Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь


Региональное соглашение по регулированию социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений в Иркутской области на 2021 - 2023 годы

(с изменениями на 22 декабря 2023 года)

(в ред. Дополнительного соглашения от 22.12.2023)




В целях регулирования социально-трудовых отношений и установления общих принципов регулирования связанных с ними экономических отношений в Иркутской области (далее - область) Правительство области (далее - Правительство), Иркутское областное объединение организаций профсоюзов "Союз "Иркутское областное объединение организаций профсоюзов" (далее - профсоюзы), Иркутское региональное объединение работодателей "Ассоциация Иркутское региональное объединение работодателей "Партнерство Товаропроизводителей и Предпринимателей" (далее - работодатели), именуемые в дальнейшем "Стороны", при участии трехсторонней комиссии области по регулированию социально-трудовых отношений (далее - Комиссия) на основании Трудового кодекса Российской Федерации заключили настоящее Региональное соглашение по регулированию социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений в Иркутской области на 2021 - 2023 годы (далее - Соглашение).


Соглашение является составной частью коллективно-договорного процесса в системе социального партнерства и служит основой для разработки и заключения отраслевых и территориальных соглашений, коллективных договоров в организациях всех форм собственности в области.



I. Экономическая политика


Стороны считают основной задачей на период действия Соглашения проведение экономической политики по созданию благоприятных условий, содействующих формированию конкурентоспособной экономики, созданию достойных рабочих мест, развитию предпринимательской деятельности, повышению инвестиционной привлекательности региона, укреплению экономического и финансового положения области и росту благосостояния населения.


Стороны:


1.1. Принимают меры по реализации национальных проектов, федеральных программ, документов стратегического планирования, определяющих приоритеты, цели и задачи государственного управления на уровне области на долгосрочный период, государственных программ области и иных программ, направленных на поддержку и развитие видов деятельности (отраслей), организаций, осуществляющих деятельность на территории области, достижение утвержденных в них целевых показателей.


(п. 1.1 в ред. Дополнительного соглашения от 22.12.2023)


1.2. Содействуют созданию благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих свою деятельность на территории области.


1.3. Проводят с учетом динамики денежных доходов населения согласованную политику по вопросам формирования тарифов в сфере транспортного обслуживания, а также в областях (сферах) электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения (водоотведения) в пределах полномочий и в соответствии с действующим законодательством.


1.4. Содействуют модернизации действующих и созданию новых современных производств и реализации мер по повышению производительности труда.


1.5. Определяют в пределах своих полномочий соответствующие приоритетные направления развития системы образования области, научной и (или) научно-технической деятельности.


1.6. Содействуют развитию здравоохранения, социальной защиты населения, образования, бытового обслуживания населения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли, транспорта, связи, культуры и спорта.


1.7. Принимают необходимые меры по сохранению государственных организаций, обеспечивающих важнейшие системы жизнеобеспечения населения: теплоснабжение, энергоснабжение, водоснабжение и водоотведение, газоснабжение, общественный пассажирский транспорт.


1.8. Способствуют развитию системы внутрипроизводственных мероприятий для стимулирования роста производительности труда, повышения квалификации и профессионального роста работников, рационального использования рабочего времени и времени отдыха, повышения качества продукции, работ и услуг, укрепления трудовой и производственной дисциплины.



Правительство через уполномоченные органы исполнительной власти области в рамках компетенции:


1.9. При формировании налоговой политики учитывает общую фискальную нагрузку на бизнес с целью создания благоприятных условий для инвестиционной деятельности, развития новых производств, повышения конкурентоспособности продукции, импортозамещения.


1.10. Обеспечивает разработку и реализацию мер, направленных на привлечение инвестиций в реальный сектор экономики.


1.11. Разрабатывает и реализует меры, направленные на развитие малого бизнеса с целью увеличения его доли в структуре экономики области.


1.12. Осуществляет государственное регулирование тарифов, а также контроль за применением подлежащих государственному регулированию тарифов. Принимает меры по недопущению необоснованного повышения тарифов в соответствии с законодательством.


1.13. Создает условия для разработки инновационных технологий, позволяющих увеличить выпуск и реализацию конкурентоспособной продукции.


1.14. Ведет работы по совершенствованию региональной системы управления закупками, повышению эффективности региональной контрактной системы в сфере закупок и внедрению механизма централизации закупок, а также проводит работу по увеличению степени открытости и доступности закупок.


1.15. Дает рекомендации органам местного самоуправления муниципальных образований области (далее - органы местного самоуправления) сохранять в муниципальной собственности муниципальные унитарные предприятия, обеспечивающие важнейшие системы жизнеобеспечения населения: теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение, газоснабжение, общественный пассажирский транспорт.


1.16. Осуществляет взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти по вопросу обеспечения доступности населению области прямых перелетов воздушным транспортом в Республику Крым и Краснодарский край, включая предоставление субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта, осуществляющим воздушные перевозки пассажиров по указанным маршрутам.


Работодатели:


1.16. Создают условия для обеспечения инвестиционной привлекательности организаций, осуществляющих деятельность на территории области.


1.17. Участвуют в реализации мероприятий приоритетных направлений развития экономики области, в разработке и реализации социально значимых программ, а также в конкурентных процедурах по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) и обеспечивают исполнение заключенных контрактов (договоров).


1.18. Разрабатывают и реализуют комплекс мер, направленных на создание условий для обеспечения энергосбережения.


1.19. Внедряют информационные технологии, механизмы сертификации продукции и производственных процессов, позволяющие увеличить рост производства и выпуск конкурентоспособной продукции, стимулируют научно-техническое творчество, рационализаторство и изобретательство.


1.20. Принимают меры по эффективной работе организаций, осуществляющих деятельность на территории области, при необходимости и наличии возможности по применению дистанционной (удаленной) формы работы, созданию новых рабочих мест, в том числе высокопроизводительных, модернизации производства: разработке и реализации проектов технического перевооружения, внедрению новых технологий, освоению производства инновационной продукции.


