Шестакова Е.В.,
эксперт в области гражданского,
коммерческого и налогового права,
кандидат юридических наук
Поддержка малого и среднего бизнеса в разных отраслях экономики
Налоги
имеют стимулирующие функции,
стимулирующая функция выражается в
поддержке отдельных направлений,
которые необходимо развивать, так в
различных странах стимулируются научные
разработки, исследования, IT-технологии,
использование возобновляемых
источников энергии. Система
налогообложения является действенным
инструментом стимулирования
капиталовложений в отдельные отрасли
экономики. К мерам налогового
стимулирования относятся нулевые и
пониженные ставки налогов, налоговые
кредиты, а также ускоренная
амортизация.
Поддержка малого и среднего бизнеса в различных отраслях экономики за рубежом
Налоговые льготы достаточно
распространены за рубежом. Под
налоговыми льготами понимаются
установленные правила, позволяющие
снизить налоговую нагрузку на
налогоплательщика. Такие правила
определяются федеральным
правительством, правительством штата,
региона, а также местными властями.
Налоговые льготы принимаются с целью
поощрения ответственного поведения
налогоплательщика при ведении
коммерческой деятельности. Налоговые льготы имеют следующие
особенности:
https://www.investopedia.com/terms/t/tax-benefit.asp.
-
льготы создают реальную экономию для
налогоплательщика;
-
льготы не однородны и включают в себя
вычеты, кредиты, сниженные ставки,
налоговые убежища;
-
налогоплательщики должны обладать
полной информацией о возможности
применения налоговых льгот и иметь
возможность их применять.
К
отраслям, которые поддерживаются за
рубежом, относятся следующие:
1.
Развитие альтернативных источников
энергии
Во
многих странах в настоящее время
существует нехватка энергоресурсов во
многих уголках мира, кроме того, многие
страны задумываются о снижении
себестоимости энергоносителей,
повышению экологичности технологий. В
частности, в Соединенных Штатах Америки
данному вопросу уделяется особое
значение.
Во-первых, предоставляется
финансовая поддержка для целей развития
объектов возобновляемой энергетики в
виде федерального пособия на
приобретение излишков энергии. К
технологиям, которые поощряются
относятся, ветровые электростанции,
геотермальная энергия, биологические
технологии "замкнутого цикла",
технологии с использованием
сельскохозяйственных и лесных отходов.
В
комплекс мер стимулирования развития
возобновляемых источников энергии в США
относятся:
-
применение ценовых скидок при установке
возобновляемых источников энергии;
-
освобождение от налогов;
-
субсидированные ссуды.
Во-вторых, используется
ускоренная амортизация.
В-третьих, применяется
инвестиционный налоговый кредит.
В целях
стимулирования использования солнечной
и ветряной энергии для получения
энергоресурсов в декабре 2015 г. Конгресс
принял закон, установивший
инвестиционный налоговый кредит на
период с 2016 г. по 2022 г. Его размер на 2019 г.
составлял до 30% расходов на установку
солнечных панелей (батарей). В 2020 г. он
снизился до 26%, а на 2021 г. составит 22%.
https://www.energysage.com/solar/cost-benefit/solar-investment-tax-credit/.
Особенности регулирования
альтернативной энергии состоят в
разработки комплексных решений как на
уровне штатов, так и на федеральном
уровне, кроме того, разработаны
различные меры, касающиеся как закупок
альтернативной энергии, так и
особенностей реализации на
международном уровне. Энергетическая
стратегия определена в Законе "Об
инвестировании чистой энергетики"
(American Clean Energy Investment Act). Целью
энергетической стратегии является выход
на мировой уровень и реализация
энергоресурсов на уровне ведущих стран
производителей энергоносителей, таких
как Саудовская Аравия, Российская
Федерация. Кроме того, меры поддержки
возобновляемой энергии должны также в
будущем привести полностью к замещению
энергии новыми безопасными
технологиями. Так, в соответствии
проектом Закона "О чистой
энергетике" (The Clean Energy Jobs Act) в штате
Иллинойс предусматривается к 2050 году 100%
переход на возобновляемые источники
энергии. Подобная цель поставлена в
штатах Нью-Йорк к 2040 г., Вашингтон - к 2045 г.,
Нью-Джерси - к 2050 г.
Таким
образом, налогообложение имеет целью
коренное преобразование общественного
уклада, изменение мирового
энергоснабжения в целом.
Налоговая поддержка в части
развития альтернативной энергии
осуществляется и в Китае. Так, в Китае
действует ставка НДС 3% в отношении
возобновляемой электроэнергии, в том
числе отношении гидроэнергетики.
2.
Развитие IT-технологий
В
Российской Федерации льготы для
IT-компаний касались сниженных тарифов
страховых взносов и льгот в отношении
НДС по лицензионным продуктам.
Вместе
с тем в некоторых странах, таких как
Ирландия, установлены более льготные
режимы для IT-отрасли:
-
льготный режим по налогу на прибыль;
-
возможность перевода дивидендов в
другие страны;
-
нулевая ставка НДС;
-
ускоренная регистрация программных
продуктов, товарных знаков в Интернете.
