Дата составления (актуализации): 01.03.2022
Сравнительный анализ приказа Минтруда России от 28.01.2021 N 29н "Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры", совместного приказа Минтруда России и Минздрава России от 31.12.2020 N 988н/1420н "Об утверждении перечня вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры" с приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда"
Приказы N 29н и N
988н/1420н |
Приказ N 302н |
Комментарий |
I. Вредные и (или) опасные
производственные факторы | ||
I. Химические факторы |
1. Химические факторы |
В Приказе N 302н
химические факторы разграничены на три
группы. |
Условные обозначения: "А" - химические вещества, способные вызывать аллергические заболевания, "Ф" - аэрозоли преимущественно фиброгенного действия, "Р" - вещества, опасные для репродуктивного здоровья человека, "К" - канцерогенные вещества, биологические и физические факторы, "О" - вещества, опасные для развития острого отравления. |
Вещества, отмеченные в перечне знаком "А", являются аллергенами, знаком "К" - канцерогенами, знаком "Ф" - обладают фиброгенным эффектом, знаком "Р" - опасны для репродуктивного здоровья человека. |
Разработчики Приказов N 29н и N 988н/1420н ввели новое условное обозначение - "О": для веществ, опасных для развития острого отравления. Кроме того, из перечня химических факторов в качестве самостоятельных позиций изъято несколько классов химических веществ - аллергены, канцерогены, химические вещества, оказывающие вредное воздействие на репродуктивную функцию. |
1.1. Азота неорганические
соединения (в том числе азота оксиды, азота
диоксид). |
1.2.1. Азота
неорганические соединения (аммиак, азотная кислота и
прочие). |
Уточняются наименования и состав некоторых химических веществ как вредных и (или) опасных производственных факторов. Они приводятся в соответствие с химическими наименованиями веществ, принятыми в науке и технике. |
1.19. Металлы щелочные, щелочноземельные,
редкоземельные и их соединения, в том
числе: |
1.2. Вещества и соединения,
объединенные химической
структурой. |
Приказами N 29н и N 988н/1420н литий, кобальт, молибден, вольфрам, тантал, ниобий перегруппированы и классифицированы в качестве видов металлов щелочных, щелочноземельных, редкоземельных и их соединений. |
1.37. Углеводороды ароматические: |
1.2.48. Гидроксибензол (фенол) и его производные. |
Гидроксибензол (фенол)
перегруппирован в качестве
углеводородов ароматических. |
1.47. Пестициды, инсектициды,
гербициды, в том числе: <...> (16 видов). |
1.3.2. Пестициды, в том
числе: <...> (16 видов). |
Унифицированы
требования к объему осмотров при работах
с разными видами пестицидов
(инсектицидов, гербицидов). В отменяемом
приказе эти требования были
дифференцированы по видам химических
веществ (пестицидов), что было излишним,
перегружало и утяжеляло работу по
организации медосмотров. |
1.49. Синтетические полимерные
материалы: смолы, лаки, клеи, пластмассы,
пресспорошки, волокна, в том числе: <...>
(14 видов). |
1.3.4. Синтетические
полимерные материалы: смолы, лаки, клеи,
пластмассы, пресспорошки, волокна, в том
числе: <...> (14 видов). |
Унифицированы
требования к объему осмотров при работах
с разными видами синтетических
полимерных материалов. В отменяемом
приказе эти требования были
дифференцированы по видам таких
материалов, что было излишним,
перегружало и утяжеляло работу по
организации медосмотров. |
1.49. Синтетические полимерные
материалы: смолы, лаки, клеи, пластмассы,
пресспорошки, волокна, в том числе: - |
1.3.4. Синтетические
полимерные материалы: смолы, лаки, клеи,
пластмассы, пресспорошки, волокна, в том
числе: |
Разработчики Приказов N 29н и N 988н/1420н не включили в новый документ две разновидности синтетических полимерных материалов - аминопласты (карбопласты) и полиамиды прямо не поименованы в пункте 1.49 Приложения к Порядку N 29н, в пункте 1.49 Перечня N 988н/1420н. |
1.50. Технические смеси углеводородов: нефти, бензины, коксы, керосины, уайт-спирит, мазуты, битумы, асфальты, каменноугольные и нефтяные смолы, пекик, возгоны каменноугольных смол и пеков, масла минеральные, (кроме высокоочищенных белых медицинских, пищевых, косметических и белых технических масел), сланцевые смолы и масла, скипидар, бисхлорметиловый и хлорметиловый (технические) эфиры: хлорметоксиметан, газы шинного производства, вулканизационные. |
