Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 февраля 2021 года N 96

Об утверждении результатов проведенного мониторинга правоприменения областного закона от 29 декабря 2012 года N 113-оз "О режиме государственной поддержки организаций, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории Ленинградской области, и внесении изменений в отдельные законодательные акты Ленинградской области"


Законодательное собрание Ленинградской области

постановляет:

1. Утвердить прилагаемые результаты проведенного мониторинга правоприменения областного закона от 29 декабря 2012 года N 113-оз "О режиме государственной поддержки организаций, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории Ленинградской области, и внесении изменений в отдельные законодательные акты Ленинградской области".

2. Разместить настоящее постановление на официальном сайте Законодательного собрания Ленинградской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и включить его в ежегодный доклад о состоянии законодательства Ленинградской области.

3. Контроль за исполнением постановления возложить на постоянную комиссию по экономике, собственности, инвестициям и промышленности Законодательного собрания Ленинградской области.

4. Постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель
Законодательного собрания
С.Бебенин


Приложение

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением
Законодательного собрания
Ленинградской области
от 24 февраля 2021 года N 96


Результаты проведенного мониторинга правоприменения областного закона от 29 декабря 2012 года N 113-оз "О режиме государственной поддержки организаций, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории Ленинградской области, и внесении изменений в отдельные законодательные акты Ленинградской области"


1. Информационно-аналитические материалы о состоянии законодательства Ленинградской области

1.1. Общие положения


Областной закон от 29 декабря 2012 года N 113-оз "О режиме государственной поддержки организаций, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории Ленинградской области, и внесении изменений в отдельные законодательные акты Ленинградской области" (далее - областной закон N 113-оз) принят Законодательным собранием Ленинградской области (далее - Законодательное собрание) 19 декабря 2012 года, подписан Губернатором Ленинградской области и опубликован в Вестнике Правительства Ленинградской области N 136 от 30 декабря 2012 года.

Областной закон N 113-оз вступил в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 года, за исключением пункта 2 части 2 и части 3 статьи 8, которые вступили в силу с 1 января 2014 года.

Областной закон N 113-оз принят в пределах полномочий Ленинградской области, порядок принятия (обнародования) правового акта соблюден.

Областной закон N 113-оз направлен на стимулирование организаций к осуществлению инвестиционной деятельности на территории Ленинградской области, привлечение инвестиций в экономику Ленинградской области и предусматривает предоставление организациям, реализующим (реализовавшим) инвестиционные проекты на территории Ленинградской области, режима государственной поддержки инвестиционной деятельности, в том числе путем предоставления налоговых льгот по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество организаций, подлежащих зачислению в областной бюджет Ленинградской области (далее - областной бюджет), в виде установления пониженной налоговой ставки, вплоть до полного освобождения по уплате налога на имущество организаций в ряде случаев, а также информационной и консультационной поддержки инвестиционной деятельности в рамках реализуемого организацией инвестиционного проекта.

Областным законом N 113-оз установлены условия, которым должны отвечать организации для распространения на них режима государственной поддержки инвестиционной деятельности. При этом режим государственной поддержки инвестиционной деятельности предоставляется организациям на основании договора, подписываемого от имени Ленинградской области Губернатором Ленинградской области.

1.2. Информация о тенденциях и потребностях законодательного регулирования общественных отношений в части поддержки организаций, реализующих инвестиционные проекты


В настоящее время в состав федерального законодательства об инвестициях входит ряд специальных законов, регулирующих различные формы инвестиций и механизмы государственной поддержки инвестиционной деятельности.

К ним можно отнести Закон РСФСР от 26 сентября 1991 года N 1488-I* "Об инвестиционной деятельности в РСФСР", федеральные законы от 25 февраля 1999 года N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", от 9 июля 1999 года N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации", от 2 августа 2019 года N 259-ФЗ "О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", от 1 апреля 2020 года N 69-ФЗ "О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации" и др.

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: "от 26 июня 1991 года N 1488-1". - Примечание изготовителя базы данных.

Одним из ключевых направлений государственной поддержки инвестиционной деятельности выступает налогообложение, в рамках которого обеспечивается поступательное развитие реального сектора национальной экономики.

В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации и статьей 1 Налогового кодекса Российской Федерации в рамках предмета совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов региональным законодательством могут устанавливаться льготы для инвесторов по налогу на прибыль организаций и по налогу на имущество организаций в пределах сумм налоговых платежей, подлежащих зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации.

Большинством субъектов Российской Федерации приняты самостоятельные законы, регулирующие общие положения в сфере осуществления инвестиционной деятельности, включая полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в указанной сфере, формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности, а также государственные гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности, включая предоставление налоговых льгот.

