Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь


ДЕПАРТАМЕНТ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ (ДТСЗН СЕВАСТОПОЛЯ)

ПРИКАЗ

от 14 декабря 2020 года N 415


Об утверждении Руководств по соблюдению обязательных требований

(с изменениями на 28 декабря 2021 года)

(в ред. Приказа Департамента труда и социальной защиты населения г. Севастополя от 28.12.2021 N 549)




В соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.01.2017 N 147-р "О целевых моделях упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2018 N 1680 "Об утверждении общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами", распоряжением Правительства Севастополя от 27.09.2018 N 297-РП "Об утверждении Плана мероприятий ("дорожная карта") по внедрению целевой модели "Осуществление контрольно-надзорной деятельности в субъектах Российской Федерации" в городе Севастополе" приказываю:


1. Утвердить:


1.1. Руководство по соблюдению обязательных требований в области квотирования рабочих мест для инвалидов, согласно приложению N 1 к настоящему приказу.


1.2. Руководство по соблюдению обязательных требований в сфере социального обслуживания, согласно приложению N 2 к настоящему приказу.


2. Отделу организационной работы Управления административно-кадровой работы опубликовать настоящий приказ на официальном сайте Департамента.


3. Приказ вступает в силу со дня его подписания.


4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя директора Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя Бардакову Е.Ю. и заместителя директора Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя Шамрея Д.В. в соответствии с распределением обязанностей.


(п. 4 в ред. Приказа Департамента труда и социальной защиты населения г. Севастополя от 28.12.2021 N 549)



Директор Департамента труда
и социальной защиты населения
города Севастополя -
член Правительства Севастополя
С.В.БОРИСЕНКО



Приложение N 1
к приказу
Департамента труда
и социальной защиты населения
города Севастополя
от 14.12.2020 N 415



РУКОВОДСТВО ПО СОБЛЮДЕНИЮ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ В ОБЛАСТИ КВОТИРОВАНИЯ РАБОЧИХ МЕСТ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ

(в ред. Приказа Департамента труда и социальной защиты населения г. Севастополя от 28.12.2021 N 549)




1. Общие положения


Данное Руководство по соблюдению обязательных требований в области квотирования рабочих мест для инвалидов (далее - Руководство) разработано с целью предотвращения нарушений законодательства в сфере квотирования рабочих мест для инвалидов, оказания помощи при сотрудничестве работодателей с инвалидами.


Руководство содержит рекомендации по соблюдению обязательных требований, касающихся трудоустройства инвалидов на квотируемые рабочие места, созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в счет установленный квоты.


Государственный контроль (надзор) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты (далее - государственный контроль (надзор)) осуществляется должностными лицами Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя (далее - ДТСЗН Севастополя), уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора): начальником Управления занятости, начальником отдела развития форм занятости и контроля за обеспечением государственных гарантий, заместителем начальника отдела развития форм занятости и контроля за обеспечением государственных гарантий, главным специалистом-экспертом отдела развития форм занятости и контроля за обеспечением государственных гарантий, главными специалистами отдела развития форм занятости и контроля за обеспечением государственных гарантий.


Государственный контроль (надзор) осуществляется посредством организации и проведения контрольных (надзорных) мероприятий, предусмотренных Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", в форме документарных проверок и/или выездных проверок.



2. Основные понятия, используемые в данном Руководстве


Для целей настоящего Руководства используются следующие основные понятия:


обязательные требования - требования, устанавливаемые нормативными правовыми актами, соблюдение которых оценивается при осуществлении регионального государственного контроля (надзора);


работодатель - физическое либо юридическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работником;


квота по приему на работу инвалидов - количество рабочих мест, установленное в процентах от среднесписочной численности работников предприятия, учреждения, организации, для приема на работу инвалидов, которых работодатель обязан трудоустроить в организации, включая количество рабочих мест, на которых уже работают лица указанной категории;


подконтрольный субъект - работодатели города Севастополя независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, численность работников которых составляет не менее 35 человек;


квотирование рабочих мест - это выделение или создание работодателем за счет собственных средств рабочих мест для трудоустройства граждан, определенных Законом города Севастополя от 05.05.2015 N 133-ЗС "О квотировании и резервировании рабочих мест для инвалидов и граждан, особо нуждающихся в социальной защите", в соответствии с установленной квотой;


невыполнение квоты - отказ работодателя в приеме на работу граждан для трудоустройства на квотируемые рабочие места, отсутствие выделенных либо специально созданных рабочих мест, а также непредставление организацией в установленном федеральным законодательством и законодательством города Севастополя порядке информации о выполнении квоты;


выполнение квоты - оформление в установленном порядке трудовых отношений с инвалидами в рамках исполнения работодателем обязанности по трудоустройству инвалидов в соответствии с установленной квотой или оформление работодателем в установленном порядке трудовых отношений с инвалидом на любое рабочее место в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации (норма действует с 01.03.2022);


специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - это рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.



