Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь


ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 марта 2021 года N 2977


Об информациях о региональной практике реализации законодательства, направленного на стимулирование инвестиционной активности в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре и Ямало-Ненецком автономном округе (протокол согласия совета Законодателей от 04.02.2021 N 178)



Рассмотрев информации заместителя Председателя Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа, председателя Комитета по экономической политике, бюджету и финансам Казарина В.Н., заместителя председателя Тюменской областной Думы Резяповой Г.А., Председателя Думы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Хохрякова Б.С. о региональной практике реализации законодательства, направленного на стимулирование инвестиционной активности в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре и Ямало-Ненецком автономном округе, представленные Советом Законодателей Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа, решение комитета областной Думы по государственному строительству и местному самоуправлению, в соответствии с пунктом 32 части первой статьи 28, статьями 31 и 33 Устава Тюменской области областная Дума постановляет:


1. Информации заместителя Председателя Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа, председателя Комитета по экономической политике, бюджету и финансам Казарина В.Н., заместителя председателя Тюменской областной Думы Резяповой Г.А., Председателя Думы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Хохрякова Б.С. о региональной практике реализации законодательства, направленного на стимулирование инвестиционной активности в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре и Ямало-Ненецком автономном округе, принять к сведению (приложения 1, 2, 3).


2. Направить настоящее постановление в Думу Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Законодательное Собрание Ямало-Ненецкого автономного округа.



Председатель областной Думы
С.Е.КОРЕПАНОВ



Приложение 1
к постановлению областной Думы
от 18.03.2021 N 2977



ИНФОРМАЦИЯ О РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, НАПРАВЛЕННОГО НА СТИМУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ, ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - ЮГРЕ И ЯМАЛО-НЕНЕЦКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ

(представлена заместителем Председателя Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа, председателем Комитета по экономической политике, бюджету и финансам Казариным В.Н.)



Экономическое развитие Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ) в 2020 году подверглось воздействию двух глобальных вызовов: изменение конъюнктуры на мировых рынках углеводородов и распространение новой коронавирусной инфекции (COVID-19).


При этом, несмотря на указанные глобальные вызовы, по итогам 2020 года предприятиями и организациями всех форм собственности инвестировано в реальный сектор экономики автономного округа 916,7 млрд рублей, что в сопоставимых ценах выше уровня аналогичного периода 2019 года на 1,4%. Основная доля капитальных вложений предприятий автономного округа принадлежит топливно-энергетическому комплексу (около 86%).


Стабильной ситуации в период пандемии 2020 года в части инвестиционной активности способствовали налоговая политика, проводимая на территории автономного округа, и созданный в автономном округе благоприятный налоговый режим для инвесторов, в том числе для осуществляющих передовые инвестиционные мегапроекты, значимые для всей страны.


Разработка и реализация окружного законодательства в сфере стимулирования инвестиционной активности осуществляются исходя из потребностей инвесторов в необходимых экономических ресурсах.


Налоговая политика автономного округа имеет выраженную инвестиционную направленность, а именно:


1) для поддержки крупных инвестиционных проектов, с капитализацией более 1 млрд рублей в округе сформирован Перечень организаций, осуществляющих реализацию приоритетных инвестиционных проектов, утвержденный Законом автономного округа от 23 декабря 2011 года N 151-ЗАО.


Для организаций, реализующих такие проекты, в два раза (до 1,1%) снижается ставка по налогу на имущество организаций и значительно (до 13,5%) снижается ставка по налогу на прибыль организаций;


2) участникам региональных инвестиционных проектов предоставляется пониженная ставка налога на прибыль организаций в размере 10%. Реестр участников региональных инвестиционных проектов ведет Федеральная налоговая служба на основании решений, принятых уполномоченным органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации;


3) осуществляется предоставление инвестиционного налогового вычета:


- организациям, осуществляющим добычу высоковязкой нефти из нефтяных оторочек газонефтяных (нефтегазовых) залежей, в которых нефть в подгазовых зонах подстилается подошвенной водой.


Ставка налога на прибыль, устанавливаемая для расчета предельной величины инвестиционного вычета, определена в размере 10%.


Таким образом, налогоплательщик сможет уменьшить налог на прибыль на сумму, эквивалентную разнице между суммой налога, определяемой по ставке 17% и ставке 10%.


Размер инвестиционного налогового вычета составляет 90% от суммы затрат, которые формируют и изменяют первоначальную стоимость основных средств;


- организациям, включенным в Реестр организаций в целях применения инвестиционного налогового вычета в отношении расходов на создание объектов инфраструктуры, которые в соответствии с законодательством РФ могут находиться исключительно в федеральной собственности.


