Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь


ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 6 июля 2021 года N 377-рп


О внесении изменений в распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 5 июля 2019 года N 356-рп "О реализации в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре отдельных мероприятий федеральных проектов национального проекта "Образование"



В соответствии с Уставом (Основным законом) Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12 октября 2005 года N 73-оз "О Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа - Югры":


Внести в распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 5 июля 2019 года N 356-рп "О реализации в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре отдельных мероприятий федеральных проектов национального проекта "Образование" следующие изменения:


1. Пункт 1 после подпункта 1.22 дополнить подпунктами 1.23, 1.24 следующего содержания:


"1.23. Концепцию создания и функционирования центра опережающей профессиональной подготовки в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (приложение 23).


1.24. Комплекс мер ("дорожную карту") по созданию и функционированию центра опережающей профессиональной подготовки в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (приложение 24).".


2. После приложения 22 дополнить приложениями 23, 24 следующего содержания:



"Приложение 23
к распоряжению Правительства
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
от 5 июля 2019 года N 356-рп

КОНЦЕПЦИЯ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЦЕНТРА ОПЕРЕЖАЮЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - ЮГРЕ (ДАЛЕЕ - КОНЦЕПЦИЯ)


Раздел 1. ОБОСНОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В СОЗДАНИИ ЦЕНТРА ОПЕРЕЖАЮЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ (ДАЛЕЕ - ЦОПП) В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - ЮГРЕ



Правовой основой организации деятельности ЦОПП по отраслевому признаку на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры являются Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации до 2024 года", поручения Президента Российской Федерации по итогам поездки в Свердловскую область от 6 апреля 2018 года N Пр-580, нормативные правовые акты Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - регион, автономный округ), распоряжение Правительства автономного округа от 5 июля 2019 года N 356-рп "О реализации в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре отдельных мероприятий федеральных проектов национального проекта "Образование".


Стратегией социально-экономического развития автономного округа до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства автономного округа от 22 марта 2013 года N 101-рп (далее - Стратегия - 2030), выделены 8 территориально-отраслевых кластеров долгосрочного развития диверсифицированной модели экономики автономного округа: горнопромышленный, лесопромышленный, нефтегазодобывающий, научно-инновационный нефтегазоперерабатывающий, туристско-рекреационный, медицинский и агропромышленный.


В этой связи сфера образования автономного округа в перспективе должна работать на инновационное развитие региона. Для этого потребуется отработать модели интеграции общего и профессионального образования для построения современных образовательных маршрутов с учетом специфики отрасли и особенностей политики конкретных предприятий.


Для совместной работы с предприятиями и организациями нефтегазовой отрасли необходима комплексная разработка и применение технологий, способствующих повышению нефтеотдачи (коэффициента извлечения нефти - КИН), которые обеспечат стабилизацию уровней добычи нефти по старым месторождениям, тем самым не позволит дальнейшее снижение уровня добычи нефти в целом по региону. Текущий достигнутый КИН по региону составляет 0,215. Для приближения к среднемировому (от 30 до 60%) показателю КИН или среднероссийскому (30 - 40%) на территории автономного округа необходимо дополнительное экономическое стимулирование развития новых технологий повышения нефтеотдачи. У российских нефтяных и сервисных компаний недостаточно опыта по внедрению новых технологий добычи остаточной нефти на старых месторождениях, а также трудноизвлекаемой нефти. Иностранные технологии довольно затратные и не всегда эффективны применительно к нашим горно-геологическим условиям.


В автономном округе работают все (за исключением ОАО "Татнефть") вертикально-интегрированные нефтяные компании России: ОАО "НК "Роснефть", ОАО "Сургутнефтегаз", ПАО "НК "ЛУКОЙЛ", ОАО "ТНК-ВР", ОАО "Газпром нефть", ОАО "Славнефть", ОАО "НК "Русснефть", ОАО "НК "Башнефть". Их стратегическими целями является решение задач по повышению нефтеотдачи пластов, поиску эффективных новых методов добычи нефти, в том числе из сложно-построенных залежей, добычи "тяжелой" нефти.


Приоритетность отраслей по видам экономической деятельности позволяет определить прогноз кадровой потребности региона в перспективе.


Основные цели региональной политики на рынке труда ориентированы на:


сохранение стабильной ситуации на рынке труда и предотвращение роста безработицы;


повышение уровня занятости в сфере услуг;


развитие гибких форм занятости;


развитие малого предпринимательства (включая микропредпринимательство) и самозанятости;


сокращение количества рабочих мест с вредными и опасными условиями труда;


снижение уровня безработицы среди низкоконкурентных групп населения, в первую очередь среди молодежи;


снижение уровня дифференциации между локальными (внутри округа) рынками труда;


эффективное использование потенциала пожилых людей, желающих продолжить трудовую деятельность;


интеграция в трудовую деятельность лиц с ограниченными возможностями здоровья.


Прогноз потребности в кадрах со средним профессиональным образованием по видам экономической деятельности в регионе свидетельствует, что наибольшая кадровая потребность наблюдается по отрасли "добыча полезных ископаемых", и представлен в таблице 1.



Таблица 1

N п/п

Виды экономической деятельности

Прогноз потребности в кадрах со средним профессиональным образованием (чел.)

2020

2021

2022

2023

2024

1.

Добыча полезных ископаемых

4599

4460

4698

4782

4801

2.

Обрабатывающее производство

865

807

832

855

870

3.

