Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь


ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 8 июля 2021 года N 11-5239П


О Резолюции публичных слушаний по вопросу "Об отчете об исполнении краевого бюджета за 2020 год"



В соответствии с рекомендациями публичных слушаний по вопросу "Об отчете об исполнении краевого бюджета за 2020 год", проведенных 30 июня 2021 года, Законодательное Собрание края постановляет:


1. Утвердить прилагаемую Резолюцию публичных слушаний по вопросу "Об отчете об исполнении краевого бюджета за 2020 год".


2. Снять с контроля как исполненное Постановление Законодательного Собрания края от 9 июля 2020 года N 9-3970П "О Резолюции публичных слушаний по вопросу "Об отчете об исполнении краевого бюджета за 2019 год".


3. Контроль за исполнением Резолюции возложить на комитет по бюджету и экономической политике (В.Ф. Чащин).



Председатель
Законодательного Собрания
Красноярского края
Д.В.СВИРИДОВ



Приложение
к Постановлению
Законодательного Собрания
Красноярского края
от 8 июля 2021 г. N 11-5239П



РЕЗОЛЮЦИЯ ПУБЛИЧНЫХ СЛУШАНИЙ ПО ВОПРОСУ "ОБ ОТЧЕТЕ ОБ ИСПОЛНЕНИИ КРАЕВОГО БЮДЖЕТА ЗА 2020 ГОД"


Развитие экономики края в 2020 году происходило в условиях нестабильной макроэкономической ситуации и введенных мер, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции. В результате действия ограничительных мер произошло сокращение конечного спроса и деловой активности на внутреннем и внешнем рынках.


Общемировое замедление экономической активности оказало влияние на динамику мировых цен на нефть и курс национальной валюты.


Среднегодовая цена нефти марки "Ural's" снизилась на 34,4% - с 63,59 доллара США за баррель в 2019 году до 41,73 доллара США за баррель в 2020 году.


Средняя стоимость доллара США в 2020 году составила 71,94 рубля, что на 11,1% выше уровня 2019 года.


Мировые цены на цветные и драгоценные металлы в 2020 году в основном превысили уровень предыдущего года. Мировая цена палладия выросла на 42,5% и составила 2193,60 доллара США за тр. унцию, золота - на 27,1% (1769,65 доллара США за тр. унцию), меди - на 2,7% (6168,47 доллара США за тонну), платины - на 2,3% (883,57 доллара США за тр. унцию). Вместе с тем произошло снижение цен на алюминий и никель - на 5,0% (1701,68 доллара США за тонну) и на 0,9% (13772,34 доллара США за тонну) соответственно.


Структурные особенности краевой экономики производственного типа с преобладанием крупных финансово устойчивых компаний позволили избежать существенного негативного влияния ограничительных мер.


Динамика производства в базовых отраслях экономики края в 2020 году связана в основном с объективными причинами производственно-технологического характера.


Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по промышленным видам экономической деятельности в 2020 году составил 2361,0 млрд рублей, индекс промышленного производства сложился на уровне 90,6%. Среди регионов Сибирского федерального округа край занял 1 место по объему промышленного производства, сформировав 30,6% объема промышленного производства округа, в 2019 год этот показатель составил 30,4%. На результаты деятельности предприятий промышленной сферы с учетом структуры экономики традиционно повлияла деятельность в секторе добычи нефти и металлургии.


В 2020 году проводилась масштабная работа по созданию благоприятных условий для развития промышленного производства. Внедрен новый механизм налоговой и инфраструктурной поддержки промышленного производства края посредством создания особой экономической зоны производственно-промышленного типа "Красноярская технологическая долина". Проект направлен на создание производств по глубокой переработке алюминия, сервисного машиностроения и выпуск технологичной продукции с высокой добавленной стоимостью.


С целью создания условий для развития инвестиционной деятельности в промышленности приняты законы, направленные на создание особых условий налогообложения: установлен режим льготного налогообложения для реализации региональных инвестиционных проектов в базовых отраслях экономики края - добыче угля и антрацита, драгоценных металлов, производстве электроэнергии тепловыми электростанциями; предоставлены стимулирующие налоговые условия для нефтегазодобывающих организаций, планирующих развитие нефтегазовой отрасли на территории Арктической зоны края; создан благоприятный налоговый режим для субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в Арктической зоне края.


Второй год подряд сельскохозяйственная отрасль края демонстрирует уверенный рост. В 2020 году объем произведенной продукции в сельском хозяйстве составил 97,6 млрд рублей. Индекс сельскохозяйственного производства сложился на уровне 108,7%, что выше среднероссийского на 7,2%, в том числе в растениеводстве - 115,4%, в животноводстве - 103,5%.


Красноярский край сохранил лидирующую позицию по темпу роста сельскохозяйственного производства среди регионов Сибирского федерального округа.


