МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИКАЗ
от 6 июля 2021 года N 867
Об организации диспансерного наблюдения
за пациентами, страдающими хроническими
неинфекционными заболеваниями, в том
числе в период распространения новой
коронавирусной инфекции (COVID-19), в
медицинских организациях Челябинской
области
В соответствии со статьей 46 Федерального
закона N 323-ФЗ от 21 ноября 2011 года "Об
основах охраны здоровья граждан
Российской Федерации", приказом
Министерства здравоохранения
Российской Федерации от 29 марта 2019 г. N 173н
"Об утверждении порядка проведения
диспансерного наблюдения за
взрослыми", временными методическими
рекомендациями "Оказание
амбулаторно-поликлинической
медицинской помощи пациентам с
хроническими заболеваниями, подлежащими
диспансерному наблюдению, в условиях
пандемии COVID-19", а также в целях
снижения смертности на каждом
терапевтическом участке
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые:
1) Положение о порядке диспансерного
наблюдения за пациентами, страдающими
хроническими неинфекционными
заболеваниями, в том числе в период
распространения новой коронавирусной
инфекции (COVID-19) (далее - Положение);
2) Форму "Карта изучения летальных
исходов".
2. Руководителям медицинских
организаций, в отношении которых
Министерство здравоохранения
Челябинской области осуществляет
функции и полномочия учредителя,
обеспечить:
1) организацию работы в соответствии с
Положением, утвержденным пунктом 1
настоящего приказа;
2) назначение ответственного лица за
организацию диспансерного наблюдения в
медицинской организации;
3) охват диспансерным наблюдением лиц с
хроническими неинфекционными
заболеваниями и инфекционными
заболеваниями и лиц с высоким и очень
высоким сердечно-сосудистым риском не
менее 70 %;
4) охват диспансерным наблюдением лиц
старше трудоспособного возраста из
числа подлежащих диспансерному
наблюдению не менее 90 %;
5) установление диспансерного наблюдения
медицинским работником в течение 3-х
рабочих дней после:
установления диагноза при оказании
медицинской помощи в амбулаторных
условиях;
оказания медицинской помощи в
стационарных условиях;
6) достижение целевых значений
показателей состояния здоровья в
соответствии с клиническими
рекомендациями;
7) сокращение числа обращений по поводу
обострений хронических заболеваний
среди лиц, находящихся под диспансерным
наблюдением;
8) снижение числа вызовов скорой
медицинской помощи среди лиц,
находящихся под диспансерным
наблюдением, в связи с обострением или
осложнениями заболеваний, по поводу
которых лица находятся под диспансерным
наблюдением;
9) уменьшение числа случаев и количества
дней временной нетрудоспособности лиц,
находящихся под диспансерным
наблюдением;
10) уменьшение числа госпитализаций, в том
числе по экстренным медицинским
показаниям, в связи с обострением или
осложнениями заболеваний, по поводу
которых лица находятся под диспансерным
наблюдением;
11) снижение показателей смертности, в том
числе внебольничной смертности, лиц,
находящихся под диспансерным
наблюдением;
12) организацию рабочих групп по контролю
за обновлением алгоритмов/схем
наблюдения за больными с хроническими
неинфекционными заболеваниями;
13) ежеквартальный аудит по проверке
диспансерного наблюдения в соответствии
с приказом Министерства здравоохранения
Российской Федерации от 29 марта 2019 г. N 173н
"Об утверждении порядка проведения
диспансерного наблюдения за
взрослыми" и клиническими
рекомендациями, с обобщением и
проведением анализа результатов
диспансерного наблюдения за лицами,
находящимися на медицинском
обслуживании в медицинской организации,
с целью оптимизации проведения
диспансерного наблюдения;
14) проведение разбора летальных случаев
на дому в соответствии с формой "Карта
изучения летальных исходов",
утвержденной пунктом 1 настоящего
приказа, и оформлением протокола
врачебной комиссии по разбору летальных
случаев с принятием управленческих
решений.
3. Руководителям некоммерческих,
негосударственных медицинских
организаций, расположенных на
территории Челябинской области,
главному врачу Общества с ограниченной
ответственностью "Полимедика
Челябинск" Сафарову М.А.,
руководителям медицинских организаций,
в отношении которых Федеральное
медико-биологическое агентство
выполняет функции и полномочия
учредителя, рекомендовать организовать
работу в соответствии с пунктом 2
настоящего приказа.