Распределение газа и воды

957

889

918

936

942

4.

Образование

938

926

885

864

872

5.

Здравоохранение

2500

2480

2424

2462

2471

6.

Гос. управление

1006

890

870

840

832

7.

Финансовая деятельность

184

172

170

178

180

8.

Операции с недвижимым имуществом

788

768

770

772

782

9.

Гостиницы и рестораны

46

41

41

41

38

10.

Прочие коммунальные услуги

214

219

229

234

346

11.

Строительство

1097

1121

1117

1138

1151

12.

Транспорт и связь

1947

1765

1752

1748

1755

13.

Торговля

764

760

763

761

752

14.

Сельское и рыбное хозяйство

34

32

32

31

27


Ряд основных задач отрасли образования:


создание системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки кадров;


приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда.


Стратегическим приоритетом в развитии системы образования и молодежной политики автономного округа является создание условий для подготовки конкурентоспособных граждан в соответствии с социально-экономическими потребностями автономного округа.


Основным документом стратегического планирования в сфере образования в регионе является государственная программа автономного округа "Развитие образования", утвержденная постановлением Правительства автономного округа от 5 октября 2018 года N 338-п (далее - государственная программа).


В структуре государственной программы отдельным блоком выделена проектная часть, содержащая информацию о портфеле проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов, входящих в состав национальных проектов:


портфель проектов "Образование": региональный проект "Современная школа", региональный проект "Успех каждого ребенка", региональный проект "Поддержка семей, имеющих детей", региональный проект "Цифровая образовательная среда", региональный проект "Учитель будущего", региональный проект "Молодые профессионалы (повышение конкурентоспособности профессионального образования)", региональный проект "Социальная активность";


портфель проектов "Демография": региональный проект "Содействие занятости".


Профессиональная подготовка кадров для обеспечения экономики автономного округа в рабочих кадрах и специалистах среднего звена осуществляется в 29 образовательных организациях (из них: 23 профессиональные образовательные организации, 2 образовательные организации высшего образования, 4 филиала).


Подготовка ведется по 107 специальностям и профессиям среднего профессионального образования для ведущих отраслей экономики автономного округа: нефтегазовой, строительной, транспортной, энергетической и социальной сферы.


Общая численность штатных педагогических работников образовательных организаций составляет 1 640 чел. (в том числе преподавателей - 1 320, мастеров производственного обучения - 320).


Кроме того, в подготовке кадров по программам среднего профессионального образования задействовано преподавателей и мастеров производственного обучения, работающих на условиях штатного совместительства (внешних совместителей) 242.


Доля преподавателей и мастеров производственного обучения возрастной категории моложе 40 лет в образовательных организациях составляет 38,5% (показатель по России - 33,2%). Средний возраст педагогических работников - 44,2 года (показатель по России - 46,6).


В профессиональных образовательных организациях автономного округа обучаются более 45 000 человек.


Потребность в создании отраслевого ЦОПП на территории автономного округа определяется следующими проблемами:


высокая скорость изменения технологий во всех сферах деятельности, цифровая трансформация;


необходимость постоянных и достаточно быстрых изменений в содержании и технологиях профессионального образования;


необходимость сокращения сроков и циклов профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации;


отсутствие мобильности и возможности коллективного использования материально-технических, кадровых, методических, информационных, финансовых ресурсов.


Создание отраслевого ЦОПП продиктовано потребностями экономики государства в квалифицированных кадрах с учетом необходимой мобильности и быстрой переобучаемости трудовых ресурсов и сочетается с развитием дополнительных компетенций, ориентированных на обслуживание основного производства, нефтегазовый сервис, что отражено в таблице 2.



Таблица 2

Отраслевая специфика региона

Компетенции WorldSkills, входящие в отраслевую специфику ЦОПП

Промышленные и инженерные технологии

1. Добыча нефти и газа

2. Переработка нефти и газа

3. Промышленная автоматика

4. Сварочные технологии

5. Неразрушающий контроль

6. Лабораторный химический анализ

7. Метрология и КИП

8. Электромонтаж

Искусство, дизайн и сфера услуг

1. Охрана труда


Система функционирования отраслевого ЦОПП должна быть представлена обязательными структурными элементами: заказчик - техническое задание - разработка образовательных программ - подбор преподавателей - подбор площадок, обладающих оптимальной материально-технической базой - организация реализации образовательных программ - итоговый демонстрационный экзамен - сдача работы заказчику.


Условия создания и эффективной деятельности отраслевого ЦОПП:


1. Наличие сформированного заказа рынка труда на компетенции и квалификации работников. Исследование новых технологий и новых профессий.


2. Определение регламента деятельности центра опережающей профессиональной подготовки, который выстраивается на основе нормативных правовых актов, разработанных на федеральном и региональном уровнях.


3. Наличие регионального депозитария образовательных программ профессиональной подготовки, отвечающих требованиям заказчика, апгрейд существующих программ и сборка новых.


4. Инвентаризация ресурсного обеспечения (кадрового и материально-технического) образовательных организаций автономного округа для оценки включения в деятельность отраслевого ЦОПП: формирование мобильных групп из числа наиболее подготовленных преподавателей и мастеров производственного обучения; определение площадок с оптимальной материально-технической базой для соответствующих программ.


5. Включенность в деятельность ЦООП предприятий, обладающих высокотехнологичным производством, создание для них преференций, мотивирующих сетевое взаимодействие с ЦОПП.


