Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь


ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 июня 2021 года N 3085


О докладе Уполномоченного по правам ребенка в Тюменской области по итогам деятельности в 2020 году



Заслушав доклад Уполномоченного по правам ребенка в Тюменской области по итогам деятельности в 2020 году, рассмотрев решение комитета областной Думы по социальной политике, в целях реализации пункта 24 задач, закрепленных Стратегией деятельности Тюменской областной Думы шестого созыва, в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 28, статьями 31 и 33 Устава Тюменской области, статьей 174.2 Регламента Тюменской областной Думы областная Дума постановляет:


1. Доклад Уполномоченного по правам ребенка в Тюменской области по итогам деятельности в 2020 году принять к сведению (прилагается).


2. Поручить комитету областной Думы по социальной политике совместно с Правительством Тюменской области изучить предложения, направленные на улучшение положения детей, обеспечение защиты их прав, содержащиеся в докладе Уполномоченного по правам ребенка в Тюменской области.


3. Рекомендовать Уполномоченному по правам ребенка в Тюменской области продолжить системную работу по обеспечению реализации, соблюдения и защиты прав и законных интересов детей в Тюменской области.


4. Направить настоящее постановление в Правительство Тюменской области, органы местного самоуправления Тюменской области, Уполномоченному по правам ребенка в Тюменской области А.Э. Степанову.


5. Доклад Уполномоченного по правам ребенка в Тюменской области по итогам деятельности в 2020 году направить в редакцию "Парламентской газеты "Тюменские известия" для опубликования и разместить на официальном портале органов государственной власти Тюменской области в сети Интернет.


6. Снять с контроля постановление Тюменской областной Думы от 25.06.2020 N 2595 "О докладе Уполномоченного по правам ребенка в Тюменской области по итогам деятельности в 2019 году".


7. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на комитет областной Думы по социальной политике (Швецова О.В.).



Председатель областной Думы
С.Е.КОРЕПАНОВ



Приложение
к постановлению областной Думы
от 17.06.2021 N 3085



ЕЖЕГОДНЫЙ ДОКЛАД УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ИТОГАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 2020 ГОДУ

(представлен в областную Думу Уполномоченным по правам ребенка в Тюменской области А.Э. Степановым 28.05.2021)


Ежегодный доклад Уполномоченного по правам ребенка в Тюменской области (далее - Уполномоченный) по итогам деятельности в 2020 году подготовлен в соответствии со статьей 31.1 Закона Тюменской области от 07.05.1998 N 24 "О защите прав ребенка".


Доклад основан на анализе:


поступивших в 2020 году к Уполномоченному письменных и телефонных заявлений и жалоб граждан и организаций;


устных обращений граждан, принятых в ходе личного приема;


материалов, собранных по итогам посещений учреждений для детей;


информации, полученной в ходе проверочных мероприятий деятельности организаций и учреждений, работающих с детьми;


результатов работы форумов, конференций, круглых столов и межведомственных рабочих групп, созданных при Уполномоченном;


материалов СМИ и социальных сетей по проблемам в сфере детства;


информации, поступившей на основе соглашений о взаимодействии, заключенных с правоохранительными органами.


В ежегодном докладе Уполномоченного изложены факты, оценки, выводы и предложения, основанные на анализе общего состояния обеспечения прав и законных интересов ребенка в Тюменской области.


Основой для анализа послужила информация, структурированная по следующим направлениям: вопросы социальной защиты и поддержки семей с детьми, проблемы внутрисемейных отношений, вопросы получения дошкольного и общего образования, жилищные и имущественные проблемы, вопросы получения медицинских услуг и санитарно-эпидемиологического благополучия, безопасность жизнедеятельности. Особым блоком стоят проблемы обеспечения детской безопасности на дорогах, у открытых водоемов и при угрозе пожара.


Представленный доклад имеет своей целью обратить внимание общества и государства на актуальные проблемы соблюдения прав и интересов ребенка, выявленные в процессе работы за год.


Материалы и предложения, содержащиеся в настоящем докладе, могут быть использованы с целью совершенствования государственной политики в сфере защиты семьи, материнства, отцовства и детства в Российской Федерации.


В докладе обозначены проблемы, которые требуют принятия дополнительных мер, направленных на улучшение положения детей и наилучшее обеспечение их интересов.


Степанов Андрей Эдуардович


Дети - наше будущее, это знают все. Но порой забывают, что на самом деле дети, прежде всего, - наше настоящее. Именно сейчас наши дети живут, общаются с миром, требуют внимания и поддержки.


Каждый ребенок достоин чувствовать себя любимым и защищенным. Семейное благополучие и любовь, общественная и государственная забота - те необходимые условия, которые позволяют нашим детям расти счастливыми, учиться и всесторонне развиваться. Благополучие детей зависит от того, насколько соблюдаются их права, реализуются меры по оказанию помощи семьям. Эффективным механизмом правовой и социально-педагогической защиты детства является аппарат Уполномоченного по правам ребенка в Тюменской области.


В существующей системе защиты прав детей региональный правозащитник дополняет формы защиты прав и законных интересов детей, не подменяя при этом государственные структуры, тесно взаимодействуя с органами законодательной, исполнительной власти, с правоохранительными органами, общественными объединениями, органами местного самоуправления, средствами массовой информации, решая совместно с ними возникающие проблемы.


Пандемия коронавируса коренным образом изменила образ жизни людей, затронула в той или иной степени все сферы деятельности. COVID-19 поставил перед людьми качественно новые вызовы. В условиях режима повышенной готовности на территории Тюменской области первостепенная задача Уполномоченного по правам детей заключалась в содействии в принятии мер поддержки в отношении семей с детьми, активной работе в информационном поле, пропаганде ответственного отношения граждан к своему здоровью и здоровью своих детей.


Выражаю искреннюю признательность всем, кто содействовал подготовке доклада, и призываю все органы разных уровней власти, социально ответственный бизнес, общественные организации, граждан к объединению усилий для защиты прав и законных интересов детей.



Введение


2020 год прошел для института правозащиты детства под знаком нескольких важных событий. В первую очередь, это тридцатилетие вступления в силу на территории России Конвенции ООН "О правах ребенка". Тридцать лет назад наше государство взяло на себя обязательство обеспечить права детей исходя из тех норм, которые были признаны практически всем мировым сообществом.


Основная идея Конвенции заключается в наилучшем обеспечении интересов ребенка. А заложенные в документе нормы и правила стали краеугольным камнем при разработке и принятии нормативно-правовых документов, гарантирующих реализацию прав детей в новой России.


Кроме того, Конвенция - документ высочайшего педагогического значения. Она призывает и взрослых, и детей строить свои взаимоотношения на нравственно-правовых принципах, в основе которых лежит подлинный гуманизм и демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнению и взглядам.


За 30 лет ее актуальность и значимость сохранились. И это еще один повод напомнить каждому человеку о важности защиты прав детей.


В системе принятия важных документов, направленных в своей реализации на развитие системы защиты прав детства, можно выделить создание в России, и в Тюменской области в частности, института уполномоченных по правам ребенка.


Подводя итоги десятилетию функционирования детского правозащитного института в Тюменской области, можно отметить, что к 2020 году инфраструктура и содержание сферы детства в регионе в основном приобрели четкие, детско-ориентированные очертания. С каждым годом уменьшается количество нарушений прав детей, выявляемых в поступающих обращениях к Уполномоченному. Данная ситуация свидетельствует о повышении качества предоставляемых исполнительными органами государственной власти и муниципальными учреждениями всех видов услуг.


В формировании этих тенденций несомненна и заметна роль института Уполномоченного, который за истекшие десять лет накопил положительный опыт работы с ведомствами и учреждениями, субъектами системы профилактики, семьями и детьми. С целью защиты прав и законных интересов несовершеннолетних выстроено эффективное взаимодействие с Губернатором и Тюменской областной Думой, исполнительными органами государственной власти региона и правоохранительными структурами. Широко развернуто взаимодействие с общественными организациями в рамках постоянно действующих консультативно-совещательных органов. В своей деятельности уполномоченный открыт для средств массовой информации.


Региональный "детский правозащитный институт" стал одной из публичных площадок, на которых ведется эффективный диалог государства с гражданским обществом, координируются многие вопросы межведомственного взаимодействия.


Безусловно, в вопросах защиты прав детей остается еще немало проблем, которые необходимо решать. Так, на фоне повышения эффективности работы государственных органов становится заметно, что проблемы сохранности жизни и здоровья детей все больше уходят в семью. Это и вопросы преступлений в отношении детей, это и ситуация с пожарами, ДТП, утоплениями, выпадениями из окон, суицидами и т.д. В абсолютном большинстве трагических случаев с детьми виноваты взрослые.


В этих условиях перед сферой профилактики семейного неблагополучия все более остро встает вопрос эффективности управления рисками в системе детско-взрослых семейных отношений. При этом следует помнить, что решение большинства детских проблем находится на пересечении компетенций разных ведомств, поэтому во многом эффективность защиты прав детства основана на четком межведомственном взаимодействии и координации этой работы.


В этой связи только комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав обладают соответствующим организационным, административным и содержательным ресурсом, который образуется за счет их координирующей и организующей роли. При раскрытии всех возможностей комиссий, обладающих таким статусом, их правозащитная функция становится ведущей и эффективной.


