего |
32950,9 |
100,0 |
31414,4 |
100,0 |
36487,4 |
100,0 |
32653,5 |
100,0 |
В 2020 году риски отказа кредитных
организаций в предоставлении
среднесрочных заимствований
потребовали корректировки в выборе
инструментов заимствований. Привлечение
кредитов от кредитных организаций,
утвержденное Законом Ставропольского
края "О бюджете Ставропольского края
на 2020 год и плановый период 2021 и 2022
годов" (принятым Думой
Ставропольского края 21 ноября 2019 года), в
форме возобновляемых кредитных линий на
среднесрочный период частично замещено
выпуском государственных облигаций
Ставропольского края с амортизацией
долга в объеме 7000,0 млн рублей под 6,2
процента годовых и бюджетным кредитом,
предоставленным из федерального
бюджета, в объеме 5700,0 млн рублей под 0,1
процента годовых.
По итогам 2020 года в структуре
государственного долга среднесрочные и
долгосрочные заимствования в виде
кредитов кредитных организаций,
бюджетных кредитов из федерального
бюджета, государственных облигаций
Ставропольского края составляют 84,4
процента в общем объеме
государственного долга.
В 2020 году в условиях снижения деловой
активности на фоне эпидемиологической
ситуации предоставлены государственные
гарантии Ставропольского края в
обеспечение кредитов кредитных
организаций государственному
унитарному предприятию Ставропольского
края "Ставрополькрайводоканал" в
сумме 420,0 млн рублей и государственному
унитарному предприятию Ставропольского
края "Ставропольский краевой
теплоэнергетический комплекс" в сумме
310,0 млн рублей в целях оплаты труда с
начислениями на выплаты по оплате труда
работников, оплаты расходов на
приобретение электрической энергии и
воды.
Объем предоставленных государственных
гарантий также включен в состав долговых
обязательств по итогам 2020 года.
По итогам 2020 года несмотря на рост
государственного долга Ставропольским
краем все условия, предусмотренные
дополнительными соглашениями к
соглашениям о предоставлении краевому
бюджету из федерального бюджета
бюджетных кредитов для частичного
покрытия дефицита краевого бюджета,
заключения которых утверждены законами
Ставропольского края об утверждении
заключения дополнительных соглашений к
соглашениям о предоставлении краевому
бюджету из федерального бюджета
бюджетных кредитов для частичного
покрытия дефицита краевого бюджета,
выполнены.
В 2021 году Министерством финансов
Российской Федерации в соответствии с
постановлением Правительства
Российской Федерации от 28 июня 2021 г. N 1029
"Об утверждении Правил проведения в 2021
году реструктуризации обязательств
(задолженности) субъектов Российской
Федерации перед Российской Федерацией
по бюджетным кредитам" (далее -
постановление Правительства Российской
Федерации N 1029) проведена
реструктуризация бюджетного кредита,
предоставленного Ставропольскому краю
из федерального бюджета в декабре 2020
года для погашения бюджетных кредитов на
пополнение остатков средств на счете
краевого бюджета, с 2021 года по 2029 год.
В связи с тем, что в начале 2021 года
Ставропольским краем было досрочно
произведено частичное погашение
бюджетного кредита на сумму 700,0 млн
рублей, реструктуризация проведена в
объеме 5000,0 млн рублей.
По условиям реструктуризации денежные
средства, высвобождаемые в 2021 году в
результате снижения объема погашения
задолженности по бюджетному кредиту в
сумме 4750,0 млн рублей должны быть
направлены в 2021 - 2024 годах на
осуществление бюджетных инвестиций в
объекты инфраструктуры в целях
реализации новых инвестиционных
проектов. Проведенная реструктуризация
позволила не привлекать в краевой бюджет
кредиты кредитных организаций, что
приведет (расчетно) к сокращению
расходов на обслуживание
государственного долга в 2021 году на
сумму свыше 370,0 млн рублей.
В 2021 году планируется дальнейшее
сокращение государственного долга. По
итогам 2021 года государственный долг
составит 32653,5 млн рублей или снизится по
сравнению с 2020 годом на 3833,9 млн рублей
или на 10,5 процента.
В соответствии со статьей 107_1 Бюджетного
кодекса Российской Федерации
установлены показатели отнесения
субъектов Российской Федерации к
группам заемщиков по уровням долговой
устойчивости начиная с 2020 года.
Министерством финансов Российской
Федерации в 2020 году Ставропольский край
отнесен к числу заемщиков со средним
уровнем долговой устойчивости.
