ПРАВИТЕЛЬСТВО АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 18 сентября 2020 года N 384-рп
Об основных направлениях бюджетной и
налоговой политики Архангельской
области на 2021 год и на плановый период 2022
и 2023 годов
В соответствии со статьей 172 Бюджетного
кодекса Российской Федерации, статьей 9
областного закона от 23 сентября 2008 года N
562-29-ОЗ "О бюджетном процессе
Архангельской области":
1. Утвердить прилагаемые основные
направления бюджетной и налоговой
политики Архангельской области на 2021 год
и на плановый период 2022 и 2023 годов (далее -
основные направления бюджетной и
налоговой политики).
2. Исполнительным органам
государственной власти Архангельской
области руководствоваться основными
направлениями бюджетной и налоговой
политики при формировании областного
бюджета на 2021 год и на плановый период 2022
и 2023 годов.
3. Рекомендовать органам местного
самоуправления муниципальных
образований Архангельской области
обеспечить реализацию основных
направлений бюджетной и налоговой
политики.
4. Настоящее распоряжение вступает в силу
со дня его подписания.
Первый заместитель Губернатора
Архангельской области -
председатель Правительства
Архангельской области
А.В.АЛСУФЬЕВ
Утверждены
распоряжением Правительства
Архангельской области
от 18.09.2020 N 384-рп
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ И
НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ АРХАНГЕЛЬСКОЙ
ОБЛАСТИ НА 2021 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2022
И 2023 ГОДОВ
I. Цели и задачи бюджетной и налоговой
политики
Основные направления бюджетной и
налоговой политики Архангельской
области на 2021 год и на плановый период 2022
и 2023 годов (далее - бюджетная и налоговая
политика) разработаны в соответствии со
статьей 172 Бюджетного кодекса Российской
Федерации и статьей 9 областного закона
от 23 сентября 2008 года N 562-29-ОЗ "О
бюджетном процессе Архангельской
области".
Бюджетная и налоговая политика в
предстоящем периоде будет нацелена на
обеспечение устойчивого
социально-экономического развития
Архангельской области, в том числе за
счет достижения целей и решения ключевых
задач, установленных указами Президента
Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204
"О национальных целях и
стратегических задачах развития
Российской Федерации на период до 2024
года", от 21 июля 2020 года N 474 "О
национальных целях развития Российской
Федерации на период до 2030 года" и
программными документами.
Необходимым условием решения
поставленных задач остается реализация
мер по обеспечению устойчивости и
сбалансированности бюджетной системы,
повышению эффективности бюджетных
расходов, обеспечению экономического
роста.
В этих целях будет продолжено применение
мер, направленных на преодоление
последствий влияния новой
коронавирусной инфекции (COVID-2019) и
развитие доходной базы Архангельской
области, повышение устойчивости
экономики и стимулирование
инвестиционной активности, концентрацию
имеющихся ресурсов на приоритетных
направлениях социально-экономического
развития Архангельской области,
обеспечение соответствия объема
расходных обязательств Архангельской
области имеющимся финансовым источникам
с учетом соблюдения ограничений в
отношении уровня государственного долга
Архангельской области и дефицита
областного бюджета.
Для обеспечения достоверности бюджетных
показателей в основу бюджетного
планирования будет положен базовый
вариант прогноза
социально-экономического развития
Архангельской области.
Решение задач социально-экономического
развития будет осуществляться с
применением программно-целевого
бюджетного планирования на основе
государственных программ Архангельской
области с учетом приоритизации
финансирования мероприятий и
обеспечения реалистичности принятых
расходных обязательств.
Дальнейшие меры по совершенствованию
системы государственных программ
Архангельской области должны учитывать
необходимость их взаимосвязи с
разрабатываемыми совместными
программами развития Архангельской
области и Ненецкого автономного округа,
а также корректировки региональных
проектов с учетом корректировки
параметров, сроков и приоритетов
национальных и федеральных проектов.