3. Нормативные правовые акты, содержащие обязательные требования государственного контроля (надзора) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю (надзору) при осуществлении полномочий должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора)


Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (статьи 5.42, 19.7, 13.1.1);


Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (статьи 20 - 22, 24) (далее - Закон РФ N 181-ФЗ);


Закон Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (статья 25) (далее - Закон РФ N 1032-1);


Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (статьи 5, 9);


Федеральный закон от 23.06.2016 N 182 "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации" (статьи 24, 25);


приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13.06.2017 N 486н "Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм";


Закон города Севастополя от 05.05.2015 N 133-ЗС "О квотировании и резервировании рабочих мест для инвалидов и граждан, особо нуждающихся в социальной защите" (далее - Закон Севастополя N 133-ЗС);


постановление Правительства Севастополя от 14.06.2016 N 572-ПП "Об утверждении Положения о резервировании работодателями рабочих мест для трудоустройства инвалидов и граждан, особо нуждающихся в социальной защите" (далее - постановление Правительства Севастополя от 14.06.2016 N 572-ПП);


постановление Правительства Севастополя от 17.09.2021 N 420-ПП "Об утверждении Положения о региональном государственном контроле (надзоре) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты";


приказ ДТСЗН Севастополя от 12.02.2016 N 35 "Об утверждении Административного регламента по предоставлению государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников";


приказ ДТСЗН Севастополя от 12.02.2016 N 41 "Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет, имеющих среднее профессиональное образование и ищущих работу впервые".



4. Перечень действий по выполнению обязательных требований в области квотирования рабочих мест для трудоустройства

N

Вид обязательного требования

Пункт, часть, статья НПА, устанавливающего обязательные требования

1

Определение размера квоты

часть 4 статьи 3 Закона Севастополя N 133-ЗС

2

Выделение (создание) рабочих мест для трудоустройства инвалидов, в соответствии с решением работодателя об установлении квот и количества резервируемых рабочих мест для инвалидов

пункт 1 части 2 статьи 24 Закона РФ N 181-ФЗ;

пункт 1 части 2 статьи 5 Закона Севастополя N 133-ЗС;

пункт 2.8 постановления Правительства Севастополя от 14.06.2016 N 572-ПП

3

Принятие локального нормативного акта с указанием количества резервируемых рабочих мест для инвалидов в разрезе профессий и специальностей

пункт 1 части 2 статьи 24 Закона РФ N 181-ФЗ;

пункт 2 части 2 статьи 5 Закона Севастополя N 133-ЗС;

пункт 2.2 постановления Правительства Севастополя от 14.06.2016 N 572-ПП

4

Соблюдение срока предоставления в Государственное казенное учреждение города Севастополя "Центр занятости населения Севастополя" (далее - центр занятости населения) информации о наличии вакантных (зарезервированных) рабочих мест с указанием наименований профессий, количества и характеристик рабочих мест, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах;

ежемесячно, в срок до 10-го числа месяца, следующего за отчетным (за декабрь до 20 января года, следующего за отчетным периодом)

пункт 3 части 2 статьи 5 Закона Севастополя N 133-ЗС;

пункт 2.8 постановления Правительства Севастополя от 14.06.2016 N 572-ПП

5

Соблюдение срока предоставления в центр занятости населения информации об освобождающихся рабочих местах, выделенных или созданных в рамках решений об установлении количества резервируемых рабочих мест для трудоустройства инвалидов и граждан, особо нуждающихся в социальной защите, в течение десяти дней со дня увольнения работника

пункт 4 части 2 статьи 5 Закона Севастополя N 133-ЗС

6

Принятие мер по трудоустройству инвалидов на зарезервированные рабочие места: самостоятельно либо путем обращения в центр занятости населения за получением государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников

пункты 2.2, 2.7 постановления Правительства Севастополя от 14.06.2016 N 572-ПП

7

Соблюдение срока представления в центр занятости населения сведений о выполнении установленной квоты по приему на работу инвалидов;

ежемесячно, в срок до 10-го числа месяца, следующего за отчетным (за декабрь - до 20 января года, следующего за отчетным периодом)

пункт 2.8 постановления Правительства Севастополя от 14.06.2016 N 572-ПП

8

Создание инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида

пункт 2 части 2 статьи 24 Закона РФ N 181-ФЗ;

пункт 2.8 постановления Правительства Севастополя от 14.06.2016 N 572-ПП



5. Рекомендации по соблюдению обязательных требований в части создания (выделения) рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой


Статья 21 Закона РФ N 181-ФЗ обязывает работодателей устанавливать квоту для трудоустройства инвалидов в количестве, зависимом от численности работников предприятий.


Статья 3 Закона Севастополя N 133-ЗС обязывает работодателей, численность работников которых составляет не менее тридцати пяти человек и не более ста человек, устанавливать квоту для приема на работу инвалидов в размере 3 процентов среднесписочной численности работников; работодателям, численность работников которых превышает сто человек, устанавливается квота для приема инвалидов в размере 4 процентов среднесписочной численности работников.


Работодатели самостоятельно определяют размер квоты исходя из среднесписочной численности работников без учета филиалов и представительств организаций, расположенных в другой местности. При исчислении квоты в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда.


При этом обращаем внимание, что Законом РФ N 181-ФЗ и Законом Севастополя N 133-ЗС определена обязанность работодателя по установлению квоты в зависимости от численности работников (не штатной численности и не среднесписочной численности).


Работодатель часто определяет необходимость по установлению квоты на предприятии, исходя не из численности, а из среднесписочной численности работников. Как правило, среднесписочная численность ниже численности (например, штатной), отсюда такой расчет является более выгодным для работодателя и зачастую освобождает его от обязанности квотировать рабочие места.


Пример:


Штатная численность предприятия - 40 чел.


Среднесписочная численность - 34 чел.


Работодатель подпадает под действие норм 181-ФЗ и 133-ЗС, поскольку численность работников его предприятия более граничной численности, установленной для обязанности по квотированию (более 35 человек), поэтому обязан квотировать рабочие места для инвалидов.


Количество квотируемых рабочих мест рассчитывается от среднесписочной численности работников предприятия:


3% от 34 человек составит 1,02, округляем согласно правилам математического округления до целого числа, получаем одно квотное рабочее место для трудоустройства инвалида.


Освобождаются от обязательного квотирования рабочих мест общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов.


В среднесписочную численность работников органов государственной власти города Севастополя, органов местного самоуправления муниципальных образований в городе Севастополе, организаций не включаются должности, замещение которых в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами города Севастополя, муниципальными нормативными правовыми актами осуществляется путем избрания на должности, избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности, назначения на должность или утверждения в должности.


Количество рабочих мест, уже занятых работниками, отнесенными к категории инвалидов, учитывается при определении количества квотируемых мест как занятое инвалидами из числа квоты.



6. Рекомендации по соблюдению обязательных требований в части ежемесячного представления информации о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов


Приказом ДТСЗН Севастополя от 22.02.2018 N 77 утверждены формы отчетности, представляемые работодателями в центр занятости населения:


- сведения о выполнении установленной квоты по приему на работу инвалидов;


- сведения о выполнении установленной квоты по приему на работу граждан, особо нуждающихся в социальной защите.


Приказом ДТСЗН Севастополя от 29.06.2016 N 282 (в ред. от 24.05.2019 N 188) утверждена форма отчетности, представляемая работодателями в центр занятости населения:


- сведения о потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей).


Работодатели города Севастополя имеют возможность представлять информацию в Государственное казенное учреждение города Севастополя "Центр занятости населения Севастополя" при личном обращении, также с использованием единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России", единого портала государственных и муниципальных услуг или регионального портала государственных и муниципальных услуг.


Работодатели обеспечивают полноту, достоверность и актуальность информации о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей.



7. Практика ДТСЗН Севастополя по реализации государственной функции надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты


В соответствии с действующим законодательством 30.09.2020 согласован прокуратурой города Севастополя и утвержден План проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год ДТСЗН Севастополя, в который включено 11 проверок в целях исполнения государственной функции контроля (надзора) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты.