При этом в значительном количестве регионов законами установлена пониженная налоговая ставка по налогу на прибыль организаций в случаях создания новых объектов основных средств, а также достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения таких объектов при реализации приоритетных либо стратегических инвестиционных проектов на срок их окупаемости, либо иной срок с ограничением суммы льготы (например, в Республике Башкортостан, Удмуртской Республике, Чувашской Республике, Вологодской, Калужской, Кировской, Московской, Мурманской, Новгородской, Тульской областях и др.)

В свою очередь, в отношении налога на имущество организаций некоторыми субъектами Российской Федерации используется возможность полного и (или) частичного освобождения от налогообложения организаций, осуществляющих капитальные вложения в создание новых, реконструкцию, модернизацию существующих производств и реализующих приоритетные инвестиционные проекты. Инвесторы освобождаются в таких случаях от уплаты налога на имущество организаций в период реализации приоритетного (стратегического) проекта, в том числе с ограничением срока реализации, в Вологодской, Владимирской, Кемеровской, Московской областях либо с ограничением сумм капитальных вложений - в Тульской области.

В ряде регионов также используется льготное налогообложение инвесторов по транспортному налогу. Например, в Вологодской области инвесторы освобождаются от уплаты транспортного налога на период от трех до пяти лет в зависимости от общей стоимости основных средств, включая транспортные средства, а в Саратовской области - в течение пяти налоговых периодов в случае осуществления капитальных вложений в основные средства в размере не менее 50 млн. рублей либо в случае строительства в размере не менее 650 млн. рублей.

Как показывает существующая региональная законотворческая практика, институт государственной поддержки инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений, в том числе путем освобождения от налогообложения, является актуальным и применяется с учетом особенностей субъектов Российской Федерации, в том числе их экономического положения.

1.3. Оценка эффективности действия областного закона N 113-оз


В настоящее время основополагающим законодательным актом Ленинградской области, регулирующим вопросы государственной поддержки инвестиционной деятельности, является областной закон N 113-оз, в который неоднократно вносились изменения.

Первые изменения в него были внесены областным законом от 3 октября 2013 года N 63-оз "О внесении изменений в областной закон "О режиме государственной поддержки организаций, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории Ленинградской области, и внесении изменений в отдельные законодательные акты Ленинградской области" в целях выравнивания уровня социально-экономического развития муниципальных образований Ленинградской области и создания территорий активного экономического развития, в частности, Лодейнопольского, Подпорожского и Бокситогорского муниципальных районов.

Для поддержки действующих предприятий, а также привлечения новых инвесторов на территорию отдаленных муниципальных районов был снижен минимальный требуемый объем инвестиций до 50 млн. рублей при реализации инвестиционного проекта на территориях указанных муниципальных районов в течение четырех лет.

Кроме того, был сохранен режим наибольшего благоприятствования, предоставленный юридическим лицам, с которыми до 1 января 2014 года были заключены договоры о предоставлении мер государственной поддержки инвестиционной деятельности в порядке, установленном ранее действующим областным законом от 22 июля 1997 года N 24-оз "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Ленинградской области", до прекращения действия таких договоров.

В 2014 году в областной закон N 113-оз были внесены изменения областным законом от 24 ноября 2014 года N 87-оз "О внесении изменений в областной закон "О режиме государственной поддержки организаций, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории Ленинградской области, и внесении изменений в отдельные законодательные акты Ленинградской области" и в статью 3_1 областного закона "О налоге на имущество организаций", принятие которого было обусловлено необходимостью стимулирования крупнейших налогоплательщиков Ленинградской области к осуществлению инвестиционной деятельности на территории Ленинградской области.

В результате внесенных изменений в областном законе N 113-оз расширен перечень условий предоставления организациям государственной поддержки инвестиционной деятельности путем дополнения условием о том, что организации - участники консолидированной группы налогоплательщиков являются плательщиками налога на имущество организаций, сумма которого зачисляется в областной бюджет. Кроме того, увеличилось количество возможных получателей режима государственной поддержки инвестиционной деятельности путем дополнения перечня видов осуществляемой организациями экономической деятельности кодом ОКВЭД 23.2 "Производство нефтепродуктов" (для организаций - участников консолидированной группы налогоплательщиков) в целях предоставления организациям налоговых льгот в течение трех лет при объеме капитальных вложений свыше 5 млрд. рублей.

В 2015 году областным законом от 11 февраля 2015 года N 2-оз "О внесении изменений в областной закон "О режиме государственной поддержки организаций, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории Ленинградской области, и внесении изменений в отдельные законодательные акты Ленинградской области" внесены изменения, направленные на приведение наименований видов осуществляемой организациями экономической деятельности, предусмотренных в областном законе N 113-оз, в соответствие с федеральным законодательством, а именно в связи с введением нового Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред.2) и Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008).

