ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 апреля 2021 года N 201
О внесении изменений в постановление
Правительства Республики Хакасия от
18.05.2009 N 184 "О системе и порядке
оповещения и информирования населения
об опасностях, возникающих при военных
конфликтах или вследствие этих
конфликтов, а также при угрозе
возникновения или возникновении
чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера на территории
Республики Хакасия"
В соответствии с федеральными законами
от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской
обороне" (с последующими изменениями),
от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера"
(с последующими изменениями),
постановлением Правительства
Российской Федерации от 26.11.2007 N 804 "Об
утверждении Положения о гражданской
обороне в Российской Федерации" (с
последующими изменениями) Правительство
Республики Хакасия постановляет:
Внести в постановление Правительства
Республики Хакасия от 18.05.2009 N 184 "О
системе и порядке оповещения и
информирования населения об опасностях,
возникающих при ведении военных
действий или вследствие этих действий, а
также при возникновении чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного
характера на территории Республики
Хакасия" ("Вестник Хакасии", 2009, N
93; 2016, N 30, N 62; 2017, N 42; 2019, N 42; 2020, N 84;
Официальный интернет-портал правовой
информации (www.pravo.gov.ru), 03.09.2019, N 1900201909030003)
следующие изменения:
1) преамбулу после слов "положения о
гражданской обороне в Российской
Федерации" (с последующими
изменениями)" дополнить словами ",
приказом Министерства Российской
Федерации по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий и
Министерства цифрового развития, связи и
массовых коммуникаций Российской
Федерации от 31.07.2020 N 578/365 "Об
утверждении Положения о системах
оповещения населения";
2) пункт 2.2 изложить в следующей редакции:
"2.2. Главам муниципальных образований
Республики Хакасия, руководителям
организаций, расположенных на
территории республики:
актуализировать положения о
муниципальных и локальных системах
оповещения соответственно;
принять соответствующие меры по
созданию и поддержанию в состоянии
постоянной готовности к использованию
систем оповещения и информирования
населения об опасностях, возникающих при
военных конфликтах или вследствие этих
конфликтов, а также при угрозе
возникновения или возникновении
чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера на территории
муниципальных образований и в
организациях соответственно.";
3) приложение изложить в следующей
редакции:
"Утверждено
постановлением
Правительства Республики Хакасия
"О системе и порядке оповещения
и информирования населения об
опасностях,
возникающих при военных конфликтах
или вследствие этих конфликтов, а также
при угрозе возникновения или
возникновении
чрезвычайных ситуаций природного
и техногенного характера на территории
Республики Хакасия"
ПОЛОЖЕНИЕ о системе и порядке оповещения и информирования населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Республики Хакасия
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет
назначение и задачи систем оповещения и
информирования населения на территории
Республики Хакасия (далее - системы
оповещения населения), а также порядок их
задействования и поддержания в
состоянии постоянной готовности.
1.2. Оповещение населения о чрезвычайных
ситуациях - это доведение до населения
сигналов оповещения и экстренной
информации об опасностях, возникающих
при угрозе возникновения или
возникновении чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера, а
также при военных конфликтах или
вследствие этих конфликтов, о правилах
поведения населения и необходимости
проведения мероприятий по защите.
Информирование населения о чрезвычайных
ситуациях - это доведение до населения
через средства массовой информации и по
иным каналам информации о
прогнозируемых и возникших чрезвычайных
ситуациях, принимаемых мерах по
обеспечению безопасности населения и
территорий, приемах и способах защиты, а
также проведение пропаганды знаний в
области гражданской обороны, защиты
населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций, в том числе обеспечения
безопасности людей на водных объектах, и
обеспечения пожарной безопасности.
Сигнал оповещения является командой для
проведения мероприятий по гражданской
обороне и защите населения от
чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера органами
управления и силами гражданской обороны
и единой государственной системы
предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций, а также для
применения населением средств и
способов защиты.
Экстренная информация о фактических и
прогнозируемых опасных природных
явлениях и техногенных процессах,
загрязнении окружающей среды,
заболеваниях, которые могут угрожать
жизни или здоровью граждан, а также
правилах поведения и способах защиты
незамедлительно передается по системе
оповещения населения.
1.3. Система оповещения населения
Республики Хакасия включается в систему
управления гражданской обороной (далее -
ГО) и территориальной подсистемы единой
государственной системы предупреждения
и ликвидации чрезвычайных ситуаций
(далее - ТП РСЧС), обеспечивающей
доведение до населения, органов
управления и сил ГО и ТП РСЧС сигналов
оповещения и (или) экстренной информации,
и состоит из комбинации
взаимодействующих элементов, состоящих
из специальных программно-технических
средств оповещения, средств комплексной
системы экстренного оповещения
населения, общероссийской комплексной
системы информирования и оповещения
населения в местах массового пребывания
людей на территории Республики Хакасия,
громкоговорящих средств на подвижных
объектах, мобильных и носимых средств
оповещения, а также обеспечивающих ее
функционирование каналов, линий связи и
сетей передачи данных единой сети
электросвязи Российской Федерации.
1.4. Комплексная система экстренного
оповещения населения об угрозе
возникновения или о возникновении
чрезвычайных ситуаций (далее - КСЭОН) -
это элемент системы оповещения
населения о чрезвычайных ситуациях,
представляющий собой комплекс
программно-технических средств систем
оповещения и мониторинга опасных
природных явлений и техногенных
процессов, обеспечивающий доведение
сигналов оповещения и экстренной
информации до органов управления единой
государственной системы предупреждения
и ликвидации чрезвычайных ситуаций и до
населения в автоматическом и (или)
автоматизированном режимах.
Зона экстренного оповещения населения -
это территория, подверженная риску
возникновения быстроразвивающихся
опасных природных явлений и техногенных
процессов, представляющих
непосредственную угрозу жизни и
здоровью находящихся на ней людей.
