АДМИНИСТРАЦИЯ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 19 июля 2021 года N 543-р
Об утверждении основных направлений
долговой политики Владимирской области
на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024
годов
В соответствии со статьей 107.1 Бюджетного
кодекса Российской Федерации и в целях
составления проекта областного бюджета
на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024
годов:
1. Утвердить основные направления
долговой политики Владимирской области
на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024
годов согласно приложению.
2. Контроль за исполнением настоящего
распоряжения возложить на первого
заместителя Губернатора области,
директора департамента финансов,
бюджетной и налоговой политики
администрации области.
Губернатор области
В.В.СИПЯГИН
Владимир
19 июля 2021 года
N 543-р
Приложение
к распоряжению
администрации
Владимирской области
от 19.07.2021 N 543-р
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ
ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2022 ГОД И НА
ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2023 И 2024 ГОДОВ
Основные направления долговой политики
Владимирской области на 2022 год и на
плановый период 2023 и 2024 годов
разработаны в целях обеспечения
эффективного управления
государственным долгом Владимирской
области.
При подготовке основных направлений
долговой политики учтены положения
основных направлений бюджетной и
налоговой политики Владимирской области
на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов,
рекомендации Министерства финансов
Российской Федерации по проведению
субъектами Российской Федерации
взвешенной долговой политики.
1. Итоги реализации долговой политики
Владимирской области за 2020 год
Во Владимирской области проводится
взвешенная долговая политика. По итогам
2020 года объем государственного долга
Владимирской области составил 3891,9 млн.
рублей, или 8,1 процента от доходов
областного бюджета без учета
безвозмездных поступлений.
Государственный долг области на 100
процентов представлен бюджетными
кредитами, полученными из федерального
бюджета в 2010 - 2017 годах:
- на строительство, реконструкцию,
капитальный ремонт, ремонт и содержание
автомобильных дорог общего пользования
(за исключением автомобильных дорог
федерального значения) - 1145,3 млн. рублей;
- на частичное финансирование дефицита
бюджета Владимирской области - 2746,6 млн.
рублей.
Проценты за пользование бюджетными
кредитами составляют 0,1 процента
годовых.
В 2020 году реализован комплекс
мероприятий, позволивших продлить
период погашения реструктурированной в
2017 году задолженности по бюджетным
кредитам перед Российской Федерацией до
2029 года включительно, а также перенести
период погашения реструктурированных в
2012 году обязательств (задолженности) по
бюджетным кредитам, предоставленным на
мероприятия по обеспечению ликвидации
последствий засухи, предусмотрев
погашение задолженности с 2025 года по 2034
год включительно.
Продление периода погашения
реструктурированной задолженности по
бюджетным кредитам позволило уменьшить
текущую долговую нагрузку на бюджет
Владимирской области, направить
высвобожденные в 2020 году ассигнования в
сумме 270 млн. рублей на финансовое
обеспечение мероприятий, связанных с
профилактикой и устранением последствий
распространения новой коронавирусной
инфекции.
Расходы на обслуживание
государственного долга за 2020 год
составили 3891,9 тыс. рублей, или 0,006
процента от расходов областного бюджета
(без учета расходов, осуществляемых за
счет субвенций).
Государственный долг региона и расходы
на его обслуживание являются одними из
самых низких в Российской Федерации.
Погашение и обслуживание долговых
обязательств области осуществлялись в
установленный срок и в полном объеме.
2. Основные факторы, определяющие
характер и направления долговой
политики Владимирской области на 2022 год
и на плановый период 2023 и 2024 годов
В планируемом периоде одновременно
несколько факторов будут определять
характер и направления долговой
политики Владимирской области:
Фактор 1. Макроэкономические условия
реализации долговой политики.
Социально-экономическое положение
Владимирской области в течение
последних лет характеризовалось
положительной динамикой роста
промышленного производства, объема
инвестиций, прибыли. Основные
показатели, заложенные прогнозом
социально-экономического развития
Владимирской области на 2021 год, будут
достигнуты и будут сохранены в 2022 году и
на 2023 - 2024 годы.
Согласно прогнозным показателям
социально-экономического развития
Владимирской области на 2022 - 2024 годы
объем валового регионального продукта
(далее - ВРП) в 2022 году составит 651870,2 млн.
рублей, индекс физического объема ВРП на
2022 год - 103,2%, прибыль прибыльных
организаций - 116261,2 млн. рублей, фонд
заработной платы - 188747 млн. рублей.