За 2021 год ДТСЗН Севастополя проведено 7 плановых проверок в целях исполнения государственной функции контроля (надзора) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты. На четырех предприятиях нарушений не установлено. На одном предприятии города Севастополя выявлено нарушение обязательных требований части 3 статьи 25 Закона РФ N 1032-1, пункта 3 части 2 статьи 24 Закона РФ N 181-ФЗ, части 3 пункта 2 статьи 5 Закона Севастополя N 133-ЗС, заключающееся в предоставлении информации в орган службы занятости в неполном виде или искаженном виде.


В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 1, подпунктом "п" пункта 1 статьи 48 Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", абзацем 15 подпункта "а" пункта 7, пунктом 8 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 489, пунктом 6 постановления Правительства Российской Федерации от 30.11.2020 N 1969 "Об особенностях формирования ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год, проведения проверок в 2021 году и внесении изменений в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" распоряжением от 31.08.2019 N 79-р "О внесении изменения в план проведения плановых проверок на 2021 год" ДТСЗН Севастополя исключены 4 плановые проверки юридических лиц.


На 2022 год ДТСЗН Севастополя не утвержден ежегодный план контрольных (надзорных) мероприятий на 2022 год.


Основания для проведения внеплановых проверок в 2021 году отсутствовали.


В 2021 году в ДТСЗН Севастополя не поступало оснований для проведения мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с работодателями, посредством анализа информации, которую работодатели представляют в орган службы занятости.


Предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований в области квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов в 2021 году ДТСЗН Севастополя не выдавались.



8. Ответственность за несоблюдение обязательных требований в области квотирования рабочих мест для инвалидов


В соответствии со статьей 90 Федерального закона Российской Федерации от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" в случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований в области квотирования рабочих мест для инвалидов контролируемым лицом должностные лица, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора), обязаны выдать предписание об устранении выявленных нарушений, а также принять меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности. Дополнительно будет рассмотрен вопрос о проведении мероприятий, направленных на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.


Неисполнение предписания в установленный срок влечет ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде наложения административного штрафа на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификации на срок до трех лет; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.


Должностные лица, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора), составляют протоколы об административных правонарушениях, предусмотренные:


- частью 1 статьи 5.42 КоАП РФ за неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей;


- статьей 19.7 КоАП РФ за непредставление или несвоевременное представление сведений (информации), представление которых предусмотрено законом, либо представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей;


- статьей 13.11.1 КоАП РФ за распространение информации о свободных рабочих местах или вакантных должностях, содержащей ограничения дискриминационного характера, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.



Приложение N 2



Утверждено
приказом
Департамента труда
и социальной защиты населения
города Севастополя
от 14.12.2020 N 415



РУКОВОДСТВО ПО СОБЛЮДЕНИЮ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

(в ред. Приказа Департамента труда и социальной защиты населения г. Севастополя от 28.12.2021 N 549)




1. Общие положения


Особенность социального обслуживания заключается в том, что социальные услуги оказываются лицам, которые, как правило, не в состоянии самостоятельно улучшить условия жизнедеятельности в силу различных обстоятельств (состояние здоровья, отсутствие работы и средств к существованию, многодетность, пожилой возраст). Социальные услуги направлены не просто на улучшение уровня жизнедеятельности, а на устранение тех условий, которые значительно ухудшают или могут в ближайшее время ухудшить условия жизнедеятельности гражданина.


Социальное обслуживание должно основываться на соблюдении прав человека и уважении достоинства личности, носить гуманный характер и не допускать унижения чести и достоинства человека. Гуманный характер социального обслуживания выражается в особой заботе о тех людях, которые признаны нуждающимися в социальном обслуживании в связи с особыми жизненными обстоятельствами, например, такими как старческая немощность, инвалидность, малообеспеченность и т.п.


Поставщики социальных услуг обязаны исполнять порядок предоставления социальных услуг, условия заключенного договора о предоставлении социальных услуг и проявлять уважительное отношение, корректность и внимательность в отношении получателя социальных услуг.


Данное Руководство разработано с целью предотвращения нарушений законодательства в сфере социального обслуживания и содержит рекомендации по соблюдению обязательных требований, касающихся ведения документации поставщиками социальных услуг, размещения и обновления информации о поставщике социальных услуг, в том числе на официальном сайте поставщика социальных услуг в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", порядка организации деятельности поставщиков социальных услуг, а также организации предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг.