1.5. В общероссийской комплексной системе
информирования и оповещения населения в
местах массового пребывания людей
используются специализированные
технические средства оповещения и
информирования населения в местах
массового пребывания людей.
Специализированные технические
средства оповещения и информирования
населения в местах массового пребывания
людей - это специально созданные
технические устройства, осуществляющие
прием, обработку и передачу аудио- и (или)
аудиовизуальных, а также иных сообщений
об угрозе возникновения, о возникновении
чрезвычайных ситуаций и правилах
поведения населения.
1.6. Системы оповещения населения
создаются на следующих уровнях
функционирования ТП РСЧС:
на региональном уровне - региональная
автоматизированная система
централизованного оповещения (далее -
РАСЦО);
на муниципальном уровне - муниципальная
автоматизированная система
централизованного оповещения (далее -
МАСЦО);
на объектовом уровне - локальная система
оповещения (далее - ЛСО).
РАСЦО создают органы государственной
власти Республики Хакасия.
МАСЦО создают органы местного
самоуправления.
ЛСО создают организации,
эксплуатирующие опасные
производственные объекты I и II классов
опасности, особо радиационно-опасные и
ядерно-опасные производства и объекты,
последствия аварий на которых могут
причинять вред жизни и здоровью
населения, проживающего или
осуществляющего хозяйственную
деятельность в зонах воздействия
поражающих факторов за пределами их
территорий, гидротехнические сооружения
чрезвычайно высокой опасности и
гидротехнические сооружения высокой
опасности.
Организации оповещают работников
организаций об угрозе возникновения или
о возникновении чрезвычайных ситуаций, а
также иных граждан, находящихся на
территории организации.
Границами зон действия РАСЦО и МАСЦО
являются административные границы
Республики Хакасия и муниципального
образования соответственно.
Границами зоны действия ЛСО являются
границы территории (зон) воздействия
поражающих факторов, определяемых в
соответствии с законодательством
Российской Федерации, от аварий на
опасных производственных объектах I и II
классов опасности, особо
радиационно-опасных и ядерно-опасных
производствах и объектах, на
гидротехнических сооружениях
чрезвычайно высокой опасности и
гидротехнических сооружениях высокой
опасности, которые могут причинять вред
жизни и здоровью населения, проживающего
или осуществляющего хозяйственную
деятельность за пределами их территорий
(для гидротехнических сооружений
чрезвычайно высокой опасности и
гидротехнических сооружений высокой
опасности - в нижнем бьефе, в зонах
затопления на расстоянии до 6 км от
объектов).
1.7. КСЭОН создается на региональном,
муниципальном и объектовом уровнях.
Границами зон действия (создания) КСЭОН
являются границы зон экстренного
оповещения населения, определяемые
Правительством Республики Хакасия по
согласованию с Главным управлением
Министерства Российской Федерации по
делам гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий
стихийных бедствий по Республике
Хакасия (далее - Главное управление МЧС
России по Республике Хакасия).
Создание и поддержание в состоянии
постоянной готовности систем оповещения
населения является составной частью
комплекса мероприятий, проводимых
исполнительными органами
государственной власти Республики
Хакасия, органами местного
самоуправления муниципальных
образований Республики Хакасия и
организациями в пределах своих
полномочий на соответствующих
территориях по подготовке и ведению
гражданской обороны, предупреждению и
ликвидации чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера.
1.8. На системы оповещения населения
оформляются паспорта, рекомендуемые
образцы которых приведены в приложении 2
к приказу Министерства Российской
Федерации по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий и
Министерства цифрового развития, связи и
массовых коммуникаций Российской
Федерации от 31.07.2020 N 578/365 "Об
утверждении Положения о системах
оповещения" (далее - приказ N 578/365).
2. Назначение и основные задачи систем
оповещения населения
2.1. Системы оповещения населения
предназначены для обеспечения доведения
сигналов оповещения и экстренной
информации до населения, находящегося на
территории Республики Хакасия, органов
управления и сил ГО и ТП РСЧС.
2.2. Основной задачей РАСЦО является
обеспечение доведения сигналов
оповещения и экстренной информации до:
руководящего состава и сил ГО и ТП РСЧС
Республики Хакасия;
Главного управления МЧС России по
Республике Хакасия;
органов, специально уполномоченных на
решение задач в области защиты населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций и
гражданской обороны при органах
местного самоуправления в муниципальных
образованиях Республики Хакасия;
единых дежурно-диспетчерских служб
муниципальных образований Республики
Хакасия;
дежурных (дежурно-диспетчерских) служб
организаций, перечисленных в пункте 1.6
настоящего Положения;
людей, находящихся на территории
Республики Хакасия.
2.3. Основной задачей МАСЦО является
обеспечение доведения сигналов
оповещения и экстренной информации до:
руководящего состава и сил ГО и
муниципального звена ТП РСЧС Республики
Хакасия;
дежурных (дежурно-диспетчерских) служб
организаций, перечисленных в пункте 1.6
настоящего Положения, и дежурных служб
(руководителей) социально значимых
объектов, в пределах своего
муниципального образования;
людей, находящихся на территории
соответствующего муниципального
образования.
2.4. Основной задачей ЛСО является
обеспечение доведения сигналов
оповещения и экстренной информации до:
руководящего состава ГО и персонала
организации, эксплуатирующей объект,
производство, гидротехническое
сооружение, перечисленные в пункте 1.6
настоящего Положения, объектового звена
РСЧС;
объектовых аварийно-спасательных
формирований, в том числе
специализированных;
единых дежурно-диспетчерских служб
муниципальных образований, попадающих в
границы зоны действия ЛСО;
руководителей и дежурных служб
организаций, расположенных в границах
зоны действия ЛСО;
людей, находящихся в границах зоны
действия ЛСО.
2.5. Основной задачей КСЭОН является
обеспечение доведения сигналов
оповещения и экстренной информации до
людей, находящихся в зонах экстренного
оповещения населения, а также органов
повседневного управления РСЧС
соответствующего уровня.
