Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь


МИНИСТЕРСТВО АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА И ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ

от 30 апреля 2021 года N 169


Об утверждении Обзора правоприменительной практики при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции за 2020 год



В соответствии со статьей 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", статьей 95 Областного закона от 10 марта 1999 года N 4-ОЗ "О правовых актах в Свердловской области" приказываю:


1. Утвердить Обзор правоприменительной практики при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции за 2020 год (прилагается).


2. Отделу государственной службы, кадровой и организационной работы Министерства агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области (Т.А. Сандакова) разместить настоящий Приказ на официальном сайте Министерства агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".


3. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на Заместителя Министра агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области С.В. Островскую.



Министр
А.А.БАХТЕРЕВ



Утвержден
Приказом Министерства
агропромышленного комплекса
и потребительского рынка
Свердловской области
от 30 апреля 2021 г. N 169



ОБЗОР ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ РЕГИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) В ОБЛАСТИ РОЗНИЧНОЙ ПРОДАЖИ АЛКОГОЛЬНОЙ И СПИРТОСОДЕРЖАЩЕЙ ПРОДУКЦИИ ЗА 2020 ГОД


Настоящий обзор правоприменительной практики при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции подготовлен Министерством агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области (далее - Министерство) во исполнение требований пункта 3 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Методических рекомендаций по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности (приложение N 4 к протоколу заседания подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 09.09.2016 N 7).


Обзор правоприменительной практики подготовлен по результатам проведения контрольно-надзорных мероприятий в рамках осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции в 2020 году.



I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Российской Федерации, а также осуществление контроля за их соблюдением, установлены Федеральным законом от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ).


В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции относится осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.


Подпунктом 1.2 статьи 23 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ установлено, что региональный государственный контроль (надзор) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - государственный контроль) включает в себя:


1) лицензионный контроль за розничной продажей алкогольной продукции и розничной продажей алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (за исключением лицензионного контроля за производством, поставками, хранением и розничной продажей произведенной сельскохозяйственными товаропроизводителями винодельческой продукции);


2) государственный контроль (надзор) за соблюдением обязательных требований к розничной продаже алкогольной продукции и розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, установленных статьей 16 Федерального закона N 171-ФЗ, обязательных требований к розничной продаже спиртосодержащей продукции, за исключением государственного контроля за соблюдением требований технических регламентов;


3) государственный контроль за представлением деклараций об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, об объеме собранного винограда для производства винодельческой продукции.


Полномочия по осуществлению государственного контроля закреплены в Положении о Министерстве, утвержденном Постановлением Правительства Свердловской области от 02.08.2012 N 834-ПП "Об утверждении положения, структуры и предельного лимита штатной численности Министерства агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области".


Государственный контроль осуществляется в соответствии с:


1) Конституцией Российской Федерации, принятой на всенародном голосовании 12.12.1993 ("Российская газета", 1993, 25 декабря, N 237);


2) Гражданским кодексом Российской Федерации, часть первая от 30.11.1994 N 51-ФЗ ("Собрание законодательства РФ", 1994, N 32, ст. 3301);


3) Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ ("Российская газета", 31.12.2001, N 256);


4) Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ ("Собрание законодательства Российской Федерации", 09.03.2015, N 10, ст. 1391);


5) Федеральным законом от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" ("Собрание законодательства Российской Федерации", 1995, N 48, ст. 4553);


6) Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" ("Собрание законодательства Российской Федерации", 18.10.1999, N 42, ст. 5005);


7) Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" ("Собрание законодательства Российской Федерации", 29.12.2008, N 52 (ч. 1), ст. 6249);


8) Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 489 "Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" ("Собрание законодательства Российской Федерации", 12.07.2010, N 28, ст. 3706);


9) Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.2016 N 323 "О направлении запроса и получении на безвозмездной основе, в том числе в электронной форме, документов и (или) информации органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля при организации и проведении проверок от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация, в рамках межведомственного информационного взаимодействия" ("Собрание законодательства Российской Федерации", 25.04.2016, N 17, ст. 2418);


10) Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.2017 N 166 "Об утверждении Правил составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения" ("Собрание законодательства Российской Федерации", 20.02.2017, N 8, ст. 1239);


11) Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.11.2018 N 1398 "Об утверждении правил организации и проведения контрольной закупки при осуществлении отдельных видов государственного контроля (надзора)" ("Собрание законодательства Российской Федерации", 03.12.2018, N 49, часть VI, ст. 7603);


12) Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.04.2016 N 724-р ("Собрание законодательства Российской Федерации", 02.05.2016, N 18, ст. 2647);


13) Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2009 N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" ("Российская газета", 14.05.2009, N 85);


14) Законом Свердловской области от 29.10.2013 N 103-ОЗ "О регулировании отдельных отношений в сфере розничной продажи алкогольной продукции и ограничения ее потребления на территории Свердловской области" ("Областная газета", N 496-498, 01.11.2013);


15) Положением о Министерстве агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области, утвержденным Постановлением Правительства Свердловской области от 02.08.2012 N 834-ПП "Об утверждении положения, структуры и предельного лимита штатной численности Министерства агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области" ("Областная газета", N 315-316, 10.08.2012);


16) Постановлением Правительства Свердловской области от 27.09.2018 N 635-ПП "Об утверждении Перечня видов регионального государственного контроля (надзора), в отношении которых в Свердловской области применяется риск-ориентированный подход" ("Областная газета", N 178, 29.09.2018);


17) Постановлением Правительства Свердловской области от 17.10.2018 N 697-ПП "О разработке и утверждении административных регламентов осуществления государственного контроля (надзора) и административных регламентов предоставления государственных услуг" ("Областная газета", N 193, 20.10.2018);


18) Постановлением Правительства Свердловской области от 01.04.2019 N 203-ПП "Об утверждении Порядка осуществления регионального государственного контроля в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции" (Официальный интернет-портал правовой информации Свердловской области http://www.pravo.gov66.ru, 02.04.2019);


19) Приказом Министерства от 09.01.2020 N 1 "Об утверждении административных регламентов Министерства агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции" (Официальный интернет-портал правовой информации Свердловской области http://www.pravo.gov66.ru, 10.01.2020);


20) Приказом Министерства от 18.06.2018 N 270 "Об утверждении Порядка оформления и содержания заданий на проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и оформления результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции" (Официальный интернет-портал правовой информации Свердловской области http://www.pravo.gov66.ru, 2018, 26 июня, N 18005);


21) Приказом Министерства от 07.11.2018 N 488 "Об утверждении формы проверочного листа (списка контрольных вопросов), используемого при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции" (Официальный интернет-портал правовой информации Свердловской области http://www.pravo.gov66.ru, 2018, 12 ноября, N 19333).


Перечень нормативных правовых актов (с указанием их реквизитов и источников официального опубликования) размещен на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), в региональной государственной информационной системе "Реестр государственных услуг и муниципальных услуг (функций) Свердловской области" и федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".


В 2020 году специфика осуществления контрольно-надзорной деятельности была обусловлена санитарно-эпидемиологической ситуацией, сложившейся в связи с возникновением и распространением новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV). Правительством Российской Федерации принят ряд как ограничительных мер в сфере организации торговли и общественного питания, так и мер поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.


В частности меры поддержки включили в себя введение ряда ограничений по осуществлению контрольно-надзорных мероприятий контролирующими органами в отношении подконтрольных субъектов, в том числе моратория на проведение плановых и внеплановых проверок.


В соответствии с подпунктом "г" пункта 1, подпунктом "а" пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 438 "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Постановление от 03.04.2020 N 438) проводимые Министерством внеплановые выездные и документарные проверки были связаны исключительно с предоставлением лицензий на розничную продажу алкогольной продукции (розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания). Проведение плановых проверок отменено Приказом Министерства от 14.04.2020 N 186 в связи с введением моратория.


Согласно пункту 6 Постановления от 03.04.2020 N 438 внеплановые проверки проводились только с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе аудио- или видеосвязи, что исключило непосредственное общение сотрудников Министерства с проверяемыми лицами.


Кроме того, Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 440 "О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году" сроки действия лицензий на осуществление деятельности по розничной продаже алкогольной продукции, которые истекают (истекли) в период с 15 марта по 31 декабря 2020 года, продлены на 12 месяцев без проведения дополнительных проверочных мероприятий.