2. Основные понятия, используемые в данном Руководстве


Для целей настоящего Руководства используются следующие основные понятия:


1) социальное обслуживание граждан (далее - социальное обслуживание) - деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам;


2) социальная услуга - действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности;


3) получатель социальных услуг - гражданин, который признан нуждающимся в социальном обслуживании и которому предоставляются социальная услуга или социальные услуги;


4) поставщик социальных услуг - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание;


5) стандарт социальной услуги - основные требования к объему, периодичности и качеству предоставления социальной услуги получателю социальной услуги, установленные по видам социальных услуг;


6) система социального обслуживания, включающая:


- федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального обслуживания (Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации);


- орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление полномочий в сфере социального обслуживания (Департамент труда и социальной защиты населения города Севастополя);


- организации социального обслуживания, находящиеся в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации;


- организации социального обслуживания, находящиеся в ведении Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя (далее - организации социального обслуживания субъекта Российской Федерации);


- негосударственные (коммерческие и некоммерческие) организации социального обслуживания, в том числе социально ориентированные некоммерческие организации, предоставляющие социальные услуги;


- индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание.



3. Нормативные правовые акты в сфере социального обслуживания, содержащие обязательные требования


Основным нормативным правовым актом Российской Федерации в сфере социального обслуживания, содержащим обязательные требования, является Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации".


Поставщики социальных услуг обязаны соблюдать положения Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", обязательные требования, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2014 г. N 1239 "Об утверждении Правил размещения и обновления информации о поставщике социальных услуг на официальном сайте поставщика социальных услуг в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 ноября 2014 г. N 940н "Об утверждении Правил организации деятельности организаций социального обслуживания, их структурных подразделений", приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 г. N 886н "Об утверждении Порядка размещения на официальном сайте поставщика социальных услуг в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об этом поставщике (в том числе содержания указанной информации и формы ее предоставления)", приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации 30.07.2015 N 527н "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере труда, занятости и социальной защиты населения, а также оказания им при этом необходимой помощи".


Основные нормативные правовые акты города Севастополя:


- Закон города Севастополя от 30.12.2014 N 103-ЗС "О социальном обслуживании граждан в городе Севастополе";


- постановление Правительства Севастополя от 31.12.2014 N 716 "Об утверждении порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в городе Севастополе";


- постановление Правительства Севастополя от 26.12.2014 N 660 "О Порядке утверждения тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг";


- приказ Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя от 21.06.2019 N 224 "Об утверждении нормативов обеспечения мягким инвентарем, площадью жилых помещений, норм обеспечения моющими средствами и средствами личной гигиены получателей социальных услуг при предоставлении социальных услуг организациями социального обслуживания города Севастополя";


- приказ Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя от 21.06.2019 N 225 "Об утверждении норм питания в организациях социального обслуживания города Севастополя";


- приказ Главного управления социальной защиты населения Севастополя от 13.11.2014 N 58 "О размере платы за предоставление социальных услуг и порядке ее взимания".



4. Рекомендации по соблюдению обязательных требований в части ведения документации поставщиками социальных услуг


Основная документация поставщиков социальных услуг может включать в себя:


1) устав;


2) положения об отделениях;


3) штатное расписание с указанием наименования должностей персонала и его численности;


4) правила, инструкции, методики, в том числе:


- правила внутреннего трудового распорядка должны определять режим работы учреждения, порядок действия его структурных подразделений и их взаимодействия между собой при оказании социальных услуг;


- правила поведения получателей социальных услуг должны определять их права и обязанности как клиентов учреждения, характер их взаимоотношений с обслуживающим персоналом и между собой, степень ответственности за возможные нарушения режима учреждения;


- должностные инструкции специалистов, устанавливающие их обязанности, права, ответственность за оказываемые социальные услуги, требования к образованию, квалификации, профессиональной подготовке, деловым и моральным качествам, к соблюдению принципов гуманности, справедливости, объективности и доброжелательности по отношению к обслуживаемым гражданам, необходимости проявлять к ним максимальную чуткость, вежливость, выдержку, предусмотрительность, учитывать их физическое и психическое состояние, а также требования этики взаимоотношений с клиентами и их социальным окружением;


5) документацию на специальное и табельное техническое оснащение (оборудование, аппаратуру и приборы).


