Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь


ПРАВИТЕЛЬСТВО АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 января 2021 года N 37


Об утверждении Стратегии развития территориального кластера субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере агропромышленного комплекса Амурской области

(с изменениями на 21 июля 2023 года)

(в ред. постановления Правительства Амурской области от 21.07.2023 N 623)




В соответствии с требованиями пункта "г" подпункта 4.3.8.2 подпункта 4.3.8 пункта 4.3 раздела IV Требований к реализации мероприятий, осуществляемых субъектами Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации в целях достижения целей, показателей и результатов региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов, входящих в состав национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", и требований к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 14 марта 2019 г. N 125, в целях определения приоритетов, целей, задач и перечня основных мероприятий по развитию территориального кластера субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере агропромышленного комплекса Амурской области, на поддержку которого планируется расходование бюджетных средств, Правительство Амурской области постановляет:


1. Утвердить Стратегию развития территориального кластера субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере агропромышленного комплекса Амурской области согласно приложению к настоящему постановлению.


2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя председателя Правительства Амурской области Половайкину Т.Г.



Губернатор
Амурской области
В.А.ОРЛОВ



Приложение
к постановлению
Правительства
Амурской области
от 27 января 2021 г. N 37



СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО КЛАСТЕРА СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

(в ред. постановления Правительства Амурской области от 21.07.2023 N 623)




1. Общие положения


Стратегия развития территориального кластера субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере агропромышленного комплекса Амурской области определяет приоритеты, цели, задачи и перечень основных мероприятий по развитию территориального кластера в сфере агропромышленного комплекса Амурской области (далее - Стратегия, МСП, АПК).


Территориальный кластер субъектов МСП в сфере АПК представляет собой совокупность производственных предприятий, предприятий - поставщиков оборудования, комплектующих, производственных и сервисных услуг, научных и образовательных организаций, которые связаны отношениями территориальной близости и кооперационными отношениями в сфере производства товаров и услуг (далее - Кластер).


Приоритетами Кластера являются:


1) территориальность (Амурская область);


2) отраслевая специфика (АПК);


3) коллективность проектов (с участием не менее двух субъектов МСП);


4) поддержка субъектов МСП.


Цель развития Кластера - создание условий субъектам МСП для производства конкурентоспособной агропромышленной продукции за счет получения синергетического эффекта от взаимодействия субъектов МСП АПК, научных и образовательных учреждений, поставщиков оборудования, комплектующих, производственных и сервисных услуг.


Данная цель обусловливает решение следующих задач:


1) улучшение взаимосвязей между предприятиями сельского хозяйства и пищевой промышленности, развитие кооперативных связей участников Кластера;


2) стимулирование применения инноваций в агропромышленном производстве, создание конкурентоспособных производств;


3) совершенствование механизмов продвижения продукции местных товаропроизводителей на российский и международные рынки;


4) замещение экспорта сырья на экспорт конечной продукции с высокой добавленной стоимостью;


5) повышение инвестиционной привлекательности АПК;


6) повышение престижа профессий АПК и занятости в сельской местности.


Инфраструктурой поддержки субъектов МСП для выявления кластерных инициатив, содействия координации проектов субъектов МСП, обеспечивающих развитие Кластера, а также кооперации участников Кластера между собой выступает Центр кластерного развития (далее - ЦКР).


Правовую основу Стратегии составляют:


Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства";


Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";


постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия";


Стратегия развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2022 г. N 2567-р;


(в ред. постановления Правительства Амурской области от 21.07.2023 N 623)


приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 14 марта 2019 г. N 125 "Об утверждении Требований к реализации мероприятий, осуществляемых субъектами Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации в целях достижения целей, показателей и результатов региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов, входящих в состав национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", и требований к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства";


Закон Амурской области от 11 января 2010 г. N 298-ОЗ "О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в Амурской области";


Закон Амурской области от 20 декабря 2012 г. N 142-ОЗ "О государственной поддержке агропромышленного комплекса Амурской области";


постановление Правительства Амурской области от 13 июля 2012 г. N 380 "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Амурской области на период до 2025 года";


постановление Правительства Амурской области от 25 сентября 2013 г. N 445 "Об утверждении государственной программы "Экономическое развитие и инновационная экономика Амурской области";


постановление Правительства Амурской области от 25 сентября 2013 г. N 447 "Об утверждении государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Амурской области".


В качестве года для установления базового уровня показателей и параметров определен 2019 год.


Сроки реализации Стратегии - 2021 - 2025 годы.



2. Целевые показатели развития Кластера


В качестве ключевых показателей, отражающих эффективность развития Кластера, определены следующие показатели:


1) количество субъектов МСП, являющихся участниками Кластера;


2) количество рабочих мест, созданных субъектами МСП, являющимися участниками Кластера;


3) количество совместных кластерных проектов, обеспечивающих развитие Кластера;


4) количество новых видов товаров (работ, услуг), выведенных на рынок при содействии ЦКР.


Ключевые показатели, отражающие эффективность развития Кластера, приведены в приложении N 1 к Стратегии.



3. Оценка потенциала развития Кластера


К элементам экономического потенциала региона для развития Кластера можно отнести благоприятные агроклиматические условия и природные ресурсы для ведения сельского хозяйства; развитие АПК; наличие научных и образовательных учреждений; реализация мероприятий, направленных на развитие и поддержку субъектов МСП, включая малые формы хозяйствования.


АПК является важнейшей составной частью экономики Амурской области, где производится жизненно важная сельскохозяйственная продукция и сосредоточен огромный экономический потенциал.


Ведущими отраслями сельского хозяйства Амурской области являются растениеводство и животноводство.


Амурская область занимает первое место в Дальневосточном федеральном округе по производству сои и зерна, второе - по производству молока, мяса, картофеля и овощей.


Основной задачей земледелия Амурской области является повышение конкурентоспособности амурской сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках, а также расширение посевных площадей.


На территории Амурской области выделяется пять агроклиматических зон: южная, центральная, северная, северная таежная и горно-таежная.


В южную зону входят Благовещенский, Ивановский, Константиновский, Михайловский, Тамбовский районы, в центральную зону - Белогорский и Ромненский муниципальные округа, Архаринский, Бурейский, Завитинский, Октябрьский, Серышевский, Свободненский районы, в северную зону - Шимановский, Мазановский и Зейский районы, в северную таежную и горно-таежную зоны - Магдагачинский, Селемджинский, Сковородинский и Тындинский районы.


Наиболее благоприятными для возделывания сельскохозяйственных культур являются южная и центральная зоны.


Плодородные лугово-черноземные почвы на юге Амурской области при соблюдении агротехнических требований позволяют получать высокие урожаи. Климатические условия дают возможность выращивать широкий спектр зерновых культур, включая пшеницу, овес, ячмень, гречиху; кормовых культур; сою; кукурузу; картофель; овощи.


