ПРАВИТЕЛЬСТВО САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 4 февраля 2021 года N 40-р
Об утверждении Плана мероприятий
("дорожной карты") по развитию в
Сахалинской области
стационарозамещающих технологий
социального обслуживания граждан,
страдающих психическими расстройствами,
на 2021 - 2024 годы
В целях реализации пункта 2 приказа
Министерства труда и социальной защиты
Российской Федерации от 23.07.2019 N 519 "Об
утверждении плана мероприятий
("дорожной карты") по развитию в
субъектах Российской Федерации
стационарозамещающих технологий
социального обслуживания граждан,
страдающих психическими расстройствами,
на 2019 - 2024 годы":
1. Утвердить План мероприятий
("дорожную карту") по развитию в
Сахалинской области
стационарозамещающих технологий
социального обслуживания граждан,
страдающих психическими расстройствами,
на 2021 - 2024 годы (далее - "дорожная
карта") (прилагается).
2. Министерству социальной защиты
Сахалинской области обеспечить
реализацию "дорожной карты".
3. Опубликовать настоящее распоряжение в
газете "Губернские ведомости", на
официальном сайте Губернатора и
Правительства Сахалинской области, на
"Официальном интернет-портале
правовой информации".
Председатель Правительства
Сахалинской области
А.В.Белик
Утвержден
распоряжением
Правительства Сахалинской области
от 04.02.2021 N 40-р
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА")
ПО РАЗВИТИЮ В САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
СТАЦИОНАРОЗАМЕЩАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ГРАЖДАН,
СТРАДАЮЩИХ ПСИХИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ,
НА 2021 - 2024 ГОДЫ
I. ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ
("ДОРОЖНОЙ КАРТЫ")
1. Реализация плана мероприятий
("дорожной карты") по развитию в
Сахалинской области
стационарозамещающих технологий
социального обслуживания граждан,
страдающих психическими расстройствами,
на 2021 - 2024 годы (далее - план мероприятий)
направлена на совершенствование
социального обслуживания граждан,
страдающих психическими расстройствами,
повышение его уровня, качества и
эффективности.
Стационарозамещающие технологии -
комплекс мер, являющийся альтернативной
формой ухода за гражданами, нуждающимися
в стационарной форме обслуживания, вне
стационарных учреждений в объеме,
необходимом для нормализации их жизни.
Комплекс мер направлен на максимально
возможное продление жизни граждан в
привычных условиях и поддержание их
социального, психологического и
физического статуса, а также оптимизацию
затрат на оказание социальных услуг, а
также повышение их качества и
доступности.
Социальный эффект стационарозамещающих
технологий подразумевает под собой
обеспечение возможности получения
квалифицированной помощи по месту
жительства и улучшение в связи с этим
качества жизни граждан, повышение
доступности медицинской помощи и
соответственно удовлетворенности
получателей услуг.
Экономический эффект
стационарозамещающих технологий
заключается в сокращение затрат на
лечение и реабилитацию. Пребывание
одного человека в стационарном
учреждении социального обслуживания в
несколько раз дороже, чем средняя
стоимость его обслуживания на дому.
По состоянию на 1 января 2021 года в системе
социальной защиты Сахалинской области
функционируют 42 организации социального
обслуживания. Из них: 6 домов-интернатов
общего типа, 4 психоневрологических
интерната, 1 детский дом-интернат для
умственно отсталых детей, 1 комплексное
учреждение с 3 отделениями стационарного
обслуживания пожилых граждан и
отделением стационарного обслуживания
детей, 10 социально-реабилитационных
центров для несовершеннолетних, 1
реабилитационный центр для детей и
подростков с ограниченными
возможностями, 1 центр социальной
адаптации для лиц без определенного
места жительства и занятий, 1 центр
социального обслуживания, 1
реабилитационный центр для
совершеннолетних инвалидов, 1 дом
ветеранов и 15 негосударственных
поставщиков социальных услуг (12
социально ориентированных
некоммерческих организаций и 3
коммерческие организаций социального
обслуживания).
Из 5 государственных бюджетных
учреждений социального обслуживания
стационарного типа для граждан,
страдающих психическими расстройствами,
три учреждения находятся в сельской
местности.
В Сахалинской области общее число
совершеннолетних граждан, состоящих на
учете в органах опеки и попечительства,
на конец 2020 года насчитывает 1385 человек,
из них с опекунами проживает 688 граждан.
Общая численность получателей услуг в
домах-интернатах психоневрологического
типа на 01.01.2021 составляет 1365 человек, из
них совершеннолетних недееспособных
граждан - 728 человек:
1. ГБУ "Южно-Сахалинский
психоневрологический интернат" - 586
человек, из них 342 недееспособных
граждан, в его филиале - 146 человек, из них
54 недееспособных;
2. ГБУ "Тымовский психоневрологический
интернат" - 56 человек, из них 40
недееспособных граждан;
3. ГБУ "Углегорский
психоневрологический интернат" - 189
человек, из них 70 недееспособных
граждан;
4. ГБУ "Кировский детский дом-интернат
для умственно отсталых детей" - 183
человека, из них старше 18 лет - 75 человек;
5. ГБУ "Кировский психоневрологический
интернат" - 178 человек, из них
недееспособных - 130 человек.
В декабре 2017 года в Сахалинской области
полностью ликвидирована очередность в
стационарные учреждения
психоневрологического типа. При этом
увеличилось число граждан с ментальными
нарушениями развития, получающих
социальные услуги в полустационарной
форме социального обслуживания и в форме
социального обслуживания на дому, в том
числе за счет профилактики попадания в
стационарные организации социального
обслуживания из дома, которая в первую
очередь направлена на сохранение
родственного ухода.
Однако, учитывая статистику прошлых лет,
количество граждан, страдающих
ментальными расстройствами и
нуждающихся в постоянном постороннем
уходе, растет.