3.
Поддержка экспорта
Поддержка экспорта
осуществляется во многих странах, что
связано с расширением деловых связей,
обменных операций. Вместе с тем, в случае
наступления кризисных явлений в
экономике международные связи
замедляются, вводятся определенные
ограничения в передвижении. Однако для
целей стимулирования международной
торговли, продажи на экспорт товаров
государства продолжают предоставлять
льготы.
Например, в Албании действует
льгота по НДС, такфя как обложение по
ставке 0% в отношении:
-
экспорта товаров;
-
международных перевозок;
- услуг,
связанным с морскими перевозками;
-
посреднические услуги, оказываемые за
рубежом.
В
Австрии не облагается НДС:
-
экспорт товаров и услуг, в том числе
приобретаемых в кредит;
-
экспорт товаров и услуг для стран,
которые не являются членами ЕС;
-
товарооборот по поддержке океанических
перевозок и авиации.
В
Австрии также возможно налоговые вычеты
по НДС на различные виды расходов,
связанных с бизнесом: на размещение,
оплату мобильной связи, приобретение
подарков для малого бизнеса, если
стоимость подарка не превышает 40 евро,
покупка, аренда, техническое
обслуживание грузовиков и некоторых
других автомобилей, расходы, связанные с
деловыми партнерами, такие как расходы
на ресторанное обслуживание, маркетинг,
деловые поездки.
В
Азербайджане не облагается НДС экспорт
консалтинговых, юридических,
бухгалтерских, инженерных, рекламных и
других услуг. Освобождаются от НДС
международные или транзитные перевозки
грузов или пассажиров; предоставление
работ или услуг, которые напрямую
связаны с международными или
транзитными рейсами, за исключением
международных почтовых услуг.
Экспорт товаров, услуг, а также
услуги международной перевозки
освобожден от налогов в Белоруссии.
На
Кипре от НДС освобождены поставки
товаров и нематериальных услуг,
поставляемых другому лицу, учрежденному
в ЕС или за пределами Евросоюза.
В Чехии
облагаются по 0% НСД: экспорт товаров за
рубеж, международные перевозки
пассажиров и багажа, транспортные услуги
и иные услуги, которые непосредственно
связаны с экспортом и импортом товаров.
1.
Поддержка строительства и лизинга
Лизинг
и строительство дают новые рабочие
места, позволяют больше инвестировать в
новые производства, обеспечивать
доступное жилье. И естественно, во многих
странах именно данная сфера является
наиболее перспективной с точки зрения
развития и поддержки. Например, нулевая
ставка НДС установлена в Бахрейне для
нового строительства.
В
Бангладеш строительная сфера также
имеет приоритетное значение и
применяется ставка НДС в размере 7,5%.
В
Бельгии применяется сниженная ставка
НДС в отношении ремонта или
реконструкции зданий старше 10 лет (до 1
января 2016 г., 5 лет), что позволяет быстрее
производить реновацию и модернизацию.
Достаточно большая сфера
освобождений действует в Китае. Кроме
обычных льгот, предоставляемых
непосредственно в строительной сфере
освобождаются от НДС услуги
строительного и инженерного надзора за
пределами Китая, что способствует
инвестициям в строительные проекты за
пределы самого континентального Китая.
В Дании
также освобождена от НДС аренда
недвижимости, что позволяет снизить
риски ухода от налогообложения в данном
сегменте экономической деятельности.
2.
Поддержка социальной сферы
Социальная сфера и малый бизнес,
который развивается в сфере образования,
медицинского обслуживания очень уязвим
с точки зрения экономических кризисов,
дополнительных ограничений, а также в
части социальной ответственности.
Поэтому во многих странах применяются
нулевые ставки по налогам в области
образования и медицины, в том числе в
части предоставления платных услуг.
Например, нулевая ставка в отношении
образовательных услуг применяется в
Азербайджане. В Бахрейне от НДС
освобождены предоставление
профилактических и основных медицинских
услуг и сопутствующих товаров и услуг
(медицинские услуги должны быть
квалифицированные медицинские услуги,
предоставляемые квалифицированными
медицинскими работниками или
квалифицированными медицинскими
учреждениями пациенту в течение его
лечения.); поставка или импорт
определенных лекарств и медицинского
оборудования; поставка образовательных
услуг и сопутствующих товаров и услуг в
детские сады, дошкольное, начальное,
среднее и высшее образование.
Освобождение от налогообложения
образовательной и медицинской
деятельности действует также в Канаде.
В
Коста-Рике освобождены от
налогообложения частные
образовательные услуги, которые
предоставляются дошкольными
учреждениями, средними школами,
колледжами и любыми другими учебными
заведениями.
В Китае
пошли дальше и освобождение от НДС
действует в отношении импортного
оборудования и аппаратуры, используемых
непосредственно для научных
исследований, разработок и
экспериментов, а также для
образовательных целей. Таким образом, не
только сама образовательная
деятельность освобождена от НДС, но и
современное оборудование, которое в
дальнейшем используется для повышения
качества образовательной
деятельности.