Рассматривая 2020 год с точки зрения тех задач, которые стоят перед страной, необходимо говорить о новых вызовах в сфере детства. Наиболее серьезно они проявились в таких сферах, как образование, здравоохранение и социальное обеспечение.


Эти вызовы требуют новых, эффективных алгоритмов действий, срабатывающих на опережение в вопросах защиты прав ребенка.


И 2020 год показал, что организованное с законодательными и исполнительными органами взаимодействие по решению проблемных моментов, выявленных в том числе в результате анализа поступающих сведений, уже привело к ряду управленческих решений, направленных на обеспечение благополучного и защищенного детства. Поэтому в 2021 году эта работа будет продолжена системно и последовательно.


С 2021 года по предложению Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка начнется реализация проекта "Качество детства". Это модель оценки актуального состояния сферы детства с использованием цифровых технологий.


Уполномоченный выражает признательность Губернатору Тюменской области, Тюменской областной Думе, Правительству Тюменской области, органам местного самоуправления муниципальных образований Тюменской области, прокуратуре Тюменской области, Управлению Министерства внутренних дел России по Тюменской области, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области, следственному управлению Следственного комитета России по Тюменской области, Государственному учреждению - Тюменскому региональному отделению Фонда социального страхования, общественным организациям, средствам массовой информации, неравнодушным гражданам за большую результативную работу в деле защиты прав и интересов детей.



1. Анализ работы Уполномоченного в 2020 году


В 2020 году в адрес Уполномоченного поступило 782 обращения (2019 г. - 1022, 2018 г. - 1014, 2017 г. - 839). Письменных обращений - 522 (2019 г. - 522, 2018 г. - 560, 2017 г. - 459). В ходе личного приема к Уполномоченному обратились 60 человек, значительное уменьшение показателя по сравнению с предыдущими периодами обусловлено ограничениями, связанными с эпидемиологической ситуацией (2019 г. - 250, 2018 г. - 254, 2017 г. - 230).


В 2020 году на телефон "Горячая линия" обратилось более 200 заявителей (2019 г. - 260, 2018 г. - 200, 2017 г. - 150).




Обращения граждан в адрес Уполномоченного:







Анализ обращений граждан в адрес Уполномоченного за 2020 год показал, что, несмотря на снижение количества обращений по вопросам, касающимся соблюдения и защиты жилищных прав несовершеннолетних детей, они по-прежнему занимают одну из лидирующих позиций. В 2020 году таких обращений поступило 93 (2019 г. - 124, 2018 г. - 202, 2017 г. - 219).


В основном это обращения граждан:


- по вопросам выселения из жилых помещений;


- улучшения жилищных условий;


- участия в действующих программах по улучшению жилищных условий лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, получивших отказ во включении в список граждан, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями специализированного жилищного фонда;


- просьбы оказать содействие в предоставлении жилых помещений многодетным семьям и семьям, в которых воспитываются дети-инвалиды, которые не могут получить жилое помещение вне очереди.


Проблемы, возникающие в процессе обеспечения жильем указанных категорий граждан, обусловлены многими факторами: недостатками и пробелами законодательства, несвоевременным обращением для постановки на учет, отсутствием оснований, предусмотренных законодательством, для получения жилых помещений либо иных льгот, позволяющих получить жилые помещения.


В рамках рассмотрения письменного обращения по вопросу установления светофора по результатам рассмотрения запроса Уполномоченного Администрацией города Тюмени принято положительное решение о целесообразности установления светофора вызывного действия на пересечении улицы Купеческая и Салаирского тракта.


В мае в адрес Уполномоченного обратилась многодетная семья с просьбой в оказании содействия в приобретении ноутбука. Во взаимодействии с региональным отделением партии "Единая Россия" ноутбук был приобретен и вручен матери детей.


В результате плодотворной совместной работы с Управлением Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области в 2020 году удалось вернуть и отменить взыскания, наложенные на денежные средства с социальных карт заявителей.


Оказано содействие в получении ребенку-инвалиду аппарата искусственной вентиляции легких на дом.


В ходе рассмотрения коллективного обращения по вопросу неудовлетворительного состояния детской площадки в городе Тюмени по запросу Уполномоченного управляющая компания привлечена к административной ответственности, площадка приведена в нормативное состояние.


По результатам запросов Уполномоченного 6 детей приняты для обучения в общеобразовательные учреждения, 2 в дошкольные образовательные учреждения.


По результатам рассмотрения коллективного обращения жителей п. Винзили проведена встреча в прокуратуре Тюменской области, принято положительное решение об организации подвоза детей в общеобразовательное учреждение и оборудовании железнодорожного переезда.


Подготовлено 12 заключений в судебные органы власти, обеспечено личное участие консультанта службы в 9 судебных заседаниях (взыскание дополнительных расходов на лечение ребенка-инвалида, реабилитацию - 1; в защиту жилищных прав - 1, в защиту имущественных прав - 2, взыскание морального вреда - 1, установление факта рождения детей, рожденных за пределами РФ, - 4).


В 2020 году к Уполномоченному обратилось 10 граждан с просьбой принять участие в рассмотрении гражданских дел в судах общей юрисдикции.


В 2020 году с участием Уполномоченного были проведены следующие мероприятия:


14 февраля Уполномоченный принял участие в заседании общественного совета проекта партии "Единая Россия" "Новая школа", в ходе заседания рассматривались вопросы, касающиеся развития дошкольного образования и строительства новых детских садов;


18 февраля Уполномоченный принял участие в открытии учебно-тренировочного центра для детей с ментальными нарушениями;


в феврале Уполномоченный активно принимал участие в переговорах и лично неоднократно посещал квартиру, в которой объявили голодовку инвалиды и многодетные родители, с целью недопущения нарушения прав несовершеннолетних и вовлечения их в данное мероприятие;


13 ноября Уполномоченный принял участие в гражданской акции "Стояние со свечами" в память о людях, погибших в дорожных авариях. Мероприятие проходило в рамках Всемирного дня памяти жертв дорожно-транспортных происшествий.


В 2020 году мероприятия, проводимые в рамках проекта правового просвещения несовершеннолетних, проводились в онлайн-режиме; 20 ноября, во Всемирный день правовой помощи несовершеннолетним, проведена видеоконференция с воспитанниками ФКУ Тюменская воспитательная колония с участием Уполномоченного по правам человека в Тюменской области С.В. Миневцева;


24 декабря в режиме видео-конференц-связи проведен совместный личный прием граждан Уполномоченным и заместителем прокурора Тюменской области А.Ю. Чернышевым.


Уполномоченный является членом попечительского совета ФКУ Тюменская воспитательная колония УФСИН России по Тюменской области. В сентябре Уполномоченный совместно с первым заместителем прокурора Тюменской области посетил воспитательную колонию. В ходе визита были посещены филиал медико-санитарной части, помещения жилых отрядов, учебные классы школы и профессионального училища, производственный участок и столовая учреждения. Во время обхода воспитательной колонии состоялись беседы с воспитанниками. Жалоб и заявлений от них не поступило.


20 ноября в рамках проведения Всероссийского дня помощи детям прошла встреча в режиме видео-конференц-связи несовершеннолетних осужденных Тюменской воспитательной колонии с участием Уполномоченного. Ежегодно Уполномоченный совместно с коллегами - уполномоченными по правам ребенка в УРФО принимает участие в поздравлении несовершеннолетних осужденных с Новым годом.


Уполномоченный является председателем оргкомитета ежегодного регионального детского литературно-художественного конкурса "Азбука Тюмени". Совместно с Тюменской областной Думой и Тюменским домом печати проведены конкурсы детских рисунков и выпущены сборники детских работ.


При Уполномоченном создан и успешно осуществляет свою деятельность Совет отцов Тюменской области.


В 2020 году с участием Уполномоченного проведены профилактические рейды по местам неорганизованного купания населения, продолжена акция #ДОМАЖДУТ, акция входит в федеральный проект "Отцовский патруль", в рамках инициативы Президента РФ "Безопасность детства", конференция-игротека проекта "Отцовский meet-up: Земля Отцов_72", в октябре проведен круглый стол с участием руководителя федерального Совета отцов при Уполномоченном при Президенте России по правам ребенка Андрея Коченова, он отметил, что Тюменская область является одним из лидеров в отцовском движении страны и пилотной площадкой в реализации проектов по предупреждению бытового травматизма детей, несчастных случаев, связанных с выпадением детей из окон по недосмотру взрослых.


На постоянной основе осуществляется сотрудничество и участие Уполномоченного в мероприятиях, проводимых региональным отделением Российского движения школьников. 27 ноября в АНО "АДООЛ "Остров детства" состоялась "классная встреча" с детьми в неформальной обстановке. Ребята задавали Уполномоченному волнующие их вопросы.


На особом контроле Уполномоченного остается вопрос возвращения детей из зон вооруженных конфликтов. Всего в Тюменскую область возвращены 5 детей, из них 3 ребенка из Республики Ирак, 2 - из Республики Сирия. В 2020 году оказано содействие родственникам в установлении в судебном порядке 4 фактов рождения детей, оказано содействие в их правовом сопровождении и консультировании, а также в оформлении гражданства Российской Федерации детям, рожденным за пределами Российской Федерации. Бабушке 2 детей, рожденных на территории Тюменской области (дети на момент выезда из РФ являлись гражданами РФ), было оказано содействие в получении дубликатов свидетельств о рождении и проставлении в них штампов о гражданстве детей. Планируется организация выезда 4 детей из Сирийской Арабской Республики (из лагерей Аль-Хол, Родж), документы детей готовы и направлены Уполномоченному при Президенте РФ по правам ребенка А.Ю. Кузнецовой.


