Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь

ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 11 ноября 2020 года N 21/1-09-2020

О состоянии законности в сфере организации отдыха и оздоровления детей


В Генеральной прокуратуре Российской Федерации проанализированы состояние законности и практика прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере соблюдения прав детей при организации их летнего отдыха и оздоровления в 2020 году.

Установлено, что в ряде субъектов Российской Федерации органами государственной власти и местного самоуправления не приняты должные меры по организации досуга и отдыха несовершеннолетних. К участию в проводимых мероприятиях не привлекались подростки, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Подобные нарушения устранены в результате принятых мер прокурорского реагирования в Удмуртской Республике, Приморском, Хабаровском краях, Курганской, Курской областях и других регионах.

Органами региональной власти в большинстве случаев не актуализировалось содержание реестра организаций отдыха детей и их оздоровления, что повлекло продажу путевок в лагеря, не соответствующие санитарным требованиям либо перепрофилированные в организации иного типа (обсерваторы и пр.).

В Пермском крае по этим причинам в оздоровительные организации не были допущены почти 400 подростков, во исполнение внесенного прокурором представления их заезд перенесен на другие сроки. По результатам рассмотрения актов прокурорского реагирования в Приморском крае из регионального реестра исключены сведения о 80 организациях, которые не имели документов, подтверждающих безопасность оказания услуг, в Ростовской области - о 120 организациях.

В Краснодарском, Красноярском краях, Амурской, Волгоградской, Иркутской, Калининградской, Калужской, Кировской, Свердловской областях детский отдых незаконно организовывался в нарушение эпидемиологического режима, в не предназначенных для этого местах, а также под видом походов, тренировочных и обучающих мероприятий. Прокурорами пресечена деятельность 69 несанкционированных объектов, дети возвращены домой либо размещены в легитимных организациях.

Наибольшее количество нарушений установлено прокурорами в организациях детского отдыха.

Повсеместно основанием для прокурорского вмешательства послужили факты несоблюдения санитарно-эпидемиологических требований, в том числе установленных в целях предотвращения распространения коронавирусной инфекции. В Республике Бурятия, Брянской, Вологодской, Ленинградской, Омской, Тюменской областях прокурорами пресечены нарушения, допущенные при организации питания детей и содержании помещений.

Проверки показали, что здания, где размещались дети, не укомплектованы противопожарным инвентарем, пожарная сигнализация и системы оповещения в них нередко находились в неисправном состоянии (Республика Саха [Якутия], Забайкальский, Ставропольский края, Воронежская, Орловская области и др.).

Во многих регионах объекты детского отдыха не соответствовали требованиям антитеррористической защищенности, не обеспечивались надлежащей охраной. Во исполнение актов прокурорского реагирования завершены процедуры категорирования и паспортизации таких объектов, обеспечен надлежащий пропускной режим, периметральное ограждение. В Сахалинской области по постановлению прокурора в отношении руководителя охранного агентства возбуждено и расследуется уголовное дело по части 1 статьи 327 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) за подделку приложения к лицензии на право охраны объектов с массовым пребыванием детей.

Негативное влияние на состояние законности в данной сфере оказывают кадровый дефицит квалифицированных педагогических работников, а также факты допуска к работе с детьми лиц, не имеющих необходимого образования, не прошедших обязательные медицинские осмотры и вакцинацию либо судимых (республики Башкортостан, Татарстан, Курская, Сахалинская, Смоленская, Ярославская области и др.).

Так, в Республике Крым по постановлению прокурора возбуждено уголовное дело по части 1 статьи 238 УК РФ в отношении руководителя детского лагеря, допустившего без оформления трудового договора к выполнению обязанностей вожатого лицо, не имеющее педагогического образования, которым в последующем совершены насильственные действия сексуального характера в отношении воспитанницы лагеря (привлечен к уголовной ответственности по пункту "б" части 4 статьи 132 УК РФ).

В Краснодарском и Пермском краях во исполнение представлений прокуроров расторгнуты трудовые договоры с сотрудниками ввиду наличия ограничений на занятие трудовой деятельностью в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления (привлекались к уголовной ответственности за преступления против жизни и здоровья, половой неприкосновенности). Руководители детских организаций по инициативе прокуроров подвергнуты административной ответственности по части 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Всего в ходе проверки выявлено свыше 9 тыс. нарушений закона, с целью их устранения внесено более 5,5 тыс. актов реагирования. По инициативе прокуроров 1,5 тыс. лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, 600 - к административной, возбуждены и расследуются семь уголовных дел.

Анализ результатов надзорных мероприятий свидетельствует о необходимости конкретизации установленных Федеральным законом от 24.07.1998 N 124-ФЗ (в редакции от 31.07.2020) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" полномочий органов государственной власти по осуществлению контроля в сфере организации отдыха и оздоровления детей (статья 12.1). Представляется целесообразным также разработать и утвердить на федеральном уровне положение о межведомственной комиссии по вопросам организации отдыха и оздоровления детей в субъекте Российской Федерации (статья 12.5).

В связи с изложенным прошу в целях единообразного применения в регионах требований федерального законодательства рассмотреть вопрос о подготовке соответствующих нормативных правовых актов Министерством просвещения Российской Федерации.

С уважением,
первый заместитель
Генерального прокурора
Российской Федерации
А.Э.Буксман



Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
Администратор образования,
N 4, февраль 2021


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