По объему производства продукции сельского хозяйства по итогам 2020 года край занял 4 место среди субъектов Сибирского федерального округа. Доля края по этому показателю в Сибирском федеральном округе составила 15,7%.


Важным фактором, стимулирующим развитие агропромышленного комплекса, стало оказание мер государственной поддержки в рамках реализации государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", а также соблюдение технологии производства и внедрение ресурсосберегающих технологий. На поддержку субъектов агропромышленного комплекса края в 2020 году направлено 6,5 млрд рублей, что выше уровня 2019 года на 0,8 млрд рублей. В 2020 году увеличилась эффективность использования бюджетных средств - объем произведенной продукции на 1 рубль господдержки составил 16,2 рубля, тогда как в 2019 году этот показатель сложился на уровне 15,4 рубля.


С привлечением мер государственной поддержки субъектами агропромышленного комплекса введены в эксплуатацию 4 объекта животноводства с общим объемом инвестиций 598,5 млн рублей.


В 2020 году в краевом растениеводстве зафиксирована рекордная за 86-летнюю историю края урожайность зерновых и зернобобовых культур - 28,8 ц/га, превысившая среднее значение по России на 0,2 ц/га и по Сибирскому федеральному округу на 11,7 ц/га.


В крае сохраняется высокая инвестиционная активность в условиях продолжающейся реализации крупных проектов. По итогам 2020 года объем инвестиций в экономику края увеличился на 4,8% и составил 478,6 млрд рублей. По этому показателю край традиционно занял 1 место среди регионов Сибирского федерального округа, сформировав более четверти совокупного объема инвестиций округа. Основными направлениями инвестиционных вложений являются нефтегазовый сектор, металлургия, транспорт и энергетика. По России в целом отмечено снижение инвестиционной активности на 1,4%.


Рост инвестиционных вложений в экономику края обеспечил увеличение в 2020 году объема строительных работ на 4,2% к уровню 2019 года.


Ограничительные меры, принятые в связи с распространением коронавирусной инфекции, в большей степени отразились на секторах, ориентированных на потребительский спрос. Объем платных услуг, предоставленных населению в 2020 году, составил 87,5% к уровню 2019 года, оборот розничной торговли - 94,0% преимущественно за счет торговли непродовольственными товарами, оборот общественного питания - 77,1%. Динамика на потребительском рынке края аналогична среднероссийской.


В условиях существенного снижения пассажиропотока негативными тенденциями характеризовалась деятельность пассажирского автомобильного транспорта, число перевезенных пассажиров составило 76,6% к уровню 2019 года (Россия - 71,4%).


По итогам 2020 года индекс потребительских цен в крае сложился на уровне 104,7% к декабрю 2019 года, что на 0,9 процентного пункта выше аналогичного показателя предыдущего года. Краевой показатель инфляции соответствовал среднему показателю по Сибирскому федеральному округу, что на 0,2 процентного пункта ниже среднероссийского уровня.


Несмотря на сложную эпидемиологическую обстановку, большинство предприятий края не только не останавливали деятельность, но и сохранили занятость и уровень выплат работникам не ниже уровня 2019 года. Среднесписочная численность работников организаций по итогам 2020 года составила 97,5% к уровню 2019 года, при этом по крупным и средним организациям среднесписочная численность работников к уровню 2019 года составила 99,6%.


Средняя заработная плата работников организаций увеличилась номинально на 9,0% к уровню 2019 года и составила 54,4 тыс. рублей, темп роста реальной заработной платы составил 105,5%.


На регистрируемом рынке труда края уровень безработицы увеличился с 0,8% от численности рабочей силы по состоянию на 1 января 2020 года до 3,6% по состоянию на 1 января 2021 года. Повышение уровня безработицы обусловлено как высвобождением работников в условиях введения ограничительных мер, так и ростом численности зарегистрированных ранее неработающих граждан в связи с повышением максимальной величины пособия по безработице. Сложившийся в крае уровень безработицы ниже средних значений по России (3,7%) и Сибирскому федеральному округу (4,3%).


В Красноярском крае в 2020 году продолжилось снижение численности постоянного населения. По состоянию на 1 января 2021 года число жителей края составило 2855,9 тыс. человек - это на 10,4 тыс. человек меньше, чем годом ранее. Естественная убыль населения составила 11,9 тыс. человек в результате снижения рождаемости и увеличения смертности. Снижение показателя рождаемости характерно и для Российской Федерации в целом, что обусловлено малочисленностью поколения потенциальных родителей вследствие низкой рождаемости в 1990-е годы. Численность умерших в 2020 году увеличилась по всем субъектам Российской Федерации, по краю увеличение составило 16,4%.


Ожидаемая продолжительность жизни населения за отчетный год снизилась с 71,2 до 69,8 года, что обусловлено увеличением коэффициента смертности.