Индекс физического объема ВРП в 2023 году
составит 103%. Рост прибыли прибыльных
организаций составит 106,5% к уровню 2022
года, фонда заработной платы - 105,3%.
В 2024 году объем ВРП достигнет 748719 млн.
рублей, прибыль прибыльных организаций
увеличится на 7,2% к уровню 2023 года и
составит 132733,1 млн. рублей, фонд
заработной платы - на 5,7% (210153 млн. рублей).
Одним из основных показателей,
применяемых для определения параметров
доходной части бюджета, является индекс
потребительских цен, который
прогнозируется на период 2012 - 2024 годов -
104%.
Объем инвестиций в основной капитал в 2022
году во Владимирской области составит
103356,6 млн. рублей, в 2023 году - 112212,5 млн.
рублей, в 2024 году - 122888,6 млн. рублей.
Учитывая данные факторы, поступления
налоговых и неналоговых доходов
областного бюджета с учетом доходов
дорожного фонда в 2022 году составят 53775,8
млн. рублей (104,9% к оценке 2021 года). Без
учета доходов дорожного фонда
поступления налоговых и неналоговых
доходов составят в 2022 году 47040,9 млн.
рублей, или 103,2% к уровню 2021 года.
Планируется постепенное снижение
дефицита областного бюджета и его объем
не превысит ограничений, установленных
условиями заключенных с Министерством
финансов Российской Федерации
соглашений о предоставлении бюджету
Владимирской области из федерального
бюджета бюджетных кредитов. Основными
источниками финансирования дефицита
областного бюджета будут выступать
государственные заимствования и (или)
вовлечение остатков средств бюджета.
Таким образом, в предстоящий период
значения показателей долговой
устойчивости Владимирской области будут
по-прежнему вне опасных зон.
Фактор 2. Уровень государственного долга
Владимирской области.
Объем государственного долга области в
2021 году по сравнению с началом года
снизился на 135 млн. рублей и составил на 1
июля 2021 года 3756,9 млн. рублей, или 7,7% от
плана по доходам областного бюджета на
2021 год без учета безвозмездных
поступлений.
Владимирская область входит в число
субъектов Российской Федерации с
наименьшей долговой нагрузкой на одного
жителя региона, которая составила на 1
июля 2021 года 2,8 тыс. рублей на жителя.
Таким образом, текущий уровень
государственного долга позволяет не
опасаться ухудшения состояния долговой
устойчивости Владимирской области.
3. Цели и задачи долговой политики
Владимирской области на 2022 год и на
плановый период 2023 и 2024 годов
Долговая политика Владимирской области
в 2022 - 2024 годах, как и в предыдущие
периоды, будет направлена на обеспечение
сбалансированности и долговой
устойчивости областного бюджета
посредством эффективного управления
государственным долгом.
Целью долговой политики Владимирской
области на ближайшие три года будет
являться обеспечение потребностей в
заемном финансировании, своевременном
исполнении долговых обязательств при
минимизации расходов на их обслуживание,
а также поддержание объема и структуры
государственного долга на экономически
безопасном уровне, обеспечивающем
возможность гарантированного
выполнения Владимирской областью
обязательств по его погашению и
обслуживанию, позволяющем при этом
решать задачи по достижению целей,
поставленных в посланиях и указах
Президента Российской Федерации.
Задачами долговой политики Владимирской
области в 2022 - 2024 годах будут являться:
1) выполнение условий реструктуризации
обязательств по бюджетным кредитам
перед федеральным бюджетом;
2) поддержание структуры
государственного долга и расходов на его
обслуживание на оптимальном уровне;
3) выполнение своевременно и в полном
объеме обязательств по погашению и
обслуживанию государственного долга
Владимирской области;
4) обеспечение информационной открытости
проводимой долговой политики и
доступности информации о
государственном долге области;
5) обеспечение последовательности и
согласованности деятельности органов
исполнительной власти Владимирской
области при планировании потребности в
долговых заимствованиях и
предоставлении государственных
гарантий Владимирской области с учетом
возможностей областного бюджета по
обслуживанию государственного долга
Владимирской области и погашению
долговых обязательств;
6) привлечение из федерального бюджета
бюджетных кредитов на финансовое
обеспечение реализации
инфраструктурных проектов, прошедших
отбор в установленном Правительством
Российской Федерации порядке.