Северная таежная и горно-таежная зоны характеризуются очаговым сельским хозяйством.


Сельское хозяйство Амурской области представлено различными категориями производителей: сельскохозяйственные организации; крестьянские (фермерские хозяйства) и индивидуальные предприниматели; хозяйства населения (личные подсобные хозяйства, коллективные и индивидуальные сады и огороды).


В АПК входит около 200 сельскохозяйственных организаций, около 500 индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств и более 90 тыс. личных подсобных хозяйств граждан (малые формы хозяйствования).


В 2019 году доля сельского хозяйства в структуре валовой добавленной стоимости в Амурской области составила 5,7%. Динамика объема производства продукции сельского хозяйства достаточно стабильна и не оказывает значительного влияния на изменение основных макроэкономических показателей региона.


Общая площадь земель сельскохозяйственного назначения на территории Амурской области составляет 3542 тыс. га (в том числе пашни - 1514 тыс. га).


Из общего массива пахотных земель в хозяйственный оборот вовлечено 1342 тыс. га (89%).


Общая посевная площадь в хозяйствах всех категорий в 2019 году составила 1180,2 тыс. га, что на 7,9% меньше уровня 2018 года, в том числе: по зерновым культурам - 232,1 тыс. га (больше на 13,7%), по сое - 869,9 тыс. га (меньше на 12,0%), по картофелю и овощам - 16,1 тыс. га, по кормовым культурам - 60,4 тыс. га.


В 2019 году объем производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий по сравнению с 2018 годом сократился (в сопоставимых ценах) на 6,1% и составил 44736,4 млн. рублей. Снижение произошло за счет сокращения на 18,4% производства продукции растениеводства, связанного с недобором урожая из-за неблагоприятных погодных условий и введения режима чрезвычайной ситуации "Паводок" на территории Амурской области.


В хозяйствах всех категорий валовый сбор зерновых культур (в весе после доработки) составил 361,9 тыс. тонн, или на 0,4% больше, чем в 2018 году, сои - 863,2 тыс. тонн (меньше на 18,2%), картофеля - 153, 4 тыс. тонн (меньше на 23,6%), овощей - 43,4 тыс. тонн (меньше на 11,4%).


С одного гектара посевных площадей получено 15,6 центнера зерновых культур, что на 11,6% меньше, чем в 2018 году, сои - 9,9 центнера (меньше на 7%), картофеля - 114,5 центнера (меньше на 21,7%), овощей - 147,0 центнера (меньше на 9,5%).


Из зерновых культур наиболее широко возделываются пшеница, ячмень, гречиха и овес.


Действующие мощности по переработке зерновых составляют 170 тыс. тонн в год. Основное потребление переработки - комбикормовое производство (полнорационные комбикорма, концентраты, кормосмеси, крупа).


Агроклиматические ресурсы Амурской области благоприятны для выращивания сои, что обуславливает ее широкое распространение. В структуре посевных площадей эта культура занимает более 70%.


Соя, выращенная в Амурской области, наиболее ценна и не имеет ограничений по использованию в пищевых и кормовых целях. Все сорта амурского происхождения выведены общепринятыми традиционными методами селекции, ни один из сортов не является генетически модифицированным.


Около трети объема производимой сои перерабатывается на предприятиях Амурской области. Амурские предприятия производят соевое масло, экструдированную сою и соевый шрот (кормовой и пищевой). Наиболее крупными производителями являются ООО "Маслоэкстракционный завод "Амурский" и ООО "Соя АНК".


Единовременное хранение зерновых и сои по Амурской области составляет около 1500 тыс. тонн. Для обеспечения полной потребности необходимы дополнительные мощности в объеме 500 тыс. тонн.


Уровень самообеспеченности овощами закрытого грунта составляет 27%, овощами открытого грунта согласно рациональным нормам потребления (из расчета 140 кг на душу населения) - 42%, остальная часть ввозится из других регионов и из-за рубежа (из них 95% из КНР). Региональный уровень самообеспечения за счет производства всех категорий хозяйств с учетом личных подсобных хозяйств превышает 100%.


Основными производителями овощей в Амурской области остаются личные подсобные хозяйства, общий объем которых составляет 75,8%.


Главным поставщиком овощей закрытого грунта в Амурской области является ООО "Тепличный" г. Благовещенск, обеспечивающее жителей Приамурья доступной экологически чистой продукцией. Для региона, где более полугода держится минусовая температура, это единственное сельскохозяйственное предприятие, которое выращивает овощи в условиях закрытого грунта.


Производители сельхозпродукции нуждаются в современных хранилищах и развитой переработке. Отсутствие данных хранилищ не позволяет фермерам сохранить картофель до нового урожая в необходимых объемах. Именно весной на прилавках торговых сетей появляется китайский картофель по ценам, как правило, выше местных.


Мясным скотоводством в Амурской области занимаются 86 хозяйств, в том числе 60 крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, выращиванием птицы - два хозяйства (ООО СПК "Амурптицепром" и ООО "Амурский бройлер").


В 2015 году на территории Амурской области при государственной поддержке открыта единственная на Дальнем Востоке индюшиная ферма на 24 тыс. голов, к концу 2025 года за счет расширения производственных помещений поголовье птицы планируется увеличить до 39 тыс. голов.


По сравнению с 2018 годом в хозяйствах всех категорий Амурской области на 7,5% увеличилось производство молока, что составило 138,1 тыс. тонн, производство скота и птицы на убой (в живом весе) уменьшилось на 3,2% (57,9 тыс. тонн), яиц - на 4,5% (192,4 млн. штук).


Поголовье крупного рогатого скота в хозяйствах всех категорий Амурской области насчитывает 73 тыс. голов, что на 7,2% ниже уровня 2018 года, в том числе коров - 33,5 тыс. голов (ниже на 0,5%), свиней - 35,0 тыс. голов (снижение 40,1%), птицы - 1824,4 тыс. голов (ниже на 17,0%).


В 2019 году в связи с зарегистрированными случаями заболевания свиней вирусом африканской чумы на территории 13 муниципальных образований Амурской области проведены отчуждение и утилизация 16,3 тысячи голов животных.


Амурская область располагает достаточными мощностями по глубокой переработке сельскохозяйственной продукции.


Амурскими производителями ежегодно увеличивается доля использования местного сырья высокого качества, что положительно влияет на объемы производства и реализации продукции. Если в среднем доля использования местного сырья в производстве продукции всех амурских мясоперерабатывающих предприятий составляет около 40%, то такие предприятия, как ООО ПК "Партизан" и ООО "Амурский бройлер", работают только на собственном сырье.