3.
Поддержка гостиниц и ресторанов
Гостиницы и рестораны
традиционно являются сферой, где ведут
деятельность многие малые и
микропредприятия, а также предприятия
семейного бизнеса. В некоторых странах,
например, в Германии данная сфера не
облагается налогом с продаж.
В ряде
стран существуют льготы в виде 0% ставки
НДС , например, такая льгота применяется
в Бангладеш.
Таким
образом, среди перспективных
направлений налоговой поддержки,
которые не поддерживаются в должной мере
в России можно выделить:
-
возобновляемую энергетику, развитие
которой позволит снизить расходы
населения на подключение к
энергоресурсам, использовать
альтернативные источники
электроэнергии, развивать производство
сопутствующих товаров, услуг;
-
строительство и реконструкция, снижение
ставок НДС и ставок специальных
налоговых режимов позволяет увеличить
инвестиции в данную сферу, а также
своевременно обновлять основные
средства, реконструировать ветхий
фонд;
-
гостиничный и ресторанный бизнес входит
в сферу обслуживания в туристической
деятельности, и развитие которой
является очень важной с точки зрения
расширения внутреннего туризма.
Кроме
того, за рубежом в целях развития
инвестиций в малый бизнес возможно
применение переноса убытков на будущее.
В настоящее время в России действует
правило переноса 50% убытков, вместе с тем,
например, в Австралии если вы не можете
произвести вычет убытков при
осуществлении деловой активности в
текущем году, возможно отложить убытки
на следующий налоговый период. Если в
следующем году компания получит прибыль,
то за счет прибыли возможно
компенсировать частично или полностью
убытки в пределах получаемой прибыли.
При этом порядок переноса убытков на
будущее не ограничен, возможно
переносить убытки бесконечное
количество раз на неопределенный срок.
Убыток может быть отложен на
неопределенный срок до выполнения
одного из следующих условий:
-
убыток может быть компенсирован от
коммерческой деятельности;
-
налогоплательщик соответствует
требованиям в отношении некоммерческих
потерь;
-
комиссионер по своему усмотрению
осуществляет компенсацию убытков.
Данные
меры являются действенными в отношении
малых производственных предприятий,
строительной сферы, новых разработок, в
том числе в области возобновляемой
энергии.
Новые виды поддержки малого и среднего бизнеса в различных отраслях экономики в России
Налогообложение в России претерпело
достаточно серьезные изменения в 2020
году, что было связно с коронавирусной
инфекцией и наличием отраслей, которые
наиболее пострадали от ограничений,
вводимых в 2020 году. Также были введены
дополнительные льготы для развития
перспективных отраслей экономики,
приняты меры в части осуществления
налогового маневра в IT-отрасли.
1. Установление отраслей, которые могут получить отсрочку по налогам и сборам
Для наиболее пострадавших отраслей в 2020
году предоставлена отсрочка по налогам и
сборам.
К
основным пострадавшим сферам
деятельности относятся следующие:
N |
Сфера деятельности |
Код ОКВЭД2 |
1. |
Авиаперевозки, аэропортовая деятельность, автоперевозки | |
|
Деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта |
49.3 |
|
Деятельность автомобильного грузового транспорта и услуги по перевозкам |
49.4 |
|
Деятельность пассажирского воздушного транспорта |
51.1 |
|
Деятельность грузового воздушного транспорта |
51.21 |
|
Деятельность вспомогательная, связанная с воздушным транспортом |
52.23.1 |
|
Деятельность аэропортовая |
52.23.11 |
|
Обеспечение обслуживания (управления) воздушного движения |
52.23.12 |
|
Выполнение авиационных работ |
52.23.13 |
|
Деятельность вспомогательная прочая, связанная с воздушным транспортом |
52.23.19 |
2. |
Культура, организация досуга и развлечений | |
|
Деятельность творческая, деятельность в области искусства и организации развлечений |
90 |
3. |
Физкультурно-оздоровительная деятельность и спорт | |
|
Деятельность в области спорта, отдыха и развлечений |
93 |
|
Деятельность физкультурно-оздоровительная |
96.04 |
|
Деятельность санаторно-курортных организаций |
86.90.4 |
4. |
Деятельность туристических агентств и прочих организаций, представляющих услуги в сфере туризма | |
|
Деятельность туристических агентств и прочих организаций, представляющих услуги в сфере туризма |
79 |
5. |
Гостиничный бизнес | |
|
Деятельность по предоставлению мест для временного проживания |
55 |
6. |
Общественное питание | |
|
Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков |
56 |
7. |
Деятельность организаций дополнительного образования, негосударственных образовательных учреждений | |
|
Образование дополнительное детей и взрослых |
85.41 |
|
Предоставление услуг по дневному уходу за детьми |
88.91 |
8. |
Деятельность по организации конференций и выставок | |
|
Деятельность по организации конференций и выставок |
82.3 |
9. |
Деятельность по предоставлению бытовых услуг населению (ремонт, стирка, химчистка, услуги парикмахерских и салонов красоты) | |
|
Ремонт компьютеров, предметов личного потребления и хозяйственно-бытового назначения |
95 |
|
Стирка и химическая чистка текстильных и меховых изделий |
96.01 |
|
Предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты |
96.02 |
Основной перечень отраслей, которые
пострадали от коронавирусной инфекции
установлен в постановлении
Правительства Российской Федерации от 3
апреля 2020 г. N 434 "Об утверждении
перечня отраслей российской экономики, в
наибольшей степени пострадавших в
условиях ухудшения ситуации в
результате распространения новой
коронавирусной инфекции".