В ходе осуществления контрольно-надзорной деятельности в 2020 году проведено 859 контрольно-надзорных мероприятий:


- 1 плановая выездная проверка в марте 2020 года до вступления в силу Постановления от 03.04.2020 N 438, нарушения не выявлены;


- 235 внеплановых выездных проверок, по результатам 58 проверок выявлены нарушения лицензионных требований;


- 115 внеплановых документарных проверок, по результатам 35 проверок выявлены нарушения лицензионных требований;


- 508 контрольно-надзорных мероприятий без взаимодействия с подконтрольными субъектами (наблюдение).


Общее количество мероприятий по контролю в 2020 году снизилось по сравнению с 2019 годом на 42,8%. Уменьшение числа контрольных мероприятий связано с мораторием на проведение плановых и внеплановых проверок, а также с проведением мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами.


Всего выявлено 93 нарушения, вследствие чего выдано 2 предписания об устранении нарушений лицензионных требований; приостановлено действие 10 лицензий на розничную продажу алкогольной продукции; отказано в предоставлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции 70 юридическим лицам.


В судебные органы направлено 4 заявления об аннулировании лицензии в связи с нарушениями обязательных требований к розничной продаже алкогольной продукции, по 5 заявлениям судами принято решение об аннулировании лицензий.


В 2020 году составлен 221 протокол об административном правонарушении, рассмотрено 219 административных дел, что ниже показателя 2019 года на 9,1%, привлечено к административной ответственности 191 юридическое лицо. Сумма наложенных административных штрафов в 2020 году составила 2750 тыс. руб., что выше показателя 2019 года в 2 раза.


С учетом изложенного принимаемые Министерством меры по повышению эффективности осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, в первую очередь носили профилактический характер и были направлены на предупреждение нарушений обязательных требований к розничной продаже алкогольной продукции, в том числе при оказании услуг общественного питания.


В соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 27.09.2018 N 635-ПП в Перечень видов регионального государственного контроля (надзора), в отношении которых в Свердловской области применяется риск-ориентированный подход, включен региональный государственный контроль (надзор) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.


В соответствии с требованиями статьи 8.1 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ) критерии отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к определенной категории риска при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции утверждены Постановлением Правительства Свердловской области от 01.04.2019 N 203-ПП "Об утверждении Порядка организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции".


На основании утвержденных критериев ведется Реестр подконтрольных субъектов. Реестр подконтрольных субъектов, отнесенных к категории значительного риска, размещен на официальном сайте Министерства в сети "Интернет" в разделе "Государственный контроль".


В соответствии с требованиями Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ планы проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Министерства формируются на основании утвержденных критериев риска.


Информация об осуществлении государственного контроля приведена в таблице:

Номер строки

Наименование показателя

2018 год

2019 год

2020 год

1

2

3

4

5

1.

Проведено плановых выездных проверок

0

0

1

2.

Проведено внеплановых проверок (документарных и выездных)

903

711

350

3.

Выявлено нарушений (количество проверок)

114

105

93

4.

Количество отказов в выдаче, продлении, переоформлении лицензий

82

110

70

5.

Аннулировано лицензий по решению суда

25

2

5

6.

Приостановлено действие лицензий

54

32

10

7.

Рассмотрено дел об административных правонарушениях

137

241

221

8.

Сумма наложенных штрафов, тыс. рублей

670

1200

2750

9.

Проведено контрольно-надзорных мероприятий без взаимодействия с подконтрольными субъектами (наблюдение)

0

793

508

10.

Выдано предостережений

0

537

273



II. НАРУШЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ, НАИБОЛЕЕ ЧАСТО ВЫЯВЛЯЕМЫЕ ПРИ РАССМОТРЕНИИ ЗАЯВЛЕНИЙ НА ВЫДАЧУ, ПРОДЛЕНИЕ СРОКА ДЕЙСТВИЯ, ПЕРЕОФОРМЛЕНИЕ ЛИЦЕНЗИЙ НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ РОЗНИЧНОЙ ПРОДАЖИ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ, РОЗНИЧНОЙ ПРОДАЖИ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ ПРИ ОКАЗАНИИ УСЛУГ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ


В 2020 году рассмотрено 609 заявлений о предоставлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания. По результатам проведения мероприятий по контролю отказано в выдаче лицензии 28 соискателям, в продлении срока действия лицензии и переоформлении лицензии 42 лицензиатам.


Общее число отказов в предоставлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания составило 70, что на 36,4% меньше в сравнении с 2019 годом.