Ставка налога на прибыль, устанавливаемая для расчета предельной величины инвестиционного вычета, определена в размере 0%.


Таким образом, налогоплательщик сможет уменьшить налог на прибыль на сумму, эквивалентную разнице между суммой налога, определяемой по ставке 17% и ставке 0%.


В дальнейшем спектр направлений по применению инвестиционного налогового вычета будет расширяться.


Так, в 2013 году объем налоговых расходов окружного бюджета составлял 6,0 млрд рублей; в 2015 году - 11,1 млрд рублей; в 2017 году - 16,9 млрд рублей, а в 2019 году - 74 млрд рублей, что обусловлено в первую очередь вводом в эксплуатацию крупных инвестиционных проектов, реализуемых при государственной поддержке автономного округа, и, как следствие, ростом налоговых льгот, применяемых реализующими эти проекты организациями;


4) Федеральный закон от 13 июля 2020 года N 193-ФЗ "О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации" определил в качестве мер государственной поддержки предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации предоставление льгот по налогам.


С 1 января 2021 года для резидентов Арктической зоны Российской Федерации, реализующих инвестиционные проекты в сферах туризма и оказания услуг населению, установлена пониженная ставка в размере 5% по налогу на прибыль организаций в отношении проектов в сфере туризма и услуг населению.


Кроме того, для проектов в сфере туризма введены льготные ставки по иным региональным налогам:


1,1% по налогу на имущество организаций в течение 3 лет с даты признания имущества объектом налогообложения;


1% по упрощенной системе налогообложения по объекту "доходы" на 5 лет с момента получения первых доходов от деятельности, указанной в соглашении об осуществлении инвестиционной деятельности. При этом следует отметить, что по упрощенной системе с объектом налогообложения "доходы минус расходы" в автономном округе уже для всех налогоплательщиков действует минимально возможная ставка в 5%;


0% по земельному налогу в течение 5 лет с момента получения статуса резидента.


Пониженные ставки закреплены, соответственно, Законами автономного округа от 25 сентября 2008 года N 77-ЗАО "О налоге на прибыль организаций, подлежащем зачислению в окружной бюджет", от 27 ноября 2003 года N 56-ЗАО "О налоге на имущество организаций", от 28 сентября 2017 года N 66-ЗАО "О налоговой ставке для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения и выбравших в качестве объекта налогообложения доходы", а также нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в автономном округе.


С 2018 года действует упрощенный порядок предоставления инвесторам земельных участков в аренду без проведения торгов с учетом критериев, утвержденных Законом автономного округа от 19 июня 2009 года N 39-ЗАО "О регулировании отдельных земельных отношений в Ямало-Ненецком автономном округе".


Так, для получения земельного участка в аренду без торгов проект должен соответствовать следующим критериям:


1) объем капитальных вложений, определяющих сумму финансирования инвестиционного проекта в соответствии с паспортом инвестиционного проекта, составляет не менее:


а) 300 млн рублей для инвестиционных проектов, реализуемых (планируемых к реализации) на территории городских населенных пунктов в автономном округе;


б) 100 млн рублей для инвестиционных проектов, реализуемых (планируемых к реализации) на территории сельских населенных пунктов в автономном округе;


2) инвестиционный проект соответствует критериям финансовой и социальной эффективности, установленным постановлением Правительства автономного округа.


В 2020 году на территории автономного округа была значительно модернизирована система сопровождения инвестиционных проектов по принципу "одного окна". В рамках новой системы упрощен порядок принятия инвестиционного проекта на сопровождение. Предприниматель подает заявку в центр "Мой бизнес" и через 15 дней получает ответ (для сравнения - ранее такой срок составлял не менее 45 дней);


введена новая услуга - персональный менеджер, предусматривающая закрепление за каждым проектом сотрудника центра "Мой бизнес", к обязанностям которого относится оказание исчерпывающих консультаций, подготовка документов, проведение необходимых встреч, переговоров и т.д.;


в рамках сопровождения предоставляются услуги по поиску земельных участков, их оформлению, проводятся работы с собственниками и документацией в сфере землеустройства;


введены новые услуги, предусматривающие решение вопросов с подключением к газу, теплосетям, энергосетям, включая получение технических условий.


В 2020 году внедрена новая система управления инвестиционной деятельностью на территории автономного округа, предусматривающая тесное взаимодействие регионального и муниципальных советов в целях наиболее эффективного и комплексного решения вопросов, возникающих в ходе осуществления инвестиционной и предпринимательской деятельности на территории региона (постановление Правительства автономного округа от 23 июня 2020 года N 115-ПГ "О совете по инвестиционной политике и развитию малого и среднего предпринимательства в Ямало-Ненецком автономном округе").