Областным законом от 27 июля 2016 года N 74-оз "О внесении изменений в областной закон "О режиме государственной поддержки организаций, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории Ленинградской области, и внесении изменений в отдельные законодательные акты Ленинградской области" также внесено изменение в областной закон N 113-оз в связи с приведением его в соответствие с Федеральным законом от 6 апреля 2015 года N 82-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены обязательности печати хозяйственных обществ", согласно которому в отношении хозяйственных обществ, созданных в форме обществ с ограниченной ответственностью и акционерных обществ, отменена обязанность иметь печати, за исключением случаев, когда такая обязанность предусмотрена.

В связи с этим установлено, что представляемые соискателями государственной поддержки документы заверяются печатью организации в случае наличия такой печати.

Кроме того, скорректировано одно из условий предоставления государственной поддержки организациям, касающееся осуществления на территории Ленинградской области вложений в пределах установленных сумм в течение не более трех любых лет подряд, а не календарных, как это было установлено ранее.

В 2017 году продолжилось совершенствование областного законодательства в сфере инвестиционной деятельности и в областной закон N 113-оз трижды вносились изменения.

Областным законом от 19 июня 2017 года N 36-оз "О признании утратившими силу некоторых законодательных актов и отдельных положений законодательных актов Ленинградской области" признаны утратившими силу отдельные положения областного закона N 113-оз в целях систематизации и упорядочения законодательных актов Ленинградской области, принятых Законодательным собранием за период с 1994 года по 2017 год и фактически утративших силу.

В целях упрощения процедур получения организациями режима государственной поддержки инвестиционной деятельности, а также устранения пробелов правового регулирования отношений по договорам о предоставлении мер государственной поддержки инвестиционной деятельности, заключенным до 1 января 2014 года, принят областной закон от 26 июля 2017 года N 51-оз "О внесении изменений в областной закон "О режиме государственной поддержки организаций, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории Ленинградской области, и внесении изменений в отдельные законодательные акты Ленинградской области" и статью 3_1 областного закона "О налоге на имущество организаций".

Были уточнены условия предоставления режима государственной поддержки инвестиционной деятельности на территории Ленинградской области. В перечень таких условий дополнительно включены условия о том, что организации должны быть плательщиками налога на имущество организаций и налога на прибыль организаций, суммы которых зачисляются в областной бюджет.

Кроме того, в областной закон N 113-оз также включены организации, на которых распространяется режим государственной поддержки инвестиционной деятельности согласно кодам экономической деятельности по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2014: 29.1 "Производство автотранспортных средств"; 46.71 "Торговля оптовая твердым, жидким и газообразным топливом и подобными продуктами"; 47.3 "Торговля розничная моторным топливом в специализированных магазинах". Данные организации имеют право использовать льготу по налогу на имущество организаций, уплачивая налог в половинном размере.

Одновременно исключены из перечня видов экономической деятельности, на которые распространяются меры государственной поддержки инвестиционной деятельности, коды ОКВЭД 2 ОК 029-2014 59.20.1 "Издание аудиовизуальных произведений на магнитных, электронных и цифровых носителях" и 59.20.3 "Издание музыкальных и нотных тетрадей, в том числе для слепых" как невостребованные.

Также были уточнены условия заключения многостороннего договора о предоставлении режима государственной поддержки инвестиционной деятельности путем установления раздельных требований для организаций, осуществляющих вложения, и для организаций, ведущих операционную деятельность на основании договора аренды основных средств, созданных (приобретенных, реконструированных) в результате осуществления вложений в рамках инвестиционного проекта, снимаются ограничения на предоставление режима государственной поддержки инвестиционной деятельности организациям, использовавшим режим наибольшего благоприятствования и реализующим (реализовавшим) новые инвестиционные проекты.

В целях регулирования контроля договоров о предоставлении мер государственной поддержки инвестиционной деятельности Правительство Ленинградской области наделено правами:

установления перечня документов, необходимых для заключения договора о предоставлении режима государственной поддержки инвестиционной деятельности;

установления порядка предоставления режима государственной поддержки инвестиционной деятельности и осуществления контроля за предоставлением мер государственной поддержки, предоставленных до 1 января 2014 года;

утверждения методики расчета периода фактической окупаемости инвестиционных затрат, которая должна применяться к договорам о предоставлении мер государственной поддержки инвестиционной деятельности, заключенным до 1 января 2014 года, в целях определения и контроля досрочного наступления срока фактической окупаемости инвестиционных затрат, влияющего на срок предоставления мер государственной поддержки.