1.2.45. Углеводороды
алифатические предельные, непредельные,
циклические, в том числе: |
Скипидар перегруппирован из состава углеводородов в вид технических смесей углеводородов. |
1.53. Ядохимикаты, в том
числе: |
- |
В отдельную группу химических веществ (факторов) вынесены ядохимикаты. |
Периодичность осмотров - 1 раз в год при работе, связанной с воздействием: неорганических соединений азота, формальдегида, алюминия, бериллия, хлора, брома, йода, фтора, фосгена, кадмия, кетонов, органических кислот, меди, кобальта, молибдена, вольфрама, тантала, ниобия, ртути, платиновых металлов, свинца, селена, соединений серы, сероводорода, сероуглерода, спиртов, титана, углеводородов, цианистых соединений, цинка, сложных эфиров кислот, агрохимикатов, фармакологических средств (для средств всех подгрупп). |
Периодичность осмотров - 1 раз в 2 года при работе, связанной с воздействием: неорганических соединений азота, формальдегида, алюминия, бериллия, хлора, брома, йода, фтора, фосгена, кадмия, кетонов, органических кислот, меди, кобальта, молибдена, вольфрама, тантала, ниобия, ртути, платиновых металлов, свинца, селена, соединений серы, сероводорода, сероуглерода, спиртов (кроме метанола), титана, углеводородов, цианистых соединений, цинка, сложных эфиров кислот, агрохимикатов, фармакологических средств (кроме противоопухолевых препаратов, наркотиков, психотропных препаратов, производства гормонов). |
Для подавляющей части
работ, связанных с воздействием ряда
химических факторов, установлена новая
периодичность осмотров - более частая
(вместо 1 раза в 2 года - 1 раз в год).
Работодателю важно учесть это при
планировании медосмотров. |
Периодичность
осмотров - 1
раз в 2 года при работе, связанной с
воздействием: 1.50. Технические смеси
углеводородов. |
Периодичность
осмотров - 1
раз в год при работе, связанной с
воздействием: |
При работе с техническими смесями углеводородов - нефтью, бензином, керосином, уайт-спиритом, мазутом, битумом, асфальтом, скипидаром и некоторыми другими смесями медосмотры достаточно организовывать 1 раз в 2 года. Отменяемый приказ предусматривал более частую периодичность. |
2. Биологические факторы | ||
2.1. Грибы-продуценты,
белково-витаминные концентраты (БВК),
кормовые дрожжи, комбикорма. |
2.1. Грибы-продуценты,
белково-витаминные концентраты (БВК),
кормовые дрожжи, комбикорма. |
Изменена периодичность осмотров при работе с отдельными биологическими факторами с 1 раза в 2 года на раз в год; обязательным, а не рекомендуемым становится участие в осмотре врача-офтальмолога. |
2.4. Патогенные биологические
агенты (ПБА) - патогенные для человека
микроорганизмы - возбудители
инфекционных заболеваний (бактерии,
вирусы, хламидии, риккетсии, грибы,
гельминты, членистоногие), включая
генно-инженерно-модифицированные, яды
биологического происхождения (токсины),
а также любые объекты и материалы
(включая полевой, клинический,
секционный), подозрительные на
содержание перечисленных агентов: |
2.4. Инфицированный
материал и материал, зараженный или
подозрительный на заражение
микроорганизмами 3-4 групп патогенности (опасности)
или гельминтами. |
В новой версии перечня биологических факторов патогенные микроорганизмы четко разграничены по группам патогенности и видам (раньше структурирование было разрозненным). |
2.4.4. Биологические
токсины (микробного, растительного и
животного происхождения) |
2.6. Биологические
токсины (яды
животных, рыб, растений). |
Уточняется название
подгруппы биологических токсинов;
проводить медосмотры можно реже чем
раньше; |
3. Аэрозоли преимущественно фиброгенного действия и пыли | ||
III. Аэрозоли преимущественно фиброгенного действия (АПФД) и пыли. |
1. Химические факторы. |
В Приказе N 302н аэрозоли преимущественно фиброгенного действия отнесены к разновидностям (классам) химических веществ (факторов). Приказы N 29н и N 988н/1420н предусматривают 5 видов (групп) вредных или опасных факторов. Это - помимо четырех "традиционных" групп факторов - аэрозоли преимущественно фиброгенного действия (АПФД) и пыли. То есть АПФД выведены в отдельную группу вредных или опасных производственных факторов. |
3.1.8. Силикатсодержащие пыли, силикаты, алюмосиликаты, в том числе: 3.1.8.3. Тальк, талькопородные пыли |
1.1.4.3.