Исполнительным органам государственной
власти Архангельской области необходимо
продолжить реализацию следующих задач:
восстановление темпов роста налоговых и
неналоговых доходов консолидированного
бюджета Архангельской области, в том
числе за счет совершенствования
налогового законодательства
Архангельской области, сохранения и
развития налогооблагаемой базы,
улучшения качества администрирования
доходов, легализации "теневой"
заработной платы;
проведение ответственной бюджетной
политики, в том числе за счет максимально
эффективного использования имеющихся
финансовых ресурсов, обеспечения режима
экономного и рационального
использования бюджетных средств,
ответственного подхода к принятию новых
расходных обязательств с учетом
ограниченных финансовых возможностей
областного бюджета;
повышение эффективности предоставления
мер социальной поддержки, в том числе за
счет повышения адресности социальной
помощи, установления критериев
нуждаемости при предоставлении мер
социальной поддержки с безусловным
исполнением социальных обязательств
перед гражданами, установленных
законодательством;
повышение эффективности сферы занятости
населения, в том числе за счет
противодействия росту безработицы,
обеспечения занятости населения и
социальной поддержки безработных
граждан, ориентации системы образования
на обеспечение потребностей рынка труда
и перспективы региональной экономики;
оптимизация непервоочередных и
неприоритетных ассигнований, сокращение
неэффективных расходов областного
бюджета, недопущение установления и
исполнения расходных обязательств, не
связанных с решением вопросов,
отнесенных Конституцией Российской
Федерации и федеральными законами к
полномочиям органов государственной
власти субъектов Российской Федерации;
своевременное исполнение расходных
обязательств, недопущение возникновения
просроченной кредиторской
задолженности областного бюджета и
государственных бюджетных и автономных
учреждений Архангельской области по
первоочередным расходам;
совершенствование системы закупок
товаров, работ, услуг для
государственных нужд Архангельской
области, в том числе путем дальнейшей
реализации изменений, внесенных в
Федеральный закон от 5 апреля 2013 года N
44-ФЗ "О контрактной системе в сфере
закупок товаров, работ, услуг для
обеспечения государственных и
муниципальных нужд", и
соответствующих актов Правительства
Российской Федерации;
улучшение инвестиционного климата
Архангельской области, в том числе за
счет содействия реализации
инвестиционных проектов на территории
Архангельской области, предоставления
экономически эффективных налоговых
льгот, снижения административных
барьеров, развития
государственно-частного партнерства;
реализация мер государственной
поддержки предпринимательской
деятельности, в том числе за счет
дальнейшего развития системы
микрофинансирования субъектов малого и
среднего бизнеса, деятельности
гарантийного фонда и регионального
фонда развития промышленности;
продолжение на принципах проектного
управления реализации региональных
проектов, направленных на достижение
соответствующих результатов реализации
федеральных проектов;
проведение взвешенной долговой
политики, в том числе за счет реализации
комплекса мер, направленных на
обеспечение потребности Архангельской
области в заемном финансировании,
своевременном и полном исполнении
государственных долговых обязательств
при минимизации расходов на их
обслуживание, поддержания обоснованного
и безопасного объема и структуры
государственного долга;
совершенствование межбюджетных
отношений, в том числе в связи с
изменениями законодательства
Российской Федерации в сферах
налогообложения и организации местного
самоуправления;
обеспечение прозрачности и открытости
государственных финансов, в том числе за
счет размещения в открытом доступе
актуальной информации, связанной с
формированием и исполнением областного
бюджета, регулярной публикации в
информационно-телекоммуникационной
сети "Интернет" "Бюджета для
граждан", формирования, представления
и актуализации на постоянной основе
материалов на едином портале бюджетной
системы Российской Федерации;
повышение эффективности процессов
планирования и исполнения областного
бюджета, в том числе за счет дальнейшего
развития казначейского обслуживания
исполнения областного бюджета, включая
расширение применения инструментария
казначейского сопровождения, а также за
счет проведения мониторинга качества
финансового менеджмента, включая
мониторинг качества исполнения
бюджетных полномочий, управления
активами, осуществления закупок товаров,
работ и услуг для обеспечения
государственных нужд Архангельской
области;
исполнение обязательств Архангельской
области по соглашению о мерах по
социально-экономическому развитию и
оздоровлению государственных финансов
Архангельской области, соблюдение
установленных Правительством
Российской Федерации нормативов
формирования расходов на содержание
органов государственной власти
Архангельской области.