В целях обеспечения максимальной гарантии государственной защиты, соблюдения и уважения прав и законных интересов несовершеннолетних в Тюменской области Уполномоченный в течение всего года на постоянной основе принимал участие в работе следующих коллегиальных совещательных органов региона:


- комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Губернаторе Тюменской области (заместитель председателя);


- межведомственной комиссии по организации отдыха, оздоровления населения и занятости несовершеннолетних в Тюменской области;


- координационного совета по патриотическому воспитанию граждан Тюменской области;


- Совете при Губернаторе Тюменской области по делам инвалидов;


- Совете при Тюменской областной Думе по повышению правовой грамотности населения Тюменской области;


- межведомственном совете по дополнительному образованию в Тюменской области;


- Совете по вопросам добровольчества (волонтерства) Тюменской области.


Мероприятия, проводимые с участием Уполномоченного, регулярно освещались в СМИ. На федеральном сайте Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка в 2020 году было размещено 18 новостей. Уполномоченный неоднократно принимал участие в телепередачах в региональных СМИ, обсуждались вопросы детской безопасности, разбирались резонансные случаи, профилактика гибели детей при пожарах.


В течение 2020 года жалоб на действия Уполномоченного, специалистов службы не поступали, нарушения действующего законодательства отсутствуют.



Взаимодействие Уполномоченного с Тюменской областной Думой


В 2020 году расширилась практика взаимодействия Уполномоченного с Тюменской областной Думой. Совместная работа с депутатами Тюменской областной Думы по обращениям граждан региона сочеталась с участием Уполномоченного в работе комитетов, круглых столов, комиссий и советов при Тюменской областной Думе. Сразу несколько вопросов, которые обсуждались на комитетах по социальной политике Тюменской областной Думы, касались важнейшей темы - воспитания и сохранения жизни и здоровья детей. В 2020 году был принят законопроект, увеличивающий денежные выплаты на содержание тюменских детей-сирот. Еще одна инициатива, которая получила одобрение депутатов, - привлечение к административной ответственности взрослых, которые покупают алкоголь по просьбе несовершеннолетних ребят.


Кроме того, депутаты комитета по социальной политике одобрили внесение в Госдуму поправок в федеральный закон о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Изменения, которые предлагают авторы проекта, в числе которых и председатель комитета по соцполитике, позволят на системной основе обеспечить профилактическую работу с детьми, склонными к суициду.


Уполномоченный является членом Совета по повышению правовой культуры и юридической грамотности населения Тюменской области, регулярно принимает участие в заседаниях Совета. Много планов Совета удалось реализовать благодаря активному участию средств массовой информации региона. К примеру, по предложению Уполномоченного в эфир телеканала "Тюменское время" выходит тематическая программа "Вечерний хэштег", в 2020 году Уполномоченный неоднократно принимал участие в передаче.


В Тюменской областной Думе 14 февраля состоялось заседание общественного совета проекта партии "Единая Россия" "Новая школа", главным направлением которого является развитие инфраструктуры образования и создание качественной образовательной среды.


В ходе заседания рассматривались вопросы, касающиеся развития дошкольного образования и строительства новых детских садов. По результатам встречи принято решение о личном ознакомлении с ходом строительства десяти детских садов депутатами и Уполномоченным.


Считаю целесообразным продолжить:


1) проведение работы по правовому просвещению детей (продолжить практику проведения Единого правового урока);


2) развивать информационную поддержку в СМИ социально значимых проектов, которые реализуются при непосредственном участии Уполномоченного;


3) продолжать совершенствование действующего регионального и федерального законодательства в сфере обеспечения прав детей;


4) совершенствовать обучающие программы, проекты, направленные на обучение специалистов, работающих с детьми в Тюменской области (психологов, специалистов, инспекторов по охране прав детства и т.д.).



Взаимодействие Уполномоченного с органами прокуратуры Тюменской области


Надзор за исполнением законов о несовершеннолетних строится исходя из приоритетности задач по социальной поддержке детей и подростков, охране их прав и законных интересов, профилактике их безнадзорности и преступности.


За многие годы прокуратурой накоплен серьезный опыт защиты прав детей и подростков, и он говорит о том, что успех этой работы зависит именно от скоординированности всех участников процесса.


С 01.06.2012 между прокуратурой области и Уполномоченным заключено Соглашение о взаимодействии в вопросах защиты прав, свобод и охраняемых законом интересов несовершеннолетних.


Предметом Соглашения является взаимодействие сторон по вопросам защиты прав, свобод и охраняемых законом интересов несовершеннолетних, предупреждения, выявления и устранения их нарушений, использования имеющихся правовых, информационных, научных, аналитических, методических и организационных ресурсов при планировании и реализации совместных мероприятий.


В рамках соглашения на системной основе организован оперативный обмен информацией о выявляемых нарушениях прав и законных интересов детей, организованы совместные выезды в регионы, где происходят нарушения прав детей.


Особо проблемные вопросы и темы обсуждаются в рамках межведомственной рабочей группы. Кроме того, проводятся совместные приемы граждан по вопросам защиты прав детей.


Не менее двух раз в год проводятся совместные личные приемы граждан. В 2020 году личные приемы проводились в новом формате в режиме видео-конференц-связи.


Уполномоченный принимает участие в заседаниях расширенных коллегий прокуратуры Тюменской области, а также в иных мероприятиях координационного характера, посвященных вопросам детства.


На системной основе проводятся заседания межведомственной рабочей группы по вопросам профилактики преступлений и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов.


Особое направление в совместном взаимодействии - правовое просвещение несовершеннолетних. В течение всего учебного года проводятся совместные правовые уроки для старшеклассников Тюменской области, во Всероссийский день оказания правовой помощи детям в режиме ВКС проводится Единый урок права со всеми муниципальными образованиями региона.


Представитель прокуратуры Тюменской области входит в состав рабочей группы при Уполномоченном по проведению всестороннего анализа практики изъятия несовершеннолетних из семьи. Таким образом, обеспечивается законность, всестороннее проведение проверки по каждому конкретному случаю.


С целью осуществления контроля за соблюдением прав несовершеннолетних, находящихся в местах лишения свободы, проводятся совместные выезды в Тюменскую воспитательную колонию. По результатам выездов даются рекомендации руководству учреждения по совершенствованию деятельности в сфере соблюдения прав и законных интересов несовершеннолетних осужденных, проводятся личные приемы и беседы с воспитанниками. В 2020 году жалоб и заявлений не поступало.



Взаимодействие Уполномоченного с Управлением Федеральной службы исполнения наказаний в Тюменской области


Уполномоченный и сотрудники Управления Федеральной службы исполнения наказаний Тюменской области (далее - Управление) сотрудничают в области защиты прав несовершеннолетних осужденных, несовершеннолетних, содержащихся под стражей, осужденных беременных женщин и женщин с детьми.


Основными задачами и целями является совместная деятельность по объединению усилий, способствующих внедрению и совершенствованию форм и методов контроля за соблюдением прав детей и подростков, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы на территории Тюменской области.


Проводятся совместные личные приемы Уполномоченного и сотрудников Управления с осужденными по вопросам защиты прав детей, в том числе в режиме видео-конференц-связи, что позволяет в оперативном порядке решать проблемы.


Уполномоченный является членом попечительского совета Тюменской воспитательной колонии, регулярно принимает участие в его заседаниях.


Ежегодно в Тюменской воспитательной колонии проводятся мероприятия, посвященные Дню правовой помощи детям. В рамках мероприятия воспитанникам рассказывают о Конвенции о правах ребенка, которая призывает взрослых и детей строить взаимоотношения на нравственно-правовой и педагогической основе, проводятся встречи с сотрудниками прокуратуры Тюменской области, органов исполнительной власти региона.


Отдельное внимание Уполномоченного уделяется вопросу получения несовершеннолетними осужденными образования.


Уполномоченный совместно с уполномоченными по правам ребенка Уральского федерального округа ежегодно поздравляют с Международным днем защиты детей, привозят подарки и поздравляют воспитанников с новогодними праздниками.



Взаимодействие Уполномоченного с Управлением Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области


Между Уполномоченным и Управлением Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области (далее - Управление) заключено Соглашение о взаимодействии по вопросам защиты прав и интересов ребенка от 05.04.2011 (далее - Соглашение).


Службой по обеспечению деятельности Уполномоченного и Управлением проводятся совместные приемы граждан. Сотрудники Управления являются членами рабочих групп при Уполномоченном, принимают участие в заседаниях и совещаниях.


В адрес Уполномоченного за 2020 год поступило 51 обращение о взыскании алиментных обязательств.


По данным ведомственной статистической отчетности за 2020 год, на исполнении в структурных подразделениях Управления, с учетом остатка, находилось 19 783 исполнительных производства о взыскании алиментных платежей, что на 2 587 меньше, чем в 2019 году.


Остаток неисполненных производств на конец отчетного периода составил 7 317, сумма задолженности по ним составила 479 507 тыс. рублей.