Согласно статье 64 НК РФ отсрочка
или рассрочка по уплате налога
представляет собой изменение срока
уплаты налога при наличии оснований,
предусмотренных настоящей статьей, на
срок, не превышающий один год.
Отсрочка или рассрочка по уплате
федеральных налогов в части, зачисляемой
в федеральный бюджет, а также страховых
взносов может быть предоставлена на срок
более одного года, но не превышающий трех
лет.
То есть
порядок предоставления отсрочки по
налогам прямо предусмотрен Налоговым
кодексом.
Правила предоставления такой
отсрочки в связи с коронавирусом
отдельно установлены в постановлении
Правительства РФ от 02.04.2020 N 409 "О мерах
по обеспечению устойчивого развития
экономики" (вместе с "Правилами
предоставления отсрочки (рассрочки) по
уплате налогов, авансовых платежей по
налогам и страховых взносов").
За
отсрочкой может обратиться лицо, которое
обладает следующими признаками:
а)
снижение доходов более чем на 10
процентов;
б)
снижение доходов от реализации товаров
(работ, услуг) более чем на 10 процентов;
в)
снижение доходов от реализации товаров
(работ, услуг) по операциям, облагаемым
налогом на добавленную стоимость по
ставке 0 процентов, более чем на 10
процентов;
г)
получение убытка по данным налоговых
деклараций по налогу на прибыль
организаций за отчетные периоды 2020 года
при условии, что за 2019 год убыток
отсутствовал.
Наличие убытка определяется на
основании данных налоговой декларации
по налогу на прибыль организаций за
отчетный период, предшествующий
кварталу, в котором подается заявление.
Показатель снижения доходов от
реализации товаров (работ, услуг),
облагаемой налогом на добавленную
стоимость по ставке 0 процентов,
рассчитывается, если объем указанной
реализации составляет более 50 процентов
общего объема реализации товаров (работ,
услуг) и имущественных прав.
Что нужно сделать налогоплательщику?
Налогоплательщику прежде всего
необходимо подать соответствующее
заявление.
Заявление рассматривается, если
оно подано до 1 декабря 2020 г.
При
подаче заявления заинтересованное лицо
представляет в налоговый орган
обязательство, предусматривающее на
период изменения срока уплаты
соблюдение условий, на которых
принимается решение о предоставлении
отсрочки (рассрочки), а также график
погашения задолженности.
При
предоставлении отсрочки на срок, не
превышающий 6 месяцев, предоставление
обеспечения исполнения обязанности не
требуется.
Какие установлены сроки предоставления отсрочки?
Срок |
Критерии (один из нижеследующих) |
Первоначальная отсрочка | |
на один год |
снижение доходов более чем на 50 процентов; |
|
наличие убытков при
одновременном снижении доходов более
чем на 30 процентов; |
на 9 месяцев |
снижение доходов более чем на 30
процентов; |
|
снижение доходов стратегических, системообразующих, градообразующих организаций или организаций, реализующих социально значимые товары (услуги), или организаций, относящихся к крупнейшим налогоплательщикам, более чем на 20 процентов |
на 6 месяцев |
снижение доходов более чем на 20
процентов; |
|
снижение доходов стратегических, системообразующих, градообразующих организаций или организаций, реализующих социально значимые товары (услуги), или организаций, относящихся к крупнейшим налогоплательщикам, более чем на 10 процентов |
на 3 месяца |
в иных случаях |
Последующая рассрочка платежей | |
на срок 5 лет |
в отношении стратегических, системообразующих, градообразующих организаций или организаций, относящихся к крупнейшим налогоплательщикам, при снижении доходов более чем на 50 процентов |
на срок 3 года |
в отношении стратегических, системообразующих, градообразующих организаций или организаций, относящихся к крупнейшим налогоплательщикам, при снижении доходов более чем на 30 процентов |
на срок 3 года |
снижение доходов
более чем на 50 процентов; |
Какие предприятия имеют особую важность
и имеют право на последующую пролонгацию
уплаты налогов?
а) под
организациями, реализующими социально
значимые товары (услуги), - организации, у
которых за последние два налоговых
периода сумма реализации товаров (услуг)
по ставке 10% составляет более 30 процентов
совокупной суммы реализации товаров
(работ, услуг), передачи имущественных
прав;
б) под
стратегическими организациями -
организации, включенные в перечень
стратегических организаций, а также
федеральных органов исполнительной
власти, обеспечивающих реализацию
единой государственной политики в
отраслях экономики, в которых
осуществляют деятельность эти
организации, утвержденный распоряжением
Правительства Российской Федерации от 20
августа 2009 г. N 1226-р;
в) под
системообразующими организациями -
организации, перечень которых утвержден
Правительственной комиссией по
повышению устойчивости развития
российской экономики;
г) под
градообразующими организациями -
организации, у которых среднее
количество застрахованных лиц согласно
данным расчетов по страховым взносам за
последние 4 отчетных периода составляет
более 5000 человек.