3. Порядок задействования систем
оповещения населения
3.1. Задействование по предназначению
РАСЦО планируется и осуществляется в
соответствии с настоящим Положением,
планом гражданской обороны и защиты
населения Республики Хакасия и планом
действий по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций Республики
Хакасия.
Задействование по предназначению МАСЦО
и ЛСО планируется и осуществляется в
соответствии с положениями об этих
системах, планами гражданской обороны и
защиты населения (планами гражданской
обороны) и планами действий по
предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций.
Положения о муниципальных и локальных
системах оповещения разрабатываются с
учетом требований настоящего Положения
и приказа N 578/365).
3.2. Основной способ оповещения населения
- передача сигналов оповещения и
экстренной информации по сетям связи для
распространения программ
телевизионного вещания и радиовещания, а
также задействование системы РАСЦО.
Передача экстренной информации и
сигналов оповещения на региональном
уровне осуществляется с использованием
оборудования оператора связи,
осуществляющего эфирную наземную
трансляцию общероссийских обязательных
общедоступных телеканалов и (или)
радиоканалов, а также эфирную наземную
трансляцию телеканалов, получивших
право на осуществление эфирного
цифрового наземного вещания с
использованием позиций в мультиплексах
(далее - Оператор), на котором должны быть
установлены (записаны) сигналы
оповещения в виде аудио- или видеофайлов
(совокупность аудиовизуальных, звуковых,
текстовых сообщений и материалов),
заранее сформированных и переданных
Оператору из органов повседневного
управления ТП РСЧС, а также с
использованием системы РАСЦО.
3.3. Передача сигналов оповещения и
экстренной информации населению
осуществляется подачей сигнала
"ВНИМАНИЕ ВСЕМ!" путем включения
сетей электрических, электронных сирен и
мощных акустических систем
длительностью до 3 минут с последующей
передачей по сетям связи, в том числе
сетям связи телерадиовещания, через
радиовещательные и телевизионные
передающие станции операторов связи и
организаций телерадиовещания. Речевая
информация заранее сформированных
сигналов оповещения длительностью не
более пяти минут передается населению,
как правило, из студий телерадиовещания
с перерывом программ вещания либо
непосредственно с рабочих мест
оперативных дежурных
(дежурно-диспетчерских) служб органов,
осуществляющих управление гражданской
обороной, и органов повседневного
управления ТП РСЧС. Допускается
трехкратное повторение передачи речевой
информации.
3.4. Передача информации и сигналов
оповещения на объектовом (локальном)
уровне осуществляется дежурными
диспетчерскими службами ЛСО с
разрешения руководителей
соответствующих организаций,
осуществляющих управление гражданской
обороной на соответствующих объектах,
для оповещения и информирования
населения (персонала объекта) об
опасностях, возникающих при военных
конфликтах или вследствие этих
конфликтов, а также при угрозе
возникновения или возникновении
чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера на объектах и
прилегающих к ним территориях.
3.5. Органы повседневного управления
гражданской обороны и ТП РСЧС, получив
экстренную информацию или сигналы
оповещения, подтверждают их получение,
немедленно доводят полученную
информацию или сигнал оповещения до
органов управления и сил ГО и ТП РСЧС в
установленном порядке.
3.6. Передача экстренной информации или
сигналов оповещения может
осуществляться как в
автоматизированном, так и в ручном
режиме.
Основной режим - автоматизированный,
который обеспечивает циркулярное,
групповое или выборочное доведение
экстренной информации и сигналов
оповещения до органов управления и сил
ГО, ТП РСЧС и населения.
В ручном режиме передача сигналов
оповещения и экстренной информации
осуществляется уполномоченными
дежурными (дежурно-диспетчерскими)
службами органов повседневного
управления РСЧС посредством включения
(запуска) оконечных средств оповещения
непосредственно с мест их установки, а
также направляют заявки операторам
связи и (или) редакциям средств массовой
информации на передачу сигналов
оповещения и экстренной информации в
соответствии с законодательством
Российской Федерации. В ручном режиме
задействуются громкоговорящие средства
на подвижных объектах, мобильные и
носимые средства оповещения.
3.7. Распоряжения на задействование
систем оповещения даются:
Главой Республики Хакасия -
Председателем Правительства Республики
Хакасия или лицом, исполняющим его
обязанности, - для РАСЦО, на основании
оперативной информации (доклада)
начальника Главного управления МЧС
России по Республике Хакасия в порядке,
установленном регламентом организации
оповещения населения Республики Хакасия
об опасностях, возникающих при военных
конфликтах или вследствие этих
конфликтов, а также при угрозе
возникновения или возникновении
чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера, с
использованием РАСЦО (приложение к
настоящему Положению);
главой муниципального образования
Республики Хакасия - для МАСЦО на
основании оперативной информации
(доклада) руководителя органа,
специально уполномоченного на решение
задач в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций,
создаваемого при органах местного
самоуправления;
руководителем организации,
эксплуатирующей опасные
производственные объекты I и II классов
опасности, особо радиационно-опасные и
ядерно-опасные производства и объекты,
гидротехнические сооружения
чрезвычайно высокой опасности и
гидротехнические сооружения высокой
опасности, - на основании оперативной
информации (доклада) руководителя
структурного подразделения организации,
специально уполномоченного на решение
задач в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций.
КСЭОН задействуется в автоматическом
режиме от систем мониторинга опасных
природных явлений и техногенных
процессов или в автоматизированном
режиме по решению соответствующего лица,
указанного в настоящем пункте.
3.8. В соответствии с установленным
порядком использования систем
оповещения разрабатываются инструкции
дежурных (дежурно-диспетчерских) служб
ТП РСЧС, организаций связи, операторов
связи и организаций телерадиовещания,
утверждаемые руководителями
вышеперечисленных организаций, во
взаимодействии с Главным управлением
МЧС России по Республике Хакасия или
создаваемым при органах местного
самоуправления органом, специально
уполномоченным на решение задач в
области гражданской обороны и защиты
населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций.