В 2020 году в розыске в соответствии со статьей 65 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" находилось 565 должников, из них 240 должников установлены в результате розыска.


В целях принуждения должников к погашению задолженности по алиментам в 2020 году судебными приставами-исполнителями к должникам применялись меры принудительного исполнения в виде ограничения в выезде за пределы Российской Федерации и ограничения в пользовании специальным правом.


Всего в 2020 году ограничены в выезде за пределы РФ были 8 434 должника, имеющих задолженность по алиментам, и в пользовании специальным правом 462 должника по алиментам.


В результате применения указанных мер взыскано задолженности по алиментам в размере 16 529 тыс. рублей.


Особое внимание уделяется работе по применению к должникам мер административной юрисдикции и мер уголовно-правового характера.


В 2020 году привлечены к административной ответственности по ст. 5.35 КоАП РФ 1 066 должников.


За 12 месяцев 2020 года к уголовной ответственности по ст. 157 УК РФ привлечено 432 должника.


Необходимо отметить, что 1 638 должников по алиментам ведут асоциальный образ жизни, 324 должника по алиментам отбывают наказание в местах лишения свободы. В розыск объявлен 281 должник. В добровольном порядке осуществляет оплату алиментов только 701 человек.



Должники, ведущие асоциальный образ жизни





С должниками, уклоняющимися от уплаты алиментов и ведущими асоциальный образ жизни, проводятся разъяснительные беседы, вручаются направления в центр занятости населения с целью их трудоустройства. В 2020 году было вручено 409 таких направлений.


Также для данной категории должников организовано взаимодействие с главами сельских поселений по вопросу предоставления свободных вакансий должникам.


В 2020 году продолжено сотрудничество Управления с волонтерским движением "Дзержинец". Впервые было организовано онлайн-общение судебных приставов с гражданами на информационной платформе центра "Дзержинец", в мероприятии приняли участие 120 граждан.


Также в 2020 году на исполнении в отделениях судебных приставов Управления находились исполнительные производства, связанные с интересами несовершеннолетних детей (передача ребенка, определение его места жительства, определение порядка общения с отдельно проживающими родственниками).


Исполнение каждого исполнительного документа, связанного с интересами несовершеннолетних детей, требует выработки индивидуального механизма исполнения в целях соблюдения прав несовершеннолетнего ребенка.


В 2020 году судебными приставами-исполнителями Управления исполнено 45 решений судов о передаче ребенка, определении его места жительства и определении порядка общения с отдельно проживающими родственниками.


Управление ежеквартально информирует Уполномоченного об исполнении исполнительных документов о взыскании алиментных платежей.


В 2020 году неоднократно осуществлялись совместные выезды по особо сложным исполнительным производствам по передаче несовершеннолетних детей от одного родителя другому.


Проводятся совместные совещания, в ходе которых обсуждаются результаты работы по исполнению исполнительных производств о взыскании алиментов, проблемы, возникающие при их исполнении, вырабатываются меры, направленные на их решение.



Анализ судебной практики, взаимодействие Уполномоченного с органами судебной власти Тюменской области


В 2020 году подготовлено 12 заключений в судебные органы власти, обеспечено личное участие консультанта службы в 9 судебных заседаниях (взыскание дополнительных расходов на лечение ребенка-инвалида, реабилитацию - 1; в защиту жилищных прав - 1, в защиту имущественных прав - 2, взыскание морального вреда - 1, установление факта рождения детей, рожденных за пределами РФ, - 4 (Р. Сирия), из них - в порядке части 2 статьи 47 ГПК РФ - 1, в порядке статьи 43 ГПК РФ - 8).


По вопросу оказания содействия в защите прав несовершеннолетнего сына, в отношении которого было возбуждено уголовное дело по части 1 статьи 105 Уголовного кодекса РФ, 19.02.2020 с письменным заявлением в адрес Уполномоченного обратился отец ребенка. В ходе рассмотрения обращения было подготовлено заключение Уполномоченного в защиту прав несовершеннолетнего. Прокуратурой Голышмановского района обвинение было переквалифицировано с ч. 1 ст. 105 УК РФ (убийство) на ч. 1 ст. 108 УК РФ (убийство, совершенное при превышении пределов необходимой обороны либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление).


В Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в городе Челябинске 15.12.2020 было подготовлено заключение Уполномоченного, по результатам которого суд отменил апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 14.09.2020 по делу 33-4239/2020 (в кассации дело N 8Г-18118/2020, 88-18437/2020), в начале 2021 года были взысканы алименты на содержание матери, осуществляющей уход за ребенком-инвалидом до достижения 18 лет, увеличен размер алиментов на ребенка.


В 2020 году в адрес граждан направлено более 150 образцов исковых заявлений по результатам рассмотрения письменных обращений граждан, подготовлено 3 апелляционных жалобы, 1 кассационная жалоба.



О развитии отцовского движения в Тюменской области в 2020 году


В 2020 году продолжена совместная работа Уполномоченного и Совета отцов при Уполномоченном по правам ребенка в Тюменской области (далее - Совет), созданного в 2019 году.


В 2020 году в День защиты детей, 1 июня, третий год подряд в Тюмени состоялась акция #ДОМАЖДУТ. Акция входит в федеральный проект "Отцовский патруль" в рамках инициативы президента РФ "Безопасность детства".


При содействии сотрудников Госавтоинспекции Тюменской области представители Совета совместно с Уполномоченным на посту трассы федерального значения поздравили участников дорожного движения с Днем защиты детей, пожелали доброго пути и безопасных дорог, а также поделились уже известными тематическими автонаклейками. С начала реализации активистами Совета было распространено более 1 000 наклеек акции.


Также 1 июня был проведен прямой эфир на тему: "Защита детства. Сущность, механизмы, ресурсы". В нем приняли участие Уполномоченный, председатель Совета и представитель прокуратуры Тюменской области.


В ходе прямого эфира участники рассмотрели вопросы обеспечения бытовой детской безопасности, поделились практикой исполнения требований закона в сфере безопасности в Тюменской области и ответили на вопросы слушателей прямого эфира.


В летний период 2020 года была организована работа по пресечению неорганизованных мест купания. Организованы совместные профилактические рейды с сотрудниками Главного управления МЧС России по Тюменской области, представителями департамента безопасности жизнедеятельности Администрации города Тюмени по диким пляжам города Тюмени и Тюменского района.


Уполномоченный неоднократно обращался к родительской общественности с призывом внимательно следить за детьми, позаботиться об их здоровье, безопасности и благополучии, пока они находятся в воде или около нее.


Сотрудники Главного управления МЧС России по Тюменской области ежедневно объезжали озера и карьеры Тюмени, проверяли на них обстановку, разговаривали с людьми, напоминали правила безопасного поведения на воде и около нее.


Особое внимание в 2020 году в работе Уполномоченного и Совета уделялось вопросам детской безопасности и организации образовательного процесса обучающихся в условиях распространения новой коронавирусной инфекции.


В сентябре по инициативе Уполномоченного состоялся прямой эфир телепередачи "Вечерний Хэштег" по данной тематике.


В телепередаче также приняли участие председатель Совета при Тюменской областной Думе по повышению правовой культуры и юридической грамотности населения Тюменской области В.А. Нефедьев, заместитель руководителя Управления Роспотребнадзора по Тюменской области Ю.И. Распопова, заместитель руководителя - начальник отдела контроля и надзора в сфере массовых коммуникаций Управления Роскомнадзора по Тюменской области, ХМАО - Югре и ЯНАО Р.С. Джумасов, председатель Совета А.Д. Чехонин.


В ходе прямого эфира участники обсудили вопросы детской безопасности дома, на дороге, на воде, особенности организации образовательного процесса детей и подростков в условиях пандемии, вопросы контентных рисков для детей в Интернете, безопасности персональных данных детей, проблемы кибербуллинга.


Отдельное направление совместной деятельности Уполномоченного и Совета направлено на патриотическое воспитание несовершеннолетних.


В 2020 году была проведена презентация проекта Совета - "Земля отцов", направленного на сохранение и актуализацию исторической памяти о достойных и многодетных отцах нашей страны и реализуемого при поддержке Фонда президентских грантов. Разработана настольная игра "Земля отцов_72".


На протяжении всего 2020 года Уполномоченным и Советом проводились обучающие семинары "Земля отцов_72": методология и методика организации и проведения конференций-игротек для детей и семей с детьми".


Проект "Земля отцов" - уникальная по своей значимости серия проектных инициатив, которая по факту развивается стремительными темпами и находит признание в разных регионах нашей страны, постепенно становится не просто проектом, но целой серией проектных инициатив, концептуально направленных на актуализацию ответственного отцовства в нашей стране и сохранение российской истории и культуры посредством предметного изучения биографии достойных отцов России на основе игровой дидактической технологии.


Проект "Исторический игромарафон "Земля отцов_72: Герои земли Тюменской" признан победителем конкурса социальных и культурных проектов ПАО "ЛУКОЙЛ" на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа и юга Тюменской области в номинации "Великий подвиг".


При поддержке Департамента образования и науки Тюменской области 23 сентября в физико-математической школе состоялась диалоговая площадка "Земля отцов. О сопровождении формирования гражданской идентичности современного ребенка в пространстве семьи и школы".


В ходе двухчасового мероприятия участники обсудили практические подходы к формированию гражданской идентичности современной молодежи.