В совокупности в работе муниципальных советов принимают участие 117 предпринимателей, состав регионального совета представлен по одному предпринимателю от каждого муниципального образования - 13 предпринимателей.


Количественный состав советов практически не претерпел изменений.


Однако был сделан акцент на усиление роли предпринимательского сообщества в принятии ключевых решений, касающихся вопросов регулирования предпринимательской и инвестиционной деятельности.


В частности, именно предприниматели инициируют включение в муниципальный проблематор вопросов, наиболее актуальных для бизнеса, а также участвуют в разработке плана мероприятий ("дорожных карт") по их решению.


На сегодняшний день в рамках новой системы во всех муниципальных образованиях сформированы проблематоры - списки вопросов, требующих первоочередного решения в сфере развития малого и среднего предпринимательства в автономном округе. Наиболее актуальными вопросами, отраженными в муниципальных проблематорах, являются вопросы, связанные с доступностью земельных участков, взаимодействием с ресурсоснабжающими организациями, дефицитом квалифицированных кадров, нелегальным бизнесом.


Доклады о результатах реализации плана мероприятий по решению проблематоров ежегодно представляют главы муниципальных образований в автономном округе на заседаниях Совета по инвестиционной политике и развитию малого и среднего предпринимательства в автономном округе.


Функционирование канала прямой связи представителей предпринимательского сообщества с органами государственной власти автономного округа и органами местного самоуправления способствует обеспечению соблюдения гарантий стабильности условий деятельности инвесторов, реализующих инвестиционные проекты на территории автономного округа.


Таким образом, в настоящее время в автономном округе действует комплексная система поддержки инвестиционной деятельности, которая направлена на реализацию как крупномасштабных, так и локальных проектов.


Осуществление всего комплекса мер с учетом предоставляемых налоговых преференций способствует устойчивой тенденции к росту доходов окружного бюджета: 2015 год - 112,1 млрд рублей; 2017 год - 151,0 млрд рублей; 2019 год - 215,3 млрд рублей; 2020 год - 205,1 млрд рублей.


Последствия пандемии новой коронавирусной инфекции и, как следствие, замедление экономического роста определенное время будут продолжать сказываться на экономике автономного округа. Но при этом грамотно выстроенная система государственной политики и сформированная законодательная база в этой сфере будут способствовать стимулированию инвестиционной деятельности и достижению результатов даже в сложившихся непростых экономических условиях.



Приложение 2
к постановлению областной Думы
от 18.03.2021 N 2977



ИНФОРМАЦИЯ О РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, НАПРАВЛЕННОГО НА СТИМУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ, ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - ЮГРЕ И ЯМАЛО-НЕНЕЦКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ

(представлена заместителем председателя Тюменской областной Думы Резяповой Г.А.)



Тюменская область - один из привлекательных регионов для инвесторов. Правительством Тюменской области решаются задачи по созданию благоприятных условий для ведения инвестиционной деятельности, расширения и развития предпринимательской деятельности.


Стимулирование инвестиционной активности в Тюменской области осуществляется в рамках реализации ряда законов и иных нормативных правовых актов.


Так, в целях развития инвестиционной деятельности на территории Тюменской области, включая территории автономных округов, повышения заинтересованности лиц, осуществляющих инвестиционную деятельность, в увеличении производства товаров, работ и услуг, активизации привлечения и эффективного использования отечественных и иностранных финансовых ресурсов, передовой техники, технологий и управленческого опыта реализуется Закон Тюменской области от 08.07.2003 N 159 "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Тюменской области" (далее - Закон N 159).


Закон N 159 определяет формы государственной поддержки инвестиционной деятельности и условия ее предоставления органами государственной власти области, а также гарантии и способы защиты прав держателей инвестиционных проектов.


В Тюменской области держателям инвестиционных проектов в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Тюменской области предоставляются следующие гарантии:


- обеспечение равных прав при осуществлении инвестиционной деятельности;


- гласность в обсуждении инвестиционных проектов;


- защита прав и интересов держателей инвестиционных проектов, в том числе право обращения к Уполномоченному по защите прав предпринимателей в Тюменской области с заявлениями и жалобами о нарушении прав и законных интересов, а также право обжаловать в суде решения и действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц.


В рамках Закона N 159 держателям инвестиционных проектов Тюменской области предоставляется государственная поддержка в формах, установленных статьей 4 данного областного Закона.