Также внесенными изменениями в областной закон N 113-оз конкретизируются основания для отказа в подписании договора о предоставлении режима государственной поддержки инвестиционной деятельности.

Предоставление мер государственной поддержки инвестиционной деятельности в сфере нефтепродуктообеспечения создает благоприятные условия привлечения инвесторов, реализующих крупные инвестиционные проекты, связанные с развитием дорожно-транспортной инфраструктуры в Ленинградской области, предусматривающие создание многофункциональных комплексов, предоставляющих широкий спектр услуг, включая пункты общественного питания и временного размещения и отдыха пассажиров. Создание многофункциональных придорожных комплексов позволяет не только реализовать проектную инициативу "Современный транспортный комплекс", предусмотренную Стратегией социально-экономического развития Ленинградской области на период до 2030 года, но и позволяет повысить инвестиционную привлекательность региона, что в свою очередь создаст условия для развития туризма, а также обеспечит граждан качественными объектами дорожного сервиса.

По результатам анализа сведений, опубликованных Росстатом, Ленинградская область по итогам 2017 года вошла в топ-10 российских регионов по темпам прироста инвестиций в основной капитал.

С 1 января 2019 года областным законом от 29 декабря 2017 года N 93-оз "Об отдельных мерах стимулирования в сфере промышленности Ленинградской области и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Ленинградской области" предусмотрены налоговые льготы инвесторам, которые вложат в объекты на территории Ленинградской области денежные средства в размере от 50 млрд. рублей, а также предоставляются меры стимулирования в сфере промышленности на основании заключенного специального инвестиционного контракта и одновременно исключена возможность получения участником такого контракта мер стимулирования в рамках областного закона N 113-оз.

В 2018 году также трижды вносились изменения в областной закон N 113-оз.

Областным законом от 19 марта 2018 года N 24-оз "О внесении изменений в областные законы "О налоге на имущество организаций" и "О режиме государственной поддержки организаций, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории Ленинградской области, и внесении изменений в отдельные законодательные акты Ленинградской области" установлено ограничение для организаций, которые являются резидентами территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР). В соответствии с изменениями организации - резиденты не вправе одновременно с пониженными налоговыми ставками, установленными для резидентов ТОСЭР, применять режим государственной поддержки в соответствии с областным законом N 113-оз.

Также в рамках областного закона от 29 ноября 2018 года N 121-оз "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Ленинградской области и признании утратившими силу отдельных положений областных законов и некоторых законодательных актов Ленинградской области в налоговой сфере" в областной закон N 113-оз внесены изменения, устанавливающие предельный срок применения пониженных налоговых ставок налога на прибыль организаций с учетом статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации (не позднее 1 января 2023 года).

В целях исключения из предмета действия областного закона N 113-оз возможности предоставления налоговых льгот организациям, осуществляющим вложения в существующую инфраструктуру туристско-рекреационных зон Ленинградской области и в объекты спорта принят областной закон от 30 ноября 2018 года N 127-оз "О внесении изменений в статью 31 областного закона "О налоге на имущество организаций" и в статью 4 областного закона "О режиме государственной поддержки организаций, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории Ленинградской области, и внесении изменений в отдельные законодательные акты Ленинградской области".

Областным законом от 14 октября 2019 года N 76-оз "О внесении изменений в отдельные областные законы" внесена редакционная правка, уточняющая нумерацию условий предоставления режима государственной поддержки инвестиционной деятельности.

В соответствии с областным законом от 25 ноября 2019 года N 89-оз "О мерах стимулирования при реализации региональных инвестиционных проектов на территории Ленинградской области и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Ленинградской области", которым также внесены изменения в областной закон N 113-оз, предусмотрено новое направление стимулирования инвестиционной деятельности в виде регионального инвестиционного проекта.

Для участников региональных инвестиционных проектов предусмотрены следующие льготы:

пониженная ставка по зачисляемому в областной бюджет налогу на прибыль (в размере 10 процентов);

полное освобождение от уплаты налога на имущество организаций.

При этом в случае, если инвестор воспользуется указанными мерами стимулирования, ему не может быть предоставлен режим государственной поддержки инвестиционной деятельности, предусмотренный областным законом N 113-оз.

7 декабря 2020 года Законодательным собранием принят в первом чтении проект областного закона "О внесении изменений в статью 6 областного закона "О режиме государственной поддержки организаций, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории Ленинградской области, и внесении изменений в отдельные законодательные акты Ленинградской области", в статьи 3 и 5 областного закона "О применении на территории Ленинградской области инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль организаций" и приостановлении действия отдельных положений статьи 6 областного закона "О режиме государственной поддержки организаций, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории Ленинградской области, и внесении изменений в отдельные законодательные акты Ленинградской области" (постановление Законодательного собрания от 7 декабря 2020 года N 532), которым снижается минимальный объем федеральных и региональных налогов и сборов, подлежащих начислению такой организацией в областной бюджет за налоговый период 2020 года, с 75 до 50 процентов, в целях получения мер государственной поддержки в соответствии с областным законом N 113-оз. Такое существенное снижение вызвано необходимостью сохранения за инвесторами возможности продолжить пользоваться налоговыми льготами на фоне снижения потребительского спроса, связанного с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19, что влияет на объемы производимой продукции и окупаемость инвестиционных проектов.