Формирование основных направлений бюджетной политики на 2020 год и плановый период 2021 - 2022 годов осуществлялось в благоприятных для Красноярского края условиях.


Красноярский край благополучно завершал 2019 год, значительно улучшив свое финансовое положение. По итогам года прирост собственных доходов краевого бюджета (без учета целевых федеральных средств) к уровню 2018 года составил 44,4 млрд рублей, или более 20%. Впервые за многие годы краевой бюджет был исполнен без дефицита (превышение доходов над расходами по итогам 2019 года составило 36,6 млрд рублей). Благодаря этому в 2019 году удалось существенно снизить государственный долг - почти на 22,0 млрд рублей, или более чем на 20%. На фоне таких показателей бюджетная политика Красноярского края на предстоящий бюджетный период была ориентирована на повышение качества жизни людей, а бюджет 2020 года планировался как бюджет развития.


Вместе с тем масштабное распространение новой коронавирусной инфекции потребовало скорректировать приоритеты бюджетной политики. В 2020 году Красноярский край, как и другие регионы, был ориентирован прежде всего на содействие борьбе с пандемией и ее последствиями. Бюджетная антикризисная политика была сконцентрирована в следующих направлениях: укрепление системы здравоохранения, социальная поддержка граждан, а также поддержка отраслей экономики, наиболее пострадавших от распространения коронавируса.


Вместе с тем ключевой задачей по-прежнему является достижение национальных целей развития страны, обозначенных в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".


В данном Указе были зафиксированы 9 национальных целей, достижение которых должно быть обеспечено по 12 направлениям. Среди них - демография, здравоохранение, образование, жилье и городская среда, экология, безопасные и качественные автомобильные дороги, производительность труда и поддержка занятости, наука, цифровая экономика, культура, малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы, международная кооперация и экспорт.


Кроме того, Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" определены национальные цели развития Российской Федерации на период до 2030 года. К числу указанных целей отнесены сохранение населения, здоровье и благополучие людей, возможности для самореализации и развития талантов, комфортная и безопасная среда для жизни, достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство, цифровая трансформация.


Начиная с 2019 года Красноярский край принимает участие в 12 национальных проектах, в том числе в комплексном плане модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года. Правительством края разработаны и утверждены региональные проекты Красноярского края, обеспечивающие участие региона в 52 федеральных проектах. Всего в 2020 году на реализацию этих мероприятий было запланировано 26,8 млрд рублей, из них 10,0 млрд рублей за счет средств федерального бюджета и 16,8 млрд рублей за счет средств краевого бюджета. По итогам 2020 года мероприятия региональных проектов в Красноярском крае профинансированы в сумме 26,1 млрд рублей, или на 97,1% от запланированного объема, из них 14,9 млрд рублей за счет средств федерального бюджета, 1,5 млрд рублей за счет средств Фонда содействия развитию жилищно-коммунального хозяйства и 9,7 млрд рублей за счет средств краевого бюджета.


В социально-экономическом плане реализация бюджетной политики происходила в условиях сокращения деловой и потребительской активности, падения сырьевых и финансовых рынков, увеличения уровня безработицы. Конъюнктурные изменения на валютных и сырьевых рынках (значительно снизилась стоимость нефти "Ural's" и отдельных бюджетообразующих металлов - никеля, алюминия), замедление инвестиционной деятельности, а также установленные льготы, отсрочки и рассрочки платежей привели к снижению поступлений налоговых и неналоговых доходов краевого бюджета.


На фоне непростой ситуации с доходами требовались значительные финансовые ресурсы для реализации мероприятий, направленных на борьбу с пандемией и обеспечение бюджетной устойчивости краевого бюджета.


Так, в течение 2020 года в крае был разработан ряд антикризисных решений. В числе первоочередных мер приняты краевые законы, существенно снижающие налоговую нагрузку в отношении упрощенной системы налогообложения, патентов, налога на имущество организаций. Второй пакет антикризисных мер предусматривал прямую поддержку отдельных отраслей экономики посредством субсидирования предприятий транспортной отрасли, сферы жилищно-коммунального хозяйства, туризма и гостиничных услуг, а также социально ориентированных некоммерческих организаций.


Также в 2020 году за счет средств краевого бюджета значительные средства были направлены на поддержку граждан и реализацию иных мер, сдерживающих распространение новой коронавирусной инфекции.


Таким образом, дополнительная нагрузка на краевой бюджет в 2020 году оценивается в сумме порядка 9,0 млрд рублей.


В условиях складывающейся ситуации Красноярский край, как и другие регионы страны, получил существенную поддержку со стороны Федерации. В 2020 году из федерального бюджета дополнительно получено 28,7 млрд рублей, из них - 16,6 млрд рублей на мероприятия, непосредственно связанные с предотвращением распространения пандемии коронавируса. По поручению Президента Российской Федерации значительные средства выделялись на ежемесячные выплаты на детей в возрасте от 3 до 7 лет, на стимулирующие выплаты медицинским работникам и работникам сферы социального обслуживания, на социальные выплаты безработным гражданам, на создание и оснащение коечного фонда. Предоставлена также нецелевая финансовая помощь (дотация в размере 5,5 млрд рублей), которая частично компенсировала выпадающие доходы краевого бюджета.