Индекс производства пищевой продукции в 2019 году составил 111,6% за счет выпуска мяса и субпродуктов домашней птицы, мясных и маслосодержащих полуфабрикатов, рыбы переработанной и консервированной, молока, масла сливочного, муки, крупы, сыра и творога, макаронных и хлебобулочных изделий, в производстве напитков за счет производства воды природной, минеральной и газированной на 18,5%.


Мясоперерабатывающими предприятиями производится большой ассортимент мясной и колбасной продукции. Основными производителями в данном направлении являются ОАО "Мясокомбинат" (г. Благовещенск); ИП Мельниченко В.И. (пгт Серышево); ООО "Продовольственная компания "Партизан" (с. Раздольное Тамбовского района); ООО "Амурский бройлер"; ООО СПК "Амурптицепром" (г. Благовещенск); ООО "Модуль" (г. Белогорск).


К ведущим перерабатывающим предприятиям молока относятся ООО "Хладокомбинат Партнер", на долю которого приходится более 50% перерабатываемого в области сырого молока; ОАО "Хладокомбинат" (г. Благовещенск); ОАО "Маслосыркомбинат "Серышевский" (пгт Серышево); ООО "Продовольственная компания "Партизан" (с. Раздольное Тамбовского района), ОАО "Молочный комбинат "Благовещенский" (г. Благовещенск).


Основы государственной поддержки АПК установлены Законом Амурской области от 29 декабря 2012 г. N 142-ОЗ "О государственной поддержке агропромышленного комплекса Амурской области".


Цель поддержки - развитие сельскохозяйственного производства, повышение его эффективности и конкурентоспособности, формирование устойчивого агропродовольственного рынка, обеспечение продовольственной безопасности на территории Амурской области.


На государственную поддержку имеют право:


1) сельскохозяйственные товаропроизводители;


2) организации, индивидуальные предприниматели, осуществляющие сельскохозяйственное производство, в том числе предоставляющие услуги:


а) по переработке и реализации сельскохозяйственной продукции;


б) по хранению и доработке сельскохозяйственной продукции;


в) по племенному животноводству;


г) по поставке, ремонту и техническому обслуживанию сельскохозяйственной техники и оборудования;


д) по обработке земель, посеву, уборке урожая, заготовке кормов;


е) по поставке и внесению минеральных удобрений, средств биологической и химической защиты сельскохозяйственных растений;


ж) по строительству, ремонту и содержанию внутрихозяйственных мелиоративных систем;


з) по инновационному, информационному обеспечению и внедрению информационных технологий в АПК, а также по консультационной помощи;


3) общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;


4) некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в сфере АПК;


5) организации потребительской кооперации, занимающиеся заготовкой и переработкой сельскохозяйственной продукции.


Государственная поддержка оказывается по следующим направлениям:


1) обеспечение доступности кредитных ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей, производящих сельскохозяйственную продукцию, осуществляющих ее переработку и оказывающих соответствующие услуги, граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственных потребительских кооперативов, а также организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции (в том числе на арендованных основных средствах) и ее реализацию в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, при условии, что доля дохода от реализации этой продукции в доходе указанных организаций и индивидуальных предпринимателей составляет не менее 70% за календарный год;


2) развитие системы страхования рисков в сельском хозяйстве;


3) развитие животноводства и обеспечение производства продукции животноводства;


4) развитие растениеводства;


5) обеспечение обновления основных средств сельскохозяйственных товаропроизводителей, удешевление техники и оборудования;


6) обеспечение мероприятий по повышению плодородия почв;


7) проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;


8) обеспечение развития сельских территорий, в том числе строительство и реконструкция объектов производственной инфраструктуры;


9) проведение мероприятий в рамках создания государственной автоматизированной системы управления АПК, предоставление консультационной помощи субъектам АПК;


10) создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств;


11) поддержка социально-инженерного обустройства села.


Государственная поддержка оказывается в форме предоставления налоговых льгот, субсидий, гарантий и поручительств.


Специальная поддержка малых форм хозяйствования осуществляется в рамках государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Амурской области", утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 25 сентября 2013 г. N 447.


В рамках подпрограммы "Поддержка малых форм хозяйствования" предусмотрены следующие механизмы финансовой поддержки субъектов МСП:


1) гранты на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств;


2) гранты на развитие семейной животноводческой фермы;


3) гранты "Агростартап" в целях создания и развития на сельских территориях крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственной потребительской кооперации и новых постоянных рабочих мест на реализацию проекта создания и развития крестьянского (фермерского) хозяйства;


4) гранты на поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы (на конкурсной основе в форме субсидий посредством предоставления грантов сельскохозяйственным потребительским кооперативам для развития материально-технической базы);


5) субсидии на возмещение части процентной ставки по долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным кредитам, взятым малыми формами хозяйствования (гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство; крестьянским (фермерским) хозяйствам; сельскохозяйственным потребительским кооперативам);


6) субсидии сельскохозяйственным потребительским кооперативам на возмещение части затрат, понесенных в текущем финансовом году.


По итогам реализации подпрограммы "Поддержка малых форм хозяйствования" к 2025 году количество вновь созданных субъектов МСП в сельском хозяйстве, включая крестьянские (фермерские) хозяйства и сельскохозяйственные потребительские кооперативы, составит 132 единицы.


Сельскохозяйственные товаропроизводители, организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство, первичную или последующую промышленную переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию, могут получить в одном из уполномоченных Министерством сельского хозяйства Российской Федерации банков краткосрочный или инвестиционный кредит по ставке не менее 1% и не более 5%, в том числе с привлечением поручительства региональной гарантийной организации - Некоммерческой организации "Фонд содействия кредитованию субъектов малого и среднего предпринимательства Амурской области" (далее - Фонд содействия кредитованию СМСП Амурской области).


Реализация инвестиционных проектов, развитие крупных предприятий и холдингов создают предпосылки для создания и развития вокруг них малых предприятий.


В настоящее время на территории региона реализуются следующие инвестиционные проекты в сфере сельского хозяйства.


Строительство завода по глубокой переработке сои (основной объект - цех изолята) (ООО "Маслоэкстракционный завод "Амурский", г. Белогорск). Стоимость проекта - 2050,7 млн. рублей. Проектная мощность по изоляту - 10 тыс. тонн в год. В 2020 году началось строительство третьей очереди с проектной мощностью 5 тыс. тонн изолятора в год.


Строительство объектов животноводческого назначения в составе коровника на 490 голов и родильного отделения на 110 голов с профилакторием, в рамках расширения производства молочной продукции молочно-товарной фермы (ООО "Приамурье", Тамбовский район). Стоимость проекта - 309,1 млн. рублей. Проектная мощность - 3,2 тыс. тонн молока в год. Срок реализации - 2018 - 2021 годы.