1.21. Принимают участие в подготовке предложений по приоритетным направлениям социально-экономического развития области, стабилизации работы организаций, осуществляющих деятельность на территории области, приватизации, поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства.


1.22. Обеспечивают своевременную уплату налогов, сборов в бюджеты всех уровней, страховые взносы в государственные внебюджетные фонды в соответствии с действующим законодательством.


1.23. По запросам профсоюзных органов и органов власти беспрепятственно предоставляют необходимую информацию по социально-трудовым вопросам.


Профсоюзы:


1.24. Принимают участие в подготовке предложений по приоритетным направлениям социально-экономического развития области, стабилизации работы организаций, осуществляющих деятельность на территории области, приватизации, поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства.


1.25. Проводят работу с работниками по повышению качества производимой продукции, росту производительности труда, укреплению трудовой дисциплины и рациональному использованию рабочего времени, экономии материальных ресурсов, организации трудового соревнования в организациях, осуществляющих деятельность на территории области, и в отрасли и участвуют в подведении итогов соревнования.


1.26. Вносят работодателям предложения по обеспечению эффективной работы организаций, осуществляющих деятельность на территории области, улучшению их финансового состояния и защите социально-трудовых прав работников.


1.27. Рекомендуют органам местного самоуправления сохранять в муниципальной собственности муниципальные унитарные предприятия, обеспечивающие важнейшие системы жизнеобеспечения населения: теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение, газоснабжение, общественный пассажирский транспорт.



II. Заработная плата и уровень жизни населения


Стороны считают основной задачей на период действия Соглашения реализацию государственных гарантий по обеспечению достойного уровня жизни работников и их семей, повышению уровня реальной заработной платы, снижению уровня необоснованной дифференциации в оплате труда.


Стороны:


2.1. Обеспечивают соблюдение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и области по оплате и нормированию труда.


2.2. Принимают меры по недопущению снижения гарантированной части заработной платы (окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплат компенсационного характера работников), установленной заключенными с ними трудовыми договорами в соответствии с коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, при условии сохранения объема должностных обязанностей (выполняемых работ) работников.


2.3. Обеспечивают выплату заработной платы работникам, полностью отработавшим норму рабочего времени и выполнившим нормы труда (трудовые обязанности), в размере не ниже минимального размера оплаты труда, увеличенного на районный коэффициент и процентную надбавку к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах области, начисляемые в размерах, определенных федеральным и областным законодательством.


2.4. Принимают меры по снижению межотраслевой дифференциации в оплате труда, а также по обеспечению дифференциации заработной платы работников, выполняющих работы различной сложности с учетом уровня квалификации.


2.5. Протокол разногласий (приложение 1).


2.6. Ежегодно рассматривают вопрос о заключении Регионального соглашения о минимальной заработной плате в области.


Правительство через уполномоченные органы исполнительной власти области в рамках компетенции:


2.7. Принимает меры по сокращению уровня бедности населения области.


2.8. Разрабатывает проекты законов и иных нормативных правовых актов в сфере труда, направленных на повышение уровня жизни и доходов населения области, и осуществляет их реализацию.


2.9. Обеспечивает учет рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений при подготовке правовых актов об оплате труда работников государственных учреждений области.


2.10. Проводит анализ уровня и своевременности выплаты заработной платы работникам организаций, осуществляющих деятельность на территории области, содействует обеспечению прав граждан на вознаграждение за труд.


2.11. Обеспечивает в установленном порядке установление, а также опубликование в средствах массовой информации величины прожиточного минимума на территории области.


2.12. Протокол разногласий (приложение 1).


2.13. Принимает меры по повышению уровня реального содержания заработной платы работников государственных учреждений области.


2.14. Принимает меры по стимулированию и поддержке молодых специалистов, работающих в государственных учреждениях области.


2.15. Принимает меры по недопущению задолженности по выплате заработной платы работникам государственных учреждений области, а также муниципальных учреждений, получающих субсидии на выплату заработной платы и денежного содержания из областного бюджета.


2.16. Оказывает содействие органам местного самоуправления при подготовке ими муниципальных правовых актов об оплате труда работников муниципальных учреждений.


Работодатели:


2.17. Выплачивают заработную плату работникам организаций различных форм собственности в сроки, установленные правилами внутреннего трудового распорядка, коллективными договорами или трудовым договором.


Обеспечивают включение в коллективные договоры, локальные нормативные акты организаций, содержащие нормы трудового права, положения об индексации заработной платы не реже одного раза в год в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги.


2.18. Не допускают задержек выплаты заработной платы работникам. Принимают меры по погашению имеющейся задолженности.


В случае задержки выплаты заработной платы обеспечивают начисление и выплату денежной компенсации в соответствии с действующим законодательством.


2.19. Обеспечивают установление в государственных учреждениях области систем оплаты труда, устраняющих необоснованную дифференциацию в размерах заработной платы работников и руководителей.


2.20. Выплачивают выходное пособие при сокращении численности или штата работников организации согласно законодательству.


2.21. Включают в коллективные договоры положения о повышении удельного веса гарантированной части оплаты труда (тарифа, оклада) в общем заработке работников (без учета выплат по районному регулированию оплаты труда) до 70%, но не ниже уровня, установленного отраслевым соглашением, и не ниже достигнутого за прошедший год.


2.22. Включают в коллективные договоры положения об оплате времени приостановки работы в связи с задержкой выплаты заработной платы на срок более 15 дней в размере средней заработной платы работника, исчисленной пропорционально времени приостановки работы.


2.23. При заключении коллективных договоров в организациях производственной сферы области размер тарифной ставки (оклада) первого разряда устанавливают на уровне, определенном отраслевым соглашением, но не ниже фактически сложившегося уровня за отчетный период.