Оценка значений показателей долговой
устойчивости Ставропольского края по
состоянию на 01 августа 2021 года проведена
в соответствии с Правилами проведения
оценки долговой устойчивости субъектов
Российской Федерации, утвержденными
постановлением Правительства
Российской Федерации от 4 марта 2020 г. N 227.
Показатели уровней долговой
устойчивости и значения показателей
долговой устойчивости Ставропольского
края по состоянию на 01 августа 2021 года
представлены в таблице 2.
Таблица 2
ПОКАЗАТЕЛИ уровней долговой устойчивости и значения показателей долговой устойчивости Ставропольского края по состоянию на 01 августа 2021 года
(процентов)
N п/п |
Наименование показателя долговой устойчивости |
Значение показателя долговой устойчивости |
Значение показателя долговой устойчивости Ставропольского края по состоянию на 01 августа 2021 года | ||
|
|
для группы заемщиков с высоким уровнем долговой устойчивости |
для группы заемщиков со средним уровнем долговой устойчивости |
для группы заемщиков с низким уровнем долговой устойчивости |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. |
Объем государственного долга к общему объему доходов краевого бюджета без учета безвозмездных поступлений |
не более 50 |
более 50 - менее 85 |
более 85 |
54,9 |
2. |
Доля расходов на обслуживание государственного долга в общем объеме расходов краевого бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации |
не более 5 |
более 5 - менее 8 |
более 8 |
0,6 |
3. |
Годовая сумма платежей по погашению и обслуживанию государственного долга, возникшего по состоянию на 01 января очередного финансового года, без учета платежей, направляемых на досрочное погашение долговых обязательств со сроками погашения после 01 января года, следующего за очередным финансовым годом, к общему объему налоговых и неналоговых доходов краевого бюджета и дотаций из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации |
не более 13 |
более 13 - менее 18 |
более 18 |
8,6 |
4. |
Доля краткосрочных долговых обязательств в общем объеме государственного долга |
- |
- |
- |
0,0 |
Данные, представленные в таблице 2,
свидетельствуют о том, что
Ставропольский край по состоянию на 01
августа 2021 года по первому показателю
долговой устойчивости соответствует
группе заемщиков со средним уровнем
долговой устойчивости, по второму и
третьему показателям долговой
устойчивости - группе заемщиков с
высоким уровнем долговой устойчивости.
Значение четвертого показателя долговой
устойчивости не влияет на оценку уровня
долговой устойчивости.
Особое внимание в 2018 - 2020 годах уделено
минимизации расходов краевого бюджета
на обслуживание государственного долга.
Для этого проведены следующие
мероприятия:
привлечены краткосрочные бюджетные
кредиты из федерального бюджета на
пополнение остатков средств на счете
краевого бюджета под 0,1 процента годовых
и временно свободные средства
государственных бюджетных учреждений
Ставропольского края и государственных
автономных учреждений Ставропольского
края;
проведены аукционы в соответствии с
Федеральным законом "О контрактной
системе в сфере закупок товаров, работ,
услуг для обеспечения государственных и
муниципальных нужд" в целях
рефинансирования действующих кредитов
кредитных организаций, в том числе:
в 2018 году - 5 аукционов по государственным
контрактам на общую сумму 7000,0 млн рублей
(процентные ставки снижены с 8,7 процента
годовых до 7,8 процента годовых);
в 2019 году - 9 аукционов по государственным
контрактам на общую сумму 9000,0 млн рублей
(процентные ставки снижены с 7,8 процента
годовых до 7,0 процента годовых);
в 2020 году - 11 аукционов по
государственным контрактам на общую
сумму 10043,0 млн рублей (процентные ставки
на уровне не более чем уровень ключевой
ставки, установленный Центральным
банком Российской Федерации,
увеличенный на 1 процент годовых).
Проведенные в 2018 - 2020 годах мероприятия
позволили высвободить и направить на
финансирование социально значимых
расходов денежные средства в сумме 1632,7
млн рублей.
Уровень кредитного рейтинга,
присвоенный в 2017 году Ставропольскому
краю по национальной рейтинговой шкале,
по итогам 2018 года поднят на два пункта с
уровня ruBBB+ до уровня ruA. В 2021 году уровень
кредитного рейтинга, присвоенный
Ставропольскому краю в 2018 году по
национальной рейтинговой шкале, вновь
подтвержден.
Уровень кредитного рейтинга,
присвоенный в 2017 году Ставропольскому
краю по международной рейтинговой шкале
на уровне ВВ, в 2019 году сменился на более
высокий уровень ВВ+. В 2021 году уровень
кредитного рейтинга, присвоенный
Ставропольскому краю в 2019 году по
международной рейтинговой шкале, вновь
подтвержден.