В целях реализации Закона N 159 принято постановление Администрации Тюменской области от 17.01.2005 N 2-пк, которым утверждены порядок заключения инвестиционного соглашения, предусмотренного пунктом 1 статьи 5 Закона N 159, порядок принятия решений о включении организации в реестр участников региональных инвестиционных проектов, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 4 Закона N 90 "О предоставлении налоговых льгот участникам региональных инвестиционных проектов, реализуемых в Тюменской области", Положение об инвестиционном совете, Положение об экспертизе инвестиционных проектов Тюменской области, порядок заключения инвестиционного соглашения, предусмотренного пунктом 1 статьи 5 Закона N 159, порядок принятия решения о включении организации в реестр участников региональных инвестиционных проектов и о внесении изменений в реестр участников региональных инвестиционных проектов, не связанных с прекращением статуса участника регионального инвестиционного проекта, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 4 Закона N 90 "О предоставлении налоговых льгот участникам региональных инвестиционных проектов, реализуемых в Тюменской области".


Рассмотрение инвестиционных проектов осуществляется инвестиционным советом с учетом заключений соответствующих органов исполнительной власти области.


Порядок контроля за достижением держателями инвестиционных проектов Тюменской области согласованных значений показателей установлен постановлением Правительства Тюменской области от 30.05.2005 N 44-п "Об утверждении Порядка контроля за достижением держателями инвестиционных проектов Тюменской области согласованных значений показателей". Контроль осуществляется посредством рассмотрения представленных держателями инвестиционных проектов отчетов о достижении согласованных показателей, характеризующих получение положительного экономического и (или) социального эффекта, в срок и по формам, установленным инвестиционными соглашениями.


По состоянию на 01.01.2021 действовало пять инвестиционных соглашений с держателями инвестиционных проектов Тюменской области:


инвестиционное соглашение по реализации инвестиционного проекта Тюменской области "Строительство водно-термального оздоровительного комплекса с аквапарком и объектами инфраструктуры", держателями инвестиционного проекта являются ООО "МФК "Аквамолл", ООО "Аквапарк";


инвестиционное соглашение по реализации инвестиционного проекта Тюменской области "Комплексное развитие Тобольской промышленной площадки". Срок реализации - 2007 - 2025 годы, держателями инвестиционного проекта являются ООО "ЗапСибНефтехим", ПАО "СИБУР Холдинг";


инвестиционное соглашение по реализации инвестиционного проекта Тюменской области "Вовлечение в разработку новых месторождений углеводородного сырья в Тюменской области", держателем инвестиционного проекта является ПАО "Сургутнефтегаз";


инвестиционное соглашение по реализации инвестиционного проекта Тюменской области "Реконструкция существующих производственных объектов для размещения логистического складского комплекса и строительство объектов его инфраструктуры", держателями инвестиционного проекта являются ООО "ТюменьЛогоЦентр", ООО "ОРЦ "Тюменский продукт", ООО "РегионСнаб";


инвестиционное соглашение по реализации инвестиционного проекта Тюменской области "Обеспечение развития нефтедобывающего комплекса в Тюменской области путем вовлечения в разработку низкорентабельных и высокорисковых запасов", держателями инвестиционного проекта являются ООО "РН-Уватнефтегаз", ООО "Соровскнефть".


Решения о прекращении государственной поддержки инвестиционной деятельности в 2020 году не принимались.


Государственной поддержкой в форме налоговых льгот воспользовались следующие держатели инвестиционных проектов Тюменской области: ООО "МФК "Аквамолл", ООО "ТюменьЛогоЦентр", ПАО "Сургутнефтегаз", ООО "СИБУР Тобольск", ООО "ЗапСибНефтехим".


Одной из востребованных форм поддержки инвестиционной деятельности в Тюменской области является сопровождение реализации инвестиционных проектов Тюменской области, которое осуществляется фондом "Инвестиционное агентство Тюменской области" (далее - Инвестиционное агентство) в соответствии с постановлением Правительства Тюменской области N 150-п от 15.11.2018 "Об утверждении регламента комплексного сопровождения инвестиционных проектов в Тюменской области". Процедура сопровождения реализации инвестиционных проектов Тюменской области включает в себя консультации, содействие в решении вопросов получения и оформления земельных участков, технологического подключения к сетям, получения разрешений на строительство и ввод объектов в эксплуатацию. Кроме того, решаются иные вопросы, возникающие у инвесторов в процессе реализации проектов.


В структуре Инвестиционного агентства созданы и функционируют все необходимые для поддержки субъектов предпринимательства институты, обеспечен режим "одного окна" для сопровождаемых инвестиционных проектов. По состоянию на 01.01.2021 на сопровождении находится 275 инвестиционных проектов, реализовано 245 проектов.