2.24. Сохраняют долю оплаты труда в общих затратах производства продукции, оказания услуг не ниже достигнутой за прошедший период с учетом инфляции.


2.25. Предусматривают в коллективных договорах возможность выплаты процентной надбавки к заработной плате молодежи (лицам в возрасте до 35 лет), проживающей в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и местностях с особыми климатическими условиями, ранее срока, установленного законодательством.


Профсоюзы:


2.26. Осуществляют контроль за соблюдением трудового законодательства, в том числе за своевременной выплатой заработной платы, сумм денежных средств, выплачиваемых работникам за период нахождения их в отпусках, оплаты листков нетрудоспособности, окончательного расчета в случае увольнения и других социальных выплат. Выходят с инициативой по привлечению к ответственности должностных лиц, не обеспечивающих выполнение нормативных правовых актов в сфере труда.


2.27. Взаимодействуют на постоянной основе с Правительством по вопросам совершенствования системы оплаты труда работников бюджетной сферы.


2.28. Осуществляют контроль за своевременным перечислением работодателями страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.


2.29. Информируют Стороны о выявленных нарушениях трудового законодательства или о поступившей информации по таким нарушениям.



III. Развитие рынка труда и содействие занятости населения


Стороны считают основной задачей на период действия Соглашения повышение эффективности реализуемой на территории области кадровой политики, развитие трудовых ресурсов в соответствии с потребностями рынка труда и социально-экономического развития области, обеспечение максимально возможной и свободно избранной занятости граждан, повышение производительности труда.


Стороны:


3.1. Обеспечивают государственные гарантии граждан в области содействия занятости населения.


3.2. Принимают согласованные меры, направленные на развитие эффективного рынка труда, сокращение дисбаланса между спросом и предложением рабочей силы, повышение уровня занятости населения.


3.3. Принимают согласованные меры при угрозе массового высвобождения работников, разрабатывают мероприятия, направленные на содействие занятости населения, поддержку высвобождаемых работников.


3.3.1. Основными критериями массового увольнения Стороны признают:


3.3.1.1. Ликвидацию организаций любой организационно-правовой формы с численностью работающих 15 и более человек.


3.3.1.2. Сокращение численности или штата работников организации в количестве:


3.3.1.2.1. 50 и более человек в течение 30 календарных дней.


3.3.1.2.2. 200 и более человек в течение 60 календарных дней.


3.3.1.2.3. 500 и более человек в течение 90 календарных дней.


3.3.1.3. Увольнение 1 процента общего числа работающих в муниципальных образованиях с общей численностью занятых менее 5 тысяч человек в течение 30 календарных дней в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата.


3.4. Организуют и проводят мероприятия, способствующие повышению престижа рабочих профессий, включая разъяснительную и информационную работу о возможности подготовки квалифицированных рабочих кадров путем организации профессионального обучения или дополнительного профессионального образования, использование возможностей социальной рекламы, проведение акций, конкурсов профессионального мастерства.


3.5. Создают условия для профессионального обучения и дополнительного образования работников с целью повышения доли высококвалифицированных работников.


3.6. Участвуют во внедрении элементов национальной системы профессиональных квалификаций на территории области, включая независимую оценку квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности.


3.7. Разрабатывают кадровые проекты, способствующие профессиональному росту молодых специалистов и формированию кадрового резерва для организаций, осуществляющих деятельность на территории области.



Правительство через уполномоченные органы исполнительной власти области в рамках компетенции:


3.8. Принимает меры по повышению доступности и качества государственных услуг в сфере труда и занятости населения в области, в том числе через Единую цифровую платформу в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России".


(п. 3.8 в ред. Дополнительного соглашения от 22.12.2023)


3.9. Организует разработку и реализацию комплексных программ по вовлечению в предпринимательскую деятельность лиц, имеющих мотивацию к созданию собственного бизнеса, по содействию в создании ими собственного бизнеса.


3.10. Информирует население и работодателей о ситуации на рынке труда, о потребности организаций, осуществляющих деятельность на территории области, в работниках и наиболее востребованных профессиях (специальностях) с использованием современных информационных технологий, средств массовой информации.


3.11. Разрабатывает и реализует областные государственные программы, направленные на снижение уровня безработицы, в том числе предусматривающие мероприятия для граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.


3.12. Принимает меры по трудоустройству на территории области выпускников государственных профессиональных образовательных организаций по полученной ими профессии (специальности).


3.13. Устанавливает нормативы и правила формирования стипендиального фонда за счет бюджетных ассигнований областного бюджета. Норматив формирования стипендиального фонда за счет бюджетных ассигнований бюджета области устанавливается с учетом уровня инфляции.


3.14. Реализует меры активной политики занятости населения, в том числе организует проведение оплачиваемых общественных работ, временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы.


3.15. Разрабатывает и реализует меры, направленные на трудоустройство в приоритетном порядке российских граждан и привлечение в регион иностранной рабочей силы в соответствии с потребностями экономики и рынка труда области.


3.16. Принимает меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации по управлению трудовой миграцией, в целях оптимизации объемов и качества привлекаемой иностранной рабочей силы, а также исходя из эффективности использования иностранной рабочей силы, возможности замещения вакантных должностей российскими работниками.


3.17. Организует подготовку кадров и предоставление дополнительного профессионального образования и профессионального обучения в государственных образовательных организациях области.


3.18. Осуществляет организацию мероприятий по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию граждан, обратившихся в органы занятости населения области, по востребованным на рынке труда профессиям (специальностям).


Работодатели:


3.19. Обеспечивают соблюдение законных прав и государственных гарантий граждан в сфере труда и занятости.


3.20. Способствуют внедрению и развитию системы профессиональных квалификаций в области.