По мнению комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области и Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ленинградской области областной закон N 113-оз в течение периода его действия остается одним из самых востребованных у инвесторов инструментов оптимизации и сокращения расходов, а также мер государственной поддержки. За период 2013-2019 годов и первое полугодие 2020 года государственная поддержка инвестиционной деятельности в виде налоговых льгот в рамках областного закона N 113-оз одобрена 69 организациям, из них налоговыми льготами воспользовались 47 организаций. При этом в настоящее время действуют 53 договора о предоставлении режима государственной поддержки инвестиционной деятельности, заключенные между Ленинградской областью и инвесторами, из них 4 договора заключены в 2020 году.

Общий объем инвестиций в рамках областного закона N 113-оз за период 2013-2019 годов и первое полугодие 2020 года составил более 280,2 млрд. рублей. Общий объем налоговых льгот, предоставленных организациям, реализующим инвестиционные проекты на территории Ленинградской области в рамках областного закона N 113-оз, за период 2013-2019 годов составил 10,7 млрд. рублей (2013 год - 70 млн. рублей, 2014 год - 408,3 млн. рублей, 2015 год - 803,3 млн. рублей, 2016 год - 2,7 млрд. рублей, 2017 год - 3,2 млрд. рублей, 2018 год - 2 млрд. рублей, 2019 год - 1,3 млрд. рублей). При этом общий объем налоговых льгот по налогу на прибыль организаций за 2013-2019 годы составил 5,5 млрд. рублей, по налогу на имущество организаций - 5,2 млрд. рублей.

Наибольший объем налоговых льгот предоставлен организациям, осуществляющим деятельность в следующих отраслях промышленности: складское хозяйство и вспомогательная транспортная деятельность (ОКВЭД 52), производство прочих транспортных средств и оборудования (ОКВЭД 30) и производство резиновых и пластмассовых изделий (22).

По результатам оценки налоговых расходов Ленинградской области за 2018 и 2019 годы налоговые льготы в рамках областного закона N 113-оз признаны эффективными и востребованными.

Стратегическое значение областного закона N 113-оз также отражено в подпрограмме "Развитие промышленности и инноваций в Ленинградской области" государственной программы Ленинградской области "Стимулирование экономической активности Ленинградской области", утвержденной постановлением Правительства Ленинградской области от 14 ноября 2013 года N 394. Ожидается, что результатом реализации содействия технологическому обновлению промышленных предприятий в рамках указанной подпрограммы станет рост объема инвестиций в основной капитал крупных и средних предприятий обрабатывающих производств Ленинградской области.

Областной закон N 113-оз является одним из важных элементов "Стандарта деятельности органов исполнительной власти по обеспечению благоприятного инвестиционного климата" и механизмом формирования благоприятной среды для инвесторов.

Областной закон N 113-оз, например, в отличие от областного закона от 25 ноября 2019 года N 89-оз "О мерах стимулирования при реализации региональных инвестиционных проектов на территории Ленинградской области и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Ленинградской области", который стимулирует инвесторов на производство только новой продукции, позволяет осуществлять вложения в модернизацию (реконструкцию) основных средств, а также стимулирует развитие таких видов деятельности, как растениеводство, животноводство, обработка вторичного сырья, водный транспорт, транспортная обработка грузов, хранение и гостиницы.

Необходимо отметить, что на основании областного закона N 113-оз в развитие портовой деятельности Ленинградской области инвестировано более 22 млрд. рублей, что значительно позволило увеличить грузооборот портов Ленинградской области.

Простота применения областного закона N 113-оз, при которой инвесторам после вложений в инвестиционный проект предоставляются налоговые льготы на фиксированный период от 4 до 8 лет включительно, делает для них такой механизм государственной поддержки прозрачным и удобным к применению.

Заключение инвесторами договоров о предоставления режима государственной поддержки инвестиционной деятельности в Ленинградской области в рамках областного закона N 113-оз влечет за собой увеличение налоговых поступлений в областной бюджет, создание новых рабочих мест и улучшение социально-экономической обстановки в регионе в целом.