"Птицеферма "Новотроицкая" по содержанию родительского стада" (ООО "Амурский бройлер", г. Благовещенск). Стоимость проекта - 358,4 млн. рублей. Цель проекта: ветеринарное благополучие и производство дополнительно 3 тыс. тонн мяса птицы. Срок реализации - 2018 - 2020 годы.


"Модернизация свинокомплекса" (ООО "Агро СЕВ", Константиновский район). Стоимость проекта - 574 млн. рублей. Проектная мощность - 1,5 тыс. тонн мяса в живом весе. Срок реализации - 2018 - 2021 годы.


Расширение производственной базы действующей молочной фермы (увеличение поголовья коров на 2400 голов), 1 этап на 1570 голов (АО "Луч", Ивановский район). Проектная мощность - 15,7 тыс. тонн молока в год, до 300 тонн мяса. Стоимость проекта - 1472 млн. рублей. Срок реализации - 2020 - 2022 годы.


Расширение животноводческого комплекса "МилАНК" с возможностью дополнительного размещения 1200 голов КРС молочного направления (ЗАО "Агрофирма АНК", Благовещенский район). Проектная мощность - 9,0 тыс. тонн молока в год. Стоимость проекта - 1000 млн. рублей. Срок реализации - 2020 - 2022 годы.


Строительство молочной фермы на 600 голов (ООО "Амурский партизан", Тамбовский район). Проектная мощность - 5 тыс. тонн молока в год, 112 тонн мяса. Стоимость проекта - 1752 млн. рублей. Срок реализации - 2020 - 2022 годы.


Строительство животноводческого комплекса молочного направления на 630 коров (АО "Димское", Тамбовский район). Проектная мощность - 5,2 тыс. тонн молока. Стоимость проекта - 706 млн. рублей. Срок реализации - 2020 - 2022 годы.


Строительство животноводческого комплекса молочного направления на 1198 коров (ИП Арутюнян Л.А., глава КФХ, Белогорский район). Проектная мощность - производство 7,7 тыс. тонн в год, реализация мяса - 48,5 тонны. Стоимость проекта - 1225 млн. рублей. Срок реализации - 2017 - 2022 годы.


Строительство родильного отделения на 500 голов коров с телятами беспривязного содержания на 2500 кв. м (колхоз "Томичевский", г. Белогорск). Проектная мощность - 350 тонн мяса. Стоимость проекта - 124,6 млн. рублей. Срок реализации - 2021 год.


Для привлечения инвестиций, ускоренного развития экономики и улучшения жизни населения в Амурской области создано три территории опережающего развития (ТОР "Белогорск", ТОР "Приамурская", ТОР "Свободный"), представляющие собой экономические зоны со льготными налоговыми условиями, упрощенными административными процедурами и другими привилегиями для ведения бизнеса.


Агропромышленное направление имеют ТОР "Белогорск" и ТОР "Приамурская".


Предложениями для инвесторов в рамках ТОР "Белогорск" и ТОР "Приамурская" являются создание высокотехнологичных перерабатывающих мощностей, специализирующихся на производстве соевых продуктов пищевого назначения, переработке зерна (прежде всего пшеницы) с уклоном на производство пищевых продуктов (мука пшеничная, кукурузный крахмал и патока).


К элементам экономического потенциала развития Кластера следует отнести также выгодное и перспективное географическое местоположение Амурской области, развитость транспортной инфраструктуры, включенность региона в международные и экономические отношения.


Амурская область расположена на юго-востоке Российской Федерации в азиатской ее части, ее площадь составляет 361,9 тыс. кв. км. Соседними с Амурской областью субъектами Российской Федерации являются Республика Саха (Якутия), Хабаровский край, Еврейская автономная область. На юге проходит государственная граница с Китаем.


Транспортная система обеспечивает единство экономического пространства и по типу взаимосвязи с различными секторами экономики имеет особое значение. Через региональную территорию проходит Транссибирская магистраль, которая через территорию Хабаровского края выходит к морским портам Восточный, Находка, Владивосток. Кроме того, здесь действует участок Дальневосточной железной дороги (БАМ) с выходом на порты Ванино и Советская Гавань в Хабаровском крае, федеральная автотрасса М58 "Амур" (Чита - Хабаровск) протяженностью 2097 км (в том числе по Амурской области - 1010 км), являющаяся частью стратегической автотрассы Москва - Владивосток. В Амурской области также расположены международный аэропорт Благовещенск и речной порт.


Крупнейшими торговыми партнерами Амурской области являются Республика Саха (Якутия), Хабаровский край, Приморский край и Еврейская автономная область. Одними из основных поставок из Амурской области в дальневосточные регионы являются поставки продовольственной продукции (молочная продукция, продукция переработки сои - соевое масло и шрот, кондитерские изделия и др.), злаки и комбикорма.


По данным таможенной статистики, Амурская область в 2019 году осуществляла торгово-экономические связи с 81 страной (увеличение на 13% по сравнению с 2018 годом), внешнеэкономическую деятельность на территории Амурской области осуществляли 510 участников (без учета данных взаимной торговли с государствами - членами Евразийского экономического союза (ЕАЭС)). По сравнению с предыдущим годом показатель возрос на 2,2%.


В структуре экспорта продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (соя, масло соевое, пшеница) в 2019 году составили 28,9%, или 138,4 млн. долларов США, в 2018 году - 45,9%, или 287,9 млн. долларов США.


В силу географического положения наиболее крупным рынком сбыта продукции и снабжения ею является Китай, на долю которого приходится около 80% внешнеторгового оборота Амурской области.


Положительным моментом во внешнеэкономической деятельности региона является строительство пограничного мостового перехода через р. Амур (Хэйлунцзян) в районе г. Благовещенск (РФ) - Хэйхэ (КНР).


Таким образом, географическое положение Амурской области, наличие транспортной инфраструктуры способствуют успешному экономическому сотрудничеству как с соседними регионами, так и с зарубежными странами.


Научно-образовательный потенциал региона представлен следующим образом.


Подготовку кадров для АПК осуществляют два учебных заведения: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Дальневосточный государственный аграрный университет" (далее - ФГБОУ ВО Дальневосточный ГАУ) и государственное профессиональное образовательное автономное учреждение Амурской области "Амурский аграрный колледж" (далее - ГПОАУ АмАК).


ФГБОУ ВО Дальневосточный ГАУ готовит специалистов с высшим и средним профессиональным образованием практически по всем специальностям агропромышленного комплекса - агрономия, зоотехния, ветеринария, кормопроизводство, селекция и семеноводство, управление продукционным процессом сельскохозяйственных культур, технология производства продуктов животноводства и растениеводства.


В целях совершенствования практической подготовки на ведущих предприятиях Амурской области: АО "Луч", ИП Арутюнян Л.А. - глава КФХ, ЗАО Агрофирма "Партизан" созданы базовые центры. Эти хозяйства являются перспективными, многопрофильными и развитыми не только в Амурской области, но и в дальневосточном регионе. Предприятия оснащены современной техникой как в растениеводстве, так и в животноводстве. Мега-ферма АО "Луч" получила статус племенного репродуктора, что свидетельствует о высокой технологичности производства.