Силикатсодержащие пыли, силикаты,
алюмосиликаты, в том числе: - |
Тальк и талькопородные пыли поименованы среди факторов АПФД. Ранее такого специального указания не было. |
3.1.9. Углерода пыли, в
том числе: |
1.1.4.6. Углерода пыли, в
том числе: - |
Шлаки поименованы среди факторов АПФД. Ранее такого специального указания не было. |
3.2. Пыли железорудных и полиметаллических концентратов, металлургических агломератов. |
- |
Пыли железорудных и полиметаллических концентратов, металлургических агломератов поименованы среди факторов АПФД. Ранее такого специального указания не было. |
III. Аэрозоли преимущественно
фиброгенного действия (АПФД) и пыли. |
2. Биологические факторы. |
Пыль животного и растительного происхождения как вредный (опасный) фактор труда из раздела с биологическими факторами перенесена в группу факторов "Аэрозоли преимущественно фиброгенного действия (АПФД) и пыли". Отсюда название новой группы - "+ и пыли". |
4. Физические факторы | ||
4.1. Ионизирующие
излучения, радиоактивные вещества. |
3.1. Ионизирующие
излучения, радиоактивные вещества и
другие источники ионизирующих
излучений. |
Достигнуты цели
унификации, устранения избыточных
требований. |
4.2. Неионизирующие излучения, в
том числе: |
3.2. Неионизирующие
излучения, в том числе: |
В отменяемом Приказе N 302н ультрафиолетовое излучение определено как самостоятельный физический фактор. Приказы N 29н и N 988н/1420н устраняют терминологические неточности, относя ультрафиолет к видам неионизирующего излучения оптического диапазона. |
4.2.5. Электромагнитное поле широкополосного спектра частот (5 Гц - 2 кГц, 2кГц - 400 кГц). |
3.2.2.4. электромагнитное поле широкополосного спектра частот (5 Гц - 2 кГц, 2 кГц - 400 кГц) (при превышении предельно допустимого уровня). |
Крайне важное
изменение - в новом перечне в отношении
электромагнитного поля широкополосного
спектра частот (5 Гц - 2 кГц, 2 кГц - 400 кГц)
отсутствует оговорка о том, что его нужно
учитывать только при превышении ПДУ. А,
значит, нет никаких критериев, по которым
было бы ясно, что медосмотр нужен не всем
офисным работникам (а только работающим
за компьютерами более 50% времени), а при
допустимой напряженности поля медосмотр
тем, кто трудится за компьютером,
например, не понадобится. |
4.3.2. Общая вибрация (транспортная,
транспортно-технологическая,
технологическая). |
3.4.2. Общая вибрация. |
Уточняются наименования и некоторых физических факторов. Они приводятся в соответствие с действующим законодательством. Исключены излишние формулировки. |
4.8. Параметры нагревающего микроклимата (температура, индекс тепловой нагрузки среды, влажность, тепловое излучение) |
3.9. Повышенная температура
воздуха в производственных
помещениях и на открытой территории (при
отнесении условий труда по данному
фактору по результатам аттестации
рабочих мест по условиям труда к вредным
условиям). |
Скорректировано наименование физического фактора. Тепловое излучение из самостоятельного физического фактора переведено в показатели нагревающего микроклимата. |
4.5. Ультразвук
воздушный, ультразвук контактный. |
3.6. Ультразвук
контактный, воздушный |
Периодичность осмотров при работе с ультра- и инфразвуком стала более частой (вместо 1 раза в 2 года - 1 раз в год). Работодателю важно учесть это при планировании медосмотров. Зато достаточно дополнительно (к постоянной комиссии) пройти только врача-оториноларинголога. Участие невролога по-прежнему требуется - при этом он включен в состав врачей, участие которых в медосмотрах является обязательным для всех категорий обследуемых. |
5. Факторы трудового процесса | ||
5.1. Тяжесть трудового
процесса: |
4.1. Физические перегрузки (физическая динамическая нагрузка, масса поднимаемого и перемещаемого груза вручную, стереотипные рабочие движения, статическая нагрузка, рабочая поза, наклоны корпуса, перемещение в пространстве) (при отнесении условий труда по данным факторам по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда к подклассу вредности 3.1 и выше). |
1. Уточненное название
фактора наиболее полным образом
раскрывает его содержание - теперь
работодателям будет легче определить
обязательность медосмотра, опираясь на
подробные характеристики фактора. |
5.2. Напряженность трудового
процесса (сенсорные нагрузки), в том
числе: |
4.4. Сенсорные нагрузки,
в том числе: - |
Приказы N 29н и N 988н/1420н определяют новый фактор трудового процесса (сенсорные нагрузки). Теперь не только нагрузка на зрительный аппарат, но и на голос будет учитываться при принятии решений об отнесении условий труда к вредным (опасным) и о прохождении осмотров. Поэтому, например, операторов на телефоне (колл-центров) может понадобиться направить на медосмотр. |
II. Выполняемые работы | ||
6. Работы на высоте: |
1. Работы на высоте, верхолазные
работы, а также работы по
обслуживанию подъемных сооружений,
включая: |
1. Исключено понятие
"верхолазные работы". |
9. Работы, связанные с техническим обслуживанием электроустановок напряжением 50 В и выше переменного тока и 75 В и выше постоянного тока, проведением в них оперативных переключений, выполнением строительных, монтажных, наладочных, ремонтных работ, испытанием и измерением. |