6. Сформированная система информационного обмена между всеми субъектами сети, включенными в деятельность отраслевого ЦОПП. Мониторинг показателей эффективности деятельности ЦОПП.


7. Определение механизма контроля деятельности и результатов отраслевого ЦОПП.


Целью создания отраслевого ЦОПП является опережающая подготовка кадров под развитие региона.


Основным направлением подготовки в отраслевом ЦОПП является развитие у граждан компетенций, востребованных работодателями в экономике региона по направлению "Промышленные и инженерные технологии".


На базе отраслевого ЦОПП планируется разработка и реализация широкого спектра образовательных программ и проектов для различных целевых аудиторий (школьников, студентов, взрослого населения):


1. Профориентационные мероприятия для школьников 6 - 11 классов.


2. Формирование первых профессиональных навыков у школьников в возрасте 14 - 16 лет.


Развитие компетенций по направлениям: "Промышленные и инженерные технологии", "Искусство, дизайн и сфера услуг" на базе БУ "Когалымский политехнический колледж", включая компетенции будущего позволят обеспечить реализацию образовательных программ с учетом построения индивидуальной траектории обучающихся.


В настоящее время в регионе проживают в возрасте от 12 до 65 лет 1252638 человек; контингент общеобразовательных организаций составляет 222973 чел., из них 103130 человек - школьники 6 - 11-х классов.

Раздел 2. ОПЫТ АВТОНОМНОГО ОКРУГА В РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ПРОЕКТОВ (МЕРОПРИЯТИЙ) В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ



Автономный округ является одним из стратегических регионов России, обеспечивающих энергетическую безопасность страны, и является крупнейшим нефтедобывающим регионом.


На основании Стратегии - 2030, в соответствии с Планом мероприятий ("дорожной картой") по внедрению регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного (экономического) роста в автономном округе, утвержденным распоряжением Правительства автономного округа от 23 августа 2019 года N 446-рп, приоритетным направлением для участия в конкурсном отборе является создание ЦОПП в разрезе отрасли "Добыча полезных ископаемых", находящийся в тесной взаимосвязи с компетенциями, входящими в направление "Промышленные и инженерные технологии", охраны труда и промышленной безопасности.


В условиях государственной программы в автономном округе с 2015 года проводятся региональные чемпионаты по профессиональному мастерству "Молодые профессионалы" (Ворлдскиллс Россия). Ежегодно увеличивается число конкурсных компетенций, в которых принимают участие обучающиеся профессиональных образовательных организаций автономного округа. Их количество составляет более 300 человек ежегодно. Площадками чемпионата являются АУ "Сургутский политехнический колледж", БУ "Советский политехнический колледж", БУ "Югорский политехнический колледж", БУ "Когалымский политехнический колледж", АУ "Ханты-Мансийский технолого-педагогический колледж", БУ "Междуреченский агропромышленный колледж", БУ "Сургутский государственный университет". С 2013 года обучающиеся профессиональных образовательных организаций участвуют в национальных чемпионатах WorldSkills Russia.


Профессиональные образовательные организации автономного округа участвуют в конкурсных отборах на предоставление грантов из федерального бюджета в форме субсидий юридическим лицам при реализации мероприятия "Государственная поддержка профессиональных образовательных организаций в целях обеспечения соответствия их материально-технической базы современным требованиям" федерального проекта "Молодые профессионалы" (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)" национального проекта "Образование" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года N 1642. Так, в 2019 году БУ "Советский политехнический колледж" оснастил 5 мастерских (Лот N 3 "Информационные и коммуникационные технологи"), в 2020 году АУ "Сургутский политехнический колледж" - 10 мастерских (Лот N 4 "Транспорт и логистика", лот N 5 "Промышленные и инженерные технологи").


На протяжении 5 лет автономный округ является активным участником проекта Уральского федерального округа "Славим человека труда!", в котором участвуют специалисты любого возраста, - от молодых до "ветеранов" производства.


С 2018 года автономный округ участвует в федеральном проекте "Билет в будущее". В первый же год 2030 школьников-учащихся 6 - 11-х классов общеобразовательных организаций автономного округа из 6 территорий приняли участие в мероприятиях по ранней профессиональной ориентации.


В 2020 году профессиональные образовательные организации автономного округа активно приняли участие в Программе мероприятий по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования лиц, пострадавших от последствий распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденной Министерством просвещения Российской Федерации, Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, Федеральной службой по труду и занятости 17 августа 2020 года.


Подписан договор с Союзом "Молодые профессионалы" (WorldSkills Russia) об участии в специальной программе профессионального обучения и дополнительного профессионального образования граждан предпенсионного возраста до 2024 года федерального проекта "Старшее поколение" национального проекта "Демография". Колледжи автономного округа обучили в 2019 году из числа лиц предпенсионного возраста 204 человека.


Кроме того, автономный округ реализует федеральный приоритетный проект "Доступное дополнительное образование для детей". Его цель - достижение к 2021 году 75% охвата детей качественными программами дополнительного образования. На сегодня общий охват детей и молодежи в возрасте 5 - 18 лет программами дополнительного образования в образовательных организациях автономного округа составил 72,7%.


В автономном округе функционируют 4 детских технопарка "Кванториум" (городские округа Ханты-Мансийск, Нефтеюганск, Югорск, Сургут). На регулярной основе в них занимаются более 2 000 детей, в целом в кванторианское движение включились более 10 000 юных югорчан. К 2024 году в автономном округе будут функционировать 6 стационарных детских технопарков "Кванториум". Департамент образования и молодежной политики автономного округа совместно с органами местного самоуправления приступили к разработке концепции по созданию и развитию сети мобильных технопарков "Кванториум". Планируется создание не менее 3 передвижных технопарков к концу 2024 года.