3.9. Непосредственные действия (работы) по
задействованию систем оповещения
осуществляются дежурными
(дежурно-диспетчерскими) службами
органов повседневного управления ТП
РСЧС, дежурными службами организаций
связи, операторов связи и организаций
телерадиовещания, привлекаемых к
обеспечению оповещения.
3.10. Органы, осуществляющие управление
гражданской обороной, и постоянно
действующие органы управления ТП РСЧС,
организации связи, операторы связи и
организации телерадиовещания проводят
комплекс организационно-технических
мероприятий по исключению
несанкционированного задействования
систем оповещения населения.
О случаях несанкционированного
задействования систем оповещения
организации, организации связи,
операторы связи и организации
телерадиовещания немедленно извещают
соответствующие органы, осуществляющие
управление гражданской обороной, и
постоянно действующие органы управления
ТП РСЧС.
4. Поддержание в готовности систем
оповещения населения
4.1. Поддержание региональных,
муниципальных и локальных систем
оповещения в готовности организуется и
осуществляется соответственно
исполнительными органами
государственной власти Республики
Хакасия, органами местного
самоуправления и организациями,
эксплуатирующими опасные
производственные объекты I и II классов
опасности, особо радиационно-опасные и
ядерно-опасные производства и объекты,
последствия аварий на которых могут
причинять вред жизни и здоровью
населения, проживающего или
осуществляющего хозяйственную
деятельность в зонах воздействия
поражающих факторов за пределами их
территорий, гидротехнические сооружения
чрезвычайно высокой опасности и
гидротехнические сооружения высокой
опасности.
4.2. В целях поддержания систем оповещения
населения в состоянии постоянной
готовности Управление по гражданской
обороне, чрезвычайным ситуациям и
пожарной безопасности Республики
Хакасия, Главное управление МЧС России
по Республике Хакасия и органы местного
самоуправления муниципальных
образований Республики Хакасия
совместно с организациями связи
осуществляют проведение технических и
комплексных проверок работоспособности
систем оповещения населения.
Комплексная проверка осуществляется с
включением оконечных средств оповещения
и доведением проверочных сигналов и
информации до населения в дневное время
два раза в год в первую среду марта и
октября.
Комплексные проверки готовности ЛСО
проводятся во взаимодействии с органами
местного самоуправления не реже одного
раза в год комиссией из числа
должностных лиц организации.
Технические проверки готовности к
задействованию РАСЦО, МАСЦО, ЛСО и КСЭОН
проводятся без включения оконечных
средств оповещения и замещения сигналов
телеканалов (радиоканалов) вещателей
дежурными (дежурно-диспетчерскими)
службами органов повседневного
управления РСЧС, организации путем
передачи проверочного сигнала и
речевого сообщения "Техническая
проверка" с периодичностью не реже
одного раза в сутки, при этом передача
пользователям услугами связи (на
пользовательское оборудование
(оконечное оборудование), а также выпуск
в эфир (публикация) редакциями средств
массовой информации проверочного
сигнала "Техническая проверка" не
производится.
Перед проведением всех проверок в
обязательном порядке проводится
комплекс организационно-технических
мероприятий с целью исключения
несанкционированного запуска систем
оповещения населения.
4.3. Работы по реконструкции и поддержанию
в технической готовности РАСЦО
организуются и проводятся Управлением
по гражданской обороне, чрезвычайным
ситуациям и пожарной безопасности
Республики Хакасия.
Организации связи, операторы связи и
организации телерадиовещания
непосредственно проводят работы по
реконструкции и поддержанию технической
готовности систем оповещения населения
на договорной основе.
4.4. В целях обеспечения устойчивого
функционирования систем оповещения
населения при их создании
предусматривается:
доведение информации оповещения с
нескольких территориально разнесенных
пунктов управления;
размещение используемых в интересах
оповещения центров (студий)
радиовещания, средств связи и аппаратуры
оповещения на запасных пунктах
управления.
4.5. Запасы мобильных (перевозимых и
переносных) технических средств
оповещения населения создаются и
поддерживаются в готовности к
использованию исполнительными органами
государственной власти Республики
Хакасия, органами местного
самоуправления муниципальных
образований Республики Хакасия на
республиканском и муниципальном уровнях
ТП РСЧС соответственно.
Главное управление МЧС России по
Республике Хакасия осуществляет
проверки готовности систем оповещения
населения к осуществлению мероприятий
по гражданской обороне и мероприятий по
защите населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций, в том числе
контроль за накоплением, хранением и
техническим состоянием запасов
мобильных средств оповещения.
4.6. В целях создания, обеспечения и
поддержания в состоянии постоянной
готовности к использованию систем
оповещения населения Главное управление
МЧС России по Республике Хакасия и
органы местного самоуправления
муниципальных образований Республики
Хакасия:
разрабатывают тексты речевых сообщений
для оповещения и информирования
населения и организуют их запись на
электронные и иные носители информации;
организуют и осуществляют подготовку
оперативных дежурных
(дежурно-диспетчерских) служб и
персонала по передаче сигналов
оповещения и речевой информации в мирное
и военное время;
планируют и проводят совместно с
организациями связи, операторами связи и
организациями телерадиовещания
проверки систем оповещения населения,
тренировки по передаче сигналов
оповещения и речевой информации;
разрабатывают совместно с организациями
связи, операторами связи и организациями
телерадиовещания порядок
взаимодействия дежурных
(дежурно-диспетчерских) служб при
передаче сигналов оповещения и речевой
информации.
Государственное казенное учреждение
Республики Хакасия "Республиканский
информационный центр по предупреждению
чрезвычайных ситуаций и ликвидации их
последствий" передает Оператору, а
органы местного самоуправления
муниципальных образований Республики
Хакасия передают организациям связи,
операторам связи, организациям
телерадиовещания на электронных
носителях запись текстов типовых
сообщений для оповещения населения
(сигналов оповещения) с присвоенным им
идентификационным номером.