На протяжении последних лет акценты краевой бюджетной политики смещены в сторону территорий и одной из ключевых задач является содействие устойчивому развитию муниципальных образований Красноярского края. Это касается вопросов как финансовой поддержки муниципалитетов, так и развития территориальной инфраструктуры и локальной экономики.


Законом края от 7 июля 2016 года N 10-4831 "О государственной поддержке развития местного самоуправления Красноярского края" установлены принципы и направления государственной поддержки, а также полномочия органов государственной власти Красноярского края в указанной сфере. Все предусмотренные в данном законе формы поддержки закреплены в государственных программах Красноярского края "Содействие органам местного самоуправления в формировании современной городской среды" и "Содействие развитию местного самоуправления".


В 2020 году около 35% расходов краевого бюджета - 100,2 млрд рублей направлено в виде межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям края для обеспечения:


достижения национальных целей развития;


финансирования объектов капитального строительства;


финансирования перспективных отраслей экономики, муниципальных комплексных проектов развития;


развития материально-технической базы учреждений, находящихся в муниципальных образованиях края.


Одновременно в целях снижения финансовой зависимости от регионального бюджета и развития налогового потенциала территорий в Красноярском крае применяется механизм финансового стимулирования муниципальных образований.


Начиная с 2020 года стимулирование органов местного самоуправления к увеличению собственной доходной базы осуществляется в размере прироста поступлений отдельных налоговых доходов: единого сельскохозяйственного налога, налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения, налога на имущество физических лиц, земельного налога. Указанный механизм расчета иного межбюджетного трансферта позволяет муниципальным образованиям спрогнозировать размер поощрения в зависимости от динамики поступлений указанных налоговых доходов.


В 2020 году 56 муниципальным образованиям края, в том числе 14 городским округам, распределены иные межбюджетные трансферты в размере 135,1 млн рублей за содействие развитию налогового потенциала. При этом 54,7% от вышеуказанной суммы были направлены бюджетам поселений.


В рамках территориального развития и развития локальной экономики на основании Закона края от 11 июля 2019 года N 7-2919 "Об инвестиционной политике в Красноярском крае" началась реализация муниципальных комплексных проектов развития, направленных на создание объектов инфраструктурного обеспечения инвестиционной деятельности. В 2020 году в целях государственной поддержки определен порядок отбора муниципальных комплексных проектов развития, началась реализация шести муниципальных комплексных проектов развития: "Стрелка" в Лесосибирске, "Тарай" в Канском районе, "Маринино" в Курагинском районе, "Миндерла-Карымская" в Сухобузимском районе, "Холмогорское" в Шарыповском муниципальном округе и "Ильичево-Синеборск" в Шушенском районе.


Особенностью бюджетной политики начиная с 2020 года является расширение географии объектов капитального строительства на территории Красноярского края, что во многом связанно с завершением цикла строительных работ в рамках подготовки к проведению XXIX Всемирной зимней универсиады в городе Красноярске в 2019 году и 400-летия города Енисейска.


В 2020 году строительство и разработка проектной документации осуществлялись в отношении социально значимых объектов, расположенных в 9 городах и 27 муниципальных районах Красноярского края. Общий объем капитальных расходов в 2020 году составил 33,4 млрд рублей, в том числе 12,0 млрд рублей - средства федерального бюджета и 21,4 млрд рублей - средства краевого бюджета.


Одновременно с этим в 2020 году на краевом уровне продолжалось совершенствование межбюджетных отношений по двум основным направлениям:


приведение краевого законодательства в соответствие с изменившимся бюджетным законодательством Российской Федерации;


формирование дополнительных доходных источников поступлений в местные бюджеты.


Существенным изменением является включение с 2021 года в бюджетную систему Российской Федерации нового вида муниципального образования - муниципального округа. Соответствующие изменения, направленные на создание условий для стабильного финансирования вопросов местного значения в муниципальных округах и осуществления ими переданных государственных полномочий, внесены в краевое законодательство.


На начало 2020 года дополнительно к нормативам отчислений, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации, в бюджеты муниципальных образований Красноярского края по единым нормативам отчислений подлежали зачислению собственные доходы краевого бюджета от:


налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджеты субъектов Российской Федерации, в бюджеты муниципальных районов и городских округов по нормативу 10 процентов;


налога на доходы физических лиц в бюджеты муниципальных районов и городских округов по нормативу 15 процентов;


налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в том числе минимального налога, в бюджеты муниципальных районов по нормативу 50 процентов.