Удельный вес принятых решений об отказе в предоставлении лицензии к общему количеству заявлений о предоставлении лицензии вырос в сравнении с 2019 годом на 3,6% и составил 11,5%.


Эксперты к проведению мероприятий по контролю не привлекались, финансирование работы экспертов не предусмотрено.


Анализ практики вынесения решений об отказе в выдаче, продлении срока действия, переоформлении лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания выявил следующие основания для принятия указанных решений:


1. Несоответствие заявителя лицензионным требованиям, установленным в соответствии с положениями статей 2, 8, 9, 10.1, 11, 14.1, 16, 19, 20, 25 и 26 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ и выявление в представленных документах недостоверной, искаженной, а также неполной информации в случае, если такая неполная информация не позволяет установить соответствие заявителя вышеуказанным лицензионным требованиям.


Предусмотрены в качестве самостоятельных оснований для отказа в предоставлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания подпунктами 1 и 6 соответственно пункта 9 статьи 19 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ и являются наиболее часто встречающимся, применялись Министерством в 77 случаях из 110.


Как правило, несоответствие заявителя лицензионным требованиям сопровождается предоставлением им недостоверной, искаженной, а также неполной информации.


В качестве нарушений лицензионных требований наиболее часто встречается несоответствие заявителя пунктам 4 и 10 статьи 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ, согласно которым организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) в городских (сельских) населенных пунктах, должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, стационарные торговые объекты и складские помещения общей площадью не менее 50 (25) квадратных метров по каждому месту нахождения обособленного подразделения, в котором осуществляется розничная продажа алкогольной продукции; а организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции в городских и (или) сельских населенных пунктах (за исключением алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 16,5 процента объема готовой продукции), при оказании услуг общественного питания должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, стационарные объекты общественного питания по каждому месту осуществления указанной деятельности, при этом розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания на основании лицензии осуществляется только в объектах организации общественного питания, таких как рестораны, бары, кафе, буфеты, имеющих зал обслуживания посетителей; кроме того запрещена розничная продажа алкогольной продукции в случае осуществления розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания по одному месту осуществления лицензируемой деятельности.


1.1. У юридического лица отсутствует зарегистрированная сроком на один год и более аренда стационарного торгового объекта и складских помещений либо объекта общественного питания. Явилось причиной отказа в предоставлении лицензии в 6 случаях.


Общество обратилось в Министерство с заявлением о выдаче лицензии с целью осуществления деятельности по розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в обособленном подразделении - объекте общественного питания "бар", расположенном по адресу: город А, улица Б, дом 1, помещения для целей лицензирования в заявлении не идентифицированы.


С заявлением Обществом в лицензирующий орган представлена копия договора субаренды нежилого здания между ООО "Б" (арендодатель) и Обществом (арендатор). Согласно договору Обществу предоставлены в аренду объекты нежилого фонда - нежилая площадь здания, расположенная в здании по адресу: город А, улица Б, дом 1, которые должны использоваться в качестве объектов общественного питания.


В ходе рассмотрения заявления о выдаче лицензии Обществу Министерством в рамках межведомственного взаимодействия из филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Уральскому федеральному округу получена выписка из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, согласно которой право аренды Общества на объект недвижимости не зарегистрировано.


Согласно части 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.


При этом государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество и является единственным доказательством существования зарегистрированного права (части 2, 4, 5 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").


Таким образом, для осуществления розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания Общество не имеет в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде стационарного объекта общественного питания установленного типа с залом обслуживания посетителей, предусмотренного Федеральным законом от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ, а в представленных документах выявлена недостоверная, искаженная, а также неполная информация, не позволяющая установить соответствие заявителя лицензионным требованиям, установленным в соответствии с положениями пунктов 4 и 10 статьи 16, статьи 26 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ.


1.2. У юридического лица отсутствует 50 или 25 квадратных метров торгового объекта и складских помещений. Явилось причиной отказа в предоставлении лицензии в 32 случаях.


Общество обратилось в Министерство с заявлением о выдаче лицензии на осуществление деятельности по розничной продаже алкогольной продукции в обособленных подразделениях - магазины, расположенных по адресам:


- Свердловская область, село А, улица Б, здание 2 (далее - магазин N 1);


- Свердловская область, поселок А, улица Б, дом 1 (далее - магазин N 2).