Безусловным приоритетом для
Владимирской области является
выполнение всех обязательств, принятых
по ранее полученным из федерального
бюджета бюджетным кредитам. В этой связи
одной из основных задач, определяющих
направления долговой политики
Владимирской области на 2022 - 2024 годы,
будет являться необходимость выполнения
условий заключенных с Министерством
финансов Российской Федерации
соглашений о предоставлении бюджету
Владимирской области из федерального
бюджета бюджетных кредитов:
1) обеспечение доли общего объема
долговых обязательств Владимирской
области, в том числе по долговым
обязательствам по государственным
ценным бумагам субъекта Российской
Федерации и кредитам, полученным
субъектом Российской Федерации от
кредитных организаций, иностранных
банков и международных финансовых
организаций:
- к 1 января 2022 года - не более 15% от суммы
доходов бюджета субъекта Российской
Федерации без учета безвозмездных
поступлений за 2020 год, в том числе
"коммерческого долга" - не более 6% от
суммы доходов бюджета субъекта
Российской Федерации без учета
безвозмездных поступлений за 2020 год;
- к 1 января 2023 года - не более 14% от суммы
доходов бюджета субъекта Российской
Федерации без учета безвозмездных
поступлений за 2022 год, в том числе
"коммерческого долга" - не более 6% от
суммы доходов бюджета субъекта
Российской Федерации без учета
безвозмездных поступлений за 2022 год;
- к 1 января 2024 года - не более 14% от суммы
доходов бюджета субъекта Российской
Федерации без учета безвозмездных
поступлений за 2023 год, в том числе
"коммерческого долга" - не более 7% от
суммы доходов бюджета субъекта
Российской Федерации без учета
безвозмездных поступлений за 2023 год;
- к 1 января 2025 года - не более 14% от суммы
доходов бюджета субъекта Российской
Федерации без учета безвозмездных
поступлений за 2024 год, в том числе
"коммерческого долга" - не более 8% от
суммы доходов бюджета субъекта
Российской Федерации без учета
безвозмездных поступлений за 2024 год;
2) обеспечение привлечения в областной
бюджет кредитов от кредитных
организаций, иностранных банков и
международных финансовых организаций
исключительно по ставкам на уровне не
более чем уровень ключевой ставки,
установленный Центральным банком
Российской Федерации, увеличенный на 1
процент годовых;
3) установление одним из условий
предоставления бюджетных кредитов из
областного бюджета муниципальным
образованиям области и проведения
реструктуризации обязательств
(задолженности) по ним ограничения
ставок по кредитам, полученным
муниципальным образованием от кредитных
организаций, на уровне не более ключевой
ставки, установленной Центральным
банком Российской Федерации,
увеличенной на 1 процент годовых;
4) обеспечение дефицита областного
бюджета в 2022, 2023 и 2024 годах на уровне не
более 10% суммы доходов областного
бюджета без учета объема безвозмездных
поступлений. Утвержденный законом
области об областном бюджете и
сложившийся по данным годового отчета об
исполнении бюджета субъекта Российской
Федерации в 2022 - 2024 годах дефицит
областного бюджета может превысить
показатель на сумму поступлений от
продажи акций и иных форм участия в
капитале, находящихся в собственности
Владимирской области, и (или) снижения
остатков средств на счетах по учету
средств областного бюджета, в том числе
средств резервного фонда администрации
области;
5) сохранение предельного объема
расходов на обслуживание
государственного долга Владимирской
области в размере не более 5% в общем
объеме расходов областного бюджета;
6) равномерное распределение долговой
нагрузки на областной бюджет;
7) дальнейшая реализация плана
мероприятий по оздоровлению
государственных финансов Владимирской
области, утвержденного постановлением
администрации области от 23 ноября 2015
года N 1160 "Об утверждении плана
мероприятий по оздоровлению
государственных финансов Владимирской
области";
8) выполнение постановлений
Правительства Российской Федерации:
от 18 декабря 2012 года N 1325 "О
дополнительных условиях и порядке
проведения реструктуризации
обязательств (задолженности) субъектов
Российской Федерации перед Российской
Федерацией по бюджетным кредитам";
от 30 марта 2015 года N 292 "О
дополнительных условиях и порядке
проведения в 2015 году реструктуризации
обязательств (задолженности) субъектов
Российской Федерации перед Российской
Федерацией по бюджетным кредитам";
от 13 декабря 2017 года N 1531 "О проведении
в 2017 году реструктуризации обязательств
(задолженности) субъектов Российской
Федерации перед Российской Федерацией
по бюджетным кредитам".