2. Работы по обслуживанию и ремонту действующих электроустановок с напряжением 42 В и выше переменного тока, 110 В и выше постоянного тока, а также монтажные, наладочные работы, испытания и измерения в этих электроустановках. |
Наименование работ приведено в соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности низковольтного оборудования" (ТР ТС 004/2011) (утвержден решением Комиссии Таможенного союза от 16.08.2011 N 768). |
11. Работы в особых географических регионах с местами проведения работ, транспортная доступность которых от медицинских учреждений, оказывающих специализированную медицинскую помощь в экстренной форме, превышает 60 минут. |
4. Работы в особых географических регионах со значительным удалением мест проведения работ от медицинских учреждений, оказывающих специализированную медицинскую помощь. |
Оценочное понятие "значительное удаление" заменено на конкретный числовой показатель времени: проводить осмотры нужно, если место работы удалено от учреждений, оказывающих специализированную медпомощь в экстренной форме, более чем на 60 минут по показателю транспортной доступности. Дело в том, что в силу пункта 2 Требований к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения исходя из потребностей населения, утв. приказом Минздрава России от 27.02.2016 N 132н, медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь в экстренной форме (за исключением станций скорой медицинской помощи, отделений скорой медицинской помощи поликлиник (больниц, больниц скорой медицинской помощи), размещаются с учетом транспортной доступности, не превышающей 60 минут. Раньше такого критерия не было. |
12. Работы,
непосредственно связанные с
обслуживанием оборудования, работающего под
избыточным давлением более 0,07 МПа и
подлежащего учету в органах Ростехнадзора: |
5. Работы, непосредственно связанные с обслуживанием сосудов, находящихся под давлением. |
Формулировка наименования вида работ приведена в соответствие с Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности "Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением", утв. приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 N 536. |
18. Управление
наземными транспортными средствами. |
27. Управление
наземными транспортными средствами. |
Для водителей
наземных ТС достаточно осмотра
офтальмологом и оториноларингологом.
Излишние требования изъяты. |
19. Водолазные работы: |
3. Физические факторы. |
Раньше осмотр
водолазов предполагался в связи с
воздействием физического фактора -
повышенного давления водной и газовой
сред. |
22. Работы, при выполнении которых разрешено ношение оружия и его применение (в случаях, когда требования о прохождении медицинских осмотров (освидетельствований), не установлены статьями 12 и 13 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии" и (или) профильным (специальным) законом). |
7. Работы в военизированной охране, службах спецсвязи, аппарате инкассации, банковских структурах, других ведомствах и службах, которым разрешено ношение оружия и его применение. |
Не совсем удачная формулировка Приказа N 302н о "ведомствах и службах, которым разрешено ношение оружия и его применение" заменена. |
23. Работы, где имеется контакт с пищевыми продуктами в процессе их производства, хранения, транспортировки и реализации (в организациях пищевых и перерабатывающих отраслей промышленности, сельского хозяйства, пунктах, базах, складах хранения и реализации, в транспортных организациях, организациях торговли, общественного питания, на пищеблоках всех учреждений и организаций). |
14. Работы в организациях пищевой
промышленности, молочных и раздаточных
пунктах, на базах и складах
продовольственных товаров, где
имеется контакт с пищевыми продуктами в
процессе их производства, хранения,
реализации, в том числе работы по
санитарной обработке и ремонту
инвентаря, оборудования, а также работы,
где имеется контакт с пищевыми
продуктами при транспортировке их на
всех видах транспорта. |
В новом Приказе N 29н произошло объединение работ, указанных в Приказе N 302н под пунктами 14 и 15 - работ в организациях общепита, торговли и работ в организациях пищевой промышленности. По-прежнему медосмотры следует проводить в отношении работников, контактирующих с пищевыми продуктами в процессе их производства, хранения, транспортировки и реализации. Это означает, что абсолютно всех сотрудников указанных отраслей поголовно направлять на медосмотры не нужно. |
24. Работы на водопроводных сооружениях, имеющие непосредственное отношение к подготовке воды, а также обслуживанию водопроводных сетей. |
25. Работы на водопроводных сооружениях, связанные с подготовкой воды и обслуживанием водопроводных сетей. |
Вероятно, новая скорректированная формулировка имеет целью устранить избыточное регулирование в данной области - проходить медосмотры должны только те сотрудники, которые по роду деятельности непосредственно осуществляют водоподготовку. |
25. Работы в организациях, деятельность которых связана с воспитанием и обучением детей. |
18. Работы в
образовательных организациях всех типов
и видов, а также детских организациях, не