II. Приоритеты в сфере формирования
доходного потенциала
Приоритеты налоговой политики
направлены:
на создание эффективной и стабильной
налоговой системы, обеспечивающей
устойчивость консолидированного
бюджета Архангельской области в
среднесрочной и долгосрочной
перспективе;
на привлечение инвестиций в экономику
Архангельской области за счет создания
благоприятных условий для деятельности
хозяйствующих субъектов.
Налоговая политика должна быть нацелена
на увеличение доходного потенциала
консолидированного бюджета
Архангельской области, сохранение
социальной и финансовой стабильности,
создание условий для устойчивого
социально-экономического развития и
строиться с учетом изменений
законодательства Российской Федерации
при одновременной активизации работы
органов государственной власти
Архангельской области, органов местного
самоуправления муниципальных
образований Архангельской области
(далее - органы местного самоуправления)
и территориальных органов федеральных
органов исполнительной власти по
изысканию дополнительных источников
доходов областного бюджета и местных
бюджетов.
Достижению целей должны способствовать
следующие основные направления:
осуществление контроля за
своевременностью и полнотой
перечисления в бюджетную систему
налогов и неналоговых платежей;
проведение мероприятий по выявлению,
постановке на налоговый учет и
привлечению к налогообложению субъектов
предпринимательской деятельности,
зарегистрированных в иных субъектах
Российской Федерации, имеющих
имущественные объекты и рабочие места на
территории Архангельской области, а
также субъектов предпринимательской
деятельности, использующих незаконные
схемы оплаты труда и привлекающих
рабочую силу без надлежащего оформления
трудовых отношений;
взаимодействие органов государственной
власти Архангельской области и органов
местного самоуправления с налоговыми
органами и другими администраторами
доходов в целях повышения качества
администрирования платежей и сокращения
недоимки, усиление претензионно-исковой
работы с неплательщиками и
осуществление мер принудительного
взыскания задолженности;
стимулирование инвестиционной
деятельности через механизм стандартных
налоговых льгот, предусмотренных
Налоговым кодексом Российской
Федерации, в том числе через применение
инвестиционного налогового вычета для
отдельных видов экономической
деятельности, установление налоговых
льгот для резидентов Арктической зоны
Российской Федерации и организаций,
осуществляющих реализацию региональных
инвестиционных проектов;
стимулирование резидентов территорий
опережающего социально-экономического
развития, созданных на территориях
монопрофильных муниципальных
образований (моногородов) Архангельской
области;
оказание поддержки субъектам малого и
среднего предпринимательства через
снижение налоговой нагрузки по
специальным налоговым режимам,
направленное на смягчение негативных
последствий ограничительных мер в
экономике;
продление действия нормы по
установлению для налогоплательщиков,
впервые зарегистрированных в качестве
индивидуальных предпринимателей,
налоговой ставки 0 процентов по налогу,
взимаемому в связи с применением
упрощенной системы налогообложения, и
налогу, взимаемому в связи с применением
патентной системы налогообложения;
содействие вовлечению граждан в
предпринимательскую деятельность и
сокращению неформальной занятости, в том
числе путем перехода граждан на
применение налога на профессиональный
доход;
проведение ежегодной оценки
эффективности налоговых расходов с
последующим формированием предложений
по сокращению или отмене неэффективных
налоговых льгот и преференций,
пересмотра условий их предоставления;
отстаивание интересов Архангельской
области при рассмотрении и обсуждении
проектов федеральных законов и проектов
иных нормативных правовых актов
Российской Федерации по вопросам
налоговой и бюджетной политики;
уточнение перечня объектов недвижимости
для определения налоговой базы по налогу
на имущество организаций на основе
кадастровой стоимости в отношении
административно-деловых и торговых
центров, нежилых помещений, используемых
для размещения офисов, торговых
объектов, объектов общественного
питания и бытового обслуживания;
продолжение работы органов
государственной власти Архангельской
области и органов местного
самоуправления, направленной на
расширение налоговой базы по
имущественным налогам путем выявления
имущества и земельных участков, которые
до настоящего времени не
зарегистрированы или зарегистрированы с
неполным отражением сведений,
необходимых для исчисления налогов;
продолжение работы по инвентаризации и
оптимизации имущества казны
Архангельской области и казны
муниципальных образований
Архангельской области;
активизация работы по вовлечению в
хозяйственный оборот или приватизации
неиспользуемых объектов недвижимости и
земельных участков;
повышение эффективности управления
государственными финансовыми и
материальными вложениями в уставные
капиталы хозяйствующих субъектов.