3.21. Взаимодействуют с организациями профессионального образования по вопросам подготовки кадров на договорных условиях, оказывают помощь в укреплении их материально-технической базы. Предоставляют рабочие места для прохождения обучающимися производственной практики, а после окончания учебы принимают их на работу.


3.22. Развивают институт наставничества в организациях производственной и непроизводственной сфер.


3.23. Проводят анализ, прогнозирование и учет численности высвобождаемых работников, информируют в установленном порядке профсоюзные органы, органы службы занятости населения о высвобождениях работников, включая массовые, о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов.


3.24. В коллективных договорах, исходя из финансовых возможностей, предусматривают оказание помощи семьям работников, потерявших работу вследствие реорганизации, сокращения численности или штата организации.


3.25. Обеспечивают выполнение установленной им в соответствии с нормативными правовыми актами области квоты для приема на работу инвалидов и несовершеннолетних граждан от 14 до 18 лет.


3.26. Осуществляют привлечение и использование иностранной рабочей силы в соответствии с законодательством с учетом мнения профсоюзной организации.


3.27. Участвуют в организации временных рабочих мест для безработных граждан и несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет.


3.28. Включают в коллективные договоры обязательства по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию работников; положения, способствующие повышению привлекательности рабочих мест; льготы и преимущества для женщин, имеющих детей в возрасте до 18 лет, сверх установленных законодательством в целях создания условий для совмещения обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью; меры по развитию системы наставничества в организациях, осуществляющих деятельность на территории области.


Профсоюзы:


3.29. Обеспечивают соблюдение законных прав и государственных гарантий граждан в сфере труда и занятости.


3.30. Информируют работников организаций, осуществляющих деятельность на территории области, об изменениях трудового законодательства. Осуществляют общественный контроль за соблюдением законодательства при приеме на работу, увольнении, сокращении численности или штата работников, предоставлении льгот и гарантий при высвобождении, реорганизации, ликвидации организаций.


3.31. Принимают меры к включению в коллективные договоры и соглашения мероприятий, направленных на сохранение, увеличение объемов производства и количества рабочих мест, переподготовку высвобождаемых работников, предоставление им льгот и компенсаций сверх установленных законодательством, а также мероприятий по профессиональной подготовке, повышению квалификации работников, в том числе за счет внутрипроизводственного обучения персонала.


3.32. Вносят предложения о приостановке решений работодателей о массовом высвобождении работников. Выступают в поддержку требований трудовых коллективов о приостановке выполнения решения по массовому высвобождению работающих или поэтапному проведению данной работы.


3.33. Предоставляют бесплатную юридическую помощь и консультации членам профсоюзов. Представляют интересы членов профсоюзов, профсоюзных организаций в судебных и государственных органах.



IV. Социальная защита и развитие социальной сферы


Стороны считают в период действия Соглашения основной задачей повышение уровня социальной защиты работников, снижение уровня социального неравенства, обеспечение равного доступа граждан к системе социальных услуг, укрепление здоровья и обеспечение здорового образа жизни, создание условий для развития потенциала молодых граждан в интересах социально-экономического, общественно-политического и культурного развития области.


Стороны:


4.1. Обеспечивают соблюдение законодательства об обязательном социальном страховании, иных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов по социальному страхованию, вносят предложения по их совершенствованию.


4.2. Способствуют развитию и реализации государственной политики в сфере здравоохранения, образования, социальной защиты, содействия занятости населения, культуры, физической культуры и спорта. Организуют реализацию мероприятий в рамках национальных проектов "Здравоохранение", "Образование", "Культура", "Демография", "Жилье и городская среда".


4.3. Совершенствуют организационное, нормативное правовое и ресурсное обеспечение молодежной политики.


4.4. Осуществляют эффективное взаимодействие в реализации молодежной политики и совместном контроле за обеспечением правовых и социальных гарантий молодежи.


4.5. Создают условия для активизации участия работающей и обучающейся молодежи в социально-экономической и общественной жизни области, обеспечения всесторонней социальной поддержки молодежи на этапах получения образования и вхождения в трудовую деятельность.


4.6. Принимают участие в финансировании социально-культурных, спортивных, оздоровительных мероприятий и в реализации мероприятий по внедрению всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне".


4.7. Организуют в целях сохранения здоровья работников мероприятия по профилактике социально значимых заболеваний (ВИЧ-инфекция, туберкулез, наркомания, гепатиты B, C и др.).


4.8. Обеспечивают сохранность и своевременную передачу на архивное хранение документов, содержащих сведения о стаже работы, в том числе с вредными и (или) опасными условиями труда, дающем право на льготное пенсионное обеспечение, о заработной плате работников.



Правительство через уполномоченные органы исполнительной власти области в рамках компетенции:


4.9. Содействует органам местного самоуправления в реализации мер по повышению комфортности городской среды, обеспечению устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда, по эффективному обращению с отходами производства и твердыми бытовыми отходами, по повышению качества питьевой воды для населения.


4.10. Осуществляет планирование расходов и контролирует выделение необходимых финансовых средств из областного бюджета на реализацию мероприятий по предоставлению компенсации работникам государственных учреждений области части стоимости путевки на санаторно-курортное лечение в санаторно-курортных организациях, расположенных на территории области.


4.11. Проводит работу, направленную на сохранение и улучшение здоровья населения, обеспечение необходимых условий для эффективного функционирования организаций здравоохранения. Обеспечивает финансирование территориальной программы государственных гарантий оказания населению области бесплатной медицинской помощи и принятых программ в области здравоохранения в полном объеме.


4.12. Обеспечивает получение во внеочередном, первоочередном порядке, а также в увеличенном объеме отдельным категориям граждан гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с законодательством.


4.13. Организует и обеспечивает предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в соответствии с законодательством.


4.14. Оказывает государственную поддержку театрально-концертного, библиотечного обслуживания населения, содействие развитию народного творчества, сохранению и развитию народных промыслов и ремесел, пополнению и использованию музейных и библиотечных фондов.