8 октября состоялся круглый стол на тему "Отцовское движение как эффективный инструмент укрепления семьи и общества" с участием руководителя Совета отцов при Уполномоченном при Президенте РФ Андрея Коченова.


Отцы обсудили перспективы развития Всероссийской акции "Безопасность детства" и проекта "Отцовский патруль" в регионах, актуальные механизмы сотрудничества региональных советов отцов с государственными и общественными структурами, значимость и необходимость фиксации национального Дня отца.


Деятельность Совета в очередной раз была высоко оценена руководителем Совета отцов при Уполномоченном при Президенте РФ по правам ребенка.



2. Основные показатели соблюдения прав детей в Тюменской области в 2020 году


Демография


Демографическая ситуация в Тюменской области, как и в целом в России, в 2020 году была непростой. Основной фактор, который повлиял на снижение рождаемости - это, безусловно, демографический кризис, связанный со спадом рождаемости в конце 1980-х - 1990-х годах.


По состоянию на 1 января 2021 года численность населения Тюменской области (без автономных округов) составила 1 542 535 человек, из них детей в возрасте от 0 до 18 лет - 366 970 (23,7%).


За период с 2018 по 2020 год численность населения региона увеличилась на 43,8 тыс. человек. Рост численности населения обусловлен как миграционным, так и естественным приростом. Положительный естественный прирост в области регистрируется с 2007 - 2019 годов. Также наблюдается рост численности детского населения Тюменской области в категориях от 7 до 13 лет и от 14 до 17 лет.



Численность детского населения в Тюменской области




Рождаемость на 1000 населения





Здравоохранение


Количество случаев заболеваний детей в Тюменской области снижается в течение последних трех лет практически по всем позициям. При этом стоит отметить увеличение количества детей, имеющих диагноз СПИД, по сравнению с 2019 годом на 3,8% и детей, имеющих онкологические заболевания, по сравнению с 2019 годом на 5,8%.


С 2018 года отмечается ежегодный рост количества детей, нуждающихся в психологической помощи, по сравнению с 2019 годом - на 2,3%, с 42 275 до 43 307.


В Тюменской области созданы условия для получения доступной и оперативной психологической помощи несовершеннолетними и их семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.


В ГБУЗ ТО "Областная клиническая психиатрическая больница" осуществляется комплекс мероприятий, направленных на оказание медицинской реабилитационной помощи детям с нарушениями высших психических функций, расстройствами аутистического спектра. За 2020 год реабилитационную помощь в дневном стационаре получили 493 ребенка, консультативно-диагностический прием посетили 4 989 детей.


На базе автономного учреждения социального обслуживания населения Тюменской области и дополнительного профессионального образования "Региональный социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Семья" функционирует единый общероссийский детский телефон "Доверие" с единым общероссийским номером (8-800-2000-122), работа которого организована в рамках Соглашения с Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Граждане, имеющие сведения о фактах насилия в отношении несовершеннолетних, а также дети, пострадавшие от преступных посягательств, могут анонимно и бесплатно обратиться по телефону "Доверие", который осуществляет свою работу в круглосуточном режиме. За 2020 год на телефон "Доверие" обратилось более 2,6 тыс. человек, из них около 1 тыс. несовершеннолетних.


В 2020 году значительно снизилось число детей, нуждающихся в наркологической помощи, на 26% по сравнению с 2019 годом.


С 2018 года количество попыток самоубийств несовершеннолетних снижается и в 2020 году уменьшилось на 31%, в 2018 г. - 64, в 2019 г. - 57, в 2020 г. - 44.


Охрана материнства и детства является одной из приоритетных задач здравоохранения Тюменской области.


Удельный вес нормальных родов в 2020 году в регионе составил 56,4% (доля нормальных родов в Российской Федерации, 2020 г. - 36,0%).


Младенческая смертность по Тюменской области в 2020 году составила 3,8 на 1 000 родившихся живыми, что ниже уровня смертности в 2019 году на 9,5%. Это обусловлено внедрением эффективных технологий реанимации новорожденных и четкой регионализацией медицинской помощи беременным женщинам и детям первого года жизни.


Показатель заболеваемости новорожденных за три года снизился на 17,5%.


Медицинскую помощь детскому населению региона оказывает 41 государственное учреждение здравоохранения.


В Тюменской области реализуется проект "Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям".


Мероприятия регионального проекта рассчитаны до 2024 года:


- обучение специалистов в области перинатологии, неонатологии и педиатрии в симуляционных центрах;


- дооснащение детских поликлиник/детских поликлинических отделений медицинских организаций медицинскими изделиями;


- создание новых организационно-планировочных решений внутренних пространств детских поликлиник/поликлинических отделений;


- увеличение охвата профилактическими медицинскими осмотрами детей в возрасте от 15 до 17 лет, а также от 0 до 17 лет;


- оказание медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде за счет средств родовых сертификатов.


Все детские отделения/подразделения Тюменской области (23 учреждения) в 2020 году достигли 8 базовых критериев новой модели медицинской организации, созданы комфортные условия ожидания в поликлиниках, организованы детские игровые зоны и зоны кормления детей, размещены кафетерии и буфеты.


В 2020 году в адрес Уполномоченного поступило 61 обращение граждан по вопросам оказания медицинской помощи, обеспечения индивидуальными средствами реабилитации, правильности постановки диагноза ребенку, прохождения медико-социальной экспертизы, установления инвалидности. По сравнению с 2019 годом количество обращений почти не изменилось.


В адрес Уполномоченного за 2020 год поступило 4 письменных обращения по вопросу неправильной постановки диагноза ребенку. У одного ребенка диагноз был уточнен, на фоне терапии отмечалась положительная динамика, в трех других случаях информация не подтвердилась.


В мае 2020 года в адрес Уполномоченного обратилась мать ребенка-инвалида по вопросу обеспечения ее ребенка аппаратом искусственной вентиляции легких (далее - ИВЛ). В ходе рассмотрения обращения Департаментом здравоохранения Тюменской области был проведен консилиум с участием заявителя, обсуждены вопросы постановки трахеостомы и гастростомы, была согласована выписка ребенка при наличии аппарата ИВЛ и обучении мамы навыкам ухода за ребенком вне медицинской организации. После обращения в благотворительный проект социального партнерства "Ключ к жизни" было принято решение об обеспечении ребенка необходимым медицинским оборудованием и расходными материалами к нему за счет благотворительных средств в возможно короткие сроки.


В июле 2020 года обратилась мать ребенка-подростка с просьбой оказать ей содействие в лечении сына от алкогольной зависимости. При совместном рассмотрении обращения с ведомствами системы профилактики было установлено, что причиной употребления психоактивных веществ является нарушение детско-родительских взаимоотношений. Были установлены причины конфликта, определен план работы, предоставлена индивидуальная психологическая помощь, ребенок взят на динамическое сопровождение врача психиатра-нарколога, прошел курс лечения в детском отделении ГБУЗ ТО "Областной наркологический диспансер".



Образование


В системе образования в 2020 году было обеспечено продолжение образовательного процесса в условиях перехода на дистанционное обучение (включая проведение итоговой аттестации, а также подготовку и проведение ЕГЭ.) Обеспечена профилактика заболеваемости новой коронавирусной инфекцией, ОРВИ и гриппом в образовательных организациях, их масштабное оснащение профилактическим оборудованием и средствами индивидуальной защиты, благодаря чему удалось не допустить массовой заболеваемости в школьных и студенческих контингентах, среди педагогов, что, в частности, позволило в осенне-зимний период 2020 года минимизировать сроки и масштабы перехода на дистанционное обучение.


В 2020 году введены:


- 7 школ - две в г. Тюмени, по одной в г. Тобольске, Вагайском, Тобольском, Тюменском и Уватском районах, создано более 2,1 тыс. новых мест;


- 7 детских садов - 6 в г. Тюмени, один - в г. Ишиме, создано более 2 тыс. новых мест, из них 885 мест для детей в возрасте до 3 лет.


Доступность дошкольного образования для детей в возрасте до 3 лет выросла с 91 до 95% при сохранении 100-% доступности дошкольного образования для детей 3 - 7 лет.


В связи с активным жилищным строительством, появлением новых и расширением существующих микрорайонов на территории города Тюмени сохраняется потребность в создании дополнительных мест в школах и детских садах.


В регионе ведется системная работа по обеспечению доступности объектов образования, принимаются меры по строительству новых и замене существующих объектов, в том числе с привлечением средств федерального бюджета. В 2021 - 2022 годах планируется ввести 8 детских садов и 8 школ, из них 7 детских садов и 3 школы в городе Тюмени. Кроме того, приняты решения о строительстве в ближайшей перспективе еще 3 школ и 3 детских садов на вновь застраиваемых территориях города Тюмени с наибольшей потребностью в дополнительных местах.


В 2020 году в адрес Уполномоченного поступило 42 обращения от граждан по вопросам доступности дошкольного образования, содействия в устройстве в общеобразовательную организацию, возникающих конфликтов в школах и детских садах между участниками образовательных отношений, транспортной доступности образовательных учреждений.


Жалобы, обращения, связанные с реализацией права детей на образование в 2020 году, чаще были связаны с применением дистанционной формы обучения.