В качестве документов, подтверждающих наличие у организации стационарного торгового объекта и складских помещений для целей розничной продажи алкогольной продукции в отношении магазина N 1, Обществом представлены копии:


- договора аренды нежилого здания между организацией и Обществом, предметом которого являются помещения N 1, 2 и 3 в здании нежилого назначения, общей площадью 127,2 кв. м;


- технического паспорта, согласно которому помещения, заявленные для целей розничной продажи алкогольной продукции, имеют следующее назначение и площадь: N 1 - тамбур, площадью 4,4 кв. м; N 2 - торговый зал, площадью 58,4 кв. м; N 3 - складское, площадью 64,4 кв. м.


В качестве документов, подтверждающих наличие у организации стационарного торгового объекта и складских помещений для целей розничной продажи алкогольной продукции в отношении магазина N 2, Обществом представлены копии:


- договора аренды нежилых помещений, дополнительных соглашений к нему между ООО "С" и Обществом, согласно которым Общество принимает в аренду помещения нежилого назначения: N 1 и часть помещения N 2, общей площадью 30,8 кв. м;


- технического паспорта, согласно которому помещения, заявленные для целей розничной продажи алкогольной продукции, имеют следующее назначение и площадь: N 1 - склад площадью 15,3 кв. м; часть помещения N 2 - часть торгового зала площадью 15,5 кв. м.


В ходе выездной проверки, при проведении осмотра помещений, заявленных Обществом для целей розничной продажи алкогольной продукции, в отношении обособленных подразделений - магазины, установлено следующее.


Магазин N 1: входная группа оборудована двумя вывесками с указанием индивидуального предпринимателя (далее - ИП) и Общества. В торговом зале (помещение N 2) расположены холодильники, прилавки, стеллажи с продукцией, снабженной ценниками, оформленными на ИП. Установленная в магазине контрольно-кассовая техника, применяемая при расчетах с населением, зарегистрирована на ИП. Складское помещение N 3 оборудовано стеллажами, осуществляется хранение продукции, аналогичной реализуемой ИП в торговом зале.


Магазин N 2: входная группа оборудована двумя вывесками с указанием ИП и Общества. В торговом зале (помещение N 2) расположены холодильники, прилавки, стеллажи с продукцией, снабженной ценниками, оформленными на ИП. Установленная в магазине контрольно-кассовая техника, применяемая при расчетах с населением, зарегистрирована на ИП. Часть помещения N 2, обозначенная в техническом паспорте, как самостоятельное помещение, фактически отсутствует, физических границ не имеет, в помещении N 2 не выделена. Складское помещение N 1 оборудовано стеллажами, поддоном, столом для приемки товара.


В результате проведенной проверки наличие у Общества магазинов, как единых стационарных торговых объектов, в составе которых имеются торговые залы, подсобные, административно-бытовые помещения и складские помещения, необходимые для осуществления лицензируемого вида деятельности, не установлено. Наличие какой-либо части торгового объекта или складского помещения в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, противоречит требованиям статьи 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ.


Таким образом, Общество не имеет для целей розничной продажи алкогольной продукции в заявленных помещениях стационарного торгового объекта и складских помещений общей площадью не менее 25 квадратных метров (для сельских населенных пунктов), а представленные организацией в лицензирующий орган документы содержат недостоверную, искаженную, а также неполную информацию, не позволяющую установить соответствие заявителя лицензионным требованиям, установленным в соответствии с положениями статьи 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ.


1.3. У юридического лица отсутствует объект общественного питания установленного типа с залом для обслуживания посетителей. Явилось причиной отказа в предоставлении лицензии в 27 случаях.


Общество обратилось в Министерство с заявлением о выдаче лицензии с целью осуществления деятельности по розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в обособленном подразделении - объекте общественного питания "бар", расположенном по адресу: Свердловская область, город Н, улица А, дом 1, помещения N 1 - 5 площадью 86,1 кв. м.