III. Основные факторы, определяющие
характер и направления долговой
политики
Основными факторами, определяющими
характер и направления долговой
политики, являются:
изменения, вносимые в законодательство
Российской Федерации о налогах и сборах,
а также в Бюджетный кодекс Российской
Федерации в связи с преодолением
последствий распространения
коронавирусной инфекции в 2020 году;
рост расходных обязательств
Ставропольского края вследствие
принятия решений о реализации задач,
определенных Указами Президента
Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204
"О национальных целях и
стратегических задачах развития
Российской Федерации на период до 2024
года" и от 21 июля 2020 года N 474 "О
национальных целях развития Российской
Федерации на период до 2030 года";
необходимость ежегодной индексации
заработной платы работников бюджетной
сферы и мер социальной поддержки
отдельным категориям граждан;
выполнение условий дополнительных
соглашений к соглашениям о
предоставлении краевому бюджету из
федерального бюджета бюджетных кредитов
для частичного покрытия дефицита
краевого бюджета, заключения которых
утверждены законами Ставропольского
края об утверждении заключения
дополнительных соглашений к соглашениям
о предоставлении краевому бюджету из
федерального бюджета бюджетных кредитов
для частичного покрытия дефицита
краевого бюджета и Дополнительного
соглашения от 1 июля 2021 г. N 1 к Соглашению
от 14 декабря 2020 г. N 01-01-06/06-1020 о
предоставлении бюджету Ставропольского
края из федерального бюджета бюджетного
кредита для погашения бюджетных
кредитов на пополнение остатков средств
на счетах бюджетов субъектов Российской
Федерации, утверждаемого законом
Ставропольского края.
IV. Цели и задачи долговой политики
Целями долговой политики являются:
сохранение объема государственного
долга на безопасном уровне;
диверсификация структуры
государственного долга; минимизация
расходов краевого бюджета по
обслуживанию государственного долга.
Задачами долговой политики являются:
обеспечение размера дефицита краевого
бюджета в 2022 - 2024 годах на уровне не более
10,0 процента от суммы доходов краевого
бюджета без учета объема безвозмездных
поступлений в соответствующем году
(значение может быть превышено на сумму
изменения остатков средств краевого
бюджета, которые в рамках разработки
проекта изменений в закон
Ставропольского края о краевом бюджете
на текущий финансовый год и плановый
период согласованы с Министерством
финансов Российской Федерации и не были
учтены в первоначальной редакции закона
Ставропольского края о краевом бюджете
на текущий финансовый год и плановый
период, а также на сумму поступлений от
продажи акций и иных форм участия в
капитале, находящихся в собственности
субъекта Российской Федерации);
обеспечение доли объема
государственного долга в объеме доходов
краевого бюджета без учета
безвозмездных поступлений на уровне не
более 38,0 процента по состоянию на 01
января 2025 года с учетом возможности
превышения данного показателя в
соответствии с абзацем двадцать девятым
пункта 10 Правил проведения в 2017 году
реструктуризации обязательств
(задолженности) субъектов Российской
Федерации перед Российской Федерацией
по бюджетным кредитам, утвержденных
постановлением Правительства
Российской Федерации от 13 декабря 2017 г. N
1531 "О проведении в 2017 году
реструктуризации обязательств
(задолженности) субъектов Российской
Федерации перед Российской Федерацией
по бюджетным кредитам" (далее -
постановление Правительства Российской
Федерации N 1531);
обеспечение доли объема долговых
обязательств Ставропольского края по
государственным ценным бумагам
Ставропольского края и кредитам,
полученным Ставропольским краем от
кредитных организаций, в объеме доходов
краевого бюджета без учета
безвозмездных поступлений на уровне не
более 37,0 процента по состоянию на 01
января 2025 года с учетом возможности
превышения данного показателя в
соответствии с абзацем двадцать девятым
пункта 10 Правил проведения в 2017 году
реструктуризации обязательств
(задолженности) субъектов Российской
Федерации перед Российской Федерацией
по бюджетным кредитам, утвержденных
постановлением Правительства
Российской Федерации N 1531.
Достижение целей и решение задач
долговой политики осуществляются путем
выполнения комплекса мероприятий,
сгруппированных по следующим основным
направлениям долговой политики:
1. Сохранение объема государственного
долга на безопасном уровне за счет:
проведения мероприятий, направленных на
рост доходной части и оптимизацию
расходной части краевого бюджета;
осуществления мониторинга
использования бюджетных ассигнований
получателями средств краевого бюджета в
целях своевременного принятия решения о
сокращении невостребованных бюджетных
ассигнований и уменьшения объема
заимствований при исполнении краевого
бюджета;
направления остатков средств на едином
счете краевого бюджета (без учета
безвозмездных поступлений, имеющих
целевое значение и подлежащих возврату в
доход федерального бюджета),
образовавшихся на начало текущего
финансового года, и дополнительных
доходов, поступивших сверх утвержденных
годовых назначений, при исполнении
краевого бюджета на сокращение дефицита
краевого бюджета в целях снижения объема
государственного долга.