Документация (паспорта, технические описания, инструкции по эксплуатации, формуляры и др.) на имеющееся специальное и табельное техническое оснащение (оборудование, аппаратуру и приборы) предназначена для обеспечения грамотной и эффективной эксплуатации, обслуживания, поддержания в работоспособном состоянии, своевременного выявления и устранения неисправностей, ремонта и замены;


6) документы, связанные с социальным обслуживанием в учреждении:


- личные дела получателей социальных услуг;


7) документы, связанные с обеспечением доступности для инвалидов объекта и услуг:


- паспорт доступности для инвалидов объекта и услуг, который содержит следующие разделы:


а) краткая характеристика объекта и предоставляемых на нем услуг;


б) оценка соответствия уровня доступности для инвалидов объекта и имеющихся недостатков в обеспечении условий его доступности для инвалидов;


в) оценка соответствия уровня доступности для инвалидов предоставляемых услуг и имеющихся недостатков в обеспечении условий их доступности для инвалидов;


г) управленческие решения по срокам и объемам работ, необходимых для приведения объекта и порядка предоставления на нем услуг в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации.


Социальные услуги предоставляются гражданину на основании договора о предоставлении социальных услуг, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином или его законным представителем в течение суток с даты представления индивидуальной программы поставщику социальных услуг.


Состав документации конкретного поставщика социальных услуг может быть уточнен в зависимости от типа организации социального обслуживания, специфики обслуживаемых категорий населения, характера предоставляемых услуг.



5. Рекомендации по соблюдению обязательных требований в части размещения и обновления информации о поставщике социальных услуг на информационных стендах в помещениях поставщиков социальных услуг, в средствах массовой информации, в сети "Интернет", в том числе на официальном сайте организации социального обслуживания


Поставщики социальных услуг обеспечивают открытость и доступность информации:


а) о дате государственной регистрации, об учредителе (учредителях), о месте нахождения, филиалах (при наличии), режиме и графике работы, контактных телефонах и адресах электронной почты;


б) о структуре и органах управления организации социального обслуживания, в том числе:


наименование структурных подразделений (органов управления) (при наличии);


фамилии, имена, отчества и должности руководителей структурных подразделений, положения о структурных подразделениях (при наличии);


места нахождения обособленных структурных подразделений;


адреса официальных сайтов структурных подразделений в сети "Интернет" (при наличии);


адреса электронной почты структурных подразделений (при наличии);


в) о руководителе, его заместителях, руководителях филиалов организации социального обслуживания (при наличии);


г) о персональном составе работников (с указанием с их согласия уровня образования, квалификации и опыта работы);


д) о материально-техническом обеспечении предоставления социальных услуг (о доступности объекта, о наличии оборудованных помещений для предоставления социальных услуг по видам социальных услуг и формам социального обслуживания, в том числе библиотек, объектов спорта, наличии средств обучения и воспитания, об условиях питания и обеспечения охраны здоровья получателей социальных услуг, доступе к информационным системам в сфере социального обслуживания и сети "Интернет");


е) о перечне предоставляемых социальных услуг по видам социальных услуг и формам социального обслуживания;


ж) о порядке и условиях предоставления социальных услуг бесплатно и за плату по видам социальных услуг и формам социального обслуживания с приложением образцов договоров о предоставлении социальных услуг бесплатно и за плату;


з) о тарифах на социальные услуги по видам социальных услуг и формам социального обслуживания;


и) о численности получателей социальных услуг по формам социального обслуживания и видам социальных услуг за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, численности получателей социальных услуг по формам социального обслуживания и видам социальных услуг за счет средств физических и (или) юридических лиц;


к) о количестве свободных мест для приема получателей социальных услуг по формам социального обслуживания, финансируемых за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, и количестве свободных мест для приема получателей социальных услуг по формам социального обслуживания за счет средств физических и (или) юридических лиц;


л) об объеме предоставляемых социальных услуг за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и объеме предоставляемых социальных услуг за счет средств физических и (или) юридических лиц;


м) о наличии лицензий на осуществление деятельности, подлежащей лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации (с приложением электронного образа документов);


н) о финансово-хозяйственной деятельности (с приложением электронного образа плана финансово-хозяйственной деятельности);


о) о правилах внутреннего распорядка для получателей социальных услуг, о правилах внутреннего трудового распорядка и коллективном договоре (с приложением электронного образа документов);


п) о наличии предписаний органов, осуществляющих государственный контроль в сфере социального обслуживания, и об отчетах об исполнении таких предписаний;


р) о проведении независимой оценки качества оказания услуг организаций социального обслуживания;


с) иную информацию, которая размещается, опубликовывается по решению поставщика социальных услуг и (или) размещение, опубликование которой являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации.