III. Приоритеты политики расходования
бюджетных средств
Бюджетная политика в области расходов на
2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов
должна быть направлена на достижение
национальных целей и стратегических
задач, установленных указами Президента
Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204
"О национальных целях и
стратегических задачах развития
Российской Федерации на период до 2024
года", от 21 июля 2020 года N 474 "О
национальных целях развития Российской
Федерации на период до 2030 года",
документами стратегического
планирования Архангельской области, а
также разрабатываемой совместной
программой социально-экономического
развития Архангельской области и
Ненецкого автономного округа.
Планирование и расходование бюджетных
ассигнований должно осуществляться с
учетом следующих принципов:
обеспечение достижения плановых
результатов региональных проектов,
обеспечивающих достижение целей,
показателей и результатов федеральных
проектов, входящих в состав национальных
проектов Российской Федерации, с учетом
корректировки параметров, сроков и
приоритетов национальных и федеральных
проектов;
сохранение установленных соотношений
оплаты труда отдельных категорий
работников согласно указам Президента
Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597
"О мероприятиях по реализации
государственной социальной политики",
от 1 июня 2012 года N 761 "О Национальной
стратегии действий в интересах детей на
2012 - 2017 годы" и от 28 декабря 2012 года N 1688
"О некоторых мерах по реализации
государственной политики в сфере защиты
детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей";
обеспечение индексации заработной платы
работников бюджетного сектора
экономики, на которых не
распространяются указы Президента
Российской Федерации, в сроки и размерах,
применяемых для аналогичной категории
работников, финансируемых из
федерального бюджета;
обеспечение индексации стипендий,
социальных выплат и расходов на оплату
коммунальных услуг, повышение уровня
минимального размера оплаты труда до
величины прожиточного минимума
трудоспособного населения;
оптимизация инвестиционных расходов, в
том числе за счет первоочередного
финансирования объектов,
соответствующих приоритетным задачам
социально-экономического развития,
включая ликвидацию аварийного жилищного
фонда на территории Архангельской
области, повторного применения проектов,
получивших положительное заключение
государственной экспертизы проектной
документации, а также осуществление
инвестиций в проектирование и
строительство объектов капитального
строительства в рамках укрупненных
инвестиционных проектов;
оптимизация расходов на обслуживание
государственного долга за счет
максимального использования
инструментов управления ликвидностью
единого счета областного бюджета,
привлечения кредитных ресурсов в виде
возобновляемых кредитных линий,
взаимодействия с кредитными
организациями по вопросу снижения
процентных ставок за пользование
кредитными ресурсами;
оптимизация отдельных функций органов
государственной власти и иных
государственных органов Архангельской
области, в том числе за счет
автоматизации управленческих и
обеспечивающих функций на базе
современных информационных технологий;
обеспечение конкуренции на рынке
государственных услуг, в том числе путем
расширения доступа негосударственных
организаций к предоставлению
государственных услуг за счет средств
областного бюджета;
использование механизмов
государственно-частного партнерства для
привлечения инвестиций, в том числе в
социальную сферу и жилищно-коммунальное
хозяйство;
повышение результативности
предоставления мер государственной
поддержки отраслей экономики, в том
числе за счет обеспечения
обоснованности и прозрачности отбора
получателей бюджетной поддержки,
обеспечения контроля за выполнением
условий предоставления средств
областного бюджета и обеспечения
ответственности за их нарушение;
продолжение сдерживания роста цен и
тарифов на услуги ресурсоснабжающих
организаций для населения за счет
возмещения недополученных доходов,
возникающих в результате
государственного регулирования цен и
тарифов на услуги коммунального
комплекса, с обеспечением контроля за
экономически обоснованными затратами
регулируемых организаций.