В центрах имеются оборудованные аудитории, гостиницы, столовые, что позволяет проводить лабораторно-практические занятия, все виды практик, а также стажировку и повышение квалификации работников агропромышленного комплекса и преподавателей вузов.


Совместно с ЗАО "Благовещенскагротехснаб" и ООО "Ростсельмаш" в вузе создан класс "Современная техника", на базе которого проходят переподготовку специалисты сельскохозяйственных организаций. Открыты специализированные аудитории и на других факультетах.


ГПОАУ АмАК является крупным образовательным центром непрерывного профессионального образования, реализующим широкий спектр образовательных услуг, конкурентоспособным учебным заведением, что позволяет готовить квалифицированных специалистов, имеющих достаточный уровень профессиональной мобильности. Колледж состоит из пяти отделений: г. Благовещенск (N 1), с. Екатеринославка (N 2), п. Серышево (N 3), с. Тамбовка (N 4), г. Завитинск (N 5).


Подготовка кадров осуществляется по специальностям среднего звена: агрономия; ветеринария; технология по переработке сельскохозяйственной продукции; механизация сельского хозяйства; ремонт и эксплуатация сельскохозяйственной техники и оборудования; электрификация и автоматизация сельского хозяйства; информационные системы и программирование; пожарная безопасность; земельно-имущественные отношения; кинология; экономика и бухгалтерский учет (в сельском хозяйстве), а также квалифицированных рабочих по специальностям: машинист дорожных и строительных машин; мастер сельскохозяйственного производства; тракторист-машинист сельскохозяйственного производства; мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка; хозяйка (ин) усадьбы; управляющий сельской усадьбы; мастер животноводства.


Отработка практических навыков обучающихся осуществляется как на сельскохозяйственных предприятиях Амурской области, так и в учебных хозяйствах колледжа, специализирующихся на разведении скота и птицы, а также выращивании сои, зерновых и овощных культур и производстве кормов.


Научно-исследовательские организации Амурской области, занимающиеся проблемами агропромышленного комплекса, представлены ФГБОУ ВО Дальневосточный ГАУ, федеральным государственным бюджетным научным учреждением "Всероссийский научно-исследовательский институт сои" (далее - ФГБНУ ВНИИ сои), федеральным государственным бюджетным научным учреждением "Дальневосточный зональный научно-исследовательский институт" (далее - ФГБНУ ДальЗНИВИ), федеральным государственным бюджетным научным учреждением "Дальневосточный научно-исследовательский институт механизации и электрификации сельского хозяйства" (далее - ФГБНУДальНИИМЭСХ).


Ведущими направлениями научно-исследовательской работы ФГБОУ ВО Дальневосточный ГАУ являются селекция зерновых, плодово-ягодных культур, сои; семеноводство сельскохозяйственных культур; разработка, внедрение инновационных технологий в сельскохозяйственное производство, перерабатывающую и пищевую промышленность, в лесное и охотничье хозяйства; система природоохранных мероприятий.


Связь науки с производством осуществляется посредством проведения научных исследований по проблемным вопросам на технологических площадках сельхозпроизводителей (АО "Луч", ЗАО "БАСФ", Благовещенский лесхоз, ЗАО "Агрофирма АНК, АРОО "РАОООиР" и др.), что способствует внедрению лучших результатов в производство.


ФГБНУ ВНИИ сои специализируется на селекции, генетике, микробиологии, биотехнологии, первичном семеноводстве, защите растений и технологии переработки сои.


На 2019 год в Государственном реестре селекционных достижений, допущенных к использованию в Российской Федерации, включено 35 сортов сои селекции ФГБНУ ВНИИ сои.


В Амурской области около 500 тыс. га занятых под сою посевных площадей засеяны сортами селекции ФГБНУ ВНИИ сои, что составляет более 50% общего показателя. Наиболее востребованные сорта - Даурия, Лидия и Алёна. Постепенно на рынке становятся востребованными такие сорта, как Бонус, Евгения, Китросса, Лазурная и др.


В ФГБНУ ВНИИ сои не только создаются сорта, но и ведется их первичное семеноводство с использованием индивидуально-семейственного отбора с двухгодичной оценкой по потомству. Первичное семеноводство ведется по всем востребованным на рынке сортам сои, включенным в Государственный реестр селекционных достижений (Кружевница, Журавушка, Лебедушка, Китросса, Куханна, Грация, Даурия, Евгения, Невеста и др.), и сорту пшеницы Арюна.


Основными направлениями деятельности ФГБНУ ДальЗНИВИ являются молекулярно-биологические и нанобиотехнологические методы создания биопрепаратов нового поколения, технологии и способы их применения в целях борьбы с особо опасными инфекционными, паразитарными и незаразными болезнями животных.


Институт совершенствует методологии профилактики и терапии болезней скота, ведет работу по улучшению промышленной технологии выращивания птицы яичных пород при клеточном способе содержания, ведет разработку способов по адаптации и акклиматизации ввозимого в Амурскую область крупного рогатого скота и другое.


Связь с производством осуществляется через сельскохозяйственные предприятия всех форм собственности на территории Дальнего Востока.


ФГБНУ ДальНИИМЭСХ проводит фундаментальные поисковые и важнейшие прикладные исследования, имеющие теоретическое значение для науки и практическую ценность для агропромышленного комплекса Дальневосточной природно-экономической зоны в области экономики, агроэкологии, земледелия, механизации, электрификации и автоматизации сельскохозяйственного производства. Ведет работу по совершенствованию машинных технологий в полеводстве, кормопроизводстве, животноводстве, хранении и переработке сельскохозяйственной продукции применительно к условиям региона. Проводит обучение по повышению квалификации специалистов агропромышленного комплекса и стажировку научных работников, студентов, бакалавров, магистров и аспирантов.


За последние 5 лет институтом получено более 30 патентов и свидетельств на изобретения, полезные модели, программы и базы данных. Внедрено в хозяйственных условиях более 40 разработок, освоено мелкосерийное производство почвообрабатывающих машин.


Подготовлен проект зернового двора в составе компенсационных мероприятий в сельхозпроизводстве при подготовке водохранилища и нижнего бьефа Нижне-Бурейской ГЭС и охране окружающей среды для ОАО "Ленгидропроект". Разработана и внедрена технология сушки зерна на основе теплогенератора на твердом топливе в ООО "Приамурье", ООО "Пограничное", ООО "Союз", ООО "Амурский Партизан", ООО "Байкал", ООО "Михайловское" и ООО "Имени Негруна". Внедрены проекты послеуборочной обработки зерна и подготовки семян в ОАО МТС "Амур", ООО "Прогресс", ООО "Байкал", ООО "Михайловское" и др. Запущена технологическая линия по производству кормов на основе зерна сои в ООО "Амурский Партизан", АО "Луч".