На сегодняшний день 47133 ребенка (16% от общего количества детей в возрасте от 5 до 18 лет) получают образовательные услуги с использованием сертификата дополнительного образования, в том числе 7284 - у негосударственных поставщиков услуг.

Раздел 3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ, РЕАЛИЗУЮЩЕЙ МЕРОПРИЯТИЕ ПО СОЗДАНИЮ ЦОПП



В автономном округе ЦОПП создается как структурное подразделение бюджетного учреждения профессионального образования автономного округа "Когалымский политехнический колледж" (далее - БУ "Когалымский политехнический колледж") с распределенной сетью партнеров ЦОПП в лице профессиональных образовательных организаций, организаций высшего образования, предприятий-партнеров, обладающих кадровыми и материально-техническими ресурсами для реализации функций ЦОПП.


Нормативные и правовые основы создания отраслевого ЦОПП как структурного подразделения БУ "Когалымский политехнический колледж" определяет Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", устав БУ "Когалымский политехнический колледж".


Местонахождение ЦОПП - 6 этаж кампуса (общежития) БУ "Когалымский политехнический колледж":


юридический и фактический адрес: 628484, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Когалым, улица Прибалтийская, дом 22.


В БУ "Когалымский политехнический колледж" ведется подготовка по 23 программам среднего профессионального образования, в том числе по 11 программам из перечня профессий и специальностей ТОП-50 и актуализированным федеральным государственным образовательным стандартам. Контингент обучающихся БУ "Когалымский политехнический колледж" по программам среднего профессионального образования составляет 725 человек, количество слушателей, обучающихся по программам профессиональной подготовки, переподготовки, программам дополнительного профессионального образования по заявкам предприятий автономного округа, Ямало-Ненецкий автономный округ, - более 6000 чел. в год.


С 2020 года БУ "Когалымский политехнический колледж" является площадкой регионального чемпионата "Молодые профессионалы" (WorldSkills Russia) по компетенции "Добыча нефти и газа". Студенты БУ "Когалымский политехнический колледж" ежегодно занимают призовые места в чемпионатах "Молодые профессионалы" (WorldSkills Russia). Так, в 2021 году студент Филюк Александр завоевал серебряную медаль в отборочных соревнованиях для участия в Финале IX Национального чемпионата "Молодые профессионалы" (WorldSkills Russia) по компетенции "Добыча нефти и газа", которые проходили в ГБПОУ "Краевой политехнический колледж" в Пермском крае (г. Чернушка).


По результатам мониторинга качества подготовки кадров 2020 года Министерства просвещения Российской Федерации БУ "Когалымский политехнический колледж" вошел в ТОП-500 лучших профессиональных образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования Российской Федерации.


В условиях конкурсных отборов на предоставление в 2022 - 2024 году субсидий из бюджета в автономном округе на создание мастерских, оснащенных в соответствии с современными стандартами и передовыми технологиями, в том числе стандартами WorldSkills Russia, в БУ "Когалымский политехнический колледж" поданы заявки на предоставление субсидий для модернизации 6 мастерских: "Сварочные технологии", "Метрология КИП", "Неразрушающий контроль"; "Лабораторно-химический анализ", "Электромонтаж", "Сантехника и отопление".


В БУ "Когалымский политехнический колледж" аккредитованы центры проведения демонстрационного экзамена по компетенциям: "Дошкольное воспитание", "Сантехника", "Добыча нефти и газа", на базе которых с 2019 года студенты БУ "Когалымский политехнический колледж" сдают демонстрационный экзамен, пройден предквалификационный отбор для участия в региональном проекте "Содействие занятости" по компетенциям: "Добыча нефти и газа", "Дошкольное воспитание", "Сантехника и отопление", "Поварские дело", "Кондитерское дело", "Лабораторный химический анализ", "Документационное обеспечение управления и архивоведение", "Электромонтаж".


На базе БУ "Когалымский политехнический колледж" создан и работает Многофункциональный центр прикладных квалификаций (МФЦПК) в условиях Соглашения о сотрудничестве между Правительством автономного округа и ОАО "Нефтяная компания "ЛУКОЙЛ" от 25 октября 2013 года. МФЦПК является центром подготовки кадров для нефтегазодобывающей отрасли, получения качественного дополнительного профессионального образования и профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации рабочих для нефтегазодобывающих предприятий, соответствующей требованиям инновационного развития экономики, на основе механизмов государственно-частного партнерства путем передачи образовательных функций компании ООО "ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь" бюджетному учреждению "Когалымский политехнический колледж". Динамика слушателей, обученных по заявкам от организаций, представлена в таблице 3.



Таблица 3

Годы

Кол-во предприятий-партнеров

Количество слушателей

по заявкам от юр. лиц

по заявкам от физ. лиц

2016

54

5752

332

2017

45

6463

273

2018

32

5239

263

2019

35

5791

272

2020

35

8071

131

ИТОГО

23245

1271


На базе БУ "Когалымский политехнический колледж" реализуется более 70 программ профессионального обучения, более 100 программ дополнительного профессионального образования и других программ обучения. За период с 2014 года на базе МФЦПК прошли обучение более 37 000 слушателей по заявкам предприятий и организаций.