В целях стимулирования родственного
ухода за совершеннолетними
недееспособными лицами, а также
недопущения возникновения очередности в
психоневрологические интернаты
министерством социальной защиты
Сахалинской области принят Закон
Сахалинской области от 25.12.2020 N 100-ЗО "О
ежемесячной социальной выплате опекунам
совершеннолетних граждан, признанных
судом недееспособными" (далее - Закон о
возмездной опеке), которым установлен
размер выплаты опекуну (попечителю),
осуществляющему свои полномочия на
возмездной основе (от 30 до 43 тыс. руб.
ежемесячно в зависимости от района
проживания), и условия, при которых
гражданин имеет право исполнять
обязанности опекуна на возмездной
основе.
Для реализации Закона о возмездной опеке
в бюджете Сахалинской области на 2021 год
предусмотрены финансовые средства в
размере 708,286 млн. рублей для выплаты
вознаграждения более 550 опекунам
совершеннолетних лиц, признанных судом
недееспособными.
Кроме этого, для выравнивания системы по
оказанию социальных услуг гражданам,
страдающим психическими расстройствами,
развития стационарозамещающих
технологий, направленных на социальную
интеграцию граждан данной категории, а
также снижения финансовой нагрузки на
региональный бюджет в части
материально-технического содержания
стационарных домов-интернатов в
Сахалинской области активно начата
работа по внедрению новой технологии
социального обслуживания -
сопровождаемого проживания, относящейся
к формам жизнеустройства инвалидов,
альтернативным интернатным.
В рамках государственной программы
Сахалинской области "Социальная
поддержка населения Сахалинской
области" и адресной инвестиционной
программы Сахалинской области на 2020 год
и плановый период 2021 и 2022 годов в
Сахалинской области предусмотрено
строительство трех учреждений нового
типа, в которых будет организовано
сопровождаемое проживание: одно в
северном районе региона, два в южном.
Причем одно из них (ГБУ "Сахалинский
областной специализированный дом
ветеранов и инвалидов") введено в
эксплуатацию в 2020 году.
В 2019 году проведен мониторинг
нуждаемости граждан, страдающих
психическими расстройства, в получении
социальных услуг в рамках
стационарозамещающих технологий и
сопровождаемого проживания, в
результате которого 20 человек выявили
желание получать услуги такого вида.
В целях реализации права граждан на
образование, профессиональную
ориентацию и обучение, повышение
качества предоставления социальных
услуг психоневрологическими
интернатами Сахалинской области
осуществляется деятельность по
содействию в обучении граждан в
образовательных учреждениях области.
На 01.01.2021 количество обучающихся
получателей социальных услуг,
проживающих в психоневрологических
интернатах, насчитывает 169 человек, что
составляет 12,3% от общего числа граждан,
проживающих в психоневрологических
интернатах, в том числе детских: по
программам общего обучения - 113 человек,
по программам профессионального
обучения - 10 человек.
В ГБУ "Кировский детский дом-интернат
для умственно отсталых детей" (далее -
учреждение, дом-интернат) все получатели
социальных услуг с учетом
индивидуальных психических и физических
возможностей получают образование.
С этой целью учреждением получены
лицензии на осуществление
образовательной деятельности по
дошкольному образованию (2015 год),
дополнительному образованию детей и
взрослых (2016 год), начальному общему и
основному общему образованию (2016 год).
По программе "Специальная
(коррекционная) программа обучения
умственно отсталых детей дошкольного
возраста" дошкольное образование
получают 13 воспитанников учреждения в
возрасте от 4 до 8 лет.
Основное общее образование получают 37
воспитанников учреждения в близлежащем
учебном заведении МБУСОШ с. Кировское, из
них 3 маломобильных воспитанника
получают школьное образование в стенах
учреждения приходящими учителями.
В 2020 году 5 воспитанников учреждения
получили свидетельство о неполном
среднем общем образовании.
В стенах учреждения 111 воспитанников
получают основное общее образование по
программам: "Адаптированная основная
общеобразовательная программа
образования обучающихся с умеренной,
тяжелой и глубокой умственной
отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), тяжелыми и множественными
нарушениями развития (вариант 2)".
Дополнительное образование
осуществляется по образовательному,
творческому, трудовому направлениям и
охватывает 150 воспитанников учреждения.
Каждый воспитанник имеет заключение
областной
психолого-медико-педагогической
комиссии (далее - ПМПК).
Кроме этого, с 2019 года 5 получателей
социальных услуг ГБУ "Тымовский
психоневрологический интернат"
получают общее образование в
муниципальном бюджетном учреждении
"Средняя общеобразовательная школа N
3" пгт. Тымовское и 2 получателя
социальных услуг получают
профессиональное образование в ГБПОУ
"Сахалинский политехнический центр N
2".
В государственных стационарных
организациях социального обслуживания
психоневрологического профиля
организована работа по прохождению
получателями социальных услуг
профессиональной подготовки в части
приобретения навыков рабочих массовых
профессий. Получатели социальных услуг
получают профессиональные навыки,
позволяющие им официально
трудоустроиться в организации.
Предпрофессиональная подготовка
осуществляется по программам: "Мой
дом", "Открытый мир", "На пороге
взрослой жизни", в них задействовано 78
получателей социальных услуг ГБУ
"Кировский детский дом-интернат для
умственно отсталых детей".
По итогам проведения подготовки по
социализации и профориентации:
в 2016 году продолжили обучение 9
воспитанников дома-интерната, из них в г.
Александровск-Сахалинский по
специальности "штукатур-маляр" - 7
человек, в с. Горнозаводск по
специальности "кухонный рабочий" - 2
человека;
в 2017 году - 3 воспитанника дома-интерната,
из них в г. Александровск-Сахалинский по
специальности "штукатур-маляр" - 2
человека, в пгт. Тымовское по
специальности "швея" - 1 человек;
в 2018 году - 3 воспитанника дома-интерната,
из них в г. Александровск-Сахалинский по
специальности "штукатур-маляр" - 2
человека, в пгт. Тымовское по
специальности "швея" - 1 человек;
в 2019 году получали профессиональное
образование 5 воспитанников
дома-интерната, из них в с. Горнозаводск
по специальности "кухонный рабочий"
- 3 человека, в г. Южно-Сахалинск по
специальности - "штукатур-маляр" - 1
человек, в г. Александровск-Сахалинский
по специальности "штукатур-маляр" - 1
человек;
в 2020 году выпускники учреждения
направлены на получение
профессионального образования:
- в ГБПОУ "Сахалинский политехнический
центр N 5" с. Горнозаводск - 2 получателя
социальных услуг;
- в ГБПОУ "Сахалинский техникум
сервиса" г. Южно-Сахалинск - 1
получатель социальных услуг;
- в ГБПОУ "Сахалинский политехнический
центр" N 1 г. Александровск-Сахалинский
- 1 получатель социальных услуг по
специальности "штукатур-маляр";
- в ГБПОУ "Сахалинский политехнический
центр" N 2 пгт. Тымовское - 4 человека по
специальности "штукатур-маляр" и 2
гражданина по специальности "швея".