IV. Направления развития и
совершенствования межбюджетных
отношений
Ведущую роль в системе межбюджетного
регулирования в Архангельской области
сохранит финансовая поддержка из
областного бюджета в виде дотаций
местным бюджетам на выравнивание
бюджетной обеспеченности и субсидий на
софинансирование вопросов местного
значения.
Развитие межбюджетных отношений с
органами местного самоуправления будет
направлено на поддержание устойчивого
исполнения и сбалансированности местных
бюджетов, повышение эффективности
предоставления и использования
межбюджетных трансфертов, создание
условий для увеличения доходов и
повышения эффективности расходов
местных бюджетов, повышение качества
управления муниципальными финансами,
реализацию новаций в сфере межбюджетных
отношений, в том числе:
заключение с органами местного
самоуправления, получающими дотации на
выравнивание бюджетной обеспеченности,
соглашений о мерах по
социально-экономическому развитию и
оздоровлению муниципальных финансов, а
также осуществление контроля за
исполнением органами местного
самоуправления обязательств,
предусмотренных указанными
соглашениями;
осуществление мониторинга исполнения
местных бюджетов, финансового
обеспечения реализации указов
Президента Российской Федерации и
федеральных проектов, входящих в состав
национальных проектов, сокращения
просроченной кредиторской
задолженности по принятым
обязательствам, недопущения образования
просроченной кредиторской
задолженности по социально значимым
направлениям, в первую очередь по оплате
труда;
осуществление контроля за соблюдением
органами местного самоуправления
требований бюджетного законодательства,
нормативов формирования расходов на
содержание органов местного
самоуправления;
проведение оценки долговой устойчивости
муниципальных образований
Архангельской области;
содействие в обеспечении
сбалансированности местных бюджетов за
счет осуществления мониторинга и
содействия деятельности органов
местного самоуправления по развитию
налогового потенциала, улучшению
качества работы с налогоплательщиками,
устранению неэффективных налоговых
льгот, снижению неэффективных расходов,
укрупнению поселений, не имеющих
достаточного экономического
потенциала;
распространение примеров "лучших
практик" деятельности органов
местного самоуправления по организации
муниципального управления и решению
вопросов местного значения
муниципальных образований
Архангельской области, а также оказание
методической поддержки органам местного
самоуправления по реализации изменений
в законодательстве Российской Федерации
и законодательстве Архангельской
области;
содействие переходу на утверждение
трехлетних местных бюджетов (на
очередной финансовый год и на плановый
период);
проведение оценки качества организации
и осуществления бюджетного процесса в
муниципальных районах, муниципальных и
городских округах Архангельской
области;
реализация мер, направленных на
сокращение сроков заключения соглашений
о предоставлении местным бюджетам
муниципальных образований
Архангельской области целевых
межбюджетных трансфертов;
обеспечение требования бюджетного
законодательства об утверждении
областным законом об областном бюджете
на очередной финансовый год и на
плановый период распределения субсидий
местным бюджетам (за исключением
субсидий, распределяемых на конкурсной
основе, а также субсидий за счет средств
резервного фонда Правительства
Архангельской области и субсидий,
источником финансового обеспечения
которых являются межбюджетные
трансферты за счет резервных фондов
Президента Российской Федерации и
Правительства Российской Федерации);
утверждение предельных уровней
софинансирования из областного бюджета
(в процентах) объемов расходных
обязательств местных бюджетов
муниципальных образований
Архангельской области;
предоставление субсидий из областного
бюджета местным бюджетам муниципальных
районов, муниципальных и городских
округов Архангельской области, а также