осуществляющих образовательную
деятельность (спортивные секции,
творческие, досуговые детские
организации и т.п.). |
Лаконичное описание в новом приказе данных работ по принципу "что за работа, с чем она связана" выигрывает в сравнении с попыткой описать работы по принципу "где выполняется работа". Не имеет смысла перечислять все возможные типы и виды организаций и учреждений, работающих с детьми, если первостепенное юридическое значение для целей установления обязательности медосмотра имеет сам характер работы (осуществление воспитательно-образовательной деятельности). |
26. Работы в организациях, деятельность которых связана с коммунальным и бытовым обслуживанием населения. |
21. Работы в организациях бытового обслуживания (банщики, работники душевых, парикмахерских). |
Узкая формулировка Приказа N 302н заменена на значительно более широкую: при выполнении работ в организациях, деятельность которых связана с коммунальным и бытовым обслуживанием населения, медосмотры становятся обязательными. Для понимания того, какие организации (по характеру выполняемых работ) подпадают под действие пункта 26 Приложения к Порядку N 29н, ориентироваться следует на распоряжение Правительства РФ от 24.11.2016 N 2496-р, ГОСТ Р 57137-2016 "Бытовое обслуживание населения. Термины и определения" и приказ Минпромторга России от 10.05.2016 N 1471. |
27. Работы в медицинских организациях. |
17. Работы медицинского персонала лечебно-профилактических учреждений, а также родильных домов (отделений), детских больниц (отделений), детских поликлиник, отделений патологии новорожденных, недоношенных. |
В новом Приказе N 29н не уточняется, что медосмотр обязателен только для медицинского персонала, следовательно, он станет необходимым и для других работников медицинской организации - административно-управленческого, технического и вспомогательного персонала. |
- |
26. Работы, связанные с переработкой молока и изготовлением молочных продуктов. |
Такой обособленной группы работ в новом приказе не выделено - данный вид работ вполне охватывается работами, где осуществляется контакт с пищевыми продуктами, в организациях пищевой промышленности (пункт 23 Приложения к Порядку N 29н). |
III. Порядок проведения медосмотров | ||
4. Предварительные и периодические осмотры проводятся медицинскими организациями любой организационно-правовой формы, имеющие право на проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (далее - медицинские организации). |
4. Предварительные и периодические осмотры проводятся медицинскими организациями любой формы собственности, имеющими право на проведение предварительных и периодических осмотров, а также на экспертизу профессиональной пригодности в соответствии с действующими нормативными правовыми актами (далее - медицинские организации). |
Новый порядок не требует от медицинской организации, проводящей обязательные медосмотры, наличия права на экспертизу профессиональной пригодности (лицензии с указанием данного вида работ). |
4. Периодический осмотр работников может проводиться мобильными медицинскими бригадами врачей-специалистов медицинской организации. Работники перед проведением периодических осмотров мобильными медицинскими бригадами врачей-специалистов проходят в медицинских организациях диагностические исследования. |
- |
Теперь периодические медицинские осмотры смогут проводиться выездными мобильными медицинскими бригадами из врачей-специалистов медицинской организацией. Для этого работникам, правда, все равно придется предварительно пройти диагностические исследования по месту медицинской организации. Тем не менее привлечение мобильных бригад должно позволить сократить издержки работодателя, однако не исключено, что стоимость проведения выездных осмотров может быть выше чем обычных. |
7. При проведении предварительного или периодического осмотра работника (лица, поступающего на работу) учитываются результаты ранее проведенных (не позднее одного года) предварительного или периодического осмотра, диспансеризации, иных медицинских осмотров, подтвержденных медицинскими документами, в том числе полученных путем электронного обмена между медицинскими организациями, за исключением случаев выявления у него симптомов и синдромов заболеваний, свидетельствующих о наличии медицинских показаний для повторного проведения исследований либо иных медицинских мероприятий в рамках предварительного или периодического осмотра. |
6.1. При проведении
предварительного или периодического
осмотра могут учитываться результаты
ранее проведенных (не позднее одного
года) предварительного или
периодического осмотра,
диспансеризации, иных медицинских
осмотров, подтвержденные медицинскими
документами работника, за исключением
случаев выявления у него симптомов и
синдромов заболеваний,
свидетельствующих о наличии медицинских
показаний для повторного проведения
исследований и иных медицинских
мероприятий в рамках предварительного
или периодического осмотров,
диспансеризации, иных медицинских
осмотров. |
По смыслу пункта 6.1
Порядка N 302н получается, что результаты
предыдущих недавних осмотров учитывать
необязательно ("могут учитываться").