В период с 2017 по 2020 годы в ГБПОУ
"Сахалинский политехнический центр N
2" получили профессиональное
образование 5 получателей социальных
услуг ГБУ "Тымовский
психоневрологический интернат" (далее
- интернат), один из выпускников с
сентября 2019 года на регулярной основе
трудоустроен на работу в муниципальное
унитарное предприятие "Служба
Муниципального Хозяйства" пгт.
Тымовское в должности дворника.
Содействие в получении инклюзивного
образования и профессии позволяет
получателям социальных услуг
психоневрологических интернатов
адаптироваться в социуме, заново найти
свой смысл жизни и новое для себя
занятие.
Большое внимание уделяется и дневной
занятости получателей социальных услуг.
Кружки и секции для получателей
социальных услуг работают как в
дома-интернатах, так и за их пределами.
Так, в ГБУ "Южно-Сахалинский
психоневрологический интернат"
осуществляет деятельность компьютерный
класс, литературная гостиная, творческие
мастерские - "Волшебный клубок" и
"Волшебная бумага".
С 2017 года 16 получателей социальных услуг
ГБУ "Тымовский психоневрологический
интернат" посещают МБУ ДО
"Детско-юношеская спортивная школа
пгт. Тымовское" по программе
"Адаптивная физкультура". На базе
муниципального бюджетного учреждения
культуры "Тымовская централизованная
библиотечная система" в 2018 году 5
воспитанников интерната окончили
компьютерные курсы. В 2019 - 2020 годах
дополнительные мероприятия с
получателями социальных услуг ГБУ
"Тымовский психоневрологический
интернат" не проводились из-за
пандемии коронавирусной инфекции.
В ГБУ "Кировский детский дом-интернат
для умственно отсталых детей" дневная
занятость воспитанников организована в
кружковой деятельности и по таким
программам дополнительного образования,
как: "Компьютерная грамотность" - 28
воспитанников; кабинет домоводства
"Азбука кухни" - 27 воспитанников;
кабинет ручного труда - 38 воспитанников;
танцевальный кружок "Радуга"
(группа из воспитанников с синдромом
Дауна) - 8 воспитанников; "Соленое
тесто" - 15 воспитанников;
"Декупаж" - 14 воспитанников
учреждения.
Досуговая деятельность получателей
социальных услуг организована и за
пределами учреждения - это регулярные
посещение областных и районных
библиотек, музеев, домов культуры, выезд
за пределы Сахалинской области в г.
Хабаровск, посещение образовательных
учреждений (детских садов и школ).
В учреждении регулярно проводятся
мероприятия по образовательному,
развлекательному, спортивному и
туристическому направлениям.
Вместе с этим, в 2021 году планируется
увеличить охват кружковой деятельности
в учреждениях дополнительного
образования и совершеннолетних граждан,
проживающих в домах-интернатах
психоневрологического типа.
Кроме этого, для организации активного
досуга граждан, в том числе с
инвалидностью, расширения форм
социальных коммуникаций, повышения их
жизненной активности, с 1 апреля 2019 года в
Сахалинской области внедрен проект
"Сахалинское долголетие" (далее -
проект), которым на конец декабря 2020 года
охвачено свыше 160 тысяч граждан. В рамках
проекта граждане старше 55 лет имеют
возможность бесплатно посещать
киносеансы спектакли, другие
культурно-массовые и спортивные
мероприятия.
Более того, на территории Сахалинской
области в учреждениях социального
обслуживания достаточно активно развита
деятельность волонтерского движения.
Направления добровольческой
деятельности многообразны: организация
досуга и моральной поддержки пожилых
людей в интернатах и домах престарелых,
интеллектуальное развитие (организация
и проведение интеллектуальных
конкурсов), творческое развитие,
спортивно-оздоровительные мероприятия,
профилактика вредных привычек,
мероприятия по уборке и благоустройству
территорий учреждений.
За 2020 год 1199 волонтеров провели более 34
мероприятий в государственных
учреждениях социального обслуживания,
из них 233 человека от общего числа
волонтеров были привлечены в учреждения
стационарной формы, 130 человек - в
полустационарной форме и 836 человек - на
дому. Более 240 получателей социальных
услуг "серебряного" возраста и
инвалидов вовлечены в добровольческую
(волонтерскую) деятельность.
В Сахалинской области успешно
реализуются несколько форм
стационарозамещающих технологий для
социального обслуживания граждан
различных категорий, в том числе граждан,
страдающих психическими
расстройствами.
Одной из таких форм ухода является
проект "Приемная семья для граждан
пожилого возраста и инвалидов",
введенный в регионе в марте 2015 года.
В соответствии с Законом Сахалинской
области от 30.03.2015 N 9-ЗО "О приемных
семьях для граждан пожилого возраста и
инвалидов в Сахалинской области"
такая форма жизнеустройства, основанная
на договоре о приемной семье,
применяется к лицам, признанным
нуждающимися в постоянной или временной
посторонней помощи в связи с частичной
или полной утратой возможности
самостоятельно удовлетворять свои
основные жизненные потребности
вследствие ограничения способности к
самообслуживанию и (или) передвижению:
- одиноко проживающему дееспособному
гражданину пожилого возраста (женщины
старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) или
инвалиду (в том числе инвалиду с
детства);
- одиноко проживающим супружеским парам
из числа дееспособных граждан пожилого
возраста (женщины старше 55 лет, мужчины
старше 60 лет) или инвалидам (в том числе
инвалидам с детства).