В
целом, данные льготы для отдельных
отраслей не являются столь масштабными
как в других странах, например, как в США,
поскольку во многих странах меры
поддержки продлили на 2021 и даже на 2022
годы. Кроме того, получение льгот
осуществляется не в автоматическом
режиме. Также если коды ОКВЭД не
соответствуют осуществляемым видам
деятельности, то льготу получить не
получится.
Данные
меры должны привести, по мнению автора, к
следующим результатам:
-
снижение количества компаний малого
бизнеса, которые будут ликвидированы в
ближайшие годы;
-
экономическая стабилизация после
кризисных явлений в экономике, связанных
с коронавирусом.
2. Установление льгот для ИТ-компаний
В настоящее время в связи с
цифровизацией экономики, развитием
IT-технологий с 2021 года предусмотрена
реализация IT-маневра, который будет
носить бессрочный характер. Такие
налоговые льготы призваны развивать
новые технологии и будут способствовать
развитию именно данного направления.
Поэтому среднему и крупном бизнесу
выгодно открывать собственные
IT-компании и таким образом экономить на
налогах.
Экономия может достигаться за
счет применения льготных ставок по
налогу на прибыль:
• - 3% -
по налогу в федеральный бюджет;
• - 0% -
по налогу в региональный бюджет.
Данные
льготы могут использоваться две
категории компаний
К
первой относятся организации, которые:
- осуществляют деятельность в
области IT;
- разрабатывают и реализуют
разработанные ими программы для ЭВМ,
базы данных на материальном носителе или
в форме электронного документа по
каналам связи или оказывают услуги,
выполняют работы по разработке,
адаптации и модификации программ для
ЭВМ, баз данных;
- устанавливают, тестируют и
сопровождают программы для ЭВМ и базы
данных.
Ко
второй категории юрлиц, имеющих право
применять пониженные ставки, относятся
организации, которые ведут деятельность
по проектированию и разработке изделий
электронной компонентной базы и
электронной или радиоэлектронной
продукции.
Условия применения сходны с
условиями для первой категории:
- включение в соответствующий
реестр;
- доля доходов от реализации услуг
(работ) по проектированию и разработке
изделий электронной компонентной базы и
электронной (радиоэлектронной)
продукции по итогам отчетного или
налогового периода не менее 90% от суммы
всех доходов;
- среднесписочная численность не
менее 7 человек.
Одобренный маневр затронет также
взносы в государственные внебюджетные
фонды. IT-компании смогут отчислять не 14%
как сейчас, а 7,6%. На отчисления в
Пенсионный фонд пойдет 6%, на социальное
страхование - 1,5%, в бюджет ОМС - 0,1%. Таким
образом, экономия будет достижима путем
применения совокупности различных видов
налогообложения.
К
рискам данного варианта налоговой
оптимизации можно отнести риск
переквалификации деятельности подобных
компаний или отдельных сделок, которые
они совершают в рамках своей работы.
В
качестве примера можно привести спор
компании mail.ru. Компания не платила НДС с
тех самых "дополнительных
функциональных возможностей".
Пользователь скачивал игру и играл в нее
бесплатно, однако приобретал
дополнительные предметы - доспехи,
оружие и прочее. Долгое время компания
судилась с налоговиками по поводу
возможности применения льготы в
отношении этих дополнительных
функциональных возможностей ПО,
доказывая, что они тоже представляют
собой по сути передачу прав на
использование программ для ЭВМ.
"Дочка" Mail.Ru Group "Мэйл.ру Геймз"
судилась с ФНС по вопросу начисления НДС
за продажу предметов и валюты в
онлайн-играх с 2014 года. По мнению
налоговых служб, такие сделки считаются
оказанием услуг по управлению играми,
тогда как холдинг считал это продажей
прав на дополнительные возможности.
Подобные риски могут возникать и
в будущем при применении льгот, но просто
нужно быть готовым к возникновению
подобных спорных ситуаций.
В
целом, автор на основе различных
источников прогнозирует рост ВВП, рост
собираемости налогов именно посредством
роста IT отрасли.
https://expert.ru/expert/2020/29/it-udvoenie-v-vvp/.
https://tass.ru/ekonomika/6945652.
Таблица
Уровень развития IT-отрасли посредством снижения налогов
|
2020 |
2024 |
Уровень IT-отрасли в ВВП страны |
0,9% |
2% |
Объем ВВП России за II квартал 2020 г. в натуральном выражении |
23288,2 млрд. рублей |
24754,45 млрд. рублей |
Уровень IT-отрасли в ВВП страны за II квартал |
209,6 млрд. рублей |
495,09 млрд. рублей |
Годовое выражение |
429,3 млрд. рублей |
990,28 млрд. рублей |
Таким образом, льготы могут привести к
значительному увеличению объема
поступлений от данной отрасли.
