Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 8 декабря 2020 года N 31-4-4/2796

[О праве на предоставление рассрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица]


Юридический департамент Банка России рассмотрел обращение Ассоциации российских банков от 01.10.2020 N А-02/5-375 о применении Федерального закона от 20.07.2020 N 215-ФЗ "Об особенностях исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также возврата просроченной задолженности в период распространения новой коронавирусной инфекции" (далее - Федеральный закон N 215-ФЗ) и отмечает, что Банк России не наделен полномочиями по официальному разъяснению норм законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, является Минюст России (подпункт 1 пункта 1 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1313).

ФССП России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности (пункт 1 Положения о Федеральной службе судебных приставов, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1316).

В целом отмечаем, что Федеральный закон N 215-ФЗ регулирует деятельность судебных приставов-исполнителей по ведущимся ими исполнительным производствам. Вместе с тем полагаем возможным высказать мнение по отдельным вопросам обращения.

Правом на предоставление рассрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица в соответствии со статьей 37 Федерального закона "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон N 229-ФЗ) обладает суд, другой орган или должностное лицо, выдавшее исполнительный документ, в то время как из системного прочтения части 5 статьи 1 и частей 1, 3 и 4 статьи 2 Федерального закона N 215-ФЗ следует, что рассрочка предоставляется судебным приставом-исполнителем. Кроме того, статьей 37 Федерального закона N 229-ФЗ право на обращение с соответствующим заявлением предоставлено взыскателю, должнику и судебному приставу-исполнителю, а Федеральным законом N 215-ФЗ - только должнику.

Отмечаем, что, по нашему мнению, рассрочка, предусмотренная Федеральным законом N 215-ФЗ, предоставляется только должнику, обратившемуся за ее предоставлением и соответствующему установленным данным Федеральным законом условиям. Дополнительно обращаем внимание на разъяснения Верховного Суда Российской Федерации в отношении применения статьи 37 Федерального закона N 229-ФЗ, согласно которым "наличие отсрочки или рассрочки у одного из солидарных должников по исполнительному документу не является основанием для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения другим солидарным должникам, поскольку фактические обстоятельства, влекущие возможность применения таких мер, носят индивидуальный характер".

Пункт 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства".

Относительно нормы, предусмотренной частью 5 статьи 1 Федерального закона N 215-ФЗ, отмечаем, что, на наш взгляд, данная норма сформулирована как обязанность должников не совершать сделки, связанные с выдачей поручительств, гарантий, и сделки, связанные с отчуждением или обременением принадлежащего им имущества.

Поскольку за предоставлением рассрочки должники обращаются к судебному приставу-исполнителю, соответствие должников установленным частью 3 рассматриваемой статьи условиям, как представляется, устанавливается судебным приставом-исполнителем.

Часть 3 статьи 2 Федерального закона N 215-ФЗ не содержит исключения в применении указанного в ней правила к исполнительным документам, содержащим требование о взыскании задолженности по кредитному договору (займу), обеспеченному ипотекой единственного пригодного для постоянного проживания должника жилого помещения. При этом частью 2 указанной статьи установлено, что в отношении должников, указанных в частях 1 и 3 данной статьи, в течение срока рассрочки не применяются меры принудительного исполнения, за исключением наложения ареста на имущество должника, находящееся у должника или третьих лиц, во исполнение судебного акта об аресте имущества. Мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу, к числу которых относится также обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги (часть 1 и пункт 1 части 3 статьи 68 Федерального закона N 229-ФЗ).

Отмечаем также, что Федеральный закон N 215-ФЗ не содержит норм, регулирующих вопросы заключения в течение срока рассрочки мирового соглашения.

По смыслу частей 1 и 3 статьи 2 Федерального закона N 215-ФЗ, на наш взгляд, рассрочка может быть предоставлена по нескольким исполнительным производствам. При этом сумма задолженности по исполнительным документам не может превышать установленных указанными частями пределов.

По вопросу 1 обращения сообщаем об отсутствии концептуальных замечаний относительно мнения Ассоциации по данному вопросу.

Заместитель директора
Юридического департамента
А.А.Борисенко



Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
рассылка


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