4. Директору Государственного бюджетного
учреждения здравоохранения
"Челябинский областной медицинский
информационно-аналитический центр"
Ульянову А.А. разместить настоящий
приказ на официальном сайте
Министерства здравоохранения
Челябинской области в сети Интернет.
5. Контроль исполнения настоящего
приказа возложить на заместителя
Министра здравоохранения Челябинской
области Колчинскую Т.П.
Министр здравоохранения
Челябинской области
Ю.А.СЕМЕНОВ
Утверждено
приказом
Министерства здравоохранения
Челябинской области
от 6 июля 2021 г. N 867
ПОЛОЖЕНИЕ о порядке диспансерного
наблюдения за пациентами, страдающими
хроническими неинфекционными
заболеваниями, в том числе в период
распространения новой коронавирусной
инфекции (COVID-19)
1. Диспансерное наблюдение осуществляют
медицинские работники медицинской
организации (структурного подразделения
иной организации, осуществляющей
медицинскую деятельность), где пациент
получает первичную медико-санитарную
помощь:
1) врач-терапевт (врач-терапевт
участковый, врач-терапевт участковый
цехового врачебного участка, врач общей
практики (семейный врач) (далее -
врач-терапевт));
2) врачи-специалисты (по отдельным
заболеваниям или состояниям (группам
заболеваний или состояний));
3) врач по медицинской профилактике
(фельдшер) отделения (кабинета)
медицинской профилактики или центра
здоровья;
4) фельдшер (акушер)
фельдшерско-акушерского пункта,
фельдшер фельдшерского здравпункта в
случае возложения на них руководителем
медицинской организации отдельных
функций лечащего врача, в том числе по
проведению диспансерного наблюдения, в
порядке, установленном приказом
Министерства здравоохранения и
социального развития Российской
Федерации от 23 марта 2012 г. N 252н "Об
утверждении Порядка возложения на
фельдшера, акушерку руководителем
медицинской организации при организации
оказания первичной медико-санитарной
помощи и скорой медицинской помощи
отдельных функций лечащего врача по
непосредственному оказанию медицинской
помощи пациенту в период наблюдения за
ним и его лечения, в том числе по
назначению и применению лекарственных
препаратов, включая наркотические
лекарственные препараты и психотропные
лекарственные препараты" (далее -
фельдшер, акушер пункта).
2. При осуществлении диспансерного
наблюдения медицинский работник,
уполномоченный руководителем
медицинской организации, обеспечивает:
1) формирование списков лиц, подлежащих
диспансерному наблюдению в отчетном
году, их поквартальное распределение;
наличие перечня нозологий в
соответствии с приказом Министерства
здравоохранения Российской Федерации от
29 марта 2019 г. N 173н "Об утверждении
порядка проведения диспансерного
наблюдения за взрослыми", а также
календарного поименного плана-графика,
поименного списка пациентов,
нуждающихся в динамическом наблюдении,
на каждом терапевтическом участке;
2) информирование лиц, подлежащих
диспансерному наблюдению в текущем году,
или их законных представителей о
необходимости явки в целях
диспансерного наблюдения;
3) обучение пациентов навыкам
самоконтроля показателей состояния
здоровья, определенных
врачом-терапевтом (фельдшером) или
врачом-специалистом, осуществляющим
диспансерное наблюдение, и алгоритмам
действия в случае развития
жизнеугрожающих состояний.
3. Медицинский работник определяет
наличие медицинских показаний для
проведения диспансерного наблюдения,
периодичность диспансерных приемов
(осмотров, консультаций), длительность
диспансерного наблюдения, объем
профилактических, диагностических,
лечебных и реабилитационных мероприятий
в соответствии с приказом Министерства
здравоохранения Российской Федерации от
29 марта 2019 г. N 173н "Об утверждении
порядка проведения диспансерного
наблюдения за взрослыми" и с учетом
стандартов медицинской помощи и
клинических рекомендаций.
4. При проведении диспансерного
наблюдения учитываются рекомендации
врачей-специалистов, содержащиеся в
медицинской документации пациента, в том
числе вынесенные по результатам
оказания медицинской помощи в
стационарных условиях.
5. При проведении первого в текущем году
диспансерного приема (осмотра,
консультации) в рамках диспансерного
наблюдения организуется проведение
профилактического медицинского осмотра
лица, находящегося под диспансерным
наблюдением.