По новому порядку результаты осмотров,
которые работник прошел не более одного
года назад, должны учесть
("учитываются"), если нет показаний
для повторных исследований или
мероприятий. |
7.1. В случае выявления у гражданина, являющегося владельцем оружия, при проведении медицинских осмотров или медицинских освидетельствований либо при оказании ему медицинской помощи заболеваний, при наличии которых противопоказано владение оружием, медицинская организация уведомляет об этом владельца оружия и оформляет сообщение о наличии оснований для внеочередного медицинского освидетельствования и об аннулировании действующего медицинского заключения об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием (при его наличии). Указанное сообщение формируется в форме электронного документа, подписанного с использованием усиленной квалифицированной цифровой подписи медицинским работником и медицинской организацией, размещается в федеральном реестре документов, содержащем сведения о результатах медицинского освидетельствования, который ведется в единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения, и передается в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота. |
- |
Определен порядок действий медицинской организации в связи с выявлением у граждан, являющихся владельцами оружия, заболеваний, при наличии которых владение оружием противопоказано. |
9. Направление
заполняется на основании утвержденного
работодателем списка лиц, поступающих на работу,
подлежащих предварительным осмотрам
(список лиц). В направлении указываются: |
8. Направление
заполняется на основании утвержденного
работодателем списка контингентов и в нем
указывается: |
1. Список контингентов заменили
списком лиц,
поступающих на работу, подлежащих
медосмотру. |
9. Работодатель (его представитель) обязан организовать учет выданных направлений, в том числе в электронном виде. |
8. Работодатель (его представитель) обязан организовать учет выданных направлений. |
Работодателю необходимо будет вести учет выданных направлений в бумажном и электронном виде (если направление было сформировано в электронном виде). |
11. Для прохождения
предварительного осмотра лицо,
поступающее на работу, представляет в
медицинскую организацию, в которой
проводится предварительный осмотр,
следующие документы: |
9. Для прохождения
предварительного осмотра лицо,
поступающее на работу, представляет в
медицинскую организацию, в которой
проводится предварительный осмотр,
следующие документы: -
|
Теперь обследуемый при обращении медицинскую организацию для прохождения предварительного медосмотра должен дополнить пакет документов полисом ОМС (ДМС). |
12. При проведении предварительных осмотров
обследуемые лица, поступающие на работу,
проходят (за исключением осмотров и
исследований, результаты которых учтены
в соответствии с пунктом 7 настоящего
Порядка): |
<3> Участие
врача-терапевта, врача-психиатра и
врача-нарколога при прохождении
предварительного и периодического
медицинского осмотра является
обязательным для всех категорий
обследуемых. |
Скорректирован состав врачей, участие которых в медосмотрах является обязательным для всех категорий обследуемых: список из трех врачей-специалистов (терапевт, психиатр, нарколог) дополнен неврологом. |
12.4. При проведении
предварительного осмотра лиц,
контактирующих с веществами,
отмеченными в приложении к настоящему
Порядку знаками "А", "К",
"Ф", "Р" к обязательному объему
обследования дополнительно
привлекаются необходимые для проведения
осмотра врачи-специалисты: для "А",
"К" - врач-дерматовенеролог, врач-оториноларинголог;
для "Р" - врач-хирург. |
<1> При проведении предварительных и периодических медицинских осмотров лиц, контактирующих с веществами, отмеченными знаками "А", "К", "Р", к обязательному объему обследования дополнительно привлекаются необходимые для проведения осмотра врачи-специалисты, осуществляются дополнительные лабораторные и функциональные исследования и учитываются дополнительные медицинские противопоказания, указанные для соответствующего класса веществ (п.1.1.1, 1.1.2, 1.1.3). |
В тексте нового перечня факторов позиции, ранее обозначаемые в п.п.1.1.1, 1.1.2, 1.1.3 (аллергены, канцерогены, химические вещества, оказывающие вредное воздействие на репродуктивную функцию), изъяты (из таблицы). Поэтому дополнительный объем осмотров и исследований обозначен в тексте самого Порядка N 29н. |
12.4. Работодатель
вправе организовать лицам, поступающим
на работу, прохождение диспансеризации (первого
этапа) и (или) ежегодного
профилактического медицинского осмотра
взрослого населения с целью
предоставления результатов врачебной
комиссии, необходимых при подготовке
заключения по итогам предварительного
осмотра. |
- |
Врачебной комиссии
для целей предварительного медосмотра
можно будет предоставить результаты
диспансеризации (первого этапа) и
ежегодного профосмотра взрослого
населения, которые оплачиваются за счет
ОМС. Это нововведение поможет сэкономить
собственные средства работодателей. |
17. Заключение составляется в трех экземплярах, один экземпляр которого не позднее 5 рабочих дней выдается лицу, поступающему на работу, второй экземпляр Заключения приобщается к медицинской карте, оформляемой в медицинской организации, в которой проводился предварительный осмотр, третий - направляется работодателю. |