Ведется реестр инвестиционных проектов, в котором в настоящее время учтено свыше 500 проектов, находящихся в стадии реализации. Ведение и формирование реестра осуществляется в порядке, утвержденном распоряжением Правительства Тюменской области от 03.05.2007 N 304-рп "Об утверждении порядка формирования реестров инвестиционных проектов и инфраструктурных площадок в Тюменской области".


В качестве одной из форм государственной поддержки Законом N 159 предусмотрено предоставление промышленных площадок держателям инвестиционных проектов. В течение последних двух лет особое внимание уделяется развитию инфраструктуры. Создано три индустриальных парка, четвертый парк находится в стадии строительства. В распоряжение резидентов парка предоставляется готовая промышленная площадка с подведенной инженерной инфраструктурой и низкой арендной платой за земельный участок, резиденты получают право на налоговые льготы по налогу на имущество и налогу на прибыль организаций на условиях соглашения о реализации проекта, субсидий на оборудование, приобретаемое в лизинг.


Резидентами индустриальных парков "Боровский" и "Богандинский" на 01.01.2021 являются 19 компаний, 9 из которых ведут производственную деятельность. Помещения индустриальных парков заполнены на 100%. На 01.01.2021 резидентами создано 374 новых рабочих места. Общий объем инвестиций на 01.01.2020 составил 221,9 млн рублей (по данным Тюменьстата). На данный момент ведется активная работа по привлечению резидентов на территорию индустриальных парков Тюменской области.


В рамках реализации Закона Тюменской области от 11.06.2015 N 60 "О зонах экономического развития и муниципальных индустриальных площадках в Тюменской области" создаются зоны экономического развития (далее - ЗЭР) для осуществления деятельности в индустриальных (промышленных) парках. Для резидентов ЗЭР устанавливаются пониженные ставки по налогу на имущество и прибыль организаций. По состоянию на 01.01.2021 в Тюменской области наделены статусом резидента ЗЭР две компании - ООО "Прованс" и ООО "Ландис".


В целях стимулирования производства товаров (работ, услуг), инвестиционной деятельности, развития рыночной инфраструктуры и решения вопросов социально-экономического развития области Законом Тюменской области от 15.04.1996 N 33 "О льготном налогообложении в Тюменской области", Законом Тюменской области от 30.11.2020 N 86 "О предоставлении налоговых льгот на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов отдельным категориям налогоплательщиков" предусмотрено предоставление отдельным категориям налогоплательщиков льгот по налогам и сборам, зачисляемым в областной бюджет.


В 2021 году льготные ставки по налогам установлены резидентам ЗЭР, держателям инвестиционных проектов Тюменской области, организациям, инвестиционные проекты которых включены в реестр инвестиционных проектов, реализуются после 01.01.2007 и предполагают капитальные вложения в сумме от 300 млн рублей.


С 2020 года в Тюменской области поддержка инвесторов осуществляется в соответствии с Законом Тюменской области от 16.12.2019 N 90 "О предоставлении налоговых льгот участникам региональных инвестиционных проектов, реализуемых в Тюменской области" и Законом Тюменской области от 16.12.2019 N 89 "О применении инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль организаций в Тюменской области". Инвестиционный налоговый вычет установлен для держателей инвестиционных проектов Тюменской области, в 2020 году данный вычет не предоставлялся.


В июле 2020 года ООО "Выбор КСМ" присвоен статус участника регионального инвестиционного проекта.


В текущем году в рамках Федерального закона от 01.04.2020 N 69-ФЗ "О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации" ведется проработка механизма заключения и реализации соглашений о защите и поощрении капиталовложений, а также обеспечения реализации обновленной модели специальных инвестиционных контрактов (СПИК 2.0) для промышленных предприятий.


Кроме того, органами исполнительной власти области ведется работа по уточнению показателей, устанавливаемых для инвестиционных проектов, в целях предоставления земельных участков в аренду без проведения торгов для реализации масштабных инвестиционных проектов.



Приложение 3
к постановлению областной Думы
от 18.03.2021 N 2977



ИНФОРМАЦИЯ О РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, НАПРАВЛЕННОГО НА СТИМУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ, ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - ЮГРЕ И ЯМАЛО-НЕНЕЦКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ

(представлена Председателем Думы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Хохряковым Б.С.)