Приемная семья принимает на себя
обязательства по содержанию и
обеспечению пожилого человека или
инвалида необходимым уходом, питанием,
лекарственными средствами, предметами
повседневного спроса, по оказанию
доврачебной медицинской помощи,
медицинскому сопровождению, организует
общий быт, досуг на основе взаимного
уважения, создавая благоприятный
психологический климат. По состоянию на
01.01.2020 в Сахалинской области создано 56
семей.
В период действия договора о приемной
семье за счет средств бюджета
Сахалинской области предоставляется
социальная помощь лицу, осуществляющему
уход, в виде ежемесячного социального
пособия за каждого гражданина,
нуждающегося в постороннем уходе и
принятого в приемную семью.
Еще одной альтернативной формой ухода
является оказание услуг сиделок на дому
маломобильным гражданам, в том числе с
нарушением психического развития.
На 31.12.2020 в реестре поставщиков
социальных услуг в сфере социального
обслуживания на дому зарегистрированы 7
организаций, предоставляющие услуги
сиделок, - АНО дополнительного
образования Учебный центр "Активное
образование", АНО Сахалинская
патронажная служба "Родные люди",
Благотворительный фонд "Радость
жизни", АНО Центр социальной помощи
"Добрые руки" и Благотворительный
фонд "Уютный дом", ИП Зиновьева
Оксана Викторовна, ИП Зиновьев Михаил
Юрьевич.
Оказание услуг сиделок носит
заявительный характер и, по данным
организаций, очередность на получение
услуг отсутствует.
Данные услуги предоставляются в
соответствии с Порядком предоставления
социальных услуг поставщиками
социальных услуг Сахалинской области в
форме социального обслуживания на дому,
утвержденным приказом министерства
социальной защиты Сахалинской области
от 14.08.2018 N 132-н "О внесении изменений в
приказ министерства социальной защиты
Сахалинской области от 05.12.2014 N 117-н "Об
утверждении Порядков предоставления
социальных услуг поставщиками
социальных услуг".
В течение 2019 года услуги сиделок оказаны
139 гражданам, в 2020 году - 312 гражданам. На
компенсацию затрат некоммерческим
организациям в 2020 году из областного
бюджета в виде субсидий израсходовано
57305,6 тыс. рублей, в 2021 году на эти цели
запланировано 22,6 млн. рублей.
Кроме того, на базе патронажной службы
"Родные люди" с августа 2018 года
действует "Центр трудоустройства и
досуга молодых инвалидов". За 2019 год
услуги оказаны 35 гражданам, в 2020 году
планируется оказать услуги 35 гражданам.
Вместе с этим, в регионе продолжится
работа по развитию партнерских
отношений с социально ориентированными
некоммерческими организациями с целью
их привлечения к оказанию услуг по
сопровождению самостоятельного
проживания инвалидов с ментальными
нарушениями.
С 1 января 2015 года в Сахалинской области
внедрена система экстренной связи
"Тревожная кнопка", обеспечивающая
экстренную связь с социальными
работниками, скорой медицинской помощью,
полицией и другими специализированными
службами. Получателями услуги
"тревожная кнопка" являются -
ветераны Великой Отечественной войны
(далее - ВОВ), бывшие несовершеннолетние
узники фашизма, вдовы, погибших (умерших)
участников и инвалидов ВОВ, граждане,
рожденные в период с 22.06.1923 по 03.09.1945,
инвалиды I и II группы.
На 31.12.2020 устройствами обеспечено 2080
человек, из них: участники и инвалиды ВОВ
- 46 человек, жители блокадного Ленинграда
- 15 человек, участники трудового фронта -
482 человека, бывшие несовершеннолетние
узники фашизма - 46 человек, ветераны
даманских событий - 32 человека, инвалиды -
383 человек, дети войны, вдовы и одиноко
проживающие граждане старше 70 лет - 1076
человек.
Общая сумма средств, предусмотренная в
2020 году на обеспечение функционирования
устройств, составила 12,5 млн. рублей.
Результат функционирования
стационарозамещающих технологий и
программ направлен на максимальное
продление проживания граждан в
привычной для них домашней обстановке,
поддержку их личностного и социального
статуса.
Для этой же цели с 2015 года была
направлена практика открытия пунктов
проката технических средств
реабилитации на базе подведомственного
министерству социальной защиты
Сахалинской области ГБУ "Центр
социального обслуживания населения
Сахалинской области".
В настоящее время пункты проката
технических средств реабилитации
функционируют в 15 муниципальных
образованиях региона. В прокатном фонде
имеются кресла-коляски, трости, ходунки
взрослые и детские, различные виды
костылей, многофункциональные кровати,
столы прикроватные и прочее.
Технические средства реабилитации
предоставляются нуждающимся гражданам
бесплатно на необходимый период времени.
Если человек не в состоянии
самостоятельно обратиться в пункт
проката, он может оформить эту услугу
через органы социальной защиты
населения по месту жительства или через
социальных работников, обслуживающих
граждан на дому.
На работу пунктов проката в 2021 году в
бюджете Сахалинской области
запланировано более 500,0 тыс. рублей.
Реализуемые в регионе
стационарозамещающие технологии
доступны для всех категорий граждан.
С целью обучения апробирования и
тиражирования новых форм проживания
людей с инвалидностью взамен
существующих интернатных форм в регионе
на базе двух подведомственных
министерству социальной защиты
Сахалинской области государственных
бюджетных учреждений "Кировский
детский дом-интернат для умственно
отсталых детей" и "Сахалинский
областной реабилитационный центр для
инвалидов" проводятся мероприятия по
социальной адаптации дееспособных
граждан к самостоятельному проживанию.
В государственном бюджетном учреждении
"Кировский детский дом-интернат для
умственно отсталых детей" (далее -
учреждение) функционирует отделение для
инвалидов молодого возраста, где
получают социальные услуги 78 человек
старше 18 лет.