4.7. В целях обеспечения постоянной
готовности систем оповещения населения
организации связи, операторы связи и
организации телерадиовещания:
обеспечивают техническую готовность
аппаратуры оповещения, средств связи,
каналов связи и средств
телерадиовещания, используемых в
системах оповещения населения;
обеспечивают готовность студий и
технических средств связи к передаче
сигналов оповещения и речевой
информации;
определяют по информации Оператора и
заявкам органов местного самоуправления
муниципальных образований Республики
Хакасия перечень каналов, средств связи
и телерадиовещания, предназначенных для
оповещения населения, а также производят
запись речевых сообщений для оповещения
населения на электронные носители
информации;
организуют и осуществляют подготовку
дежурных и персонала по передаче
сигналов оповещения и речевой
информации в мирное и военное время.
4.8. Финансирование создания,
совершенствования и поддержания в
состоянии постоянной готовности систем
оповещения населения, осуществляется в
соответствии со статьями 24, 25
Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О
защите населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера" и статьей 18
Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О
гражданской обороне".
Приложение
к Положению
о системе и порядке оповещения и
информирования
населения об опасностях, возникающих
при военных конфликтах или вследствие
этих конфликтов, а также при угрозе
возникновения или возникновении
чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного
характера
на территории Республики Хакасия
РЕГЛАМЕНТ организации оповещения населения Республики Хакасия об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, с использованием региональной автоматизированной системы централизованного оповещения
1. При поступлении информации об
опасностях, возникающих при военных
конфликтах или вследствие этих
конфликтов, а также при угрозе
возникновения или возникновении
чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера старший
оперативный дежурный центра управления
в кризисных ситуациях Главного
управления МЧС России по Республике
Хакасия (далее - старший оперативный
дежурный) передает оперативному
дежурному пункта управления
Государственного казенного учреждения
Республики Хакасия "Республиканский
информационный центр по предупреждению
чрезвычайных ситуаций и ликвидации их
последствий" (далее - ОДПУ) информацию
о необходимости подготовки к
использованию аппаратуры региональной
автоматизированной системы
централизованного оповещения населения
Республики Хакасия (далее - РАСЦО) и
подготовку заявки на передачу
экстренной информации и сигналов
оповещения по сети оператора связи,
осуществляющего эфирную наземную
трансляцию общероссийских обязательных
общедоступных телеканалов и (или)
радиоканалов, а также эфирную наземную
трансляцию телеканалов, получивших
право на осуществление эфирного
цифрового наземного вещания с
использованием позиций в мультиплексах
(далее - Оператор).
2. Начальник Главного управления МЧС
России по Республике Хакасия (лицо, его
замещающее) докладывает о создавшейся
обстановке на территории Республики
Хакасия:
Главе Республики Хакасия - Председателю
Правительства Республики Хакасия или
лицу, исполняющему его обязанности, дает
соответствующие рекомендации по
передаче сигналов оповещения и
экстренной информации об угрозе или
возникновении чрезвычайных ситуаций по
цифровой эфирной наземной сети
телерадиовещания и/или задействованию
РАСЦО с указанием варианта ее
использования:
перехват телевизионных каналов и
радиовещательных станций;
перехват телевизионных каналов и
радиовещательных станций с
одновременным использованием
громкоговорящих устройств;
перехват телевизионных каналов и
радиовещательных станций с
одновременным использованием
электросирен;
перехват телевизионных каналов и
радиовещательных станций с
одновременным использованием
электросирен и громкоговорящих
устройств.
3. Глава Республики Хакасия -
Председатель Правительства Республики
Хакасия или лицо, исполняющее его
обязанности, на основании полученной
информации принимает решение и дает
распоряжение на задействование РАСЦО с
указанием варианта и номера типового
текстового сообщения на использование с
уведомлением о принятом решении
начальника Главного управления МЧС
России по Республике Хакасия (лица, его
замещающего).
Государственное казенное учреждение
Республики Хакасия "Республиканский
информационный центр по предупреждению
чрезвычайных ситуаций и ликвидации их
последствий" принимает меры
организационного характера, связанные с
доведением до населения сигналов
оповещения и экстренной информации об
опасностях, возникающих при угрозе
возникновения или возникновении
чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера, а также при
военных конфликтах или вследствие этих
конфликтов, о правилах поведения
населения и необходимости проведения
мероприятий по защите.
При подготовке текста передаваемого
речевого сообщения за основу
принимаются типовые текстовые сообщения
об угрозе или возникновении
чрезвычайных ситуаций (приложение к
настоящему Регламенту).
4. ОДПУ на основании решении Главы
Республики Хакасия - Председателя
Правительства Республики Хакасия (лица,
исполняющим его обязанности) на
осуществление оповещения населения
осуществляет оповещение в соответствии
с указанным вариантом оповещения,
алгоритмом работы РАСЦО и
использованием утвержденного текста
речевого сообщения и подает заявку
Оператору для осуществления оповещения
населения путем перехвата каналов
вещания.
Заявка должна содержать следующие
сведения:
дату и время принятия решения об
оповещении населения;
фамилию, имя и отчество лица, принявшего
решение об оповещении населения, с
указанием его должности;
дату и время начала передачи сигнала
оповещения (период оповещения);
идентификационный номер сигнала
оповещения из состава сигналов,
переданных Оператору сигналов
оповещения;
количество повторов передачи сигнала
оповещения (не более трех раз в период
оповещения);
фамилию, инициалы старшего оперативного
дежурного, подавшего заявку.
Заявка незамедлительно оформляется в
письменном виде и направляется
Оператору.