Обеспечение устойчивого роста налоговой базы зависит не только от макроэкономических условий функционирования экономики, но и внутренней деловой среды, одним из маркеров которых является уровень инвестиционной и предпринимательской активности. В Югре был принят и действовал на протяжении целого ряда лет Закон "О государственной поддержке инвестиционной деятельности", но в июне 2020 года Думой автономного округа принят новый Закон "О государственной поддержке инвестиционной деятельности, защите и поощрении капиталовложений".


Закон позволяет систематизировать меры государственной поддержки в реализации инвестиционных проектов, повысить адресность и открытость при их предоставлении, а также обеспечить предсказуемые условия ведения инвестиционной деятельности, в том числе с использованием новых механизмов - Соглашения о защите и поощрении капиталовложений и Соглашения о реализации инвестиционных проектов.


В целях решения задачи по обеспечению привлечения частных инвестиций в экономику Югры законодательно приняты дополнительные меры, направленные на формирование привлекательных условий для открытия и ведения бизнеса, реализации новых проектов.


Так, расширен периметр действия инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль организаций для приоритетных видов экономической деятельности: обрабатывающее производство, транспорт, цифровые технологии, переработка и утилизация отходов. В частности, с 1 января 2020 года для организаций увеличен предельный размер расходов на приобретение основных средств (с 40 до 70%) и размер ставки налога на прибыль организаций (с 10 до 7%), что позволит за счет инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль дополнительно высвободить финансовые ресурсы в размере 350 - 550 млн рублей и направить их на приобретение и модернизацию основных средств.


Организации, реализующие инвестиционные проекты на основании Соглашения о защите и поощрении капиталовложений, освобождены от уплаты налога на имущество организаций в отношении недвижимого имущества, созданного в процессе реализации инвестпроекта, в течение пяти лет с даты ввода объекта недвижимого имущества в эксплуатацию.


Расширен перечень программ государственной поддержки промышленников региона в виде льготных займов, предоставляемых Фондом развития Югры, с двух до восьми направлений, среди которых создание новых промышленных производств (в том числе средств индивидуальной защиты) и объектов промышленной инфраструктуры, развитие пищевой промышленности и сферы обращения с ТКО, поддержка резидентов территорий с особыми условиями ведения экономической деятельности (индустриальные парки, технопарки). Новый порядок предоставления финансовой поддержки предусматривает расширение перечня получателей поддержки и направлений целевого использования средств, снижение процентной ставки займа с 5% до 1 - 3% и сокращение в два раза срока рассмотрения заявки.


Запущен механизм венчурного финансирования, направленный на поддержку высокотехнологичных стартапов. Автономный округ стал участником Инвестиционного товарищества "ТФ II" посредством заключения Фондом развития Югры соглашения. Планируемый к реализации портфель проектов венчурного финансирования позволит привлечь на один бюджетный рубль до 19 рублей частных инвестиций.


Через инструменты венчурного финансирования на территории Югры:


поддержаны две технологические компании - ООО "Перфобур Сервис" (г. Сургут) и ООО "Лекс Западная Сибирь" (г. Сургут);


запущен акселератор технологических стартапов "е2-е4", реализованный Технопарком Югры. Это четырехмодульная программа интенсивного развития инновационных компаний и проектов через обучение, сопровождение и экспертно-консультационную поддержку;


Технопарком Югры получен статус регионального оператора Фонда "Сколково", позволяющий компаниям получать доступ к сервисам Фонда и широкому перечню мер поддержки.


В 2020 году на базе Сургутского государственного университета в целях обеспечения приоритетов технологического развития Югры открыто два инжиниринговых центра (Центр компьютерного инжиниринга и Центр химического инжиниринга). Данные центры занимаются научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами, опытно-промышленными испытаниями, связанными с такими направлениями, как компьютерный инжиниринг, разработка конструкторской документации, разработка программного обеспечения для создания цифровых двойников и внедрения цифровых технологий в реальное производство.


По итогам 2020 года при поддержке автономного округа и с участием муниципальных образований реализованы инвестиционные проекты по созданию производственных мощностей в сферах строительства, рыбного и лесного хозяйства, разработки сланцевых месторождений, переработки мяса в городах Нефтеюганске и Ханты-Мансийске, поселках Сытомино Сургутского района, Леуши и Междуреченский Кондинского района.


В стадии реализации находятся 8 проектов по созданию индустриальных (промышленных) парков и промышленных технопарков в целях создания инфраструктуры для размещения производственных и иных объектов в автономном округе. Общий объем инвестиций по проектам составляет 4,5 млрд рублей.


Три региональных индустриальных парка ("Югра", "Яшел парк Сибирь" и "Нефтеюганский") включены в реестр индустриальных парков Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, еще один парк ("Кондинский") претендует на аттестацию в Минпромторге России и внесение его в данный реестр.