Учреждение реализует коррекционный
проект "Мой дом", направленный, в
первую очередь, на профилактику
предотвращения прямого перехода граждан
из "детских" психоневрологических
интернатов во "взрослые". Главная
цель проекта - подготовить дееспособных
воспитанников к самостоятельной
полноценной жизни в обществе вне
стационарных детских домов и
домов-интернатов.
Проект реализуется на базе жилого
помещения (2-комнатная квартира),
закрепленного за учреждением для
самостоятельного проживания инвалидов
молодого возраста (тренировочная
квартира).
В 2019 году обучение в тренировочной
квартире по программе "Мой дом"
прошли 13 человек в возрасте от 14 до 18 лет,
в 2020 году 6 получателей социальных услуг
прошли обучение и подготовку к
самостоятельной жизни в "группе
семейного проживания".
В 2021 году в группе семейного проживания
запланировано обучить 12 воспитанников
(из них 4 выпускника); в 2022 году - 12 человек
(из них 4 выпускника); в 2023 году - 12
воспитанников (3 выпускника); в 2024 - 12
человек (3 выпускника).
Кроме того, в учреждении ведется работа
по коррекционным программам социальной
адаптации и реабилитации.
Помимо успешного внедрения в практику
работы программ по обучению навыкам
социально-бытовой адаптации и навыкам
самостоятельного проживания, в
учреждении проводится успешная работа
по обеспечению собственным жильем
детей-инвалидов и детей, оставшихся без
попечения родителей.
На 01.01.2021 в учреждении проживают 183
получателя социальных услуг, из них в
возрасте от 4 до 18 лет - 105 получателей
социальных услуг, старше 18 лет - 78
получателей социальных услуг.
К категориям дети-сироты и дети,
оставшиеся без попечения родителей,
относятся 105 получателей социальных
услуг, в том числе 10 из них - дети-сироты.
В 2018 - 2019 годах на постановку в списки для
получения жилого помещения поданы
документы на 16 человек, в 2020 году - на 39
человек, в 2021 году планируется подать
документы на 6 человек.
С начала 2018 года в регионе начало свою
работу государственное бюджетное
учреждение "Сахалинский областной
реабилитационный центр для инвалидов"
(далее - центр).
Социальная реабилитация в центре
направлена на восстановление навыков
самостоятельной, общественной и
семейно-бытовой деятельности для людей с
ограниченными физическим особенностями
и ментальными нарушениями. С этой целью в
центре создана тренировочная комната
"Уютный дом". Также организована
деятельность по развитию жизненных
компетенций инвалидов (посещение
кинотеатров, эрготерапия, обучение
компьютерной грамотности).
Специалистами центра при организации
образовательных мероприятий, досуговой
деятельности, учитываются
индивидуальные программы реабилитации и
абилитации инвалидов и рекомендации
психолого-медико-педагогической
комиссии.
Помимо реализуемых в регионе
вышеперечисленных мероприятий по
развитию стационарозамещающих
технологий социального обслуживания
граждан, на период 2021 - 2023 годы в
Сахалинской области утвержден план
мероприятий ("дорожная карта") по
созданию системы долговременного ухода
за гражданами пожилого возраста и
инвалидами, реализуемый в рамках
регионального проекта "Старшее
поколение", входящего в портфель
национального проекта
"Демография".
В настоящее время система
долговременного ухода за гражданами
пожилого возраста и инвалидами
осуществляется в условиях вышеуказанных
стационарозамещающих технологий.
2. Цель и задачи "дорожной карты"
Целью реализации "дорожной карты"
является развитие в Сахалинской области
стационарозамещающих технологий
социального обслуживания граждан,
страдающих психическими
расстройствами.
Задачами "дорожной карты" являются:
- совершенствование нормативной
правовой базы, обеспечивающей развитие
стационарозамещающих технологий
социального обслуживания граждан,
страдающих психическими
расстройствами;
- обеспечение комфортных условий,
способствующих успешной
постинтернатной адаптации инвалидов,
страдающих психическими
расстройствами;
- обеспечение дальнейшего развития и
совершенствования стационарозамещающих
технологий социального обслуживания
граждан, страдающих психическими
расстройствами;
- недопущение образования очередности на
поселение в стационарные учреждения
социального обслуживания
психоневрологического типа;
- увеличение числа граждан, страдающих
психическими расстройствами, получающих
социальные услуги в полустационарной
форме социального обслуживания и в форме
социального обслуживания на дому.
Для решения указанных задач необходимо
создание эффективной организационной
структуры сети организаций социального
обслуживания, совершенствование
деятельности организаций социального
обслуживания, предоставляющих
гражданам, страдающим психическими
расстройствами, социальные услуги в
форме социального обслуживания на дому,
в полустационарной и в стационарной
форме социального обслуживания,
разработка и апробация в соответствии со
статьей 8 Федерального закона от 28
декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах
социального обслуживания граждан в
Российской Федерации" методик и
технологий в сфере социального
обслуживания и др., а также обеспечение
адресного подхода к предоставлению
гражданам, страдающим психическими
расстройствами, социальных услуг.
3. Ожидаемые результаты реализации
"дорожной карты"
Ожидаемыми результатами реализации
плана мероприятий являются:
- формирование региональной системы
социального обслуживания граждан,
страдающих психическими расстройствами,
альтернативной социальному
обслуживанию граждан, страдающих
психическими расстройствами, в
стационарной форме социального
обслуживания;
- расширение спектра
стационарозамещающих технологий,
применяемых в социальном обслуживании
граждан, страдающих психическими
расстройствами;
- недопущение образования очередности на
поселение в стационарные учреждения
социального обслуживания
психоневрологического типа;
- увеличение числа граждан, страдающих
психическими расстройствами, получающих
социальные услуги в полустационарной
форме социального обслуживания и (или) в
форме социального обслуживания на дому.
II. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
N пп. |
Наименование мероприятия |
Срок реализации |
Ответственный исполнитель |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. Анализ ситуации в Сахалинской области в сфере социального обслуживания граждан, страдающих психическими расстройствами | |||
1.1. |
Анализ достаточности социальных услуг, предусмотренных перечнем предоставляемых в Сахалинской области социальных услуг в форме социального обслуживания на дому и в полустационарной форме социального обслуживания, в случае их предоставления гражданам, страдающим психическими расстройствами, в рамках стационарозамещающих технологий социального обслуживания и сопровождаемого проживания инвалидов с психическими расстройствами |
1 ноября 2021 года, далее - ежегодно |
министерство социальной защиты Сахалинской области |
1.1.1. |
Подготовка проекта закона Сахалинской области в части внесения изменений в перечень социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг на территории Сахалинской области (внесение изменений в Закон Сахалинской области от 26.12.2014 N 97-ЗО "Об утверждении перечня социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг в Сахалинской области") |
IV квартал 2021 года, далее - ежегодно (при необходимости) |
министерство социальной защиты Сахалинской области |
1.2. |
Анализ достаточности принятых в Сахалинской области законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы социального обслуживания граждан, страдающих психическими расстройствами, включая вопросы социального обслуживания граждан, страдающих психическими расстройствами, в рамках стационарозамещающих технологий и сопровождаемого проживания инвалидов, в том числе в части объема и кратности предоставления социальных услуг и тарифов на социальные услуги |
1 декабря 2021 года, далее - ежегодно |
министерство социальной защиты Сахалинской области |
1.2.1. |
С целью увеличения объема, кратности предоставления социальных услуг, включая выходные дни, проведение мониторинга действующих приказов министерства социальной защиты Сахалинской области: 1. "Об утверждении нормативов штатной численности организаций социального обслуживания Сахалинской области"; 2. "Об утверждении Порядков предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг"; 3. "Об утверждении Порядка признания граждан нуждающимися в предоставлении социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания и предоставления мест в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме" |
IV квартал 2021 года, далее - ежегодно |
министерство социальной защиты Сахалинской области |
1.3. |
Анализ деятельности организаций социального обслуживания в Сахалинской области, предоставляющих гражданам, страдающим психическими расстройствами, социальные услуги в форме социального обслуживания на дому, в полустационарной и стационарной формах социального обслуживания |
1 декабря 2021 года, далее - ежегодно |
министерство социальной защиты Сахалинской области |
1.3.1. |
Проведение мониторинга в организациях социального обслуживания, в том числе в части охвата граждан, страдающих психическими заболеваниями, полустационарной формой социального обслуживания и формой социального обслуживания на дому |
ежегодно |
министерство социальной защиты Сахалинской области |
1.4. |
Анализ применяемых в Сахалинской области стационарозамещающих технологий и возможности применения их для граждан, страдающих психическими расстройствами |
1 ноября 2021 года, далее - ежегодно |
министерство социальной защиты Сахалинской области |
1.4.1. |
Мониторинг численности опекунов, осуществляющих опеку над совершеннолетними недееспособными гражданами, проживающими в Сахалинской области |
ежегодно |
министерство социальной защиты Сахалинской области |
1.4.2. |
Анализ работы службы сиделок на базе социально ориентированных некоммерческих организаций |
ежегодно |
министерство социальной защиты Сахалинской области |
1.5. |
Анализ межведомственного взаимодействия органов государственной власти Сахалинской области при организации социального сопровождения граждан, страдающих психическими расстройствами |
1 декабря 2021 года, далее - ежегодно |
министерство социальной защиты Сахалинской области |
1.6. |
Проведение в Сахалинской области мониторинга нуждаемости граждан, страдающих психическими расстройствами, в получении социальных услуг в форме социального обслуживания на дому, в полустационарной и стационарной формах социального обслуживания, а также в рамках стационарозамещающих технологий и сопровождаемого проживания инвалидов |
30 декабря 2021 года, далее - ежегодно |
министерство социальной защиты Сахалинской области |
1.6.1. |
Проведение типизации граждан, страдающих психическими расстройствами, нуждающихся в социальном обслуживании в стационарной форме социального обслуживания, в полустационарной форме социального обслуживания, в надомном социальном обслуживании |
30 ноября 2021 года, далее - ежегодно |
министерство социальной защиты Сахалинской области |
1.7. |
Определение обоснованной оптимальной нагрузки на одного социального работника (числа обслуживаемых граждан) с учетом специфики Сахалинской области и нуждаемости граждан в социальных услугах по формам социального обслуживания |
30 декабря 2021 года, далее - ежегодно |
министерство социальной защиты Сахалинской области |
1.7.1. |
Проведение хронометража рабочего времени в социальных организациях методом фотографии рабочего времени с целью установления объективной продолжительности времени на оказание услуги, составление баланса рабочего времени, анализа временных затрат и личной продуктивности каждого сотрудника |
30 ноября 2021 года, далее - ежегодно |
министерство социальной защиты Сахалинской области |
2. Совершенствование социального обслуживания граждан, страдающих психическими расстройствами, проживающих в Сахалинской области | |||
2.1. |
Осуществление пересмотра перечня социальных услуг, их объема, кратности предоставления, а также тарифов на предоставляемые социальные услуги (с учетом пунктов 1.1 и 1.2 настоящего Плана мероприятий) |
31 декабря 2021 года, далее - ежегодно |
министерство социальной защиты Сахалинской области |
2.1.1. |
Подготовка проектов приказов министерства социальной защиты Сахалинской области: 1. "Об утверждении Порядка предоставления социального сопровождения организациями социального обслуживания"; 2. О внесении изменений в приказ министерства социальной защиты Сахалинской области от 05.12.2014 N 117-н "Об утверждении Порядков предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг"; 3. О внесении изменений в приказ министерства социальной защиты Сахалинской области от 08.08.2016 N 16-н "Об утверждении Порядка признания граждан нуждающимися в предоставлении социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания и предоставления мест в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме"; 4. О внесении изменений в приказ министерства социальной защиты Сахалинской области от 30.10.2014 N 102-н "Об установлении Порядка утверждения тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг" |