По всем обращениям Уполномоченным были даны разъяснения о том, что Федеральным законом от 29.12.2012 N 273 "Об образовании в Российской Федерации" предусмотрена возможность применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ. Переход общеобразовательных учреждений на обучение детей с использованием дистанционных образовательных технологий в 2020 году являлся вынужденной мерой с целью сохранения здоровья обучающихся и педагогов при реализации права на образование. Переход на обучение в дистанционном формате на постоянной основе не планировался.


Конечно, формат удаленного обучения создал определенный дискомфорт и для самих учащихся, и для родителей, и для учителей, нарушил привычный режим жизни. Тем не менее вынужденное дистанционное обучение при условии серьезного и ответственного отношения к учебе со стороны самих школьников не привело к формированию у них каких-либо необратимых пробелов в знаниях, образовательных дефицитов, вся школьная программа освоена в должном объеме.


С целью создания комфортного социально-психологического климата среди обучающихся, родителей и педагогического сообщества на систематической основе проводятся консультации, организована "горячая линия".


Для всех детей, которые получали в школе питание бесплатно или на льготных условиях, на время дистанционного обучения регулярно бесплатно выдавались соответствующие продуктовые наборы.


Актуальным среди обращений граждан остается вопрос о получении направления в дошкольное образовательное учреждение. Все обращения рассмотрены в рамках компетенции Уполномоченного, даны разъяснения о том, что Конституцией Российской Федерации предусмотрено право каждого на образование, гарантируется общедоступность и бесплатность, в том числе дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. В соответствии со ст. 55 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" прием на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, проводится на принципах равных условий приема для всех поступающих, за исключением лиц, которым в соответствии с данным законом предоставлены особые права (преимущества) при приеме на обучение. В большинстве случаев уполномоченным органом - департаментом образования Администрации города Тюмени предлагались заявителям варианты устройства детей в детские сады, не указанные в электронных заявках "Электронный детский сад", но находящиеся в непосредственной близости к месту проживания ребенка.


В ноябре 2020 года поступило коллективное обращение от родителей учеников школы в п. Винзили Тюменского района с просьбой оказать содействие в подвозе детей до образовательного учреждения и обратно. Была проведена рабочая встреча в прокуратуре Тюменской области, по итогам которой принято положительное решение.


По вопросу приема детей в общеобразовательные учреждения города Тюмени были решены положительно 4 обращения в сотрудничестве с руководителями школ.



Социальная политика


Право на социальную помощь касается финансовой помощи детям, предоставляемой государством. Как правило, в любой экономической ситуации дети зависят от взрослых. Однако если взрослые, отвечающие за детей, не в состоянии обеспечить их в силу того, что не могут найти хорошо оплачиваемую работу, либо если жизненные обстоятельства (болезнь, инвалидность, беременность, преклонный возраст и др. причины) мешают им работать, то государство обязано обеспечить возможности, при которых ребенок получал тот или иной вид финансовой помощи, выплачиваемый непосредственно ребенку или ему, но через его законного представителя.


В Российской Федерации на протяжении нескольких лет подряд государство последовательно решает стоящие перед ним задачи в сфере социальной защиты и поддержки детей и семей с детьми. В частности, постоянно наращиваются усилия по материальной поддержке семей, находящихся в затруднительном экономическом положении.


2020 год отмечен беспрецедентным количеством принятых мер социальной поддержки детей и семей с детьми.


В Тюменской области в 2020 году доработаны и введены дополнительные меры социальной поддержки семей с детьми.


Так, с 01.01.2020:


- для предоставления пособия повышена величина среднедушевого дохода семьи с 5 000 рублей до величины прожиточного минимума трудоспособного населения (12 069 рублей);


- введен региональный материнский (семейный) капитал при рождении (усыновлении) первого ребенка в размере 150 000 рублей;


- размер регионального материнского (семейного) капитала на третьего ребенка и последующих детей увеличен с 40 до 100 тыс. рублей;


- введена ежемесячная денежная выплата на третьего ребенка и последующих детей, рожденных с 01.01.2020, предоставляется с софинансированием из средств федерального бюджета;


- введена ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, предоставляется с софинансированием из средств федерального бюджета;


- во всех муниципальных районах (городских округах) были введены дополнительные выплаты на основании социального контракта: единовременная выплата на оплату профессионального обучения с целью дальнейшего трудоустройства; ежемесячная выплата - на первоочередные нужды гражданина и его семьи в период его профессионального обучения;


- реализовано ведение личных дел получателей меры социальной поддержки в электронной форме;


- 06.05.2020 в Закон Тюменской области от 05.10.2011 N 64 "О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей" были внесены изменения, у многодетных семей появилась возможность получения денежной выплаты взамен предоставления земельного участка. Размер минимальной социальной выплаты на семью с тремя детьми составляет 323 250 рублей. На четвертого и каждого последующего ребенка будет осуществляться доплата в размере 64 650 рублей.


В рамках регионального проекта "Финансовая поддержка семей при рождении детей" регионального проекта "Демография" в 2020 году с целью стимулирования рождаемости Правительством Тюменской области к действующим мерам социальной поддержки введена дополнительная мера поддержки семей при рождении детей - это региональный материнский (семейный) капитал на первого ребенка в размере 150 тыс. рублей, увеличен размер регионального материнского (семейного) капитала при рождении (усыновлении) третьего и последующих детей с 40 тыс. рублей до 100 тыс. рублей. Также с 2020 года введена выплата на третьего ребенка и последующих детей, рожденных с 01.01.2020 (с софинансированием из федерального бюджета).



Сведения о детях-сиротах, оставшихся без попечения родителей, возвращенных в семью





За последние три года в Тюменской области общая численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сохраняется в примерно одинаковых показателях. Так, в 2018 году количество таких детей составило 6 279 человек, в 2019 г. - 6 256, а в 2020 г. - 6 249.


Следует отметить значительное снижение количества детей, находящихся в социально-реабилитационных центрах (далее - СРЦ) по сравнению с 2019 годом на 48%, в 2019 году - 875, в 2020 году - 422, из них повторно помещенных нет.



Основания помещения несовершеннолетних в СРЦ





В целях профилактики случаев семейного неблагополучия используются алгоритмы работы органа опеки и попечительства, прокуратуры, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по выработке единого подхода к вопросу лишения родителей родительских прав; действий сотрудников службы экстренного реагирования и органа опеки и попечительства при посещении семьи с ребенком, регламентирующей взаимодействие органов и учреждений системы профилактики по фактам выявления несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, в социально опасном положении.


Лишение родительских прав рассматривается в качестве крайней меры воздействия на "недобросовестных" родителей. В 2020 году 156 родителей лишены родительских прав в отношении 204 детей, 54 родителя ограничены в родительских правах в отношении 82 детей. В родительских правах восстановлен один родитель в отношении одного ребенка. Основными причинами лишения родителей родительских прав является алкоголизм родителей, уклонение от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов.


В 2020 году случаи отобрания у родителей детей при непосредственной угрозе их жизни и здоровью в соответствии со статьей 77 Семейного кодекса Российской Федерации отсутствовали.


Вызывает беспокойство тот факт, что в 2020 году значительно выросло количество семей с несовершеннолетними, признанных малоимущими, на 25% по сравнению с 2019 годом, 2019 год - 32 253, 2020 год - 43 020. Увеличение показателя связано с ухудшением положения семей в период пандемии, нахождения на карантине дома, многие лишились работы. Количество семей, снятых с учета в связи с преодолением трудной жизненной ситуации в 2019 году, - 331, в 2020 году - 298.


Ежегодно в Тюменской области снижается количество семей, находящихся в социально опасном положении, состоящих на разных видах профилактического учета, и увеличивается количество семей, с которыми прекращена работа в связи с преодолением кризисной ситуации, что говорит об эффективной работе органов системы профилактики региона.


Таким образом, ситуация с обеспечением прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на территории Тюменской области сохраняет положительный вектор.


В целом Уполномоченный отмечает, что в настоящее время в системе защиты детства в Тюменской области имеющиеся проблемы не носят неразрешимый характер и руководством региона предпринимаются для этого все необходимые меры, которые способствуют улучшению положения не только социально уязвимых категорий семей с детьми, но и семей, не относящихся к этой категории


В 2020 году в адрес Уполномоченного по вопросам защиты права на социальное обеспечение и поддержку поступило 98 обращений граждан, что на 45% больше, чем в 2019 году. Рост обращений во многом связан с тем, что люди в условиях пандемии, вызванной распространением коронавирусной инфекции (COVID-19), оказались в тяжелом материальном положении и искали помощи от государства.


Все обращения рассматривались во взаимодействии с Департаментом социального развития Тюменской области, районными управлениями социальной защиты населения.


В 2020 году, учитывая беспрецедентное количество вновь принятых мер социальной поддержки детей и семей, воспитывающих детей, наиболее частыми обращениями граждан к Уполномоченному стали просьбы о разъяснении порядка выплаты мер поддержки и порядка их назначения, исполнения Указа Президента Российской Федерации от 07.04.2020 N 249 "О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей".


В адрес Уполномоченного поступило 32 обращения граждан по вопросу отказа, неправильного, по мнению заявителя, начисления различных видов пособий на детей. В ходе рассмотрения этих обращений было установлено, что в большинстве случаев отказ в выплате пособия на ребенка обусловлен ошибками родителей при заполнении и представлении документов в уполномоченный орган, все обращения рассмотрены, ошибки устранены, положенные на детей пособия выплачены гражданам.