4.15. Обеспечивает разработку и реализацию государственных программ в сфере молодежной политики, осуществляет государственную поддержку талантливой молодежи.


4.16. Осуществляет меры по предоставлению социальных услуг в соответствии с перечнем социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг в области в стационарной, полустационарной формах социального обслуживания и в форме социального обслуживания на дому.


4.17. Разрабатывает и реализует государственные программы области, участвует в реализации целевых социальных проектов по социальной поддержке и социальному обслуживанию семей с детьми, граждан пожилого возраста, инвалидов, в том числе детей-инвалидов.


(п. 4.17 в ред. Дополнительного соглашения от 22.12.2023)


4.18. Проводит мониторинг уровня жизни населения области по согласованному Сторонами перечню показателей и один раз в полугодие информирует Комиссию о тенденциях изменения социально-экономических показателей.


Работодатели:


4.20. Проводят постоянную работу по пропаганде и обеспечению здорового образа жизни работников организаций, осуществляющих деятельность на территории области. Предоставляют возможность работникам регулярно заниматься физической культурой и спортом. Предусматривают в отраслевых соглашениях и коллективных договорах формы морального и материального поощрения за ведение здорового образа жизни и занятия физической культурой и спортом.


4.21. Разрабатывают и реализовывают программы по поддержке здорового образа жизни работников (планы мероприятий), включающие профилактические мероприятия, стимулирующие работников к ведению здорового образа жизни, организацию занятий физкультурой, массовым спортом.


Создают необходимые условия для приема пищи, при наличии финансовой возможности включают в коллективные договоры условия частичной или полной компенсации работникам стоимости обедов.


4.22. Организовывают для работников диспансеризацию, участие в добровольном медицинском страховании и информируют их о правах в системе обязательного медицинского страхования.


4.23. Ежегодно с участием представителей первичных профсоюзных организаций разрабатывают смету расходов на социальное обеспечение с обязательным ее приложением к коллективному договору. Предусматривают в коллективных договорах социальные льготы и гарантии работников, особо выделяя следующие категории: молодые специалисты, многодетные семьи, одинокие родители, беременные женщины; женщины, имеющие детей младше 18 лет; работники, являющиеся инвалидами.


4.24. Принимают меры по сохранению и обеспечению функционирования санаториев, профилакториев, баз отдыха, домов культуры, спортивных сооружений, детских оздоровительных учреждений, находящихся в собственности организаций, осуществляющих деятельность на территории области. Предоставляют работникам и членам их семей возможность проведения досуга, оздоровления и занятий спортом на безвозмездной основе в указанных комплексах.


4.25. Принимают участие в проведении детской оздоровительной кампании. В коллективных договорах предусматривают долевое финансирование в оплате стоимости путевки работникам внебюджетного сектора экономики.


4.26. Обеспечивают включение в коллективные договоры норм об отчислении денежных средств на социально-культурную, спортивную и оздоровительную работу.


4.27. Создают в организациях, осуществляющих деятельность на территории области, совместно с представителями первичных профсоюзных организаций комиссии по социальному страхованию и пенсионным вопросам и обеспечивают их работу. Распространяют на штатных профсоюзных работников социальные льготы и гарантии, действующие в организации.


4.28. Своевременно и в полном объеме перечисляют страховые взносы за каждого работника в государственные внебюджетные фонды.


4.29. Оказывают содействие работникам в улучшении жилищных условий, в предоставлении жилья молодым специалистам, при наличии финансовой возможности - в виде долевого участия в жилищном строительстве, финансирования части расходов работников на приобретение или строительство жилья, погашения процентной ставки по кредитам работников на приобретение или строительство жилья.


Профсоюзы:


4.30. Осуществляют представительство интересов работников при заключении коллективных договоров и соглашений, инициируют включение в них дополнительных льгот и гарантий по социальной защите работников и членов их семей.


4.31. Представляют права и интересы членов профсоюзов в судебных, государственных и других органах, способствуют организации и деятельности комиссий по трудовым спорам в порядке, предусмотренном законодательством.


4.32. Обеспечивают контроль за своевременностью представления работодателями сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, и своевременным перечислением страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.


4.33. Принимают участие в работе комиссий организаций по разработке сметы расходов на социальное обеспечение, а также на санаторно-курортное оздоровление работников, особо выделяя многодетные семьи, одиноких родителей, беременных женщин, женщин, имеющих детей младше 18 лет, работников, являющихся инвалидами, и другие слабозащищенные категории работников. Осуществляют контроль за распределением и расходованием указанных средств.


4.34. Проводят организационные мероприятия по оздоровлению работников и членов их семей, информационную работу с работниками организаций, осуществляющих деятельность на территории области, по долевому участию работодателей в финансировании детской оздоровительной кампании.


4.35. Участвуют в разработке и реализации программ по поддержке здорового образа жизни работников (планов мероприятий), включающих профилактические мероприятия, стимулирующие работников к ведению здорового образа жизни, организацию занятий физкультурой, массовым спортом, обеспечение здорового питания работников.


4.36. Принимают участие в работе комиссий по социальному страхованию и пенсионным вопросам, создаваемых в организациях, осуществляющих деятельность на территории области.


4.37. Инициируют включение в коллективные договоры обязательств по содействию работникам в улучшении жилищных условий, в предоставлении жилья молодым специалистам.



V. Охрана труда, промышленная и экологическая безопасность


Стороны считают создание безопасных условий труда на рабочих местах, сохраняющих жизнь и здоровье работников в процессе трудовой деятельности, направленных на предупреждение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, стимулирование работодателя к замещению рабочих мест с вредными условиями труда, обеспечение промышленной и экологической безопасности, приоритетными направлениями сотрудничества на период действия Соглашения.


Стороны:


5.1. Организуют проведение мероприятий по пропаганде и распространению лучших практик в сфере охраны труда, промышленной безопасности и охраны окружающей среды.