30 апреля 2021 год |
министерство социальной защиты Сахалинской области |
2.2. |
Подготовка нормативной базы для внедрения института приемной семьи для совершеннолетних недееспособных граждан |
1 апреля 2021 года |
министерство социальной защиты Сахалинской области |
2.3. |
Мониторинг правоприменения нормативной базы института приемной семьи для совершеннолетних недееспособных граждан. Совершенствование нормативной базы по данному вопросу |
30 декабря 2021 года, далее - ежегодно |
министерство социальной защиты Сахалинской области |
2.4. |
Осуществление социальных выплат опекунам совершеннолетних лиц, признанных судом недееспособными (в рамках возмездной опеки) |
ежегодно |
министерство социальной защиты Сахалинской области |
2.5. |
Проведение мероприятий по кадровому планированию деятельности организаций социального обслуживания Сахалинской области, предоставляющих гражданам, страдающим психическими расстройствами, социальное обслуживание в стационарной форме социального обслуживания, а также в рамках стационарозамещающих технологий и сопровождаемого проживания инвалидов |
30 декабря 2021 года, далее - ежегодно |
министерство социальной защиты Сахалинской области |
2.5.1. |
Подготовка проекта приказа министерства социальной защиты Сахалинской области "О внесении изменений в приказ министерства социальной защиты Сахалинской области от 05.12.2014 N 116-н "Об утверждении нормативов штатной численности организаций социального обслуживания Сахалинской области" |
20 декабря 2021 года |
министерство социальной защиты Сахалинской области |
2.6. |
Организация профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования работников организаций социального обслуживания Сахалинской области, включая вопросы предоставления социальных услуг гражданам, страдающим психическими расстройствами |
30 декабря 2021 года, далее - ежегодно |
министерство социальной защиты Сахалинской области |
2.6.1. |
Составление плана обучения профессионального образования и дополнительного профессионального образования работников организаций социального обслуживания с целью 100% охвата работников организаций социального обслуживания, которые прошли запланированное профессиональное обучение, профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование |
20 декабря 2021 года, далее - ежегодно |
министерство социальной защиты Сахалинской области |
2.7. |
Укрепление материально-технической базы организаций социального обслуживания Сахалинской области, предоставляющих гражданам, страдающим психическими расстройствами, социальное обслуживание в стационарной форме социального обслуживания |
2021 - 2024 годы |
министерство социальной защиты Сахалинской области |
2.8. |
Выплата субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям, предоставляющим услуги в условиях дневного пребывания гражданам, страдающим психическими расстройствами |
ежегодно |
министерство социальной защиты Сахалинской области |
2.9. |
Создание в стационарных учреждениях социального обслуживания структур, обеспечивающих досуговую и трудовую деятельность получателей социальных услуг. Определение лиц, ответственных за организацию указанной деятельности |
30 декабря 2021 года, далее - ежегодно |
министерство социальной защиты Сахалинской области |
2.9.1. |
Создание в учреждениях мастерских |
30 декабря 2021 года, далее - ежегодно |
министерство социальной защиты Сахалинской области |
2.9.2. |
Работа кружков на базе стационарных организаций психоневрологического типа |
30 декабря 2021 года, далее - ежегодно |
министерство социальной защиты Сахалинской области |
2.10. |
Создание для семей, проживающих с инвалидами, условий для полноценной рабочей деятельности и времени для отдыха путем открытия отделения дневного пребывания для граждан с когнитивными нарушениями и ограничениями мобильности |
2021 год |
министерство социальной защиты Сахалинской области |
2.11. |
Проработка возможных для реализации в Сахалинской области вариантов организации сопровождаемого проживания инвалидов, в том числе: в жилых помещениях, находящихся в собственности данных граждан или предоставленных им на условиях социального найма; в жилых помещениях специализированного жилого фонда системы социального обслуживания граждан; в жилых помещениях, находящихся в собственности негосударственных организаций социального обслуживания; в общежитиях, в которых граждане постоянно проживают |
30 декабря 2021 года, далее - ежегодно |
министерство социальной защиты Сахалинской области |
2.12. |
Подготовка нормативной базы для организации сопровождаемого проживания граждан, страдающих психическими расстройствами, в целях формирования у них навыков максимально возможной самостоятельности в бытовой, социально-коммуникативной, досуговой и иной деятельности |
1 октября 2021 года |
министерство социальной защиты Сахалинской области |
2.13. |
Создание условий для организации сопровождаемого проживания инвалидов, в том числе малыми группами, в целях обеспечения их проживания вне психоневрологических интернатов |
30 декабря 2021 года, далее - ежегодно |
министерство социальной защиты Сахалинской области |
2.13.1. |
Создание организации сопровождаемого проживания для людей с ограниченными возможностями |
2022 год |
министерство социальной защиты Сахалинской области |
2.14. |
Проведение мероприятий по формированию групп для сопровождаемого проживания инвалидов малыми группами |
25 декабря 2021 г., далее - ежегодно |
министерство социальной защиты Сахалинской области |
2.15. |
Разработка и реализация программ, направленных на формирование у инвалидов максимально возможной самостоятельности в бытовой, социально-коммуникативной и досуговой деятельности в целях их подготовки к сопровождаемому проживанию инвалидов |
25 декабря 2021 года, далее - ежегодно |
министерство социальной защиты Сахалинской области |
2.16. |
Осуществление мероприятий по обеспечению содействия гражданам, страдающим психическими расстройствами, не получившим основное общее образование, в получении основного общего образования: определение круга лиц, способных получить основное общее образование; определение образовательной организации для обучения; определение круга лиц, которые будут осуществлять сопровождение обучающихся |
25 декабря 2021 года, далее - ежегодно |
министерство социальной защиты Сахалинской области |
2.17. |
Организация взаимодействия между учреждениями социального обслуживания граждан с ментальными нарушениями и органами занятости по обеспечению содействия гражданам, страдающим психическими расстройствами, в трудоустройстве, в том числе в получении профессиональной подготовки, поиске работодателя |