Развитие сети индустриальных (промышленных) парков и промышленных технопарков является комплексным решением в части обеспечения инвестиционных проектов необходимой промышленной инфраструктурой, снижения временных издержек реализации инвестиционных проектов, дает возможность развития субъектов малого и среднего предпринимательства за счет реализации предпринимательских идей и быстрого создания производства. Такое формирование опорной сети позволяет создать новые рабочие места, увеличить долю МСП производственного сектора, способствовать занятости жителей формируемых агломераций.


Одним из перспективных приоритетных проектов развития промышленной инфраструктуры автономного округа является создание особой экономической зоны (далее - ОЭЗ) на территории города Нягань. Концептуально создание ОЭЗ на горизонте до 2028 года позволит реализовать в Югре не менее 22 новых промышленных проектов, сформировать более 1 500 новых рабочих мест, привлечь около 22 млрд рублей инвестиций.


Заявка для одобрения создания ОЭЗ в Югре направлена в Минэкономразвития России.


В Югре созданы необходимые условия для реализации проектов на принципах государственно-частного и муниципально-частного партнерства.


В 2020 году Фондом развития Югры осуществлялась поддержка инвестиционных проектов в форме предоставления льготного финансирования и сопровождения в режиме "одного окна". Совокупный объем частных инвестиций по проектам в сфере обрабатывающей промышленности составил 1,3 млрд рублей.


Заключено 10 контрактов жизненного цикла в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, предусматривающих обязательства инвесторов по капитальному ремонту и содержанию дорог. В региональном проекте "Общесистемные меры развития дорожного хозяйства" такой показатель, как доля контрактов жизненного цикла, достиг 23,8% при плановом значении 20%.


Заключены семь концессионных соглашений - три муниципальных полигона ТКО в Нижневартовском, Ханты-Мансийском и Октябрьском муниципальных районах, две общеобразовательные школы в городе Сургуте и два соглашения в сфере модернизации жилищно-коммунального комплекса в городе Нижневартовске и Кондинском районе.


Всего в соответствии с концессионными соглашениями в автономном округе реализуется 37 проектов с общим объемом инвестиций 42,1 млрд рублей.


Инвестиционные проекты на основе принципов государственно-частного партнерства, концессионных соглашений, запущенные в 2018 - 2020 годах, будут иметь влияние и определять курс Югры на долгосрочный период.


В сегменте обрабатывающей промышленности Югры, исходя из специфики и промышленного потенциала автономного округа, а также целей и задач региональной промышленной политики, определены следующие перспективные направления развития: нефтегазовое машиностроение и металлургия; нефтегазохимия; деревообрабатывающая промышленность; пищевая промышленность; переработка твердых коммунальных отходов; цифровая трансформация промышленности; поддержка создания современной промышленной инфраструктуры в форме индустриальных (промышленных) парков и технопарков, которые станут площадками для размещения новых производств.


По данным направлениям сформирован портфель перспективных инвестиционных проектов, содержащий 29 проектов с общим объемом инвестиций порядка 61,8 млрд рублей, реализация которых будет способствовать увеличению численности занятых, модернизации производства и повышению производительности труда региональных предприятий.


В целях стимулирования инвестиционной деятельности промышленных предприятий Югры сформирован широкий комплекс финансовых и нефинансовых мер государственной поддержки. Осуществляется компенсация части лизинговых платежей или первоначального взноса при заключении договора лизинга оборудования, затрат на реализацию инвестиционных проектов по модернизации и техническому перевооружению производственных мощностей, строительству инженерных сетей и объектов инженерной инфраструктуры, созданию, модернизации или реконструкции объектов инфраструктуры индустриальных (промышленных) парков.


В 2020 году внесены изменения в порядки предоставления субсидии, в соответствии с которыми расширен перечень потенциальных получателей субсидии путем снижения требований к размеру инвестиционного проекта, подлежащего субсидированию затрат, а также увеличен объем компенсаций затрат на модернизацию и техническое перевооружение производственных мощностей с 10 до 20%, по договорам лизинга - с 30 до 50%; в числе мер - займы, предоставляемые Фондом развития Югры. В 2020 году Фонд расширил перечень своих программ с двух до восьми, снизил процентную ставку по льготным займам с 5 до 1 - 3% годовых, а также минимальную сумму займа с 10 до 5 млн рублей. Предоставляются государственные гарантии, поддержка научно-технической деятельности и инноваций, поддержка развития кадрового потенциала.