Учитывая широту перечня отраслей, на поддержку которых направлен областной закон N 113-оз, Общественная палата Ленинградской области и Ленинградское областное отделение общероссийской общественной организации "Деловая Россия" считают его актуальным и соответствующим сути мер поддержки социально-экономического развития Ленинградской области, а также полагают целесообразным сохранение его как одной из мер поддержки инвесторов с возможностью расширения области его применения.

За период действия областного закона N 113-оз в адрес комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области поступило 12 обращений организаций, касающихся вопросов правоприменения областного закона N 113-оз, в том числе:

о необходимости заключения дополнительного соглашения к договору о предоставлении режима государственной поддержки инвестиционной деятельности в случае уменьшения объема вложений, которое не привело к изменению периода применения налоговых льгот;

о нормативной базе, в соответствии с которой формируется пакет документов для заключения договора о предоставлении режима государственной поддержки инвестиционной деятельности;

о возможности включения новых видов экономической деятельности, на которые будет распространяться режим государственной поддержки инвестиционной деятельности;

о возможности включения в состав вложений по инвестиционному проекту инвестиционных затрат на модернизацию основных средств в размере увеличения первоначальной стоимости данных объектов основных средств.

Обращения, связанные с применением областного закона N 113-оз, также поступали в Законодательное собрание.

В 2015 году Октябрьская железная дорога (филиал открытого акционерного общества "РЖД") обращалась с просьбой о внесении изменений в областной закон N 113-оз в части установления возможности получения государственной поддержки организациями, осуществляющими деятельность железнодорожного транспорта. По итогам рассмотрения указанного вопроса постоянная комиссия по экономике, собственности, инвестициям и промышленности Законодательного собрания с учетом мнения комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области приняла решение о несвоевременности и нецелесообразности предлагаемых Октябрьской железной дорогой изменений.

Кроме того, в 2016 году рассматривался вопрос о правомерности установления в областном законе N 113-оз ставки налога на прибыль организаций для инвесторов. Управление Федеральной налоговой службы по Ленинградской области выразило мнение о том, что областной закон N 113-оз не относится к законодательству о налогах и сборах, и в нем не может быть установлена ставка налога на прибыль организаций. Постоянная комиссия по бюджету и налогам Законодательного собрания, рассмотрев данный вопрос, посчитала необоснованными доводы Управления Федеральной налоговой службы по Ленинградской области и указала, что областной закон N 113-оз является законом Ленинградской области о налогах и сборах, поскольку размер установленной областным законом N 113-оз ставки налога на прибыль организаций соответствует определенному Налоговым кодексом Российской Федерации пределу, а также в нем определены категории налогоплательщиков, для которых такая ставка установлена.

Также одним из важных показателей эффективности действия областного закона является наличие предусмотренных в нем подзаконных нормативных правовых актов.

Во исполнение областного закона N 113-оз принято два постановления Правительства Ленинградской области.

Постановлением Правительства Ленинградской области от 27 декабря 2017 года N 626 "Об утверждении Методики определения периода фактической окупаемости инвестиционных затрат по договорам о предоставлении мер государственной поддержки инвестиционной деятельности, заключенным до 1 января 2014 года, и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Ленинградской области" установлен порядок расчета срока фактической окупаемости инвестиционных затрат, который применяется к договорам о предоставлении мер государственной поддержки инвестиционной деятельности, заключенным до 1 января 2014 года и действующим по состоянию на 1 января 2017 года. Согласно подпункту 2.2 указанной методики расчет срока фактической окупаемости инвестиционных затрат, суммы перечисленных налогов и суммы снижения платежей по налогам, подлежащим зачислению в областной бюджет, должны быть выполнены или подтверждены заключением консалтинговой организации, аккредитованной при Правительстве Ленинградской области. При этом оплата услуг аккредитованной при Правительстве Ленинградской области консалтинговой организации осуществляется за счет инвестора.

Однако в указанном подзаконном акте не определен механизм аккредитации такой консалтинговой организации, что может привести к возникновению затруднений и споров в связи с неопределенностью и неоднозначностью его толкования и применения.

Также постановлением Правительства Ленинградской области от 23 апреля 2018 года N 145 утвержден Порядок предоставления режима государственной поддержки инвестиционной деятельности на территории Ленинградской области, который не в полном объеме согласуется с частью 6 статьи 1 областного закона N 113-оз.

Резюмируя изложенное, представляется, что областной закон N 113-оз уже более 8 лет остается актуальным и эффективным, поскольку в нем заложен оптимальный механизм его реализации, однако требуется уточнение ряда правовых норм, предусмотренных в указанном областном законе и подзаконных актах.

1.4. Информация о выявленных проблемах правового регулирования областного закона N 113-оз


Правовой анализ областного закона N 113-оз на соответствие его Налоговому кодексу Российской Федерации (далее - НК РФ), на предмет внутренних противоречий и согласованности с иными областными законами, а также подзаконными актами показывает, что в настоящее время в областном законе N 113-оз имеются проблемы правового характера.