5. По окончании сеанса работы РАСЦО ОДПУ
докладывает в Главное управление МЧС
России по Республике Хакасия и Главе
Республики Хакасия - Председателю
Правительства Республики Хакасия (лицу,
его замещающему) о проведении оповещения
и времени начала и окончания сеанса
оповещения и делает соответствующую
запись в рабочем журнале.
Приложение
к Регламенту
организации оповещения населения
Республики Хакасия об опасностях,
возникающих при военных конфликтах
или вследствие этих конфликтов,
а также при угрозе возникновения
или возникновении чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного
характера, с использованием
региональной
автоматизированной системы
централизованного оповещения
ТИПОВЫЕ ТЕКСТОВЫЕ СООБЩЕНИЯ для организации оповещения населения Республики Хакасия по сигналам гражданской обороны и об угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций
Сигналы по гражданской обороне
N 01. Сигнал с информацией "Техническая
проверка"
Внимание! Внимание! Проводится
техническая проверка системы оповещения
населения.
N 1. Сигнал с информацией о воздушной
тревоге (сигнал "Воздушная
тревога")
Внимание! На территории Республики
Хакасия существует угроза нападения
противника с применением боевых средств
поражения. Возможны частичные
разрушения зданий и сооружений. Для
сохранения жизни и здоровья вам
необходимо укрыться в защитных
сооружениях, в подвалах, погребах или
других местах, где возможно переждать
нападение. Возьмите с собой средства
индивидуальной защиты, предметы первой
необходимости, такие как документы,
продукты питания, воду, теплые вещи. При
выходе из дома отключите свет, газ и воду.
По возможности предупредите соседей.
После того, как вы укроетесь от
нападения, ожидайте информации об
обстановке. Не покидайте укрытия до тех
пор, пока не поступит сигнал "Отбой
воздушной тревоги".
Единый номер вызова экстренных служб 112,
пожарно-спасательной службы 101.
N 2. Сигнал с информацией об отмене
"воздушной тревоги"
Внимание! На территории Республики
Хакасия объявлен сигнал "Отбой
воздушной тревоги!". Гражданам
разрешается покинуть укрытия. Будьте
бдительны, соблюдайте осторожность при
выходе на улицу. Если вы пострадали или
обнаружили пострадавших, постарайтесь
об этом сообщить по телефону "112", по
возможности окажите первую помощь.
Следите за информацией, поступающей от
органов государственной власти.
N 3. Сигнал с информацией о "химической
тревоге" (при применении противником
химического оружия)
Внимание! На территории Республики
Хакасия существует угроза нападения
противника с применением химического
оружия. Вам необходимо надеть
противогаз, имеющуюся защитную одежду
укрыться в подвалах, погребах или других
местах, где возможно переждать
нападение. Возьмите с собой предметы
первой необходимости, такие как
документы, продукты питания, воду, теплые
вещи. При выходе из дома отключите свет,
газ и воду. По возможности предупредите
соседей. После того, как вы укроетесь от
нападения, ожидайте информации по
обстановке. Не покидайте укрытия до тех
пор, пока не поступит сигнал "отбой
химической тревоги".
N 4. Сигнал с информацией об отмене
сигнала "химическая тревога"
Внимание! На территории Республики
Хакасия объявлен сигнал "Отбой
химической тревоги!". Гражданам
разрешается покинуть укрытия. Будьте
бдительны, соблюдайте осторожность при
выходе на улицу. Не снимайте средства
индивидуальной защиты до тех пор, пока не
будет пройдена санитарная обработка.
Если вы пострадали или обнаружили
пострадавших, постарайтесь об этом
сообщить по телефону "112", по
возможности окажите первую помощь.
Следите за информацией, поступающей от
органов государственной власти.
N 5. Сигнал с информацией о "химической
тревоге" (ОАО "Абаканский
хладокомбинат")
Внимание! На территории Абаканского
хладокомбината произошла авария с
выбросом аммиака. Жителям города
Абакана, проживающим вблизи от
хладокомбината, в первую очередь,
проживающих в районе Нижняя Согра,
необходимо принять меры по экстренной
эвакуации. Покидая квартиру, выключите
источники электроэнергии, возьмите с
собой личные документы, необходимые
вещи, наденьте обильно смоченную маску,
накидку или плащ, резиновые сапоги.
Обратите внимание на направление ветра и
двигайтесь перпендикулярно его
направлению. Если нет возможности
своевременно эвакуироваться, то примите
меры по герметизации своих жилых
помещений для устранения угрозы
попадания аммиака. По возможности
оповестите соседей о сложившейся
ситуации. Внимательно следите за своим
состоянием. Признаками поражения
аммиаком могут быть обильное
слезотечение, боль в глазах, ожог и
конъюнктивит роговицы, потеря зрения,
кашель, ожоги кожи.
N 6. Сигнал с информацией об отмене
сигнала "химическая тревога" (ОАО
"Абаканский хладокомбинат")
Внимание! Авария на территории
Абаканского хладокомбината
ликвидирована, проводятся работы по
устранению последствий аварии. Жителям
города Абакана, попавшим в зону
заражения необходимо обратиться в
медицинские учреждения для обследования
на предмет заражения и получения
медицинской помощи.
N 7. Сигнал с информацией о "химической
тревоге" (ФГКУ "Комбинат
"Залив" Управления Федерального
агентства по государственным резервам
по Сибирскому федеральному округу")
Внимание! На территории комбината
"Залив" в городе Черногорске
произошла авария с выбросом аммиака.
Жителям города Черногорска, проживающим
вблизи от комбината принять меры по
экстренной эвакуации. Покидая квартиру,
выключите источники электроэнергии,
возьмите с собой личные документы,
необходимые вещи, наденьте обильно
смоченную маску, накидку или плащ,
резиновые сапоги. Обратите внимание на
направление ветра и двигайтесь
перпендикулярно его направлению. Если
нет возможности своевременно
эвакуироваться, то необходимо принять
меры по герметизации своих жилых
помещений для устранения угрозы
попадания аммиака. По возможности
оповестить соседей о сложившейся
ситуации. Внимательно следите за своим
состоянием. Признаками поражения
аммиаком могут быть обильное
слезотечение, боль в глазах, ожог и
конъюнктивит роговицы, потеря зрения,
кашель, ожоги кожи.