Указанная информация подлежит размещению на официальном сайте поставщика социальных услуг и обновлению в течение 10 рабочих дней со дня ее создания, получения или внесения соответствующих изменений.


Пользователю официального сайта предоставляется наглядная информация о структуре официального сайта, включающая в себя ссылку на официальные сайты Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя и Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.


Информация размещается на официальном сайте в текстовой и (или) табличной формах, а также в форме электронного образа копий документов. При размещении информации на официальном сайте и ее обновлении обеспечивается соблюдение требований законодательства Российской Федерации о персональных данных.


Размещенные на официальном сайте сведения должны быть доступны пользователям для ознакомления круглосуточно без взимания платы и иных ограничений.



6. Рекомендации по соблюдению обязательных требований в части порядка организации деятельности поставщиков социальных услуг


Поставщики социальных услуг обязаны:


1) предоставлять социальные услуги получателям социальных услуг в соответствии с индивидуальными программами и условиями договоров, заключенных с получателями социальных услуг или их законными представителями;


2) предоставлять срочные социальные услуги в соответствии со статьей 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации";


3) предоставлять бесплатно в доступной форме получателям социальных услуг или их законным представителям информацию об их правах и обязанностях, о видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги и об их стоимости для получателя социальных услуг либо о возможности получать их бесплатно;


4) использовать информацию о получателях социальных услуг в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации о персональных данных требованиями о защите персональных данных;


5) вносить информацию о получателях социальных услуг в информационную систему Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя для формирования регистра получателей социальных услуг, негосударственным поставщикам социальных услуг - предоставлять информацию о получателях социальных услуг ответственным подведомственным Департаменту труда и социальной защиты населения города Севастополя организациям социального обслуживания для формирования регистра получателей социальных услуг;


6) осуществлять социальное сопровождение в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации";


7) обеспечивать получателям социальных услуг содействие в прохождении медико-социальной экспертизы, проводимой в установленном законодательством Российской Федерации порядке федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы;


8) предоставлять получателям социальных услуг возможность пользоваться услугами связи, в том числе сети "Интернет" и услугами почтовой связи, при получении услуг в организациях социального обслуживания;


9) выделять супругам, проживающим в организации социального обслуживания, изолированное жилое помещение для совместного проживания;


10) обеспечивать получателям социальных услуг возможность свободного посещения их законными представителями, адвокатами, нотариусами, представителями общественных и (или) иных организаций, священнослужителями, а также родственниками и другими лицами в дневное и вечернее время;


11) обеспечивать сохранность личных вещей и ценностей получателей социальных услуг.


Поставщики социальных услуг при оказании социальных услуг не вправе:


1) ограничивать права, свободы и законные интересы получателей социальных услуг, в том числе при использовании лекарственных препаратов для медицинского применения;


2) применять физическое или психологическое насилие в отношении получателей социальных услуг, допускать их оскорбление, грубое обращение с ними;


3) помещать детей-инвалидов, не страдающих психическими расстройствами, в стационарные организации социального обслуживания, предназначенные для детей-инвалидов, страдающих психическими расстройствами, и наоборот.


При предоставлении социального обслуживания, в том числе в стационарной форме социального обслуживания, получателю социальных услуг обеспечиваются:


1) надлежащий уход;


2) безопасные условия проживания и предоставления социальных услуг;


3) соблюдение требований и правил пожарной безопасности;


4) соблюдение требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.


Должности специалистов в стационарных организациях социального обслуживания замещают лица, осуществляющие свою деятельность на профессиональной основе и соответствующие квалификационным требованиям, предъявляемым к таким должностям.


Государственные организации социального обслуживания создают попечительские советы в соответствии с законодательством Российской Федерации. Структура, порядок формирования, срок полномочий, компетенция попечительского совета и порядок принятия им решений определяются уставом организации социального обслуживания в соответствии с законодательством Российской Федерации.



7. Рекомендации по соблюдению обязательных требований в части организации предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг


Социальные услуги предоставляются их получателям в форме социального обслуживания на дому, или в полустационарной форме, или в стационарной форме.


