Внимание! Документ недействующий.
Вправе ли заказчик требовать от исполнителя работ/услуг обязательное прохождение тестирования (результат теста на ковид-19) перед выполнением работ/услуг на территории заказчика
Вопрос:
Ввправе ли Заказчик требовать от
Исполнителя работ/услуг обязательное
прохождение тестирования (результат
теста на ковид-19) перед выполнение
работ/услуг на территории Заказчика?
Если
вправе, на основании какого документа
имеет это право?
Ответ:
В
случае если работы осуществляются
вахтовым методом, работники перед
отправкой на вахту должны пройти
лабораторное тестирование на новую
коронавирусную инфекцию. А,
следовательно, у заказчика работ
появляются правовые основания просить
подрядчика (исполнителя) представить
результаты тестов. Для иных случаев (если
вахтовый метод производства работ не
используется) не обнаружено документов
Роспотребнадзора, которыми бы
предусматривалось обязательное
лабораторное обследование (сдача тестов
на COVID-19 и антитела) всех сотрудников
организаций-подрядчиков (исполнителей)
перед началом работ.
Требование проводить тесты
сотрудникам может быть установлено на
региональном уровне. Например, в Москве
работодатель обязан организовать
проведение тестирования на коронавирус
10% работников.
По
мнению регионального УФАС заказчик
вправе требовать от подрядчика пройти
тест на коронавирус при исполнении
госконтракта.
Обоснование:
Во-первых, необходимо отметить,
что исполнитель/подрядчик как
работодатель в отношении своих
сотрудников по общему правилу не вправе
требовать от всех сотрудников
обязательного прохождения тестирования
на коронавирус, ведь необходимым
предварительным условием медицинского
вмешательства является дача
информированного добровольного
согласия гражданина или его законного
представителя на медицинское
вмешательство (часть 1 статьи 20
Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об
основах охраны здоровья граждан в
Российской Федерации").
Так,
обязанности по обеспечению безопасных
условий и охраны труда возлагаются на
работодателя. Работодатель обязан в
случаях, предусмотренных трудовым
законодательством и иными нормативными
правовыми актами, содержащими нормы
трудового права, организовывать
проведение за счет собственных средств
обязательных медицинских осмотров, не
допускать работников к исполнению ими
трудовых обязанностей без прохождения
обязательных медицинских осмотров,
информировать работников об условиях и
охране труда на рабочих местах, о риске
повреждения здоровья, предоставляемых
им гарантиях, полагающихся им
компенсациях и средствах индивидуальной
защиты (статья 212 Трудового кодекса РФ).
Однако
исследование работников на наличие
коронавируса в число обязательных
медосмотров не входит.
Пунктом 1.5 Постановления
Главного государственного санитарного
врача РФ от 30.03.2020 N 9 "О дополнительных
мерах по недопущению распространения
COVID-2019" поручено обеспечить
обязательное проведение лабораторного
обследования на COVID-2019 следующих
категорий лиц:
-
вернувшихся на территорию Российской
Федерацию с признаками респираторных
заболеваний;
-
контактировавших с больным COVID-2019;
- с
диагнозом "внебольничная
пневмония";
-
старше 65 лет, обратившихся за
медицинской помощью с симптомами
респираторного заболевания;
-
медицинских работников, имеющих риски
инфицирования COVID-2019 на рабочих местах, - 1
раз в неделю, а при появлении симптомов,
не исключающих COVID-2019, - немедленно;
-
находящихся в учреждениях постоянного
пребывания независимо от
организационно-правовой формы
(специальные учебно-воспитательные
учреждения закрытого типа, кадетские
корпуса, дома-интернаты, учреждения ФСИН
России) и персонал таких организаций -
при появлении симптомов респираторного
заболевания.
Таким
образом, только при наличии
вышеприведенных обстоятельств
(оснований) организация тестирования на
COVID-2019 обязательна. Так, работодатели -
медицинские организации должны
проводить тесты свои сотрудникам.
Требование проводить тесты
сотрудникам может быть установлено на
региональном уровне.
Например, Приложением 6 к Указу
Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ "О введении
режима повышенной готовности" (пункт
2.5) работодателям предписано обеспечить
в период с 1 июня 2020 г. в течение каждых 15
календарных дней проведение
исследований на предмет наличия новой
коронавирусной инфекции (2019-nCoV) в
отношении не менее 10 процентов
работников.
Однако
проходить или нет тестирование на
коронавирус за счет работодателя - это
выбор работника. Без получения согласия
работника оно проводиться не должно.
Во-вторых, санитарным
законодательством, конечно, не
предусмотрены нормы о праве заказчика
заставить работников исполнителя
(подрядчика) проходить тестирование на
COVID-2019 (как указано выше, для сотрудников
по общему правилу это добровольное, а не
принудительное мероприятие), однако для
снижения рисков распространения COVID-19
сформулированы нормы для организаций,
которые применяют вахтовый метод работы,
с требованием обеспечивать проведение
лабораторного обследования работников
на коронавирусную инфекцию до
производства работ.