В 2020 году при составлении краевого и местных бюджетов Красноярского края на 2021 год и плановый период 2022 - 2023 годов было принято решение:


об установлении норматива отчислений от упрощенной системы налогообложения в бюджеты городских округов в размере 50 процентов, бюджеты муниципальных округов в размере 70 процентов;


об увеличении норматива отчислений от упрощенной системы налогообложения в бюджеты муниципальных районов с 50 до 70 процентов.


Это решение, с одной стороны, было направлено на компенсацию потерь местных бюджетов, которые возникли в связи с отменой с 2021 года в Российской Федерации единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, а также дополнительных расходов территорий, связанных с принятыми решениями по повышению заработной платы отдельных категорий граждан. С другой стороны, такие решения стимулируют органы местного самоуправления к росту налоговой базы и повышают их самостоятельность.


Применение вышеуказанных механизмов в совокупности с реализацией иных задач позволили поддержать местные бюджеты в непростых социально-экономических условиях 2020 года.


Одним из приоритетных направлений, реализуемых в крае, является участие граждан в бюджетном процессе.


Особое значение в контексте указанной задачи приобретает реализация практики инициативного бюджетирования в муниципальных образованиях Красноярского края.


С 2016 года Красноярский край является участником федерального проекта "Развитие инициативного бюджетирования в субъектах Российской Федерации в 2016 - 2020 годах". Реализация данного проекта осуществляется в рамках подпрограммы "Поддержка местных инициатив" государственной программы Красноярского края "Содействие развитию местного самоуправления" путем предоставления субсидий на осуществление расходов, направленных на реализацию мероприятий по поддержке местных инициатив территорий городских и сельских поселений по результатам проведения конкурсного отбора.


В 2020 году в конкурсе приняли участие 22 муниципальных района. Общий объем средств, направленный на реализацию проектов, отобранных при участии населения, в 2020 году составил 169,6 млн рублей, в том числе за счет средств краевого бюджета - 139 млн рублей (82,0%), местного бюджета - 13,1 млн рублей (7,7%), средств юридических лиц - 10,2 млн рублей (6,0%), средств населения - 7,3 млн рублей (4,3%).


За счет указанных средств в 2020 году было реализовано 156 проектов, направленных на развитие объектов общественной инфраструктуры населенных пунктов Красноярского края, отобранных при активном участии населения, в том числе:


обустройство детских и спортивных площадок - 34 проекта (34,4 млн рублей);


благоустройство мест захоронения - 32 проекта (26,2 млн рублей);


ремонт домов культуры - 26 проектов (19,8 млн рублей);


благоустройство населенных пунктов - 24 проекта (28,2 млн рублей);


ремонт уличного освещения - 23 проекта (18,5 млн рублей);


ремонт объектов ЖКХ - 17 проектов (11,9 млн рублей).


Кроме того, в целях обеспечения прозрачности и открытости краевого бюджета и бюджетного процесса для граждан в 2020 году продолжена практика издания брошюры "Путеводитель по бюджету Красноярского края", а также наполнение специального раздела "Открытый бюджет" на официальном портале Красноярского края.


В результате проведения взвешенной бюджетной политики по расходам и работы с федеральными органами власти по привлечению средств федерального бюджета краевой бюджет был исполнен без дефицита. Превышение доходов над расходами по итогам 2020 года составило 0,4 млрд рублей.


Кроме того, по итогам отчетного года размер государственного долга сократился на 5,6%, или на 4,6 млрд рублей. По состоянию на 1 января 2021 года его размер составил 77,4 млрд рублей, или менее 35% от налоговых и неналоговых доходов бюджета.


Стабильность финансовой системы края и эффективность проводимой бюджетной политики подтверждается оценками независимых экспертов ряда рейтинговых агентств, которые повысили кредитные рейтинги края по итогам 2020 года. Международные рейтинговые агентства Standard & Poor's и Fitch Ratings изменили прогноз по рейтингам на "стабильный", а Аналитическое кредитное рейтинговое агентство (АКРА) повысило кредитный рейтинг края до уровня АА-(RU), прогноз - "стабильный". Международное агентство Moody's Investors Servis (Moody's) повысило долгосрочный кредитный рейтинг Красноярского края с Ва3 до Ва2, прогноз - "стабильный".


В 2020 году была продолжена практика размещения временно свободных средств краевого бюджета на банковских депозитах. В течение отчетного года осуществлено 21 размещение средств краевого бюджета на общую сумму 72 млрд рублей, процентные доходы по которым составили 531,9 млн рублей. Все средства, размещенные на банковских депозитах, полностью возвращены в краевой бюджет в установленные сроки.


Таким образом, итоги реализации бюджетной политики в 2020 году свидетельствуют о достаточно устойчивом финансовом положении региона. Несмотря на нестабильность, вызванную распространением пандемии коронавируса, в Красноярском крае по итогам отчетного года обеспечена сбалансированность краевого и местных бюджетов.