В качестве документов, подтверждающих наличие в аренде стационарного объекта общественного питания для целей розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания установленного типа с залом обслуживания посетителей площадью не менее 20 квадратных метров (для объектов расположенных в многоквартирных домах), Обществом в отношении помещений, указанных в заявлении, представлены:


- копия договора аренды нежилого помещения с записью о регистрации, согласно которой передает Обществу в аренду нежилое помещение для организации точки общественного питания;


- копия технического плана помещения, согласно которой заявленные для целей розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания помещения имеют следующую нумерацию и назначение: N 1 (площадь 55,6 кв. м) - обеденный зал, N 2 (площадь 19,4 кв. м) - кабинет, N 3 (площадь 1,7 кв. м) - санузел, N 4 (площадь 8,0 кв. м) - коридор, N 5 (площадь 1,4 кв. м) - санузел персонала, всего общей площадью 86,1 кв. м. При этом в площадь обеденного зала включена зона обслуживания, недоступная для посетителей, что не позволяет определить площадь зала предприятия общественного питания.


Производственные помещения для оказания услуг общественного питания (кухня, цеха и т.п.) отсутствуют.


При проведении осмотра помещений, заявленных Обществом для целей розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, установлено следующее.


Заявленные для целей лицензирования помещения расположены в подвале многоквартирного дома и имеют отдельный от жилых помещений вход. Вывеска на фасаде отсутствует. Входная группа ведет в помещение N 1 (согласно техническому плану), справа от входа расположен прилавок, за которым на стене находятся полки, две из которых декорированы стеклянной посудой. Слева от входа размещены 2 стола со стульями, остальное помещение является пустым.


Реализация с потреблением на месте ограниченного ассортимента продукции общественного питания из полуфабрикатов высокой степени готовности, в том числе холодных и горячих блюд, закусок, мучных кулинарных, хлебобулочных и кондитерских изделий, напитков не производится.


Помещение N 2 является пустым. В помещении N 3, заявленном как санузел отсутствуют туалетная бумага, бумажные полотенца или электрополотенце, крючки для одежды, корзина для мусора.


Во всех осмотренных помещениях оборудование для предприятий общественного питания отсутствует. Технологическое оборудование, инвентарь, посуда, столовые приборы и принадлежности, оборудование для мойки посуды отсутствуют.


Признаки объекта общественного питания - бар не выявлены: потребление на месте продукции общественного питания не организовано, оснащение мебелью (столы, стулья, кресла, барная стойка, барные стулья), столовой посудой, приборами, столовым бельем, предметами декора, соответствующими интерьеру помещений и тематической направленности предприятия, отсутствует.


Исходя из вышеизложенного, в отношении объекта, заявленного Обществом как бар, необходимая совокупность признаков объекта общественного питания, установленная для бара, не выявлена.


Вход для гостей, отдельный от служебного входа для персонала отсутствует; входная зона (вестибюль, холл, аванзал) отсутствует; зал для обслуживания посетителей отсутствует; услуги общественного питания не оказываются. Кроме того, размещение, планировка и фактическое назначение помещений, их оснащенность не позволяют сделать вывод о наличии возможности оказания услуг общественного питания в заявленных для целей лицензирования помещениях.


На основании изложенного у обособленного подразделения, заявленного Обществом, отсутствует совокупность признаков, характеризующих помещения как целостный объект общественного питания разрешенного типа, в котором может осуществляться лицензируемый вид деятельности - розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.


В целях недопущения указанных нарушений заинтересованным лицам предлагается:


1) при принятии решения об осуществлении лицензируемого вида деятельности проверить фактическое наличие у юридического лица целостного торгового объекта и складских помещений, общей площадью 50 квадратных метров в городских населенных пунктах и 25 - в сельских; принять во внимание, что в случае нахождения в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде только части стационарного торгового объекта и (или) частей складских помещений возможность осуществления в них деятельности по розничной продаже алкогольной продукции действующим законодательством не предусмотрена;


2) при принятии решения об осуществлении лицензируемого вида деятельности проверить фактическое наличие обособленного целостного объекта общественного питания: ресторан, кафе, бар, буфет (список исчерпывающий), соответствие требованиям к указанным объектам общественного питания, указанным в ГОСТе, и обязательное наличие зала для обслуживания посетителей;


3) проверить наличие государственной регистрации прав на торговый объект и складские помещения, объект общественного питания на момент обращения в лицензирующий орган;


4) проверить на сайте муниципального образования, расположенного на территории Свердловской области, информацию по нахождению объектов на территориях, прилегающих к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, где розничная продажа алкогольной продукции запрещена в соответствии с действующим законодательством.