N 8. Сигнал с информацией об отмене
сигнала "химическая тревога" (ФГКУ
"Комбинат "Залив" Управления
Федерального агентства по
государственным резервам по Сибирскому
федеральному округу")
Внимание! Авария на территории комбината
"Залив" в городе Черногорске
хладокомбината ликвидирована,
проводятся работы по устранению
последствий аварии. Жителям города
Черногорска, попавшим в зону заражения
необходимо обратиться в медицинские
учреждения для обследования на предмет
заражения и получения медицинской
помощи.
N 9. Сигнал с информацией об "угрозе
катастрофического затопления" (СШ ГЭС
им. П.С. Непорожнего)
Внимание! В результате аварии на
гидротехническом сооружении
Саяно-Шушенская ГЭС возникла угроза
затопления населенных пунктов,
расположенных вдоль русла реки Енисей.
Жителям населенных пунктов,
расположенных около реки Енисей
необходимо в срочном порядке собрать
документы, предметы первой
необходимости и ожидать указаний от
местных властей по эвакуации или
направиться на ближайшие возвышенные
места. По возможности оповестить
соседей. После убытия в безопасный район
ожидать указаний органов
государственной власти.
N 10. Сигнал с информацией об отмене
"угрозы катастрофического
затопления" (СШ ГЭС им. П.С.
Непорожнего)
Внимание! Уровень воды в реке Енисей
понизился до нормального состояния, с
территорий затопленных населенных
пунктов вода сошла. Жителям
рекомендуется обратиться в адрес
органов государственной власти по
порядку возвращения в свои дома.
Сигналы об угрозе возможного возникновения чрезвычайной ситуации в результате прогнозируемых опасных метеоявлений
N 11. Сигнал о прогнозируемых опасных
метеоявлениях (очень сильный ветер)
Внимание! По прогнозу гидрометцентра:
сегодня на территории Республики
Хакасия ожидаются порывы ветра свыше 25
м/с.
Просим максимально исключить пребывание
на улице. Избегайте нахождения рядом с
линиями электропередач, деревьями и
рекламными щитами, витринами. Не стойте
под балконами высотных домов. Соблюдайте
меры безопасности.
Единый номер вызова экстренных служб 112,
пожарно-спасательной службы 101.
N 12. Сигнал о прогнозируемых опасных
метеоявлениях (очень сильные дожди,
очень сильный ветер)
Внимание! По прогнозу гидрометцентра:
сегодня на территории Республики
Хакасия ожидаются порывы ветра свыше 25
м/с, сильные и очень сильные дожди.
МЧС рекомендует отказаться от поездок на
личном автомобиле, соблюдать скоростной
режим и дистанцию. Соблюдайте меры
безопасности.
Единый номер вызова экстренных служб 112,
пожарно-спасательной службы 101.
N 13. Сигнал о прогнозируемых опасных
метеоявлениях (очень сильные дожди,
усиление ветра)
Внимание! По прогнозу гидрометцентра:
сегодня на территории Республики
Хакасия ожидаются сильные и очень
сильные дожди, усиление ветра.
Соблюдайте меры безопасности.
Единый номер вызова экстренных служб 112,
пожарно-спасательной службы 101.
N 14. Сигнал о прогнозируемых опасных
метеоявлениях (ливневый дождь, град,
гроза сильный ветер)
Внимание! По прогнозу гидрометцентра:
сегодня на территории Республики
Хакасия ожидаются: ливневый дождь, град,
гроза, сильный ветер.
Соблюдайте меры безопасности.
Единый номер вызова экстренных служб 112,
пожарно-спасательной службы 101.
N 15. Сигнал о прогнозируемых опасных
метеоявлениях (очень сильный снег)
Внимание! По прогнозу гидрометцентра:
сегодня на территории Республики
Хакасия ожидается усиление ветра, очень
сильный снег.
Соблюдайте меры безопасности.
МЧС рекомендует отказаться от поездок на
личном автомобиле, соблюдать скоростной
режим и дистанцию. Соблюдайте меры
безопасности.
Единый номер вызова экстренных служб 112,
пожарно-спасательной службы 101.
N 16. Сигнал о прогнозируемых опасных
метеоявлениях (сильные
гололедно-изморозевые отложения)
Внимание! По прогнозу гидрометцентра:
сегодня на территории Республики
Хакасия ожидаются сильные
гололедно-изморозевые отложения на
проводах и деревьях.
Соблюдайте меры безопасности.
Единый номер вызова экстренных служб 112,
пожарно-спасательной службы 101.
N 17. Сигнал о прогнозируемых опасных
метеоявлениях (сильная жара)
Внимание! По прогнозу гидрометцентра:
сегодня на территории Республики
Хакасия ожидается сильная жара,
температура +35° и выше.
Соблюдайте меры безопасности.
Единый номер вызова экстренных служб 112,
пожарно-спасательной службы 101.
N 18. Сигнал о прогнозируемых опасных
метеоявлениях (сильный мороз)
Внимание! По прогнозу гидрометцентра:
сегодня на территории Республики
Хакасия ожидается сильный мороз,
понижение температуры воздуха до -45 и
ниже градусов.
Соблюдайте меры безопасности.
Единый номер вызова экстренных служб 112,
пожарно-спасательной службы 101.
N 19. Сигнал о прогнозируемых опасных
метеоявлениях (о значительном повышении
дневных температур воздуха, усилении
ветра в пожароопасный период,
установлении высокой и чрезвычайной
пожарной опасности)
Внимание! В связи со значительным
повышением дневных температур,
усилением ветра и установлением высокой
и чрезвычайной пожарной опасности
ухудшилась пожарная обстановка на
территории республики.
