ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 11 ноября 2020 года N 21/1-09-2020
О состоянии законности в сфере организации отдыха и оздоровления детей
В
Генеральной прокуратуре Российской
Федерации проанализированы состояние
законности и практика прокурорского
надзора за исполнением законодательства
в сфере соблюдения прав детей при
организации их летнего отдыха и
оздоровления в 2020 году.
Установлено, что в ряде субъектов
Российской Федерации органами
государственной власти и местного
самоуправления не приняты должные меры
по организации досуга и отдыха
несовершеннолетних. К участию в
проводимых мероприятиях не привлекались
подростки, находящиеся в трудной
жизненной ситуации. Подобные нарушения
устранены в результате принятых мер
прокурорского реагирования в Удмуртской
Республике, Приморском, Хабаровском
краях, Курганской, Курской областях и
других регионах.
Органами региональной власти в
большинстве случаев не
актуализировалось содержание реестра
организаций отдыха детей и их
оздоровления, что повлекло продажу
путевок в лагеря, не соответствующие
санитарным требованиям либо
перепрофилированные в организации иного
типа (обсерваторы и пр.).
В
Пермском крае по этим причинам в
оздоровительные организации не были
допущены почти 400 подростков, во
исполнение внесенного прокурором
представления их заезд перенесен на
другие сроки. По результатам
рассмотрения актов прокурорского
реагирования в Приморском крае из
регионального реестра исключены
сведения о 80 организациях, которые не
имели документов, подтверждающих
безопасность оказания услуг, в
Ростовской области - о 120 организациях.
В
Краснодарском, Красноярском краях,
Амурской, Волгоградской, Иркутской,
Калининградской, Калужской, Кировской,
Свердловской областях детский отдых
незаконно организовывался в нарушение
эпидемиологического режима, в не
предназначенных для этого местах, а
также под видом походов, тренировочных и
обучающих мероприятий. Прокурорами
пресечена деятельность 69
несанкционированных объектов, дети
возвращены домой либо размещены в
легитимных организациях.
Наибольшее количество нарушений
установлено прокурорами в организациях
детского отдыха.
Повсеместно основанием для
прокурорского вмешательства послужили
факты несоблюдения
санитарно-эпидемиологических
требований, в том числе установленных в
целях предотвращения распространения
коронавирусной инфекции. В Республике
Бурятия, Брянской, Вологодской,
Ленинградской, Омской, Тюменской
областях прокурорами пресечены
нарушения, допущенные при организации
питания детей и содержании помещений.
Проверки показали, что здания,
где размещались дети, не укомплектованы
противопожарным инвентарем, пожарная
сигнализация и системы оповещения в них
нередко находились в неисправном
состоянии (Республика Саха [Якутия],
Забайкальский, Ставропольский края,
Воронежская, Орловская области и др.).
Во
многих регионах объекты детского отдыха
не соответствовали требованиям
антитеррористической защищенности, не
обеспечивались надлежащей охраной. Во
исполнение актов прокурорского
реагирования завершены процедуры
категорирования и паспортизации таких
объектов, обеспечен надлежащий
пропускной режим, периметральное
ограждение. В Сахалинской области по
постановлению прокурора в отношении
руководителя охранного агентства
возбуждено и расследуется уголовное
дело по части 1 статьи 327 Уголовного
кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) за
подделку приложения к лицензии на право
охраны объектов с массовым пребыванием
детей.
Негативное влияние на состояние
законности в данной сфере оказывают
кадровый дефицит квалифицированных
педагогических работников, а также факты
допуска к работе с детьми лиц, не имеющих
необходимого образования, не прошедших
обязательные медицинские осмотры и
вакцинацию либо судимых (республики
Башкортостан, Татарстан, Курская,
Сахалинская, Смоленская, Ярославская
области и др.).
Так, в
Республике Крым по постановлению
прокурора возбуждено уголовное дело по
части 1 статьи 238 УК РФ в отношении
руководителя детского лагеря,
допустившего без оформления трудового
договора к выполнению обязанностей
вожатого лицо, не имеющее
педагогического образования, которым в
последующем совершены насильственные
действия сексуального характера в
отношении воспитанницы лагеря
(привлечен к уголовной ответственности
по пункту "б" части 4 статьи 132 УК
РФ).
В
Краснодарском и Пермском краях во
исполнение представлений прокуроров
расторгнуты трудовые договоры с
сотрудниками ввиду наличия ограничений
на занятие трудовой деятельностью в
сфере образования, воспитания, развития
несовершеннолетних, организации их
отдыха и оздоровления (привлекались к
уголовной ответственности за
преступления против жизни и здоровья,
половой неприкосновенности).
Руководители детских организаций по
инициативе прокуроров подвергнуты
административной ответственности по
части 1 статьи 5.27 Кодекса Российской
Федерации об административных
правонарушениях.
Всего в
ходе проверки выявлено свыше 9 тыс.
нарушений закона, с целью их устранения
внесено более 5,5 тыс. актов реагирования.
По инициативе прокуроров 1,5 тыс. лиц
привлечены к дисциплинарной
ответственности, 600 - к административной,
возбуждены и расследуются семь
уголовных дел.
Анализ
результатов надзорных мероприятий
свидетельствует о необходимости
конкретизации установленных
Федеральным законом от 24.07.1998 N 124-ФЗ (в
редакции от 31.07.2020) "Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации" полномочий органов
государственной власти по осуществлению
контроля в сфере организации отдыха и
оздоровления детей (статья 12.1).
Представляется целесообразным также
разработать и утвердить на федеральном
уровне положение о межведомственной
комиссии по вопросам организации отдыха
и оздоровления детей в субъекте
Российской Федерации (статья 12.5).
В связи
с изложенным прошу в целях
единообразного применения в регионах
требований федерального
законодательства рассмотреть вопрос о
подготовке соответствующих нормативных
правовых актов Министерством
просвещения Российской Федерации.
С
уважением,
первый заместитель
Генерального прокурора
Российской Федерации
А.Э.Буксман
Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен
по:
Администратор образования,
N 4, февраль 2021