2. Диверсификация структуры
государственного долга за счет:
использования различных инструментов
заимствований в виде кредитов кредитных
организаций и размещений
государственных ценных бумаг;
комбинирования среднесрочных и
долгосрочных заимствований;
применения краткосрочных заимствований
только в пределах финансового года.
3. Минимизация расходов краевого бюджета
по обслуживанию государственного долга
за счет:
привлечения из федерального бюджета
бюджетных кредитов на пополнение
остатков средств краевого бюджета в
целях сокращения сроков использования
кредитов, полученных от кредитных
организаций;
привлечения временно свободных средств
государственных бюджетных учреждений
Ставропольского края и государственных
автономных учреждений Ставропольского
края в целях сокращения сроков
использования кредитов, полученных от
кредитных организаций;
рефинансирования долговых обязательств
Ставропольского края в целях снижения
процентных ставок за пользование
заемными средствами;
равномерного распределения в течение 2022
- 2024 годов платежей, связанных с
погашением и обслуживанием
государственного долга;
перечисления муниципальным
образованиям Ставропольского края
целевых межбюджетных трансфертов в
пределах суммы, необходимой для оплаты
денежных обязательств по расходам
получателей средств местного бюджета,
источником финансового обеспечения
которых являются целевые межбюджетные
трансферты.
V. Инструменты реализации долговой
политики
Инструментами реализации долговой
политики являются:
кредиты кредитных организаций;
бюджетные кредиты, получаемые от
бюджетов бюджетной системы Российской
Федерации;
государственные гарантии
Ставропольского края;
государственные облигации
Ставропольского края.
VI. Основные риски, связанные с
реализацией долговой политики
Основными рисками, связанными с
реализацией долговой политики,
являются:
риск рефинансирования долговых
обязательств Ставропольского края;
риск снижения ликвидности рынка
заимствований;
риск роста процентных ставок.
Риск рефинансирования долговых
обязательств Ставропольского края
означает невозможность осуществления на
приемлемых условиях новых заимствований
для погашения имеющихся долговых
обязательств.
Снижение риска рефинансирования
долговых обязательств Ставропольского
края обеспечивается:
проведением Ставропольскому краю
реструктуризации бюджетного кредита из
федерального бюджета с 2021 года до 2029 года
включительно в соответствии с
постановлением Правительства
Российской Федерации N 1029 (проведение
реструктуризации бюджетных кредитов из
федерального бюджета позволит сократить
годовые объемы погашений долговых
обязательств и необходимость их
рефинансирования);
продлением Ставропольскому краю периода
реструктуризации бюджетных кредитов из
федерального бюджета с 7 до 12 лет до 2029
года включительно в соответствии с
постановлением Правительства
Российской Федерации N 1531 (продление
периода реструктуризации бюджетных
кредитов из федерального бюджета
позволит сократить годовые объемы
погашений долговых обязательств и
необходимость их рефинансирования);
использованием инструментов
долгосрочных заимствований в форме
выпуска государственных облигаций
Ставропольского края на срок до 7 лет
включительно в целях переноса сроков и
объемов погашения долговых
обязательств;
отказом от осуществления краткосрочных
коммерческих заимствований.
Риск снижения ликвидности рынка
заимствований связан с неполучением
денежных средств на финансирование
дефицита краевого бюджета и погашение
долговых обязательств Ставропольского
края в случае отказа кредитных
организаций от предоставления заемных
средств. Снижение данного риска возможно
в случае замещения средств, не
полученных от кредитных организаций,
бюджетными кредитами, предоставляемыми
из федерального бюджета, либо путем
сокращения расходов краевого бюджета на
такую же сумму.
Риск роста процентных ставок на рынке
заимствований влечет возникновение
дополнительных расходов краевого
бюджета, связанных с обслуживанием
государственного долга Ставропольского
края. Снижение данного риска возможно за
счет маневрирования различными
инструментами заимствований, сроками их
использования или за счет
перераспределения средств краевого
бюджета в пользу расходов по
обслуживанию государственного долга за
счет иных расходных обязательств в
пределах расходов, утвержденных законом
Ставропольского края о краевом бюджете
на текущий финансовый год и плановый
период.