Наиболее востребованными программами профессиональной подготовки нефтегазовой отрасли и нефтегазового сервиса по запросу работодателей являются программы профессиональной подготовки по направлению деятельности предприятий, подготовки специалистов в области безопасности: "Охрана труда", "Пожарно-технический минимум" (для руководителей и специалистов), "Безопасные методы и приемы работы на высоте" (2, 3 группы), "Подготовка электротехнического, электротехнологического оборудования на группу допуска", "Повышение квалификации в области промышленной безопасности по различным направлениям".


БУ "Когалымский политехнический колледж" является экзаменационной площадкой по проведению независимой оценки квалификаций:


оператор по добыче нефти, газа, газового конденсата (4 уровень) с 2017 года;


оператор по добыче нефти, газа, газового конденсата (5 уровень) с 2017 года;


специалист по сбору и обработке геолого-геофизической и промысловой информации в нефтегазовой отрасли" (6 уровень) с 2019 года.


За период с 2018 по 2020 год прошли оценку более 590 человек из числа работников ООО "ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь", ООО "ЛУКОЙЛ - АИК", в т.ч. студенты БУ "Когалымский политехнический колледж".


Отраслевой ЦОПП как структурное подразделение БУ "Когалымский политехнический колледж" будет осуществлять образовательную деятельность по реализации практико-ориентированных и гибких образовательных проектов и программ профессионального обучения, дополнительных профессиональных программ, обеспечивающих построение индивидуальных образовательных траекторий для освоения компетенций, востребованных и перспективных на рынке труда региона, разработанных на основе профессиональных стандартов, стандартов WorldSkills и результатов мониторинга рынка труда.


Реализуемые отраслевым ЦОПП профессиональные программы должны обеспечивать получение и совершенствование квалификаций соответствующих уровней. Качество образования и эффективность функционирования центра тесно связаны с ориентацией на требования организаций-заказчиков и потребителей с развитием различных форм участия организаций-заказчиков и потребителей в образовательном процессе, его кадровом, методическом, материально-техническом обеспечении.


Раздел 4. ОПИСАНИЕ МОДЕЛИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЦОПП



Целью создания отраслевого ЦОПП является аккумулирование ресурсов региона для профессиональной ориентации, ускоренного профессионального обучения, переподготовки, повышения квалификации всех категорий граждан по наиболее востребованным новым и перспективным профессиям и компетенциям на уровне, соответствующем стандартам WorldSkills.


Организация работы ЦОПП планируется по следующим направлениям:


проведение мониторинга и прогнозирования востребованных рабочих кадров на территории региона с целью формирования перечня компетенций опережающей профессиональной подготовки;


разработка и реализация комплекса мер по устранению дефицита кадров и компетенций, соответствующих приоритетам развития экономики автономного округа;


формирование условий внедрения практико-ориентированных и гибких образовательных программ; обеспечение возможности построения индивидуальных образовательных траекторий;


подготовка, переподготовка, повышение квалификации граждан по наиболее востребованным профессиям в интересах предприятий реального сектора экономики совместно с организациями-партнерами ЦОПП;


обеспечение доступности для граждан, включая граждан предпенсионного возраста, всех видов образовательных ресурсов при реализации образовательных программ по приоритетным для региона компетенциям;


профессиональная ориентация лиц, обучающихся в образовательных организациях, обучение первой профессии (реализация программ профессионального обучения);


организация повышения квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения профессиональных образовательных организаций;


создание условий для проведения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования с использованием механизма демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills.


Организационная структура ЦОПП в соответствии с направлениями деятельности представлена 5 отделениями с определенными функциями.


1. Отделение социального партнерства и профориентационной работы:


установление партнерских связей с предприятиями и организациями автономного округа, заключение договоров и соглашений о сотрудничестве;


продвижение услуг ЦОПП;


привлечение работодателей к независимой оценке квалификаций выпускников;


информирование, ознакомление с особенностями различной профессиональной деятельности, сотрудничество с предприятиями, учреждениями профессионального образования, общего образования;


информирование, консультирование по вопросам выбора профессиональной сферы (профессии), условиям получения профессиональной подготовки;


организация проведения брифингов, мастер-классов для представителей предприятий и обучающихся образовательных организаций.


2. Отделение мониторинга и методической работы:


проведение мониторинга рынка образовательных услуг, рынка труда автономного округа;


исследование запросов потребителей образовательных услуг;


прогнозирование востребованности рабочих кадров;


подготовка предложений по структуре и объему рынка образовательных услуг;


создание информационного банка данных по образовательным и производственным услугам;


определение рейтинга профессий и специальностей в соответствии со спецификой развития региона;


создание регионального банка инновационных разработок в производственной сфере;


разработка проектов стратегий, программ по направлениям деятельности ЦОПП;


разработка, тиражирование и распространение образовательных программ профессионального обучения, профессиональной подготовки и переподготовки под запрос бизнеса и региональной власти;


разработка новых технологий и форм подготовки высококвалифицированных кадров;


экспертиза программ, проектов и других учебно-методических материалов.


3. Отделение реализации профессиональных образовательных программ:


групповое и индивидуальное консультирование с целью адекватного принятия решения о выборе вида профессиональных программ;


реализация практикоориентированных, гибких образовательных программ, обеспечение построения индивидуальных образовательных траекторий;


реализация программ профессионального обучения, в том числе организация обучения первой профессии обучающихся общеобразовательных организаций;


реализация программ профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации граждан по перечню компетенций опережающей профессиональной подготовки;


реализация программ в сетевой форме с учетом имеющихся или привлекаемых образовательных ресурсов;


реализация программ повышения квалификации педагогов и мастеров производственного обучения профессиональных образовательных организаций.