25 декабря 2021 года, далее - ежегодно |
министерство социальной защиты Сахалинской области |
2.18. |
Привлечение через ресурсные центры добровольцев (волонтеров) к организации ежедневной занятости граждан, страдающих психическими расстройствами, и предоставлению им социальных услуг и социального сопровождения, в том числе в рамках стационарозамещающих технологий и сопровождаемого проживания инвалидов. Заключение соглашений с организациями волонтеров на осуществление данной деятельности |
25 декабря 2021 года, далее - ежегодно |
министерство социальной защиты Сахалинской области |
2.19. |
Мониторинг новых стационарозамещающих технологий социального обслуживания граждан, страдающих психическими расстройствами, применяемых в регионах Российской Федерации. Разработка на основе данных мониторинга стационарозамещающих технологий в Сахалинской области. Апробирование новых технологий |
25 декабря 2021 года, далее - ежегодно |
министерство социальной защиты Сахалинской области |
2.19.1. |
Разработка и внедрение в практику работ организаций социального обслуживания технологии "Социальное сопровождение" и технологии "Сопровождаемое проживание" |
25 декабря 2021 года |
министерство социальной защиты Сахалинской области |
2.20. |
Проведение мониторинга применяемых в Сахалинской области стационарозамещающих технологий социального обслуживания граждан, страдающих психическими расстройствами |
25 декабря 2021 года, далее - ежегодно |
министерство социальной защиты Сахалинской области |
2.21. |
Проведение мониторинга развития в Сахалинской области сопровождаемого проживания инвалидов |
25 декабря 2021 года, далее - ежегодно |
министерство социальной защиты Сахалинской области |
2.22. |
Проведение мероприятий по внесению изменений в законодательные и иные нормативные правовые акты Сахалинской области, регулирующие вопросы социального обслуживания граждан, страдающих психическими расстройствами, в том числе в части реализации стационарозамещающих технологий и сопровождаемого проживания инвалидов (с учетом пунктов 1.1 и 1.2 настоящего Плана мероприятий) |
при необходимости |
министерство социальной защиты Сахалинской области |
2.23. |
Подготовка предложений по внесению изменений в законодательство Сахалинской области в сфере социального обслуживания граждан и социальной защиты инвалидов |
15 февраля 2021 года, далее - ежегодно (при необходимости) |
министерство социальной защиты Сахалинской области |
2.24. |
Предоставление в Минтруд России отчетной информации о реализации мероприятий Плана за предыдущий год |
15 февраля 2021 года, далее - 25 января ежегодно |
министерство социальной защиты Сахалинской области |
3. Совершенствование межведомственного взаимодействия органов государственной власти Сахалинской области | |||
3.1. |
Обеспечение межведомственного взаимодействия органов государственной власти Сахалинской области при организации социального сопровождения граждан, страдающих психическими расстройствами, и его совершенствование |
ежегодно |
министерство социальной защиты Сахалинской области |
3.1.1. |
Разработка и принятие постановления Правительства Сахалинской области "О Регламенте межведомственного взаимодействия исполнительных органов государственной власти Сахалинской области при организации социального обслуживания граждан и социального сопровождения" |
декабрь 2021 года |
министерство социальной защиты Сахалинской области |
III. КОНТРОЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ УСПЕШНОЙ
РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПЛАНА
N пп. |
Наименование показателя |
Ед. измерения |
Срок реализации | ||||
|
|
|
Показатели 2020 года |
План 2021 год |
План 2022 год |
План 2023 год |
План 2024 год |
1. |
Количество граждан, страдающих психическими расстройствами, получающих социальные услуги в полустационарной форме социального обслуживания с применением стационарозамещающих технологий |
чел. |
40 |
70 |
90 |
120 |
150 |
2. |
Количество граждан, страдающих психическими расстройствами, получающих социальные услуги в форме социального обслуживания на дому с применением стационарозамещающих технологий |
чел. |
380 |
400 |
424 |
470 |
488 |
3. |
Количество граждан, страдающих психическими расстройствами, получающих социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания |
чел. |
1377 |
1377 |
1377 |
1377 |
1422 |
4. |
Количество граждан, страдающих психическими расстройствами, охваченных технологией "Приемная семья" |
чел. |
380 |
400 |
424 |
470 |
488 |
5. |
Количество работников организаций социального обслуживания, которым организовано профессиональное обучение, профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование, включая вопросы предоставления социальных услуг гражданам, страдающим психическими расстройствами |
чел. |
300 |
350 |
370 |
400 |
420 |
6. |
Доля граждан, страдающих психическими расстройствами, охваченных мероприятиями, обеспечивающими их дневную занятость, от общего количества граждан, страдающих психическими расстройствами |
чел. |
46 |
47 |
49 |
50 |
52 |
7. |
Доля граждан, страдающих психическими расстройствами, проживающих в психоневрологических интернатах, занятых в лечебно-трудовых мастерских, от общего количества граждан, проживающих в психоневрологических интернатах |
чел. |
11 |
12 |
14 |
15 |
17 |
8. |
Количество граждан, страдающих психическими расстройствами, получающих услуги в отделениях дневного пребывания для граждан с когнитивными нарушениями и ограничениями мобильности |
чел. |
40 |
70 |
90 |
120 |
150 |
9. |
Количество граждан, страдающих психическими расстройствами, охваченных технологией учебного (тренировочного) сопровождаемого проживания |
чел. |
10 |
20 |
40 |
50 |
70 |
10. |
Количество граждан, страдающих психическими расстройствами, охваченных технологией сопровождаемого проживания |
чел. |
15 |
35 |
50 |
70 |
90 |
11. |
Доля граждан, страдающих психическими расстройствами, которым будет оказано содействие в получении основного общего образования от общего количества выявленных граждан указанной категории, не получивших образование и желающих его получить |
% |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
12. |
Количество граждан, страдающих психическими расстройствами, которым оказано содействие в трудоустройстве, в том числе получении профессиональной подготовки, поиске работодателя |
чел. |
0 |
5 |
7 |
8 |
10 |
13. |
Количество добровольцев, которых планируется привлечь к организации ежедневной дневной занятости граждан, страдающих психическими расстройствами |
чел. |
68 |
70 |
72 |
73 |
75 |
14. |
Количество граждан, страдающих психическими расстройствами, получающих услуги социального сопровождения |
чел. |
0 |
5 |
10 |
20 |
30 |