Напоминаем, что на территории Республики
Хакасия введен особый противопожарный
режим, в период которого категорически
запрещено проводить любые огневые
работы и использовать открытый огонь в
лесу и лесной зоне, на садовых участках и
во дворах. В связи с ухудшением
метеорологической обстановки уже
возникали случаи угрозы перехода лесных
и степных пожаров на населенные пункты.
Соблюдайте правила пожарной
безопасности. Будьте внимательны и
осторожны.
Единый номер вызова экстренных служб 112,
пожарно-спасательной службы 101.
N 20. Сигнал о прогнозируемых опасных
метеоявлениях (о значительном повышении
дневных температур воздуха, очень
сильном ветре в пожароопасный период,
установлении чрезвычайной пожарной
опасности)
Внимание! В связи со значительным
повышением дневных температур, очень
сильным ветром и установлением
чрезвычайной пожарной опасности
ухудшилась пожарная обстановка на
территории республики.
В связи с ухудшением метеорологической
обстановки уже возникали случаи угрозы
перехода лесных и степных пожаров на
населенные пункты. Соблюдайте правила
пожарной безопасности. Будьте
внимательны и осторожны.
Единый номер вызова экстренных служб 112,
пожарно-спасательной службы 101.
Сигналы об угрозе или возникновении
чрезвычайных ситуаций
N 21. Сигнал по предупреждению
распространения коронавирусной
инфекции
Внимание! В целях предупреждения
распространения коронавирусной
инфекции действует режим повышенной
готовности. Для сохранения вашего
здоровья и здоровья ваших близких
призываем вас оставаться дома и
соблюдать режим самоизоляции.
Максимально ограничьте контакты и
пользование общественным транспортом.
Избегайте нахождения в местах массового
пребывания людей. Соблюдайте социальную
дистанцию не менее 1,5 метра. Используйте
медицинские маски и респираторы при
выходе из дома. Соблюдайте личную
гигиену, регулярно проводите
дезинфекцию и проветривание места
вашего пребывания. При первых признаках
недомогания вызывайте врача на дом. Не
занимайтесь самолечением. Своевременно
начатое лечение способствует скорейшему
выздоровлению.
Единый номер вызова экстренных служб 112,
пожарно-спасательной службы 101.
N 22. Сигнал по угрозе перехода природных
пожаров на населенные пункты
Внимание! На территории Республики
Хакасия существует угроза перехода
природных пожаров на населенные пункты и
жилые строения. В случае приближения
пожара к вашему населенному пункту,
приготовьтесь отключить в своих домах
газ, электричество. Соберите личные
документы, ценные вещи и будьте готовы к
эвакуации в безопасную зону. Оповестите
соседей о полученной информации. Окажите
помощь больным и престарелым людям.
Сохраняйте спокойствие и следите за
сообщениями властей.
Единый номер вызова экстренных служб 112,
пожарно-спасательной службы 101.
N 23. Сигнал по переходу природных пожаров
на населенные пункты
Внимание! На территории Республики
Хакасия наблюдается переход природных
пожаров на населенные пункты и жилые
строения. Если огонь приближается к
вашему дому, отключите в своем доме газ,
электричество, закройте окна и двери.
Возьмите личные документы, ценные вещи и
направляйтесь в безопасную зону для
дальнейшей эвакуации. Оповестите
соседей о полученной информации. Окажите
помощь больным и престарелым людям.
Будьте внимательны к официальным
сообщениям властей.
Единый номер вызова экстренных служб 112,
пожарно-спасательной службы 101.
N 24. Сигнал по незначительным
сейсмособытиям, без разрушений и
пострадавших
Внимание! На территории республики
зарегистрировано сейсмособытие. Жертв и
разрушений нет, Саяно-Шушенская ГЭС
работает в штатном режиме. Просим
соблюдать спокойствие, оставаться на
своих местах. В дальнейшем просим
руководствоваться только официальной
информацией, поступающей от органов
власти.
Единый номер вызова экстренных служб 112,
пожарно-спасательной службы 101.
N 25. Сигнал по сейсмособытиям с
разрушениями и пострадавшими
Внимание! Сохраняется угроза повторных
подземных толчков. Расположитесь на
открытой местности в удалении от линий
электропередач и высотных сооружений. Не
подходите к зданиям и не входите внутрь.
Окажите помощь пострадавшим. При
обнаружении очагов возгорания, людей под
завалами сообщите по телефону "112".
Сохраняйте спокойствие и следите за
сообщениями властей.
Единый номер вызова экстренных служб 112,
пожарно-спасательной службы 101.
N 26. Сигнал по угрозе затопления
населенных пунктов
Внимание! На территории Республики
Хакасия наблюдается осложнение
паводковой обстановки. Возможно
затопление улиц и отдельных домов. Если
вода приближается к вашему населенному
пункту, подготовьте личные документы,
вещи, продукты питания и запас воды,
отключите газ, воду, электроэнергию и
будьте готовыми к эвакуации в безопасную
зону. Оповестите соседей о полученной
информации. Окажите помощь больным и
пожилым людям. Будьте внимательны к
официальным сообщениям властей.
Единый номер вызова экстренных служб 112,
пожарно-спасательной службы 101.
N 27. Сигнал по затоплению населенных
пунктов
Внимание! На территории Республики
Хакасия наблюдается подтопление улиц и
домов отдельных населенных пунктов. Если
вода приближается к вашему дому,
возьмите личные документы, вещи,
продукты питания и запас воды, отключите
газ, воду, электроэнергию и
направляйтесь в безопасную зону для
дальнейшей эвакуации. Оповестите
соседей о полученной информации. Окажите
помощь больным и пожилым людям. Будьте
внимательны к официальным сообщениям
властей.
Единый номер вызова экстренных служб 112,
пожарно-спасательной службы 101.".
Исполняющий обязанности Главы
Республики Хакасия - Председателя
Правительства Республики Хакасия
И.ВОЙНОВА