В пункте 2 части 1 статьи 1 областного закона N 113-оз в качестве одной из мер государственной поддержки предусмотрено установление ставки налога на прибыль организаций, зачисляемого в областной бюджет, в пониженном размере, установленном в соответствии с законодательством о налогах и сборах Российской Федерации.

Между тем в соответствии с пунктом 1 статьи 284 НК РФ по общему правилу налоговая ставка по налогу на прибыль организаций устанавливается в размере 20 процентов: сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2 процентов (3 процента в 2017-2024 годах), зачисляется в федеральный бюджет, сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 18 процентов (17 процентов в 2017-2024 годах), зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков в случаях, предусмотренных главой 25 НК РФ. Пониженные налоговые ставки по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, установленные законами субъектов Российской Федерации, принятыми до 3 сентября 2018 года, в том числе областным законом N 113-оз, подлежат применению налогоплательщиками до даты окончания срока их действия, но не позднее 1 января 2023 года. При этом указанные пониженные налоговые ставки могут быть повышены законами субъектов Российской Федерации на налоговые периоды 2019-2022 годов.

Одновременно статьей 284 НК РФ установлены исключения для отдельных категорий налогоплательщиков (например, для организаций - резидентов особой экономической зоны, организаций - участников региональных инвестиционных проектов, налогоплательщиков - участников специальных инвестиционных контрактов), в отношении которых законами субъектов Российской Федерации без ограничения сроков может устанавливаться пониженная налоговая ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Исходя из изложенного с 1 января 2023 года предусмотренная в пункте 2 части 1 статьи 1 областного закона N 113-оз мера государственной поддержки инвестиционной деятельности не сможет быть применена и фактически утратит силу, что потребует внесения соответствующих изменений в областной закон N 113-оз. Кроме того, введенное НК РФ ограничение срока применения налогоплательщиками пониженной налоговой ставки по налогу на прибыль организаций также повлечет за собой необходимость признания с 1 января 2023 года утратившим силу областного закона от 19 июля 2012 года N 64-оз "О ставке налога на прибыль организаций для организаций, являющихся участниками консолидированной группы налогоплательщиков" (далее - областной закон N 64-оз).

В областном законе N 113-оз встречаются также нормы, требующие уточнения.

В части 2 статьи 1 областного закона N 113-оз определены условия предоставления организациям режима государственной поддержки инвестиционной деятельности.

В частности, пункт 6 указанной части содержит термин "финансовая отчетность", при этом согласно статье 1 Федерального закона от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" на основе документированной систематизированной информации об объектах составляется бухгалтерская (финансовая) отчетность.

В пункте 8 части 2 статьи 1 областного закона N 113-оз предусмотрена невозможность использования льготного налогообложения по инвестиционному проекту в соответствии с областным законом от 19 июля 2012 года N 65-оз "Об установлении пониженной ставки налога на прибыль организаций для отдельной категории налогоплательщиков - организаций, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории Ленинградской области", который утратил силу с 1 января 2015 года. Между тем в указанном областном законе в период его действия отсутствовало упоминание об инвестиционных проектах.

В пунктах 10 и 11 части 2 статьи 1 и части 1 статьи 7 областного закона N 113-оз упоминаются областные законы без указания реквизитов (даты подписания и регистрационного номера), что было вызвано пакетным принятием областных законов, одновременно устанавливающих новое правовое регулирование и вносящих соответствующие изменения в областной закон N 113-оз. Представляется более корректным уточнение реквизитов таких областных законов при внесении последующих изменений в областной закон N 113-оз.

Частью 6 статьи 1 областного закона N 113-оз к компетенции Правительства Ленинградской области отнесено установление порядка предоставления режима государственной поддержки инвестиционной деятельности и осуществления контроля за предоставлением мер государственной поддержки, в том числе предоставленным до 1 января 2014 года.

В рамках данного полномочия Правительством Ленинградской области принято постановление от 23 апреля 2018 года N 145 "Об утверждении Порядка предоставления режима государственной поддержки инвестиционной деятельности на территории Ленинградской области и признании утратившими силу полностью или частично отдельных постановлений Правительства Ленинградской области", которое частично не согласуется с текстом вышеуказанной нормы областного закона N 113-оз.

В частности, в указанном постановлении Правительства Ленинградской области фактически установлен порядок осуществления контроля за предоставлением режима государственной поддержки инвестиционной деятельности, что не соответствует части 6 статьи 1 областного закона N 113-оз, согласно которой к компетенции Правительства Ленинградской области отнесено установление порядка осуществления контроля за предоставлением мер государственной поддержки, в том числе предоставленным до 1 января 2014 года.