Показатели по объему государственного
долга и дефициту областного бюджета
подлежат корректировке в случае
привлечения в областной бюджет
бюджетных кредитов из федерального
бюджета на финансовое обеспечение
инфраструктурных проектов.
Погашение в федеральный бюджет
реструктуризированных обязательств по
бюджетным кредитам будет осуществляться
в соответствии с установленными
графиками: в 2022 - 2024 годах по 135 млн. рублей
ежегодно.
4. Инструменты реализации долговой
политики Владимирской области
Обеспечение сбалансированности
областного бюджета при одновременном
обеспечении непревышения установленных
показателей по объему государственного
долга области и минимизации расходов на
обслуживание долговых обязательств
предполагает использование следующих
долговых инструментов.
4.1. Кредиты от кредитных организаций и
облигационные займы
Кредиты от кредитных организаций
являются основным источником
финансирования дефицита областного
бюджета и погашения государственного
долга области. Использование данного
инструмента долговой политики
целесообразно при незначительных
объемах заимствований, которые
планирует осуществлять Владимирская
область. Ключевой задачей на данном
этапе остается обеспечение привлечения
в областной бюджет кредитов от кредитных
организаций по ставкам на уровне не
более чем уровень ключевой ставки,
установленный Центральным банком
Российской Федерации, увеличенный на 1%
годовых.
Владимирской областью будет
осуществляться мониторинг кредитного
рынка и рынка облигаций с целью
определения оптимальных параметров
привлечения заемных ресурсов
(объем-стоимость-срок).
4.2. Использование краткосрочных
бюджетных кредитов на пополнение
остатка средств на едином счете бюджета
Привлечение "коротких" бюджетных
кредитов из федерального бюджета по
ставке 0,1% годовых сроком пользования до
240 дней позволят снизить сроки и объемы
пользования кредитами от кредитных
организаций и, как следствие, обеспечить
выполнение целевого показателя по
расходам на обслуживание
государственного долга.
4.3. Государственные гарантии
Владимирской области
Принятие обязательств по
государственным гарантиям оказывает
влияние на основные параметры
областного бюджета. Объем
предоставленных гарантий включается в
общий объем государственного долга
Владимирской области и непосредственно
влияет на рост государственного долга.
Исполнение обязательств по
государственным гарантиям может
привести к увеличению расходов
областного бюджета (гарантии без права
регрессного требования) или росту выплат
по источникам финансирования дефицита
бюджета (гарантии с правом регрессного
требования).
4.4. Бюджетные кредиты из федерального
бюджета на финансовое обеспечение
реализации инфраструктурных проектов
Привлечение "длинных" бюджетных
кредитов из федерального бюджета (сроком
до 15 лет) по ставке не более 3% годовых
является мощным ресурсом для реализации
в регионе инфраструктурных проектов,
которые должны пройти отбор в порядке,
установленном Правительством
Российской Федерации.
5. Анализ рисков для областного бюджета,
возникающих в процессе управления
государственным долгом Владимирской
области
Важное место в достижении целей долговой
политики области занимает оценка
потенциальных рисков, возникающих в
процессе ее реализации. Основными
рисками при управлении государственным
долгом Владимирской области являются:
1) риск недостижения планируемых объемов
поступлений доходов областного бюджета,
поскольку недопоступление доходов
потребует поиск альтернативных
источников для выполнения расходных
обязательств бюджета и обеспечения его
сбалансированности;
2) процентный риск - вероятность
увеличения суммы расходов областного
бюджета на обслуживание
государственного долга вследствие
увеличения Центробанком России ключевой
ставки и (или) роста объемов привлечения
кредитов для выполнения расходных
обязательств;
3) риск рефинансирования - вероятность
потерь вследствие невыгодных условий
привлечения заимствований на
вынужденное рефинансирование уже
имеющихся обязательств;
4) риск ликвидности - отсутствие в
областном бюджете средств для полного
исполнения расходных и долговых
обязательств региона в срок, в том числе
по причине отсутствия участников в
аукционах по привлечению кредитных
ресурсов;
5) риск наступления гарантийного случая -
неплатежи принципалов по
обязательствам, которые были
гарантированы Владимирской областью.
Основной мерой, принимаемой в отношении
управления рисками, связанными с
реализацией долговой политики
Владимирской области, является
осуществление достоверного
прогнозирования доходов областного
бюджета и поступлений по источникам
финансирования дефицита областного
бюджета, а также принятие взвешенных и
экономически обоснованных решений по
принятию долговых обязательств
Владимирской областью.