В рамках национальных проектов "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" и "Международная кооперация и экспорт" на территории Амурской области реализуются пять региональных проектов по развитию МСП:


1) "Акселерация субъектов МСП".


Цель проекта - увеличение численности субъектов МСП, включая индивидуальных предпринимателей;


2) "Популяризация предпринимательства".


Цель проекта - формирование положительного образа предпринимательства среди населения, вовлечение в этот процесс различных категорий граждан, включая самозанятых, а также создание новых субъектов МСП;


3) "Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию".


Цель проекта - увеличение консолидированного объема финансовой поддержки, оказанной субъектам МСП в рамках национальной гарантийной системы;


4) "Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации".


Цель проекта - увеличение количества вновь вовлеченных в субъекты МСП в сельском хозяйстве, создание и развитие субъектов МСП в АПК, в том числе крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных потребительских кооперативов;


5) "Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности".


Цель проекта - снижение административной нагрузки на малые и средние предприятия, расширение имущественной поддержки субъектов МСП, а также создание благоприятных условий осуществления деятельности самозанятых граждан.


Для оказания комплекса услуг, сервисов и мер поддержки субъектам МСП в 2019 году на территории Амурской области создан центр "Мой бизнес", объединивший на своей площадке организации, образующие инфраструктуру поддержки субъектов МСП.


В состав центра "Мой бизнес" входят:


1) автономная некоммерческая организация "Амурская региональная микрокредитная компания" (далее - региональная микрокредитная компания).


Основное направление деятельности региональной микрокредитной компании - предоставление субъектам МСП микрозаймов, не превышающих 3 млн. рублей;


2) Фонд содействия кредитованию СМСП Амурской области, основным направлением деятельности которого является предоставление поручительств (гарантий) по обязательствам субъектов малого предпринимательства перед финансовыми организациями в размере не более 70% суммы кредитного договора, но не более 25 млн. рублей.


Структурные подразделения Фонда содействия кредитованию СМСП Амурской области:


1) центр поддержки предпринимательства.


Центр поддержки предпринимательства обеспечивает реализацию мероприятий, направленных на популяризацию предпринимательства и начала собственного дела, в том числе путем организации и проведения "круглых столов", конференций, семинаров, вебинаров и иных публичных мероприятий, а также издания информационных пособий, обучающих мероприятий, направленных на повышение квалификации сотрудников субъектов МСП, а также физических лиц, заинтересованных в осуществлении предпринимательской деятельности, в том числе по вопросам расширения производства, повышения производительности труда субъектами МСП, охраны прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана, регистрации прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана, по вопросам ведения бухгалтерского и налогового учета, управления персоналом, освоения новых рынков сбыта;


2) ЦКР.


ЦКР обеспечивает выполнение мероприятий, направленных на выявление кластерных инициатив, содействует координации проектов субъектов МСП, обеспечивающих развитие Кластера;


3) автономная некоммерческая организация "Агентство Амурской области по привлечению инвестиций" (далее - Агентство по привлечению инвестиций).


Предметом деятельности Агентства по привлечению инвестиций являются улучшение инвестиционного климата в Амурской области, оказание поддержки субъектам инвестиционной деятельности Амурской области.


Структурным подразделением Агентства по привлечению инвестиций является центр поддержки экспорта, обеспечивающий популяризацию экспортной деятельности среди субъектов МСП, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, включая создание и ведение персональных страниц в социальных сетях, а также организацию форумов, конференций, "круглых столов" и других конгрессных мероприятий по вопросам экспортной деятельности.


В целях предоставления информационно-консультационных услуг физическим и юридическим лицам, деятельность которых направлена на обеспечение, создание и (или) развитие субъектов МСП в области сельского хозяйства, в 2019 году создан Фонд "Центр компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации и поддержки фермеров Амурской области".


Для поддержки начинающих предпринимателей действует бизнес-инкубатор, ключевая цель которого - предоставление широкого спектра услуг и ресурсов для успешного старта предпринимательской карьеры. В бизнес-инкубаторе за год создано 10 рабочих мест. В текущем году планируется его расширение.


На официальном сайте ведется портал субъектов МСП "Мой бизнес. Амурская область", на котором размещены программы, инфраструктура и направления поддержки субъектов МСП и другое.


Таким образом, в регионе имеются все предпосылки создания Кластера, функционирует соответствующая инфраструктура для получения различных видов поддержки предприятиями аграрного сектора экономики и индивидуальными предпринимателями, выстроен механизм предоставления соответствующих консультаций и доведения актуальной информации до субъектов аграрной сферы. Это позволяет стимулировать взаимодействие участников Кластера и привлечение новых участников.


Особенность Кластера заключается в максимально широком вовлечении предприятий Амурской области в кооперационные связи, от обеспечения всеми видами сырья до реализации конечного продукта.


В Кластере создаются предпосылки для снижения транспортных издержек, затрат на создание объектов инфраструктуры, формируются условия для повышения квалификации работников предприятий - участников Кластера, уровня доступа к информации, рынкам сбыта, органам государственного управления и другое.



4. Риски, влияющие на развитие Кластера


Развитие Кластера, как и АПК в целом, сопряжено с рисками и угрозами, которые могут существенно снизить производственный потенциал, а именно:


1) экономические риски - ухудшение внутренней и внешней экономической конъюнктуры, снижение темпов роста мировой и национальной экономики, высокая инфляция и кризис банковской системы, снижение инвестиционной привлекательности отечественного сельского хозяйства, конкурентоспособности отечественной продукции;


2) технологические риски - отставание по уровню технологического развития производственной базы;


3) климатические и агроэкологические угрозы - неблагоприятные климатические изменения и аномальные природные явления стихийного характера, снижение плодородия земель сельскохозяйственного назначения, последствия природных и техногенных чрезвычайных ситуаций;


4) ветеринарные и фитосанитарные риски - возникновение и распространение ранее не регистрировавшихся на территории Российской Федерации массовых заразных болезней животных, распространение вредителей и болезней растений.


Дополнительно следует отметить неопределенность, возникшую в начале 2020 года в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и снижением биржевых котировок на сельскохозяйственную продукцию. Новая коронавирусная инфекция (COVID-19) привела к возникновению проблем с доставкой продовольственной продукции в Китай и общему снижению деловой активности в мире. Отмена деловых мероприятий может негативно отразиться на динамике экспорта продукции АПК.