напрямую местным бюджетам городских и
сельских поселений Архангельской
области с установлением значений
результатов использования субсидий и
обеспечением условий софинансирования
расходных обязательств за счет средств
местных бюджетов, применение мер
ответственности за невыполнение условий
предоставления субсидий;
перечисление межбюджетных трансфертов,
имеющих целевое назначение, в пределах
суммы, необходимой для оплаты денежных
обязательств по расходам получателей
средств местного бюджета (за исключением
отдельных межбюджетных трансфертов,
установленных областным законом об
областном бюджете);
предоставление из областного бюджета
единой субвенции местным бюджетам
муниципальных районов, муниципальных и
городских округов Архангельской области
на финансовое обеспечение переданных им
отдельных государственных полномочий
Архангельской области;
приведение нормативных правовых актов
Архангельской области в соответствие с
законодательством Российской Федерации
в случае софинансирования из областного
бюджета расходных обязательств
поселений с использованием межбюджетных
субсидий;
приведение методик и порядков (правил)
распределения и предоставления субсидий
и иных межбюджетных трансфертов местным
бюджетам муниципальных образований
Архангельской области в соответствие с
изменениями законодательства
Российской Федерации в сфере
межбюджетных отношений в части
ускорения доведения субсидий и иных
межбюджетных трансфертов до местных
бюджетов муниципальных образований
Архангельской области;
установление нормативов отчислений
доходов в местные бюджеты от налога,
взимаемого в связи с применением
упрощенной системы налогообложения, в
связи с отменой с 1 января 2021 года единого
налога на вмененный доход для отдельных
видов деятельности;
предоставление мер государственной
поддержки создания и развития
муниципальных округов Архангельской
области.
Будет продолжена работа по привлечению в
Архангельскую область средств
федерального бюджета, в том числе в
рамках национальных и федеральных
проектов. При этом привлечение средств
федерального бюджета должно происходить
с учетом финансовых возможностей
областного и местных бюджетов по
обеспечению требуемого объема
софинансирования, своевременного
выполнения условий соглашений о
предоставлении субсидий и иных
межбюджетных трансфертов в части
достижения значений результатов их
использования, соблюдения графика
выполнения мероприятий по
проектированию, строительству,
реконструкции объектов капитального
строительства, обеспечения выполнения
целевых показателей, установленных для
Архангельской области в федеральных
проектах.
Бюджетные взаимоотношения с Ненецким
автономным округом регулируются
Договором между органами
государственной власти Архангельской
области и Ненецкого автономного округа о
взаимодействии при осуществлении
полномочий органов государственной
власти субъектов Российской Федерации,
утвержденным областным законом от 20 июня
2014 года N 138-9-ОЗ, срок действия которого
заканчивается 31 декабря 2022 года. В целях
обеспечения социально-экономического и
бюджетного планирования необходимо
активизировать работу по продолжению
взаимодействия при осуществлении
указанных полномочий.
Планируется также завершить разработку
совместной программы
социально-экономического развития
Архангельской области и Ненецкого
автономного округа с определением мер
федеральной поддержки.
Ссылается на
- Конституция Российской Федерации (с изменениями на 4 октября 2022 года)
- О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (с изменениями на 8 августа 2024 года) (редакция, действующая с 1 октября 2024 года)
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) (с изменениями на 30 сентября 2024 года) (редакция, действующая с 30 октября 2024 года)
- Бюджетный кодекс Российской Федерации (с изменениями на 29 октября 2024 года)
- О мероприятиях по реализации государственной социальной политики