5.2. Осуществляют информирование населения о состоянии условий и охраны труда, экологической безопасности.


5.3. Содействуют распространению опыта реализации корпоративных и социальных программ организаций, осуществляющих деятельность на территории области, по:


5.3.1. Организации производственного контроля за условиями труда, промышленной и экологической безопасностью.


5.3.2. Развитию общедоступных учреждений и спортивных объектов.


5.3.3. Поддержке работающих женщин с детьми и лиц с семейными обязанностями.


5.3.4. Профилактике социально значимых заболеваний, в том числе заболеваний, вызванных вирусами ВИЧ-инфекции, COVID-19.


5.3.5. Сохранению и укреплению здоровья, созданию условий для здорового образа жизни.


5.4. Содействуют развитию института уполномоченных лиц по охране труда в организациях, осуществляющих деятельность на территории области, и у индивидуальных предпринимателей.


5.5. Обеспечивают проведение специальной оценки условий труда в соответствии с трудовым законодательством.


5.6. Организуют и проводят ежегодные конкурсы и иные мероприятия по охране труда и экологии.


5.7. Организуют подготовку и проведение мероприятий по привлечению внимания к проблемам безопасности труда в рамках Всемирного дня охраны труда.


5.8. Взаимодействуют с органами государственного надзора и контроля за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда, промышленной и экологической безопасности.



Правительство через уполномоченные органы исполнительной власти области в рамках компетенции:


5.9. Обеспечивает реализацию на территории области государственной политики в области охраны труда, в том числе государственных программ.


5.10. Проводит анализ и оценку состояния условий и охраны труда в организациях, осуществляющих деятельность на территории области, направляет ежегодный доклад о состоянии условий охраны труда на территории области Сторонам.


5.11. Осуществляет контроль за соблюдением требований трудового законодательства в части охраны труда в организациях области, подведомственных исполнительным органам государственной власти области.


5.12. Координирует проведение на территории области в установленном порядке обучения по охране труда работников, в том числе руководителей организаций, осуществляющих деятельность на территории области, и работодателей из числа индивидуальных предпринимателей, проверки знания ими требований охраны труда.


5.13. Осуществляет полномочия в сфере экологической экспертизы объектов регионального уровня. Организует работу по контролю за деятельностью организаций, осуществляющих деятельность на территории области, представляющих угрозу санитарно-эпидемиологической и экологической безопасности населения.


5.14. Осуществляет государственный экологический мониторинг на территории области, обеспечивает подготовку и ежегодный выпуск доклада о состоянии окружающей среды на территории области.


5.15. Осуществляет планирование расходов и контролирует выделение необходимых финансовых средств на реализацию мероприятий по улучшению условий и охраны труда в государственных организациях области в соответствии с трудовым и бюджетным законодательством.


Работодатели:


5.16. Обеспечивают соблюдение государственных нормативных требований по охране труда, признавая приоритетным направлением своей деятельности создание безопасных условий труда для работников.


5.17. Осуществляют систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценку, проводят в организациях, осуществляющих деятельность на территории области, системные мероприятия по управлению профессиональными рисками.


(п. 5.17 в ред. Дополнительного соглашения от 22.12.2023)


5.18. Обеспечивают организацию работы службы охраны труда (специалиста по охране труда), создание и эффективное функционирование системы управления охраной труда в организациях, осуществляющих деятельность на территории области.


(п. 5.18 в ред. Дополнительного соглашения от 22.12.2023)


5.19. Разрабатывают ежегодные мероприятия по улучшению условий и охраны труда работников и выделяют необходимые средства на их финансирование.


5.20. Выполняют мероприятия по устранению вредных и (или) опасных производственных факторов, выявленных в ходе проведения специальной оценки условий труда, а также профилактические мероприятия по модернизации рабочих мест с высоким профессиональным риском.


5.21. Информируют работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о полагающихся им компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, средствах индивидуальной защиты.


5.22. Обеспечивают за счет собственных средств приобретение и выдачу средств индивидуальной защиты и смывающих средств, прошедших подтверждение соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с требованиями охраны труда и установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, с учетом результатов специальной оценки условий труда, результатов оценки профессиональных рисков, мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного представительного органа работников (при наличии такого представительного органа).


(п. 5.22 в ред. Дополнительного соглашения от 22.12.2023)


5.23. Создают необходимые условия для работы уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда и членов комитетов (комиссий) по охране труда:


5.23.1. Обеспечивают правилами, инструкциями, другими нормативными и справочными материалами по охране труда за счет средств организации, осуществляющей деятельность на территории области.


5.23.2. Предоставляют оплачиваемое рабочее время для выполнения возложенных на них функций по контролю за состоянием условий труда, на период их участия в работе комиссии по расследованию несчастных случаев на производстве, а также на период их обучения по охране труда.


5.23.3. Организуют обучение по охране труда уполномоченных лиц по охране труда.


5.23.4. Предусматривают в коллективных договорах или локальных нормативных актах меры морального и материального поощрения уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов за исполнение ими общественных обязанностей в области охраны труда.


5.24. Принимают меры для создания и работы комитетов (комиссий) по охране труда, обеспечивают обучение членов комитетов (комиссий) по охране труда, создают им необходимые условия для деятельности.


5.25. Проводят работу по формированию у работников сознательного отношения к соблюдению требований охраны труда на рабочем месте, личной ответственности за свое здоровье и безопасность.


5.26. Создают работникам условия для проведения физкультурных и спортивных мероприятий, физкультурно-оздоровительных мероприятий (производственной гимнастики, лечебной физической культуры) и других мероприятий, направленных на оздоровление работников и создание условий для здорового образа жизни.


5.27. Обеспечивают обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Осуществляют дополнительное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний работников, подверженных повышенному риску возникновения профессиональных заболеваний и несчастных случаев, в порядке и размерах, определенных коллективными договорами.