Кроме
того, к положительным эффектам можно
отнести следующие:
-
развитие сопутствующих технологий,
-
развитие государственных услуг, а также
налогового администрирования;
-
усиление позиции Российской Федерации,
конкурентных преимуществ на современных
рынках новых технологий.
Следует обратить внимание на
рост капитализации российских и
зарубежных компаний.
Диаграмма
Капитализация зарубежных ИТ-компаний (в млрд. долларов)
https://www.crn.ru/news/detail.php?ID=147965.
|
Диаграмма
Капитализация российских ИТ-компаний (в млрд. долларов)
|
Очевидно, что капитализация российских
ИТ-компаний в разы уступает
капитализации иностранных компаний, в
этой связи налоговый маневр просто
необходим для целей развития данной
отрасли. Конечно, маневр представляется
запоздалым, поскольку льготы для
ИТ-компаний существовали достаточно
давно и в США, и в Ирландии, где
регистрировались крупные компании для
целей получения налоговых льгот и
преференций.
3. Установление льгот в области здравоохранения
Еще одной отраслью, где сохранятся и
увеличатся льготы, будет
здравоохранение. Предоставление льгот
данному виду деятельности очевиден и
связан с коронавирусом.
К
примеру, в 2021 году сохранятся льготы для
реализации медицинских товаров и
изделий. Освобождается от
налогообложения НДС реализация
медицинских товаров отечественного и
зарубежного производства по Перечню,
утвержденному постановлением
Правительства от 30 сентября 2015 г. N 1042
(подп.1 п.2 ст.149 НК РФ):
медицинских изделий при
предоставлении регистрационного
удостоверения в инспекцию;
протезно-ортопедических изделий,
сырья, материалов и полуфабрикатов для
их изготовления;
технических средств, включая
автомототранспорт, материалы, которые
могут быть использованы исключительно
для профилактики инвалидности или
реабилитации инвалидов (в их числе
специально оборудованные средства
транспорта, предназначенные
исключительно для перевозки
инвалидов);
очков
корригирующих (для коррекции зрения),
линз для коррекции зрения, оправ для
очков для коррекции зрения.
С 1
января 2021 года для льготирования
спецтранспорта для перевозки инвалидов
(п.26 раздела III перечня) понадобится
дополнительное условие. Оно
предусмотрено Постановлением
Правительства от 18 сентября 2020 г. N 1480. Для
того, чтобы применить льготу, такие ТС
должны иметь подтверждение, что они
предназначены исключительно для целей
перевозки инвалидов. Применять льготы по
НДС также могут и лизинговые компании.
Условиями для применения лизинговой
компанией освобождения от
налогообложения НДС в соответствии с
подпунктом 33 пункта 2 статьи 149 НК РФ
являются:
-
предоставление медицинских изделий на
основании договора финансовой аренды
(лизинга) с правом выкупа;
-
наличие у медицинского изделия
регистрационного удостоверения
медицинского изделия, выданного в
соответствии с правом ЕАЭС или в
соответствии с законодательством РФ (до
31.12.2021).
Организация вправе применить
освобождение от налогообложения НДС при
реализации услуг лизинга с правом выкупа
медицинского оборудования, имеющего
регистрационное удостоверение, в случае,
если у Лизингополучателя отсутствует
лицензия на оказание медицинских
услуг.
К
рискам можно отнести некорректное
ведение учета, отсутствие первичных
документов, закрывающих актов. Важно
помнить, что проверки налоговых органов
в настоящее время возобновлены, а это
означает контролирующие органы могут
обратить внимание на нестандартные
сделки, формы расчетов, отсутствие
подтверждающих документов.
Для
использования льготы в отношении
спецтранспорта необходимо получать
специальный документ. Без такого
документа рассчитывать на льготу будет
нельзя. ОТТС - это документ,
подтверждающий соответствие
транспортного средства требованиям
"Системы сертификации механических
транспортных средств и прицепов", а
также национальным и международным
нормативным документам. Его нужно
получать при ввозе транспортного
средства в Россию или на территорию
Таможенного Союза из-за рубежа или если
планируется его серийное производство.
На основании ОТТС органами ГИБДД и
таможни выдают производителю (продавцу)
новых транспортных средств ПТС в целях
их дальнейшей продажи или для постановки
на учет. Документ оформляется
практически на все виды ТС,
эксплуатируемых на дорогах
общественного пользования, включая
транспортные средства специального
назначения (пожарные, медицинской
помощи, катафалки и др.). СБКТС - это
особый документ, подтверждающий, что
конструкция ТС отвечает требованиям
нормативов, определяющих требования к
безопасности. При его наличии ТС можно
эксплуатировать на дорогах, продавать,
сдавать в аренду и т.д.