По итогам 2020 года краевой бюджет исполнен по доходам в сумме 288,7 млрд рублей, что на 3,5 млрд рублей выше уровня 2019 года (за счет существенного выделения средств федерального бюджета). Бюджетные назначения исполнены на 107,8%.


Снижение налоговых доходов по сравнению с 2019 годом составило 20,3 млрд рублей, или 8,3%. Доля налоговых доходов сократилась на 8,1 процентного пункта и составила 77,6%. Рост неналоговых доходов составил 1,2 млрд рублей, или 26,8%.


Объем безвозмездных поступлений увеличился на 22,7 млрд рублей, или 62,4%, за счет предоставления из федерального бюджета дополнительных межбюджетных трансфертов в целях профилактики и борьбы с распространением новой коронавирусной инфекции и дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов в целях компенсации снижения поступления налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации в связи с пандемией новой коронавирусной инфекции.


В отчетном году доля доходов краевого бюджета, формируемых предприятиями металлургического производства, снизилась на 6% и составила 31,7%; доля доходов краевого бюджета, формируемых предприятиями, осуществляющими добычу сырой нефти и природного газа, снизилась на 3% и составила 5,5%. По виду деятельности "добыча металлических руд" рост поступлений составил 34,3%, доля платежей в общей сумме увеличилась на 5,4 процентного пункта и составила 16,8%.


Расходы в 2020 году составили 288,3 млрд рублей, увеличившись на 39,7 млрд рублей по отношению к 2019 году в большей степени за счет федеральных средств. При этом бюджетные расходы производились исходя из стратегической приоритизации финансирования мероприятий национальных проектов, а также расходов, связанных с профилактикой и устранением последствий распространения новой коронавирусной инфекции, и первоочередных социально значимых расходов (оплата труда, выплата стипендий, предоставление мер социальной поддержки и выплата пособий, оплата медикаментов, продуктов питания, коммунальных услуг и другие).


Расходование средств краевого бюджета продолжает сохранять свою социальную направленность. На финансирование отраслей социальной сферы, включающих здравоохранение, спорт, образование, культуру и кинематографию, социальную политику, в 2020 году было направлено 188,6 млрд рублей, что составило 65,4% общего объема расходов; на финансирование отраслей национальной экономики, включающих сельское хозяйство, транспорт, дорожное хозяйство, топливно-энергетический комплекс, жилищно-коммунальное хозяйство, водные ресурсы, лесное хозяйство, было направлено 51,8 млрд рублей, или 18%; на финансирование прочих отраслей, включающих охрану окружающей среды, правоохранительную деятельность, национальную оборону, общегосударственные вопросы, средства массовой информации, обслуживание государственного и муниципального долга, межбюджетные трансферты общего характера, бюджетные ассигнования составили 48,0 млрд рублей, или 16,6%.


Исполнение краевого бюджета в 2020 году осуществлялось в программном формате. На краевом уровне реализовывались 22 государственные программы на общую сумму 279,7 млрд рублей, доля программных расходов составила 97%.


Заслушав и обсудив доклады заместителя председателя Правительства края - министра финансов края, министра экономики и регионального развития края, председателя Счетной палаты края, участники публичных слушаний рекомендуют:


1. Законодательному Собранию края утвердить отчет об исполнении краевого бюджета за 2020 год.


2. Правительству края совместно с Законодательным Собранием края:


продолжить реализацию в крае региональных проектов, направленных на достижение результатов национальных проектов (программ) в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";


продолжить реализацию ключевых составляющих проекта "Енисейская Сибирь" для достижения ускоренного социально-экономического развития края и повышения благосостояния населения, а также для достижения синергетического эффекта в развитии всех отраслей промышленности и сельского хозяйства;


продолжить работу по совершенствованию системы межбюджетных отношений в условиях отмены с 1 января 2021 года единого налога на вмененный доход;


рассмотреть возможность передачи с уровня поселений на уровень муниципальных районов отдельных полномочий, основными источниками финансового обеспечения которых являются субсидии из краевого бюджета.


3. Правительству края:


продолжить взаимодействие с органами государственной власти Российской Федерации, направленное на увеличение объема финансовой поддержки из федерального бюджета, в том числе на исполнение переданных полномочий Российской Федерации и реализацию приоритетных задач, обозначенных в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", а также взаимодействие в целях совершенствования федерального законодательства, оказывающего влияние на краевой бюджет;


организовать работу с органами государственной власти Российской Федерации по привлечению инфраструктурных бюджетных кредитов из федерального бюджета на реализацию проектов в Красноярском крае;


усилить работу по созданию условий для выравнивания уровня экономического развития муниципальных образований края в рамках реализации проекта "Локальная экономика" в целях стимулирования инвестиционной активности в муниципалитетах, эффективного размещения производительных сил с одновременным сохранением и развитием системы поддержки отраслей, обеспечивающих массовую занятость и сохраняющих схему расселения в сельской местности и малых городах;