6. В случае если пациент нуждается в
диспансерном наблюдении
врачом-специалистом по отдельным
заболеваниям или состояниям (группам
заболеваний или состояний) и такой
врач-специалист отсутствует в
медицинской организации, в которой
пациент получает первичную
медико-санитарную помощь, врач-терапевт
организует консультацию пациента
соответствующим врачом-специалистом
другой медицинской организации, в том
числе с применением телемедицинских
технологий, и осуществляет диспансерное
наблюдение по согласованию и с учетом
рекомендаций этого врача-специалиста.
7. Врач по медицинской профилактике
(фельдшер) отделения (кабинета)
медицинской профилактики или центра
здоровья, а также фельдшер, акушер
осуществляют диспансерное наблюдение за
лицами, отнесенными по результатам
профилактического медицинского осмотра
и диспансеризации ко II группе здоровья,
имеющими высокий или очень высокий
суммарный сердечно-сосудистый риск, за
исключением пациентов с уровнем общего
холестерина 8 ммоль/л и более, которые
подлежат диспансерному наблюдению
врачом-терапевтом.
8. Медицинский работник при проведении
диспансерного наблюдения:
1) устанавливает группу диспансерного
наблюдения;
2) ведет учет лиц, находящихся под
диспансерным наблюдением;
3) информирует о порядке, объеме и
периодичности диспансерного
наблюдения;
4) организует и осуществляет проведение
диспансерных приемов (осмотров,
консультаций), профилактических,
диагностических, лечебных и
реабилитационных мероприятий;
5) организует в случае невозможности
посещения лицом, подлежащим
диспансерному наблюдению, медицинской
организации в связи с тяжестью состояния
или нарушением двигательных функций
проведение диспансерного приема
(осмотра, консультации) в амбулаторных
условиях, в том числе на дому;
6) организует консультацию пациента
врачом-специалистом по отдельным
заболеваниям или состояниям (группам
заболеваний или состояний) другой
медицинской организации, в том числе с
применением телемедицинских технологий,
и осуществляет диспансерное наблюдение
по согласованию и с учетом рекомендаций
этого врача-специалиста;
7) осуществляет при необходимости
дистанционное наблюдение за пациентами
в соответствии с порядком организации и
оказания медицинской помощи с
применением телемедицинских
технологий.
9. Диспансерный прием (осмотр,
консультация) медицинским работником
включает:
1) оценку состояния лица, сбор жалоб и
анамнеза, физикальное исследование,
назначение и оценку лабораторных и
инструментальных исследований;
2) установление или уточнение диагноза
заболевания (состояния);
3) оценку приверженности лечению и
эффективности ранее назначенного
лечения, достижения целевых значений
показателей состояния здоровья,
необходимую коррекцию проводимого
лечения, а также повышение мотивации
пациента к лечению;
4) проведение краткого профилактического
консультирования и разъяснение лицу с
высоким риском развития угрожающего
жизни заболевания или состояния (группы
заболеваний или состояний) или их
осложнения, а также лицам, совместно с
ним проживающим, правил действий при их
развитии и необходимости своевременного
вызова скорой медицинской помощи;
5) назначение по медицинским показаниям
дополнительных профилактических,
диагностических, лечебных и
реабилитационных мероприятий, в том
числе направление пациента в
медицинскую организацию, оказывающую
специализированную, в том числе
высокотехнологичную, медицинскую
помощь, на санаторно-курортное лечение, в
отделение (кабинет) медицинской
профилактики или центр здоровья для
проведения углубленного
профилактического консультирования
(индивидуального или группового).
10. Сведения о диспансерном наблюдении
вносятся в медицинскую документацию
пациента, а также в учетную форму N 030/у
"Контрольная карта диспансерного
наблюдения", утвержденную приказом
Министерства здравоохранения
Российского Федерации от 15 декабря 2014 г. N
834н "Об утверждении унифицированных
форм медицинской документации,
используемых в медицинских
организациях, оказывающих медицинскую
помощь в амбулаторных условиях, и
порядков по их заполнению" (далее -
контрольная карта), за исключением
случаев, когда законодательством
Российской Федерации предусмотрено
заполнение специальных карт
диспансерного наблюдения за лицами с
отдельными заболеваниями или
состояниями (группами заболеваний или
состояний).
11. Медицинский работник, указанный в
пункте 1 настоящего Положения, проводит
анализ результатов проведения
диспансерного наблюдения на основании
сведений, содержащихся в контрольных
картах, при этом врач-терапевт, фельдшер,
акушер пункта в том числе ведет учет лиц,
находящихся под диспансерным
наблюдением у врачей-специалистов, и
формирует сводный план проведения
диспансерного наблюдения для каждого
лица с учетом всех заболеваний или
состояний (групп заболеваний или
состояний), по поводу которых оно
нуждается в диспансерном наблюдении.