2. Наличие у заявителя на первое число месяца и не погашенной на дату поступления в лицензирующий орган заявления о выдаче лицензии задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, а также пеней и штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, подтвержденной справкой налогового органа в форме электронного документа, полученной с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том сети "Интернет", по запросу лицензирующего органа.


Указанное основание для отказа в предоставлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания предусмотрено подпунктом 3 пункта 9 статьи 19 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ.


В 3 случаях явилось самостоятельным основанием для отказа в предоставлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, еще в 2 - в качестве дополнительного.


При этом вышеуказанной нормой установлено, что основанием для отказа служит сам факт наличия задолженности, размер задолженности, вид налогов, сборов и иные критерии не имеют юридического значения при принятии решения, то есть наличие задолженности безотносительно ее размера предусмотрено законом для отказа в выдаче лицензии.


Исходя из подпункта 3 пункта 9 статьи 19 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ, для разрешения вопроса о выдаче лицензии имеет значение только то, есть ли у хозяйствующего субъекта задолженность по уплате налогов, сборов, а также пеней и штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах или таковая отсутствует. В этом проявляется определенность нормы права, не допускающая самовольного трактования лицензирующим органом ее применения.


В целях недопущения указанных нарушений заинтересованным лицам предлагается:


1) получить в налоговом органе информацию о наличии/отсутствии задолженности на первое число месяца, в котором заявитель планирует обратиться в лицензирующий орган;


2) в случае отсутствия задолженности подать заявление в лицензирующий орган в течение месяца, в случае наличия задолженности - произвести необходимые платежи, после чего подать заявление в лицензирующий орган.


3. Наличие у заявителя на дату, соответствующую рабочему дню, следующему за днем регистрации лицензирующим органом заявления о выдаче (продлении) лицензии, не уплаченного по данным Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах административного штрафа, назначенного за правонарушения, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и совершенные в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.


Указанное основание предусмотрено подпунктом 7 пункта 9 статьи 19 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ и впервые применено Министерством в 2019 году. В 2020 в качестве основания для отказа в предоставлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания не применялось.


В целях недопущения указанных нарушений заинтересованным лицам предлагается своевременно уплачивать административные штрафы, назначенные за правонарушения, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и совершенные в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.



III. АНАЛИЗ НАИБОЛЕЕ ЧАСТО СОВЕРШАЕМЫХ НАРУШЕНИЙ, ВЫЯВЛЕННЫХ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МИНИСТЕРСТВОМ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА ПРЕДСТАВЛЕНИЕМ ДЕКЛАРАЦИЙ ОБ ОБЪЕМЕ РОЗНИЧНОЙ ПРОДАЖИ АЛКОГОЛЬНОЙ И СПИРТОСОДЕРЖАЩЕЙ ПРОДУКЦИИ


В 2020 году Министерством принято 17467 деклараций, в том числе:


деклараций об объеме розничной продажи алкогольной (за исключением пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) и спиртосодержащей продукции - 3259;


деклараций об объеме розничной продажи пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи - 14208.


В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта (за исключением фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет объема их производства и (или) оборота); а также декларирование объема, в том числе: розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, спиртосодержащей непищевой продукции; розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания; розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой в населенных пунктах, указанных в подпункте 3 пункта 2.1 статьи 8 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ.


Порядок учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядок учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда, порядок представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, объеме собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда и форма этих деклараций устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 14 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ).


При этом в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, а также об объеме винограда, использованного для производства коньяка, вина, игристого вина (шампанского), ликерного вина и виноматериалов (пункт 1 статьи 26 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ).


Порядок представления в форме электронного документа деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей производителями пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи и формы таких деклараций (далее - Порядок) утвержден Приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 17.12.2020 N 396 "Об утверждении порядка и формата представления в форме электронного документа деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей производителями пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи форм и порядка заполнения таких деклараций".


Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи; розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания; розничную продажу алкогольной продукции, осуществляемую в населенных пунктах, в которых отсутствует доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (в том числе отсутствует точка доступа, определенная в соответствии с Федеральным законом от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ "О связи"), указанных в подпункте 3 пункта 2.1 статьи 8 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ; розничную продажу алкогольной продукции, размещенной на бортах воздушных судов в качестве припасов в соответствии с правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании, обязаны соблюдать обязательные требования к представлению деклараций об объеме розничной продажи алкогольной (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) и спиртосодержащей продукции, об объеме розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи, ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.