Поступали просьбы неравнодушных граждан проверить исполнение родителями своих обязанностей в отношении детей, помочь в разрешении конфликтов, в ходе которых в отношении несовершеннолетних осуществлялось физическое и/или психологическое насилие и др.


В 2020 году 2 обращения в адрес Уполномоченного были направлены по вопросу списания денежных средств (социального пособия в одном случае и пенсии по потере кормильца - в другом) судебными приставами-исполнителями в счет уплаты долгов по кредитным обязательствам. В обоих случаях было установлено, что судебные приставы-исполнители не владели информацией о принадлежности счета к социальному, ошибки устранены, информация внесена в базу исполнительных производств, списанные денежные средства возвращены детям.



Профилактика правонарушений и преступлений


Режим повышенной готовности, введенный в регионе в марте 2020 года, наложил отпечаток на всю деятельность региональной системы профилактики, переведя ее преимущественно в онлайн-формат - от информационно-методических и обучающих мероприятий до повседневного контроля за ситуацией в неблагополучных семьях.


Несмотря на это, можно констатировать, что эта система в течение года продемонстрировала необходимый уровень стабильности, ухудшения ситуации с подростковой преступностью допущено не было.


Статистика 2020 года показывает, что количество преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних, незначительно снизилось, на 2% по сравнению с показателем 2019 года, с 1 057 до 1 040, из них больше половины совершаются членом семьи несовершеннолетнего - 560 в 2020 году. По-прежнему значительную долю преступлений против несовершеннолетних (более 40%) составляет неисполнение родителями алиментных обязательств.


Из общего числа преступлений в отношении несовершеннолетних в 2020 году 38% (402 случая) сопряжены с насильственными действиями, а 17% (179 случаев) - это преступления против половой неприкосновенности, совершенные в отношении детей.


Количество несовершеннолетних, совершивших преступления, в Тюменской области в 2020 году значительно меньше, чем показатели 2019 года, на 22,7%. Если в 2019 году их число составило 533 человека, то в 2020-м - 412.


Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних носит системный характер, осуществляется в рамках комплексов мер и мероприятий, объединенных в программы, планы профилактической работы.


В целях защиты прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних, выявления, устранения причин преступлений, совершенных несовершеннолетними или в отношении несовершеннолетних, реализуется Соглашение о взаимодействии между Департаментом социального развития Тюменской области, следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по Тюменской области и Управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тюменской области (далее - Соглашение).


В рамках Соглашения информация о преступлениях, совершенных в отношении несовершеннолетних и совершенных несовершеннолетними, а также зарегистрированных сообщениях по фактам попыток суицидов, самовольных уходов несовершеннолетних из семей, организаций социального обслуживания и организаций для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в социальные службы поступает из территориальных отделов следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Тюменской области и УМВД России по Тюменской области.


Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при Губернаторе Тюменской области совместно со специалистами областных органов и учреждений в течение 2011 - 2020 годов разработаны, в постоянном режиме актуализируются алгоритмы, порядки межведомственного взаимодействия, методические рекомендации по работе с семьей и детьми:


1. Алгоритм организации взаимодействия правоохранительных органов, органов исполнительной власти, ведомств системы профилактики по предупреждению и розыску детей, безвестно исчезнувших, самовольно ушедших детей из семей и учреждений системы профилактики.


2. Алгоритм действий ведомств системы профилактики по фактам суицидов (попыток суицидов) и профилактике суицидального поведения несовершеннолетних.


3. Алгоритм работы органов опеки и попечительства, прокуратуры, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по выработке единого подхода к вопросу лишения родительских прав.


4. Алгоритм межведомственного взаимодействия в сфере соблюдения прав несовершеннолетних на получение алиментов.


5. Алгоритм взаимодействия по проведению анализа причин и условий совершения преступлений несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних;


6. Алгоритм межведомственного взаимодействия в сфере соблюдения имущественных прав и интересов несовершеннолетних.


7. Алгоритм взаимодействия по проведению анализа причин и условий совершения преступлений несовершеннолетними в сфере незаконного оборота наркотиков.


8. Алгоритм действий сотрудников Службы экстренного реагирования и органа опеки и попечительства при посещении семьи с ребенком.


9. Алгоритм взаимодействия государственных органов, волонтерских организаций и добровольцев при организации и осуществлении розыска без вести пропавших несовершеннолетних.


10. Порядок межведомственного взаимодействия в рамках комплексного психолого-педагогического сопровождения несовершеннолетних и членов их семей в связи с совершением преступлений против половой неприкосновенности.


11. Порядок взаимодействия органов и учреждений системы профилактики по сопровождению несовершеннолетних, освобождающихся из мест лишения свободы, а также осужденных к наказаниям и иным мерам уголовно-правового характера, в том числе не связанным с изоляцией от общества, и их семьями.


12. Порядок межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики в отношении несовершеннолетних, с которыми проводится индивидуальная профилактическая работа в связи с употреблением лицами, совместно проживающими с ними психоактивных веществ и (или) страдающих тяжелыми психическими расстройствами.


13. Порядок межведомственного взаимодействия по обмену информацией об организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, склонными к потреблению психоактивных веществ.


14. Порядок межведомственного взаимодействия по обмену информацией и организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, состоящими на учете у врача-психиатра и имеющими склонность к девиантному поведению, и их родителями (законными представителями), в целях оказания им своевременной медицинской, реабилитационной помощи, предупреждения совершения такими несовершеннолетними девиантного поведения.


Данные алгоритмы, порядки используются специалистами органов и учреждений для оперативного принятия решений и действий в части защиты прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних, оказания им и их родителям своевременной помощи.


Профилактика жестокого обращения и насилия в отношении детей является одной из основных задач и решается всеми органами и учреждениями.


Вопросы предупреждения жестокого обращения и насилия в отношении детей находятся на постоянном контроле Уполномоченного и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Губернаторе Тюменской области.


В каждом муниципалитете фактически действует многопрофильная межведомственная сеть специалистов, готовых оказывать всю необходимую помощь и услуги семьям и детям, оказавшимся в сложной ситуации. На базе регионального центра "Семья" развернут широкий спектр методических, обучающих программ для специалистов, а также система служб экстренной помощи.


Прямая задача этих специалистов - в каждом случае появления в семье признаков социального неблагополучия, независимо от того, какой структурой были установлены эти признаки, грамотно оценивать характер и масштаб семейной проблемы и максимально подключать все ресурсы сопровождения и поддержки семьи.



Об итогах первого этапа реализации мероприятий Десятилетия детства в Тюменской области


В 2017 году Указом Президента РФ от 29.05.2017 N 240 в Российской Федерации 2018 - 2027 годы объявлены Десятилетием детства. Был утвержден план основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства.


В Тюменской области в 2020 году реализованы все основные направления плана основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства.


По итогам 2020 года все результаты регионального проекта достигнуты.



Таблица

Результат

2020 год

(план)

2020 год

(факт)

Количество семей, получивших ежемесячную выплату в связи с рождением (усыновлением):

- первого ребенка

2 526

11 426

- третьего ребенка и последующих детей, рожденных с 01.01.2020 (с софинансированием из федерального бюджета)

1 409

2 605

- третьего ребенка и последующих детей, рожденных по 31.12.2019

5 000

5 826

Региональный материнский (семейный) капитал на первого ребенка

3 300

3 781

Региональный материнский (семейный) капитал при рождении третьего ребенка или последующих детей

3 700

4 541

Количество выполненных процедур ЭКО

1 540

1 540

Обучение представителями СО НКО по предабортному консультированию психологов, медицинских работников, специалистов организаций отрасли "Здравоохранение" и "Социальная политика"

100

399

Социологическое исследование "Факторы, влияющие на мотивацию иметь или не иметь детей у женщин репродуктивного возраста" с привлечением СО НКО

1

1

Консультации с женщинами, находящимися в ситуации кризисной беременности

4 000

4 000



3. Предложения Уполномоченного, направленные на улучшение положения детей, обеспечение защиты их прав


Установление оснований для возврата средств материнского капитала


Актуальным с практической точки зрения и не имеющим законодательного решения является вопрос о наличии (отсутствии) оснований для возврата средств материнского капитала, направленных на погашение основного долга и уплату процентов по кредитному договору (договору займа) на приобретение жилого помещения, в случае удовлетворения судом требований кредитора о досрочном возврате всей суммы долга и обращения взыскания на жилое помещение, считающееся обремененным ипотекой в силу закона.


Уполномоченный считает, что при реализации квартиры с публичных торгов нарушаются права несовершеннолетних детей, так как начальная продажная стоимость квартиры значительно меньше ее рыночной стоимости, семье также требуются дополнительно денежные средства для проведения судебной экспертизы - проведения оценки квартиры.


Суды не обязывают банк возвратить средства материнского капитала в Пенсионный фонд России. Судебная практика Тюменской области подтверждает, что судебные органы поддерживают взыскателя, а не семью должника с несовершеннолетними детьми. Правовые нормы, регулирующие порядок реализации заложенного имущества, на которое по решению суда обращено взыскание, основаны в том числе на том, что установленная решением суда начальная продажная цена заложенного имущества существенно отличается от его рыночной стоимости на момент реализации, впоследствии это приводит к нарушению прав должника (семьи с несовершеннолетними детьми) в ходе осуществления исполнительного производства. Поэтому должен соблюдаться баланс интересов всех сторон исполнительного производства, а не только взыскателя.