Например, если работы
организованы вахтовым методом, то
Методическими рекомендациями МР
3.1/2.2.0176/1-20 "Рекомендации по
организации работы вахтовым методом в
условиях сохранения рисков
распространения COVID-19" (Письмо
Роспотребнадзора от 30.04.2020 N 02/8480-2020-24)
предусмотрено, что за двое суток до
отправки на вахту проводится
лабораторное обследование рабочих на
COVID-19. При подозрении на COVID-19 (наличие
положительного результата) в отношении
работника и его контактных лиц
организуется комплекс соответствующих
противоэпидемических мероприятий с
запретом выезда (пункт 1.5). При отсутствии
признаков заболевания и наличии
отрицательных результатов исследований
биоматериала на новую коронавирусную
инфекцию (COVID-19) сотрудники направляются
к месту осуществления производственной
деятельности и допускаются к работе
(пункт 1.6).
Данные
положения воспринимаются на местах,
например, пункт 2.7 Указа Губернатора
Красноярского края от 27.03.2020 N 71-уг
обязывает работодателей, привлекающих
работников к работам, выполняемым
вахтовым методом, обеспечивать
проведение лабораторного обследования
работников на коронавирусную инфекцию,
вызванную 2019-nCoV, за двое суток до выезда к
месту нахождения объекта производства
работ. При наличии положительного
результата (при подозрении на
коронавирусную инфекцию, вызванную
2019-nCoV) в отношении работника и его
контактных лиц организуется комплекс
соответствующих противоэпидемических
мероприятий с запретом выезда.
Получается, в случае если работы
осуществляются вахтовым методом (см.
главу 47 Трудового кодекса РФ), работники
перед отправкой на вахту должны пройти
лабораторное тестирование на новую
коронавирусную инфекцию. А,
следовательно, у заказчика работ
появляются правовые основания просить
подрядчика (исполнителя) представить
результаты тестов. Ведь и граждане, и
юридические лица (и подрядчик, и
заказчик) обязаны выполнять требования
санитарного законодательства (статья 11,
пункт 3 статьи 39 Федерального закона от
30.03.1999 N 52-ФЗ "О
санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения").
Для
иных случаев (если работники вахтовым
методом не привлекаются) не обнаружено
документов Роспотребнадзора, которыми
бы предусматривалось обязательное
лабораторное обследование (сдача тестов
на COVID-19 и антитела) всех сотрудников
организаций-подрядчиков (исполнителей)
перед началом работ.
Например, Методическими
рекомендациями МР 3.1/2.2.0172/2-20
"Рекомендации по профилактике новой
коронавирусной инфекции (COVID-19) среди
работников строительной отрасли"
(приложение к Письму Роспотребнадзора от
18.04.2020 N 02/7329-2020-27) в отношении работников
строительной отрасли не сформулировано
требование об обязательности
тестирования на коронавирус; достаточно
организовать ежедневный перед началом
рабочей смены "входной фильтр" с
проведением контроля температуры тела
работника (пункт 1.3). Отбор
биологического материала у работников и
проведение его лабораторного
исследования на COVID-19 осуществляется
только в отношении иностранных граждан,
прибывших на работу / привлеченных к
трудовой деятельности (пункт 1.7).
Вместе
с тем, необходимо учитывать первую
правоприменительную практику,
сформированную по вопросу. Так,
Кемеровское УФАС посчитало, что заказчик
вправе обязать работников подрядчика
сдать тесты на коронавирус на момент
начала ремонтных работ по
госконтракту.
Так,
госзаказчик в документации установил
требование: в целях противодействия
распространению новой коронавирусной
инфекции (COVID-19) на территории заказчика
специалисты подрядчика, которые
привлекаются для выполнения ремонтных
работ на объекте, должны предоставить
результат теста на коронавирус,
выполненный не менее чем за 72 часа до
даты первого их выхода на объект.
Участник закупки посчитал это
незаконным и пожаловался в УФАС.
Комиссия Кемеровского УФАС
поддержала заказчика по следующим
основаниям:
-
требование предъявляется при исполнении
контракта. Оно не является основанием не
допускать участника к закупке;
- тесты
проводятся за счет заказчика. Ни в
документации, ни в проекте контракта эти
расходы на участника не возложены
(Решение Кемеровского УФАС России от
19.11.2020 по делу N 042/06/66-1835/2020).
Следует понимать, что УФАС
анализировала требование с точки зрения
соответствия антимонопольному
законодательству и законодательству о
контрактной системе, а не санитарному
законодательству, поэтому, полагаем,
делать окончательные выводы из данного
кейса преждевременно.
Служба
поддержки пользователей систем
"Кодекс"/"Техэксперт"
Эксперт Лисицкая Ольга Сергеевна
Ссылается на
- О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019 (с изменениями на 20 июня 2022 года) (утратило силу с 17.06.2023 на основании постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2023 N 4)
- О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (с изменениями на 8 августа 2024 года) (редакция, действующая с 19 августа 2024 года)
- Трудовой кодекс Российской Федерации (с изменениями на 8 августа 2024 года)
- Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации (с изменениями на 26 сентября 2024 года)