Основными нарушениями, допускаемыми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими розничную продажу алкогольной продукции, являются:


1) непредставление деклараций в установленный законом срок;


2) нарушение установленного законом срока представления деклараций.


В 2020 году рассмотрено 221 дело об административных правонарушениях, что ниже показателя 2019 года на 9,1%, привлечено к административной ответственности 191 юридическое лицо. Сумма наложенных административных штрафов составила 2750 тыс. рублей, что в 2 раза выше показателя прошлого года.


В целях недопущения указанных нарушений заинтересованным лицам предлагается:


1) при осуществлении деятельности по розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания обеспечить подачу деклараций по форме N 7 и форме N 8 в установленные сроки;


2) при осуществлении деятельности по розничной продаже алкогольной продукции обеспечить подачу деклараций по форме N 8 в установленные сроки;


3) в случае фактического неосуществления деятельности по розничной продаже алкогольной продукции принять меры к прекращению лицензии (если таковая имелась), исключению сведений о деятельности по розничной продаже алкогольной продукции из Единого государственного реестра юридических лиц, списанию остатков алкогольной продукции в соответствии с требованиями законодательства;


4) в случае отсутствия оборота по алкогольной продукции в отчетном периоде, при наличии остатков алкогольной продукции обеспечить составление и представление деклараций в установленные законом сроки с нулевым оборотом и указанием остатков алкогольной продукции.



IV. ДЕЙСТВИЯ МИНИСТЕРСТВА ПО ПРЕСЕЧЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ И (ИЛИ) УСТРАНЕНИЮ ПОСЛЕДСТВИЙ ТАКИХ НАРУШЕНИЙ


В целях исключения фактов нарушений обязательных требований разработаны Методические рекомендации для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по вопросам организации розничной продажи алкогольной продукции, розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, рекомендации размещены на официальном сайте Министерства в сети "Интернет".


Кроме того, разработано Руководство по соблюдению обязательных требований в сфере розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.


По итогам 2020 в адрес субъектов предпринимательской деятельности в сфере розничной продажи алкогольной продукции направлено 273 предостережения о недопустимости нарушений законодательства в рассматриваемой сфере.


Министерством на постоянной основе проводятся совещания-семинары, на которые приглашаются предприниматели, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции. На семинарах рассматриваются требования, установленные Федеральным законом от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ, изменения законодательства как вступившие, так и подлежащие вступлению в законную силу, правоприменительная практика, в том числе причины отказа в предоставлении лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, вынесения предписаний, приостановления действия лицензии, аннулирования лицензии, привлечения к административной ответственности, связанной с нарушением обязательный требований к розничной продаже алкогольной продукции, доводятся решения Арбитражного суда Свердловской области, 17 Арбитражного апелляционного суда, Арбитражного суда Уральского округа.


30 сентября 2020 года Министерством совместно с Межрегиональным управлением Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Уральскому федеральному округу проведено публичное мероприятие для подконтрольных субъектов на тему: "Обзор изменений в законодательстве Российской Федерации в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и обсуждение правоприменительной практики" в формате видеоконференции. В ходе публичных обсуждений поднимались наиболее проблемные вопросы, которые возникают при проведении контрольно-надзорных мероприятий, как со стороны контролирующего органа, так и со стороны хозяйствующих субъектов.


В связи с введением ограничений, обусловленных санитарно-эпидемиологической ситуацией, сложившейся в связи с возникновением и распространением новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), в качестве мер, направленных на профилактику нарушений обязательных требований, Министерством в 2020 году активно применялось консультирование подконтрольных субъектов по вопросам соблюдения обязательных требований. За 2020 год проведено 1098 консультаций.



V. ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) В ОБЛАСТИ РОЗНИЧНОЙ ПРОДАЖИ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ


В результате принятых Министерством мер число погибших в результате отравления алкогольной продукцией, приобретенной у организаций, имеющих лицензию на розничную продажу алкогольной продукции, за 2020 год составило 0 человек, что свидетельствует о достаточной эффективности контрольно-надзорной деятельности.


В 2021 году реализация проводимых организационно-практических мероприятий будет продолжена, планируется уделить активное внимание профилактике нарушений обязательных требований в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, в том числе правовому просвещению подконтрольных субъектов.

Ссылается на


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