В
других странах системы медицинского
страхования входят в систему налоговых
льгот для бизнеса. Так, в Великобритании
расходы на медицинское страхование
компаний расцениваются как коммерческие
расходы, а кроме того, в случае наличия
подобных расходов компания может
рассчитывать на налоговые льготы и
преференции. Медицинское страхование
облагается IPT по стандартной ставке,
которая с 1 июня 2017 года составляет 12%.
Фактически, медицинское коммерческое
страхование развито гораздо больше, чем
в России, и в результате, такое
страхование также является мерой
поддержки медицинской отрасли.
Особые условия поддержки малого и среднего бизнеса в различных отраслях экономики за рубежом
За рубежом существует целый ряд программ
поддержки малого и среднего, которые
являются достаточно специфичными, но
могут быть использованы в Российской
Федерации.
1. Рефинансирование для владельцев коммерческой недвижимости для целей ведения социально-ориентированного бизнеса
В США Администрацией малого бизнеса (SBA)
также разработана в 2016 году программа
рефинансирования для владельцев
коммерческой недвижимости. Программа
действует для финансирования
приобретения недвижимости, и прежде
всего направлена на финансирование
социально-ориентированных отраслей и
недвижимости специального назначения. В
отношении рефинансирования
приобретения коммерческой недвижимости
применяются также четкие рамки для
предоставления кредитования, такие как
срок действия компании в течение двух
лет, ограничение в отношении доходов от
вида деятельности, отсутствие
государственных кредитов и займов.
Программа распространяется как на
приобретение, так и на строительство
коммерческой недвижимости, также за счет
программы рефинансирования возможно
провести реконструкцию здания или
достройку, вместе с тем,
рефинансирование распространяется
только на первый ипотечный кредит.
Данная программа может использоваться
теми субъектами малого
предпринимательства, которые приобрели
недвижимость в последнее десятилетие, и
рассчитывают снизить расходы за счет
замены коммерческого банковского
кредитования на государственное.
Для
государства подобная программа будет
способствовать созданию и удержанию
рабочих мест, развитию социально
значимых отраслей и малого бизнеса в
целом, а в долгосрочной перспективе
увеличению уплаты налогов за счет
увеличения прибыли субъектов малого
предпринимательства и одновременного
уменьшения расходов. Предприятия путем
использования программы
рефинансирования в коммерческую
недвижимость улучшают диверсификацию в
регионе и повышают одновременно
стабильность местной экономики. В рамках
реализации программы субъекты малого
предпринимательства одновременно
должны создать рабочие места, исключение
составляют отдельные виды субъектов
малого предпринимательства, которым
предоставляются преференции, в
частности, организации инвалидов,
предприятия, находящиеся в
собственности женщин-предпринимателей,
лица, пострадавшие от военных действий.
Преференции также предоставляются
компаниям, расположенным в сельских
районах, особых зонах и использующих
энергосберегающие технологии. Программа
предусматривает возможность
рефинансирования кредитов на
приобретение или строительство
недвижимости стоимостью до 5 миллионов
долларов, и при этом предусматривает
применение ставки по кредитованию ниже
рыночной, которая является
фиксированной в течение 20 лет, вместе с
тем, рефинансирование покрывает
половину стоимости здания или
сооружения, расходов на расширение
бизнеса.
2. Налоговая поддержка экологически чистых технологий
Целью налоговой поддержки в Канаде
является достаточно глобальная цель в
отношении создания будущего с нулевыми
выбросами углерода к 2050 году. Для
достижения данной цели применяется
несколько направлений: установление
платы за загрязнение окружающей среды,
дополнительных инвестиций в технологии,
снижение налогов. Данная отрасль также
повлечет создание множества хорошо
оплачиваемых рабочих мест. Кроме того,
целью развития экологически чистых
технологий является предотвращение
изменений климата. Для этого необходимо
использовать батареи с нулевым выбросом,
электромобили, внедрять новое поколение
солнечных батарей, использовать
технологии улавливания углерода,
которые позволяют снизить загрязнение
воздуха и иные технологии. В настоящее
время растет спрос на экологически
чистую продукцию и к 2022 году он достигнет
2,5 триллионов долларов.
Для
этих целей планируется снижение
корпоративного налога для
компаний-производителей технологий и
товаров, позволяющих снизить выбросы в
окружающую среду. При этом для малых
предприятий корпоративный налог будет
снижет с 9% до 4,5%, а для более крупных
компаний-производителей "чистых"
технологий налоги будут снижены с 15% до
7,5%.
При
этом налог на чистые технологии
обойдется примерно в 15 миллионов
долларов в 2020-21 годах и вырастет примерно
до 67 миллионов долларов к 2023-24 годам.
3. Налоговое стимулирование для женщин-предпринимателей в социальных сферах
Наибольшее развитие меры налогового
стимулирования получили в Соединенных
Штатах Америки, где создан Национальный
женский деловой Совет.
https://www.nwbc.gov/content/does-your-state-have-tax-incentive-support-women-business-owners.