5.28. Организуют и проводят расследование и учет несчастных случаев и профессиональных заболеваний, учет и рассмотрение причин и обстоятельств событий, приведших к возникновению микроповреждений (микротравм), в порядке, установленном законодательными и иными нормативными актами.


(п. 5.28 в ред. Дополнительного соглашения от 22.12.2023)


5.29. Создают работникам условия и возможность для приема пищи в рабочее время:


5.29.1. В случаях, когда работнику может не предоставляться перерыв для отдыха и принятия пищи, в том числе если продолжительность ежедневной работы (смены) работника не превышает четырех часов или по условиям производства предоставление перерыва невозможно.


5.29.2. При выполнении работ, где по условиям производства (работы) предоставление перерыва для отдыха и приема пищи невозможно.


5.30. Оборудуют рабочее место при установлении работнику в период работы в организации стойкой утраты трудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания в соответствии с медицинским предписанием.


Профсоюзы:


5.31. Осуществляют общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда через созданные в этих целях технические и правовые инспекции труда профсоюзов и избранных в организациях, осуществляющих деятельность на территории области, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профсоюзов.


5.32. Принимают участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.


(п. 5.32 в ред. Дополнительного соглашения от 22.12.2023)


5.33. Инициируют создание комитетов (комиссий) по охране труда в организациях, осуществляющих деятельность на территории области, участвуют в их деятельности.


5.34. Разрабатывают методические рекомендации для профсоюзных организаций по обеспечению общественного контроля за охраной труда.


5.35. Участвуют в организации обучения уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профсоюзов и членов комитетов (комиссий) по охране труда организаций, осуществляющих деятельность на территории области.


5.36. Разрабатывают и принимают участие в разработке проектов законов и иных нормативных правовых актов области по охране труда.


5.37. Участвуют в проведении контроля за состоянием условий труда на рабочих местах. Принимают участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда.


(п. 5.37 в ред. Дополнительного соглашения от 22.12.2023)


5.38. Осуществляют проверки состояния условий и охраны труда, контроль правомерности предоставляемых гарантий и компенсаций по результатам специальной оценки условий труда и выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями.


5.39. Вносят обязательные для рассмотрения должностными лицами организаций, осуществляющих деятельность на территории области, представления об устранении нарушений требований охраны труда.


5.40. Предъявляют работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников.


5.41. Участвуют в создании и деятельности комитетов (комиссий) по охране труда организаций, осуществляющих деятельность на территории области.


5.42. Участвуют в работе комиссии по проведению специальной оценки условий труда.


5.43. Проводят анализ технологических процессов в организации, осуществляющей деятельность на территории области, на соответствие современным природоохранным требованиям и представляют соответствующие предложения работодателю.


5.44. Защищают права и законные интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе).


(п. 5.44 введен Дополнительным соглашением от 22.12.2023)



VI. Развитие социального партнерства и координация действий Сторон


Стороны на период Соглашения считают основной задачей содействие развитию социального партнерства во всех видах экономической деятельности, распространение социального партнерства на все формы занятости населения.


Стороны:


6.1. Способствуют развитию социального партнерства в муниципальных образованиях области.


6.2. Содействуют заключению соглашений и коллективных договоров, оказывают необходимую организационную и методическую помощь при подготовке их проектов.


6.3. Совершенствуют деятельность по обучению представителей Сторон основам социального партнерства в соответствии с законодательством.


6.4. Принимают меры по предупреждению и урегулированию коллективных трудовых споров, содействуют образованию комиссий по трудовым спорам и их деятельности в организациях, осуществляющих деятельность на территории области.


6.5. Совершенствуют формы взаимодействия при рассмотрении проектов правовых актов исполнительных органов государственной власти области в сфере труда, разработке государственных программ и других актов органов государственной власти области в сфере труда.


(п. 6.5 в ред. Дополнительного соглашения от 22.12.2023)


6.6. Обеспечивают проведение ежегодного областного конкурса "За высокую социальную эффективность и развитие социального партнерства".


6.7. Содействуют проведению регионального этапа ежегодного всероссийского конкурса "Российская организация высокой социальной эффективности".


6.8. Ежегодно рассматривают итоги развития социального партнерства на расширенных заседаниях Комиссии с приглашением всех заинтересованных лиц.


6.9. Размещают на официальных сайтах Сторон, официальных страницах социальных сетей материалы о практике социального партнерства.


Правительство через уполномоченные органы исполнительной власти области в рамках компетенции:


6.10. В установленном порядке обеспечивает направление проектов правовых актов исполнительных органов государственной власти области в сфере труда, а также документов и материалов, необходимых для их обсуждения, на рассмотрение в Комиссию.


Руководитель исполнительного органа государственной власти области, ответственный за подготовку указанных актов, письменно информирует Сторону(ы) социального партнерства, представившую(-их) заключение на указанные акты, о результатах его рассмотрения до принятия соответствующих актов.


6.11. Обеспечивает в установленном порядке участие представителей профсоюзов и работодателей в заседаниях совещательных и координационных органов при Правительстве при рассмотрении социально-трудовых вопросов.


Работодатели:


6.12. Принимают меры по расширению числа участников Соглашения, регулярно рассматривают ход выполнения принятых обязательств Соглашения членами объединений работодателей. О предпринимаемых мерах информируют Комиссию.


6.13. Соблюдают права и гарантии деятельности профсоюзов, оказывают содействие функционированию профсоюзов в организациях, осуществляющих деятельность на территории области, у индивидуальных предпринимателей и обеспечивают условия для уставной деятельности их выборных органов - предоставляют в бесплатное пользование необходимые для их деятельности оборудование, помещения, транспортные средства и средства связи.