Такая несогласованность между текстом части 6 статьи 1 областного закона N 113-оз и подзаконным актом, принятым в рамках названной нормы областного законодательства, допускает возможность их неоднозначного толкования и применения. Установление единообразного наименования порядка возможно путем его уточнения либо в областном законе N 113-оз, либо в указанном постановлении Правительства Ленинградской области.

Статья 2 областного закона N 113-оз содержит положения о заключении договора о предоставлении режима государственной поддержки инвестиционной деятельности. При этом в части 4 статьи 2 в качестве основания для отказа в заключении такого договора упоминается о несоответствии организаций или вложений критериям, установленным статьями 1 и 4 областного закона N 113-оз. Однако в указанных отсылочных нормах отсутствуют критерии, а предусмотрены соответствующие условия и требования.

Часть 6 статьи 2 областного закона N 113-оз также не согласуется с положениями части 3 статьи 1 областного закона N 113-оз, поскольку в части 6 статьи 2 указаны организации, осуществившие вложения, а в части 3 статьи 1 - организации, осуществившие вложения с последующей передачей в аренду созданных (приобретенных, реконструированных) основных средств.

Также имеется несогласованность между частью 1 статьи 3 областного закона N 113-оз и частью 1 статьи 1 областного закона N 64-оз по содержанию перечня видов экономической деятельности, в случае осуществления которой в отношении организаций - участников консолидированной группы налогоплательщиков применяется пониженная ставка налога на прибыль организаций в размере 14,0 процента в части, зачисляемой в областной бюджет. В части 1 статьи 3 областного закона N 113-оз применена ссылка на областной закон N 64-оз, в частности, в части 1 статьи 3 областного закона N 113-оз предусмотрено, что для организаций - участников консолидированной группы налогоплательщиков, осуществляющих деятельность по коду ОКВЭД 19.2 "Производство нефтепродуктов", в рамках режима государственной поддержки инвестиционной деятельности устанавливается налоговая ставка налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в областной бюджет в размере, установленном областным законом N 64-оз, то есть в размере 14,0 процента. В свою очередь, в части 1 статьи 1 областного закона N 64-оз данная пониженная налоговая ставка установлена для организаций - участников консолидированной группы налогоплательщиков, осуществляющих добычу, переработку нефти и газа, производство нефтепродуктов и их реализацию, транспортировку нефти, нефтепродуктов и газа.

Отсутствие в части 1 статьи 1 областного закона N 64-оз конкретного перечня кодов ОКВЭД затрудняет возможность соотнесения положений указанных областных законов.

При этом областной закон N 113-оз не дублирует иные нормативные правовые акты, а также не содержит правовых пробелов и коррупциогенных факторов.

С учетом изложенного областной закон N 113-оз требует законодательного совершенствования.

1.5. Результаты проведения мониторинга правоприменения областного закона N 113-оз


По результатам проведенного мониторинга правоприменения областного закона N 113-оз установлено следующее.

Областной закон N 113-оз принят в пределах полномочий, предоставленных федеральным законодательством, не дублирует иные нормативные правовые акты, не содержит норм, допускающих возможность неоднозначного толкования и применения, правовых пробелов и коррупциогенных факторов.

В ходе проведения мониторинга правоприменения областного закона N 113-оз выявлена необходимость его уточнения с учетом положений федерального законодательства, а также приведения принятых в целях его реализации подзаконных актов.

Областной закон N 113-оз не оспаривался в судебном порядке.

Практика применения областного закона N 113-оз является единообразной, факты искажения смысла его положений при применении не выявлены.

Действие областного закона N 113-оз является эффективным.

В целях улучшения механизма правового регулирования областной закон N 113-оз требует законодательного совершенствования.

2. Предложения о необходимости принятия, изменения или признания утратившими силу нормативных правовых актов Российской Федерации и Ленинградской области, о мерах по повышению эффективности правоприменения областного закона N 113-оз


В целях повышения эффективности правоприменения областного закона N 113-оз целесообразно:

1) внести в областной закон N 113-оз соответствующие изменения с учетом замечаний, изложенных в подпункте 1.4 пункта 1 настоящих результатов мониторинга;

2) устранить несогласованность между частью 6 статьи 1 областного закона N 113-оз и постановлением Правительства Ленинградской области от 23 апреля 2018 года N 145 "Об утверждении Порядка предоставления режима государственной поддержки инвестиционной деятельности на территории Ленинградской области и признании утратившими силу полностью или частично отдельных постановлений Правительства Ленинградской области" в части наименования порядка осуществления контроля за предоставлением режима государственной поддержки инвестиционной деятельности.


Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
рассылка

Ссылается на


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