продолжить мониторинг текущей социально-экономической ситуации в крае в целях применения мер государственной поддержки для стимулирования экономической активности в условиях распространения новой коронавирусной инфекции;


рассмотреть вопрос об эффективности реализации принятых мер поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства для преодоления последствий распространения новой коронавирусной инфекции и о целесообразности принятия дополнительных решений в 2021 году;


обеспечить совместно с территориальными органами Федеральной налоговой службы России по Красноярскому краю и Федеральной службы судебных приставов России по Красноярскому краю системный мониторинг и анализ динамики задолженности по платежам в консолидированный бюджет края и принять меры для ее сокращения;


рассмотреть возможность разработки и принятия государственной программы Красноярского края, предусматривающей проведение мероприятий и консолидацию средств краевого бюджета, направленных на поддержку реализации муниципальных комплексных проектов развития, возможность выделения дополнительных средств на реализацию социальных проектов в рамках муниципальных комплексных проектов развития;


продолжить работу по реализации мероприятий, направленных на сохранение достигнутого уровня поступлений налоговых платежей в консолидированный бюджет края, повышение эффективности бюджетных расходов, использования государственной собственности, а также на совершенствование долговой политики края в целях сохранения объема государственного долга Красноярского края на экономически безопасном уровне;


обеспечить своевременное принятие нормативных правовых актов, формирующих расходные обязательства Красноярского края;


продолжить работу, направленную на совершенствование порядка формирования государственных программ Красноярского края и системы управления указанными программами, в том числе с учетом подходов, принятых на федеральном уровне, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2021 года N 786 "О системе управления государственными программами Российской Федерации";


продолжить работу по оценке влияния реализуемых в Красноярском крае мероприятий региональных проектов на достижение результатов национальных проектов, в том числе в целях подготовки предложений по детализации (корректировке) установленных для Красноярского края целевых показателей;


принять меры, направленные на обеспечение согласованности и сбалансированности между государственными программами и региональными проектами, включенными в их состав, по целям, задачам и результатам мероприятий, распределению бюджетных ресурсов;


обеспечить ввод в эксплуатацию объектов строительства и реконструкции в установленные сроки с целью снижения рисков роста общей сметной стоимости строительства (реконструкции);


разработать дополнительные меры и усилить контроль за реализацией в крае программ, направленных на улучшение экологической ситуации;


рассмотреть вопрос о закреплении нормативным правовым актом полномочий по реализации государственной политики в области устойчивого развития сельских территорий за органом исполнительной власти края;


разработать механизмы, направленные на повышение качества проектирования и строительства жилья и инфраструктуры в сельской местности, обеспечение эффективного использования средств краевого и местных бюджетов, направляемых на эти цели, в том числе усилить контроль за выполнением проектных и строительных работ в рамках государственных и муниципальных контрактов;


пересмотреть подходы к оказанию государственной поддержки коренным малочисленным народам, проживающим на территории Красноярского края, с целью обеспечения ее востребованности, достаточности и эффективности;


продолжить работу по оказанию содействия органам местного самоуправления края при реализации ими инициатив по преобразованию поселений края и созданию муниципальных округов в целях совершенствования территориальной организации местного самоуправления;


продолжить работу, направленную на стимулирование органов местного самоуправления Красноярского края к увеличению поступлений собственных доходов;


обеспечить дальнейшее распространение практики инициативного бюджетирования и расширение круга участников проекта поддержки местных инициатив, а также рассмотреть возможность увеличения объемов финансирования государственной программы Красноярского края "Содействие развитию местного самоуправления", направленной на поддержку реализации инициативных проектов;


рассмотреть возможность сокращения сроков распределения субсидий бюджетам муниципальных образований края в целях повышения эффективности расходования бюджетных средств;


рассмотреть возможность увеличения предельной штатной численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, учитываемой при формировании предельного размера фонда оплаты труда в соответствии с Постановлением Совета администрации Красноярского края от 29 декабря 2007 года N 512-п "О нормативах формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, лиц, замещающих иные муниципальные должности, и муниципальных служащих", для реализации полномочий в сфере земельно-имущественных отношений, решения задач по постановке на учет и оформлению прав на объекты земельно-имущественного комплекса, усилению контроля в этой сфере и формированию дополнительных доходов местных бюджетов;


рассмотреть возможность заключения соглашения о взаимодействии между Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и Правительством края, предусматривающего организацию информационного взаимодействия для обмена сведениями в целях реализации национального проекта "Жилье и городская среда";


продолжить работу по автоматизации процесса учета объектов имущества в муниципалитетах в целях повышения эффективности управления земельно-имущественным комплексом муниципальных образований края;