В рамках действующего законодательства родители детей могут реализовать свое право только один раз, при этом обращая взыскание на единственное жилое помещение должника, судебными органами власти не учитывается то, что семья утрачивает единственное жилое помещение, пригодное для проживания, и возможность воспользоваться социальной помощью государства. В этом случае должник и банк находятся в неравных условиях, вынесенные судебные решения в этой части нельзя признать справедливыми и законными.


В адрес Уполномоченного за период с 2019 по 2020 год обратились 20 семей, которые утратили единственное жилье и средства материнского капитала, при этом суды располагали информацией о том, что семья использовала средства материнского капитала с целью улучшения жилищных условий, направив эти средства на погашение основного долга. Несмотря на то что родители оформляют нотариальное обязательство по оформлению долей на несовершеннолетних детей, никаких обременений, кроме "ипотеки в силу закона", не установлено.


Считаю, что данная ситуация связана с несовершенством действующего законодательства РФ.


Уполномоченный предлагает дополнить пункт 19 постановления Правительства РФ от 12.12.2007 N 862 "О Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий" (далее - Правила) основаниями, по которым средства М(С)К подлежат возврату в Пенсионный фонд Российской Федерации кредитными организациями. В случае, если на квартиру по кредитному договору (займу) было обращено взыскание в судебном порядке и решение суда вступило в законную силу, а денежные средства были направлены согласно подпунктам "а", "б", "в" пункта 3 данных Правил, обязать кредитные организации возвратить средства материнского (семейного) капитала в Пенсионный фонд Российской Федерации (территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации) на счет, с которого осуществлялось перечисление средств, в течение 5 банковских дней. Рассмотреть вопрос внесения изменений в Федеральный закон "Об ипотеке (залоге недвижимости)" с учетом действующих положений Конституции РФ.


Ранее ст. 292 ГК РФ (ред. от 30.11.1994) отчуждение жилого помещения, в котором проживают несовершеннолетние члены семьи собственника, допускалось только с согласия органа опеки и попечительства. В настоящее время в новой редакции ст. 292 ГК РФ переход права собственности на жилой дом или квартиру к другому лицу является основанием для прекращения права пользования жилым помещением членами семьи прежнего собственника. Отчуждение допускается без согласия органов опеки (см. ч. 4 ст. 292 ГК РФ - исключение, когда в нем проживают находящиеся под опекой или попечительством члены семьи собственника данного помещения, либо оставшиеся без родительского попечения несовершеннолетние члены семьи собственника (о чем известно органу опеки и попечительства), если при этом затрагиваются права или охраняемые законом интересы указанных лиц.


Необходимо рассмотреть вопрос внесения изменений в порядок государственной регистрации права собственности - в Федеральный закон от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество", чтобы у кредитной организации отсутствовала возможность обратить взыскание на квартиру, в которой проживают несовершеннолетние дети, и обязывало банк рассматривать все возможные условия реструктуризации задолженности с учетом финансового положения семьи. В данном случае должно быть установлено обременение "материнский капитал" в свидетельстве о государственной регистрации права собственности, которое получают ипотечные заемщики.



Внесение изменения в п. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"


Несмотря на значительную работу, проводимую органами и учреждениями системы профилактики с родительской общественностью, по-прежнему остается проблемным вопрос получения согласия законного представителя на пролонгированное сопровождение ребенка, допускающего самоповреждающее поведение (необходимо внесение изменений в Федеральный закон "Об основах здоровья граждан").


Одна из причин, которая снижает эффективность работы, это проблемы законодательного регулирования вопроса. Федеральным законом от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" несовершеннолетние, допускающие суицидальные попытки и аутоагрессивное поведение, не входят в категорию лиц, с кем органы и учреждения проводят индивидуальную профилактическую работу. Таким образом, значительно затруднен процесс включения ребенка в реабилитационный процесс, и работа с семьей выстраивается преимущественно по заявительному принципу.


Данная законодательная инициатива Уполномоченного была одобрена Тюменской областной Думой в 2020 году, но проект федерального закона "О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", внесенный в Государственную Думу Тюменской областной Думой, был отклонен Правительством РФ в связи с тем, что "в законодательстве Российской Федерации отсутствует определение понятия "суицидальное поведение", наделение органов и учреждений системы профилактики дополнительными полномочиями по проведению индивидуальной профилактической работы может потребовать выделения дополнительных средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации". В финансово-экономическом обосновании на проект было указано, что принятие не потребует дополнительных финансовых затрат, покрываемых за счет средств федерального бюджета или бюджетов Российской Федерации.


Одним из принципов, положенных в основу концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 09.10.2007 N 1351, является принцип сокращения уровня смертности от самоубийств за счет повышения эффективности профилактической работы с гражданами из групп риска, направленной на предупреждение суицидов.


Внесение изменений в статью 5 Федерального закона N 120-ФЗ от 24.06.1999 "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" позволило бы обеспечить обязательное проведение индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, склонными к суицидальным действиям, и их семьями без получения согласия.



Сохранение права на получение федеральной социальной доплаты в период временного трудоустройства несовершеннолетних


В целях мотивации несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет к участию во временном трудоустройстве предлагаю пункт 10 ст. 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ дополнить нормой, позволяющей сохранить за несовершеннолетними право на получение федеральной социальной доплаты (далее - ФСД) в период временного трудоустройства в свободное от учебы время по направлению органов службы занятости.


Исходя из практики работы органов службы занятости Тюменской области средний период временного трудоустройства несовершеннолетних граждан составляет 2 недели, оплата труда производится в соответствии с требованиями Трудового кодекса Российской Федерации. Дополнительно к заработной плате несовершеннолетние граждане получают материальную поддержку, выплачиваемую органами службы занятости Тюменской области из расчета минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента.


Учитывая вышеизложенное, за 2 недели работы по установленной норме размер заработной платы данной категории работников составит от 1 700 рублей до 4 800 рублей, размер материальной поддержки составит 862 рубля 50 копеек.


Таким образом, возможна ситуация, когда размер ФСД выше суммы денежных средств, получаемых несовершеннолетним за период его участия во временном трудоустройстве. При этом несовершеннолетние, получающие пенсию, узнав сумму заработной платы, на которую они могут рассчитывать при временном трудоустройстве, принимают решение не работать, а получать гарантированные выплаты.


Согласно сведениям, полученным в результате мониторинга трудовой занятости несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, 58% из них отказываются от временного трудоустройства по причине получения ФСД.



Заключение


Согласно последним изменениям, внесенным в Конституцию Российской Федерации, дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим. Степень защищенности семьи, прав детей является важным показателем уровня социальных гарантий государства.


2020 год - это завершение первого этапа реализации мероприятий Десятилетия детства в Российской Федерации, объявленного Указом Президента Российской Федерации N 240 от 29 мая 2017 года, направленного на значительное улучшение благосостояния семей с детьми, создание благоприятных условий для их гармоничного и всестороннего развития, охрану жизни и здоровья. Уполномоченный по правам ребенка призван обеспечивать права каждого ребенка и детей в целом.


Несмотря на серьезные вызовы обществу, связанные с угрозой распространения коронавирусной инфекции, Правительству Тюменской области, органам исполнительной власти и органам местного самоуправления во взаимодействии со всеми институтами гражданского общества удалось добиться выполнения всех обязательств и задач в сфере материнства, отцовства и детства.


В 2020 году в регионе была продолжена целенаправленная работа по улучшению положения детей и семей с детьми, в основе которой лежит принцип наилучшего обеспечения интересов ребенка. В реализации этой политики объединены усилия государственных структур, органов местного самоуправления, негосударственных организаций, средств массовой информации, всех специалистов, работающих с детьми в их интересах.


В области актуализируется региональная нормативная правовая база, направленная на поддержку семей с детьми, укрепление демографической ситуации региона и профилактику социального сиротства, выработку единых подходов в вопросах поддержки всех категорий детей, внедрению новых прогрессивных форм работы с несовершеннолетними, направленных на снижение подростковой преступности и преступлений в отношении детей.


В ежегодном докладе Уполномоченного по итогам деятельности в 2020 году дан анализ ситуации в сфере детства в Тюменской области.


К началу 2021 года в области сложилась устойчивая система защиты прав и законных интересов детей и семей с детьми, подкрепленная региональными законодательными актами.


Ситуацию с соблюдением прав и законных интересов детей в Тюменской области в 2020 году Уполномоченный оценивает как положительную.


Уполномоченный выражает уверенность, что основные предложения и рекомендации ежегодного доклада найдут свое реальное воплощение.


Уполномоченный выражает признательность за сотрудничество в интересах детей должностным лицам органов государственной власти и местного самоуправления Тюменской области, депутатам, общественным организациям и предприятиям, активным гражданам и некоммерческим организациям, проявляющим инициативу и реализующим проекты в интересах семей и детей, журналистам средств массовой информации, объективно освещающим проблемы детства и работу Уполномоченного.


В своей деятельности по защите прав и законных интересов детей Уполномоченный и в дальнейшем рассчитывает на конструктивное сотрудничество и тесное взаимодействие с органами государственной власти Тюменской области, местного самоуправления, различными ведомствами и организациями, гражданским обществом.

Ссылается на


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