Утверждена
приказом
Министерства здравоохранения
Челябинской области
от 6 июля 2021 г. N 867
Форма "Карта изучения летальных исходов"
Карта изучения летального исхода
Дата: "__" ________ 20__ г. N __
Ф.И.О.:
Пол: ____. Дата рождения: Возраст: ____ Инвалидность: ______
Профессия: N амбулаторной карты
Диагноз ДН, код МКБ-10
Оперативные вмешательства (название, дата, плановое, экстренное): _________
Дата взятия на диспансерный учет
Наличие формы 030-у ______ Дата последней диспансерной явки
Достижение целевых показателей
Дата ухудшения состояния здоровья:
Дата, время смерти:
Заключительный клинический (посмертный)
диагноз
Основное заболевание (код по МКБ-10),
которое само по себе или через
обусловленные им осложнения привело к летальному исходу (первоначальная
причина смерти). При комбинированном основном заболевании указываются
конкурирующие, или сочетанные, или основное и фоновое заболевания:
Осложнения основного заболевания (указываются при наличии важных
промежуточных патологических процессов между непосредственной причиной
смерти и основным заболеванием):
Сопутствующие заболевания, которые не были непосредственно связаны с
основным заболеванием и не принимали участия в танатогенезе:
Непосредственная причина смерти (смертельное осложнение основного
заболевания либо само основное заболевание):
Диагноз установлен на основании данных в представленной документации,
анамнеза жизни и заболевания, жалоб, сведений, полученных во время
клинического наблюдения и клинической беседы с пациентом, результатов
физикального обследования, инструментальных и лабораторных исследований,
выявленных характерных для вышеуказанных заболеваний симптомов.
Патологоанатомический диагноз
Основное заболевание: Код МКБ-10
Осложнения основного заболевания:
Сопутствующие заболевания:
Непосредственная причина смерти, патологоанатомический эпикриз:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ по результатам сопоставления
клинического и патологоанатомического
диагнозов по основному, фоновому,
конкурирующим или сочетанным
заболеваниям (при комбинированном
основном заболевании) по нозологии,
локализации патологического процесса;
по непосредственной причине смерти
Диагноз основного заболевания:
СОВПАДЕНИЕ / РАСХОЖДЕНИЕ, категория
дефекта /___/
Смертельное осложнение: СОВПАДЕНИЕ /
РАСХОЖДЕНИЕ
Выявленные замечания:
1. В соответствии с приказом Минздрава
России от 10.05.2017 N 203 "Об утверждении
критериев оказания медицинской
помощи" был выполнен раздел II Критерии
качества по условиям оказания
медицинской помощи, п. 2.1 Критериев
качества в амбулаторных условиях:
1.1. Наличие добровольного
информированного согласия;
1.2. Первичный осмотр пациента и сроки
оказания медицинской помощи;
1.3. Первичный осмотр оформлен, включая
данные анамнеза заболевания, записью в
амбулаторной карте;
1.4. Установление клинических диагнозов
лечащими врачами в ходе первичного
приема;
1.5. Наличие плана обследования пациента
при первичном осмотре с учетом
предварительного диагноза;
1.6. Наличие плана лечения при первичном
осмотре с учетом предварительного
диагноза, клинических проявлений
заболевания, тяжести заболевания или
состояния пациента;
1.7. Оценка ведения пациента в
соответствии с критериями качества
клинических рекомендаций по основным
заболеваниям;
1.8. Наличие вводных, этапных эпикризов,
планов диспансерного наблюдения, оценки
приверженности к лечению.
2. Оценка ведения формы 030-у в
соответствии с приказом Минздрава
России от 15.12.2014 N 834н "Об утверждении
унифицированных форм медицинской
документации, используемых в
медицинских организациях, оказывающих
медицинскую помощь в амбулаторных
условиях, и порядков по их
заполнению".
3. Оценка эффективности диспансерного
наблюдения.
4. Признать случай
управляемым/неуправляемым.
Предложения, направленные на устранение
выявленных ошибок и упущений
Рецензенты:
Заведующий отделением,
врач-терапевт
Заведующий отделением,
врач-терапевт
Заместитель главного врача по
медицинской части
Ознакомлены: врачи, ответственные за
диспансерное наблюдение