14. Заключение составляется в четырех экземплярах и не позднее 5 рабочих дней выдается: лицу, поступающему на работу, второй - приобщается к медицинской карте, оформляемой в медицинской организации, в которой проводился предварительный осмотр, третий - направляется работодателю, четвертый - в медицинскую организацию, к которой лицо, поступающее на работу, прикреплено для медицинского обслуживания. |
По новому порядку
заключение о прохождении работником
предварительного осмотра медицинской
организацией оформляется в 3-х
экземплярах. Заключение по медосмотру
согласно Порядка N 302н оформлялось в 4-х
экземплярах. С апреля отправлять
экземпляр заключения в медицинскую
организацию, к которой лицо, поступающее
на работу, прикреплено для медицинского
обслуживания будет не нужно. |
19. Внеочередные медицинские осмотры (обследования) проводятся на основании выданного работодателем направления на внеочередной медицинский осмотр при наличии медицинских рекомендаций по итогам медицинских осмотров и/или после нетрудоспособности работника. |
18. Внеочередные медицинские осмотры (обследования) проводятся на основании медицинских рекомендаций, указанных в заключительном акте, оформленном в соответствии с пунктом 43 настоящего Порядка. |
1. Обозначена
обязанность оформления работодателем
направления в случае необходимости
проведения внеочередного осмотра. |
22. Список работников организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей, которые проходят медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний, разработанный и утвержденный работодателем, не позднее 10 рабочих дней направляется в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, по фактическому месту нахождения работодателя. |
21. Список контингента, разработанный и утвержденный работодателем, в 10-дневный срок направляется в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора по фактическому месту нахождения работодателя. |
Законодательство
различает прохождение обязательных
медосмотров: |
23. В поименных списках
указываются: |
22. Поименные списки
составляются на основании утвержденного
списка контингента работников,
подлежащих прохождению
предварительного и периодического
медицинского осмотра, в котором
указываются: - |
В поименных списках работников, подлежащих периодическим осмотрам, теперь потребуется помимо иных сведений указывать профессию (должность) каждого работника и стаж работы в ней. |
24. Поименные списки составляются и утверждаются работодателем (его уполномоченным представителем) и не позднее чем за 2 месяца до согласованной с медицинской организацией датой начала проведения периодического осмотра направляются работодателем в указанную медицинскую организацию, если иной срок не установлен договором между работником и работодателем. |
23. Поименные списки составляются и утверждаются работодателем (его уполномоченным представителем) и не позднее чем за 2 месяца до согласованной с медицинской организацией датой начала проведения периодического осмотра направляются работодателем в указанную медицинскую организацию. |
Новый порядок предоставляет возможность регулировать срок согласования поименных списков с медицинской организацией договором. Правда, формулировка "если иной срок не установлен договором между работником и работодателем" вызывает больше вопросов, чем ответов. Полагаем, разработчики ошиблись и имелся в виду договор между работодателем и медицинской организацией, иначе весь смысл нормы искажается. Следует дождаться официальных разъяснений или внесения корректировок в Порядок N 29н. |
- |
33. Данные о прохождении медицинских осмотров подлежат внесению в личные медицинские книжки и учету медицинскими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. |
Из Порядка N 29н исключено положение о личных медкнижках. Оно было спорным и вызывало ряд вопросов относительно необходимости ведения и занесения в медицинские книжки данных о медосмотрах лиц, не относящихся к декретированному контингенту. По смыслу статьи 34 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и приказа Роспотребнадзора от 20.05.2005 N 402 внесению в личные медицинские книжки подлежат данные о прохождении медицинских осмотров декретированным контингентом (работниками, проходящими осмотры в силу части 2 статьи 220 Трудового кодекса РФ). Поэтому оставлять требование пункта 33 Порядка N 302н в качестве общего требования для всех категорий работников было бы необоснованным. |
45. В заключительном
акте указывается: |
43. В заключительном
акте указывается: |
В заключительном акте по итогам проведения периодических осмотров стало не нужно разграничивать работников с временными и постоянными противопоказаниями к работе. Сам Перечень медицинских противопоказаний, утв. Приказом N 29н, такого деления также не предусматривает. |
Вывод:
Минтруд России и Минздрав России
совместным приказом утвердили новый
перечень вредных и (или) опасных
производственных факторов и работ, при
выполнении которых проводятся
обязательные предварительные
медицинские осмотры при поступлении на
работу и периодические медицинские
осмотры (Приказ от 31.12.2020 N 988н/N 1420н). Он
вступил в силу 1 апреля 2021 года и будет
действовать шесть лет - до 1 апреля 2027
года. Именно данным Приказом признан
утратившим силу аналогичный Приказ
Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N
302н.