К основным факторам, влияющим на развитие Кластера, относятся:


1) наличие значительного потенциала повышения урожайности и увеличения посевных площадей;


2) наличие потенциала прироста сельскохозяйственного производства на мелиорируемых землях;


3) совершенствование государственной поддержки в части АПК;


4) рост обеспеченности сельскохозяйственных товаропроизводителей сельскохозяйственной техникой и оборудованием;


5) возможность увеличения объемов внутреннего потребления, в том числе за счет производства высококачественной экологически чистой продукции;


6) экспортный потенциал;


7) близость крупнейших зарубежных рынков;


8) строительство международного моста через реку Амур;


9) развитие и внедрение новых агробиотехнологий.


Факторы внутренней среды, относящиеся к слабым сторонам:


1) высокая степень зависимости производства от природно-климатических факторов;


2) снижение плодородия почв;


3) высокая степень зависимости агропромышленных предприятий от импорта средств защиты растений, машин и оборудования, а также ряда семян;


4) высокие логистические издержки;


5) высокие тарифы на электроэнергетику;


6) технологический разрыв между наукой и производственными предприятиями;


7) высокая степень закредитованности сельскохозяйственных производителей;


8) низкая обеспеченность квалифицированными трудовыми ресурсами;


9) снижение доли населения, проживающего на сельских территориях.


Факторы внешней среды, относящиеся к сильным сторонам, - выход на новые рынки, в частности, на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона.


Факторы внешней среды, относящиеся к слабым сторонам:


1) изменения климата, неблагоприятные для производства;


2) изменения экономических условий;


3) политические риски;


4) изоляционные меры, экономические санкции;


5) растущая конкуренция.



5. Механизм реализации Стратегии


Общий механизм реализации Стратегии Кластера включает в себя комплекс последовательных действий, включающий в себя:


1) развитие системы информационно-консультационных центров;


2) подготовку инвестиционных кластерных проектов, бизнес-планов по созданию новых продуктовых сегментов;


3) поиск рынков сбыта для продукции, произведенной участниками Кластера;


4) привлечение высококвалифицированных кадров для работы на предприятиях Кластера;


5) выстраивание взаимоотношений с учебными заведениями, осуществляющими подготовку кадров для АПК;


6) разработку и реализацию совместных образовательных программ с учебными заведениями по приоритетным для участников Кластера.


Приоритеты государственной политики в сфере развития субъектов МСП определены подпрограммой "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства на территории Амурской области" государственной программы "Экономическое развитие и инновационная экономика Амурской области", утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 25 сентября 2013 г. N 445.


Целью подпрограммы является создание благоприятных условий для устойчивого функционирования и развития субъектов МСП посредством решения следующих задач:


1) улучшение финансового положения, развитие производственного и инновационного потенциала субъектов МСП;


2) развитие инфраструктуры поддержки субъектов МСП;


3) развитие субъектов МСП в муниципальных образованиях Амурской области;


4) формирование положительного имиджа предпринимательства, совершенствование информационного и образовательного обеспечения, развитие делового сотрудничества бизнеса и власти.


Приоритеты государственной политики в сфере развития малых форм хозяйствования определены подпрограммой "Поддержка малых форм хозяйствования" государственной программой "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Амурской области", утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 25 сентября 2013 г. N 447.


Целью подпрограммы являются поддержка и развитие сельскохозяйственной и несельскохозяйственной деятельности малых форм хозяйствования и улучшение качества жизни в сельской местности посредством решения следующих задач:


1) создание условий для увеличения количества субъектов малых форм хозяйствования и повышения уровня доходов сельского населения;


2) модернизация материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов как средство обеспечения качества и конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции;


3) повышение эффективности использования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;


4) обеспечение количества вновь вовлеченных в субъекты МСП в сельском хозяйстве к 2024 году не менее 788 человек, создание и развитие субъектов МСП в АПК, в том числе крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных потребительских кооперативов.


Решение задач программным методом создает условия для развития субъектов МСП в научно-технической сфере, промышленности, производстве и переработке сельскохозяйственной продукции и в других приоритетных направлениях деятельности.


Комплекс услуг, сервисов и мер поддержки субъектам МСП, в том числе финансовых (кредитных, гарантийных, лизинговых) услуг, консультационной и образовательной поддержки, поддержки по созданию и модернизации производств, поддержки социального предпринимательства, женского предпринимательства, предпринимателей, осуществляющих деятельность в таких сферах, как благоустройство городской среды и сельской местности, экологии, спортивной отрасли, а также услуг акционерного общества "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства" (далее - корпорация МСП) и акционерного общества "Российский экспортный центр", институтов развития, в том числе специализированных организаций по привлечению инвестиций и работе с инвесторами, и иных организаций, оказывающих поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, обеспечивается центром "Мой бизнес".


Ведущая роль в реализации Стратегии отводится ЦКР.


На базе ЦКР создается постоянно действующая система консультаций и услуг для участников Кластера, ориентированная на оказание информационных услуг в части законодательства Амурской области, а также на поддержку развивающихся и вновь создаваемых субъектов МСП.


В целях реализации задач Стратегии ЦКР обеспечивает выполнение следующих мероприятий:


1) проведение анализа потенциала Амурской области в части создания и развития Кластера;


2) осуществление разработки проектов стратегий (программ) развития Кластера;


3) согласование перечня (или проведение закупки) специализированного оборудования коллективного пользования и (или) программного обеспечения для оказания услуг участникам Кластера или услуг аренды;


4) осуществление разработки и реализации инвестиционных программ и проектов развития Кластера, разработки технико-экономических обоснований проектов и программ;


5) проведение мониторинга состояния инновационного, научного, производственного, финансово-экономического потенциала Кластера и актуализация Стратегии;


6) осуществление организационного проектирования цепочек взаимодействия между участниками Кластера;


7) осуществление разработки и продвижения брендов Кластера (средств индивидуализации Кластера, товаров, работ, услуг и иных обозначений, предназначенных для идентификации Кластера);


8) осуществление разработки и реализации совместных кластерных проектов участников Кластера, учреждений образования и науки, иных заинтересованных лиц;


9) осуществление разработки (или оказание содействия в разработке и реализации) кластерных проектов совместно с участниками Кластера, учреждений образования и науки, иных заинтересованных лиц;


10) организация вебинаров, "круглых столов" для участников Кластера;


11) проведение публичных обсуждений (стратегических сессий) проектов стратегий (программ) развития Кластера с участием должностных лиц органов государственной власти Российской Федерации, исполнительных органов государственной власти Амурской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Амурской области, а также представителей научных и образовательных учреждений, некоммерческих и общественных организаций;


12) обеспечение создания и ведение базы данных организаций, оказывающих услуги, связанные с выполнением ЦКР своих функций;


13) осуществление повышения осведомленности участников Кластера в вопросах создания, охраны и использования прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана;


14) оказание содействия в реализации мероприятий по "выращиванию" субъектов МСП, реализуемых при поддержке корпорации МСП, направленных на стимулирование развития субъектов МСП, в целях повышения положительной результативности участия в закупках крупных компаний, мероприятий по повышению производительности труда;


15) осуществление продвижения информации об услугах ЦКР, в том числе услугах, предоставляемых на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, в средствах массовой информации, включая телевидение, радио, печать, наружную рекламу, информационно-телекоммуникационную сеть Интернет.