6.14. Обеспечивают ежемесячное и бесплатное перечисление на счет профсоюзной организации членских профсоюзных взносов из заработной платы работников в соответствии с письменными заявлениями работников, являющихся членами профсоюза. Не допускают задолженности по перечислению профсоюзных взносов профсоюзным организациям.


6.15. Обеспечивают разработку и заключение в организациях всех форм собственности коллективных договоров и соглашений в рамках действующего законодательства, осуществляют их уведомительную регистрацию в органах по труду.


6.16. Предусматривают в коллективных договорах порядок и сроки предоставления представителям выборных профсоюзных органов времени с сохранением заработной платы для участия в качестве делегатов в работе созываемых профессиональными союзами съездов, конференций, для участия в работе выборных коллегиальных органов профессиональных союзов, краткосрочной профсоюзной учебы.


6.17. Содействуют участию профсоюзных организаций в управлении организациями, осуществляющими деятельность на территории области, в формах, определенных Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами, учредительными документами организаций, коллективными договорами, соглашениями.


6.18. Знакомят работника с коллективным договором, отраслевым тарифным соглашением при приеме его на работу.


Профсоюзы:


6.19. Создают координационные советы профсоюзов в муниципальных образованиях области и организуют их работу.


6.20. Проводят работу по восстановлению утраченных и созданию новых первичных профсоюзных организаций в трудовых коллективах.


6.21. Организуют обучение работников организаций, осуществляющих деятельность на территории области, основам социального партнерства и основам трудового законодательства.


6.22. Оказывают помощь профсоюзным организациям области в предоставлении заявок на конкурсы социально значимых проектов.


6.23. Проводят встречи руководителей исполнительных органов государственной власти области и отраслевых областных организаций профсоюза по вопросам регулирования социально-трудовых отношений.


6.24. Используют возможности переговорного процесса с целью учета интересов Сторон и недопущения социальной напряженности в организациях, осуществляющих деятельность на территории области.


6.25. Не выступают организаторами и не поддерживают проведение забастовок и иных массовых выступлений несогласия в период действия настоящего Соглашения по включенным в него обязательствам при условии выполнения Сторонами этих обязательств.



VII. Порядок организации и контроля исполнения Соглашения


7.1. Стороны обязуются соблюдать достигнутые настоящим Соглашением договоренности, а также нести предусмотренную законодательством ответственность за невыполнение его положений.


7.2. В случае реорганизации Сторон настоящее Соглашение сохраняет действие на весь период, на который оно было заключено, ответственность за его выполнение возлагается на правопреемников в соответствии с действующим законодательством.


7.3. Контроль за исполнением настоящего Соглашения осуществляется в соответствии с законодательством Сторонами и Комиссией.


7.4. Стороны представляют по взаимному запросу материалы, необходимые для исполнения настоящего Соглашения.


7.5. Стороны договорились о регулярном (не реже 1 раза в год) рассмотрении хода выполнения настоящего Соглашения на заседаниях Комиссии.


7.6. Разногласия, связанные с реализацией настоящего Соглашения, разрешаются на заседаниях Комиссии в соответствии с законодательством.


7.7. Внесение изменений и дополнений в настоящее Соглашение возможно по соглашению Сторон.


7.8. Работодатели, не являющиеся членами Иркутского регионального объединения работодателей "Ассоциация Иркутское региональное объединение работодателей "Партнерство Товаропроизводителей и Предпринимателей", вправе присоединиться к настоящему Соглашению в течение всего срока его действия.


7.9. Настоящее Соглашение вступает в силу со дня его подписания и действует до 31 декабря 2023 года.


Срок действия Соглашения продлен с 01.01.2024 до 31.12.2026 Дополнительным соглашением от 22.12.2023
- Примечание изготовителя базы данных.


7.10. В месячный срок после подписания Сторонами настоящего Соглашения его текст публикуется в средствах массовой информации.


Подписано 2 марта 2021 года в г. Иркутске.



Первый заместитель Губернатора
Иркутской области - Председатель Правительства
Иркутской области, координатор Комиссии
К.Б.ЗАЙЦЕВ



Президент Ассоциации Иркутское региональное объединение
работодателей "Партнерство Товаропроизводителей
и Предпринимателей", координатор Комиссии от стороны
работодателей
Н.В.МЕЛЬНИК



Председатель Союза "Иркутское областное объединение
организаций профсоюзов", координатор Комиссии от стороны
профсоюзов
А.А.КОРОТКИХ



Первый заместитель Председателя Правительства Иркутской
области, координатор Комиссии от стороны Правительства
Р.Л.СИТНИКОВ



Приложение 1
к региональному соглашению по регулированию
социально-трудовых и связанных с ними экономических
отношений в Иркутской области на 2021 - 2023 годы



ПРОТОКОЛ РАЗНОГЛАСИЙ К РЕГИОНАЛЬНОМУ СОГЛАШЕНИЮ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ И СВЯЗАННЫХ С НИМИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2021 - 2023 ГОДЫ

N п/п

Предложения Сторон

Профсоюзы

Правительство

II. Доходы, заработная плата и уровень жизни населения

Стороны:

2.5.

Осуществляют последовательную политику, направленную на повышение реальных доходов населения, создание условий для повышения размера заработной платы, снижение доли населения с доходами ниже величины прожиточного минимума.

Обеспечивают повышение уровня реального содержания заработной платы для работников организаций всех форм собственности через индексацию заработной платы в связи ростом потребительских цен на товары и услуги

Осуществляют последовательную политику, направленную на повышение реальных доходов населения, создание условий для повышения размера заработной платы, снижение доли населения с доходами ниже величины прожиточного минимума

Правительство:

2.12.

Принимает меры по увеличению минимальных размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников бюджетной сферы области до уровня минимального размера оплаты труда

Принимает меры по поэтапному увеличению окладной части заработной платы работников бюджетной сферы региона с целью приведения в соответствие структуры заработной платы работников государственных учреждений Единым рекомендациям по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