Налоговые стимулы являются одним
из инструментов стимулирования бизнеса,
активизации бизнеса в отношении женщин,
которые по тем или иным причинам не могут
устроиться на работу, в частности,
наличие маленьких детей, многодетные
семьи, женщины, ухаживающими за
престарелыми и инвалидами. У многих
женщин, не имеющих возможности
осуществлять трудовую деятельность,
остается вариант ведения бизнеса,
который не требует присутствия в офисе в
течение всего рабочего времени. При этом
виды бизнеса, которые ведут женщины,
часто являются
социально-ориентированными: создание
детских садов, помощь инвалидам и
престарелым, медицинское обслуживание,
консультации, создание небольших
производств. Вместе с тем для развития
бизнеса требуются финансовые вложения,
инвестиции и налоговые стимулы.
Одним
из инструментов, которые в США
используются для целей развития
женского предпринимательства, являются
налоговые кредиты. Подобные кредиты
могут стимулировать развитие бизнеса
женщинами, поскольку инвесторы получают
налоговый вычет в размере до 30%, а
женщины-предприниматели получают
инвестиции для развития капитала, и
одновременно налоговое кредитование
является способом снижения стоимости
капитала для малого бизнеса, упрощает
процедуру инвестирования денежных
средств. Ряд штатов разрабатывает
отдельные программы, направленные в том
числе на развитие женского
предпринимательства, так в Филадельфии
действует двухлетнее освобождение от
налогов, а также предоставляются кредиты
за создание рабочих мест; в Калифорнии
действует программа, помогающая при
создании и сохранении рабочих мест.
Также для развития женского
предпринимательства используется
федеральное налоговое кредитование,
осуществляемое посредством
использования фондов, получающих
бюджетные ассигнования и
предоставляющих инвестиции в различные
проекты.
В
соответствии с Законом о малом бизнесе
2016 года для целей развития
предпринимательства также приняты
программы консультирования и обучения
женщин предпринимателей, целью которых
является развитие специализированных
центров предпринимательства,
использование грантов, обеспечение
финансовой гибкости в получении
микрозаймов и налоговых кредитов для
женщин-предпринимателей. В целом,
подобные программы способствуют
развитию предпринимательства среди
отдельных слоев населения.
4. Налоговое стимулирование для пенсионеров-предпринимателей
Еще одним видом налогового
стимулирования в предпринимательстве
является стимулирование
пенсионеров-предпринимателей. Подобный
вид стимулирования является достаточно
инновационным, вместе с тем, он уже
апробирован во многих странах, где
поощряется работа пенсионеров. К таким
странам можно отнести Японию,
Великобританию. Программы налогового
стимулирования пенсионеров созданы для
решения целого ряда проблем, таких как
демографические проблемы, наполнение
пенсионных фондов, необходимость
повышения пенсионного возраста в связи
со старением населения во многих
странах. В этой связи программы
налогового стимулирования призваны
решить целый ряд социальных задач.
Положительными аспектами налогового
стимулирования предпринимательства для
пенсионеров являются следующие:
создание дополнительных рабочих мест,
увеличение пополняемости бюджетов в
отношении уплачиваемых страховых
взносов, а также налога на доходы
физических лиц за счет стимулирования
малого и микропредпринимательства среди
пенсионеров. При этом для самих
пенсионеров осуществление
предпринимательской деятельности
позволяет: повысить доходы, увеличить
социальную значимость в обществе,
получить финансовую независимость от
пенсионных накоплений. В частности,
программа пенсионного налогового
кредитования для работающих пенсионеров
и пенсионеров, ведущих бизнес,
предполагает получение налоговых льгот.
Пенсионеры получают гарантии налоговых
пенсионных кредитов для снижения
налоговых отчислений в бюджет, сумма
налогового кредита зависит от доходов
пенсионера и может быть рассчитана путем
применения специального налогового
калькулятора. Таким образом, осуществляется
налоговое стимулирование работы
пенсионеров.
https://www.citizensadvice.org.uk/benefits/help-if-on-a-low-income/help-with-your-council-tax-council-tax-reduction/council-tax-reduction-what-you-need-to-know/.
В
России, напротив, налоговое
стимулирование для работающих
пенсионеров не предусмотрено, кроме
этого с 2016 года была отменена индексация
пенсий для работающих пенсионеров, таким
образом, для пенсионеров отсутствуют
методы стимулирования для осуществления
трудовой деятельности или ведения
предпринимательства.
В
целом, развитие инновационного
налогового стимулирования позволяет
решить как социальные, так и
демографические проблемы. Кроме того,
налоговое стимулирование позволяет в
целом привлечь в экономику инвестиции,
способствовать развитию научных
исследований и разработок, что является
важным фактором технологического
прогресса и экономического роста.
В
Российской Федерации также могут быть
использованы подобные инструменты для
различных социальных программ, развития
инновационных технологий, а также
социально незащищенных слоев
населения.
Ссылается на
- Об утверждении перечня медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость (с изменениями на 16 сентября 2023 года)
- Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции (с изменениями на 10 марта 2022 года)
- О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики (с изменениями на 7 ноября 2020 года)
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) (с изменениями на 30 сентября 2024 года) (редакция, действующая с 30 октября 2024 года)
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) (с изменениями на 29 октября 2024 года)