В общей сложности предприятиям обрабатывающей промышленности автономного округа доступна 81 мера поддержки (40 - по федеральным программам и 41 мера региональной финансовой поддержки), с которыми можно подробно ознакомиться через навигатор мер поддержки на сайте Фонда развития Югры.


Реализуется государственная программа автономного округа "Развитие агропромышленного комплекса", которой определены меры, направленные на повышение инвестиционной активности в сфере сельскохозяйственного производства. Программой предусмотрена реализация инвестиционных проектов на создание тепличных комплексов, предоставление грантов в форме субсидии на создание высокотехнологических (роботизированных) животноводческих комплексов.


В соответствии с программой реализован инвестиционный проект по созданию тепличного комплекса АО "Агрофирма" в деревне Ярки Ханты-Мансийского района, создан роботизированный комплекс молочного направления на 140 голов высокопродуктивных коров.


В 2020 году начата реализация инвестиционного проекта по созданию высокотехнологичного роботизированного комплекса молочного направления на 130 голов в Кондинском районе. Ввод в эксплуатацию комплекса запланирован в 2021 году.


По предварительной оценке 2020 года в соответствии с инвестиционным стандартом и стратегией в автономном округе привлечено 939,4 млрд рублей инвестиций в основной капитал (основные средства). Доля инвестиций в валовом региональном продукте составила 23,4%, что превышает уровень среднероссийских показателей.


Сформированная в автономном округе комплексная система правового сопровождения инвестиционной деятельности повлияла на включение Югры в группу регионов - лидеров Национального рейтинга состояния инвестиционного климата 2020 года - 14-е место среди всех субъектов Российской Федерации.


В рейтинге регионов по уровню развития государственно-частного партнерства за 2019 год, в соответствии с методикой, утвержденной Министерством экономического развития Российской Федерации, Югра заняла шестую строчку, набрав 93,9 балла из 100, при этом сохранила первенство среди регионов Уральского федерального округа.


В перспективе на 2021 - 2023 годы планируется увеличение инвестиций в основной капитал, размер которых будет определяться возможностью наращивания частных инвестиций.


Ключевыми факторами ускорения инвестиционной активности, привлечения частных инвестиций в экономику Югры с созданием новых высокопроизводительных рабочих мест, выпуском конкурентоспособной продукции станут:


- запуск нового инвестиционного цикла за счет реализации комплексного механизма поддержки крупных инвестиционных проектов на основе соглашений о защите и поощрении капитальных вложений;


- реализация мер, включенных в план мероприятий "Трансформация делового климата", в том числе: упрощение процедур, связанных с регистрацией организаций, технологическим подключением к инженерным сетям, получением разрешительной документации; реформа контрольно-надзорной деятельности; уменьшение доли государства на конкурентных рынках; формирование инвестиционных площадок, обеспеченных инженерной инфраструктурой;


- реализация активной внешнеэкономической политики за счет реализации региональных проектов, входящих в национальный проект "Международная кооперация и экспорт".


В целях сохранения действующих мощностей предприятий обрабатывающего сектора экономики и локализации в автономном округе новых промышленных предприятий до 2025 года планируется:


- оказание финансовой поддержки в виде займов порядка 16 предприятиям обрабатывающей промышленности, в виде субсидий - более 10 предприятиям;


- создание пилотного производства отечественных белковых компонентов;


- создание и развитие сети индустриальных парков в городах Когалыме, Нефтеюганске, Ханты-Мансийске;


- создание особой экономической зоны в городе Нягани.


Реализация вышеперечисленных инвестиционных проектов обеспечит долгосрочный бюджетный эффект в виде поступления налоговых отчислений в бюджетную систему Российской Федерации в размере более 25 млрд рублей, будет способствовать сохранению стабильной ситуации на рынке труда, в том числе путем создания более 3,5 тысячи новых рабочих мест, включая высокопроизводительные.



Дополнительная информация



Показатели инвестиционной деятельности



Таблица

Показатель

2015

2016

2017

2018

2019

2020 1, 2

оценка

Инвестиции в основной капитал, млрд рублей

766,1

799,3

920,2

930,7

953,5

939,4

Доля инвестиций в валовом региональном продукте, в процентах

24,3

26,1

26,3

20,9

21,4

23,4

Индекс физического объема инвестиций, в процентах:

Автономный округ

93,6

102,0

111,1

102,9

99,2

97,5

Россия

89,9

99,8

104,8

105,4

101,7

93,4

Инвестиции на душу населения, тыс. рублей:

Автономный округ

473,1

488,4

557,5

560,9

571,2

559,5

Россия

94,9

100,6

109,1

121,1

131,6

130,5


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