продолжить межведомственное взаимодействие по актуализации реестровых данных, используемых налоговыми и регистрирующими органами края, в целях включения в налогооблагаемую базу максимального количества имущественных объектов, расположенных на территории Красноярского края;


принять меры, направленные на усиление контроля при осуществлении закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных нужд, а также закупок отдельными видами юридических лиц в целях устранения нарушений законодательства в этой сфере;


усилить работу, направленную на развитие и активное внедрение контрактных форм долгосрочного взаимодействия субъектов предпринимательства и органов государственной власти края (государственно-частное партнерство, концессионные соглашения, специальные инвестиционные контракты), на привлечение проектного финансирования для инфраструктурных объектов;


продолжить работу по реализации мероприятий программ и проектов стимулирования жилищного строительства, улучшению жилищных условий нуждающихся категорий граждан, обеспечению жильем работников бюджетной сферы, повышению доступности ипотечного кредитования, реализации с участием федеральных институтов развития проектов строительства жилищного фонда коммерческого найма;


продолжить работу по модернизации систем водоснабжения и водоотведения в Красноярском крае;


создать постоянно действующий коллегиальный орган, ответственный за содействие органам местного самоуправления в реализации комплексных планов мероприятий, направленных на снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;


оказать содействие органам местного самоуправления в организации раздельного накопления твердых коммунальных отходов с целью сокращения объема твердых коммунальных отходов, направляемых на захоронение;


обеспечить развитие инфраструктуры по обращению с твердыми коммунальными отходами в рамках реализации государственной программы края "Охрана окружающей среды, воспроизводство природных ресурсов";


обеспечить на постоянной основе участие Красноярского края в федеральном проекте "Чистая страна" с целью ликвидации несанкционированных объектов размещения отходов, объектов накопленного вреда окружающей среде.


4. Органам местного самоуправления края:


продолжить реализацию на территориях муниципальных образований национальных (федеральных, региональных) проектов, относящихся к полномочиям органов местного самоуправления, в рамках выполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";


обеспечить в 2021 году безусловное достижение целевых показателей средней заработной платы педагогических работников муниципальных образовательных организаций дополнительного образования детей и работников муниципальных учреждений культуры, установленных в соглашении о предоставлении дотации из краевого бюджета;


продолжить мониторинг социально-экономической ситуации на территории муниципальных образований и эффективности принимаемых мер, направленных на борьбу с распространением новой коронавирусной инфекции и на преодоление последствий ее распространения;


обеспечить выполнение задач, связанных с реализацией муниципальных комплексных проектов развития на территориях муниципальных образований, в целях стимулирования инвестиционной активности на территориях муниципальных образований;


продолжить работу по совершенствованию территориальной организации местного самоуправления путем преобразования поселений края и создания муниципальных округов в целях улучшения их социально-экономического положения;


продолжить работу по развитию механизмов инициативного бюджетирования и самообложения граждан в городских и сельских поселениях края в целях повышения уровня участия граждан в решении вопросов местного значения и вовлечения граждан в бюджетный процесс;


продолжить реализацию мероприятий по увеличению доходов и повышению эффективности бюджетных расходов бюджетов муниципальных образований;


обеспечить последовательное сокращение просроченной кредиторской задолженности бюджетов муниципальных образований в 2021 году и не допускать ее возобновления в течение года;


продолжить работу, направленную на снижение размера муниципального долга;


продолжить совместно с налоговыми органами реализацию мер, направленных на увеличение собираемости налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов, сокращение задолженности по платежам в местные бюджеты;


обеспечить реализацию комплекса мер, направленных на устранение нарушений при проведении закупок товаров, работ и услуг для муниципальных нужд, обеспечение их эффективности и результативности;


активизировать проведение комплексных кадастровых работ;


организовать инвентаризацию земельных участков в целях определения (уточнения) их кадастровой стоимости;


принять меры по повышению эффективности муниципального земельного и имущественного контроля;


рассмотреть возможность передачи полномочий по земельному контролю с поселенческого уровня на уровень муниципальных районов;


проводить регулярный мониторинг сведений о правообладателях объектов недвижимости (в том числе ранее учтенных) с последующим их сопоставлением с поступившими от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю перечнями объектов недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости;


обеспечить проведение организационных мероприятий, направленных на реализацию Федерального закона от 5 апреля 2021 года N 79-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в том числе разъяснительной работы с владельцами гаражей о возможности оформления ими прав на гаражи и соответствующие земельные участки в упрощенном порядке;


продолжить работу по повышению финансовой грамотности населения муниципальных образований края;


продолжить работу, направленную на повышение открытости и прозрачности местных бюджетов.


5. Счетной палате края:


продолжить взаимодействие с муниципальными контрольно-счетными органами в целях развития профессиональных компетенций, поддержания устойчивых функциональных связей и поиска совместных путей совершенствования внешнего государственного и муниципального финансового контроля в крае.


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