4. Отделение сопровождения реализации федеральных и региональных проектов:


реализация проекта ранней профориентации школьников "Билет в будущее";


реализация программ профессионального обучения и дополнительного профессионального образования лиц в возрасте 50 лет и старше, а также лиц предпенсионного возраста в условиях федерального проекта "Старшее поколение" национального проекта "Демография", а также других федеральных проектов;


создание условий для проведения государственной итоговой аттестации обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования с использованием механизма демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills для лиц освоивших образовательные программы, реализуемые ЦОПП.


5. Отделение организационной работы:


осуществление кадровой работы;


ведение бухгалтерского учета;


решение юридических вопросов;


обеспечение работы офисной техники, сети и программного обеспечения, информационной безопасности.


Общую координацию реализации в автономном округе приоритетных проектов (программ) по основным направлениям стратегического развития Российской Федерации осуществляет Департамент проектного управления автономного округа (Деппроектов Югры).


В целях реализации функций ЦОПП в автономном округе действует межведомственный координационный совет по профессиональному образованию при Правительстве автономного округа, который координирует взаимодействие организаций, предприятий, объединений работодателей, профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования автономного округа по вопросам разработки согласованной стратегии по подготовке рабочих кадров и специалистов, востребованных на рынке труда автономного округа.


ЦОПП представляет на обсуждение межведомственного координационного совета вопросы, связанные с:


определением заказчиков на опережающую профессиональную подготовку в автономном округе;


проведением мониторинга рынка труда автономного округа, прогнозированием востребованности кадров с целью формирования перечня компетенций опережающей профессиональной подготовки, разработкой и реализацией комплекса мер по устранению существующего и потенциального дефицита кадров и компетенций;


взаимодействием с реальным сектором экономики и межведомственным взаимодействием с региональными органами власти;


определением ведомств, организаций/предприятий региона для включения в сетевую инфраструктуру ЦОПП.


В нее входят:


исполнительные органы государственной власти автономного округа, представленные отраслевыми департаментами: дорожного хозяйства и транспорта; жилищно-коммунального комплекса и энергетики; информационных технологий и цифрового развития; здравоохранения; образования и молодежной политики; недропользования и природных ресурсов; проектного управления; промышленности; строительства; труда и занятости населения; физической культуры и спорта; экономического развития;


профессиональные образовательные организации и организации высшего образования, подведомственные Департаменту образования и молодежной политики автономного округа;


Объединение работодателей автономного округа; Ханты-Мансийское региональное отделение Российского союза промышленников и предпринимателей; Союз "Торгово-промышленная палата Ханты-Мансийского автономного округа - Югры"; Объединение организаций (ассоциация) профсоюзов автономного округа;


представители организаций и предприятий малого и среднего бизнеса.


При формировании регионального заказа на подготовку рабочих и специалистов по программам опережающей профессиональной подготовки по востребованным в регионе профессиям или видам профессиональной деятельности определены основные этапы:


1. Оценка рынка труда.


2. Оценка демографической ситуации в регионе.


3. Оценка потенциальных возможностей участников сети ЦОПП для реализации программам опережающей профессиональной подготовки по востребованным в регионе профессиям или видам профессиональной деятельности.


1-й этап: оценка рынка труда является основой для определения объемов и профессионально-квалификационной структуры подготовки рабочих кадров и специалистов по программам опережающей профессиональной подготовки по востребованным в регионе профессиям или видам профессиональной деятельности, содержит анализ и прогноз рынка труда.


Цель этапа - определить текущее состояние спроса и предложения на региональном рынке труда в разрезе профессий, квалификаций и уровней образования, а также прогноз развития спроса и объемов подготовки профессиональных кадров для экономики региона.


На данном этапе проводится ряд аналитических работ, включающий оценку экономической ситуации региона и оценку состояния занятости населения и дефицита рабочей силы, а также проводится отбор предприятий, функционирующих на территории региона, для изучения их кадровой политики и будущих потребностей. Механизм реализации данного этапа включает в себя межведомственное взаимодействие, координатором которого выступает Департамент труда и занятости автономного округа.


Источниками информации на данном этапе являются официальные статистические данные, программы социально-экономического развития региона, программы содействия занятости населения, данные центров занятости населения муниципальных образований автономного округа, кадровых агентств, данные социологических опросов предприятий.


При проведении социологических опросов собирается информация у крупных и средних предприятий, которые оказывают влияние на ситуацию на рынке труда региона или могут быть экономико- или градообразующими в малых и средних городах или сельской местности.


Сбор, систематизация и анализ информации осуществляется по следующим основным показателям:


занятость населения в целом по региону, по ВЭД региона;


предложение рабочей силы, с разделением на категории: выпускники профессиональных образовательных организаций и организаций высшего образования; категория лиц, возобновляющих трудовую деятельность после перерыва; граждане предпенсионного возраста, лица пенсионного возраста;


спрос на рабочую силу, определяющийся на основе данных о количестве дополнительных рабочих мест, предполагаемых к вводу; о количестве вакантных мест, возникших по причинам текучести кадров, естественной убыли и др.;


численность граждан трудоспособного возраста, прибывающих из-за пределов региона (миграции).