Перечень, утвержденный Приказом N
988н/N 1420н, содержит только список факторов
и работ и не определяет периодичность
осмотров, состав участвующих
врачей-специалистов и т.п. Это делает
другой нормативный правовой акт. Так,
одновременно с Приказом N 988н/N 1420н
вступает в силу и новый порядок
проведения медицинских осмотров - его
утвердил Минздрав России отдельным
Приказом от 28.01.2021 N 29н: Приказ 302н
содержал и списки факторов, и перечень
работ, и порядок медосмотров "в одном
лице", а Приказ N 29н фактически
дублирует списки вредных факторов и
работ из Приказа N 988н/N 1420н, но уже с
указанием (включением): работ, при
выполнении которых медицинские осмотры
работников проводятся в целях
предупреждения развития инфекционных
заболеваний (работники отдельных
отраслей); врачей, которых надо посетить;
периодичности и видов исследований.
Новые
перечни факторов и видов работ
претерпели значительные изменения.
Прежде всего, наименования факторов и
работ приведены в соответствие с
действующим законодательством. В
отношении физического фактора
воздействия электромагнитного поля
широкополосного спектра частот (5 Гц - 2
кГц, 2 кГц - 400 кГц) убрали ремарку о том,
что медосмотр нужно проводить только при
превышении предельно допустимого уровня
воздействия. По смыслу этого изменения
на медосмотр нужно направлять всех
офисных работников, на которых при
работе на компьютере действует
соответствующий спектр частот ЭМП.
Значение для медосмотра теперь имеет
лишь само по себе наличие упомянутого
спектра (независимо ни от интенсивности,
ни от продолжительности работы за
компьютером). Аэрозоли преимущественно
фиброгенного действия и пыли выделены
(из состава химических и биологических
факторов) в отдельную группу вредных
факторов.
В
перечне работ уточнены требования к
работам на высоте, лифтеров, крановщиков,
по обслуживанию электроустановок,
работам по обслуживанию оборудования,
работающего под избыточным давлением,
водолазным работам и др. Более удачные и
уточненные формулировки дают
возможность работодателям точно
определять вид работ, при выполнении
которых необходимо проводить
медицинские осмотры.
Сам
порядок проведения предварительных и
периодических медосмотров существенно
не изменился: новый порядок в
большинстве своем отображает нормы,
ранее содержащиеся в Приказе 302н. Однако
есть некоторые важные нововведения: для
периодических медосмотров разрешили
использовать мобильные врачебные
бригады, но диагностические
обследования работник должен будет
пройти предварительно в медицинской
организации; направлять список
работников в Роспотребнадзор нужно
теперь не всем работодателям, а только
организациям отдельных отраслей;
работодателям разрешили организовать
первый этап диспансеризации или
профилактического медосмотра для учета
этих результатов врачебной комиссией
при подготовке медицинского заключения
за счет средств ОМС (а не работодателя), и
др.
Новый
Приказ N 29н содержит также Перечень
медицинских противопоказаний к работам
с вредными и (или) опасными
производственными факторами, а также
работам, при выполнении которых
проводятся обязательные
предварительные и периодические
медицинские осмотры, с указанием кода
заболеваний по Международной
классификации болезней 10-го
пересмотра.
Материал подготовлен
экспертом
по гражданскому,
медицинскому
и трудовому праву
Лисицкой О.С.
Ссылается на
- Об оружии (с изменениями на 8 августа 2024 года)
- О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (с изменениями на 8 августа 2024 года) (редакция, действующая с 19 августа 2024 года)
- Трудовой кодекс Российской Федерации (с изменениями на 8 августа 2024 года)
- Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (с изменениями на 18 мая 2020 года) (редакция, действующая с 1 июля 2020 года) (утратил силу с 01.04.2021 на основании совместного приказа Минтруда России и Минздрава России от 31.12.2020 N 988н/1420н)
- О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности низковольтного оборудования" (с изменениями на 11 мая 2023 года)
- ТР ТС 004/2011 Технический регламент Таможенного союза "О безопасности низковольтного оборудования" (с изменениями на 10 июня 2022 года)