Социальные услуги в полустационарной форме предоставляются их получателям организацией социального обслуживания в определенное время суток.


Социальные услуги в стационарной форме предоставляются их получателям при постоянном, временном (на срок, определенный индивидуальной программой) или пятидневном (в неделю) круглосуточном проживании в организации социального обслуживания.


Получатели социальных услуг в стационарной форме обеспечиваются жилыми помещениями, а также помещениями для предоставления всех видов социальных услуг, предусмотренных пунктами 1 - 7 статьи 20 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации".


Таким образом, поставщики социальных услуг в стационарной форме должны предоставить помещения для предоставления социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-трудовых, социально-правовых услуг, а также услуг в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов.


При предоставлении социальных услуг в полустационарной форме или в стационарной форме поставщиками социальных услуг должны быть обеспечены:


1) возможность сопровождения получателя социальных услуг при передвижении по территории организации социального обслуживания, а также при пользовании услугами, предоставляемыми такой организацией.


Сопровождение осуществляется работником организации социального обслуживания при перемещении внутри организации, при входе и выходе из организации, при подъеме и спуске с лестницы, при посещении столовой, буфета и в других ситуациях, когда получатель социальных услуг нуждается в таком сопровождении;


2) возможность для самостоятельного передвижения по территории организации социального обслуживания, входа, выхода и перемещения внутри такой организации (в том числе для передвижения в креслах-колясках), для отдыха в сидячем положении, а также доступное размещение оборудования и носителей информации.


Особое значение данный вопрос приобретает для лиц, передвигающихся в креслах-колясках. С целью реализации получателями социальных услуг возможности самостоятельного передвижения по территории организации социального обслуживания помещения организации должны отвечать определенным требованиям. Так, для инвалидов, передвигающихся на кресле-коляске, необходимы достаточная ширина коридоров, дверных проемов, места для разворота коляски, отсутствие порогов и иных резких перепадов высоты. Места, где такие перепады имеются, должны быть оборудованы пандусами, подъемниками, передвижение с этажа на этаж должно осуществляться при помощи специально оборудованных лифтов, подъемников. Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата, но передвигающихся без кресла-коляски, большое значение имеет уклон лестницы, определенная высота перил, нескользкое покрытие пола. Для лиц с нарушением зрения (слепых и слабовидящих) ступени лестницы должны иметь контрастное выделение краев, коридоры и лестницы должны иметь ограничительные бортики и т.д. Санитарные комнаты оборудуются поручнями и иными специальными приспособлениями - автоматическим спуском воды, сенсорными смесителями и сушилками для рук и т.д. Вся необходимая информация размещается на расстоянии, с которого она может быть наиболее эффективно визуально воспринята, оборудование располагается в зоне досягаемости для лиц, перемещающихся в креслах-колясках, и т.д. При размещении и выборе характера исполнения элементов информационного обеспечения должны быть учтены углы поля наблюдения, удобные для восприятия визуальной информации; ясное начертание и контрастность, а при необходимости - рельефность изображения; зоны досягаемости для тактильной трости; исключение помех восприятию звуковой и визуальной информации: бликование указателей и знаков, слепящее освещение, совмещение зон действия различных акустических источников, акустическая тень и т.п.;


3) дублирование текстовых сообщений голосовыми сообщениями, оснащение организации социального обслуживания знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, ознакомление с их помощью с надписями, знаками и иной текстовой и графической информацией на территории такой организации, а также допуск тифлосурдопереводчика, допуск собак-проводников;


4) дублирование голосовой информации текстовой информацией, надписями и (или) световыми сигналами, информирование о предоставляемых социальных услугах с использованием русского жестового языка (сурдоперевода), допуск сурдопереводчика.


Поставщики социальных услуг предоставляют социальные услуги в соответствии с Порядком предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в городе Севастополе, утвержденным постановлением Правительства Севастополя от 30.12.2014 N 716, обязательным для исполнения поставщиками социальных услуг.



8. Ответственность за нарушение обязательных требований в сфере социального обслуживания


В соответствии со статьей 90 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" в случае выявления при проведении проверки поставщиков социальных услуг нарушений обязательных требований в сфере социального обслуживания должностные лица Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя обязаны выдать предписание об устранении выявленных нарушений.


(в ред. Приказа Департамента труда и социальной защиты населения г. Севастополя от 28.12.2021 N 549)


Неисполнение предписания в установленный срок влечет ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Ссылается на


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