Результатами данного этапа являются:


соотношение спроса и предложения рабочей силы в профессионально-квалификационном разрезе;


структура рабочей силы, оказавшейся на рынке труда по качественным характеристикам (возраст, образование, пол, профессии и пр.);


объемы и структура подготовки новой рабочей силы, а также переподготовки незанятого населения.


2-й этап: оценка демографической ситуации в регионе предполагает получение информации о качественном и количественном составе различных категорий населения, планирующих получить образовательные услуги по программам опережающей профессиональной подготовки по востребованным в регионе профессиям или видам профессиональной деятельности в центре опережающей профессиональной подготовки.


Цель этапа - выявить возможных потребителей профессиональных образовательных услуг, включая школьников, студентов и другие категории населения.


Механизм реализации данного этапа включает в себя межведомственное взаимодействие, координатором которого выступает Департамент образования и молодежной политики автономного округа.


Источниками информации на этапе помимо него являются Департамент труда и занятости автономного округа, органы социальной защиты, данные социологических опросов.


3-й этап: оценка потенциальных возможностей участников сети ЦОПП для реализации программ опережающей профессиональной подготовки по востребованным в регионе профессиям или видам профессиональной деятельности осуществляется в соответствии с запросом на подготовку и имеющимися ресурсами (кадровыми, материально-техническими и инфраструктурными ресурсами предприятий, организаций, учреждений, потенциально пригодными к сетевой форме).


Механизм реализации этапа включает в себя межведомственное взаимодействие, координатором которого выступает Департамент образования и молодежной политики автономного округа и ЦОПП.


Источниками информации являются региональные и муниципальные органы управления образованием, участники сети ЦОПП.


Специалисты ЦОПП проводят сбор информации:


о возможностях разработки и реализации программ опережающей профессиональной подготовки в соответствии с заказом;


о наличии кадровых ресурсов для разработки и реализации востребованных программ опережающей профессиональной подготовки;


о необходимости повышения квалификации сотрудников ЦОПП и привлеченных сотрудников (работников) научных организаций, образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального, высшего образования и дополнительного образования, представителей промышленных предприятий и высокотехнологичного бизнеса, представителей иных организаций для реализации мероприятий ЦОПП;


о готовности площадок для выполнения мероприятий ЦОПП.


Реализация механизма формирования регионального заказа на подготовку рабочих и специалистов по программам опережающей профессиональной подготовки позволит удовлетворить образовательные потребности в этой части целевых групп: школьников, студентов и выпускников профессиональных образовательных организаций, организаций высшего образования; взрослого населения, в том числе рабочих и специалистов организаций/предприятий округа; лиц, возобновляющих трудовую деятельность после перерыва; граждан предпенсионного и пенсионного возраста.


Раздел 5. ОПИСАНИЕ ПЛОЩАДКИ ЦОПП



ЦОПП расположен на 6-м этаже отдельно стоящего здания общежития кампусного типа на базе бюджетного учреждения профессионального образования автономного округа "Когалымский политехнический колледж", расположенного по адресу: г. Когалым, ул. Прибалтийская, д. 22. Общая площадь составляет 668 кв. м. ЦОПП представляет собой комплекс, который будет включать в себя функциональные зоны, программно-аппаратные средства, информационные, кадровые, учебно-методические ресурсы.


Территория имеет удобную транспортную развязку, 300 м до остановки "ОМВД" и 300 м до остановки "улица Ленинградская", в том числе имеется рейсовый автобус, осуществляющий движение по маршруту: "Городской рынок" - "Уралочка", территория асфальтирована, имеется периметральное ограждение, видеонаблюдение, система контроля-доступа в помещения.


На территории удобная автостоянка, выделены места для инвалидов и маломобильных групп населения.


ЦОПП является единым самостоятельным комплексом с отдельным входом, выделенным таким образом, что потоки обучающихся, сотрудников, посетителей не пересекаются. Проход посетителей и сотрудников ЦОПП в его функциональные зоны обеспечен без пересечения зон, связанных с реализацией образовательного, воспитательного, административного процессов в колледже.


ЦОПП предполагает создание следующих функциональных зон, их оснащение и приведение их в соответствие с разрабатываемым брендбуком:


1.1. Рецепция


Включает в себя вестибюль, гардероб, зону ожидания и распределения основных потоков посетителей ЦОПП общей площадью 40 кв. м, является местом получения информации, ожидания, отдыха, представляет собой современное пространство, создающее положительное впечатление от реализации программ. Оснащено мультимедийным и информационным табло. Система цифровых табло интегрирована с программным обеспечением.


1.2. Коворкинг.


Помещение площадью 59 кв. м, оснащенное периферийным оборудованием, мебелью и высокоскоростным Интернетом, разделено мобильными панелями на зоны: переговорную, рекреации, интерактивную, организации совместной работы, позволяющее проводить обучение в сотрудничестве, взаимодействии и развитии способностей обучающихся, общаться, обмениваться опытом, отдыхать.


1.3. Лекторий


Предназначен для проведения лекций, семинаров, тренингов, демонстрации видео- и фотоматериалов. Площадь составляет 121 кв. м.


1.4. Медиазона


Помещение площадью 56 кв. м, представляющее комплекс информационного, мультимедийного оборудования, образовательного контента, программного и методического обеспечения. Медиазона оснащена интегрируемой видеоконференцсвязью, проекционным оборудованием, ноутбуками, оргтехникой, системами для обработки аудио- и видеоинформации.