План мероприятий по реализации Стратегии приведен в приложении N 2 к Стратегии.


При выполнении своих функций ЦКР взаимодействует с федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти Амурской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Амурской области, единым органом управления организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов МСП на территории Амурской области (Фонд содействия кредитованию СМСП Амурской области), а также иными организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов МСП.


Образовательные организации станут площадкой для подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для отрасли, предприятия - участники Кластера - площадкой для проведения научных исследований по проблематике Кластера, а также базой для проведения различных научных мероприятий (семинаров, конференций, мастер-классов и т.д.), центр "Мой бизнес" - информационной и консультационной площадкой, а также площадкой для встреч и переговоров участников Кластера.


Имиджевыми составляющими Кластера при взаимодействии с ЦКР может стать разработка концепции зонтичного бренда Кластера.



6. Финансовое обеспечение мероприятий Стратегии


Реализация мероприятий ЦКР планируется за счет бюджетных и внебюджетных источников в соответствии с требованиями приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 14 марта 2019 г. N 125 "Об утверждении Требований к реализации мероприятий, осуществляемых субъектами Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации в целях достижения целей, показателей и результатов региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов, входящих в состав национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", и требований к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства".



Приложение N 1
к Стратегии



КЛЮЧЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ, ОТРАЖАЮЩИЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО КЛАСТЕРА СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

N п/п

Показатель

Годы

2018

2019

2020

2021

2022

2023

2024

2025

1.

Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, являющихся участниками территориального кластера субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере агропромышленного комплекса Амурской области (далее - субъекты МСП, Кластер), ед.

31

68

73

78

83

88

93

98

2.

Количество рабочих мест, созданных субъектами МСП, являющихся участниками Кластера, ед.

-

2

3

4

5

6

7

8

3.

Количество совместных кластерных проектов, обеспечивающих развитие Кластера, ед.

-

1

1

2

3

4

5

6

4.

Количество новых видов товаров (работ, услуг), выведенных на рынок (при содействии Центра кластерного развития), ед.

19

42

15

16

17

18

19

20



Приложение N 2
к Стратегии



ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО КЛАСТЕРА СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

N п/п

Наименование мероприятий

Сроки реализации

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО КЛАСТЕРА СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

1

2

3

1.

Ведение работы по привлечению дополнительных участников территориального кластера субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере агропромышленного комплекса Амурской области (далее - Кластер, субъекты МСП)

В течение всего срока

2.

Проведение мониторинга состояния инновационного, научного, производственного, финансово-экономического потенциала Кластера

В течение всего срока

3.

Осуществление разработки и реализации совместных кластерных проектов участников Кластера, учреждений образования и науки, иных заинтересованных лиц

В течение всего срока

4.

Распространение информации о совместных проектах, реализуемых участниками Кластера и направленных на их развитие (кластерный проект), в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и организации участия Центра кластерного развития и участников Кластера в конгрессно-выставочных мероприятиях

В течение всего срока

5.

Осуществление организационного проектирования цепочек взаимодействия между участниками Кластера

В течение всего срока

6.

Предоставление консультационных услуг по вопросам правового обеспечения деятельности субъектов МСП

В течение всего срока

7.

Оказание консалтинговых услуг по специализации отдельных участников Кластера

В течение всего срока

8.

Осуществление разработки и реализации инвестиционных программ и проектов развития Кластера, разработки технико-экономических обоснований проектов и программ

В течение всего срока

9.

Согласование перечня (или проведение закупки) специализированного оборудования коллективного пользования и (или) программного обеспечения для оказания услуг участникам Кластера или услуг аренды

По мере необходимости

10.

Осуществление разработки и продвижения брендов Кластера (средств индивидуализации Кластера, товаров, работ, услуг и иных обозначений, предназначенных для идентификации Кластера)

В течение всего срока

11.

Оказание содействия в выводе на рынок новых продуктов (работ, услуг) участников Кластера

В течение всего срока

12.

Проведение информационных кампаний в средствах массовой информации для участников Кластера по освещению деятельности Кластера и перспектив его развития

В течение всего срока

2. ПРОДВИЖЕНИЕ ПРОДУКЦИИ

1.

Организация бизнес-миссий для участников Кластера (стажировок, обмен опытом), обеспечение участия в мероприятиях на крупных российских и международных выставочных площадках

Согласно ежегодному плану

2.

Продвижение товаров (работ, услуг) на конгрессно-выставочных мероприятиях

Согласно ежегодному плану

3.

Оказание маркетинговых услуг (проведение маркетинговых исследований, направленных на анализ различных рынков, исходя из потребностей участников Кластера)

В течение всего срока

4.

Оказание услуг по позиционированию товаров (работ, услуг)

В течение всего срока

5.

Оказание содействия в реализации мероприятий по "выращиванию" субъектов МСП, реализуемых при поддержке акционерного общества "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства", направленных на стимулирование развития субъектов МСП, в целях повышения положительной результативности участия в закупках крупных компаний, мероприятий по повышению производительности труда

В течение всего срока

3. КОММУНИКАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ

1.

Организация и проведение обучающих тренингов, семинаров, вебинаров, "круглых столов" в целях информирования и обучения сотрудников субъектов МСП - участников Кластера

Согласно ежегодному плану

2.

Проведение публичных обсуждений (стратегических сессий) проектов стратегий (программ) развития Кластера с участием должностных лиц органов государственной власти Российской Федерации, исполнительных органов государственной власти Амурской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Амурской области, а также представителей научных и образовательных учреждений, некоммерческих и общественных организаций

1 раз в год

3.

Осуществление повышения осведомленности участников Кластера в вопросах создания, охраны и использования прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана

Согласно ежегодному плану

4.

Организация бизнес-миссий для участников Кластера (стажировки, обмен опытом), обеспечение участия в мероприятиях на крупных российских и международных выставочных площадках

Согласно ежегодному плану

6.

Организация взаимодействия с профильными учебными заведениями по поводу совместного образовательного процесса и популяризации рабочих профессий в сфере агропромышленного комплекса

По мере необходимости

4. ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ

1.

Организация встреч с инвесторами, банковскими организациями, лизинговыми компаниями по условиям кредитования участников Кластера - субъектов МСП

По мере необходимости

2.

Оказание содействия участникам Кластера при получении государственной поддержки (консультирование, помощь в подготовке документов)

В течение всего срока

3.

Разработка технико-экономических обоснований, экспертиза сметной стоимости для реализации совместных проектов

В течение всего срока

4.

Планирование затрат на создание и/или развитие организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП

Ежегодно


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