1.5. Зона для проектной деятельности


Предназначена для индивидуальной и групповой работы, обеспечивает разные виды форм взаимодействия, оснащенная трансформируемой мебелью: передвижной, складной. Общая площадь - 57 кв. м.


1.6. Компьютерный класс


Используется для размещения компьютерных систем и вспомогательного оборудования площадью 108 кв. м, количество мест - 20. Состоит из высокопроизводительных персональных компьютеров, объединенных в сеть специального программного обеспечения, акустической системы, многофункциональных устройств.


1.7. Аудитории - трансформеры


Представляют свободное пространство, трансформируемое в зависимости от назначения, типа, вида занятий, включая дистанционные.


В состав аудиторий включены устройства: системы прямой или обратной проекции, проекторы и экраны; электронные интерактивные доски и планшеты; коммутирующие устройства; информационная система с открытым доступом к сети Интернет.


Аудитории позволяют организовать эффективное обучение в процессе передачи информации, контроля и оценки ее усвоения. Общая площадь помещений 52 кв. м.


1.8. Помещение для персонала


Площадью 52 кв. м, оснащенное необходимой офисной мебелью, оргтехникой, компьютерами.



Приложение 24
к распоряжению Правительства
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
от 5 июля 2019 года N 356-рп

КОМПЛЕКС МЕР ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") ПО СОЗДАНИЮ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЮ ЦЕНТРА ОПЕРЕЖАЮЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - ЮГРЕ


N

Наименование мероприятия

Ответственный

Результат

Срок

1.

Утверждено должностное лицо в составе регионального ведомственного проектного офиса, ответственное за создание и функционирование центра опережающей профессиональной подготовки (далее - ЦОПП)

Департамент образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Департамент, автономный округ)

приказ Департамента

25 августа 2021 года

2.

Утвержден медиаплан ЦОПП

Департамент

приказ Департамента

1 октября 2023 года, далее ежегодно

3.

Утверждено Положение о деятельности ЦОПП

Департамент

приказ Департамента

1 октября 2023 года

4.

Согласованы и утверждены дизайн-проект и зонирование ЦОПП

Департамент, Министерство просвещения Российской Федерации

(далее - Минпросвещения России)

письмо Минпросвещения России, приказ Департамента

20 февраля 2024 года

5.

Сформирован и согласован перечень оборудования для оснащения ЦОПП

Департамент,

Минпросвещения России

письмо Минпросвещения России, приказ Департамента

20 февраля 2024 года

6.

Представлена информация об объемах средств операционных расходов на функционирование ЦОПП по статьям расходов

Департамент,

Минпросвещения России

письмо Департамента

30 ноября 2023 года, далее - ежегодно

7.

Заключено дополнительное соглашение по реализации регионального проекта "Молодые профессионалы" на территории автономного округа в подсистеме управления национальными проектами государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет"

Департамент

дополнительное соглашение

31 декабря 2021 года, далее - при необходимости

8.

Заключено финансовое соглашение в подсистеме управления национальными проектами государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет"

Департамент

финансовое соглашение

31 декабря 2021 года, далее - при необходимости

9.

Объявлены закупки товаров, работ, услуг для создания ЦОПП

Департамент

извещения о проведении закупок

25 марта 2024 года

10.

Определение перечня компетенций опережающей профессиональной подготовки

Департамент

перечень компетенций опережающей профессиональной подготовки

1 октября 2023 года

11.

Утверждение перечня компетенций опережающей профессиональной подготовки

Департамент

приказ Департамента

1 ноября 2023 года

12.

Разработка технического задания на создание цифровой платформы ЦОПП

Департамент

техническое задание

30 ноября 2023 года

13.

Определение требований к руководителю и ключевым позициям административного и основного персонала ЦОПП

Департамент

объявления о конкурсе на замещение вакантных должностей в ЦОПП, должностные инструкции сотрудников ЦОПП

1 октября 2023 года

14.

Комплектование штата ЦОПП

Департамент

приказы о назначении на должность сотрудников ЦОПП

1 февраля 2024 года

15.

Повышение квалификации (профмастерства) сотрудников ЦОПП

Департамент

свидетельство о повышении квалификации, отчет по программам переподготовки кадров

согласно отдельному графику

16.

Завершено приведение площадок ЦОПП; доставлено, установлено, налажено оборудование

Департамент

акты-приемки работ, товарные накладные

25 августа 2024 года

17.

Получена лицензия образовательной деятельности ЦОПП (при необходимости)

Департамент

лицензия на реализацию образовательных программ дополнительного образования детей и взрослых

25 августа 2024 года

18.

Проведен мониторинг оснащения средствами обучения и приведения площадки ЦОПП в соответствии с фирменным стилем

Департамент, региональный проектный офис (комитет)

письмо Департамента с приложением информации, в том числе фотоотчета, согласно форме отчета

30 августа 2024 года

19.

Формирование каталога программ опережающей профессиональной подготовки

Департамент, ЦОПП

утвержденные программы опережающей профессиональной подготовки

31 марта 2024 года

20.

Реализация программ опережающей профессиональной подготовки

ЦОПП

приказы о начале и завершении обучения (проведении итоговой аттестации) по программам опережающей профессиональной подготовки

31 декабря 2024 года

21.

Открытие ЦОПП

Департамент

информационное освещение в СМИ

1 сентября 2024 года

".



Губернатор
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
Н.В.КОМАРОВА


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